Россия: города, достопримечательности
Автопутешествия: зарубежные страны

Откуда: Железнодорожный моск. обл. Когда: 07/2013

По маршруту: Ферапонтово, Беломорск, Мурманск, Териберка, п-ова Средний и Рыбачий, Кузомень

Рейтинг отчета: 0

Автор:

На край земли!
Ну наконец то удалось добраться до Кольского полуострова. Экипаж: я, жена и верный 4-х колесный друг KIA Sorento R.
1-й день. 880км. Выехав в 6.45, направились к гостевому дому «Каршево» в одноименной деревне. По дороге заехали в Ферапонтово, где взяли экскурсию, оказавшейся неожиданно длинной ( 2ч), но очень интересной и подробной. Сам монастырь (хоть мы были и не в 1-й раз) произвел отличное впечатление: красивый, ухоженный, стоит в живописном месте. Про знаменитые фрески Дионисия сказать ничего особо не могу, так как в иконописи не разбираюсь.

Из – за столь длинной экскурсии стало ясно, что на Андомский геологический разрез мы уже сегодня не попадем – решили оставить его на обратный путь.
2-й день. 450км. Было запланировано посетить Муромский монастырь (на лодке от Каршево за немалые 6600руб на 6ч). Но сильный ветер решил иначе, прождав у Онеги погоду как у моря, в 14 часов выехали в Беломорск. По пути заехали в 2 колоритные деревушки: Пяльму и Челмужи с красивыми деревянными церквями

и в урочище Сандармох, где в конце 30-х расстреляли более 7000 человек. Сейчас в этом тихом сосновом лесу, в котором даже птицы как то не галдят, стоят памятники и часовня. Очень печальное место.

Перед самым Беломорском на шлюзе увидели указатель «Бесовы следки». Вместе с еще одним случайным экипажем из Подмосковья сразу стали искать петроглифы, оказалось зря, они в другом месте. А около шлюза стоит в аварийном состоянии запертый много лет назад павильон, в котором под слоем опилок захоронены петроглифы. В Беломорске остановились на окраине города в комнатах для приезжих, в переводе на русский – общежитие. Перед сном немного прогулялись (спать все равно не хотелось, так как светло) по городу, к устью р. Выг. Беломорск произвел грустное впечатление, обшарпанные 5-тиэтажки, к которым ведут грунтовые, даже не защебененные подъезды.
3-й день. 680км. С утра отправились к петроглифам, возраст которых около 6000 лет. Найти не сложно, примерно через 1 км после переезда стоит указатель. Сначала бродили вдвоем и смогли найти только несколько изображений. Но нам повезло, скоро пришел экскурсовод Алексей Вербов – явно энтузиаст своего дела. С его появлением осмотр петроглифов стал гораздо интереснее.

Ну а далее мы взяли курс строго на север, к Мурманску, в который приехали в 20.40. На одометре 1981км.
4-й день (~ 250км) посвящен Териберке. Первые 75км живописной дороги идущей через тундру асфальт, потом 40км отличного грейдера, по которому вполне комфортно держать скорость 70 – 90.

Териберка представляет из себя почти полностью убитый поселок. Половина домов разрушена, другая настолько обшарпана, что страшно смотреть. Правда школа и детсад №23 (интересно, где остальные?) отремонтированы. На побережье много останков рыболовецких судов.

Ну а северная природа просто великолепна, тем более, что нам очень повезло с погодой. Сначала мы проехали к водопаду через Лодейное (на легковушке туда лучше не соваться, после свалки на дороге крупные камни) взобрались на гору с крестом, виды с неё красивейшие. Далее отправились к песчаному пляжу через старую Териберку. Жаль купаться нельзя, на улице всего +10. Пытались проехать еще дальше по газпромовской дороге, но на шлагбауме нас развернули. Как сказали местные, Газпром от строительства газосжижающего завода отказался, техника вывезена, но шлагбаум пока охраняется.

5, 6-й день. 350км. Гвоздь программы: полуострова Средний и Рыбачий. Взяв на прокат на 2-е суток за 10000р в Мурманске замечательного покорителя бездорожья 3-х дверного праворульного Лэнд Крузера 70 на соответствующих колесах, с лебедкой, шноркелем и хайджеком (хорошо, что ничего этого не понадобилось) отправились на полуострова. Дорога после погранпоста просто жесть – сплошные ямки и крупные бульники. На одном из спусков перед большими колдобинами задумчиво стоял Х-трейл, боялся спуститься. Не знаю, как кто то писал, что доехал до турбазы Озерки на Рыбачем на Логане, но я бы не сунулся туда и на паркетнике – просто очень жаль убивать машину, тем более, что дальше уж точно не проехать. Либо пешком (но, например, до мыса Немецкий топать ~ 30км, а кроме него и так есть еще что посмотреть), либо брать на базе вахтовку с водителем. Поэтому уж лучше сразу взять подготовленный джип. Сам я не джипер, и за руль подобной техники, тем более праворульной, сел впервые, но никаких проблем не испытал, привык к TLC минут за 15 еще в Мурманске. На трассе правда сразу вспомнилась Газель: высокая посадка, валкость кузова, ватные тормоза и полное отсутствие динамики, под горку с попутным ветром можно было разогнаться до 100, а на подъем скорость падала до 40-50. С другой стороны эта машина (дизель 2,5л, 97л.с.) не для трассы, зато в родной стихии на бездорожье просто сказка.

Вскоре после въезда на Средний повернул по указателю «отряд Боец» (или «Музей Боец») налево. Музей у подножия хребта Муста – Тунтури представляет собой небольшой балок, оставшийся от отряда геологов. Хранителем его является энтузиаст – поисковик Юрий Кобяков, который увлеченно, но весьма своеобразно рассказывает историю обороны полуостровов во время ВОВ. (Проститутка Англия, Финляндия с куриными мозгами и алчный западный мир: как будто снова попал в школу 1-й половины 80-х на политинформацию). В музее собраны остатки вооружения, немецких буржуек и огнеметов, стоит копия Советского погранстолба, который всю войну простоял на границе. Как немцы не пытались его сбить, наши его ставили обратно. Вообще Муста – Тунтури (в переводе Черная Тундра) – единственное место, где немцы были остановлены практически на границе. Недалеко от музея мемориал, воинские захоронения и часовня. На самом хребте небольшой памятник, остатки дотов, немецкая колючая проволока, полно осколков мин и снарядов, а гильзы просто хрустят под ногами. Печальное и впечатляющее место.

Далее наш путь лежал по западному берегу Среднего, мимо памятников, воинских могил, дотов и действующей базы ПВО к 2-м братьям (2 отдельно стоящие не берегу скалы – сейды Акка и Укка, где древние саамы совершали жертвоприношения).

Дорога от музея до Братьев заняла 4,5 часа. Надо ехать вдоль берега и не доезжая базы ПВО свернуть направо, обогнуть её так, чтобы она оставалась по левую руку, потом спуститься опять к самому берегу и немного проехать в обратном направлении. К сейдам мы добрались уже поздно, часам к 23, благо полярный день и светит солнце.

Переночевав не далеко от Братьев в палатке и искупавшись с утра в Баренцевом море (так и хочется написать в Ледовитом Океане) отправились на Рыбачий, к самой северной точке континентальной России, достижимой на автомобиле – мыс Немецкий. Дорога проходит то же по западному берегу полуострова. Достигнув Края Земли, крикнув «Ура», облазив старый маяк и устроив фотосессию, проникнувшись местным колоритом включая моросящий дождь и сильный туман, двинулись в обратный путь той же дорогой.

Только по Среднему поехали короткой и лучшей дорогой, идущей по восточному берегу. Этот участок пути занял ~ 1ч, против 4,5 часов по западному берегу, но он не такой интересный и живописный. По выезде на континент заехали на 2 водопада на Титовке, наблюдали крупных лососей(?), пытающихся безуспешно преодолеть водопад – зрелище очень впечатляющее.

Короче Средний и Рыбачий оставили неизгладимое впечатление, 2-х дней явно мало, мы не успели съездить в Цыпнаволок, не проехали по центру Рыбачьего и т. д. Геологов и военных на полуостровах почти не осталось. Касательно военных думаю, что к лучшему, иначе это была бы закрытая зона и этот отчет я написать бы не смог. Военные объекты почти не огорожены, просто на въезде стоит шлагбаум, а вокруг голая тундра или на худой конец со столбами от забора – проходи, проезжай кто хочешь. Много брошенных строений и раскуроченной ржавой техники, валяющейся около бывших городков. Ориентироваться не сложно, у меня не было даже хорошей карты (10-километровка это смешно), пользовался GPSом и интуицией))).
7-й день. Собственно сам Мурманск. К моему великому сожалению, на атомный ледокол Ленин мы не попали – он в доке на ремонте. С грустью вернув владельцу боевого Крузера, отправились по музеям: краеведческому и истории Мурманского Морского Пароходства. В последнем особенно повезло, нам очень интересно и подробно провели экскурсию, да и музей понравился: много экспонатов, моделей судов. Далее поехали к мемориалу защитникам заполярья, Алеша, как его называют мурманчане. Мемориал выполнен в традиционном советском стиле, но впечатляет, с него открывается масштабный вид на окрестности. Наверное этот монумент можно считать визитной карточкой города.

Ну и напоследок поехали к памятнику Ждущей, чем-то он напомнил памятник жене моряка в Одессе.

Вообще Мурманск произвел очень приятное впечатление – город довольно ухожен, асфальт нормальный, многие областные города в существенно худшем состоянии.
8-й день. ~ 800км. Цель на сегодня – аметистовый рудник на мысе Корабль и занесенная песком д. Кузомень. Сначала заехали в Кашкаранцы, небольшое поморское село с маяком и деревянной церковью на берегу Белого моря. Потом безуспешно пытались найти рудник, свернули с дороги на 117км к морю и… не нашли ориентир – здоровый камень, одиноко торчащий из воды. Искали его двигаясь по берегу в сторону Кузомени. Потом плюнули и решили поискать на обратном пути. С проездом к Кузомени то же вышла засада. Мне рекомендовали ехать вдоль берега в отлив. Видимо я не угадал. Сначала пришлось преодолеть брод с каменистым дном,

но, не доезжая до цели 12 км, дорога уперлась у самого берега в другой, уже более глубокий, с песчаным дном и крутым выездом брод, явно не проходимый для Сорика. Попытка найти объезд привела в конкретное болото. Так что пришлось возвращаться на трассу Умба – Варзуга и ехать по указателю «Кузомень 18». Песчаная дорога шла через лес пока за 6км до деревни не уперлась в настоящую дюну. Получив культурный шок (очень уж неожиданно увидеть пустыню на севере) и оценив масштабы препятствия, решил все таки прорываться. Монопривод думаю не прошел бы, но паркетник прошел без особых проблем. Несмотря на трудности с подъездом, Кузомень не выглядит полумертвым селом: бегают дети, у домов стоят автомобили, строится церковь. Деревня уже частично занесена песком, а кладбище так и вовсе превратилось в бархан. Стою я, смотрю на пески, на море и соображаю, где я – то ли под Астраханью, то ли еще где на юге, но никак не на Белом море.

На обратном пути нашли мы все таки аметистовый рудник. При выезде на берег надо было повернуть направо и немного проехать (1-й раз мы повернули налево). Рудник – это конечно сказано очень громко. Просто в нескольких местах на побережье пробиты канавы, около которых валяются куски гранита с вкраплениями аметистов и других минералов, точнее сказать не могу – не специалист.

Поковырялись немного в камнях, набрали небольшой мешочек и поехали в Умбу, но особого впечатления она не произвела. Просто большое село со старыми полуразвалившимися домами наряду с новостройками. А может просто за время путешествия видели много других более живописных мест. На ночь остановились в Кандалакше.
9-й день. 760км. Кандалакша – Каршево. Перегон практически без остановок.
10-й день. 950км. С утра была предпринята 2-я попытка попасть в Муромский монастырь. Но видно не судьба, погода опять не позволила. Поэтому двинулись в сторону дома, по пути заехали на Андомский геологический разрез на берегу Онеги. Наверное для увлеченных и разбирающихся в геологии это Очень интересно, а для нас – просто интересно + красивое место. К тому же сам выход пород не виден, так как он находится на высоте 40 – 45м над озером, а высота горы ~ 60м (абсолютная высота 83,8м), спустится вниз нет возможности, крутой обрыв.

На финишном участке пути заехали в Вологду подкрепиться, и ровно в 0.00 были дома. Одометр насчитал 4752км.
Это самое длинное и, пожалуй, одно из самых интересных автопутешествий. Думаю, что на Средний и на Рыбачий я обязательно когда нибудь вернусь (на 4-5 дней), чтобы облазить их поподробнее.

Можно разместить этот отчет в социальных сетях. Таким образом Вы помогаете популяризации сайта.

Яндекс.Метрика
По вопросам сотрудничества и размещения рекламы пишите plo@autotravel.ru