Россия: города, достопримечательности
Автопутешествия: зарубежные страны

Откуда: Железнодорожный м.о. Когда: 01/2016

По маршруту: Вязьма, Дорогобуж, Минск, Несвиж, Хатынь, Заславль, Лида, Щучин, Гродно, Смоленск

Рейтинг отчета: 4

Автор:

В этом январе мы (я, жена и верный Сорик) решили покататься по Беларуси. Вообще-то изначально хотели в Польшу, даже маршрут разработали, но в последний момент я вспомнил, что "вредные" поляки на шипах не пускают, хотя для туристов могли бы сделать исключение. Хорошо, что вспомнил об этом дома, а не получил новогодний сюрприз на границе.

            3.01. выехали из дома. Несмотря на 18-и градусный мороз и раннее утро новогодних праздников, московские дорожники уже не спали и видимо решили израсходовать 2-х недельный запас реагентов – грязь была ужасная. Только по выезду из Московской обл., ~ через 100км дорога стала сухой, и ехать стало приятно. 1-ым пунктом нашего посещения была Вязьма. Небольшой, красивый городок со многими достопримечательностями нам очень понравился, тем более, что в солнечную погоду и гулять было приятно. Особенно произвел впечатление храм Одигитрии в Иоанно-Предтеченском монастыре. Он нестандартной постройки, с 3 главками в ряд.

 

После Вязьмы мы поехали смотреть самый большой глобус в Европе – в Дорогобуж. Что ж, суммарный крюк в 54 км вполне оправдан, глобус, сделанный из резервуара, впечатляет.

 Вечером заселились в гостиницу "40 лет победы" в Минске. Авто пришлось оставить на улице, так как мест на парковке не хватило, и так было каждый вечер.

            4.01. С утра отправились в замок Радзивиллов, в Несвиж. Замок и парк содержатся в отличном состоянии, раньше это был госпиталь люфтваффе, потом санаторий КГБ, сейчас музей. Здесь нам крупно повезло, несмотря на то, что свободных экскурсоводов не было, в замке удалось примкнуть к группе с очень хорошим гидом. За то время, пока он что-либо рассказывал, успевали проходить другие 2 – 3 группы. В общем практически весь световой день провели в замке и парке, благодаря морозу в парке почти никого не было, можно было отдохнуть от толпы туристов в замке.

  

 Вечерком зашли в музей в ратуше, он особо не впечатлил, обычный краеведческий, из интересного – макет Несвижа, изображающего город в 19-м веке. Посетили и костел иезуитов 16в, являющегося усыпальницей Радзивиллов, в подвале храма находится несколько десятков гробов с их забальзамированными телами. В костел пускать не хотели, но за небольшое пожертвование пустили.

 

 Потом погуляли по городу, подкрепились в кафешке и отправились ночевать в Минск.

            5.01. Хатынь, Заславль. Про Хатынь писать особо не могу, это трагичное место известно всему миру. Скажу только, что в отличии от Латвии в Белоруссии следят за мемориалом не в пример лучше, накануне выпал небольшой снег, но с утра уже вовсю шла его уборка на всех дорожках мемориала. Год назад, когда были в Саласпилсе, снег был убран только на центральной дорожке до входа, потом только протоптанные в снегу тропинки.

 

 После Хатыни мы поехали на "Линию Сталина" – музей под открытым небом под Заславлем, собственно говоря, там, где она и проходила. Музей понравился, сохранены пара дотов с вооружением, выставлена техника. И если выставку танков – самолетов можно увидеть во многих местах, то такого количества сборных ангаров, инженерных машин (мостостроительных, колесных бульдозеров, минирования-разминирования, траншеекопательных и т.д.) видеть не доводилось. Кстати, пока гуляли по территории, мимо нас проехала БМП.

  

 Подзаправившись вкусной гречкой с тушенкой, мы отправились в Заславль, в комплекс Млын – паровая мельница 1910г + кузница, амбар и дом завозника (гостиница). Интересно было посетить с экскурсией, которую нам провела смотрительница. Жаль, что не сохранилась паровая машина, но здоровенный дизель, аж на 27л.с. то же производит впечатление.

 

 Потом погуляли по Заславлю и отправились к национальной библиотеке в Минске. Сейчас кажется это самая популярная достопримечательность города. Это красиво иллюминированное здание в форме ромбо-куба-октаэдра конечно впечатляет, но вот обзор с него не очень, во первых и виды не особо интересные, во вторых обзорная площадка огорожена стеклянным барьером высотой ~ 2м, что очень мешает и обзору и делает невозможным фотографирование.

 

            6.01. С утра наконец то добрались до центра Минска к ратуше на площади Свободы. Жаль конечно, что это все новодел, но ничего не поделаешь, во время ВОВ город был разрушен на 90%. Недалеко от ратуши обнаружили весьма интересную композицию из ракетных двигателей и железяк, интересно, что она означает?

  

 Погуляв немного по центру, мы отправились в музей народной архитектуры и быта (деревянного зодчества), как раз к нашему приезду небо растянуло и выглянуло солнце, так что по весьма большой территории побродить было хорошо.

 

 После поехали в центр народных промыслов Дудутки. Все бы было хорошо, если бы не огромное количество народу – это результат длинных российских каникул. Вечером поехали к Кургану Славы, находящемуся в 21км от Минска. Это впечатляющий мемориал, особенно в темноте, когда подсвечивается, жаль что с вершины, по крайней мере вечером города не видно.

           7.01. Пора прощаться с Минском. На прощанье заехали в Троицкое предместье (отреставрированный и восстановленный квартал) и на Остров Слез – трогательный и со вкусом сделанный памятник погибшим в афганской войне, расположенный на острове на Свислоче.

  

 А потом взяли курс на Гродно. По дороге заехали в Лидский замок, он красиво стоит на берегу небольшого озера, внутри небольшая выставка средневекового оружия и орудий пыток. Поднялись на стены, а потом нас выгнали: рождество, короткий день. Но мы и так в принципе все посмотрели.

 

Далее наш курс пролегал через маленький городок Щучин, с его дворцом Друцких-Любецких, бывшим военным аэродромом и заброшенной ракетно-технической базой 28-ой общевойсковой армии. Дворец конца 19-го века доступен только для наружного осмотра, внутрь не пускают, в нем расположена какая-то контора.

 Как и практически все в Белоруссии, он в хорошем состоянии. Немного погуляли по городу, посмотрели пару костелов и поехали на бывший аэродром, который находится прямо за последним домом в городе. Несмотря на заброшенность, на въезде установлены памятные плакаты.

  

 Немного покатавшись по рулежкам и взлетке, сфотографировавшись в ангаре, мы поехали на бывшую базу – хранилище ядерных боеприпасов. По дороге увидели вот такой памятник погибшим летчикам на МиГ-23.

Дорога шла через очень красивый заснеженный лес и уперлась в закрытые ворота. Дальше мы пошли пешком, но было как то стрёмно, вроде никого нет, а автомобильные следы свежие.

 

Все таки немного погуляли, посмотрели и отправились в Гродно, в съемную квартиру. Заселились и пошли гулять по вечернему центру – город отлично иллюминирован, не хуже, чем столица.

 

8.01. Утром сдали ключи от квартиры и снова отправились в центр. Город очень понравился, везде чисто, аккуратно, нет никаких развалин. Старая, историческая часть не испоганена новостроями и 5-ти этажками, а современное здание театра гармонично вписывается в городской облик.

Прошли по пешеходной Советской улице, посмотрели синагогу, пожарную каланчу, Старый и Новый замок, зашли в костел св. Франциска Ксаверия.   

Запомнились 2 рядом (!) стоящие водонапорные башни: Кася и Бася,

и необычно восстановленная церковь св. Бориса и Глеба, построенная ещё до 1184г и частично рухнувшая в 1853г. Сейчас её восстановили необычным способом: недостающую часть сделали деревянной – получился такой необычный кирпично-деревянный симбиоз. Такого нигде больше не встречали.

 

Неожиданно попали в кунсткамеру, она является частью кафедры анатомии Гродненского университета, в 2-х залах представлены заспиртованные уродства: «сиамские близнецы», «двуликий Янус», «русалки», и т.д. Это конечно не Питер, но и масштабы Гродно не Питерские. Больше ни в какие музеи не заходили, нужно было выдвигаться в сторону дома, пока в Смоленск, куда и прибыли вечером в гостиницу Респект, расположенную около Соборной горы. Так как было уже поздно, гулять не пошли, хотя поначалу хотелось.

9.01. На 12.00 у нас была забронирована пешеходная обзорная экскурсия по городу (она проводится каждую субботу). До неё мы съездили к 3-м домонгольским церквям (Петра и Павла (1146), Михаила Архангела (Свирская, 1194), Иоанна Богослова (1160)), заглянули на вокзал

    

и потом 2 часа гуляли с экскурсоводом: прошли через Лопатинский сад, сквер памяти героев, сад на Блонье, и закончили экскурсию на Соборной горе. После экскурсии еще пару часов посмотрели город, забрались на крепостную стену, подкрепились и поехали домой.

    

 Вообще Смоленск после Беларуси произвел хорошее впечатление, не очень обшарпан, по крайней мере центр. В позапрошлом году Псков после Прибалтики выглядел печальнее. Несмотря на то, что 9.01 был не последним выходным днем, уже ~ за 70км до МКАДа движение стало очень плотным, и это при том, что фур практически не было. Вечером по приезду отметили удачное завершение этого небольшого путешествия, а так же день рождения моей 2-й половинки и выпили за будущие поездки!

Итого: за 7 дней пройдено 2790км. Заплачен 1 штраф белорусским гайцам (да-да, наличкой, в руки, без квитанции, в полсуммы от официального штрафа за превышение на трассе). Дизель дороже бензина, 12300р/л (за 1 российский рубль дают 245 белорусских). Беларусь как всегда понравилась, дороги в хорошем состоянии (хотя знаки то же висят иногда не по делу), на них не льют реагенты тоннами, как это делал Лужков, а теперь Собянин и К., да и с гайцами можно договориться. Проезжая деревни практически не видно покосившихся домов, а в райцентрах нет 2-х этажек, стоящих над открытыми выгребными ямами как в Каргополе. Но веет остатками социализма: по местному радио слышали об ограничении максимальной стоимости кв. м. жилья при покупке/продаже и ограничении стоимости лечения зубов. Хорошо это или нет, являясь туристами трудно сказать.

Все фото: https://fotki.yandex.ru/users/h-proect/album/235021/

Можно разместить этот отчет в социальных сетях. Таким образом Вы помогаете популяризации сайта.

Яндекс.Метрика
По вопросам сотрудничества и размещения рекламы пишите plo@autotravel.ru