Откуда: Ярославль Когда: 06/2015
По маршруту: Минск, Мир, Варшава, Берлин, Морицбург, Дрезден, Бастай, Прага, Карлов, Краков
Рейтинг отчета:
Автор: Участник форума: Karpen
Состав: двое
взрослых
Продолжительность:
15 дней
Автомобиль:
Opel Astra H универсал "11 г.в., дв. 1,6; Аи-95
Идея поездки родилась год назад, однако, осуществить ее получилось лишь в этом году. Главной целью был Берлин. По необъяснимым причинам туда очень хотела жена. Я же, прикинув маршрут, понял, что Германией не ограничится. В итоге поездка получилась весьма обзорной, но компактной по времени. Итак, собственно маршрут.
Хотя главной целью была все таки Германия, получилось, что больше дней провели в Польше, так как ехали по ее территории туда и обратно. Собственно Германии получилось только чуть-чуть. Ну и естественно Прага, которая удивительным образом расположилась недалеко от германской границы, и не заехать туда, было бы преступлением. Вот такая "Большая Медведица" нарисовалась на карте после возвращения.... или "Малая"?
Подготовка
Виза. (8000 р.)У меня виза была еще с прошлого года, латвийская. Жене решили сделать через агенство, так цена вопроса равнялась затратам на собственную поездку в Москву, учитывая прогулянные дни на работе и тд. Сделали итальянскую, т.к. польскому посольству (первая страна въезда) нужна была предоплата за отели. А это заведомо невыгодно. Сумма комиссии за перевод равнялась цене за номер. На границе проблем с итальянской визой не возникло, даже ничего не спросили. Гринкарта (1600 р.) и медстраховка на 2 ч. (1500 р.) несколько подорожали с прошлого года, но не существенно. Гостиницы бронировали заранее, через соответствующий сайт. И еще момент. Для въезда в центр некоторых городов Германии нужна экологическая наклейка соответствия автомобиля нормам. В Берлине нужна. Мы получали во Франкфурте на Одере, следуя инструкции dsfin: http://forum.autotravel.ru/viewtopic.php?t=15117. Перед поездкой проверил авто в сервисе. Запаслись едой на первый день, дабы в угоду экономии не останавливаться в кафешках. И в путь!
Хочу в этот раз отказаться от привычного подневного повествования и изложить путевые заметки по странам. Думаю, в случае описания такого путешествия, так будет намного интересней.
Российская часть
Граница
Переходили по Варшавскому мосту. Туда. Понедельник, около 14.00. 2,5 часа. Почти не досматривали. Магазинов хотя и несколько, но они бедноваты. Обратно. Пятница, около 15.00. 2.5 часа, с учетом того, что белорусы вскрыли все сумки и досмотрели абсолютно все. Судя по рассказам бывалых, прошли быстро. При таком раскладе не вижу смысла ехать в Домачево.
Польша http://autotravel.ru/area.php/-9
Дороги. Туда. От границы до Варшавы двухрядка, местами с
широкими обочинами. Местные охотно двигаются. Очень много населенки. Скорость
50 км/ч. Нередки камеры. Не доезжая 30 км до Варшавы, начинается магистраль,
написано "платная", однако оплата налажена пока только по
транспондеру. Видимо, недавно построили, не успели еще поставить
терминалы. От Варшавы до Берлина прекрасная трасса Е30 (она же
А2). Платная. Путь в 482 км скоростной трассы обошелся в 1185 руб. Дорого
это или нет, судит каждый сам. Система оплаты следующая: на первом терминале
берете талон, с помощью которого на терминалах оплаты определяется сколько
проехало ТС и, соответственно, размер платы за проезд. Принимают нал и пластик.
Причем пин не вводишь, поэтому получается довольно быстро. У нас один раз
карточка не соединилась с сервером, пришлось использовать запасную. На трассе
много зон отдыха и бесплатных туалетов (за которые ты уже заплатил))). Здесь,
как и везде в Польше на магистралях много фаст-фудов, а вот заведений с
нормальной едой нет совсем. Обратно. Въезжали со стороны нацпарка "Столовые горы" в районе
г. Кудове-Здрой. Здесь дорога узкая и извилистая, и очень живописная. Потом
вышли на трассу Е40 (она же А4). Тоже платная. Отрезок в 260 км обошелся
в 440 р. Кстати, терминалы оплаты проезда именуются табличкой
"Pobory". Говорящее сообщение))). После Кракова А4 заканчивается в
Жешуве, далее строительные работы. А мы сворачиваем на Люблин на 19 трассу.
Двухрядка, узкая, много населенки, очень много транспорта, ср скорость ок. 70
км/ч. Зато на трассе множество хороших кафе-столовых со вкуснейшей польской
едой. Далее выезд на Е30 у нп Мендзыжец-Подляски и движение по знакомой
трассе до Тересполя (Варшавский мост). Бензин 95 - 1,05 евро/литр. Деньги. Местные деньги - польский злотый, курс (на 06.2015) - прим. 15
руб. за 1 злотый. Пластик принимают везде, кроме туалетов и столовых (о них
ниже). Рубли меняют только в центрах туристических городов по грабительскому
курсу. Так, что лучше ехать с евро или пластиком. Еда. С едой
в Польше проблем нет. Если хотите поесть вкусно и недорого, то вам в столовые,
они остались еще со времен социализма. Называются они "Молочный бар"
(Bar Mleczny). Называются они так, потому что раньше упор в меню делался на
блюда с молоком (каши, запеканки и тд). Так вот пообедать на двоих в таких
заведениях - ок. 400-500 р. Это недорого для Польши. Но учтите, что заведения
эти в основном для местных, поэтому карты принимают в единичных столовых, меню
на польском (но многое понятно), ну и обслуживание в "лучших"
совковых традициях. Очень популярны у населения, поэтому народу много. Место за
столиком в обеденное время можно не найти. В обычном кафе обед обойдется
минимум в 1 т.р., причем без алкоголя. Порции везде, будь то столовая или кафе
большие, а иногда огромные, некоторые блюда можно смело брать на двоих.
Продукты в магазинах не дороже нашего, ассортимент примерно одинаков. Много
всяких магазинчиков, где продают готовые блюда, свежую выпечку и кондитерку.
Все очень вкусно. От местного пива не в восторге. Из 7 марок пива, приглянулся
только Живец (Ziwiec). Если и покупать пиво, то немецкое или чешское, хотя его
еще надо поискать. Упор делается на местного производителя. И это я думаю
правильно, но не здесь. Из крепких напитков рекомендую попробовать Крупник. Под этой маркой
и сладкие наливки, и крепкие настойки, водка. Из сладких настоек могу еще
отметить Соплицу (Soplica). Из магазинов понравилась Biedronka (Божья
Коровка), дискаунтер, типа "Магнита", но чистый и аккуратный, и цены
чуть пониже, чем в остальных (имхо).
Варшава http://autotravel.ru/town.php/3173
На Варшаву был отведен всего один полноценный день. Этого хватило, чтобы прогуляться по Старому городу, осмотреть большинство достопримечательностей, посетить королевский замок, и обойти Александровскую цитадель вокруг. Город очень понравился, даже несмотря на то, что старое это уже давно новое. Стоит приехать и посмотреть хотя бы на великолепный пример восстановления Старого города из руин. Товарищам полякам удалось при реставрации создать ощущение старины и первозданности. Вообщем молодцы! Из современного города интересно посмотреть на Дворец культуры и науки и футбольный стадион. Поселились в хостеле "Marymont Hostel", в 20 мин езды от центра. Пешком далековато, зато парковка бесплатна. Оставили машину в закрытом дворе хостела, и катались на трамваях. Они комфортные и бесшумные. Очень повеселили объявления остановок на польском))). Билет на 20 мин - 3,4 zl (ок. 48 руб/0,85 евро). Билеты можно приобрести в киосках печати "Ruh" (Рух).
Столовые Горы
Национальный парк "Столовые Горы" находится в одноименных горах, которые в свою очередь являются частью Центральных Судет. Нацпарк расположен почти на границе с Чехией в окрестностях города Кудова-Здруй. Отсюда до Праги менее 60 км. Наиболее близкий к основным маршрутам нп - поселок Карлов. Горы сложены древним песчаником, залегающим пластами. Горы старые, поэтому долгое время подвергались воздействию воды и ветра. Появившиеся формы выветривания, а также необычные лабиринты, узкие расщелины между огромными каменными блоками и представляют интерес для туриста. На территории Столовых гор проложено множество пеших маршрутов. Наиболее интересные из них: 1. Бледные скалы/Błędne Skały - каменный лабиринт расщелин и тупиков, обычно очень узких, разделяющих огромные каменные блоки. 2. Щелинец Вельки/Szczeliniec Wielki - самая высокая вершина Столовых Гор (919 м), на которой в результате выветривания образовались причудливые скальные формы. 3. Скальные грибы/Skalne Grzyby - группа оригинальных скальных форм, размещенных на территории 2 км длиной и на высоте 700 м. Скалы приняли формы грибов, оборонительных валов, башен, ворот и даже формы целых скальных стен. Мы попали только на первые два маршрута, они платные. По 4 злотых с лица. На обоих маршрутах есть настилы в мокрых местах, панорамные площадки, схемы и таблички у наиболее интересных объектов (ессно на англицком и на польском). Скалы удивительные. Виды великолепные. Море положительных эмоций! И кроме того, полезно для здоровья. Жили в гостинице «Szczelinka» в д. Пастерка, у подножия гор, в нескольких км от Карлова. Это одна из немногих гостиниц в окрестностях, которая была на Букинге по сходной цене. В принципе, можно было и не бронировать заранее. В поселке множество маленьких и недорогих отельчиков и гостевых домов.
Краков http://autotravel.ru/town.php/3174
После посещения и ночевки в Столовых горах мы отправились в Краков. На него был выделен полный день. Город не менее интересен, чем Варшава, а может быть где-то и превосходит столицу. Исторически город очень значим, а посему здесь сохранилось множество достопримечательностей. В нем сохранилось много старинных зданий, так как в войну город пострадал не столь сильно как Варшава. Мы прогулялись по старому городу, окруженному приятными скверами. Посмотрели торговую площадь с Мариацким костелом, барбакан, прогулялись по старинным улочкам. В центре народу много, но не тесно. В музеи не ходили. Краков был последним пунктом посещения, перед дорогой домой, поэтому решили просто погулять. Остановились в гостинице «Ośrodek Hotelowy Optima». http://autotravel.ru/otklik.php/23377 Неплохой отель в 20 мин езды на трамвае до центра. Бесплатная парковка. В тихом районе. Обедали в каком-то кафе на улице Grodzka. Обед обошелся где-то в 1 тыс. рублей с алкоголем. В столовых (Млечных барах) в Кракове поесть не удалось - ни одна не принимает пластик, а менять деньги не хотелось. Кстати, этих самых столовых по городу много, в центре и недалеко от него. После обеда отправились в Вавель - замок на одноименном холме. Красивый сам и красивые виды города с высоты крепостных стен. В итоге, если не заходить в многочисленные музеи, целого дня в Кракове хватит для неспешных прогулок по Старому городу и его окрестностям.
Германия http://autotravel.ru/area.php/-31
Дороги. Маршрут по Германии был следующий: въехали из Польши по Е30 (А2) - Франкфурт-на-Одере - Е30 (12 трасса по немецкой номенклатуре) - Берлин - Трасса 13 - Дрезден - трасса 17 - Бастай - трасса 17 - въезд в Чехию недалеко от города Усти над Лабем, немецкая 17 трасса превращается в 8 чешскую. О дорогах Германии писано переписано много. Они хорошие, между большими городами, преимущественно автобаны, где с асфальтовым покрытием, где с бетонным. Дороги пока бесплатные до 2016 г. При въезде в страну во Франкфурте купили экологическую наклейку, о которой я рассказывал в разделе "подготовка". Она нужна для въезда в центр Берлина, где у нас был забронирован хостел. Ездят германцы по трассам довольно быстро, скорость на многих скоростных дорогах ограничена 130 км/ч, вопреки бытующему мнению о неограниченной скоростной дозволенности немцев. Скоростной режим они все таки нарушают, но не всякий, что с немецкими номерами ездит - коренной житель Германии. В центрах посещенных городов подозрительно мало автомобилей. Популярен велосипед и общественный транспорт. Парковки платные и довольно дорогие. Правда, мы так и не разобрались в паркомате у хостела и оставили машину на парковке, не заплатив за нее. Следствием стал штраф под дворником размере 10 евро. Естественно, ничего не платили, хотя это не есть гуд. Про деньги писать не буду, тут и так все понятно. Еда. Средний чек за обед в ресторане самообслуживания - 20-22 евро. В многочисленных кафе и ресторанах в будни есть бизнес-ланчи, цены начинаются от 10-12 евро. Дешевле можно поесть только в фаст-фудах, кебабных (в некоторых есть вполне нормальная еда за 6-7 евро) или в едальнях быстрой восточной кухни (лапша с курицей и напиток от 5-6 евро). Вообщем, если переводить на наши деньги, получается не очень бюджетно. Продукты в магазинах немного дороже, чем у нас, но есть из чего выбрать. Понравились местные "бомж-пакеты", весьма удобоваримые))). Что же с пивом? Очень был удивлен, что в сетевых магазинах (Lidl, Aldi, Netto) очень ограниченный выбор пенного. В основном 5-6 марок, причем в пластике по 0,5 или банки. Однако, заглянув в специальные магазины и небольшие (или наоборот большие) супермаркеты - к вашему вниманию несколько полок с пивом на любой вкус. Так как люблю больше пшеничное, пробовал в первую очередь его. Из сего понравились Schofferhofer, Erdinger, Franziskaner, Paulaner - это то, что можно у купить у нас, правда цены, конечно, существенно различаются. Там, примерно, 0,6-0,7 евро за бутылку. У нас же тот же Шоферхофер приближается к 2,7 евро. Стоит отметить, что мы были не в самых пивных регионах Германии (а ведь так хочется), но и здесь с этим все очень и очень неплохо! Из магазинов понравилась сеть Kaufland, большой ассортимент, огромный выбор готовой продукции, во многих магазинах есть рестораны, где можно недорого поесть (5-6 евро/чел. второе+салат без напитка).
Берлин http://autotravel.ru/town.php/3604
Город, восстановленный из руин нельзя назвать жемчужиной Германии, но, несмотря на это, посмотреть есть на что. Все таки столица государства. Исторических зданий осталось немного, из оставшегося - все восстановленное. Ремонтируют до сих пор. В этом городе более популярное - Берлинская стена, музеи, посвященные холодной войне и образу жизни бывшего восточного Берлина. По всему центру протянуты какие-то трубы, покрашенные в отвратительно розовый цвет. Из местных жителей много самых разных народностей, но только не германцев. Много арабов, чернокожих и славян, в т.ч. и русских. На Берлин было выделено 1,5 дня. Половина неполного первого дня была занята Рейхстагом http://autotravel.ru/otklik.php/20614, в который мы записывались заранее на сайте Бундестага https://visite.bundestag.de/BAPWeb/pages/createBookingRequest.jsf?lang=en. Посетить стоит ради панорамных видов и чисто из интереса "как там все устроено". Весь следующий день был использован на прогулку по небольшому кусочку восстановленного исторического Берлина и посещение нескольких шикарных музеев на Музейном острове. Они действительно стоящие, особенно Пергамский музей с его древней монументальной архитектурой. На нас впечатление произвело, по крайней мере в такого рода музеях до этого не были. Конечно, чтобы посетить все интересности нужно как минимум дня три. Останавливались в АВМ Hostel http://autotravel.ru/otklik.php/23289, обедали в Maredo http://autotravel.ru/otklik.php/23288, и в различных кафе-бистро с восточной или традиционной кухней. В таких заведениях в меню между гамбургерами и шавермой можно встретить вполне нормальную еду типа риса или картофеля с курицей или котлетой по вполне приемлемой цене.
Морицбург http://autotravel.ru/otklik.php/20630
В Морицбург заехали по дороге, глянуть на замок хотя бы снаружи. Интересное сооружение. Внутрь не пошли, времени особо не было.
Дрезден http://autotravel.ru/town.php/3605
Исторический центр Дрездена более тщательно восстановили после войны, нежели берлинский. Причем, очень скрупулезно собирали уцелевшие части и вставляли их в восстанавливаемые здания. Центр очень красив и не воспринимается новоделом. На Дрезден ушло 1,5 дня. Вполне хватит для того чтобы посетить старый город и заглянуть в несколько музеев, коих в Дрездене немало. Город очень дорогой для посещения в плане еды, проживания и транспорта. Жили в гостевом доме "Pension Luft" http://autotravel.ru/otklik.php/23290, за 48 евро за ночь за двухместный стандарт. И это самый недорогой вариант, не беря в расчет хостелы, и учитывая, что находится гостиница на самом краю города. Зато бесплатная парковка и приветливая хозяйка. В центр ездили на трамвае, стоимость одного билета 2,2 евро. Сильно недешево. Гораздо выгоднее взять семейный билет, выгоден даже для двух человек. В итоге на транспорт за 1,5 дня ушло 18 евро. Их музеев посетили Дворец-Резиденцию и музей транспорта, на них ушел почти целый день. Обедали в ресторане-самообслуживания в ТЦ Karstadt http://autotravel.ru/otklik.php/23287. Опять же цены весьма не демократичные.
Бастай http://autotravel.ru/otklik.php/20625
Очень живописные скалы на берегу Эльбы. Находится в национальном парке "Саксонская Швейцария". Находятся недалеко от трассы Дрезден - Прага. Очень рекомендую посетить по случаю великолепных видов на Эльбу и окрестности, да и вообще красивое место. Когда мы только планировали поездку, дефицитом оказалась инфа по проезду к объекту, поэтому в комментах к достопримечательности описал подробно как проехать к скалам Бастай.
Чехия http://autotravel.ru/area.php/-8
Чехию зацепили только краешком, ведь от Дрездена до Праги всего-то 200 км. Поэтому много про эту страну не скажу. Дороги. Въезжали в Чехию из Германии со стороны Дрездена по трассе 8. Далее от Праги по трассе E37 через Градец-Кралове пошли на Польшу в нацпарк "Столовые Горы". Дороги в Чехии платные, нужна виньетка, на 10 дней - 12 евро. Принимают пластик. При въезде в страну есть пункт продажи, будет большой указатель - не проедете мимо. Наклейка состоит из двух частей: клеить в правый нижний угол лобового стекла нужно большую часть, предварительно написав на ней номер авто, на маленькой тоже пишете номер и кладете в бардачок. Если остановят полицейские могут проверить. Трассы, по которым мы ездили были, в основном, двухрядные, но весьма живописные. Много населенки, но транспорта не особо много. Перед Прагой дороги становятся шире. Бензин стоит примерно столько же как и в Польше. 95 - около 1,07 евро/литр. Деньги. В Чехии ходит местная крона. Курс примерно 1 руб. - 2,5 кроны. Мы не меняли. На сувенирных развалах охотно принимают евро, как и в гостиницах, и ресторанах, по крайней мере в Праге. Еда. Касаемо еды, буду говорить о Праге, поскольку в других чешских городах не были. Есть много недорогих кафе, которые предлагают комплексные обеды (12-15 евро на двоих), в фаст-фуде обедали на 13,8 евро. Завтрак в столовой рядом с гостиницей обошелся в 5,8 евро на двоих. В целом очень даже приемлемо. В магазинах много готовой еды, поэтому при наличии кухни в месте проживания можно значительно сэкономить на ресторанах. Алкоголя в Чехии много и продается он везде и круглосуточно. Популярен абсент в различных вариациях, местная настойка Бехеровка. О пиве даже писать не буду, тут и так все ясно. Скажу лишь, что очень понравился разливной Staropramen. Перед отъездом в Польшу затарился чешским на пару дней.
Прага http://autotravel.ru/town.php/3081
Столица Чехии - это место чрезмерной концентрации туристов со всего мира. Оно и понятно, город то старинный и красивый! Поэтому во всех мало мальски туристических местах толпа народу, причем с самого раннего утра и до поздней ночи. На Прагу было нами отведено 2 дня. Маловато, конечно, но для обзорного тура по нескольким странам - пойдет. В целом погулять по Старому городу днем и вечером и посетить Пражский град полутора дней хватит. Хотя, честно говоря, приезжать надо как минимум на дня три. Еще одна половина дня была убита в пражском аутлете "Fasion arena outlet center". Неплохой магазин, большой выбор, низкие цены на брендовую одежду. Например, фирменные джинсы от 700 р., ветровки от 1500, чемоданы от 3500. Качество как вы сами понимаете, иное, в хорошем смысле слова. Поселились в гостинице "Pension G - Centrum" http://autotravel.ru/otklik.php/23291. Специально искали с бесплатной парковкой. Оставили машину и катались на трамваях. В Праге они больше похожи на наши, чем в других посещенных городах Европы. Билет на 90 мин стоит 32 кроны (1,17 евро). Сам по себе город великолепен и производит впечатление даже на человека видавшего немало европейских столиц. В общем Прагу буду очень сильно советовать всем!
В итоге мы совершили самое длинное наше путешествие на автомобиле. Поездка получилась отменная!
Цифры:
Немного путевой статистики на различных отрезках пути:
Цифры |
Ярослв-Минск |
Минск-Брест |
Брест-Варшав |
Варшав-ФранкОд |
ФранкОд-Берлин |
Берлин-Дрезден |
Дрезден-Прага |
Прага-СтолГо |
СтолГо-Краков |
Краков-Ивацев |
Ивацев-Ярослв |
Итого: |
|
Путь (км) |
1029 |
379 |
208 |
482 |
97 |
226 |
231 |
172 |
327 |
646 |
1222 |
5065 |
км |
Ср V (км/ч) |
88 |
86 |
63 |
104 |
80 |
72 |
63 |
58 |
72 |
70 |
89 |
78 |
км/ч |
Топливо (л) |
72,6 |
27,1 |
12,2 |
38,3 |
6,8 |
16 |
16,2 |
12 |
21,5 |
44,7 |
86,7 |
359 |
л |
Ср.расх (л/100 км) |
7,1 |
7,2 |
5,9 |
8 |
7 |
7,1 |
7,1 |
7 |
6,6 |
7 |
7,1 |
7,1 |
л |
Общий путь: 5065 км
Средняя скорость: 78 км/ч
Потрачено топлива (95): 359 л
Сред. расход: 7,1 л
Потрачено денег: 102183 руб., включая все расходы
из них: бензин 17662 руб., еда 19220 руб., проживание 27742 руб.
Путешествуйте господа!
Можно разместить этот отчет в социальных сетях. Таким образом Вы помогаете популяризации сайта.