Россия: города, достопримечательности
Автопутешествия: зарубежные страны

Откуда: Москва (Подольский р-н) Когда: 07/2013

По маршруту: Ферапонтово, Медвежьегорск, Беломорск, Умба, Варзуга, Кузомень, Мурманск, п-ов Рыбачий, Печенга, Териберка, Кировск, Чупа, Колежма, Петрозаводск, Всеволожск, Осташков. Часть 2.

Рейтинг отчета: 0

Автор:

Часть 1 можно посмотреть здесь http://autotravel.ru/v_report.php/1754

Часть вторая. Мурманск и окрестности.

10 июля. День седьмой.
Хорошенько выспались и поехали в город. По времени мы привязаны только к Океанариуму, туда нам к 15-00. Так что не торопимся. В центр едем низом, вдоль залива.

Для начала подъехали к морскому вокзалу. Он оказался на ремонте.

Не повезло нам и с другой местной достопримечательностью. Ледокол Ленин закрыли для экскурсий практически перед нашим приездом. Но он еще стоял у причала.

Похоже место пользуется популярностью у новобрачных.

Да, не повезло. Хотя узнал я об этом еще в Москве, все таки маленькая надежда оставалась. Я думал, что он уже в доке, а он еще здесь. Но внутрь уже не пускали, а на следующий день его поставили в док, совсем недалеко, кстати, и мы его еще увидим.
Ну ладно, в другой раз. А пока продвигаемся в сторону Семеновского озера.
Дороги и организация движения в городе вполне приличные, среди серых в основном жилых домов, построено много современных торговых центров. Попадаются и старые дома, преимущественно в центре. Хотя "старые" это все равно послевоенные скорее всего. Вцелом, город оставляет очень хорошее впечатление. Все ухожено, разрухи нигде нет. Единственное что не нравится - очень много серых домов. Не знаю почему, но мне это не добавляло настроения, особенно в такую погоду - прохладную и дождливую. А так очень приятный город.



Посетили храм Спас на водах.

Так же осмотрели расположенный рядом с ним мемориальный комплекс. Маяк, установленный в память о всех погибших моряках и фрагмент рубки АПЛ "Курск".



От маяка открывается хороший вид на город.

Затем едем к памятнику Защинтикам советского заполярья, или к Алеше, как здесь говорят.



Сильный памятник. Стоит над городом и смотрит на запад, как будто готовый снова защитить эту землю.
Есть здесь еще несколько сооружений, зенитки, плиты с названиями городов-героев.



Так же отсюда открывается отличный вид на город и залив.



Очень понравилось это место. И сам памятник, и то как он расположен.
Ну а мы едем к океанариуму. Подъехали рановато, но зато было время на сувениры.

Купили билеты (взрослый 400 рублей, детский 300, на билетах указаны места), и в 14-30 нас уже пустили, но пока не в зал, а только в холл. Но и здесь очень интересно, так как за стеной уже бассейн, и через окна выходящие под воду можно увидеть плавающих тюленей. Так же показывают фильм о Мурманске, ну и еще много фотографий и сувениров. Вскоре попросили пройти на места. Их не так много, в два ряда располошены 20-30 кресел. Да и бассейн не большой. Но зато всем все видно, и животные очень близко.
Вскоре началась программа. Ведущая подробно рассказывала об артистах, а они выделывали различные трюки, которые иногда не укладывались в голове. Ну например, я не представляю, как можно плавать держа мяч на носу, а потом еще с этом мячом на носу и на мостик вылезти. Тюлени здесь разных видов. От небольшой кольчатой нерпы, до 25-летнего серого тюленя Фили, весом в 300 кг. Есть еще морской заяц Дик. Всего было 6 или 7 животных, которых я раньше ошибочно считал неповоротливыми увальнями.



В некоторых номерах предлагают поучаствовать и зрителям, в основном, разумеется, детям. За это им дают что-то типа грамоты на память (у моего младшего теперь висит над кроватью). Представление продолжается меньше часа, а потом за символическую плату разрешают сфотографироваться с Диком.

Нам здесь очень понравилось, рекомендую, а уж если с детьми, то просто обязательно нужно посетить.
"Домой" обедать едем через центр.



Достопримечательностей на сегодня больше не запланировано. Но в квартире сидеть не хочется, несмотря на погоду. Так что решаем немного прокатиться. Возникает шальная мысль, а не попытаться ли проехать в Североморск, вдруг уже пускают. Выезжаем на Восточную объездную и едем на север.



Но чуда не произошло. КПП даже не перед Североморском, а километров за 15 до него, почти сразу за Мурманском. Все очень серьезно, мышь не проскочит. Те, кому туда можно, показывают документы и проезжают. Но нам показать нечего, так что разворачиваемся. Потом прочитал, что попасть туда вроде как можно, но пропуск будут делать не меньше месяца. И желательно чтобы вас кто-то туда вызвал из местных. То же самое и в остальных ЗАТО, коих здесь много - Гаджиево, Видяево, Снежногорск и т.д. Поэтому к Баренцеву морю можно подъехать только на Рыбачьем, в Териберке и в Дальних Зеленцах.
Обратно поехали низом. Вдоль берега идут сплошняком какие-то портовые сооружения и предприятия. Даже и воды то не видно толком. Заправились на Статойле, чтобы завтра на Рыбачий ехать с полным баком. Пробег 2733 км. От предъидущей заправки 317 км. Расход по БК 8,9. Опять пришлось стоять в очереди пока людям делали сосиски. Но сегодня мы уже никуда не торопимся. Домой, ужинать и отдыхать. Завтра предстоит интересная вылазка.

11 июля. День восьмой.
Сегодня едем на Рыбачий. Я понимал, что полноценно покататься по Среднему и Рыбачьему не получится. Для этого нужен другой автомобиль - серьезный проходимец, не боящийся бродов и больших камней. Теоретически на Дастере можно много куда проехать - для легкого кроссовера он очень неплохо чувствует себя на бездорожье, но экстримальничать я не хотел. Это у себя я спокойно лазил на нем в грязи по пороги и зимой ездил в лес, а здесь, за две с лишним тысячи километров от дома, в реально глухом месте, без связи да еще с семьей, приходится ехать только когда уверен полностью, что проедешь. Ну и машину мучить особо не охота, ведь на ней еще обратно ехать. Так что заранее решил, что поедем по основной дороге, до куда доедем. Рассчитывал только выехать на Рыбачий, до Большого Озерка, и развернуться. Достигнуть, так сказать, своей самой северной точки. Поэтому и времени на это выделил немного. А если успеем, на обратном пути хотелось еще в Печенгу съездить.
Из дома выехали в начале двенадцатого. Пробег 2780 км. Пересекаем Кольский залив по новому мосту.

И уходим на Киркенес. Да, на указателе написан норвежский город, а не Печенга или Никель.

Вначале дорога некоторое время идет вдоль залива.



Затем уходим на северо-запад. Проезжаем повороты на разные ЗАТО, но туда нельзя.

Проезжаем реку Ура и озеро Нял-Явр. Попадаются съезды к берегу. Эх, была бы погодка получше, здесь можно было бы и искупаться. Но на улице всего +12..14.





После этого начинается Долина Славы или Долина Смерти, как ее еще называют. В годы войны здесь велись тяжелые бои, были большие потери. Но враг дальше не прошел. А теперь здесь очень много памятников. Около нескольких мы остановились.



Природа за окном немного меняется. Камней становится больше, растительности меньше. Дорога вцелом нормальная, но вначале попадаются ремонтируемые участки со снятым асфальтом, а ближе к Титовке ремонт моста через какую-то речушку.



В 12-30 подъезжаем к КПП перед рекой Титовка. Дальше погранзона. У нас проверяют паспорта, свидетельства о рождении детей за разговором как-то забываются. Ну вот мы и в погранзоне. Пересекаем Титовку.

И сразу после моста сворачиваем направо. Пробег 2878 км. Вначале на этой дороге даже попадаются остатки асфальта.

Но недолго, дальше только песок, камни и лужи. Километра через 4 от поворота останавливаемся посмотреть на красивый водопад на одном из притоков Титовки. Расположен он сразу после моста. Есть здесь, конечно, и другие, но они в стороне от дороги, нужно искать, а у нас времени мало. Так что ограничиваемся одним.

Едем дальше.

Какое-то время дорога идет вдоль реки. Здесь еще в основном лес.

Здесь когда-то был мост.

Попадается кусочек свежесделанной дороги.

Затем начинаем потихоньку подниматься в горы.

Здесь уже нет не то что леса, даже кустов. Только мох и озера. Кстати, красиво, особенно когда выглядывает солнце. Мох на солнце становится какого-то очень насыщенного зеленого цвета, а вода в озерах - в зависимости от неба - голубой либо серой.

С началом подъема дорога становится похуже. Если до этого было больше песка и ямы поменьше, то здесь в основном камни и ямы поглубже. Есть еще пара сложных - крутых и с камнями - подъемов-спусков. Но все это вполне проезжаемо, хотя и не быстро, приходится часто сильно сбавлять и без того не большую скорость при проезде этих ям. Машины попадаются на удивление часто, и встречные и попутные, очень разные - от легковушек до серьезных подготовленных внедорожников. Кого-то обгоняем мы, кто-то обгоняет нас. Не ожидал увидеть здесь такое "оживленное движение". Наконец мы поднимаемся на перевал. Уже видно море.

А вот отсюда открывается вообще отличный вид. Полуострова Средний и Рыбачий, губа Кутовая и Мотка в одном кадре. Да и погода пока радует. Прохладно, конечно, зато солнце выглянуло.

Спускаемся вниз. Дорога становится лучше. Останавливаемся у памятника Мальчик и Солдат.



В начале третьего мы уже на Среднем. Едем по восточному берегу, дорога позволяет немного разогнаться.

В 14-30 едем по перешейку Среднего и Рыбачьего. И вот здесь я немного увлекся скоростью, а это все таки не та дорога. Шел примерно 60, ширина позволяла объезжать ямы и камни, но в одном месте не получилось. Думал, что пропущу этот торчащий камень с внутренней стороны колеса, больше никак не получалось, но он оказался высоковат. И несмотря на то, что как мог разгрузил эту сторону, все таки прилично долбанулся. Но попал как раз скобой, защищающей передний сайлентблок рычага. Она, видимо, как раз для этого и предназначена. Сама согнулась, слабенькие заклепки, на которых она держится лопнули, но больше ничего не пострадало (на следующий день, уже в Мурманске, оторвал ее до конца, чтобы не потерять и привез домой в багажнике). Вобщем, больше решил особо здесь не гонять.
В 14-40 мы въехали на Рыбачий. В принципе, до куда планировал я доехал. Но налево шла нормальная дорожка и я решил проехать чуть дальше.

Мы доехали до Большой Волоковой губы и остановились там где дорогу пересекал небольшой ручей. Время 14-45. Пробег 2926. Ручеек этот я переехал бы легко. Но все таки решил, что на этот раз хватит. План мы немного перевыполнили, А вот семейство мое уже устало от 50-ти километров постоянных ухабов и тряски, дальше они совсем не хотели. Аппетит, конечно, приходит во время еды, и мне хотелось бы проехать дальше. Но до мыса Немецкий оставалось еще около 20-ти км. И дальше дорога, видимо, будет хуже. Так что решил оставить это на следующий раз. А пока нашей самой северной точкой будет 69 градусов 46 минут.

Вышли на берег. Чувствовалось дыхание Арктики в виде холодного северного ветра. Купаться совсем не тянуло.

На берегу нашли "запчасти" от крабов и какой-то непонятный предмет, сильно смахивающий на что-то взрывчатое, да еще с проводами. Близко не рассматривал.

Вобщем, перекусили мы немного и поехали обратно. Кстати, на въезде на Рыбачий, на развилке, есть какие-то признаки цивилизации. Только вот непонятно - это то что еще не успело развалиться или это то что строят заново?



Можно было еще проехать немного по Рыбачьему в другую сторону, до базы Большой Озерко, но мы все таки решили ехать обратно. А на свежепостроенные домики посмотрели через залив.

Кто-то все таки решился построить здесь базу отдыха. Уже дома нашел ее в интернете. Домик на 4-5 человек стоит 7000 в сутки. Трехразовое питание 1200 на человека. Дороговато, конечно, но учитывая место, еще ничего. Вобщем, для людей путешествующих без палаток, это отличная возможность приехать сюда на несколько дней и спокойно все осмотреть, возможно у них какой-то прокат джипов или хотя бы квадриков появится. Так что, как говорится, будем иметь ввиду. А пока едем обратно.

Была еще одна идея - заехать в музей Муста-Тунтури. Мы даже туда свернули, но вскоре уперлись в брод, в который соваться без разведки я побоялся. А до музея было еще несколько километров, так что это мы тоже решили оставить на следующий раз. Все теперь точно едем обратно, вернее в Печенгу.
В глубоких ращелинах еще лежит снег.

Выезжаем на материк.

И начинаем подниматься на перевал.



Погода портится, иногда идет мелкий дождь, и тундра уже не выглядит такой красивой.

Кстати, вдоль дороги стоят шесты в бочках. Видимо, зимой ее чистят. Хотя, что тут удивительного, на Среднем и Рыбачьем еще стоят военные, им то ездить нужно.
Обогнали на обратном пути вот такой автомобиль. И ничего, медленно, но тоже едет. Так что не такая уж страшная дорога.

Ну а мы потихоньку спускаемся с гор.

Едем вдоль реки.

А вскоре уже начинает попадаться асфальт.

Обратная дорога показалась быстрее. А всего туда-обратно от трассы мы проехали 100 км. Времени ушло 5 часов, причем в основном именно на дорогу, на остановки не более 40 минут. Было интересно, хотя жена с детьми, конечно, подустали от сильно неровной дороги. Ну что, для первого раза достаточно. Но я очень хочу когда-нибудь туда вернуться на несколько дней и изучить там все более подробно.
Ну а пока выезжаем на трассу и едем в сторону Печенги. Пробег 2978 км. Время 17-30. Асфальт кажется просто нереально ровным.

Дорога такая же как от Мурманска до Титовки. Вокруг в основном лесотундра, много озер, но погода не очень - временами идет дождь. В 17-50 доехали до Печенги. Кстати, где-то перед Печенгой произощел забавный случай. Мне пришло сообщение от МТС - добро пожаловать в Норвегию. А через несколько километров пришло - добро пожаловать в Россию. Граница здесь действительно очень близко. И где-то между сопок сигнал какой-то норвежской вышки видимо оказался сильнее.

Ехали мы сюда чтобы посмотреть Трифоно-Печенгский монастырь, но как оказалось он расположен не в самой Печенге, а немного дальше, около населенного пункта Корзуново. Чтобы это узнать пришлось распросить прохожих. В 18-10 мы прибыли к монастырским воротам.

Монастырь этот строится заново. Вернее он когда-то был, при Иване Грозном. Но потом эти земли были уже не российскими, так что этот монастырь разрушен не советской властью, и вообще очень задолго до нее. Теперь его решили возродить. И строят практически как в старину. Все деревянное. И ограда, и башни, и внутренние постройки. Похоже на какую-то старинную деревянную крепость. Даже не припомню, видел ли где-то еще что-то похожее. Причем это не музей, или не декорации какие-то, а реальный действующий монастырь. Кстати, самый северный православный (или даже вообще христианский) монастырь в мире.



Немного постояли на службе в красивом деревянном храме. Кроме монахов было всего несколько прихожан. По территории не ходили, да ее как бы и нет. Все в стадии строительства. Даже внешние стены еще не закончены, ну и внутри еще очень много предстоит сделать. Это еще не на один год. В лавке, узнав откуда мы, рассказали, что недавно приезжал автобус с паломниками из Москвы. А осенью эту обитель вроде собирается посетить сам патриарх.
Ну а нам пора ехать, дождь утих и над монастырем появилась радуга. Говорят, хорошая примета.

В 18-45 покидаем монастырь. Пробег от дома 3028 км. Доезжаем до Печенги и около танка сворачиваем на Мурманск. Была еще мысль съездить в Лиинахамари, а может и немного за нее в сторону моря, но нельзя объять необъятное, времени уже много. Так что и это оставим на следующий раз.

Едем "домой" в Мурманск. В районе Титовки у Дуси небольшой юбилей.

Обратно погранпост также прошли без заминок, только проверили паспорта. Дорога радует качеством, видами и почти полным отсутствием транспорта.

На обратном пути остановились у большого мемориала в Долине Славы.





Больше нигде не останавливались.

И в 20-30 подъехали к мосту через Кольский залив.

А вскоре уже приехали к дому. Пробег 3177 км.
День получился насыщенным и интересным. Вылазка потянула почти на 400 км. Из них 100 - мягко говоря, без асфальта. Сегодня мы достигли самой северной и самой дальней точки нашего путешествия. Это можно и отметить.

12 июля. День девятый.
Сегодня далеко не поедем. Посмотрим город и ближайшие окрестности.
Когда пошел за машиной на стоянку, решил все таки заглянуть под нее, после вчерашней поездки. И не зря. Чтобы не потерять, оторвал совсем скобу которая вчера приняла на себя удар. Да, похоже она сработала именно так как рассчитано. Дома сделаю, а пока поездим так.

Сначала решили поехать в музей Северного Флота. Но так как мы долго спали, приехали туда в 12-45, а у них обед с 13-ти до 14-ти. Ну не ждать же больше часа, хотя и проехали через весь город. Поехали через полгорода назад, в Свято-Никольсий кафедральный собор.



Это, вроде как, главный храм Мурманска. Но сразу и не скажешь. Построен весь комплекс из серого кирпича, и как будто сливается с остальными серыми домами. Храму не хватает какой-то внешней торжественности. Но внутри все в порядке. Красиво. Построили его не так давно. Хотя в Мурманске до недавнего времени вообще церквей не было. Так что с точки зрения архитектуры может и не шедевр. Но все таки, храмы не для архитектуры строят.
После этого едем обратно в северную часть города, обед в музее подходит к концу. По дороге заправились на Лукойле. 95-й по 31-95. Пробег от дома 3212 км. От последней заправки 480 км. Расход по БК 10,3 (сказывается дорога на Рыбачий).
В 14-15 подъехали к музею. Перед ним расположен памятник Первостроителям завода "Севморпуть" и поселка Роста.

Музей расположен в трехэтажном голубом здании, просящем внешнего ремонта. Но внутри все выглядит лучше чем снаружи. Билеты стоят какие-то символические деньги, и вот мы уже ходим по залам.

В основном музей посвящен истории Северного Флота. Представлено много макетов и подлинных экспонатов.





Ну и отдельно о "Курске".

Мы прошлись по залам довольно быстро. Интереснее было бы, конечно, ходить помедленнее, все внимательно разглядывать, читать все подписи. Но с детьми так не получается. Но даже так довольно интересно. Рекомендую, особенно тем кто интересуется этим.
После музея едем домой обедать. А после решили съездить через Колу на западный берег залива. Кола расположена очень близко от Мурманска, в настоящее время это фактически пригород. Пересекаем реку Колу.

И оказываемся в этом городке. Он очень маленький, но какой-то уютный. Быстро проезжаем через него и выезжаем к старому мосту через Кольский залив.

Ширина здесь очень маленькая, и даже непонятно - это уже Кольский залив, или все таки еще река Тулома. Дальше едем по другому берегу на север. Около нового моста залив уже гораздо шире, но судя по тому как обнажается дно во время отлива, он здесь довольно мелкий.

На Мурманск не поворачиваем, едем прямо.

Заехали в Три Ручья. Но нормального подъезда к берегу не нашли. Немного пофоткали и поехали дальше, в Абрам-мыс. Здесь смогли выехать на берег, вернее на какую-то портовую дорогу идущую вдоль воды. Отсюда хорошо видно Мурманск и портовые сооружения. Вот, например, в доке стоит Ленин, на который мы так и не попали.

Так же отлично видно Алешу, хотя этот памятник, по моему, просматривается со всей округи.

После этого поехали наверх, к памятнику воинам ПВО. Здесь так же представлена послевоенная техника.



А вот и сам памятник Воинам 1-го корпуса ПВО. В годы войны вражеские самолеты совершали постоянные налеты на город и порт, поэтому ПВО была очень важна. На обоих берегах залива были расположены несколько батарей, которые защищали небо Мурманска. Для меня этот памятник немного особенный, так как один из моих родственников как раз воевал здесь в войсках ПВО.

Так же остюда, с высоты, открываются очень красивые виды на залив и город.



После этого вернулись домой, отдыхать. Завтра предстоит еще одна вылазка.

13 июля. День десятый.
Сегодня едем в Териберку. Это пожалуй наиболее доступное место, где можно выехать к Баренцеву морю. В принципе, по той же дороге можно доехать еще до Дальних Зеленцов. Но это дальше, дорога туда хуже, и ехать по ней скорее всего получится довольно медленно. Так что Зеленцы оставляем на следующий раз. А сегодня только Териберка.
В 10-30 отправляемся. Пробег 3275 км. Выезжаем из Мурманска на юг и вскоре сворачиваем налево на Териберку-Туманный. В начале дороги стоит щит, на котором написано, что сейчас дорога на Териберку открыта. Видимо, бывает и закрыта, но это наверное зимой. Так же написан телефон для справок.

Дорога в хорошем состоянии, довольно ровный асфальт. Вдоль нее пока еще низкий, но все таки лес.



Проезжаем пересечение с дорогой Североморск - Североморск-3. В первом флот, во втором морская авиация. Но оба - ЗАТО.

Проезжаем что-то, похожее на дачный поселок на берегу одного из многочисленых озер.

А вскоре пересекаем реку Териберка. Но до поворота еще прилично.

Пейзаж за окном потихоньку меняется. Начинается тундра.

В 11-35 свернули на Териберку. Пробег от дома 3360 км.



После поворота асфальт кончается. Начинается грейдер. Местами присутствует "стиральная доска", но вцелом довольно ходовой. Природа, конечно, на любителя. Но мне такой пейзаж - тундра, невысокие сопки и много озер - нравится.





На реке Териберка построено несколько ГЭС, и дорога проходит по берегу одного из водохранилищ.

Дальше сопки становятня повыше, и последние километры дорога идет по ущелью.

А вот уже и море.

В 12-20 сворачиваем направо. В старую Териберку и пересекаем одноименную реку по хорошему мосту. Пробег 3398 км.



В старой части поселка много заброшенных и полуразвалившихся домов, но есть и вполне жилые. Люди живут. Проезжаем дальше и видим городок строителей.

Точно не знаю, но Газпром вроде как строит здесь завод по сжижению газа, который будут добывать на шельфе. Или будет строить, а может только собирался. Короче, однозначной информации нет. Но, тем не менее дорогу к нему делают, и по ее началу, прорубленному в скалах, даже можно проехать.

Но недалеко, дальше перекрыто. Зато здесь отличный пляж.

Здесь не открытое море, а залив - Териберская губа. Поэтому ветор слабый и волны почти нет. Песок, плавный заход в воду. Только вот погода не купальная. Даже ниже +10, а вода еще холднее. Все таки Баренцево море, это вам не Белое. Хотя, если бы здесь сейчас было +25, как две недели назад, наверное я бы окунулся. Но с погодой в этой поездке нам не повезло.

Не задерживаемся. Едем обратно, пересекаем реку и поворачиваем направо, на новую Териберку.

Справа кладбище кораблей. Когда-то здесь было богатое хозяйство, ловили много рыбы. Но после перестройки все развалилось, и теперь эти корабли догнивают здесь памятником тем временам и нашей бесхозяйственности.

Так же здесь расположено чуть ли не единственное работающее предприятие в поселке - что-то типа рыбоперерабатывающего заводика. Вот уже и новая Териберка. Здесь тоже много заброшенных домов, но во многих живут.





Есть здесь даже пятиэтажки. Вполне, кстати, жилые.

Ну а самыми лучшим постройками поселка являются свежеотремонтированные школа и детский сад.

Наша цель - водопад. Сначала мы проехали прямо, но там дороги не нашли. Похоже, там только тропа. Немного покрутившись, нашли правильную дорогу. Нужно проехать между школой и садом, затем свернуть налево, проехать вдоль недостроенного дома, свалки (блин, и здесь горы мусора), ну и дальше дорога одна.

После свалки она становится сильно каменистой. Так что на низкой машине лучше не ехать, попадаются относительно большие камни.

Затем дорога проходит почти по берегу, здесь уже море открытое и пляжи с полуметровой галькой.

А затем уходит от берега за скалы и выходит на вот эту полянку.

До водопада остается метров 300, и их мы прошли пешком. В последний подъем я не поехал. Так как сначала там песок с вывороченными крупными камнями, а потом просто крупные острые камни.

Но пройти совсем недалеко. Подняться-спуститься.

Самое обидное, что после 50-ти метров очень плохого подъема, начинается вполне проходимая дорога. Хотя, почему обидно? Совсем даже неплохо пройти несколько сотен метров по такой красоте. А то мы все на машине да на машине.

Из этого озера вытекает ручеек, течет где-то в камнях и падает в небольшой каньон несколькими струями.





А дальше впадает в море, или все таки это уже Северный Ледовитый океан? Где-то там далеко полюс, и до него уже только вода.

Водопад очень скромный по объему воды, но красив именно тем, что падает много отдельных струй. Ну и расположение. Скалистый берег, шум прибоя, крики чаек. Короче, уходить не хотелось. Но, что делать. Нужно. Идем к машине, короткий перекус и в обратный путь.
Едем вдоль галечного пляжа.

На котором замечаем вполне легковую машину. Хотя, с другой стороны, дорога все таки лучше чем на Рыбачий.

Затем проезжаем метеостанцию.

Свалку, недостроенный дом.

Детский сад.

Зашел напоследок в несколько магазинов. Обычные магазины, все нужное есть. И не скажешь, что край земли и заброшенное место.
Покидаем новую Териберку.

Проезжаем мимо старой.

И в 14-30 выходим на трассу.

Териберка оставила неоднозначное впечатление. С одной стороны очень красивая природа. А с другой полуразвалившийся поселок, брошенные корабли, дома без окон и крыш. Но раньше, говорят, было еще хуже. Я даже ожидал увидеть что-то более страшное. А сейчас, все таки какая-то жизнь в поселке идет. Работает школа, детский сад, магазины. А при нас на магазин клеили объявление, что завтра в клубе состоится празднование для рыбака. Так что, будем надеяться, что все изменится в лучшую сторону. А если еще и Газпром завод построит...
Едем дальше.

В одном месте остановились. Посмотреть на местность не из окна машины. Скромная красота тундры.

В 15-15 доехали до асфальта. Может когда-нибудь прокатимся дальше, налево, а сейчас поворачиваем направо.

Едем по той же дороге, и на обратном пути я повнимательнее рассмотрел "дачи". Странно, места вокруг много, а тут дом на доме стоит. Земли, видимо, совсем по чуть-чуть выделяли. Но расположение хорошее: берег озера, песочек. А вообще-то дачи здесь встречаются очень редко, видимо не так популярно это как в средней полосе (а вообще интересно - дача на озере в тундре).

Зато в лес за ягодами мурманчане ездят. Была суббота, и вдоль дороги на Териберку, ближе к городу, там где уже есть деревья, почти на всех съездах, а иногда и просто на обочинах стояли машины. Остановились в одном месте и мы - посмотреть что они там собирают.
Чувствуется все таки, что мы на самом севере. Черника, которая в Карелии уже созрела, здесь еще не готова.

А вот это, точно не уверен, но по моему вороника. Но она тоже еще недозрелая.

Ну и конечно же морошка. Интересная ягода: красная она недозрелая, а созревая становится желто-оранжевой. Хотя, красную вроде как тоже собирают и она доходит уже дома.

Лес все таки интересный. Взрослые деревья высотой метра 3, и больше они не вырастут. Под ногами в основном мох, ну и ягоды. На камнях - лишайники. Ягоды мы не собирали, только в рот, остановились чтобы посмотреть. Хотя если мы знали, сколько морошка стоит, может и набрали бы немного. Но что то стало лень и мы поехали в город.

В 16-20 были в городе. Пробег 3540. В этот день больше никуда не ездили, только по магазинам. Решили немного сувениров с собой прикупить, а то уже уезжать скоро. Из всех поездок стараюсь привозить крепкие напитки местного производства. Но с удивлением для себя обнаружил, что в Мурманской области не выпускают крепкий алкоголь, все привозное. Может, конечно, я просто не нашел. Но честно спрашивал в нескольких магазинах в Мурманске и даже в Териберке. Пиво местное есть, "Кольское" называется, а вот водки и чего-то подобного нет. Ну что делать, повезем пиво. Ну, разумеется, прикупили и других сувениров - магнитов и т.д. себе и знакомым, правда колокольчиков не нашли. А еще купил себе коврик для мыши с картой Кольского полуострова. Необычный сувенир, нигде раньше не видел. Вот пишу сейчас отчет и на него смотрю.

14 июля. День одиннадцатый.
Сегодня идем в краеведческий музей, а потом катаемся по Кольскому заливу на корабле. С этим кораблем все было не ясно до самого отплытия. Дело в том, что искать варианты я начал еще дома, впрочем как и все остальное. Но перерыв весь интернет, нашел очень немного. Бюджетных вариантов, как в других городах на воде, не было совсем. Здесь, в основном все рассчитано на морскую рыбалку и более дальние плавания. А каких-то судов для массовых прогулок нет вообще. Оплата как правило почасовая, но у большинства минимум - это часов 6 и стоит это удовольствие 10-15 тысяч. Рассчитано на большую кампанию, но для нас это было нереально дорого. Так что остановился на одном из вариантов, где минимум был 2 часа по 2500 рублей. Пятерка за просто покататься тоже конечно не дешево. Но этот кораблик рассчитан на 10-12 человек, на нем даже свадьбы празднуют, а мы будем одни. В любом случае, покататься очень хотелось, и это был самый дешевый вариант. Так что предварительно мы договорились еще из дома по телефону. По приезду в Мурманск я им позвонил, и мы договорились на 12-е число. Но в тот день было штормовое предупреждение. Честно говоря, не представляю шторм в Кольском заливе, но они сказали, что их просто не оспустят от причала. 13-го у них была другая группа, оставалось только 14-е. Утром мы созвонились и предварительно договорлись на 15-00. А в 18 опять было штормовое предупреждение. Надеясь на лучшее, в первой половине дня едем в Краеведческий музей.

Билеты стоят недорого, не помню точно сколько. А еще здесь есть сувенирная лавка, где мы наконец-то купили колокольчики. В холе всех встречает макет ледокола "Арктика", а залы расположены на втором и третьем этажах.

Музей большой и ухоженный. Есть большая коллекция минералов.

Очень большой и интересный раздел природы.







В одном из залов выключают свет и включают "северное сияние". Так же здесь расположен сухой аквариум - витрина с чучелами рыб, которые расположены так, что кажется что они плавают.

Значительная часть посвящена истории. От древности до войны.

















Есть еще про Северный Морской Путь, добычу ископаемых, море... Честно говоря, подробно описывать не вижу никакого смысла. Музей реально большой, подробный. Если все разглядывать и читать, можно провести здесь весь день. Скажу лишь, что если у вас мало времени и вы ищите что-то единственное для посещения в Мурманске, смело идите сюда. Ну а мы, даже быстро все осмотрев, получили много информации. Кстати, сбоку здания музея расположен памятник то ли ледоколу "Ермак", то ли освоению Арктики вообще.

Вышли мы из музея в начале первого. Думали съездить домой пообедать перед кораблем. Но погода была нормальной, хотя бы без дождя. Так что может лучше поплыть сейчас, вдруг в три дождь пойдет или это штормовое предупреждение перенесут? Созвонились с капитаном, договорились на час дня. А поесть взяли с собой в Макдональдсе. Кстати, это самый северный в мире Макдональдс, в нем даже доска соответствующая висит и координаты указаны, интересно. В час мы уже ждали около проходной, недалеко от морского вокзала. Вскоре капитан за нами вышел. Машину оставили у ворот, а сами пошли через территорию на причал. Рядом с нами грузился ледокол "Капитан Драницын". Как нам рассказали, вечером он уходит в рейс, куда-то в сторону полюса. Грузимся и мы.

Пока команда, а кроме капитана есть еще два человека, занимается отходом о причала, мы осматриваем судно. Оно может и небольшое, но очень уютное и на нем есть все для комфортного отдыха. И не на два часа. За основу взят старый советский корабль (не силен в терминологии, но такие часто встречал, небоьшой, метров 12 длиной), но надстройка другая и внутри все переделано. В центре палубы располагается довольно большое помещение со столом и кухней. Рядом расположен санузел и душевая кабина.

Из центрального помещения выход на носовую площадку.

Ближе к корме есть открытая площадка с лавками, мангалом и даже ковром.

Отсюда можно подняться в рубку. На самой корме еще одна площадка. А за ней еще откидывающаяся часть, ну это видимо на случай дайвинга.
В трюме две каюты, где могут расположиться 10-12 человек.



Ну и самое неожиданное, маленькая сауна.

Да, этот корабль брать на два часа, наверное не совсем правильно. На нем бы неплохо в более длительное плавание отправиться. Как нам рассказали позже, они частенько ходят на морскую рыбалку до открытого моря (4 часа в один конец, всего около 10-ти часов) , на о. Кильдин (6 часов в один конец, всего около 15 часов). А бывает ходят и на несколько дней, например в начале августа кого-то повезут по маршруту Рыбачий-Кильдин, это дня на три. А в прошлом году ходили аж на Поной, это вообще целый отпуск. В длительных плаваниях уже разумеется не почасовая оплата, а в таких которые часов 10-12 цена та же. Хотя если кампания большая, то вобщем нормально. Цена, в принципе, не завышенная. Это все таки не моторная лодка, а полноценное судно, которое топливо расходует и вообще требует денег на содержание, три человека работают, так что цена вполне адекватная.
Тем временем, мы наконец отплываем. Сначала проходим прямо около дока с "Лениным". Надо же, так не повезло: судно ставят в док раз в 10 лет, и надо же этому случиться именно тогда когда мы приехали. Ну ладно, зато теперь будет повод приехать еще.

Поворачиваем на север и идем по Кольскому заливу, осматривая берега.



Нам даже дали немного "порулить".

Когда гражданский порт остается позади, начинаются военные корабли. И самый интересный из них - авианосец "Адмирал Кузнецов". Оказывается, он стоит здесь, а не в каком-нибудь ЗАТО. Рассмотрели его очень хорошо.

А дальше начинается база Росатомфлота. Так что, еще мы посмотрели на наши атомные ледоколы.



Погода испортилась. Туман и мелкий дождик. Прошли Мишуково. Дальше залив поворачивает направо, на восток. Но нам уже пора разворачиваться. Кстати, в Мишуково вышка пограничников. И для того чтобы идти дальше нужно оформлять какие-то документы, не нам, а на судно. Капитан даже связывался с ними, чтобы нам разрешили немного выйти за них и там развернуться.
Идем обратно. Портовые сооружения есть и на западном берегу залива. А вообще там собираются строить крупный порт, и основной грузопоток пойдет через него.

Погода разгулялась. Даже солнце выглянуло. Наверное все таки нужно было идти в три, как собирались. Но тут уж не угадаешь.



В любом случае, впечатлений получили очень много. Ну и рассказы нашего капитана тоже было очень интересно послушать. И про порт, и про то как этот небольшой кораблик в шторма в Баренцевом море попадал и про погоду местную. А еще он нам неожиданно рассказал, что на Кольском развелось много медведей, и люди - грибники, рыбаки - довольно часто с ними встречаются. Так что хорошо, что мы узнали об этом в последний день пребывания в Мурманске. А то, наверное, не пошли бы вчера ягоды собирать. А еще узнали, что не смотря на то что берег на десятки километров занят портовыми сооружениями, таким кораблям стоять практически негде. Ну нет в Мурманске нормальных причалов для малых гражданских судов. Вот и приходится им крутиться, кто как может. И в то место откуда мы отплывали их уже не пустят. Так что швартоваться мы будем в другом районе города.

У высокого причала, да еще третьим бортом. Короче, вылезали на берег мы долго.

К сожалению, все хорошее быстро заканчивается. Но, несмотря на погоду, нам очень понравилась эта прогулка. И авианосец увидели, и ледоколы атомные, ну и вообще красиво. Кстати, к нашей машине капитан нас отправили на такси, сам его оплатив, так как причалили мы от нее далековато. А еще нам подарили необычный сувенир - пакетик пресной воды со спасательного плота.

Вобщем, рекомендую. Если кого заинтересовало, спрашивайте, напишу как связаться.
Таксист довез нас до машины, и мы поехали домой. Завтра уезжать, вроде как все что запланировали посмотрели. Но вечером все таки решили еще немного прокатиться по окрестностям.
Пересекли залив и поехали западным берегом в сторону Туломы.



Дорога интересная и красивая, практически горная. Видно реку Тулома, а потом Нижнетуломское водохранилище.

По этой дороге можно доехать до Верхнетуломского водохранилища (там даже базы отдыха есть), и дальше до финской границы. Но мы это все оставили на потом, а пока доехали только до населенного пункта Тулома.

Здесь, на маленьком придорожном рыночке жена купила поллитровую банку морошки в сиропе аж за 500 рублей. Может, конечно, бабушки номера подмосковные увидели и цены подняли. Но и на обратном пути, в южной Карелии, за трехлитровую банку просили 2500. Так что цены примерно одинаковые.
Думал еще проехать по плотине Нижнетуломской ГЭС, дорога там есть, но оказалось что нельзя. Так что обратно поехали тоже западным берегом.

Последний раз в этой поездке пересекаем Кольский залив.

Говорим ему "до свидания" и едем домой собираться. Завтра начинается обратный путь. Поедем на юг и через несколько дней уже увидим темноту. А пока еще можно полюбоваться полуночным солнцем. Мы жили к югу от горы и на наши дома оно ночью не светило. Но те дома, которые не закрыты горой, освещают прямые солнечные лучи. Время 0-15.


Продолжение следует. Часть 3
http://autotravel.ru/v_report.php/1791

Можно разместить этот отчет в социальных сетях. Таким образом Вы помогаете популяризации сайта.

Яндекс.Метрика
По вопросам сотрудничества и размещения рекламы пишите plo@autotravel.ru