Откуда: Москва Когда: 11/2005

По маршруту: Вязьма, Ельня, Новоспасское, Рославль, Брянск, Трубчевск, Юдиново, Красный Рог

В Вязьму мне хотелось съездить уже давно. Точнее не в Вязьму, а в Хмелиту – поместье Грибоедовых. «Горе от ума» разобранное на цитаты, вальс, трагическая судьба – вот и все, что я помнила о Грибоедове, но этого было достаточно, чтобы еще в школьные годы поселить в моей душе нечто похожее на привязанность. Разумеется, 3 дня ноябрьских праздников тянули несколько на большее, чем поездка на 200-300 км. Поэтому мы с интересом изучали, что еще можно посмотреть по дороге. Однако, все по-порядку.
4 ноября
В поездку собралось аж 6 экипажей. И в итоге мы все собрались на 147 км Можайского шоссе – у истока Москва-реки. Это был первый в моей жизни исток какой-либо реки. Признаюсь, ожидала увидеть нечто особенное.

Небольшая часовенка, скамейки, пара тропинок. И… ни единой капли. Видимо, Москва-реку законсервировали на зиму. И, вообще, непонятно как это исток оказался в аккурат на обочине трассы. Так что, никакой романтики, однако для небольшой остановки в пути подойдет. Благо, прошу извинить за физиологию, туалет тут же теплый и чистый.
Для ночевки мы выбрали «Вольские дачи» - несколько коттеджей не доезжай до Вязьмы. Соответственно, план на день был такой: поселиться, погулять по Вязьме, съездить в Хмелиту, потом в Высокое (усадьба Шереметева), затем праздничный ужин. Я так далеко в этом направлении не ездила уже лет пять. Не помню как было раньше, но в эту поездку трасса мне очень понравилась – две полосы, разделительная, мало населенных пунктов. Долетели очень быстро. Поселились. Про гостиницу много говорить не буду, но все очень и очень достойно.
Вязьма началась с краеведческого музея, расположенного на центральной площади в соборе.

Сам музей, я бы сказала, не ахти. Но посетить его стоит, если есть желание получить краткий экскурс в историю города. Или, хотя бы, – в географию.
Из музея прямиком направились в Иоанно-Предтеченский монастырь к церкви Одигитрии (под кодовым названием Белоснежная сказка). Так оно и есть. Церковь просто чудо. И как ее не фотографируй – один сюжет: сама церковь.

Правда, мне кажется, также интересен и вид на город. И еще одно забавное наблюдение: в ноябрьские заморозки было еще тепло, но водоемы уже успели замерзнуть. Фантастическое зрелище – осень, солнце и «мальчишек радостный народ коньками звучно режет лед».

Следующий по плану – Аркадьевский монастырь. Вернулись на площадь, припарковались на улице ведущей вверх и продолжили прогулку. Надо заметить, что Вязьма стоит на холмах и это добавляет ей привлекательности.

Мне очень понравился этот город. От Аркадьевского монастыря осталось не очень много. Хорошо выглядит старая сторожевая башня.

А вот площадка перед ней очень замусорена – видимо, место популярное в городе. Рядом сквер и памятник победе русского оружия в войне 1812 года. Судьба Вяземских памятников тоже нелегка – в советское время их всех переплавили, поставили новые – нового времени, и только недавно история вернулась на свои места. Если пройти по скверу от башни к дороге, то через дорогу парк и еще один памятник – герою ВОВ. Вот такая связь времен.

Дорога от Вязьмы к Хмелите проста и незамысловата. Обратно к Минскому шоссе, пересекаем шоссе и все время прямо. Проехали несколько указателей: на родину адмирала Нахимова (позднее узнали, что там небольшой памятник) и на два мемориала – на месте сожженной деревни и «Борогодицкое поле». И вот Хмелита.

Низкий поклон реставраторам. Конечно, пусто в залах без мебели, но сами залы уже восстановлены. Небольшой рассказ о владельцах и для человека с фантазией не составляет сложностей перенестись на несколько веков назад.

Экскурсия по дому продолжается прогулкой по старому саду. А затем – музей П.С. Нахимова.

Он построен совсем по-другому. Экспозиция выполнена очень по-современному, но… история в рассказе экскурсовода.

Хмелиту мы покинули где-то в четыре вечера. Не бог весть какое время, но в ноябре темнеет уже рано. А мне очень хотелось посетить Высокое. Судя по карте, из Хмелиты в Высокое есть короткая дорога, но на практике она тотчас стала грунтовкой. Я бы еще поборолась, но мои спутники… В итоге – марш бросок обратно до трассы и через несколько километров обратный бросок до Высокого. Последние 10 км также нехороши – асфальт как после бомбежки, но мне уже было все равно – на перегонки с солнцем мы торопились к усадьбе. Увы, сумерки еще позволили рассмотреть что-то, но насмотреться мы не смогли. Слишком быстро темнело. Здание усадьбы не произвело особого впечатления, но церковь – это сказка. Очень грустная сказка о никому не нужной красоте.

Вечер закончился за дружеской беседой, шашлыком и т.д.
5 ноября
Утром пришла пора расставаться. В итоге в сторону Брянской области отправилось всего два экипажа. Маршрут очень простой – напрямую: Дорогобуж, Ельня, Рославль, Брянск. Напрямую через Вязьму в Дорогобуж дороги нет, хотя карта утверждает обратное. Поэтому, мы проехали дальше по трассе – до Сафоново, и только оттуда повернули на Дорогобуж. Увы, Болдинский монастырь остался в стороне от нашей поездки. Поэтому лишь осмотрели подворье монастыря в Дорогобуже и отправились дальше. Заехали в Ельню – просто осмотреться. Совершенно неожиданно для себя обнаружили там мемориал погибшим на войне. Точнее – мемориал не совсем об этом, а о создании (присвоении звания) первых гвардейских дивизий, о первом контрнаступлении советских войск. Два момента особо впечатлили – небольшая часовня войне 1812 года и огромное гнездо аиста на стеле.

В хорошем приподнятом настроении мы продолжили дорогу дальше – в Новоспасское – усадьбу Глинки.
Припарковались у магазинчика недалеко от церкви. И прошли к усадьбе дорожкой, ведущей от этой церкви. Как позже нам сказали, именно этот единственный маршрут – от дома к церкви и обратно – проделывал сам композитор.

И еще много чего интересного мы узнали из экскурсии. Особенно мне понравился второй кабинет. Но, пусть это будет для вас такой же приятной неожиданностью, как и для меня. Усадьба – дом, парк, церковь, экскурсия – все это оставило очень приятное впечатление. В конце экскурсии нам предложили водички из местного источника. Нашим спутникам вода понравилась и еще какое-то время мы гуляли по парку, фотографировали желтые осенние листья на замерзшем пруду и заливали всю свободную тару.

Далее идет грустный эпизод нашей поездки. Сразу за Новоспасским асфальт заканчивается и появляется лишь через 25 км. Увы, мы не смогли проехать этот участок без потерь – буквально за 500 м до конца испытаний наше колесо налетело на камень и получило травму несовместимую с жизнью. Предупрежден, значит вооружен. Просто езжайте там 40-60, а не 80-90 как мы. В качестве штрафных очков – потратили время на поиск шиномонтажа в Рославле и замену колеса (точнее покупку камеры). Единственный бонус – пока суть и дело смогли сфотографировать монастырь с точки до которой никогда ранее не додумались бы (в Рославле мы уже бывали далее).

Осень. Темнеет рано. Мы уже знаем, что в 17.00 ловить уже нечего. А впереди по плану Овстюг – усадьба Тютчева и Брянск. Брянская область нас встретила не очень ласково. Запомните населенный пункт Алешино. Засада ГИБДД до Алешино – ее мы миновали, пост ДПС в самом Алешино – тут нас остановили на проверку документов и попытались развести на скорость (без радаров им это не удалось) и засада ГИБДД буквально через 300 метров – тут нам предъявили +30 км (спорить не стали, попросили протокол, пока писали в радаре села батарейка, а копию протокола нам так и не выдали). Но свое черное они сделали. В Овстюг мы въехали уже практически в 17.00. Ни о какой экскурсии внутри дома речи быть уже не могло. Но мы, все-таки, погуляли по парку. Вместе с подгулявшей свадьбой – на входе предупреждение о том, что распивать спиртные напитки на территории усадьбы запрещено.

В Брянск въехали уже затемно. Хотели поискать что-нибудь новенькое из гостиниц, но в итоге приехали в «Чернигов». Несколько лет назад мы уже останавливались в ней. Совок в старинном здании – особенный антураж. Волей судьбы попали в тот же самый люкс. Надо заметить, что сделали нечто подобное евроремонту. Но цена 3000 за номер – это перебор. По-прежнему хочется найти нормальную гостиницу в Брянске. Ужинать поехали в «Брянский картофель» – такая уж у нас была придурь – это была третья попытка попасть в загадочный ресторан. Увы, попытка удалась, но радости нам это не принесло. Тот же самый совок.
6 ноября
В 9.00 мы уже были у машин. Завтрак в «Чернигове» обломился – анонсированное кафе не работало. Близ лежавшие заведения открывались в 12.00. Принято решение – поесть в дороге (обычное дело). В последний день турне наш путь лежал не в сторону Москвы, а совсем наоборот. Мы двинулись в сторону украинской границы, а именно в деревушку Юдиново. Но не просто так, а через Трубчевск. С тем расчетом, чтобы обратно возвратиться через Красный Рог. Старая любовь к круговым маршрутам.
Какая же красота – дорога на Трубчевск и Погар. Весьма пересеченная местность долины Десны. Порой дух захватывает. Сам Трубчевск интересен тем, что уже отметил свое тысячелетие. Город весьма пожилой. Увы, войны оставили ему мало осязаемой истории. Но городскую застройку XIX века и собор информация из интернета нам обещала. Не знаю, в какой век мы погрузились попав в Трубчевск, но явно время тут текло по-другому. По старой привычке попытались самостоятельно выйти на собор, однако постоянно попадали в пешеходную зону и воскресную ярмарку. Гужевой транспорт явно востребован в этих местах. Отчаявшись найти желаемое самостоятельно обратились к сотрудникам ГИБДД на въезде в город. Они не показали нам, они… сопроводили нас. Жаль мигалку не включили. Собор находится в центральном парке. Тут же детские аттракционы а-ля «Лодочки», памятник Бояну и совсем неожиданный святой источник Нила Столбенского. Не поленились спустились к нему с крутого спуска. А внизу та же Десна и дали. Ооочень хорошо.

До Погара доехали быстро, быстро же доехали до Юдиново. Кстати, я же еще не сказал, чего это нас туда потянуло. А там очень забавный музей – стоянка древнего человека (корманьенца) – построенный на средства совхоза-миллионера. Честно говоря, волновалась – найдем ли. Нашли. Очень легко найти. После въезда в Юдиново справа здание промышленного типа из белого кирпича и окон из стеклоблоков. Сверху огромная надпись ПАЛЕОЛИТ. Сложно ошибиться. Зашли внутрь – куча разбросанных костей. На мой взгляд – слишком много. И ничего не понятно.

Хорошо, смотритель предложил рассказать что-нибудь. Познавательно.
Далее отправились смотреть местный краеведческий музей. Скажу честно – я манкировала (уж больно не понравилось снаружи помпезное здание музея), но мои спутники посетили и были очень довольны. Та же история – недостаток редких экспонатов восполнялся энтузиазмом создателей.
А стрелки часов неумолимо перемещались. В 15.00 мы осознали, что до Москвы около 500 км. Пора отправляться домой. Но по пути обязательно заехать в Красный Рог – усадьбу А.К. Толстого (одного из отцов Козьмы Пруткова). Доехали опять-таки достаточно быстро. После поворота с трассы первое что обращает на себя внимание – церковь.

Церковь еще та – усадебная. Рядом часовня, где похоронены писатель и его жена.

Музей расположен на территории дома отдыха. Вход на территорию – бесплатный. Посещение музея несколько напряжно. Без экскурсии – достаточно дешево, с экскурсией – от 400 до 600 рубл6ей. То ли мы устали уже, то ли народ действительно не очень заинтересован в туристах. Какой-то холодок в общении. Но деньги мы заплатили, экскурсию получили. Та же схема, что и в просмотренных усадьбах в предыдущие два дня – первые залы – биография, далее – кто где спал, кто где ел. Интересная судьба, плохо восстановленная/содержащаяся усадьба.

Такой мой вывод. У вас может быть другой. Но посетить стоит.
От Красного Рога до Калуги (через Брянск) – сплошные фуры. Далее проще, не считая ДТП и пробки на полчаса. В 22.00 мы уже были дома. Вывод – жаль, что в Брянске плохо с гостинцами. И в городе, и в области еще много чего посмотреть хочется.