Откуда: Москва Когда: 09/2017
По маршруту: Москва, Кропоткин, Тбилиси, Ереван, Гарни, Гегард, Аруч, Вагаршапат, Анипемза, Арени, Ехегнадзор, Горис, Татев, Мегри, Дилижан, Степанцминда
Рейтинг отчета:
Автор: Участник форума: Maratosa
Вместо предисловия.
«Мне бы стать мудрей и все в себе поправить,
Слиться за предел привычной игры,
Только города велят кибиткой править,
Чтоб в прицел луча поспеть до поры»
Алиса «Колобок»
Обсуждая этой весной с другом планы на предстоящий отпуск, на вопрос: «Куда на этот раз?» я ответил, что в любом случае, поеду на авто. Как известно, не все такие страстные любители автомобильных путешествий, и мой ответ уткнулся в стену недопонимания. «Слетали бы куда-нибудь как нормальные люди. Не надоело колесить?” - вот такой типичный комментарий «непосвященными» наших автотуров. Мой уважаемый читатель, вспомни, пожалуйста, какое приятное, интересное, трепетное чувство охватывает перед дальней дорогой?! Если же вспомнить нечего, остается только поверить на слово – оно действительно охватывает. Тот, кто хоть раз проехал несколько тысяч километров от своего дома «от порога до порога» на автомобиле, никогда не сможет объяснить людям «непосвященным», что такое дорога. Автопутешествия - это как наркотик – и он реально «затягивает», а «доза» с каждым разом требуется все больше и больше.
Но собственно перейдем к самой поездке.
Подготовка.
Изначально идея была достаточно нетривиальной – было решено ехать в Узбекистан, с заходом через Каракалпакию и выездом в районе Ташкента. Но планам не суждено было сбыться, по крайней мере, в этом сезоне. Во-первых, нарушились договоренности с людьми, которые должны были остаться с ребенком. Брать его в столь длинный вояж не хотели, а учитывая восточный колорит, особенно. Во-вторых, при раскладке маршрута по контрольным точкам и примерке его, что называется «на живую», стало понятно, что энтузиазм и силы одного пилота вероятно иссякнут где-то ближе к 2/3 пути при 16 дневном заезде. Ну, как говорится: «Слив защитан!» и этот маршрут был оставлен до лучших времен.
Началась проработка запасных вариантов. Как известно, лето 2017 года в Москве выдалось не очень теплым, и мы решили чуть-чуть погреться. Куда податься? Крым- слишком тривиально, хотя и очень красиво, интересно, а в Краснодарском крае- уже были, в Абхазии же в этом сезоне не спокойно как-то было, если судить по сводкам криминальных новостей. И тут наш взор упал на Армению. «Интересный заменитель» - подумали мы. Приятные, добрые люди, природа, расстояние - в самый раз, не близко конечно, но и не слишком далеко, есть что посмотреть и погоду в сентябре обещали отличную. Забегая вперед скажу, что с погодой вышел явный «перебор». Мы попали в самое «пекло». Столбик термометра стабильно показывал 34-35 градусов на севере страны, а на юге и вовсе 39 градусов. Заодно решили сравнить страну с Грузией, в которой были в прошлом году.
Пошло стандартное подготовительное изучение достопримечательностей и прокладка маршрута. После поиска интересных достопримечательностей в сети Интернет, в качестве «небольшой ложки меда» в план был добавлен самый теплый город Армении - Мегри, хотя мнения членов экипажа по необходимости посещения этого городка разделились.
Единственное, что омрачало предстоящий пробег - это повторный транзит через территорию Грузии (увы, у автора сложилось личное субъективно-сложное восприятие этой гостеприимной страны), но по-другому проехать было невозможно. В итоге нарисовался незамысловатый маршрут протяженностью 6 с лишним тысяч километров.
Подготовка к поездке шла в очень «рваном» и хаотичном темпе в связи с тотальной нехваткой времени и загруженностью на работе. Можно сказать, что подготовились «тяп-ляп»…
Только команда и корабль остался неизменными. Стабильность (с)…
И так, судно- FordFocus 2, 1,6 Ti-Vct , 2011 г.в. Пробег на момент старта 167771 км, проведено ТО+ проверка ходовой в неофициальном профильном сервисе.
Капитан, одновременно боцман и штурман второго ранга а также казначей по совместительству- ваш покорный автор.
Старший помощник капитана, штурман первого ранга – его жена.
Старший матрос - ребенок, в этом году ему исполнилось 5 лет.
В последний день перед выездом (должен отметить, что он получился достаточно напряженным- с работы удалось уйти только в 9 вечера, из-за чего ранний старт с «треском» провалился) я подъехал к дому только в 10 вечера.
Перекусив, гружу вещи в машину, ложимся подремать, завтра запланирован выезд.
9.09.17 (Серые будни дальнобойщика-1)
Вообще я не люблю ездить несколько раз по одним и тем же дорогам. Вот и сейчас приходится ехать по этой дороге уже в который раз. Чувствуешь себя немного водителем-дальнобойщиком, а путешествие превращается в рутинную работу. Но ничего не поделать.
Стартуем из ЦАО в 6-34.Температура за бортом 14 Градусов.
Впереди под колесами почти 1300 км дороги и конечный пункт на сегодня –гостиница «Лада» в г. Кропоткин, Краснодарского края. Выезжаем из города, встаем на донскую трассу.
Про М4 в этом году сказать особо нечего, изменения минимальны. Трафик в сентябре небольшой - в основном народ едет на бархатный сезон к морю.
Ничего примечательного не происходит почти до вечера. Проехав 420 км, в районе 11-20 дня останавливаемся на заправку и перекус.
Лосево и Павловск проходим почти без задержек и в 18-20 останавливаемся еще заправиться. Позади 922 км. Погода становится теплой - за бортом уже 23 градуса. Однако в 20 часов случился «прокол» из –за которого график первых 2 дней сильно пострадал и пришлось сильно «форсировать» темп- мы попали в страшнейшую пробку.
Затор на трассе был такой сильный, что даже нашел свое освещение в новостях местных сайтов.
«С северного въезда в Ростов (со стороны станицы Грушевской) трасса М-4 «Дон» в очередной раз стоит в пробке. Затор растянулся до аэропорта Платов. Затруднения на дороге вызваны не только дорожными работами, о которых постоянно пишут в соцсетях, но и двумя ДТП. Согласно данным Яндекс.Карты, скорость движения на участке от поворота на аэропорт Платов и до Новочеркасского шоссе в среднем составляет 5 км/ч.»
Потеряв 2 часа, и не проехав и четверти пробки, начали объезжать. Поехали через Новочеркасск и Аксай по местным разбитым дорогам. Кое-как выехали на М4, уже под Батайском. Время почти 23-30, т.е. в пробке мы потеряли 3,5 часа. Принимаем решение «тянуть» до гостиницы. Примерно в 0-00 проезжаем пост «Цукерова балка», затем «отворотку» на ст. Павловская, где мы останавливались в прошлом году, после сворачиваем на Р-217. В глубокой ночи докатываемся до Кропоткина, заселяемся в гостиницу. Время 3 часа ночи. Таким образом, пробка «съела» почти 4 часа оперативного времени.
10.09.17. (Серые будни дальнобойщика-2)
Цель на сегодняшний день –пересечь границу с Грузией в МАПП «Верхий ларс- Дарьяли», доехать до г. Тбилиси (отель “ Skip”). Расстояние порядка 700 км. До границы с Грузией ровно 500 км. Учитывая вчерашний поздний финиш, старт опять «провалился».
Встали поздновато, часов в 9, перекусили и поехали в 11-00, заправившись под «пробку» на Роснефти рядом с гостиницей.
После Пятигорска дорога становится сложной, появляется больше «населенки».

Проходим многочисленные посты на въездах в кавказские республики –Кабардино-Балкарию и Северную Осетию-Аланию. Тут стоит отметить один эпизод, из-за которого наша славная экспедиция могла просто прерваться. При движении по трассе на участке Эльхотово – Беслан, в населенном пункте, на трассе перед нами появился сотрудник ДПС с поднятым жезлом, тормозящий колонну машин. Плавно сбавляем скорость, и тут же слышим сзади визг тормозов и резины. Немая сцена: внедорожник, летящий с дикой скоростью, чуть не влетает в нас сзади. Как выяснилось позднее, он то и был нужен гаишнику. Офицер вытащил его из потока таким образом, чтобы наказать за езду с многократным превышением скорости в населенном пункте и обгон по встречной полосе. Именно поэтому я не очень люблю ездить по этим краям. Водители тут довольно темпераментные, а стиль вождения порой весьма «лихой».
Ну а мы подъезжаем к Владикавказу, на горизонте уже видны снежные верхушки гор.
Заправляемся на Лукойле до полного бака, перекусываем и трогаемся на границу.
Время в районе 19 часов вечера. Смеркается.
Пока проходили нашу таможню, стемнело совсем. Въехали в «нейтралку», прошли тоннели, заехали на грузинскую сторону. Тут все просто: жена с ребенком пошли пересекать границу пешком, машину же грузины даже не смотрели, просто поставили печати, и вот мы опять в Грузии. Общее время прохода границы составило в районе 50 минут.
Включаем роуминг на телефоне, въезжаем в вечернюю Степанцминду и купив 210 лари, выдвигаемся в сторону Тбилиси по Военно-Грузинской дороге. Должен сказать, что ехать по ней в темноте не очень приятное занятие, тем более, что она еще ухудшилась по сравнению с прошлым годом. В некоторых местах сошли сели, повредив покрытие. Восприятие еще более усугублялось тем, что прошедшим днем в районе г.Шахты на М4 при проезде одного из мостов в темноте, мы влетели в достаточно глубокую яму, после чего «залюфтила» правая стойка стабилизатора. Назойливое «потюкивание» и далее раздражало на последующих особо ухабистых участках пути, к коим в определенной мере относится полотно Военно-Грузинской дороги.
В кромешной темноте преодолеваем Крестовый перевал (2379 м. над у.м.).
Далее дорога идет под уклон. Уже начинает сказывается усталость. Пишем письмо в гостиницу, что все в порядке и скоро будем.
Постепенно подбираемся к Тбилиси, уходим на объездную в районе мцхетинской развязки, где произошла нежелательная встреча с полицией в прошлом году, обгоняем колонну негабаритной техники, держим скорость в районе 90км/ч.
Отель Skip находится на выезде из города, недалеко от окружной дороги. Примерно в 0-30 финишируем в гостинице. Быстро перекусываем
и в час с лишним по московскому времени( в Тбилиси уже 2 часа ночи) ложимся спать. можно немного перевести дух и слегка сбавить напряженный темп, державшийся на протяжении этих 2-х дней.
11.09.17.Грузия-Армения.
Проснулись в районе 7 часов по московскому времени
и позавтракав выдвинулись в сторону границы.
Цель на сегодня- пересечь границу Армении через МАПП Садахло – Баграташен. От гостиницы до перехода 64 км. Дорожное движение днем в Грузии встречает нас как обычно во всей своей «красе»- обгоны грузинами грузинов и нас под «сплошную» в населенных пунктах по встречной полосе, гудение, моргание светом всем подряд и т.д. В одном из населенных пунктов наблюдаем такую картину: пешеходов переходящих улицу по зебре, объезжают по встречной полосе через сплошную разметку, едва не поддевая капотом. Когда же мы начинаем пропускать их, они в растерянности и просто не понимают что делать… Помогаю им жестами. Можно вспомнить известное выражение про Россию и смело перефразировать его так: «Если я усну, а проснусь через сто лет и меня спросят, что сейчас происходит в Грузии на дорогах, я отвечу: гоняют, гудят, подрезают, нарушают..."
Дорога до перехода хорошая.

И вот мы на переходе. Здание грузинской таможни – новое, красивое, не побоюсь это слова- европейское. Народу на границе очень мало, очереди нет. Быстро ставим печати, машину не смотрят, далее выходим из здания таможни, переходим в нейтральной территории реку Дебед и видим терминал армянской таможни. Тут все несколько сложнее. Иду к таможенникам, плачу в кассу 1750 рублей, оформляем временный ввоз машины на 2 недели. Таможенник ставит ЛНП и дату ввоза на документ, при этом документ остается у нас до конца поездки по Армении. Пассажиры проходят границу пешком. Досмотровые инспекторы спокойные и ограничиваются поверхностной проверкой багажа. Печати в паспортах проставлены, и мы въезжаем на территорию Армении. Оформляем местную страховку ОСАГО на машину за 900рублей (принимают рублями). Настраиваем навигатор и выдвигаемся в сторону гостиницы.
Изначально планировалось ехать через Алаверди-Ванадзор- Спитак- Аштарак, но поговорив с местными, выяснили что дорога не очень хорошая, и поехали через Иджеван-Дилижан –Севан. Заодно решили сразу заехать на озеро Севан и посмотреть монастырь Севанаванк.
По пути смотрим по сторонам.
Сразу становится заметно, что страна беднее по сравнению с Грузией. Дороги в более худшем состоянии. Но самое главное - это дорожное движение. Тут вообще нет проблем. Люди едут спокойно, не нарушают. Не нужно подстраиваться и привыкать, ощущение как будто перемещаешься по своей родной стране-России. Никто никуда не летит, не спешит. На фоне вечно спешащих грузин тут однозначно сравнение выигрышное в пользу Армении. Полицейские и их машины выглядят более похожими на отечественные, в сравнении с грузинскими-американскими «копами» на фордах.
Автопарк в целом по стране схож с грузинским. Однако сразу заметно большее количество советских машин. Абсолютная доминанта- белая тонированная трехдверная Нива.
В отличии от Грузии тут очень много вывесок на русском языке. В Грузии в основном на местном и на английском.

Проезжаем Дилижан.
После Дилижана дорога идет через перевал, в который мы начинаем подниматься. Тут происходит не очень приятный эпизод, заставивший напрячься и «слегка отложить кирпичей». Почти на самой верхней точке подъема глохнет мотор. Причина была очень тривиальна. Я настолько увлекся «рулежкой» и видами что забыл по передачи. Банально заезжал на повышенной. Полная загрузка авто+ включенный кондиционер + набор высоты + жара 35 градусов дали о себе знать, двигатель просто «захлебнулся». Завелись и поехали дальше, предварительно мгновенно нарисовав в воображении кончину бензонасоса, заказ запчастей, посылку их самолетом в Ереван и прочие «приемы Камасутры», не раз испробованные на практике при занятиях грузовыми международными перевозками. К слову сказать, за все время движения по стране мы увидели только 2 местных легковых форда- мондео 4 и фокус 3-й генерации, хотя официальный дилер форда – компания «Фора» все-же в Ереване есть. Миновав Севанский тоннель в горном массиве, подъехали к оз. Севан. Находим по навигатору монастырь Севанаванк, ставим авто на стоянку, идем смотреть.
Температура окружающего воздуха тут около 25 градусов, чувствуется, что это высокогорье.
Монастырь произвел приятное впечатление, особенно за счет красивых видов от стен на озеро.
Купающихся в озере не наблюдается, температура воды ниже 20 градусов и очень сильный порывистый ветер.
Мы тоже не стали, так как поездка только началась, и простужаться в наши планы не входило.
Полюбовавшись, вернулись к машине и продолжили путь в Ереван.
Спустя немного времени мы въехали в город
и финишировали в гостинице.
Гостиница HotelRoma & Tours( Rubinyants Lane Street, 29/14, Yerevan 0035 )расположена на окраине, у нас был забронирован номер полулюкс.
Очень понравилось отношение персонала- управляющий Оганес , настоящий профессионал своего дела, сам встречает всех гостей, помощники помогают поднять сумки в номер. В общем, мы чувствовали себя как дома, а домой всегда хочется вернуться. Машину поставили в гараж.
Вообще этот отель оставил очень хорошее впечатление-на все просьбы и пожелания реагировали быстро . Иногда мы заказывали еду в номер, все очень вкусно. Стоимость еды из меню отеля очень порадовала, можно смело есть в отеле и не ехать в город, цены вполне доступные.
12.09.17 Осмотр местности. Ереван.
В этот день проснулись пораньше и, позавтракав, поехали в центр города, чтобы пересесть на метро и посмотреть основные достопримечательности.
Из него строят даже многоэтажки.
Поставили машину на ул. Сундукяна и прошли пешком к метро ст. Барекамутюн
Купили жетоны,зашли. Метро же очень похоже на тбилисское. На мой взгляд, практически один в один. Различие в способе доступа - тут вместо магнитной карточки – самые обычные пластиковые жетоны, как будто вырезанные из пластика на Малой Арнаутской.
Но народа значительно меньше. Представьте, что в Москве вы можете посидеть в час пик в вагоне метро, а народу в нем человек 15. Представили? Забудьте! Да, вот такое оно- ереванское метро
Вышли из метро на станции «Площадь республики» и пошли к одноименной площади.

Потом вышли на через ул. Абовяна на Северный проспект , и двинулись в сторону Ереванского оперного театра.
Рядом с театром установлен памятник А. Спендиаряну .
Неподалеку разбит сквер с скульптурами.
В крупных городах в Армении в жаркое время всегда можно утолить жажду- вода бьет из фонтанчиков и люди спокойно подходят и пьют ее- это показалось очень необычным. Мы тоже попробовали. Вроде ничего, живые.
В центре города действуют платные парковки, но тарифы конечно не такие как в Москве. Все дешевле.
Техосмотр автомобили тоже проходят. Талончики выдают на год.
Много интересных мест и памятников на улицах города в центре
и зданий:
прошли еще один театр по пути:

Посидели на лавочках около Площади Франции
и отправились в сторону Матенадаран- института и музея армянских древних рукописей
Начало армянской письменности было положено в V веке Месропом Маштоцем.
Музей конечно уникальный, есть очень много интересных рукописей , экспонатов, рассказывающих об различных этапах армянской письменности.
Все объять просто невозможно, в здании несколько огромных залов, поэтому, естественно, взяли экскурсовода.
Посмотрев, усвоив материал, заправившись водичкой из фонтанчиков,
До 1962 года вместо женщины с мечом на пьедестале стоял, как водится, И.В. Сталин. В основании памятника находится Военный музей министерства обороны республики Армения.
Посмотрев памятник , отправились в сторону Каскада –основной архитектурной доминанты города.
Каскад - это большая лестница с 572 ступеньками, чередующимися с площадками для отдыха и размещенными на них скульптурами и фонтанами.
По пути присоединился попрошайка, но вскоре отстал- не хватило «дыхалки». Поднявшись наверх, я
обнаружил, что верхняя часть лестницы не доделана, сделан временный проход.
Кругом торчит арматура и опалубка , установлены краны, но работа стоит.

Мда, это не Москва, где такой фронт работ был бы моментально «освоен» некоторыми управленцами…
Говорят, что Каскад строится в том числе на средства армянской диаспоры.
У подножья Каскада расположено много современных арт-объектов.

Вот некоторые из них:
Вернувшись на метро к своей брошенной машине, прикупив фруктов, (тем временем температура воздуха почти достигла критической отметки в 39 градусов),
мы отправились посмотреть последнюю достопримечательность на сегодня- комплекс "Цицернакаберд". Комплекс построен в память жертвам геноцида армян турками 1915 года
На вершине расположена огромная территория
в конце которой вечный огонь,
аллея елей,высаженных известными лицами разных стран.
Сверху открывается интересный вид на город и гору Арарат и на противоположную окраину города.
Но нам не повезло, и из-за высокой температуры воздуха Арарат была все время в мареве и дымке. В музей, расположенный в комплексе, уже не попали, т.к. было поздно.
На сегодня все. Поехали в гостиницу, но все же сделали некоторые выводы и сравнения по впечатлениям одного дня.
В прошлом году, как я уже писал, мы были в Тбилиси. Исключительно мое мнение: если сравнивать столицы Грузии и Армении, то Тбилиси, безусловно, является более friendly-городом, по отношению к туристу. Он более яркий, более запоминающийся с первого взгляда и фотогеничный, нежели Ереван. Во многом это произошло благодаря стараниям экс-президента Грузии М. Саакашвили, развивающим туризм. Кроме того, за счет некоторых построенных объектов (стеклянный Мост Мира, Президентский дворец , и особенно комплекс в виде изогнутых труб в парке Рике-театра музыки и драмы) и отличных видов с крепости Нарикала на центр, город просто оживает красками. Но все эти объекты, как мне кажется, для туристов, нежели для горожан. Это как парк «Зарядье» в Москве - отличные фотокарточки с новыми, ранее недоступными видами Кремля для приезжих.
Ереван же город более тяжелый, монументальный для восприятия, база архитектуры тут заложена еще в советское время, это, так сказать, город для более «зрелого» туриста.
Но все же первое место по красоте, красочности в моем восприятии, из посещенных мною на сегодняшний день столиц СНГ, занял Киев.
Перекусив в гостинице, пошли спать.
13.09.17 Ереван-Гегард, Гарни, Покр Веди.
В этот день решили поехать посмотреть окрестности.
Первой точкой был монастырь в с. Гегард, который находился совсем недалеко от Еревана.
Мы выехали на М4, затем на М15 и спустя 50 минут были на месте. Поставили машину на стоянку, и пошли смотреть.
Монастырь Гегардаванк расположен в вырубленной скале. На территории монастыря несколько церквей, в том числе пещерная пострадавшая от землетрясения церковь.
На входе в монастырь лежит камень, сорвавшийся с горы в 1975 году.
При падении камня никто не пострадал, его решили не убирать и окружили брусчаткой- оставили как память.
Монастырь очень интересный и очень живописный.
Посмотрели внутри
и снаружи
.
Следующая остановка была через 6 километров от Гегарда- в н.п Гарни.
Там расположен храм Гарни.
Храм был восстановлен в 1976 г, оригинальным остался только фундамент.
Расположен он в очень живописном месте на краю ущелья. С края пропасти открываются отличные виды.

Осмотрев храм, поняли, что времени осталось еще очень много- было всего 11-55 и мы решили заехать опережая график в Хор Вирап - монастырь 642 года, находящийся прямо на границе с Турцией.
Решили срезать путь по дороге, обозначенной в гугле как М15. До поворота на эту дорогу покрытие было весьма сносное. А потом началась потрескавшаяся дорога, проходящая рядом с окраиной города. Ехали по каким-то задворкам, по правую сторону открылись вот такие пейзажи:
Настоящая свалка с кучей мусора.
Уперлись в какую-то грунтовку, развернулись в сторону Еревана, и через район Эребуни выехали на трассу Н8, по ней через несколько дней нам предстояло ехать в Горис.
Быстро долетели до населенного пункта Покр Веди и доползли до стоянки у монастыря.
Монастырь известен своим местоположением у подножья библейской горы Арарат, на которой, согласно преданию, оказался Ной на ковчеге после Всемирного потопа. Название монастыря переводится как «глубокая темница».
Действительно, темница на его территории есть.
Монастырь расположен над подземной тюрьмой, в которой, по преданию, армянский царь Трдат III содержал в заточении в течение около 15 лет св. Григория Просветителя до того, как был обращён им в христианство, согласно традиционной дате, около 301 года. Вся Армения была обращена в христианство в 301 году, став таким образом первой страной, принявшей христианство в качестве государственной религии. Монастырь служил духовным центром Армянской Апостольской церкви, где находилась резиденция Католикоса всех армян. Холм Хор Вирап расположен на месте древней столицы Армении Арташат, построенной около 180 года до н. э. царём Арташесом I, основателем династии Арташесидов. Первоначально в 642 году Нерсесом III Строителем была построена часовня над подземельем, где был заточен Григорий Просветитель. Она неоднократно перестраивалась. Вход в подземную тюрьму, сохранившуюся до наших дней, расположен в часовне св. Григория, построенной в 1661 году. Глубина подземной тюрьмы от 3 до 6 метров.На территории монастыря, в его центральной части также находится большая церковь Сурб Аствацацин (Пресвятой Богородицы), построенная в середине XVII века. В то же время были построены кельи монахов и сам монастырь. Теперь это одно из самых известных мест паломничества армян со всего мира. В церкви проводится регулярное богослужение.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Хор_Вирап
Cхолма, на котором стоит монастырь, открывается отличный вид на гору Арарат.
Но все эти дни он был в дымке, поэтому вид был не очень. Но я, тем не менее, попытался сфотографировать "зумом" вершину, на которой виден снег.
После осмотра поехали в обратный путь, по дороге заправившись на АЗС CPS. Стоимость составила 13000 AMD, литр АИ-95 стоил 400 AMD, т.е в пересчете на рубли примерно 47,9 рублей.
При этом качество бензина уступает российскому. Проехав через город, благополучно финишировали в гостинице.
14.09.17. Ереван- Аруч, Звартноц, Вагаршапат, Анипемзе.
С самого утра отправились в н/п Аруч, осмотреть караван-сарай. Прибыли. Особого впечатления он не произвел - развалины, одиноко стоящие прямо на трассе.
Проехали дальше в село , завернули к церкви Св. Георгия 7 века.
Церковь полуразрушена,
рядом с ней тоже много древних хачкаров.
После решили отправиться в Звартноц. Пришлось вернуться на трассу и поехать назад по направлению к Еревану. Немного покрутившись по деревням, выходим на трассу и паркуемся на стоянке рядом с храмом Звартноц (ЮНЕСКО).
храм был разрушен землетрясением 10 века. Он частично восстановлен, а неподалеку представлены его отдельные части, которые нашли при раскопках. Рядом с храмом находится небольшой музей.
Экспозиция показывает, каким был храм изначально
Также представлены планы, схемы и пр.
Осмотрев храм, поехали в Вагаршапат, чтобы развернуться на запад. Решили проехать не по основной трассе, а по второстепенной дороге H13. Ехали долго вдоль трубопровода с холодной водой, который был , мягко говоря, не очень герметичен.
Через каждые 100 метров из соединений колен буквально хлестала вода.

Температура воздуха была опять под 39 градусов, а на солнце вообще за 40. Я даже остановился, чтобы умыться в фонтанах этой живительной прохлады. Лепота! Вообще поражает беспечность армян- в Африке люди без воды помирают, а тут… Да что тут Африка, в Москве у многих стоят счетчики, и люди жмут лишний куб воды, чтобы подмытьсяJ
В Вагаршапате заехали посмотреть церковь св. Гаяне.
На территории также много древних хачкаров,
и разбит красивый сад.
Последним пунктом нашей программы было село Анипемза, расположенное в Ширакской области Армении – у самой турецкой границы. Ехать до него 82 км в одну сторону, уже вечерело, и мы решили поднажать.
Поехали. Дорога, идущая через города Армавир и Арагацаван, оказалась неплохого качества. Причем чем дальше от городов - тем лучше.

По пути мы видели полуразрушенные промышленные предприятия.
Промышленность в Армении находится явно при смерти. Помнится, мы как –то грузили недалеко от Арагацавана грузовые машины перлитом на Владикавказ. Перлит-горная порода вулканического происхождения, распространенная в этих краях и нашедшая широкое применение в строительстве, жкх, газовой и пищевой промышленности. Все же добывающая промышленность тут существует.
Почти подъехав к селу, сворачиваем на разбитую дорогу.
тут совсем глухие места, еще видна советская символика на указателях.
Едем не спеша вдоль границы
и прибываем к месту назначения. Нас интересовала базилика.
Базилика предложена для включения в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. По сути это развалины, но учитывая уединенную атмосферу места, удаленность, она произвела хорошее впечатление.
Как видно, солнце уже садилось, и мы поспешили вернуться на основную трассу. По пути встречаются отдельно стоящие дома.
Бывая в таких местах, мне всегда становится интересно, как тут живут люди. В такой глуши…
По пути в Ереван попадаются интересные моменты. Вот так например тут перевозят виноград- просто навалом.
Уже в темноте въезжаем в Ереван, и без проблем проезжаем через весь город к гостинице, закупив продуктов, фруктов и овощей.
Без проблем - в плане дорожного движения: никакого дерганья, бибиканья, подрезания и прочих маневров, характерных для движения по улицам Тбилиси. Тут едешь совершенно спокойно, как бы ехал в Москве. Может чуть-чуть более напряженно, учитывая, что улицы незнакомые.
15.09.17 Ереван.
Этот день был посвящен посещению музеев и пополнению запасов провизии в дорогу.
Выехали пораньше в сторону центра и бросили машину на ул. Давида Сасунци
Памятник Давиду Сасунскому:
Доехав до центра, вышли на площади Республики.
Жена с ребенком пошли гулять в сквер, а я направился в музей истории Армении.
Взял экскурсию. В музее огромная экспозиция, рассказывающая об истории Армении с древних времен до наших дней. Представлены многие исторические экспонаты. Фотографирование в музее запрещено, поэтому «кина не будет, электричество кончилось». Впитав информацию ,хотя ее было очень много, спустя час я вышел на улицу и присоединился к жене. Хотели поменять деньги в банке ВТБ, но очередь была просто огромной. Сели в метро и поехали к машине. На обратном пути заехали в крепость Эребуни.
Эребуни- это остатки древнего урартского города-крепости (782 год до н. э.), считающейся местом, откуда пошел Ереван. Крепость обнаружена во время раскопок на горе Арин-Берд в 50-х годах 20века. Затем, к 2750-летию крепости в 1968 году был открыт музей, где экспонируются находки, сделанные во время раскопок.
Сама крепость показалась не очень интересной, а вот виды на город впечатлили.
Место очень малолюдное
Может дело в отдаленности от центра, может быть виновата жара под 38 градусов, которая накрыла город, но народу почти не было.
По словам местных хороший бензин на заправках Flashи СPS, хотя особо педантичные водители рекомендовали, по возможности, выходить вообще на грузинском бензине. В их словах была доля правды, бензин в Армении действительно довольно "дрянной".
Продолжение следует...
Можно разместить этот отчет в социальных сетях. Таким образом Вы помогаете популяризации сайта.