Россия: города, достопримечательности
Автопутешествия: зарубежные страны

Откуда: Нижний Новгород Когда: 10/2014

По маршруту: Пенза,Волгоград,Элиста,Саратов,Энгельс

Рейтинг отчета: 0

Автор:

Почему Элиста? У меня есть друг, большой знаток и патриот всего, что касается северного Прикаспия. Вот он и рекомендовал мне Элисту, как город, непохожий на обыкновенные российские города. Таким его делает буддийский флёр – ибо калмыки, наряду с бурятами и тувинцами, один из всего-то трех народов России, исповедующих буддизм. И при этом единственный в Европе.
“Автомобильная концепция” поездки была следующая. Надлежало доехать до Элисты, попутно заехав в Пензу, Саратов и Волгоград. Саранск из плана экспедиции был исключен, ради экономии времени и по причине его близости к Нижнему Новгороду и возможности его посещения в иное время. К Пензе отношение было факультативное, потому что город, судя по материалам Интернета, не казался особо интересным. Ночевать предполагалось в мотелях на трассе и вблизи городов, из соображений сугубо шкурных – возможности заселиться вдвоем за 1000-1800 р. вместо 5000-6000 р. в городскую гостиницу. А условия в мотелях варьируются от терпимых до очень неплохих.
А теперь поехали!
День 1 (9.10.14). Выехали не с самого утра (сборы, знаете ли – все же дней на 10 уходим в автономку) и ко времени ночевки доехали до окрестностей Пензы. Дорога была новой и хорошей, с яркой понятной разметкой и отбойниками с катафотиками – едь себе и едь, как по шахматной доске. На развязке около Пензы я ошибся и поехал в сторону Москвы вместо Саратова. Эта ошибка имела полезные последствия – на этом направлении вблизи от развязки имеется населенный пункт Рамзай с несколькими мотелями. Однако, надеясь заселиться поближе к Пензе, которую все же решено было шапочно посетить, мы развернулись и проехали Пензу краем в сторону выезда на Самару. Город кончился, начались какие-то ремонты дороги и никаких намеков на цивилизацию. Но мы-то знали, что в Рамзае всё есть, и благодаря этому потеряли не так много времени, как могли. Вообще, это был первый пример из нескольких, гласящих следующую полезную путешественнику мораль: не на всех выездах из большого города есть придорожная инфраструктура. Она то есть, то нет. Причем алгоритм ее возникновения или отсутствия не очень понятен. Результат: двухкомнатный люкс в Рамзае за 2000 р. 
День 2 (10.10.14). Осмотрели главную, и по сути единственную, достопримечательность Пензы – памятник первопоселенцу, называемый местными “Мужик с конем”. Любители пива скорее всего поняли, что речь идет о той же композиции, которая изображена на этикетках знаменитого “Penza Beer”. Еще в Пензе имеется художественный и краеведческий музеи, и совсем на любителя – дом-музей В.О.Ключевского, но мы их как-то не охватили, поехали дальше и к ночи доехали до предместий Камышина, где всего за 1000 р. заселились в мотель. Номер был на четверых, две кровати велели не мять и постельное белье с них не использовать. Мотель был свежеотремонтированный, душ и туалет были хоть и на этаже, но новейшие, лучше и представить нельзя.
День 3 (11.10.14). Могу отметить, что, как говорят, ранее традиционно отвратительная дорога Камышин-Волгоград стала очень даже хорошей. Пара участков по паре километров ямочного ремонта, а в целом – гони и гони. Доехали до Волгограда и посетили сначала краеведческий музей. Он оказался для миллионного города, стоящего на великой реке в месте перекрестка всяческих культур, откровенно слабоват. Раздел археологии на ремонте, на мой вопрос: “а где у вас, собсна, скифское золото?” был получен конгруэнтный вопросу ответ “ишь чего захотели”. Самый крутой экспонат в музее, это безусловно чучело белуги – такой неправдоподобно огромный осётр. Правда, экскурсовод в этом музее оказался способен даже по предоставленному ему скудному материалу провести очень оригинальную, смешную и держащую внимание экскурсию. Потом сходили в местную картинную галерею. От нее впечатление такое, что она могла бы быть очень сильной, будь у нее большое здание. А то прямо в помещении стоят ширмы, за которыми рамы невыставленных картин, стоящих пачками на полу. В некоторых местах в интернете картинная галерея описывается как вместилище подборки произведений полуавангардной группы “Бубновый валет”, к каковой относился уроженец Волгоградчины Илья Машков, чье имя присвоено музею. Так вот, кроме работ самого Машкова, в музее обнаружено только некоторое количество нехарактерных картин Давида Бурлюка, так что на Мекку русского авангарда начала 20 века волгоградская галерея, увы, не потянула. На этом день кончился, и мы выехали за город в сторону Камышина, и за 1500 р. заселились в типовой мотель с душем а-ля общественная баня, но в номере. 
День 4 (12.10.14). Осмотрели Мамаев Курган, к сожалению, находящийся на реконструкции части экспозиции, но все равно впечатляющий. Вы ведь знаете, что монумент “Родина-Мать” – это самая высокая скульптура в России, а в мире выше ее только несколько построенных в более поздние годы рекордных статуй Будды? Но вы еще не знаете, как удивительно увидеть эту колоссальную скульптуру вдали, за панорамой города, что по-настоящему дает почувствовать ее циклопичность. В конце дня мы выехали в Элисту. Перед Элистой заселились за убойные 2000 р. в более чем средние условия, подумав, что на довольно пустынной (и хорошей по качеству) дороге Волгоград-Элиста, может быть, этих услуг больше никто и не оказывает и надо ловить, что есть, особенно в 1 час ночи. Всего через сутки выяснилось, что варианты сильно дешевле (900 р.), лучше и ближе к городу были, но перед этим был насыщенный день в самом буддийском городе Европы – Элисте.
День 5-6 (13-14.10.14). Выдвигаемся в Элисту! На первом кольце со стороны Волгограда нас встречает золотой всадник. Это улица Джангара, на которой стоит одна из ключевых достопримечательностей Элисты – Национальный музей имени Пальмова. В него же интегрирована национальная картинная галерея, по прежним адресам ее можно не искать (по последнему адресу, 1 мкр. дом 32, обнаруживается малоинтересный филиал - выставочный зал). Головной музей очень содержателен. Правда, в нем, в единственном пока виденном краеведческом музее, не обнаружилось археологии края. То ли это недоработка, то ли некий отголосок факта, что калмыки – не коренное население этого региона, а прикочевали сюда в весьма недавнем, в историческом масштабе, прошлом. Интересно, что присягнула Калмыкия на верность Московии при Василии Шуйском – интересный штрих о Смутном времени. Экскурсию нам там провели подробную, пожалуй, до утомительности. В историософии калмыков очень заметную роль играет их депортация в годы ВОВ по причине эпизодов коллаборационизма с немцами, оккупировавшими Калмыкию. Хотя было и немало эпизодов героизма калмыков на фронтах войны, но весов это не перевесило. Кроме экспозиции в Национальном музее, депортация увековечена в памятнике “Исход и возвращение”, установленном на краю города на холме. К монументу ведет спиральная дорожка (если этого не знать, то кажется, что взбираться надо по газону), которая задумана так, чтобы памятник по мере приближения к нему обходили так, как подобает обходить буддийские святыни – по часовой стрелке. Лучше всего осматривать этот монумент на закате.
Наиболее характерной достопримечательностью Элисты является «хурул» – буддийский храм. Это весьма масштабное и красивое учреждение, жалко, что оно не подсвечивалось ночью. Внутрь хурула пускают (там приличного размера золотистая статуя Будды Шакьямуни и росписи на стенах), но нельзя фотографировать. Внутри храма имеется очень интересный музей буддизма, который точнее было бы назвать музеем именно буддизма в орбите истории калмыцкого народа. Вокруг храма в беседках расположены 13 скульптур великих учителей буддизма – люди все, видимо, известные, раз даже я что-то слыхал об одном из них ранее :) Для удобства туриста, около каждой статуи написано, чем знаменит данный подвижник. На центральной площади расположена тоже очень красивая «Пагода семи дней», фонтан «Три лотоса» и шахматная доска с большими фигурами, пользующаяся популярностью среди местных шахматистов-пенсионеров – на ней они играют под открытым небом, причем на лавочках вдоволь болельщиков, ожидающих, видимо, своей очереди. От площади начинается небольшой советского образца парк с несколькими, частью посредственными, скульптурами, дальний край которого откровенно запущен. 
Кстати, про шахматы. Шахматная тематика занимает важную роль в оформлении Элисты, поскольку первый президент Калмыкии, Илюмжинов, совмещал два президентства – Калмыкии и ФИДЕ. Шахматная доска на главной площади уже упоминалась, еще есть памятник известному шахматисту Остапу Бендеру по пути в комплекс “Сити-Чесс”, построенный в связи с проведением в Элисте XXXIII Шахматной Олимпиады в 1998 году и позиционируемый в источниках как город 21 века, Нью-Васюки, но на деле оказавшийся жилым коттеджным поселком с дешевыми скульптурками-фигурами шахмат на покрытыми ковром окурков газонах. Честно, ни о чём. 
А вообще город небольшой (120000 населения), доброжелательный (калмыки аж расцветают, когда у них спрашиваешь дорогу или что-то в этом роде, и рады пообщаться). Сочетает провинциальную украшенность маленькой столицы с провинциальной же запущенностью этой украшенности, если к ней критически приглядеться. В отличие от Поволжья, где на улицах часто слышна нерусская речь, в Элисте, при небольшом количестве европейских лиц на улицах и преобладании азиатских, слышна только русская речь – похоже, калмыки, как и буряты, по-русски общаются и между собой. В Элисте, как еще в Камышине, циклопические здания торговой сети «Магнит». Мы-то привыкли, что «Магнит» – это супермаркет средней руки, а порою даже убогий, переделанный из советского гастронома на первом этаже жилого дома. А вот на юге России, похоже, краснодарская контора очень крепко стоит на ногах. Там они монополисты и титаны. 
Погода в Калмыкии была замечательная, осень стояла волшебная.
День 7 (15.10.14). Путешественнику по России стоит знать, что на въездах в Волгоград со стороны Элисты и Астрахани с мотелями плохо (точнее – их местоположение надо пробивать по интернету, с дороги полный голяк). Заселились еле-еле глубокой ночью, в городской черте, в условия сильно не стоящие запрошенных 1500 р. В новый заезд в Волгоград мы допосетили местную набережную. Набережная там примыкает к панораме “Сталинградская битва”, куда мы не пошли – тема тяжелая, а билеты были что-то неожиданно недешевые. Погода была – сказка! Самый распоследний привет от неверного русского лета, +22, ясное небо, последние в сезоне фотографии в рубашках. А еще отмечу, что город-миллионник Волгоград какой-то ориентированный в длину, в нём из места в место попадаешь, каждый раз проезжая его весь. Когда мы выехали из Волгограда, я хватился забытых в номере мотеля джинсов. Будь это Пенза или Элиста, вернулись бы. А вот как представили себе 40 км туда и 40 км обратно и всё по Волгограду – и что-то как-то расхотелось спасать эти джинсы. Да и примета плохая. Отъехали от Волгограда в сторону Саратова и заночевали в районе моста через р.Пичуга, в замечательно отремонтированном мотеле за 1100 р., считая стоянку. 
День 8-9-10 (16-17-18.10.14). Доехали до Саратова и сходили в художественный музей им.Радищева, являющийся одной из сильнейших внестоличных картинных галерей России. К сожалению, пол-музея было отдано под временную выставку, посвященную его основателю. Остановились мы у моей тёти. Следующим днем мы поехали в краеведческий музей. Он оказался фантастическим! Вот там, в отличие от музея в Волгограде, всё нормально и с сарматами, и с каменными бабами, и с палеонтологией и с историей края, и вообще это, подозреваю, лучший виденный мною музей в этом жанре. Он очень большой, одного дня на него, по-хорошему говоря, мало. А мы, тем не менее, этим же днем еще поехали в Энгельс, на другую сторону Волги. Энгельс, невзирая на его название, не новострой советского времени, а довольно пожилой город, основанный как Покровск и бывший базой соледобытчиков (не случайно символ города – монумент, изображающий чумацкого быка, везущего на спине чашу с солью), а затем столицей республики поволжских немцев. Именно истории немцев Поволжья в местном краеведческом музее, куда мы, приехав под закрытие, вынуждены были вернуться на следующий день, посвящена наиболее цельная экспозиция. А 17 октября еще мы заехали на так называемое “Гагаринское поле” – мемориал на месте приземления Гагарина. Это было под вечер, темнело стремительно и дождик капал, но решили это приключение дожимать. Мемориал расположен не в населенном пункте, а где-то в районе деревень Узморье и Смеловка. Навигатор из Энгельса (sic!) показал до этой местности 34 км. Поворот на него мы нашли. Место выглядело неприятно и безлюдно, вдоль узкой проезжей части были побелены деревья, и от всего этого в голову лезли мысли о Битцевском парке и маньяках-шахматистах. Указатели и вообще приметы, что мы едем правильно, отсутствовали. Была увидена парковка около чего-то похожего на смотровую площадку. Я остановился и сходил посмотреть, велев супруге запереться в машине. “Смотровая площадка” меня озадачила. Она была недостроена, без настила, и смотреть с нее предполагалось в какой-то заросший лесом лог. Следующая парковочная площадка явно была конечной. Я вышел из машины и за лесом, вот честное слово, далеко за лесом, увидел навершие монумента. Идти к нему по тропе в ночном лесу явно был не вариант. Я сделал несколько фотографий, на одной из которых запечатлелись непонятные белые шары. Оно конечно понятно, что вспышка и дождь, но почему в нормальных местах вероятность заснять белые шары хоть в дождь, хоть в снег, резко понижается? Навигатор, в который мы забили уже не Энгельс, а Саратов, показал теперь не 34, а 24 км. Ну и где десяток с лишним километров? Да и на Яндекс-картах от парковки до монумента 200 метров, но нас было двое и мы оба видели, что он где-то далеко, на горизонте. В общем, странное что-то творится с расстояниями на “Гагаринском поле”, это явно, как принято говорить, “место силы”. На обратном пути мы с супругой приняли быстрое и не имеющее контрдоводов решение фотографии, сделанные в этом месте, стереть ко всем чертям. 
И вот, 18-го, после посещения энгельсского музея, мы выехали в сторону дома и без приключений доехали до Нижнего Новгорода и легли спать уже у cебя дома. Погода на всем пути следования из Волгограда в Нижний Новгород, кстати, непрерывно портилась, и мы, еще несколько дней назад щеголявшие по набережной Волгограда без курток, приехали домой на летней резине в самый первый в сезоне день жестянщика.

А теперь статистика!

Пройденное расстояние 3090 км.
Израсходовано бензина – 264 л.
Расход 8.54 л/сотню (Ford Kuga МКПП)
Потрачено на АЗС 8731 р.

На продукты питания, музеи, магнитики на холодильник ушло 9146 р.

Платных ночевок – 7, на общую сумму 10100 р. В интересах странствующих и путешествующих, распишу про ночевки поподробнее. Оценка впечатления сделана по соотношению цены и качества.
9-10 (п. Рамзай, отель «Горизонт») 2000 р. Включены завтрак, стоянка. Туалет и душ в номере. Впечатление: 4.
10-11 («вагончик» под Камышином) 1000 р. Впечатление: 5.
11-12 (около Волгограда) 1500 р. + 100 р. стоянка. Впечатление: 4.
12-13 («Кибитка») 2000 р. Впечатление: 2.
13-14 (отель ближе к Элисте) 900 р. Впечатление: 4.
14-15 (отель в Волгограде, Мираж, Ольгинская 1) 1500 р. с завтраком. Впечатление: 2.
15-16 (мотель р.Пичуга) 1000 р. + 100 р. стоянка. Впечатление: 5+.
16-17, 17-18 — Саратов, у тёти.
Истрачено на всё про всё – 27977 р.

Выбрать:

Можно разместить этот отчет в социальных сетях. Таким образом Вы помогаете популяризации сайта.

Яндекс.Метрика
По вопросам сотрудничества и размещения рекламы пишите plo@autotravel.ru