Россия: города, достопримечательности

Откуда: Москва Когда: 08/2016

По маршруту: Ананури, Мцхета, Гори, Квахврели, Боржоми, Ахалцихе, Хертвиси, Вардзия, Кутаиси, Цхалтубо,Тбилиси, Телави, Кварели, Сигнахи, Степанцминда, Грозный

Рейтинг отчета: 8

Автор:

Во время прошлогодней уральской поездки в Августе родилась идея посетить Грузию. Честно сказать, это предложение возникло скорее методом «перебора» нежели безумным желанием посмотреть те края, в отличие от того же Урала, или, например, Узбекистана.  Основным фактором выбора направления была относительно небольшая удаленность от Москвы, и возможность пройти маршрут в 14-ти  дневный срок, без «форсажа».

    Известные экипажи с форума сайта www.autotravel.ru осенью начали готовить поездку туда же 1 мая 2016. Одновременно начал прикидываться и наш маршрут.  Хотя даже не прикидываться. Если говорить коротко, то лично мне вспоминается история, когда к немцам во время войны впервые попал трофейный танк Т-34 и  конструктора Ф. Порше спросили, какое инженерное решение можно противопоставить советской боевой машине. «Скопировать!»- сказал конструктор.

Так и у нас - маршрут, предложенный участниками пробега на сайте, был почти идеален, и, по сути, оставалось лишь бронировать номера в местах ночлега.

Забегая вперед, все же скажу, что маршрут подвергся корректировке.

i-2867.jpg

Грузинский город Батуми был исключен из списка, т.к. море не представляет интерес для членов нашего экипажа вообще, а в «высокий» пляжный сезон в августе  тем более.

Из интересных (по крайней мере, для меня) мест - был добавлен г. Грозный,  т.к. очень хотелось посмотреть столицу Чеченской республики, отстроенную после двух кровопролитных войн. Интернет бурлил старыми историями, как на территории республики тормозят машины с тщательным досмотром, с тотальной проверкой документов экипажа и т.д. Мы решили проверить это самостоятельно.

Особенностью этой поездки было то, что она могла не состояться вообще. Объясню почему.

Как известно, в конце июня 2016г. более 200 грузовиков и легковых автомобилей скопились в Северной Осетии на пункте пропуска Верхний Ларс, который находится на российско-грузинской границе. Единственная дорога, соединяющая Россию и Грузию, была заблокирована из-за схода селя, который повредил полотно Военно-грузинской дороги в районе перехода с грузинской стороны МАПП в Дарьяльском ущелье.

Грузовые автомобили перевозчики отправляли либо паромом Новороссийск-Поти, либо в объезд через Азербайджан(например, так делали наши компаньоны). Других «официальных» путей попасть в Грузию (кроме самолета) нет. Эти пути нас не устраивали либо по пробегу, либо по стоимости и «фану».

Поездка была запланирована на середину августа, и мы с опаской следили за ходом работ по приведению дороги в проезжее состояние.

Данное обстоятельство так же привело к тому, что МАПП «Верхний Ларс – Дарьяли работал в особом режиме: вроде как  «на временной дороге запрещалось останавливаться, а грузовикам одновременно двигаться в попутном направлении. Во время сильного дождя движение приостанавливается до прекращения ливня. Время работы погранперехода Верхний Ларс: с 5:30 до 19:00 по грузинскому времени и с 4:30 до 18:00 по мск.»

Читать подробнее: http://kray-zemli.com/24-verhnij-lars.html

      Интернет пестрил историями про прохождение границы за 8-9 часов под палящим солнцем, при котором дети в машинах падали в обмороки и их увозили в реанимацию и т.д. Но мы все же решились поехать, спланировав проход границы с учетом вышеизложенных моментов.Перед поездкой традиционно сделали ТО на машине на даче, узлы и детали, вызывающие сомнения –выбраковывались и превентивно менялись на новые. Скажу заранее что, как потом выяснилось, это не всегда хорошо. Например, передние тормозные диски марки OttoZimmermann, поставленные при ТО оказались бракованными (что проявилось в дороге), их начало подбивать и поэтому приходилось сначала «осаживать» машину с больших скоростей, потом дотормаживать, и держать запас дистанции на трассе. Поэтому в этот раз без гонок. Короче перед дорогой «не мешайте машине работать» (с).

Итак, в путь!

13.08.16

Наметили выезд на три часа ночи, но замешкались и встали позже.

Закинули вещи в машину в 4-46, выехали в 5-22 из ЦАО.

h-2392.jpg

Про М4 в этом году можно сказать много  «хорошего».   В принципе трасса давно уже изъезжена, и писать про нее не имеет смысла, но все же напишу.

В 8-36 преодолев 275 км, остановились около загаженного туалета.

Из особенностей трассы в 2016 г можно отметить следующие – огромные очереди на заправках. Мы простояли на одной из них в районе 50 минут.

h-2394.jpg

Заливаемся «под пробку» и в 12-08 стартуем дальше. Наблюдение: если бы на заправках не было совмещенных касс на еду и топливо- то было бы сильно быстрее. Люди ставят машины, заливают бак, и идут покупать сосиски и прочие вкусности, а остальные их стоят и ждут. В дальнейшем решили стараться заправляться на АЗС без кафешек.

В районе Воронежа попали в пробку перед пунктом оплаты и в ливень.

h-2393.jpg

Следующее препятствие- пробка в районе Лосево.

h-2396.jpg

По Яндексу  ее протяженность была в районе 6-8 км. Потолкались со всеми в районе часа. Объезжать через Лиски было тоже страшно «влом»- мы так делали в 2014 г. Фуры перекрывали обочину- тормозили «обочечников». В районе Богучара была пробка во встречном направлении, мы же пролетели быстро.

h-2395.jpg

В 20-22 подъезжаем на пустую заправку ТНК в районе Миллерово. И тут неудача- перерыв. Сразу же за ней заворачиваем на Шелл, заправляемся «под пробку».

В районе Ростова дорога портится - в правом ряду большая колея и ямы. Также появляются чадящие Камазы  с прицепами- возят овощи  и фрукты с полей Краснодарского края и Ростовской области.  Попадаем в страшный ливень и грозу. Весь трафик останавливается, ехать почти не возможно, но мы ползем со скоростью 30-40 км/ч, включив очиститель на максимум.  Дождь проходит, объезжаем Ростов.  Трафик спадает – отдыхающие спят прямо в машинах на обочинах. В темноте проезжаем пост Цукерову Балку, никто не тормозит.  Остается меньше 100км до  н.п. Павловская, в котором мы остановились на отдых. Время почти полпервого ночи.

Итог: мы преодолели 1218 км за 19 часов. Ужас. Даже по плохой трассе М-5 мы доезжали до Тольятти из Москвы за  12 часов. Все из-за огромного наплыва отдыхающих в «высокий» сезон, которые едут в Крым, Абхазию, Краснодарский край.

14.08. 16

Встали в 8 часов утра

h-2400.jpg

  и поехали. Залили полный бак на местной АЗС , заехали в «Пятерочку» за провизией и перекусили.

h-2401.jpg

  Цель на сегодняшний день- гостиница «Плазма» в г. Владикавказ. Дорога  от развилки в н.п. Павловская до Пятигорска ничем не примечательна. Где-то однорядная, где-то двухрядная. В целом хорошая трасса.  Пейзажи за окном - обычные, не привлекающие глаз. Степи, поля, луга.  В районе Пятигорска видны горы.

h-2399.jpg

 Проезжаем Пятигорск, немного поплутав, движемся в сторону Владикавказа. Дорога начинает менять уклон. 

h-2398.jpg

Едем по каким-то деревням, на обочинах идет бойкая торговля дынями, арбузами, овощами.

Примерно часов в 7 въезжаем в Северную Осетию-Аланию. Тут серьезный пост, на котором нас останавливают. Проверяют все паспорта, пробивают по компьютеру в здании КПП.  Едем дальше.

h-2402.jpg

 Смеркается. Дорога идет уже по гористой местности, на обочинах видны овцы, коровы.

h-2403.jpg

Но недолго мы так едем, проезжаем большую развязку на Беслан, дальше идет автомагистраль на Владикавказ.  В темноте заезжаем в город, ничего примечательного .

h-2404.jpg

 Останавливаемся у банкомата, снимаем деньги, едем в гостиницу. И тут выясняется, что наш номер, подтвержденный через букинг, продан.  «Со скрипом» нам находят альтернативный, за 200р дороже, но вроде как лучше. Времени на полемику нет, соглашаемся.

15.08.16

Просыпаемся в 2 часа ночи, быстро кидаем вещи в машину, сдаем номер, едем на заправку, заливаем бак «под пробку» и выдвигаемся в сторону перехода – МАПП Верхний Ларс. Задача –приехать на границу максимально быстро, чтобы зайти до «толкучки». До перехода порядка 30 км.

h-2438.jpg

В 4-33 упираемся в хвостик очереди. Очередь маленькая - метров 100.  За окном слышно как шумит река Терек, но еще темно, поэтому его не видно. Граница открывается согласно расписанию, и мы потихоньку продвигаемся к российской части перехода. Заезжаем, потоки разделяются на несколько «ручьев». Тут ничего нового, все как обычно- предъявили паспорта, техталон.  Досмотровые посмотрели багажник, спросили – про манеж-кровать (что это такое?) пограничники проверили штампы на выезде, и мы вышли в «нейтралку». «Нейтралка» интересная и длинная. 

h-2437.jpg

Но фактически все едут одним «ручьем» лишь изредка объезжая фуры.

h-2439.jpg

Проезжаем 2 туннеля,  смотрим как полиция грузинской стороны (про полицию отдельный разговор, он будет позже) возвращает  «объезжальшиков» в хвост очереди. Температура за бортом очень комфортная - порядка 15 градусов, сижу в куртке.

h-2407.jpg

Еще несколько «продвижек» и мы подъезжаем к грузинской стороне- МАПП Дарьяли.  Тут немного другой порядок- пассажиры идут на пост с паспортами, а водитель с машиной, техталоном, правами и загранпаспортом проходит контроль сам. На удивление даже багажник не посмотрели. Поставили штампы, еще пару минут,  и мы в Грузии.

На все прохождение ушло порядка 3ч40 мин. В сравнении с переходом в Украину через Сеньковку в 2013 году, который   занял порядка 2 -2,5 часов с довольно мощным «шмоном» машины украинцами, можно сказать, что легко отделались ( Все-таки «высокий сезон» и это единственный переход между Грузией и РФ).

Начинаем медленно ползти. Сразу скажу, что никаких страховок  на машину в Грузии не нужно - едем, как говорится, на свой страх и риск.

Проползаем огромный участок дороги- размытый селем в июне (см. вступление).

h-2419.jpg

Масштаб разрушений и восстановительных работ поражает.

h-2417.jpg

h-2408.jpg

 Выезжаем на неповрежденную дорогу.

Военно-Грузинская дорога в настоящий момент является единственным сухопутным путем, связывающим Россию и Грузию. К огромному сожалению всех путешественников. Есть, конечно, еще варианты объезда, например: крюк через Азербайджан, паром с Новороссийска до Поти, но это все сложно и долго/дорого. Остальные пути , например, через Абхазию, или через Рокский тоннель в Южною Осетию и далее в Грузию незаконны.

В качестве торгового пути дорога известна с давних времен. До заключения Георгиевского трактата (1783 г.) она была труднопроходима настолько, что первый отряд русских войск преодолевал путь из Владикавказа до Тифлиса 36 дней. С укреплением русско-грузинских отношений и с последующим включением Грузии в состав Империи началась современная история дороги, её стали расширять, началось возведение фортификационных сооружений. С 1814 года движение через перевал стало доступно для колесного транспорта, затем было налажено постоянное почтовое сообщение. Открытие, ознаменовавшее окончание работ, произошло в 1863 году и именно с этой даты Дарьяльская дорога стала называться Военно-Грузинской. В 1911 году по дороге проехал первый автомобиль, а в 1928 году появился асфальт…

Прямо после перехода можно увидеть Дарьяльский монастырь.

h-2410.jpg

 Дорога идет вдоль русла Терека, виды тут очень захватывающие.

h-2409.jpg

Хочется постоянно останавливаться и любоваться

h-2406.jpg

h-2413.jpg

Через30 минут после прохождения границы мы въехали в г Степанцминда, небольшой поселок городского типа, до 2007 года называвшийся Казбеги. На противоположном от города краю дороги на вершине горы стоит Гергетская церковь — одно из самых живописных мест, которое мы увидели в этой поездке. Дороге к храму будет посвящено повествование в конце нашего тура по Грузии  а мы следуем дальше. Заехали в обменник, поменяли доллары  на лари.   Курс был не очень хороший, поэтому меняли не очень много. Лучше менять в крупных городах в банках. В банке, когда меняли потом валюту,  был курс 1 Доллар=2,2260 Лари, или 1 рубль = 0,0323 лари. В Гори меняли по 2,29 Лари за доллар, т.е. на 100 долларов покупалось 229 Лари.  Поехали дальше.

h-2412.jpg

h-2414.jpg

h-2416.jpg

По дороге попадаются сторожевые башни.

h-2871.jpg

Дальше дорога начинает извиваться, начинается Крестовый перевал.

h-2418.jpg

h-2420.jpg

В одном месте часть горы покрыта как будто налетом. Вода расположенного выше нарзанового источника за долгие годы отложила на горе минеральный слой-травертин

h-2415.jpg

На опасных участках вдоль дороге идут галереи - тоннели

h-2426.jpg

Подъем заканчивается у памятной стелы, отмечающей высшую точку перевала 2395 метров, установленной, если верить некоторым источникам, в 1824 году.

Проезжаем дальше и видим смотровую площадку, установленную в 1984 и символизирующую дружбу русского и грузинского народов. 

h-2424.jpg

Площадка находится над Гудаурской пропастью и открывает отличный вид на долину Белой Арагви.

h-2423.jpg

h-2421.jpg

h-2422.jpg

Пофотографировались и поехали дальше.

h-2427.jpg

Следующая остановка была возле крепости Ананури.

h-2429.jpg

 Это малая крепость, расположенная на месте вливания в реку Арагви реки Ведзатхеви.

Крепость служила форпостом обороны, перекрывая дорогу, ведущую из Дарьяльского ущелья.

Резиденцией эриставства в XVII был город Душети. Главная дорога из Душети на север проходила через узкое ущелье Ведзатхеви, и при слиянии этой реки с рекой Арагви создавались естественные ворота. На таком удачном месте эриставы воздвигли сначала башню, а спустя некоторое время — крепость Ананури, которая стала надежным укреплением.

h-2432.jpg

h-2430.jpg

О жизни обитателей Ананурского замка в исторических источниках почти ничего не сообщается до двадцатых годов XVIII в.

Известно, что крепость защищала центральную часть эриставства, при нападениях она прикрывала отступление в горы, как местных жителей, так и населения центральных частей страны.

Первые сведения о событиях, касавшихся Ананури, можно найти у историка Вахушти, в описаниях вражды эриставов друг с другом в XVIII в. Ананури играет немалую роль и в начальные годы XIX века, после присоединения Грузии к России. Первое время здесь постоянно находился русский гарнизон. Он охранял главную магистраль, соединяющую Грузию с Россией и поддерживал порядок в крае.

В 1812 г. горцы подняли восстание, однако овладеть крепостью им не удалось. Высланное подкрепление из Тбилиси жестоко подавило восстание.

В дальнейшем Ананури некоторое время еще служил опорным пунктом русским войскам. Предполагалось даже построить здесь военный городок, был разработан даже проект, который так и не был осуществлен.

После ухода русских военных частей крепостные сооружения остались без присмотра, и крепость пришла в запустение (https://ru.wikipedia.org/wiki/Ананури)

 

Сейчас от замка осталась лишь цитадель.

h-2435.jpg

h-2431.jpg

Около входа расположена башня с пирамидальной крышей - самая первая постройка на территории крепости.

h-2433.jpg

Внизу крепости хорошие виды на Жинвальское водохранилище.

h-2428.jpg

h-2434.jpg

h-2436.jpg

Следующая цель был г. Мцхета. Забили интересующие нас точки в навигаторе и поехали. Интересовали нас два места - монастырь Светицховели и собор Джвари.

Пока ехали через деревни- осмотрелись. На обочинах спокойно гуляют дети, бродит скот –овцы, коровы. Как потом выяснится - это повсеместное явление, на дорогах Грузии животные попадаются очень часто. Кругом мелкие лавочки, магазинчики. Продают 5л баклажки с самодельным вином.

На подъезде к Мцхете выезжаем фактически на магистраль, затем уходим на нужный поворот, и едем. Сзади  «прилип» полицейский, и  «пригласил» остановиться.   Немного о местной полиции. Говорят, что Саакашвили провел реформу и вычистил из рядов полиции всех коррупционеров. Теперь конкурс на место в органах составляет порядка 15 человек на место.  

На военно – грузинской дороге увидел   полицейский пост-участок, выполненный полностью из стекла.  Дескать – полная прозрачность органов правопорядка. 

h-2872.jpg

Не то что у нас - все замуровано в бетон с окнами-бойницами. Говорят, что  Саакашвили сумел приблизить ранее коррумпированную Грузию к  Европе. Многие полицейские были уволены во время реформы и сейчас у них полиция, «охраняет граждан». Опробовать, к счастью, на практике это не пришлось.

Все машины полиции очень похожи на те, что мы привыкли видеть в американских боевиках, даже форма полицейских похожа. Все подтянутые, стройные. Не как у нас. В каждой машине работает камера, и в любой момент начальство может ознакомиться с тем, что делает их подчиненный. Взяток, естественно, не берут, говорят, что за это сразу заковывают « в браслеты».  Вот такая полиция.  В итоге офицер подошел , представился, попросил включить «поворотник». Поворотник исправно работал, после чего на ломаном русском было заявлено,  что при съезде с шоссе на второстепенную мы забыли включить его и нас ждет штраф в 50 лари.(примерно 1550 рублей).Списал данные загранпаспорта и техталона, выдал чек с номером машины и паспорта.

Тут я должен сказать свои впечатления о безопасности движения и дорогах в Грузии.  Манера вождения местных жителей очень специфична. Например, можно встретить самый частый маневр в исполнении местных - обгон через сплошную, под знак обгон запрещен. В этом местные ничего страшного не видят и говорят: ”Полиции нет, можно» или «знаки - это для туристов!».  Перевозка детей разрешена на руках ну и т.п ..

Уже потом  в г. Сигнахи я был сражен наповал. Еду по пригороду, населенный пункт, ограничение 40. Сплошная, знак «обгон запрещен». Включаю поворотник, чтобы свернуть на второстепенную на перекрестке. За мной едут местные. Вдруг слышу сигнал и визг тормозов. Завершаю маневр, встал в переулке. Подбегает «детина» лет 30-ти в очках и говорит: «Ты что не видишь, куда поворачиваешь, когда Я ТЕБЯ ОБГОНЯЛ» .   Все . Занавес.  Я просто смог лишь сказать ему : «Ну извини ,друг».

Отдельное  наблюдение касательно трасс. Между Тбилиси и Батуми идет дорога, с  ограничением скорости 110 км и знаком магистраль. Что такое магистраль в РФ? Разделитель, широкие обочины, сетки-ограждения от животных, отбойники по краям. Пример- М11 на Санкт-Петербург, М4, МКАД.

Что такое магистраль в Грузии? Разделитель, на обочинах лежат коровы, ходят люди, стоят палатки , идет торговля.  Вот пример такого участка:

h-2582.jpg

Водительский опыт подсказывает, что на такой дороге больше 80 км/ч ехать не безопасно- может прилететь «нежданчик» с обочины.

На этом фоне вышколенная «американизированная» полиция смотрится просто издевательски.

Автопарк в Грузии  в основном «древний». Огромное количество 15-20 и даже 30 летних мерседесов, БМВ, и т.п. машин. Есть отечественные Жигули, Нивы, Волги. За все время по пальцам пересчитал Порш Каены и т.п. дорогие машины. Их единицы даже в столице.

В общем, мое мнение - безопасность движения и Грузия имеют очень мало точек соприкосновения.  За все время поездок по Грузии приходилось постоянно быть «начеку» и ждать какую-нибудь подставу со стороны участников дорожного движения. Это реально портит впечатление от поездки.

 Получили «презент» от полиции и поехали дальше. Заезжаем в Мцхету, проследовали по главной дороге.

Давно до нашей эры после смерти Картлоса, прародителя грузин (его брат Хайк был прародителем армян), эта земля досталась его сыну, которого звали Мцхетос.  Он построил крепость Мцхета, вокруг которой стала расти столица Древней Грузии. В этом месте христианство было провозглашено государственной религией  Грузии в 337 году. В V веке нашей эры столица была перенесена в Тбилиси, а в 736 году Мцхета была разорена арабским халифом и полководцем Марваном II, который в эти годы служил наместником Закавказья. С тех пор  большой роли Мцхета уже не играла. Статус города Мцхета снова получила в 1956 году. В духовном отношении значимость города всегда оставалась на высоком уровне. В Мцхете находятся два очень важных для грузинского православия места.

В одно из них мы проследовали. Это собор Светицховели.

h-2441.jpg

Среди сохранившихся исторических сооружений Светицховели является самым большим в Грузии. На протяжении веков собор является центром христианской Грузии. Ещё в IV веке принявший христианство царь Мириан III по совету равноапостольной Нины выстроил первую в Грузии деревянную церковь, которая не дошла до сегодняшних дней.

Одним из устоев храма служил кедр, обозначавший место захоронения ризы Христовой. Во II половине V века благочестивый царь Вахтанг I Горгасал построил на этом месте базилику, верхние устои которой были вскрыты советскими исследователями (руководитель В. Цинцадзе) в 1970-е гг. и оставлены для всеобщего обозрения.

В XI веке на месте поврежденной базилики католикос Грузии Мелкиседек I (1012—1030, 1039—1045) воздвиг храм. Ныне существующая крестовокупольная четырёхстолпная трёхнефная церковь во имя Двенадцати Апостолов строилась с 1010 по 1029 год под наблюдением зодчего Арсакидзе .

Храм окружён крепостной стеной, которая по плану приближается к квадрату. Стена была воздвигнута по приказу царя Ираклия II (упоминается в тексте, высеченном над южным входом в храм). Высеченный камень в старой части перемешан с речным камнем в стене. Постройки на стенах исполнены кирпичом. Нижняя часть двухъярусной стены непроницаема. В верхней части присутствует боевая дорожка, на уровне которой также имеются хранилища камня. У стен присутствуют 6 цилиндрических и 2 четырёхугольных башни. Входные ворота расположены на южной стороне. На западной стороне звонница и врата XI века — замечательный пример грузинской народной архитектуры. В 1964—1965 годах проведённой реставрацией возвращён первозданный облик (архитекторы Н. Чубинашвили и В. Цинцадзе; гл. консультант Г. Чубинашвили). Во время раскопок в 1963 — 1964 годах в юго-западной части стены были найдены останки католикоса Мелкиседека (XI век). Во дворе, в юго-восточной части стены — дворец католикоса Антона II. В данный момент полностью переделан и является историко-этнографическим музеем.

На всём протяжении своего существования собор служил местом коронования и усыпальницей для представителей царского рода Багратионов. В марте 2007 года в Светицховели прошло отпевание первого грузинского президента Звиада Гамсахурдиа. (https://ru.wikipedia.org/wiki/Светицховели)

h-2449.jpg

Внутри фотографировать не стал, но сразу скажу, что очень необычно и интересно.

h-2447.jpg

На выходе купили свежевыжатый сок и поехали к следующей достопримечательности – храму Джвари.

h-2442.jpg

h-2443.jpg

Это один из самых знаменитых храмов Грузии. Немного покрутившись по навигатору, поднялись на гору к храму.

h-2448.jpg

Самое интересное - это вид, который открывается сверху. «Там, где сливаяся шумят, обнявшись будто две сестры, струи Арагвы и Куры…» М. Ю. Лермонтов писал эти строки, имея в виду это самое место.

h-2446.jpg

 Полюбовались и прикупили сувениров и поехали в сторону Гори, где у нас был забронирован через букинг гостевой дом.

h-2450.jpg

Пока выехали на шоссе, немного зацепили Тбилиси, еще раз подивившись трафику и особенностям вождения.  Остановились на заправке, залили полный бак.

Отдельно скажу про заправки - есть всякие местные, но мы заправлялись только на Лукойле.  Что удивило и не порадовало: бензин существует трех марок- regular –соответствует нашему АИ92, premium- АИ95, super- АИ 98. Проблема в том, что перевода на английский нет, марки топлива написаны на грузинском, и октановых чисел тоже нет. Т.е. подъезжаешь, просишь залить 95-й,  заливаешь, и расплачиваешься с заправщиком в засаленном комбинезоне, он выдает чек. Вот, кстати, он. Непривычно.

h-2589.jpg

h-2590.jpg

  Про «автобан» до Гори повторяться не буду. Покрытие представляет собой как будто плиты, уложенные со щелями,(может это специальные деформационные швы?). Обочина не везде отделена  заграждениями, кое-где гуляет скот – коровы, свиньи  и т.д. стоят какие-то ларьки. При всем этом ограничение 110 км/ч. Для меня это  выглядит странно…

Но есть и хорошие участки

h-2451.jpg

Уже ближе к 6 часам вечера приехали в г. Гори, заселились в гостевой дом к Елене, в котором останавливались экипажи, ездившие в Грузию в Мае 2016 г. Этот гостевой дом нам понравился,  приятные хозяева,  интересно пообщались,  угостили нас вином собственного производства.

h-2454.jpg

Закинув вещи в дом, решили прогуляться до музея Сталина и парка, заодно сходить в магазин.

Пока шли, осмотрели город. 

h-2455.jpg

Город небольшой, в той части, где мы остановились, в основном двух - трехэтажные дома, как,  потом, выяснилось,  что такая застройка типична для Грузии. На улицах свободно одни гуляют  маленькие дети, играют в мяч.  В целом присутствует какое-то ощущение безопасности, по сравнению с Москвой/Московской областью, где порой страшно выпустить ребенка одного на улицу, т.к. полно маньяков и педофилов. Должен сказать, что это ощущение безопасности не покидало нас и потом до возвращения в Россию, хотя  на нашем маршруте оно все-таки  вернулось к нам еще уже на Российской территории, и это было в г. Грозный. Но об этом позднее…

   Дошли до парка, где находится дом-музей И.В. Сталина.

h-2453.jpg

 Он представлен тремя группами объектов: главный корпус, дом, где родился И. В. Сталин, вагон Сталина. В парке стоит памятник Сталину, что для нас редкость. Походили вокруг,

h-2452.jpg

дошли до крепости Горисцихе. Просто осмотрелись, т.к. завтра по плану должны вернуться сюда.

Зайдя в магазин, прикупили продуктов и воды. Должен заметить, что русским языком в Грузии владеет в основном старшее поколение, выросшее еще при СССР.  Молодые владеют грузинским и английским. Это я понял, зайдя в магазин и в  банк, где пришлось изъясняться на английском, т.к. молодые девушки-кассиры не знали русского.

Уставшие (день был насыщенный ) вернулись в дом, приготовили ужин  и легли спать.

 

16.08.16

Утром проснулись, перекусив вкусным завтраком, который входил в стоимость номера, распрощавшись с хозяевами дома, отправились в дом-музей Сталина.

h-2470.jpg

Билет брал с экскурсией, и честно говоря, немного в ней разочаровался.  Кроме тех знаний, которые были заложены учителями на уроках истории в 9-11 классах  школы, нового ничего я не узнал. Из экспонатов представляет интерес  коллекция подарков вождю - тут есть необычные вещи.
h-2464.jpg

h-2468.jpg

h-2475.jpg

И  рабочий кабинет,

h-2472.jpg

 а также посмертная маска.

h-2462.jpg

Еще некоторые интересные моменты.

Схемы побегов из ссылок

h-2461.jpg

Подпольная типография

h-2460.jpg

После осмотра выдвинулись на улицу, где посетили скромный дом, в котором родился И.Сталин.
h-2471.jpg

Вагон, в котором ездил правитель, тоже посмотрели.
h-2469.jpg

Это бронированный железнодорожный вагон, в котором он ездил на конференции в Ялту и Тегеран.

h-2459.jpg

После осмотра его изнутри, экскурсия заканчивается.

h-2465.jpg

h-2463.jpg

h-2466.jpg

После этого мы подъехали к крепости Горисцихе. 

h-2473.jpg

Старинная многоуровневая оборонительная крепость Гори расположена на горном холме, который находиться в центре Гори. Полагают, что крепость Гори была возведена в VI веке во времена правления  грузинского царя – Давида Строителя. Раскопки показали, что крепость Гори построена на месте более раннего, ещё античного укрепления.

У подножья увидели памятник защитникам крепости.

h-2457.jpg

h-2456.jpg

В Гори не так много достопримечательностей, но крепость видна хорошо. Мало где в Грузии встречаются такие фортификации в центре города. Наверное, еще можно будет упомянуть крепость Нарикала в Тбилиси.  Крепость в Гори открыта всегда, подняться наверх можно по извилистой дорожке с южной стороны. Касс нет, только одинокие скучающие полицейские. Должен заметить что в Грузии очень много объектов культурного наследия, которое никак не охраняются, и при этом стены не исписаны, мусора не навалено. Это очень отличается от России, где порою видишь обратную картину. Тут, лично мне, сразу вспоминается смоленская крепостная стена, с исписанными стенами в башнях и горами мусора внутри.

Походили по верхам крепости,

h-2476.jpg

h-2474.jpg

h-2478.jpg

и пошли в машину.

Еще одно наблюдение за дорожным движением ждало нас на улицах Гори. Переходя дорогу с сыном на руках,  я был удивлен. Ни одна (!) местная машина не уступила дорогу, при переходе по «зебре», только  джип с воронежскими номерами остановился. Кроме того, мы так же наблюдали картину, когда машина чуть не сбила людей переходивших проезжую часть по переходу. Пешеходов пропускать тут не принято. Потом, когда мы останавливались, чтобы пропустить переходящих дорогу людей, мы видели, как удивленно они на нас смотрят и не понимают, почему их пропускают. Количество сбитых собак на дорогах Грузии превысило все увиденное мною ранее.  Просто наблюдение. Подумайте над сказанным.

После этого мы проследовали в с. Квахврели, что недалеко от Гори. Тут нас интересовал  пещерный город Уплисцихе .

 Уплисци́хе (груз. უფლისციხე — досл. Божья Крепость) — древний пещерный город, один из первых городов на территории Грузии[1]. Уплисцихе высечен в скале, расположенной в 12 км к востоку от города Гори на левом берегу реки Кура. Город возник в конце II — в начале I тысячелетия до н. э., пережил несколько подъёмов и спадов, был окончательно покинут в XIX веке и является, таким образом, многослойным археологическим объектом, одним из важнейших памятников грузинской культуры. Уникальность памятника заключается в том, что он, благодаря своему устройству, сохранил в себе остатки архитектурных и культовых сооружений, построенных на протяжении нескольких тысячелетий[2]. В период расцвета Уплисцихе включал в себя более 700 пещер и пещерных сооружений, из которых только 150 сохранились к настоящему времени (https://ru.wikipedia.org/wiki/Уплисцихе)

h-2477.jpg

h-2482.jpg

Про историю этого места написано много, повторяться я не буду, но скажу лишь, что это место стало одним из ярких воспоминаний поездки.

h-2483.jpg

h-2486.jpg

Ходить по склонам и пещерам можно часами,  а с крепости  открываются действительно шикарные виды.

h-2479.jpg

Мы потратили на прогулку не менее двух часов.

h-2480.jpg

Перекусив в машине наскоро, выдвинулись в сторону г. Ахалцихе, где в отеле Мираж у нас был забронирован номер.

h-2481.jpg

По пути было решено заехать в Боржоми. Дорога до Боржоми после съезда с автострады напоминает мне дорожки краснодарского края на подступах к курортным городам типа Геленджика, Туапсе и т.п. –извилистая, но без крутых подъемов,  склоны покрыты деревьями, по сравнению с Крестовым перевалом тут уже низина.

h-2490.jpg

В Боржоми приехали уже к вечеру. Боржоми напомнил мне курортный город Краснодарского края. Толпы народа, такое ощущение,  что вся Грузия собралась тут.

h-2491.jpg

h-2489.jpg

Хорошо, что мы отменили бронь в Батуми, подумалось мне тогда.

Сразу зашли в парк , и пошли к беседке с теплой минеральной водой.

h-2484.jpg

Очень долго ждали пока нальют. Воду наливают в стаканы или бутылки емкостью 0,5 л. Тут произошел очень показательный случай. Воду в беседке с источником наливала всем женщина. 

h-2485.jpg

Так вот, услышав, что мы говорим по-русски, она брала кружки и тару у всех кроме нас, и только когда ожидающих совсем не осталось, она с кислой физиономией взяла у нас бутылочку и набрала.  «Совпадение? Не думаю» (С).

Попив водички( жена не смогла пить, сказала что противная) мы прогулялись по парку. Долго не ходили, т.к. народа было очень много. Вышли к воротам и купили билеты на канатную дорогу.

h-2487.jpg

При посадке слегка взволновались- кабинки выглядели слегка «устало», наверное они тут со времен СССР. Но кое –как доползли до вершины.

h-2488.jpg

Вышли, походили, и обратно вниз, к машине.

h-2492.jpg

Дорога до г.Ахалцихе ничем не запомнилась, т.к. ехали уже в темноте. В этих краях уже в 7 часов вечера темнеет. Доехали до отеля Мираж(он расположен рядом с бензоколонкой), заселились. Номер оказался так-себе, порадовало добродушное отношение персонала. Приготовив еду, поели, уставшие, но довольные легли спать.

17.08.16

Встали утром пораньше , позавтракали в отеле, и направились в сторону места под названием Вардзия.

Дорога до крепости очень живописная.  

h-2496.jpg

По пути попадаются интересные виды.

h-2503.jpg

h-2506.jpg

Пока ехали, «бонусом» заехали осмотреть крепость Хертвиси.

h-2504.jpg

Крепость с неблагозвучным названием расположена на месте слияния рек Куры и Паравани.

h-2507.jpg

Крепость отлично сохранилась, при этом народу никого.

 Единственное, что не очень порадовало- подход к стенам- дорога размытая и грязная.

h-2509.jpg

Но поднявшись

h-2534.jpg

h-2510.jpg

  - обрадовались, т.к. были отличные виды.

h-2511.jpg

h-2524.jpg

h-2526.jpg

На осмотр ушло не меньше получаса.

h-2514.jpg
Зашел в церковь на скале

h-2517.jpg

Стены крепости показались не такими толстыми, как ,скажем, в замке в Выборге.

После осмотра проследовали в  Вардзию.

h-2513.jpg

Ва́рдзиа (груз. ვარძია) — пещерный монастырский комплекс XII—XIII веков на юге Грузии, в Джавахетии. Выдающийся памятник средневекового грузинского зодчества. Расположен в Аспиндзском районе края Самцхе-Джавахети, в долине реки Кура (Мтквари), примерно в 100 км к югу от города Боржоми, вблизи одноименного села.

h-2522.jpg

          На протяжении 900 м вдоль левого берега Куры в отвесной туфовой стене горы Эрушети (Медвежья) высечено до 600 помещений: церквей, часовен, жилых келий, кладовых, бань, трапезных, казнохранилищ, библиотек. Помещения комплекса уходят на 50 метров вглубь скалы и поднимаются на высоту в восемь этажей. Сохранились потайные ходы, связывавшие помещения, остатки водопровода и оросительной системы.

h-2519.jpg

h-2515.jpg

       Ансамбль монастыря Вардзиа был создан в основном в 1156—1205 гг., в правление Георгия III и его дочери царицы Тамары. Расположенный на юго-западной границе Грузии, монастырь-крепость перекрывал ущелье реки Куры от вторжения иранцев и турок с юга. В ту пору все помещения монастыря были скрыты скалой, с поверхностью их соединяли лишь три подземных хода, через которые крупные отряды воинов могли появиться совершенно неожиданно для неприятеля. В 1193—1195, во время войны с турками-сельджуками, царица Тамара находилась со своим двором в Вардзиа.

h-2518.jpg

Народная этимология объясняет происхождение названия «Вардзиа» следующей легендой. Однажды, когда царица Тамара была ещё маленькой девочкой, она играла со своим дядей в пещерах тогда ещё недостроенного монастыря. В какой-то момент мужчина потерял ребёнка из виду в лабиринтах пещер, и тогда малолетняя Тамара крикнула: «Я здесь, дядя!» (груз. «აქ ვარ, ძია», «Ак вар, дзиа!»). Царь Георгий III повелел сделать восклицание своей дочери названием монастыря. (https://ru.wikipedia.org/wiki/Вардзиа)

Лично мне система ходов и помещений в скале монастыря чем-то напомнила Белогорье и Дивногорье. 

h-2873.jpg

h-2520.jpg

Подъем в гору достаточно долгий 

h-2536.jpg

и после этого уже начинаешь ходить по помещениям.

h-2516.jpg

h-2521.jpg

Вдоль скалы перед кельями и другими ходами сделана система лестниц.

Виды весьма интересные

h-2523.jpg

 В завершении выходишь по подземному ходу и возвращаешься к началу маршрута.

Походив по всему этому великолепию, вышли к кафе, съев шашлык, отправились обратно в Ахалцихе.

h-2525.jpg

По пути решили завернуть в местечко Тмогви.  Поставив машину, решили прогуляться пешком и поискать крепость.

Прошли мост, речку, затем коровник, 

h-2529.jpg

h-2533.jpg

какой-то источник

h-2537.jpg

дальше что-то стало лениво и жарко, развернулись и пошли к машине.

h-2531.jpg

По пути завернули к еще одной крепости-  Аспиндза.

h-2527.jpg

 Она находится в одноименном населенном пункте. Сама крепость небольшая, но со стен открываются панорамные виды на окрестности. Походив, поехали дальше.

Объехав Ахалцихе, мы припарковались недалеко от крепости Рабат.

Ахалцихская крепость была основана в XIII веке, а с XVI века она находилась под властью Османской Империи, в XIX веке перешла под покровительство Российской Империи, а потом вернулась законным владельцам - грузинам. Таким образом, в архитектуре соединились течения различных стран и культур. В XXI век крепость вошла в весьма удручающем состоянии

Поэтому в 2011 году было принято решение полностью восстановить её первоначальный вид. Между прочим, это был последний масштабный проект, тогдашнего президента Грузии Михаила Саакашвили. На реставрацию было выделено 34 миллиона лари, что, на тот момент, соответствовало 20.000.000$. Сума довольно внушительная, поэтому было и остаётся очень много вопросов в связи с этим ремонтом. Уже к августу 2012 года все ремонтные работы были завершены и заявлено, что новый туристический объект готов принимать по 100 тысяч человек в год, а сейчас его посещают от полутора до двух тысяч туристов ежедневно.

 http://kray-zemli.com/14-krepost-rabat.html

Крепость действительно оказалась «новоделом».

h-2532.jpg

h-2528.jpg

Но, что удивительно, на осмотр ушло порядка 2 часов.  

h-2495.jpg

В целом, крепость произвела интересное впечатление,  С башен открываются красивые виды.

h-2535.jpg

Много фонтанов.

h-2498.jpg

Беседки, мечеть.

h-2505.jpg

h-2501.jpg

Ходили, смотрели, но вот начался дождь.

h-2494.jpg

Укрывались под навесами крепостных стен.

h-2497.jpg

Перед входом в музей находится замок Джакели,

h-2508.jpg

поднялись к нему, зашли в башню.

Первыми владельцами замка были правители Месхети, грузинские феодалы рода Джакели, из дома Чорчанели с почётным титулом атабегов, которые на протяжении пяти веков (с XII по XVII века) являлись наиболее мощной политической силой Южной Грузии. В 1578 году, после завоевания региона Османской империей, Джакели на первых порах возглавили сопротивление захватчикам, но затем перешли на их сторону и первыми из крупных грузинских феодалов приняли ислам. В Османской империи род Джакели вплоть до прихода русских в 1829 году находились на положении наследственных пашей. Один из представителей рода – Ахмед Паша – построил мечеть Ахмедийе, которая и в наши дни является одной из главных достопримечательностей крепости и города Ахалцихе. (https://ru.wikipedia.org/wiki/Замок_Джакели)

Пустынно. Осмотревшись, короткими перебежками отправились к машине.

Вымокли,  но остались довольные.

Заехали на заправку, в магазине прикупили продуктов. Долго искал работающий терминал, где можно пополнить счет на грузинской сим-карте.  Терминалов в Ахалцихе было много, но все они не работали.

Приехав в гостиницу Мираж, легли спать.

Продолжение следует...

Можно разместить этот отчет в социальных сетях. Таким образом Вы помогаете популяризации сайта.

Яндекс.Метрика
По вопросам сотрудничества и размещения рекламы пишите plo@autotravel.ru