Россия: города, достопримечательности
Автопутешествия: зарубежные страны

Откуда: Москва (Подольский р-н) Когда: 07/2013

По маршруту: Ферапонтово, Медвежьегорск, Беломорск, Умба, Варзуга, Кузомень, Мурманск, п-ов Рыбачий, Печенга, Териберка, Кировск, Чупа, Колежма, Петрозаводск, Всеволожск, Осташков. Часть 3.

Рейтинг отчета: 0

Автор:

Часть 1 можно посмотреть здесь http://autotravel.ru/v_report.php/1754
Часть 2 можно посмотреть здесь http://autotravel.ru/v_report.php/1780

Часть третья. От Мурманска до дома.

15 июля. День двенадцатый.
Сегодня мы покидаем заполярную столицу. Многое здесь мы успели посмотреть, но многое еще осталось. Так что, надеюсь когда-нибудь еще сюда приехать. Начинаем потихоньку продвигаться на юг. Но так как покидать эти места не хочется, будем делать это неторопясь и с остановками. Их до дома у нас еще пять. Сегодня едем к Кировск, в Хибины. Ну а сейчас собираемся, грузимся и сдаем квартиру. Процесс сдачи, как и процесс заселения, прошел быстро и удобно. Нам понравилось останавливаться в квартире, ничем не хуже чем в гостинице.
В 12-00 выезжаем. Пробег 3622 км.



Словно издеваясь, Мурманск провожает нас хорошей погодой. Бросаем последние взгляды на залив.

И выходим на трассу.



Ближе к Мончегорскому району погода опять немного портится, но хотя бы дождя нет.

Дуся уже давно просит бензина, а нормальной заправки на трассе все не попадается. Решаем заехать в Мончегорск, чтобы заправиться.

Заправляемся на Статойле. Опять приходится немного подождать, пока людям приготовят сосиски, но почему-то понравились мне эти заправки. 95-й по 31-75. Пробег от дома 3751 км. От предидущей заправки 539 км. Расход по БК 9,7. Заправились на окраине, в город как бы и не заезжали. Наверное там есть что посмотреть, но не в этот раз. А пока выезжаем на М18 и едем дальше на юг. Время 13-45.

Проезжаем оживающую мертвую землю.

А вскоре уже сворачиваем налево. Время 14-10. Пробег 3786 км.

Дорога становится немного похуже, но не критично. Зато вокруг - красота. В этой поездке мы уже видели и горы и озера. Но здесь все еще красивее. Подъезжаем к Экостровскому проливу. Интересно, еще где-нибудь протоку между озерами называется таким морским термином? Слева Большая Имандра, справа Экостровская Имандра, ну а впереди уже Хибины.





Едем вдоль Экостровской Имандры. Попадаются съезды к берегу. В одном месте решили остановиться.

Отличное место и отличное озеро. Вода очень прозрачная. Думал даже искупаться, но все таки было, мягко говоря, не жарко. Эх, погодку бы как две недели назад. Но сейчас всего +17. А место очень хорошее, несмотря на каменистое дно.

Немного отдохнув на берегу, едем дальше. В 14-55 въехали в Апатиты. Пробег от дома 3814 км.

Апатиты проезжаем краем, с севера, по объездной. Далее дорога до Кировска идет вдоль южного подножия Хибин.



В 15-10 въезжаем в Кировск. Пробег 3830 км.



Город действительно расположен в горах. Пока искали нашу гостиницу "Спорт", накатались по крутым улицам.

В 15-20 мы ее находим и заселяемся.

Номер, как и везде бронировали заранее. Брали целиком блок 2+2 с одним санузлом. Дело в том, что Кировск - это горнолыжный курорт. И цены в гостиницах здесь соответствующие. Хотя сейчас и не сезон, но многие этого не понимают. На "Спорте" остановились в основном из-за цены. Они называют себя гостиницей эконом-класса. В других местах было дороговато, а здесь за два двухместных номера в блоке и с завтраком на четверых с нас попросили 3650 в день. Нормально. Ну а то, что мебель с сантехникой не новая, не страшно. Главное чисто. В номерах есть телевизоры, а вот готовить негде. Но тут внизу есть кафе. Завтрак входил у нас в стоимость номеров, а ужин - 200 рублей с человека. Никаких разносолов, нормальная советская столовская еда, но вкусно и порции хорошие. Короче, нормальная гостиница советского, так сказать, типа. Без роскоши, но вполне.

Ужинать нам часов в восемь. Так что время еще есть. Решили покататься по городу и ближайшей округе, что-то посмотреть, а что-то на завтра разведать.

Сначала съездили к самому старому Кировскому руднику.

Потом узнали как работает ботанический сад и кому звонить, чтобы договориться об экскурсии. Затем решили проехать немного дальше.



Подъехали к очень красивому и чистому горному озеру Малый Вудъявр.

На склонах гор, кое-где еще лежит снег.

После озера проехали еще немного дальше по дороге на Куэльпорр. Сначала это широкий грейдер, а вот дальше дорога идет прямо по руслу ручья.

Сегодня дальше решили не ехать, может завтра и прокатимся. А сейчас возвращаемся в город. На обратном пути наконец-то нашли Хибиногорский женский монастырь. Но посещение тоже оставили на завтра.

Приметили на завтра горно-геологический музей ОАО "Апатит". Немного покатались по городу.
Памятник Сергей Миронычу.

Озеро с фонтаном около здания ОАО "Апатит".

Пустующие летом подъемники и трамплины.

После короткого объезда Кировск произвел очень хорошее впечатление. Видимо, действительно горнолыжный курорт. Город ухожен, много магазинов. Так же есть бассейн (или аквапарк даже) и даже какие-то ночные клубы. Ну и расположен он в очень красивом месте - у озера Большой Вудъявр среди гор. Честно говоря, окружающие рудники и обогатительные фабрики немного портят картину, но нужно понимать, что без них не было бы и города.

Вечером плотно ужинаем и отдыхаем.

16 июля. День тринадцатый.
Утром плотно завтракаем и в 10-40 выезжаем из гостиницы. Погода не очень. Очень низкая облачность, вершин не видно. Иногда идет дождь. Думали с утра посетить Хибиногорский монастырь, но он оказался закрыт. Так что созвонились и договорились об экскурсии в Полярно-альпийский ботанический сад. Правда, когда мы приехали, дождь совсем разошелся. Но сначала нам немного расскаказали о саде в музее, под крышей. Так что когда мы вышли на улицу дождь прекратился. Это научное учреждение и основано оно более 70-ти лет назад. Ученые работают здесь в основном над адаптацией растений к условиям севера, для озеленения северных городов. Так как территория расположена у подножия горы, здесь есть все природные зоны - от лесной до тундры.

Переходим порожистую речку Вудъявр и идем на экскурсию по саду.



К сожалению, как я и предполагал, нас не повели по тропе в гору, а ограничились только осмотром той части, которая расположена внизу. Сказали, что эта тропа только для специалистов и обычных туристов туда не водят. А внизу расположены грядки с различными растениями и цветами, которые приучили к жизни на севере.

А еще нас сводили в оранжерею, где растут различные тропические растения.





Я, честно говоря, не сильно разбираюсь в ботанике вообще и цветах в частности. Но жене и дочери понравилось. Хотя, увидеть созревающие плоды кофе за полярным кругом конечно интересно. Но мне было бы гораздо интереснее подняться в гору и увидеть как сменяются с высотой природные зоны, как меняется растительность от елей и берез до мхов и лишайников. Ну, нельзя так нельзя, хотя до сих пор гложет мысль, что экскурсоводу просто лень туда идти, и поэтому говорят что нельзя. Хотя, может я и зря наговариваю на экскурсовода. По крайней мере, о том что она нам показала, рассказывала с душой. Так или иначе, а место это понравилось. Его стоит посетить хотя бы потому, что это самый северный ботанический сад в России, а в мире севернее расположены только два, и оба в Норвегии.
Примерно через час покидаем сад и едем в музей ОАО "Апатит". Музей теперь располагается в новом здании. У входа гостей встречает вот такой горняк.

Музей действительно новый, есть что посмотреть и не специалисту, а уж людям сильно интересующимся разными минералами и рудниками здесь очень понравится. Но хотелось бы больше интерактивных экспонатов и действующих моделей. В этом отношении музей ОАО "Апатит" не дотягивает до музея "РусГидро" в Угличе, который, на мой взгляд, является самым продвинутым. Но в целом - очень хорошо.
Представлено то, что делают из местного сырья, в основном это удобрения.

История.

Модели различных типов рудников и шахт, подробные макеты местных рудников.

Макеты обогатительных фабрик и оборудования для переработки местного сырья.

Ну и отдельный зал посвящен различным сувенирам. В основном это подарки комбинату "Апатит" к праздникам. Попадаются очень интересные вещи. Тут и ковры, и стекло, и металл, но больше всего изделий из камня. Эта часть может и не имеет прямого отношения к горному делу и переработке ископаемых, но по своему очень интересна.

На не очень подробный осмотр этого музея мы потратили примерно час. Даже если вы далеки от всего этого, рекомендую посетить. Кроме "камней" и шахт здесь можно много узнать про историю освоения этого края, ну и историю самого города.
После этого решили попытаться заехать повыше в горы. Дело в том, что на картах и в Навителе есть дорожки идущие наверх, но на деле они оказываются перекрыты. Но мы все таки решили попробовать. Одна попытка, проехать на северо-восток от Кировска, еще вчера вечером закончилась у ворот рудника. Скорей всего, на других дорогах тоже ворота, но мы все таки поехали. Интересно, да и просто покататься по округе хотелось. Выезжаем из Кировска и уходим налево, на Коашву.

Километра через три, проехав под железной дорогой, снова сворачиваем налево, по указателю "Горнолыжный комплекс". По Навителу эта дорога идет до самых вершин. Но немного поднявшись наверх, мы упираемся в шлагбаум. Дальше пускают только транспорт рудника, да еще обязательно оснащенный мигалками. Обидно, дорога то отличная.

Кстати, горнолыжный комплекс, похоже тоже расположен за шлагбаумом, и до него наверное можно было пройти, хотя может и нет, не сезон все таки. Ну что делать, разворачиваемся и едем обратно. Прокатимся еще до Коашвы. Объезжаем Хибины с юга, проезжаем около 30-ти км, но снова упираемся в ворота рудника.

Можно конечно сказать, что скатались зазря. Но, с другой стороны, хотя бы осмотрели местность. И все таки на обратном пути мы свернули на дорожку, которая шла вверх.

Шла она, конечно, не до вершин, а примерно до высоты на которой заканчивается лес, ну и немного повыше. Здесь скорее всего добывали камень, и до сих пор валяется много, размерами от нескольких сантиметров, до нескольких метров. Нашли несколько интересных экземпляров. Полюбовались округой, какая-никакая а все таки высота.

Долго здесь не задерживались, поехали вниз.

Вернулись в Кировск, перекусили в гостинице. Время до ужина еще было, и мы решили еще покататься. Поехали в сторону Куэльпорра, по той дороге, которая идет по ручью. Она оказалась вполне проходима для нашей Дуси. Глубина небольшая, на дне крупный щебень. Местами она идет по берегу, местами по воде. Иногда попадаются крупные камни, но их всегда можно объехать. Правда, ехать по ней получается довольно медленно. Понимаю, что до Куэльпорра будем ехать не меньше двух часов, а еще обратно. Так что это нас не устраивало, нам еще в монастырь нужно попасть, да и на ужин не опоздать. И вот впереди показалось место, где можно поставить логическую точку и развернуться. Это был сугроб. Настоящий снег, не где-то высоко, а прямо на дороге, в середине июля.



Поиграли в снежки, пофоткали и поехали обратно. По дороге еще несколько раз останавливались, чтобы посмотреть на растущие прямо на камнях цветы.





Ехать по ручью понравилось, а еще только здесь я наверное окончательно смыл с колес кузоменьский песок.
Еще немного покатались около Малого Вудъявра.

Подъехали к месту, где из озера вытекает река Вудъявр, которую мы видели утром в ботаническом саду.



Грибы здесь можно собирать не выходя из машины.

Затем мы все таки поехали в монастырь и попали внутрь. Как раз шла вечерняя служба. Это самый северный женский монастырь. Состоит он фактически из одного здания. В нем и храм и жилые помещения. Немного постояли на службе. Прихожан практически нет, да и монахинь всего несколько человек - монастырь очень маленький.
Ну а после этого, в хорошем расположении духа, в гостиницу. Ужинать и отдыхать.

17 июля. День четырнадцатый.
Сегодня мы уезжаем из Кировска. Более того, сегодня мы покидаем Мурманскую область и пересекаем обратно Полярный круг.
После плотного гостиничного завтрака неторопясь собрались, загрузились и почти в 11-00 выехали. Немного прокатились по городу, заехали в несколько магазинов, посмотрели что еще не видели.

И в 11-30 выехали из города. Пробег от дома 4038 км.

Кировск понравился. Очень уютный и ухоженный городок. Может основной сезон здесь и не сейчас, но и летом здесь интересно. Хотя лето, конечно, своеобразное, можно и в снежки поиграть в середине июля. Настоящие горы, хотя и не высокие. Вчера было около +15, но к вечеру пошел дождь. А сегодня дождь не прекратился и еще похолодало, с утра всего +10 с дождем и ветром. Но бывает здесь и другая погода, просто нам не повезло. Может в следующий раз повезет больше.
Едем дальше. Проезжаем Апатиты и Экостровский пролив. На Имандре приличная волна.

В 12-15 доезжаем до М18 и поворачиваем налево. Пробег 4081.

Едем по М18. Здесь с дорогой все отлично, ну про это я уже писал. Километров через 30 от поворота, когда дорога в очередной раз проходит между скал, слева (если ехать из Мурманска) видно что-то похожее на памятник взлетающей ракете. Я ее еще по дороге туда заметил, что это и для чего - не понятно, может и действительно памятник.

Едем по красивейшим местам, но погода не радует.



Так проехали Полярные Зори и Кандалакшу. А вот дальше погода стала улучшаться. И опять, как будто издеваясь, Мурманская область напоследок немного посветила нам солнцем в районе Зеленоборского.



Еще немного Мурманской области.

И в 14-00 мы въезжаем в Карелию. Пробег 4244 км.

Вскоре доехали до полярного круга.

Решили еще чуть-чуть задержаться в заполярье и перед знаком съехали направо и немного назад к озеру. Погуляли, поели черники, провели, так сказать, последние в этой поездке минуты за полярным кругом.



Здесь, конечно, хорошо. Но нужно ехать дальше. Небольшая фотосессия у стелы "Полярный круг".

И в путь.

До поворота на Чупу остается совсем немного, Дуся снова просит бензина, а заправок на М18 до поворота уже не будет. Думал даже проехать дальше до Лоухи, чтобы заправиться. Но позвонил Алексею, у которого собирались остановиться в Чупе, предупредить что подъезжаем, заодно узнал, что заправка в Чупе есть. Так что в 14-30 сворачиваем налево, на Чупу. Пробег от дома 4279 км.

Чупа находится немного в стороне от трассы. Дорога - нормальный асфальт, но разумеется похуже чем на М18.

Вскоре пересекаем железную дорогу.

И в 14-45 выезжаем в Чупу. Пробег 4292 км.



Сначала решили заправиться. Но найти местную АЗС оказалось не так просто. Никакой информации или указателей нет. Видимо, свои и так знают. А расположена она в стороне от главных улиц, к ней даже дорога ведет без асфальта. Но, распросив нескольких прохожих, мы все таки ее нашли.

Давно не бывал я на таких заправках. Будка с кассой и несколько колонок. Забегая вперед, скажу, что бензин оказался вполне нормальным, но вот цена... аж 33-00 за литр 95-го. Это самый дорогой бензин за все наше путешествие. Что поделать, они здесь монополисты. Пробег от дома 4296 км. От предидущей заправки 545 км. Время 15-00. Расход по БК 9,5.
Заправившись, проезжаем через Чупу и находим гостевой домик турфирмы "Кереть-тур".

Алексей как раз подъехал за нами. Показал что и где и снова уехал. Так он все время и мотался, то на машине, то на автобусе, то на корабле. Занятой человек, и мне даже писали, что он кого-то когда-то обманул. Но я думаю, что это не со зла. Просто, как мне кажется, он берет работы больше, чем может сделать. Все время торопится и что-то может забыть. Но с нами все было нормально. Он показал нам нашу комнату, привез родниковой воды и уехал. Комната на втором этаже, вход с улицы по своей лестнице. Без роскоши, но все необходимое есть. Четыре кровати (правда, очень жесткие), стол, лавки, телевизор, микроволновка, чайник, посуда. На первом этаже еще две комнаты, там жила семья из Питера. Удобства в отдельном домике.

Расположен этот мини-комплекс на берегу Чупинской губы Белого моря, рядом с причалом.

Обедаем и идем осматривать окрестности. Алексей и его фирма "Кереть-тур" занимается организацией отдыха туристов. Здесь, у причала пока только строится небольшой комплекс. Достраиваются еще два домика, стилизованное под старинный корабль кафе. Еще они занимаются заброской людей на острова и озера, так что многие здесь оставляют машины. На стоянке их больше десяти. В основном Москва и Питер, но были так же и из других областей, несколько машин с украинскими номерами. Так как мы - на две ночи, сюда все таки не приезжают. Или на более долгий срок на рыбалку, как наши соседи. Или оставить машину и уплыть на острова на вот этом кораблике.

Идем на берег. Сейчас как раз отлив.

Раньше в Чупе добывали слюду, и даже улица на которой мы живем называется Слюдяная. Так что не удивительно, что на дороге много красивых камней, в основном слюды и кварца.



Много красивых камней и в море.

А еще, недалеко расположен необычный военный памятник - крыло от самолета.

Вечером посидел на причале. Интересное все таки место. Чупинский залив очень длинный и узкий. До открытого моря более 20-ти километров. Такой вот фьорд. Кажется что это река, но вода соленая и прилив-отлив метра 1,5-2. Погода сегодня во второй половине дня повернулась к нам лицом. И вечер выдался тихим и по меркам последних дней довольно теплым.

Здесь уже конечно ночью не светит солнце как в Мурманске, но все таки еще не темнеет. В такой вечер очень не хотелось идти домой, но спать все таки нужно.

Вечером в кафе рядом с домиком молодежь отмечала день рождения, но, как и обещал Алексей, особо не шумели и к полуночи разошлись.

18 июля. День пятнадцатый.
Утром, позавтракав, созвонились с Алексеем и решили его дождаться, так как он обещал скоро приехать.

Во-первых, вчера в суете мы с ним так и не расплатились. А во-вторых, хотели распросить у него, что посмотреть в округе. А еще я хотел на чем-нибудь поплавать, может у него лодка есть.
Опоздав на полчаса, он все таки приехал. Денег с нас взял даже меньше чем договаривались. Я рассчитывал по 500 рублей с человека, но он сделал приличную скидку на детей, и получилось 2800 за два дня. По 1400 в день, это самое дешевое место остановки за все путешествие. А вот с лодкой не получилось. Сказал, что лодки есть, но они сейчас где-то на островах. Так что поедем на машине по окрестностям. Распросили его про дороги и в путь.
В 11-30 выезжаем из Чупы. В первой половине дня поедем вдоль южного берега Чупинской губы в Чкаловский и в Кереть.

Огибаем Чупинскую губу с запада. Дорога, понятное дело, грейдер. Средней ровности.

Вскоре пересекаем реку Кереть.





Проезжаем деревню Плотина, через несколько километров еще раз пересекаем Кереть. Интересно, здесь положен асфальт метров по 100 в каждую сторону от моста. В 12-20 въезжаем в Чкаловский. Проехали примерно 40-45 км.
Чкаловский - это небольшой поселок на южном берегу Чупинской губы. Раньше здесь добывали какой-то камень, а теперь даже и не знаю чем занимается местное население. Если оно есть. Мне показалось, что большинство домов - это дачи, а люди на улицах сильно похожи на отдыхающих. Есть здесь и дайв-центр, с гостиницей в виде старинного корабля. Я даже рассматривал его как место остановки, но оказалось слишком дорого.

Кстати, окрестности Чупы почему-то оказались дорогими, в смысле постоя. Кроме этого дайв-центра, узнавал еще про несколько гостевых домов, и везде получалось 6-10 тысяч в день(!) для нашей семьи. Так что, у Алексея мы остановились почти даром.
Проезжаем через поселок и едем вдоль воды на запад. Вот это тоже Белое море.

Видимо, эта дорога раньше шла к парому. Но сейчас сделали дорогу, по которой мы приехали, паром больше не ходит, и дорога потихоньку зарастает.

Дорога становилась все уже. Не хотелось царапать машину и мы развернулись. Проехали обратно через Чкаловский и немного вдоль берега.

Дорога доходит до скалы.

Отсюда хорошо видно Чкаловский через заливчик.



Так же первый раз увидели прямо с берега морских звезд. Да, теперь понятно, почему эти места пользуются популярностью у дайверов. Если прямо у берега такая красота, то дальше наверное еще лучше.

Около 13-00 покидаем Чкаловский. Он показался нам интересным местом для отдыха, где-то на краю, но еще в цивилизации.
Через несколько километров, у креста, сворачиваем налево, на село Кереть. Кстати, здесь есть река, озеро, станция, село, остров и наверное что-то еще с этим названием.

До села Кереть 8 км. Но дорога значительно хуже. Если Чупа-Плотина-Чкаловский - это грейдер за которым как-то следят, то здесь узкая дорога в одну машину, с камнями и большими лужами.

Ехать по ней получается не быстро, но в 13-30 мы добрались до места.

Село Кереть располагается там где река Кереть впадает в узкий залив Белого моря. Здесь несколько старых домов, и, если я не ошибаюсь, даже нет электричества. Вниз мы не спускались, проехали краем, вдоль леса. Людей практически нет, но места красивые.



Немного погуляли вокруг машины, поели черники. А еще здесь растет можжевельник высотой больше двух метров, просто усыпанный ягодами.

Долго не задерживаемся, покидаем это полузаброшеное село. Хотя до революции оно было очень крупное и богатое. Какой-то купец успешно занимался лесом и рыбой. А в реке даже жемчуг добывали. Но теперь все пришло в упадок.

А сейчас, насколько я знаю, это тоже место отдыха, менее цивильного в плане удобств, но зато это уже действительно глушь. Здесь нет электричества и водопровода, но зато природа и рыбалка (речная, морская, озерная) запомнится надолго.
Ну а мы провели небольшую разведку и едем обратно.

Остановились еще в деревне Плотина.

Там действительно есть одноименное гидротехническое сооружение. Она отделяет Лоухское озеро от какой-то небольшой заводи. Но назначения ее мы, честно говоря, не поняли.

После этого поехали в Чупу обедать. По дороге уперся с пару машин, ехали они медленно, а обогнать не получалось. Так что, чтобы не глотать пыль, решил отпустить их, постоять и полюбоваться порожистой рекой Кереть у моста.

В начале четвертого приехали в домик.
Пока мы обедали, приехал Алексей. А у причала как раз люди разгружали рюкзаки. Разговорились. Оказывается, Алексей сейчас будет "забрасывать" их на какой-то остров. И он предложил нам сходить с ними. Но предупредил, что только в одну сторону больше 3-х часов хода, плюс какое-то время там, плюс обратно. Мужская половина нашего экипажа очень хотела плыть, но женская уперлась наглухо, решив что это очень долго. Пришлось уступить, хотя до сих пор жалею. Но, честно говоря, может и правда долго, и дети наверное устали бы от монотонного шлепанья по воде, ведь идет "Прибой" не быстро. И в начале первого, когда я ложился спать они еще не вернулись.
Ну что делать, раз с морской прогулкой не вышло, едем на машине по северному берегу залива. Но сначала прокатились в ту часть поселка где есть пятиэтажки, по местным магазинам. Поселок оказался не таким уж и маленьким. Видно, что в советское время здесь было чем заниматься. Здесь даже порт работал. А сейчас от него остались только покосившиеся причалы, да полуразобраные рельсы. И в этой поездке мы много где наблюдали похожую картину.
Покатавшись по улицам,выезжаем на восток. После выезда из Чупы снова начинается грейдер. А вскоре первая деревня, с интересным названием Малиновая Варакка.

За ней Пулонга. С новым мостом через оноименную речку.



После Пулонги мы решили немного проехать в северном направлении по свежевыровненому грейдеру.

Доехали мы до деревни Хетоламбино.



Дорога шла дальше, но мы не поехали. Так же попадаются своротки. Здесь множество озер и видимо много куда можно подъехать. На обратном пути, недоезджая Пулонги, свернули налево, на дорогу которая раньше шла к парому на Чкаловский. На этом берегу она более проезжая. И вскоре мы достигли места откуда раньше ходил паром.



Была примерно середина отлива. Так что и здесь мы смогли посмотреть на морское дно и его обитателей, не замочив ног.



Самое интересное, что пока мы были на этом месте, мимо нас, ближе к противоположному берегу прошел "Прибой" Алексея. Учитывая, что вышли они раньше, а мы еще заезжали в магазины в Чупе и в Хетоламбино, да и вообще ехали совсем не по прямой, в отличие от них, то скорость у них действительно получается низкая.
Посигналив им, разворачиваемся и едем обратно. Недоезджая до Пулонги, сворачиваем к берегу и попадаем в какое-то дачное царство. Очень много домов явно не местных жителей. Есть и гостевые. Так же увидел дом, в котором тоже была возможность остановиться, но не сошлись в цене.

После этого подъехали еще к берегу в самой Пулонге.

Интересно, у них здесь везде "корабли" на берегу строят.

И решили возвращаться в Чупу. Вы, кстати, когда-нибудь видели грейдер с разделительной полосой? А перед Чупой он есть.

Въехав в поселок, свернули налево и немного проехали вдоль берега. Здесь тоже много домов похожих на дачи, видели и что-то вроде небольшой базы отдыха. Все, на сегодня поездок хватит. Ужинаем.
Немного отдохнув, мы вышли погулять у причала и обалдели. Был видимо самый отлив, вода очень спокойная, и мы увидели сколько же здесь морских звезд.

Их было очень много - на дне, на камнях, на бревнах причала. И их можно было легко достать даже не заходя в воду.



Сувениров делать не стали, подержали и отпустили, хотя у соседей наших несколько штук сохли у входа. Но нам было их жалко, пусть живут. А еще увидели вот такого обитателя местных глубин.

Вечер выдался очень тихим. В такую погоду Чупинская губа особенно красива.



Вечером я долго сидел на причале. Уходить совершенно не хотелось.

19 июля. День шестнадцатый.
Погода под утро испортилась. Ветер и дождь. Хотя этим нас уже не удивить, но все таки, как же хорошо было вчера вечером. Ну ладно, что делать, начинаем собираться.
Примерно в 10-30 к причалу подошел немаленький такой кораблик.



А следом еще один поменьше.

Судя по названиям, это какие-то научные суда. Где-то на островах, скорее всего, есть база. Кажется, я про это даже читал. Ученые там изучают жизнь Белого моря. Кого-то высадили, кого-то забрали. Что-то грузили-выгружали, подъезжали несколько машин. Мы даже спустились, но поговорить как-то ни с кем не удалось. Но, думаю, что мои догадки правильные. И раз в какое-то время они приплывают с той базы на материк. Меняются люди, перевозятся грузы.
Ну а нам пора ехать дальше, прощаемся с Алексеем и покидаем Чупу. С Белым морем не прощаемся, сегодня мы еще к нему вернемся, но уже немного южнее. Едем в Колежму.

Чупа и окрестности оставили очень хорошее впечатление. Здесь есть море, озера, быстрые реки. Много к чему можно проехать на машине. Ну и разумеется отличные леса. Так же можно и на острова уплыть. Причем это уже все таки "юг", по сравнению с тем где мы были до этого. Вобщем, отличные места для отдыха. И, видимо, люди сюда едут, судя по ценам. Надеюсь и мы когда-нибудь еще вернемся. А пока едем дальше.
В 12-00 подъезжаем к М18 и сворачиваем налево. Пробег от дома 4476 км.

Есть еще на М18 места где лес вплотную подходит к дороге.

Где-то в Кемском районе заехали в лес, поели черники. Погода стала немного улучшаться.

В 14-30 сворачиваем на Беломорск. Пробег 4713 км.

По этой дороге мы уже ехали две недели назад. Так уж сложился маршрут, что пришлось два раза заезжать сюда. За это время ничего не изменилось, водосброса снова не было. В 15-00 доехали до Беломорска.

На въезде заправляемся на ТНК. 95-й по 31-10 (это не 33 в Чупе). Пробег 4748 км. От предидущей заправки 453 км. Расход по БК 10,1. Заехали еще в магазин, прикупили поесть и не только. В городе не задерживаемся, едем в сторону 19-го шлюза. Ехать нам еще около 80-ти км, но про эту дорогу успели услышать много страшного. Кто-то говорил, что они вообще 4 часа ехали. Но, забегая вперед, скажу, что ничего страшного в этой дороге нет.

В 15-50 пересекаем ББК.

Вскоре начинается грейдер, выезжаем из Беломорска. Грейдер широкий, попадаются участки с сильно выраженной "стиральной доской", но в целом ничего. Луж, правда, много. Дожди были, но сейчас погода разгулялась. Солнечно и под 20 градусов.

Дорога пересекает многочисленные реки и ручьи. Мосты в основном деревяные.





А один из этих мостов ремонтируется. И нас предупредили, что с 21 до 6 утра его закрывают, и проехать по этой дороге ночью уже нельзя. А днем здесь никого нет, о ремонте говорят только свежие доски.

Проехали Сухое, старое поморское село Вирму. На обратном пути надо будет к церкви подъехать.



Дорога пока совсем не страшная.

В 16-50 доехали до Сумского Посада. Пробег 4802 км. Это довольно крупный по местным меркам населенный пункт.



Здесь еще есть МТС, так что звоним в Колежму, предупредить что едем, пока связь есть. Дальше будет только Мегафон, а я так и не приобрел их симку. Поэтому мы два дня будем без связи.
Поворачиваем налево, на Колежму.

Пересекаем реку Суму.



И выезжаем из Сумского Посада. Дорога становится похуже. Ее давно не подсыпали, поэтому кое-где торчат бревна, находящиеся в основании.

Дорога идет вдоль железки Беломорск-Обозерская и местами подходит к ней вплотную.

Попадаются лесозаготовки. В этом месте дорогу немного попортили тракторами.



Есть и хороший, ровный и широкий, кусок.

Ну а ближе к Колежме снова похуже, попадаются даже мостики с "живыми" бревнами. Когда по ним проезжаешь, вся конструкция шевелится.



Но в целом, ничего непроходимого в этой дороге нет. Причем похуже она становится только после Сумского Посада. Единственное - это действительно глушь. От Беломорска до Сумского Посада машины попадаются довольно часто. А вот дальше, за 30 км небыстрой езды от Сумского Посада до Колежмы нам не встретилось ни одной машины, еще и связи нет. Но проехать здесь можно на любом автомобиле и в любую погоду.
В 17-45 мы доехали до Колежмы. Пробег 4830 км.

Но нам немного дальше. Теперь нам нужен "Лопский берег". Здесь на него уже есть указатели.

Объезжаем Колежму слева, пересекаем две речки.



И едем на юго-восток по самому берегу моря.



Через два 2-3 км от села начинается "Лопский берег".

Еще немного по самому берегу.



И мы достигаем нашей сегодняшней цели.





Здесь, в глухом месте, без связи, но в очень хороших условиях и у самого моря, мы проведем два дня. Место действительно очень необычное. Едешь десятки километров лесом, проезжаешь небогатое старинное село, едешь вдоль берега по песку и огромным плоским камням, и вдруг, в этом далеком уголке Беломорского района, среди нетронутой природы, появляются несколько кирпичных домов "с евроремонтом", построенных прямо на скале у самой воды. Я, хотя и видел заранее фотографии, все равно был немного удивлен. А еще удивительнее, как здесь все это строили.
Нас радушно встретил хозяин Анатолий Степанович и проводил в наш номер.
Бронировали, как и все остальное заранее. Здесь два жилых дома. В одном несколько номеров, гостинная, кухня, камин и т.д. Он появился первым, 4 года назад, но в нем нельзя готовить самим. Во втором доме на первом этаже тоже просто номера, а на втором два "семейных" номера, это две комнаты, в одной из которых небольшая кухня, ну и санузел. Вот такой мы и забронировали. Дом построен совсем недавно, а в нашем номере мы вообще первые постояльцы. Стоит 3000 рублей в день, и оно того стоит.

Кроме двух жилых домов есть еще одна постройка. Что-то типа комнаты отдыха. Там и бильярд, и телевизор, и даже жарить кто-нибудь на огне внутри можно, а через огромные окна можно смотреть на море, которое в прилив плещется в паре метров от стены. Так же есть баня, хозяйственные постройки, причал. И все это соединено деревянными мостками, да еще и крытыми, так что спокойно ходить из дома в дом можно даже в дождь. Короче, очень хорошее и необычное место.
Ужинаем и идем осматривать все поподробнее. Море здесь совсем не такое как в Чупе, вода до горизонта, видны острова, но мелко.

Уже начинался отлив, но причал еще был в воде.

Территория интересно оформлена.

Так же везде расставлены различные старинные вещи. Старые судовые компасы и прялки в бильярдной, различные ухваты и лопаты на улице. Много якорей. Есть даже вот такой "экспонат" - старый баркас. Палуба и надстройка не сохранились, но двигатель еще стоит на своем месте.





На таких судах рыбаки местного колхоза несколько десятилетий назад ходили в море.
А оно пока продолжает отходить, обнажая камни и дно. Когда погода позволяет, здесь наверное хорошо купаться.

Это нам подтвердили работающие здесь люди. Пару недель назад здесь было жарко. Как ни странно они не местные, по хозяйству Анатолию помогает семья из Молдавии. Приехали на год, пока им здесь нравится. Больше всего поразили их белые ночи, рассказывали с искренним восторгом, в Молдавии ведь такого нет.
Идем дальше. А вот эти ванны располагаются, разумеется, около бани. Когда мы были они еще не работали, но сейчас наверное уже готовы. Интересно сидеть зимой на улице в горячей воде и смотреть на волны (да, зимой море здесь замерзает далеко не всегда).

Через это место проходили различные экстримальные путешествия на снегоходах и крадроциклах.



Кстати, читал в каком-то отчете, что здесь можно взять на прокат квадрик. Но, к сожалению, когда мы были, все они находились в ремонте.
Перед сном, я еще раз вышел на улицу. Вечер снова выдался погожим, по крайней мере по меркам последних дней. Солнце здесь уже заходит, так что наблюдал красивый закат.



Море ушло еще дальше. И лодка которая еще несколько часов назад качалась на волнах, теперь лежит на дне. А вокруг причала можно пройти пешком.



Кстати, эту лодку, как и множество других, наш хозяин Анатолий сделал сам. Он настоящий помор, прожил здесь всю жизнь. Когда-то работал в рыболовецком колхозе в Колежме, пока он не развалился. Но и сейчас не представляет свою жизнь без моря. Один раз съездил в Москву и до сих пор искренне не понимает, как там могут жить люди. Сыновья и сейчас занимаются рыбным промыслом, а в свободное время помогают ему строить лодки. Почти как в старину. Например, для некоторых нагруженных деталей используется корень ели, который приходится выкапывать, сушить и т.д. Интересный человек. Он рассказал нам очень много о море, природе и местной жизни.
Проводив солнце, отправляемся спать с надеждой на завтрашнюю погоду.

20 июля. День семнадцатый.
К сожалению, утро не радовало погодой. Пасмурно, ветрено, иногда моросит мелкий дождь. Но даже в такию погоду хотелось провести весь день здесь, никуда не ездить. Хотя, ездить то вобщем и некуда. По единственной дороге мы приехали вчера и завтра уедем. Нет, есть конечно какие-то своротки в лесу. Можно подъехать к каким-то озерам. Но все таки решили просто отдохнуть, хорошо здесь, спокойно.
Анатолий на улице чистил рыбу. Оказывается ночью он ездил на какое-то озеро и привез целый ящик. Сказал, что ближе к вечеру будет коптить. Видно, что человек всю жизнь с рыбой. Чистит не глядя. Разговаривает со мной, смотрит на меня, а в это время ловко чистит очередного леща или судака.
Был похоже самый отлив. Здесь мелко и море отходит довольно далеко.

Решил я пройтись по прибрежным камням, но в итоге ушел прилично от берега. Лужи, конечно, есть, местами попадается какой-то вязкий ил, но в целом дно твердое, много камней. Так что гулял по морскому дну я в обычных кроссовках.





Там где уже была вода, обратил внимание на какие-то сооружения. Оказалось, что это сети. И во время отлива местные жители ходят их проверять. Причем в прилив их не видно вообще, а в отлив там глубина с полметра, может чуть больше. Удобно, пришла вода - пришла рыба, потом вода ушла, а рыба осталась. И не нужно даже лодки. Одел сапоги повыше и пошел. Вот такой способ рыбалки.



Причем, это скорее всего не браконьерство. У местных жителей есть определенные квоты на ловлю рыбы промышленным, так сказать, способом.
В прогулке по морскому дну меня сопровождала местная собака Вайда. Она сидит на цепи, но ее часто отпускают побегать. К отдыхающим относится хорошо. Бывает немного полает, а вообще ласковая.

Я все таки промок (надо было сапоги одевать) и решил возвращаться на берег.

А потом решил сходить в лес. Деревья здесь растут практически на камне, слой почвы очень тонкий, а кое-где ее нет вообще. Под ногами в основном мох и лишайник. И если вдалеке от берега, вдоль дороги по которой мы вчера ехали, деревья вполне нормальной высоты. То здесь, в основном, невысокие и кривые. Сказывается близость моря и сильные ветра.

Грибов и ягод в лесах местных очень много, так как их количество сильно превышает число живущих здесь людей. Набрал немного и я, так, для интереса в основном. Хотя, набрать ведерко, было бы не сложно. Но обленились мы в последнее время.



Сначала собирал вдалеке от берега, и комары начали заедать. Решил выйти ближе к морю. Здесь сильный ветер, ягоды те же, а комаров нет. Красота.
После обеда решили сходить в комнату отдыха, или в бильярдную, как ее здесь называют.

Даже немного погоняли шары.

А вообще здесь все оборудовано для отдыха в плохую погоду.



После обеда море подошло совсем близко, был сильный ветер, так что прилив получился выше обычного. Немного штормило, иногда волны перекатывались через причал. Даже сложно представить что где-то там утром я ходил почти посуху. А осенью, говорят, когда штормит по настоящему, волны доходят почти до крыльца.





Ближе к вечеру, как и обещал, Анатолий начал коптить рыбу. На берегу есть беседка с очагом и трубой для дыма в крыше. В ней сложен каменный очаг, иначе в такой ветер как сейчас костер разжигать трудно, да и тепло все сдувать будет в сторону. А с очагом все удобно.

Пока сидели в беседке, я все таки распросил хозяина как же все это строили. Я то думал, дорога не очень, как сюда материалы возить? А оказалось, что когда строили, дороги еще вообще не было. Дорогу строили одновременно с первым домом. Так что большинство материалов привезли на лодках от Колежмы. Одного цемента около 100 тонн. А кирпича сколько, ну и остальное. Работало около 20 человек. Первый дом построили за 4 месяца. Вот такая ударная стройка.
Отапливается весь комплекс дровами. Нет, отопление жидкостное, во всех комнатах обычные батареи. Но котел, который установлен в первом доме, топится дровами. За зиму уходит около 60-ти кубов. Хотя почему за зиму, при нас тоже немного подтапливали. После этого в доме стало теплее и - главное - гораздо суше.
Вода из своей скважины. Говорят, немного солоновата, море все таки совсем рядом, но я особо не заметил. Хотя для чая нам принесли родниковую.
Хорошо хоть электричество есть. Но не так давно закопанный(!) кабель перебила молния. Так что пока поверху брошена времянка, а кабель нужно менять.
Да уж, содержать все это конечно интересно, но сильно хлопотно. Но, я верю, что Анатолий справится. Главное, чтобы туристы ехали. Я, в свою очередь, очень рекомендую.
За разговорами и рыба закоптилась. Такой вкусной мы не ели давно, а может и вообще никогда.

Вечером пошел еще немного побродить. Интересные все таки эти плоские скалы. Иногда их еще называют "бараньи лбы".



Когда-то, совсем давно, этот расплавленный камень тек, и к нему примешивались "струйки" другого расплавленного камня, более светлого.



Потом по этой поверхности прошелся ледник. Ну а затем море и ветер.

Причем светлые полосы разрушаются быстрее темных. И по этим полосам, как по разметке, со временем огромные глыбы распадаются на более маленькие.

Такая вот наглядная геология.
Ну что, на сегодня хватит. Осмотрели мы здесь практически все. Вот только на лодке не покатались. Погода не та. А вообще-то Анатолий возит отдыхающих даже на дальние острова. И даже белуг показывает в естественной среде. Но для этого нужно приехать на более долгий срок.

21 июля. День восемнадцатый.
Утром светило солнце и практически не было ветра. Мы уже привыкли к тому, что с погодой в этой поездке нам не везет. Но зачем же так откровенно издеваться. Вчера мы провели здесь весь день с ветром и иногда моросящим дождем. А сегодня, когда нам уезжать, светит солнце и море спокойное.



Анатолий собирается с отдыхающими "поболтаться в море", пока погода позволяет. А нам, к сожалению, уже нужно ехать. Да, приезжать сюда конечно желательно на более долгий срок. Есть у них и готовые туры с определенной программой (море, острова и т.д.), возможен конечно и индивидуальный подход (могут даже прямо отсюда свозить на Соловки, а это километров 100 морем). Если приехать на недельку можно будет и просто в море поболтаться и на островах побывать, ну и рыбалка любая, если кого интересует. Здесь сейчас шестеро отдыхающих - три молодые пары. Живут в первом доме. Причем машины не видно, значит их встречали в Беломорске (есть и такая услуга). Они здесь уже несколько дней, сегодня второй раз пойдут в море. Погоду нужно ловить. Завтра, как сказал Анатолий, обещают настоящий шторм.
Ну а мы собираемся, грузимся и покидаем это место.

Нам здесь очень понравилось. И если вы хотите реально отдохнуть от цивилизации, но в благоустроенном месте, то вам сюда. Не сочтите за рекламу, но я искренне хочу помочь Анатолию. На нашем сайте я не видел пока ни одного отчета или отзыва об этом месте. Так что в каком-то смысле мы здесь первооткрыватели. И если прочитав мой отчет кто-то заинтересуется "Лопским берегом", это будет реальной помощью.

Время 11-00. Пробег 4835 км.

Пересекаем речку.

У моста собирали лодки байдарочники, закончившие маршрут. Несколько раз в этой поездке видел такие группы. И каждый раз хочется к ним присоединиться. Ведь в молодости я и сам этим увлекался. А потом жена, дети... Ну ладно что хоть весло сменил на руль, а не на пульт от телевизора, как многие.
Настало время прощаться с Белым морем. Хотя и ездили мы на Кольский, так получилось что на Белом море мы провели больше всего времени. Оно совершенно разное в разных местах. Но везде - от Терского берега и до Колежмы - очень красивое и интересное. И мы к нему обязательно вернемся.
В 11-25 выезжаем из Колежмы.

Дорога нам уже знакома.



В 12-10 проезжаем Сумской Посад. Появляется связь, а вместе с ней и сообщения о пропущенных звонках, почти двое суток были без связи.

В 12-50 доехали до Вирмы. И решили все таки подъехать к церкви.



На табличке написано "Церковь Петра и Павла. 1625 год". Больше ничего узнать не смогли и вовнутрь не попали - было закрыто. Но на мой звгляд храм находится в неплохом состоянии. Хотя табличка еще советская, на ней написано "Министерство культуры КАССР", так что сама эта надпись уже экспонат.

Кстати, недалеко от церкви строится что-то типа базы отдыха.

Едем дальше. В 13-30 въехали в Беломорск. Пробег 4915 км. Пересекли ББК.

В городе пришлось покрутиться по магазинам - нужна была кассета для камеры. Потеряли на этом почти час. Но все таки нашли и поехали дальше.

В 14-45 выехали на М18. Пробег 4958 км.

Вскоре проехали Пушной, движемся дальше на юг. В Сегежском районе попадаются ремонты.

Но они особо не задерживают. И в 16-50 доезжаем до поворота на Медвежьегорск. Пробег от дома 5135 км.

Здесь мы выехали на М18 по дороге туда, а теперь едем прямо на Петрозаводск. Домой поедем другой дорогой.
В Медвежьегорском районе дорога отличная, а вот в Кондопожском попадаются довольно длинные ремонтируемые участки. Но ремонт здесь не капитальный, а только замена асфальта.

Дальше отличная дорога без ремонтов, вокруг красота, только вот погода снова портится, похоже будет дождь.

В 17-45 доехали до поворота на Кивач. Пробег 5220 км.

Мимо, разумеется, проехать нельзя. Поворачиваем. Несколько километров по лесной дороге и мы на месте.



Я здесь в четвертый раз. Это, пожалуй, место вдали от дома где я бывал больше всего. В 1999, 2001, 2004 и вот сейчас. За девять лет сам водопад конечно же не изменился, а вот наверху появилось много новых магазинчиков, кафе и т.д. Порадовало, что перестали брать деньги за въезд, по крайней мере перед нами шлагбаум открылся просто так. Паркуемся и идем вниз, начинает моросить дождик.

Водопад на месте. Суна в такую погоду полноводна, и Кивач предстает во всей красе. А как то раз были в сухой год, и вода еле текла.



Полазили и сверху и снизу. Увидел вот такую березу, зачем так издеваться над деревом?

Все посмотрели, прикупили сувениров и поехали дальше. Кивач - это конечно одна из самых знаменитых карельских достопримечательностей, здесь очень красиво. Но, честно говоря, в первый раз это одно впечатление, а в четвертый уже другое. Ты знаешь, что там будет, и при выходе на площадку уже не испытываешь такого "вах". Хотя, я и в пятый раз не проеду мимо.
В 18-40 выезжаем на дорогу. Пробег 5235 км.

До Петрозаводска уже не далеко.

Чувствуется близость крупного города, машин становится больше. В 19-15 пересекаем Шую.

И вскоре сворачиваем с М18 на Петрозаводск. Пробег 5291 км.

Проезжаем через город. Заезжаем в несколько магазинов.



И к 21-00 подъезжаем к нашей гостинице. Плавучая гостиница-ботель "Онего" располагается в старом, но отремонтированном дебаркадере, стоящем у самого устья Лососинки.



С одной стороны пассажирский порт и парк, с дугой - грузовой.

Бронировали тоже заранее. Так как номер, который нам подходит - двухкомнатный с удобствами и мини-кухней - здесь всего один. С двумя доп. местами стоит он 3300. 1000 рублей я оплачивал еще из дома. Но с нас взяли меньше, всего 1900. То есть всего получается 2900, не стали считать второе доп. место. Кстати, с нас берут меньше чем предполагалось уже третий раз за эту поездку. Приятно.
Заселяемся, ужинаем. Времени много, сегодня уже никуда не пойдем. Вечером покормили уток прямо с палубы и немного прогулялись около гостиницы. Немного поговорил с охранником. Он рассказал, что этот дебаркадер раньше принадлежал клубу юных моряков, да и сейчас эта территория вроде как какой-то юношеской организации (кадетский корпус, если не ошибаюсь). Но денег нет, поэтому сдали дебаркадер в аренду и из него сделали гостиницу. А вообще, как и везде, флот разваливается, судоходство сильно сократилось. В грузовом порту осталось всего три крана из десяти, а на причалах выросли деревья. Вот такая грустная картина.
Темнеет. Идем спать.

22 июля. День девятнадцатый.
Ночью здесь уже было темно. Мы не видели темноты почти три недели. Так что спалось хорошо. Все таки правильно сделал, что выбрал не обычную гостиницу, а эту. Все удобства, но ты находишься на плаву. Вроде как несколько раз даже качнуло, а может показалось.
Это было практически последнее в этой поездке место остановки. Сегодня мы едем в Ленинградскую область на дачу к родственникам, а оттуда домой. Отпуск подходил к концу и было немного грустно. Но погода была нормальная.
Как раз в эти дни в Петрозаводске проводилась регата. И утром мы видели старт гонки в трех классах.



Немного осмотрелись вокруг нашего дебаркадера. Здесь стоят маломерные суда и есть площадка где их ремонтируют.





Покормили еще немного уток и начали собираться. Решили выехать из гостиницы и потом немного погулять. В начале двенадцатого грузимся и сдаем номер, машину пока оставили на стоянке гостиницы.
Переходим Лососинку по пешеходному мостику.

В прошлый приезд, в 2004, мы останавливались вот в этой гостинице. Но сейчас там как то дороговато.

За ней, кстати, на Лососинке раньше был пруд с фонтаном. Красиво там было. Но сейчас его почему-то спустили. Надеюсь, почистят и наполнят снова.
И идем в сторону речного (или озерного) вокзала.

Разумеется, с детьми мы не могли пройти мимо парка атракционов, который за эти годы стал гораздо лучше.



С удовольствием прокатились на колесе обозрения, посмотрели на город с высоты.









Покатались и на других атракционах - горках, машинках. Даже немного смешно получилось. Дети захотели поплавать на электрических лодочках в бассейне. Но младшему можно было только с кем то из взрослых. Я пошел с ним, заранее приметив этакий скоростной катер. Но он не работал, и дали нам уточку, да еще розовую. Вот и смеялись: был на многих водоемах, на двух морях, а поплавать удалось только в бассейне полуметровой глубины, да еще на розовой утке.
Вобщем, покидали этот парк в хорошем настроении. Еще сходили на речной вокзал. Круизных кораблей не видели вообще, то ли рейсов сюда стало меньше, то ли просто не застали. У причала стоял какой-то большой грузовой корабль и яхты, которые на регату привезли. Каких-то намеков на рейсовые перевозки не видел.

А, в основном, весь причал занят покрашенными в необычный зеленоватый цвет Метеорами и Кометами, которые ходят на Кижи.

Похоже, сейчас здесь это основной вид туризма. Причем стоит удовольствие 2500 с человека (нам, правда, предложили скидку в 50 рублей). В этот раз мы и не собирались туда плыть, но похоже, что и в следующий не соберемся. Дорого. Нужно будет поискать другие варианты со стороны Заонежья. А вообще было бы интересно, мы там были в далеком 1999 году, на теплоходе из Москвы тогда плавали. Что то наверное изменилось, да и вообще освежить.
Хотя многие и едут сюда посмотреть на Кижи, поэтому и цены такие. У причала видел машины из разных регионов европейской части и Урала. А так же иностранцев, причем не только финнов. Вот этот старенький Транспортер приехал из далекой Австрии.

А вот этот внедорожник непонятной марки не знаю откуда, но на номере у него иероглиф.

Погуляв возвращаемся к машине и едем немного покататься по городу.



Прикупили местных съедобных и жидких сувениров, а напоследок подъехали к Онежской набережной.





Со времени нашего последнего посещения ее отремонтировали, продлили в северном направлении. И, по моему, появились новые скульптуры.

Так же здесь есть Wi-Fi.

Не хочется уезжать, тем более что и погода хорошая. Но родственники под Питером уже ждут. Последние взгляды на Онегу.





И в путь.





Перед выездом из города заправились на Лукойле. Почему-то в городе (на других заправках тоже) не оказалось 95-го бензина. Ну ладно, Дуся у нас всеядная. Залили 92-й по 28-60. Время 14-20. Пробег от дома 5322 км. От предидущей заправки 572 км. Расход по БК 9,5.
Выезжаем из Петрозаводска. Нравится мне этот город. Но все время мы здесь как-то проездом. Были четыре раза, один раз вообще несколько часов, а три раза на одну ночь, как сейчас. Нужно все таки когда-нибудь приехать сюда на несколько дней.

И в 14-40 выходим на М18. Пробег 5332 км.

Сразу после выезда большой пост, ну а дальше отличная дорога.

Правда, именно здесь случился, пожалуй единственный за всю поездку, неприятный и даже опасный случай. Какой-то чудак (на другую букву) вышел на обгон прямо на нас. Как будто вообще не видел. Разъехались втроем, но пришлось выезжать на обочину на скорости около 100. Спасибо дорожникам, обочина оказалась хорошей.
В 15-00 проехали Пряжу и поворот на Сортавалу. Пробег 5367 км. Когда планировал поездку была мысль проехать западным берегом Ладоги и где-нибудь еще остановиться. Но все таки решил, что на один отпуск хватит, хотя проезжая этот поворот пожалел.

Дорога продолжает радовать. А погода, как будто снова издеваясь над нами, решила показать какой она может быть. В районе Олонца за бортом уже +26..27 и очень солнечно.



Вскоре проезжаем пост.

И в 16-10 выезжаем из Карелии в Ленинградскую область. Пробег 5481 км.

Дорога продолжает оставаться практически идеальной. И даже мост через Свирь поражает ровным покрытием, я здесь такого не видел.

Пересекаем эту красивую реку и едем дальше.



Дорога нормальная. Правда, ближе к Питеру появляется больше населенки, да и машин становится больше. Так что здесь два ряда уже маловато. В 17-00 проезжаем Пашу. Пробег 5565 км.

Наверное ее будут расширять, хотя когда неизвестно. Но некоторые приятные моменты есть. В 17-30 пересекаем Сясь. Здесь строят новый мост.

В 17-40 пересекаем Волхов. Здесь бы тоже новый мост не помешал.

На перекрестке Старая-Новая Ладога впервые за последние несколько тысяч видим указатель Москва. До нее всего 706 км, но нам пока прямо, на Питер. В Кировском районе начинают появляться четырехрядные участки. Правда, есть они там давно, а длина двухрядок между ними что-то не сокращается. И только ближе к Синявино дорога окончательно становится многополосной. В 18-30 проехали Синявино. Пробег 5695 км.

Через 5 километров уже мост через Неву. Его ремонтируют, половина закрыта, организовано реверсивное движение 1+2.

Нева.

Ну а еще через несколько километров нам уже сворачивать с М18 на А120, на поселок им. Морозова. Время 18-40. Пробег 5705 км.

Дорога в хорошем состоянии, машин очень мало.

Проезжаем поселок им. Морозова.

И в 18-50 въезжаем в Дунай.

Немного поплутав по этому дачному мега-поселку, находим, наконец, дачу родственников. Здесь мы будем отдыхать несколько дней.

23 июля. День двадцатый.
Этот день полностью посвятили отдыху на даче, машину даже не заводил. Как ни странно, с нашим приездом погода у них улучшилась. До этого шли дожди, везде стояла вода. Мы по полной воспользовались этим подарком природы - пожарили шашлыки, отдохнули. Вобщем, как украли почти целый день хорошей погоды. "Почти", потомучто к вечеру все таки пошел дождь.

24 июля. День двадцать первый.
Отдохнули денек и хватит, на месте не сидится. Еще с вечера решили куда-нибудь съездить. В Питер, честно говоря, не хотелось. Как-то не к месту был бы этот огромный город в завершение отпуска, тем более, что на майские мы там были. В загородные дворцы-парки типа Пушкина или Павловска тоже почему-то не тянуло, да и не рядом. Была бы погода, можно было бы съездить на Ладогу - на пляж, но погода была не для пляжа. И все таки мы решили доехать до Ладоги, и не просто так, а проехать по "Дороге Жизни". Ну и музей посетить, если получится.
В 10-30 выезжаем из Дуная. Едем во Всеволожск. Проезжаем почти весь город и разворачиваемся, не доехав до КАД несколько километров. Это шоссе и есть "Дорога жизни". На всем протяжении установлены необычные километровые столбы.

Здесь же решил заправиться на Neste. 95-й по 31-99. Время 11-30. Пробег от дома 5754 км. От предидущей заправки 432 км. Расход по БК 9,6.
Так же нашли во Всеволожске еще одну "достопримечательность" - магазин К-Руока, супермаркет, где действительно много финских товаров.

Накупили финских вкусностей и поехали дальше. На выезде из города стоит памятник Машине-солдату.

Едем дальше. Такие столбы на этой дороге действительно отмечают каждый километр.

Дорога идет через несколько населенных пунктов, но это все деревни, правда, в последнее время они превращаются в дачи. В Борисовой Гриве пересекаем А120. До Ладоги остается совсем немного. На обочинах появляется множество магазинчиков с местной рыбой. У поворота на Корокево, где дорога выходит к озеру, расположен монумент "Разорванное кольцо".

Здесь мы, конечно же, остановились.



След машины уходит в сторону воды. Зимой именно здесь начиналась ледовая переправа.

Немного постояв, едем дальше. Через несколько километров, примерно там где в то время был порт, расположен музей "Дорога жизни". Нам повезло, в этот день он работал.

Внутри очень подробна показана эта страница истории войны. Оружие, макеты кораблей и автомобилей, портов и других инженерных сооружений. Карты и схемы военных операций. Много подлинных экспонатов.











Вобщем, очень подробный и интересный музей. Даже при быстром осмотре узнал много нового. Все в основном знают про ледовую переправу, а ведь летом, в навигацию было не легче. Так же узнал, например, что по дну Ладоги были проложены электрокабели. И еще много всего.
Есть что посмотреть и на улице. Вот "полуторка", поднятая со дна несколько лет назад.

Корабли и самолеты, участвовавшие в тех событиях.





Артиллерия.



Музей расположен на самом берегу. Но Ладога сегодня негостеприимна.



Пора ехать, но этот музей запомнится надолго. Очень рекомендую. И взрослым посмотреть и детям показать нужно.
Проехали еще немного, но дорога уперлась то ли в воинскую часть, то ли во что-то подобное. Налево можно еще проехать до станции "Ладожское озеро", а дальше вроде как дороги нет. Хотя на картах нарисована до Морье. Думал доехать до туда, но или я не нашел как, или действительно перекрыто. Ну ладно, разворачиваемся. Заехали еще на обалденный пляж. Жалко, что погода плохая. На Ладоге приличная волна, прохладно, иногда моросит дождик. Короче, купаться не тянет, но место отличное.





На обратном пути думал подъехать к Осиновецкому маяку, но вокруг все оказалось застроено дачами и базами отдыха. Посмотрели издалека.

Едем обратно. Кстати, то что на картах называется "Осиновец", на дороге почему-то "Ладожское озеро".

В Ваганово прикупили местной рыбы, среди которой конечно же был копченый сиг. Жалко, что в средней полосе такая не водится. В Борисовой Гриве повернули налево на А120. И по ней доехали до им. Морозова. Здесь еще решили подъехать к берегу, посмотреть на Орешек.

Четыре года назад мы там были, но переправлялись из Шлиссельбурга, с другого берега. Можно наверное и отсюда, но транспорта что-то не видно.

В бухте Петрокрепость Ладога гораздо спокойнее.

На пристани можно посмотреть уровень воды в Ладоге, хотя скорее уже в Неве.

Пора ехать обратно. Быстренько в магазин и снова на дачу. Завтра уже домой. Но сегодня нас еще ждет баня.

25 июля. День двадцать второй.
Все когда-нибудь заканчивается. Вот и наш отпуск подходит к концу. Была бы погода получше, можно было бы задержаться на даче еще, но погоды нет. Вчера вообще весь участок затопило. Так что сегодня поедем домой. Утром собираемся, грузимся, прощаемся с родственниками и выезжаем.
Специально чтобы к Москве подъехать попозже и не портить отпускные впечатления в пробках, выезжаем не рано, в 11-00. Пробег от дома 5839 км. Но жене очень понравился вчерашний финский магазин и она решила купить еще что-нибудь. Думал сразу ехать по А120 до М10 (с переездом Невы по М18), но пришлось сделать крюк через Всеволожск.
Купив на этот раз все что нужно, в 12-00 отезжаем от К-Руоки. Пробег 5863 км. Из Всеволожска выезжаем в южном направлении и едем до М18.

В принципе, отсюда уже можно было ехать через КАД и не заморачиваться с бетонкой. Но хотелось еще заехать в музей "Прорыв блокады Ленинграда". Так что едем по М18 на Мурманск, в голове бродят шальные мысли - а не махнуть ли обратно на север?

В 12-40 пересекаем Неву.

Съезжаем с М18 и паркуемся на стоянке у музея. Наконец-то заехали, а то несколько раз мимо проезжали.
На открытой площадке расположены танки, участвовавшие в тех боях.



Так же у входа в музей, на каменных плитах высечена подробная хронология операции по прорыву блокады. Музей этот посвящен именно этой операции и расположен в месте прорыва. Это потом здесь построили дорогу и мост, а во время войны ничего этого не было. Располагается музей-диорама под землей, в насыпи М18.

Как музей, конечно интереснее тот где мы были вчера, а здесь основное это именно диорама.



А через дорогу, на самом берегу Невы стоит еще один памятник танку и такой вот памятник-крест, людей при том прорыве погибло очень много.

Времени заняло не много, но посмотреть интересно. Будете проезжать - обязательно остановитесь. Ну а мы едем дальше. Время 13-15. Пробег 5903 км. Через несколько сот метров от музея начинается Кировск.

Проезжаем через него и едем дальше по А120. В 13-30 пересекаем железную дорогу около Мги.

И довольно быстро доезжаем до развязки с М10. Состояние этого участка питерской бетонки приятно порадовало. Четыре года назад здесь были сплошные ямы, а сейчас нормальная дорога.

В 13-50 выезжаем на М10 перед Тосно. Пробег 5950 км.

В ленинградской области дорога нормальная, кроме того что очень много населенки. Вобщем, не вижу смысла в сотый раз описывать "ленинградку". В 14-40 доехали до Новгородской области. Пробег 6014 км.

В Новгородской области меняли покрытие почти на всем протяжении до областного центра.

Там где асфальт новый, разметки пока нет. И на трехрядных участках приходится ориентироваться только по знакам - кому две полосы, а кому одна. Но все их на удивление аккуратно соблюдают.
К 15-30 доехали до новгородской объездной. Здесь стоит отметить, что мосты на этой совсем не старой дороге "поплыли". Неровные стыки, да и сам асфальт на мостах оставляет желать лучшего. Могут у нас что-то сделать хорошо и надолго?

На объездной продавали много ягод. Здесь мы купили чернику и голубику. После Новгорода шоссе в хорошем состоянии, только вот три ряда маловато.

Долго думал как ехать: рискнуть прямо по М10 или все таки объехать через Селигер. Остановился все таки на втором варианте, ну очень не хотелось толкаться в пробках. И если на майские мы ехали по сложному маршруту, вообще не касаясь М10, и до Демянска было много грейдеров, то сейчас будет проще. Демянск рядом, грейдера немного. Так что решаю попробовать этот маршрут и после Ижиц уходим направо. Пробег 6197 км. Время 16-50.



Проезжаем Яжелбицы и еще раз направо. Начинается двухрядка среднего качества. Не широкая, не особо ровная, но крупных ям нет. Ну, а самое главное - она пустая. И ехать по ней получается быстрее, чем по трехрядной М10, где постоянно зависаешь за фурами.

В 17-25 доехали до Демянска. Пробег 6256 км.

Проезжаем через этот городок, в прошлый раз мы приехали сюда с другой стороны, справа к той дороге по которой едем сейчас.

В 17-30 выезжаем из Демянска. Тут мы уже ехали на майские.

Здесь дорожка похуже, но до Молвотиц недалеко.

В 17-45 поворачиваем налево, на Осташков. Пробег 6289 км.



Сначала идет асфальт.

Потом начинается грейдер.

На майские здесь было похуже, а сейчас подровняли, так что едем не медленно.

Здесь поворачиваем направо.

И в 18-05 въезжаем в Тверскую область. Пробег 6307 км.

Здесь дорога стала значительно лучше чем в мае. И в 18-20 мы уже в Свапуще. Пробег 6320 км.

Короткая остановка - помочить руки в Селигере.

И едем дальше.

Погода разгулялась. В Новгороде еще временами моросил дождь, а здесь как-то необычно солнечно. Просто нам обычно на Селигере с погодой не везет, а тут вот. Хотя, я уже писал что в этой поездке погода частенько над нами издевалась, становясь хорошей когда мы едем, а не когда отдыхаем на каком-нибудь водоеме.
Проезжаем поворот на Пено.

После него, у пирамиды, купили селигерской рыбы. Так что везем и ладожскую и селигерскую.

До Осташкова уже недалеко, но помня что на подъездах любят дежурить местный гайцы, едем не быстро, хотя дорогу подлатали.

В 19-00 начинается Осташков. Пробег 6370 км.



Через город проехали не останавливаясь
Заправились на выезде. 95-й по 30-70. Пробег от дома 6372 км. От предидущей заправки 616 км. Расход по БК 8,5. Да, бензин Neste понравился Дусе, ну и мне. И идет хорошо и ест не много.
Едем дальше. Выезжаем из Осташкова.

В 19-30 проезжаем Рогожу.

И вскоре сворачиваем направо, на Ржев. Пробег 6386 км.
В 19-50 проехали Селижарово. Пробег 6414 км.

Дорога хорошая и пустая.

В 20-45 доехали до Ржева. Пробег 6509 км.

Здесь заехали в магазин "Тверской купец", тоже прикупили местных продуктов.
Проезжаем через город.

И в 21-15 выходим на М9. Пробег 6519 км.

Эта дорога тоже в отличном состоянии. Машин, конечно, становится больше чем на дороге Осташков-Ржев, но все равно не много. В 21-25 доезжаем до Зубцова.

И даже ремонт моста через Вазузу с реверсом не вызывает пробок.

После Зубцова наблюдали радугу теряющуюся в надвигающихся облаках. Погода начинала немного портиться.



Довольно быстро темнело. В 22-00 выехали в Московскую область. Пробег 6586 км.



В 22-20 доехали до Волоколамска. Пробег 6623 км. Пошел дождь.

Дальше дождь перерос в какой-то тропический ливень. Так что даже по магистрали М9 приходилось ехать 80. Ближе к первой бетонке дождь утих, но начались ремонты. В Москве дождя уже не было, на МКАД мы выехали в 23-35. Пробег 6724 км.
Вариант объезда проблемных мест "ленинградки", которым мы сегодня воспользовались, понравился. Качество дороги вполне нормальное, машин практически нет. Там где мы сворачивали, до Москвы оставалось 410 км (по указателю), плюс 12 км от М10 до М9 по МКАД. Получается 422 км, если конечно на том указателе правильно написано. У меня получилось 527. То есть дальше на 105 км. Время в пути 6-45, но если убрать три остановки на Селигере, останется примерно 6-15. Если была пробка в Волочке и в Московской области, за это время мы бы не доехали. Так что мне в последнее время, если ехать днем, этот вариант кажется все более предпочтительным.
Едем дальше. Несмотря на все наши старания приехать в Москву попозже, все таки пару раз попадаем на МКАД в небольшие пробочки. Но в полночь сворачиваем на родную М2. Пробег 6754 км.
В 0-20 были у подъезда. От крыльца до крыльца получилось 6786 км.
Разгружались долго, потом поставил Дусю отдыхать в гараж. И когда ехал от гаража до дома (примерно 1 км) уже на Москвиче, был остановлен доблестными подмосковными гаишниками. Мне аж смешно стало, за весь отпуск нигде с ними не общался, а тут на тебе. Посмеялись вместе и я поехал домой.
И еще долго сидел на кухне, все вспоминал и переваривал. Поездка эта получилась самой продолжительной для нас (будем надеяться пока) как по времени так и по расстоянию. Впечатлений столько, что первые дни - Медвежка, Терский берег - кажутся уже какой-то другой, более ранней поездкой. Конечно же все понравилось, не смотря на погоду, вот ее бы хотелось получше, но тут уж ничего не сделаешь. Плохого ничего вспомнить не могу. Увидели кучу интересных мест, пообщались со многими хорошими людьми. Дуся вела себя отлично, то что нужно для поездок, в которых присутствуют грейдеры и легкое бездорожье. Многое мы проехали мимо, но нельзя объять необъятного. Оставим на следующий раз. Надеюсь, когда-нибудь мы еще вернемся в те края, по крайней мере монетки брошены почти во все водоемы.
Ну и напоследок попробую немного подсчитать расходы. Скажу сразу, сколько всего - не знаю, и подсчитать это нереально. На жилье ушло 47370 рублей (все таки нужно уговаривать своих насчет ночевок в палатке, хотя бы иногда). На бензин 20500 рублей. Эти основные статьи расходов уже тянут на 68000. Ну а сколько ушло на еду, развлечения и сувениры, подсчитать трудно. Но думаю, что получилось в районе 100000, а может и немного больше. В любом случае, оно того стоит. Тем более, что сбылась моя давняя мечта, вернее одна из них.
Ну и разных сувениров и трофеев привезли много, даже на стол не помещается.


Можно разместить этот отчет в социальных сетях. Таким образом Вы помогаете популяризации сайта.

Яндекс.Метрика
По вопросам сотрудничества и размещения рекламы пишите plo@autotravel.ru