Откуда: Москва Когда: 07/2018
По маршруту: Вытегра, Медвежьегорск, Кемь, Пяозерский(Паанаярви), Тэдино, Кандалакша, Кировск, Оленегорск, Мурманск, Териберка, Корзуново, Никель, Мончегорск, Полярные Зори, Питкяранта, Рускеала, Лахденпохья
Рейтинг отчета:
Автор: Участник форума: Maratosa
Винтажный Север.
Во время прогулки под палящими лучами солнца в 2017 году в Ереване, начал рождаться замысел маршрута на следующий отпуск: было решено однозначно, что после поездок в страны Закавказья нужно существенно «снижать градус». Из северных направлений, которые представляли наибольший интерес, осталось пропущенным мурманское. Кроме того, вспомнилось, что 2008 автомобильный год был именно «северный», он открыл трилогию поездок на Север. В 2008 году был посещен Питер и пригороды, в 2009 –Южная Карелия и Выборг, в 2010- Северная Карелия и Соловки. Таким образом , 2018 год опять предвещал стать «юбилейным» по направлению «Север» и поднять старые воспоминания, что еще больше добавляло маршруту значимости.
Подготовка к поездке.
Зимой начал прокладываться маршрут более детально. Точки, которые были сразу включены в программу путешествия: Вытегра, Мурманск, Териберка. Попутно начали добавляться «пункты остановок на маршруте»- Кандалакша, Полярные Зори, Оленегорск, Кировск. В «должниках» с 2009 года остался г. Сортавала, в котором тоже надо было досмотреть интересные точки. Вообще все эти города были наполнены «дополняющими» достопримечательностями, т.е. интересными объектами, которое неплохо бы осмотреть по пути. За кадром остался п/ов Рыбачий. Причины было две: отсутствие клиренса машины (хотя по хорошему нужен подготовленный внедорожник, а не кроссовер) и ограниченный запас по времени. Пока планировали маршрут, вспомнили, что в 2010 году, изучая отчеты по Соловкам, наткнулись на очень интересные фотокарточки с шикарными видами. Еще тогда после недолгого «гугления» мы нашли таинственное слово «Паанаярви» , которое прочно засело в мозгу начинающих путешественников. Каждая из этих фотокарточек с легкостью могла бы стать фотозаставкой рабочего стола windows на компьютере – настолько были красивые кадры.
Тем не менее, этот национальный парк был записан в «запасники». Нас настораживало отсутствие элементарных удобств при размещении на его территории, а также субъективно не простой доступ (до парка ведет грунтовая пыльная дорога типа «грейдер» протяженностью больше 150 км в одну сторону). Так же напомню уважаемым читателям, что на территории парка не работает мобильная связь, нет электричества, все избы оснащены только печками. Из удобств лишь нары в избе, поленница дров, кострище для готовки пищи, туалет на улице, да умывальник.
Все это сильно сдерживало посещение этого действительно интереснейшего места.
Но разложив маршрут по «контрольным» точкам, стало понятно, что с одним Мурманском и Кольским п-овом, маршрут получался недостаточно «острым», требовалось добавить немного «перчика». Таким «перчиком» все-таки стал национальный парк «Паанаярви». Учитывая наличие в экипаже ребенка дошкольного возраста, решение далось не очень легко. Однако положительному заключению немало способствовал опыт проживания на даче в голодные 90-е, которая по оснащению в то время была не сильно лучше изб парка. Так же вспомнился опыт палаточных сборов в институте.
Сразу скажу, что я не охотник и рыбак, и не любитель «ходить до ветру» и «подтирать пятую точку лопухом». Но интерес перевесил.
Итак, в феврале начали бронировать «стойло», т.к. рекреационные возможности парка сильно уступают количеству желающих его посетить.
После изучения карты парка в качестве базы была выбрана изба «Нурис», которая ,если смотреть на карте, казалась ближе всего к основным достопримечательностям. Забегая вперед, скажу, что это было ошибкой, т.к. карту, из-за топографического кретинизма, мы изучили что называется «на отъ..бись».
После недолгих перезвонов с парком, был сделан договор и предоплачен в размере 30% счет за проживание. Окончательный расчет должен был быть произведен при оформлении пропуска в парк в визит-центре г. Пяозерский.
Остальные гостиницы на маршруте были забронированы ближе к маю через booking.com.
Машина в этом году осталась прежней - Форд Фокус второй генерации, со стартовым пробегом 188 тыс.км.
Перед поездкой было сделано стандартное ТО на даче с заменой всех технических жидкостей. Также, были помыты радиаторы и сделана диагностика ходовой в профильном клубном сервисе.
Подготовка шмурдяка в этот раз была более «плотной». Учитывая отсутствие всяческих удобств в парке, были взяты в поездку в довесок к стандартному набору:
Газовая плитка + туристические балоны, посуда для готовки на огне.
Пила, топор, ножи, жидкости для розжига, шампуры, фонари.
Увеличенный запас разных круп, макарон, чая, сахара, гороха, кукурузы, тушенки, орехов + несколько дошираков на «экстренный случай».
Одежда подбиралась под длинные пешие переходы в непогоду- берцы, рюкзаки, защитные куртки и штаны, дождевики, «болотники» и т.д.
Набор средств от комаров и пр.
Ящик с инструментом, технические жидкости, запасные свечи, дворники, предохранители, ремни навесного + съемники, лампочки, жгутики и прочую мелочь на машину.
Как ни странно, но все это безобразие поместилось даже без всяких «тулей» в «маленькую машинку, совершенно не предназначенную для путешествий» (с) (цитируя слова родственников на больших джипах, которые дальше московской области выезжают только по праздникам, да и то не более чем на 350 км по радиусу, говоря, что это «дальняк»:))
Итак, старт был намечен на 30.06.18.
30.06. Москва-Депо (Белый Ручей), Вологодская область
Проснувшись в 5 утра после долгих вечерних сборов, покидав вещи в машину, взяли старт в сторону трассы М8 из ЦАО.
Цель - добраться до г. Вытегра Вологодской области, вернее до п. Белый Ручей, где был забронирован домик в кемпинге, для ночлега. Т.к. выдвинулись достаточно поздно - попали в пробку почти сразу за МКАД в районе Королева. Пробка была не самой страшной - ползучая, но, тем не менее, час был потерян. Вырвавшись на оперативный простор, поехали дальше. Должен сказать, что я откровенно недолюбливаю трассу М8, особенно до Вологды, и в этот год сей факт проявился особенно ярко. Может быть сыграло роль практически полное отсутствие дальних поездок начиная с октября 2017 года, может просто усталость сказалась, но участок Москва-Вологда дался почему-то нереально тяжело. Хотя почти нигде не стояли. Просто видимо не «прикатался» еще. В одной из версий поездки было предусмотрено посещение г. Череповец, в котором интересовал музей металлургической промышленности «Северсталь». Но силы иссякли, и пришлось оставить это на другой раз. Проще говоря, было адски «влом» делать еще лишний крюк в сторону.
Остановились перед Вологдой на «Лукойле» на дозаправку и перекус.
После привала и обеда наш дальнобойный процесс пошел несколько ловчее. Дорога стала однорядной (впрочем, она и была такой после Ярославля), с ремонтами местами, трафик сильно ослаб.
При движении на север температура под вечер начала резко падать и в итоге опустилась до 11 градусов (против 25 московских), при этом темнеть стало позднее.
Природа стала напоминать южную Карелию - песок, сосны по обочинам. Ближе к 9 вечера финишировали у нашего кемпинга. Он представлял собой стоянку с несколькими домиками.
Как только вышли из машины, были атакованы комарами. Север, однако.
Увидев такой домик, немного поморщились, подумав, что он не очень комфортный…
Мы потом со смехом вспоминали этот момент в Паанаярви, где по сравнению с местными лачугами, этот домик окажется просто отелем «Ритц-Карлтон», но это будет, потом.
А пока мы приготовили ужин, поели
и легли спать.
01.07 Белый Ручей- Вытегра- Медвежьегорск-Кемь.
Проснувшись пораньше утром, перекусив, сдали домик и выдвинулись в сторону г. Вытегра , чтобы осмотреть музей- подводную лодку. На улице шел дождь, и было прохладно. Термометр показывал 9 градусов. После 25 градусов в Москве это прямо отрезвляло.
Сам город Вытегра не запомнился чем-либо примечательным, вбив координаты подлодки в навигатор, прибыли к достопримечательности. Это музей на базе подводной лодки Б440, 1970 года.
Найти музей подводной лодки в Вытегре легко, он находится недалеко от речного вокзала и улицы Комсомольской.
Меня сильно интересовало, почему именно в Вытегре, на окраине вологодской области, решили сделать такой необычный музей. Ответ на него был найден на стендах экспозиции.
Если вдуматься, то до ближайшего моря, напрямую будет наверное километров под 500, но именно здесь родилось несколько контр- вице- и просто адмиралов. Кроме того, Вытегра- родина отслужившего два десятка лет на Северном флоте капитана I ранга Александра Александровича Штурманова –заместителя главы Вытегорского района Вологодской области.
В общем, если вкратце, то лодка была доставлена в Вытегру из Кронштадта, связи Штурманова А.А способствовали этому знаменательному событию.
Был проведен дорогостоящий ремонт, сложная доставка с использованием понтона весом 200 тонн, пришлось углублять дно водохранилища для установки лодки, но оно того стоило.
Достопримечательность оживила интерес к Вытегре со стороны российских и иностранных туристов.
До этого я не видел подлодки изнутри, поэтому было весьма интересно.
Про это место уже очень много отчетов в сети Интернет, поэтому я не буду слишком дотошно расписывать устройство.
Осмотрели отсеки- все есть: машинное отделение,
торпедный отсек,
даже туалет.
Представлена экипировка для погружения пли ликвидации аварий.
Осмотрели все внутри и снаружи, поднялись наверх к рубке,
после этого пошли к машине.
Выехали из города и поехали в сторону Медвежьегорска.
Трафик был почти нулевой, дорога пустынная, по две полосы в каждую сторону. Въехали в Карелию, лес стал менее густым.
Проезжая г. Пудож заехали на заправку ТНК, похоже единственную из «брендовых» в этом городе и окрестностях. Вспомнив о малом количестве АЗС на трассе «Кола», залили полный бак, и перекусили.
Погода вновь начала налаживаться, вылезло солнце.
По прогнозу на следующие дни в Пяозерском должно быть тепло. Что ж, это было бы отлично.
Почти объехав Онежское озеро с востока , подъезжаем к г. Повенец, пересекаем Беломоро-Балтийский канал, который строился силами заключенных ГУЛАГа. Остановились сфотографировать.
Из «скворечника» сразу выскочила вахтерша, но я уже прыгал в машину, дискутировать было некогда. Подъехали к каналу со стороны церкви Николая Чудотворца, построенной в 2003 г. Спокойно вышел к каналу и все сфотографировал.
Издалека церковь производит более приятное впечатление.
g
После осмотра церкви мы направились в Медвежьегорск, по пути прикупив в хозяйственном магазине недостающие «прибамбасы» для житья в парке.
В Медвежьегорске нас интересовали финские оборонительные сооружения времен Великой отечественной - укрепрайон. Проехав на окраину города, оставили машину около развалин, и пошли смотреть. Система укреплений разнесена по большой площади, в разных точках города. Мы же попали в самую «ходовую» точку.
Поразил объем проделанной работы, выдолбленной породы, насколько сильно финны подготовились к обороне.
Но вся проблема в том, что без проводника-экскурсовода это место не столь интересное, многое просто просматривается «на бегу». Побродив по казарме, вырубленной в скале с фонариками,
вышли к склону , где расположены ДОТы.
С этого места открывается отличный вид на город и северную оконечность Онежского озера.
Вернулись в машину и поехали в сторону трассы Е105 «Кола».
Дорога по сравнению с 2010 годом в отличном состоянии. Ремонты идут, но т.к. трафик слабый, пробок и заторов нет.
Долетели до п. Пушной, где заправили полный бак на АЗС «ТНК» и поехали прямиком в Кемь.
Обратили внимание, что солнце зависло на горизонте, и, несмотря на поздний вечер, даже не думает садиться.
Доехали до Подужемской ГЭС и свернули на перекрестке в сторону города. А вот дорога от М18 до Кеми за 8 лет не изменилась - только ухудшилась: волны, «стиральная доска», ржавые отбойники. Все как всегда. Стабильность…
21 километр до города от трассы ехали минут 20. Кемь тоже не изменилась: дыры на дорогах, депрессивный пейзаж, ржавые вагоны на переездах, покосившиеся бараки, невзрачные, серые пятиэтажки… Решили заехать в «Пятерочку», чтобы закупить провизию перед посещением парка, и не бегать утром. И, забегая вперед, скажу, что это было верное решение. Но об этом завтра.
Созвонились с хозяйкой квартиры, в которой у нас был забронирован номер, подъехали к дому, вышли из машины. Сразу же были атакованы шквалом мошкары. Карелия...
Квартира была в пятиэтажке. Когда вошли в дом - как будто попали в ретро… в коридорах деревянные полы…
Окна на кухне –как половина от окна в хрущевке. Надо было посетить деревянные бараки - вот это была бы вообще «машина времени» .Как в них живут люди даже страшно представить.
Вытащили сумки, поужинали. Солнце даже не думало садиться, несмотря на время 23-00..
Задраив шторы, легли спать.
Сон был тревожен.
2.07.18 Кемь – Софпорог- Пяозерский- Национальный парк «Паанаярви»
«Солдаты шилом бреются,
Солдаты дымом греются-
Какое счастье тут?..» (Н. А. Некрасов. Кому на Руси жить хорошо)
В этот день предстояло «погружение в бездну»- заезд в Паанаярви. Погода радовала, было тепло и солнечно. 20-23 градуса тепла. Просчитывая маршрут, мы спрашивали про дорогу до парка, и выяснили, что ее состояние мягко говоря не ахти, поэтому решили вставать в 5 утра и стартовать asap! Должен сказать , что это было очень мудрое решение.
От Кеми до поворота с Р-21 на Софпорог расстояние 170 км, далее от перекрестка до визит- центра парка (где нужно пройти регистрацию), еще 102 км. И еще 60 км от визит- центра до шлагбаума кордона парка.
Выдвинулись из Кеми, залив полный бак на ТНК. Расстояние до пересечения с трассой А-136 преодолевали долго-в Кемском районе трасса в ремонтах, поэтому разгоняться не удавалось.
Только позже процесс пошел. И вот примерно в 10 часов мы на заветном перекрестке.
Дорога Лоухи — МАПП Суоперя (ранее А136) — автомобильная трасса регионального значения в Республике Карелия.
Она идёт из посёлка Лоухи в город Куусамо (Финляндия) через Сосновый, Кестеньга, Софпорог, Пяозерский и МАПП Суоперя. Должен сказать, что по мере удаления от трассы «Кола» качество покрытия ухудшается в арифметической прогрессии. После п. Сосновый асфальт пропал, начался тряский грейдер со «стиральной доской» который не ровняли уже очень давно.
На некоторых участках думал, что отлетят колеса и вылетят стекла из дверей. Некоторые куски с асфальтом были как после бомбежки вражескими самолетами.
Пока из всех дорог, по которым я ездил, это самая худшая. А учитывая, что эта трасса идет на международный переход - вообще, мягко говоря, срамота.
Связь пропала совсем после проезда п.Сосновый. Телефон зазвонил в последний раз, после этого затих, и больше индикатор связи не появлялся до 06.07.18..
В Софпороге проехали пост пограничного контроля, где проверили паспорта, спросили о цели поездки.
Время было уже близко к 13 часам, и мы реши поднажать, чтобы успеть до обеда оформится в визит- центре. Практически на последней минуте въехали в Пяозерский, и прибыли к центру.
Зарегистрировались, доплатили остаток, получили путевку в парк, взяли мангал, прослушали инструктаж пограничника о пребывании в погранзоне.
Был еще один нюанс. Бензина осталось ровно полбака. Впервые приехавши в парк, мы забронировали место в домике Нурис, который оказался расположен ближе всего к въездному КПП, но дальше всего от всех точек достопримечательностей. Поняли мы это, когда было поздно.
Это привело к тому, что каждый день приходилось наматывать почти 16 км по убитому грейдеру парка, как минимум до развилки на реке Оланга и дальше до точек спешивания/сплава. Т.е. Каждодневный пробег выходил в районе 40 км, которые давались нашему Фокусу не очень легко. Учитывая этот просчет, мы решили залить в Пяозерском полный бак, чтобы не оказаться без горючего в парке.
Заправка в городе только одна - со старыми колонками времен совка, безымянная.
К ней идет убитая пыльная грунтовка.
АЗС работает только днем.
Давно такого не видел, еще со времен СССР. Но все на ней заправляются, следовательно, бензин должен быть нормальным. Выбора не было, мы поехали. Цена на АИ95- космос 48 р/литр.
Залили полный бак, заехали в «Магнит», купили еще провианта и мясо.
Поплутали по городу и выехали в сторону КПП парка. Все что я говорил про состояние трассы А-136 можно смело сказать и про 60-ти километровый участок дороги к кордону парка. Только еще умножить на два.
Качество дороги было просто мерзкое - местами просто лежали булыжники с кулак + стиральная доска.
Нетерпеливо смотрели в навигатор- казалось, что машина ползет как черепаха вокруг Кумского водохранилища.
То же самое ждало нас в парке.
60 километров проехали за три часа.
Оформились на КПП, получили простыни, белье, и поехали к избе.
«Нурис»- самый маленький домик, рассчитанный на 5 человек, с минимальной загрузкой 3 человека.
Это нам как раз подходило, в остальном достоинств не было. Кроме того, он показался мне достаточно «усталым». Хотя тот же «Поплавок» рядом с Олангой оказался не лучше. На первый взгляд.
Машину пришлось бросить прямо на грунтовке, т.к. подъезда к домику нет.
Вернее есть, но можно проехать только на КРАЗе-лаптежнике.
Когда я подошел к домику, был легкий напряг - непривычно прибывать в «апартаменты» такого «люкс» класса.
Из удобств была печка-буржуйка, умывальник на улице из дешевой китайской пластмассы, из которого вылетает «пипочка», а воду в нем оставлять нельзя- вытечет, короткие нары (пришлось спать по диагонали, иначе ноги висели),
сортир типа «очко», беседка, кострище, колун.
Всё. Тока в избах нет, поэтому взяли подвесные фонарики. Мобильной связи, интернета, на территории парка нет. Вся связь с внешним миром через егерей, между собой у них связь через рации.
Воду предлагалось пить из рек, но мы не рискнули и закупили пять 5-ти литровок. Должно хватить.
Выгрузили сумки, разложились. Еще в Пяозерском обнаружил, что протекла жидкость для розжига в багажнике, отмыл резиновый коврик и зонт , оставил сушиться.
Развели огонь, сделали шашлык.
Не смотря на светлоту, время было уже позднее - почти 11 с лишним часов, мы начали готовиться ко сну.
Заснуть не удавалось долго - солнце в этих широтах в это время садится, вернее, присаживается, если точнее говорить, на час-полтора.
Ночью проснулся от странного хруста, шуршания. Начал осматривать избу, и обнаружил в углу вот это.
С такими темпами изба может просто не дожить до следующего сезона. Короед-термит просто зверствует.
Кое-как уснул.
Можно разместить этот отчет в социальных сетях. Таким образом Вы помогаете популяризации сайта.