Россия: города, достопримечательности
Автопутешествия: зарубежные страны

Откуда: Москва Когда: 11/2013

По маршруту: Любим, Буй, Солигалич

Рейтинг отчета: 2

Автор:

За рутинной суетой трудовых будней незаметно подоспели три ноябрьских выходных дня. Грех не воспользоваться таким подарком. На серьёзный заезд времени конечно маловато, но для небольшой экспресс-поездки – вполне достаточно. В соответствии с тематикой предстоящего праздника решили мы сгонять в места, имеющие некоторое отношение к тем далёким событиям, и полазить немного по костромским болотам, а если всё сложится удачно, то и попытаться разведать дорогу в сторону Вологодской губернии.

Изначально запланированная компания из 6 участников, по факту ужалась до 3-х человек. А вот количество транспортных средств осталось неизменным – стандартные Шевроле Трейлблейзер и Додж Дюранго.



Конечным пунктом первого дня был выбран Солигалич – место уже известное нам по прошлым поездкам. С учётом этого фактора был выбран и маршрут: через Любим – Буй – Галич – места, где мы ещё не были и которые хотелось бы осмотреть, а заодно протестить местные дорожки.

Миновав Ярославль и Данилов наша маленькая колонна свернула с М8 и уже минут через 20 прибыла в Любим.



Любим, хотя и является достаточно древним (известен с 1538г.), мало посещаем туристами по причине своей дистанцированности от основных экскурсионных троп. Типичный провинциальный городок, ведущий свою неспешную самодостаточную жизнь в стороне от бушующих по соседству политических и экономических страстей.

Бегло произвели осмотр. В центре, как и положено, торговые ряды конца 18в, которые, впрочем, трудно отнести к шедевру архитектурной мысли.



Другой обязательный атрибут любого российского города расположен по соседству.



За Ильичём раскинулась городская зона отдыха, находящаяся на месте старого городища, о чём повествует памятный знак.



С высокого вала открывается вид на поросшую камышами низменность и пешеходной мост через неё. Сперва мы подумали, что это болото. Оказалось – местная речка Обнора.



С противоположной стороны парка проглядывает через деревья Богоявленский собор постройки конца 18в.



Наконец, на въезде в город со стороны М8 внимание привлекает ансамбль церквей Троицкого прихода. Идёт вялая реконструкция. Но работы ещё непочатый край…



В процессе безуспешного поиска хоть какой-нибудь едальни случайно забрели в промтоварный магазин в торговых рядах, где вполне органично соседствовали детские товары и погребальные принадлежности. Тут же, к нашему удивлению, обнаружилась витрина с весьма неплохим выбором местной сувенирной продукции. Затарившись магнитами и буклетами мы продолжили путь на Буй.

Во многих атласах и картах автодорога Любим-Буй на границе областей либо совсем исчезает, либо указана как грунтовый просёлок. На самом деле это вполне приличное асфальтированное шоссе. Лишь на подъезде к Бую трасса ощутимо портится, что вынуждает водителей энергично накручивать руль, дабы объехать многочисленные выбоины.

Буй – достаточно большой и оживлённый по костромским меркам райцентр (через город проходят сразу две железки: Питер-Вологда-Киров и Буй-Данилов-Ярославль-Москва).

В центре находится огромная площадь Революции, на которой сосредоточены основные административные и культурные объекты города. Всё очень аккуратно и ухожено.



Здесь же обращает на себя внимание маленькая часовня Параскевы Пятницы, восстановленная в начале 00-вых по старым фотографиям.



Красивый вид открывается с автомобильного моста через реку Кострома:

- На старое городище с частично воссозданным участком оборонительного частокола и Благовещенским собором (1810г.) на заднем плане;



- на заречную часть города с главной доминантой Воскресенской церковью (1836г).



Сохранились в Буе и отдельные образцы каменной гражданской архитектуры 19в.



Особо стоит отметить нестандартное оформление пеньков от спиленных деревьев. С таким творческим подходом к облагораживанию территории, признаться честно, в других местах сталкиваться не приходилось.



Вообще креатив у жителей Буя, похоже, в крови. Достаточно вспомнить уроженку города, а ныне популярного ньюсмейкера и по совместительству депутата Госдумы Елену Мизулину :)

Словом, город произвёл вполне позитивное впечатление. Однако нам нужно было ехать дальше. Свернув по указателю на Галич и выехав из Буя, мы оказались на дороге, о состоянии которой информация в сети была весьма противоречива. На топографической карте Костромской области она обозначена как автодорога с твёрдым покрытием. На деле – первые километров 15 выглядят примерно так:



Особо засадных мест нет, но продолжительная езда по такой дороге приятных эмоций вряд ли добавит.

К счастью, скоро старая дорога уходит правее, а левее идёт прямое и абсолютно ровное как взлётно-посадочная полоса пустынное шоссе, выходящее на трассу Солигалич – Судиславль немного севернее Галича. Удивительная метаморфоза, хотя за время поездок по России на авто с такими гримасами дорожного строительства приходилось сталкиваться уже не раз.



Добравшись до Чухломы мы решили, что ехать напрямик в Солигалич ещё рановато. В свете имеющихся видов на Тотьму не мешало бы немного потренироваться и испытать наших железных коней на лёгком бездорожье :) Короче говоря, из отмеченных заранее на карте нежилых деревень и многочисленных урочищ, коих в Костромской области великое множество (“спасибо” программе по борьбе с неперспективными деревнями), выбор был сделан в пользу посещения Никола-Острова.

В 20 км северо-восточнее Чухломы простирается огромное болото со странным названием Святое. В северной части этого болота находится небольшой островок (Никола-Остров) с расположенным на нём древним комплексом культовых сооружений середины 18в. и старым церковным кладбищем. Место уникальное с топографической точки зрения, труднодоступное и можно даже сказать мистическое. Особенно с тех пор как в радиусе 10 км не осталось ни одной жилой деревни, а все прилегающие дороги давно заросли и превратились скорее в направления.

Свернув по указателю на Судай мы скоро достигли деревни Повалихино, откуда начиналась грунтовка в сторону Никола-Острова. Дорога проходит практически по берегу Святого болота. За окнами проплывали мрачные пейзажи чахлой береговой поросли, сквозь которую время от времени проглядывали покосившиеся срубы брошенных селений. Вокруг – само собой, ни души. Миновав несколько обширных, но неглубоких луж мы въехали в деревню Цилимово (а точнее то, что от неё осталось). Здесь грунтовка резко заканчивается, а дальше через поле в лес ведёт лишь затопленная водой колея. Первоначально мы было решили оставить машины тут и дальше идти пешком. Но, прикинув расстояние по карте, само собой родилось предложение попробовать подъехать к искомому месту чуть ближе. Тем более, что приехали мы на внедорожниках, а не на каких-нибудь пузотёрках :)))

Об этой авантюре мы очень скоро пожалели. Поначалу колея была вполне комфортной. Однако чем дальше в поле, тем колея становилась глубже и колеса стали пробуксовывать всё чаще и чаще. Проблема была даже не в относительно небольшом клиренсе привыкших к асфальту внедорожников, а в размокшей глине, которая практически не позволяла покрышкам надёжно зацепиться за грунт. Додж, обутый в грязевую резину, натужно, но пробирался вперёд. А вот у Шевика, шедшего следом на видавшей виды всесезонке, проблемы были куда очевиднее. В результате, тормознув на свою беду перед очередной лужей, дальше он тронуться просто не смог. Как, впрочем, и назад. Колёса беспомощно буксовали, лишь глубже погружаясь в бурую жижу.



Стравливание воздуха до единицы как и попытки вытолкнуть тяжёлую машину руками всех присутствующих результатов не дали. Стало очевидно, что единственный вариант спасения – это дёргать Шевик тросом (из всех внедорожных аксессуаров у нас были только рывковый трос и лопата :) ). Причём не вперёд, а назад, так как короткая разведка далее по маршруту донесла, что о дальнейшем продвижении, при исходных технических данных наших авто, лучше забыть.

Но для этого Доджу нужно было развернуться в обратную сторону. Задача оказалась не из простых. Тяжёлый внедорожник плотно сидел в колее и все потуги вылезти из неё заканчивались бессмысленными передвижениями вперёд-назад без какого-либо намёка сдвинуться в сторону. Вооружившись лопатой и собранными в окрестностях досками мы около часа колбасились в грязи пока в конце концов истошно ревущая 5-литровым движком машина, обдав нас фонтаном грязи из под буксующих колёс, не встала на обратный курс.

Однако теперь нужно было как-то объехать застрявший Шевроле. С одной стороны был бугор и кусты. С другой – заболоченное поле. Именно там мы и попытались прорваться, набросав сверху на траву и проступающую через неё жижу доски и остатки гнилых брёвен. Но тщетно! Едва свернув в сторону Додж плотно сел на мосты, не проехав и пары метров.



Fenita la comedia. Вечер явно переставал был томным. Помощи ждать было неоткуда. Стремительно надвигающиеся сумерки делали нашу ночёвку в застрявших машинах около леса на краю брошенной деревни практически свершившимся фактом. При одном оставшемся на память о заправке BP бутерброде и пол литровой бутылке воды на троих. Для людей, не так часто покидающих пределы МКАД, испытание не из лёгких. Народ явно погрустнел.

Но тут случилось невероятное! Где-то очень далеко послышался звук работающего трактора. Настолько далеко, что сперва мы даже не обратили на это внимания. Однако постепенно становилось всё более очевидным, что звук этот приближается. Замерев, мы напряжённо вслушивались, боясь поверить в свою удачу и опасаясь, что вот сейчас звук исчезнет или свернёт в сторону. Но на сей раз фортуна, как говорится в известном романе Богомолова, “улыбнулась нам в 32 зуба”.

Минут через 20 из леса показался трактор “Беларусь”, тащивший за собой одноосный прицеп. В прицепе ехала компания охотников, ощутимо датых и потому пребывающих в весёлом расположении духа. Водила трактора был тоже в соответствующей кондиции, однако это лишь упростило процесс вербальной коммуникации и никак не помешало успешному вызволению из грязевого плена наших транспортных средств.



14-тонный рывковый трос проверку на прочность прошёл успешно и уже через 10 мин.оба наших боевых коня вновь почувствовали под колёсами твёрдую почву. Правда в процессе вытаскивания у Шевика слегка сковырнулся передний бампер, явно не предназначенный для таких испытаний, но это всё ерунда по сравнению с мировой революцией! Главное – мы вновь были в седле, и ничто не ограничивало нашу способность к передвижению.



Тем временем уже ощутимо стемнело. О том, чтобы идти к Никола-Острову, не было и речи. Слегка придя в себя, мы расселись по машинам и тронулись в сторону Солигалича.

Заселились в местный отель :)



Топать ещё куда-то в этот вечер сил не было никаких. Хлопнули по рюмахе за приезд и завалились спать. Нашему безмятежному сну не помешала даже активно бурлившая всю ночь в баре напротив ночная жизнь Солигалича, столь досадившая нам в первый приезд сюда пару лет назад.

С утра проснулись отдохнувшими и с хорошим боевым настроем. В гостинице обнаружился новый постоялец, чьё присутствие указано на фасаде здания.



Стены гостиничного коридора на втором этаже увешаны ободряющей информацией.



Немного прошвырнулись по городу.





Особых изменений за 2 года не заметили. Деревянные торговые ряды на месте, а вождь мирового пролетариата у горадминистрации всё также указывает солигаличанам дорогу к светлому будущему, которое то ли уже наступило, то ли не наступит уже никогда.





Из плюсов стоит отметить Рождественский собор, радующий глаз свежеотреставрированным фасадом.



Из минусов – центральный купол на Воскресенском соборе похоже утрачен. По крайней мере с моста через Кострому он не просматривается. Жаль, но этого похоже следовало ожидать. Очень симпатичный монастырский комплекс без должного внимания неотвратимо разрушается.



Тяга к прекрасному – это хорошо, но ещё лучше делать это на сытый желудок. Из нескольких общепитовских точек города в 11 утра было открыто только кафе “Титаник”, и то лишь по причине подготовки к заказанному здесь банкету. Однако для забредших сюда непонятным образом трёх московских туристов сделали исключение. За что работникам этого заведения большой респект. Да и сам городок снова произвёл очень благоприятное впечатление своей неповторимой аурой. Живут местные весьма небогато, однако тотальной разрухи и деградации здесь всё-таки нет.

Как известно Солигалич – тупиковая транспортная точка на карте Костромской области. Однако, как уже было сказано, в планах у нас было намерение опровергнуть этот тезис и пробиться от Солигалича на северо-восток до посёлка Гремячий, расположенного как раз на границе с Вологодской областью. А там, по некоторым сведениям, новый асфальт до самой Тотьмы.

Но не всё интересное было ещё осмотрено в районе Солигалича. Для разминки колёс мы стартанули из города в противоположном юго-западном направлении по старинному земскому тракту, бывшему долгое время основной транспортной артерией, соединявшей Солигалич с Галичем и Костромой. Сейчас эта дорога, проходящая через постепенно умирающие деревни, не имеет даже сквозного проезда (хотя по карте этого не скажешь :) ). Но сохранившиеся ещё местами памятники архитектуры наглядно свидетельствуют о том, что когда-то эти места знавали куда лучшие времена.

Бешеной собаке семь вёрст не крюк. Через полчаса мы уже парковались на въезде в село Корцово, известное ещё с начала 17в. Сто с лишним лет назад Корцово было центром волости, здесь проводились ярмарки, имелось несколько школ и земская больница и даже свой синематограф. Теперь же село тихо деградирует, а о былом величии напоминает лишь огромный храмовый комплекс, датируемый началом-серединой 19в.



Особенно впечатляюще выглядит церковь Николая Чудотворца – “пятикупольный храм в стиле зрелого классицизма с шестиколонными портиками по бокам” (temples.ru). Даже в своём теперешнем полуаварийном состоянии храм ярко контрастирует на фоне окружающей его разрухи.



К сожалению, состояние церкви оставляет желать много лучшего. У притвора давно обвалились перекрытия, а между стенами выросла уже целая роща.



Вход в средний храм и алтарную часть заколочен. Сквозь щели в досках удалось разглядеть остатки иконостаса.



Увы, но судьба этого храма скорее всего предопределена. Сложно представить, что найдутся средства, достаточные для его реставрации, учитывая текущие экономические реалии этих мест.

Вернувшись назад в Солигалич мы, наконец, приблизились к финальному аккорду нашей поездки, двинув на северо-восток по старинному тракту Солигалич - Тотьма. О приближении к древнему центру солеварения и родине русских мореходов можно понять по изменившейся архитектуре окрестных храмов. Уникальный стиль в русской культовой архитектуре – тотемское барокко – зародившийся и наиболее полно представленный в Тотьме, нашёл своё отражение и в близлежащих районах. Яркий пример тому – Троицкая церковь в селе Зашугомье, куда мы посчитали обязательным заехать.



Храм не действующий, но и заброшенным его не назовёшь. Внутри всё аккуратно прибрано и даже присутствуют некоторые кустарные попытки укрепления свода.



Покинув Зашугомье мы снова вернулись на главную дорогу и покатили по вполне сносной грунтовке в сторону Гремячего. В Кузёмино, большом селе с двумя магазинами и полузаброшенной машинно-тракторной станцией, тормознули, чтобы уточнить у местных перспективы нашего дальнейшего продвижения. Мужичок, коловший перед домом дрова, явно обрадовавшись нежданному вниманию к его персоне, долго объяснял нам различные нюансы предстоящего маршрута. Если опустить трёхэтажные цветистые выражения, ничего не говорящие нам названия деревень и рассказ про какого-то Васильича, который каждую неделю приходит пешком из Гремячего за водкой, то смысл спича можно свести к одной фразе: до Трофимова (около 4-х км от Кузёмино) вы ещё доедите, а дальше – только на тракторе.

Зная привычку аборигенов нагонять жути, решили всё же ехать дальше пока есть возможность. Но увы, озвученная местным жителем оценка трассы оказалась даже чересчур оптимистичной. Едва мы выехали из Кузёмино как дорога стала резко портиться. Появилась колея и многочисленные лужи. Однако основная неприятность была даже не в этом. Преследовавшая нас с утра мелкая осенняя изморось перешла во вполне конкретный дождь. Дорогу начало развозить буквально на глазах. Зная уже коварный характер местного грунта, ехали очень аккуратно, но колёса всё равно временами начинали скользить как по льду.

Продвинувшись вперёд ещё на пару километров, мы подъехали к низменности, в нижней точке которой просматривалась немалых размеров лужа, а дальше изрезанный колеёй подъём.



Похоже, что запал офф-роудного энтузиазма был полностью исчерпан за предыдущий день. Поэтому, осознав бесперспективность нашей затеи, мы развернули машины и двинулись в обратный путь. Остаётся только констатировать факт того, что дорога до Гремячего существует, но проехать по ней на обычной машине можно похоже либо зимой, либо в сухой сезон.

Через час мы уже неспешно катили по тряскому асфальту в сторону Галича, намереваясь к вечеру достичь Костромы. Не смотря на то, что не всё в этой поездке получилось, мы совершенно не чувствовали себя разочарованными, с избытком получив эмоций и впечатлений, на которые и рассчитывали. Что касается наших нереализованных планов, то они зародили в душе у каждого из нас предчувствие новой встречи с этим удивительным краем, которая, мы в этом совершенно не сомневаемся, обязательно случится.

Выбрать:

Можно разместить этот отчет в социальных сетях. Таким образом Вы помогаете популяризации сайта.

Яндекс.Метрика
По вопросам сотрудничества и размещения рекламы пишите plo@autotravel.ru