Россия: города, достопримечательности
Автопутешествия: зарубежные страны

Откуда: Москва, Кенозерский национальный парк Когда: 08/2013

По маршруту: Москва, Семенково, Кириллов, Ферапонтово, Вытегра, Кенозерский национальный парк, Красная Ляга, Каргополь, Вологда

Рейтинг отчета: 0

Автор:

1. Планирование
Основной целью данного мероприятия являлось посещение Успенской ярмарки в Вершинино Кенозерского национального парка (далее по тексту – КНП). На этой ярмарке традиционно выступают множество местных творческих коллективов. Недостатком является длительность – всего 1 день, что резко снижает коэффициент использования транспорта – соотношение времени на полезное мероприятие к времени в дороге.
1.1. Дорога.
Из Москвы удобнее всего ездить в КНП через Вологду-Вожегу-Коношу-Няндому, но этот вариант уже приелся пыльной, сильно раздолбанной в Вологодской области, грунтовкой – после нее надо всю машину отмывать.
На фестивале традиционных знаний в Морщихинской я впервые узнал про существование архитектурно-этнографического музея Вологодской области и про его замечательный ансамбль. Соответственно, было большое желание его посетить при ближайшей возможности. Дорога, на которой расположен этот музей ведет через древние места: Кириллов и Ферапонтово и заканчивается в Вытегре, где расположен не менее интересный объект – подлодка.
На обратном пути нужно было заехать в Морщихинскую, пообщаться с важным человеком.
С собой на всякий случай взята была канистра на 20л.
1.2. Распределение объектов по дням
Приняв среднюю скорость 60 км/ч получаем:
Москва-Семенково 470 км 7,8 часов
Семенково-Кириллов 125 км 2 часа
Кириллов-Ферапонтово 20 км 20 мин
Ферапонтово-Вытегра 214 км 3,6 часа
Вытегра-Пудож 107 км 1,8 часа
Пудож-Каргополь 163 км 2,7 часа
Каргополь-Вершинино 160 км 2,7 часа
Вершинино-Масельга 3,5 часа
Масельга-Каргополь 1 час
Каргополь-Вологда 6 часов
Режим поездки выбран следующий (кроме первого дня): осмотр достопримечательности начинается на территории ночлега, переезд к следующему месту ночлега выполняется вечером.
Из Вершинино теоретически (~1100 км) можно напрямую доехать до Москвы, если стартануть рано утром и без остановок, в противном случае нужна промежуточная ночевка.
Распределение по дням:
1. Дорога Москва-Семенково, музей Семенково, дорога до Кириллова
2. Кириллов, Ферапонтово, Цыпино, дорога до Вытегры
3. Вытегра, дорога до Вершинино
4. Вершинино
5. Красная Ляга, Каргополь, дорога до Вологды
6. Вологда, дорога до Москвы.
В таком режиме движение выполняется в вечернее время, не будет палящего солнца,
2.3. Ночлег/питание.
Первая ночь должна быть в районе Кириллова. Исследование отчетов туристов и рынка гостиничных услуг привело в сеть гостевых домов: другие варианты были либо в палатке, либо в гостинице над магазином (согласно autotravel.ru). В гостевом доме планировался так же ужин, завтрак и обед.
С ночлегом в Вытегорском районе дела обстоят хуже: гостевые дома либо уже не существуют, либо находятся слишком далеко, либо ценники задраны. Пришлось ночевать в гостинице с подселением. При этой гостинице есть едальня.
По дороге в КНП ужин в Лядинах у Надежды Федоровны.
В КНП существуют большие проблемы с ночлегом во время проведения массовых мероприятий, поэтому ночлег там следует бронировать сильно заранее. Нашел койко-место в частном секторе. Контакты людей из частного сектора дают по офицальному телефону Плесецкого сектора КНП.
По пути из Вершинино в Вологду обед в Каргополе в гостинице «Каргополочка».
В Вологде критериями являлись тишина на улице и ценник. Выбрал КвартОтель. Обед – в едальне «Огород».
Во всех местах ночлега требуется подтверждение брони за сутки.

2. Выполнение программы.
2.1. Выехал из Москвы в 7 часов: неприятно поразился резкому подорожанию бенза (до 29,5 р), заправил полный бак, проверил давление в шинах (после прошедшего фестиваля традиционных знаний это стало необходимостью) и в путь. В Московской области попал в глухой пробарь из-за опрокинувшегося прицепа с песком. В ярославской области напросился любитель халявы-автостопщик до Вологды, причем даже не знает, что это за город, насколько большой, лишь бы уехать на Питер, что за народ... Всю дорогу он спал, нехороший человек. Обедал в пути взятой с собой едой.
В Семенково приехал поздно, в 15:30. Музей встретил меня полнейшей опустошенностю – никого народу, парковка почти пустая, по началу даже неуютно. Ощущение брошенной деревни.

Касса (в ней сувенирка) и домики работают до 17:30, гулять можно до 19. Фотографировать интерьеры запрещено. Бегом в домики, осматривать экспозиции, все остальное – потом. Одна смотрительница доставила (когда начал рассматривать очередной дом, впоследствии выяснилось, что он на спец. обслуживании (табличка висела) – так из соседнего дома прибежала тетка): «Молодой человек, вы что, путеводитель плохо смотрели, не видите что ли – дом закрыт на спец. обслуживание?». И это при том, что в путеводителе это не указано. Потом стала причитать, что ей еще в город ехать домой, так что нечего мне ловить в этом доме, иди ее дом осматривай. Остальные были нормальные. Дома, конечно, впечатляют: показались просторными, комнаты большими, а вот кровати – маленькие. Видимо, люди раньше были более короткие, нежели сейчас. 2 часа домиков и выставок – это катастрофически мало, там надо гулять целый день, благо есть едальня (на момент посещения закрытая на спец.обслуживание).

На обратном пути послышались голоса – это подъехали участники их замечательного ансамбля на работу: они встречали свадьбу. Скорее всего, домики и были для них забронированы. Сразу вспомнились их голоса, послушал с огромным удовольствием!!!

Обзор музея удался, теперь сюда надо приехать основательно!!!
2.2. Теперь дорога до Кириллова, вполне приличная. По карте Кириллова сразу сориентировался: до гостевого дома нужно ехать просто по главной дороге. У гостевого дома есть место для 5-и машин + на территории еще пару можно поставить. Зашел, спросил хозяина. Вышла молодая девушка, которая была погружена во многочисленные хозяйственные заботы. Сразу показала комнату, места общего пользования и через полчаса уже принесла в номер громадную порцию вкуснейшего ужина!!!

Еда готовится на родниковой воде, т.к. городская вода ржавая и с запахом. После ужина меня срубило спать.
На следующий день я с утра после замечательной геркулесовой каши с яблоком поехал в Кирилло-Белозерский монастырь.

Монастырь представляет собой музей с множеством различных выставок. Там повезло: присоединился к приметной группе, которая была на 3-х внедорожниках с тверским и московско-областным регионами. Тверских за все время мне больше не встречалось. С ними прослушал обзорную экскурсию. Древнее сооружение впечатляет. Одна из площадок вымощена надгробными плитами. После экскурсии прогулялся по территории, поднялся на колокольню. С нее открывается интересный вид на Кириллов: вокруг города равномерно расставлены вышки, еще колючки не хватает. С ранней экскурсией очень повезло, т.к. к ее концу территорию заполонили прибывшие организованные толпы туристов на огромных автобусах. В монастыре обосновались реконструкторы, там же на территории есть их выставка древнего оружия и плавсредств.

На обратном пути заехал в городской краеведческий музей. Небольшой музей, но попался интересный экспонат, которого больше нигде не видел – плита для приготовления пищи, работает на дровах. Фотографировать в музее нельзя.
Далее сытный обед в гостевом доме. Отдельное слово о девушке-хозяйке Анне. Это поистине замечательная девушка во всех смыслах: и за домом/порядком следит, накормит-напоит, баню натопит и спать уложит! И отношение доброжелательное, а не формальное, как в гостиницах! Порции огромные, еда качественная и очень вкусная, вода с родника (в городе плохая вода по ее словам). Затем выезд в Ферапонтово
Ферапонтов монастырь является филиалом музея в Кирилло-Белозерском монастыре.

Для осмотра доступен снаружи и фрески Дионисия внутри. Перед осмотром фресок показывают небольшой видеофрагмент об истории и технологии реставрации. Для понимания всего увиденного необходимо хорошо разбираться в предмете, иначе не особо. В Ферапонтово мне попалась та группа на 3-х внедорожниках. Недалеко (в Цыпино) расположена деревянная церковь, покрашенная в белый цвет, от чего издали она кажется каменной. Тут же кладбище и кладбищенская часовня. Иконы в церкви – печатные.
На этом выезжаю из Кирилловского района в сторону Вытегры. Дорога более-менее, иногда встречаются ремонты, но, чаще всего стали попадаться ограничения скорости на ровном месте (не считая 40 в центровых местах населенок), а за ними мусорилы с лазерными радарами. Встречным спасибо, моргают все. По пути смотрел на отворотки на населенки, в которых должны были быть гостевые дома: сворачивать туда совсем не хотелось на своем тазе. После ливня ехать по песочной грунтовке нафиг надо. Погода интересной была: то ясное небо, то сильнейший ливень с ветром – чередовалось несколько раз в течение получаса.
2.3. В Вытегре ограничение 40 позволяет легко ориентироваться в городе. Гостиницу нашел сразу, площадка у нее вся заставлена знаками «остановка запрещена». Еле успел на ужин в едальню пригостиничную, она работает до 21:00. Едальня так себе, молочные каши по утрам бывают редко. Чеки не выдают. Народу мало. Номер достался с соседом, а ночью под окном и рядом гоняли сракеры с пердаками, телками и музлом. На завтрак были макароны с сосисками по 70 р. Сменилась администратор на тупую бабку, которая вообще вопросы и доносимую до нее информацию понимала только с 2-го раза.
Поехал я к подлодке. Народу с утра никого, значит, экскурсия (ее ведут только для групп от 5 до 15 человек) не светит. Плохо. Пошел осматривать. Внутри множество различных аппаратов, приспособлений, органов управления и индикации. Многие узлы отсутствуют, часть проводки порезана, зато видно механическую защиту кабелей. В аккумуляторных ямах размещены экспозиции музея: документы, фотографии, коллекции керосиновых сигнальных огней. Экскурсия просто необходима, так не особо понятно, что к чему и как работало. Смотрительницы – молодые девчонки, уткнувшиеся в свои телефоны. К обеду народу нашло, и внутри стали образовываться пробки.
Следующим объектом посещения стал краеведческий музей. Музей интересный, смотрительницы вменяемые и даже рассказывают, что к чему. Интересно. Представлена древние изделия, флора, фауна, хозяйственная деятельность, военные экспонаты. В музее меня обрадовали, что работает музей «водные пути севера» (он работает только по средам и субботам), так что поехал искать Садовую, д.1. Тут 2 варианта: или бросать тачку на дороге перед мостом, в сторону из Питера и идти через реку по мосту (выход сразу к музей), или пешком через парк спускаться к реке и искать этот музей (сложно найти спуск, после спуска музей легко находится). Музей маленький, представлены документы, фотографии, макеты шлюзов. Интересно.
В парке была ярмарка по поводу дня города. Улица Советская заставлена палатками, и там было не протолкнуться. И в этот день едальня в гостинице была закрыта на спец. обслуживание. Начитавшись поганых отзывов о местных едальнях, пришлось поесть плова на улице. В Вытегре есть еще старая церковь 1873 г.в., ее колокольня относится к музею. Но на день посещения музейного сотрудника не было на месте. За ней в деревьях еще есть часовня Долматского интересной конструкции.

В Вытегорском районе интересные регулярные электрошкафы наземной установки: чистые, аккуратные и с номером.

2.4. На выезде из Вытегры ведется продолжительный ремонт дороги, где-то 10 км, устроено реверсивное движение. Затем пустая дорога до Пудожа. Большинство попавшихся машин – из региона Москва/Питер. Так было и в дороге от Ферапонтово до Вытегры, но больше относилось к внедорожникам. По пути есть населенные пункты с сохранившимися шатровыми церквями, например, Саминский и Андомский погост.

Они обязательны к осмотру.
Въехав в Пудож, нужно ехать по главной до указателя «Медвежьегорск/Каргополь» (на этом перекрестке находится краеведческий музей, у которого четверг и суббота – выходной день и приличный продуктовый магазин «Лукошко»), на нем повернуть направо, ехать по главной до знака «Уступить дорогу», на нем направо и далее по главной до выезда из города. Дорога более-менее асфальтовая, есть один участок поганенькой грунтовки. На асфальтовой дороги есть длительные провалы какой-нибудь полосы сантиметров на 10-15, а еще, если рядом есть отбойник, то он может быть выгнут, а за ним – обрыв. Стремно. Хорошо, что перед такими местами стоят знаки. В Архангельской области дорога переходит в грунтовку, частично ямообразную.
В Лядинах была остановка на ужин и приятное общение с хорошими людьми. Год назад они ввели в эксплуатацию новый гостевой дом. Это настоящий дом-музей!!!


Столько вещей из разных сфер жизни прошлых хозяев! Все тщательно собрано, расставлено! Внутри дома идеальный порядок, очень красивый внутренний интерьер.
Потом заправка в Каргополе и финальный отрезок пути до Вершинино. По асфальту ехал, не вынимая тапки, сколько можно было. В этом году появился указатель на трассе, очень удобно стало. В итоге по асфальту (до Конево) ехал 40 мин, по грунту до Вершинино – час. Хорошо, ментов не было. По приезду самостоятельно нашел гостевой дом, устроился (в доме уже жили), отписался хозяевам, что все нормально, но они все равно приехали провести первоначальный инструктаж. Соседи по дому оказались участниками ярмарки. Очень приятные и интересные люди. Занялся планированием следующего дня: надо распределить мероприятия так, чтоб не было пересекающихся.
2.5. Наконец, кульминация поездки – Успенская ярмарка. Сначала – обзорная экскурсия по южной части Кенозера на теплоходе. Удивительно, что было мало народа. Потом свободное время, пообщался со знакомыми, посмотрел, что продается на ярмарке. Весь день было пасмурно, и моросил дождь.
Ведущие праздника – 2 замечательные женщины из «Кенозерочки».
Северный хор... какие же у них голоса!!! А на ярмарке был сокращенный состав, и большинство песен исполнялось под баян!!! Совсем другое звучание, нежели обычное, как в записях – проще и ближе душе:) Я готов ходить на их концерты постоянно, в любое место (в пределах 500 км) ездить!!! Северный хор, вы лучшие!!!!! Они открыли праздник, исполнив свою заглавную постановку:
Приезжайте к нам на север.
Словом ласковым приметим
Новый дом для вас построим,
Перед вами дверь откроем.
Поскорее приезжайте,
Да невесту выбирайте.
Наши красные девицы
На все руки мастерицы:
Встретят лаской в доме новом
Низким северным поклоном.
Приезжайте к нам север – ждем!


После них выступали приглашенные коллективы: Зазнобушки (Вершинино), Кенозерочка (Усть-Поча), Коневский русский народный хор (далее по тексту – РНХ) и Рассыпушки, Любо-дорого, Родные просторы (Кузьминка), Северяночка (Поча), каждый исполнял по 2 номера, за исключением Кенозерочки – им разрешили 3, т.к. юбилей, 15 лет!


2-е место по нарядности можно отдать Коневскому РНХ. Зазнобушки возглавляет известная всем туристам Емельянова Галина Ивановна, в прошлом работавшая администратором конторы Плесецкого сектора.
Следующим мероприятием был концерт Северного РНХ у Никольской часовни. Пели церковные песни.
Затем Лекшмозерочка показала этнографическую программу по сбору и обработке урожая зерновых.
Наряженные в красивые одеяния молодые девушки очень красиво вязали снопы. Затем обмолот снопов инструментом, который состоит из двух палок, связанных цепью.
Важно, чтоб палка, которая ударяет по снопу, в момент удара была горизонтальна. Потом мастер-класс по мукомольному мастерству.

Все интересно так!
Осталось чуток времени, чтоб посетить экспозиции амбарного ряда и попробовать овсяного киселя. Затем опять на главную площадку, на сольный концерт Северного РНХ. После него я светился радостью еще минимум полчаса!
Наконец, ужин – традиционная каша. Осталось поблагодарить начальство КНП, погулять и собираться в обратную дорогу.
2.6. Дорога до Масельги ничего особенного из себя не представляет. Морщихинская проезжается по главной дороге. Дорога заняла 3,5 часа – долго. С Масельги забрал очень ценного знакомого и поехали в Красную Лягу. Чтоб туда попасть, необходимо свернуть по указателю на Кучепалду, проехать купольное сооружение и держаться левее. Через 6 км будет знаменитая церковь.

Внутри ведутся реставрационные работы. К церкви ведут 2 тропинки от дороги: оставив тачку у 1-й и выйдя по 2-й, тачку вы не увидете, и радиуса действия обратной связи сиги может не хватить – у меня был шок. Потом пешком пошел в сторону Печниково, смотрю, стоит... ну хорошо, обошлось.
Затем поехали в Каргополь на обед и по городу чуток прогуляться. Тишина, спокойствие.
В 15 часов выехали из Каргополя в сторону Няндомы. Через 50 минут были почти у вокзала (до самого вокзала надо минут 5 проехать, свернув с главной дороги). Приятно, что в Каргопольском районе убрали волны на дороге – можно спокойно топить. Дальше уже известная дорога до Вожегодского района, частично грунт, частично асфальт. В Вологодской области дорога будет похуже, чем в Архангельской области. Уже в самом конце этой дороги расслабился и не заметил яму глубиной сантиметров 10...15 длиной метр и шириной в машину, на выезде из нее было ощущение полета, как будто все колеса оторвались от земли!
К Вологде подъезжали уже затемно, в 22 часа пересекли границу города. Все-таки рекомендую участок Няндома-Вологда проезжать посветлу, на дороге может быть всякого рода западло: ямы, доски, камни – народу мало ездит. Созвонились с администратором, сказали, что задерживаемся (на офицальном адресе ключи выдают до 21:00). Она нам объяснила, куда подъехать за ключами: точка была недалеко от объездной, что очень удобно. На объездной толком нет указателей, пришлось ехать по памяти и по карте – считать развязки и повороты. Объездная дорога ночью не освещается. Отдал денег за съемную квартиру, взял ключи, поехали на адрес: в итоге в 23 часа заселились. Квартира нормальная, чистая, в тихом месте, есть набор посуды, газовая плита, накопительный водогрей литров на 50 на случай отключения центрального горячего водоснабжения. У дома закрытая автостоянка, для квартиросъемщиков предусматривается одно стояночное место на ее территории.
На следующий день прежде всего пришлось поменять колесо – погнул диск. После завтрака погуляли по городу, пообедали и разъехались по своим направлениям. В Москву въехал вечером, затемно и встал наглухо на внутреннем кольце МКАДе, начиная от горьковки.
3. Итог
Бензин: 213,4 л, 6213,42 р, после поездки осталось где-то 3/4 бака (~30 л).
Общий километраж: ~2600 км
Средний расход: 7,0 л/100 км. Реальный расход по трассе был примерно 6,7 л/100 км, лишь после одной заправки расход сильно возрос, вероятно, там счетчик бензина врет.
Самый дешевый бензин в Ярославской области на ТНК или роснефти, заправляться надо до Ярославля включительно, т.к. потом эти заправки кончаются и начинаются дорогие лукойл.
Проживание: 4050 р
Еда: ~1500 р
Машина: погнут диск, но был выпрямлен с помощью универсального настроечного инструмента; замята сгнившая часть усилителя пола (уже переварен).
4. Справочная информация
Кириллов – гостевой дом: 8 921 130 42 96, ул. Гагарина, 57. Ночлег, еда, баня
Лядины – гостевой дом: 8 921 479 18 41. Ночлег, еда, баня, экскурсии.

Можно разместить этот отчет в социальных сетях. Таким образом Вы помогаете популяризации сайта.

Яндекс.Метрика
По вопросам сотрудничества и размещения рекламы пишите plo@autotravel.ru