Россия: города, достопримечательности
Автопутешествия: зарубежные страны

Откуда: Москва Когда: 03/2013

По маршруту: Москва, Беларусь ( Брест ), Польша ( Варшава, Бяла-Подляска, Севеж, Бельско-Бяла, Доброва-Гурница ), Словакия ( Сенец, Жилина ), Австрия ( Грац ), Словения ( Любляна, Крань, Шкофья-Лока ), Италия ( Венеция, Верона, Падуя, Монфальконе, Пальманова, Мальконтента )

Рейтинг отчета: 0

Автор:

ТРАДИЦИОННЫЙ ВОПРОС ИМЕННО ДЛЯ ЭТОГО ФОРУМА КАСАЕТСЯ НЕВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ МЕНЯ РАЗМЕЩАТЬ ЗДЕСЬ ФОТОГРАФИИ!!! Поездка на Север Италии планировалась нами несколько лет назад, потом была отменена в связи со сменой места работы, потом вновь запланирована, многократно корректировалась в связи с погодными условиями и желанием посетить многочисленных друзей в Словении и наконец состоялась. В поездке этой значительная ставка делалась также на шоппинг и поэтому в конце отчета я сделаю некоторые выводы и сравнения о шоппинге в разных странах и обо оформлении TAX FREE (тема данная неразделима или очень близка с автопутешествиями, т.к. только автомобиль позволяет делать покупки не особо заморачиваясь с весом, габаритами и хрупкостью, и в последнее время стала часто обсуждаться на форумах, в которых я участвую). Также довольно много выводов о посещении Италии я сделаю в процессе описания, ибо Италию мы посетили в этой поездке впервые, в какой-то степени «открыли» её для себя.
Итак, ранним утром в субботу 16 марта несмотря на сильный снегопад мы выдвинулись в сторону Белоруссии. Первые 450 км пути до белорусской границы прошли сравнительно быстро и часов через 5 мы остановились перекусить в кафешке на заправке ВР. Предполагая, что ситуация на дорогах Беларуси намного лучше российских, мы поехали дальше и совершенно неожиданно через несколько минут встали в совершенно мертвую пробку в д. Красная Горка перед границей с РБ. Вместо того, чтобы двигаться или стоять в правой полосе, фуры заняли обе полосы и полностью блокировали движение. Со слов дальнобойщиков, накануне дороги Беларуси были закрыты и скопилось очень много машин, которые теперь медленно движутся через границу и первый пункт оплаты. С трудом удалось протиснуться по обочине и немного опередить грузовики. На границе мы традиционно поменяли часть российских рублей на белорусские и продолжили путь. Снег шел довольно сильный, однако машины ехали и это радовало. Однако километров через 20 в населенном пункте Буда мы вновь встали в пробку. В этот раз дальнобойщики сказали, что пробка на 20 км вперед до развязки на Оршу, т.е. встали намертво. Единственный вариант был уйти на юг и местными дорогами через Оршу проехать в объезд развязки на основную трассу. Так и сделали. Ехали с трудом, т.к. дороги были занесены снегом. Фактически в обе стороны шла лишь одна колея. Со встречными машинами разъезжались следующим образом: каждый заезжал правым колесом в снег, завязал, потом все выходили и по очереди выталкивали все машины на расчищенное место. Сильно понервничали, когда вдалеке навстречу показался рейсовый автобус, однако с ним мы разъехались на автобусной остановке. Оршу проехали и выскочили на трассу М1 по шоссе, ведущему на Лепель. Здесь движение уже было, хотя встать ещё два раза все-таки пришлось (движение перекрывали, чтобы пропустить дорожную технику). В нескольких местах видели просто массовые аварии, когда одновременно сталкивалось около десятка машин, а уж стоящим в полях или опрокинувшимся под откос фурам и легковушкам не было числа. После Минска состояние трассы заметно улучшилось, снег прекратился, что позволило увеличить скорость. В итоге путь от дома до Бреста составил около 20 часов, абсолютный рекорд по длительности. Удивило то, что на дорогах Беларуси отсутствовал какой-либо порядок и организация, был минимум милиции и дорожной техники.
Границу мы перешли около полуночи по польскому (3 часа ночи по московскому) времени. На границе мы были практически единственные и переход занял всего 40 минут (опять же абсолютный рекорд по краткости). Традиционно остановились в отеле «Дукат» в Бялой Подляске ( http://www.hoteldukat.pl ). С отелем пришлось созваниваться из Беларуси и предупредить, что приедем очень поздно ночью. Нас ждали и разместили в 4-местном номере (220 PLN с завтраком). Бронировали гостиницу через букинг-ком, потом списывались с ней, чтобы подтвердить бронирование. За это время цена поднялась с 220 до 240, однако к чести отеля они не отказались от ранее взятых обязательств и для нас цену не подняли. Про отель этот в сети написано много, он удобно расположен, известен и пользуется популярностью у тех, кто хочет переночевать сразу после или перед переходом границы.
Утром на второй день пути в Польше светило солнце, дороги были сухи и расчищены. Я вымыл машину на автоматической ручной мойке в Бялой Подляске рядом с магазином Carrefour (5 PLN = 50 руб.), мы хорошо позавтракали и направились в Варшаву. Долго думали, что посмотреть в этот приезд и в итоге остановились на Старом городе и Королевском замке ( http://www.zamek-krolewski.pl ). Припарковались мы свернув в Старый город со стороны набережной. По выходным парковка в Варшаве бесплатна, что очень удобно. Посещение замка было тоже бесплатно (всегда по воскресеньям), заплатили лишь по 11 PLN за аудиогид для каждого. Посещение замка заняло около 3 часов. После мы прошлись по Старому городу, сфотографировались возле Барбакана и поехали дальше в сторону Словакии. На юге Польши в городе Севеж нами была забронирована гостиница «Престиж» ( http://www.hotel-prestige.com.pl ). Отель после ремонта, находится в самом городе в стороне от трассы №1, однако повсюду есть указатели и найти его несложно. Несмотря на то, что мы приехали поздно и ресторан был закрыт, хозяин вызвал повара из дома и нам приготовили ужин, что было очень приятно. Однако неожиданно возникла другая проблема, которая была отелем решена, однако в очередной раз поставила под сомнение надежность букинг-кома как ресурса для бронирования. Дело в том, что 4-местного номера, который мы бронировали, в отеле просто не существовало. Ну т.е. букинг-ком выставил несуществующий номер на бронирование. На самом деле это были апартаменты площадью метров 40, с хорошим видом из окна, но только с двумя спальными местами (двуспальная кровать). Хозяин сказал, что такой номер они обычно специально готовят и мы в итоге поселились в двух разных номерах. Забегая вперед, скажу, что в наш приезд на обратном пути в апартаменты нам дополнительно положили два матраса. Матрасы там конечно не как у нас, а толщиной сантиметров 40, но все равно, мы вновь были в недоумении, матрас и кровать – это все-таки разные вещи.
Весь третий день путешествия, а это был понедельник, был запланирован нами под шоппинг в Польше. Первый торговый центр «Погория» ( http://ch-pogoria.pl ) мы посетили в г. Доброва-Гурница (пригород Катовице), второй – ТЦ «Сфера» ( http://www.sfera.com.pl ) в г. Бельско-Бяла. Больше всего понравился последний. Сделав покупки мы поехали дальше в Словакию по дороге №69. В горах начался снегопад и быстро стемнело. Мы медленно ехали одни по занесенной снегом горной дороге. После проезда через закрытый погранпереход мы купили месячную винету в придорожном магазинчике. Винета подорожала, изменились и условия её применения (на 10 дней – 10 Евро, на месяц – 14 Евро). За перевалом снегопад не утих и ехать пришлось медленно и аккуратно. После Жилины начался автобан по которому скорость уже можно было увеличить, но все равно мы выбились из графика и приехали в отель «Колиба» ( http://www.kolibasenec.sk ) в г. Сенец рядом с Братиславой после 22-00. Тут отель приятно порадовал нас тем, что снизил цену (оказывается во внесезонное время цена 4-х местного номера 70 Евро, а не 80, как мы бронировали на букинг-коме). Отель недавно построен, чисто, аккуратно, оформлен в стиле крестьянской избы. Судя по количеству посетителей и машин на парковке, пользуется популярностью даже в межсезонье.
Утром четвертого дня мы выспались, позавтракали, прошлись по двум словацким гипермаркетам в Сенеце и выехали в Любляну, где вечером нас ждали в гости друзья. Дорога была сухая, светило солнце и путь от Братиславы до Любляны занял пять часов. По дороге мы дважды останавливались приобрести винеты. Сначала для Австрии (8,3 Евро на 10 дней), потом для Словении (30 Евро за месяц). По дороге завернули в г. Целье в Словении и зашли в гипермаркет «INTERSPAR» ( http://www.spar.si ). Вечер мы провели у друзей на окраине Любляны, там и заночевали.
На пятый день поездки, в среду 20 марта мы выехали из Любляны в Италию. В Падуе нами был забронирован отель «Гарибальди» ( http://www.hotelgaribaldi.com ). Из преимуществ этого отеля – удобное расположение рядом со съездом Padova Est с итальянской автострады А2, недалеко до центра и основных достопримечательностей (5-10 минут на авто), рядом торговый центр ( http://www.centrocommercialegiotto.it ) с гипермаркетом «Ашан», вокруг тишина, зелено, очень большая парковка. Из минусов отметил бы довольно скромные завтраки, впрочем так было в обоих отелях, в которых мы останавливались в Италии. В отеле нами был забронирован 4-х местный номер, который представлял собой два 2-местных, соединенных дверью за 100 Евро плюс городской налог. В целом могу однозначно порекомендовать этот отель путешествующим по Италии на автомобиле.
Разместившись в отеле в середине дня, мы отправились на прогулку по Падуе. В отеле нам посоветовали припарковаться на площади Ицхака Рабина, т.к. там самая большая парковка в центре города. Парковка работает очень интересно. Подъезжаем к шлагбауму, он поднимается, мы въезжаем. Каких-то билетиков не выдается. Начитавшись на форумах всяких ужасов про отсутствие билетиков, я пошел к кассе и стал выяснять. Оказывается при въезде машина фотографируется и номер вносится в базу данных. Если вы захотите оплатить и уехать, то набираете на паркомате номер автомобиля (я набирал без цифр, обозначающих код региона), аппарат загадочно жужжит некое время и вдруг на экране появляется фотография моего авто. Если это оно, то мы это подтверждаем нажатием соответствующей клавиши и появляется сумма к оплате. После оплаты выезжаем. Перед выездом машина опять фотографируется и если проблем нет, то шлагбаум поднимается и мы выезжаем.
Осмотр Падуи мы начали с овальной площади (Prato della Valle), затем побывали в Базилике Сан-Антонио (Basilica di Sant`Antonio (http://www.basilicadelsanto.org) с мощами святого и прошлись по центру города. Вечером начал моросить дождь и мы направились в Торговый центр «Джотто», где и провели остаток дня.
Шестой день поездки был целиком посвящен Вероне. Дети стремились посетить город Ромео и Джульетты и по дороге до Италии перечитали книжку пьес Шекспира. Расстояние от Падуи до Вероны мы преодолели меньше, чем за час. После съезда Verona Est с автомагистрали А4 довольно быстро по указателям попали в центр города и припарковались на многоуровневом паркинге «Арена» ( http://www.sabait.it ). Тут все было просто: получаем билетик, который потом оплачиваем. Первые несколько часов оплата почасовая, однако после 6 часов она фиксируется на уровне 15 Евро. Первым пунктом осмотра в нашей прогулке по городу было посещение Арены (Arena ( http://www.arena.it )). Это одна из главных достопримечательностей Вероны, посетить надо обязательно. В кассе нам сразу предложили купить универсальную карточку Верона-кард ( www.veronacard.it ), которая делает бесплатным или со скидкой посещение всех основных достопримечательностей Вероны. Приобретенный нами вариант стоил 15 Евро и действовал 2 дня. В отличии от парижского аналога, допускается только один вход на каждый объект, на входе в который контролер делает соответствующую отметку. Для младшей дочери предложили карту не покупать, а приобретать детский билет за символическую цену 1 Евро (на практике кое-где пропускали бесплатно). Карточка окупается уже после посещения 3-х достопримечательностей, ибо разовый билет составляет около 5-6 Евро. После Арены мы направились к другой не менее важной достопримечательности – Дому Джульетты (Casa di Giulietta). Далее были башня Ламберти (Torre di Lamberti) со смотровой площадкой (здесь пришлось символически доплатить при наличии карты, удобно то, что подъем осуществляется на лифте), дом Ромео (дом в частной собственности и хозяева категорически отказываются его продавать под музей), церковь св. Анастасии (Santa Anastasia), затем по мосту мы перешли реку Адиже и посетили Римский театр и Археологический музей (Teatro Romano e Museo Archeologico). Археологический музей здесь расположен в руинах ещё одного грандиозного здания римских времен – городского театра. После театра мы посетили собор Дуомо (Duomo), а после собора – Замок Кастельвеккио с музеем (Museo di Castelvecchio). День близился к концу и после замка мы двинулись к парковке, перекусили в ресторанчике на площади возле Арены и посетили могилу Джульетты (Tomba di Giulietta). Основные достопримечательности были нами осмотрены, на прогулку по городу ушло около 10 часов. Перед тем, как возвращаться в Падую, мы посетили торговый центр, который расположен рядом с выездом на автомагистраль А4 Verona Est, однако какого-то впечатления на нас он не произвел и мы ничего там не купили. Меньше, чем через час мы уже были в отеле на окраине Падуи.
Первую половину седьмого дня мы вновь посвятили осмотру достопримечательностей Падуи. Поставлена была задача осмотреть то, что не посмотрели в первый день. Начали с ботанического сада (Orto Botanico). Ботанический сад включен в список всемирного наследия Юнеско, отличается прежде всего оригинальной планировкой, однако для людей, которые не особо разбираются в растениях вроде нас посещение без экскурсовода оказалось не очень интересным. Кроме того, у Ботанического сада есть и ещё один существенный минус – указатели в городе ведут куда угодно, но только не к нему. Вход на самом деле находится в переулке рядом с собором св. Антония. После Ботанического сада мы посетили Палаццо делла Реджионе (Palazzo della Ragione ( http://padovacultura.padovanet.it/homepage-6.0/2004/03/palazzo_della_ragione.html ) в центре города. Это по сути один громадный зал, в котором ранее вершились государственные дела. При входе во дворец мы поинтересовались возможностью приобрести универсальный билет Падова-кард ( www.padovacard.it ). Дама на входе говорила по-английски и все нам разъяснила. С её слов Падова-кард выгодна в том случае, если посещаешь Капеллу Скровеньи ( http://www.giottoagliscrovegni.it/eng/home.html ) с её уникальными фресками (самая высокая стоимость билета), однако вход туда был только по предварительному бронированию. В этот день свободное время было уже только на 18-00, что нас никак не устраивало, т.к. в это время мы должны были уже быть опять в Словении. Остальные музеи стоили значительно дешевле, кроме того мы поняли, что после Вероны мы не увидим там чего-то принципиально нового для себя. Как-то давала знать о себе и однообразность архитектуры вокруг – то тут, то там мы видели перед собой очередную «кремлевскую» стену (в Москве-то строили итальянские архитекторы!). В общем после посещения дворца мы ещё раз прошлись по городу другим маршрутом и вернулись на парковку. Сказалась и атмосфера итальянских городов – очень шумно, все кричат, жестикулируют, особенно если рядом дети (такое впечатление, что учителям там надо выдавать беруши как на стройке). Совершенно с иной атмосферой мы столкнулись позднее в Венеции, но об этом именно позднее.
По итогам посещения двух городов Севера Италии, а также с учетом данных о других городах, которые мы получили, готовясь к этой поездке, мы сделали для себя следующие выводы:
1. Все эти города примерно одинаковы по размерам, населению и количеству достопримечательностей, которые необходимо посетить.
2. На каждый город в принципе достаточно одного полного дня. Спокойному посещению основных достопримечательностей каждого города способствует тот факт, что многие музеи работают до 19-00.
3. При посещении нескольких городов возникает ощущение «схожести», ну т.е. те же «кремлевские» стены вокруг, похожая архитектура, музеи и т.д., по этому нет смысла посещать все города по списку, достаточно посетить лишь несколько наиболее интересных, выделяющихся какими-то особенностями, как, например, Верона или Венеция, которую мы посетили спустя несколько дней.
Выехав из Падуи около 3-х часов пополудни, в 18-00 мы уже были в Словении. Начинались выходные, на которые мы планировали встречи с друзьями в Словении. Останавливались в гостях и 2 ночи провели в пансионе «Sobe Sres» ( http://www.sobe-sres.si ) около города Крань. Посетили также город Шкофья Лока.
В воскресенье вновь начал валить снег. Стремительно холодало и в понедельник уже мела сильная метель. Мы выехали по автобану в сторону Венеции с небольшой скоростью и поражались, с какой дикой скоростью неслись вокруг нас по сугробам и переметам легковые и грузовые машины. Реально создавалось впечатление, что они просто не понимают, как надо ездить в снегопад. Возле Триеста снег прекратился, однако проблем от этого не убавилось – здесь шел «ледяной дождь». Проехав по Италии километров 10 мы встали в глухую пробку (автострада была далее закрыта). Какое-то время постояли, затем проехали по обочине до ближайшей заправки и оттуда уже задним ходом по какому-то «лепестку» развязки выехали на местную дорогу. Куда ехать дальше было не совсем понятно, по большому счету ехали «куда глаза глядят», подчиняясь некоему «внутреннему компасу». Внезапно я заметил, что ехавший позади нас итальянец начал моргать мне фарами и включил левый поворот. Мы остановились. Итальянец поравнялся с нами, спросил: «Венеция?» и увидев наш утвердительный кивок, махнул рукой влево. Мы свернули на совсем уж местную дорогу (кое-где даже не было асфальта), проехали с десяток километров и вдруг въехали в деревню, на первом же перекрестке которой увидели указатель на Монфальконе. Это был успех! Город Монфальконе находился на пути от Триеста в Венецию и мы поехали туда. В Монфальконе мы остановились Торговом центре «Эмисфера» (Centro Commerciale Emisfero ( http://www.emisfero.eu )). Вообще этот понедельник изначально планировался нами как день покупок в Италии. Предварительно мы много выясняли, какой именно торговый центр нам посетить, планировали и Удине и Пальманову, однако погода внесла свои коррективы. Покупки тут были сделаны. Также мы пообедали в ресторанном дворике. К середине дня дождь понемногу прекратился и мы выехали дальше в сторону Венеции. Какое-то время мы держались местных дорог, однако потом все-таки выехали на автомагистраль и по ней уже сравнительно быстро добрались до пригорода Венеции – Мальконтенты.
В Мальконтенте нами был забронирован отель «Палладио» ( http://www.hotelpalladio.it ). Прежде всего отмечу плюсы отеля: отель явно дешевле всех остальных вокруг (около 80 Евро за 4-местный номер), большая парковка вокруг отеля + подземный гараж, бесплатный трансфер по утрам до Венеции дважды в день (по предварительной записи), обратный пригородный автобус № 56 (Венеция-Падуя через Мальконтенту) каждые полчаса-час, возможность купить билеты прямо на рецепции. Минусы: довольно скромные завтраки (впрочем так по всей Италии как нам показалось), скромный номер с минимальной меблировкой, отсутствие рядом магазинов и ресторанов, следовательно проблема поесть вечером (до ближайшего торгового центра надо ехать на машине, а ресторан «Палладио» в Мальконтенте оказался очень дорогим), серьезным минусом было то, что отель обязательно блокирует денежные средства на карточке при бронировании, а также то, что далеко не все сотрудники хорошо говорят по-английски. Очень важным вопросом являлся утренний трансфер от отеля до площади Piazzale di Roma в Венеции. Дело в том, что его осуществляет 8-местный автобус и мест не хватает. Запись идет строго с 07-00 в день отъезда. Соответственно, первый день нам повезло в прямом смысле чудом и место нашлось, а во второй день я подошел к семи, к началу записи и был уже не первым. Многие подошедшие позже уже остались без трансфера.
Итак, мы наконец в Венеции. Из-за прошедшего накануне сильного дождя были сильные опасения относительно уровня воды на площадях и улицах города, однако они оказались напрасными. Первые ощущения – ты находишься в какой-то удивительной, потрясающей декорации. Непривычные дома, повсюду каналы, катера, лодки, гондолы вместо машин, при этом активное движение пешеходов по улицам. Впечатление просто незабываемое!
Практически сразу мы купили все сувениры у эмигранта из Африки. И выбор и цены оказались лучше, чем мы видели везде потом и начали прогулку по городу. Попытались понять выгодность или невыгодность приобретения какой-либо музейной карты. В первом же офисе туристической информации мы совершенно неожиданно для себя столкнулись с абсолютным нежеланием нам помочь. Решили разбираться по ходу и в итоге поняли, что там такая карта не очень и нужна. Многие музеи предлагают куда большие скидки для семьи (например, дети бесплатно или один взрослый по цене ребенка), да и времени на посещение каждого музея нужно намного больше, чем, например, в Вероне или Падуе, можно не успеть и не уложиться.
В первый день мы посетили Скуола Гранде ди Сан-Рокко (Scuola Grande di San Rocco (http://www.scuolagrandesanrocco.it )), базилику Фрари ( Basilica dei Frari ( http://www.basilicadeifrari.it )), Галереи Академии ( Galerei dell`Accademia ( http://www.gallerieaccademia.org )), все музеи просто потрясающие, с богатейшими коллекциями. В одной из церквей (что несколько удивило), мы посетили интерактивную выставку, посвященную Леонардо да-Винчи. Дети с радостью поиграли с макетами его механизмов. Осмотр достопримечательностей Венеции в этот день закончился на мосту Риальто. Начало темнеть и мы довольно быстрым шагом направились к автобусу. Проблем с обратной дорогой не возникло. Автобус строго по расписанию подошел на нужную платформу на Piazzale di Roma, постоял несколько минут и повез нас в отель. Обратный путь до отеля занял минут 20 (утром минут 15 без остановок).
Второй день мы начали с осмотра музея во дворце Ка Реццонико (Ca`Rezzonico ( http://www.galleriacarezzonico.com )), затем дошли до площади св. Марка и посетили дворец Дожей (Palazzo Ducale (http://palazzoducale.visitmuve.it )), осмотр собора св. Марка ( Basilica San Marco (http://www.basilicasanmarco.it )) и музея Коррер (Museo Correr (http://correr.visitmuve.it )) проходил уже в быстром темпе из-за близившегося закрытия (кстати очень важно иметь в виду, что вход в собор с сумками запрещен и прежде, чем стоять очередь, необходимо сдать их в камеру хранения, которая находится недалеко в переулке).
Программа второго дня была выполнена, до заката оставалось часа два, дети просили гондолу и мы принялись искать свободного гондольера. На нашем путешествии на гондоле необходимо остановиться поподробнее. Также как и про Венецию в целом, так и про гондолы, мы слышали много разных отзывов (кто-то говорил: «прокатитесь для галочки!», кто-то вообще не советовал, кто-то советовал сэкономить и объединиться ещё с кем-нибудь). Наши советы:
1. Прокатиться надо однозначно (это незабываемо, прежде всего для детей). Такого аттракциона нет нигде более, а катание на катерах его не заменит.
2. Экономить не надо (за 20 минут («минималка») просто ничего не увидишь).
3. «Ловить» гондолу необходимо в центре, рядом с Риальто или Сан-Марко, только там гондольер провезет и покажет «с воды» основные достопримечательности (скорость гондолы очень низкая, от вокзала или от Пьяццале Рома до Сан-Марко можно плыть полдня!).
4. Такса все равно везде одинакова.
Так и получилось. В первом же переулке с каналом чуть в стороне от Сан-Марко мы договорились с гондольером и отправились в путешествие по каналам. Вначале про стоимость. «Минималка» там 20 минут стоит 40 Евро, 40 минут – 80 Евро. Мы обозначили свои пожелания по маршруту, сказали, что хотели бы посмотреть из гондолы мост Риальто, мост Вздохов, Сан-Марко… Гондольер сказал, что за 40 минут не успеем, т.к. много гондол, скорость низкая, в итоге договорились за 120 Евро. Сложно сказать, дорого это или нет, но мы катались минут 50-55, все посмотрели, гондольер непрерывно рассказывал нам про Венецию по-английски, охотно отвечал на вопросы, спел песенку, сфотографировался с нами напоследок. Мы остались очень довольны.
Подводя итоги посещения Венеции должен сказать следующее: слышали много отзывов самых разных, в итоге запланировали на Венецию 2 дня, а их совершенно не хватило! Наш совет всем на будущее – планируйте не менее 3 дней, а то и больше!
Путешествие близилось к концу и на 12 день поездки мы выехали в обратный путь. Нам предстоял семичасовой «забег» до г. Сенец рядом с Братиславой. По дороге планировались остановки в т.н. «деревне аутлетов» в Пальманове, перекусить и посетить торговый центр на окраине Граца в Австрии. Планы были доблестно выполнены. Прежде всего мы посетили аутлеты около г. Пальманова ( http://www.palmanovaoutlet.it ). Добраться и найти очень удобно. Сворачиваем с дороги А4 на развязке “Palmanova” и далее по местной дороге по указателям. После аутлетов мы посетили находящиеся рядом гипермаркет “INTERSPAR” и магазин “CONFORAMA” (аналог ИКЕИ). Покупки в деревне аутлетов были сделаны, однако какого-то восторга от шоппинга там мы не испытали. Но подведение итогов по покупкам – позднее.
После проезда Любляны мы остановились поесть в придорожном ресторанчике сети “Marche” ( http://www.marche-restaurants.com ). Ресторан самообслуживания. Вкусно, приемлемо по ценам (на семью около 40 Евро), принцип оплаты – платишь за главное блюдо на тарелке и к нему сколько хочешь гарнира.
Ещё пара часов пути – и мы свернули с трассы в Грац. Здесь планировалась остановка в торговом комплексе Мурпарк (“Murpark” ( http://www.murpark.at )). Попали перед закрытием и сразу пошли в обувной. Совершенно другое впечатление, чем утром в Италии. И выбор обуви – как раз то, что нам нужно, и обслуживание, и TAX FREE быстро оформляют, и сумма для его оформления нормальная.
Ночевали мы вновь в отеле «Колиба» в городе Сенец возле Братиславы. Выглянув утром в окно мы ужаснулись. За окном валил снег (уже четвертый снегопад за поездку!). Машина представляла собой сугроб, можно представить себе, что на очистку снега у меня ушло полчаса! Ладно, собрались, выехали на трассу. Вновь поразила скорость с которой нас обгоняли европейцы, но тут мы довольно быстро увидели результаты этих обгонов. В одном месте была просто куча-мала из автомобилей, потом ещё и ещё. На одном из участков полиция перекрыла дальнейший проезд и мы вновь медленно двигались в сторону Жилины по местной дороге. Проехав так километров 40, мы выехали на открытую автомагистраль и по ней уже довольно быстро доехали до Жилины. По дороге мы планировали сделать остановку в замке Тренчин, однако снегопад сделал эту остановку бессмысленной (все равно ничего не посмотришь). В Жилине прошлись по центру города, посетили гипермаркет TESCO и торговый центр AUPARK ( http://zilina.aupark.sk ). По сравнению со всем увиденным ранее, Словакия впечатления не произвела. Как-то дорого все, про TAX FREE многие просто первый раз слышат, выбор маленький. Без покупок мы конечно не остались, поели в кафе кофе с пирожными, но вот в целом все как-то не так….
Далее вновь ночевка в отеле «Престиж» в г. Севеж. В Польше Пасха. Все закрыто. Мы доехали до Варшавы и остановились поесть и сделать последние покупки в Торговом центре «Янки» ( http://www.chjanki.pl ). Магазины Польши вновь традиционно порадовали, однако работали они в этот день до 16-00. Мы решили заехать в Лазенки погулять и покормить белок, однако лишь погуляли. Белки куда-то спрятались. Красавцев-павлинов правда на снегу сфотографировали. Вечером была традиционная ночевка в приграничном «Дукате».
В последний день мы встали рано и перешли границу всего за 2 часа (1 час из них ушел на оформление TAX FREE). На форумах многими озвучивалась идея о том, что переходить границу в Пасху – быстро и удобно. На деле все оказалось не так просто. Дело в том, что на всем огромном погранпереходе работала всего одна колейка! Причем пограничник, а позже и таможенник всячески выражали свое неудовольствие тем, что они вынуждены работать в этот день. Тем не менее все свои дела мы сделали – погранконтроль прошли, TAX FREE оформили, денежки в злотых (пригодятся в следующей поездке!) тут же получили в обменнике.
В Бресте мы традиционно посетили Торговый комплекс «Корона» ( http://www.korona.by ), причем неожиданно сделали там вообще все покупки и необходимость заезжать в Минск в ещё один гипермаркет отпала. Поесть приняли решение в кафе «Амстердам», расположенном в этом же торговом комплексе. Поели нормально, хотя и не очень дешево, однако кафе это неприятно поразило тем, что внутри курят. Причем ладно, если бы это было два разных зала, а тут просто в шахматном порядке чередуются курящие и некурящие столики. На выходе у нас поинтересовались, понравилось ли, и мы прямо сказали, что из-за курения больше туда не придем. Нам ответили, что да, мол, многие жалуются, но такова позиция руководства, типа имеют табачный бизнес. Ну и пофиг, пусть остаются со своими сигаретами.
Посетили мы также Центральный универмаг Бреста, имея целью приобретение там белорусского трикотажа и колготок. Все естественно купили, однако там произошла смешная история с одной продавщицей, которая при нас пыталась осуществить оплату с карточки. Уж какой стороной она её в аппарат не совала, разве что не под углом! Наблюдать за этим было смешно, причем повторялось это несколько раз подряд с несколькими клиентами, из-за чего создалась большая очередь.
Выехав из Бреста в 16-00 мск в 04 утра мы были дома, таким образом путь составил 12 часов (10 дорога, час поесть ну и заправиться три раза, размяться и т.д….) Позади примерно 6500 км 6 стран и масса впечатлений.
Итак выводы и впечатления об Италии и отдельно о Венеции сделаны были в процессе, а сейчас я планирую сделать ряд выводов о шоппинге в Италии в сравнении с другими странами, которые посетили одновременно. Создалось впечатление, что люди, агитирующие за итальянский шоппинг, просто не были в магазинах Польши или Германии. Нечто подобное нам говорили и знакомые словенцы. Не скажешь, чтобы был интересен предлагаемый ассортимент, не самые интересные цены, однозначно плохие условия по оформлению TAX FREE (155 Евро, против 200 PLN (50 Евро) в Польше, 25 Евро в Германии, 50 Евро в Словении, 40 Евро в Австрии и т.д.). Но автопутешествие позволяет сравнить условия и цены и принять решение о выгодности шоппинга в той или иной стране.
Про TAX FREE отдельно должен рассказать историю связанную с предыдущей поездкой в Краков в январе и до сих пор имеющую продолжение.
В той поездке всего мы получили 4 чека из них 2 голубых систем GLOBAL BLUE или GLOBAL REFUND, а два чека представляли собой обычные счет-фактуры (в нашем понимании) с надписью по-польски ZWROT VAT. Я впервые увидел подобные бумаги и засомневался, однако продавцы в обоих магазинах уверили меня, что проблем не будет. Причем это были не какие-то придорожные лавочки, а такие магазины как ЕССО (обувь) и PRETTY ONE (польский бренд женской одежды, имеет сеть из примерно 20 магазинов по Польше). Польский таможенник в Домачево-Славатыче эти чеки принял, проштамповал и вернул нам, т.е. это проблемой для него не являлось. Т.к. обменника в Славатыче нет, мы привезли эти чеки в Москву и жена отправилась с ними в Мастер-банк. В банке приняли только "голубые" чеки, а обычные фактуры не приняли со словами, мол обращайтесь с ними в магазин, где покупали. Путешествие в Краков в ближайшие несколько лет нами не планировалось, поэтому я вступил в переписку с сетями. Из PRETTY ONE сразу же откликнулась ассистент менеджера по маркетингу, мы с ней долго переписывались и по итогам переписки она заверила меня, что я могу получить эти деньги в любом из магазинов их сети, причем получить НДС назад полностью, а не с вычетом комиссии, как по "голубым" чекам. Переписка велась на английском языке, её я сохранил и распечатал. Во время нашей поездки в марте мы посетили торговый комплекс "Сфера" в г. Бельско-Бяла в котором был магазин PRETTY ONE. К счастью, это был будний день. Продавщица сразу сказала мне, чтобы я обратился в Краков. Я достал переписку, она прочитала и начала звонить в Варшаву в центральный офис. Ассистент менеджера по маркетингу была на месте и сказала, что да, нужно принять чек. Продавщица напряглась ещё больше, выяснилось, что она вообще не знает, как это делать, начала звонить в бухгалтерию и вместе с бухгалтером пошагово делать данную проводку в программе. В итоге я получил в карман около 200 PLN (примерно 2000 руб.) т.е. игра стоила свеч. Совершенно иная ситуация сложилась (а точнее складывается, т.к. пока не закончилась) с ЕССО. На мой запрос на сайт ЕССО пришел туманный ответ, что мол мы отношения к DUTY FREE не имеем, т.е. отвечавший даже не понимал разницу между TAX FREE и DUTY FREE!!! Все дальнейшие обращения ответа не имели. Во время описываемой мной поездки в марте я посетил один из магазинов ЕССО в Польше с вопросом, что же мне делать? Продавщица ожидаемо ответила, что я должен вновь посетить Краков. Я уперся и сказал, что Краков мне не по пути и мне нужны координаты их офиса для решения вопроса. Девушка долго совещалась с кем-то по телефону и итогом стало то, что я получил координаты (телефоны и адреса электронной почты) по которым мне вроде должны ответить. Забегая вперед скажу, что этот проштампованный ранее чек мы доблестно предъявили даме в обменнике на Варшавском мосту в конце нынешней поездки в Италию и она ожидаемо предложила нам вновь отправиться в Краков.
Наученные столь горьким опытом мы в итальянской поездке уже намного более внимательно стали относиться к качеству оформления чеков, обязательно спрашивать перед оформлением, по какой системе будет осуществляться возврат, но и тут не обошлось без четырех случаев, о которых считаю нужным упомянуть. Первый был связан с оформлением чека по системе GLOBAL BLUE в магазине сети H&M рядом с г. Катовице. Менеджер попросил паспорт, записал на бумажке наш адрес и попросил подойти через полчаса (довольно обычная практика). Через полчаса мы подошли, получили чек и уехали. Следующий ТЦ в этот день мы посетили в г. Бельско-Бяла. Там сделали покупки в магазине PULL & BEAR. При оформлении попросили недостающие данные и я предложил им воспользоваться уже оформленным чеком. Менеджер магазина взглянула на него и сразу сказала, что там ошибка. После строки с номером паспорта, шла строка "выдан в стране" в которой менеджер H&M написал POLSKA. Она искренне пыталась нам помочь и даже пошла с нами в магазин H&M в этом же торговом комплексе, чтобы фиктивно осуществить возврат и перевыписать чек, но в этом магазине сети H&M TAX FREE не оформляли. Чек в итоге у нас все-таки приняли в обменнике на Варшавском мосту. К чести H&M должен сказать, что на мой запрос через сайт об ошибке в оформлении они ответили и предложили её исправить. Второй был в Словении. На мой вопрос о том, по какой системе будет осуществляться возврат, дама за прилавком достала кипу квитанций какой-то системы типа TAX FREE SLOVENIA. На вопрос, а где денежки получать, она показала лишь два адреса - офис и погранпереход на границе с Хорватией. Вопрос для нас сразу был решен, лишние мучения были не нужны и наши денежки в том магазине не остались. Третий случай был в Италии. Сначала продавщица распечатала чек криво, потом вместо жены, там вдруг оказалась какая-то другая дама, потом выяснилось, что программа не вставляет в распечатываемый лист собственно сумму возращаемых денег, продавщица взялась писать от руки, вновь с ошибками и т.д. Цена вопроса была велика и мы победили: раза с шестого мы получили документ требуемого качества. Четвертый случай произошел опять в Польше на обратном пути в обувном магазине WOJAS (тоже сеть магазинов по всей Польше). На наш первый вопрос о системе оформления TAX FREE, менеджер сказал, что это будет их собственная фактура. Я насторожился и сразу задал проверенные вопросы о том, смогу ли я вернуть деньги в любом магазине или только в их и попросил электронный адрес офиса, чтобы подтвердить перепиской. Менеджер сказал, что проблем не будет и начал оформление. К нашему ужасу мы увидели обычную счет-фактуру, без каких-либо данных, да ещё и чек парень выдать отказался. Я начал ему объяснять, что это просто лист бумаги, тем более без чека (дискуссия о том, должен ли быть чек проходила в январе и в PRETTY ONE и там четко сказали продавщице, что оригинал его должен остаться у меня обязательно!). Парень много звонил, выяснял что-то но в итоге ничего не поменялось. Тогда я попросил скидку и мы "разошлись".
Кратко подведу итоги:
1. В стороне от туристических маршрутов или мест массовых закупок гражданами не из Евросоюза, продавцы могут оформить чек с ошибками и он автоматически превратится в бумажку. Поэтому надо быть предельно внимательным при оформлении, внимательно проверять все внесенные данные и лишь после подписывать и уходить с чеком.
2. Прежде чем оформлять TAX FREE целесообразно поинтересоваться по какой системе он оформляется, т.к. если это не GLOBAL BLUE или GLOBAL REFUND, шанса вернуть деньги у путешествующих редко или путешествующих разными маршрутами практически не остается (Обменник на границе или банк в Москве не примут, а ехать опять в тот же город нет смысла). В этой ситуации советую просить скидку.
3. Чеки, оформляемые даже по одной системе, могут иметь отличающиеся друг от друга бланки в разных странах. В нашем случае чеки одной и той же системы имели совершенно разный набор граф, что сильно усложняло процедуру проверки.
4. Обязательно должен быть чек (его тоже гасит штампом таможенник), причем если он приклеивается с обратной стороны наклейками, то это делается по углам, а не как-то иначе.
5. Проблемы эти могут возникнуть и в магазине сети известного бренда, все зависит от того, насколько часто оформляются там эти чеки и "набита рука" у менеджера.
6. В разных магазинах одной и той же сети чеки могут как оформляться, так и не оформляться.
7. Даже если нет значка TAX FREE на кассе или на дверях магазина, все равно, если Вы уверены, что покупка подходит по сумме под оформление, есть смысл спросить о возможности оформления (в последней поездке три чека из пяти оформлялись в магазинах, не имеющих подобного значка).
Ну вот как-то так.

Можно разместить этот отчет в социальных сетях. Таким образом Вы помогаете популяризации сайта.

Яндекс.Метрика
По вопросам сотрудничества и размещения рекламы пишите plo@autotravel.ru