Откуда: Москва Когда: 09/2017
По маршруту: Кропоткин, Тбилиси, Ереван, Гарни, Гегард, Аруч, Вагаршапат, Анипемза, Арени, Ехегнадзор, Горис, Татев, Мегри, Дилижан, Степанцминда (Часть 2)
Рейтинг отчета:
Автор: Участник форума: Maratosa
Часть 2.
16.09.17 Ереван- Арени, Джермук, Зорац Карер, Воротнаванк, Горис. (323 км)
Позавтракав утром, душевно попрощались с управляющим Оганесом, загрузив вещи в машину, выехали из гостиницы. Наш путь на сегодняшний день лежал в г. Горис Сюникской области, расположенный недалеко от границы НКР.
Выехав за город, поменяли рубли на валюту, и поехали в сторону г. Арени. Это была первая наша остановка в пути. Там расположена известная армянская винодельня. Поскольку дегустация была невозможна(я за рулем), а время поджимало, мы прикупили бутылки вина разных видов. Забегая вперед скажу, что попробовав красное полусухое и полусладкое уже дома, мы поняли, что оно конечно сильно уступает грузинской Хванчкаре и Киндзмараули. Увы…Армянского чуда не произошло, и нужно признать что грузины - настоящие мастера своего дела в области виноделия. Тут был, что называется, «слив в сухую».
На монастырь Нораванк посмотрели издалека, к нему вела грунтовка, а сам он стоял высоко на фоне скалы в ущелье.
«Время не ждет», пришлось его взять зумом для «галочки». Жаль.
Едем дальше, и по плану запланирован заезд в г.Джермук, где расположен санаторий с одноименной минеральной водой, которая течет из труб в галереях. После Ехегнадзора сворачиваем по указателю и начинаем подниматься вверх по дороге.
И тут впервые(!) за всю поездку начинается дождь.
Неспешно въезжаем в город, паркуемся у санатория, спросив у местных дорогу, я иду к галереям с минеральными источниками.
Вода на вкус жуткая. Но наверно жутко полезная.
Трубы все покрыты железом.Выпив бутылочку, я иду к машине. Жена пить не стала, сказав, что вода «мерзкая».
Рядом с санаторием огромный сосновый бор, воздух настолько чистый , что кружится голова.
Вообще я думал, что место будет похоже на Боржоми, но это оказалось не так - сам город очень тихий, спокойный. Боржоми же напомнил многолюдные курортные города краснодарского края.
Но вода в Боржоми очень понравилась, в отличии от этой.
Сели в машину и поехали в сторону основной трассы.
По пути попадаются интересные виды - местность все-же гористая.
Возвращаемся на трассу
едем по плато, виды становятся интереснее
местность гористее
движемся в сторону следующего пункта остановки- Зорац Карер (Армянский Стоунхендж).
Зорац-Карер (арм. ԶորացՔարեր — камни воинов, каменное войско) или Караундж. (арм. Քարահունջ — поющие камни) — древний мегалитический комплекс, расположенный на горном плато на высоте 1770 метров над уровнем моря, в Сюникской области Армении, в трёх км к северу от города Сисиан
Комплекс состоит из множества больших стоячих камней, часть из которых имеет круглые отверстия в своей верхней части. Историко-культурный заповедник (с 2009). Комплекс находился рядом с поселением бронзового века, к которому и относился. Он явно имел не единственную функцию, которые проявлялись одновременно, или в разные периоды существования. Возможно, самое древнее назначение, которое определяет общую конфигурацию сооружения — загон для скота.[5] Отверстия в верхней части камней предназначены для протаскивания в них верёвок или ремней, на которые можно было вешать загородки в виде сеток, матов, шкур.
Несомненна и погребальная функция, так как имеется каменный ящик в кургане, а под менгиром обнаружено захоронение.
Предпринимались усилия для доказательства, что комплекс является древней обсерваторией. Семнадцать камней были связаны с наблюдениями восхода и захода Солнца в дни солнцестояния и равноденствия, а также с 14 фазами Луны. Но данные попытки являются неубедительными, хотя бы из-за того, что отверстия относительно хорошо сохранились для доисторического времени. А кроме того, они не сужают поле зрения наблюдателя в достаточной степени.
Источник:https://ru.wikipedia.org/wiki/Зорац-Карер
Лично мне показалась очень правдоподобной последняя версия.
Про сам комплекс могу сказать одно- он очень понравился за счет красивых видов горного плато.
Посмотрев его, отправились к последней достопримечательности сегодняшнего дня - монастырю - Воротнаванк около с. Вагатин.
Монастырь расположен на горе, к нему идет дорога через г. Сисиан.
Когда ехали в монастырь, в городе шла репетиция марш-броска военнослужащих, и центральная улица была перекрыта. Пришлось объезжать по дворам, при этом чуть не свалились в дренажную канаву-арык.
Сам монастырь оказался очень фотогеничным, красивым.
Потрясающие виды на горы рядом:
Совершенно пустынный, но при этом на территории и внутри нет никакого мусора, грязи т.п. У нас, я думаю, все было бы иначе...
Около монастыря опять много древних хачкаров.
Солнце уже садилось, время было почти 17-00, и мы поспешили вернуться на трассу, чтобы достичь г. Горис, где у нас был забронирован номер в гостинице Zanger. Гугл проложил дорогу к трассе через какую-то грунтовку, но мы не стали рисковать и поехали тем путем, как приехали к монастырю.
Проехали через Сисиан, застав закат, выехали на трассу в сумерках.
Покрытие на дороге было не очень хорошее, и мы ехали не торопясь. Уже в глубоких сумерках въехали в город, а в темноте начали искать гостиницу. При этом Гугл прокладывал путь через пешеходный мост.
Случайно заехали в другую гостиницу, спросили, как проехать в Зангер, местные объяснили. Оббегав всю улицу, с трудом обнаружили вывеску отеля, на которой было всего две буквы- HZ... Действительно, "ХЗ" где найти... Поговорив с хозяином, заселились. Кроме нас в отеле постояльцев не было. Номер был недорогой, обычный. Впрочем, и цена не высока. Загнав машину во внутренний двор, перекусив, мы легли спасть.
17.09.17 Крылья Татева, Хндзореск.
Проснувшись пораньше, сходив на завтрак, мы выдвинулись в сторону Татева. Выехали из Гориса, и помня о плохой дороге на подъезде к нему, медленно добрались до дороги идущей к точке высадки.
Добраться до монастыря предполагалось по канатной дороге "Крылья Татева".
Во время движения на 3-х языках рассказывают об объектах, над которыми проезжает кабинка. Стоимость проезда в оба конца составляет 5000 Армянских драм.
Мы оставили машину на стоянке, и пошли покупать билеты. Вагончики, заполненные народом, ходят через определенные интервалы времени. Вид с площадки у точки посадки интересен.
Что можно сказать об этом объекте? Туристический , очень раскрученный. Приезжает очень много туристов из разных стран. Но,честно говоря, ожидания были несколько иные. Мне представлялось, что монастырь будет где-то очень высоко в горах, на подобии церкви Гергети в Степанцминде в Грузии. Тут же вагончик канатной дороги движется фактически не в диагональной, а в горизонтальной плоскости, пролетая над ущельем.
Эффект высокогорья не состоялся.
Но в целом неплохо. Особенно заслуживает похвалы идеальное состояние дороги и кабинок.
Все свежее, в отличии , например, от канатной дороги в грузинском Боржоми, где вагончики явно не меняли со времен СССР. Тут же даже билеты можно заказать через Интернет.
Поднявшись к монастырю, осмотрелся.

Открылись отличные виды с края площадки.
маслодавильня
и качающийся столб с шарнирным соединением.
По колебаниям этого столба настоятели могли узнавать о надвигающемся землетрясении, или, например, о приближении конницы врага.
Посмотрев монастырь, сели в вагончик канатки и поехали назад. Вернулись к машине.
По пути смотрим по сторонам.
Скот так же гуляет по дорогам как в Грузии, нужно быть внимательным.
Въехали в Горис.
Следующий пункт программы на сегодняшний день был пещерный город Хндзореск. В старину село называлось Хор Дзор (арм. Խոր Ձոր, Глубокая Пропасть), или Хордзореск, потому как оно находилось в глубоком ущелье. Видоизменившись со временем, это название превратилось в Хндзореск.
К пещерному городу идет грунтовая дорога, отсыпанная гравием
Не спеша проползли, поставили машину на стоянку рядом, и пошли смотреть
Спустились по лестнице к подвесному мосту протяженностью 163 метра, расположенному над ущельем.
Тут ребенок еще в шапке, на обратном пути ее сдуло ветром в каньон..
Перешли на другую сторону каньона к пещерам.
Неподалеку расположена церковь
и хозяйственные постройки.
Лично мне пещерный город очень напомнил Вардзию в Грузии, "смешанную" с грузинским каньоном Окаце. Хотя в последнем месте высота над ущельем больше. Все равно, Хндзореск - очень интересное место. Особенно стоит пройтись по подвесному мосту, при движении по которому захватывает дух.
После осмотра мы вернулись в город,
Перекусив в гостинице, пошли погулять и посмотреть город Горис.
Пройдя по улицам, обратили внимание на старые дома. Такое впечатление, что каждый владелец сам закатывает асфальт на тротуаре перед своим домом.
На улицах все-же присутствует некая запущенность- трава в канале не выкошена,
на улицах мусор,
открытые люки.
Дома иногда стоят так, что нарушены все возможные противопожарные интервалы.
Но есть и радостные моменты: на улицах гуляют дети, никто не боится их отпускать одних на улицу, взрослые играют в домино, все тихо спокойно.
Солнце начало садиться, и мы пошли в гостиницу, решили лечь пораньше, т.к. завтра предстоял долгий путь.
18.09. Горис-Капан-Мегри.
Идея поездки в этот город родилась, после просмотра отчетов о поездках в Нагорный Карабах. Хотя он не имеет к Мегри никакого отношения, некоторые люди рассматривали поездку в самую южную область Армении как альтернативный вариант поездки в Степанакерт. До НКР было совсем близко, мы видели много отчетов других туристов с описаниями красивых ландшафтов и памятников, их в НКР много. Плюс, конечно, был элемент политической экзотики. Это был более стандартный вариант. Но мы пошли другим путем.
Это путь по своей сути был 300-километровый пробег (в оба конца) по горным дорогам до южной части Армении - глухого города Мегри, расположенного почти на границе с Ираном. Про Мегри информации было маловато, было не известно, имеются ли там какие-либо достопримечательности. В гостинице так вообще сказали, что там смотреть нечего. По мне, Мегри все же имел два плюса:
1) Он практически граничил с Ираном;
2) Он находился « где Макар телят не пас».
Легких путей мы не ищем, и выбрали именно его.
Немного географии.
До Капана из Гориса ведет дорога, проложенная вдоль границы НКР. Из Капана- крупного города в этой области Армении, в Мегри можно попасть двумя путями. Первый путь - по старой трассе М2, через Каджаран, через перевал Мегри (2500 метров). Эта трасса основная и ходовая, в том числе у водителей иранских бензовозов, коих тут большое количество. С целью разгрузить трассу, было принято решение восточнее проложить дорогу через менее высокий Гомаранский перевал (2200 метров). Трасса по плану проходила через Шикахогский заповедник. Но в итоге трассу провели несколько западнее. Однако, новая трасса М17 с отличным асфальтом, минимум населенных пунктов и отличными видами того же Шикахогского заповедника сейчас фактически пустует. Дальнобойщиков не устроила сильная извилистость трассы. По какой трассе ехать после Капана, решили определиться на месте по ходу дела.
Итак, рано утром, позавтракав и сдав номер в Горисе, мы двинулись в путь.
До города Капан дорога идет фактически вдоль границы НКР.
С перевалов открываются интересные виды,
дорога очень извилистая, покрытие –как стиральная доска, сильная волнистость и колейность. Вещи буквально летают по салону, машину всю трясет, кажется что вот-вот отпадут колеса.
Доехав до Капана примерно за 3 часа, «насладившись» убитой дорогой всласть, решено было выезжать на новую трассу- М17.
После поворота трасса становится идеальной- отбойники, покрытие- просто «зеркало».Ни единой трещинки и ухаба. Но дорога очень перегружена крутыми поворотами. Аналог в РФ – дорога на участке Туапсе-Сочи, но на ней меньше перевалов, она более «плоская». Из всех дорог, по которым я проезжал- это пока самая вертлявая и крутая.
После такой езды примерно в 10-50 добираемся до села Цав и встаем на передышку.
После въезда в Шикахогский заповедник
Трафик по-прежнему нулевой. За все 80 км нам встретились 2 встречные машины.
В районе села Шванидзор дорога начинает идти на спуск,
и после многочисленных поворотов
мы вкатываемся в долину реки Аракс
и начинаем движение вдоль иранской границы.
Горы тут выглядят уже по другому по сравнению с северным Закавказьем. Натуральные иранские горы, какими я их видел по телевизору. Каменистые с практически полным отсутствием растительности.
Телефон сообщает: «Вы уже в Иране!»...Наивный...
Едем по совершенно пустынной дороге вдоль границы, вокруг стоят вышки с пограничниками. Жара тут уже реально за 40 градусов.
С противоположной стороны Аракса идет дорога вдоль границы. По ней, с Иранской стороны, видно довольно оживленное движение белых машин. Почему-то почти все машины в Иране - белые. В советское время по армянской стороне вдоль шоссе шла железная дорога. Сейчас она демонтирована.
Похоже навсегда. Эта дорога шла вдоль Аракса из Азербайджана. Раньше по ней ходили составы в Нахичевань, теперь же она пересекает линию уже недружественных государств. Тут совсем дикие места, стоит заброшенная железнодорожная станция Мегри, пути разобраны, вокруг желто-рыжие скалы и какие-то постройки еще с советской символикой.
Если ехать дальше по дороге, то можно прибыть на границу с Нахичеванью. Все армянские памятники там уничтожены. В довершении всего азербайджанцами было уничтожено известное кладбище хачкаров в Джульфе. Это кладбище было еще больше, чем в Норатусе и в нем было много уникальных старинных надгробий. В 2005 году находившиеся там надгробия-хачкары были разбиты людьми в военной форме с помощью тяжёлой строительной техники, а обломки памятников погружены в грузовики и сброшены в реку Аракс. В 2010 году сообщения очевидцев о разрушении кладбища были подтверждены Американской ассоциацией содействия развитию науки на основе анализа спутниковых снимков региона. Такие дела…
Мы же свернули на север и прибыли в город Мегри.
Потолкавшись по тесным улицам, выехали на дорогу М2, делящую город на 2 части и подъехали к гостинице «Мегри», где у нас был забронирован номер. Гостиница, похоже, была переделана из советской больницы. Номера явно для непритязательных путников. Но наш номер стоил всего 11000 AMD, поэтому было грех жаловаться. Скинув вещи, пошли изучать город.
Мегри состоит из двух частей: Мец Тах и Покр Тах (большой и малый кварталы). Кварталы расположены на разных сторонах ущелья напротив друг друга. Между ними – дорога, долина Мегри.
Сначала мы думали, как пройти к церкви Сурб Ованес в квартале Мец Тах.
Поплутав по улочкам, начали спрашивать дорогу. Здесь уже интереснее - даже старое поколение не все по-русски разговаривает.
По-английски и подавно. Кое-как разобравшись, начали подниматься по узким улочкам вверх. В садах за заборами виднеются заросли граната
и хмеля.
Само название «Мегри» переводится как «медовый». Действительно тут растет очень много интересных вещей
Церковь Сурб Ованес находится рядом с кладбищем монастыря Мегриванк, ее датируют XV-XVII веками, и сейчас она полуразрушена.
Посмотрев церковь, купив воды, перешли на другую сторону дороги и отправились в квартал Покр Тах.
Вид с квартала Покр Тах на противоположный:
Покр Тах строился с XVII века двух и трехэтажными домами с деревянными балконами. В домах есть внутренние дворы. Жилые дома стоят не отдельно, а как одно целое - этакий конгломерат, переплетенный сетью узки переулков, довольно запутанных.
Очень интересная типовая застройка:
Попадаются интересные странности. Зачем кирпич на крыше? Чтобы упасть на голову? Гвозди уже изобрели вроде..
Над кварталом видна церковь Сурб Саргис. Вот она нам и нужна.

поднимаемся к церкви, заходим внутрь. Эта церковь самая интересная из увиденного мной в южной Армении. С виду это самая обычная церковь XVII века – простая базилика с двумя парами пилонов.
Стены сделаны из базальта, а колокольня - из кирпича. Но самое интересное ждало внутри. Это роспись!
Первое впечатление от росписи - это же как буд-то персидские ковры!
Все своды и большинство стен декорированы цветным орнаментом, вокруг больших украшенных крестов.
Мы не очень разбираемся в церковной тематике, но нам показалось, что тут есть какая-то связь с персидским искусством. Возможно это не так.
Жалко ,что интерьеры были частично закрыты строительными лесами, т.к. церковь восстанавливается. Но все же кое-что увидеть удалось.Уже смеркалось, и мы начали спускаться в сторону гостиницы по узким проулкам. Поели, и стали готовиться ко сну. Удивительное дело - мы находились в самой южной точке нашего путешествия, вокруг угрюмыми очертаниями возвышались таинственные иранские хребты, за окном звучали цикады. До дома больше 2700 км. Не очень много, но тут уже какая-то другая "галактика". Недалеко стояли пограничные вышки. Иран был совсем близко, но в то же время так далеко… Погрузившись в эти мысли в последствии я "провалился" в сон…
19.09.17 Мегри-Дилижан.
В этот день предстоял достаточно напряженный перегон, поэтому мы проснулись рано- в 5 часов утра по московскому времени, быстро загрузили все вещи в машину и отправились в обратный путь. Возвращаться решили по той же дороге, что и прибыли в Мегри- через Шванидзор, Цав.
Через Каджаран ехать не хотелось, т.к. после изучения информации в интернете сложилось ощущение, что эта дорога на Капан не очень хорошая. Конечно, ехать обратно по той же дороге, по которой приехали «не спортивно», но больно она была хороша. И вот в 6-08 мы выехали, и начали движение вдоль иранской границы.

Дорога совсем пустынна, пограничники, наверное, были слегка удивлены, видя машину на московских номерах, бесцельно катящуюся вдоль линии границы по совершенно пустынной дороге. На самом деле, этот пограничный иранский забор оставил сильное ощущение незавершенности. Казалось бы Иран был близко, но в тоже время так далеко… Ведь, как известно, чтобы въехать в Иран на своем авто, нужно оформить CPD, (Carnet de Passage/Carnet de Passages en Douane) - таможенный документ на автомобиль при временном ввозе, унифицированное обязательство обратного вывоза. В России их выдает Российская автомобильная Федерация, под дорогое гарантийное обеспечение вывоза автомобиля. Оно почти равно рыночной стоимости транспортного средства. Как знать, может когда-нибудь, сподобимся, а пока едем дальше. Проехав заброшенные постройки- ж/д вокзал Мегри, остатки погранзаставы, начинаем подниматься в гору на перевал Шикахогского заповедника. Лысые скалы начинают постепенно «зеленеть» с набором высоты. Светает.
Учитывая дорогу прошлого дня ребенка перед выездом не стали кормить, чтобы не укачало. На одном дыхании доезжаем до развязки перед Капаном.
Жаль. Хорошей, идеальной горной дороге приходит конец, в самой низине виден г. Капан, и мы въезжаем на убитую дорогу Капан-Горис, идущую вдоль границы Нагорного Карабаха. Как мы заметили, когда ехали в Мегри, дорога в обратном направлении в гораздо более плохом состоянии.

Волнистый асфальт очень сильно достает, кажется, что колеса отпадут совсем.
Появляются ямы, длинные волны, колеи, накатанные тяжелыми иранскими бензовозами, заправленными под завязку топливом (Обратно они уже идут пустые). Номера на иранских грузовиках, если не смотреть на дублирующие таблички, похожи на «абракадабру».
В некоторых местах дорога «заезжает» на территорию Нагорного Карабаха, т.е. Азербайджана по мнению googlemaps.
Примерно в 8-40 останавливаемся на подступах к Горису, и в 9-00 въезжаем в город, Позади около 170 км, пройденных почти за 4 часа. Меняем рубли на драмы в банке, заправляемся бензином до полного бака на CPS, едем в супермаркет за перекусом. Передохнув, выдвигаемся в сторону Ехегнадзора, затем долго едем по разбитой иранскими фурами дороге по высокогорному плато.
Встречаются иранские контейнеровозы
Хотя после дороги от Гориса до Капана эта кажется просто идеальной. После Ехегнадзора сворачиваем на дорогу к Севану через Селимский перевал.
тормозим
Наверху еще один караван-сарай.
Спуск с Селимского перевала пологий, в отличии от подъема. Вскоре слева от дороги появляется высокая гора со срезанной вершиной.
Это потухший вулкан Армаган.
Грузовики порой загружены весьма опасно:
Начинает виднеться береговая линия озера Севан. Удивляет отсутствие какой-либо застройки рядом с берегом. У нас бы уже все было забито коттеджами и обнесено шлагбаумами. Тут же все чисто. Температура воздуха начинает снижаться, останавливаюсь, спускаюсь к воде, трогаю - холодная…
Следующий пункт нашей остановки был в с. Норатус . Тут нас интересовало древнее кладбище.
В селе Норатус находится самое большое на территории современной Армении кладбище хачкаров. После уничтожения правительством Азербайджана кладбища хачкаров в Джуге, кладбище хачкаров в Норатусе является также и самым крупным в мире. Характерной особенностью большинства хачкаров является крест с солнечным диском под ним. Остальная часть камня украшена изображениями листьев, гроздьев винограда, гранатов или абстрактными узорами. Большинство хачкаров на кладбище Норадуз датировано XIII—XVII-м веками, самый древний же восходит к V-му веку
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Норатус
Памятников огромное количество.

Просто глаза разбегаются.
до более свежих.
Посмотрев, поехали дальше.
Следующая остановка – монастырь Айраванк,
расположенный на берегу Севана в очень живописном месте.
Первая постройка на этом месте появилась в IX веке, что очень странно. Сейчас это храм, гавит и часовня, соединенные между собой. Храм интересен как пример немногочисленной армянской архитектуры IX века.
Через дилижанский тоннель
попадаем на перевал, по которому мы «карабкались» в первый день нашей поездки по Армении. Дорога идет на спуск, и спустя некоторое время мы оказываемся на подъезде к Дилижану. Около 18 часов вечера мы, успев до темноты, паркуемся на стоянке Diligence Hotel, где у нас забронирован номер. Отель, похоже, был переделан из советского санатория и показался весьма неплохим.
Заказали запечённой форели в ресторане, поели, и пораньше легли спать. День выдался сложным – нам пришлось проехать фактически всю Армению с юга на север по горным дорогам. Пробег за день составил около 450 км.
20.09.Дилижан –Тбилиси- Степанцминда (482 км)
Итак, мы неминуемо движемся в сторону дома. Наш «корабль» лег на обратный курс.
Встав в 7 часов, поели, и выдвинулись в сторону границы. До нее совсем малое расстояние-порядка 120 километров. Спустя пару часов мы были на МАПП Баграташен/Садахло. Обратный проход занял не более 15 минут в обе стороны. Очереди не было совсем.
И вот мы в Грузии.
Все прекрасно, но дорожное движение вновь приобретает формы, я не побоюсь этого не литературного слова, «расп…дяйства».
Летящие в населенке хорошо за 100км/ч древние мерседесы, непропускание пешеходов, обгон через сплошную линию разметки в слепых поворотах и т.п. От нечего делать решил сделать фото, чтобы не быть голословным.
Заправляемся на АЗC Socar на 30 лари, въезжаем в Тбилиси.
Трафик тут еще более хаотичный. Натуральное «броуновское движение». При движении по этому городу в будни в час пик невольно чувствуешь себя героем финальной сцены погони кинофильма «Угнать за 60 секунд» с Николасом Кейджем. Спина по завершении проезда через город совершенно мокрая, и это не из-за жары. Знакомые туристы-профессионалы, объездившие более чем 100 стран и побывавшие во многих столицах мира, подтвердили по приезду, что Тбилиси- один из тяжелых в плане движения городов мира.
В завершении выезжаем на тбилисскую объездную.
Попадаются куски щебеночного грейдера,
но судя по скоплению дорожной техники, это скоро исправят
Проходим мцхетинскую развязку, выезжаем на батумскую магистраль
все летят со сверхзвуковой скоростью. Затем сворачиваем на Военно-Грузинскую дорогу в сторону Степанцминды. На ней очень много ремонтов в этом году.
Видно, что дорога была повреждена сходом селей.
Ну и заодно продолжаем фоторепортаж из серии «классика грузинского вождения»:
Как Вам такой обгон? Приятно когда в лоб на горной дороге в повороте летит негабаритный трал?
Привыкайте! Как сказал офицер полиции в американском фильме «Смоуки и Бандит»:
«Здесь Джорджия, сынок!»
Западло на мощном внедорожнике плестись за колонной малолитражек? Сплошная? Без проблем!
Слепой поворот, сплошная? «Это для туристов! (с) не тащиться же 60 км/ч за грузовиком”
И так далее, до бесконечности.
В 15-30 в районе с. Пасанаури останавливаемся посмотреть место, которое проскочили в прошлом году- точку слияния рек Черной и Белой Арагви.

Должен сказать , что фото в интернете с выкрученным «в плюс» контрастом в Photoshop более зрелищны, чем реальная картина, поэтому посмотрев продолжаем движение в сторону Крестового перевала.
Ну а я тоже “подкрутил” краски. Как все.
Преодолев перевал, подъезжаем к Степанцминде. Меняем 5000 рублей на 185 лари и заселяемся в отель Easy, где у нас забронирован номер. Отель действительно оказался «Вери изи» в плане расположения – прямо на центральной дороге, но очень тихий, т.к. стоит на островке двух «потоков».

Номер стоил аж целых 150 лари. Решили напоследок взять лучше. Хорошая сумма, на мой взгляд, но это оказался один из лучших номеров поездки. Вот такие интерьеры:
Уже стемнело, и мы пошли подкрепиться в ресторан “Khevi”, он расположен прямо вдоль центральной дороги. Отличные, большие порции, очень качественные блюда. Ужин на троих, включая 2 шашлыка, 2 салата, суп , закуски, традиционный вкусный лимонд «Kazbegi» обошелся в 60 лари.
Сытые и довольные, полюбовавшись в сумерках видами на Казбек
и церковь Гергети отправились в номер.
21.09.17 Степанцминда-Кропоткин (512 км)
Проснулся пораньше, пошел в туалет и увидел из окна «в сортире»(с) вот это:
Забыл, зачем шел в туалет, взял фотоаппарат, открыл окно и сделал еще пару кадров.
Потом пошли перекусить в ресторан “Khevi”. Взяли хачипури. Поев, собрали вещи и выдвинулись на границу.
Очереди на грузинской стороне не было, прошли очень быстро.
Проехав нейтральную территорию, уперлись в небольшой хвостик на нашей стороне.
Машины российская таможня проверяла более тщательно, но за счет количества «ручьев» процесс занял относительно немного времени. Досмотровые ограничились поверхностным осмотром багажа, штампы проставлены, и мы снова в России.
Двинулись в сторону Владикавказа, прикупив продуктов в Магните, заправились до полного бака на Лукойле.

Наш путь лежал в гостиницу «Лада» в г. Кропоткин, где мы уже останавливались на пути в Армению. Стандартные «контрольные точки» дня - остановка на посту в. С. Малка для проверки документов, осмотра багажника и затор под Пятигорском, который мы объехали через улицы города.
В 18 часов мы финишировали в Кропоткине и заселились в гостиницу.
22.09. Кропоткин-Москва (1300 Км)
Опять длинный "перегон дальнобойщика". Встали в 5 часов утра, бодрые, выспавшиеся, в 6 утра, заправившись на Роснефти рядом с гостиницей, стартовали в сторону дома.
После поста в районе с. Цукерова Балка, прикупили на ярмарке арбуз и яблоки, заехали в большое кафе при АЗС Роснефть, подкрепиться сосисками и супом.
Дальнейшее движение описывать не буду- оно не представляет интереса, т.к. все стандартно.
Контрольные точки:
Остановка в д. Лосево на перекус в 15-05.
Кстати, пробки перед Лосево не было совсем. Еще обнаружил, что вроде бы, строят объездную дорогу в обход с. Лосево и г. Павловск. Если это так, то скоро люди будут ездить в Крым и Краснодарский край без пробок…
17-30 –остановка на Лукойле сразу за Воронежом на дозаправку и кофе.
В 22-58 финишировали у дома (так и должно было произойти в первый день, а не в 3 часа ночи, как получилось из-за пробки)
Результаты на фото.
Расход за всю поездку составил 6,7 л/100км, что радует, т.к. было очень много высоких перевалов и горных извилистых дорог+ работал кондиционер.
Средняя скорость за всю поездку составила 88 км/ч , что на мой взгляд неплохо, учитывая горный рельеф в Армении и Грузии. Выглядит эта цифра немного странно. Возможно просто где-то в России уже был случайно сброшен счетчик средней скорости..Ну ладно.. это не главное.
Всего было пройдено 6109 км от «двери до двери».
Машина ни разу не подвела в дороге, что радует. Единственная, если так можно выразиться, неисправность, устраненная уже по приезду - замена «люфтящей» правой стойки стабилизатора. Но это даже сложно назвать поломкой, учитывая что ее пробег до замены составил 174 тыс.км и был равен общему пробегу машины.
В целом же по поездке можно подытожить:
1. Армения, учитывая расстояние, страна для более «вдумчивого» автотуриста нежели Грузия. Туристическая инфраструктура Армении развита слабее, это даже видно по отсутствию или состоянию табличек, указывающих на достопримечательности. Основные достопримечательности в Армении – церкви, храмы. Но расположены они, в очень красивых, интересных местах.
2. В основном на исторических достопримечательностях, в музеях, да и вообще информация дублируется на русском. В Грузии же- на местном и на английском языках. Мне показалось, что люди в Армении очень доброжелательные, всегда готовы помочь, с радостью общаются. В Грузии тоже в целом гостепреимные люди, однако, мы отметили некоторые неприятные моменты, с которыми можно ознакомиться, прочитав предыдущий отчет. Вообще, как заметил, один человек, если по приезду в гостиницу постояльцу не нравится предложенный номер, грузин покажет на дверь, а армянин обязательно постарается предложить другой. Понятно, что, возможно, это преувеличение, но доля правды в этом высказывании, как мне показалось, действительно есть.
3. Армения более самобытная, она не смотрит в сторону ЕС и США, в отличии от той же Грузии, в которой это видно весьма отчетливо. Это очень радует! Армения более дружественно расположена по отношению к России, это объясняется, я полагаю, еще и историко-географическим положением- маленькая христианская страна среди мусульманских государств. С востока - явные враги -азербайджанцы, с запада- Турция(с которой отношения тоже сложные) , с юга и севера - нейтральные иранцы и грузины. Далекая Россия, как мне показалось, воспринимается как надежный партнер, и к русским отношение очень благожелательное.
4. С промышленностью в Армении дела обстоят плохо (у нас тоже плохо, но не настолько). Как сказал гид в историческом музее в Ереване и местная жительница – «промышленность находится в коме». Пока ездили, действительно видели очень много полуразрушенных предприятий еще советского времени. Видно, что страна более бедная, нежели Грузия.
5. Топливо в стране не очень хорошего качества, вид некоторых заправок, особенно в южных областях, внушает страх. Явно это чувствовалось при движении в горных районах, по жаре в Сюникской области, когда даже начиналась детонация под сильной нагрузкой. Этот звук я уже забыл со времен езды на ВАЗ-2104. После этой поездки наш Лукойл, Шелл , и пр. заправки-как бальзам.
6. По общению с представителями власти (дорожная и обычная полиция) сказать ничего не могу- встреч в этой поездке с ними не было от слова вообще.
7. Порой было очень жарко - под 39 градусов, при том, что Армения - это не пляжная страна, и ходили мысли, что следующее путешествие надо планировать на Север. Купаться по сути тут негде (холодный Севан, имхо, считаю "морем" с натягом).
Очень заинтересовала самая южная точка маршрута - дорога вдоль иранской границы. Мир по ту сторону долины реки Аракс произвел очень сильное впечатление, и как знать, может когда-нибудь получится добраться на авто и помочить ноги в Персидском заливе.
Ну а пока мы будем готовиться к новым путешествиям, и вспоминать эту поездку, в буквальном смысле наполненную теплыми впечатлениями.
Можно разместить этот отчет в социальных сетях. Таким образом Вы помогаете популяризации сайта.