Откуда: Москва, Москва Когда: 07/2015
По маршруту: Тольятти, Самара, Аша, Сатка, Карабаш, Челябинск, Коркино, Касли, Сысерть, Екатеринбург, Шувакиш, Нижние Серьги, Асбест, Верх-Нейвинский, Невьянск, Нижний Тагил, Алапаевск, Нижняя Синячиха, Верхняя Синячиха, Кучино, Чусовой, Кунгур, Пермь, Ижевск, Елабуга, Казань, Свияжск
Рейтинг отчета:
Автор: Участник форума: Maratosa
Идея этой поездки уходит в совсем далекий 2009 год- именно тогда появились мысли съездить в этом направлении , чтобы посмотреть на вещи , которые недоступны взору обитателя европейской части России – старые демидовские заводы, местные промыслы, техногенные объекты- отвалы, карьеры, разрезы и пр. Тем не менее, направление оставалось для меня на задворках автомобильных путешествий. Все –таки места эти не совсем туристические-так по крайней мере, считает народ. И год за годом, эта поездка отодвигалась. Потом родился ребенок и идею пришлось задвинуть в дальний угол - все-таки достаточно большие расстояния необходимо преодолеть –ребенку это тяжеловато.
Но в этот год было решено съездить. Перед поездкой я поднял старые отчеты Ags и Blacky, и немного видоизменил маршрут.
В этот раз план пробега делали по принципу: чем сложнее, насыщеннее маршрут, тем лучше. В итоге нарисовали замкнутое кольцо протяженностью около 6 тысяч километров: Москва – Тольятти - Сатка– Челябинск – Екатеринбург – Нижний Тагил- Кунгур-Пермь – Ижевск – Елабуга – Казань – Москва.
Преодолеть маршрут рассчитывали за десять дней, но в итоге были вынуждены несколько скорректировать план. Поездку в основном наполняли «музейными» объектами, и «техногеном», природа интересовала, но в меньшей степени. Хотелось «местной цивилизации».
Покорять Урал отправились на Форд фокусе 2. Должен сказать, что машина оказалась очень подходящая для таких поездок – простая как автомат Калашникова, если что случится- починить можно быстро и везде, а небольшие габариты позволяют быстро «челночить» по рядам в потоке крупных городов и обеспечивают довольно низкий расход топлива.
Перед пробегом автомобиль подвергли на даче небольшой подготовке. Заменили ремень ГРМ и приводные ремни, керхером помыли радиаторы, провели ревизию тормозной системы и подвески, заменили фильтры, залили свежее масло в коробку и мотор.
В дорогу были распечатаны материалы по городам и точки с координатами и схемами проезда к достопримечательностям.
Экипаж – я, жена-штурман, и ребенок - пассажир, ему недавно исполнилось 3 года.
Особенностью этой поездки , в отличии от некоторых старых, также было то, что есть в ресторанах и кафе не планировалось- была взята пароварка и закупались продукты, а также номера во всех гостиницах бронировались исключительно по принципу «Нам нужен самый дешевый двухместный номер в вашей гостинице» - платить втридорога за номер только для того, чтобы «кинуть кости» не хотелось.
Пугала погода, т.к. этим летом Москву залило, и была вероятность, что мы окажемся в дождях на Урале. Забегая вперед скажу- что в плане погоды нам всю поездку фартило безмерно и все точки маршрута кроме г. Перми мы смотрели под лучами солнца.
Итак, поехали.
День первый 15.07.15
Проснувшись рано утром, заглотнув пару бутербродов и кофе, кинув вещи в машину, в 4 часа утра мы выдвинулись из ЦАО Москвы в путь.
Быстро миновав МКАД , выскакиваем на трассу М-5 «Урал». Дорога до Рязани хорошо знакома -долетели очень быстро.
Местами еще лежал туман.
Качество дороги в целом приличное, после Рязани же пошла обычная двухрядка.
Вот и первая остановка в районе Шацка.
Перекусив, заправившись, двигаемся дальше. Дорога идет преимущественно среди населенных пунктов.
Примерно в 10-25 проезжаем главную шашлычную страны- д. Умет. Кругом жарят вкусный шашлык. Наверное, вкусный - мы не пробовали.
Далее не происходит ничего примечательного, едем.
Дорога двухрядка , скучная, как барабан.
В 14-35 Делаем еще одну остановку для заправки .
Остается 264 км до финиша –г. Тольятти.
Продолжаем. Дорога по-прежнему однорядная – но качество приемлемое.
Время уже к вечеру, начинаем уставать.
Но самое неприятное явление ждало нас в районе Жигулевска. Выезжаем на плотину ГЭС- мост через Волгу.
Там была огромная пробка, в которой мы протолкались почти час.
Кое-как пересекаем Волгу и вкатываемся в Тольятти.
По навигатору находим гостиницу «Три Звезды» . В ней у нас забронирован номер. Гостиница Расположена в промзоне. Но, несмотря на это, общее впечатление хорошее. Доброжелательный персонал, шлагбаум на стоянке. Мы брали самый дешевый номер на 2х человек. В номере одна кровать, кондиционер, телефон, телевизор, санузел. Завтрак так же включен в стоимость номера.
Выкладываем вещи, перекусываем и уставшие наконец-то ложимся спать.
16.07.15. День второй.
Проснулись с утра пораньше,
перекусили и выдвинулись в сторону района автозавода.
Что я могу сказать на этот счет. Перед тем как ехать на Урал, я узнавал состояние трасс. Зная что М5 сливается с М7 в районе Уфы, зная про покрытие и рядность М7 – а она лучше М5, одной из главных причин, по которой я поехал по М5 было желание посетить г. Тольятти и технический музей ООО «АВТОВАЗ» .
И вот мы на месте.
Завод огромен, много проходных - фактически целый город. Он напомнил мне завод ГАЗ в Нижнем Новгороде.
Должен отметить, что являясь в прошлом ярым фанатом вазовской техники-не сочтите меня тронутым умом –по простой причине- ведь именно она учила работать руками и головой применительно к ремонту и бескрайнему тюнингу авто - это как первая любовь и первый секс- забыть нельзя- я не могу не поставить 5 балов из 5 этому месту и городу. Да, моя любовь к ТАЗам «докаданниковской и каданниковской эпохи» ностальгически безмерна.. Огромная территория, огромное количество экспонатов- танки, бульдозеры,
вагоны, паровозы,
и даже громадная подводная лодка, все это стоит под открытым небом.
Должен отметить, что состояние техники порой «не очень»- колеса подспущены, стекла треснуты, и начинает ржаветь. Тут как говорилось в известной, подходящей песне:
"С корешем капот мы приокрыли,
Рты мы пораскрыли и глаза закрыли.
Потому что шланги все ваще отлетели, блин!
Корпус и коллекторы полопались и сгнили!" (Сектор Газа)
Печально , нужно не запускать, иначе придет в упадок как у Красинца.
Основное внимание привлек павильон Вазовской продукции,
которая либо не пошла в серию, либо выпускалась мелким тиражом- как 2112 купе например, которую я даже когда-то хотел брать (но взяли 2113).
Другие модели павильона были представлены на московских автосалонах в разные годы-концепты,
родстеры,
электрокары,
рестайлинг «копейки» и т.д.
Погуляли, сделали фото на память.
Вообщем ,
"двойки", "восьмёрки", "тройки" и "девятки" -
Самые лучшие тачки!"
Сам же город просто твердыня ВАЗа. Все стоянки, автосалоны забиты огромным количеством Жигулей.
В городе трафик на 70% состоит из ВАЗов. Даже эмблема завода есть в виде монумента!
Глаз радуется. Честно.
Следующим пунктом нашей программы был заезд в Самару.
Тут предполагалось осмотреть смотровую площадку на въезде в город и прогуляться по набережной.
Подъехали к смотровой (N053 20.697, E050 11.834) , на стоянку не заезжали (она платная), оставили машину рядом, сходили посмотреть.
Виды хорошие.
Заехали в аптеку и поехали в город- в сторону набережной.
Что можно сказать про набережную? Чисто , ухожено.
Очень напомнила мне набережную в Ростове на Дону.
Здесь тоже стоят фигуры, скульптуры различные фонтаны и пр.
Только Волга не такая маленькая по ширине и более чистая с виду, чем Дон.
Провели там час, на выходе к машине прикупили пироги «Штолле» и начали выбираться из города.
И вот тут нас ждала засада. Конкретная. Город весь перекопан и застыл в ремонтах. Местные жители закончили рабочий день и стали покидать рабочие места.
Время было в районе 5 вечера, и мы уткнулись в пробку. Почти час выезжали из города, наконец, выбрались на «оперативный простор».
И только потом я понял, что это не так. Думал доехать быстро. Как же я ошибался.
Точкой прибытия на этот день был г. Аша в Челябинской области. Именно в нем был забронирован номер в гостинице «АМЕТ». Вечерело, надо было форсировать темп, учитывая 2-х часовую разницу во времени.
Легко сказать, но сложно сделать. Участок М5 от Самары до Уфы оказался просто ужасным - этакий танковый полигон. Что характерно- мои знакомые - водители дальнобойщики предупреждали об этом , но т.к. мы ехали через Тольятти - выбора не было. Огромные количества ям, гребенка, адские колеи, чадящие фуры, ползущие на подъем со сплошной разметкой со скоростью черепахи и т.д.
Дважды со встречки прилетали машины при обгоне - приходилось съезжать на свою обочину.
В какой-то момент мне казалось, что мы стоим на месте. Со злостью и досадой я смотрел на экран навигатора и буквально офигевал - машинка на радаре будто застряла центре «бермудского треугольника»- между точками Самара – Бугульма –Уфа-Бугуруслан.
Гипнотизировал ее взглядом. Позвонили в гостиницу, предупредили что будем поздно. Уже в сумерках пересекли границу республики Башкортостан. По обочинам работали нефтяные качалки. Финишная заправка на объездной в Уфе и мы едем дальше.
Последние 100 км идем практически одни. Машин на трассе нет- все спят. По местному –уже почти 2 ночи. Въезжаем в Челябинскую область. Еще немного и видим поворот на г.Аша. Покатавшись по темноте по городу, звоним в гостиницу, выясняем, как проехать. В итоге примерно в 3 ночи по местному времени заселяемся, перекусив, покормив ребенка, уставшие ложимся спасть.
День третий. 17.07.15
Проснулись утром, зашли позавтракать в буфет завода «Амет».
После этого, мы заприметили продукцию завода гражданского назначения-термосы, кружки, кастрюли. Решили прикупить, узнали, что продается это дело в фирменном магазине около ДС «Металлург». Заехали по пути, прикупили пару изделий - термос и кастрюлю- по качеству лучше чем китайский ширпотреб. Завод же активно работает, отгружает продукцию в т.ч . и на экспорт- вспомнилось , что даже ставил им пару фур.
Выдвинулись из города, выехали на М5.
Про М5 в районе участка Сим- Челябинск написано много.
Что можно сказать- огромное количество «сплошняка» и знаков «обгон запрещен» ,несметные количества фур, штурмующие так называемые «Уральские горы»-именно так говорят бывалые водилы-«разводилы»-дальнобойщики объясняя чудовищный сверхнормативый расход солярки в рейсах (Горы, которые по сравнению с Кавказом не горы, а просто холмики-кочки) и засады гаишников в кустах.
Погода не радовала - дождь лил стеной и мы просто плыли по течению. Простояли в пробке - идет ремонт моста и организован реверс.
Дождь не унимался.
Вообще отдельно скажу про погоду на Урале. Погода крайне переменчивая. Порой солнце резко сменяется дождем, тучи идут и будто цепляясь за верхушки гор , проливаются ливнями. Что и было сейчас.
В районе Сима открываются интересные виды с трассы на горы.
Медленно ползем в потоке.
Ближайшая цель по плану п. Пороги- на реке б.Сатка, практически на северной границе Челябинской области. Там нас интересовала ГЭС в поселке, внесенная в список памятников мирового значения ЮНЕСКО. Эта гидроэлектростанция начала XX в - одна из старейших в мире. И причем действующая.
Доехали до поворота на г. Бердяуш, повернули. Погода налаживалась. После этого еще порядка 10 км по двухполоске и 15 км по грунтовке-грейдеру .
По пути встречаются интересные виды.
Еще немного и мы у цели. Въехали в поселок.
По московскому времени - уже порядка 2 часов дня.
Должен отметить, что время при заезде на Урал критично играло все 10 дней против нас, и чрезвычайно изматывало. Разница в 2 часа особенно ощущалась при посещении музеев и чтобы успеть до закрытия, приходилось «формировать темп». При посещении парков, и прочих природных мест - не так ощутимо напрягало.
В общем, чуть забыл про разницу, и приехал в музей по московскому времени к закрытым дверям и вот "Одна я умная, в белом пальто стою красивая" (с).
Но мы отвлеклись. Итак , станция.
Дождь перестал идти совсем.
Думали, что будет "пресно", особенно после просмотра ГЭС Рюмякоски в сортавальском районе. Но приехав сюда, стало понятно, что это не так.
Водосброс - сильный, виды - классные, а главное- станция работает уже целый век!!
Что насторожило - немного все в состоянии заброшенности - грязновато,
задняя часть слегка подгажена- требуется уборка,
внутри помещение - открыто, сидит "контролер", но при этом все механизмы работают.
И как-то стремно даже было заходить - хотя висит табличка по ТБ.
Я перефразирую ее грубо: "Чтоб на вал не накрутило, засучи рукав, му…ило»
Посмотрели, полюбовались, и двинулись в обратный путь в сторону М5.
По местному времени уже было порядка 5 часов.
И мы поняли, что в г. Златоуст мы не успеваем. С другой стороны, образцы клинков, топоров и пр. Можно увидеть в краеведческом музее Челябинска, поэтому мы особо не переживали.
Заправились и взяли курс на Челябинск. Но тут, видя, что погода совсем «разгулялась» мы решили использовать возможность и заехать раньше плана в г. Карабаш. Про это место мы читали, но хотелось увидеть один из грязных городов cвоими глазами. Повернули на Миасс.
Миасс оказался достаточно длинным городом, проезжали насквозь очень долго. В итоге выехали за пределы города и оперативно двигались дальше. Стояла задача успеть до заката. Проезжаем разные населенные пункты, порой попадаются разные промышленные названия- «Северные печи» и т.п.
И вот мы почти у цели. Остановлюсь на этом подробнее.
Карабаш — город в Челябинской области с населением около 15 000 человек. Карабаш возник в 1822 после открытия золотоносных россыпей на месте татарского поселения. В начале 20 века в Карабаше начали добывать медь. После нескольких десятилетий добычи медной руды и выплавки меди, город занял первое место на планете, как самый грязный. На заводе не было установлено очистных сооружений — во времена СССР об экологии особо не думали.
На въезде в город мы видим реку Сак-Елга.
Уровень содержания железа в ней в 500 раз превышает допустимую норму. На расстоянии 100 метров от берега нет никакой растительности .
Цвет реки- ярко рыжий. Вода загажена выбросами.
При производстве меди из медной руды образуется большое количество вредных веществ, таких как производные свинца, серы, мышьяка и, собственно, меди.
Виновник экологической катастрофы- карабашский медеплавильный завод- Карабашмедь.
Почти за век завод выжег и засыпал шлаком большую территорию вокруг себя.
За год работы комбинат выбрасывает в атмосферу более 180 тонн газов, которые выпадают в виде кислотных дождей на прилегающую территорию.
С другой стороны дороги от комбината видна Гора лишившаяся растительности от воздействия выбросов «Карабашмеди». Гора называется «Лысой».
В целом картина производит достаточно сильное впечатление. Смотрев в детстве рекламу Гринпис я не верил, что человек может так гадить.
Погода же при посещении города очень подошла- солнце садилось, и виды были эффектные.
В итоге имеем: Высушенная река Сак-Елга с покрышками и пеной по берегам-абсолютно желтая вода, завод с валящим дымом из трубы на фоне заходящего солнца, перекошенные , черные от копоти дома, выжженные кислотами горы, и крест с надписью "Спаси и Сохрани" …
Безнадега. Только бежать.. От увиденного действительно пробежали мурашки по коже- это тот случай когда фото в интернете не могут передать атмосферу места- надо видеть в живую. Финальный "удар по почкам"- горы отработанной породы размером с дом на выезде из города.
По «вау-эффекту»- неплохо.
После осмотра этого безобразия, мы поехали в гостиницу в г. Челябинск.
Номер был забронирован в гостинице Южный Урал. Хорошая, еще советская, гостиница в самом центре. Поставили авто на стоянку. Персонал же гостиницы не побоюсь этого слова -"четкий", по другому сказать не могу- все быстро и по делу. Никаких лишних вопросов и разглагольствований. Перекусили, легли спать.
День четвертый 18.07.15.
«В день
заседаний на двадцать
надо поспеть нам.
Поневоле приходится раздвояться.
До пояса здесь,
а остальное
там"
(В.Маяковский)
В этот день было запланировано много точек осмотра, порядком вымотались.
Итак, начнем: Г. Челябинск.
Что я могу сказать про сам город? Он очень понравился. В Челябинске очень широкие улицы и проспекты, порой по 3-4 полосы в каждую сторону. «Запас прочности» по пробкам здесь очень высок, на мой взгляд, даже по московским меркам- если добавить развязок и светофоров.
Утром проснулись,
позавтракали, сдали номер и отправились в сторону ул. Кирова.
Улица является местным Старым Арбатом.
Интересно, что в «активном состоянии» застать все-же ее не удалось, т.к. время было весьма раннее- раньше 8 утра. Палатки и лотки были закрыты. Это придавало особую атмосферу- пешеходная улица- спала, народу почти не было. Напомнила казанскую ул. Баумана.
Поснимали основные скульптуры и памятники.
Двинулись в сторону областного краеведческого музея.
Краеведческий музей оказался закрыт- по времени еще было рано. Во дворе музея представлена экспозиция различных камней и минералов с разных районов Урала.
Походили, осмотрелись, музей как раз открылся.
Выдвинулись осматривать залы.
На деле оказалась очень емкая экспозиция
- в залах освещены все моменты развития челябинской области- от древности,
до металлургии
и гравировки на холодном оружии.
Походили по экспозициям, рассказывающим историю города.
На втором этаже, вернее на крыше, хороший вид на город и реку Миасс.
Прошли дальше- хит - челябинский метеорит, который упал недавно рядом с городом.
Посмотрели залы, рассказывающие о городе в военные и послевоенные годы.
После осмотра музея решили двигаться к машине, чтобы выехать в сторону н/п Коркино. В Коркино анонсировалась основная достопримечательность- самый глубокий угольный разрез в Европе глубиной более 475 м. Мы не могли обойти его стороной. Дорога до места от центра Челябинска- добротная двухрядка с разделителем. Уже появляются указатели на г. Троицк- Казахская граница рядом. Быстро долетели до Коркино, миновав несколько гаишных засад. Покрутились по улицам , и нашли точку обзора.
Карьер, как ни странно, впечатлил нас не столь сильно, как ожидалось из описаний.
Но были и плюсы-с погодой сегодня повезло. Было раннее утро, светило солнце, экскаваторы еще видимо не "активничали" и дымка над разрезом еще не была столь плотной как на фото в интернете.
Да, карьер, очень глубокий - говорят самый глубокий угольный разрез в Европе. Действительно -масштабы внушают. Очень напомнило Железногорский разрез на КМА.
Сделали контрольные кадры и помчали дальше.
А дальше была достаточно сложная задачка. Было необходимо попасть в г. Касли- очень хотелось увидеть музей местного каслинского литья. Проложили путь напрямую, через город- т.к. объездная Челябинска очень громадная. Навигатор показывал до точки более 160 км, звонок в музей показал , что работают они до 16-00, что не радовало, т.к. по Москве было уже почти 11-00., т.е. оставалось 2-2,5 часа. Решили форсировать темп. До Челябинска доехали быстро, через город прокрутились по улочкам и вышли на оперативный простор- свердловский тракт. Там сели на хвост местному, что позволяло держать скорость ~160-170 км/ч , благо дорога хорошая двухрядка в каждую сторону. За час до закрытия мы все-таки занырнули в поворот на Касли, и спустя мгновения были у музея. Присоединились к последней экскурсии. Что можно сказать про музей? Вернее про каслинское литье.
Очень понравилось- ничего не сказать..
Не смотря на малый размер помещения и экспозицию - понравилось очень и очень.
Интерес представляет рассказ про процесс самого литья и подготовки моделей. В принципе –все технологически очень закономерно и предсказуемо. Напомнило уроки из темы про литье в песчаные формы по предмету Теория Конструкционных материалов в МАДИ .
Экспозиция понравилась, в итоге даже приобрел себе реплики в качестве сувениров. Цены не очень высокие , как многие пугали, москвичи точно осилят. Есть очень даже интересные скульптуры.
Довольные, заехали перекусить на заправку Газпром и залили полный бак.
Следующим пунктом был г. Сысерть, где предполагалось посмотреть местное озеро- Тальков камень.
Проехали город насквозь, уточнили у местных дорогу. В итоге машину оставили на шоссе на выезде из города и пошли в парк Бажовские места.
Вход платный. Шли по лесу около 2 км вдоль речки.
Что увидели в итоге- во-первых ,видна деятельность по благоустройству.
Все чисто- мусора нет, т.к. проход в парк платный. Во –вторых- само озеро- местная Рускеала:)
очень похоже на мраморный карьер в Сортавале, хотя там больше масштаб выработки..
Если рускеальский карьер нравится- вам однозначно сюда!
Полазили по склонам и пошли в обратный путь.
Дорога до Екатеринбурга была ничем не примечательна,
заехали в город, где нас ждала квартира на ул. Белинского , недалеко от центра. «Причалили», выгрузили вещи, предварительно зайдя в магазин, закупив продукты. Последующие 4 дня мы располагались здесь.
Продолжение следует...
Можно разместить этот отчет в социальных сетях. Таким образом Вы помогаете популяризации сайта.