Автопутешествия: зарубежные страны

Откуда: Москва - Заполярье. Часть 2 Когда: 07/2013

По маршруту: Мурманск, Териберка, Кировск, Апатиты, Умба

День 6-й, 30 июня, воскресенье. Мурманск - Териберка - Кировск, 450 км.

Программа этого дня нешуточная, поэтому распрощались с Мурманском с утра пораньше. До свидания, город-герой, город-порт, город-труженик, в котором мы - наверное, из-за жары в 29 градусов - не уловили дыхания Крайнего Севера. Даст бог, ещё свидимся.  А пока - в Териберку.

На протяжении многих лет берег Баренцева моря для туристов был недоступен. Там, где есть дороги, - располагались запретные зоны. Туда, где дорог нет, можно попасть только на вертолёте. Но теперь ситуация изменилась, и множество путешественников штурмуют полуострова Средний и Рыбачий, выходят к самой северной точке России. Но этот путь не для нас. Нашим машинкам по зубам единственное место на Кольском полуострове, где ничто не загораживает Северного полюса, - посёлок Териберка. Туда мы и едем.

Трасса на Териберку - Туманный ответвляется от трассы "Кола" на южной окраине Мурманска. Первые 65 километров - хорошее асфальтированное и абсолютно безлюдное шоссе,

бегущее по лесотундре.

Но вот и развилка: налево, на север, Териберка; направо - на Туманный, там каскад ГЭС.

С поворотом на север меняется и дорога, и окружающий пейзаж. Теперь это песчаный грейдер, а вокруг бескрайняя тундра с голубыми вкраплениями озёр. Рельеф становится гористым, а тундра - более суровой: сюда уже не достигает благотворное влияние Гольфстрима.

Становятся понятными прочитанные предупреждения: на пыльном грейдере сцепление колёс с покрытием слабое, неправильно выбранная скорость может повлечь потерю траектории движения. Не спешите, здесь так красиво!

И вот наконец за перевалом мы видим на горизонте голубую полоску. Это уже залив Баренцева моря. Указатель советует нам повернуть направо,

но мы не напрасно так долго готовили маршрут. Это ещё "не та" Териберка, это старый рыбачий посёлок в глубине бухты. "Наша" Териберка дальше.

Её второе название - посёлок Лодейное. Лишь за ним открывается вид на открытое море.

Посещавшие Териберку убеждают своих читателей в заброшенности и депрессивности этих мест. И в самом деле, здесь есть полуразрушенные дома, и брошенная техника, но вот, например, новая школа - на заглядение, и вид местных жителей, собирающихся провести выходной на природе, не говорит о депрессии и стагнации. Проехав посёлок насквозь, мы остановились в страхе перед разбитой дорогой и вышли на берег бухты:

очень живописно, но океан отсюда не виден. Стало ясно, что надо ехать дальше, куда, собственно, и направлялись местные отдыхающие. Но дорога не впечатляла. Впрочем, на "ладе" я бы поехал без колебаний. А вот проходимость нежной корейской техники внушала сомнения. И после небольшого совещания мы двинулись дальше пешком. Это решение, как оказалось, имело далеко идущие неприятные последствия. Не пройдя и километра, мы были беспричинно атакованы местной собакой-лайкой, гулявшей со своими хозяевами на поводке. Длины импровизированного поводка из электропровода псу хватило, чтобы прокусить Ольге ногу. Пострадавшей больно, остальные перепугались, хозяева пса сконфужены и просят прощения. И только кобелю хоть бы хны. Пришлось вернуться к машинам, вытащить аптечки, продезинфицировать рану, остановить кровь, наложить повязку. Хозяин собаки побежал домой за справкой о прививке от бешенства (не нашёл). В общем, безмозглая тварь сорвала нам поход к водопаду, а хозяину и его другу - воскресный пикничок с заветной бутылочкой на живописном берегу моря.

Ольга не потеряла присутствия духа и рвалась в поход, но хромала, и было ясно, что далеко мы уже не уйдём. Впрочем, не очень это было и нужно. Искомый вид на Северный Ледовитый океан, не имеющий преград до самого Северного полюса, под 69°11' с.ш. открылся метрах в пятистах от места Приключения № 1.

А кругом теплынь под тридцать градусов, и желающие полезли в море - не купаться, вода градусов десять, так хоть ножки помочить. А в Баренцевом море вода кристальной чистоты!

А кругом яркая, цветущая, праздничная тундра!

От жары и красоты окружающей природы мы совсем разомлели и как-то упустили из виду, что у нас сегодня ещё 300 с гаком вёрст пути и, вообще говоря, запланирован музей цветного камня имени Дава в городе Мончегорске. Стало ясно, что в Мончегорске мы будем в лучшем случае к закрытию музея, поэтому в этот город заезжать нет уже никакого смысла. Тем более по дороге на север уж очень удручающее впечатление произвели его задымлённые и обожжённые сернистым ангидридом окрестности. Так что можно было не спешить и ещё раз окунуть какие-то части тела в море уже на песчаном пляже у Старой Териберки.

На обратном пути, перевалив через хребет, приостановились у кристально-синего озера:

Чувствуется, насколько оно суровее и холоднее Баренцева моря. Естественно, ведь его же не подогревает тёплое течение Гольфстрим.

Больших и малых озёр было в этот день на нашем пути предостаточно.

Ближе к областному центру на них всё больше отдыхающих и рыбаков - суббота. Долго ли, коротко ли, а только вернулись мы на трассу М18 в пригороде Мурманска и взяли курс на юг. Это означает, что наше путешествие пересекло экватор и можно подвести некоторые предварительные итоги. Тем более за окнами знакомые места.

Итак, волею небесных сил Север повернулся к нам своей привлекательной стороной. Много ли по статистике в мурманском крае таких погожих и даже жарких дней? Хорошая погода развернула перед нами картины необыкновенной красоты. В нашей памяти Север навсегда останется ярким, благостным, приветливым. Таким же он предстанет перед всеми, увидевшим наши фотографии и услышавшим наши рассказы. Но... все знают о том, что Север - суровый край. И кто теперь поверит, что ворота в Арктику сильно напоминают курорт? Каким-то предстанет Терский берег Белого моря?

Пока же в нашей программе Хибинские горы. Под вечер мы добрались до Кировска, и навигатор привёл нас (хотя и не без труда) к туркомплексу "Хибины". Здесь я жил перед горным турпоходом  в 1975 году. Тогда это была новая красивая гостиница, а сейчас перед нами предстало обшарпанное здание, кое-где подновлённое с помощью сайдинга. Не понравились толпы юных постояльцев студенческого вида, тусующихся вокруг отеля. А когда выяснилось, что свободных номеров для нас нет (вернее, есть, но их никому не хочется убирать), мы с облегчением нашли по телефону места в другой гостинице - "Парковой", забили её адрес в навигатор и минут через десять были на месте.

Кировск смотреть мы будем завтра.

День 7-й, 1 июля, воскресенье. Кировск, 20 км

Вот уже почти 40 лет пишущий эти строки, не побоюсь этого слова, влюблён в этот маленький город, окружённый Хибинскими горами. Исполнив свою давнюю мечту - вернуться и показать Кировск своим друзьям, я, конечно, не откажу себе в удовольствии рассказать о нём и в отчете.

Гордость кировчан - Полярно-альпийский ботанический сад-институт.

Уже 70 лет эта организация занимается разведением декоративных растений в условиях Крайнего Севера и озеленением заполярных городов. Кроме того, здесь якобы есть экологическая тропа на гору, с которой открывается красивый вид. На протяжении тропы прослеживается смена природных зон: в Хибинах высота 500 метров соответствует двум с половиной тысячам на Кавказе. Горя желанием всё это увидеть, мы заказали экскурсию по телефону из Москвы и подкатили прямо к открытию ботанического сада. От центра Кировска - 7 километров. Двигаясь за тётей-экскурсоводом, мы познакомились с планом сада и полюбовались горным ручьём.

Дальше нас водили по грядкам с цветочками, обычными для средней полосы и удивительными для 67-й параллели.

С гордостью экскурсантам была продемонстрирована оранжерея с экзотическими растениями.

И на этом тётя с нами распрощалась ради следующей группы. Никто на гору нас вести не собирался, типа, это только для специалистов. Побродили по саду сами, вышли на берег озера Большой Вудъявр

откуда открывается вид на город,

и на этом всё. Крайне неудовлетворённые, мы покинули ботанический сад и поехали дальше - к озеру Малый Вудъявр.

Видно, что это место - зона отдыха кировчан. Впрочем, здесь куда ни пойди - всё зона отдыха. А Малый Вудъявр знаменит тем, что практически отсюда началось научное освоение Хибин под руководством академика Ферсмана. Вид на Хибины отсюда и в самом деле впечатляющий.

Вернувшись в город, мы продолжили выполнение культурной программы. На очереди - горно-геологический музей ОАО "Апатит". Богатая корпорация выстроила для своего музея роскошное здание в центре города, так называемый "дом с часами".

У входа - забавная фигурка геолога, который опирается на самый распространённый декоративный камень Хибин - легендарный эвдиалит, "лопарскую кровь".

Музей работает без выходных, а вход в него бесплатный. Внутри же музей оснащён по последнему слову техники - побывать там стоило лишь для того, чтобы увидеть, каким должен быть современный музей. Но поражающих впечатление самоцветов там не так уж много. Впрочем, слава Кировска - не драгоценные камни, а невзрачный серый апатит, сырьё для фосфорной промышленности.

Немного утомившись от технологии добычи и обогащения полезных ископаемых, мы из музея вышли, затарились в магазине хибинскими сувенирами и отправились на поиски следующего экскурсионного объекта - заброшенного вокзала. И мы его нашли!

Шансов на то, что этот уникальный памятник железнодорожной архитектуры будет восстановлен, нет никаких: пассажирское ж/д сообщение в Кировске уже давно не существует даже в пригородном варианте (40 лет назад изредка ходила электричка до станции Апатиты). Но мы можем записать себе в актив, что видели кировский вокзал до того, как его окончательно сотрут с лица земли.

Прогулка по центру Кировска доставила удовольствие, особенно понравилось Верхнее озеро с фонтаном.

Хотя сил осталось немного, их хватило для прогулки к подножию горы Айкуайвенчорр, "Спящей красавицы", доминирующей над городом.

На неё ведут канатные дороги, но летом они, естественно, не работают (а можно, можно было бы оставить хотя бы одну, как в украинском Буковеле!). Гора пологая, и можно в принципе на неё взобраться - при наличии времени. Увы, был уже поздний вечер, к счастью - полярный, и всё, что мы смогли сделать на прощание - снять панораму вечернего Кировска.

День 8-й, 2 июля, понедельник. Кировск - Апатиты - Кандалакша - Умба, 225 км.

Прощаемся с Хибинами. До свиданья, Кировск! Увы, сорока лет до следующей встречи мне уже никто не выделит. Надо успеть раньше. А сейчас - на Терский берег!

Первая остановка очень скоро - заезжаем в Апатиты. Это город, выросший вместе с Кировском на тех же полезных ископаемых, но обогнавший своего брата благодаря расположению на равнине у железной дороги. Однако природными красотами этот город не отмечен, и мы заехали сюда ради музея геологии и минералогии и "Сада камней", т.е. геологического парка под открытым небом на улице Ферсмана. Музей полностью оправдал ожидания. Действительно обширная, интересная и красивая коллекция. Очень большую ценность экспозиция музея представляет для школы. Жил бы в Апатитах - водил бы сюда своих учащихся с первого по одиннадцатый класс. Наверное, местные учителя так и делают. А я долго фотографировал стенды - пусть московские ребята посмотрят хотя бы не своими глазами.

Предложили нам взглянуть на видеозапись полярного сияния - фантастическое зрелище, шансы посмотреть его самим, к сожалению, у нас близки к нулю.
А вот геологический парк откровенно разочаровал. Маленький скверик, лежат невзрачные серые глыбы

и памятник Ферсману - словно насмешка над замечательным учёным.

Существует легенда, что это результат переделки памятника Сталину, оказавшегося ненужным.
Едем дальше. На половине пути от Апатитов до "Колы" шоссе пересекает Ёкостровский пролив (он же Иокостровский, а на указателе и вообще Экостровский, что в принципе неверно), соединяющий две части озера Имандра. Очень красивое место:

"А у Иокостровского пролива расти не могут матовые сливы, и запахи армянского разлива досюда ветер как-то не донёс", утверждает песня. Ну и ладно. Зато, судя по обилию замков на мосту, местные жители охотно заключают здесь браки особой крепости - ключ, брошенный в Имандру, обратно никакими способами не достать.

Но вот мы на магистрали и держим курс на Кандалакшу. Этот город мы проезжаем в этот раз транзитом (навигатор не подвёл, и указатели на Умбу имелись). Нам, однако, следовало отыскать смотровую площадку (на поморском наречии - "глядень") на Крестовой горе, откуда открывается вид на Кандалакшский залив. Дорогу на вершину, описанную в литературе, так и не нашли. И удовлетворились площадкой около шоссе, откуда, впрочем, мешают снимать ёлки. На обратном пути эта оплошность была частично исправлена - но не станем забегать вперёд.

В 30 км за Кандалакшей за посёлком Колвица находится очень интересное место - водопад, а вернее - порог Чёрный падун. Чтобы его найти, за деревней надо сбавить скорость и искать отворотку направо. На внедорожнике можно подъехать вплотную к водопаду, мы же свои машины от греха оставили у шоссе.

Река Колвица в этом месте соединяет две протоки.

"Чёрный падун" завершает каскад порогов, которые можно при наличии времени осмотреть. Но и то, что мы обозрели, оставляет сильное впечатление.

Туристы-водники, сплавляющиеся по Колвице, считают - вполне обоснованно - этот порог непроходимым. Но нам он запомнился не сколько буйством водной стихии, столько мастер-классом рыбной ловли. На противоположном берегу из кустов вышел голый до пояса мужик (комары его не кусают, что ли?) с гигантским сачком.

Погрузив его в воду, он непринуждённым движением извлёк здоровенного лосося, которого тут же умертвил камнем по голове, чтобы не трепыхался. И опять: четыре заброса - четыре рыбины, одна попытка неудачная, зато ещё в одной - сразу две. Смотреть на это было невозможно. Одолеваемые чёрной, как Падун, завистью, мы рванули к машинам и через час прибыли к месту назначения - турбазе "Умба-Дискавери". Заведение сие находится на самом краю полуострова, образованного двумя вдающимися в сушу заливами Белого моря. Место абсолютно волшебное. Мы заняли заказанный двухэтажный дом,

который называется "Дом петроглифов", т.к. на его стенах развешаны изображения наскальных рисунков древних людей.

Весьма любопытная особенность этого места - полуостров с маяком.

Название "полуостров" в данном случае следует понимать не в географическом, а в прямом смысле. Потому что во время прилива, который и случился часа через три после нашего приезда, он превращается в настоящий остров.

Здесь, на берегу Белого моря, нас ждал заслуженный пятидневный отдых. А на сегодня впечатлений достаточно. Спокойной белой, полярной ночи.