Россия: города, достопримечательности

Откуда: Москва (Подольский р-н) Когда: 07/2013

По маршруту: Ферапонтово, Медвежьегорск, Беломорск, Умба, Варзуга, Кузомень, Мурманск, п-ов Рыбачий, Печенга, Териберка, Кировск, Чупа, Колежма, Петрозаводск, Всеволожск, Осташков. Часть 1.

Рейтинг отчета: 2

Автор:

Отпуск в этом году получился очень насыщенным и интересным. Я давно мечтал съездить в заполярье, и вот, наконец, это случилось. Готовить маршрут начал чуть ли не зимой. Читал, смотрел, переписывался, искал различные варианты. Понятно, что за одну поездку нельзя объять необъятное, но хотелось. К майским праздникам план поездки был уже довольно точным.
4 июля ранний выезд. Едем Вологда, Ферапонтово, Вытегра, Медвежьегорск. Две ночи ночуем в "Малой Медвежке".
6 июля едем в Беломорск, там ночуем одну ночь в гостинице "Беломорье".
7 июля едем через Кандалакшу в Умбу, там ночуем две ночи в гостинице "Вираж".
8 июля едем в Варзугу и Кузомень, возвращаемся в Умбу.
9 июля едем в Мурманск, где останавливаемся в квартире на 6 ночей.
10-14 осмотр города и ближайших окрестностей, океанариум, музеи. Вылазки на Рыбачий, в Печенгу и в Териберку.
15 июля покидаем заполярную столицу и едем в Кировск, в Хибины. Останавливаемся в гостинице "Спорт" на две ночи.
16 июля смотрим Кировск, музеи, бот. сад и окрестности.
17 июля едем в Чупу. Останавливаемся на две ночи в домике турфирмы "Кереть-тур".
18 июля катаемся по окрестностям.
19 июля едем через Беломорск в Колежму. Останавливаемся в коттедже "Лопский берег" на две ночи.
20 июля там.
21 июля едем в Петрозаводск с заездом на Кивач. Останавливаемся на одну ночь в плавучей гостинице "Онего".
22 июля немного гуляем по Петрозаводску и едем почти до Питера. Останавливаемся на три ночи на даче у родственников.
22-... там уже импровизация. И дата отъезда домой точно не определена, как будет погода и настроение.
Что-то забронировал еще в апреле, что-то позже, но к середине июня все было определено. Так что поедем точно по графику.
Вобщем поездка получалась довольно продолжительной - три недели. На столько мы еще не ездили. Да у меня даже и отпусков таких раньше не было. А в этом году взял целых 25 дней. Экстрима не предполагалось, но легкое бездорожье - да, мы ведь едем на Дусе.
Чтобы не тратить лишние деньги на всякие кафе-рестораны, места остановок искал с возможностью готовки. Так что с собой брали кое-какие продукты. Ну и учитывая нечастые заправки и вообще глухие места, взял на всякий случай 20 литров бензина.
В конце июня погода на севере стояла жаркая. Смотрел и удивлялся, даже в Териберке было +25. Но теплые вещи с собой все таки взяли, и, к сожалению, не зря.
Ну вот наступило 3-е июля, отпуск. Машина помыта, загружена и поставлена немного поспать в гараж. Завтра ранний выезд. Ну а теперь поподробнее.

Для удобства написания и восприятия решил разделить отчет на три части. До Мурманска, в Мурманске и после Мурманска.

Часть первая. От дома до Мурманска.

4 июля. День первый
В три часа утра трогаемся от дома. Экипаж - жена, двое детей 7 и 13 лет и я. Автомобиль Renault Duster. Перед Москвой заправляемся на Роснефти, 95-й по 30-60. В 4 часа сворачиваем с МКАД на М8. Пробег 80 км. Светает. К Торбееву озеру уже довольно светло. Ловлю себя на мысли, что теперь долго не увидим темноту. Дороги, разумеется, свободны, и в 5-20 мы уже в Переславле. Пробег от дома 200 км. Едем через город, по объездной дольше.

Дорожка в хорошем состоянии, только в деревне Львы ремонт моста. В 6-10 проходим Ростов. Пробег 270 км.

Вскоре на горизонте появляется Ярославский НПЗ.

И в 6-40 мы выезжаем в Ярославль. Пробег от дома 320 км. Едем через город, так короче и быстрее, по моему.

Пересекаем Волгу по старому мосту.

И в 7-00 уходим на Вологду.



Дорога сразу после Ярика стала гораздо лучше, и улучшается дальше. Будет четырехрядка с надземными переходами, красота.

Ну а дальше пошла хоть и двухрядная, но очень хорошая дорожка.

В 7-40 проходим Данилов. Нет, все таки нужно когда-то туда заехать.

После Данилова местами ремонт дороги с реверсом. Приходится постоять. Днем, если машин много, тут могут быть и пробки. Но в основном дорога нормальная.

В 8-15 въезжаем в Вологодскую область. Пробег 438 км. Дорога продолжает радовать, начинают попадаться напоминания про Деда Мороза. Эх, знал бы ты дедушка, что оттуда куда мы едем, Устюг будет казаться югом.

В 9-00 начинается Вологда. Пробег 514 км.

Каких только соседей не встретишь на светофоре.

Едем до А114, потом на относительно новую объездную.

И в 9-20 покидаем этот приятный городок, в котором тоже давненько не останавливались, все проездом.

Заправляемся у поворота на Молочное на Лукойле, 95-й по 31-35. Время 9-40, пробег от дома 535. На баке проехали 506 км, расход по БК 8,8. Едем дальше.

С дороги хорошо видно Кубенское озеро.

Дорога местами с заплатками и волнами, а местами отличная.

Скоро начинается национальный парк Русский север. В 10-40 пересекли канал Северодвинской водной системы. Я сильно удивился, но его ремонтируют и, по моему, даже расширяют. Вроде как, внутренние водные перевозки почти загубили, а тут вот такое. И ведь не олимпийская стройка.

В 10-50 приехали в Ферапонтово. Пробег от дома 640.

Здесь у нас запланирована небольшая остановка на перекус. В монастырь, вернее сказать в музей, не идем, были два года назад. А сейчас, пользуясь погодой, ныряем в Бородаевское озеро. Вода очень теплая и очень чистая. Заметил, что многие приезжают сюда именно на озеро, а многие отдыхают в съемных домах. Нам, кстати, тоже предложили комнату. Неплохой вариант, красота, природа, озеро, древний монастырь, а еще если погода хорошая, так вообще курорт. Надо запомнить. Ну а сейчас, накупавшись и перекусив, в 11-40 покидаем это прекрасное место.

Погода немного портится, здесь даже был дождик.

После Липиного бора отличная дорога. А ведь я здесь еще по грейдеру ездил в далеком 2001 году.





Затем, перед поселком Депо несколько километров грейдера. Когда же этот маленький кусочек доделают?



Дальше асфальт. Здесь даже какой-то красивый мостик строят.

Знаменитая церковь.

Ближе к Вытегре дорога часто идет вдоль Волго-Балта. Можно посмотреть на корабли.

В 14-05 приехали в Вытегру. Пробег 846 км.

Здесь не останавливаемся. Едем дальше на Пудож. После Вытегры километров 20 асфальт перемежается с ремонтами и грейдерными участками.

Но затем начинается хорошая дорога.

В 14-45 вкатываемся в Карелию. Пробег от дома 906 км.

Дорога хорошая. В 15-20 доехали до Пудожа. Пробег 947.

На выезде из Пудожа заправляемся на ТНК, 95-й по 31-70. Время 15-40, пробег от дома 952. От прошлой заправки 416 км, расход по БК 9,4. Осталось проехать почти 200 км пустынной дороги до Медвежьегорска. Про состояние ее читал кучу страшилок. Может весной и правда были ямы в полколеса, но сейчас не так страшно. Но все равно волны большие, заплатки неровные, да и ямы все таки есть. А учитывая что солнце сбоку и дорога "полосатая" от теней деревьев, ямки бывает плохо видно на скорости. Да и на волнах бывает "разматывает". Так что лучше не гнать, особенно если машина низкая или колеса слабые.

Через 62 км от Пудожа неожиданно начинается новый асфальт. Кусок довольно приличный, до границы районов, около 30-ти км. Только на мосту через Пяльму ремонт и сужение до одной полосы.

В Медвежьегорском район, сначала тоже отличный асфальт, но не долго, километров 10-15. Затем опять волны, ямы и заплатки. Но все равно, этот 50-ти километровый отдых радует.
В 17-25 пересекаем Беломорканал в Повенце. Остановился только быстро сфоткать церковь. К шлюзу не пошли, торопились доехать до места, сейчас уже понимаю что зря, но что сделаешь, в другой раз. Хотя в 2004 году я пропускал здесь корабль, и пока стоял у шлугбаума все рассмотрел. И даже проехал до 6-го или 7-го шлюза, думал там переехать, но не получилось. Да, давно я здесь не был.

Едем дальше. В 17-50 въезжаем в Медвежьегорск. А вскоре прибываем в загородный клуб "Малая Медвежка". Пробег от дома 1145 км. Здесь у нас забронирован двухкомнатный номер в коттедже "Три медведя". Кроме нас здесь еще три номера, кухня общая. Но никто никому не мешает, а может нам просто повезло с соседями. Бронировал еще в апреле, причем со 100% предоплатой. 4000 в день.

Вечером еще сходили на пляж. Красота. Сосны, песок, вода в Онеге неожиданно теплая.



Отличное место. Искупались, нагулялись и легли спать пораньше. Все таки встали в 2 часа. А спится на таком воздухе, да в деревянном доме очень хорошо.

5 июля. День второй.
Этот день мы провели в "Медвежке". Хотелось, так сказать, почувствовать себя в отпуске. Погода хорошая, природа вокруг сказочная. Чернику можно собирать не отходя от дома.

Покатался сам и покатал жену и детей на квадрике. 1200 рублей в час. За это время успеваешь накатать по кругу 15-20 км с постоянной сменой пассажиров. Штука прикольная и очень проходимая, хотя особо не экстримальничал. А детям так понравилось, что вечером пришлось брать еще раз.

Еще брал лодку, обычную с веслами. Это стоит вообще смешные 70 рублей в час, а сколько удовольствия. Правда была небольшая волна, так что мои решили остаться на берегу. А я посмотрел на "Малую Медвежку" и Медвежьегорск с воды.



А потом как то незаметно дошлепал почти до Пиндушей, ну по крайне мере их уже было видно. Подумал, что пора обратно.

Кстати, если хотите, вас покатают на катере. Или на рыбалку, или на разные экскурсии, причем довольно далеко. Да и вообще, много всего здесь мы не попробовали, все таки одного дня мало.
В течение всего дня купались в Онеге, погода позволяла. А вечером решили все таки воспользоваться мангалом, не зря же такую красоту делали.

Перед сном еще долго гуляли по берегу.

Да, не зря люди отличные отзывы оставляют о "Малой Медвежке". Здесь все как надо. Хороший баланс природы, цивилизации и удобства подъезда. Часто, особенно в таких местах, ловлю себя на мысли, что может стоит останавливаться на более долгий срок? А может вообще проводить весь отпуск в одном месте? Но тут же понимаю, что тогда какое-то другое хорошее место можно и вообще не увидеть. Так что завтра едем дальше, нас ждет еще много всего интересного.

6 июля. День третий.
Утром неторопясь собрались, напоследок немного поплавали в Онеге и примерно в 11-30 выехали из "Медвежки". Пробег от дома 1150 км. Немного прокатились по Медвежьегорску.





Думал сходить в железнодорожный музей у вокзала, но он оказался закрыт.

Так что покидаем Межвежьегорск и в 12-25 выезжаем на М18.

Эта трасса за последние годы стала гораздо лучше. Особенно в сравнении с дорогой Вологда-Медвежьегорск. Можно спокойно любоваться окружающими красотами, а не вглядываться в покрытие в поисках ям.



Дальше, в Сегежском районе попадаются ремонтируемые участки с реверсом.

Мост через Сегежу тоже ремонтируется, и здесь тоже реверс со светофором.

А вот такие автономные камеры стоят на этой трассе. Питание от ветряка и солнечных батарей.

После поворота на Сегежу попадаются и вот такие участки. Старую дорогу поднимают, где надо, и приходится ехать по этой подложке.

Но скоро снова начинается отличная дорога. Только вот погода портится, а потом даже начинается дождь. К Беломорскому району он заканчивается, но температура падает с +25 до +18. Проходим Пушной и в 14-40 уходим направо, на Беломорск, прямо перед большой тучей. Пробег 1340 км.

Здесь дорожка похуже: волны, заплатки, но ям сильных нет. Да и небо какое-то недружелюбное.

Дорога долго идет вдоль Беломорканала, есть подъезды к воде. После поселка Золотец расположена электростанция. И когда мы ехали, похоже сбрасывали лишнюю воду. Поток воды несся с огромной скоростью. К сожалению, сфоткал на ходу и останавливаться на стал. Думал на обратном пути поснимать, но больше такого мы не видели. Проезжал здесь на следующий день и на обратном пути почти через две недели два раза. Но видел только пустое русло. Видимо воду сбрасывают нечасто и недолго. Так что нам, можно сказать, повезло. А мы, блин, даже не остановились.

В 15-15 въехали в Беломорск. Пробег 1376 км. Немного поплутав во дворах, находим свою гостиницу "Беломорье" и заселяемся. Бронировал тоже заранее. Это совсем мини-гостиница. Сделана из двух квартир обычного жилого дома, но вход свой, через бывший балкон. Пять номеров, общая кухня. Санузел, так сказать, на этаже.

Здесь однокомнатный номер с доп. местами обошелся в 3240 рублей. Они еще и за бронь берут. Честно говоря, дороговато, но в Беломорске плохо с гостиницами, а, например, в Гандвике вообще нет номера для семьи с двумя детьми. Хотя там еще дороже. Через этот городок идет большой поток туристов на Соловки, отсюда и завышенные цены. Ну ладно, спальные места есть для всех, на кухне все работает, так что жить можно. В любом случае, мы сюда не ради гостиницы приехали. Так что перекусываем и едем смотреть Петроглифы.
Расположены они не в городе, нужно вернуться назад, проехать переезд и примерно через 2 км повернуть направо, на такую дорожку.

По ней доезжаем до стоянки. Дальше пешком.

Сначала перебираемся на другой берег по мостику.

А затем идем около километра через лес. Как назло начинается довольно сильный дождь. А кроме этого под зонтами собираются комары, много. На дорожке довольно быстро образуются приличные лужи. Как будто не хотят нас эти петроглифы к себе пускать.

Но мы все таки дошли.



Дождь вскоре утих а потом и вообще кончился, хотя с деревьев еще долго капало.
Место это представляет из себя один большой почти плоский камень. На нем выбито очень много древних наскальных рисунков.



Видно их очень хорошо.

Здесь же есть что-то вроде сувенирной лавки. Могут провести экскурсию. Но мое промокшее семейство не сильно хотело слушать долгие рассказы. Так что ограничились простым осмотром. К самым интересным проложены мостки и устроено что-то вроде смотровых площадок. Но никто не запрещает ходить просто по камню. А вот человек за прилавком оказался не просто продавцом. Поговорили мы с ним недолго, но узнали много интересного. Он один из тех людей на энтузиазме которых здесь все держится. По моему, этому месту он посвятил значительную часть своей жизни, он практически здесь живет. Они же в свободное от туристов время делают мостки, рисуют и вешают плакаты и карты. Из короткого рассказа мы узнали, что рисункам этим 5-6 тысяч лет. Они значительно старше, например, египетских пирамид. О смысле всего этого есть различные мнения, и многое до сих пор непонятно. Вобщем, рассказывать он мог долго, но мои уже торопились к машине. А еще напоследок мы узнали, что государству нашему совершенно нет дела до этого древнейшего памятника. Какие-то незначительные средства выделяют ЮНЕСКО и даже Евросоюз. На них, например, куплены доски для мостков. Неужели Карелия не могла выделить машину досок? Я уж не говорю о более ощутимой господдержке. Вот с такими невеселыми мыслями, мокрые мы шли обратно. Вобщем, посетить советую однозначно.
Ну а мы быстренько переоделись в гостинице и поехали дальше осматривать Беломорск. Тем более, что погода разгулялась. Солнечно и +23. Для начала едем в бывший рыбный порт. Мне было интересно, что это за явно искусственный полуостров в северной части города. На въезде ворота и охрана.

Думал, что дальше нельзя, но все таки подошел к охраннику. Оказывается можно, за 50 рублей перед нами открывают ворота и мы въезжаем на этот достаточно большой искусственный полуостров.

Когда-то здесь кипела работа. Суда непрерывно подвозили рыбу. ЕЕ круглосуточно разгружали два крана. Работали цеха по переработке и упаковке. Сейчас все заброшено.





В таких местах мне всегда становится как-то грустно. Тем не менее покататься здесь интересно.



Так же нашел неплохое место для купания. Кстити, вода в Белом море оказалась довольно теплой и, разумеется, соленой, море все таки. А если кому нужно, здесь можно и лодку спустить.

На выезде послушали рассказ охранника про то как здесь раньше было хорошо и как все развалили. Кроме рыбного порта в Беломорске было еще одно крупное предприятие - деревообрабатывающий комбинат. Его постигла та же участь. Так что где работает население непонятно, хотя почти во всех провинциальных городах похожая картина.
Затем подъехали к реке Выг, около церкви.

Здесь очень красиво.



Затем решили прокатиться еще до 19-го, последнего шлюза Беломорканала. Здесь канал выходит в море. Заодно разведать дорожку, так как на обратном пути нам через этот шлюз в Колежму ехать.

Позавчера мы видели первые шлюзы ББК, а сегодня последний. Все выглядит очень хорошо, но вот работает, похоже, не часто. Ни в Повенце, ни здесь, ни по дороге, когда ехали вдоль канала, мы не видели ни одного судна. Видимо, поток грузов, а уж тем более пассажиров через ББК очень маленький.
После этого вернулись в гостиницу, поужинали и спать. Завтра важное событие - мы впервые в жизни пересекаем полярный круг.

7 июля. День четвертый.
Утром решили собраться пораньше. Перед выездом еще сбегал посмотреть местный вокзал. Поездов через Беломорск проходит много, есть и местные электрички. В зале ожидания полно людей. Беломорск - довольно крупная узловая станция. Здесь от дороги на Мурманск отходит ветка соединяющая ее с дорогой Вологда-Архангельск. Ее построили в годы войны, чтобы спокойнее и подальше от линии фронта возить грузы из Мурманска.



Так что железка вдоль Белого моря есть, а вот автомобилистам повезло меньше, ведь самое северное соединение М8 и М18 только через Пудож-Каргополь. А вот от Беломорска можно доехать на машине только до Колежмы, что нам еще предстоит на обратном пути. А дальше вроде как ездят до Онеги на квадриках и снегоходах, но это уже именно экстремальные экспедиции. Вот построили бы дорогу от Беломорска до Онеги, можно было бы прокатиться Архангельск-Мурманск. Наверное, интересно было бы. Но для этого наверное нужно олимпиаду где-нибудь в Маленьге организовать,летнюю. Ну ладно, заболтался я что-то.
В начале одиннадцатого покидаем гостиницу Беломорье. Пробег 1425. Заехали еще в церковь, которая вчера была закрыта. Узнали, что храм построен заново, и сейчас строится колокольня.
На выезде из города заправились на ТНК. 95-й по 31-10. Время 10-40. Пробег от дома 1430 км. От прошлой заправки 478 км. Расход по БК 9,3.
Остановился еще у водосброса, но там где вчера с грохотом несся бурный поток во всю ширину, сегодня только спокойная заводь и пустое каменистое русло.

На переезде пропустили мурманский поезд, видимо его ждали люди на вокзале.

В 11-20 выехали на М18. Пробег 1466 км. Вскоре начались ремонтируемые участки.



Так и идет: где-то ремонт, где-то уже сделано, ну а где-то старые участки - узкие и с волнами. Но на скорости передвижения это практически не сказывается. В 12 проехали Подужемскую ГЭС и поворот на Кемь. Пробег 1524 км.

Где-то ближе к Лоухскому району.

В 13-30 проехали поворот на Лоухи. Пробег 1676 км.

Перед лоухским поворотом дорога отремонтирована, дальше кусок старый и волнистый, а потом ремонт, местами даже вот так.

Но это длится недолго, далее опять отличная дорога.



И вот наконец одна из очень интересных точек маршрута. Мы въезжаем в Заполярье. Время 14-20. Пробег от дома 1736 км. Остановился на своей стороне, фотосессию с машиной оставили на обратный путь.

Интересное место, практически все сигналят проезжая мимо. Везде повязаны ленточки, но, блин, неужели нельзя обойтись без куч мусора. Что же за люди такие, везде надо намусорить.
Немного постояв на полярном круге, едем дальше. В 14-30 въезжаем в Мурманскую область.

Дорога отличная.

В 14-50 въехали в Зеленоборский. Один из немногих населенных пунктов насположенных на самой М18, а от Медвежьегорска до Мурманска их, по моему, всего два. Настолько отвыкаешь от населенки, что раз в несколько сотен километров даже радуешься увидев белый фон. Это вам не М10 какая-нибудь. Здесь вся населенка в стороне, да и меньше ее, конечно. В Зеленоборском расположена Княжегубская ГЭС.

В Мурманской области, ближе к Кандалакше картинка за окном становится интереснее чем в лесисто-однообразной северной Карелии. Появляется более ярко выраженный рельеф, больше попадается озер, на горизонте видно горы.

В 15-20 проехали кандалакшский пост. И вскоре свернули направо, на Умбу. Пробег 1822 км.

Не останавливаясь проходим Кандалакшу и едем дальше. Сразу после города дорога поднимается на довольно высокий перевал.



Сверху открываются обалденные виды на Кандалакшский залив Белого моря. На обратном пути нужно обязательно остановиться.



Дорога до Умбы конечно похуже М18, но тоже во вполне приличном состоянии.

До Умбы вдоль моря она нигде не идет, но озер попадается много, съезды тоже есть. На одно озерцо мы решили заехать. Прозрачный сосновый лес, чистейшее озеро с теплой водой, красота. Кстати, утром в Беломорске было +15, а сейчас здесь уже +22. Вот вам и заполярье. Вполне комфортная погода, вот бы такую и дальше. Но, забегая вперед скажу, что это был предпоследний погожий день.



На озере долго не задерживались и вскоре уже доехали до Умбы. Пробег 1939 км. Время 17-10.

А недалеко от въезда, как раз у поворота на Варзугу, куда мы завтра поедем, расположена наша гостиница Вираж.

Честно говоря на гостиницу в обычном понимании это не совсем похоже. Скорее всего это бывшее административное здание то ли автобазы, то ли чего-то подобного. Так как на территории расположены большие гаражи и стоят останки различной техники. Под гостиницу приспособлены второй и третий этажи. Номера в основном без удобств. Но у нас люкс - самый крутой здешний номер. Три полноценных комнаты, свой санузел с навороченной душевой кабиной, микроволновка, чайник, холодильник (не работал, пользовались тем что на кухне), аж два телевизора. А на третьем этаже общая кухня. Вполне прилично. И за все это 2150 рублей в сутки. Для сравнения, в Беломорске мы платили в полтора раза больше за номер в три раза меньше и без удобств. Короче, очень бюджетно, и при этом достаточно прилично.
Вид из окна кухни на поселок и Большую Пирью губу.

Немного отдохнув и перекусив, отправляемся на осмотр местности. Гостиница наша расположена на самой окраине Умбы, на въезде. До, так сказать, центра около километра. Но на машине это незаметно. В центре новой Умбы есть пятиэтажные дома, много магазинов, вобщем не деревня, как нам сначала показалось. Место интересно тем, что здесь есть два морских залива, параллельно вдающихся в сушу километра на три - Большая и Малая Пирья губа. Между ними, в основном, и расположена новая Умба. Так же, параллельно этим заливам, бежит к морю порожистая река Умба. На ней расположена старая Умба. Здесь уже нет больших домов, это именно село вытянутое вдоль реки.
Едем в старую Умбу. На площади уходим направо и пересекаем Малую Пирью губу.

Затем по довольно новому мосту пересекаем реку Умбу и попадаем в село.

В принципе, именно в селе ничего интересного не заприметили, кроме строящейся церкви. Природа вокруг гораздо интересней. Так же очень много здесь различных гостевых домов. В это время заняты они в основном рыбаками. В Умбу на нерест заходит горбуша и семга, так что людей с удочками на берегах много. А по местному телевидению даже видели сюжет о рыбалке, вернее о том как рыбнадзор гоняет браконьеров на Умбе.

Я, к сожалению, а может и к счастью, не рыбак. Так что едем дальше. Хотелось подъехать к морю, но дороги для машины мы что-то не нашли. То к КПП воинской части выехали, то к частной территории какого-то гостевого дома. Может искали плохо, а может только пешком можно. Приблизились только вот настолько, выход из залива уже виден.

Напоследок подъехали в центре на берег Малой Пирьей губы. Здесь хороший подъезд к воде, можно лодку спустить. Думал даже искупаться, но не захотелось по камням заходить. Хотя погода еще позволяла.

Перед гостиницей заправился на Роснефти, хотя заправка здесь всего одна. Причем, забегая вперед, скажу, что от Кандалакши до Варзуги и даже до Кузоменя я больше заправок не видел. 95-й по 31-45. Время 20-35. Пробег от дома 1970 км. От прошлой заправки 540 км. Расход по БК 9,6.
Все, на сегодня впечатлений хватит, едем в гостиницу. Поужинать нужно, немного отметить пересечение полярного круга. Кстати, на первом этаже расположена пекарня, так что вечером мы с удовольствием умяли буханку горячего хлеба. А утром набрали у них горячих же пирожков. Хотя солнце светит круглосуточно и организм теряется во времени, спать все таки нужно.

8 июля. День пятый.
На сегодня у нас запланирован дальнейший осмотр Терского берега. Как всегда бегом, но уж что успеем. Так что завтракаем и собираемся. В 10-40 трогаемся от гостиницы, огибаем Большую Пирью губу и вскоре выезжаем из Умбы.

Я читал то ли в прошлогодних, то ли в более ранних отчетах, что вскоре после Умбы асфальт должен кончиться. Но теперь ситуация улучшилась - едем по ровной асфальтовой дороге.

Пересекаем Кузреку. Во время отлива устья рек тоже сильно пересыхают. Остается только само русло.

Асфальт продолжается.

Вскоре пересекаем Полярный круг. Да, не вся Мурманская область расположена в заполярье. Юго-восток Кольского полуострова расположен южнее полярного круга.
Через 53 км от Умбы асфальт все таки кончается. Но и на том спасибо, тем более что и этого не ожидал. Да и грейдер очень приличный. Похоже что и здесь скоро асфальт будет. Дорога идет по хорошей насыпи, сделаны канавы, проложены новые трубы.

Дорожка довольно ровная, небольшая "стиральная доска" присутствует, но ехать можно довольно быстро.

От самой Кузреки дорога почти все время идет вдоль моря. Не по самому берегу, но очень близко, просто за деревьями воды часто не видно. Но постоянно попадаются съезды. Где-то после Оленицы мы решили подъехать к берегу. Был похоже самый отлив. Глубина здесь нарастает очень плавно, поэтому вода ушла довольно долеко, метров на 100. А сейчас можно походить по дну морскому, что мы и сделали.

В 12-15 доехали до Кашкаранцев.

Здесь мы не задерживались. Быстро посмотрели церковь, маяк.

Берег здесь менее пологий. Так что вода далеко не ушла. Как же красиво Белое море в такую погоду.



А погодка то, кстати, хорошая. Солнечно и за 20. Но Кашкаранцы расположены так, что даже сейчас здесь дует довольно сильный ветер с моря. Сейчас то он относитольно теплый, а вот осенью-зимой здесь наверное не особо приятно от сильного холодного ветра. Все таки интересно строили: некоторые села стоят прямо на берегу, некоторые, как Умба, на небольшом удалении, а Варзуга, например, на приличном расстоянии от моря. И у всех есть свои плюсы и минусы.
Едем дальше. Следующая остановка - Часовня Безымянного Инока Терского. Остановиться нужно у 108-го столба, на нем же прикреплен и указатель.

От указателя нужно совсем немного пройти до берега. Здесь расположена часовня. Место красивое. Часовенка небольшая, но необычная и тоже очень красивая.

Родник расположен с другой стороны от дороги. Можно немного проехать на машине в лес, а последние метры дойти, что мы и сделали. Вода очень вкусная.

Правильно было бы сначала пойти на родник, а затем с водой в часовню. Мы почему-то сделали наоборот, но возвращаться к часовне уже не стали. В следующий раз исправимся.
Теперь едем искать мыс Корабль. Знал что он расположен в районе ручья Лодочный. Сначала мы свернули после него.

Дорога здесь показалась более накатанной.

Спустились вниз, но никакого мыса не нашли. Зато здесь расположена то ли турбаза, то ли база отдыха. Нам сказали, что мыс Корабль немного западнее. Нужно было сворачивать до ручья или переехать его здесь. Ручей совсем не глубокий, но есть крупные камни, к тому же они довольно подвижные, живые.

Подумав, я все же решил вернуться по дороге. Выезжаем на берег с другой стороны ручья.

И вскоре, уточнив еще у одних туристов, находим этот мыс.

Берег здесь довольно высокий, к морю обрывается.



Скала блестит и переливается в лучах солнца. Среди обычной породы много выходов разноцветных аметистов.



Видно что их здесь активно "добывают". Можно было найти какую-нибудь железку и молоток в машине и тоже постучать, но нам хватило и того что валяется. Дети нашли несколько очень красивых и больших, хотя в основном конечно валяется "щебенка" с тонким слоем аметиста. А на морском дне (был еще отлив) много хоть и не аметистов, но тоже красивых камней. Вобщем, свою тягу к камням мы удовлетворили и без инструмента.
Едем дальше. До Варзуги уже недалеко и в 14-30 мы до нее доехали. Пробег 2118 км.

Первый раз я прочитал про это место давно, лет десять назад. Оно мне очень понравилось. Но тогда я подумал, что вряд ли когда там окажусь. Но потом мы стали ездить больше и дальше, и вот мы здесь. Приятно, когда сбывается давняя мечта. Сначала едем к храмовому комплексу.

Оставляем машину на высоком берегу красавицы Варзуги.



Идем к храмам. Успенский не так давно полностью перебрали - заменили гнилые бревна, обшили новой доской. Кто-то скажет, что это новодел, но по моему все же реставрация.

Так же считают и местные жители. Нам удалось поговорить с матушкой, она даже открыла для нас второй храм. Там же, кстати мы приобрели сувениры и интересные книги про Терский берег.



А вот Никольский храм на правом берегу будут строить заново. Купола для него уже готовы.

Затем спустились к реке, и я все таки искупался. Вода тоже оказалась неожиданно теплой. Все таки перед нашим приездом здесь стояла аномальная жара.

Моста в селе нет, а расположено оно на двух берегах, так что моторки постоянно ходят туда-сюда. Стоит недорого, точно не помню, но по моему 20 рублей. Но мы не поехали. Решил, что обязательно сплаваю в следующий раз, а может к тому времени на той стороне уже и храм построят.
Само село производит очень благоприятное впечатление. Нет покосившихся домов, везде порядок. Есть даже ресторан, но когда мы там были, было закрыто. Так что перекусили тем что было с собой, но зато в очень красивом месте. На самой высокой точке села расположена новая школа. И от нее открываются отличные виды на Варзугу и ближайшие окрестности.



Красиво здесь, даже уезжать не хочется. Кроме красоты есть видимо что-то еще в этом месте, здесь просто хорошо. Но нам пора. Покидаем Варзугу и через несколько километров сворачиваем на Кузомень. Время 16-00.

Едем смотреть на пески. Я знал что есть дорога совсем через барханы и более проезжая, которая идет вдоль берега моря. Но где нужно повернуть чтобы попасть на лучшую дорогу я точно не знал. Так что решил ехать как получится. Сначала через лес идет вполне обычная дорога.

Но потом песка становится все больше, и сам он становится более мелким, тяжелым. А вот и развилка.

Вот здесь нужно решать: если хотите просто проехать, то лучше направо от креста, а если хотите почувствовать себя на Дакаре, то налево. Я тогда этого еще не знал, но поехал налево. Видимо, все таки хотел проехать через самые пески. А песка становилось все больше. Но даже в режиме Auto Дуся шла по нему довольно легко, но я все таки заранее включил Lock - стало еще легче.

Но все таки фотографии посаженных в этох песках Нив и УАЗиков крутились в голове. Перед опушкой решил, что если легко, без напряга и пробуксовки заеду на подъем, то поеду дальше, если появятся сомнения, то вернусь искать дорогу вдоль берега. Вот уже и опушка. В подъем Дуся заходит легко, и я решаюсь. Сначала еще попадаются отдельные деревца.

Но дальше, только песок. Причем он становится еще более вязким и тяжелым. Плюс полявляется ветер, и реально видно как этот песок летит на дорогой, колеи от машин практически не остается. Здесь уже легкости движения не чувствуется. Идешь с постоянной пробуксовкой, главное чтобы хватило просвета. И еще понимаешь, что после остановки можно уже и не тронуться. Так что разворачиваться в любом случае уже поздно, только вперед. Так и доехал: Lock, вторая передача (а она у меня как в обычных машинах первая, а первая уже что-то типа пониженной), 3-4 т. оборотов. Даже толком ничего и не снял.

Потом, уже около деревни, попробовал и остановиться и тронуться и поворачивать покруче. Получилось, буксует, но едет, не закапывается, все таки Дуся наша неплохой проходимец. В деревне решил немного постоять, дать машинке отдохнуть.

Ну что, до Кузоменя доехали. Осмелев, я подумал даже поехать дальше, к устью Варзуги. Но моя напуганная семья (надо же, испугались что мы застрянем в песках и там останемся), об этом даже и думать не хотела. И обратно ехать они хотели где угодно, но только не по песку. Так что пришлось спросить у местных детей (неужели они здесь живут, может просто на лето приехали?) про дорогу вдоль моря. Едем мимо свежепостроенной церкви.

Поворачиваем налево и выезжаем из Кузоменя в южном направлении. Здесь, сначала, такой же песок, но значительно меньше, метров 500-800 может.

Зато потом начинается гораздо более твердый песок, машина в нем не вязнет. Да и на пустыню уже не похоже.

Дорога эта какое-то время идет вдоль моря. А там как раз отличный пляж. Ну тут уж я не удержался, остановился и пошел в море. Песчаное дно, плавный заход, волна была нормальная, но так даже интереснее. Знал бы я тогда, что купаюсь в этой поездке последний раз, поплескался бы подольше. Но мои уже торопились и мы поехали дальше. Еще и уазик местный догнали. Ехал он медленно, но обгонять тут негде.

Затем начался лес, а вскоре мы доехали до той развилки с крестом. Только теперь мы подъехали к нему с другой стороны и он опять остался справа от нас. Ну а в 17-20 мы уже выехали на дорогу и повернули налево на Умбу. Да, кузоменьские пески очень необычное, по крайней мере для севера, место. Не скажу, что мне понравилось, я все таки люблю немного другую природу, но было очень интересно. И вот сейчас, сидя дома, я уже жалею, что все таки не поехал дальше в сторону устья Варзуги. Так что как природный объект, место хорошее. Но если вспомнить, что пустыня эта рукотворная, отношение ко всему немного меняется. Здесь люди пытались взять от природы все и получили пустыню вместо леса и пастбища. По моему, очень поучительная история.
На обратном пути никуда не заезжали.

Остановились только на полярном круге. Здесь конечно не такая стелла как на М18, но место обозначено. И мы тоже положили по камню к кресту.

В 19-00 приехали в Умбу. Пробег 2282 км. Едем в гостиницу. На сегодня впечатлений достаточно. Осмотрел машину - песок везде. Даже в колесах остался, хотя после пустыни проехали уже больше 100 километров.



В этот день больше никуда не ездили. Поужинали, отдохнули и спать. Ночью снился песок.

9 июля. День шестой.
В начале одиннадцатого выезжаем из гостиницы. Сначала едем в музей поморского быта. Музей небольшой, компактный, но интересный. Несмотря на название, это нормальный краеведческий музей. Запомнилось, что на входе нужно одевать не современные полиэтиленовые бахилы, а тряпочные тапки с завязками, тоже своего рода экспонат, наши дети такие увидели в первый раз. Так же здесь можно купить сувениры, а еще я приобрел неплохую карту-путеводитель по Терскому берегу. Поздновато, но надеюсь она мне когда-нибудь еще пригодится.
Немного о музее. Подробно представлена история и быт людей, природа.









Еще есть зал посвященный недавнему прошлому. Неожиданно для себя узнал, что в Умбе был порт, куда заходили большие суда, в том числе и иностранные.

Кроме этого было много различных предприятий, но, потом все развалилось и позакрывалось. И где сейчас работают местные жители, работники музея нам ответить не смогли. Напоминает Беломорск, да и всю российскую глубинку вцелом.
Еще в музее встретили одного туриста из Москвы, разговорились. Оказывается мужчина путешествует с дочерью общественным транспортом. Едут на поездах, автобусах. Поделились впечатлениями и планами. Приятно встретить не просто земляка (согласитель, москвича в любом месте встретить не трудно), а единомышленника, коллегу. А узнав про способ передвижения которым они пользуются, я зауважал этого человека еще сильнее. На поезде может и более романтично, но все таки автомобиль дает гораздо больше свободы. Да и вещи таскать не нужно, хотя передвигаясь на поездах наверное не берут с собой столько, сколько мои жена и дочь. Ну ладно, опять я заболтался. Вобщем, пожелав друг другу удачи, мы расстались.
Напоследок еще спустился к заливу, ведь Белое море мы теперь увидим только через неделю.

Зато нас ждет Беренцево. Сегодня мы уже должны достигнуть Мурманска. В 11-20 выезжаем из Умбы. Пробег 2300 км.
Терский берег очень понравился. И природа и достопримечательности. А сколько всего мы еще не увидели или осмотрели бегом. Неплохо было бы сюда вернуться, но на более долгое время. Отличное место. Ну а пока едем дальше, на Кандалакшу.



Перед городом остановились на смотровой площадке. Виды обалденные, и никакая фотография их не передаст. Жалко только, что погода начинает портиться. Облачно и +17..18. В солнечную погоду здесь красивее.



Спускаемся в Кандалакшу.

В 12-45 мы в городе.

Кандалакшу опять проезжаем без остановок. Только заправляемся на Статойле. 95-й улучшенный (Forte, по моему) по 32-45. Время 13-00. Пробег от дома 2416 км. От предидушей заправки 446 км. Расход по БК 10,1. Да, аппетит Дуси на грейдере и бездорожье подрос. Заправка очень приятная, но видимо там вкусные хот-доги. И местное население, похоже, ездит сюда заправлять не машины, а себя. Идет все через одну кассу. Так что, чтобы оплатить бензин, приходится долго ждать пока перед вами решат с горчицей им или с кетчупом, а еще с каким. Простоял в очереди минут 10, все таки нужно делать для кафе отдельную кассу.
Едем дальше через город.

И вскоре выходим на М18. Пробег 2421 км. Время 13-15.

Трасса "Кола" продолжает радовать своим качеством.

Да и за окном красота. Спуски-подъемы, вода кругом.

Не пугает даже такое соседство. Кстати, если ничего не путаю, это самая северная АЭС.

Едем дальше, пытаясь все таки смотреть на дорогу, а не по сторонам, но это не просто.







В мончегорском районе все таки попадаются ремонты, но на скорости передвижения это не сказывается.

Кстати, в горах уже виден снег. Да и погода совсем портится - начинается дождь, а температура падает до +12. Видимо нам решили показать куда мы едем, и те +25 и выше, что были в Мурманске еще недавно, это все таки не норма.

А еще перед Мончегорском начинается "мертвая земля". Металлургический комбинат очень долго отравлял округу своими выбросами и здесь погибла вся растительность. В последние годы ситуация значительно улучшилась, и доказательством тому молодые зеленые деревья, но старые и засохшие напоминают о том времени.

А вот и виновник этого безобразия. В 14-20 проезжаем Мончегорский комбинат. Пробег 1521 км.

Да, стране конечно нужен металл, но все таки жалко, что такое красивое место загадили.
До Мурманска остается уже не много.

Проходим Оленегорск. Отсюда уже можно позвонить в Мурманск, чтобы нас ждали в квартире. Дорога все в том же отличном состоянии, хотя здесь видно уже не новая.

Дождь закончился, но теплее не стало. +15..16. Ну что сделаешь, не в Сочи едем. Все таки уже север Кольского полуострова. Видно даже, что деревья в лесу ниже чем в районе Кандалакши, и сильно ниже чем, например, в южной Карелии. Но все равно здесь очень красиво.

В 15-48 выехали в Мурманск. Пробег от дома 2648 км. Остановиться мы должны в южной части города, так что ехать уже недалеко.

А вот и наш дом на ближайшую неделю, Кольский 105.

Немного поплутав по дворам, в начале пятого подъезжаем к своему подъезду. До этого мы еще не останавливались в квартирах. Почему-то гостиница казалась удобнее. Но в этот раз финансовая сторона перевесила. У нас вообще плохо с дешевыми гостиницами, а уж в крупных городах и подавно. А если вы еще с двумя детьми среднего возраста, то такие номера вообще редкость. Или берите люкс по заоблачной цене, или два номера, ну или один номер с раскладушками, но цена все равно будет немаленькая, где-то в районе 4000. И вот весной на сайте booking.com я наткнулся на несколько очень интересных предложений. И понял, что двухкомнатная квартира в самом центре Мурманска обойдется дешевле любой гостиницы, но мы выбрали вообще трехкомнатную, правда на окраине, зато с видом на залив. Нас уже ждали. Быстро оформляем договор, и тут меня ждет еще один приятный сюрприз - я рассчитывал на 2500 в день, а в договоре написано 2200. Может и мелочь, но приятно. Итого за шесть ночей 13800. Это за хорошую трешку, с нормальным ремонтом, хорошей мебелью, полностью оборудованной кухней, стиралкой, интернетом, короче есть все, и даже посудомоечная машина, которой мы так и не воспользовались. Ну и между домами видно кусочек Кольского залива.





Вобщем, мы были очень довольны таким выбором. Немного отдохнули, пообедали и поехали прокатиться по городу.





Почувствовали, так сказать, себя в Мурманске. Присмотрели куда поехать завтра, заехали в магазин за продуктами и домой. Машину поставил на другой стороне Кольского проспекта, на стоянке торгового центра. Она оказалась бесплатной и вроде как даже охраняемой. Вообще-то я не люблю бросать своего железного друга без присмотра, тем более в чужом городе. Хотя мурманчане из Дастер-клуба и уверяли меня, что у них в городе все машины спокойно стоят на улице и ничего с ними не случается, даже искренне удивлялись вопросу про платные охраняемые стоянки. Тем более, что во дворе девятиэтажки мест не много, и все похоже уже заняты. По крайней мере вечером, свободных нет. Да и не факт, что во дворе лучше. А так, и стоянка какая-никакая, и из окна видно.
Ну вот на сегодня и все. Мы доехали до Мурманска. Превая треть отпуска позади.

Продолжение следует.
Часть 2
http://autotravel.ru/v_report.php/1780
Часть 3 http://autotravel.ru/v_report.php/1754

Можно разместить этот отчет в социальных сетях. Таким образом Вы помогаете популяризации сайта.

Яндекс.Метрика
По вопросам сотрудничества и размещения рекламы пишите plo@autotravel.ru