Россия: города, достопримечательности

Откуда: Саратов, Джубга Когда: 07/2013

По маршруту: Джубга, Лермонтово

Рейтинг отчета: 0

Автор:

На машине к морю в Джубгу

1. Дорога.

Посчитав, что, имея возможность превратить поездку в путешествие, платить ОАО «РЖД» огромные деньги за простую переброску к морю, глупо, решили добраться в Джубгу на автомобиле. Расчёт был прост, и оказался верным. Билеты до Туапсе и обратно в купе на двоих стоили в июле 2013 г. порядка 15 000 руб. На бензин потрачено всего 6 000 руб. Забегая вперёд, можно сказать, что, сравнив впечатления от обоих способов передвижения, становится непонятным, почему за такие деньги сотрудники ОАО «РЖД» не организовывают бесплатное питание, просмотр 3D-фильмов и стриптиз для желающих.
Рано утром во вторник 16 июля 2013 г. выехали от дома на Опель Астра Н седан, взяв с собой кучу необходимых вещей, питание в дорогу. Маршрут наметили следующий: Саратов - Волгоград - Котельниково - Сальск - Тихорецк - трасса "Дон" М4 в районе ст. Журавской - район Краснодара - Горячий Ключ – Джубга, ехать решили по картам из Интернета.



Отрезок пути от Саратова до Волгограда несложен для движения, особенно по Саратовской области, где качество дороги заметно лучше, ширина больше. Большегрузы попадались, но не так часто. В Волгоградской области дорога местами ремонтируются, стоят знаки ограничения скорости и запрещения обгона. За холмами и поворотами дороги с такими знаками любят прятаться полицаи с камерой в автомобиле.
Сложность представляет движение через Волгоград. Не всегда понятно, в каком направлении ехать, указатели не дают нужной информации и даже сбивают. Ехать нужно вдоль Волги, по направлению на Ростов, Астрахань и Сальск, имея в виду, что на Ростов идут и другие дороги. С навигатором было бы легче, но местные водители стоявших автомобилей заменяли его. Лучшие ответы поступали на вопрос "как проехать на Сальск через Котельниково". В итоге через 2 часа и 55 км. под сильным дождём город закончился, оставив не очень хорошие впечатления о дорогах в нём, о грязи, замусоренности, отсутствии выраженного центра, о переключении светофоров с красного сразу на зелёный, минуя жёлтый. Людей, которые помогли найти нужное направление, вспоминаю с благодарностью.



Прославленный рыбой посёлок Котельниково не порадовал. Цены на рыбу рядом с трассой не отличаются от цен на побережье Чёрного моря, к тому же, явная антисанитария мест торговли. Балыки были излюбленным мухами местом для отправления нехитрых естественных потребностей. Волгоградские цены на дыни и арбузы от саратовских отличались в меньшую сторону несильно.
Дорога до Сальска, а затем и до Тихорецка, легко преодолевается по дорожным указателям. Полицаи встречались редко, и только в населённых пунктах. А вот пройти Тихорецк без карты или навигатора довольно сложно. Дорога проходит через город, в котором направление на Краснодар соответствующим информационным знаком отмечено не всегда. Попав на ул. Гоголя, надо ехать по ней до конца на север, затем повернуть по ул. Седина налево, но по-другому и не получится. С ул. Седина поворот направо на ул. Меньшикова, хотя название улицы можно не увидеть.
Когда пришла пора заночевать, пришло понимание, что сделать это надо было до Тихорецка. До трассы "Дон" в мелких населённых пунктах найти ночлег в тёмное время суток, не удалось. Выезд на М4 облегчения не принёс: трасса поражена почти сплошным ремонтом до Краснодара, который остаётся в стороне справа, в него заезжать не надо. Отрезок пути длиной чуть более 100 км. был преодолён примерно за 4 часа. Заночевать получилось лишь в станице Пластуновской. Дорога после Горячего Ключа становится живописной и достаточно плотно забитой автотранспортом.



Джубга является автодорожным узлом, где дорога к морю разделяется на ведущую прямо, к Новороссийску, и сворачивающую влево на Туапсе. Ехать следует по направлению на Туапсе, сразу за поворотом справа находится КП ГИБДД. Трасса на Туапсе проходит через посёлок, из-за чего постоянные автомобильные пробки и популярность среди местных водителей и внутримкадышей вождения в стиле «хач».
Дорога, в целом, сложной не показалась. Общий пробег от Саратова до въезда в Джубгу составил 1222 км., затрачено 72.5 л. бензина А-95, средний расход 5.9 л., время в пути 26 часов с учётом нескольких остановок и ночёвки, средняя скорость движения 66 км/час.

2. Жильё и посёлок.

Цены на жильё в Интернете обычно указаны поменьше реальных. В июле найти подходящее для Вас жильё достаточно сложно. Такие обстоятельства, как наличие автомобиля, маленьких детей, животных и желание иметь возможность готовить самостоятельно осложняют поиск. Бронировать заранее - покупка кота в мешке, лучше осмотреть всё своими глазами. Желательно уточнять, весь ли день имеется горячая вода, оценить возможности кухни в зависимости от числа проживающих, удалённость от моря и маршрут до него. Воду в Джубге лучше использовать покупную, так как при кипячении водопроводной на её поверхности появляется плёнка с белыми сгустками.
Рассматривая предложения жилья в сети, обращаешь внимание, что больше 10-15 минутной удалённости от моря никто не указывает. Изучение расположения на карте Джубги адресов показало, что от большинства из них до моря только по прямой от 1 км. и дальше, и пешком по забитым людьми и машинами улицам под палящим солнцем идти придётся долго, даже быстрым шагом. С другой стороны, стоянки для машин у жилья вблизи пляжа рассоложены под такими углами наклона и настолько тесны, что уверенность в сохранении целостности кузова за время отдыха сразу исчезает. Выбор пал на золотую середину – район улицы Ореховая Роща.



В трёхэтажной частной гостинице в номере имелся душ, туалет, вентилятор, который из-за нежаркой погоды не пригодился, кухня на первом этаже. Двор, засаженный цветами, достаточно большой для стоянки машин всех отдыхающих.



По сравнению с Адлером и даже Лазаревским, качество жилья в Джубге явно отстаёт. Более грязно, менее ухожено, меньше растительности во дворах. Кроме того, местные жители грубят, пешеходам уступают редко.
Ноу-хау местных властей - живой светофор. Полицай в звании офицера стоит на трассе в районе пешеходного перехода и регулирует движение, пропуская то машины, то накопившуюся толпу пешеходов. В это же время по всей трассе в посёлке местные и приборзевшие гости, обычно из Адыгеи и из столичного анклава, то по встречке объезжают, то по обочине обдают пылью законопослушных участников движения, становясь в начало пробки, отодвигая общую очередь.



Широкие, зачастую асфальтированные обочины, проходящие даже по мостам, и переброска всех сил полицаев на роль живых светофоров наводят на мысль, что для процветания «хач»-вождения всё делается умышленно. Трудно убедить в том, что два сотрудника ГИБДД в смене с месячным жалованьем по 35000 руб. и с расходами на их содержание обходятся дешевле одного светофора.
Затянувшийся ремонт при подъезде к посёлку, постоянные пробки и езда без правил местных жителей делают передвижение на автомобиле неудобным, но тех, кто приезжает на отдых в Джубгу на поезде, понять вообще невозможно. Если в Джубге останавливаются на авто, чтобы не ехать дальше по серпантину, то при движении поездом через два - три или четыре часа пути можно получить более комфортные условия отдыха, не обрекая себя при этом на изнуряющие пересадки, так как железная дорога через Джубгу не проходит.
Нормально пообедать семьёй в Джубге не получится. Цены обычные, рублей 300 на человека за полноценный обед, качество явно ниже цены. Проходимость столовых на удалении от пляжа низкая – высока вероятность, что в желудок попадёт старая пища, способная привести к отравлению. Стоимость фруктов примерно на уровне саратовской. Есть магазины «Магнит», цены в которых пониже. Прогулки по Джубге быстро потеряют познавательную ценность, так как, по-сути, Джубга - это Новороссийское шоссе, проходящее через посёлок, и ул. Советская. Покрытия остальных мелких дорог грунтовое, тени достаточно мало, но есть пыль, достопримечательностей практически нет.
Интересна скульптура динозавра, стоящая слева при выезде из Джубги в сторону Туапсе. Сделал её из бетона и арматуры местный умелец в 90-ых годах 20 века. Заслуживает внимания современный и красивый аквапарк.



Посёлок вытянут в длину перпендикулярно узкой полоске пляжа. Пляж галечный, с искусственно насыпанным поверх песком, сильно замусорен и постоянно забит людьми. Несмотря на запрет распития спиртных напитков и курения игнорирование законодательства никем не пресекается, детям приходится вдыхать запах табака и наблюдать за потреблением пива. Дно моря уходит на глубину быстро, но не критично, вода у берега грязная, песок большей частью размыт до гальки.
На пляже можно арендовать лежак под навесом, поставить свой зонтик не хватит места. Водные аттракционы стандартные: парашют, банан, катамаран, гидроцикл, прогулочный катер, надувные горки. Есть столовые, магазинчики, у моря предлагают ванильные кольца, варёную кукурузу. Если сравнивать пляжи Лазаревского, Сочи, Хосты и Адлера, это худший вариант. Вечером на набережной работает несколько кафе, устраиваются аттракционы, красиво смотрится заход солнца за западный мыс бухты. У впадения р. Джубги в море можно сесть на прогулочный катер, хотя затхлый запах реки вытерпит не каждый.

3. Экскурсии.

Бухта Инал. Через 4 км. от перекрёстка у КП у Джубги по трассе на Новороссийск в центре п. Бжид на изгибе дороги вправо - поворот влево. Информационный знак стоит, но поначалу его легко проскочить. От поворота ехать 7 км., не сворачивая, до автостоянки, стоит 300 руб. за автомашину за весь день. Если цена не устраивает, многие встают на обочине, невзирая на запрещающий знак. Место стоянки лучше искать утром, часов до 9-10.



Рядом с пляжем продают варёную кукурузу, продукты питания, сувениры, есть кафе и столовые. Бухта защищена от ветров и открытого моря, поэтому в ней тихо и волны зрительно меньше. Нет раздражающей музыки джубгинского пляжа.



Берег чистый, галька, местами валуны, вода прозрачная в правой части пляжа, мутноватая в левой, но такая же чистая. Правая часть моря более пологая, левая местами поглубже.



Мутность воды в левой части вызвана грязевыми потоками, стекающими с гор. В местах выхода грязей имеется 4 чаши глубиной менее 1 м., в которых постоянно есть купающиеся люди. Грязи практически не имеют запаха, цвет зеленовато-голубой, консистенция сметаны.



По пляжу ходят негритянские группы "Оба-на", водят верблюда, разносят лакомства. Полоса перед морем не очень широкая, но длинная, плотность людей в разы меньше, чем в Джубге, можно использовать свой зонт для создания тени. Населённого пункта в Инале нет, но имеется множество гостиниц, баз отдыха. Это место, пожалуй, одно из лучших для принятия морских ванн на побережье Чёрного моря.

Долина реки Жане. По трассе на Новороссийск ехать от поворота на бухту Инал в п. Бжид ещё 51 км., дорога живописная. По пути могут быть пробки в Архипо-Осиповке, в последующих населённых пунктах много фруктовых садов, персики стоят дешевле практически в 2 раза, запомнился «серпантин» в районе с. Михайловский перевал.
В п. Возрождение перед мостом через р. Жане поворот вправо, на платную стоянку, 100 руб. за 3 часа. Рядом кафе, лавки, проход в первую чашу водопада р. Жане бесплатный. Чтобы подняться вверх в долину, нужно снова подняться и пройти к пропускному пункту. По реке не пройти из-за металлической сетки.



Обследовать долину можно самостоятельно, стоимость 150 руб. на 1 взрослого, 100 руб. на ребёнка, до 7 лет - бесплатно. Есть экскурсии. Доступен параллельный маршрут на джипах, более экстремальный, весёлый, но менее интеллектуальный и познавательный. Общая длина пешего маршрута около 3 км.



Из основных достопримечательностей: дольменные группы. В первой группе "Жане I" один наибольший по площади дольмен, два других поменьше. Их возраст 4-5 тысяч лет, и близок к британскому "Стоунхенджу", прикосновение к истории мало кого оставит равнодушным. До настоящего времени сохраняется тайна их предназначения у древних людей.



Во второй группе дольмены менее привлекательны, частично разрушены. Бросается в глаза, что у разрушенного дольмена отверстие далеко от формы круга и имеет обветренные края. Дольмены, поддерживаемые «в форме», имеют правильное округлое отверстие, с почти гладкой поверхностью. В плане дольмены имеют прямоугольную форму, но один был округлый.
Далее по пути - курганная группа. Курганы не очень большие, высотой до 1-2 м., около 100 или более, поросли лесом, вспоминаются умертвия из «Властелина Колец». По тропинке местами видно ущелье р. Жане, глубиной до нескольких десятков метров.
Водопад «Изумруд». Представляет собой несколько невысоких, до 1-2 м. ступеней. В его нижней «Чаше Любви» купается множество детей, поэтому вода отвратительная, пахнет мочой.



Выше по течению в вертикальных пластах породы вода проделала череду неглубоких ванн, в которых можно взбодриться свежестью горной реки. На солнце местами она прогревается градусов до 25 и выше. Заканчивается маршрут мостиком через реку и кафе "Афродита". Под мостиком также множество ванн в ложе реки.



На протяжении всей тропы встречаются поляны с лавками, где продаются сувениры, продукты питания, ароматные пряности, горный мёд, есть туалеты. Картину немного портят странноватого вида молодые люди и девушки, называющие себя византийско-старославянскими именами, играющие на различных инструментах, продающие «скифские» украшения, предлагающие пострелять из лука и послушать звуки хрусталя. Несочетаемость скифской, византийско-старославянской и древнеадыгской культур их нисколько не смущает, бизнес есть бизнес.
На весь маршрут с учётом 10-15 мин. купаний, фотографирования и небольшого отдыха хватит 2, максимум 3 часа, если не отвлекаться на услуги бизнесменов. Сложность маршрута минимальная, так как тропа натоптанная, с табличками, подъёмы не трудные, на ногах будут удобны даже обычные, но нескользкие сланцы.

Лермонтово, Сигнал. По трассе на Туапсе примерно в 5 км. влево заезд в п. Лермонтово. Если проехать ещё 4 км., слева будет надпись большими буквами «Сигнал». Можно припарковаться за деньги справа, на территориях кемпингов, можно найти место на обочине справа или слева.
Пляж засыпан песком, местные называют его "Золотые пески", достаточно чист, но узкий, дно пологое, песчаное, местами на глубинах от 1 м. выступают валуны и галька. Вода в море прозрачная, если нет сильных волн.



Посёлок Лермонтово внешне выглядит более чистым и менее загруженным автотранспортом, асфальтированных улиц больше, лиц кавказских национальностей встречается меньше. Цены в столовых примерно такие как в Джубге, но качество приготовления и обслуживания явно выше.



Пляж не самый чистый, длинный, но узкий, галечный. Углубляется море умеренно, дно неудобно для спуска из-за крупных валунов. Местами на дне песок. Вода у берега мутновата, присутствует мусор. В целом пляж вызывает меньше брезгливости, чем в Джубге.

Полковничьи водопады. Примерно через 6 км. от перекрёстка у КП у Джубги в сторону Краснодара влево отходит дорога на с. Полковничье. Проехав около 3 км. от поворота до окраины села, можно увидеть информационную табличку в начале маршрута. По описаниям, тропа сложнее, чем в долине Жане, но красота водопадов стоит того. Посетить их времени не нашлось.

4. Обратный путь.

Отдых на море продолжался до 25 июля 2013 г. Утром 26 июля одновременно с дождём началась поездка домой. На везде из Джубги дождь перешёл в сильный ливень. Многие водители останавливались в удобных местах, чтобы переждать, так как ехать более 30-40 км/час становилось опасно.
К Горячему Ключу дождь закончился, небо прояснилось, весь день пути был солнечным. За Тихорецком набрали кукурузы, в Белой Глине натрясли абрикосов с деревьев, растущих вдоль трассы. Заехали в Сальск, где в центре купили пару вкусных дынь по низкой цене, половину съели на месте отдыха за мостом через реку Маныч. В Котельниково затратили 40 минут, проехав по нему 12 км., чтобы купить на станции копчёной рыбы, цена которой оказалась явно ниже, чем на трассе. По пути ещё несколько раз останавливались размяться.
В Волгоград въехали в начале 10 часа вечера. Проскочили его примерно за час, в 23 часа остановились в Дубовке на ночлег. Долго поспать не получилось, в третьем часу ночи поехали дальше. Начавшийся дождь перешёл в сильный ливень, дорога до Камышина показалась нескончаемым кошмаром, благодаря сочетанию кромешной тьмы, ливня, луж в понижениях дороги, нередких фур, ремонту некоторых участков, а также элементарной усталости. Рассвет под Саратовом был солнечным и без дождя. Перекусив, отдохнув и полюбовавшись природой, поехали дальше, в 07 часов въехали в город.

Общий пробег составил 2762 км., затрачен 171 л. бензина А95, расход 6.2 л., поломок в дороге не было. Бюджет поездки уложился в 25 000 руб., полученное удовольствие от отдыха и путешествия несоизмеримо больше.

P.S.: Все фотоснимки сделаны встроенной камерой 3.5 МП сотового телефона "Samsung GT-S5320"

Выбрать:

Можно разместить этот отчет в социальных сетях. Таким образом Вы помогаете популяризации сайта.

Яндекс.Метрика
По вопросам сотрудничества и размещения рекламы пишите plo@autotravel.ru