Откуда: Москва Когда: 12/2011

По маршруту: Киров, Сыктывкар, Сольвычегодск, Котлас, Великий Устюг

Путешествие на Русский Север

Начать сие повествование стоит, пожалуй, с того, как я уговаривала мужа совершить поездку по северным городам России. Есть у меня некая слабость в собирательстве, коллекционировании различных событий. Начался наш диалог не очень радужно: «Дим, давай съездим в Сыктывкар?». «Что это за деревня?», - ответил муж. «И вовсе не деревня, а целая столица Коми!», - отвечала я. «И что там делать?», - был его ответ. В итоге путем долгих и целенаправленных уговоров он согласился: «Ну ладно, там вроде на лыжах можно недорого покататься». Собирались долго и основательно – накупили дешевой лапши быстрого приготовления, других атрибутов путешествующей семейной пары, нарыли всевозможной информации по достопримечательностям, что привело к увеличению маршрута чуть ли не в 3 раза. Однако ж, новогодние каникулы позволяют маневрировать – времени хватало, средств… а их и так никогда не хватает  Взяли овердрафт в очередной раз. В результате сих манипуляций маршрут наш имел следующий вид: Москва – Владимир (без остановок) – Нижний Новгород (без остановок) – Киров – Сыктывкар – Сольвычегодск – (паром) – Котлас – Великий Устюг – Вологда (без остановок) – Ярославль (без остановок) – Москва. Ну, во Владимире, Нижнем и Ярославле мы уже были, а в Вологду еще съездим, поэтому сей маршрут представился нам идеальным по содержанию и возможностям: и материальным, и физическим.
31 декабря 2011 года в 5 часов утра мы выехали из Москвы в г. Киров, где собирались сделать мини-прогулку. Горьковское шоссе встретило нас слякотью и светофорами, машин было немного, но все же они были. До Нижнего доехали без малейших проблем, во Владимире встречались неприятные ямки, но все же именно «ямки»… Знали бы мы, что ждет впереди… Каждый раз проезжая новый участок дороги, мы думали: «Нда, ну вот такого мы еще нигде не видели!» В Нижегородской области, ближе к Кировской, дороги стали похуже, однако, были в целом для России достаточно приемлемы. Запомнились три новогодних случая. Первый из них: навстречу движению автомобиля с небольшой скоростью шел дремучий дед с санками перед собой. Увидев машину, он даже не пытался уйти с проезжей части! Примечательно, что жилья в округе не ожидалось ближе 50 км от того места. Второй случай имел место быть как раз в неком населенном пункте: молодой человек, выйдя из кабака в приподнятом настроении, также шел по встречке, однако, уже в обратную от нас сторону. Третий случай нас испугал более всего, т.к. к тому времени уже значительно потемнело: по обочине шли мужик с теткой, видимо, тетка тащила своего друга с попойки, т.к. мужик периодически вываливался на дорогу, что в общем-то и напугало нас в очередной раз – темно же!
Приехали мы в 23.30 в Киров. Съев Доширак и расположившись в машине, мы некомфортно, но отдохнули, встав аж в 10 часов утра! Выйдя на улицу, первым делом мы устремились к МакДоналдсу – другу всех голодных, замерзших и разбитых. Я видела такое впервые, но круглосуточное МакАвто оказалось закрыто до 12 часов дня, что убило мою надежду на горячий кофе. От дешевой омывалки у нас с мужем еще с вечера разболелась голова. Утром состояние усугубилось, поэтому параллельно прогулке мы стали искать еще и работающую аптеку. Далее решено было отправиться к стадиону кировской «Родины», где выступает местный клуб по хоккею с мячом. Внешне изучив старый стадион, осмотрев близлежащую новенькую церковь и памятник Кирову, мы двинулись к, пожалуй, самой главной достопримечательности Вятки (старое название города, но достаточно широко употребляемое) – набережной Александра Грина. По пути к набережной был посещен также Свято-Трифоновский монастырь. Этот древний, но ухоженный и очень красивый монастырь даже зимой заставил в себя влюбиться. Вообще, такое количество снега очень не типично для нашего отвратного московского климата, поэтому, когда видишь обитель, утопающую в белоснежных сугробах, возникают какие-то приятные ассоциации – как будто она покрыта теплым пушистым одеялом. В монастыре находятся мощи Святого Трифона Вятского Чудотворца, а также святой источник с очень вкусной и чистой водой (головная боль заметно уменьшилась, а настроение только еще более поднялось). Интересно, что даже зимой работает купель, которая правда находится в отопляемом помещении. Искупаться не рискнули. Из монастыря мы двинулись к набережной. Она действительно шикарна! Находясь на возвышенности, она открывает потрясающий вид на реку Вятку. Пройдя вдоль набережной, мы обнаружили несколько беседок (никогда бы ранее не осмелилась заявить, что белое не белом - красиво), высокий навесной мост, новенькую деревянную церковь и памятник писателю Грину, в честь коего собственно и назвали набережную. Свернув от набережной к Александровскому саду, мы вышли к другому монастырю – Спасо-Преображенскому. Там находятся мощи священномученика Виктора, который умер в ссылке в 30-е годы. Из монастыря мы пошли к центральной улице, где собирались купить сувениры. Я даже не надеялась так быстро их найти! Оказывалось, что основной магазин сувениров 1 января работал по обычному графику! Из других особенностей запомнилось здание УФСБ, памятник вятской печати, несколько вариантов памятника семье, центральный универмаг. Покушать мы не успевали, поэтому зашли в первый же магазин купить еду с собой. Приятно удивил сетевой магазин «Кулинария – Система Глобус». Он недорогой, но имеется большой выбор пирожков, салатов, котлет, других мясных, рыбных и овощных блюд, суши (есть поштучно!). Жаль правда, что пришлось все есть холодным, что явно повлияло на вкусовые качества, зато после трапезы голова почти прошла  Найдя в конце прогулке долгожданную аптеку, и купив Упсарина мы закрепили успех и выдвинулись к Республике Коми. В целом, город Киров (он же Вятка) оставил очень приятные воспоминания, несмотря на больную голову 
Дорога из Кирова в Сыктывкар была не самого лучшего качества, хотя и не самая разбитая. Проблемой было другое – вся наша полоса была заснежена, поэтому приходилось в основном ехать по более-менее очищенной встречке. Как мы догадались, в праздники ее решили вообще не чистить, а встречная полоса оказалась просто более раскатанной, ну, либо ее почистили только в одну сторону  Такой экстрим мы выбрали не случайно, перед нами точно таким способом ехал местный водитель, который служил нам неким маячком-ориентиром. Доехали до Сыктывкара мы довольно быстро, часам к 22.00. Ночевать решили опять в машине, в спальниках. Избрав для ночлега оптимально спокойное место – парковка возле детского садика – мы заснули. Это место выбрано нами было неслучайно: во-первых, это не подворотня полная подвыпивших гопников, а, во-вторых, в праздники садик не работает, поэтому вряд ли туда вообще кто-нибудь подойдет. Наутро 2 января мы сняли квартиру, и пошли изучать город.
Меня еще в Москве очень интересовали культурные достопримечательности Коми, а нет ничего более познавательного и доступного, чем национальный музей или театр. Музеи в Новогодние каникулы, как и ожидалось, не работали, зато вовсю отрабатывали театры. Купив в драматическом театре билеты на следующий день (в партере всего за 300 рублей с человека!), мы отправились в центр, к площади Ленина. Поразило огромное количество детей! Все же в нашей перенаселенной Москве все выглядит по-другому. У нас дети разных возрастов, много подростков, в Коми же подростков мы почти не видели, одни малыши! В среднем, в Коми-семье около 3 детей, разница в возрасте которых, как правило, не больше 3 лет. На площади запомнилась выставка ледяных скульптур, а также немалое количество живности. Олени, лошади, даже верблюд!.. Мы и сами прокатились на лошади, запряженной в сани, вспомнили детство  Коми-язык, как мне показалось, не пользуется большой популярностью, по крайней мере, в Сыктывкаре. Все говорят на русском, надписи в витринах, афиши, печать – все на русском. Только в некоторых местах на двух языках. Это тем более бросилось в глаза, т.к. в Башкирии, например, башкирский язык практически равноправен с русским. Там абсолютно все надписи дублируются башкирскими: автобусные остановки, магазины, аптеки… Там даже в транспорте остановки объявляют на двух языках. Мне кажется, в глубинке, скорее всего, коми-язык используют даже больше русского, а вот в столице республики язык непопулярен. После прогулки по центру города, мы отправились к Собору Стефана Пермского – просветителя коми. Этот Святой придумал коми-язык и является покровителем города. Вообще, церквей в городе мало, как, наверное, и в самой республике. Что ж?.. У нас у всех общее советское прошлое. После собора мы пошли в театр оперы и балета. По дороге встретились некоторые интересные достопримечательности, среди которых особо запомнилась стела, которую вечером подсвечивают синими гирляндами (выглядит очень эффектно!), памятник неизвестному солдату и памятник коми-букве. В театре поставили «Мертвые души» Н.В. Гоголя. Как известно, это произведение Гоголь не дописал. Очень интересная трактовка конца и превосходная актерская игра! В Сыктывкаре есть сеть кафе быстрого питания «Милано». Там очень недорого, но вкусно можно покушать и суши, и пиццу, и пасту и многое другое. Конечно, это не ресторан, но он и не претендует на это звание! Что удобно, все можно попросить завернуть с собой, а также имеется доставка на дом. Поужинав в «Милано» мы отправились на отдых – такой долгожданный после двух ночей, проведенных в машине!
Следующий день полностью был посвящен активному отдыху – мы поехали в Выльгорт. В этом населенном пункте находится лыжный комплекс им. Раисы Сметаниной. Взяли напрокат по ватрушке на 2 часа (прокат тюбинга 120 рублей в час), потом взяли в прокате на 2 часа лыжи (2 часа – 120 рублей), а после лыж еще и на снегоходе прокатились с инструктором (100 рублей с человека за круг). Горки-блеск, лыжня-восторг! Природа, пейзажи, море снега и чистого воздуха!... Получили мы массу удовольствия, но и устали изрядно. Вернувшись из Выльгорта, мы, переодевшись и приведя себя в порядок, поехали в драматический театр. «Квадратура круга» оставила очень приятное впечатление, хотя лично мне «Мертвые души» как-то больше запомнились. Лирическая комедия с советским привкусом, иначе и не назовешь. Квартира наша располагалась в Эжвинском районе, поэтому после театра очень захотелось просто пройтись по красивому Эжвинскому парку, в котором также были ледяные и снежные фигуры, такие нетипичные для Москвы деревья, и снег, много снега – рассыпчатого и белого-белого!
Утром 4 января попрощавшись в Сыктывкаром, мы отправились в Великий Устюг. Этот город был конечной целью нашего путешествия. Дороги Сыктывкара достаточно умеренные, но вот в Архангельской области они просто дикие! В такие дебри лезут, наверное, только такие идиоты как мы  Но все же это особый кайф. Я не знаю, по какой именно дороге мы ехали – бетонка, грунтовка, асфальтированная, с дырками или без – она была абсолютно заснежена и пуста. Несколько раз нас заносило, но поскольку на дороге кроме нас никого не было, все обошлось. Пейзажи в Архангельской области надо просто видеть! Их не опишет наш испорченный московский язык, так описывать природу умели только классики, куда нам до них?.. Снег, снег, снег.. Тонны, горы снега, огромные деревья, белоснежная трасса, ведущая в бесконечность, полное отсутствие цивилизации… так мы доехали до дорожно-ремонтных работ где-то уже под Сольвычегодском. На первый взгляд, картина обыкновенная: трактор, каток, песчаные насыпи, но все это так сильно дисгармонировало с последними 200 км! Так странно, было видеть людей и эти нежданные блага цивилизации. Изрядно заплутав на объезде, вернувшись обратно и все же проехав через песок, мы подъезжали к Солвычегодску. Навигатор наш к тому времени уже окончательно сдох. В Архангельской области запомнились заброшенные и полузаброшенные деревни, забытые и полуразвалившиеся храмы. Зрелище удручающее, и в то же время манящее, как и все неестественное. Старинные намоленные церкви с покосившимися шпилями и забитыми окнами… Деревня Боголюбово, в центре которой церковь с обвалившейся крышей… Забытые Богом места! Все это так странно, особенно в свете нынешней моды на православие.
Сольвычегодск внешне напоминает райцентр. Крупный поселок, почему-то имеющий статус города. Интересовали 3 достопримечательности: 2 собора и фонтан с соленой водой. Первый собор оказался музеем. Очень красивый собор, с высоким, но искривленным шпилем. В каком-то далеком веке в него ударила гроза, а восстанавливать первоначальный облик почему-то не стали. В музее подобраны очень редкие иконы, среди прочих икона цесаревича Димитрия. Шикарная роспись в центральном приделе оставила неизгладимое впечатление. Сотрудница музея предложила также залезть на колокольню и даже разрешила позвонить в колокол. Со смотровой площадки открывается замечательный вид на город, а также на паромную переправу через реку Вычегду. Признаться, мы сперва очень боялись, что зимой паром не будет работать, ведь реки замерзают, а другого пути к Великому Устюгу нет. Однако, это был не тот случай. В Вычегду сливает свои отходы местный целлюлозно-бумажный комбинат, что позволяет работать парому в любое время года. Вода в реке имеет зеленоватый цвет, и, почти наверняка, годится для использования в качестве омывающей жидкости  Осмотрев музей, мы подъехали к другому собору, действующему, который, к моему большому сожалению оказался закрыт. Напротив него мы увидели соляной фонтан. На вкус вода и впрямь ядреная – голая соль! Набрала я этой воды 5 литров – теперь не знаю куда применить . Подъехали к парому. Переправа одного автомобиля стоит всего 100 рублей, что почти в два раза дешевле парома в Тутаеве, где мы были еще на Жигулях в апреле 2011 года. Перебравшись на другой берег, мы отправились в Котлас, где собирались поужинать. Муж мой к тому времени был уже голодный, а значит, ужасно злой и нетерпеливый, что в общем-то и привело нас в кафе «Рябинушка». Не могу в полной мере сказать, что «я была в Котласе». Кроме «Рябинушки» и нескольких улиц мы там особо ничего и не видели. Как я заметила ранее, муж был зол и нетерпелив, поэтому очень торопился в Великий Устюг. Поэтому опишу Котлас в свете увиденного. В городе преобладают четырех- и пятиэтажки, налажено активное автомобильное движение и в момент нашего приезда даже дали салют  В кафе «Рябинушка» собрался весь цвет местного быдла. Дедки-алкашики, нааа-армальные пацаны, а с ними какие-то дамочки сомнительного вида. В основном все они пили водку. Наши же голодные животы готовы были есть где угодно, поэтому, заказав картошки, пельменей, котлет, курицы и салаты мы осели в этом злачном месте. Качество еды… как сказали в одной популярной передаче: «Это, конечно, не Хеннеси… Это, конечно, не Хеннеси…». Есть можно, мы даже не отравились, однако, котлеты бумажные, курица явно умерла своей смертью, пельмени самые дешевые, картошка пересолена и разогрета на СВЧ, а салат – одна капуста. Кофе также самый дешевый. Поев невкусно, но сытно, мы поехали в Великий Устюг.
Дорога была неплохая, поэтому доехали мы быстро. Сняли комнату в частном доме у очень симпатичных и доброжелательных людей. Хозяин Игорь работал в Зоопарке в Усадьбе Деда Мороза, бывший дальнобойщик. Его жена запомнилась своим говором, этаким странным местным акцентом. Мы не всегда могли понять, что она говорит  Наутро мы поехали в Усадьбу Деда Мороза. Странно, но за всю поездку мы самого Деда Мороза так и не встретили. В кассе имел место быть один неприятный момент – там разводят на более дорогой билет. Существует три пакета услуг – полный, минимальный и эконом. Не всучив нам полный пакет кассирша умудрилась запудрить голову и всучить минимальный за 580 рублей с человека. Эконом стоил 380 рублей. Потратив 400 рублей на детский спектакль «Тропа сказок», который мы так и не досмотрели, мы пошли гулять по усадьбе. Также там есть Зоосад и Зоопарк, стоимостью 50 рублей каждый. Непонятно зачем организаторы устроили эту дележку животных. В билет входили также 2 аттракциона и посещение зимнего сада. Прокатились с горки, покатались на печке (автомобиль стилизованный под Емелину печь), поели блинов. Зимний сад представлял собой парник с разными видами растений, украшенный сказочными персонажами. Приятно смотреть на зеленые растеньица, когда на улице горы снега. Также запомнилась аллея с ледовыми фигурами, которая была, пожалуй, лучшей из увиденных нами в этой поездке. Написав письмо Деду Морозу, и отправив открытки родственникам, мы поехали в сам Великий Устюг. В городе около 10 старинных церквей, но из них мы увидели только одну действующую – Церковь Святого Праведного Прокопия Устюжского, где покоятся его мощи. Обзор города начали с Михаило-Архангельского монастыря. Старинный монастырь сейчас не что иное, как автодорожный техникум  На территории даже кто-то когда-то припарковал свой танк. Далее мы поехали смотреть другие достопримечательности, среди которых Церковь Николы Гостунского (Музей этнографии), Успенский собор (библиотека), городская резиденция Деда Мороза, почта Деда Мороза, памятник путешественнику Дежневу, а также ансамбль Спасо-Преображенских церквей, представляющих ныне городской архив. Запасшись знаменитыми сладкими настойками местного ЛВЗ, мы вернулись домой. Там нас ждала настоящая русская баня со снегом и ледяной водой и горячий чай. После такого насыщенного дня вырубились мы моментально.
Распрощавшись с хозяевами, мы с мужем пошли досматривать оставшиеся достопримечательности. Посетили музей истории, музей древнерусского искусства в церкви Вознесения на Торгу, музей новогодней игрушки в церкви Жен Мироносиц, погуляли по набережной, прошли церковь чуда Архистратига Михаила в Хонех. Этот храм произвел удручающее впечатление, поскольку он абсолютно заброшен: двери заколочены, стекла выбиты… ну неужели нельзя было перенести туда часть какой-либо экспозиции?
Предстоял нелегкий путь домой длиной в 930 км. Первой ошибкой было то, что на выезде из города мы выбрали тотемское направление. Навигатор упорно вел нас к Николаевску, но мы хотели проехать через Тотьму, предполагая, что дорога будет проходить сквозь город, и мы его осмотрим. Однако, наши надежды не подтвердились, город стоял сильно в отдалении, да и после тотемских дорог никуда сворачивать и терять время не хотелось. Средняя скорость движения на трассе Великий Устюг-Тотьма составляла всего 5 км/ч. Пока мы ползли по этому решету (средняя глубина дыры на дороге около 20 см! ямы расположены в хаотичном порядке, поэтому приходилось зигзагообразно маневрировать на такой низкой скорости), на улице стемнело и мы сослепу все же вляпались в одну из ям, да так что осталась вмятина на одном литом диске. Машина ехала, безобразно вибрируя, но мы так устали, что было уже все равно. В рейтинге самых отвратительных дорог, которые мы видели, Вологодская область, а именно тотемская дорога, занимает прочно и основательно первое место! Добравшись до федеральной трассы, мы благополучно доехали до Вологды, оттуда до Ярославля, а от самого Ярославля до дома дорога показалась просто сказкой. Было ощущение, что мы ехали всего полчаса. Правда, около Переславля-Залесского зря свернули на объездную. Некогда неплохая дорога сильно разбита и в темноте неприятна, что в принципе не так ощущалось после Вологодской области. Однако, не советую на нее съезжать, лучше по светофорам через Переславль, да и из окна можно город глянуть.
7 января в три часа ночи мы были дома. Поездка очень понравилась и запомнилась! Столько городов за такой короткий срок – вот настоящее преимущество автотуризма перед прочими! Все города понравились, ни один из них не похож на другой, в каждом есть своя прелесть. Только в нашей стране можно выезд в любой другой город сравнить с поездкой заграницу, поскольку Россия многонациональна, многолика и имеет свои неповторимые ни с чем особенности. Изучайте свою Родину, путешествуйте по России и будет вам счастье!