Откуда: Москва Когда: 06/2018
По маршруту: Петрозаводск, Мурманск, Сортавала, Выборг, Вологда
Рейтинг отчета:
Автор: Участник форума: MANUL78
Поездка на север или три моря, в которых нельзя купаться
В январе 2018 года, после поездки в Латвию, мы задумались, где провести наш летний отпуск. Дело в том, что в этом году, в связи с тем, что дочка должна пойти в школу, у нас не получалось взять полный отпуск, достаточный для поездки за границу. Из-за этого стало очевидно, что летом мы поедем по России. Остался вопрос – куда? Вариантов было ровно 2 – Крым или Карелия. В результате семейного совета было принято волевое решение, и в качестве направления для поездки была выбрана Карелия, а так как нам очень хотелось на море, то в наш план мы добавили посещение целых трех морей - Белого, Баренцева и Балтийского. О том, что из наших планов удалось реализовать, я попытаюсь рассказать в этом отчете.
Проработка маршрута
Маршрут мы начали прорабатывать еще зимой и тогда стали понятны основные «вешки» этой поездки. Так как мы уже были в Карелии с ознакомительной поездкой в 2016 году, то основной упор мы сделали на те места и достопримечательности, в которые мы не заезжали в прошлый раз. Тогда нашему младшему члену экипажа не было еще пяти лет и это накладывало определенные рамки на круг осмотренных достопримечательностей.
В эту поездку мы решили забраться дальше на север, чем Карелия и конечной точкой нашей поездки был запланирован Мурманск и его окрестности. За 4 полных дня нам хотелось посмотреть сам город, а также поездить по окрестностям, увидеть знаменитый ледокол «Ленин», посмотреть Кольскую сверхглубокую скважину, посетить Териберку и закрытые города Сафоново и Североморск. При этом полуостров Рыбачий был сознательно не внесен в план поездки. Так как до Мурманска за один перегон добраться нелегко (водитель в нашей семье я один), то промежуточной точкой на нашем пути стал Петрозаводск, где мы уже были в 2016 году. После посещения Мурманска мы решили побывать в Северном Приладожье, для чего была запланирована остановка на пять ночей в городе Сортавала. После Сортавалы было решено посетить Выборг, благо до него было совсем недалеко. А уже на обратном пути, по пути домой, захотелось посетить Вологду.
Во всех местах остановок мы заранее, примерно за три месяца до поездки забронировали жилье. В Петрозаводске это был номер с видом на озеро в отеле «Онежский замок», в Мурманске мы арендовали апартаменты «5 углов», практически в самом центре города, в Сортавале - коттедж в комплексе «Tihotut», на берегу залива Ладожского озера, в Выборге - номер в апартотеле «Vyborg», недалеко от Выборгского замка, а в Вологде – номер в гостинице «История». Для бронирования жилья в Мурманске, Сортавале и Выборге мы использовали booking.com, остальные варианты были забронированы через сайты отелей. Поездка была запланирована с 23 июня до 12 июля.
Подготовка к выезду
Наша машина – все тот же верный SsangYong Kyron с пробегом на момент старта 150606 км. Перед поездкой я заехал в сервис, поменял передние тормозные колодки и ремень. Собрали, как всегда, аптечку на все случаи жизни, взяли мультиварку и пять банок хорошей тушенки. С навигаторами особо не мудрили – к использованию предполагались Яндекс-навигатор при наличии интернета, а также maps.me и Навител. Все навигаторы были установлены на головное устройство машины и на 2 смартфона. На счет транспондера были положены деньги для беспрепятственного преодоления платных участков. Также, учитывая специфику направления отдыха, была взята «позднеосенняя» одежда для всех членов экипажа, и, на всякий случай, загранпаспорта (так как планировался въезд в пограничную зону). Для проезда в ЗАТО Сафоново и Североморск через мурманскую турфирму «Лаппи-тур» были примерно за 2 месяца заказаны пропуска, позволяющие въехать на территорию ЗАТО и осмотреть музеи, расположенные там. А еще мы договорились встретиться в Мурманске с форумчанином Vadim’ом для совместных радиальных поездок.
Поехали!
Наш выезд был запланирован на вечер субботы 23 июня 2018 года. Перегон до Петрозаводска для удобства дочки сделали ночным. Загрузив все наши вещи в багажник, в 19.30 мы, заправившись на заправке недалеко от дома, выехали из ВАО в сторону новой дороги М11. Москва нас провожала 30-градусной жарой.

Путь до Петрозаводска мы построили по новой платной трассе М11, затем по небольшому участку старой М10 и после этого планировали свернуть на Кириши с выходом на Р21.
Первый платный участок на М11 до Солнечногорска продолжает удивлять своей ценой. За проезд 43 километров отдали 450 рублей. На М11 буквально за неделю до нашего старта был открыт новый участок в Новгородской области, и по сообщениям из ТВ на этом участке длиной около 300 км с заправками все было не очень хорошо. Из-за этого, для того, чтобы в любом случае избежать проблем с бензином на этом участке, решили заправиться на объездной Твери, которую, кстати за 2 года, что мы здесь не были превратили в отличную дорогу.
В Тверской области начался дождь и похолодало до 14 градусов.


Новая платная дорога очень хороша, хотя и слегка монотонна. Не доезжая примерно 50 км до конца действующих платных участков, остановился подремать. Примерно через час продолжили дорогу и около 03.00 мы оказались у первого места, где я хотел остановиться – деревни Мясной Бор. В этом месте во время Великой Отечественной войны проходили тяжелейшие бои с критическими потерями для Красной армии. Ворота к мемориалу бойцам 2-й ударной армии были прикрыты, но я их открыл и осмотрел этом мемориал. Очень тяжелое и грустное место, но я очень хотел в нем побывать. В 3 часа утра я был единственным посетителем этого памятника.
Отдав дань памяти погибшим красноармейцам, мы продолжили путь, заправившись на АЗС «Киришиавтосервис», непосредственно перед поворотом на Кириши. Дорога, кроме первых 500 метров, оказалась вполне неплохой и мы, миновав Кириши, поехали в сторону Волхова. Тем временем, дождь, начавшийся в районе Твери, все никак не прекращался и лил то сильнее, то слабее, но постоянно.
В Волхове я очень хотел детально рассмотреть Волховскую ГЭС, на мой взгляд, один из красивейших образцов технической архитектуры. Построена эта электростанция была в 1927 году, длина самого здания 140 м, а ширина водосбросной бетонной плотины – 212 м. Плотина имеет шлюз для прохода кораблей, рыбоходный канал и водосброс. Мощность ГЭС – 86 МВт. Река Волхов в границах одноименного города широка, полноводна и мощна. Для осмотра остановились прямо напротив ГЭС, рядом с автобусной остановкой.


Осмотрев гидроэлектростанцию, доехали до городка Старая Ладога, где удалось осмотреть памятники Рюрику и Вещему Олегу, а также скульптуру Староладожский сокол.


Дальше, по плану, мы, не сворачивая на Р-21, заехали в Новую Ладогу. Мне очень хотелось посмотреть памятник Ладожской флотилии, но он, к сожалению, был наглухо закрыт забором – идет его ремонт. Немного покружив по городу, посмотрели здание Гостиного двора и памятник С.М. Кирову, находящиеся в разрушающемся состоянии.

Также посмотрели Петровский канал и памятник Петру I.

После этого, выехав на дорогу Р-21, продолжили свой путь к Петрозаводску. Отъехав примерно 20 км от Новой Ладоги, на прилегающей дороге, примерно в 30 метрах от нас, увидели здорового медведя. Он достаточно быстро переходил дорогу. Это было несколько неожиданно, поэтому сфотографировать мишку мы не успели, но желание остановиться и прогуляться по красивому лесу уменьшилось. На дороге было полно ремонтов, в том числе и с реверсивным движением, поэтому наше движение замедлилось. Около 7.00 по красивому разводному мосту переехали реку Свирь в районе Лодейного Поля. После моста все ремонты закончились, скорость движения увеличилась и примерно в 9.30 утра мы приехали к нашему отелю «Онежский замок» в Петрозаводске.
Петрозаводск
Как оказалось, мы приехали рано и номер наш был еще занят. Он должен был освободиться только через 2 часа. В довершение всего этого пошел дождь. Забегая вперед, скажу, что везде, где мы останавливались в этом отпуске первый день был дождливый. Переодевшись в машине, попробовали прогуляться по набережной, но дождь быстро загнал нас обратно.

Вернувшись, позавтракали в кафе отеля и дождались в холле гостиницы нашего заселения. Номер на третьем этаже был очень неплох, а вид из окна – на Онежское озеро – великолепен.

Отдохнув после ночной поездки, под вечер прогулялись по набережной Онежского озера, погода благоприятствовала – из-за туч вышло солнце и появился приятный ветер. Озеро все-таки очень красиво. Во время прогулки зашли в Котокафе на улице Куйбышева, где вдоволь насладились общением с 14 кошками. Очень приятное место оказалось. Дальнейшую нашу прогулку прервала надвигающаяся дождевая туча, от которой мы ретировались в отель и в этот день уже больше не выходили.
Белые ночи в Петрозаводске позволяют читать ночью, не зажигая света, а виды из окна нашего номера на закат были очень красивы.




В первый полноценный день отпуска мы решили посетить водопад Кивач и поселок Гирвас. Так как на Киваче мы уже были 2 года назад, в этот раз хотелось просто обновить впечатления.

На водопаде, по сравнению с 2016 годом, стало больше запрещенных к посещению обзорных площадок. После прошедших дождей поток был мощный. Пробравшись на самую лучшую видовую площадку внизу водопада, мы смогли насладиться этой мощью.

В Гирвасе нам хотелось посетить не только палеовулкан, где мы уже были, а еще заброшенную взлетно-посадочную полосу и берег Пальозера. Свернув с дороги Р-21 на Гирвас и проехав около двух километров, мы свернули на лесную дорожку направо и примерно через 200 метров выехали на бывшую ВПП. Удивительное место. Асфальтовая полоса длиной в несколько километров и шириной около 100 метров и полное отсутствие людей.

Прокатились по ВПП на машине, изображая взлет самолета, да и просто подурачились Проехав дальше еще примерно 500 метров, мы оказались на берегу Пальозера. И опять – полная тишина.


На обратном пути в Петрозаводск, заехали в кафе «Рыбка», расположенное на Р-21 рядом с поворотом на Гирвас и закупились консервами местного изготовления – в прошлый раз мы распробовали местные «шпроты» из ряпушки.

Вечер этого дня мы посвятили прогулке по Петрозаводску.
Утром следующего дня мы поехали в Кондопогу, до которой было всего около 60 километров. Там, в первую очередь, хотелось посмотреть деревянную Успенскую церковь. Это шатровая церковь была построена в 1774 году и имеет высоту 42 метра. Очень красиво стоит на берегу Онежского озера.


К большому сожалению, в советское время были разрушены две деревянные постройки, стоявшие рядом с этой церковью – колокольня и зимняя церковь Рождества Богородицы.
Сама же Кондопога показалась нам довольно депрессивным промышленным городом. Действующий целлюлозно-бумажный комбинат, правда, на мой взгляд, весьма фотогеничен.

Вечером этого крайнего в Петрозаводске дня мы посетили понравившееся нам Котокафе, а потом съездили на пляж «Пески», расположенный недалеко от старого аэропорта. Купаться мы, конечно не стали, но с удовольствием посидели на песчаном берегу, наслаждаясь видом на Онежское озеро и Петрозаводск, хорошо видимый с этой точки.

На следующий день, 27 июня, встали пораньше, быстро позавтракали в кафе и выехали в сторону Мурманска. Нам предстояло проехать около 950 километров.
Дорога до Мурманска
Дорога Р-21 «Кола» в сторону Мурманска, в основном, очень хороша. Отличный ровный асфальт, широкая обочина. Правда, встречаются ремонты полотна, в том числе и с организацией реверсивного движения. После Медвежьегорска обочина становится узкой, асфальт похуже, но это вкупе с небольшим трафиком дает возможность ехать быстро. Из минусов этой дороги могу отметить относительно небольшое количество заправок – надо рассчитывать свои возможности.
Продвижение наше замедлилось возле поворота на Кемь – там идет глобальный ремонт дороги и в настоящее время асфальта либо совсем нет – он снят до скального основания и приходится ехать по щебню, либо он в очень плохом состоянии. На этом 30 километровом участке много реверсивного движения и проезжается он очень долго.
Примерно к 16.00 мы подъехали к стеле «Полярный круг», установленной недалеко от поселка Тэдино. Остановились, сфотографировались – важная отметка в голове.

Немного размявшись, продолжили путь. Лес вокруг дороги постепенно становился ниже, чувствовалось, что мы едем на север. Дорога очень живописна и проходит мимо множества озер, в том числе таких больших, что для жителя средней полосы России это кажется очень необычным. Около 18.00 на горизонте начали появляться первые горы с участками нерастаявшего снега.


Температура постепенно опускалась и после 25 градусов в Петрозаводске, на заправке в Оленегорске было всего 10 градусов тепла. Около 20.30 мы заехали в Мурманск, проехали по объездной и спустились в район Проспекта Ленина и так называемой площади «Пяти Углов», где у нас были арендованы апартаменты.
Мурманск
Созвонившись с хозяином и дождавшись его прихода, мы быстро заселились в квартиру на втором этаже сталинского дома по адресу Проспект Ленина, 78. Квартира нам понравилась, а хозяин оказался адекватным человеком. Перетащив все вещи в наше новое жилье, мы улеглись спать – сказалась усталость от дороги. Хотя солнце светило «на полную катушку» и не думало уходить за горизонт – мы были на территории полярного дня. Эта фотография сделана около половины первого ночи.

Проснувшись следующим утром, первое, что мы увидели – это затяжной дождь, который, как нам показалось, должен был идти целый день, подтверждая наметившуюся традицию о дожде в первый день приезда. Сходив за продуктами до ближайшей «Пятерочки», я промок и замерз. Кстати о магазинах – впоследствии мы посещали магазины местной сети «Евророс», их ассортимент нам понравился – там можно было найти местные продукты.
Так как дождь после завтрака не прекратился, мы решили начать осмотр местных достопримечательностей с экскурсии на атомный ледокол «Ленин» - благо экскурсия проводится в закрытом помещении. Также мы созвонились с форумчанином vadim’ом, который приехал в Мурманск за пару дней до нас, чтобы скоординироваться с ним для дальнейших поездок.
Пока мы ехали до ледокола, заехали в турфирму Лаппи-тур и забрали наши пропуска в ЗАТО Сафоново и Североморск, куда собирались с экскурсией. Тем временем, дождь закончился, появилось солнце и погода начала налаживаться.

Подойдя к ледоколу, мы поняли, что мы попадаем на первую экскурсию, которая должна начаться в 12 часов. Пока ждали начала экскурсии, осмотрели памятник, установленный в честь работников Мурманского порта, погибших в годы Великой отечественной войны.

Атомный ледокол "Ленин" — первое в мире гражданское судно с ядерной силовой установкой.

Он был предназначен для обслуживания Северного морского пути и плавания в Арктике. Ледокол был построен в 1959 году и прослужил почти 30 лет. Сейчас этот корабль стал музеем. Экскурсию для нас провел пожилой экскурсовод, неоднократно выходивший на этом корабле в море. Его рассказ был интересен, было много вопросов, на которые он отвечал, и поэтому экскурсия вместо 50 минут продлилась 1 час 40 минут. Ледокол нам очень понравился.




Дальше наш путь лежал к мемориалу «Защитникам Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны» - Алеше. Но по дороге мы заехали посмотреть на памятник «покорителям Арктике». Этот памятник имеет сложную судьбу, практически был утерян, но сейчас, благодаря энтузиастам, восстановлен, дополнен и радует глаз.

Памятник «Защитникам Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны» расположен на одной из самых высоких точек города – сопке Зеленый мыс. Ее высота – 173 метра. Сам памятник в виде огромной фигуры солдата в плащ-палатке высотой 42 метра был установлен к 30-летию разгрома немцев в Заполярье — 19 октября 1974 года. Это второй по высоте памятник в России, после волгоградской статуи «Родина-мать». От памятника открываются прекрасные виды на город, порт и Кольский залив. Подъехав, поставили машину на большую парковку и пешком подошли к мемориалу.




Памятник показался очень мощным. Горит вечный огонь, территория ухожена, что, конечно, очень приятно. После посещения этого памятника отправились домой, так как опять начинался дождь. Вечером, между дождями, вышли прогуляться вокруг дома и посмотреть рядом расположенные достопримечательности, коих было немало – очень удобно было расположено наше жилье.
Осмотрели памятник рыбакам и кораблям тралового флота, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Светящаяся стеклянная стела достаточно необычна, но красива, а поясняющие стенды в сквере рассказывают о подвиге рыболовных траулеров, переоборудованных в сторожевые корабли из-за катастрофической нехватки подобных кораблей на Северном флоте СССР. 32 таких корабля погибло в годы войны.

Сходили к зданию Мурманского тралового флота, вход в которое, украшенный фигурами оленей и белых медведей, выглядит очень достойно.
В этом же сквере установлен один из самых сумасбродных памятников, которые я видел – памятник «Морскому волку». Мы сначала не смогли его найти. Это получилось лишь после звонка vadim’у, который раньше, с помощью местного дворника, обнаружил это чудо. Памятник представляет собой фигурку моряка высотой 20 сантиметров (!), установленную зачем-то на столб высотой 6(!) метров. Сам столб хорошо спрятан в густой растительности сквера.

Дождь начал усиливаться, и мы отправились домой – праздновать мой день рождения. Случилось так, что в этот день мне исполнилось 40 лет.
Следующим утром, как и договаривались с vadim’ом, мы выехали в направлении границы с Норвегией. Планировалось посетить мемориал «Долина славы», а конечной точкой маршрута должна была стать Кольская сверхглубокая скважина, точнее – то, что от нее осталось.
Мемориал Долина славы расположен западнее Кольского залива, примерно в 75 километрах от Мурманска. По дороге к мемориалу заехали на озеро на реке Ура и побродили по пустынному песчаному пляжу.


Быстро преодолев остаток пути, доехали до Долины славы. Это место, где в 1941 году Красная армия сумела остановить продвижение немецких войск. Мемориал очень сильный по смыслу. Бесконечные ряды имен наших погибших солдат, выбитые на гранитных досках, братские могилы, как старые, так и новые – видимо, работают поисковики. Очень грустное место.




У Долины славы мы встретились с vadim’ом и дальше путь продолжали вместе. Первый объект, который нам удалось посмотреть – заброшенный шар – купол РПУ (радиопрозрачного укрытия). Он расположен примерно в 15 км по дороге в сторону Никеля после Долины славы и в паре километров от дороги, и прекрасно виден. Мы подъехали к самому шару. Вокруг него было несколько разрушенных кунгов. С удовольствием осмотрели этот брошенный техноген.

Тундра вокруг великолепна – никаких деревьев здесь уже нет.

После осмотра шара двинулись в сторону водопадов на реке Титовке. Перед самым поворотом к водопадам находится пограничный пост. Пограничники проверили наши паспорта, осмотрели багажник и пропустили в приграничную зону. К слову сказать, сами водопады мы так и не увидели. Пропустили нужный свороток с дороги - вернулись. Качество дороги к самим водопадам нам не понравилось, а пешком идти не хотели. В результате эта достопримечательность осталась у нас на следующую поездку.
Вернувшись на основную дорогу мы продолжили наш путь к скважине. По дороге проехали городок Спутник, в котором, очевидно, расквартированы морские пехотинцы. На въезде в военную часть стоит очень ухоженное самоходное орудие ИСУ-152 по имени «Иван». Отлично выглядит.

Примерно через 30 минут мы заехали в город Заполярный с целью найти дорогу к скважине. Этот город известен своим горно-металлургическим комбинатом, специализирующимся на медно-никелевых рудах. Однако дорога до скважины, которую показывал навигатор, а вместе с ней и мы уперлись в ведомственные ворота ГМК. Охранники, узнав куда мы едем, сказали нам, что здесь дорога для «гражданских» закрыта и попытались объяснить нам, как лучше туда доехать. В это время из ворот выехал самосвал, водитель которого вызвался показать нам дорогу до нужного поворота к скважине. Проехав около 20 км за самосвалом мы приехали к нужной дороге, водитель самосвала вышел и нарисовал нам, как ехать дальше. Спасибо тебе, друг!

Проехав около 10 км в указанном направлении, мы оказались среди отвалов ГМК. Совершенно марсианское место, лишенное всякой растительности и людей. К тому же дул очень сильный ветер. Очень интересное место.




К сожалению, все видимые дороги, ведущие от отвалов к Кольской сверхглубокой скважине, были либо специально перекопаны, либо засыпаны кучами отработанной породы. До скважины оставалось около трех километров.

Посовещавшись, мы решили не предпринимать пешую прогулку туда, учитывая, что дочка уже устала, а эта прогулка заняла бы не меньше трех часов. Приняв это решение, мы направились в обратную сторону.
Проехав Заполярный, свернули к поселку Нижнее Луостари с целью посмотреть самый северный монастырь России. Свято-Троицкий Трифонов Печенгский мужской монастырь был основан просветителем местных жителей – лопарей Преподобным Трифоном в 1532 году. За время своего существования монастырь неоднократно разрушался, от рук захватчиков гибли и его монахи. В настоящее время монастырь возрожден. Интересно, что все монастырские постройки выполнены из дерева. Как-то уютно мне показалось там.


После монастыря решили посмотреть поселок Корзуново, где начинал свою летную карьеру наш первый космонавт Ю.А. Гагарин. Поселок в настоящее время наполовину заброшен, в живой половине – военная часть. Аэродром тоже заброшен, а дорога к взлетной полосе заросла деревьями.Удивительно, что сохранился памятник в честь Ю. Гагарина в виде самолета АН-2. Также рядом находятся 4 бюста, в том числе и первому космонавту.



Кстати, обратно мы нашли гораздо более удобный переход через ручей и спокойно переправились через него. Так как до Мурманска оставалось еще больше 100 км, а кроссовки мои были мокрыми насквозь, пришлось мне, как настоящему «дальнобойщику» вести машину босым. Очень необычные ощущения, надо сказать.
Вечером, после приезда мы вышли прогуляться и посмотрели памятник Треске. Очень хороший и нужный памятник получился. А еще он очень понравился нашей дочке.

Еще во время этой прогулки мы посмотрели памятник военным строителям.

Все-таки очень много в Мурманске связано с войной.
Следующим утром мы вместе с vadim’ом отправились в поселок Териберка, находящийся на берегу Баренцева моря в 130 километрах по дороге от Мурманска. Первые примерно 90 километров представляют собой асфальт разного качества, последние 40 километров – каменистый грейдер.
Природа вокруг прекрасна.

В этот день дул очень сильный ветер, а температура воздуха составляла +6 градусов.

Проехав половину пути по грейдеру, полюбовались очень красивым Верхнетериберским водохранилищем и плотиной.

За 5 километров до Териберки начался хороший асфальт. Заехав в поселок, свернули направо и, переехав мост, мы выехали к Териберскому пляжу. Пляж отличный – широкий, песчаный. С моря дул сильнейший ветер и шла волна. Было очень красиво.



Потрогали воду - она была гораздо теплее воздуха. Ветер был такой силы, что дочка у нас ходила в двух шапках (одновременно) и капюшоне. Еще в Москве мы, предвидя возможность холодной погоды, взяли с собой запас «позднеосенней» одежды. К сожалению, именно перед этой поездкой я выложил рюкзак с этими вещами из машины.
После пляжа поехали смотреть кладбище кораблей. Оно образовалось из отслуживших свое и брошенных малых рыбных траулеров. Очень необычное место. Мне понравилось.




Пробыв у водопада минут 10, мы пошли обратно. Хотелось заехать еще в пару мест, которые мы приметили по дороге к водопаду, чтобы увидеть море поближе. Первое из этих мест называется «пляж круглых камней».


Затем мы доехали до скалы, выступающей в море примерно на 100 метров и «зависли» там надолго, наслаждаясь видом. Море было великолепно. Стояли и любовались его мощью, пока не начался дождь.



Время было уже около 15.00 и мы решили возвращаться в Мурманск. Териберка оставила неизгладимое впечатление, забегая вперед, могу сказать, самое сильное впечатление за всю поездку. Полузаброшенные дома и хозяйственные постройки чередуются с новыми строениями, жизнь идет. Очень многое нужно еще сделать – строить, ремонтировать, но в первую очередь нужно убрать свалку мусора на берегу моря, по дороге к водопаду, ветер разносит мусор по округе и природа страдает. А ведь именно за суровой красотой природы едут сюда люди. И поедут в будущем.
Вернувшись в Мурманск, прошлись по улицам города. Посмотрели железнодорожный вокзал и установленный на нем в честь 100-летия железнодорожного сообщения Петрозаводск – Мурманск паровоз-памятник Л-4386.



Следующий день, 1 июля, был крайним днем нашего пребывания в Мурманске. На этот день у нас были запланированы экскурсии в музей ВВС в Сафоново и музей подводной лодки К-21 в Североморске. В 9.00 мы проехали КПП на въезде в Сафоново и к 9.30 подошли на экскурсию в музей ВВС.

Экскурсия была очень интересной, было рассказано о становлении авиации Северного флота, военном периоде и его людях, а также жизни после войны. Много интересных экспонатов.







После посещения подводной лодки заехали в центральную часть города, посмотрели памятник Героям-североморцам. Очень хороший, мощный памятник.

В честь дня Ветеранов был открыт проход на причал, чем мы с удовольствием воспользовались.


После этого мы попрощались с vadim’ом и поехали в Мурманск. Подъехали посмотреть памятник «Ждущей». От этого памятника открывается отличный вид на Кольский залив.





Время нашего пребывания в Мурманске заканчивалось. Город нам очень понравился и появилось желание посетить его снова. Хороший, морской город. Загрузив багажник вещами, положили ключи от квартиры в почтовый ящик, как просил хозяин. Примерно в 20.00 выдвинулись мы из Мурманска. Следующая наша цель – город Сортавала на берегу Ладожского озера в Карелии. До него – 1200 км ночного перегона.
Сортавала и окрестности
До Сортавалы мы ехали все по той же Р-21 до Пряжи, затем мы свернули на А-121. Ночь в дороге была весьма условной и темноты, можно сказать, не было. Зато был холод. В районе Кеми термометр в машине показывал +0,5 градусов.


Под утро опять стал накрапывать дождь, подтверждая сложившуюся «дождевую» традицию. Не доезжая 100 километров до Петрозаводска встал на час поспать. После этого, уже без остановок примерно к 12.00, мы доехали до нашего нового места отдыха – гостевого дома Tihotut. Он расположен не в самой Сортавале, а примерно в 1,5 километрах от нее, в поселке Токкарлахти.
Нас встретила хозяйка дома, все объяснила и рассказала. Коттедж нам очень понравился, чистый и уютный. До залива Ладожского озера примерно 100 метров и из наших окон его отлично видно. Постоянно снуют «ракеты» до Валаама, отправляющиеся из Сортавалы. А когда их нет, в этом месте действительно очень тихо.

В нашем распоряжении на эти дни оказался небольшой двухэтажный коттедж с сауной внутри, мангальная площадка, а для нашей дочки было большой радостью увидеть батут, баскетбольное кольцо и футбольные ворота. Вид из спальни дома на втором этаже был великолепен.

Остаток дня мы решили посвятить осмотру Сортавалы. Прошлись по берегу, где это возможно, оценили красоту и необычность домов финской постройки.



Вернувшись, раскочегарили сауну и отметили наш приезд в очередное место отдыха. Ночью тут все еще светло, хотя и не так, как в Мурманске.
Утром следующего дня, как и полагалось, шел дождь. Программу этого дня начали с похода в музей замечательного сортавальского резчика по дереву – Кронида Гоголева. Его картины, вырезанные из дерева, просто поражают своей проработкой деталей.



После этого под моросящий дождик мы поехали в поселок Хямекоски. Там мы хотели посмотреть одну из старейших гидроэлектростанций в России. Дорога после поворота с А-121 была сначала с разбитым асфальтом, а потом пошел отличный грейдер.

Остановившись после поселка Харлу, чтобы сфотографировать красивое место на реке Янисйоки, я нашел землянику. Весь экипаж, несмотря на мокрую траву, принял участие в сборе ягод.




Побродив по ГЭС и по поселку, мы не встретили ни одного человека. Заехали, посмотрели на ГЭС с другой стороны, с моста через реку.

После этого поехали в направлении Ляскеля. По дороге остановились в Харлу, на станции. Раньше здесь останавливался пассажирский поезд. Теперь его остановку отменили и станция превратилась в жилой дом.

Доехав до Ляскеля, полюбовались местной ГЭС, также как и ГЭС в Хямекоски входящей в каскад малых гидроэлектростанций на реке Янисйоки. Построена эта ГЭС была в 1899 году и имеет в настоящее время мощность 4,8 МВт.

Поездили по самому поселку Ляскеля. Посмотрели мемориал погибшим в Великой Отечественной, Евангелическо-лютеранскую церковь Воскресения Христова и два православных храма - Церковь Михаила Архангела 2012 года постройки и Церковь Рождества Иоанна Крестителя 2011 года.




Следующим утром, проснувшись пораньше, мы поехали в Рускеалу. Основной целью была экскурсия в подземелье мраморного карьера. Мы успели на первую. На сайте указано, что необходима теплая одежда и хорошо, что мы ее взяли. В подземелье держится температура около +6 градусов. Нас экипировали – выдали каски и спасательные жилеты.

Экскурсия по этому подземному горизонту длится примерно 40 минут, за это время проходишь около 800 метров. Часть из них – по понтонам над затопленным четвертым горизонтом. На воде очень много нерастаявшего льда, встречаются даже сосульки-сталагмиты. Очень красиво, есть подсветка, иногда играет музыка.

По окончании экскурсии всех сажают на лодку и переправляют через весь карьер в начало маршрута.



Несмотря на негуманную цену в 1200 рублей со взрослого, нам понравилось.
После этого, перекусив в кафе «Русколка», отправились в прогулку по карьеру. Дошли до заброшенного известкового завода. Здесь были установлены обжиговые печи, предназначенные для обжига мрамора и получения извести. Сейчас завод заброшен и представляет собой уникальное зрелище.


Затем дошли до итальянского карьера, где в полной мере можно увидеть красоту мрамора.

На обратном пути, на выезде на А-121 посмотрели памятник погибшим пограничникам, а в Сортавале заехали к братской могиле советских солдат.

Остаток дня мы посвятили отдыху в Tihotut.
Проснувшись следующим утром, увидели дождь. Судя по признакам – затяжной. У нас оставался еще один объект, который мы хотели посетить – Карельский зоопарк, расположенный в поселке Киркколахти в 21 километре от Рускеалы в направлении финской границы. В такую погоду посетителей было мало. Правда, некоторые звери тоже попрятались. Но те, кого мы увидели, очень понравились. Лосята и олени, кабан и свинья, тигр и сурикаты – много интересных животных. Дочка же была рада возможности покормить всю эту братию морковкой, которая продается на входе в зоопарк.



Основательно промокнув, мы поехали домой. Завершив день прощальным шашлыком, начали собирать вещи. Утром следующего дня мы переезжаем в Выборг.
Дорога до Выборга
Расстояние от Сортавалы до Выборга всего около 250 километров. Поэтому по дороге мы решили заехать посмотреть несколько достопримечательностей. С выездом особо тоже не торопились – тронулись около 10 часов утра.
До первого объекта нашего внимания - музея «Гора Филина» в Лахденпохье было меньше 50 километров, но по очень извилистая дороге. Здесь А-121 превращается в настоящий серпантин.
Музей представляет собой бывший финский бункер времен войны. Поставив машину на стоянку, купили билеты и отправились на экскурсию. С экскурсоводом нам повезло и мне удалось узнать несколько новых для меня интересных фактов о советско-финских войнах.


После этого побродили сверху скалы, виды открываются приятные. Сама дорожка на вершину скалы обставлена забавными указателями.

После «Горы Филина» заехали посмотреть на руины лютеранской церкви в Лахденпохье. Красивое, но печальное зрелище.




Возле церкви оказалось кладбище финских солдат, погибших в боях за Лумиваару. Я насчитал 113 крестов. Кладбище ухожено и видно, что родственники его посещают. Вообще, конечно, грустное место.


Выехав опять на дорогу А-121, продолжили путь к Выборгу. Вместе с Карелией закончилась и хорошая дорога. В Ленинградской области идет глобальное строительство – давно пора ликвидировать это позорный участок грунтовки.
Доехав до Приозерска, осмотрели очень красивую церковь Всех Святых на подворье Валаамского монастыря

лютеранскую кирху – очень необычная и классная постройка

подъехали к берегу Вуоксы и полюбовались любимой рекой финнов.

Затем поехали к крепости Корела. Машину оставили у памятника танку ИС-3 и самоходке ИСУ-152 – очень здоровоо они выглядят.

Побродили по крепости, зашли в музей. Музей достаточно слабый, кстати. В крепости же больше всего понравилась башня – очень брутальное сооружение с историей. Однако у меня лично после посещения крепости осталось много вопросов к ее реставрации.
После крепости уже без остановки поехали в Выборг.
Выборг
В Выборг мы приехали около 6 часов вечера, разместились в апартаментах в отеле «Vyborg» и в этот день уже никуда больше не ходили. Машина наша отправилась на единственное свободное место на стоянке во дворе. Наши апартаменты были расположены в историческом центре Выборга на третьем этаже дома финской постройки. К сожалению лифта не было. Сам номер оказался вполне нормальным и даже укомплектован большим холодильником и кухней, что было очень удобно. Вечерняя погода радовала солнцем и безветрием.
Утром естественно пошел дождь. Ждать его окончания было бесполезно и мы, вооружившись зонтиками, пошли смотреть город.
Начали с осмотра старинного дома купеческой гильдии, сторожевой башни и бастиона Панцерлакс








Очень понравился старый, еще финский, памятник лосю

Зашли на набережную, посмотрели осьминога и драккары.

Набережная, как и весь город, в запущенном состоянии. Прогулялись до рынка

увидели круглую башню

разрушенный восхитительный по красоте дом Говинга

А еще посмотрели самый старый жилой дом Выборга – его постройка датируется XV веком.

Устав, пошли домой обедать. После обеда установилась теплая солнечная погода и мы продолжили осмотр. Начали с костела Гиацинта

Дошли до ратушной площади, впечатление от которой было испорчено стоянкой машин прямо вокруг памятника основателю выборгского замка - Т.Кнутссону.

Затем отправились в Выборгский замок. Честно говоря, замок снаружи понравился больше, чем изнутри. Основа красоты, по моему мнению – это донжон. Прошедший ремонт пошел башне на пользу.




Нам очень хотелось посмотреть, как выглядит выборгский пляж, поэтому мы свернули на улицу Штурма. По дороге обнаружился отличный памятник разгильдяйству – заброшенный рыболовецкий траулер «Бриз». Это судно, сделанное из весьма необычного материала – армоцемента, было затоплено в «лихие» 90-е годы с целью скрыть "страшное" преступление – кражу обычного бытового холодильника.


Дошли до песчаного пляжа и остались там почти на час, предаваясь созерцанию. Купаться желания не появилось – вода довольно прохладная.


Утром следующего дня мы отправились в город Высоцк, посмотреть развалины крепости Тронгзунд. По дороге посмотрели отличный памятник – танк Т-26, погибший в 1940 году и поднятый со дна Финского залива в 2005 году.


Добравшись до крепости, поставил машину у одного из укреплений. Во время прогулки по крепости насобирали земляники, которую потом с удовольствием все вместе съели.







Вернувшись в Выборг, отдыхали и собирались – нам предстоял ночной переезд до Вологды.
Выборг же оставил очень неоднозначное впечатление. В городе много красивых зданий, но большинство из них находится в неухоженном состоянии. Хотелось бы, чтобы местные власти более внимательно относились к проблеме качественного содержания своего города, тем более с таким туристическим потенциалом.
Дорога до Вологды
Выехав из Выборга около 19.00, мы планировали заехать в Сестрорецк – посмотреть мемориал подводникам. Так как был вечер воскресенья дорога до Петербурга осложнялась пробками, но, по сравнению с московскими, они проезжались быстро.
На въезде в Сестрорецк остановились, посмотрел мемориал «ДОТ Серебряный». Мощное сооружение, к сожалению амбразуры ДОТа залиты бетоном, что, конечно, ухудшает его вид.

Подъехав к мемориалу, приткнули машину на маленькую стоянку и пошли смотреть интереснейший памятник «потаенному судну» Ефима Никонова - одной из первых попыток создать подводную лодку. К слову сказать, неудачная получилась попытка, но памятник классный:

После этого осмотрели мемориал и, перейдя дорогу, подошли к плотине инженера Гаусмана. Красивое место.


Дальше наш путь лежал на КАД, где мы заехали в местную IKEA. Выехав из этого магазина мы уже целенаправленно направились в Вологду. Выезжали с КАДа мы по Мурманскому шоссе. Отдельный привет питерским торопыгам. На удалении примерно 40 км от Питера, когда дорога стала уже двухполосной, на встречной полосе стали образовываться пробки, достаточно серьезные. Самые «умные» водители, не могущие себе позволить стоять с остальными, обгоняли пробку по встречке. Вылетали мне в лоб раз 15. Мне пришлось до минимума сбросить скорость и прижаться к своей обочине, чтобы минимизировать риск столкновения. Радость наступила, когда я догнал фуру – под нее, видимо, «умники» вылезать боялись, и мы поехали веселее. В районе Новой Ладоги мы свернули на дорогу А-114 и ехали по ней уже до Вологды. Встречных машин было мало. Кстати, это была первая настоящая ночь, которую мы увидели за 2 с лишним недели – было темно. А-114 неплохая дорога, правда, есть ремонтируемые участки с реверсом.
Немного не доезжая Череповца, я свернул в село Нелазское – очень хотелось посмотреть уникальную огромную деревянную Успенскую церковь.


В 5.30 утра я был единственным туристом в этом месте.

Дальше по дороге начались множественные нелепые ограничения скорости в 50 км/час и движение прилично замедлилось.
Вологда
В Вологду мы приехали около 8 утра и заселились в гостиницу «История». Как вы, наверное, уже догадались, шел дождь. Гостиница расположена в исторической части города и практически до всех основных достопримечательностей можно дойти пешком. После завтрака, немного отдохнув от ночного переезда, мы отправились на прогулку.
Вологда, как мне показалось, это город церквей и красивых деревянных домов.



Хорошо, что в центре не строят высоких сооружений. Двигаясь вдоль реки Вологды, мы дошли до Софийского собора, посетили кремль и дошли до водонапорной башни.








Дорога в Москву
Утром, особо не спеша, собрались и выехали из Вологды по М8. У нас оставалась еще одна достопримечательность, которую мы хотели увидеть – Спасский храм в селе Кукобой Ярославской области, построенный в 1912 году на средства купца Ивана Агаповича Воронина. Свернули с М8 и проехали 25 километров по местной дороге разной степени убитости.
Храм в Кукобое великолепный, какой-то сказочный. К сожалению, годы советской власти не пощадили его. Но и сейчас он красив, но очень требует восстановления. Очень сильно пострадал облицовочный кирпич, привезенный из Германии. Очень хочется верить, что такой красоте не дадут погибнуть.



Вернулись на М8 и продолжили движение к Москве. Заехав в любимый магазин «Атрус» в Ростове, закупились вкусной колбасной продукцией. После этого ехали уже без остановок.
Путешествие закончилось
Итак, наше путешествие закончилось.

Мы проехали 6559 километров за 2 недели и 4 дня, побывали во многих городах и интересных местах. Машина нас не подводила и довезла нас домой в целости и сохранности.
Из мест, где мы побывали, больше всего всем, конечно, запомнился Мурманск и его окрестности, в первую очередь – Териберка с Баренцевым морем. Туда нам всем очень хочется вернуться и побыть там подольше. Также нам всем очень понравилась Карелия – мы были там во второй раз, но видели еще очень мало – я думаю это хороший повод побывать там еще не раз.
Можно точно сказать – поездка получилась очень хорошей и удачной. А что касается трех морей, упомянутых в названии, - тут вышло не все так гладко. Воду в двух морях – Баренцевом и Балтийском нам удалось потрогать, а вот Белое ускользнуло от нас – мы видели его лишь издалека и это еще один повод вернуться на Север.

Можно разместить этот отчет в социальных сетях. Таким образом Вы помогаете популяризации сайта.