Россия: города, достопримечательности

Откуда: Москва Когда: 05/2004

По маршруту: Самара, Оренбург, Магнитогорск, Елабуга, Казань, Болгар

Рейтинг отчета: 0

Автор:

Бросок на восток (Москва – Самара – Магнитогорск – Казань – Москва) 1-10 мая 2004 г.

1. Москва - Самара

Поездка задумывалась давно – как только вернулся в декабре из длительной командировки в не очень развитых странах Европы. Вдоволь накатавшись по тем самым не слишком развитым странам, я понял, что пришло время посмотреть и на родную страну. Февральская поездка в Ярославль дала определенное впечатление о качестве дорог и сопутствующих услуг на наших просторах, посему было окончательно решено – едем. Магнитогорск всплыл сам собой, поскольку там живут родственники жены, а поэтому долго уговаривать ее на такую авантюру не пришлось.

Были изучены карты, эта конфа, путеводители и интернет-сайты соответствующих городов и регионов. Закуплены подарки родственникам и еда в дорогу, чтобы не особо останавливаться на кормежку, собраны вещи. И вот, загрузив всем этим Гранд-Витару по самую крышу, утром 1 мая выдвигаемся.

Началось все с того, что вместо намеченных 5 утра, выезжаем только 5.50: слишком долго собирались. Третье кольцо, Волгоградка, и выезжаем на М5. И в 6.15 (!) попадаем в пробку сразу после выезда из Москвы. Я громко ругаюсь на нашу медлительность, из-за которой мы не смогли выехать раньше, но кто же знал, что пробка образуется уже в 6 утра. Так мы тащились, то попадая в пробки, то выезжая из них, почти до Коломны. В результате, по моим оценкам, пробки нас задержали минут на 40.

Дорога до Рязани в принципе неплохая, только объездная Коломны немного разбитая. После Рязани дорога становится хуже, и далее через всю Рязанскую область более-менее приличные участки перемежаются с откровенно раздолбанными: колея, которая может представлять опасность для низко сидящих иномарок, разбитый ямочный ремонт, трещины. Населенных пунктов достаточно, но они как-то не запомнились. Только запомнился Шацк – симпатичный маленький городок ближе к границе с Мордовией. Еще сразу за Рязанью видели указатель на музей Есенина, так что есть желание приехать в те края еще раз. Удивило то, что поток из Москвы заметен даже на расстоянии 400 км (!), встречного же движения мало, так что обгонять одно удовольствие.

И вот граница с Мордовией и дальше – Умет. Расстояние 440 км, время 12.50 Я, конечно, слышал про него, но не было предела моему изумлению количеством едален вдоль всей деревни и за ее пределами. По обеим сторонам дороги на протяжении нескольких километров одна за одной стоят кафешки, носящие гордые названия, типа, «Ласточка», «Фиалка», «Золотая Рыбка» и т.п. Устроены они почти все одинаково: над глубокой придорожной канавой, на помосте, опирающемся на бревна, стоит строение типа вагончика, или лачуги разной степени убитости. Думаю, количество таких едален в Умете больше, чем на какой-нибудь дороге в Европе на несколько тысяч км. Зашли в одно из таких заведений наобум. Суп и шашлык были превосходными; на обед ушло 40 минут.

Поехали дальше. Километров через 30 после Умета – поворот налево на Саранск. Дальше дорога резко портится, и ехать больше сотни – уже некомфортно. Далее следует небольшой участок ремонта, а затем, к моему удивлению, вполне приличная дорога. Ехать 120 – без проблем, транспорта, как попутного, так и встречного, немного. Я уже было приготовился к проезду через Саранск, даже карту купил, но, оказывается, действительно, есть объездная, которая не отмечена на карте. Находится она легко – по указателям на Ульяновск.

Около Саранска пошел дождь, который шел с перерывами до самого Ульяновска. Где-то в Мордовии, за Чамзинкой, ближе к границе с Ульяновской областью, поднялись на холмистую гряду, на которой был туман, что вызвало дополнительные писки со стороны жены и тещи, чтобы я ехал помедленнее.

Словом, до Ульяновска добрались без приключений. Почти 900 км позади, на часах уже пол-восьмого. Смеркается. На окраинах Ульяновска малость заплутали, т.к. после аэропорта повернули направо, на Сызрань, а надо было ехать прямо. В результате сначала пришлось спрашивать, а потом ехать через весь город. Дороги в Ульяновске убитые донельзя. Огромные ямы аккуратно заложены битым кирпичом.

Подъехали по указателям к Волге. На спуске – свободно, т.к. вообще 1 мая движения мало. Мост и сама Волга впечатлили. Мост длинной километра три, с одного берега Волги другой виден с трудом. Поскольку было уже поздно, а впереди еще 200 с лишним км, останавливаться не стали. Затем был недолгий переезд до Димитровграда. В Димитровграде через речку Бол. Черемшан, впадающую в Волгу, перекинут понтонный мост, на котором движение в одну сторону. Поэтому мы подождали своей очереди всего минут десять, заплатили в кассу 30 рублей, и поехали дальше.

Дорога до Самары – вполне приличная, даже местами есть разметка. Ехали иногда в полной темноте, т.е. ни огонька ни справа, ни слева, ни впереди. Затем доехали до города, долго по нему плутали, пытаясь в центре найти ул. Ленинградскую, да еще по плохой схеме, и соблюдая все знаки. Потом еще долго искали нужный дом и подъезд. В конце концов, в пол-второго ночи по местному времени, оставив тещу у родственников, мы с женой пошли в «Националь». Номер я там забронировал заранее через Интернет, хотя этого и не было нужно, т.к. гостиница на праздники была совершенно пустая. Нам даже дали «Праздничную скидку» в 20%, после чего номер стал стоить 2240 руб. Номер был двухкомнатный и вполне приличный. На первом этаже – ремонт, но это не мешает. Вообще же гостиница эта – чуть приукрашенный совок, но имеет свои достоинства, т.к. расположена в самом центре города в здании конца XIX века с четырехметровыми потолками и огромными номерами.

Мы жутко обрадовались тому, что еще работал буфет, где нас накормили, я выпил с устатку 150 грамм водки, пошел в комнату и уснул тут же, как ребенок.

Итого результаты дня: 1150 км (индивидуальный рекорд), 16.5 часов, включая пробки и обед, т.е. около 15 часов чистого времени. Заправлялся 2 раза на 37 и 55 литров, на брендовых заправках (уже не помню каких). Вообще же, чтобы не обсохнуть, всю дорогу старался следовать совету, найденному где-то в Интернете – начинать искать заправку, когда остается около трети бака.

2. Самара

Проснулись мы в девять утра от жуткого звука компрессора, работающего под окном. Оказывается, наши окна выходили на ремонтирующуюся Ленинградскую улицу и ремонт не прекращался и в праздники (строят красоту наподобие нашего Арбата, часть улицы уже сделали – с фонтанами, клумбами, деревянными скамейками и чугунными фонарями). Пришлось вставать.

Визит к родственникам, потом мы с женой пошли гулять по городу. Светило солнышко и уже начали распускаться листочки на деревьях. На набережной Волги мы пошли искать какой-нибудь речной трамвайчик поплавать по Волге. Было найдено два варианта – либо кораблик до села Рождествено и обратно, либо двухчасовая прогулка по Волге. Кораблик до Рождествено уплывает из Самары по целым четным часам, а возвращается по нечетным и стоит 28 руб. в один конец. Идет он полчаса, в результате есть еще полчаса посмотреть на село. Была выбрана именно эта опция, т.к. получалось, что мы можем обернуться за полтора часа, и отплывал он на час раньше, так что оставалось больше времени на прогулку по городу. Пока ждали кораблик, посидели в кафешке на набережной, попили вкуснейшего и свежайшего Жигулевского пива.

С воды Самара выглядит превосходно. Строится много элитных домов недалеко от реки, набережная выглядит ухоженной. Увидели с речки Жигулевский пивоваренный завод. Село Рождествено – обычно российское село, без дорог, с грязной центральной площадью с несколькими магазинчиками, и действующей церковью.

Город произвел двоякое впечатление. Прекрасная купеческая архитектура в основном в разваленном состоянии, более-менее отреставрированные дома соседствуют с руинами, даже на центральных улицах. Пример: огромное старое здание с пугающими пустыми глазницами окон и, по-моему, без перекрытий, а на нем мемориальная доска, читаемая аж с другой стороны улицы, что в этом доме В.И. Ульянов (Ленин) встречался с революционно настроенной молодежью.

Много красивых девушек в коротких юбках и почему-то в высоких полосатых гетрах. Это что новая мода такая?

В конфе много писали об ужасном качестве дорог в Самаре. В принципе, я не увидел ничего особо пугающего, на самом деле, в Питере все было гораздо хуже до 300-летия. Около трамвайных путей, конечно, ямы, но это везде так: за 100 лет существования трамваев в России наши ученые не нашли способ класть асфальт, или что-либо, вдоль путей так, чтобы оно не разваливалось. Во всем мире нашли, а у нас – нет.

Нашли бункер Сталина, но он был на ремонте; попытались купить разливного «Жигулевского» около завода, однако увидели огромную очередь и обломались стоять в ней. Пришлось довольствоваться бутылочным, купленным в магазине.

Спать в этот день мы легли рано, чтобы на следующий день встать пораньше, ведь нам предстоял путь дальше на восток.

3. Самара – Оренбург – Магнитогорск

Выехали мы 3 мая в 7.30 по местному времени (+ 1 час с Москвой). Выезд из города нашли быстро по указателям. Мы поехали через Оренбург, а не через Уфу, хотя это и дальше, по нескольким причинам. Во-первых, хотелось попробовать купить знаменитые оренбургские платки. Именно этой, первой причиной мне удалось убедить жену и тещу ехать по более длинному пути. Во-вторых, не хотелось ехать той же дорогой, ведь через Уфу я собирался возвращаться. В-третьих, хотелось просто посмотреть Оренбург, когда еще занесет в эти края.

Кстати на этом участке я убедился в том, что не всегда можно верить www.autotransinfo.ru. Сайт давал путь через Кинель-Богатое-Заплавное, а указатели вели мимо Нефтегорска и Таволжанки. Я следовал указателям, хотя получилось дальше, чем указывал сайт.

Дорога от Самары нормальная, с редкими и короткими тряскими участками, позволяла ехать, как правило, 100-120 км/ч, не опасаясь за подвеску. Тут-то я вспомнил добрым словом правило заправляться, когда осталось треть бака. Недалеко от Самары я увидел заправку Лукойл, но решил, что, раз у меня чуть больше трети бака – заправлюсь на следующей. Следующей брендовой заправки больше не было. Были, кажется, пара контейнерных, но там даже не было 95-го. Километров через 150 я понял, что дело хреново. На повороте от Нефтегорска на Бузулук стояла еще одна контейнерная заправка, на которой, правда, был 95-й. Побоявшись заправляться там, я поехал в Большое, в 6 км от поворота, надеясь, что в большом селе будет приличная заправка. Заправка там была, на ней даже был полустертый логотип Юкоса, но не было 95-го. На вопрос, а где, собственно, можно найти приличный 95-й, мне указали назад, на поворот на Бузулук. Вернулись. Там я честно спросил, хороший ли у них бензин, девушка в кассе засмеялась и ответила, что лучше всех. Дополнительной рекламой этой заправке послужило то, что передо мной там заправлялся Крузер с оренбургскими номерами. В результате там я купил 30 литров, вроде ничего. Чуть дальше, правда, встретилась лукойловская заправка, где залил еще 30 литров.

Кстати, все это происходило в нефтеносном районе. Самарская область, вроде бы, является сердцем Юкоса, и когда мы ехали по Самарской области, по обеим сторонам дороги, в поле, стояли небольшие насосы, качающие нефть. В общем, сапожник без сапог.

В Оренбург мы приехали около часа по Самарскому времени (так и не понял, там Москва +1 или +2 часа). Припарковались в самом центре – под памятником Ленину. У первого же прохожего, а им оказался молодой парень, я спросил, где продаются оренбургские платки, если они вообще существуют в природе. Вопрос вызвал у него замешательство, потом – здоровый смех. На второй вопрос, а есть ли тут рынок, ибо где наибольшая вероятность найти платки, как не на рынке, он ответил более внятно, и рассказал, как туда дойти. Мы пошли чуть-чуть прогуляться и посмотреть на местные достопримечательности, из которых нашли две – памятник Мусе Джалилю и мечеть. Поесть собирались в Макдональдсе, который недавно открылся в Оренбурге, и на счастье встретили девушек, которые шли, потягивая молочный коктейль из Макдональдсовских стаканчиков. Выяснилось, что и Макдональдс находится рядом с рынком. Значит нам туда дорога.

Рынок был закрыт. Выходной. На площади перед торговым центром я первый раз за много лет увидел женщин, открыто предлагающих поменять доллары или тенге. Я не понял, неужели в Оренбурге нет обменников? В Москве, кажется, уличные менялы извелись довольно давно, ввиду многочисленности пунктов обмена валют и адекватности курса рубля в них. Однако, мы не воспользовались услугами этих дам, но спросили опять про платки. Они показали магазинчик, где вроде бы платки продаются. И, о счастье, он был открыт, несмотря на выходной.

Платки действительно там были по цене от примерно от 200-300 до 4000 рублей. Мы закупились платками: жене, теще и в подарок матери.

Недавно открытый Макдональдс немного удивил наличием очередей и энтузиазмом сотрудников, давно невиданными в столице. Поев, мы в 2.30 по самарскому времени выехали из славного Оренбурга, проведя там, таким образом, полтора часа.

Дорога в сторону Уфы вполне приемлемого качества, хотя и местами тряская. Транспорта побольше, но не очень много. В местечке Новомурапталово заправились на 46 литров и повернули на восток в сторону Уральских гор.

Дорожка испортилась, стали попадаться ямы, даже был небольшой участок грунтовки, а когда въехали в горы, ямы стали встречаться чаще и чаще, и пару раз здорово пробивало подвеску. Это был самый плохой участок с самой Москвы. С положительной стороны, было очень красиво, сначала бархатные холмы, поросшие лишь травой, потом начался лес из кривых и низкорослых березок и сосен, затем деревья стали стройными и высокими, а потом, когда мы переехали хребет, снова началась степь с красивыми холмами, как будто выраставшими из нее.

Дорога от Сибая до Магнитогорска снова стала хорошей и ровной, так что можно было держать 120 км/ч на всем протяжении, и 90 км мы доехали за 50 минут. На этом расстоянии было всего пара населенных пунктов и то в стороне от дороги. Таким образом, в Магнитогорск мы приехали еще засветло.

Итоги этого дня: 960 км, 11,5 часов чистого времени без Оренбурга, заправок на 106 литров, ни одной встречи с гайцами.

4. Магнитогорск

Для начала, наверное, стоит рассказать о том, что представляет собой Магнитогорск. Город с примерно 600 тыс. населения, расположен на реке Урал, по которой, по мнению ученых, проходит граница между Европой и Азией. Таким образом, это один из двух городов мира, расположенных в двух частях света (еще один – Стамбул). Знаменитый Магнитогорский металлургический комбинат (ММК) вместе с горой Магнитной расположен на левом, азиатском, берегу, основные же жилые районы находятся на правой, европейской, стороне. Берега соединяют четыре моста, называемые там «переходами». На левом берегу также есть жилые кварталы, но они находятся в состоянии крайнего запустения, т.к. сейчас там стараются не селиться из-за близости к комбинату.

Экологическая обстановка… ну как сказать? Вроде бы неплохая, если ветер дует не с комбината. Над комбинатом постоянно поднимается дым разных цветов: черный, рыжий, белый. Когда мы приехали в город, мы сначала остановились на левом берегу. И ветер был с комбината. Вонь, скажу я вам, такая!.. Слава богу, на следующий день ветер изменился.

Город был основан лишь в 1929 году, так что никаких особых достопримечательностей там нет. Есть лишь комбинат (о нем чуть ниже), монумент Европа – Азия, памятник первой палатке и огромная скульптура «Тыл – Фронту», олицетворяющая роль Магнитки в победе в войне. В остальном, город состоит из жилых домов разных времен постройки: от кварталов 30-х годов до современных спальных районов. Есть цирк, аквапарк и ледовый дворец, где играет «Металлург», бывший чемпионом России, а также есть целых три церкви.

В первый же день по приезду, мы поднялись на гору Магнитная, откуда открывался прекрасный вид на комбинат и прочее техногенное уродство. Надо сказать, что саму гору срыли почти полностью, разработки закончились лишь в 70-х. В результате остался гигантский котлован, который сейчас засыпают шлаком. Очень хорошо видны террасы по склону горы, оставшиеся от разработок. Комбинат поистине огромный. Он на несколько километров вытянут вдоль реки Урал (три раза ездил вдоль него и так и не засек по спидометру сколько точно). Прекрасно видны доменные и мартеновские печи, которые хорошо узнаются по дыму – от домен идет черный дым, а от мартенов – рыжий.

Также мы съездили в два известных места неподалеку от Магнитогорска – Банное озеро и Абзаково. Банное озеро – излюбленное место отдыха магнитогорцев. Оно окружено невысокими горами, вода чистая, на берегу несколько санаториев и реклама, развешанная по Магнитогорску, предлагает приобрести «бунгало на Банном». Абзаково, в 60 километрах от Магнитогорска, - горнолыжный курорт, известный тем, что позапрошлой зимой туда приезжал кататься на лыжах Путин. Курорт небольшой (да и горы там небольшие): пять подъемников, из которых только один кресельный, чуть больше десятка трасс, самый большой перепад высот – 311 метров. Но вся инфраструктура на месте – есть домики, несколько кафе, прокат снаряжения, спортивный магазин, даже маленький зоопарк. В зоопарке особенно впечатлил огромный медведь, который вставал на задние лапы и чесался о прутья клетки.

В Магнитогорске удивил следующий факт – в спальных районах во дворах не ночует ни одной машины, даже старых Жигулей: выходишь утром, а двор пустой. Все машины на охраняемых стоянках, которых много. Объяснение простое: местные наркоманы тут же разувают оставленную во дворе машину.

В поездках вокруг Магнитогорска мы накатали еще 280 км и заправились на местном Лукойле на 59 литров.

5. Магнитогорск – Казань

7 мая. Встать пришлось с рассветом: в Магнитогорске светает и темнеет поздно. Обратно загрузили вещи и подарки, теперь уже подаренные нам, слезно со всеми попрощались и в 8.00 по местному времени (6.00 по Москве) выехали из Магнитогорска. Теща, кстати, была отправлена назад поездом, и мы отправились только вдвоем с женой. Опять знакомая дорожка через Абзаково и подъем на Уральский хребет. И тут же – спуск к Белорецку. Белорецк, довольно старый по тамошним меркам город – ему больше 200 лет, стоит в долине и поэтому на него открывается превосходный вид с окружающих гор.

После Белорецка – снова подъем на хребет, теперь уже более высокий. За Белорецком – Южно-Уральский заповедник: горы поросшие смешанным лесом потрясающе красивы, захватывающие дух виды сменяют друг друга, мелькают долины с полноводными реками и огромные скалы.

Урал кончился как-то внезапно. Просто спуск и дальше бескрайняя плоская степь и поля. Началась долгая дорога по Башкортостану. Дорога в принципе нормальная, ямки попадаются, но не сильно мешают. Можно держать 100-120 легко.

В Уфе заплутали. Указателей на Казань мы сразу не нашли, поэтому решили поехать, ориентируясь по атласу. В результате въехали почти в саму Уфу, точнее ее пригород Дёму, а ехать через город не хотелось. Тут увидели мента, очевидно, отлавливающего несчастных башкиров без документов, ибо за скорость там ловить было некого, поскольку пробка. Мент-башкир объяснил дорогу, но неправильно, и мы приехали опять туда, откуда начали плутать. Пришлось еще раз спрашивать. Некий дальнобойщик более-менее объяснил и мы с помощью такой-то матери нашли-таки поворот на М7 на Казань. Оказывается, атлас мало соответствовал реальности, и, если ехать со стороны Челябинска, то на развязках надо все время ехать по указателям на Самару, и, в конце концов, будет указатель направо на Казань.

В Башкирии самый дешевый бензин на нашем пути – всего 11.45 руб./литр. Зато злые менты: на расстоянии буквально в тридцать километров, я был два раза оштрафован за скорость в населенных пунктах – первый раз с отъезда из Москвы. Один раз на 31 км/ч, другой раз – на 21 км/ч. Итого минус 150 руб.

Дальше после Уфы трасса М7 - средняя по качеству дорога, ближе к границе с Татарией становящаяся убитой. Машин мало и вот почему. В Татарии почти сразу после границы начинается ремонт трассы, и направляют в объезд через Муслюмово. Кстати, знаков «объезд» по объездной дороге нет, приличных указателей тоже, так что иногда путаешься, куда поворачивать. Поэтому карта абсолютно необходима, готовьтесь, если едете по М7. Объезд удлиняет дорогу примерно на целых 100 км.

Долго ли коротко ли, добрались до Набережных Челнов. Проезд по плотине через Каму для машин с нетатарскими номерами платный – 20 руб. Сразу за плотиной начинается Национальный парк Нижняя Кама. К великому сожалению, посмотреть его удалось только с дороги, т.к. из-за плутания в Уфе и объезда, времени на Национальный парк не осталось. Однако даже с дороги хвойный лес выглядит впечатляюще. Если еще раз буду в тех местах, надо будет обязательно заехать.

Зато оставалось немного времени посмотреть Елабугу. Елабуга (по крайней мере, ее старая часть) – маленький городок, где полностью сохранился старый купеческий дух. Три-четыре улицы, идущие параллельно речке Тойме, застроены одноэтажными деревянными домиками. Некоторые перпендикулярные улочки даже не заасфальтированы, и тогда полное впечатление, что ты в деревне. Из достопримечательностей – три церкви, распложенные в ряд вдоль речки, из которых только одна действующая. Одна из недействующих поразила своими размерами: я ни разу не видел церквей такого размера вне больших городов. Церковь венчает пятиярусная колокольня. Сторож, который грелся на закатном солнышке, предложил нам подняться на эту колокольню, сфотографироваться на память. Мы, конечно, воспользовались этим предложением. Наверх ведут деревянные лестницы с голубиным пометом. Чем выше, тем уже становятся лестницы. На четвертом уровне я испугался, что если полезу выше, то могу и застрять, поэтому мы остановились на тчетвертом ярусе. Вид с колокольни захватывает дух. Видны и Набережные Челны, и Нефтекамск, и Менделеевск. Вся Елабуга, естественно, как на ладони. С Елабугой связаны Марина Цветаева, Иван Шишкин и Наталья Дурова, прототип главной героини «Гусарской баллады». А еще рядом есть Чертово городище – археологический памятник, куда мы не поехали опять из-за недостатка времени. Так что, если вы в Татарстане, Елабугу надо посетить обязательно.

Дальше была дорога опять по М7 до Казани. Она запомнилась только самым большим количеством фур с самого отъезда из Москвы, причем ситуация усугублялась дачниками, возвращающимися в Казань. В Казань приехали, когда уже стемнело.

Гостиницу Татарстан нашли на удивление быстро, даже ни разу не заблудившись. С резервированием гостиницы в Казани получилась следующая история. Когда я прозванивался из Москвы, до «Татарстана» не дозвонился и, в конце концов, забронировал в гостинице «Регина», которая, мягко говоря, не совсем в центре. Кроме того, стоила она 1900 руб. и я надеялся найти что-нибудь подешевле. В общем, из Елабуги я решил еще раз позвонить. На этот раз дозвонился до «Татарстана». Там ответили, что у них есть искомый двухместный номер, и что они будут нас ждать. Огромный плюс «Татарстана» в том, что она находится в самом центре, там, где начинается казанский Арбат – улица Баумана, хотя получилось и не дешевле, чем в «Регине» (1800 руб. за самый лучший номер + завтрак 150 руб). Кстати, потом я понял, насколько это было правильное решение – не ехать в «Регину».

Итоги дня – 980 км, 14 часов, не считая заезда в Елабугу. Это довольно медленно, во-первых, из-за того, что по Уральским горам мы ехали медленнее, чем обычно (около 80 -100 км/ч), а во-вторых, из-за блужданий в Уфе. Заправлялся два раза – примерно на 45 литров каждый раз (точнее уже не помню). При переезде через границу Башкирии и Татарии бензин резко дорожает – на рубль с лишним за литр.

6. Казань

В Казани нам жутко повезло с погодой. Ярко светило солнышко, на небе ни облачка, около 20 градусов тепла. На этот раз ничто не помешало нам выспаться, но встали мы, тем не менее, не поздно. Пошли гулять по Казани, сначала прошлись по ул. Баумана, позавтракали (на гостиничный завтрак мы опоздали). Потом решили поехать на речной вокзал – узнать, есть ли кораблики поплавать по Волге. Заодно посмотрели на нецентральные районы Казани. Немного впечатлили грязь на местном рынке недалеко от ж/д вокзала и полуразрушенные здания в принципе недалеко от центра.

Выяснилось, что есть прогулка по Волге в 14.00. Заодно узнал расписание на Свияжск. Из Казани есть два рейса в 7.45 и в 17.00. Обратно около 16.00 или утром, ночуя в Свияжске. Словом, на Свияжск нужен целый день, которого у нас не было. Час, который у нас оставался до прогулки по Волге, мы провели в забегаловке на набережной, попивая местное пиво. Прогулка по Волге особо не интересная, т.к. проходит далеко от самого центра Казани, так что посмотреть город с Волги не получается. Час теплоход «Москва» шел почти до самого моста, где М7 пересекает Волгу, а потом час назад.

После прогулки мы снова отправились в центр Казани – смотреть на Кремль, кстати, занесенный в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Кремль впечатлил своими размерами, а также огромной, недавно построенной мечетью. Мечеть эта – аналог храма Христа Спасителя - сейчас достраивается. Аналог, собственно, вот почему. Мечеть эта была разрушена еще в 16 веке при взятии Казани Иваном Грозным, и сейчас восстановлена с нуля Шаймиевым на нефтяные деньги вроде бы даже на том же месте. Размерами он доминирует над Кремлем. Конечно, мечеть симпатичная, с голубым куполом и шатрами минаретов, но наша гигантомания на народные деньги на фоне бедности – бесит.

Похожие чувства вызвало и посещение Петропавловского собора, самого большого в Казани. Церковь, конечно, потрясает – снаружи бежевого цвета, он украшен голубыми изразцовыми узорами, изнутри – изумительные росписи. Я не специалист в архитектуре и в церквях, поэтому точнее описать не смогу. Но вот, уже звенят колокола, и к крыльцу подъезжает черный новый Пассат и из него, с пассажирского кресла, выпрыгивает батюшка, очевидно, опаздывающий к началу службы, и вприпрыжку бежит в церковь. Вокруг куча бабушек, просящих милостыню. Вопрос любителям арифметики: сколько нищих бабушек можно накормить одним Пассатом? Конечно, Господь по достоинству оценит мягкость пассатового кресла под батюшкиной задницей в ущерб бабушкам. И ведь таким батюшкам по России несть числа, начиная с патриарха.

В основном же Казань производит впечатление чистого, отстроенного города. Чувствуется наличие денег в республике.

Теперь о том, почему я понял, что не стоит ехать в гостиницу далеко от центра. Вечером этого дня мы решили поинтересоваться, где можно попробовать татарскую кухню. В «Татарстане» нам посоветовали ресторан в комплексе «Булгар Мета». Там, кстати, есть и гостиница (об идиотизме этого комплекса говорит уже тот факт, что для резервирования номера меня два раза посылали в службу резервирования, до которой дозвониться невозможно, ну и слава Богу). Поймали тачку в центре легко – поехали. О ресторане одно слово: дорого и хреново. Если и гостиница такая же – нечего там делать.

Так вот вышли мы оттуда не поздно, часов пол-одиннадцатого. Улица, на которой находится «Булгар» довольно большая и поток приличный. Так вот, за пять минут – не остановился никто! (В Москве бы уже очередь бомбил выстроилась.) Мы прошлись, и дошли до улицы побольше. Примерно та же история, но, в конце концов, выловили тачку. Так что, если в Казани такая проблема добраться до центра вечером, то правильно мы сделали, что не поехали в «Регину» - она еще дальше чем «Булгар».

7. Болгар

На следующий день, 9 мая, выспавшись и посмотрев парад Победы по телевизору, мы снова уселись в машину. На этот раз поехали в Болгар, где сохранились остатки столицы Волжской Булгарии. Это примерно в 200 км от Казани на берегу Волги в сторону Ульяновска. Насколько я понял, (уважаемые болгары, поправьте), именно оттуда, с Волги, болгары пришли на Балканы во время великого переселения народов, по-моему, веке в 7-ом.

Чтобы добраться до Болгара, надо выехать из Казани по Оренбургскому тракту. Затем до переправы через Каму дорога весьма паршивая, с многочисленными ямами, а перед самой переправой ямы становятся совсем большими. Дальше по карте должен был быть паром. Так даже на знаках при выезде из Казани было написано. Представьте себе мое удивление, когда я увидел вместо парома прекрасный недавно построенный мост! Ну и замечательно, тем быстрее. Дальше – замечательная дорожка с минимумом ям и трафика еще сто с лишним километров. Прикололись над местными топонимами: Мокрые Курнали и Базарные Матаки, например.

Болгар – в сущности, деревня, или небольшой поселок. А вот Великий Булгар, находящийся справа от дороги, действительно большой, даже притом, что сохранилось немногое. Сохранились очень хорошо два минарета, три мавзолея, так называемая Черная палата, есть еще остатки большой мечети и еще насколько развалин. И еще, более поздняя церковь, превращенная в музей. Расположены они на весьма большой площади, вдалеке друг от друга. Все эти развалины, безусловно, стоят того, чтобы по ним полазить, еще больше, того, чтобы просто погулять. С высокого берега Волги открываются изумительные виды.

На обратном пути еще остановились на берегу Камы, точнее Куйбышевского водохранилища. Поразились его размеру – противоположного берега не видно вообще, даже в бинокль.

А вечером еще попали на салют и народное гуляние в Казани.

Итоги дня: 400 с копейками км, 2,5 часа туда и 2,5 - обратно. Заправился 51 литром бензина.

8. Казань – Москва

10 мая, в последний день майских праздников, мы решили все же выспаться. Встали без будильника – в 8 утра. Потихоньку собрались и около 10 утра выдвинулись. Сначала по дороге хотели съездить в Раифский монастырь. Туда и направились. Еще в Казани нашли замечательное здание на берегу Волги по направлению к М7. Сначала я думал, что это церковь, - там были ярко раскрашенные купола-луковки. Потом жена увидела минареты с полумесяцами и, конечно, предположила, что это – мечеть. При ближайшем рассмотрении обнаружились еще и звезды Давида и знаки инь-янь. Спрошенный мужичок, работавший около церкви-мечети-синагоги, разъяснил, что они строят это здание, как символ единства Бога и основных религий. Однако, что пока не собираются проводить там службы, ибо где найти попа, муллу и раввина, которые бы согласились проводить службу под одной крышей. Внутри, правда, еще не доделали, так что туда мы не попали. Кто это строит, мы, правда, не спросили. Однако все это очень интересно и выглядит очень красиво. Рекомендую взглянуть.

Дальше Раифский монастырь. Монастырь красивый, богатый и полностью отремонтированный. Это естественно, ведь у ворот висит доска с именами жертвователей, среди которых М. Шаймиев (где-то я уже слышал эту фамилию), Р. Вяхирев, Г. Боос и другие, видимо, небедные жертвователи.

И вот, в 11.40 выдвинулись в сторону Москвы, еще чуть-чуть успев насладиться свежим воздухом Волжско-Камского заповедника, в котором находится монастырь. Но сначала нас ждали три небольших препятствия. Сначала, Зеленодольск, где я опять заблудился, проехав указатель, потом паромная переправа через Волгу. Я-то там ожидал увидеть мост. Слава Богу, паром ходит часто, челноком с одного берега на другой. Стоит он 110 руб. с внедорожника. Третьим препятствием был пост уже в Чувашии, где меня остановили за проезд знака СТОП (на посту, не на перекрестке) и я дал им на бедность полтинник. (Уже после приезда я прочитал тут флейм, что нефиг останавливаться на знаке СТОП в этом случае, но тогда не знал.) В общем, поехали по-настоящему уже в час дня.

И тут я проклял все на свете. М7 это попа. Там все радости – ямы, фуры (и то и другое в огромном количестве), трехполоска, где каждый считает, что третья полоса – его. Средняя скорость до самого Нижнего – дай Бог, если полтинник. Ужас! Был еще раз оштрафован на некоем длиннющем мосту, тоже в Чувашии, за то, что обогнал шеренгу из десятка фур, перемежающуюся легковушками, с превышением скорости, да еще и в месте, где обгон запрещен. Выслушал лекцию, о том, сколь опасно это место и сколько там трупов, расстался с 200 рублями и поехал дальше.

После Нижнего – магистраль. Скорость 120, снижаясь в населенных пунктах, которых много. Но счастье было недолгим. В Вязниках начинается ремонт дороги, т.е. ее расширяют, а следовательно, пробка. Фуры вперемежку с дачниками – это что-то! Временами приходилось обгонять по встречной обочине (своей не было – там ремонт как раз). Снова все проклинал, но хорошо, хоть что-то делают. В девять с лишним был во Владимире, в десять с копейками – в Покрове. Ближе к Москве уже пробки не было – поздно.

Итак, около полуночи мы усталые, но довольные до безумия вернулись домой. А завтра на работу!

Итого за день: прошли километров 840, 12,5 часов не считая остановок, опять две заправки – примерно на 50 и 59 литров, штрафы – 250 руб., блин.

9. Подведем итоги

Итого путь – 4615 км (по одометру), 62 часа за рулем, что дает среднюю скорость около 75 км/ч (максимально ехал 120-130). Это примерно совпадает со средней скоростью по www.autotransinfo.ru. Я думаю, что для оценки дальних маршрутов по равнинным асфальтовым дорогам в России это можно считать нормальной средней скоростью, +/- 5 км/ч. Израсходовано около 510 литров бензина, т.е. 11 литров на 100 км, чуть больше, чем по паспорту, что странно – надо будет выяснить, что такое. Если считать около 12 – 12,5 руб/литр, то около 6200 руб. только на бензин. На штрафы ушло 400 рублей – 6% стоимости бензина. Побывали в двух частях света, проехали 13 регионов России.

Извлеченные уроки таковы (для себя, конечно, но, может, кому поможет).
1. По России по крупным дорогам можно передвигаться по указателям. Почти везде. Плутали из-за отсутствия указателя только однажды – в Уфе. Где нет указателей, а это, как правило, в городах – всегда есть, кого спросить. То есть, теоретически, можно даже без карты, а уж GPS – и вовсе не нужен.
2. 95-й бензин есть на большинстве крупных дорог, с этим проблем нет. Много брендовых заправок: Юкос, Лукойл, Татнефть, ТНК. В Башкирии – свои. Но стоит придерживаться правила начинать искать заправку, когда остается около трети бака. Бензин самый дешевый в Башкирии (11.45 за 95-й), самый дорогой – в Чувашии (аж 13.50), дороже чем в Московской области.
3. Дороги, как ни странно, чем менее основные – тем лучше, М5 и особенно М7 - наихудшие. Наверное, крупные трассы разбиваются многочисленными фурами. Конечно, это не везде так, но мне почему-то так показалось.
4. Это уж точно для себя. Наверное, 1000 км в день это многовато. Для осмотра достопримечательностей по дороге хорошо бы проезжать не больше 500 км в день, иначе путешествие превращается в перегон. Большие города в этот расчет не входят, так как въезд и выезд из них занимает очень много времени.
5. Словом, езда по России совсем не так страшна, как ее малевали некоторые мои знакомые (не в этой конфе). С криминалом не сталкивались, с вопиющим беззаконием со стороны гибддунов – тоже. Может, просто везло, а?

Выбрать:

Можно разместить этот отчет в социальных сетях. Таким образом Вы помогаете популяризации сайта.

Яндекс.Метрика
По вопросам сотрудничества и размещения рекламы пишите plo@autotravel.ru