Откуда: Москва (Подольский район) Когда: 06/2016
По маршруту: Азов, Феодосия, Коктебель, Судак, Новый Свет, Белогорск, Бахчисарай, Ялта. Часть 2.
Рейтинг отчета:
Автор: Участник форума: костя АСТ
Часть 1. http://autotravel.ru/v_report.php/2287
Часть 2.
День восьмой. 24 июля. Феодосия.
В этот день просто отдыхали после вчерашней поездки.

Все таки классный у нас пляж.

На машине никуда не ездили, немного погуляли пешком по округе, вечером сходили в расположенный неподалеку парк. Местные называют его "Динамо", видимо по имени соседнего стадиона. Но на картах он называется "Комсомольский". А вообще, по количеству военных памятников, его стоит называть "Парк Победы".

Вернулись уже затемно.
День девятый. 25 июля. Феодосия - Коктебель - Курортное.

Еще в первые дни решили обязательно покататься на корабле. Можно было сделать это и в Феодосии, но из Коктебеля, вдоль скал Карадага, интереснее. Очень хотелось увидеть знаменитую скалу-арку Золотые Ворота. В какой-то из проездов через Коктебель заранее все узнали. Разумеется, отсюда плыть к Золотым Воротам оказалось значительно дешевле, чем из Феодосии (соотношение цен для нашей семьи 1500-1800 рублей из Коктебеля к примерно 3600-4400 из Феодосии, "вилка" объясняется стоимостью четвертого детского билета, могут и так пустить). Конечно, прогулка из Феодосии значительно дольше по времени, Но, учитывая разницу в цене, плыть решили все таки из Коктебеля. Вот, наконец-то, выбрали время. По телефону созвонился и договорился на двухчасовую экскурсию с отправлением в 11-30. Но выехать решили пораньше.
Примерно в 9-30 отъезжаем от дома, пробег 2431 км. Дорогу до Коктебеля уже описывал в первой части, так что не буду повторяться. Ехать здесь недалеко, через полчаса были на месте. Заехали за билетами к продавцу, с которой созванивались. Хотя, конечно, можно было спокойно их купить и на набережной. Но так уж получилось, тем более, с младшего она денег не взяла, так что может и не зря проехали немного лишнего. Три взрослых обошлись нам в 1500 рублей (из Феодосии 1200 каждый). Теперь осталось припарковать машину. С этим здесь не так просто. К набережной вообще не проехать. Можно было встать на платной стоянке (50 рублей час, 300 рублей день), но только в самом начале Лазурной улицы, практически у главной дороги проходящей через город, которая называется улица Ленина. Но, немного потолкавшись, мы все таки нашли место на этой улице Ленина, всего в 30-ти метрах от поворота на Лазурную. Время 10-20, у нас еще целый час.

Побродили по сувенирным лавкам и магазинам (все везде одинаковое, но цены все таки отличаются), изучили меню заведений общепита, нашли точное место посадки.

В принципе,целый час делать здесь нечего. В качестве чего-то интересного запомнилось очень вкусное вологодское мороженное. Не просто так называется, а именно сделанное в Вологде. Как же его сюда везут? И сколько? Понятно, что в нормальном прицепе-рефрижераторе оно может ехать хоть на край света, но сколько это стоит? Хотя, учитывая, что на набережной его продают в 2-3 раза дороже обычной цены, наверное такая перевозка оправдана.
Вроде дождались, выходят люди с предыдущей экскурсии.
Мы думали, что пойдем на "паруснике". Понятно, что это всего-лишь стилизация, а внизу относительно современное судно, и идет он на моторе. Но все равно, наверное это красиво. Но оказалось, что "парусник" идет на полуторачасовую, а на два с половиной часа идет обычный кораблик. Сначала мы немного разочаровались, но потом оказалось, что у этого есть свои плюсы.

Трек прогулки на корабле. http://www.gpslib.ru/tracks/info/66997/Den-9.-Koktebel%2C-na-korable..html

Это обратный путь, но туда шли практически так же.
Отходим от Коктебеля.

Практически сразу, немного юго-западнее начинается горный массив Карадаг. Ученые доказали, что это потухший вулкан. Поэтому там очень красивые и разнообразные скалы.

Обогнали байдарочников. Они пересекли Коктебельский залив на приличном удалении от берега, а дальше пошли уже вдоль скал Карадага.

С местных пляжей к Золотым Воротам возят даже на "бананах". Причем, не совсем обычных, попадаются интересные конструкции, по аналогии с обычными судами их можно назвать "ката-бананы" и "три-бананы".

Прибрежные скалы имеют очень замысловатую форму. Кое-где действительно видны застывшие ручьи лавы.

Практически каждая скала имеет название, и практически о каждой нам рассказывают. Интересно. И цвет воды очень красивый и насыщенный.


Также здесь есть несколько гротов. Вот этот уходит вглубь горы на 70 метров и при сильном волнении издает очень громкие звуки, ревет.

А этот называется "ванна молодоженов". Там глубина 20-40 сантиметров, и помимо морской воды туда стекает небольшой ручеек сверху.

А вообще, практически весь берег отвесный, и если вы вдруг окажетесь здесь в воде, то выбраться на берег или хотя бы просто достать дна можно только в десятке мест на несколько километров.

Вот и знаменитые Золотые Ворота. Природная арка расположенная в море. Тоже один из символов Крыма.

Наш кораблик небольшой, поэтому мы можем спокойно пройти через арку, несмотря на сильный ветер и волну. Большие "парусники", насколько я знаю, через саму арку не ходят. Как и во многих подобных местах, при проходе нужно загадать желание и бросить монетку, но не просто в воду, а так чтобы она ударилась о скалу. Причем, желание нужно загадывать пока слышите звон.

Идем дальше вдоль берега. Попадаются очень интересные "рисунки". Миллионы лет геологических процессов и выветривания превращают скалы в настоящие картины.

При покупке билетов нам обещали купание в открытом море. Но капитан сказал, что при таком ветре он на это пойти не может. Его можно понять, боковой ветер заметно кренит небольшой кораблик. Заякориться он здесь не сможет, лестница для спуска в воду расположена на корме, так что винтами работать он тоже не сможет. А в дрейфе его очень быстро унесет от купающихся. Все это понимали, так что особых возражений не было. Вместо купания в открытом море мы пришвартовались у биостанции на окраине Курортного и искупались там, на пустынном галечном пляже. Вход конечно не очень, но вода прозрачная. В море было бы интереснее, но с погодой ничего не поделаешь. Стоянка заняла примерно полчаса.

Ближе к часу дня отходим обратно.

В качестве бонуса нас еще и на обратном пути провезли через арку.

Обратно шли практически тем же путем. Кормили чаек.


Еще нас обещали завезти в Тихую бухту, расположенную с другой стороны от Коктебеля. Этим, в основном, наша длинная экскурсия и отличалась от более короткой. Но видимо на пляже мы потеряли много времени, а вернуться нужно было в 14-00. Так что Тихую бухту мы конечно видели, но близко к берегу уже не подходили.

К 14-00 вернулись на причал в Коктебеле. Больше уже никуда не ходили, поехали домой. Вторую половину дня провели в Феодосии, вечером погуляли по центру.
Здесь много красивых зданий. Наверное когда-то это были чьи-то дачи.


Многое, конечно, требует реставрации.

Прошлись по набережной.


Перекусили в кафе и уже по темному дошли до вокзала.

Как я уже писал, поездов здесь сейчас мало, да и те короткие. Но вокзал в отличном состоянии.
На привокзальной площади покатались на разных интересных штуках.

Прошли немного дальше и нашли фонтан Айвазовского. Сейчас он ремонтируется, так что воды нет. Здесь вообще очень красивый парк с большими деревьями, но уже совсем темно, и ничего толком не видно. Пора возвращаться.

Ближе к одиннадцати вернулись домой.
День десятый. 26 июля. Феодосия - Белогорск (парк Тайган) - Приветное - Феодосия.

В этот день решили съездить в парк львов "Тайган" в Белогорске. А чтобы не ездить туда и обратно одной дорогой, обратно решили проехать "интересной" горной дорожкой через Приветное.
Примерно в 10-00 выезжаем, пробег 2480 км. Дорогу до Белогорска я уже описывал в первой части. Скажу лишь, что в 10-11 утра машин больше чем в 7-8. Но, все равно, едется достаточно хорошо. На какие-то пробки нет и намека. Видимо, пробка перед Феодосией, в которой стоят все машины едущие дальше в Крым, служит ограничителем потока, и здесь уже машин не много.
Пару раз остановились чтобы нарвать разных фруктов, которые растут прямо у дороги. Животных в парке можно кормить, покупать там дороговато, но приносить свое не запрещается.

В 11-30 приехали на место, пробег 2556 км. А вот здесь машин много. Стоянка и подъездная дорога заставлены полностью. Так что даже накатали дорогу через поле и организовали еще одну большую стоянку.

Оставив машины на стоянке, идем собственно в сам зоопарк.

Покупаем билеты. Взрослые по 900 рублей, младшего пустили за 450. Вместе получается 3150. Мы, конечно, знали цены заранее, но все равно дороговато. Хотя, забегая вперед скажу, что оно того стоит. Очень большой, насыщенный и интересный зоопарк. Это понятно уже при взгляде на план. Причем, мне кажется, что "Парк львов" - не совсем правильное название. Львы здесь конечно главные, но и других животных хватает.


Осмотр решили начать с зоопарка, а львов оставить на потом. Когда шли по центральной аллее, увидели интересный аттракцион. Можно сфотографироваться со львенком на руках. Стоит 500 рублей, мы не стали, но вообще вещь необычная и интересная вещь. Маленькие котята ходят по небольшому загону. Кроме фотографирования, их можно просто погладить, что тоже возможно далеко не везде.

Как я уже писал, животных здесь очень много. Большая территория отведена птицам. Есть даже крытый птичий двор.


Вместе с фламинго живут черепахи.

А такие кролики просто ходят по территории.

Подходим к жирафам. Больше всего они любят листья, так что деревья у них в вольере огорожены сеткой. А все до чего они могут дотянуться, уже без листьев. И дверь, по моему, для них низковата. Взрослому жирафу приходится сильно нагибаться чтобы выйти на улицу.

Жирафов можно покормить и погладить. Я раньше никогда не трогал жирафа, шкура у них какая-то бархатная. А когда он стал срывать листья с ветки которую я ему дал, то чуть не утащил меня наверх. Красивое и сильное животное.

Немного кино. https://youtu.be/yPlxjpIR8tg
Вот уж кого не ожидали здесь увидеть, так это тюленя. Наверное ему здесь очень жарко. Но все равно он иногда вылезает из бассейна и развлекает публику.

Здесь очень много разных обезьян. Причем, они считаются опасными, и живут в полностью огороженных вольерах. Погладить их не получится. Можно, конечно, через решетку поздороваться с ней за руку, но они ни с того ни с сего могут и укусить и палец сломать, это я еще в сухумском обезьяннике понял, так что аккуратнее. А безопасно кормить их можно через специальную трубу, около которой они все и собираются.

Маленькая обезьянка-капуцин с детенышем на спине.

В зоопарке выделено несколько зон. Есть детский зоопарк. Здесь животные с детенышами. В отличие от маленьких обезьян, кабан почему-то опасным не считается, его даже можно погладить.

Как я уже писал, неопасные животные, в первую очередь копытные, огорожены невысоким забором, так что даже дети могут их погладить и покормить с рук.

Этот верблюд удачно поселился прямо рядом с ларьком с кормом. Высовывается на половину дорожки. Были бы у него деньги, мог бы сам покупать.

Дальний родственник наших зубров - американский бизон.

Животные, считающиеся опасными, живут в закрытых вольерах. Но все равно, расстояние гораздо ближе, чем в старых зоопарках. Мишек можно покормить через трубу.

Очень много разных больших кошек, в том числе редких белых. Но, видимо, в самую жару они спят.



А в вольере обозначенном как слоновник, почему-то жили два верблюда.

Но здесь есть лестница, откуда их можно покормить и погладить. Очень удобно.

Лестница ведет на смотровую площадку у восточной стены парка. Отсюда открывается вид на Тайганское водохранилище. Но в середине лета с водой в Крыму очень плохо. Водохранилище почти высохло.

Здесь, со временем, наверное тоже что-то построят.

Немного отдохнув, идем дальше. Есть тут еще одно интересное место - Бабушкин дворик. Это большая открытая площадка, куда можно зайти, и по которой гуляют разные животные. Они ручные, всех можно кормить и гладить. В общем, мешок яблок нам очень пригодился.


А кроме привычных поросят и коз, есть здесь и экзотические гости из Австралии - кенгурята. Они тоже совершенно не боятся людей.

На этом мы заканчиваем осмотр зоопарка и переходим к основной изюминке - открытым вольерам с большими кошками.

Необычность их в том, что на высоте примерно 3 метров сделаны дорожки, и вы можете смотреть на животных не через решетку.

Причем, если разным тиграм и прочим отведены пусть и большие, но все таки вольеры, то у львов просто огромная территория. Над ней построена целая сеть достаточно длинных переходов. Днем львы в основном спят. И на такой площади их приходится выискивать. Наверное, это не очень похоже на африканскую саванну, особенно яблони, но что-то есть.


В любом случае, это очень интересно и необычно.


Спят они не крепко. Разбудить несложно.

Особенно если кинуть им корм, который продают тут же.



Но все таки видно, что животные очень сытые. На небольшие куски мяса они реагируют как-то лениво. Кормят их хорошо, по всей территории валяются довольно крупные кости.

Но это и хорошо, что они сытые. Может я и не прав, но мне кажется, что голодный лев в некоторых местах может спокойно запрыгнуть на дорожку с какого-нибудь пригорка. В общем, некоторым посетителям здесь страшно. А можно и еще сильнее приблизиться к животным. За отдельную плату и в определенное время (точно не узнавал за сколько и когда) вас могут прокатить по территории львов на специальной машине. Но это уже скорее для тех кто приезжает сюда надолго.
За территорией львов есть еще один обезьянник и крокодилы. Крокодил так долго лежал неподвижно, что все подумали - кукла. Но потом все таки переместился на полметра в сторону, - значит живой.

Так же в этом углу парка есть небольшое кафе и колесо обозрения.
Возвращаемся обратно к выходу. За 4 часа мы обошли практически все, но что-то конечно упустили или прошли быстрее чем хотелось бы. На улице очень жарко, тени мало, так что устаешь быстро. Можно охладиться в поливочных фонтанчиках, но это ненадолго. Руководство парка рекомендует приезжать сюда не меньше чем на сутки, для этого здесь есть гостиница. Тогда вы сможете понаблюдать за львами и другими животными в разное время, а так же прокатиться на колесе обозрения и другие развлечения опробовать. Есть и совсем уж экзотическая услуга - львенок в номер. Интересно, как спится в одной комнате с пусть и совсем маленьким, но хищником.

В общем, несмотря на дорогие билеты, нам здесь очень понравилось. Разумеется, я выложил фото далеко не всех животных, их гораздо больше. Так что это не просто "парк львов", а настоящий полноценный зоопарк. Интересна сама организация, отличающаяся от привычных "старых" зоопарков. Здесь сильно сокращена дистанция до животных. Главная изюминка - это конечно прогулки над хищниками, но и то, что неопасных животных, таких как верблюды, антилопы или жирафы можно гладить и кормить с рук, тоже очень радует и детей и взрослых, я уж не говорю про совсем контактные детский и бабушкин уголки.
Да, наверное желательно приезжать сюда на более долгое время, но нам пора ехать дальше. В 15-45 трогаемся в обратный путь, пробег 2556 км. Проезжаем большие буквы на холме, их должно быть хорошо видно при подъезде со стороны Симферополя.

Выезжаем на трассу в сторону Феодосии и через пару километров поворачиваем направо в сторону Красноселовки.
Как я уже писал, обратно решили проехать через Приветное. Это достаточно известная дорога, если кому интересно, можете найти в сети очень подробные описания. Проходит она по маршруту древней тропы и является кратчайшим путем из района Белогорска к морю, в район Рыбачьего. "Соседние" дороги это Симферополь - Алушта западнее и Грушевка - Судак восточнее. Но именно эта, вроде как, считается самой старой, была еще в незапамятные времена. Где-то читал, что Екатерина II во время своей поездки в Крым ехала именно по ней. С тех пор ее немного расширили (но не везде) и местами спрямили, но асфальт так и не появился. Были в советское время такие планы, но им так и не суждено было сбыться. Наверное она была бы похожа на дорогу Танковое - Ай-Петри, но без асфальта так и осталась как в прошлые века. Но дорога не заброшена, за ней как-то следят, по крайней мере, в случае оползней, которые случаются в осенне-весеннее время, оперативно расчищают. Значительная часть ее проходит через лес, а лес для степного центрального Крыма - это редкость. Так что жители центральных районов с удовольствием ездят сюда именно в лес, ну и к морю здесь ближе. В общем, дорога не пустует. Так же, вдоль нее есть разные интересные природные объекты, но это уже надолго, поэтому мы особо не останавливались. Но даже просто проехать по этой дороге было интересно.
Сначала идет асфальт.

Проезжаем Криничное, Головановку. Потихоньку поднимаемся вверх.

После Красноселовки асфальт кончается. Время 16-05 , пробег 2578 км. Дорога превращается в достаточно узкую грунтовку.

Поднимаемся все выше и выше. Поворотов много, но все таки эта дорога не такая серпантинистая, как дорога на Ай-Петри. По сторонам попадается много достаточно живописных мест для отдыха. Так же много свороток в лес. Наверное, там что-то интересное, но времени лишнего у нас как всегда нет, да и едем мы вместе соседями на Ларгусе, водитель которого очень не любит бездорожье, и даже такой дорогой недоволен.

На самом верху, после перевальной точки леса уже очень мало. Хотя, не такой уж и "верх" - поднялись мы всего на 550 метров.

Местами дорога очень узкая, в одну машину. Встречных мало, но все таки в паре мест пришлось сдавать назад. Причем, в одном узком месте разъезжались со 131-м ЗИЛом. Грузовики здесь вообще не редкость.

Кое-где едем по краю ничем не огороженного обрыва.

В одном месте видели указатель на водопады. Но воды в это время года здесь практически нет, так что водопады "не работают". Начинаем спускаться вниз.

Дорога к берегу моря идет по долине реки Ускут.

В одном месте она запружена. Здесь какие-то постройки, напоминающие базу отдыха, но может я и ошибаюсь. А вода, похоже, есть только в этом небольшом водохранилище. Остальное русло реки совершенно сухое.

Короткая остановка и едем дальше.

Дорога несколько раз пересекает сухое русло реки рядом с разрушенными мостами. Видимо, по весне тут хороший поток, раз так все размыло. И если мосты не починят, то когда река появится, будет уже не проехать.

В 17-00 доехали до Приветного, асфальт, или вернее его остатки, начался немного раньше.

Без асфальта было порядка 10-12 км. В общем, достаточно интересная и проезжая для любого транспорта дорога, по крайней мере в это время года. Но чего-то совсем уж необычного я не заметил. Может для этого нужно было отъехать или отойти немного в сторону, или чтобы вода в реке была. Виды местами красивые, но не так чтобы "вах". Хотя, может это просто после Алтая так кажется, а попади я сюда несколько лет назад, и впечатление было бы совсем другое.
Проехали через достаточно большое село Приветное и в 17-20 выехали на трассу Алушта - Судак, идущую по берегу. От Белогорска получилось всего 34 км. Действительно в несколько раз ближе, чем по асфальтовым дорогам.
Мы здесь уже ехали, когда возвращались из Ялты, но тогда было темно, а сейчас можно полюбоваться красивыми видами. В принципе, самая серпантинистая часть все таки ближе к Алуште, но и здесь дорога закручена хорошо.

Кроме множества поворотов еще и вверх-вниз постоянно, ну и море иногда видно. В общем, красиво.


Ближе к Морскому дорога идет по берегу.

Здесь достаточно известные дикие пляжи, рядом нет никакой населенки, многие стоят с палатками. Думали даже искупаться, но не стали уже терять время, так как вечером намечался шашлык, а жарить его в темноте не хотелось.


Ближе к Судаку дорога снова уходит от берега в горы.


Примерно в 18-30 проехали Коктебель. Заехали за разливным коньяком, очень даже ничего оказался.

Заскочив еще в пару магазинов, в 19-20 вернулись домой, пробег 2682 км. За день проехали 200 км. Шашлык все таки дожаривали уже в темноте, очень рано здесь темнеет. Но все получилось отлично, и вечером хорошо посидели.
На следующий день никуда не ездили, просто отдыхали. Да и вообще, дней оставалось немного, так что решили больше не ездить далеко, а побольше покупаться в море. Была у меня в планах еще одна дальняя поездка - в Севастополь, но мои не хотели снова терять в дороге целый день. Решили оставить город моряков на следующий раз. И наверное умнее будет не ездить каждый раз через весь полуостров, а несколько дней пожить в западной части, чтобы посмотреть Севастополь, Балаклаву, Евпаторию и много всего еще. Когда-нибудь так и сделаем, а на оставшиеся дни -только ближние достопримечательности, ну и пляж конечно.
День двенадцатый. 28 июля. Феодосия - Коктебель - Феодосия.

В этот день решили съездить в коктебельский дельфинарий. Первую половину дня провели на море, а после обеда поехали. Там три сеанса, мы выбрали вечерний в 17-00. Но выехали заранее, в 15-45. Приехав в Коктебель, решили проехать ближе к берегу, поэтому встали все таки на платной стоянке за аквапарком. В 16-20 уже покупали билеты. Цена приличная - 800 взрослый и 400 детский, на нашу семью получилось 2800. Немного погуляли по набережной и пошли в дельфинарий, пускать начали минут за 20.
Представление разделено на две части. Дельфины все время в бассейне, но в первой части главные ластоногие. Даже вспомнился мурманский океанариум, было немного похоже. Тюлени, котики и еще кто-то (даже не знаю, как правильно называются) выполняют разные трюки.

Кроме всякой акробатики, они еще танцуют и даже поют.

А один из них и вообще вел себя как человек.

Были и совместные номера с дельфинами.

Во второй части участвовали только дельфины.

Хотя не только, тренеры тоже выполняли очень интересные трюки.

Дельфины выпрыгивали из воды на очень большую высоту, обливали зрителей водой, катали друг друга на лодке, а под конец даже поиграли со зрителями в мячики. Мячики эти достаточно тяжелые, диаметром около метра (мне тоже досталось его отбить). Но дельфины управляются с ними играючи: носом подбрасывает его над водой и уже хвостом посылает куда нужно. Мячей было штук пять. Потихоньку их ловят работники дельфинария и убирают. Но один мяч мы гоняли очень долго, работникам он никак не доставался, и игра закончилась тем, что дельфин ударил по нему так сильно, что мяч улетел через крышу на улицу.

Ну а закончилось представление очень красивым номером с участием тренеров. Даже не знаю, кому больше аплодировали зрители - дельфинам, находящимся в своей естественной среде обитания, или все таки людям.

Представление длилось примерно час. После него, разумеется за дополнительную плату, можно было сфотографироваться с дельфинами и даже поплавать с ними в бассейне (но это стоило уже каких-то совсем нереальных денег, хотя кто-то все таки плавал, значит не таких уж и нереальных). А вот в Мурманске фото с животными входило в цену билета, север... Но, это просто приятное воспоминание, а в целом посещение коктебельского дельфинария оставило очень хорошие впечатления. И, наверное, не так уж это и дорого, один раз за отпуск вполне можно себе позволить. Рекомендую.
В начале седьмого, заплатив 100 рублей за стоянку, трогаемся обратно. В 18-45 доехали до Феодосии.

Примерно с середины объездной уже начиналась пробка. Так что поехали через город, заодно и в магазин заскочили. В 19-15 вернулись домой.
День тринадцатый. 29 июля. Феодосия.
Проведя первую половину дня на море, после обеда досматриваем достопримечательности Феодосии. Из наиболее известных оставался еще музей Грина. Так как мне хотелось осмотреть его подробно и без спешки, а детям - наоборот - вообще не очень хотелось туда идти, было решено разделиться. Доехали до центра на машине, а дальше жена с детьми пошли гулять, а я - в музей. Он расположен на Галерейной улице. В этом доме известный писатель прожил всего несколько лет, но, пожалуй, именно эти годы были самыми счастливыми в его жизни.


Очень хотелось послушать экскурсию, но, к сожалению, до закрытия оставалось меньше двух часов, людей мало, так что экскурсия была под очень большим вопросом. Пришлось брать аудиогид. Билет обошелся в 150 рублей, аудиогид еще во столько же, правда пришлось оставить 2000 в качестве залога.
Сразу со входа попадаешь в мир Гринландии. В этой небольшой прихожей можно провести много времени, изучая очень красивую карту выдуманного мира на стенах и потолке.

Единственная комната в доме, где все восстановлено как было при жизни писателя.

Остальные пять комнат оформлены в корабельной тематике.

Аудиогид очень подробно рассказывал о каждом экспонате и комнате.



Экспозиция музея в основном посвящена биографии Александра Грина. Но представлена она очень интересно, я бы даже сказал - "с погружением". Не буду здесь подробно все описывать, да у меня и не получится, но очень рекомендую найти и почитать его биографию. Меня, несмотря на достаточно спокойное отношение к литературе вообще и писателям в частности, зацепило. Сильно зацепило, несколько дней ходил под впечатлением.
Я как-то раньше не интересовался его биографией. Ну жил и жил. Но посещение музея оставило очень сильное впечатление. Этот человек прожил насыщенную жизнь. Правда, насыщена она была в основном тяжелыми событиями. До революции он успел перепробовать столько всего, что в голове не укладывается. Родившись в Вятской губернии, кем и где он только не работал, - от лесозаготовок и уральских заводов до нескольких походов матросом на судне по Черному и Средиземному морям. При царе он успел и послужить в армии и побывать в ссылке.

Причем ссылка проходила в городе Пинега.

При новой власти все тоже складывалось далеко не лучшим образом. Были взлеты и падения. Но, как мне кажется, самые лучшие годы жизни он провел здесь, в этом доме. Но это было всего несколько лет. И предпоследняя комната, названная "каюта капитана", рассказывает как раз о последних годах писателя. Он, как это бывало со многими, впал в немилость. Точнее, его произведения были объявлены не нужными существующей на тот момент политике. Тут еще и болезнь. Оплачивать достаточно дорогой дом в Феодосии средств уже не хватало, и семья переехала в Старый Крым. Где Александр Грин вскоре и умер, прожив всего 52 года..

Вот такой грустный конец. Как говорится, что имеем не храним... Как и многие, признание он получил только через много лет после смерти. И последняя комната, где собраны сотни книг Грина переведенных на многие языки мира, тому подтверждение.

В общем, меня очень зацепил этот музей. Так что очень рекомендую, но только с экскурсией или хотя бы с аудиогидом, иначе - это просто красиво оформленные комнаты с фотографиями и книгами.

Встретился со своими, и мы поехали дальше. Останавливаемся у феодосийской генуэзской крепости. На этот раз решил все таки осмотреть ее поподробнее. Вход через башню Криско.

Чем-то напоминает крепость в Судаке, но поменьше и сохранность гораздо хуже. Такое впечатление, что за ней вообще никто не следит. Как таковой единой крепости уже и не существует. Осталось несколько фрагментов плотно окруженных современными домами.


Немного походил по стене.

Можно даже залезть в одну из башен, которая называется башня Святого Климента. Высота не очень большая, но дальше очень неровно, на стене растет трава, а некоторые камни шевелятся, в общем, я дальше не пошел, наверное старею.


Спускаемся вниз и идем дальше.

За этой частью крепостной стены сейчас расположена действующая воинская часть. Современная "колючка" на древних камнях смотрится очень необычно.

Внизу расположен православный храм необычной архитектуры, видимо тех же времен, что и крепость. Очень рекомендую зайти внутрь.

Здесь же установлен памятник Афанисию Никитину.

Оказывается наш тверской путешественник бывал здесь более пятисот лет назад, когда город еще назывался Кафа.

Немного дальше, на самом берегу расположена Доковая башня.

В нее можно зайти, рассмотреть кладку, но чего-то очень совсем уж интересного там нет.

Дальше на восток расположен еще один большой кусок древней стены, но туда уже не пошли.

Зато дошли до такого вот монумента. Думал, это какой-то военный памятник, но оказалось, что связан он с открытием источника воды. Точно даже и не понял, написано старым языком и буквы плохо видно.

Еще один источник есть в небольшой башне на берегу, рядом с Доковой. Люди набирают воду в канистры, говорят что очень хорошая. А сам источник, вернее эта башня, как нам сказали, построена еще итальянцами. Работает, вода действительно вкусная, хотя не думаю, что за полтысячи лет здесь ничего не ремонтировалось. Труба явно моложе.

Возвращаемся обратно к машине.

По пути осмотрели еще один необычный храм, но только снаружи, закрыто.

Дни четырнадцатый и пятнадцатый. 30-31 июля. Феодосия.
Отпуск стремительно заканчивался. Следующие два дня уже никуда не ездили. Только если по магазинам. В основном были на пляже. Напишу немного подробнее про море и наш пляж. Он считается песчаным, но это не совсем так. Песок здесь с мелкой ракушкой. Ничего не колется, босиком ходить нормально, от просто песка почти не отличается. Вода практически все время была чистая, волны почти не было. Только пару дней была волна и вода у берега немного мутнела, но все равно такой мути как в Абхазии после каждого дождя не было ни разу. Температура менялась от "теплой" до "очень теплой"

Вдоволь наплавались и нанырялись. Дно разнообразное. У берега просто песок, дальше начинаются большие камни и много водорослей. Глубина в районе буйков метра под три, но есть несколько мест, где на огромных камнях можно даже встать. Несмотря на обилие водорослей, можно разглядеть, что некоторые камни имеют очень правильную форму. Так что, возможно, их туда специально навалили, типа волнореза. За буйками, когда становится глубже 4-5 метров, растительность практически исчезает, снова просто песок. Видел очень много разных рыб. У берега, конечно, мелочь, а подальше один раз достаточно близко от меня проплывал большой косяк, точно не понял, но скорее всего кефали. Красиво смотрится из под воды, десятки, а может и сотни рыб движутся как одно целое. Медуз было мало, но несколько раз видел больших корнеротов, кто-то даже обжегся. Крабы тоже попадались, но их нужно искать между камней, поймать не удалось. А самое интересное что удалось увидеть под водой - маленький скат. Не знаю, как он точно называется. Диаметр примерно сантиметров 15, может чуть больше, ну и хвост торчит еще на 10. Плывет как скат - "машет крыльями", ну и вообще очень похож, только маленький. Видели с сыном в один из первых дней, и больше таких не попадалось.

Покатались на разных надувных штуках.

Прикольно, но задницу отбивает прилично.

Кроме этой "ватрушки", за время отпуска еще катались на педальном катамаране, байдарке и катамаране с парусом. Новенький пляжный катамаран - интересная конструкция. Гораздо лучше чем старые советские. Пластиковый корпус, 4-5 мест, нормальная палуба, где даже лечь можно, тент и - главное - убирающаяся лесенка для подъемы из воды. То есть можно отплыть и спокойно искупаться. Нам, правда, немного не повезло с погодой, был сильный ветер, тент пришлось убрать, но и без него против ветра идти на педалях было очень трудно, а если перестать крутить, то очень быстро сносило. Минут 20 крутили педали, а пока купались, за три минуты снесло обратно. Но все равно прикольно и ноги заодно подкачали.
На пластиковой байдарке дошли до плавучих якорей куда швартуются танкеры (подробнее о них напишу ниже), вволю покачались на волнах, в общем, вспомнил молодость, аж мозоли натер. Ну а на катамаране с парусом тебя просто везут, делать ничего не нужно. В принципе, штука интересная, но по времени получается очень мало.
Больших кораблей почти не видели. Раза три вдалеке проходили военные. Но в предпоследний вечер прямо к нам пришел танкер. Мы жили недалеко от большой нефтебазы. И приходят они именно туда. Причем близко к берегу танкер подойти не может - мелко. Поэтому в нескольких сотнях метров от берега установлены плавучие якоря, в простонародье - "бочки". Было интересно наблюдать, как его туда заводили и разворачивали два буксира. Нефтепродукты перекачиваются на берег по проложенным по дну трубам. Разгружали его долго, ушел только на следующий день, ночью там все интересно светилось. Никакого бензинового запаха и уж тем более разводов на воде замечено не было.

Ну и про быт немного. Готовили мы сами, так дешевле и надежней, хотя несколько раз покупали пиццу и разную выпечку. Пиццы здесь вообще очень много, на каждом углу, видимо пользуется спросом, а из экзотики попробовал чебурек с бананом. Понравилась сеть кафе "Еда". Готовят на виду, чисто, быстро и недорого. Пиццу и разные чебуреки брали в основном там, есть там и нормальные обеды. Нам было не к чему, но свободных мест мало, значит людям нравится. По ценам - чем дальше от берега, тем дешевле. Это касается всего. Разница между набережной и обычными магазинами в жилых районах может быть двукратной. Но на фрукты цены все равно московские.
В предпоследний вечер сходили посидеть в кафе на берегу. Как раз был День Города. Все было вкусно, заказали мы очень много, так что объелись, но дороговато. Помнится два года назад в Абхазии примерно то же самое обходилось в 2-3 раза дешевле. Хотя, слышал, что уже и там все подорожало. А вообще, как говорят люди ездящие сюда каждый год, цены за последние годы выросли сильно, на что-то - в разы. Но в этом ничего странного нет, понятно, что они должны сравняться с остальной Россией. Но чтобы не заканчивать на такой грустной ноте, скажу, что салют был очень красивый. Особенно когда смотришь прямо с берега, и он отражается в воде.
В последний день уже понемногу собирались. Докупили еще разных сувениров и к вечеру практически загрузили машину, чтобы утром не терять время. По этой же причине съездил заправиться на ту же самую заправку на объездной. Пробег от дома 2748 км, от предыдущей заправки 486 км. Залил 46 литров по 40-99. Расход получился 9,2.
День шестнадцатый. 1 августа. Феодосия - Молодежный (Ростовская область).

Все хорошее когда-то заканчивается. Пора ехать домой. Как я уже писал, в основном все сложили вчера, так что утром было время еще немного побыть на пляже. Но немного. Блин, вот вроде и не люблю я этот юг, а уезжать не хочется. Кладем в забитый багажник последние сумки.

Кидаем прощальный взгляд на наш пляж.

И в 10-00 трогаемся от дома, где прожили две недели, пробег 2752 км.

Выезжаем на трассу, навстречу стоит конкретная пробка. В это время пробка в сторону Симферополя, а после обеда в обе. Но сейчас утро, и в сторону Керчи мы едем свободно.

Фоткал берег, но если присмотреться, можно разглядеть автобус, который едет по встречной обочине. Позже увидел такое еще не раз. Видимо, у них тут договоренность с гаишниками. Если в этой пробке толкаться, ни в какое расписание не влезешь.

А берег в районе Берегового и Приморского практически как в Феодосии. Только здесь меньше цивилизации, ну и загруженная дорога не радует. Несмотря на это, разных гостиниц, баз отдыха и просто домов под сдачу здесь очень много.


После Приморского пробка заканчивается. До порта еще 98 км. Кстати, многие указатели до сих пор на украинском, а с другой стороны - это тоже государственный язык Крыма, наряду с русским и крымскотатарским.

До Керчи практически везде отремонтированная дорога.

Но перед самим городом начинается давленка.

В 11-15 въехали в Керчь, пробег 2843 км.

Керчь снова просто проезжаем насквозь, хотя этот город конечно же заслуживает большего внимания.
Дороги местами хорошие.

А местами не очень. Причем, эту же яму, обозначенную покрышкой, мы проезжали и по дороге туда. За две недели ничего не изменилось.

Выезжаем из Керчи. Уже видно пролив, другой берег и паромы.

В 11-45 подъехали к накопителю, пробег 2862 км. На обратную дорогу у нас тоже были распечатанные электронные билеты. Машин мало, так что теперь уже никакой спешки. Человек в будке все изучил, сверился с компьютером и распечатал нам посадочные талоны. Это заняло несколько минут. На площадку для тех кто с электронными билетами мы попали вторыми во вторую нитку, что обещало погрузку на первый же паром.

Минут через 15 началось движение. Пропустили соседний ряд, какое-то количество машин со второй площадки (там стоят те кто без электронных билетов) и нас. После выезда из накопителя заехали еще на досмотр. Заглянули в салон и багажник. Даже попросили одну из сумок (хорошо, что самую верхнюю) пропустить через "просвечивающий" аппарат, как в аэропорту, хотя с недавних пор такие и на вокзалах стоят. Досмотр, конечно, поверхностный, и скорее "для галочки", но по пути туда и такого не было. После этого еще немного постояли в очереди, и началась погрузка.

Обратно идем на "Протопорос IV". Он побольше, чем "Гликофилоуса" на котором шли в Крым. Тот был "одноэтажный", а здесь часть машин отправляют в трюм. Стоит человек на въезде и показывает кому куда ехать. Не знаю чем он руководствуется, но нас вниз не отправили. Даже наоборот - мы стояли на боковой площадке, выше основной палубы.

Немного узковато, неудобно открывать двери, зато к выезду близко.

Мы заехали одними из первых, и пока все остальные грузились было достаточно времени чтобы везде полазить. Отличий от парома на котором шли сюда немного. Наверху такое же большое помещение.

Только площадки на носу и корме (хотя эти понятия здесь постоянно меняются) побольше и поудобнее. Из-за большого количества мест погрузка занимает много времени. С момента нашего заезда и до отплытия прошло почти 25 минут, а учитывая, что мы были не первые, то полчаса на погрузку набежит легко. А еще и разгрузка была. Получается, что 15-20 минут он идет, а час стоит. Но ускорить этот процесс видимо уже не удастся.
Этот паром берет и грузовики и даже какие-то строительные вагончики-бытовки.

Рядом с нами стоял железнодорожный паром. Интересная конструкция - рельсы прямо на палубе. А когда уходил, обдал нас густым облаком дыма.

Наконец-то отходим. Навстречу идет другой паром, у этих людей отпуск еще впереди.

Как я уже писал, движение в Керченском проливе очень плотное.

Несколько раз останавливались и пропускали какие-то сухогрузы и танкеры.

Вот уже и другой берег. На входе в бухту видели дельфинов, первый и единственный раз за отпуск.

Швартуемся, народ быстро рассаживается по машинам.

На берег выезжаем одними из первых в 13-00. Хорошо, что мы не в трюме.

Итак, обратная переправа заняла гораздо меньше времени. Всего час пятнадцать. Это со всеми очередями, проверками и долгой погрузкой. Можно сказать, вообще не заметили. Если бы всегда так, то и мост не нужен. Шучу конечно. Просто нам повезло, ну или время выбрали правильное.
Едем по косе. До железнодорожного переезда дорога идет вдоль берега Азовского моря, кто-то останавливается искупаться.

После переезда дорога идет уже вдоль залива Черного моря.

Кстати, здесь расположен мотель. По приезду домой даже про него почитал. Достаточно интересное, я бы даже сказал - уникальное, местоположение. И цены вроде не завышены. Можно запомнить на будущее. Хотя, опять же, после постройки моста будет уже не на дороге.

Машин сегодня меньше и в сторону Крыма, но как ни странно, именно поэтому перед постом в Ильиче пробка. Когда мы ехали ничего не проверяли, а сегодня машины останавливают для проверки документов, соответственно образуется приличная очередь.

Едем на Темрюк.

Вновь проезжаем плотно заселенный берег Азовского моря. Мне и по пути туда тут не очень понравилось, а на обратном пути, после Крыма, я еще больше в этом утвердился. Хотя, на вкус и цвет..., кому-то наверное нравится.

Даже в этом доме не хотел бы отдыхать, хотя сама постройка оригинальная.

Перед Голубицкой видели парапланеристов.

В 14-00 подъехали к Темрюку, пробег 2923 км. Задумался как ехать. На объездной ремонт моста, но по дороге сюда мы там особо долго не толкались, а если через город, то на въезде все было "красное". В общем, решил ехать по объездной.

Но это было неправильно. Все таки пробочные сервисы иногда ошибаются, может даже и не ошибаются, а отстают по времени. Видимо, так и получилось. На объездной мы встали в пробку. Сначала я думал, что это перед переездом, потом - до круга, но она тянулась и дальше, причем после круга, по моему, вообще не двигалась. На круговом я все таки развернулся, а до этого не нарушая развернуться все равно было нельзя.

Вернулись назад и повернули направо в Темрюк.

Здесь пробка оказалась гораздо меньше - только на самом въезде, и двигалась она быстрее. Так что нужно было сразу так ехать. Пересекаем Кубань.

Ближе к выезду из города расположен музей под открытым небом. Много разной техники. Было бы время, можно и заехать.


Но мы все таки торопимся, так что не сейчас. Хочется сегодня уехать за Ростов. Там, уже ближе к Каменску-Шахтинскому, у нас забронирована гостиница. Долго думал и рассчитывал несколько дней назад и решил, что мы должны до туда доехать в первый день. Было еще несколько запасных вариантов до Ростова, но я там не бронировал, а народу едет много, и мест к вечеру уже нигде не будет. (Опыт других людей, ехавших в эти же дни позже подтвердил мои предположения. Остановиться на ночлег без брони оказалось просто невозможно.) В 14-50 выезжаем из Темрюка, пробег 2947 км.

После Темрюка уже начинаются фруктовые рынки. Решили остановиться. Купили арбуз, дыни, еще что-то. Цены заметно ниже чем в Крыму, хотя может и не совсем корректно сравнивать цены на придорожном рынке и в туристической зоне.
Следующий крупный населенный пункт - Славянск-на-Кубани. Здесь тоже долго думал как ехать - через город или по объездной. Решил по объездной, на этот раз не прогадал. В 15-40 уходим на объездную, пробег 2995 км.

Славянск-на-Кубани объехали без пробок.

В 15-55 в Телегине повернули налево, пробег 3017 км.

Снова встал вопрос как ехать? Либо тем же хитрым маршрутом что и сюда, либо все таки попробовать через Тимашевск? Но посмотрев пробки и почитав комментарии, я все таки 3решил опять ехать огородами. Так что в 16-05 после Полтавской уходим левее, пробег 3029 км.
В 16-15 проезжаем Староджерелиевскую, пробег 3041 км.

Дорога совершенно пустая.

Проехали Новониколаевскую
В 16-30 повернули налево на Гречаную Балку, пробег 3069 км. Прямо дорога на Калининскую. В принципе, можно было проехать и через нее, и к этому перекрестку подъехать с другой стороны, дорожная сеть здесь довольно плотная. Но так немного короче.


В 16-40 проезжаем Гречаную Балку, пробег 3078 км.

За ней - Роговская.

Пересекаем речку Кирпили и после нее подъезжаем к дороге Приморско-Ахтарск - Тимашевск. Здесь уходим налево. Время 16-55, пробег 3104 км.

По этой дороге едем 6 километров и поворачиваем направо к переезду.

В 17-05 проезжаем Поды, пробег 3121 км. На обратном пути не поехали через Лиманский, так как переезд в Брюховецкой был свободен. И в 17-15 мы в нее въехали, пробег 3136 км.

Это достаточно большой населенный пункт, а после него еще и Переясловская, вроде и свободно, но быстро не поедешь. К дороге Краснодар - Ейск подъехали в 17-25. Поворачиваем налево, пробег 3145 км.

104 км за час-десять, неплохо. Через Тимашевск точно получилось бы дольше. Так что, этот вариант объезда еще раз себя оправдал.

Ближе к Каневской снова попали в пробку. Впереди ремонт и реверс, потеряли минут 15, не так уж и страшно.

На объездной Каневской решил заправиться на Лукойле, два года назад мы тоже здесь заправлялись. Время 18-20, пробег от дома 3167 км, от предыдущей заправки 418 км. Залил 41 литр по 40-30 (дешевеет), расход получился 9,8.
Здесь же немного перекусили. Заодно изучил карты-пробки-навигатроры и решил как ехать дальше. Дело в том, что отсюда можно выехать на М4 через Ленинградскую и уже не ехать через Азов. Дорога лучше и даже чуть ближе. Но на М4 большие заторы перед Кущевской в обе стороны, и если просто поехать прямо, то попадешь как раз в десятикилометровую пробку. Именно поэтому я по дороге туда и не поехал по М4 до Кисляковской, а предпочел дорогу через Азов. Но обратно все таки можно проехать по хитрому, и выехать на М4 не в Кисляковской, а в самой Кущевской, где пробки уже нет. Так и решил. Тем более, что этой дорогой мы еще не ездили. Еще позвонил в гостиницу перед Каменском-Шахтинским, теперь уже была уверенность, что мы туда сегодня успеем.
В 18-30 поворачиваем направо, пробег 3175 км.


В 18-50 на подъезде к Ленинградской купили ведерко груш, точно уже не помню за сколько, но дешево. Пробег 3211 км.

В Ленинградской нужно несколько раз повернуть, как и везде в Краснодарском крае стоят указатели, так что и без электроники и карт не заблудишься.


А сама Ленинградская - достаточно большой населенный пункт. Вроде кажется, что станица это что-то маленькое, типа деревни. Может когда-то так и было, но сейчас Ленинградская, Каневская и подобные им это большие города-райцентры.

А на выезде очень красивый и высокий памятник-самолет. Причем лучше он смотрится именно если ехать "с юга".

В 19-10 поворачиваем налево, пробег 3229 км. Это второстепенная дорога до Кущевской, а если бы пробки на М4 не было, лучше было бы ехать прямо.

По этой дорожке едет неожиданно много машин, наверное все объезжают пробку, в том числе и грузовики. Обгонять тут особо негде, так что ехали вместе в ними 60-80, но это все равно не идет ни в какое сравнение с десятикилометровой пробкой на М4. В 19-30 въехали в Кущевскую, пробег 3253 км.

Дорога проходит по самому краю станицы и вскоре подъезжаем к М4.

В южную сторону огромная, еле ползущая пробка.


То же самое перед Кущевской и в северном направлении. Но здесь уже свободно. В 19-40 выскакиваем на М4, пробег от дома 3259 км.

Дальше попадались следы недавнего ремонта, но никаких сужений уже не было. Так что ехали достаточно быстро.

В 19-55 проехали Цукерову Балку со знаменитым постом, пробег 3283 км. Здесь уже вроде особо не зверствуют, но все равно - сужение до одного ряда и несколько остановленных машин. Вскоре началась Ростовская область.
На одометре сменилась очередная тысяча. Все время пропускаю эти красивые цифры, но тут успел сфоткать.

На улице совсем стемнело, так что больше уже не фотографировал. До Ростова доехали свободно. Еще на одном придорожном базаре купили пару арбузов и других фруктов. В 20-45 пересекли Дон по Аксайскому мосту, пробег 3342 км. После Аксайского моста немного потолкались в пробке. Позвонил в гостиницу, чтобы наш номер никому не сдали, так как к обещанным девяти все таки не успеваем.
После Ростова снова пошла свободная дорога. В 22-00 были на месте, пробег 3443 км. Заселяемся в гостиницу ИМЗ. Нашел ее совершенно случайно на каком-то сайте с мотелями. Оказалось очень удобно. Расположена не у самой дороги, но и недалеко - метров 300 от трассы. Все таки шума меньше. Огромное здание, но гостиница занимает небольшую часть. Номеров немного, точно не знаю, примерно 10-15. Когда бронировал три дня назад, у них оставался только один - без кондиционера и трехместный. Но мне сказали, что если мы сможем там разместиться, то пожалуйста. Номер оказался отличным. Большая кровать, раскладное кресло, так что разместились мы нормально. Плюс к этому холодильник, телевизор, санузел с душем, вентилятор, Wi-Fi правда не работал, но он нам был не особо и нужен. И за все это 1500 рублей. Для "просто переночевать" - отлично. А четырехместный с кондиционером, который был занят, стоил 2500, тоже недорого. Рядом есть кафе. Выпечку пекут прямо там. Поужинали в номере и завалились спать. Кстати, уже не было такой жары, и даже без кондиционера в номере было вполне терпимо, тем более что расположение не у самой дороги позволяло открыть окно.
День семнадцатый. 2 августа. Молодежный (Ростовская область) - Дом.

Проснулись достаточно рано, в начале восьмого. Собрались и пошли завтракать в кафе. Кто-то взял яичницу, кто-то сырники, плюс чай-кофе. Учитывая раннее время, завтрак был легким, а стоил всего триста с чем-то рублей.


В целом, гостиница очень понравилась, нужно добавить на сайт. Именно то что нужно для ночевки по дороге. Но еще раз убедились, что бронировать заранее очень желательно, а в самый сезон - необходимо. Несколько знакомых ехавших в эти же дни по М4 так и не смогли найти место для ночлега. Кто спал в машине на заправке, кто продолжал ехать короткими перебежками с частыми остановками чтобы прогнать сон . По моему, при поездках с семьей лучше все таки нормально поспать, тем более что вся эта езда с частыми остановками на деле получается очень медленной.
В 8-30 трогаемся дальше, пробег 3443 км. До дома еще примерно 950 км.

Трасса практически пустая.

В 8-50 въезжаем в Каменск-Шахтинский, пробег 3472 км.

Дорога до конца Ростовской области ничем особо не запомнилась. Просто едешь и едешь.


В 10-20 началась Воронежская область, пробег 3628 км.

Почти сразу начинается ремонт и двухрядка. По дороге туда здесь была большая пробка. А сейчас вообще свободно. В 10-30 проезжаем Дядин, где выехали по дороге туда, пробег 3654 км. Пробочные сервисы обещают "зеленый" проезд Павловска и Лосево. Похоже на правду.

Точка принятия решения - развязка на Богучар и Кантемировку. Решаю ехать прямо. Время 10-40, пробег 3664 км.

После Богучара пришло время заправиться. Заправлялся на Лукойле, причем опять на том же самом что и два года назад. Залил 46 литров по 38-95. Пробег от дома 3686 км, от предыдущей заправки 518 км.Расход получился 8,8.
Вскоре началась двухрядка. Пробег 3707, время 11-15.

Грузовики, даже в том небольшом количестве, которое не было заметно на четырехрядной дороге, здесь сразу чувствуются. Скорость сильно падает. Места для обгона есть, и многие даже двигаются на обочину, причем как попутные, так и встречные, но все равно получается три, а не четыре ряда. Часто приходится осаживать и уходить правее, так как встречным тоже нужно обгонять. В общем, эти недоделанные куски М4 давно требуют расширения.
В 11-30 начинается Павловск, пробег 3733 км.

В городе совершенно свободно.

Павловск проехали за 3 минуты.

За Павловском снова двухрядка.

Скорость конечно не магистральная, но даже намека на пробку нет. В 11-50 ходом въехали в Лосево, пробег 3760 км. Проскочили этот печально известный населенный пункт за 5 минут, на светофоре пришлось остановиться, но проехали его за один цикл.
В 11-55 выезжаем из Лосево, пробег 3763 км.

Вскоре начинаются платные участки, собственно вместе с началом четырехрядки. Первый - сразу после речки Битюг, где мы два года назад перекусывали. С 633 по 588 км, стоит 60 рублей.


Все конечно хорошо, кто-то зарабатывает, но за что платим-то? Ограничение "90", освещения нет. Раньше платные участки были чем-то лучше обычных, как правило разрешенными "110" и фонарями, а теперь, видимо, совесть позволяет автодоровцам брать деньги и за обычную дорогу.

В 12-35 проезжаем поворот на Лиски, где уходили по дороге туда, пробег 3818 км.

Можно сравнить. Сегодня мы проехали по М4 совершенно свободно. Получилось 164 км за 2-05. По дороге туда в объезд - 258 км меньше чем за три. Так что, при часовой пробке уже имеет смысл объезжать, И средняя, как я и предполагал, даже при свободной М4, на этом участке с двухрядкой получается ниже чем на объездном маршруте.
Один платный участок переходит в другой, 588-544 км. Стоимость 70 рублей. Дорога снова вполне обычная. Ладно хоть стоять на пунктах оплаты не пришлось, оба раза по 2-3 минуты. Второй платный участок идет почти до Воронежа. После него начинается населенка. Проезжаем Рогачевку, Новую Усмань. Вот гостиница, где останавливались два года назад. Немного изменилась.

Вот уже и Воронеж.

В 13-20 уходим направо, на объездную. Пробег 3888 км.

Почти сразу пункт оплаты. 35 рублей, стояли 6-7 минут. Машин мало, широко, но не все кассы работают.

Пролетаем по отличной объездной Воронежа.


В 13-40 выехали с объездной, пробег 3914 км.

Под конец Воронежской области погода стала портиться.

В 14-00 въехали в Липецкую область, пробег 3944 км.

Практически сразу - следующий платный участок - обход Задонска и Хлевного, 464-414 км. Заплатили 80 рублей. Почти не стояли.


В районе поворота на Липецк пошел конкретный дождь. Скорость упала до 50-60. Но нам еще повезло, соседи ехали здесь немного позже и попали в ураган. Движение вообще остановилось, а на дорогу вынесло даже торговые палатки.

Проехали следующий платный участок - обход Ельца, 414-330 км, на выезде заплатили 120 рублей.


В 15-15 въехали в Тульскую область, пробег 4078 км.

Километров через 10 еще один платный участок - обход Ефремова, 323-287 км. Заплатили 60 рублей, снова почти не стояли.
На бесплатных участках в Тульской области хорошо видно, что новая половина дороги сделана с меньшими перепадами высот.

В 15-55 въехали на следующий платный участок - обход Богородицка, 260-225 км. На выезде заплатили еще 60 рублей.

В районе поворота на Новомосковск заправились на Лукойле. Брендовых заправок на этом участке трассы почти нет, так что народу много, и стоять пришлось долго. На заправку потратили минут 20. Правда, в очереди удалось заодно и перекусить. Время 16-45. Пробег от дома 4197 км, от предыдущей заправки 511 км. Залил почти 47 литров. Расход получился 9,1. Что интересно, то ли заправок нормальных мало, то ли едем так же, но на обратном пути все три заправки (Каневская, Богучар и вот эта) совпали с поездкой двухлетней давности.

Вскоре подъехали к границе родной Московской области и к очередному, но уже новому платному участку.


В 17-25, заплатив 150 рублей, въезжаем на последний для нас на сегодня платный участок, 211-93 км. Пробег 4279 км. Сразу за пунктом оплаты начинается Московская область.

После поворота на М6 - ограничение "130", здесь хоть понятно за что платим.

В 17-35 пересекли Оку, пробег 4298 км. Затем проехали вторую бетонку, а в 17-55 уже свернули с М4 на старую каширку в районе Михнево, пробег 4335 км. На обратном пути платные участки не отняли лишнего времени. Но все равно, проезд девяти пунктов, пусть и по 2-3 минуты, плюс остановиться-разогнаться, полчаса набежит точно. Заплатили мы за все 635 рублей. Больше чем по пути туда из-за двух лишних участков. Один еще был бесплатным, а второй мы объезжали.


После Вельяминово повернули налево на Добрыниху. Мы уже почти дома. А дождь нас все таки догоняет.


Через Любучаны выскакиваем на старую симферопольку. Проезжаем Молоди.

И в 18-35 подъезжаем к дому, пробег за отпуск, точнее за южную его часть, составил 4379 км. На дорогу (946 км с двумя остановками на заправках) в этот заключительный день мы потратили 10 часов. Очень неплохо, вот что значит свободная М4.
Вернулись рано, так что было время спокойно все выгрузить, разложить и даже немного прибраться в машине.
Наверное можно подвести некоторые итоги. Опыт по югам у меня небольшой, так что сравнивать могу только с позапрошлогодней поездкой в Абхазию. Тогда наверное действовал эффект новизны - многие вещи типа высоких гор Кавказа, Черного моря и много чего еще я увидел после долгого перерыва или вообще впервые. Поэтому местами было очень интересно. В этот раз такого не было. Крым конечно отличается от кавказского побережья, даже сильно отличается, но не так чтобы появился тот же эффект. Поэтому и впечатления не такие яркие. Но это касается именно впечатлений, а в целом Крым понравился больше. И даже не достопримечательностями, может в Крыму их и больше, но и там хватает, да и неправильно сравнивать между собой пещеру Симона Кананита и Чуфут-Кале, дорогу на озеро Рица и дорогу на Ай-Петри, нужно побывать и там и там. В Крыму однозначно больше цивилизации чем в Абхазии, намного чище, а народу, как мне показалось, больше чем в Абхазии, но меньше чем на российском побережье Кавказа. Хотя, это наверное пока мост не построят. Так же мне гораздо больше понравился климат. Здесь может и не прохладнее, но однозначно гораздо суше, и жара переносится легче. Ну и море тоже больше понравилось именно в Крыму, по крайней мере если сравнивать два конкретных пляжа в Новом Афоне и Феодосии. Детям хотелось как можно больше времени проводить именно на пляже, так что многие достопримечательности остались на следующий раз. Думаю, он когда-то будет, но скорее всего уже после постройки моста. И это не потому, что паром не понравился, было даже интересно и совсем не утомительно, просто в ближайшие два-три года мы вряд ли соберемся, а там и мост доделают.
По деньгам опять подсчитать не удастся. Точно могу сказать, что на жилье, включая остановки в дороге, потратили 40000, на бензин примерно 18000, паром, платные дороги и стоянки еще около 6000. Остальное - билеты, еда, сувениры - подсчитать сложно. Думаю, за 100 тысяч все таки вылезли, но не сильно.
Поездкой остались довольны, даже мне в целом понравилось и подумываю еще туда вернуться, все таки много там интересного. Ну и напоследок традиционное фото привезенных "сувениров".

Можно разместить этот отчет в социальных сетях. Таким образом Вы помогаете популяризации сайта.