Откуда: Дмитров, Кемь Когда: 08/2012
По маршруту: Дмитров, Валдай, Великий Новгород, Ладога, Петрозаводск, Кижи, Кемь, Соловки, Кивач
Рейтинг отчета:
Автор: Участник форума: Федор
ПУТЕШЕСТВИЕ К ПОМОРАМ
Цель путешествия: посетить Соловки и Кижи.
Участники: Федор (Папа) 1975 г.р., Ульяна (дочь) 2001 г.р., Соня (дочь) 2004 г.р., Раиса Ивановна (бабушка) 1946 г.р.
Способ передвижения: на автомобиле, водным транспортом, пешком.
Маршрут: г. Дмитров (Московская обл.) – Валдайские озера – г. Великий Новгород – Ладожское озеро – г. Петрозаводск – Кижи – г. Кемь – Соловки –г. Дмитров.
Общая протяженность маршрута: 3300км.
Сроки путешествия: 12 - 21 августа 2012 г.
Подготовка к путешествию состояла в сборе информации о состоянии дорог, телефонов экстренных служб, адресов гостиниц в Петрозаводске, Кеми и на Соловках. Вещей, конечно же, оказалось гораздо больше, чем мог вместить багажник автомобиля. Поскольку, мы планировали часть маршрута жить в палатке, то взяли также все необходимое туристическое снаряжение, включая газовую горелку, топор, пилу и даже саперскую лопатку. Нас спасло, то, что задние сидение можно было сдвинуть вперед , тем самым увеличив объем багажника. Все оставшееся время, пока мы путешествовали, продолжалась оптимизация размещения груза в багажнике. На будущее стоит озадачиться боксом на крышу машины. Отдельное спасибо GPS навигатору, который позволял легко ориентироваться в незнакомых городах и на сложных дорожных развязках.
Мы выехали из г. Дмитров 12 августа 2012 г. в 9:07, на трассу А-108 и в деревне Заовражье свернули в сторону дер. Трехденево, чтобы не заезжать в Клин и в результате выехали в дер. Спас-Заулок, на трассу Москва – С-Петербург. Поскольку нам предстоял длинным путь, были запланированы остановки, через каждые 2-3 часа. В результате, через 3 часа, мы съехали с трассы в дер. Митино, сразу за г. Торжок. В этой деревне, на берегу реки Тверца, создан музей деревянного зодчества. Одна из наиболее интересных построек 2х этажный трактир. Также в дер. Митино, находится могила Анны Керн, подруги Пушкина и усадебный дом, на территории, которого есть пирамида, по подобию египетской. После Торжка, федеральная трасса М-10, превращается в дорогу повышенной опасности и остается такой, до г. Великий Новгород. Наибольшие эмоции вызывает проезд, через г. Вышний Волочок, пробка в котором, началась за 5 км., до города и на которую смело, нужно закладывать дополнительный час. Спустя 6 часов, после выезда из Дмитрова, показался Валдай. Мы сразу поехали на Валдайские озера, а точнее в дер.Короцко, к Короцкому озеру. Пока мы разводили костер и готовили обед, на поляне у озера, соседи-рыбаки из Москвы, поймали 3 больших подлещиков. Время было седьмой час и мы решили переночевать на Валдае. Мы проехали ещё около 20км, по дороге, которая плавно перешла из асфальтовой в дорогу из плит, а затем в грунтовку. Нашей целью было озеро Уклеинское, рядом с которым, в лагере Робинзонада, пару лет подряд отдыхала Ульяна. Места мы эти уже знали и хотели навестить. «Наше» место на поляне, на берегу озера было занято и мы попросились переночевать. Нашими соседями оказались двое интеллигентных туристов-рыбаков из Москвы (отец и сын). Благодаря им и хорошей погоде мы провели на озере ещё день, в течении которого мы съездили в Иверский монастырь, посмотрели музей колоколов в г.Валдай, а также играли в шахматы и ловили рыбу. Ульяна и Соня, у которых уклейки и плотвички, клевали без остановки, почувствовали рыбацкий азарт и сказали, чтобы я их всегда брал на рыбалку.
14 августа, в 10 утра мы выехали с озера Уклеино и в 12:30 прибыли в г. Великий Новгород. Новгород очень понравился. Нам показалось, что все хорошо организовано, для приема туристов. Около Детинца большая, платная стоянка, с кафе, сувенирами и туалетами. В городе чисто, много кафе, где можно покушать. На территории Кремля и на берегу, установлены интересные скульптуры. Возможно, нам очень повезло с погодой. Обедали мы в кафе Сударушка, ул.Б.Московская, 38. Обед обошелся в 1400руб на 4 человек, включая первое, второе, напитки и десерт. Все было быстро и вкусно. Выехали из Новгорода около 4 часов.
Далее наш маршрут лежал в сторону Ладоги. После г. Чудово мы свернули на трассу А-115. К счастью на ней немного машин. Состояние дороги не позволяло ехать быстрее 80км/час. Глубокие ямы отсутствуют, но дорога бугристая и подразбитая. В Киришском районе качество покрытие становится нормальным. Дорога очень красивая, вьется вдоль берега реки Волхов. Смешанные леса, чередуются полями. Много прямых участков, на которых можно совершать обгоны.
Около 7 вечера мы приехали в дер. Старая Ладога. На «центральной» площади деревни есть кафе-магазин, в котором мы подкрепились и отправились осматривать крепость. К сожалению, музей уже был закрыт, но мы смогли походить по территории и залезть на стены.
Самым правильным было бы заночевать в поле, на берегу Волхова, сразу после Старой Ладоги, но я хотел, чтобы дочки увидели Ладожское озеро и решил ехать дальше. По карте я нашел, что на южной стороне Ладоги, есть съезд в деревне Паша и дорога до дер.Свирица, которая находится почти на берегу Ладожского озера. В деревню Свирица мы прибыли в 21:30. На самом деле, эта деревня находится в дельте реки Свирь и к тому же отрезана от суши Ладожским каналом, через который нужно переправляться по понтонному мосту. Место живописное. Вокруг вода. Удивительно как там живут люди. В июне, наверное, комаров, как на Полярном Урале. Вокруг домов водоотводные каналы. Везде лодки, катера и остатки кораблей. Прекрасное место для рыбалки. Водный мир! Конечно, переночевать там с палаткой не реально. Вокруг деревень, вместо полей болота. В результате мы вернулись почти к трассе и встали в поле.
15 августа. Погода опять солнечная, тепло. Собрались и выехали около 10 утра. Наша цель г.Петрозаводск. Трасса М18 «Кола» (Не Cola). Наверное, самая живописная дорога, которую я видел. Возможно, зимой она становится коварной, но в солнечный, теплый, летний день ехать по ней сплошное удовольствие. В 13:30 мы в г. Петрозаводск. После съезда с трассы, местные дороги напоминают, что мы в России. Сплошные ямы, люки, приподнятые над асфальтом и прочие сюрпризы. Гостиница Уют оказалась общежитием, в котором нам предложили переночевать за 2400руб. В Лососинской и Коттедже мест не было. Частный сектор тоже весь забронирован. Стандартная гостиница в Петрозаводске – здание барачного типа, с удобствами на этаже, по 800-1000 руб/чел, да ещё и мест нигде нет. Есть ещё над чем работать туристическому бизнесу в России! В результате, нам пришлось согласится на гост.Северную, в которой мы сняли блок (1местн и 2х местн + раскладушка с удобствами на блок) за 5900руб/сутки. Стоянка при гостинице 250руб/сутки. Уважаемые путешественники, если едите в г.Петрозаводск, забронируйте заранее номера в 3-4 гостиницах разной ценовой категории, тогда у Вас будет альтернатива и право выбора. Позднее нам сказали, что в Петрозаводске, распространено аренда квартир посуточно. Открываешь «Из Рук в Руки» и выбираешь. Возможно, это действительно вариант, но мы им не успели воспользоваться. Симпатичная, снаружи, гостиница «Маски», она находится в центре, но мест там тоже не было.
Обедали в Петрозаводске мы в кафе Кавказ, на проспекте Ленина. Обед на 4 человек с шашлыком и напитками обошелся в 1200руб. Центр города очень симпатичный. Мы долго гуляли на набережной. Для автомобилистов: в Петрозаводске есть несколько заправок ТНК на Лососинском шоссе и на Лесном проезде. Продукты докупали в «Магните» (ул.Куйбышева).
Из Петрозаводска мы планировали поехать в Кижи (ударение на 1ый слог). Доставка осуществляется катерами на подводных крыльях, типа Метеор или Комета. Цена 1250руб/чел в одну сторону. Причем это без стоимости билета в сам музей-заповедник Кижи. На детей скидка 50%. Обслуживание осуществляется 2мя транспортными компаниями: Кижское ожерелье (отправление в 11:30) и Карелияфлот (отправление 12:00). Это олигомерная монополия. Установили цены, чужих не пускают, а то, что поездка на один день в Кижи обходится 100$/чел их не смущает, поскольку 50% туристов иностранцы и катера всегда полные. Билет в музей-заповедник Кижи стоит 250руб/чел, учащимся 70руб/чел.
Переезд из Петрозаводска в Кижи занимает около 1,5 часов. На пристани в Кижах есть кафе, туалеты, сувениры и почта, с которой можно отправить открытку, с маркой и штемпелем Кижи. Далее формируются группы и в сопровождении экскурсовода, осуществляется посещение музея. Нам опять повезло с погодой. Также наш экскурсовод с искренней любовью рассказывал об истории и культуре Заонежья. Обратно катер отходит в 15:30, поэтому у нас было всего 2,5 часа на экскурсию. Этого достаточно. Если хочется большего лучше поехать в Заонежье и просто пожить там недельку.
Вечером 15 августа, мы выехали из Петрозаводска, проехали около 90км и стали искать место для ночевки. Мы заехали на водопад Кивач. Это заповедник и нам не разрешили там останавливаться, а посоветовали проехать ещё 1 км, до кемпинга «Сандал» (www.baza-sandal.ru). На территории кемпинга можно поставить палатку (550руб/палатка/сутки), на берегу озера. Стоянки оборудованы столиками и электричеством, так, что можно подзарядить телефоны и фотоаппараты. Можно сходить в баню (1200руб/2 часа, макс.5 чел), только нужно заранее бронировать. Есть туалеты, душ, кафе. Можно заказать, чтобы приготовили свежую рыбу (форель, сиг 400ру/кг). Также на территории кемпинга есть зимние и летние коттеджи, детская площадка, вольер с белками и масса разных развлечений: гребные, парусные, моторные лодки, стрельба из лука, настольный теннис. Цены демократичные и все сделано для людей, что приятно отличает данный кемпинг от всех остальных.
16 августа мы выехали в 10 утра и в 2:30 были в Кеми. Отдельно про трассу М-18, на участке Кивач-Кемь. В медвежьегорском районе ведется капитальный ремонт трассы. На 2ух участках длинной около 15 км/каждый односторонне движение, в некоторых местах отсутствует асфальт. Скорость 20-60км/час. В остальном трасса нормальная, машин не много, длинные прямые участки, которые позволяют совершать обгон. Возможно, зимой эта дорога становится коварной, т.к. вокруг много озер и болот. Заправки на трассе около Кондопога ТНК, затем ещё один большой комплекс в Медвежьегорском районе, перед Беломорском и в самой Кеми (ТНК).
В Кеми красивый вид с моста на каскады ГЭС. В самом городе есть «Магнит» и банкомат Сбербанка, около вокзала. Катера на Соловки отходят с причала в поселке Рабочеостровский. На причале огороженная территория, с большой парковкой и гостиницей. Парковка 250руб/сутки. Гостиница 2ух местн.номер 2400руб/сутки. Катера «Василий Косяков» отходит в 8:00 (2:30 в пути), «Метель» в 11:00 (2ч в пути). Для полного спокойствия можно купить в турагенстве билеты (800руб/чел в одну сторону, дети до 10лет 400руб), можно оплатить на месте, но придется стоять если не хватит сидячих мест. Также ходит большой пароход из Беломорска и катер из Архангельска.
Мы приехали на пристань в 15:00 и нам сказали, что стоит катерок, который отходит в 16:00. Мы решили сразу уехать. В поселке Рабочеостровский, на берегу моря стоит деревянная церковь и здесь снимали фильм «Остров». Пока плыли на катере видели несколько раз белух (кит или дельфин белуха), которые проплывали около 100 метров от нас.
На Соловки мы прибыли в 18:30. У нас не было забронировано жилье и мы имели смутные представления о том, где остановиться. И вот мужчина, бабушка и двое детей, с рюкзаками и сумками ходят от одной гостиницы к другой и ищут, где бы приткнуться. Везде все занято. В один номер не поместиться. Рядом с монастырем несколько общежитий, с удобствами на этаже и ценой 500-700руб/чел в сутки. Воду греют в котлах и дают 2 часа утром и вечером. Наши женщины не согласны с такими условиями и мы приходим в гостиницу Зеленая деревня, где нам предлагают 2 номера по 5100руб/сутки каждый. К такому мы тоже не готовы, да и денег у нас таких нет. Надо сказать, что люди на Соловках, простые и отзывчивые. Нам объяснили где ещё нужно посмотреть и в конце концов мы приходим в туркомплекс «Соловки-тур», где нас селят в большой номер в деревянном доме и у нас свой душ и туалет. Затем возникает второй вопрос где покушать? В туркомплексе за гручку с мясом просят 1200руб с четверых. Мы находим кафе рядом с монастырем, в котором цены, более гуманные. Также есть магазин, в котором 50% наценки (по сравнению с Москвой). После того, как бытовые вопросы решены, мы понимаем, что у всех разные цели посещения Соловков. Часть людей приезжают, как туристы, чтобы пофотографироваться на фоне каменных стен монастыря, что очень раздражает вторую часть людей, которые приезжают посетить святое место. Соловки это другое измерение. Каждый получает, то за чем приехал. Если ты находишься в потоке, то с тобой начинают происходить мистические события. Происходят необычные встречи. Мы пробыли на Соловках 2,5 дня. Погода изменилась. Начались дожди и похолодало. Накануне отъезда мы взяли напрокат велосипеды и через полчаса промокли «до нитки» под дождем. Сушили вещи, развесив на батарее в коридоре гостиницы. Мы были ограничены в средствах и времени, поэтому не ездили на экскурсии. Соловки очень большие и туда нужно ехать целенаправленно на более длительный срок. Сейчас в монастыре действует музей, ведутся реставрационные работы и служат службы. Духовенство хочет создать на острове духовный центр. Пока светская и духовная власть сосуществуют, но никто не хочет вкладывать средства в восстановление острова. Небольшое местное население не имея работы пьет. Тоска. Пейзажи поселка очень схожи с теми, что я видел в Инте, Лабытнанги и других северных поселках на Полярном Урале, везде почерневшие и перекошенные деревянные бараки и сараи, на берегу брошенные лодки и баркасы.
На Соловках мы были в Морском музеи, где собирается и сохраняется культура поморов. Это клуб энтузиастов из разных городов, которые приезжают на Соловки, чтобы строить суда, общаться и совершать морские путешествия.
Есть ремесленная мастерская, где детей учат лепить из глины.
Я был 2 раза на службе. Устремление – вот ощущение, которое испытываешь во время богослужения.
На Соловках сильные приливы и отливы. Очень интересное явление для жителя равнины.
Обратно мы уезжали 19 августа на «Метели», которую пришлось штурмовать. Где продаются билеты не известно. Информация отсутствует. Капитан и боцман «тепленькие». В результате всех взяли, плыли как на «Ковчеге».
На палубе познакомился с парой студентов из Голландии, которые уже побывали в Москве, Казани, Н.Новгороде, Владимире, Суздале и после Соловков, планировали Питер и другие города Северо-Запада.
Когда мы приплыли в Кемь, выяснилось, что у нас 330руб. на всех. К счастью за стоянку пришлось доплатить всего 250руб, а в Кеми был банкомат. Попав в салон машины почувствовали огромную радость и облегчение. Решили ехать в кемпинг «Сандал». Дорога заняла 4 часа. Стало заметно холодать.
20 августа. Выехали только в полдень. Заехали на Кивач. Место очень красивое и уезжать не хотелось. В результате выехали, только в 3 часа. Ехали до 8 вечера и встали на ночевку рядом с Киришами, в поле, на краю дачного поселка. Сварили суп. Ночью было очень холодно. Над нами летали совы.
21 августа. Кириши – Валдай – Дмитров. Мы дома!!! В дороге последний день были 10 часов. Позади 3100км.
Цель путешествия: посетить Соловки и Кижи.
Участники: Федор (Папа) 1975 г.р., Ульяна (дочь) 2001 г.р., Соня (дочь) 2004 г.р., Раиса Ивановна (бабушка) 1946 г.р.
Способ передвижения: на автомобиле, водным транспортом, пешком.
Маршрут: г. Дмитров (Московская обл.) – Валдайские озера – г. Великий Новгород – Ладожское озеро – г. Петрозаводск – Кижи – г. Кемь – Соловки –г. Дмитров.
Общая протяженность маршрута: 3300км.
Сроки путешествия: 12 - 21 августа 2012 г.
Подготовка к путешествию состояла в сборе информации о состоянии дорог, телефонов экстренных служб, адресов гостиниц в Петрозаводске, Кеми и на Соловках. Вещей, конечно же, оказалось гораздо больше, чем мог вместить багажник автомобиля. Поскольку, мы планировали часть маршрута жить в палатке, то взяли также все необходимое туристическое снаряжение, включая газовую горелку, топор, пилу и даже саперскую лопатку. Нас спасло, то, что задние сидение можно было сдвинуть вперед , тем самым увеличив объем багажника. Все оставшееся время, пока мы путешествовали, продолжалась оптимизация размещения груза в багажнике. На будущее стоит озадачиться боксом на крышу машины. Отдельное спасибо GPS навигатору, который позволял легко ориентироваться в незнакомых городах и на сложных дорожных развязках.
Мы выехали из г. Дмитров 12 августа 2012 г. в 9:07, на трассу А-108 и в деревне Заовражье свернули в сторону дер. Трехденево, чтобы не заезжать в Клин и в результате выехали в дер. Спас-Заулок, на трассу Москва – С-Петербург. Поскольку нам предстоял длинным путь, были запланированы остановки, через каждые 2-3 часа. В результате, через 3 часа, мы съехали с трассы в дер. Митино, сразу за г. Торжок. В этой деревне, на берегу реки Тверца, создан музей деревянного зодчества. Одна из наиболее интересных построек 2х этажный трактир. Также в дер. Митино, находится могила Анны Керн, подруги Пушкина и усадебный дом, на территории, которого есть пирамида, по подобию египетской. После Торжка, федеральная трасса М-10, превращается в дорогу повышенной опасности и остается такой, до г. Великий Новгород. Наибольшие эмоции вызывает проезд, через г. Вышний Волочок, пробка в котором, началась за 5 км., до города и на которую смело, нужно закладывать дополнительный час. Спустя 6 часов, после выезда из Дмитрова, показался Валдай. Мы сразу поехали на Валдайские озера, а точнее в дер.Короцко, к Короцкому озеру. Пока мы разводили костер и готовили обед, на поляне у озера, соседи-рыбаки из Москвы, поймали 3 больших подлещиков. Время было седьмой час и мы решили переночевать на Валдае. Мы проехали ещё около 20км, по дороге, которая плавно перешла из асфальтовой в дорогу из плит, а затем в грунтовку. Нашей целью было озеро Уклеинское, рядом с которым, в лагере Робинзонада, пару лет подряд отдыхала Ульяна. Места мы эти уже знали и хотели навестить. «Наше» место на поляне, на берегу озера было занято и мы попросились переночевать. Нашими соседями оказались двое интеллигентных туристов-рыбаков из Москвы (отец и сын). Благодаря им и хорошей погоде мы провели на озере ещё день, в течении которого мы съездили в Иверский монастырь, посмотрели музей колоколов в г.Валдай, а также играли в шахматы и ловили рыбу. Ульяна и Соня, у которых уклейки и плотвички, клевали без остановки, почувствовали рыбацкий азарт и сказали, чтобы я их всегда брал на рыбалку.
14 августа, в 10 утра мы выехали с озера Уклеино и в 12:30 прибыли в г. Великий Новгород. Новгород очень понравился. Нам показалось, что все хорошо организовано, для приема туристов. Около Детинца большая, платная стоянка, с кафе, сувенирами и туалетами. В городе чисто, много кафе, где можно покушать. На территории Кремля и на берегу, установлены интересные скульптуры. Возможно, нам очень повезло с погодой. Обедали мы в кафе Сударушка, ул.Б.Московская, 38. Обед обошелся в 1400руб на 4 человек, включая первое, второе, напитки и десерт. Все было быстро и вкусно. Выехали из Новгорода около 4 часов.
Далее наш маршрут лежал в сторону Ладоги. После г. Чудово мы свернули на трассу А-115. К счастью на ней немного машин. Состояние дороги не позволяло ехать быстрее 80км/час. Глубокие ямы отсутствуют, но дорога бугристая и подразбитая. В Киришском районе качество покрытие становится нормальным. Дорога очень красивая, вьется вдоль берега реки Волхов. Смешанные леса, чередуются полями. Много прямых участков, на которых можно совершать обгоны.
Около 7 вечера мы приехали в дер. Старая Ладога. На «центральной» площади деревни есть кафе-магазин, в котором мы подкрепились и отправились осматривать крепость. К сожалению, музей уже был закрыт, но мы смогли походить по территории и залезть на стены.
Самым правильным было бы заночевать в поле, на берегу Волхова, сразу после Старой Ладоги, но я хотел, чтобы дочки увидели Ладожское озеро и решил ехать дальше. По карте я нашел, что на южной стороне Ладоги, есть съезд в деревне Паша и дорога до дер.Свирица, которая находится почти на берегу Ладожского озера. В деревню Свирица мы прибыли в 21:30. На самом деле, эта деревня находится в дельте реки Свирь и к тому же отрезана от суши Ладожским каналом, через который нужно переправляться по понтонному мосту. Место живописное. Вокруг вода. Удивительно как там живут люди. В июне, наверное, комаров, как на Полярном Урале. Вокруг домов водоотводные каналы. Везде лодки, катера и остатки кораблей. Прекрасное место для рыбалки. Водный мир! Конечно, переночевать там с палаткой не реально. Вокруг деревень, вместо полей болота. В результате мы вернулись почти к трассе и встали в поле.
15 августа. Погода опять солнечная, тепло. Собрались и выехали около 10 утра. Наша цель г.Петрозаводск. Трасса М18 «Кола» (Не Cola). Наверное, самая живописная дорога, которую я видел. Возможно, зимой она становится коварной, но в солнечный, теплый, летний день ехать по ней сплошное удовольствие. В 13:30 мы в г. Петрозаводск. После съезда с трассы, местные дороги напоминают, что мы в России. Сплошные ямы, люки, приподнятые над асфальтом и прочие сюрпризы. Гостиница Уют оказалась общежитием, в котором нам предложили переночевать за 2400руб. В Лососинской и Коттедже мест не было. Частный сектор тоже весь забронирован. Стандартная гостиница в Петрозаводске – здание барачного типа, с удобствами на этаже, по 800-1000 руб/чел, да ещё и мест нигде нет. Есть ещё над чем работать туристическому бизнесу в России! В результате, нам пришлось согласится на гост.Северную, в которой мы сняли блок (1местн и 2х местн + раскладушка с удобствами на блок) за 5900руб/сутки. Стоянка при гостинице 250руб/сутки. Уважаемые путешественники, если едите в г.Петрозаводск, забронируйте заранее номера в 3-4 гостиницах разной ценовой категории, тогда у Вас будет альтернатива и право выбора. Позднее нам сказали, что в Петрозаводске, распространено аренда квартир посуточно. Открываешь «Из Рук в Руки» и выбираешь. Возможно, это действительно вариант, но мы им не успели воспользоваться. Симпатичная, снаружи, гостиница «Маски», она находится в центре, но мест там тоже не было.
Обедали в Петрозаводске мы в кафе Кавказ, на проспекте Ленина. Обед на 4 человек с шашлыком и напитками обошелся в 1200руб. Центр города очень симпатичный. Мы долго гуляли на набережной. Для автомобилистов: в Петрозаводске есть несколько заправок ТНК на Лососинском шоссе и на Лесном проезде. Продукты докупали в «Магните» (ул.Куйбышева).
Из Петрозаводска мы планировали поехать в Кижи (ударение на 1ый слог). Доставка осуществляется катерами на подводных крыльях, типа Метеор или Комета. Цена 1250руб/чел в одну сторону. Причем это без стоимости билета в сам музей-заповедник Кижи. На детей скидка 50%. Обслуживание осуществляется 2мя транспортными компаниями: Кижское ожерелье (отправление в 11:30) и Карелияфлот (отправление 12:00). Это олигомерная монополия. Установили цены, чужих не пускают, а то, что поездка на один день в Кижи обходится 100$/чел их не смущает, поскольку 50% туристов иностранцы и катера всегда полные. Билет в музей-заповедник Кижи стоит 250руб/чел, учащимся 70руб/чел.
Переезд из Петрозаводска в Кижи занимает около 1,5 часов. На пристани в Кижах есть кафе, туалеты, сувениры и почта, с которой можно отправить открытку, с маркой и штемпелем Кижи. Далее формируются группы и в сопровождении экскурсовода, осуществляется посещение музея. Нам опять повезло с погодой. Также наш экскурсовод с искренней любовью рассказывал об истории и культуре Заонежья. Обратно катер отходит в 15:30, поэтому у нас было всего 2,5 часа на экскурсию. Этого достаточно. Если хочется большего лучше поехать в Заонежье и просто пожить там недельку.
Вечером 15 августа, мы выехали из Петрозаводска, проехали около 90км и стали искать место для ночевки. Мы заехали на водопад Кивач. Это заповедник и нам не разрешили там останавливаться, а посоветовали проехать ещё 1 км, до кемпинга «Сандал» (www.baza-sandal.ru). На территории кемпинга можно поставить палатку (550руб/палатка/сутки), на берегу озера. Стоянки оборудованы столиками и электричеством, так, что можно подзарядить телефоны и фотоаппараты. Можно сходить в баню (1200руб/2 часа, макс.5 чел), только нужно заранее бронировать. Есть туалеты, душ, кафе. Можно заказать, чтобы приготовили свежую рыбу (форель, сиг 400ру/кг). Также на территории кемпинга есть зимние и летние коттеджи, детская площадка, вольер с белками и масса разных развлечений: гребные, парусные, моторные лодки, стрельба из лука, настольный теннис. Цены демократичные и все сделано для людей, что приятно отличает данный кемпинг от всех остальных.
16 августа мы выехали в 10 утра и в 2:30 были в Кеми. Отдельно про трассу М-18, на участке Кивач-Кемь. В медвежьегорском районе ведется капитальный ремонт трассы. На 2ух участках длинной около 15 км/каждый односторонне движение, в некоторых местах отсутствует асфальт. Скорость 20-60км/час. В остальном трасса нормальная, машин не много, длинные прямые участки, которые позволяют совершать обгон. Возможно, зимой эта дорога становится коварной, т.к. вокруг много озер и болот. Заправки на трассе около Кондопога ТНК, затем ещё один большой комплекс в Медвежьегорском районе, перед Беломорском и в самой Кеми (ТНК).
В Кеми красивый вид с моста на каскады ГЭС. В самом городе есть «Магнит» и банкомат Сбербанка, около вокзала. Катера на Соловки отходят с причала в поселке Рабочеостровский. На причале огороженная территория, с большой парковкой и гостиницей. Парковка 250руб/сутки. Гостиница 2ух местн.номер 2400руб/сутки. Катера «Василий Косяков» отходит в 8:00 (2:30 в пути), «Метель» в 11:00 (2ч в пути). Для полного спокойствия можно купить в турагенстве билеты (800руб/чел в одну сторону, дети до 10лет 400руб), можно оплатить на месте, но придется стоять если не хватит сидячих мест. Также ходит большой пароход из Беломорска и катер из Архангельска.
Мы приехали на пристань в 15:00 и нам сказали, что стоит катерок, который отходит в 16:00. Мы решили сразу уехать. В поселке Рабочеостровский, на берегу моря стоит деревянная церковь и здесь снимали фильм «Остров». Пока плыли на катере видели несколько раз белух (кит или дельфин белуха), которые проплывали около 100 метров от нас.
На Соловки мы прибыли в 18:30. У нас не было забронировано жилье и мы имели смутные представления о том, где остановиться. И вот мужчина, бабушка и двое детей, с рюкзаками и сумками ходят от одной гостиницы к другой и ищут, где бы приткнуться. Везде все занято. В один номер не поместиться. Рядом с монастырем несколько общежитий, с удобствами на этаже и ценой 500-700руб/чел в сутки. Воду греют в котлах и дают 2 часа утром и вечером. Наши женщины не согласны с такими условиями и мы приходим в гостиницу Зеленая деревня, где нам предлагают 2 номера по 5100руб/сутки каждый. К такому мы тоже не готовы, да и денег у нас таких нет. Надо сказать, что люди на Соловках, простые и отзывчивые. Нам объяснили где ещё нужно посмотреть и в конце концов мы приходим в туркомплекс «Соловки-тур», где нас селят в большой номер в деревянном доме и у нас свой душ и туалет. Затем возникает второй вопрос где покушать? В туркомплексе за гручку с мясом просят 1200руб с четверых. Мы находим кафе рядом с монастырем, в котором цены, более гуманные. Также есть магазин, в котором 50% наценки (по сравнению с Москвой). После того, как бытовые вопросы решены, мы понимаем, что у всех разные цели посещения Соловков. Часть людей приезжают, как туристы, чтобы пофотографироваться на фоне каменных стен монастыря, что очень раздражает вторую часть людей, которые приезжают посетить святое место. Соловки это другое измерение. Каждый получает, то за чем приехал. Если ты находишься в потоке, то с тобой начинают происходить мистические события. Происходят необычные встречи. Мы пробыли на Соловках 2,5 дня. Погода изменилась. Начались дожди и похолодало. Накануне отъезда мы взяли напрокат велосипеды и через полчаса промокли «до нитки» под дождем. Сушили вещи, развесив на батарее в коридоре гостиницы. Мы были ограничены в средствах и времени, поэтому не ездили на экскурсии. Соловки очень большие и туда нужно ехать целенаправленно на более длительный срок. Сейчас в монастыре действует музей, ведутся реставрационные работы и служат службы. Духовенство хочет создать на острове духовный центр. Пока светская и духовная власть сосуществуют, но никто не хочет вкладывать средства в восстановление острова. Небольшое местное население не имея работы пьет. Тоска. Пейзажи поселка очень схожи с теми, что я видел в Инте, Лабытнанги и других северных поселках на Полярном Урале, везде почерневшие и перекошенные деревянные бараки и сараи, на берегу брошенные лодки и баркасы.
На Соловках мы были в Морском музеи, где собирается и сохраняется культура поморов. Это клуб энтузиастов из разных городов, которые приезжают на Соловки, чтобы строить суда, общаться и совершать морские путешествия.
Есть ремесленная мастерская, где детей учат лепить из глины.
Я был 2 раза на службе. Устремление – вот ощущение, которое испытываешь во время богослужения.
На Соловках сильные приливы и отливы. Очень интересное явление для жителя равнины.
Обратно мы уезжали 19 августа на «Метели», которую пришлось штурмовать. Где продаются билеты не известно. Информация отсутствует. Капитан и боцман «тепленькие». В результате всех взяли, плыли как на «Ковчеге».
На палубе познакомился с парой студентов из Голландии, которые уже побывали в Москве, Казани, Н.Новгороде, Владимире, Суздале и после Соловков, планировали Питер и другие города Северо-Запада.
Когда мы приплыли в Кемь, выяснилось, что у нас 330руб. на всех. К счастью за стоянку пришлось доплатить всего 250руб, а в Кеми был банкомат. Попав в салон машины почувствовали огромную радость и облегчение. Решили ехать в кемпинг «Сандал». Дорога заняла 4 часа. Стало заметно холодать.
20 августа. Выехали только в полдень. Заехали на Кивач. Место очень красивое и уезжать не хотелось. В результате выехали, только в 3 часа. Ехали до 8 вечера и встали на ночевку рядом с Киришами, в поле, на краю дачного поселка. Сварили суп. Ночью было очень холодно. Над нами летали совы.
21 августа. Кириши – Валдай – Дмитров. Мы дома!!! В дороге последний день были 10 часов. Позади 3100км.
Можно разместить этот отчет в социальных сетях. Таким образом Вы помогаете популяризации сайта.