Россия: города, достопримечательности

Откуда: Москва Когда: 02/2016

По маршруту: Москва,Старая Ладога,Кивач,Гирвас,Медвежьегорск,Великая Губа, Кижи,Вытегра,Белозерск,Череповец,Рыбинск.Москва

Рейтинг отчета: 13

Автор:

Идея зимней поездки на Кижи зародилась давно, можно сказать в прошлом веке и начало ее положило радостное сообщение капитана ракеты стремительно мчащейся на остров Кижи, рассекавшей своими подводными крыльями – лонжеронами бурные волны Онежского озера: 
-«Уважаемые пассажиры видите Вы на горизонте шатры Кижского скита»? 
-«Видим, видим» - прокричали мы, радостно предвкушая! 
- «Ну и хорошо, что Вы их увидели, а теперь мы поворачиваем назад в Петрозаводск. Волна большая, я не смогу пришвартоваться – разобью пристань и «ракету».
 Вот так я в первый раз увидел Кижи, была еще одна попытка добраться, но с тем же результатом. Кижи были не доступны, по грехам нашим, по озерной глади и этим  манили еще больше. Потом, изучая вопрос штормовых особенностей Онеги, я понял, почему в далеком XVIII веке вдоль всего  берега кайлом и лопатой прорыли обводной канал – столь трудоемкая работа была  менее затратная и безопасней, чем плаванье по кажущемуся спокойному внутреннему озеру. 
И вот только в 2016г. в преддверии нашего мужского праздника 23 февраля группа товарищей (Вадим и я) решила все таки прорваться к тому манящему далекому берегу по покрытой льдом глади. Понятно, что к столь сложному вопросу мы всесторонне подготовились. Мы хорошо знали о памятнике поставленном на берегу семи студентам – бауманцам не дошедших на лыжах до того заветного берега. Зима хоть и была морозной, но протоки могли, со слов специалистов, подточить лед в любом месте – озеро оно как море, оплошностей не прощает. Самую четкую информацию получали с поста МЧС, который окормляет своей неустанной заботой  скит. 
Итак, в преддверии праздника наши желания полностью подтвердились хорошей ледовой обстановкой. Да и путь был понятен до крайней точки сухопутного маршрута – деревни Оятевщина / Ерсенево, что напротив Кижей.
22 февраля Старая Ладога. Выехав в понедельник после обеда, мы со стыковались с Вадимом в Клину, дальше дорога побежала известной колеёй до места первой ночевки в Старой Ладоге, прибыли около полуночи. Ночлег в гостинице "Старая Ладога", уютно, просто со своей кухней, правда, мы с дороги зашли в единственно работающие заведение "Князь Рюрик" там с дороги пред празднично  и перекусили. Интересна дореволюционная деревянная архитектура поселка, кое где в окнах сохранилась даже новогодняя атрибутика. Глубокий сон.
23 февраля Водопады «Праздник».  С утра, конечно, обязательный к посещению Кремль Старой Ладоги. Зашли первыми – все в снегу, виды на Волхов замечательные .  В крепости были ранее, потому осмотр провели так, для освежения памяти. Но мощь сооружения завораживает,  и тогда, в еще деревянной Руси,  уже умели класть булыжник в кладку. Стоит, слегка подновляемый, до сих пор.  Порадовала вновь обустроенная поселковая скульптура: памятники «Древнерусские Воины – Богатырская застава» (фото отсутствуют даже в вездесущих Автотревел и Яндаксе) ,  «Орел» - размах крыльев метра три, взлетает. Дежурные фото и дальше в путь. Дороги по Ленинградской обл., особенно М20 «Кола» были в идеальном порядке, потому к следующей запланированной точке - Кивачу подлетели быстро. Водопад на зиму и не думал уходить по лед. Террасы местами затянулись фантасмагоричной голубоватой ледовой наледью, оставляя для прохода воды еще более узкий слив . Все клокотало и бурлило, радуя многочисленных посетителей необычной красотой и стоящим в ушах постоянным гулом. Побродили, по фотографировались. Место обустроено, взымается условная плата. Хороши огромные местные медведи (деревянные) . Затем мы помчались к Гирвасу. Надежды, что мы увидим его в  действии, когда спускают воду в обход ГЭС,  были призрачны, но посмотреть столь серьезное гидрологическое чудо надо обязательно, перепад высот метров семьдесят, вода не бурлила, подпертая плотиной ГЭС. Не повезло.  Много чего нам не удалось посмотреть по пути, план был добраться до Медвежегорска, потому погнали мимо всех Петрозаводсков и Кандогоп, по трассе блуждающей в дебрях меж  стройных карельских сосен. Вечером прибыли в славящуюся своим уютом и гостеприимством «Малую медвежку» что на макушке Онеги. Слов нет, здесь обязан отдохнуть каждый проезжающий по трассе Кола. Рубленные хоромы из вековых необхватных елей, носящих соответствующие сказочные названия: «Лось, Волк, Заяц и т.д.» Ресторан был по праздничному галантен, застолье обильное в меру и хлебосольным. Сон в уюте и тепле.
24 февраля Город Медвежьегорск.  Посмотреть можно много: первым делом краеведческий – вся история края, особенно для меня интересный предвоенный период строительства Беломорско – Балтийского канала и Великой Отечественной. Город славной трудовой и боевой славы, не оторвешься. Затем на станцию, полазить по поручням отдыхающего на запасных путях вечно молодого коломенского паровоза «ЭР». Так и представляется как мчит он по мурманке рассекая своей маршевой красной звездой (см. фото) вековую глушь бескрайних карельских лесов, тундру. Каналоармейцы, ударники первых пятилеток, ленд - лиз (в т.ч. и тушенка "второй фронт"), победители. А само здание! – еще той деревянной, до военной постройки, именно здесь разгружались строители великой стройки, в том числе и  осужденные. После города одному ему ведомой тропой, раза два заблудившись, Вадим повел нас к финскому укрепрайону. Добрались хорошо. Мы обследовали только огромный выдолбленный советскими военнопленными в скале бункер.  Многие из нас лазили в командирском бункере обороны п-ова Рыбачий, что в Озерках, на краю Баренцева моря, но там он по меньше будет. Здесь же прорубленные в граните ходы, вытяжки. Зал метров двадцать в длину и пять в высоту – надолго там собирались отсиживаться финны. Вышибли первым артобстрелом в 1944.  Зачетно, что все в полном порядке, чистота, без дикой наскальной живописи, подходы расчищены в глубоком снегу, но технику безопасности надо соблюдать, склоны обрывистые. Прекрасный вид на город и озеро с пристанью с высоты горы.  Посвятив городу большую часть дня, мы рванули дальше к центру рыбачьего промысла Онеги – поселку Великая Губа. Дорога идеальная. Мы пошли по окружному пути, с тем чтоб заехать на шунгитовый карьер и посмотреть деревянные дома по дороге. Все увидели, целебного шумгита набрали вдоволь, оздоровляемся теперь. Дома, это не среднероссийские хибары, а огромные деревянные трех этажные хоромы размером с хоккейную площадку. Вечером прибыли в Великую Губу – наш базовый лагерь перед заброской в Кижи. В морозный вечер побродили по поселку,  он живет своей размеренной тихой жизнью, основной промысел – летняя \ зимняя  рыбалка и туризм, работает лесопилка, восстанавливается церковь, памятник погибшим в Великую Отечественную, героям гражданской войны, здоровенный  клуб, лечебница. Ужин и сон в рыбацкой избе, благоустроенной.
25 февраля. Кижи. Вот и наступил тот долгожданный  день, когда мы сделав последний рывок в  50 км по строящейся дороге, должны вплотную приблизится к осуществлению  своей мечты. Как я говорил, к поездке мы готовились тщательно и знали, что этот отрезок поддерживается в относительном порядке, калия езженная. Поэтому, по утру погнали. Нам очень повезло с погодой, снега не было, перед нами по ней пролез УАЗик с электриками, потому с одним единственным заносом в кювет мы добрались просто. Единственно, что дорога и насыпь отсыпана не доходя километра три до берега, считай ровно до лагеря строителей, что слева по ходу. (По состоянию на нашу поездку). Природа поразительно девственна – ни то что человека, зверька \ птички не встретили, глухие края. Я представляю, что устроят «любознательные», когда дорожники добьют трассу до конца – видь авеню будет, спешите упорные.  К одиннадцати часам мы добрались до берега залива отделяющего материк  д. Оятевщина от острова с Кижами.  Должен сразу предупредить на острове царит суровый закон заповедника – блюдущие  его местные жители даже ветку считают не возможным сломать – ездят за дровами на материк на снегокатах, она без разрешения лесничего не падает в «храме природы». 
И вот мы встали на лыжи и рванули по ледовой целине, до острова по прямой от нашего берега с  километр, а вот до церкви надо идти по льду километров пять в бок по руслу пролива, в обход  прибрежных островов. Как я уже отмечал предварительно, мы созванивались с администрацией, держали их в курсе нашего прохождения маршрута. И потому как только мы вышли на простор пролива и на горизонте замаячил противоположный берег с луковками церкви, то на нем сразу обозначились фигуры встречающих: экскурсовода и службы охраны. Мало ли кто бредет в такую непогоду в гости, службу ребята блюдут.
Погода менялась резко, то светло с низкой облачностью, то налетит снежный шквал с минимальной видимостью. И потому на всем переходе мы чувствовали на себе внимательные взгляд  высматривающий нас с высокого берега сквозь заряды налетавшего урагана, но мы упорно боролись в невзгодами, медленно приближаясь к чуду. Из далека луковки церкви вызывают ощущение наполненных ветром парусов -  они плывут как легендарные гиперборейские корабли. Мы упорно шли вперед с гордостью неся с собой звание первых в этом сезоне сухопутных путешественников – экскурсантов прорвавшихся  по льду от материка к острову чрз пролив на лыжах. 
Понятно, что нам удалось запечатлеть самые живописные ракурсы Кижей. Вдумываясь в причины рождения чуда деревянного зодчества – церкви Преображения Господня, приходит на память всем нам известный указ Петра  I «о запрете  строительства каменных – зданий, церквей в том числе, по причине строительства Санкт Петербурга», весь камень шел туда. А грехов то у народа накопилось много, одно подавления восстания приписанных к рудникам местных жителей чего стоило. Вот во искупление их и возвели те подрядчики сею церковь, так сказать «по грехам своим». 
  Спустя полтора часа мы  подошли к противоположному берегу и поднялись по круче к воротам заповедника, вот оно долгожданное чудо, которое можно потрогать руками. И тем более в абсолютной тишине, можно сказать одиночестве. Добро пожаловать в Кижи.
В последние время во внутрь храма, из за состояния и работ, никого не пускают. В наши дни затеяли полномасштабную реконструкцию – перерубку. При этом используется только местная сосна. На острове расположена специальная реставрационная мастерская – плотницкая. В ней  уже современные мастера, используя современные средства в точности воспроизводят древность, стараются увековечить творение прошлых времен. Получается. Понятно, что вставленные перерубы выделяются из общего стройного строя сруба, но этим и хороши – как мелкие вкрапления новизны в замшелое ветхое – будет стоять еще в веках. Основной сруб слегка подвесили на металлическом каркасе и постепенно перебирают венцы пришедшие в негодность по прошествии трех веков. Встретившая нас экскурсовод под пронизывающем ветром бодро рассказала всю историю края, хорошо владела и терминологией плотницкого дела, «ядрена стружка». После недолгого лихолетья перестройки, которая чуть не погубила наше культурное достояние, в заповеднике чувствуется установившийся порядок: даже на зимний период на остров забрасывается недельная дежурная смена экскурсоводов, которая готова к работе в любое время. Про охрану я уже отмечал, встречавший нас сотрудник, поправив кобуру ушел с берега, только удостоверившись в нашей искренней любознательности и слегка вникнув в диалог специалистов между собой (мы и Анна Юльевна сразу нашли общий язык). МЧС всегда на посту – чрз них и общались с экскурсоводами которые вечно на работе встречают / провожают группы. Вся команда заповедника работает очень четко.
Работа конечно большая и сложная, обновления вписываются в старые стены филигранно. Понятно, что обойти весь заповедник нет возможности, поэтому мы заострили свое внимание на храме и стоящем напротив тереме Ошевнева. Приезжайте, приходите, слушайте – такого интересного редко где можно увидеть, услышать.
Проведя часа три на острове мы засобирались в обратный путь, смеркается быстро, а хотели вернуться без приключений. Обратный путь прошел спокойно, дорога уже была нами накатана. Вечеряли в том же месте.
26 февраля. Вытегра По утру по прямой дороге вдоль берега Космозеро мы вернулись в Медвежьегорск, из него наш путь лежал на Вытегру. По дороге осмотрели шлюзы Беломорско – Балтийского канала в Певенце, лесозаготовительный пакгауз простирающийся километра на три в Пудож. Замечательные деревянные часовни на местных погостах. Природа готовилась к встрече весны, как раз солнце начинало не просто светить, а уже и греть, местами слегка побежали ручьи. Макушки елей упрямо потянулись ввысь к нему. Пару раз просто останавливались на взгорьях, чтоб вкусить безбрежную благодать, благо, что дорога отличная, трафик из лесовозов минимальный, другие там совсем не ездят. Засветло добрались в Вытегру. Осмотрено: всплывшая подлодка , собор, парк. Начало Беломорско – Балтийского канала – он же бывшая  Мариинскпя система. Около порта обнаружена памятная стела в честь тех давно прошедших замечательных событий.  Она стоит в устье канала   посвященная его сооружению в далекие 1882-1888г  «приложили руку в царствование императора Александра III: министр Посьета и тайн. Сов. Фадеев» (фото о них отсутствуют даже в вездесущем Автотревел и Яндаксе).   Интересен порт, также готовящийся к началу навигации, на приколе стоят «Варяг» и «Морячок» - труженики корабли . Ночевка в фешенебельном «Арт отеле» за скромные вытегрские рубли. Место идеальное по расположение: можно залезть на стилизованный маяк и оттуда весь город и окрестности как на ладони . Питание натуральное карельское.
27 февраля. Череповец. По утру  свернув с трассы заехали в Белозерск что на берегу без крайнего Белого озера. Знаменит сохранившимся высоченным земляным валом – крепостью, тем, что его князья одними из первых откликнулись на призыв Дмитрия Донского «постоять за Русь матушку на поле Куликовым», там и полегли вечно юными. Городишко очень уютный, старый деревянный, можно сказать патриархальный, но на въезде стоит БМП, афганцы поставили, потомки победителей .
Дальше мы добирались до всеми любимой металлургической столицы здешнего края – Череповца. В городе мы сначала успели осмотреть интереснейший музей семьи Верещагиных. Отец двух талантливых братьев был уездным предводителям, потому кусок истории очень интересный. Василий – наверное, первым из баталистов изобразил все ужасы войны, погиб на капитанском мостике  броненосца вместе с адмиралом Макаровым. Николай – сделавший вологодское масло всемирно известным брендом. Его имя носит вологодский учебный молочный комбинат – заезжайте он в 10 км от Вологды по дороге в Кириллов, такого вкуса не встретишь и лучших ресторанах Парижа.   Переночевали. С утра посетили отреставрированную «усадьбу Гальских» - очень импозантное место, с этнографическим уклоном и полным набором развлечений от кузни до лошадей. Молодцы металлурги, а вот улицы не чистят от снега тоже традиционно.
Из Череповца мы благополучно направились домой в Москву. По дороге заскочили  посмотреть на отечественное чудо мирового технического прогресса - филиал НПО «Сатурн» - Рыбинский моторостроительный завод. Один из двух (и Pratt&Whitney, китайцев упускаю) заводов производящих реактивные двигатели с изменяемым вектором тяги для истребителей 5-го поколения. Здание величественное , но оттеняется стоящим перед ним другим чудом предпринимательской жилки – фас футом «Макдональдс» , глубоко символично. 
Вот так мы провели  суровые мужские праздники, кто хочет тот всегда сумеет найти интересное, а из этого интересного сделать еще и увлекательно труднопреодолимое в общем, вот так «ядрёна стружка». 

Можно разместить этот отчет в социальных сетях. Таким образом Вы помогаете популяризации сайта.

Яндекс.Метрика
По вопросам сотрудничества и размещения рекламы пишите plo@autotravel.ru