Откуда: Москва Когда: 06/2017
По маршруту: Владикавказ, Степанцминда, Мцхета, Тбилиси, Боржоми, Батуми, Гонио
Рейтинг отчета:
Автор: Участник форума: KonstantinK
Даты поездки – 21 июня – 09 июля. Машина – обычная легковая. Экипаж – 2 взрослых и 1 ребенок (7 лет). Маршрут составлялся так, чтобы успеть и получить представление о Грузии и провести время на море.
Для начала немного общей информации. Расстояние Москва – Тбилиси составляет примерно 2000км, мы преодолевали его с 2 ночевками, так как любим ездить без лишнего фанатизма, кроме того, нам нравится останавливаться в промежуточных пунктах, по ощущениям это продлевает поездку и обогащает впечатления.
Ехали по трассе М-4 до станицы Павловской, где сама М-4 ответвляется на Краснодар, а дальнейший путь идет по трассе Р-217. Трасса М-4 находится в хорошем состоянии, на ней достаточно много платных участков (общая оплата за все платные участки – примерно 600-700 рублей). Самые нудные участки на М-4 – это пункт Лосево, где в сезон скапливаются довольно приличные пробки. Как раз перед Лосево заканчивается последний платный участок, дорога сужается, к этому добавляется перекресток в Лосево и большая стоянка фур, которые своими маневрами также не способствуют ускорению движения. В этом году мы ехали «туда» в среду, да еще и в самом начале сезона, поэтому пробки практически не было. На пути обратно (была суббота) видели мощную красную пробку из Москвы общей длиной километров 10. В предыдущую поездку в прошлом году столкнувшись с такой пробкой, решили ехать в объезд, объезд получается очень длинный, но хотя бы едешь, а не стоишь. По времени думаю, что ничего не выиграли, а наоборот проиграли. Сейчас идет строительство объездной Лосево, поэтому надеюсь, что проблема в обозримом будущем решится. От Лосево еще примерно 50 км дорога имеет по 1 полосе в каждом направлении за исключением небольших участков, дальше в основном 2 полосы. Еще один посредственный участок – это объезд Ростова, там также сильно не разгонитесь. После Ростова дорога улучшается и в Краснодарском крае представляет собой хорошую 2-полосную магистраль. В пункте Цукерова Балка большой пост ДПС, но нас там никогда не останавливали. Не остановили и в этот раз.
После Павловской дорога опять сужается и дальше вплоть до Владикавказа чередуются 1-полосные и 2-полосные участки. Первая часть пути – в основном 1-полоска, дальше – чередование. Есть небольшой кусок и автомагистрали с ограничением 110 (недалеко от Нальчика). Есть пара больших постов ГАИ, но и там нас остановили только 1 раз по пути обратно. Но там останавливали практически всех, проверяли паспорта, машину и т.п. Много читал о повышенной придирчивости тамошних ГАИшников, но, еще раз повторю, нас никто не трогал.
Проехать в Грузию на машине можно либо через Крестовый перевал (Военно-Грузинская дорога), либо сделав большой крюк через Азербайджан. Проехать через Абхазию или Южную Осетию нельзя по политическим причинам. Пограничный переход В. Ларс находится километрах в 40 к югу от Владикавказа. Для въезда в Грузию необходим загран. паспорт (для россиян виза не нужна), свидетельство о регистрации на машину и российские права. Обязательного автострахования нет. По пути туда мы прошли обе границы минут за 40, обратно – за час. Повторюсь, что мы ездили в самом начале сезона. Читал, что северо-осетинские водители любят влезать на погранпереход без очереди, но ничего подобного сам не видел, все организовано вполне прилично. В контакте есть группа vrlars, где, если откинуть многочисленную болтовню, можно найти свежие отзывы о текущей длине очередей на границе. Там есть и ссылки на веб. камеры.
Для ориентирования в поездке купил для навигатора карту Грузии у Garmin. Откровенно говоря, карта разочаровала, пару раз навигатор заводил нас не туда и в конце концов мы перешли на Яндекс карты на планшете. По моим наблюдениям, детальность карт Грузии на Яндекс картах ниже, чем на Гугле, но различия все-таки в деталях. Для глобального ориентирования Яндекса обычно хватало.
Дороги в Грузии в целом хорошие, есть и полноценный автобан (ездили по нему от Тбилиси в сторону Батуми), но он проложен не на всем протяжении этого маршрута. Часть дорог, которые вы найдете в картах и которые вам предложит навигатор, не пригодны для проезда легковых машин. Хороший пример – трасса, ведущая на побережье через Ахалцихе. Говорят, что там очень красиво и живописно, но не для обычных машин.
Бензин в Грузии называется по европейской системе (regularи т.п.), но когда говоришь «мне полный бак девяносто второго», обычно понимают. Стоимость такого бензина – около 2 лари (50 рублей).
Деньги с собой рекомендую брать и наличными и на карте (ну или только наличными). Обменников много, при обмене никаких документов не спрашивают. Менять можно и рубли и доллары, но, как я понял, менять доллары выгоднее. Карты принимают не везде, например хозяева небольших гостиниц как правило предпочитают наличку. Банкоматы в городах есть, но не раз сталкивался с тем, что банкомат не может выдать даже небольшую сумму, видимо, из-за отсутствия в нем денег.
Проживание бронировали через букинг, за неделю на море надо было внести аванс (перевели через одну из систем международных переводов), все остальные ночевки бронировались без предоплат, карта не потребовалась ни разу.
В ресторанах обслуживание обычно включено в счет, поэтому мы чаевых не оставляли. Наиболее качественные рестораны нам встретились в Тбилиси, в Аджарии уровень пониже. Были удивлены отсутствием баранины на побережье (нам не попалась ни разу).
Местные жители спокойные и дружелюбные. Читал, что если спросить у кого-то дорогу, то тебя буквально возьмут за руку и отведут до места. С таким ни разу не сталкивался, хотя спрашивал несколько раз. Но дорогу всегда охотно объясняли на словах.
Для общения в большинстве случаев вполне достаточно русского языка. Английский пригодился только 1 раз, молодой официант в Мцхете по-русски не понимал вообще, правда и английский у него был совсем минимальный. В Аджарии (по сравнению со столицей) уровень владения каким-либо иностранным языком более низкий, нередко, чтобы тебя поняли, приходится говорить совсем просто. Но в гостиницах и ресторанах вы всегда найдете общий язык.
Теперь в двух словах расскажу о нашем маршруте по дням.
День 1.
Выезжаем в 6:30, по сложившейся традиции едем до станицы Кущевской (Краснодарский край). Впечатления от дороги описал в начале отчета, особо добавить нечего. Приехали на место примерно в 21:00.
День 2.
Едем до Владикавказа, как и в первый день, бОльшая часть маршрута пролегает между сельхоз угодий, очень много кукурузных полей, подсолнечника, какие-то злаковые, в кавказских республиках добавляются фруктовые деревья. В районе Минвод - Пятигорска дорога идет мимо симпатичных горок (Машук, Бештау, Змейка). На подступах к Владикавказу в сумерках вдали начинаем различать Кавказские горы.
День 3.
Выезжаем примерно в 9:00, в пределах часа едем до МАПП Верхний Ларс, очереди на границе практически нет. У нас проверяют документы, поверхностно осматривают машину и мы выезжаем в нейтральную зону. Проезжаем через пару неосвещенных тоннелей и через несколько километров оказываемся на грузинской границе. Там также все быстро, смотрят документы и машину, просят снять уже давно приросшую к нашей автомобильной антенне георгиевскую ленту и мы въезжаем на территорию Грузии. Первый километр дороги в очень плохом состоянии, как я понимаю, последствия схода селевого потока. Затем дорога нормализуется и мы продолжаем движение по Военно-Грузинской дороге вверх по направлению к Крестовому перевалу. На всем своем протяжении дорога ОЧЕНЬ живописна, особенно если вам повезло с погодой. Чтобы оценить местные красоты, рекомендую время от времени останавливаться, места для этого есть.
Первую большую остановку делаем в Степанцминде, где нам сразу же предлагают экскурсию к Троицкой церкви (цена – 60 лари). За эти деньги вас посадят в микроавтобус повышенной проходимости, отвезут по горной дороге очень посредственного качества вверх, там некоторое время подождут и затем спустят вниз. Бизнес этот поставлен на поток, машин едет много, водители лихо разъезжаются на узкой дороге, не забывая регулярно сигналить друг другу. Ехать на своей машине настоятельно не рекомендую. Во-первых, проехать может только полноценный внедорожник, во-вторых, дорога действительно плохая и узкая, а трафик довольно плотный. Одновременно с нами на восхождение на своем транспорте решились 2 экипажа – на Туареге и на Субару. Туарег забрался, но Субару на полпути встала. Что-то у них там то ли задымилось, то ли перегрелось. Одним словом, не советую. В Степанцминде поменяли немного денег, планировал купить сим-карту для планшета, но почему-то не решился, о чем потом пожалел, так как следующая возможность представилась только в Тбилиси, а мы активно пользовались Яндекс картами.
Дальше едем через Крестовый перевал (который по пути туда не заметили) до Мцхеты, где у нас была запланирована очередная ночевка. По пути несколько раз останавливаемся для осмотра красот (беседка дружбы, Ананури, Жинвальское водохранилище). Обедаем в Пасанауре, где, к слову сказать, нам попались самые вкусные хинкали за все время нашего путешествия. Прибываем в Мцхету примерно в 15:00, в туристической части города движение ограничено, поэтому останавливаемся на парковке, связываемся с хозяином гостиницы, и он приезжает за нами и проводит за собой через шлагбаум.
После заселения осматриваем район монастыря Светицховели (это самая туристическая часть). Место очень приятное, явно хорошо и недавно отремонтированное, узкие улочки, выложенные брусчаткой, дома с черепичными крышами, сам Светицховели и все это на фоне невысоких зеленых гор. Не знаю, как у них там с исторической достоверностью, но эстетика старого города воссоздана хорошо. Правда, есть и странноватые здания, например, здание туристического офиса в каком-то древнегреческом стиле. Впрочем, большинство туристов вряд ли заморачиваются такими нюансами. Вечером пробуем местный шашлык, вино и т.п. и затем еще раз гуляем вокруг Светицховели, но уже при искусственном освещении.
Дни 4-5.
С утра решаем посмотреть монастырь Джвари, расположенный на горе прямо над Мцхетой. Решаем, что ехать на такси не спортивно и идем туда пешком. Для начала проходим к пешеходному мосту через Арагви (километра 1.5 от центральной части), переходим через него, выходим к автобану и в придорожном ресторане пытаемся выяснить, как перейти автобан и подняться к монастырю. Перейти автобан можно только бегом, дождавшись перерыва в потоке машин. Поскольку разделительная полоса засажена кустами, перейти через нее можно только в отдельных местах. Удивительно, что никто не догадался сделать какой-то переход в районе монастыря, думаю, мы не одни ходили туда пешком. Перейдя автобан, мы пошли к монастырю, следуя указаниям, полученным в ресторане. Но довольно скоро поняли, что мы от монастыря удаляемся, поэтому пришлось взять инициативу в свои руки. В принципе все легко, надо просто идти по полю вдоль автобана. В конце концов, нашли чахлую тропинку наверх и начали подъем. Сразу пожалели, что не надели туристические ботинки и пошли в кроссовках. Дорожка очень скользкая, надо все время подстраховываться. Одной рукой все время приходилось страховать не в меру активного ребенка. Тем не менее, до верха дошли, но с полным пониманием, что спуститься сами уже не сможем. Наверху осмотрели церковь, полюбовались красивыми видами на Мцхету и долины Арагви и Куры и пошли искать такси. Машин там много, так как большинство туристов поднимаются именно на них, но все договариваются с таксистами сразу в обе стороны, поэтому желающих спустить нас вниз сразу не нашли. Пришлось спрашивать у местных торговцев, и одна из них вызвала нам такси по телефону. На такси вернулись в Мцхету, пересели в свою машину и отправились в Тбилиси.
Доехали очень быстро, правда гарминовский навигатор не смог найти нашу гостиницу и завел нас в тупик. В этот момент еще раз пожалел, что не купил сим-карту в Степанцминде, с интернетом было бы гораздо проще. Тем не менее, потыкавшись по окрестностям, дорогу все-таки нашли. Правда, совсем до гостиницы не дотянули из-за изобилия запрещающих знаков, поэтому последнюю небольшую часть пути прошли пешком. Потом менеджер гостиницы вернулся со мной до машины и показал, как доехать прямо до дверей, правда, при этом все-таки пришлось проехать под кирпич. После заселения немного отдохнули (сказался пеший подъем к Джвари по жаре) и пошли смотреть Тбилиси.
Не вдаваясь в подробности, скажу, что Тбилиси оставил очень пестрое впечатление. С одной стороны, в городе много туристов, в целом царит приятная южно-курортная атмосфера, в центре есть довольно много симпатичных небольших улиц с ресторанчиками, где можно найти весьма вкусную и именно грузинскую еду. С другой стороны, в городе (и даже в самом его центре) много убогих зданий и сооружений, давно требующих ремонта. Советую, гуляя по центру, позаглядывать в подворотни, увидев которые, сразу вспоминаешь известное выражение «город контрастов». Впечатление на меня произвели, например, террасоподобные пристройки на втором этаже домов, подпираемые одной или двумя вертикальным деревянными опорами.
Поднимались на 2 самых известных фуникулерах, с обоих открывается хороший вид на город и окрестности. Наверху в парке … достаточно много всевозможных детских развекаловок. Читали, что в парке Рике также много всего для детей, но на деле нашли там только обычную детскую площадку, да каменную корову. Что касается недавних построек – моста Мира и то ли культурного центра, то ли музыкального театра, скажу, что мост мне в принципе понравился, но второй объект не впечатлил. По-моему он там некстати. Кроме того, как я понял, его строительство приостановлено, может, в конце концов решать разобрать?
День 6.
Наутро после второй ночевки в Тбилиси собрались и выехали в сторону Боржоми, где была запланирована следующая ночевка. По пути заехали посмотреть пещерный город Уплисцихе, дорога к которому идет через город Гори. От Тбилиси до Гори идет хороший современный автобан (всего 4 полосы, по 2 в каждом направлении), едется легко, но будьте готовы к тому, что даже на автобане вам могут встретиться неспешно гуляющие коровы. Вообще эти животные чувствуют себя хозяевами грузинских дорог любого уровня, поэтому совсем уж засыпать за рулем не рекомендую.
Уплисцихе – интересное место, а для шустрого ребенка вообще то, что надо. Полазить, посмотреть, пофантазировать. Одним словом, если проезжаете мимо, заехать стОит.
После сворота на Боржоми в р-не населенного пункта Хашури автобан сменяется обычной дорогой с несложным серпантином. Для ночевки мы выбрали мини-гостиницу в деревне Ликани, в нескольких км от Боржоми. Там расположен бывший императорский дворец, но посмотреть его не успели. Заселившись, взяли такси и поехали в Боржоми, где погуляли по парку, попили минеральной воды и в очередной раз покатали ребенка на аттракционах. В принципе, ничего особенного там нет, курортный парк в Кисловодске на порядок масштабнее, но тем не менее место знаковое и о посещении мы не пожалели.
День 7.
С утра выехали в сторону Батуми, а точнее курортного поселка Гонио, где у нас была запланирована остановка на неделю. Вначале, послушав навигатор, поехали в сторону Ахалцихе, но километров через 20 вспомнили, что при подготовке к поездке читали о непроходимости этой дороги. Покопавшись в интернете и окончательно в этом убедившись, развернулись и поехали обратно в сторону Хашури.
Вся дорога до Гонио заняла примерно часов 6 (с остановкой на обед). Ранее упомянутый автобан сменяется обычной дорогой, затем горной дорогой с несложным серпантином, затем опять появляется автобан, но по-моему уже 2-полосный. Где-то в районе города Самтредиа автобан окончательно сменяется обычным шоссе, идущим до конца нашего маршрута. Местами ведутся строительные работы, поэтому автобан будет продлеваться, но докуда – не знаю.
Приехали на место в районе 16-00, заселились и пошли на море.
Дни 8-14.
Дальше потянулась классическая курортная жизнь, разбивать на дни не буду, просто поделюсь своими наблюдениями за все это время.
Мы посетили 3 пляжа – пляж в Гонио, пляж в Батуми и пляж в Зеленом Мысе. Пляжи везде галечные, наиболее крупная галька нам попалась в Гонио. Пляжи широкие, проблем найти место нет, места хватает всем. Есть платные лежаки, правда в Гонио постоянно начинался восточный базар на тему 3 лари за лежак – это на весь день или только на полдня. В Батуми с этим не стакивались. С погодой нам повезло, было солнечно, температура днем была в районе 28 градусов, но, видимо из-за влажности, по ощущениям было жарче. Прямо в наш последний день после обеда пришли грозы, стало пасмурно и на море заштромило. Сколько это продолжалось – не знаю, так как мы как раз уехали.
Не раз читали о том, что в Гонио – самые чистые пляжи на всем их побережье. К сожалению, подтвердить это не могу. За все время пребывания только пару дней вода была действительно чистой. В один из дней пришла мощная полоса мусора (похоже, из Турции), в воду заходили только самые бесшабашные. В «грязные» дни надо было как-то преодолеть прибрежную зону, дальше море уже было вполне нормальным. Проблему решили поездками на пляжи в Батуми, там значимого мусора ни разу не видели. Естественно, я не могу оценить чистоту воды с точки зрения химической или бактериологической, но визуально было чисто. Вообще, когда мусора нет, вода выглядит очень красивой, достаточно прозрачной и имеет приятный голубоватый цвет.
Набережная в Гонио простая, но есть несколько неплохих кафешек. 3 раза ездили на ужин и на вечернюю прогулку в Батуми. Там конечно все гораздо более масштабное, очень длинный променад, велодорожка, прокаты велосипедов, всяких электрических машин, рестораны и т.п. Впечатление от Батуми в целом похоже на впечатление от Тбилиси. С одной стороны вдоль набережной строятся высокие и красивые многоэтажки (правда их количество по-моему рискует превысить разумные рамки), с другой – прямо на их фоне ютятся многочисленные старые постройки, находящиеся не в лучшем состоянии. Проевропейские прогибы я не оценил – все-таки площадь Святого Марка должна быть именно в Венеции, а Пизанская башня – в славном городе Пиза. Подобные сооружения в Батуми напоминают что-то вроде Диснейленда. Вроде смотрится неплохо, но совсем не аутентично. В стране с такой древней культурой, как Грузия, можно было построить что-то более грузинское.
День 15.
С утра погода пасмурная и на море шторм. В связи с чем без всякого сожаления собираем вещи и выдвигаемся в обратную дорогу. Едем снова до Мцхеты, где покупаем домой вина и приправ, еще раз прогуливаемся вокруг Светицховели и ночуем. Дорога от Гонио до Мцхеты никаких новых впечатлений не дает, разве что еще раз убеждаемся, что если найти хороший придорожный ресторан, то можно попробовать грузинскую кухню, не уступающую, а иногда и превосходящую по качеству то, что можно найти в туристических местах.
День 16.
Выдвигаемся в сторону границы, в Степанцминде тратим оставшиеся лари и едем к погранпереходу, попутно еще раз любуясь красотами Военно-Грузинской дороги. Правда, погода выдается дождливая, поэтому и видим гораздо меньше, чем по пути туда. Обе границы переходим примерно за час без каких-либо неожиданностей. Дальше едем до следующей ночевки, запланированной в городе Пятигорск. Прибываем туда ближе к вечеру, успеваем прогуляться в парке Цветник, пройтись по просп. Кирова и там же отужинать. Последний раз наслаждаемся курортной вечерней атмосферой, слегка омрачаемой местными джигитами, носящимися туда-сюда на машинах без глушителей.
День 17.
С утра идем смотреть Провал, но, придя туда, обнаруживаем, что он закрыт. Как нам объяснили, в связи с избыточным количеством воды (слишком много дождей в этом сезоне). Поглазев по сторонам, садимся в машину и едем дальше.
Останавливаемся на ночевку в мотеле в районе города Миллерово.
День 18.
Марш-бросок до Москвы, прошедший без каких-либо приключений.
Можно разместить этот отчет в социальных сетях. Таким образом Вы помогаете популяризации сайта.