Россия: города, достопримечательности
Автопутешествия: зарубежные страны

Откуда: Москва - Заполярье. Часть 3 Когда: 07/2013

По маршруту: Варзуга, Умба, Повенец, Вологда, Москва

Рейтинг отчета: 0

Автор:

День 10-й, 4 июля, среда. Умба - Варзуга - Умба, 270 км.

Отдохнув накануне на берегу Белого моря и даже кое-как (был отлив) искупавшись, мы приобрели достаточный запас бодрости для радиального выезда в Варзугу, которую называют "жемчужиной русского Севера". От Умбы к Варзуге тянут хорошую дорогу: 45 км асфальта, в этом году положат ещё 25. Это очень хорошо, особенно если учесть, что совсем недавно добраться вглубь Терского берега можно было разве что на вездеходе. Любопытно, что Варзуга географически южнее Умбы, и в этой поездке мы дважды пересекали Северный полярный круг.

Грейдер очень приличный, ровный, но пыль красного цвета от колёс стоит столбом и садится на заднее стекло "Сида" толстым слоем (а к "Рио" почему-то не пристаёт).

Дорога идёт чуть в отдалении от берега моря, огибая редкие поморские деревни Кузрека, Оленица, Кашкаранцы. Наша первая точка - часовня и родник безымянного инока Терского, легендарное место поморского края, находящееся на 108-м километре от Умбы.

Налево по ходу движения - источник. До него около 800 метров комариного леса с причудливо искривлёнными деревьями.

По дороге встретили путешественника-велосипедиста, который рассказал о встрече с медведем на дороге близ Варзуги. Оба - и велосипедист, и медведь - замерли в изумлении метрах в ста друг от друга. Когда путешественник потянулся за фотоаппаратом, косолапый убежал в лес. А нам пока никакие звери на дороге не попадались.

Родник на лесной полянке под поклонным крестом,

рядышком на скамеечке - ковшик и кружка. Полагается набрать воды и отнести её в часовню, тогда она приобретёт чудодейственные свойства. Так мы и сделали. Часовню мы нашли на берегу моря:

Это новодел, сооруженный в 2003 г. взамен древней часовни, разрушенной в советские времена. Часовня всегда открыта. Внутри - образ безымянного инока Терского,

гробница - ящик с песком. Поставили бутылки с водой на саркофаг, чтобы зарядились.

Белое море сегодня ярко-синее. От часовни открывается вид на Кашкаранцы, куда мы не стали заезжать.

До Варзуги оставалось совсем немного, когда совершилось Приключение № 2. У "Рио" без видимой причины пробилось колесо. Резина - всмятку. Колесо заменили, но, как говорится, осадок остался. Главное, что причина прокола осталась невыясненной. Но так или иначе, вскоре на горизонте показалась Варзуга.

Большое поморское село Варзуга - тоже в своём роде край света. Дорог дальше нет. Только водный путь или вертолёт. Село состоит из двух частей, разделённых рекой Варзугой. На правом, ближнем берегу находится Пречистенская сторона, а в ней - погост, известный далеко за пределами Русского Севера.

На противоположном берегу - Никольская сторона. Варзуга начиналась именно там - на месте, где была новгородская крепость Тре, установлен позолоченный крест.

Но пока мы входим на территорию храмового комплекса. У ворот - редкая для русских сёл часовенка великомученика Уара.

Этот святой знаменит тем, что он молится за умерших некрещёными, в иной вере или неродившимися. Поставив свечку Уару, как бы поминаешь за упокой тех, которым ставить свечки в обычной церкви не полагается.

И вот перед нами - Успенская церковь (1674).

Шатровый храм высотой 34 метра и в самом деле поражает изяществом и гармонией. Но надо заметить, что в 2006 - 2008 г. церковь подверглась реставрации путём полной разборки и сборки с заменой сгнивших элементов конструкции. И, пока новые брёвна и брусья не потемнели от времени, отделаться от чувства некой подделки не удаётся.

В состав храмового комплекса входит колокольня необычной конфигурации,

построенная в 2001 г. взамен разрушенной в 30-е годы,

и другие церкви, также возрождающиеся в наше время. На церковном дворе уже давно лежат купола для какой-то восстанавливаемой церкви, напоминающие некую инсталляцию.

К сожалению, ни в один храм Варзуги, если не считать часовню св. Уара, мы попасть не смогли. Они оказались закрытыми на замок. Видимо, настоятеля отца Митрофана, в миру капитана первого ранга Баданина Алексея Васильевича (в настоящее время епископ Североморский и Умбский), в это время в селе не было, а беспокоить кого-либо ради досужего любопытства мы посчитали себя не вправе. И мы вышли на улицу села, представляющую собой вереницу одинаковых домов. Это, собственно, центральная усадьба колхоза "Всходы коммунизма". Здесь же колхозный магазин-ресторан, принадлежность которого подтверждается резной вывеской. Увы, предприятие общественного питания оказалось закрытым и, судя по всему, его открывают только для спецобслуживания. Магазин же напомнил по своему ассортименту почти забытые социалистические времена. Никакой продукции "Всходов коммунизма" - а занимается колхоз рыболовством, производством масла и колбасы - там не оказалось. Что и требовалось доказать. Заметим попутно, что никакой туристической инфраструктуры в Варзуге - хотя бы магнитиков, не говоря уже о разрекламированных козулях - не оказалось. Довольно странно, если учесть, что "Всходы коммунизма" плотно занимаются рыболовным туризмом и хорошо зарабатывают на богатых иностранцах. Жаль. Очень жаль.

Но в целом Варзуга не производит впечатления депрессивного села - новая школа на высоком холме выглядит роскошно.

Туда ведёт высокая деревянная лестница, на которую мы и поднялись. Сверху Варзуга как на ладони.

Отсюда видно всё, чем знаменита Варзуга: остров-пастбище, на который коровы добираются вплавь; лодка-маршрутка, переправляющая всех желающих через реку за 20 р. с носа с 9 до 17 часов. Постояв и подумав, решили на Никольскую сторону не переплывать. На данный момент там нет никаких достопримечательностей - обычная деревня. До легендарного источника св. Владимира, исцеляющего от болезней душевных и телесных, - 4,5 км в одну сторону. Расстояние в наших условиях недостижимое. Смотреть же на обезглавленный Никольский храм, используемый в качестве магазина, - увольте. И мы спустились к нашим машинам, чтобы убыть восвояси.

Но смазанное впечатление от Варзуги было очень скоро стёрто на Аметистовом берегу.

На побережье Белого моря, между устьем ручья Лодочный и мысом Корабль, находится геологический памятник федерального значения - месторождение аметистов. Конечно, заброшенное - ценные кристаллы уже выработаны. Но...

Дорогу к мысу Корабль мы нашли по навигатору и смогли проехать по ней около километра. Можно было бы и дальше, но побоялись за пуза наших машинок. Оставили их на краю леса и дальше двинулись пешком, по тундре.

И вот он, берег моря. Красота изумительная. Справа - мыс Корабль,

слева - скалы и небольшой птичий базарчик.

Все скалы - розово-коричневого цвета. Видимо, из этих же камней построен красный грейдер, по которому мы ехали. Но камни-то не простые. Внутри каждого из них аметисты. Точнее, та масса, из которой при каких-то условиях в недрах земли кристаллизуются самоцветы.

Впрочем, аметисты мыса Корабль мы уже видели - в геологических музеях Кировска и Апатитов.

А кругом абсолютное, многокилометровое безлюдье. И радостно цветущая тундра.

И все цветы в тундре - аметистового цвета!

Да, вот он какой, Север. Вот таким - ярким и праздничным - открылся он нам. Таким он и останется с нами навсегда.


День 11-й, 5 июля, четверг. Умба.


Наш рассказ о Севере будет неполным без описания столицы Терского берега - Умбы, в которой мы провели едва ли не треть времени нашего путешествия. А этот день мы перемещались по её улицам как на машинах, так и пешком.

День начался с посещения шиномонтажа, где Дима с Олей обрели старенькую покрышку на запаску взамен погибшей по пути в Варзугу. Резину шиномонтажники, кстати, им просто подарили и взяли деньги только за работу. Вот такие люди на Севере. А теперь начинаем экскурсию по Умбе.

Райцентр Умба имеет статус посёлка городского типа. На вид же это поселение - скорее всё же город, хотя бы по площади. Абсолютно уникальна его планировка. В Умбе нет выраженного центра, его дороги прихотливо изгибаются. Многие из них не асфальтированы. Но главная особенность Умбы заключается в том, что она состоит из двух автономных частей: собственно Умбы и Старой Умбы, которая суть рыбацкая деревня. "Центр" Умбы новой застроен пятиэтажками, и среди них, на берегу залива, находится...

В музее посетителей обувают в белые тапочки с завязками. Его экспозиция - стандартная для районного краеведческого музея - интересна постольку, поскольку район-то Терский. И именно здесь мы наконец увидели своими глазами знаменитые козули - ритуальные фигурки из теста, по своей сущности примыкающие к пряникам.

Козули в обычных условиях имеют функции талисмана, оберега и амулета (не очень представляю себе различия). Но в экстремальных условиях, после размачивания в воде, они приобретают пищевые свойства. Однако традиционное пожелание у поморов - "чтобы тебе никогда в жизни не пришлось размачивать козули!". Того же и мы вам желаем.

Ещё одна традиционная северная редкость - глендониты, или беломорские рогульки.

Эти любопытные образования в виде сереньких камешков с выростами (а на срезе - красивый узор) встречаются только в двух местах в мире: в Австралии и здесь, в Оленице. Добыча их запрещена. Правда, к моменту посещения мы уже получили по глендонитику в подарок от турбазы. Свой экземпляр я уже дома распилил алмазным тросом - и правда, узор.

Большая часть музея и в самом деле отражает поморский быт, воссозданный умело и привлекательно для экскурсантов. Вот, например:

Да и отдел природы - ведь не простой, а беломорской. И тут мы смогли увидеть хотя бы в засушенном виде морских жителей,

которых я безуспешно искал на берегу во время отлива.

В Умбе есть своеобразный филиал музея - магазин сувениров. Тут-то мы и купили всё-таки магнитики с Варзугой. А ещё там можно посмотреть и купить аметисты, которые не чета подобранным нами у мыса Корабль. Но свои - дороже.

Основные события в этот день разворачивались на границе между Старой и Новой Умбами, т.е. на одноимённой реке.

По реке шла горбуша. Её можно было ловить - по лицензии. Этот документ выдаётся в маленьком домике на центральной улице и представляет собой договор об указании туристических услуг... колхозом "Всходы коммунизма". Это уже известное читателю заведение обладает некими правами на берега реки и собственно рыбу. Заядлые рыбаки Дима и Оля не могли упустить случай и вышеобозначенную лицензию за 80 рублей приобрели. В качестве наживки здесь используют креветки из магазина, и я очень надеялся на реализацию излишков. Зря надеялся. Ну да ладно. На мосту через Умбу мы расстались. Рыбаки спустились к воде, а мы с Леной пошли в Старую Умбу, вытянувшуюся вдоль берега.

Потихоньку деревенская улица кончилась, и мы оказались в лесу - по-северному прелестному.

И так не спеша мы добрались практически до того места, где Умба впадает в Белое море. Кстати, там - деревенское кладбище, спрятанное среди сосен.

По той же тропинке вернулись мы к мосту. Ловля горбуши шла полным ходом.

По правилам, если рыба поймана - рыбалка заканчивается, то есть надо ехать во "Всходы" за новой лицензией. Увидеть этот критический момент нам с моста не удалось. Но к вечеру оказалось, что рыболовство приносит свои плоды, и эти плоды могут доставить немалое удовольствие. Если, конечно, они правильно приготовлены.


13-й день, 7 июля, воскресенье. Умба - Кандалакша - Медвежьегорск - Повенец, 750 км.


Всему на свете приходит конец. Пришла пора прощаться с Белым морем, чему мы и посвятили предыдущий день. А поутру взяли курс на Кандалакшу. Через 100 км дорога начала подниматься в горы.

Благодаря этому пейзаж в обратном направлении воспринимается как гораздо более живописный. Поднявшись к Крестовой горе, мы отыскали местечко на шоссе, откуда можно насладиться великолепной панорамой Кандалакшского залива.

На спуске с перевала открывается вид на Кандалакшу, недоступный для нас в первое и второе посещение этого города.

На сей раз мы, доверившись навигаторам, прошли Кандалакшу транзитом по окраинам и выбрались на "Колу". Большого интереса описание последующих шестисот с лишним километров не представляет. Останавливались только у Полярного круга, оказавшегося ещё более изрисованным (но об этом я уже говорил), заправку и обед. За две недели дорожники не сидели сложа руки и сделали трассу гораздо более пригодной для дальних путешествий. Тем не менее где-то уже в районе Медвежьегорска потеряли не менее получаса в месте, где укладывали дорожное покрытие и пропускали транспорт поочередно в одном направлении, да и то с перерывами на разгрузку "КамАЗов" с асфальтом.

В Медвежьегорске мы покинули трассу М18, поскольку по сценарию путешествия обратный путь должен был пролегать по восточному берегу Онежского озера. Изначально для ночёвки была выбрана турбаза "Большая Медведица" примерно в 20 километрах за Медвежьегорском. Мы рассчитывали, что в воскресный вечер два номерочка там для нас найдутся, и прикатили туда без брони и предварительного звонка. Расчёт оправдался полностью, и мы нашли приют в этом на самом деле райском местечке. Оно заслуживает более подробного рассказа.

"Большая Медведица" - бывший пионерлагерь, о чём напоминают некоторые элементы декора.

Расположена она невдалеке от посёлка Повенец на лесистом мысу, вдающемся в Онежское озеро.

Маленький обелиск, различимый на правом обрезе кадра, обозначает начало Беломорско-Балтийского канала, оставившего след в истории и литературе ХХ века (я имею в виду "Архипелаг ГУЛАГ").

Весь антураж базы подчинён "медвежьей" тематике. Это и резные фигурки,

и названия жилых корпусов, столовых ("Берлога") и т.п. Купание в Онежском озере удостоилось у тех, кто купался, наивысшей оценки. Всё-таки это уже не Заполярье.


14-й день, 8 июля, понедельник. Повенец - Пудож - Вытегра - Кириллов - Вологда, 670 км.


День прощания с Севером запомнился маленькими приключениями. Совсем недалеко от Повенца Оля и Дима остановились около машины с "51-ми" мурманскими номерами, подававшей сигнал бедствия, и взяли на борт молодую женщину с маленьким ребенком. По её словам, за 4 часа стояния на обочине у сломанной машины мы были первыми, кто остановился. Братцы-автотуристы, это как-то даже странно. Довезли их до Пудожа и высадили у мотеля. Будут ждать, пока муж отремонтирует машину в Медгоре. А мы, набравши в Пудоже подарков друзьям и родственникам, я имею в виду продукцию карельской пищевой промышленности,

поехали дальше. Вскоре пересекли границу Карелии. Качество дорожного покрытия в Карелии и Вологодской области отличается разительно - на снимке это видно.

Самое удивительное, что супертрасса от границы области до Вытегры, по которой мы имели удовольствие проехать в 2009 году, за 4 года не испортилась. Видимо, сделали на совесть. Но ещё более удивительно то, что дорожники обратили своё внимание на окрестности Вытегры и начали прокладывать новую дорогу в обход 10-километрового грейдера Депо - Белый Ручей! Когда в своё время строили "Северный коридор" (Вологда - Медвежьегорск, Р5), до этих мест у дорожников руки почему-то не дошли. А сейчас - дошли, и теперь (2015 год) восточный путь в Карелию стал полностью асфальтовым! А вот некогда зеркальный асфальт от Депо до Липина Бора изрядно потускнел. Нет, дыры в асфальте залатаны, но образовавшиеся вместо них горбы малозаметны, и несколько раз мы на приличной скорости буквально взлетали в воздух. О чём и спешим предупредить наших будущих последователей.

Как и планировали, ночевать приехали в Вологду и остановились в мини-отеле в заречной части города. Номера достались за достаточно скромную цену - потому что без кондиционера. Окна из-за жары пришлось открыть. Только потом выяснилось, что вологжане очень любят ездить на машинах и делают это с диким рёвом всю ночь до самого рассвета. Но это всё-таки был заключительный ночлег в путешествии, и привередничать уже неуместно.

15-й день. 9 июля, вторник. Вологда - Данилов... Ярославль... Москва, 500 км.

Читатели, добравшиеся до конца повествования, ожидают финальную фразу: "Рано утром мы выехали из Вологды и к обеду были в Москве. На этом наше путешествие на Север закончилось". Увы, они будут ошибаться. Всё получилось совсем не так. На самом деле мы действительно встали рано, позавтракали в отеле и без проблем выбрались из Вологды на архангельскую трассу М8, "Холмогоры". В районе села Пречистое встали в пробку - ремонт дороги, кладут асфальт. "Сид" впереди, чуть поотставшая "Рио" через две фуры сзади. Рано или поздно пробка кончилась, и я втопил как было можно в расчёте всё-таки добраться до Москвы до наступления вечерних пробок на МКАДе. Ребята, видимо, отстали, но рация молчала. Вдруг брякнул телефон: смс - "Мы заглохли". Развернулись и поехали назад. Ехать пришлось километров сорок, до того же Пречистого, будь оно неладно. Как оказалось, "Рио" в пробке перегрелась и заглохла, остыв - завелась, но ненадолго. Все последующие попытки Димы её запустить успеха не имели. Взяли мы "Рио" на буксир - буксировка продолжалась километра два, пока Дима не вспомнил, что машину с автоматом, вообще говоря, буксировать нельзя. У местного населения узнали телефон эвакуатора из ближайшего города Данилова: через час он и приехал.

И поехали мы теперь уже в две с половиной машины в Данилов на авторемонтное предприятие.

Тамошние специалисты все свои дела бросили, прямо на эвакуаторе подключили свой компьютер, но никакой неисправности не нашли. А что толку, если всё равно запчастей от "Рио" у них отродясь не бывало?

Короче, продолжили наши друзья своё путешествие на эвакуаторе в древний русский город Ярославль, в сервисный центр "Киа". Там они машинку свою сдали в ремонт и возвратились в Москву на поезде. В итоге для Димы и Оли путешествие на Север продолжалось ещё месяца два, пока сложный ремонт "Рио" не пришёл к своему логическому завершению и они не проехали в конце концов финальный отрезок от Ярославля до Москвы.


А нам с Леной пришлось ехать в Москву, в грустном настроении, в одиночку. И мы доехали, правда, уже довольно поздно, то есть потолкаться на Ярославке и МКАДе всё-таки пришлось. Но для нашего экипажа путешествие было завершено благополучно.

 

Резюме


Общий пробег составил около 5000 км. Средний расход бензина на "Сиде" - 7,1 л/100 км, на "Рио" немного больше. По пунктам:

1. Культурная программа путешествия выполнена: по минимуму - на 100%, а на дополнительную часть - по местам боевой славы нашего ветерана Карельского фронта (Алакуртти, Белое Море, Африканда) - времени не хватило. Правду сказать, все перечисленные аэродромы ныне заброшены и представляют собой унылое зрелище.

2. Погода во время путешествия превзошла все ожидания - до такой степени, что Север показался нам югом. Такого просто не должно быть, чтобы впечатление не получилось искажённым. Но если каким-то высшим силам потребовалось представить нам Кольский полуостров как райский уголок - что же, они своего добились.

3. Природа Севера - это отдельная песня. По нашему общему мнению, Заполярье оставляет более яркое впечатление, чем даже Карелия, достоинств которой мне ни в коем случае не хотелось бы умалять. Но - море, море... а у нас их было целых два. Ах, горы, заснеженные горы - в июле! Ах, тундра, напоминающая своими цветущими мхами, "что мир устроен празднично и мудро" (А. Городницкий). О, аметистовый берег, это уже что-то совершенно невообразимое. Всё, всё, умолкаю.

4. Достопримечательности, то есть архитектурные и исторические памятники: это для Мурманской области не главное, потому что серьёзное освоение этого края началось уже в новейшей истории. Правду сказать - с поморским бытом мы ознакомились только вскользь. Церковь Успения в Варзуге хороша, но с Кижами и Кондопогой никакого сравнения не выдерживает. И вообще, все архитектурные шедевры и памятники Заполярья воспринимаются только в органической связи с окружающей природой.

5. Туристическая инфраструктура Мурманской области развивается динамично и уже сейчас предлагает самые разнообразные варианты отдыха. Всё это доступно для приезжающих, но лучше собирать информацию и заказывать туристические услуги заблаговременно. Хотя... Шофёр такси в Мурманске спросил, для чего мы приехали из Москвы в Мурманск, если уже до Норвегии осталось двести километров? Мурманчане туда и ездят (если не на юг). Сразу отпишу - знаю о Норвегии только то, что там литр бензина больше ста рублей на наши деньги. А мне так и Кольский полуостров по душе.

6. Дороги. Магистраль М 18 "Кола", главная транспортная артерия края, реконструируется - и, по-моему, быстрее и успешнее, чем у нас Новорижское шоссе. В пределах Мурманской области это вполне европейская трасса, пусть и не автобан. Дорога Кандалакша - Умба имеет вполне приемлемое качество. Да и грейдер в Мурманской области, где мы по нему ехали, выглядит ухоженным. А на бездорожье, по причине уязвимости наших транспортных средств, мы и не совались.

7. Бензин. Самый дорогой, что привычно, в Карелии. При этом на крупных автозаправках там бензин дешевле, чем на маленьких сомнительных АЗС. На Кольском - даже чуть дешевле, чем в Москве. Самый дешёвый бензин - в Ярославской области. Аварийный запас не брали, он и не понадобился, хотя "Рио" на обратном пути тянула в районе Кеми на последних каплях.

8. Питание. В Мурманске заведений, где можно перекусить, довольно много. В других местах готовили мы сами или обходились чаем-кофе-бутербродами. Что расстроило - аутентичных рыбопродуктов в магазинах на Терском берегу нет (но, говорят, бывают). Рекомендуем обращаться к местному населению - народ там доброжелательный и приветливый. Помогут. О сухопутных дарах природы нам сказать нечего - это надо ехать в августе или начале сентября, когда количество грибов и ягод в окружающей среде превышает возможности их потребления многочисленными туристами. Да и рыбалка не в пример лучше. Но это уже не для нас.

9. Общие выводы. Планируя сценарий поездки, мы отдавали себе отчёт, что она будет иметь обзорный характер, а раз так - восприятие увиденных мест неизбежно окажется в какой-то мере поверхностным. Но мы не могли позволить себе побывать на Крайнем Севере и не увидеть хотя бы обязательный минимум. Кто знает, когда ещё попадём мы на Кольский - да и попадём ли? Хотя и очень хочется. Уже сейчас.

А в целом - роскошное получилось путешествие. Жаль только, что завершилось оно вот так скомканно. Но вскоре неприятный осадок в экипаже "Рио" растворился без остатка, и мы взялись радостно пересматривать фотографии, монтировать фильм и с тоской смотреть на магнитную стрелку компаса. Её синее остриё показывает единственно верное направление.

Выбрать:

Можно разместить этот отчет в социальных сетях. Таким образом Вы помогаете популяризации сайта.

Яндекс.Метрика
По вопросам сотрудничества и размещения рекламы пишите plo@autotravel.ru