Откуда: Ярославль Когда: 09/2015
По маршруту: Вытегра, Гимрека, Шелтозеро, Петрозаводск, Сортавала, Рускаела, Лахденпохья, Приозерск, Выборг, Кронштадт, Петергоф, Гатчина, Псков, Изборск, Великий Новгород, Шлиссельбург, Волхов, Старая Ладога
Рейтинг отчета:
Автор: Участник форума: Karpen

Состав: двое взрослых
Продолжительность: 11 дней
Автомобиль: Opel Astra H универсал "11 г.в., дв. 1,6; Аи-95
Поехать по этому маршруту планировал очень давно, поэтому он был почти готов, но все время находился другой вариант с контекстом "сейчас или никогда", а Карелия все время оставалась ждать своего часа. И в этот сентябрьский отпуск было решено рвануть в совершенно другие места. Маршрут частично пролегал через территории иностранных государств. Было все забронировано и запланировано, однако за две недели случились непредвиденные проблемы с документами, поставившие крест на поездке. Тогда был извлечен из "долгого ящика" Северо-Запад, готовый маршрут, рассчитанный на две недели и требовавший только бронирование отелей. Первоначально поездка носила название "Карелия", однако от части карельского маршрута пришлось отказаться из-за различных причин. Был исключен Беломорск и Соловки. На Соловках я планировал провести один день, что мало, для такого мероприятия, как оказалось после прочтения определенной литературы и отчетов бывалых. Так что острова остаются на будущие маршруты, в которых будет время на многодневное пребывание на Соловецком архипелаге с ночевками в палатке. В итоге очередной отпуск прошел снова на севере, где "холодно, мокро и елки попу колют", как говорят некоторые мои знакомые.
В итоге маршрут получился следующим:
1 день (дорога до Петрозаводска, Вытегра, селения по западному берегу Онежского озера) 15.09 вторник
Выезжаем в 6.00 из Ярославля по М8 на Вытегру. Наконец-то мне удалось уломать жену на ранний выезд, ибо неизвестно было состояние дорог между Вытегрой и Петрозаводском и, соответственно, время в пути могло сильно варьироваться.
Дорога до Вологды - идеал, узка, но транспорта не много, да и расширения есть. На окружной Вологды толкаемся в небольшой пробке. Теряем минут 20. После города уходим по указателю на Медвежьегорск. Как же долго я мечтал проехать по этой дороге на север. Правда, до Кириллова мы уже ездили в мае 2013 года. И постепенно эта мечта сбывается. Около 9 утра останавливаемся в Семенково позавтракать. За пос. Молочный 27 км новой дороги. До поворота на Кириллов дорога на 4, но 110 идти можно спокойно.
Далее до Липиного бора 25 км новой дороги. После пустынная, но хорошая дорога, местами идеальная. Идти можно 120 совершенно не напрягаясь. Заправки только в окрестностях Кириллова и Липиного бора. Есть очень извилистый участок со множеством поворотов (фото 3).
Перед Вытегрой в пос. Депо уложен совершенно недавний асфальт, по рассказам предшественников совсем недавно здесь был пыльный грейдер. Сейчас ровная дорога, тротуары, бордюрчики, пешеходные переходы. После сего н/п дорога идет параллельно Волго-Балту, сквозь деревья можно наблюдать многочисленные шлюзы системы. Красиво!
В Вытегре http://autotravel.ru/town.php/56 был запланирован поход на знаменитую подводную лодку Б-440 http://autotravel.ru/otklik.php/2768. Знаменита она тем, что пришвартована в месте, неприспособленном для нахождения здесь подводных лодок. Устроителям даже пришлось в месте стоянки проводить дноуглубительные работы. Почему лодку поставили именно здесь узнать не удалось. Музей в лодке понравился, ибо мы впервые посетили ПЛ внутри, и было очень интересно как же у них там все устроено.
К сожалению, из-за ограниченности времени и несовпадающих интересов участников поездки, не были посещены музей водных путей севера и шлюзы мариинской водной системы. Сам же городок совершенно не запомнился. Через полгода после поездки не могу вспомнить ничего примечательного, хотя на пространственную память не жалуюсь. Обедали в кафе "Лагуна" http://autotravel.ru/otklik.php/5655.
После обеда выдвигаемся в Петрозаводск, для этого пересекаем канал по довольно высокому мостовому переходу, устроенному на одном из шлюзов. Заправляемся на Лукойле самым дорогим бензином за всю поездку, по 38,02/литр 95го. Дорога на выезде из Вытегры в сторону СПб и Петрозаводска полная жесть: старый асфальт образует огромные ямы, в которых уютно устроились грязь и пыль.
Далее начинается самый интересный участок пути сегодняшнего первого дня. А интересен он тем, что сведений по состоянию дороги очень мало. Было известно лишь только то, что грейдер сменяет асфальт и наоборот, и так на протяжении всего пути до Петрозаводска. Вытегорские водители также несведущи о состоянии дороги. Некоторые даже советовали ехать через Лодейное Поле, что увеличивало расстояние на пару сотен км. Не спорю, дорога по западному берегу Онеги неудобна: отсутствие хорошего покрытия, паром через Свирь в Вознесенье. С другой стороны путь по этой дороге несоизмеримо короче, - это раз. А два - это возможность увидеть шикарные деревянные церкви, расположенные на своем историческом месте в селах, расположенных вдоль онежского берега. Кроме этого, на дороге расположено старинное вепское село - Шелтозеро, где расположен музей этой малой народности. К сожалению, в него мы при любом раскладе не успевали. Итак, подробно описываю дорогу.
После вытегорской городской черты 6 км свежего асфальта, далее не очень ровный грейдер 7 км (фото 1). В Палтоге - новый асфальт, тротуары и чистота, никакой пыли (фото 2). В селе расположен Палтожский погост http://autotravel.ru/otklik.php/5695. К сожалению, деревянная Богоявленская церковь 18 в., обветшала и была разобрана. После села - бетонка до Мегры ок. 20 км. Бетонка довольно ровная, стыки почти не чувствуются, кое-где заляпана асфальтом (фото 3).
Мегра - Нижняя Водлица - грейдер 16 км. (фото 1). Н. Водлица - Ошта - плохой залатанный и неровный, но асфальт 11 км. (фото 2). После Ошты грейдер почти до Вознесенья 16 км. (фото 3). В целом что по грейдеру, что по асфальту ехать можно довольно быстро, но осторожно. Перед Вознесеньем несколько километров асфальта с заплатками (фото 4).
В Вознесенье - паром ч/з Свирь. Расписание: http://www.podadm.ru/about/info/messages/2820/ Это отход с левого берега (т.е. со стороны Петрозаводска). Про паром есть интересная статья http://nikozlov.livejournal.com/39749.html. Стоимость для легкового авто - 170 р. Переправляемся на другой берег и попадаем на довольно ровную грунтовку (фото 1). Грейдер до границы Ленобласти с Карелией 25 км. (фото 2).Далее начинается асфальт, он продолжается до деревни Каскеручей включительно. Далее до Шелтозера асфальт только в населенных пунктах, да и то неважный. Но в целом грейдер хороший, ехать можно довольно быстро. После Шелтозера латанный и неровный асфальт до Петрозаводска (фото 3).
Теперь об интересностях на маршруте. Про Палтожский погост я уже написал выше. После Вознесенья по дороге находятся несколько сел с примерами культовой и гражданской деревянной архитектуры. Первое - д. Щелейки с деревянной церковью Дмитрия Мироточивого постройки 1783 года. Сейчас здание основного объема храма на реставрации. Полностью разобран небольшой восьмерик вместе с барабанами и главками. На колокольню можно было забраться на свой страх и риск, но мы делать этого не стали. Разрешения спросить не у кого, а без него подъем на верхний ярус колокольни похож на самоуправство. На жилые дома тоже стоит обратить внимание - по-северному высоко расположенные окна отличают эти здание от таковых в средней полосе.
В следующем селе под интересным названием - Гимрека - находится, на мой взгляд, одно из самых интересных мест западного берега Онеги. Речь идет о Гиморецком погосте. Прекрасно сохранившаяся деревянная церковь Рождества Богородицы 1690-1695 гг. с колокольней, живописно расположенная среди вековых елей на высоком холме оставляет самые неизгладимые впечатления. Большая ценность ансамбля в том, что он находится на своем историческом месте и не принадлежит музею или заповеднику. Удивительно живописное и сильное по духу место. От трассы к погосту ведет хорошая отсыпанная грунтовка, проезжаемая на любом авто в любую погоду.
Через 32 км от Гимреки расположено старинное вепсское село Шелтозеро. Кстати, на указателях по дороге названия н/п обозначены на двух языках: русском (на белом фоне) и карельском (на желтом). На остальных же карельских дорогах, по которым мы ездили, таких указателей обнаружено не было. Шелтозеро - центр вепсской культуры. Здесь же расположен вепсский национальный этнографический музей, в который мы не успели попасть по времени. Он работает до 17.00. Мы же прибыли в село около шести вечера. Через час мы были в Петрозаводске. Поселились в гостевой дом на Муезерской http://autotravel.ru/otklik.php/24107, предварительно заехав в магазин и пополнив запасы продуктов. В итоге дорога от Вытегры до Петрозаводска заняла 4 часа движения и 1 час остановок. А если брать от Ярославля: 9,5/2 ч соответственно. Сводная таблица статистических данных расположена в конце отчета.
2 день (Кижи, Петрозаводск) 16.09 среда
На утро отправились покорять Кижи http://autotravel.ru/otklik.php/664. Однако, билетов на метеор не было. Метеоры от компании "Кижское ожерелье" ходят по расписанию. Билеты нужно бронировать на сайте или по телефону заранее, чем мы не озаботились. Цена на 09.2016 - 1350 р/чел. в одну сторону. Очень недешево. Вообще есть несколько вариантов попадания в Кижи. 1. Официальный, купив билеты на вышеописанный транспорт. 2. Закосив под местых, покупая билеты на социальный рейс, который возит, в основном, местных жителей с островов. Билет стоит около 700 р/чел. в одну сторону. В этом случае придется ночевать либо в Кижах, договариваясь с местными о ночлеге, либо в поселениях на соседних островах, так как соцрейсы ходят очень неудобно для туристов. При этом придется договариваться о переправе на Кижи с этих островов. 3. Воспользоваться частным транспортом, т.е. катером из Петрозаводска. Это выйдет дороже, зато быстрее. 4. Долгий и экстремальный. На авто добираемся до деревни Оятевщина через Медвежеьегорск и Великую Губу. Если до последнего н/п дорога хотя бы с каким-нибудь покрытием, то от Губы до Оятевщины непонятная грунтовка, доступная только для внедорожников и то в хорошую погоду. Но даже в случае удачного попадания в Оятевщину, нужно все равно договариваться с лодкой о переправе на о. Кижи. Говорят через несколько лет появится дорога до деревни, туркомплекс, причалы и остальные удобства, но это пока на уровне разговоров.
Нам пришлось согласиться на третий вариант, поскольку другого выбора у нас не было. За 1500 р./чел в одну сторону нам предложили переправу в Кижи с еще тремя пассажирами. Мы согласились. В Кижах хорошо, но не за эти деньги, которые просят за переправы. Живописно, благо на острове! Построек не так много, как хотелось бы. Зато можно прогуляться в северную часть острова, где находятся деревни, состоящие из не менее старинных и интересных построек. Времени дают часа три, не более. За это время мы взяли экскурсию, и после нее почти бегом сходили до деревни Ямка. В итоге, красиво, торопливо и дорого!
Вообщем, чтобы неспешно погулять и пройти все постройки острова, заглянуть в деревни, нужен целый день, с ночевкой на острове или близлежащих островах.
После Кижей пошли гулять по Петрозаводску. http://autotravel.ru/town.php/32. Город вполне современный, старой деревянной застройки сохранилось мало. В центре превалирует архитектура сталинского времени. В целом довольно чисто, ухоженно, дороги в хорошем состоянии. Главная прогулочная зона - набережная с современными скульптурами и памятником (никогда не догадайтесь) Петру Первому. Там же обнаружили уличные бесплатные тренажеры. Интересная идея, даже в Европах такого не видел, хотя идея скорее всего оттуда. Обедали едой, взятой с собой в Кижи.
3 день (Кивач, Сортавала) 17.09 четверг
Утром, выселившись из гостевого дома, двинули на водопад Кивач http://autotravel.ru/otklik.php/670, который расположен недалеко от одноименного поселка. Трасса м18 в прекрасном состоянии, ровная, гладкая, живописная.
Кивач сегодня - это не только водопад, а целый заповедник, к которому ведет весьма раздолбанная и неровная дорога. От трассы - 7 км. Кивач - одна из титульных достопримечательностей Карелии, причем весьма раскрученная. Поэтому народу и торговли много, а толку мало. Сам водопад, бесспорно, красив! Однако общая необустроенность места бросается в глаза. Нет даже нормальной смотровой площадки, но в некоторых местах устроены настилы и мостики, что уже плюс. Парковка маловата, в сентябре в будний день, почти вся была забита. Представляю, что творится в сезон. Говорят, авто оставляют за многие сотни метров до входа. Заявленный дендрарий - никакой, а музей природы будет интересен разве что младшим школьникам. Вопреки всем восхищенным откликам, я бы рекомендовал заезжать, если только по пути.
Кивач - самая северная точка нашего путешествия. После него наш путь лежит на Сортавалу. Возвращаемся до Петрозаводска и далее до н/п Пряжа. Сворачиваем с хорошей трассы Р-21 на А-121. До Сортавалы отличнейшая трасса: ровная и живописная, проходящая вблизи многочисленных больших и маленьких озер. Единственный ремонт в районе Колатсельги: делают участок дороги и несколько мостов. Мест для обеда на трассе почти нет. Единственное кафе было обнаружено в ремонтируемой Колатсельге, да и то к 4-м вечера там закончилась вся еда, кроме выпечки и кофе. Видимо, рабочие, ремонтирующие дорогу, усиленно налегали на обед. Мы же пообедали едой, захваченной с собой, остановившись на берегу озера Сяксъярви.
После Рауталахти дорога становится похожа на норвежские серпантины, идущие по краю скалы по берегам фьордов, жутко красиво! Правда, скорость движения сильно падает, обгоны везде запрещены и попросту невозможны. Вечер проводим в Сортавале http://autotravel.ru/town.php/40, пробовали в темноте прогуляться по городу. Увидели не все. Город темноват. Поселились в апартаментах "Уютный дом" http://autotravel.ru/otklik.php/14968.
4 день (Рускаеала, Сортавала, Лахденпохья, Приозерск, дорога до Выборга) 18.09 пятница
Пасмурным утром четвертого дня двигаем в Рускеалу http://autotravel.ru/town.php/2516 - поселок, рядом с которым расположен в прошлом мраморный карьер. Сейчас здесь горный парк, туристические тропы, различные развлекухи, катание на лодке по затопленному дну карьера и много еще чего, а раньше материал с каменоломен везли в СПб на строительство новой европейской столицы. Красиво и необычно! В некоторых местах, кажется, что добыча была остановлена здесь совсем недавно. Эта единственная топовая достопримечательность Карелии, из посещенных, которая оставила исключительно положительные эмоции.
В четырех километрах от горного парка, по направлению в Сортавалу, есть еще одна достопримечательность - водопад на р. Тохмайоки http://autotravel.ru/otklik.php/714 . Очень интересное место, есть парковка, облагорожено и обустроено. Есть беседки "под поесть", сувениры, деревянная скульптура. Людно, но в сентябре можно урвать момент, чтоб кадр получился без человеков. Очень рекомендую остановиться, благо на дороге.
После горного парка вернулись в Сортавалу пообедать и посмотреть город при дневном свете. Первую задачу выполнили в кафе "Крона" http://autotravel.ru/otklik.php/744. Весьма неплохо пообедав, решили осмотреть в светлое время суток примеры "финского романтизма". Целостного впечатления финского города Сортавала из-за своей необустроенности и советского жилищного строительства не производит, но островки недавнего финского присутствия имеются. Сходили в городской парк КиО "Ваккосалми". Он разбит на окраине у подножья горы Кухавуори. На горе есть импровизированная смотровая с панорамным видом на город и залив Ляпяярви. Сам парк весьма запущен. Идти из центра пешком недалеко, но неудобно: тротуар есть не везде. В целом город в совокупности с Рускеалой и, может быть, Валаамом достоин посещения.
Во второй половине дня отправляемся далее, на запад - в Выборг. По пути посещаем некоторые интересные населенные пункты. Дорога до Отсанлахти - очень извилистая двухрядка. Асфальт ровный и почти новый. На этом отрезке пути проезжаем Лахденпохью. Осматриваем знаменитую руинированную кирху http://autotravel.ru/otklik.php/6709. Зрелище вообщем-то печальное, но заехать можно, от трассы метров 100, однако очень неприметный поворот. Мы проехали и возвращались.
Не доезжая Отсанлахти почти готова новая дорога в обход грейдеру, но на момент нашего путешествия она была пока еще закрыта. Движемся по грейдеру 15 км (фото 1) и, не доезжая до Хиитолы несколько км, выезжаем на новенькую трассу А-121. Новый асфальт трассы заканчивается вместе с республикой Карелия, далее грейдер - 7 км. Не доезжая до поворота на Кузнечное начинается хорошая, но очень извилистая трасса до Приозерска (фото 2).
В Приозерске осматриваем крепость Корела http://autotravel.ru/otklik.php/763 только снаружи. Внутри уже закрыто, музей работает до 5 вечера, мы опоздали. Корела маленькая, обойти по периметру не займет более 15 мин, да и то, прогулочным шагом. Вокруг красивые разливы Вуоксы. Вообще речка очень живописна и хороша для всевозможных сплавов на разных участках течения. Да и от Питера не далеко. Поэтому различных туристов в сезон очень много.
Вечерело. Нужно было двигаться дальше, на Выборг. Дорога Приозерск - Мельниково: ровный, почти новый асфальт. Далее до н/п Студеное асфальт немного худшего качества, чем на предыдущем отрезке. Студеное - Боровинка: грейдер 33 км. Ехать было тяжеловато, ибо стемнело, а езда по не очень ровной дороге в такое время представляется затруднительной. Особенно в абсолютно темных поселках Бородинское и Михалево. После Боровинки внезапно начинается довольно неплохая дорога, где ровная, а где с заплатками, но ехать можно довольно быстро. В целом до Выборга характер дороги не меняется. В город приехали около 9 вечера. Это был самый тяжелый участок пути за всю поездку. Отмечу, что дорога весьма проезжаема. И в сухое и светлое время суток покажется довольно простой, но для нас, уже порядком уставших за день, это дорога стала небольшим, но испытанием. В город въехали уже после 9 вечера. Поселились в апартаментах "На Травяной". От центра далековато, пришлось ездить на машине. Зато квартира новая и дешевле вариантов в центре. Правда припарковаться вечером у дома было целым приключением, но мы справились.
5 день (Выборг) 19.09 суббота
С утра поехали в центр. Сначала хотели на общественном транспорте, но вышли на какую-то не ту остановку. Транспорта не дождались, пришлось ехать на авто. Забегая вперед, скажу что Выборг http://autotravel.ru/town.php/58 - главное разочарование путешествия. Город, который является ярким примером европейского градостроительства, пребывает в плачевнейшем состоянии. Здания обшарпаны, дороги кривые, вековая брусчатка в центре и то провалилась и выбилась. Тихий ужас! А посмотреть есть на что. Главная изюмина города - Выборгский замок http://autotravel.ru/otklik.php/806. Находится на одноименном острове. Здоровский, но грязный и запущенный, прямо как в средневековье))). Музеи внутри неплохие и содержательные, но с потолков сыплется штукатурка, а со стен облезает краска. Забрались на смотровую башни Олафа - виды впечатляющие. Народу много, поэтому тесновато.
До еще одной разрекламированной визитной карточки города - парка Монрепо http://autotravel.ru/otklik.php/807 решили прогуляться пешком. Дорога не слишком далекая, и пешком всегда приятней, правда погода не способствовала. По дороге можно осмотреть заросшие остатки крепости "Анненкрон" http://autotravel.ru/otklik.php/810. Сам Монрепо - опять разочарование. Вход платный, а смотреть нечего, все довольно убого и обшарпано. Дорожки грязные, туалеты вонючие. Хорошо сохранилась беседка и пару декоративных мостиков. Природа хороша, но мест таких ЛО и Карелии куча и к тому же они бесплатны. Вообщем не советовал бы я этот тн парк к посещению.
После парка пошли, опять же пешком, гулять по центру. Пообедоужинали в кафе "Эспланада". Затем пошли изучать старый Выборг. http://autotravel.ru/otklik.php/828 Здесь можно встретить и средневековые примеры, и более поздние здания и сооружения. Весь центр в брусчатке. Атмосфера еще та. Если бы не повсеместная разруха, грязь и разгильдяйство было бы шикарно. В данный момент только потенциал, который развивать и развивать. Но даже не смотря на все печали город стоит посмотреть. Если присмотреться, то можно увидеть много интересного. Некоторые интересности находятся реально в зарослях, так что углубляйтесь))).
6 день (Кронштадт, Петергоф, дорога до Гатчины) 20.09 воскресенье
Отправляемся в Кронштадт. В этот отпуск было решено обойтись без СПб, т.к. я был в этом городе много много раз, жена меньше, но все равно город уже притерся, поэтому посвящаем поездку не посещенным окрестностям: Кронштадту, Гатчине и Шлиссельбургу.
Дорога до Кронштадта ровная и имеет полторы полосы. Широкая обочина позволяет без проблем пропускать быстро двигающиеся авто. Сам Кронштадт http://autotravel.ru/town.php/140 ухожен и чист. Очень приятно побродить по городу. Отдельные улицы напоминают СПб, много промышленной и военной архитектуры прошлых веков. Есть на что посмотреть.
Мы же ехали в сей город из-за интереснейших фортов, расположенных в акватории финского залива в непосредственной близости от Кронштадта http://autotravel.ru/otklik.php/6977. Для посещения выбрали один из самых интересных и таинственных - форт Александр, он же "Чумной". До него плавали на катере. Посещение с экскурсией. Очень здорово!
Вторую половину дня провели в городе. Кстати, пообедать не удалось. Из заведений питания: кофейни, кондитерские, рестораны и фаст-фуды. Поели только в Петергофе http://autotravel.ru/town.php/1598, до которого ехали по КАДу. Здесь были неоднократно, заехали в магазин и поесть. Заодно побродили вокруг Петропавловского собора, до которого не доходили ноги в предыдущие посещения.
Под вечер выдвинулись в Гатчину, где был забронирован номер в хостеле "Сова" http://autotravel.ru/otklik.php/24058. КАД в порядке, а вот Волхонское шоссе неровное. С выездом на Киевское шоссе количество транспорта увеличивается и в будни скорее всего случаются пробки.
7 день (Гатчина, дорога до Пскова) 21.09 понедельник
Гатчина http://autotravel.ru/town.php/130 - оказался самым крупным городом Ленинградской области . На первый взгляд Выборг кажется больше, а на самом деле в Гатчине живет почти 100 тыс. человек. Сам по себе город не представляет особого интереса для туриста, если бы не два выдающихся дворца и парковый ансамбль. Туда мы и направились с утра седьмого дня, однако, понедельник в нашей стране - самый печальный день для культурного туриста. У многих музеев в этот день выходной. Так случилось и в Гатчине. По этому случаю в Гатчинском дворце http://autotravel.ru/otklik.php/2027 снимали какое-то историческое кино. Парк был открыт, чем мы не преминули воспользоваться. Приятное и ухоженное место, интересные павильоны и мосты. Посмотрели выставку фотографий на открытом воздухе, посвященную восстановлению парка после войны. Интересно. Из посетителей мамочки с колясками, пенсионеры и пару осенних туристов. Соседний парк "Зверинец" больше похож на лес с проложенными там дорожками. Осенью довольно грязно. Расположенный через дорогу Приоратский дворец http://autotravel.ru/otklik.php/2074 также праздновал понедельник, а здание, насколько я помню, единственный пример землебитного строительства в России. Снаружи привлекателен стройной башенкой. Когда-нибудь надо будет заехать в музеи в другой день недели. Интересные места.
После дворцов решили съездить на один интересный объект в пригороде Гатчины - гейзеры. В сети инфы по сему поводу крайне мало, а та что есть - некорректна. После нескольких неудачных заездов, приехали в нужный нп, точнее садоводческое товарищество. В магазине в центре дачного поселка узнали крайне противоречивую инфу от продавщицы и "бывалого". Видимо, ни та, ни другой на гейзерах толком не были. В итоге гейзеров мы так и не нашли, спросить было не у кого, в понедельник на дачах не было никого. В итоге потеряли часа 1,5. Вернулись в город. Отобедали в KFC, так как столовая, бывшая на примете оказалась закрыта, а искать что-то другое уже не было времени и желания.
Во второй половине дня выехали во Псков. Теперь выезд на р23 (она же м20) из Гатчины по новой дороге. На картах Навителя 2014 года ее нет. До Пскова хорошая живописная двухрядка. Асфальт хорошего качества, ровный. Транспорта немного.
Во Пскове поселились в гостиницу "Аватар" http://autotravel.ru/otklik.php/24059, которая находится недалеко от центра. Вечером хватило сил сходить до магазина в квартале от гостиницы и закупить продукты на следующий день.
8 день (Псков)
Во Псков http://autotravel.ru/town.php/22 я пытался попасть уже давно, но в прошлые маршруты этот город никак не помещался. Была идея посетить его на какие-нибудь майские праздники (хотя ехать далековато из Ярославля)... Но вот случился этот отпуск нереализованных маршрутов и Псков с В. Новгородом поместился сюда как нельзя лучше. Почему я так стремился попасть в эти земли? Древние города с богатой историей всегда привлекают путешественника, а уж в этом краю крепостей есть, где разгуляться. Одно только храмовая архитектура домонгольской эпохи чего стоит. Да и сохранилось здесь все намного лучше чем в "Золотом кольце", по крайней мере каменное строительство здесь было более развито, чем во владимиро-суздальских землях. Вообщем Псков оправдал с лихвой наши ожидания. Очень красивый, уютный и ухоженный город. Пусть небольшой, но в этом своя прелесть. Огромное количество церквей в псковском стиле, великолепный кремль с массивными башнями, множество зелени в городе делают Псков очень привлекательным в плане посещения. Целый день с утра до вечера провели на ногах. С утра посетили Кром http://autotravel.ru/otklik.php/392, прошли по мосту в Запсковье, прогулялись по парку р. Псковы. В районе ц. Варлаама Хутынского на Званице http://autotravel.ru/otklik.php/21737 пошли по периметру сохранившейся стены Запсковья. Рядом со стеной идет тропинка. Развалины оборонительных сооружений проходят по жилым кварталам города у школ, магазинов, сараев, частных домов. Все как то естественно. В этом и прелесть города. Ничто не противоречит друг другу, будь то панельная советская пятиэтажка и старинная церковь 16 века. Город компактен, однако ранее это был невиданных размеров полис, если судить по стенам окольного города. Поистине средневековый гигант.
В музеи не ходили, хотя я бы заглянул в Поганкины палаты http://autotravel.ru/otklik.php/335, но на это нужно выделять хотя бы полдня. На обратном пути до гостиницы зашли в Мирожский монастырь http://autotravel.ru/otklik.php/395, гуляя по Завеличью. В итоге за день было пройдено около 20 км по городу. Обедали в кафе "Окинава" японским комплексным обедом http://autotravel.ru/otklik.php/24017. Я бы провел во Пскове еще как минимум день, посетив пару интересных музеев. Однако, время не безгранично и на город в этот раз был выделен всего один день. А завтра нас ждет Изборск и В. Новгород.
9 день (Изборск, дорога до В. Новгорода) 23.09 среда
До Изборска http://autotravel.ru/town.php/83 дорога прямая как стрела, даже как то неинтересно. Ровная двухрядка. Широкая обочина, медленные пропускают. Изначально, готовясь к поездке, думал, что Изборск это хотя бы небольшой городок. На деле же населенный пункт считается деревней, даже не селом. И это один из древнейших городов русских. Вот так история меняет статусы поселений. Изборская крепость http://autotravel.ru/otklik.php/397, сложенная из того же материала, что и псковский Кремль сохранилась (= восстановлена) не полностью, однако видно, что в былые времена бастион был неприступен. Внутри пусто, а вокруг красота осенней природы. Прекраснейшее место! Как же все таки здорово путешествовать теплой осенью, не высыхая под жарким солнцем и не встречаясь с толпами туристов! После посещения крепости спустились к Городищенскому озеру и Словенским ключам http://autotravel.ru/otklik.php/1434. Интересная местность: ключи, озеро, лебеди. Недаром, музей именуется ландшафтным заповедником. Кстати, в окрестностях есть некие туристические тропы с осмотром различных элементов ландшафта. Должно быть интересно. Мы же прогулялись до Труворова городища http://autotravel.ru/otklik.php/3353. Осмотрели виды с оного и другой дорогой вернулись в Изборск. В музеи исторического квартала не пошли, хотя снаружи выглядит довольно атмосферно. В общем, если посещать деревню и окрестности досканально, с музеями и тропами - нужно выделять день. Мы же управились до полудня в неспешном ритме. Место красивое и приятное! Очень рекомендую!
Обедали на трассе в кафе в н/п Лудони. Обед на двоих 420 р. Хорошие порции и вкусно, большая парковка в псковском направлении. До Новгорода решили поехать через Уторгош и Шимск. Короче и дороги лучше, как заявляли коллеги. Уже потом пришла мысль, что надо было добираться другим путем, через Порхов. Там можно было посетить еще одну крепость. Ладно, как нибудь в другой раз. О дороге. Псков - Феофилова пустынь, т.е. до поворота с Р-23 на Шимск, отличная новая ровная дорога. Зато очень большой траффик. После поворота на 4, до границы с Новгородской областью (11 км). После дырявый асфальт с заплатками до Городищ (15 км), далее свежая дорога (30 км) . Транспорта мало, дорога пустынна. В окнах - красивые осенние пейзажи. Не доезжая 5 км до н/п Медведь и после него до перекрестка с Р-56 дыры и заплаты (18 км). После - глобальный ремонт, что на трассе, что в Шимске. Город - насквозь, очень пыльно из-за реконструкции. После города пару км новой трехрядки. Далее несколько км капитального ремонта и реверс. Довольно длинный светофор и очередь. Думаю в 2016 здесь будет хорошая дорога. Далее до Новгорода хорошая ровная двухрядка, расширяющаяся перед городом до четырех полос. Под конец путешествия я обленился фотографировать дороги и не сделал ни одного снимка этого участка. В целом хорошая дорога, по которой можно быстро добраться из одного древнего города в другой. Средняя скорость по этому участку получилась - 75 км/ч, неплохо, с учетом ремонтов и реверсов.
К вечеру мы в Новгороде http://autotravel.ru/town.php/23. На въезде заехали в "Ленту" за продуктами и отправились в гостевой дом "Три кота" http://autotravel.ru/otklik.php/12265. Вечер провели в отеле.
10 день (В. Новгород) 24.09 четверг
В. Новгород - еще один древнейший русский город, до которого мы наконец-то добрались. От одного только года упоминания в летописи - мурашки по коже. 859 год - старина глубочайшая. Естественно, с тех времен ничего не осталось, ибо делалось все из дерева. Зато в городе сохранилось множество более поздних, но все равно древних построек. Встаем с утра, употребляем завтрак и идем обозревать город. Сперва попадаем в древнейший Кремль http://autotravel.ru/otklik.php/403. Сие сооружение производит сильное впечатление: большой, массивные стены, огромные башни. Настоящий центр республики. А сколько интересного внутри: София 11 века (представить даже трудно), памятник 1000-летию России, несколько музеев. Главный был закрыт по поводу последнего четверга месяца. Территория Кремля кажется наполненной, в отличие от псковского собрата.
На другом берегу Волхова расположены Ярославово дворище и Торг http://autotravel.ru/otklik.php/405 - архитектурный ансамбль, сохранивший большое количество древнейших храмов. Соединен с Кремлем симпатичным пешеходным мостом, по которому все и попадают сюда с левого берега. Ансамбль по сути - центр древнего города с княжеской резиденцией и торговой площадью, поэтому здесь с 12 века велось активное каменное строительство. Строили преимущественно князья, а после 13 века еще и купеческие объединения. Построить свои храм здесь стремились все купеческие гильдии Новгорода, поэтому средств не жалели. Очень древнее и значимое место. Сейчас во многих храмах открыты экспозиции новгородского музея.
От Ярославова дворища прошлись по улице Ильина и осмотрели церковь Преображения и Знаменский собор. Город оказался не таким большим как я себе его представлял, зато он уютный и чистый. В большинство мест можно дойти пешком. Все расположено очень компактно. После прогулки пообедали в столовой "Большая ложка". На вторую половину дня было решено разделится: я поехал в "Витославлицы", а жена пошла покорять местные торговые центры.
Витославлицы http://autotravel.ru/otklik.php/402 - это один из самых знаменитых музеев деревянного зодчества в нашей стране и одна из главных достопримечательностей Новгорода. Поехал из центра на общественном транспорте. Кстати, в городе почти нет маршруток. Основа транспорта - автобусы и троллейбусы. Автобусы аккуратные и чистые, много сочлененных. Время в пути от Сенной пл. не более 20 мин. Про музей написал в соответствующем разделе, поэтому здесь только фото.
Многое осталось не посещенным, включая музей в Кремле, но зато есть что оставить на следующий раз. Город замечательный и вернуться стоит непременно! Эти два древнерусских центра, Новгород и Псков, как будто обладают какой-то силой притяжения. Возможно, это бессознательное желание вернуться к истокам... В любом случае это очень важные и значимые места для нашего государства, поэтому посетить стоит однозначно!
11 день (Шлиссельбург, Кировск, дорога до Волхова) 25.09 пятница
Оставляем позади древнюю новгородскую республику и возвращаемся обратно к наследию Петра. Двигаемся в Шлиссельбург. Про М10 написано немало, поэтому мои три копейки не сделают погоды. Очень много транспорта, населенных пунктов и камер. После Тосно сворачиваем на Кировск. Дорога - идеал. Новая и ровная. Свежая и яркая разметка. Проходим Кировск мимо, сюда мы заедем ближе к вечеру, а сейчас цель - крепость Орешек http://autotravel.ru/otklik.php/2022 в Шлиссельбурге http://autotravel.ru/town.php/131. Крепость стоящая на острове посреди воды - прекрасное зрелище. Катера, доставляющие на остров, ходят регулярно, поэтому о длительности пребывания на острове беспокоится не стоит. Мы прогуляли около 1,5 часов, пару раз присоединялись к параллельной экскурсии. Можно выйти из крепости на берег Ладоги. Уже по возвращению через несколько месяцев посмотрел фильм о крепости из серии "Бастионы России", что и всем рекомендую.
Из Шлиссельбурга поехали до Кировска с целью посещения родственников. У них же и пообедали. Так как в городе смотреть нечего, поехали в сторону Волхова http://autotravel.ru/town.php/321. Там была забронирована гостиница "Металлург" http://autotravel.ru/otklik.php/5299. Бронировали поближе к Старой Ладоге, это подошла по соотношению цена/качество и расстоянию до крепости.
Из Кировска выехали на Р-21. В пятницу вечером в сторону области тянулся многочисленный дачник, поэтому движение плотное и неторопливое. По приезду в гостиницу завалились спать.
12 день (Старая Ладога, дорога до Ярославля) 26.09 суббота
Сегодня нам предстояло проехать 730 км, поэтому встали рано. Из Волхова доехали до Староладожской крепости за час до открытия. Ждать не стали по случаю скверной погоды и общей усталости. Прошлись вокруг, промокли. Немного прогулялись по селу, ухоженно, чисто, у крепости ведутся раскопки.
Выезжаем из "столицы древней Руси" на Р-21, а потом на А-114. Дорога до Вологды отличная, ровная, проходящая по красивым местам. Транспорта немного до Череповца. После довольно плотный трафик. Между Череповцом и Вологдой довольно большой участок хороших сосновых лесов. Обедали на трассе после Череповца в кафе-мотеле за 600 р. на двоих. Потолкались в небольшой пробке на вологодской окружной и через 2,5 часа были уже дома.
Цифры:
Путевая статистика на различных участках пути:
Ярос-Вытегра | Вытегра- Петроз-к | Петроз- Кивач | Кивач-Сортав | Сортав-Приозер | Выборг-Кроншт | Петерг-Гатчина | Гатчина-Псков | Псков-ВНовг | ВНовг-Шлис-г | СтЛад-Ярос-ль | Итого: | ||
Путь | 527 | 227 | 80 | 312 | 123 | 133 | 65 | 249 | 214 | 205 | 745 | 3374 | км |
Ср V | 84 | 50 | 73 | 81 | 53 | 82 | 71 | 70 | 75 | 75 | 87 | 68 | км/ч |
Топливо | 36,3 | 14,5 | 5,7 | 20,6 | 7,6 | 8,9 | 4,3 | 17,6 | 15,3 | 13,1 | 54,8 | 237 | л |
Ср.расх | 6,9 | 6,4 | 7,3 | 6,6 | 6,9 | 6,7 | 6,7 | 7,2 | 7,2 | 6,4 | 7,4 | 7,1 | л |
Т движ | 5:45 | 3:53 | 0:45 | 3:35 | 2:06 | 1:32 | 0:49 | 2:59 | 2:30 | 2:31 | 7:58 | ||
Т остан | 0:56 | 1:04 | 0:00 | 1:02 | 0:24 | 0:06 | 0:06 | 0:47 | 1:06 | 0:15 | 1:34 | ||
Т тотал | 6:41 | 4:57 | 0:45 | 4:37 | 2:30 | 1:38 | 0:55 | 3:46 | 3:36 | 2:46 | 9:32 |
Итого подсчитано по бортовому компьютеру, и не отражает средних и суммарных значений приведенных данных.
Итого потрачено денег: 57800
Из них на бензин - 8500
Еду 12 000
Музеи 11 600
Проживание 24 000
Принимайте к сведению информацию и цифры и путешествуйте, господа! А также оставляйте свои мысли, комментарии и рационализаторские предложения по поводу отчета на форуме в разделе Отчеты - Северо-запад 2015. Заранее спасибо!
Можно разместить этот отчет в социальных сетях. Таким образом Вы помогаете популяризации сайта.