Откуда: Москва(Подольский район) Когда: 10/2012
По маршруту: Торжок, Осташков, Волговерховье, Пено, Селижарово, Ржев
Рейтинг отчета:
Автор: Участник форума: костя АСТ
Давненько мы никуда не ездили, особенно подальше и больше чем на один день. После отпуска прошло больше двух месяцев. Жизнь в ритме работа-дом, причем с преобладанием первого стала надоедать. Требовалось срочно сменить обстановку. Да еще у нас недавно появился новый транспорт - Renault Duster (подпольная кличка Дуся). Поблизости (Звенигород, Таруса, Поленово, Ступино) мы на нем уже ездили. А теперь хотелось посмотреть как она проявит себя в поездке "средней дальности". И вот 6-7 октября нарисовались у меня два выходных, и решили мы съездить на Селигер. Не далеко, дороги разные по пути, да и не были там уже давно, с 2003 года. Еще рассчитывал застать красивые осенние пейзажи. А чтобы не думать долго как лучше ехать, туда едем через Тверь-Торжок, а обратно через Селижарово-Ржев. Ну не люблю я туда-обратно по одной дороге ездить. Итак рано утром 6-го октября выезжаем из дома. Экипаж - жена, двое детей (6 и 12 лет) и я. Автомобиль - Renault Duster (так и тянет написать Москвич 214145, но он отдыхает в гараже).
День первый. 6 Октября.
Поехать решили пораньше, чтобы не попасть в дачные пробки. Примерно в 5-30 выехали. Почти сразу заправился до полного. М2 и МКАД проскочили совершенно свободно. Да и на М10 пробок не было. Все таки осень уже. Дачников меньше и спят они дольше. Около 7-30 были в районе Завидово.

Выглянувшее солнце дает надежду на хорошую погоду.
А в 8-20 переехали Волгу в Твери по новому мосту.


Вот такая она здесь. Гораздо уже чем видели мы ее в отпуске, в Нижнем, Ульяновске, Казани и особенно в Тольятти. А в этой поездке предстоит нам увидеть ее совсем маленькой, но об этом позже. Новый мост понравился, но старый закрыли, и поэтому движение по мосту 2+1. Рано утром мы проскочили спокойно, но днем возможны затруднения. Надеюсь, старый мост отремонтируют и откроют. Тогда будет хорошо. 2+3, а может и 3+3. Но когда это будет пока не ясно. Еще в Твери нам было нужно заехать на кладбище, так что немного задержались.
Едем дальше. Дорога почти до Торжка очень приличная. По две полосы в каждую сторону, развязки.

Лишь перед самым поворотом на Торжок недоделанный кусок. В этот раз М10 понравилась, правда немного мы по ней проехали (в Волочке не были). Еще раз убедился, что когда машин мало эта дорога производит приятное впечатление. Покрытие хорошее. Конечно, очень много населенки и камер, но от этого уже видимо никуда не деться. Просто нужно пораньше выезжать и не торопиться.
В 9 свернули в Торжок. К большому сожалению, пошел дождь. Несильный, но похоже затяжной. Утренние надежды на хорошую погоду стали понемногу таять.


Мы не первый раз в этом городе. Но погулять никогда не удавалось. То торопимся, то погода плохая. Думал в этот раз получится, но... Мои даже из машины выходить не захотели. Я припарковался после моста через Тверцу, сделал несколько кадров.



Красиво. В следующий раз нужно обязательно погулять, а может и вообще посвятить этому городу день. Но сейчас едем дальше.
В 9-20 выходим на А111 и движемся в сторону Осташкова.

Недоезжая Кувшинова клюквы прикупили. Дорога узкая, но приличная. А вообще, когда садишься в Дусю кажется что дороги разгладились. На ней можно довольно быстро валить по разбитой дороге. Но сейчас дождь, так что особо не торопимся. Тем более что на этой дороге много участков с совершенно неоправданной "сплошной". Иногда приходится довольно долго тащиться за каким-нибудь местным дачником или грибником, который никуда не торопится и тошнит свои 60-80. Хорошо что вообще машин мало. И чем дальше от Торжка тем меньше. А дорога становится даже получше.

А ближе к Осташкову попадаются и вовсе свежеотремонтированные участки.

Дождь, к сожалению, не перестает. Лишь иногда ненадолго стихает, но небо говорит о том, что солнца в ближайшее время не будет. Обидно блин, всю неделю хорошая погода, а в выходные, да еще и в поездке, дождь. Мы конечно не загорать и купаться едем, но все таки. С этими невеселыми мыслями, примерно в 10-40, въезжаем в Осташков.

Прошли 420 км. Средний расход меньше 8,8. Для любящей поесть Дуси неплохо, просто ехал не быстро. Времени на дорогу, учитывая остановки в Твери и Торжке, ушло немного. А111 в нормальном состоянии. Но в сезон, когда машин много, ехать по ней быстро наверное не получится, действительно много сплошной, прямо в глаза бросается.
Осташков изменился за 9 лет. Появились большие магазины, даже дома новые построены. Но дороги в городе стали хуже, похоже с тех пор их не ремонтировали. Яма на яме.

В город мы еще заедем, а пока прямиком направляемся на исток Волги. Решил пока не заправляться, хотя запас хода у Дуси маловат, рассчитывал, что на исток и обратно до Осташкова хватит. Дорога после Осташкова гораздо хуже, особенно до поворота на Пено. Даже знаки стоят, что она в аварийном состоянии. Ну почему у президента нет на Селигере какой-нибудь охотничьей избушки. Глядишь и дороги сделали бы. Место-то хорошее. Может ему об этом скажет кто? Duster по этим колдобинам идет хорошо, но низкие легковушки еле тащатся. После поворота на Пено становится получше.

А ближе к Свапущу и вообще хорошо. Здесь, кстати есть заправка. Контейнерная, но все таки СургутНефтеГаз, а не какой-нибудь Вася-ойл. Примечаю заправку и сворачиваю на Волговерховье. Начинается грейдер.

Вот по такой дороге в дождь наоборот ехать лучше. Пыли нет и помягче как-то. Хотя, повторюсь, Дуся наша даже раздолбанный каменистый грейдер глотает хорошо. Не трясет и довольно тихо, даже лучше ехать побыстрее - 50-60, но это правда на любой машине лучше, просто на ней особо не страшно и ямку покрупнее прозевать. (Блин, неужели потихоньку становлюсь джипером?) Довольно быстро доехали до заказника "Исток Волги".

А затем, по более узкому грейдеру, и до самого истока.

Время 12-00. Дождя практически нет, небольшая морось, но очень сыро. Оставляем машину и идем гулять.

Здесь мы тоже не были 9 лет, но в этом месте время похоже остановилось. Но это и хорошо. Часовню и мостик иногда подновляют и даже перестраивают заново, но общий вид истока остается неизменным много лет. Мне кажется, что так и должно быть.
Вот и Волга.

Здесь через нее можно и перепрыгнуть.

Зашли, разумеется, и в часовню. Здесь теперь сувениры продают, зато всегда открыта. А то раньше бывало приедут люди, а не дверях замок. А так и сувениры купить можно и спросить про все. Женщина рассказала, что оба храма наверху летом были открыты, но сейчас уже закрыли. Жалко, хотелось туда попасть.
Вода в болоте чистая, но коричневого цвета.

Помочили руки, умылись и пошли дальше.
Здесь появилась экологическая тропа, но из-за погода мы не пошли.

Поднялись наверх. Прошли в сторону кирпичного храма.



Красота. Даже несмотря на погоду. Жалко храм закрыт. Видимо немаленькое селение здесь раньше было, судя по его размеру.
Прошел немного дальше. Это первая волжская плотина. Гораздо меньше жигулевской, да и разрушена уже. Видимо раньше с ее помощью немного поднимали уровень в самом начале реки (первые 100 метров)и в болоте около часовни. Мы в 2003 году были летом, таких дождей не было, а уровень был повыше. И река, где через нее прыгают, была пошире. Я и не думал, что здесь в кустах плотина спрятана. Но теперь все естественно.

Ну вот вроде все и посмотрели что смогли. Небольшой перекус, и трогаемся обратно. Время 13-10. Вот, наверное, первый автомобильный мост через Волгу.

Населенных пунктов и людей здесь почти нет, по крайней мере по дороге никого из местных не встретили. Кроме вот этих.

Видимо они с Ольгиного хутора. Это такое крестьянское хозяйство, точнее я не понял. Вывеска на дороге про это, вроде еще молоко и другие продукты продают.

Кроме нескольких домов там есть машинки старинные и разные прикольные штуки.


Летом, когда туристов много, здесь наверное жизнь кипит. А сейчас тихо. Заходить мы не стали, пофоткались и дальше поехали.
Свернули к озеру Стерж в деревню Новинки (могу ошибаться).

Когда то, в советское время здесь видимо проходил маршрут селигерской кругосветки. Просто лет 25 назад я отдыхал с родителями на турбазе Селигер и помню, что это был самый длинный лодочный поход. Через весь Селигер, Верхневолжские озера и Селижаровку. Не знаю, существует ли такой маршрут сейчас, но турбаз в том виде уже точно не осталось. Но вот этот сарай напоминает о тех временах.

Едем дальше. Проезжаем следующий автомобильный мост через Волгу. Здесь она уже пошире, но все равно как то странно называть этот ручей Волгой.

Скоро она уже вольется в озеро Стерж, затем Вселуг, Пено. Эти озера переходят друг в друга, и реки как таковой между ними нет. А в городке Пено, после одноименного озера, Волга уже пошире.
Едем дальше. Уже перед самым асфальтом Дуся зажигает бензиновую лампочку. Все таки маловат бак. Выезжаем к Селигеру.

После этого решаем повернуть налево и проехать немного за Свапуще. Попадаются места для стоянок, но сейчас разумеется никого нет - не сезон.

Вода чистейшая, но очень холодная.

Немного постоял на берегу, полюбовался на воду. В Светлице, где у нас забронирован номер, нам нужно быть к 17-00 (заезд у них во столько). Можно конечно было еще проехать вдоль северного берега на запад до Залучья, а может быть и до Картуни, но решили все таки повернуть, да и лампочка горит. Оставили на следующий раз. В Свапуще заехал на заправку. Древняя техника до полного не заправляет. Даже на ровную сумму не заправляет, только целые литры. Вобщем взял на 1000 (какую-то мелочь сдачи дали). Здесь покататься хватит, а перед обратной дорогой заправимся.
По пути к Осташкову решил завернуть к бывшей турбазе Селигер, в Новые Ельцы, освежить так сказать детские воспоминания. Когда-то это была крупнейшая база на Селигере, но от нее похоже ничего не осталось. Лишь бывший главный корпус, трехэтажный графский дом позапрошлого века, превратили в VIP-отель. Там, кстати, еще в советское время были номера с удобствами. Притом что в домиках где мы жили, из удобств была только розетка и лампочка. А до умавальника-туалета метров сто по улице. Но те домики наверное уже снесли (их было очень много здесь, сотни), а на территорию теперь не попасть. Вернее может пешком пройти и можно было договориться, а на машине точно нет. А под дождем мои идти не захотели. Думал хоть к пристани проехать, но не получилось. Поцеловали, как говорится, ворота и назад.

Затем решили заехать к базе отдыха Сокол. Вернее не к ней самой а в Никола-Рожок. (Сокол, насколько я знаю, работает. Она была цивильнее Селигера, и поменьше. Наверное поэтому и выжила.) Асфальт сменяется грунтовкой, но вполне проезжаемой.

Пересекаем чистейший ручей.

И вскоре подъезжаем к храму.

Вот здесь я не был года примерно с 88-го. Тогда храм был закрыт и полуразрушен, а вокруг стояли обычные деревенские дома. Теперь вокруг построено много современных коттеджей. Храм открыт и реставрируется. Внутри конечно еще много чего предстоит сделать, но стены оштукатурены и покрашены, есть даже отопление. Храм действующий. Женщина, которая и свечи продает и одновременно истопником работает, много интересного рассказала. Много за эти годы изменилось, но красота этого места осталась. Храм стоит на очень высоком берегу озера, почти на обрыве. Виды отличные, жалко погода все портит - моросящий дождь с сильным ветром.




Очень красивое место. Приятно что все потихоньку восстанавливается.
Едем дальше. Около пеновского поворота решили остановиться и зайти наконец в пирамиду Голода.

Странное какое-то место. Может кому и помогает, может чего и заряжает. Но как-то не очень верится мне во все эти вихревые воронки и производство озона в мировых масштабах. Но вроде никому хуже не делает, а это главное. Хотя говорят, что военным связь портила, но тоже как-то не верится.
Едем дальше. Время еще есть и решаем немного прокатиться по Осташкову. Покружив по центру остановился у речного вокзала.

Собственно от речного вокзала мало что остлось, кроме здания. Внутри куча всяких фирм и фирмочек. Меня вообще-то интересовало возможно ли на кораблике покататься. Но девушка в окошке неожиданно оказалась "главной по автобусам". А насчет речного транспорта отправила меня к какому-то дежурному. Но там дверь оказалась закрыта. Около нее, правда , висела следующая бумага.

Но как это происходит и когда совершенно не понятно. Видимо, речь идет об организованных группах, да и не сезон сейчас. Хотя корабли стоят. И знаменитые "два капитана" - Марков и Хоробрых - тоже на месте. Это такие теплоходы типа "Москва" уже не один десяток лет бороздящие селигерские просторы.

Вобщем, покатаемся в следующий раз. А сейчас уже пора ехать в Светлицу. Выезжаем из Осташкова и сворачиваем на Нилову Пустынь. Здесь дорога гораздо лучше чем в сторону Волговерховья. И даже солнце вроде как показалось.

Жалко, что ненадолго. Но с погодой мы уже смирились. Проехав через несколько деревень и речку Сорогу, вскоре выезжаем к Светлице.

Светлица это остров, который расположен перед островом Столбным, на котором расположена Нилова Пустынь. Хотя сейчас на них можно проехать на машине.

Подъехали к монастырю.

Посещение этого места у нас запланировано на завтра, а сейчас в загородный отель Светлица. Все таки уже почти 12 часов катаемся.

Эту гостиницу выбрали по многим причинам. Главное хотелось остановиться поближе к монастырю, а ближе уже некуда. Цена вполне устроила: 2400 за двухместный номер с двумя дополнительными местами. Да и вообще все понравилось. Можно было и не бронировать. Занято не более трети номеров, на стоянке всего 5 машин - не сезон. Но нам очень понравилось. Все новое. В корпусе есть обычные номера и двухэтажные люксы. А еще есть несколько коттеджей. Кругом вода и сосны.



Очень хорошая территория.



Ну и такое соседство по моему тоже плюс. Слышно как бьют монастырские часы.

Так же здесь есть две бани (отдельные дома) и сауна с бассейном с корпусе.
В номере 2 двухспальные кровати, стол, комод, тумбочки, телевизор, холодильник. Большой санузел с душевой кабиной. Еще есть большой балкон с видом во двор.

Вобщем отлично. Жалко что нам, по большому счету, только переночевать нужно. Приехать бы сюда летом, в хорошую погоду, да на несколько дней. Может и соберемся когда. А пока, после прогулки по территории решили немного поужинать в местном ресторане. Он, кстати, очень красиво оформлен в морском стиле.


Кормят вкусно, ждать недолго. Цены может и не низкие, но и не заоблачные. По крайней мере, во время нашей летней поездки в Поволжье видели примерно то же. За все (плюс немного водки) отдали 1700 рублей. Но наелись сильно.
После ужина решил еще немного погулять. Пофоткал в темноте. Кое-что получилось.


Настроение было отличное. Еще вчера я был на работе, а сейчас я здесь. Впечатления, полученные за день, переполняют. А когда я увидел звездное, следовательно безоблачное небо, настроение поднялось настолько, что хотелось кричать (поверьте, много не пил). Но все таки усталость берет свое. И ближе к десяти вечера мы завалились спать.
День второй. 7 октября.
Проснулись не поздно, в начале девятого. На улице шел дождь. От ночного чистого неба ничего не осталось. Все затянуто тучами, еще и ветер приличный. Грустные пошли завтракать в ресторан. Поели вчетвером на 600-700 рублей. Все вкусно и быстро.
Из-за погоды решили в монастырь поехать на машине (там метров 200 до стоянки), прямо смешно, но все таки мокнуть поменьше. Вещи пока оставили в гостинице. Уехать нам было можно и в 15-00, но настолько задерживаться мы не собирались. В 10-00 припарковались у моста на монастырский остров. Дальше пешком.

Дождь, кстати, утих, но все равно моросит.

На входе всех как и раньше встречает фигура основателя.

Монастырские строения с 2003 года стали заметно лучше, и реставрация продолжается.


В соборе еще шла служба. Точно не понял, но по моему служил кто-то высокопоставленный, может из Твери, а может и из Москвы. Решил так из-за богатого облачения и нескольких богатых автомобилей с тверскими и московскими номерами, которые были припаркованы около собора, около них находились водители-охранники.
Немного постояли на службе, а потом полезли на колокольню. На лестнице света нет, светили телефонами, лучше возьмите фонарик. Иногда просто не понятно куда наступать.

Начиная со среднего яруса становится светлее.

И вот мы уже на площадке. Это что-то вроде балкона вокруг всей колокольни, на уровне часов. Красота такая, что дух захватывает. Фотографии конечно не передадут всей красоты этих мест, но все же.



Часы вблизи это вообще интересно, прямо перед тобой движутся большие стрелки. Слышно, как работает механизм, а еще они звонят.


Золотые купола над водой тоже смотрятся очень красиво, несмотря на дождь.


Вобщем наснимал я в этот раз много, хоть и промок слегка. Дело в том, что в прошлый приезд, 9 лет назад, я тоже сюда поднимался. Еще шла реставрация, и колокольня была в лесах. Пускали только на средний ярус. Но никто не следил, и я все таки залез выше по лесам, примерно до этого же уровня. По досточкам, по лесенкам, даже немного страшно было. Но чего не сделаешь ради красивого кадра. Снимал я тогда Зенитом. Это такой фотоаппарат, в который пленку заряжать нужно. Так вот, хвостик я плохо зацепил, когда заряжал новую катушку, а что счетчик не крутится не заметил. Вобщем лазил я по лесам, снимал, а пленка так и оставалась в кассете. А что ни одного кадра не сделал, понял только на следующий день, когда мы отсюда уже уехали. Вот с тех пор и хотел я сюда вернуться и все таки сфоткать эту красоту. Получилось, правда дождь, а в тот раз было ясно. Будем ждать следующего раза.
А пока спускаемся.

Вот, кстати, причал Светлицы, откуда я вчера в темноте снимал, и дорога по которой приехали.

Затем пошли дальше гулять по острову.



Большие камни и вода. Чем то напоминает север, особенно в такую погоду.

Идем дальше.


Мои замерзли и пошли в машину. А я все таки решил обойти вокруг. Кстати, топится здесь все по прежнему дровами.



Пора уходить. Выхожу на мост. Ну и погодка. Мелкий дождь идет почти горизонтально, зонт выворачивает, фотик уже не вытираю. А на том берегу ждет теплая и сухая Дуся.

Мы конечно сюда еще приедем, хотелось бы только пораньше чем через 9 лет.

Ненадолго заезжаем в гостиницу. Переодеваемся-собираемся и в начале первого выезжаем со Светлицы.
Дорога идет вдоль небольшого озера Белого. Весь лес между дорогой и водой - большое место для стоянки. Летом здесь наверное много туристов.

Едем дальше. На сегодня у нас запланировано съездить в Пено, а по пути домой заехать еще на оковецкий источник. Но сначала решили еще немного прокатиться по Осташкову.

Многие улицы, да почти все кроме центральных, выглядят как-то заброшенно. Попалось много сгоревших домов. Видно, что город довольно бедный, несмотря на туристическую раскрученность самого Селигера.

Подъехали еще к Богородицкому монастырю, но внутрь не пошли.

На озере ветер и волна.

Дорога на остров Кличен ожидаемо перекрыта шлагбаумом. Пешеходная зона. Хотя в 2003 году я, не заметив знак, все таки проехал туда на машине. Обошлось без последствий.

Осташков в этот раз толком не посмотрели, в основном, конечно, из-за дождя. Хотя, с другой стороны, смотреть то там особо и нечего. Красив он, в основном, своим местоположением. Кругом вода, многие улицы в озеро упираются. Тихий уютный городок, но не более того. Да и обветшал он за последние годы, сильнее чем при союзе. Может когда-то и наведут порядок - дома отремонтируют, дороги, церкви старинные. Вот тогда будет красиво, но пока в это слабо верится.
Берем курс на Пено. Погода улучшилась, а на выезде из города даже выглянуло солнце.

Самый убитый кусок селигерской дороги - это участок Осташков - поворот на Пено. Дальше вполне нормальная дорога. До Пено доезжаем быстро.

Решаем ненадолго заскочить еще на базу отдыха Орлинка. Несколько километров хорошего грейдера и мы там.

Девять лет назад мы отдыхали именно здесь. Тут тоже было много старых деревянных домиков рядами. Но, в отличие от т/б Селигер, в них были "удобства" - туалет и умывальник с холодной водой, ну и электричество разумеется. Тогда вроде всем хватало. Но сейчас людям нужно больше. Так что старые домики потихоньку заменяются новыми, более благоустроенными. Хорошо, что эта база не закрылась, а живет и улучшается.

Озеро все так же подмывает берег.

Сосны падают, но их еще много.

После этого прокатились в Пено. Переехали Волгу туда-обратно. Она здесь пошире. Уже похожа на реку.

Сам поселок вроде не изменился за эти годы. И дороги, в отличие от Осташкова, не убиты. Только вот фирменный магазин "Вереск" (кашинского ЛВЗ), на который я рассчитывал, закрыли. Ну ладно, отоваримся в другом месте. Пора поворачивать обратно, в Осташков.

Около пирамиды закупились копченой рыбой. Совсем недорого. А на том убитом участке дороги был остановлен доблестными осташковскими гаишниками, и к нашим селигерским сувенирам добавилась квитанция на 300 рублей за превышение скорости. В дождь не стоят, а как погодка улучшилась, вылезли. Нет, ребята нормальные, просто работа у них такая. А так разговорились. Рассказали, что делать здесь нечего, и люди отсюда уезжают. И из Осташкова, и из деревень. Кто остается, зарабатывает на туристах, но не у всех получается. Да и сезон короткий. А остальной год что делать? Вот такая грустная картина, впрочем очень типичная для нашей глубинки. Напоследок еще предупредили, что в Рогоже их коллеги стоят. Спасибо, пригодилось.
В 15-00 заливаемся до полного в Осташкове на СургутНефтеГазе (кстати, по моему единственная в округе современная заправка). Погода совсем разгулялась, уезжать не хочется, но надо. Покидаем Осташков.

Проезжаем Рогожу.

Пересекаем Селижаровку (или это еще Селижаровский плес Селигера так как на знаке написано "оз. Селигер").

Дорога на Селижарово в очень хорошем состоянии. В 15-35 мы уже там.

Сворачиваем направо, пересекаем Волгу и уходим на Оковцы. Дорожка здесь узкая, местами неровная, но крупных ям нет.


От Селижарово примерно километров 20. А дальше по указателю в лес.

Вот здесь уже поинтереснее. Очень густой ельник, темно, чаща, как в сказках про Бабу Ягу. Дорога узкая, довольно глубокие лужи.

Дорога отсыпана смесью песка и мелкой щебенки. Видимо когда-то она была ровной, но сейчас раскатали. Радует то , что грязи нет. Даже когда спускаешься вниз и едешь практически по берегу реки. Воды кругом столько, что кажется земля под ногами должна играть. Но по этой дорожке машина едет совершенно спокойно. Вобщем лужи глубокие, но проехать можно практически на любом автомобиле. Что и подтвердила старенькая трешка БМВ (Е30) попавшаяся навстречу на обратном пути. Вот что-что, а разъезжаться здесь не очень удобно - ширина в одну машину.

Ехать через лес не так далеко, точно не засекал, но примерно 1-2 километра. Паркуемся и идем к источнику.

На территории есть церковь и домик, в котором скорее всего живут те кто присматривает за этим местом.

Узнали еще, что можно было и не ехать по той дороге с большими лужами. Если не сворачивая в лес проехать дальше, до Оковцов, будет поворот налево. Там дорога значительно лучше. Но от стоянки нужно пройти несколько сотен метров пешком "по мосту через болотину", как нам сказали.
Место необычное и интересное.

Необычно обустроен и сам источник. Вода набирается в круглую чашу глубиной 3-4 метра. Она совершенно прозрачная.

А уже из нее по деревянному желобу стекает дальше. Напор такой, что кружку или бутылку трудно удержать.

Отдельно устроена открытая купель (но окунуться я в этот раз не решился). Затем ручей из источника впадает в живопусную реку Пырошня. По ней бы на байдарке пройти, молодость вспомнить.

Набрали воды, пофоткались. Место очень хорошее, но нужно ехать дальше.
На обратном пути остановился у ручейка пересекающего дорогу. До чего же чистая вода. Наверное тоже какой-нибудь родник течет к реке.

Выбираемся из чащи.

Решили еще доехать до Оковцов. Всего несколько километров. В этом селе находится церковь Смоленской Иконы Божией Матери. Храм довольно большой, и изделака кажется восстановленным.

Но пока идет реставрация. Многое уже сделано. Но внутрь мы не попали. Около храма нам попался лишь один местный житель, пометивший нашей Дусе колесо.

От церкви виден мост и брод рядом с ним. Интересно зачем, если мост есть? Может у моста грузоподъемность маленькая и трактора в брод ездят?

Но разбираться уже некогда. Оставим на следующий приезд.Пора ехать домой. Время уже около 17-00. А нам еще по ремонтируемой М9 в воскресенье вечером в Москву возвращаться.
Дорога до Селижарово.

В Селижарово на обратном пути не смог проехать мимо очень красивого и значимого места - устья Селижаровки.

Здесь Волга, пройдя через Верхневолские озера, принимает в себя Селижаровку, то есть весь сток Селигера. После этого она становится раза в два шире и уже похожа на реку, а не речку.

Едем дальше. Пересекаем Волгу, Селижаровку.

И берем курс на Ржев. Дорога отличная. Машин мало.

В начале седьмого мы в Ржеве. Ну почему такой погоды не было вчера и сегодня утром.

В Ржеве заехали в магазин Тверской купец. Поесть в дорогу взяли, ну и кашинской продукции тоже. Что самое смешное, купили здесь одесское Шампанское. Ну никак не думал его здесь встретить. Проехали через город.

В последний, десятый, раз в этой поездке пересекли Волгу.

И в 18-40 вышли на М9.

Дорога отличная. Может две полосы и узко для федереальной трассы, но при таком потоке хватает. К 19-00 уже были в Зубцове.

На закате пересекли Вазузу.

Затем пришлось немного постоять пока гаишники оформляли ДТП. УАЗ влетел в бочину Москвичу, который видимо не уступил дорогу. Что стало с участниками даже думать не хочется.

Под впечатлением потихоньку едем дальше. На въезде в Московскую область уже почти совсем темно.

Так что больше не фоткал. Вопреки нашим опасениям М9 проехали совершенно спокойно, несмотря на воскресенье и ремонт. МКАД тоже. Все таки дачников уже поубавилось. Примерно в 21-30 прибыли домой. Разгрузили трофеи.

До чего же быстро все пролетело. Два дня как один миг. Проехали около 1200 километров. Побывали во многих интересных местах. Очень много впечатлений. Немного не повезло с погодой. Из дома уехали и вернулись в хорошую погоду, а все самое интересное под дождем. Хотя, на Селигере всегда так. По крайней мере у меня. Постоянные дожди. Так было и когда я еще в детстве приезжал сюда с родителями, и когда в 2003 отдыхал здесь со своей семьей, так случилось и сейчас. Чтобы гарантированно застать погоду, нужно хотя бы на недельку приехать. Из этой недели пару дней может и повезет. Но что сделаешь - места здесь очень влажные. Ведь из этих лесов берут начало несколько великих рек.
А вообще Селигер понравился. Большинство изменений в лучшую сторону, ну кроме дорог и разрухи в Осташкове. Появилось много современных мест для отдыха. Зачастую это правда всего один-два дома, но все таки. Понятно, что людей в сезон здесь очень много, и постепенно эти места теряют что-то, что есть именно в безлюдной глубинке. Цивилизация наступает и от этого никуда не деться. Но надеюсь, что Селигер все таки не превратится в застроенный коттеджами пригород Москвы.
А Дуся наша проверку прошла на пять с маленьким минусом. Все отлично, но все таки маловат запас хода. Обратно ехал побыстрее, расход вырос до 9.6. Но это с выезда. Значит на обратном пути ела она под десятку. И недоезжая до дома зажгла лампочку. Всего через 460 км после заправки. Нет, я понимаю, что она не может есть столько же сколько Москвич: весит больше почти в полтора раза, большие колеса, полный привод, да и аэродинамика похуже. Но баки то у них одинаковые. Вот и привык я на Москвиче, если на дальняк еду, только километров через 600 начинаю заправку искать, а вообще знаю что и 700 проеду на баке. А здесь при такой же езде только на 500-550 хватает. Но я сильно не расстраиваюсь, привыкну. А вообще машина очень нравится именно универсальностью: и по хорошей дороге можно быстро ехать, и по плохой, а еще и в грязи неплохо ползает, плюс комфорт. Так что расход топлива и маленьбкий запас хода можно и простить.
Вобщем, поездкой остались очень довольны. Все таки иногда просто необходимо хотя бы на пару дней сменить картинку, заняться тем что нравится. А после этого, получив заряд бодрости, дальше в будни.
День первый. 6 Октября.
Поехать решили пораньше, чтобы не попасть в дачные пробки. Примерно в 5-30 выехали. Почти сразу заправился до полного. М2 и МКАД проскочили совершенно свободно. Да и на М10 пробок не было. Все таки осень уже. Дачников меньше и спят они дольше. Около 7-30 были в районе Завидово.

Выглянувшее солнце дает надежду на хорошую погоду.
А в 8-20 переехали Волгу в Твери по новому мосту.


Вот такая она здесь. Гораздо уже чем видели мы ее в отпуске, в Нижнем, Ульяновске, Казани и особенно в Тольятти. А в этой поездке предстоит нам увидеть ее совсем маленькой, но об этом позже. Новый мост понравился, но старый закрыли, и поэтому движение по мосту 2+1. Рано утром мы проскочили спокойно, но днем возможны затруднения. Надеюсь, старый мост отремонтируют и откроют. Тогда будет хорошо. 2+3, а может и 3+3. Но когда это будет пока не ясно. Еще в Твери нам было нужно заехать на кладбище, так что немного задержались.
Едем дальше. Дорога почти до Торжка очень приличная. По две полосы в каждую сторону, развязки.

Лишь перед самым поворотом на Торжок недоделанный кусок. В этот раз М10 понравилась, правда немного мы по ней проехали (в Волочке не были). Еще раз убедился, что когда машин мало эта дорога производит приятное впечатление. Покрытие хорошее. Конечно, очень много населенки и камер, но от этого уже видимо никуда не деться. Просто нужно пораньше выезжать и не торопиться.
В 9 свернули в Торжок. К большому сожалению, пошел дождь. Несильный, но похоже затяжной. Утренние надежды на хорошую погоду стали понемногу таять.


Мы не первый раз в этом городе. Но погулять никогда не удавалось. То торопимся, то погода плохая. Думал в этот раз получится, но... Мои даже из машины выходить не захотели. Я припарковался после моста через Тверцу, сделал несколько кадров.



Красиво. В следующий раз нужно обязательно погулять, а может и вообще посвятить этому городу день. Но сейчас едем дальше.
В 9-20 выходим на А111 и движемся в сторону Осташкова.

Недоезжая Кувшинова клюквы прикупили. Дорога узкая, но приличная. А вообще, когда садишься в Дусю кажется что дороги разгладились. На ней можно довольно быстро валить по разбитой дороге. Но сейчас дождь, так что особо не торопимся. Тем более что на этой дороге много участков с совершенно неоправданной "сплошной". Иногда приходится довольно долго тащиться за каким-нибудь местным дачником или грибником, который никуда не торопится и тошнит свои 60-80. Хорошо что вообще машин мало. И чем дальше от Торжка тем меньше. А дорога становится даже получше.

А ближе к Осташкову попадаются и вовсе свежеотремонтированные участки.

Дождь, к сожалению, не перестает. Лишь иногда ненадолго стихает, но небо говорит о том, что солнца в ближайшее время не будет. Обидно блин, всю неделю хорошая погода, а в выходные, да еще и в поездке, дождь. Мы конечно не загорать и купаться едем, но все таки. С этими невеселыми мыслями, примерно в 10-40, въезжаем в Осташков.

Прошли 420 км. Средний расход меньше 8,8. Для любящей поесть Дуси неплохо, просто ехал не быстро. Времени на дорогу, учитывая остановки в Твери и Торжке, ушло немного. А111 в нормальном состоянии. Но в сезон, когда машин много, ехать по ней быстро наверное не получится, действительно много сплошной, прямо в глаза бросается.
Осташков изменился за 9 лет. Появились большие магазины, даже дома новые построены. Но дороги в городе стали хуже, похоже с тех пор их не ремонтировали. Яма на яме.

В город мы еще заедем, а пока прямиком направляемся на исток Волги. Решил пока не заправляться, хотя запас хода у Дуси маловат, рассчитывал, что на исток и обратно до Осташкова хватит. Дорога после Осташкова гораздо хуже, особенно до поворота на Пено. Даже знаки стоят, что она в аварийном состоянии. Ну почему у президента нет на Селигере какой-нибудь охотничьей избушки. Глядишь и дороги сделали бы. Место-то хорошее. Может ему об этом скажет кто? Duster по этим колдобинам идет хорошо, но низкие легковушки еле тащатся. После поворота на Пено становится получше.

А ближе к Свапущу и вообще хорошо. Здесь, кстати есть заправка. Контейнерная, но все таки СургутНефтеГаз, а не какой-нибудь Вася-ойл. Примечаю заправку и сворачиваю на Волговерховье. Начинается грейдер.

Вот по такой дороге в дождь наоборот ехать лучше. Пыли нет и помягче как-то. Хотя, повторюсь, Дуся наша даже раздолбанный каменистый грейдер глотает хорошо. Не трясет и довольно тихо, даже лучше ехать побыстрее - 50-60, но это правда на любой машине лучше, просто на ней особо не страшно и ямку покрупнее прозевать. (Блин, неужели потихоньку становлюсь джипером?) Довольно быстро доехали до заказника "Исток Волги".

А затем, по более узкому грейдеру, и до самого истока.

Время 12-00. Дождя практически нет, небольшая морось, но очень сыро. Оставляем машину и идем гулять.

Здесь мы тоже не были 9 лет, но в этом месте время похоже остановилось. Но это и хорошо. Часовню и мостик иногда подновляют и даже перестраивают заново, но общий вид истока остается неизменным много лет. Мне кажется, что так и должно быть.
Вот и Волга.

Здесь через нее можно и перепрыгнуть.

Зашли, разумеется, и в часовню. Здесь теперь сувениры продают, зато всегда открыта. А то раньше бывало приедут люди, а не дверях замок. А так и сувениры купить можно и спросить про все. Женщина рассказала, что оба храма наверху летом были открыты, но сейчас уже закрыли. Жалко, хотелось туда попасть.
Вода в болоте чистая, но коричневого цвета.

Помочили руки, умылись и пошли дальше.
Здесь появилась экологическая тропа, но из-за погода мы не пошли.

Поднялись наверх. Прошли в сторону кирпичного храма.



Красота. Даже несмотря на погоду. Жалко храм закрыт. Видимо немаленькое селение здесь раньше было, судя по его размеру.
Прошел немного дальше. Это первая волжская плотина. Гораздо меньше жигулевской, да и разрушена уже. Видимо раньше с ее помощью немного поднимали уровень в самом начале реки (первые 100 метров)и в болоте около часовни. Мы в 2003 году были летом, таких дождей не было, а уровень был повыше. И река, где через нее прыгают, была пошире. Я и не думал, что здесь в кустах плотина спрятана. Но теперь все естественно.

Ну вот вроде все и посмотрели что смогли. Небольшой перекус, и трогаемся обратно. Время 13-10. Вот, наверное, первый автомобильный мост через Волгу.

Населенных пунктов и людей здесь почти нет, по крайней мере по дороге никого из местных не встретили. Кроме вот этих.

Видимо они с Ольгиного хутора. Это такое крестьянское хозяйство, точнее я не понял. Вывеска на дороге про это, вроде еще молоко и другие продукты продают.

Кроме нескольких домов там есть машинки старинные и разные прикольные штуки.


Летом, когда туристов много, здесь наверное жизнь кипит. А сейчас тихо. Заходить мы не стали, пофоткались и дальше поехали.
Свернули к озеру Стерж в деревню Новинки (могу ошибаться).

Когда то, в советское время здесь видимо проходил маршрут селигерской кругосветки. Просто лет 25 назад я отдыхал с родителями на турбазе Селигер и помню, что это был самый длинный лодочный поход. Через весь Селигер, Верхневолжские озера и Селижаровку. Не знаю, существует ли такой маршрут сейчас, но турбаз в том виде уже точно не осталось. Но вот этот сарай напоминает о тех временах.

Едем дальше. Проезжаем следующий автомобильный мост через Волгу. Здесь она уже пошире, но все равно как то странно называть этот ручей Волгой.

Скоро она уже вольется в озеро Стерж, затем Вселуг, Пено. Эти озера переходят друг в друга, и реки как таковой между ними нет. А в городке Пено, после одноименного озера, Волга уже пошире.
Едем дальше. Уже перед самым асфальтом Дуся зажигает бензиновую лампочку. Все таки маловат бак. Выезжаем к Селигеру.

После этого решаем повернуть налево и проехать немного за Свапуще. Попадаются места для стоянок, но сейчас разумеется никого нет - не сезон.

Вода чистейшая, но очень холодная.

Немного постоял на берегу, полюбовался на воду. В Светлице, где у нас забронирован номер, нам нужно быть к 17-00 (заезд у них во столько). Можно конечно было еще проехать вдоль северного берега на запад до Залучья, а может быть и до Картуни, но решили все таки повернуть, да и лампочка горит. Оставили на следующий раз. В Свапуще заехал на заправку. Древняя техника до полного не заправляет. Даже на ровную сумму не заправляет, только целые литры. Вобщем взял на 1000 (какую-то мелочь сдачи дали). Здесь покататься хватит, а перед обратной дорогой заправимся.
По пути к Осташкову решил завернуть к бывшей турбазе Селигер, в Новые Ельцы, освежить так сказать детские воспоминания. Когда-то это была крупнейшая база на Селигере, но от нее похоже ничего не осталось. Лишь бывший главный корпус, трехэтажный графский дом позапрошлого века, превратили в VIP-отель. Там, кстати, еще в советское время были номера с удобствами. Притом что в домиках где мы жили, из удобств была только розетка и лампочка. А до умавальника-туалета метров сто по улице. Но те домики наверное уже снесли (их было очень много здесь, сотни), а на территорию теперь не попасть. Вернее может пешком пройти и можно было договориться, а на машине точно нет. А под дождем мои идти не захотели. Думал хоть к пристани проехать, но не получилось. Поцеловали, как говорится, ворота и назад.

Затем решили заехать к базе отдыха Сокол. Вернее не к ней самой а в Никола-Рожок. (Сокол, насколько я знаю, работает. Она была цивильнее Селигера, и поменьше. Наверное поэтому и выжила.) Асфальт сменяется грунтовкой, но вполне проезжаемой.

Пересекаем чистейший ручей.

И вскоре подъезжаем к храму.

Вот здесь я не был года примерно с 88-го. Тогда храм был закрыт и полуразрушен, а вокруг стояли обычные деревенские дома. Теперь вокруг построено много современных коттеджей. Храм открыт и реставрируется. Внутри конечно еще много чего предстоит сделать, но стены оштукатурены и покрашены, есть даже отопление. Храм действующий. Женщина, которая и свечи продает и одновременно истопником работает, много интересного рассказала. Много за эти годы изменилось, но красота этого места осталась. Храм стоит на очень высоком берегу озера, почти на обрыве. Виды отличные, жалко погода все портит - моросящий дождь с сильным ветром.




Очень красивое место. Приятно что все потихоньку восстанавливается.
Едем дальше. Около пеновского поворота решили остановиться и зайти наконец в пирамиду Голода.

Странное какое-то место. Может кому и помогает, может чего и заряжает. Но как-то не очень верится мне во все эти вихревые воронки и производство озона в мировых масштабах. Но вроде никому хуже не делает, а это главное. Хотя говорят, что военным связь портила, но тоже как-то не верится.
Едем дальше. Время еще есть и решаем немного прокатиться по Осташкову. Покружив по центру остановился у речного вокзала.

Собственно от речного вокзала мало что остлось, кроме здания. Внутри куча всяких фирм и фирмочек. Меня вообще-то интересовало возможно ли на кораблике покататься. Но девушка в окошке неожиданно оказалась "главной по автобусам". А насчет речного транспорта отправила меня к какому-то дежурному. Но там дверь оказалась закрыта. Около нее, правда , висела следующая бумага.

Но как это происходит и когда совершенно не понятно. Видимо, речь идет об организованных группах, да и не сезон сейчас. Хотя корабли стоят. И знаменитые "два капитана" - Марков и Хоробрых - тоже на месте. Это такие теплоходы типа "Москва" уже не один десяток лет бороздящие селигерские просторы.

Вобщем, покатаемся в следующий раз. А сейчас уже пора ехать в Светлицу. Выезжаем из Осташкова и сворачиваем на Нилову Пустынь. Здесь дорога гораздо лучше чем в сторону Волговерховья. И даже солнце вроде как показалось.

Жалко, что ненадолго. Но с погодой мы уже смирились. Проехав через несколько деревень и речку Сорогу, вскоре выезжаем к Светлице.

Светлица это остров, который расположен перед островом Столбным, на котором расположена Нилова Пустынь. Хотя сейчас на них можно проехать на машине.

Подъехали к монастырю.

Посещение этого места у нас запланировано на завтра, а сейчас в загородный отель Светлица. Все таки уже почти 12 часов катаемся.

Эту гостиницу выбрали по многим причинам. Главное хотелось остановиться поближе к монастырю, а ближе уже некуда. Цена вполне устроила: 2400 за двухместный номер с двумя дополнительными местами. Да и вообще все понравилось. Можно было и не бронировать. Занято не более трети номеров, на стоянке всего 5 машин - не сезон. Но нам очень понравилось. Все новое. В корпусе есть обычные номера и двухэтажные люксы. А еще есть несколько коттеджей. Кругом вода и сосны.



Очень хорошая территория.



Ну и такое соседство по моему тоже плюс. Слышно как бьют монастырские часы.

Так же здесь есть две бани (отдельные дома) и сауна с бассейном с корпусе.
В номере 2 двухспальные кровати, стол, комод, тумбочки, телевизор, холодильник. Большой санузел с душевой кабиной. Еще есть большой балкон с видом во двор.

Вобщем отлично. Жалко что нам, по большому счету, только переночевать нужно. Приехать бы сюда летом, в хорошую погоду, да на несколько дней. Может и соберемся когда. А пока, после прогулки по территории решили немного поужинать в местном ресторане. Он, кстати, очень красиво оформлен в морском стиле.


Кормят вкусно, ждать недолго. Цены может и не низкие, но и не заоблачные. По крайней мере, во время нашей летней поездки в Поволжье видели примерно то же. За все (плюс немного водки) отдали 1700 рублей. Но наелись сильно.
После ужина решил еще немного погулять. Пофоткал в темноте. Кое-что получилось.


Настроение было отличное. Еще вчера я был на работе, а сейчас я здесь. Впечатления, полученные за день, переполняют. А когда я увидел звездное, следовательно безоблачное небо, настроение поднялось настолько, что хотелось кричать (поверьте, много не пил). Но все таки усталость берет свое. И ближе к десяти вечера мы завалились спать.
День второй. 7 октября.
Проснулись не поздно, в начале девятого. На улице шел дождь. От ночного чистого неба ничего не осталось. Все затянуто тучами, еще и ветер приличный. Грустные пошли завтракать в ресторан. Поели вчетвером на 600-700 рублей. Все вкусно и быстро.
Из-за погоды решили в монастырь поехать на машине (там метров 200 до стоянки), прямо смешно, но все таки мокнуть поменьше. Вещи пока оставили в гостинице. Уехать нам было можно и в 15-00, но настолько задерживаться мы не собирались. В 10-00 припарковались у моста на монастырский остров. Дальше пешком.

Дождь, кстати, утих, но все равно моросит.

На входе всех как и раньше встречает фигура основателя.

Монастырские строения с 2003 года стали заметно лучше, и реставрация продолжается.


В соборе еще шла служба. Точно не понял, но по моему служил кто-то высокопоставленный, может из Твери, а может и из Москвы. Решил так из-за богатого облачения и нескольких богатых автомобилей с тверскими и московскими номерами, которые были припаркованы около собора, около них находились водители-охранники.
Немного постояли на службе, а потом полезли на колокольню. На лестнице света нет, светили телефонами, лучше возьмите фонарик. Иногда просто не понятно куда наступать.

Начиная со среднего яруса становится светлее.

И вот мы уже на площадке. Это что-то вроде балкона вокруг всей колокольни, на уровне часов. Красота такая, что дух захватывает. Фотографии конечно не передадут всей красоты этих мест, но все же.



Часы вблизи это вообще интересно, прямо перед тобой движутся большие стрелки. Слышно, как работает механизм, а еще они звонят.


Золотые купола над водой тоже смотрятся очень красиво, несмотря на дождь.


Вобщем наснимал я в этот раз много, хоть и промок слегка. Дело в том, что в прошлый приезд, 9 лет назад, я тоже сюда поднимался. Еще шла реставрация, и колокольня была в лесах. Пускали только на средний ярус. Но никто не следил, и я все таки залез выше по лесам, примерно до этого же уровня. По досточкам, по лесенкам, даже немного страшно было. Но чего не сделаешь ради красивого кадра. Снимал я тогда Зенитом. Это такой фотоаппарат, в который пленку заряжать нужно. Так вот, хвостик я плохо зацепил, когда заряжал новую катушку, а что счетчик не крутится не заметил. Вобщем лазил я по лесам, снимал, а пленка так и оставалась в кассете. А что ни одного кадра не сделал, понял только на следующий день, когда мы отсюда уже уехали. Вот с тех пор и хотел я сюда вернуться и все таки сфоткать эту красоту. Получилось, правда дождь, а в тот раз было ясно. Будем ждать следующего раза.
А пока спускаемся.

Вот, кстати, причал Светлицы, откуда я вчера в темноте снимал, и дорога по которой приехали.

Затем пошли дальше гулять по острову.



Большие камни и вода. Чем то напоминает север, особенно в такую погоду.

Идем дальше.


Мои замерзли и пошли в машину. А я все таки решил обойти вокруг. Кстати, топится здесь все по прежнему дровами.



Пора уходить. Выхожу на мост. Ну и погодка. Мелкий дождь идет почти горизонтально, зонт выворачивает, фотик уже не вытираю. А на том берегу ждет теплая и сухая Дуся.

Мы конечно сюда еще приедем, хотелось бы только пораньше чем через 9 лет.

Ненадолго заезжаем в гостиницу. Переодеваемся-собираемся и в начале первого выезжаем со Светлицы.
Дорога идет вдоль небольшого озера Белого. Весь лес между дорогой и водой - большое место для стоянки. Летом здесь наверное много туристов.

Едем дальше. На сегодня у нас запланировано съездить в Пено, а по пути домой заехать еще на оковецкий источник. Но сначала решили еще немного прокатиться по Осташкову.

Многие улицы, да почти все кроме центральных, выглядят как-то заброшенно. Попалось много сгоревших домов. Видно, что город довольно бедный, несмотря на туристическую раскрученность самого Селигера.

Подъехали еще к Богородицкому монастырю, но внутрь не пошли.

На озере ветер и волна.

Дорога на остров Кличен ожидаемо перекрыта шлагбаумом. Пешеходная зона. Хотя в 2003 году я, не заметив знак, все таки проехал туда на машине. Обошлось без последствий.

Осташков в этот раз толком не посмотрели, в основном, конечно, из-за дождя. Хотя, с другой стороны, смотреть то там особо и нечего. Красив он, в основном, своим местоположением. Кругом вода, многие улицы в озеро упираются. Тихий уютный городок, но не более того. Да и обветшал он за последние годы, сильнее чем при союзе. Может когда-то и наведут порядок - дома отремонтируют, дороги, церкви старинные. Вот тогда будет красиво, но пока в это слабо верится.
Берем курс на Пено. Погода улучшилась, а на выезде из города даже выглянуло солнце.

Самый убитый кусок селигерской дороги - это участок Осташков - поворот на Пено. Дальше вполне нормальная дорога. До Пено доезжаем быстро.

Решаем ненадолго заскочить еще на базу отдыха Орлинка. Несколько километров хорошего грейдера и мы там.

Девять лет назад мы отдыхали именно здесь. Тут тоже было много старых деревянных домиков рядами. Но, в отличие от т/б Селигер, в них были "удобства" - туалет и умывальник с холодной водой, ну и электричество разумеется. Тогда вроде всем хватало. Но сейчас людям нужно больше. Так что старые домики потихоньку заменяются новыми, более благоустроенными. Хорошо, что эта база не закрылась, а живет и улучшается.

Озеро все так же подмывает берег.

Сосны падают, но их еще много.

После этого прокатились в Пено. Переехали Волгу туда-обратно. Она здесь пошире. Уже похожа на реку.

Сам поселок вроде не изменился за эти годы. И дороги, в отличие от Осташкова, не убиты. Только вот фирменный магазин "Вереск" (кашинского ЛВЗ), на который я рассчитывал, закрыли. Ну ладно, отоваримся в другом месте. Пора поворачивать обратно, в Осташков.

Около пирамиды закупились копченой рыбой. Совсем недорого. А на том убитом участке дороги был остановлен доблестными осташковскими гаишниками, и к нашим селигерским сувенирам добавилась квитанция на 300 рублей за превышение скорости. В дождь не стоят, а как погодка улучшилась, вылезли. Нет, ребята нормальные, просто работа у них такая. А так разговорились. Рассказали, что делать здесь нечего, и люди отсюда уезжают. И из Осташкова, и из деревень. Кто остается, зарабатывает на туристах, но не у всех получается. Да и сезон короткий. А остальной год что делать? Вот такая грустная картина, впрочем очень типичная для нашей глубинки. Напоследок еще предупредили, что в Рогоже их коллеги стоят. Спасибо, пригодилось.
В 15-00 заливаемся до полного в Осташкове на СургутНефтеГазе (кстати, по моему единственная в округе современная заправка). Погода совсем разгулялась, уезжать не хочется, но надо. Покидаем Осташков.

Проезжаем Рогожу.

Пересекаем Селижаровку (или это еще Селижаровский плес Селигера так как на знаке написано "оз. Селигер").

Дорога на Селижарово в очень хорошем состоянии. В 15-35 мы уже там.

Сворачиваем направо, пересекаем Волгу и уходим на Оковцы. Дорожка здесь узкая, местами неровная, но крупных ям нет.


От Селижарово примерно километров 20. А дальше по указателю в лес.

Вот здесь уже поинтереснее. Очень густой ельник, темно, чаща, как в сказках про Бабу Ягу. Дорога узкая, довольно глубокие лужи.

Дорога отсыпана смесью песка и мелкой щебенки. Видимо когда-то она была ровной, но сейчас раскатали. Радует то , что грязи нет. Даже когда спускаешься вниз и едешь практически по берегу реки. Воды кругом столько, что кажется земля под ногами должна играть. Но по этой дорожке машина едет совершенно спокойно. Вобщем лужи глубокие, но проехать можно практически на любом автомобиле. Что и подтвердила старенькая трешка БМВ (Е30) попавшаяся навстречу на обратном пути. Вот что-что, а разъезжаться здесь не очень удобно - ширина в одну машину.

Ехать через лес не так далеко, точно не засекал, но примерно 1-2 километра. Паркуемся и идем к источнику.

На территории есть церковь и домик, в котором скорее всего живут те кто присматривает за этим местом.

Узнали еще, что можно было и не ехать по той дороге с большими лужами. Если не сворачивая в лес проехать дальше, до Оковцов, будет поворот налево. Там дорога значительно лучше. Но от стоянки нужно пройти несколько сотен метров пешком "по мосту через болотину", как нам сказали.
Место необычное и интересное.

Необычно обустроен и сам источник. Вода набирается в круглую чашу глубиной 3-4 метра. Она совершенно прозрачная.

А уже из нее по деревянному желобу стекает дальше. Напор такой, что кружку или бутылку трудно удержать.

Отдельно устроена открытая купель (но окунуться я в этот раз не решился). Затем ручей из источника впадает в живопусную реку Пырошня. По ней бы на байдарке пройти, молодость вспомнить.

Набрали воды, пофоткались. Место очень хорошее, но нужно ехать дальше.
На обратном пути остановился у ручейка пересекающего дорогу. До чего же чистая вода. Наверное тоже какой-нибудь родник течет к реке.

Выбираемся из чащи.

Решили еще доехать до Оковцов. Всего несколько километров. В этом селе находится церковь Смоленской Иконы Божией Матери. Храм довольно большой, и изделака кажется восстановленным.

Но пока идет реставрация. Многое уже сделано. Но внутрь мы не попали. Около храма нам попался лишь один местный житель, пометивший нашей Дусе колесо.

От церкви виден мост и брод рядом с ним. Интересно зачем, если мост есть? Может у моста грузоподъемность маленькая и трактора в брод ездят?

Но разбираться уже некогда. Оставим на следующий приезд.Пора ехать домой. Время уже около 17-00. А нам еще по ремонтируемой М9 в воскресенье вечером в Москву возвращаться.
Дорога до Селижарово.

В Селижарово на обратном пути не смог проехать мимо очень красивого и значимого места - устья Селижаровки.

Здесь Волга, пройдя через Верхневолские озера, принимает в себя Селижаровку, то есть весь сток Селигера. После этого она становится раза в два шире и уже похожа на реку, а не речку.

Едем дальше. Пересекаем Волгу, Селижаровку.

И берем курс на Ржев. Дорога отличная. Машин мало.

В начале седьмого мы в Ржеве. Ну почему такой погоды не было вчера и сегодня утром.

В Ржеве заехали в магазин Тверской купец. Поесть в дорогу взяли, ну и кашинской продукции тоже. Что самое смешное, купили здесь одесское Шампанское. Ну никак не думал его здесь встретить. Проехали через город.

В последний, десятый, раз в этой поездке пересекли Волгу.

И в 18-40 вышли на М9.

Дорога отличная. Может две полосы и узко для федереальной трассы, но при таком потоке хватает. К 19-00 уже были в Зубцове.

На закате пересекли Вазузу.

Затем пришлось немного постоять пока гаишники оформляли ДТП. УАЗ влетел в бочину Москвичу, который видимо не уступил дорогу. Что стало с участниками даже думать не хочется.

Под впечатлением потихоньку едем дальше. На въезде в Московскую область уже почти совсем темно.

Так что больше не фоткал. Вопреки нашим опасениям М9 проехали совершенно спокойно, несмотря на воскресенье и ремонт. МКАД тоже. Все таки дачников уже поубавилось. Примерно в 21-30 прибыли домой. Разгрузили трофеи.

До чего же быстро все пролетело. Два дня как один миг. Проехали около 1200 километров. Побывали во многих интересных местах. Очень много впечатлений. Немного не повезло с погодой. Из дома уехали и вернулись в хорошую погоду, а все самое интересное под дождем. Хотя, на Селигере всегда так. По крайней мере у меня. Постоянные дожди. Так было и когда я еще в детстве приезжал сюда с родителями, и когда в 2003 отдыхал здесь со своей семьей, так случилось и сейчас. Чтобы гарантированно застать погоду, нужно хотя бы на недельку приехать. Из этой недели пару дней может и повезет. Но что сделаешь - места здесь очень влажные. Ведь из этих лесов берут начало несколько великих рек.
А вообще Селигер понравился. Большинство изменений в лучшую сторону, ну кроме дорог и разрухи в Осташкове. Появилось много современных мест для отдыха. Зачастую это правда всего один-два дома, но все таки. Понятно, что людей в сезон здесь очень много, и постепенно эти места теряют что-то, что есть именно в безлюдной глубинке. Цивилизация наступает и от этого никуда не деться. Но надеюсь, что Селигер все таки не превратится в застроенный коттеджами пригород Москвы.
А Дуся наша проверку прошла на пять с маленьким минусом. Все отлично, но все таки маловат запас хода. Обратно ехал побыстрее, расход вырос до 9.6. Но это с выезда. Значит на обратном пути ела она под десятку. И недоезжая до дома зажгла лампочку. Всего через 460 км после заправки. Нет, я понимаю, что она не может есть столько же сколько Москвич: весит больше почти в полтора раза, большие колеса, полный привод, да и аэродинамика похуже. Но баки то у них одинаковые. Вот и привык я на Москвиче, если на дальняк еду, только километров через 600 начинаю заправку искать, а вообще знаю что и 700 проеду на баке. А здесь при такой же езде только на 500-550 хватает. Но я сильно не расстраиваюсь, привыкну. А вообще машина очень нравится именно универсальностью: и по хорошей дороге можно быстро ехать, и по плохой, а еще и в грязи неплохо ползает, плюс комфорт. Так что расход топлива и маленьбкий запас хода можно и простить.
Вобщем, поездкой остались очень довольны. Все таки иногда просто необходимо хотя бы на пару дней сменить картинку, заняться тем что нравится. А после этого, получив заряд бодрости, дальше в будни.
Можно разместить этот отчет в социальных сетях. Таким образом Вы помогаете популяризации сайта.