Россия: города, достопримечательности

Откуда: Москва Когда: 09/2017

По маршруту: Москва, Кропоткин, Тбилиси, Ереван, Гарни, Гегард, Аруч, Вагаршапат, Анипемза, Арени, Ехегнадзор, Горис, Татев, Мегри, Дилижан, Степанцминда

Рейтинг отчета: 12

Автор:

Вместо предисловия.

«Мне бы стать мудрей и все в себе поправить,

Слиться за предел привычной игры,

Только города велят кибиткой править,

Чтоб в прицел луча поспеть до поры»

Алиса  «Колобок»

Обсуждая этой весной с другом планы на предстоящий отпуск, на вопрос: «Куда на этот раз?» я ответил, что в любом случае, поеду на авто.  Как известно, не все такие страстные любители автомобильных путешествий, и мой ответ уткнулся в стену недопонимания.  «Слетали бы куда-нибудь как нормальные люди. Не надоело колесить?”  - вот такой типичный комментарий  «непосвященными» наших автотуров. Мой уважаемый читатель, вспомни, пожалуйста, какое приятное, интересное, трепетное  чувство  охватывает  перед   дальней   дорогой?!  Если же вспомнить  нечего, остается только поверить на слово – оно действительно охватывает.  Тот, кто хоть раз проехал несколько тысяч километров от своего дома «от порога до порога» на автомобиле, никогда не сможет объяснить людям «непосвященным», что такое дорога. Автопутешествия - это как наркотик – и он реально «затягивает», а  «доза» с каждым разом требуется все больше и больше.

Но собственно перейдем к самой поездке.

Подготовка.

Изначально идея была достаточно нетривиальной – было решено ехать в Узбекистан, с заходом через Каракалпакию и выездом в районе Ташкента. Но планам не суждено было сбыться, по крайней мере, в этом сезоне. Во-первых, нарушились договоренности с людьми, которые должны были остаться с ребенком. Брать его в столь длинный вояж не хотели, а учитывая восточный колорит, особенно. Во-вторых, при раскладке маршрута по контрольным точкам и примерке его, что называется «на живую», стало понятно, что энтузиазм и силы одного пилота вероятно иссякнут где-то ближе к 2/3 пути при 16 дневном заезде. Ну, как говорится: «Слив защитан!»  и этот маршрут был оставлен до лучших времен.

Началась проработка запасных вариантов. Как известно, лето 2017 года в Москве выдалось не очень теплым, и мы решили чуть-чуть погреться. Куда податься? Крым- слишком тривиально, хотя и очень красиво, интересно, а в Краснодарском крае- уже были, в Абхазии же в этом сезоне не спокойно как-то было, если судить по сводкам криминальных новостей. И тут наш взор упал на Армению. «Интересный заменитель» - подумали мы. Приятные, добрые люди, природа, расстояние - в самый раз, не близко конечно, но и не слишком далеко, есть что посмотреть и  погоду в сентябре обещали  отличную. Забегая вперед скажу, что с погодой вышел явный «перебор». Мы попали в самое «пекло». Столбик термометра стабильно показывал 34-35 градусов на севере страны, а на юге и вовсе 39 градусов.  Заодно решили  сравнить страну с Грузией, в которой были в прошлом году.

Пошло стандартное подготовительное изучение достопримечательностей и прокладка маршрута. После поиска интересных достопримечательностей в сети Интернет, в качестве «небольшой  ложки меда» в план был добавлен самый теплый город Армении - Мегри, хотя мнения членов экипажа  по необходимости посещения этого городка разделились.

Единственное, что омрачало предстоящий пробег - это повторный транзит через территорию Грузии (увы, у автора сложилось личное субъективно-сложное восприятие этой гостеприимной страны), но по-другому проехать было невозможно. В итоге нарисовался незамысловатый маршрут протяженностью 6 с лишним тысяч километров.

h-3323.jpg

Подготовка к поездке шла в очень «рваном» и хаотичном  темпе в связи с тотальной нехваткой времени и загруженностью на работе.  Можно сказать, что подготовились «тяп-ляп»…

Только команда и корабль остался неизменными. Стабильность (с)…

 И так, судно- FordFocus 2, 1,6 Ti-Vct , 2011 г.в. Пробег на момент старта 167771 км, проведено ТО+ проверка ходовой в неофициальном профильном сервисе.

Капитан, одновременно боцман и штурман второго ранга а также казначей по совместительству-  ваш покорный автор.

Старший помощник капитана, штурман первого ранга – его жена.

Старший матрос - ребенок, в этом году ему исполнилось 5 лет.

В последний день перед выездом (должен отметить, что он получился достаточно напряженным- с работы удалось уйти только в 9 вечера, из-за чего ранний старт с «треском» провалился)   я подъехал к дому  только в 10 вечера.

Перекусив, гружу вещи в машину, ложимся подремать, завтра запланирован выезд.

9.09.17  (Серые будни дальнобойщика-1)

h-3313.jpg      

Вообще я не люблю ездить несколько раз по одним и тем же дорогам. Вот и сейчас приходится ехать по этой дороге уже в который раз. Чувствуешь себя немного водителем-дальнобойщиком, а путешествие превращается в рутинную работу. Но ничего не поделать.

Стартуем из ЦАО в 6-34.Температура за бортом  14 Градусов.

h-2912.jpg 

Впереди под колесами почти 1300 км дороги и конечный пункт на сегодня –гостиница «Лада» в г. Кропоткин, Краснодарского края. Выезжаем из города,  встаем на донскую трассу.

Про М4 в этом году сказать особо нечего, изменения минимальны. Трафик в сентябре небольшой - в основном народ едет на бархатный сезон к морю.

Ничего примечательного не происходит почти до вечера. Проехав 420 км, в районе 11-20  дня останавливаемся на заправку и перекус. 

h-2911.jpg

Лосево и Павловск проходим почти без задержек и в 18-20 останавливаемся еще заправиться. Позади 922 км. Погода становится теплой - за бортом уже 23 градуса. Однако в 20 часов случился «прокол» из –за которого график первых 2 дней сильно пострадал и пришлось сильно «форсировать» темп- мы попали в страшнейшую пробку.

h-2913.jpg 

Затор на трассе был такой сильный, что даже нашел свое освещение в новостях местных сайтов.

«С северного въезда в Ростов (со стороны станицы Грушевской) трасса М-4 «Дон» в очередной раз стоит в пробке. Затор растянулся до аэропорта Платов. Затруднения на дороге вызваны не только дорожными работами, о которых постоянно пишут в соцсетях, но и двумя ДТП. Согласно данным Яндекс.Карты, скорость движения на участке от поворота на аэропорт Платов и до Новочеркасского шоссе в среднем составляет 5 км/ч.»

http://dontr.ru/novosti/probka-na-m-4-ot-povorota-na-platov-i-do-novocherkasskogo-shosse-trassa-stala-krasnoy/

Потеряв 2 часа, и не проехав и четверти пробки, начали  объезжать. Поехали через Новочеркасск и Аксай по местным разбитым дорогам. Кое-как выехали на М4, уже под Батайском. Время почти 23-30, т.е. в пробке мы потеряли 3,5 часа. Принимаем решение «тянуть» до гостиницы. Примерно в 0-00 проезжаем пост «Цукерова балка», затем  «отворотку» на ст. Павловская, где мы останавливались в прошлом году, после сворачиваем на Р-217. В глубокой ночи докатываемся до Кропоткина, заселяемся в гостиницу. Время 3 часа ночи. Таким образом, пробка «съела» почти 4  часа оперативного времени.

10.09.17. (Серые будни дальнобойщика-2)

h-3316.jpg

Цель на сегодняшний день –пересечь границу с Грузией в МАПП «Верхий ларс- Дарьяли», доехать до г. Тбилиси (отель “ Skip”). Расстояние порядка  700 км. До границы с Грузией ровно 500 км. Учитывая вчерашний поздний финиш, старт опять «провалился». 

h-2920.jpg

Встали поздновато, часов в 9, перекусили  и поехали в 11-00, заправившись под «пробку» на Роснефти рядом с гостиницей.

h-2919.jpg

h-2915.jpg

После Пятигорска дорога становится сложной, появляется больше «населенки».

 

h-2917.jpg

Проходим многочисленные посты на въездах в кавказские республики –Кабардино-Балкарию и Северную Осетию-Аланию. Тут стоит отметить один эпизод, из-за которого наша славная экспедиция могла просто прерваться. При движении по трассе на участке Эльхотово – Беслан, в населенном пункте, на трассе перед нами появился сотрудник ДПС с поднятым жезлом, тормозящий колонну машин. Плавно сбавляем скорость, и тут же слышим сзади визг тормозов и резины.  Немая сцена: внедорожник, летящий с дикой скоростью, чуть не влетает в нас сзади. Как выяснилось позднее, он то и был нужен гаишнику. Офицер вытащил его из потока таким образом, чтобы наказать за езду с многократным превышением скорости в населенном пункте и обгон по встречной полосе. Именно поэтому я не очень люблю ездить по этим краям. Водители тут довольно темпераментные, а стиль вождения порой весьма «лихой».

h-2916.jpg

Ну а мы подъезжаем к Владикавказу, на горизонте уже видны снежные верхушки гор.

h-2922.jpg

h-2921.jpg

Заправляемся на Лукойле до полного бака, перекусываем и трогаемся на границу.

 h-2923.jpg

Время в районе 19 часов вечера. Смеркается.

h-2924.jpg

Встаем на переход, на удивление машин очень мало- очередь метров на 50 и уже видны шлагбаумы.  Заезжаем под навесы нашей таможни. Стандартные формальности пройдены, однако удивил таможенник спрашивающий, куда мы едем, зачем, кто нас встречает и пр. Мы предположили, что это связано с предотвращением случаев бегства жителей на сторону Исламского государства.

Пока проходили нашу таможню,  стемнело совсем. Въехали в «нейтралку», прошли тоннели, заехали  на грузинскую сторону. Тут все просто: жена с ребенком пошли пересекать границу пешком, машину же грузины даже не смотрели, просто поставили печати, и вот мы опять в Грузии. Общее время прохода границы составило в районе 50 минут.

Включаем роуминг на телефоне,  въезжаем в  вечернюю Степанцминду и купив 210 лари,  выдвигаемся в сторону Тбилиси по Военно-Грузинской дороге. Должен сказать, что ехать по ней в темноте не очень приятное занятие, тем более, что она еще ухудшилась по сравнению с прошлым годом. В некоторых местах сошли сели, повредив покрытие. Восприятие еще более усугублялось тем, что прошедшим днем в районе г.Шахты  на М4 при проезде одного из мостов в темноте, мы влетели в достаточно глубокую яму, после чего  «залюфтила» правая стойка стабилизатора. Назойливое «потюкивание» и далее раздражало на последующих особо ухабистых участках пути, к коим в определенной мере относится полотно Военно-Грузинской дороги.

В кромешной темноте преодолеваем Крестовый перевал (2379 м. над у.м.).

h-2925.jpg

Далее дорога идет под уклон. Уже начинает сказывается усталость. Пишем письмо в гостиницу,  что все в порядке и скоро будем.

Постепенно  подбираемся к Тбилиси, уходим на объездную в районе мцхетинской развязки, где произошла нежелательная встреча с полицией в прошлом году,  обгоняем колонну негабаритной техники, держим скорость в районе 90км/ч.

Отель Skip находится на выезде из города, недалеко от окружной дороги. Примерно в 0-30 финишируем в гостинице. Быстро перекусываем 

  h-2926.jpg 

и в час с лишним по московскому времени( в Тбилиси уже 2 часа ночи) ложимся спать. можно немного перевести дух и слегка сбавить напряженный темп, державшийся на протяжении этих 2-х дней.

11.09.17.Грузия-Армения.

h-3318.jpg

Проснулись в районе 7 часов по московскому времени

h-2936.jpg 

и позавтракав выдвинулись в сторону границы.

h-2934.jpg

Цель на сегодня- пересечь границу Армении через МАПП Садахло – Баграташен. От гостиницы до перехода 64 км. Дорожное движение днем в Грузии встречает нас как обычно во всей своей «красе»- обгоны  грузинами грузинов и нас под «сплошную» в населенных пунктах по встречной полосе, гудение, моргание светом всем подряд и т.д. В одном из населенных пунктов наблюдаем такую картину: пешеходов переходящих улицу по зебре, объезжают по встречной полосе через сплошную разметку, едва не поддевая капотом. Когда же мы начинаем пропускать их, они в растерянности и просто не понимают что делать… Помогаю им жестами. Можно вспомнить известное выражение про Россию и смело  перефразировать его так: «Если я усну, а проснусь через сто лет и меня спросят, что сейчас происходит в Грузии на дорогах, я отвечу: гоняют, гудят, подрезают, нарушают..."

Дорога до перехода хорошая.

h-2932.jpg

И вот мы на переходе. Здание грузинской таможни – новое, красивое, не побоюсь это слова- европейское. Народу на границе очень мало, очереди нет. Быстро ставим печати, машину не смотрят, далее выходим из здания таможни, переходим в нейтральной территории реку Дебед и видим терминал армянской таможни. Тут все несколько сложнее.  Иду к таможенникам, плачу в кассу 1750 рублей, оформляем временный ввоз машины на 2 недели. Таможенник ставит ЛНП и дату ввоза на документ, при этом документ остается у нас до конца поездки по Армении.  Пассажиры проходят границу пешком. Досмотровые инспекторы спокойные и ограничиваются поверхностной проверкой багажа. Печати в паспортах проставлены, и мы въезжаем на территорию Армении. Оформляем местную страховку ОСАГО  на машину за 900рублей (принимают рублями). Настраиваем навигатор и выдвигаемся в сторону гостиницы. 

h-2937.jpg

Изначально планировалось ехать через Алаверди-Ванадзор- Спитак- Аштарак, но поговорив с местными, выяснили что дорога не очень хорошая, и поехали через Иджеван-Дилижан –Севан. Заодно решили сразу заехать на озеро Севан и посмотреть монастырь Севанаванк.

h-2929.jpg

По пути смотрим по сторонам.

h-2933.jpg

Сразу становится заметно, что страна беднее по сравнению с Грузией.  Дороги в более худшем состоянии. Но самое главное - это дорожное движение.  Тут вообще нет проблем. Люди едут спокойно, не нарушают. Не нужно подстраиваться и привыкать, ощущение как будто перемещаешься по своей родной стране-России. Никто никуда не летит, не спешит.  На фоне вечно спешащих грузин тут однозначно сравнение выигрышное в пользу Армении. Полицейские и их машины выглядят более похожими на отечественные, в сравнении с грузинскими-американскими «копами» на фордах.

Автопарк в целом  по стране схож с грузинским. Однако сразу заметно большее количество советских машин. Абсолютная доминанта- белая тонированная трехдверная Нива.

В отличии от Грузии тут очень много вывесок на русском языке. В Грузии в основном на местном и на английском.

h-2928.jpg

Проезжаем Дилижан.

h-2935.jpg

После Дилижана дорога идет через перевал, в который мы начинаем подниматься. Тут происходит не очень приятный эпизод, заставивший напрячься и «слегка отложить  кирпичей». Почти на самой верхней точке подъема глохнет мотор. Причина была очень тривиальна. Я настолько увлекся «рулежкой» и видами что забыл по передачи. Банально заезжал на повышенной. Полная загрузка авто+ включенный кондиционер + набор высоты + жара 35 градусов дали о себе знать, двигатель просто «захлебнулся». Завелись и поехали дальше, предварительно мгновенно нарисовав в воображении кончину бензонасоса, заказ запчастей, посылку их самолетом  в Ереван и прочие «приемы Камасутры», не раз испробованные на практике при занятиях грузовыми международными перевозками. К слову сказать, за все время движения по стране мы увидели только 2 местных легковых форда- мондео 4 и фокус 3-й генерации, хотя официальный дилер форда – компания «Фора» все-же в Ереване есть. Миновав Севанский тоннель в горном массиве, подъехали к оз. Севан. Находим по навигатору монастырь Севанаванк, ставим авто на стоянку, идем смотреть.

h-2940.jpg

h-2938.jpg

Температура окружающего воздуха тут около 25 градусов, чувствуется, что это высокогорье.

Монастырь произвел приятное впечатление, особенно за счет красивых видов от стен на озеро.

h-2931.jpg

Купающихся  в озере не наблюдается, температура воды ниже 20 градусов и очень сильный порывистый ветер.

h-2930.jpg

 Мы тоже не стали, так как поездка только началась, и простужаться в наши планы не входило.

h-2939.jpg

h-2942.jpg

Полюбовавшись, вернулись к машине и продолжили путь в Ереван.

h-2941.jpg

Спустя немного времени мы въехали в город

h-2946.jpg

h-2945.jpg

и финишировали в гостинице.

h-2943.jpg

Гостиница HotelRoma & Tours( Rubinyants Lane Street, 29/14, Yerevan 0035 )расположена на окраине, у нас был забронирован номер полулюкс.

h-2947.jpg

 

Очень понравилось отношение персонала- управляющий Оганес , настоящий профессионал своего дела, сам встречает всех гостей, помощники помогают поднять сумки в номер. В общем, мы чувствовали себя как дома, а домой всегда хочется вернуться. Машину поставили в гараж. 

h-2944.jpgnull

Вообще этот отель оставил очень хорошее впечатление-на все просьбы и пожелания реагировали быстро .  Иногда мы заказывали еду в номер,  все очень вкусно. Стоимость еды из меню отеля очень порадовала, можно смело есть в отеле и не ехать в город, цены вполне доступные.

12.09.17 Осмотр местности. Ереван.

В этот день проснулись пораньше и, позавтракав, поехали в центр города, чтобы пересесть на метро и посмотреть основные достопримечательности.

h-2951.jpg

По пути  купили сим-карту и заехали в обменник, чтобы поменять рубли на местные драмы. Поменяли 35000рублей на  288750 АMD. На улицах много палаток с различными фруктами, зеленью. Цены значительно ниже московских. На все продукты. Основной материал из которого построено большинство зданий в городах Армении- розовый вулканический туф.

h-2962.jpg

h-2949.jpg

Из него строят даже многоэтажки.

h-2950.jpg

h-2958.jpg

Поставили машину на ул. Сундукяна и прошли пешком к метро ст. Барекамутюн

h-2954.jpg

h-2959.jpg

Купили жетоны,зашли. Метро же очень похоже на тбилисское. На мой взгляд, практически один в один. Различие в способе доступа - тут вместо магнитной карточки – самые обычные пластиковые жетоны, как будто вырезанные из пластика на Малой Арнаутской.

h-2997.jpg 

Но народа значительно меньше. Представьте, что в Москве вы можете посидеть в час пик в вагоне метро, а народу в нем человек 15. Представили? Забудьте! Да, вот такое оно-  ереванское метро

Вышли из метро на станции «Площадь республики» и пошли к одноименной площади.

h-2952.jpg

Потом вышли на через ул. Абовяна на Северный проспект , и двинулись в сторону Ереванского оперного театра.

h-2953.jpg

Рядом с театром установлен памятник А. Спендиаряну .

h-2956.jpg

 Неподалеку разбит сквер с скульптурами.

h-2961.jpg

h-2960.jpg

В крупных городах в Армении в жаркое время всегда можно утолить жажду- вода бьет из фонтанчиков и люди спокойно подходят и пьют ее- это показалось очень необычным. Мы тоже попробовали. Вроде ничего, живые.

h-2955.jpg

В центре города действуют платные парковки, но тарифы конечно не такие как в Москве. Все дешевле.

h-2964.jpg

Техосмотр автомобили тоже проходят. Талончики выдают на год.

h-2963.jpg

Много интересных мест и памятников на улицах города в центре

h-2967.jpg

h-2957.jpg

h-2978.jpg

и зданий:

h-2975.jpg

прошли еще один театр по пути:

h-2969.jpg

h-2968.jpg

Посидели на лавочках около Площади Франции

h-2980.jpg

и  отправились в сторону Матенадаран- института и музея армянских древних рукописей

h-2966.jpg

Начало армянской письменности было положено в  V веке Месропом Маштоцем.

h-2973.jpg

Музей конечно уникальный, есть очень много  интересных рукописей , экспонатов, рассказывающих об различных этапах армянской письменности.

h-2977.jpg

h-2974.jpg

Все объять просто невозможно, в здании несколько огромных залов,  поэтому, естественно, взяли экскурсовода.

h-2965.jpg

 h-2970.jpg

h-2976.jpg

Посмотрев, усвоив материал, заправившись водичкой из фонтанчиков,

h-2971.jpg

мы отправились  в сторону Парка победы посмотреть монумент Мать-Армения в честь победы Советского Союза в Великой Отечественной войне.

h-2972.jpg

До 1962 года вместо женщины с мечом на пьедестале стоял, как водится, И.В. Сталин. В основании памятника находится Военный музей министерства обороны республики Армения.

Посмотрев памятник , отправились в сторону Каскада –основной архитектурной доминанты города.

h-2981.jpg

Каскад - это большая лестница с 572 ступеньками, чередующимися с площадками для отдыха и размещенными на них скульптурами и фонтанами.

h-2989.jpg

Оставил часть сумок жене и налегке пошел вверх. Жара на солнце уже под 39-40 градусов.

h-2983.jpg

По пути присоединился попрошайка, но вскоре отстал- не хватило «дыхалки». Поднявшись наверх, я

 h-2990.jpg

обнаружил, что верхняя часть лестницы не доделана, сделан временный проход. 

Кругом торчит арматура и опалубка , установлены краны, но работа стоит.

h-2986.jpg

Мда, это не Москва, где такой фронт работ был бы моментально «освоен» некоторыми управленцами…

Говорят, что Каскад  строится в том числе на средства армянской диаспоры.

У подножья Каскада расположено много современных арт-объектов.

h-2982.jpg

Вот некоторые из них:

h-2984.jpg

h-2985.jpg

h-2988.jpg

h-2987.jpg

Вернувшись  на метро к своей брошенной  машине,  прикупив фруктов, (тем временем температура воздуха почти достигла критической отметки в 39 градусов),

h-2992.jpg

 мы отправились посмотреть последнюю достопримечательность на сегодня- комплекс  "Цицернакаберд". Комплекс построен в память жертвам геноцида армян турками 1915 года

h-2994.jpg

На вершине расположена огромная территория

h-2998.jpg

в конце которой вечный огонь,

h-2996.jpg 

аллея елей,высаженных известными лицами разных стран.

h-2993.jpg

Сверху открывается интересный вид на город и гору Арарат и на противоположную окраину города.

h-2995.jpg

Но нам не повезло, и из-за высокой температуры воздуха Арарат была все время в мареве и дымке. В музей, расположенный в комплексе, уже не попали, т.к. было поздно. 

На сегодня все. Поехали в гостиницу, но все же сделали некоторые выводы и сравнения по впечатлениям одного дня.

В прошлом году, как я уже писал, мы были в Тбилиси. Исключительно мое мнение: если сравнивать столицы Грузии и Армении, то Тбилиси, безусловно, является более friendly-городом, по отношению к туристу. Он более яркий, более запоминающийся с первого взгляда и фотогеничный, нежели Ереван. Во многом это произошло благодаря стараниям экс-президента Грузии  М. Саакашвили, развивающим туризм.  Кроме того, за счет некоторых построенных объектов (стеклянный Мост Мира, Президентский дворец , и особенно комплекс в виде изогнутых труб в парке Рике-театра музыки и драмы) и отличных видов с крепости Нарикала на центр, город просто оживает красками. Но все эти объекты, как мне кажется, для туристов, нежели для горожан. Это как парк «Зарядье» в Москве - отличные фотокарточки с новыми, ранее недоступными видами Кремля для приезжих.

Ереван же город более тяжелый, монументальный для восприятия, база архитектуры тут заложена еще в советское время, это, так сказать, город для более «зрелого» туриста.

Но все же первое место по красоте, красочности в моем восприятии, из посещенных мною на сегодняшний день столиц СНГ,  занял Киев.

Перекусив в гостинице, пошли спать.

13.09.17 Ереван-Гегард, Гарни, Покр Веди.

В этот день решили поехать посмотреть окрестности.

h-3317.jpg

Первой точкой был монастырь в с. Гегард, который находился совсем недалеко от Еревана.

Мы выехали на М4, затем на М15 и спустя 50 минут были на месте. Поставили машину на стоянку, и пошли смотреть.

h-3018.jpg

Монастырь Гегардаванк  расположен в вырубленной  скале. На территории монастыря несколько церквей, в том числе пещерная пострадавшая от землетрясения церковь.

h-3008.jpg 

На входе в монастырь лежит камень, сорвавшийся с горы в 1975 году.

h-3004.jpg

При падении камня никто не пострадал, его решили не убирать и окружили брусчаткой- оставили как память.

h-3016.jpg

Монастырь очень интересный и очень живописный.

h-3010.jpg

 

Посмотрели внутри

h-3003.jpg

h-3001.jpg

h-3007.jpg

h-3002.jpg

и снаружи

h-3011.jpg.

h-3006.jpg

Следующая остановка была через 6 километров от Гегарда- в н.п Гарни.

Там расположен храм Гарни.

h-3015.jpg

Гарни- древний языческий храм I в., больше таких на территории Армении нет.

Храм был восстановлен в 1976 г, оригинальным остался только фундамент.

h-3024.jpg

Расположен он в очень живописном месте на краю ущелья.  С края пропасти открываются отличные виды.

h-3019.jpg

h-3017.jpg

Осмотрев храм, поняли, что времени осталось еще очень много- было всего 11-55 и мы решили заехать опережая график в Хор Вирап - монастырь 642 года, находящийся прямо на границе с Турцией.

h-3314.jpg

Решили срезать путь по дороге, обозначенной в гугле как М15. До поворота на эту дорогу покрытие было весьма сносное. А потом началась потрескавшаяся дорога, проходящая рядом с окраиной города. Ехали по каким-то задворкам, по правую сторону открылись вот такие пейзажи:

h-3311.jpg

Настоящая свалка с кучей мусора.

Уперлись в какую-то грунтовку, развернулись в сторону Еревана, и через район Эребуни выехали на трассу Н8, по ней через несколько дней нам предстояло ехать в Горис.

Быстро долетели до населенного пункта Покр Веди и доползли до стоянки у монастыря.

h-3026.jpg

Монастырь известен своим местоположением у подножья библейской горы Арарат, на которой, согласно преданию, оказался Ной на ковчеге после Всемирного потопа. Название монастыря переводится как «глубокая темница». 

h-3023.jpg

Действительно, темница на его территории есть.

Монастырь расположен над подземной тюрьмой, в которой, по преданию, армянский царь Трдат III содержал в заточении в течение около 15 лет св. Григория Просветителя до того, как был обращён им в христианство, согласно традиционной дате, около 301 года. Вся Армения была обращена в христианство в 301 году, став таким образом первой страной, принявшей христианство в качестве государственной религии. Монастырь служил духовным центром Армянской Апостольской церкви, где находилась резиденция Католикоса всех армян. Холм Хор Вирап расположен на месте древней столицы Армении Арташат, построенной около 180 года до н. э. царём Арташесом I, основателем династии Арташесидов. Первоначально в 642 году Нерсесом III Строителем была построена часовня над подземельем, где был заточен Григорий Просветитель. Она неоднократно перестраивалась. Вход в подземную тюрьму, сохранившуюся до наших дней, расположен в часовне св. Григория, построенной в 1661 году. Глубина подземной тюрьмы от 3 до 6 метров.На территории монастыря, в его центральной части также находится большая церковь Сурб Аствацацин (Пресвятой Богородицы), построенная в середине XVII века. В то же время были построены кельи монахов и сам монастырь. Теперь это одно из самых известных мест паломничества армян со всего мира. В церкви проводится регулярное богослужение.

Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Хор_Вирап

h-3028.jpg

Cхолма, на котором стоит монастырь, открывается отличный вид на гору Арарат.

h-3022.jpg

Но  все эти дни он был в дымке, поэтому вид был не очень. Но я, тем не менее, попытался сфотографировать "зумом" вершину, на которой виден снег.

h-3020.jpg

После осмотра поехали в обратный путь, по дороге заправившись на АЗС CPS. Стоимость составила 13000 AMD, литр АИ-95 стоил 400 AMD, т.е в пересчете на рубли примерно  47,9 рублей.

При этом качество бензина  уступает российскому. Проехав через город, благополучно финишировали в гостинице. 

14.09.17. Ереван- Аруч, Звартноц, Вагаршапат, Анипемзе.

h-3319.jpg

С самого утра отправились в н/п Аруч, осмотреть караван-сарай. Прибыли. Особого впечатления он не произвел - развалины, одиноко стоящие прямо на трассе.

h-3035.jpg 

Проехали дальше в село , завернули к церкви Св. Георгия 7 века.

h-3036.jpg

Церковь полуразрушена,


h-3032.jpg

h-3031.jpg

рядом с ней тоже много древних хачкаров.

h-3033.jpg

После решили отправиться в Звартноц. Пришлось вернуться на трассу и поехать назад по направлению к Еревану.  Немного покрутившись по деревням, выходим на трассу и паркуемся на стоянке рядом с храмом Звартноц (ЮНЕСКО).

h-3037.jpg

Звартноц представляет собой  достаточно древние развалины

h-3044.jpg

h-3039.jpg

h-3040.jpg

храм был разрушен землетрясением 10 века. Он частично восстановлен, а неподалеку представлены его отдельные части, которые нашли при раскопках. Рядом с храмом находится небольшой музей.

h-3038.jpg

Экспозиция показывает, каким был храм изначально

h-3042.jpg

Также представлены планы, схемы и пр.

Осмотрев храм, поехали в Вагаршапат, чтобы развернуться на запад. Решили проехать не по основной трассе, а по второстепенной дороге H13. Ехали долго вдоль трубопровода с холодной водой, который был , мягко говоря, не очень герметичен.

h-3048.jpg

 

Через каждые 100 метров из соединений колен буквально хлестала вода.
h-3057.jpg

Температура воздуха была опять под 39 градусов, а на солнце вообще за 40.  Я даже остановился, чтобы умыться в фонтанах этой живительной прохлады. Лепота!  Вообще поражает беспечность армян-  в Африке люди без воды помирают, а тут… Да что тут Африка, в Москве у многих стоят счетчики, и люди жмут лишний  куб воды, чтобы подмытьсяJ

h-3049.jpg

В Вагаршапате заехали посмотреть церковь св. Гаяне. 

h-3034.jpg

На территории также много древних хачкаров,

h-3047.jpg

h-3054.jpg

и разбит красивый сад.

h-3055.jpg

Последним пунктом нашей программы было село Анипемза, расположенное в Ширакской области Армении – у самой турецкой границы. Ехать до него 82 км в одну сторону, уже вечерело, и мы решили поднажать.

Поехали.  Дорога, идущая через города Армавир и Арагацаван, оказалась неплохого качества.  Причем чем дальше от городов - тем лучше.

h-3050.jpg

По пути мы видели полуразрушенные промышленные предприятия.

h-3051.jpg 

Промышленность в Армении находится явно при смерти. Помнится,  мы как –то грузили недалеко от Арагацавана грузовые машины перлитом на Владикавказ. Перлит-горная порода вулканического происхождения, распространенная в этих краях и нашедшая широкое применение в строительстве, жкх, газовой и пищевой промышленности. Все же добывающая промышленность тут существует.

Почти подъехав к селу, сворачиваем на разбитую дорогу.

h-3058.jpg 

тут совсем глухие места, еще видна советская символика на указателях.

h-3060.jpg

Едем не спеша вдоль границы

h-3046.jpg

и прибываем к месту назначения. Нас интересовала базилика.

h-3045.jpg

Ереруйкская базилика является одной из самых ранних христианских сооружений Армении, она построена в V веке. 

h-3053.jpg

Базилика предложена для включения в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. По сути это развалины, но учитывая уединенную атмосферу места,  удаленность, она произвела хорошее впечатление.

h-3052.jpg

Как видно, солнце уже садилось, и мы поспешили вернуться на основную трассу. По пути встречаются отдельно стоящие дома. 

h-3056.jpg

Бывая в таких местах, мне всегда становится интересно, как тут живут люди. В такой глуши…

По пути в Ереван попадаются интересные моменты. Вот так например тут перевозят виноград- просто навалом.

h-3059.jpg

Уже в темноте въезжаем в Ереван, и без проблем проезжаем через весь город к гостинице, закупив продуктов, фруктов и овощей.

h-3061.jpg 

Без проблем -  в плане дорожного движения: никакого дерганья, бибиканья, подрезания и прочих маневров, характерных для движения по улицам Тбилиси. Тут едешь совершенно спокойно, как бы ехал в Москве. Может чуть-чуть более напряженно, учитывая, что улицы незнакомые.

15.09.17 Ереван.

Этот день был посвящен посещению музеев и пополнению запасов провизии в дорогу.

Выехали пораньше в сторону центра и бросили машину на ул. Давида  Сасунци
h-3063.jpg
Прошли пешком до Ереванского вокзала, и к ст. метро  Сасунци Давид.

Памятник Давиду Сасунскому:

h-3064.jpg

Доехав до центра, вышли на площади Республики.

h-3068.jpg

 Жена с ребенком пошли гулять в сквер, а я направился в музей истории Армении.

h-3067.jpg

Взял экскурсию. В музее огромная экспозиция, рассказывающая об истории Армении с древних времен до наших дней. Представлены многие исторические экспонаты. Фотографирование в музее запрещено, поэтому «кина не будет, электричество кончилось».  Впитав информацию ,хотя ее было очень много, спустя час я вышел на улицу и присоединился к жене. Хотели поменять деньги в банке ВТБ, но очередь была просто огромной. Сели в метро и поехали к машине. На обратном пути заехали в крепость Эребуни. 

h-3065.jpg

Эребуни- это остатки древнего урартского города-крепости (782 год до н. э.), считающейся местом, откуда пошел Ереван. Крепость обнаружена во время раскопок на горе Арин-Берд в 50-х годах 20века. Затем, к 2750-летию крепости в 1968 году был открыт музей, где экспонируются находки, сделанные во время раскопок. 

h-3066.jpg

h-3070.jpg

Сама крепость показалась не очень интересной, а вот виды на город впечатлили.

h-3072.jpg 

h-3077.jpg

Место очень малолюдное

h-3076.jpg

Может дело в отдаленности от центра, может быть виновата жара под 38 градусов, которая накрыла город, но народу почти не было.

h-3073.jpg

h-3075.jpg

Осмотревшись, спустились к машине и поехали в сторону гостиницы, по пути закупившись продуктами,   заехав в KFC, взяв еду на ужин, и заправившись бензином до полного бака.

По словам местных хороший бензин на заправках Flashи СPS, хотя особо педантичные водители рекомендовали, по возможности, выходить вообще на грузинском бензине. В их словах была доля правды, бензин в Армении действительно довольно "дрянной".

Продолжение следует...

Можно разместить этот отчет в социальных сетях. Таким образом Вы помогаете популяризации сайта.

Яндекс.Метрика
По вопросам сотрудничества и размещения рекламы пишите plo@autotravel.ru