Откуда: Москва Когда: 07/2018
По маршруту: Вытегра, Медвежьегорск, Кемь, Пяозерский(Паанаярви), Тэдино, Кандалакша, Кировск, Оленегорск, Мурманск, Териберка, Корзуново, Никель, Мончегорск, Полярные Зори, Питкяранта, Рускеала, Лахденпохья (часть 2)
Рейтинг отчета:
Автор: Участник форума: Maratosa
ЧАСТЬ 2.
Начало тут:http://autotravel.ru/v_report.php/2433
7.07.18 Кандалакша-Кировск-Мурманск (380км).
Проснулись пораньше, собрали вещи, и выдвинулись на восток в сторону порога на реке Колвица.
По описанию из интернета, нужно было доехать до c. Колвица, съехать на грунтовку, после чего оставить машину на площадке возле моста и идти на восток вдоль села рядом с рекой до порога.
Что мы и сделали.
Честно говоря, порог не очень впечатлил, но это за счет того, что осмотренный порог Киваккакоски был очень хорош. На фоне него этот выглядел «бледно».
Осмотрев его, сели в машину и поехали в сторону М18 Кола. При выезде из города залили полный бак.
Погода ухудшилась, пошел дождь.
Дорога была в целом в хорошем состоянии, местами проезжали ремонты.
Следующим пунктом осмотра был город Кировск, где мы хотели посетить горно-геологический музей ОАО "Апатит" группы компаний «Фосагро».(http://mvc-apatit.ru ; https://vk.com/museum_apatit)
Пока ездили по городу, рассмотрели его подробнее. Город расположен у подножья Хибин, когда едешь, можно крутить головой бесконечно, т.к. он окружен горными склонами.
Мне лично это напомнило казбегский район в Грузии.
Конечно сравнение не совсем корректно, скажет читатель , но это первое, что пришло мне на ум. Горы чем-то похожи, правда у нас они сильно пониже. Хотя такие же «бархатные».
Но все равно очень красиво и у меня осталось твердое убеждение, что окружающие горные виды - основная визитная карточка города.
Покрутились и встали на стоянке у музея.
Музей - отличный, современный. Кроме того бесплатный.
В нем представлена экспозиция различной тематики: Освоение Хибин,
строительство и история города, производство и добыча полезных ископаемых,
техника, применяемая в этой промышленности,
коллекция самоваров.
Ну и без камней не обошлось.
Хотя после посещения музея Ферсмана в Москве, камни мы смотрели больше для галочки.
Сотрудница музея провела по первому этажу с экскурсией, рассказывающей об истории освоении этого края и строительстве города, о группе компаний «Фосагро», о выпускаемой ею продукции и предприятиях.
После этого самостоятельно осмотрел второй этаж – там были самовары и камни.
В целом музей очень понравился, все очень современно и приятно сделано.
После музея решили подъехать посмотреть полярно-альпийский ботанический сад им. Аврорина.
Но тут нас ждал «облом». Объект уже закрылся.
Но мы не сильно расстроились, т.к. были на Cоловках в похожем (наверное) саду.
Еще раз посмотрели город пока ехали к трассе.
Выехали на шоссе и помчали в сторону Мурманска. Погода налаживалась, появилось солнце, которое светило потом нам всю поездку.
Проезжая Апатиты увидели техногенный пейзаж. Выжженная земля, загаженная горно-обогатительным комбинатом, безжизненные водоемы.
Говорят, что на комбинате установили новые фильтры. Но тем не менее, только в этом году тут произошло два выброса диоксида серы, ПДК была превышена в несколько раз.
Остановился, сфотографировал речку.
Следующая остановка была недалеко от развилки на г. Оленегорск, куда мы заехали посмотреть на Комсомольский Карьер.
Несколько километров по грунтовке и мы у цели.
Скажу честно, после карьера в г.Асбест на Урале, этот совсем не впечатлил.
Поехали дальше, в Мурманск, где нас ждала квартира на ближайшие несколько дней.
Деревья вокруг становились все более низкорослыми. И вот уже вечером мы достигли мурманской объездной, которая по качеству и размаху напомнила мне сочинские развязки. Очень масштабный проект.
Сам город расположился на сопках. Весьма необычно. Наша квартира находилась на ул. Коминтерна, почти рядом с портом и основными достопримечательностями. Время было уже 9 часов вечера, но солнце тут не садится - полярный день. Заселившись в квартиру, сходил в магазин за провизией. Перекусив, попытались лечь спать, «задраив» шторы на окнах.
Однако удавалось это с трудом.
Все же потом удалось заснуть.Полярный день тут наблюдать очень удобно- солнце не заходит за горизонт больше суток, описывая окружность вдоль линии. Это происходит из –за того, что плоскость экватора наклонена к плоскости земной орбиты под углом 23град 26мин. Самый короткий полярный день на широте полярного круга- он тут длиться около 2 суток. Самый длинный- на полюсах. Он длится больше 6 месяцев.
8.07.18 Мурманск-Териберка-Мурманск (270км).
В этот день, проснувшись пораньше, я решил сходить на экскурсию на ледокол "Ленин", который стоит на причале в порту. Жена и ребенок устали, сказали, что не пойдут, и остались в квартире отдыхать.
Вышел из дома, и пошел в сторону порта.
Перешел железнодорожные пути, еще немного и я был у причала.
Ледокол «Ленин»- первое в мире гражданское судно с ядерной силовой установкой. Ядерная установка вырабатывала пар для турбогенераторов, а те питали постоянным током электродвигатели, приводящие в действие гребные винты.
Стройка была всесоюзной- в разработке принимало участие около 500 заводов и НИИ. Начало эксплуатации датировано 1959 годом. Автономность ледокола достигала 1 года, что было настоящим прорывом по сравнению с дизельными ледоколами. Последний выход в Арктику датирован 1989 годом. Всего ледокол провел 3741 транспортное судно. Его пробег за всю эксплуатацию составил 654400 морских миль.
Рядом здание морского вокзала.
Экскурсии на ледокол запускали три раза в день в 12-00, 14-00 и 16-00. Посещение без экскурсии запрещено.
Пока ожидал открытия, осмотрелся вокруг. Прошелся по скверу рядом с причалом. Представлена история строительства Мурманска.
Тут же расположен памятник погибшим работникам порта в годы Великой Отечественной.
Вышел на пирс и увидел большой круизный лайнер, швартующийся у пристани.
Но вот время подошло и группу собравшихся туристов пустили на корабль.
Экскурсию проводил матрос, работающий на корабле, было очень интересно.
Даже несмотря на то, что в настоящий момент судно стоит на «приколе» - оно является действующим, т.е. на борту есть капитан и команда, идут проверки, платится в бюджет огромный транспортный налог и т.д.
Должен отметить, что после посещения в 2015 году в Санкт-Петербурге ледокола «Красин», впечатления от «Ленина» были несколько «смазанные». Хотя это разные суда. Огромный плюс «Ленина»- очень интересно рассказывающий экскурсовод.
После рассказа о истории судна, нас повели по кораблю.
Показ начали с машинного отделения.
Осмотрели турбину, даже дают послушать звук работы турбины через динамики. Понятно, что он далек от реальности, но все же.
Потом посмотрели реакторный отсек, где виден оголовок заглушенного реактора через стекло, а рядом стоит макет, на котором все подробно показывают.
Центр управления реакторами тоже показали.
На судне установлена специальная система балластных цистерн. Когда воду из цистерн одного борта перекачивают в другой судно принимает крен и раскачиваясь ломает лед.
За все время эксплуатации были две аварии.
В 1965 году была повреждена активная зона ядерной установки во время перезаправки реакторов. Это повлекло деформацию тепловыделяющих сборок. В то время особо не беспокоились за экологию- поврежденный модуль вырезали, герметизировали и затопили у берегов Новой Земли.
В 1967 году после перезаправки ядерного топлива, была выявлена течь трубопроводов реактора. Решили заменить отсек полностью. Старый затопили в Карском море. Ядерное топливо выгрузили, атомоход отбуксировали к месту «сброса», прорезали дно и выгрузили установку в воду. После этого установили новую ядерную установку и атомоход вновь стали эксплуатировать в 1970г.
Интересно, что сейчас происходит с этими "артефактами" на дне Карского моря? Как говорится:"кто будет последний валить из этой страны,пусть не забудет выключить свет в аэропорту" -Наверное это наиболее верно характеризует трэнд:)
Прошли мимо экспозиции интерактивной выставки, посвященной льду в Арктике – «Атом и Арктика»
Тут нам рассказывали про толщину льда, который ломает ледокол и как ее определяют. Говорят, что местные «спецы» настолько круты, что уже могут определять ее с вертолета даже по цвету, без приборов.
Посмотрели кают-компанию, каюту капитана.
Осмотрели рабочие помещения, кабинет оказания медицинской помощи,
рубку.
Качество отделки интерьеров погружает в эпоху СССР. Карельская береза, шпон, все очень качественно и монументально.
После осмотра, прикупил сувениры и пошел в квартиру.
По пути к ж/д вокзалу увидел паровоз, установленный около путей 1 октября 2016 г., в честь столетия начала железнодорожного сообщения между Петрозаводском и Мурманском.
Погода была солнечная, прошелся пешком до дома,
где мы немного перекусили и решили поехать в Териберку.
Было воскресенье и, как мы поняли, все горожане поехали туда на уикенд.
Мы тоже последовали их примеру.
Дорога на Териберку состоит из 2 частей. Первые 100км – однополосная асфальтовая,
и 40км - это пыльный грейдер, который уже начали асфальтировать в районе Териберки. Должен сказать, что этот грейдер очень качественный по сравнению с грейдером до Паанаярви. Лучше так раза в 2.
Вокруг тундра и периодически попадаются тундровые леса- с карликовыми деревьями. Все склоны устланы мхами. Кое-где лежит снег. Очень необычно.
Но, честно говоря, мне больше по душе природа северной Карелии, с топями, соснами, лугами и т.п.
И вот мы въехали в поселок, который делит на 2 части река Териберка.
В поселке разруха и упадок. Покосившиеся дома, в которых ютятся собаки,
церкви. Хотя есть и отремонтированные постройки.
Брошенные суда вросли в грунт и постепенно превращаются в труху.
Мы поехали по главной дороге в сторону водопада (по координатам). Проехали мимо свалки. Все же какие люди свинтусы... Насрать , да в таком экологически чистом, светлом, красивом месте.. Ах, это "Прелестно , прелестно"(с)...
Трафик к этому месту очень оживленный, даже возникают натуральные пробки.
Оставив машину на парковке, решили, что пешком даже быстрее.
Видны очертания берега Баренцева моря.
Пейзажи довольно красивые.Симбиоз Соловков с галечными пляжами Адлера)
Выходим на последний подъем, который некоторые горячие головы форсировали на кроссоверах, периодически чиркая «брюхом».
И мы почти у цели.
Водопад очень красив.Даже не сколько водопад, сколько расщелина.
Пошли дальше по грунтовке по моху, пейзажи вокруг очень необычные.
Залез на одну из сопок поснимать.
Назад иду «поверху».
Навстречу попадаются люди, спрашивают про береговую батарею. Говорим, что мы не дошли. Да, да , именно так. "Слились" (с) -как я обычно говорю в таких случаях.
Впрочем, когда выезжали, я видел ее фото в интернете, решил что сильно напрягаться ради ржавых пушек не стоит. Ну а мы любуемся красивостями:
Прощальный вид на Терриберку
Довольные, мы вернулись в машину и поехали в сторону Мурманска.
Не смотря на поздний час солнце не садилось вообще.
И в 0-00 часов ночи мы приехали в город.
Уже хотелось есть, я бы даже сказал просто жрать, причем адово, а сил и времени готовить уже не было и мы совершили «преступление» против наших стройных фигур- заехали в макдак и взяли по биг-тейсти и филе-о-фиш. Да, да, именно почти в 0-00 ночи. Кстати, этот Макдональдс самый северный в мире (ул. Ленинградская, д. 20/3).Вот так, по светлому времени мы финишировали у дома примерно в час ночи (или дня?, кто же его знает))
Уставшие, легли и «отрубились».
9.07.18 Мурманск.
Проснулись на удивление рано. Этот день было решено посвятить музеям. Начали с Краеведческого.
Пока шли к нему, прошли мимо памятника сержанту А.Ф. Бредову, который подорвал себя и фашистов гранатой в 1944 году во время боев за Печенгу.
Экспозиция краеведческого музея обширна.
Тут и минералы, и природа края, и освоение Кольского п-ова, и город во время войны и развитие региона до советского периода.
Несколько этажей, большое количество огромных залов- тут можно зависнуть надолго.
После осмотра краеведческого музея, поехали смотреть храм Спас на водах и расположенный рядом с ним мемориал - маяк, установленный в память о погибших моряках и часть рубки АПЛ "Курск". Еще одна катастрофа в истории современной России, окруженная многими вопросами.
Этот комплекс был открыт в 2002 году в честь 85-летия основания Мурманска,
После этого нас ждал Военно-морской музей Северного флота. Паркуем машину и идем смотреть.
С виду музей старый и ветхий, но это только совсем не мешает знакомиться с очень интересными экспонатами.
Очень много вещей, посвященных военной истории, причем разных периодов.
Тем, кто интересуется военной историей, очень рекомендую. Причем представлены разные периоды- от царских времен до современности.
На обратном пути заехали посмотреть памятник Ждущей, открытый в 2012 году.
Очень красивый монумент и виды на Кольский залив.
После этого поехали смотреть памятник защитникам Заполярья (или Алеше, как его называют местные).
Памятник возвышается над городом и смотрит как бы на запад, откуда наступал враг и в сторону Долины Славы, где шли ожесточенные бои на подступах к Мурманску.
Изначально памятник хотели установить на площади Пяти углов, но в итоге он был установлен на этой сопке. В 1975 году тут состоялось захоронение останков Неизвестного солдата. Сам монумент полый, у его подножия горит вечный огонь.
Радом с памятником смотровая площадка с отличным видом на залив и город.
После осмотра идем через парковую зону к мемориалу, посвященному практически полному уничтожению Мурманска в годы войны -монументу Жителям военного Мурманска.
Место тихое. Очень красивый мемориал. В центре композиции -труба сгоревшего дома, как напоминание о страшном времени, когда Мурманск был фактически стерт с лица Земли. Чтобы не забывали.
Народу не очень много, на стенах есть фотографии Мурманска в этот период войны.
Отсюда открывается вид на Семеновское озеро. Погода отличная, народ купается.
Посмотрев, пошли назад через парк.
Очень напомнил рукотворную зону «тундра» в парке Зарядье, в Москве. Удивляет, как такой парк еще не благоустроили. В Москве бы в миг все было «освоено».
Сели в машину и поехали домой, заскочив в «Штолле» и купив пирожков.
День был насыщенным и удался. Ночью опять кое-как заснули. Полярный день уже начал, честно говоря, немного "напрягать".
10.07.18.Мурманск-Никель-Корзуново-Мурманск (405 км)
В этот день опять была отличная погода, светило солнце, поэтому было решено посмотреть достопримечательности под открытым небом - прокатиться к западу от Мурманска.
Потолкавшись на улицах, выезжаем из города в сторону норвежской границы. Дорога - хорошая однорядка, временами попадаются засады ГАИ
Въезжаем в Долину Славы или Долину Смерти - второе такое название. Во время войты тут шли ожесточенные бои, мы понесли огромные потери.
Но немцы не смогли пройти дальше. Тут очень много памятников. Посещаем один из мемориалов.
Очень сильный мемориал, особенно когда представляешь, какие бои тут шли.
В п. Титовка останавливаемся на КПП. Начинается погранзона - смотрят паспорта и багажник. Едем дальше, проезжаем воинские части.
На подъезде к г. Никель видим апокалипсис- комбинат по добыче никелевых руд работает, при этом пейзажи вокруг него совершенно «марсианские». Виден резкий контраст местности и растительности у комбината и поодаль от него.
Проезжаем этот город по объездной и выезжаем на дорогу Никель-Приречный. Находим парковку у реки Шуонийоки.
Еще немного прошли пешком, и мы у смотровой площадки водопада.
Водопад показался весьма неплохим. Особенно учитывая легкую транспортную доступность.
Высота его 8метров. Достаточно полноводный, разделен на три рукава.
Понаблюдав,
пошли к машине.
Следующий пункт остановки- п. Корзуново. Проехав г. Никель, выехали на дорогу к селу.
Тут в середине 20го века было развернуто три авиаполка, и в одном из них начинал летать Ю. Гагарин, когда он прибыл сюда после окончания Чкаловского летного училища.
Потом он написал рапорт о желании участвовать в космических полетах и главнокомандующий Северными ВВС Е. Корзунов, порекомендовал его, после чего Гагарин был переведен в отряд космонавтов.
Теперь территория, воинской части заброшена. Дом-музей Гагарина закрыт. На территории части мы увидели бюсты Гагарину и Корзунову и самолет Ан-2 на постаменте. Кругом разруха.
Вот такое странное местечко…
После этого мы поехали в Трифоно-Печенгский монастырь, который был по дороге в Корзуново.
Монастырь был выстроен заново. Изначально он был действующим при Иване Грозном. Потом он был полностью разрушен. Сейчас его возрождают по старинным планам.
Все постройки из дерева.. Выглядит как крепость - башни, ограда, храм. Вообще это самый северный действующий православный монастырь в мире.
Работы по восстановлению еще ведутся. Осмотрев, выдвинулись в сторону «дома» в Мурманск.
Погранпост был пройден без проблем, и по мосту через Колу мы въехали в город, заправившись перед завтрашним большим перегоном в сторону дома.
11.07.18 Мурманск- Мончегорск- Полярные Зори- Медвежьегорск
Встав в 5-30, завтракаем, покидав вещи в машину, стартуем в сторону дома.
Погода по-прежнему отличная, выезжаем на М18, бодро едем в г. Мончегорск, где нас ждет музей цветного камня им. Дава. Подъехали к зданию музея на ул. Металлургов. И поняли, что он закрыт, т.к. было еще рано. Музей работает с 12-00. Зашли в магазин и сходили в сторону набережной Имандры.
Осмотрелись вокруг, решили заехать пока в Музей истории города (ул. Царевского, д. 1,).
Музей маленький, расположен в небольшом домике.
Много различных экспонатов посвященных природе и флоре и фауне Лапландского заповедника, строительству комбината, военному времени, современности.
Осмотрев, вернулись на пр. Металлургов. Музей камня уже открылся.
Возможно , после музея Ферсмана в Москве и музея в Аппатитах наступило перенасыщение и он не произвел должного впечатления.
Требовалась «перезагрузка», хотя, в общем-то, были интересные экспонаты.
Прикупили большой магнитик на память и поехали дальше на трассу.
Была идея заехать в музей Кольской АЭС в г. Полярные Зори, но после разговора с ними по телефону нам сообщили, что экскурсия невозможна, т.к. все уходят раньше. Мы все же решили попытать счастье и поехали. Завернули в город примерно в 14-00, нашли информационный центр АЭС и я пошел смотреть.
И тут повезло. Поднявшись на второй этаж, я попал в музей. Одновременно со мной туда поднялись два парня, как в последствие выяснилось, прибывших на АЭС проходить практику, и начинавшие тут свой первый день.
Их встретила сотрудница АЭС, и, спросивши у нас “кто, откуда, и зачем?” решила провести экскурсию по музею для всех. Я присоединился.
Музей рассказывает о строительстве АЭС, энергетике Кольского п-ова, различных системах контроля радиации,
новых технологиях утилизации отходов, об устройстве самой АЭС,
продлении сроков эксплуатации реактора. Все было рассказано очень доступно и понятно.
Довольный, я пошел к машине, мы перекусили и поехали в сторону Кандалакши, но не по трассе, а по второстепенной дороге, идущей параллельно трассе.
В Кандалакше выезжаем на трассу, заправляемся на Роснефти, и едем дальше.
Уже часов в 6 въехали в Карелию, сразу ощущается, что солнце стало активнее идти «на посадку».
Проехали Полярный круг, потом знакомый поворот на Пяозерский, въехали в Кемский район.
Сквозь ремонты прорвались до уже почти родного поворота на Кемь, потом доехали до п. Пушной, заправились на ТНК до полного бака, выпили кофе. Уже в сумерках проезжая по свежеукатанному асфальту в беломорском районе, увидели медведя на обочине дороги. Все равно еще было достаточно светло по сравнению с Москвой. Ближе к 12 ночи свернули на Медвежьегорск, и по спящему городу добрались до отеля «Времена года» (улица Чкалова, 30) ,который находится в комплексе «Малая медвежка» ( https://medvezhka-karelia.ru/blog.php). Заселяемся, номер очень качественный, дом из карельской сосны, до озера 60 метров, до ресторана — 70 метров. Перекусили, и легли спать в 1-20. За окном уже был восход…
12.07.18. Медвежьегорск-Сортавала.
В этот день нам предстояло добраться до города Сортавала, чтобы «закрыть долги» 2009 года- посмотреть те места, которые мы не успели посмотреть в тот заезд. А их было не мало: Водопад Белые Мосты, Крест Скорби, Развалины завода в Рускеале, Итальянский карьер, финскую кирху, и самое главное-музей частной коллекции Кронида Гоголева.
Утром проснулись,
сходили позавтракать в «Медвежку».
Отличный ресторан. Все очень качественно и вкусно. Пошел полюбоваться видом на Онежское озеро.
Вода -кристальная.
Пакуем вещи и выезжаем в сторону Петрозаводска.
Дорога на этом участке существенно улучшилась по сравнению с 2010 годом.
В районе Пряжи сворачиваем на дорогу А-121. Покрытие дорожного полотна тут уже не очень ровное, идут ремонты примерно до Колатсельги. Потом пошла отличная дорога по одной полосе в каждом направлении. В Питкярантском районе после заправки на АЗС ТНК немного поднажили.
По пути заехали посмотреть монументы, посвященные погибшим в Советско-Финской войне.
Потом подъехали к кресту скорби.
Сильный памятник, открытый относительно недавно.
Следующей точкой был водопад Белые мосты. После изучения описания проезда в интернете перед Леппясилта сворачиваем на строящийся грейдер. Место расположения водопада легко читается на карте Яндекс.
Проехали по грейдеру до указателя на водопад, дальше дорога начала портится. Мы видели Опель Вектру и Шкоду Рапид, которые проползли туда и обратно до площадки водопада, но мы все же решили спешиться, т.к. Фокус был сильно нагружен и «дифферент на корму» был довольно приличный.
Пешком было идти не очень далеко, но было две "засады" на пути - слепни и змеи (которых кстати не было в Паанаярви, но с избытком в Южной Карелии), тем не менее путь был преодолен, мы вышли на опушку у водопада.
Спустились к подножью. Конечно, после посещения Киваккакоски, остальные водопады Карелии воспринимаются более «прохладно». Исключение, я полагаю, будет составлять только Кумо-порог(на нем мы не были), но тем не менее, Белые мосты очень неплох особенно за счет высоты водосброса.
Вдоволь насладившись зрелищем, побрели назад к машине.
Дальнейший путь лежал прямиком в Рускеалу, где мы хотели посмотреть развалины завода и второй карьер.
Появляются очертания уже знакомых деревенек вокруг Ладожского озера,
и мы выезжаем на дорогу, идущую на МАПП Вяртсиля.
Дорогу тоже полностью чинят, в 2009 году ехать было ловчее. Проехали указатель на мраморный карьер Рускеала, объехали поселок, и по новой дороге подъехали к стоянке у заброшенного завода.
Пошел фотографировать. Интересный «техногенчик». Говорят, скоро территорию облагородят, уже скоро пойдет «освоение», одна труба уже разрушилась. Так что, спешите видеть, господа.
Пока обходил заброшенные территории завода, вышел на озеро рядом с мраморным каньоном, обошел его, и зашел на карьер с обратной стороны – вот вам еще один лайфхак, как посещать его бесплатно. Но я уже все видел, поэтому иду дальше.
Прошел мимо гротов, в которых барахтается народ на лодках, и вышел к Итальянскому карьеру.
Честно скажу, я ожидал от него большего вау-эфекта. Не впечатлил. Совсем. Просто красивые срезы – прожилки мрамора.
На кладбищах на плитах можно увидеть аналогичные картины. "Пощелкал" фотиком, пошел к машине.
На сегодня объектов к осмотрю больше не было, и мы поехали в город. Сортавала встречает нас свежим асфальтом, новым спортивным комплексом. В целом город стал более ухоженным, нежели был 9 лет назад. Все подлатали, подтерли «сопли».
Мы созвонились с хозяйкой отеля, он находился прямо на въезде в город, и решили «скинуть» вещи сразу.
После этого поехали в центр города в кафе «Релакс», которое нам очень понравилось еще по прошлому разу.
В 22-00 приехали, и как раз просидели за ужином до 23-00 –до закрытия. Поели карельских блюд, все было традиционно очень вкусно. Вышли, на улице еще было достаточно светло, особенно в сравнении с Москвой.
Довольные, отправились в номер. Завтра последний день поездки, держим курс домой.
Должен сказать, что обычно возвращаться не хочется, но в этот раз реально уже чувствовалась некая усталость и перенасыщенность увиденным.
13.07.18-14.07.18. Сортавала-Москва.
Утром проснулись, сдали номер и поехали смотреть городище Паасо. Выехали из города, остановились около реки и пошли пешком, переодевшись в подходящую обувь. Подняться на вершину просто: около речки стоит указатель, за которым начинается тропа наверх. Сверху голое плато, но виды неплохие.
После этого поехали позавтракать в кафе «Релакс». Остановились в переулке около Никольской церкви.
Перекусив, движемся мимо причалов озера к объекту, который интересовал нас в Сотравале больше остальных- музею Кронида Гоголева.
Паркуемся, покупаем билеты, и тут ждет полный восторг! Картины , представленные в музее- это окрестности Сортавалы, природа Карелии, зарисовки к эпосу «Калевала». Да, это был настоящий виртуоз резьбы по дереву, талантище одним словом! Сам музей – действительно изюминка Сортавалы.
Просто шедевры. На одну большую картину уходило около 7 месяцев, говорят, он даже работал по ночам.
На втором этаже - коллекция картин.
Тоже отличные , прекрасные работы.
Единственная проблема – после просмотра деревянных картин, на втором десятке начинают в сознании сливаться в этакую кашу… И нет подписей. Хотя бы год и место. А так – просто супер!
Довольные, прикупили сувениров и поехали на юг из города.
Еще раз заметил, что Сортавала развивается. Появилось больше крупных магазинов, а не просто «сельпо»
Следующим пунктом был г. Лахденпохья, где нас интересовал объект, открывшийся сравнительно недавно- бункер-гора «Филина».
В 1944-1945 г это был командный пункт финской армии, который разместили в скале. Внутри сейчас представлена экспозиция о финской войне 1939-40г.
Он находится в н/п Хуухканмяки, сначала принадлежал финнам, после войны отошел СССР, использовался как склады, после развала союза был заброшен, в последствии инвесторы открыли тут музей, оборудовав весь комплекс- провели электричество, отопление, канализацию, вентиляцию и т.д..
После парковки, купил билет на экскурсию, и осмотрел окрестности. Поднялся на скалу. Сверху организованы тропинки к смотровым площадкам. Виды сверху не очень, т.к. высота небольшая.
По пути на гору стоят таблички с цитатами великих политиков и военных.
Посмотрев, спустился к выходу. Пришел экскурсовод и начал рассказ. Зашли внутрь бункера, посмотрели объем работ, который проделали финны, обустраивая пост.
Интересны некоторые факты:
В переводе с финского языка Хуухканмяки означает «Филина гора”
Никогда не служивший в армии Медведев Д.А., проходил в 1986 году 1,5-месячные военные сборы рядом с Хухоямяки.
А вот и он.
Экспозиция внутри начинается с просмотра минералов, затем рассказ о Советско-финской войне, и потом уже военные трофеи и артефакты.
Попадаются довольно редкие вещи.
С экскурсоводом повезло - мужик очень интересно рассказывал.
Но в общем и целом нового особо узнать не удалось –просто повторение школьной программы.
После экскурсии пошел к машине , и мы поехали в п. Лумиваара, где нас интересовала кирха, построенная в 1935 г. Дорога до поселка- грейдер, но довольно ровный.
Кирха находится на выезде из поселка , рядом финское захоронение.
На удивление, она сохранилась нормально.
Роспись осталась целой, стены исписаны хулиганами, но не настолько, как обычно в таких случаях.
Мне в этой связи сразу вспоминается Армения, с их трепетным отношением к предметам и религиозным местам. Там все очень чисто- никаких надписей, и прочего безобразия.
У нас еще, к сожалению, не так…
Но тем не менее. Внутри лавки, алтарь, крест.
Поднялся на колокольню по узкой лестнице. Колокол висит, удивительно, что не сняли.
С колокольни неплохой вид на окрестности.
Это был последний объект просмотра, и мы берем курс домой.
От Лумиваары до дома через М11 расстояние 925 км, которое мы должны преодолеть.
В 16 -30 выезжаем из поселка в сторону Питера. Поражает дорога А-121 (Сортавала-Спб)- от былого грейдера в 2009 году почти не осталось и следа.
Отличное шоссе почти до границы Карелии. Активно ведется строительство, скоро уберут все участки грунтовки.
На въезде в Карелию со стороны Лен. Области работает пограничный контроль и дежурит ДПС.
Въехали в Ленинградскую область и неспешно доехали до Приозерска. После Приозерска увидели страшную пробку из петербуржцев, рвущихся навстречу на свои дачи. Подъезд от Приозерска до Питера – просто автобан.
Как наша платная М11, только бесплатная. Еще немного и мы уже на КАДе. Несмотря на время около 19 часов – КАД почти пустой.
А вот съехав с объездной на М-10 ждала засада. Был вечер пятницы и дачники смешались с отпускниками, гружеными различным скарбом. Народ ехал на море. В тягучем потоке (по меркам Москвы этот затор просто никакой) мы доползли до Бабино-2 . Т.к. все остальные заправки были забиты и очереди были огромными, мы залили полный бак в 23-00 на Татнефти, заодно поужинав тушенкой.
В 0-00 съехали на новую платную М11 в районе Мясного бора. У нас уже давно был куплен транспондер, поэтому должна была выйти некая экономия оплаты, за счет скидки и за счет ночного тарифа.
Дорога М11 отличная – идет от Мясного Бора (Новгородская обл) до Медного (Тверская область) участок протяженностью почти 335 км. (208-543 км). В 2-50 мы уже объезжали В.Волочек.
Дорога позволяет держать скорость 160-170 км/ч. Можно и выше- если позволяет мотор, камер пока, как я понял, там нет. Заправки - только контейнерного типа на крайний случай.
В 3-30 съехали в Медном на старую ленинградку м-10.
Заправились до полного бака на Роснефти.
В 5 утра вышли на последний участок М11 в районе Савельево. На момент написания отчета был открыт еще один участок-обход Солнечногорск и далее. В то время, когда ехали мы, он еще не действовал.
В 5-35 уже ехали по Тверской.
Еще спустя 5 минут поездка завершилось, и через 3 минуты я уже выгружал вещи у дома.
Итог:
На удивление поездка удалась. Я думал, что после закавказских республик Север будет несколько скучноват, но это оказалось не так.
Всего за поездку преодолели 5661 км-это не самое большое наше путешествие, но довольно емкое и насыщенное.
Север традиционно порадовал, операция «Охлаждение» прошла успешно.
Понравились пейзажи и природа Кольского полуострова и города Териберка, Кандалакша, Мурманск. Но, однозначно, главной доминантой заезда оказался именно «Паанаярви» - парк произвел на меня гораздо более сильное впечатление. Тут уже настоящая, суровая, фактически дикая Карелия… хоть и не самая простая для доступа. Но главное то, что у этого места я не нашел аналогов. Из увиденного мною. По крайней мере пока. Все-таки, посещая в течение длительного времени разные места, уже начинаешь строить некий ассоциативный ряд. Т.е. смотришь и сравниваешь:" Ага, это похоже на то-то, а это на это". Паанаярви же для меня оказался "оригиналом" в чистом виде. Оборачиваясь назад, могу сказать, что это место мне показалось более сложно доступным, нежели, например, Соловки. Но главный "бонус" его в том, что людей можно увидеть только тогда, когда этого захочется. Туристов в парке немного, можно жить почти в полной уверенности, что находишься один на один с природой. Ну или почти.
Порадовала машина, которая, несмотря на не самый скромный пробег, традиционно не «подкачала». По приезду мы еще раз сменили масло, проверили всю ходовую - грунтовки Карелии (а их было не мало - в общей сумме около 600 км) прошли совершенно бесследно для Фокуса. Никаких сюрпризов в дороге и по прибытию он не преподнес.
После этой поездки я вновь заинтересовался « северным» направлением, к которому охладел за это время (последний раз мы были на Соловках в аж в 2010 году). И уже сижу-изучаю отчеты путешественников в Кенозерский, Водлозерский парки и Архангельскую область, а в перспективе можно задумать и Норвегию, были бы силы, время, деньги и здоровье.
Чего, собственно, я и желаю всем читателям. Удачи на дорогах и по жизни!
Можно разместить этот отчет в социальных сетях. Таким образом Вы помогаете популяризации сайта.