Откуда: Новороссийск, Тбилиси Когда: 06/2017
По маршруту: Пятигорск, Степанцминда, Гудаури, Тбилиси, Сигнахи, Кварели, Цинандали, Боржоми, Вардзиа
Рейтинг отчета:
Автор: Участник форума: ewgenich
Отпуск этого года дал возможность осуществить давнюю мечту - поездку в Грузию. Изначально планировали на всю поездку 10 дней, но в силу обстоятельств пришлось укладываться в неделю, два дня из которой заняла дорога. По пути запланировали ночёвку в Пятигорске. Номер в пятигорском отеле бронировали заранее, ровно как и квартиру в Тбилиси. Как всегда, чтобы путешествие на авто доставляло удовольствие без лишних напрягов и самоистязаний, планируем дневной пробег не более 600 км. Чтобы погода в дороге вас не подвела, либо не преподнесла каких нибудь неожиданностей, очень неплохо до начала поездки иметь долгосрочный прогноз
Исходные данные Автомобиль NISSAN ALMERA CLASSIC, используемый бензин - АИ-92/95. Путешествуем вдвоём с женой. Точка отправления - г.Новороссийск, Краснодарский Край. Пункт назначения - Тбилиси, столица Грузии. Расстояние в одну сторону почти 1000 км (983 по навигатору). Из обязательных мест к посещению выбрали Кахетию (надеялись на познавательные винные туры по винзаводам и частным винодельням, с дегустацией продукции, естественно.) Боржоми, Вардзию, музей Сталина в Гори. Очень хотелось в Батуми, но из за урезанного времени пришлось перенести его на следующий раз. Примерный бюджет 50 тыс. руб.
Первый день Выезд в 05.20 утра, чтобы избежать городского и пригородного "пробкообразования". На выезде из города заливаем 40 литров 92-го на АЗС "Роснефти", стрелка показывает примерно "полный бак без горловины" и обнуляем счётчик одометра. Погода благоприятствует - пасмурно, не жарко, но без дождя. Часам к 6 утра сонливость полностью улетучилась, а мы преодолели основные "пробковые" участки. Движемся в сторону Краснодара по Е115 не спеша, дорога знакомая и в целом без дефектов за некоторым исключением (ремонт мостов в В.Баканском и Ильском). Часов в 7 с половиной выехали на трассу Р251, где можно чуток "притопить", но осторожно - камеры видеофиксации растут на Кубани как на дрожжах. "Крейсерская скорость" примерно 100-120км/ч. В 09.20. вехали в Кавказский район, что означает примерно половину суточного пути. Перед городом Кропоткин сворачиваем с Р251 на Р217(Е50, а/д "Кавказ"). Трасса очень хорошая, почти идеальная. Вторая половина пути прошла так же непринужденно, правда картинки за окном почти не менялись - поля по обоим сторонам дороги, без каких либо приметных объектов. Краснодарский край плавно переходит в Ставропольский и в 13.30. благополучно прибываем в место нашего привала - отеля в черте Пятигорска (до центра 100р на такси ). Суточный пробег составил 575км, средняя скорость (включая остановки) -72км/ч, время в пути около 8 часов. Совсем не уставшие, имеем почти пол дня на осмотр городских достопримечательностей (только тех, что в центре). К слову, были в Пятигорске последний раз более 10 лет назад, и с того времени практически ничего не изменилось.
Второй день Проснувшись и позавтракав в отеле, в 8 утра выехали в сторону границы с Грузией. Заправились на выезде из города на "Газпроме" 95-м бензином, 35 литров. Сразу скажу, что обычно в своем городе и Краснодарском крае использую преимущественно АИ-92 от "Роснефти". Пробовал и 95-й этого бренда, но субъективно разницы не почувствовал. На 92-м тяга не хуже, детонации при резких нагрузках не наблюдается, выхлоп бесцветный, свечи практически без нагара. Не хочу обидеть других производителей бензина, но по личным наблюдениям - чем дальше АЗС от НПЗ, тем качество бензина хуже. Проезжая Кабардино-Балкарию остановились и взяли в дорогу черешню и клубнику - свежайшую, прямо с поля. Перед Владикавказом заливаемся на "Газпроме" 95-м "до полного". Рекомендую для поездок в горах, значительно выше уровня моря, заправляться лучшим (на ваш взгляд) бензином. В моем представлении этим лучшим на тот момент стал 95-й "газпромовский".
К полудню прибыли на российско-грузинскую границу. Информацию о состоянии трафика, а так же онлайн снимки с камер я брал из соответствующей группы в одной из популярных соцсетей. Кордон прошли немного медленнее, чем планировал - часа за два. Очередь на пересечение границы была небольшая, но там какая то техническая задержка произошла. Пограничники интересовались нет ли планов ехать в Турцию. Честно ответил, что нет. На грузинской стороне сразу после грузинского КПП присутствует отвратительный участок грунтовой дороги с ямами и острыми камнями примерно 1,5 км. На территории Грузии сразу же перестали работать обе сим-карты, и "Билайн" и "МТС" без всякого предложения роуминга (возможно, дело в настройках телефона, запрещающих связь в роуминге) в связи с чем по приезду в Тбилиси решили купить местную сим-карту.
Далее Степанцминда, Гудаури, знаменитая военно-грузинская дорога. Красота неописуемая. Сильно не разгонишься и с обгонами довольно сложно - дорога узкая, извилистая. Кстати, не забудьте перевести часы на час вперёд. Эта забывчивость позже над нами немного пошутила. Решили не останавливаться в дороге без нужды, а видами и прочей красотой наслаждаться на обратном пути. Адрес конечного пункта следования был внесен в навигатор (Навител), распознан им "с оговоркой" - вместо дома № 11 был установлен дом №10, предполагая, что нужный дом должен находиться напротив и неподалёку.
Около 16 часов въехали в Тбилиси. Движение в городе интенсивное, но, как говорится, интуитивно понятное. Как понял, ездить здесь можно "не совсем по правилам", но так, чтобы тебя понимали. И стоит отметить, культура езды гораздо выше, чем, допустим, в Абхазии. Двигаясь по городу, рассматривая архитектуру по сторонам и наслаждаясь, как говорится, воздухом свободы не заметил выбоену на дороге и жестко в нее попал. Диск не погнул, но появились нехарактерные стуки и скрипы в левой стойке, что несколько омрачило первые мои восторженные впечатления о Тбилиси. Второе небольшое разочарование заключалось в том, что на пути следования, проложенным навигатором, оказался "кирпич". Некоторое время потратили на поиск объездного пути. (уже позже разглядели под "кирпичом" перечеркнутую "тучку" - что означает проезд запрещён в дождь. Оно и понятно - участок дороги с крутым подъёмом, выложенный брусчаткой. Ну и в завершении, дома №11 рядом с домом №10 не оказалось :) В общем, на поиски нужного адреса потратили гораздо больше времени, чем планировали. К 17.30 благополучно добрались, заселились и выдвинулись пешком на осмотр окрестностей, благо жильё наше было в пешей доступности от центра, по соседству с резиденциями президента и немецкого консула :) День закончился не лёгким таким ужином в центре Тбилиси на улице Котэ Абхази в уютном домашнем ресторанчике с вином и хинкали.
Третий и последующие дни Планировалось использование автомобиля для поездок в Борджоми, Вардзию и Гори, а вот Кахетию лучше всего посещать от какого либо турагентства в составе небольшой группы, дабы не лишать водителя (меня) прелести дегустации вин. В итоге получилось так, что и в Вардзию с заездом в Борджоми, и в Кахетию отпутешествовали от местных турагенств. Во первых, после выпитого накануне вина и съеденных хинкали почему то перехотелось педалить более 500 км до Вардзии и обратно, во вторых постукивание и скрипы подвески автомобиля несколько напрягали, в третьих, решили что не плохо получить какую-либо дополнительную информацию во время экскурсии от гида, ну и как потом выяснилось, некоторые участки дорог вне автобанов по пути следования оказались не в лучшем состоянии. В итоге один день целиком посвятили Вардзии с заездом в Борджоми. И ещё один день винному туру по Кахетии. Гори с музеем Сталина решили оставить на последний день, по пути следования домой. Остальное время провели непосредственно в Тбилиси, и к сожалению, этого времени всё равно не хватило для осмотра всех достопримечательностей грузинской столицы. Руководствуясь советам бывалых путешественников, гуляя по Тбилиси заходили во внутренние дворики чтобы поглубже охватить местный колорит.
Борджоми и Вардзия Выезд из Тбилиси в 8 утра, с нами путешествует польская супружеская пара, водитель - гид. Всего 5 человек, в микроавтобусе довольно комфортно. Гид мультиязычный, однако, поляки не плохо понимали и говорили по-русски, так что все разговоры велись на русском языке. Гид много рассказывал об истории Грузии и о приметных объектах на пути. Часовая остановка в Боржоми, прогулка по парку, испитие воды из источника. Красиво и душевно конечно, но с сожалением отметил для себя, что в городке не осталось ни одного санатория, которыми так славилось это место в давние советские времена. Дальше примерно столько же пути до Вардзии, но дорога значительно хуже. Еще раз порадовался, что взяли экскурсию, а не поехали сами. Делаем остановку у старинной крепости Хертвиси. Кто ее построил - история умалчивает, но известна она еще с времен Александра Македонского. Наших польских друзей накрыл неописуемый восторг при осмотре этого раритета. Вардзия очень впечатлила масштабами бывшего жилищного комплекса, выдолбленного в скалах. До этого приходилось видеть лишь скальные захоронения, ну и нечто подобное, но гораздо меньших размеров на острове Крит. Для туристов оборудована тропа, проходящая по периметру всего сооружения, местами с узкими коридорами и крутыми ступенями. Желательно иметь удобную спортивную обувь. Так же на территории есть действующий храм. Для посетителей храма обязателен соответствующий дресс-код. На осмотр комплекса ушло около полутора часов, после чего проследовали назад в Тбилиси почти без остановок.
Кахетия Как и планировали, выехали из Тбилиси в составе небольшой группы - 6 чел, с нами молодая пара из Питера и пара из ЮАР, всех интересовали шедевры местного виноделия, потому в программе тура было отмечено целых 3 дегустации. Посетили винзавод Шуми (Цинандали), усадьба Чавчавадзе (Телави) и знаменитую корпорацию Киндзмараули (Кварели). Культурно-отрезвляющая пауза между дегустациями представляла собой посещение монастыря Св.Нино (г.Сигнахи) с великолепным видом на Алазанскую долину. Вообще, с каждой посещённой винодельней, узнаю для себя что то новое как в сортах и способах приготовления вина, так и в истории и обычаях края, его производящего. Иногда немного жаль, что в свое время не выбрал для себя профессию винодела. Конечно же и история самой Грузии, уходящая в древние века не менее интересна, особенно когда повествование исходит от самих грузин. Искренне поблагодарили сопровождавшего нас гида и выразили намерение в следующий раз так же воспользоваться услугами их фирмы. Однако, если Вы точно знаете, куда вам надо - адреса и время работы интересующих вас виноделен, вы можете просто выбрать себе такси, таксист вас отвезет по адресу, подождет и доставит обратно. Скорее всего, при этом вы так же услышите массу интересных историй о грузинском вине и виноделии от водителя, потому как молчаливые грузины у себя на родине это большая редкость :)
Брать ли вино прямо на заводе, или купить потом в магазинах Тбилиси? С моей точки зрения желательнее, если позволяет возможность, брать на заводе, потому как некоторых наименований вин в магазинах вы можете и не найти, либо потратить на их поиски много времени, а само вино окажется дороже. Кроме того вы можете купить совсем не то вино, которое вам понравилось на дегустации. Не секрет, что вино с одним и тем же названием, выпущенное разными производителями, имеют разный вкус, и даже вина одного и того же производителя, но разного урожая существенно отличаются.
Дальнейший путь домой не показался утомительным, остановку на ночлег сделали опять же в Пятигорске, в том же отеле, хотя изначально планировали другой. Как всегда бывает в поездках, время в пути "обратно" оказалось меньше чем "туда". Целиком положительные впечатления от Грузии завладели нами надолго, и мы пообещали себе вернуться в эти замечательные края, возможно, года через два-три, когда достроят автобаны между городами. Проложим новые маршруты туда, где ещё не были и посмотрим что изменилось там, где мы уже были. В заключении хочу пожелать Грузии добра и процветания и поблагодарить жителей этой страны за гостеприимство.
Ну и по традиции, лёгкая и ненавязчивая калькуляция экономических показателей:
Можно разместить этот отчет в социальных сетях. Таким образом Вы помогаете популяризации сайта.