Откуда: Подольск Когда: 07/2018
По маршруту: Рассыпное, (Ставрополь), Пятигорск, Владикавказ, Верхний Ларс, Степанцминда, Тбилиси, Баку, Набрань, Шеки, Кварели, Кропоткин. Часть 2.
Рейтинг отчета:
Автор: Участник форума: костя АСТ
Первая часть. http://autotravel.ru/v_report.php/2436





















































Камни, кирпичные заборы, много пыли и живности.



































































































































Остановились мы на том, что на шестой день нашего путешествия мы приехали в Баку.


























































































Часть 2.
Дни с седьмого по девятый. 22-24 июля. Баку.
Эти дни мы провели в столице Азербайджана. Осматривали город, гуляли и просто общались. Как правило, просыпались мы не рано, солнце было уже высоко, а идти в город в самое пекло как-то не очень - жарковато здесь всё-таки. Так что первую половину дня мы проводили дома и в ближайшей округе. А в центр ехали после обеда, когда жара спадала. Вечером, уже под темноту, возвращались домой и подолгу засиживались за ужином. На следующий день снова поздно вставали. И так все три дня. На машине в эти дни не ездил. Причин несколько - нас всегда было 6-7 человек, в центре сложности с парковкой (да они ещё и платные), все прогулки для нас проходили практически как экскурсии, а они предполагают пешее перемещение. В общем, эти три дня были очень похожи друг на друга. Поэтому решил попробовать отойти от привычной чёткой хронологии и попробовать просто описать город, наше пребывание в нём, некоторые впечатления и наблюдения. Думаю, так будет проще, короче и интереснее. Но треки я всё же выложу. Может кому интересно.



В первый же день купил местную симку, но это оказалось сложнее чем в Тбилиси. Читал, что здесь иностранцам не так просто купить сим-карту, а в воскресенье это оказалось и вообще невозможно. Так что Саша купил её на своё имя. Стоимость сравнима с Грузией.
Так же снял немного манат в банкомате. Как и в Грузии, курс вполне нормальный, комиссия 100 рублей независимо от суммы.
А ещё иностранцам здесь нужно регистрироваться по месту пребывания. Но нам повезло - незадолго до нашего приезда срок пребывания без регистрации увеличили с 10-ти до 15-ти дней. Мы уложились в 13 - регистрироваться не пришлось.
Жили мы на предпоследнем этаже этой новостройки.
Это не центр, но и совсем не окраина. До центра не далеко. Хотя, понятие центра здесь не совсем чёткое. Если центром считать Старый город и набережную, то примерно 3 км. Район старый и вокруг очень много пятиэтажек. Но высокие новостройки постепенно захватывают всё это пространство.
Прямо перед нашим балконом территория воинской части. Поэтому здесь пока ничего высокого не построили, и мы видели относительно далеко. А вообще, новые дома строят очень близко друг к другу. Какие-то каменные джунгли получаются.
В военном городке можно разглядеть площадку с разной, в том числе и авиационной, техникой.
Но пятиэтажек ещё много. Причём выглядят они достаточно оригинально. Здесь принято увеличивать площадь квартир независимо от этажа. Получается как-то так.
Люди всеми правдами и неправдами получают разрешения на такую перепланировку. Но только во дворы, на сторону улиц и проспектов такие пристройки запрещены. А ещё заметил, что многие устанавливают большие баки под воду, иногда на подпорках на высоте верхних этажей или на крышах. Это такие мини-водонапорные башни. В старых домах иногда отключают воду, вот люди и выходят из положения.
Старая застройка попадается какими-то островами. Мы нашли дом где когда-то давно, в детстве, жила моя жена. Он сохранился, хотя местами тоже перестроен.
Сохранилась даже баня, но она уже явно не работает.
Встречается и совсем уж заброшка и разруха, но очень мало. В основном застройка достаточно современная и красивая. Как в центре, так и на окраинах всё чисто, ухожено, дороги отличные.
Вообще, Баку показался намного более ухоженным чем Тбилиси. Если там "вылизаны" только некоторые улицы и площади, то здесь - наоборот - почти все. И везде очень много зелени и парков.
На удивление, в городе не так уж много мечетей. Специально не выискивал, но по ощущениям гораздо меньше чем, например, в Казани.
Понятно, что православных храмов совсем мало. Но один из них находился в нескольких минутах ходьбы от нашего дома.
Это Кафедральный Собор Святых Жён Мироносиц. У него достаточно интересная история. Построен по типовому военному проекту в 1908-1909 годах, таких церквей в Российской империи было более 60-ти. Если не ошибаюсь, то храм построенный по такому же проекту мы видели даже в далёком Барнауле. В советское время храм был закрыт, здесь были разные учреждения, а в январе 1990-го в него и вовсе попали несколько снарядов. Вскоре его передали Русской Православной Церкви, началось восстановление, и в 2001 году, во время своего визита в Баку, его заново освятил патриарх Алексий II. Но окончательно храм восстановили только в 2003 году. Кстати, основные деньги на восстановление пожертвовал азербайджанский предприниматель, а на церемонии открытия присутствовал первый президент Гейдар Алиев.
Храм очень красивый снаружи и хорошо расписан внутри, много резных каменных деталей. Вот ещё несколько чужих фотографий, своих нет.
Заметил, что священники были одеты не в чёрные, а в серые рясы. Вроде не встречал такого у нас, хотя, возможно был какой-то праздник. Ну и цены за свечи в манатах - тоже как-то непривычно. Мы были в будний день, но прихожан было достаточно много. Внутри только русская речь, но мне показалось, что многие из прихожан - азербайджанцы.
Кстати, по-русски здесь понимает большинство. Понятно, что старшее поколение гораздо лучше, а молодежь хуже. Но, даже если двадцатилетний парень в магазине или на стоянке и не говорит, как-то объясниться всегда можно. А уж пожилые коренные бакинцы не просто отлично говорят по-русски, с лёгким, каким-то особенным бакинским акцентом, но узнав откуда мы приехали, всегда очень живо интересовались что да как, и всегда желали нам отличного отдыха.
Я уже упоминал, что пишут здесь на латинице с небольшой примесью собственных букв, но в советское время использовалась кириллица, и в городе ещё остались некоторые старые мемориальные доски, где написано по-азербайджански, но русскими буквами. Нам, честно говоря, что так, что так - одинаково непонятно. Но местным было очень сложно переучиваться. И до сих пор здесь востребованы услуги по правильному заполнению разных документов.
Надписи на русском встречаются только там где без них совсем уж не обойтись. Например, на русском театре.
Или памятнике Пушкину.
Вообще, отношение к россиянам здесь очень хорошее. Да и за всю поездку, ни здесь, ни в Грузии, я не почувствовал даже какого-то намёка на негатив. Может, конечно, мы просто не встречали таких людей. Но, думаю, что если это и есть, то в очень мизерных количествах.
Кстати, видели магазин белорусских товаров. Качественные и недорогие продукты востребованы везде.
Ладно, возвращаемся собственно к городу.
Передвигались мы в основном на автобусах. На метро прокатились только один раз. Оно немаленькое, охватывает практически все районы, более чистое и ухоженное чем в Тбилиси, но местные жители считают, что летом там душно. Нам ещё повезло - мы ехали на новом поезде европейского производства, с кондиционером и сквозным проходом через весь состав. Но таких очень мало, единицы. В основном все поезда старые советские, в них-то как раз и душно. Кстати, фотографировать в метро категорически запрещено, даже не уверен, что снаружи можно.
А вот автобусный парк составляют новые комфортные автобусы с кондиционерами, ездить в них одно удовольствие. И если хорошо ориентироваться в маршрутах, то можно быстро и удобно перемещаться по городу. Оплачивается транспорт тоже специальной картой, на которую нужно заранее класть деньги. Стоимость как метро так и автобусов - 20 копеек (гяпиков), что на наши деньги на тот момент составляло всего 7-8 рублей. Правда, с осени цены должны были поднять до 30 гяпиков.
Такси хорошо развито, но чтобы заказывать по телефону желательно знать язык. Парк в основном не новый. Разумеется, много немолодых мерседесов, да их и вообще здесь много. В центре попадаются такие вот "лондонские".
Но говорят, что это для иностранцев. Некая экзотика, и цены у них выше.
Автопарк столицы заметно отличается от того что мы видели по дороге. Здесь уже не только мерседесы и жигули. Чувствуется, что столица гораздо богаче провинции - разнообразия больше. Много новых европейских, корейских и японских автомобилей. Редко, но встречаются совсем уж "премиальные" экземпляры. Есть даже такие вот автосалоны.
Попадается экзотика.
Есть и совсем экзотический вид транспорта - фуникулёр. Построили его давно, в советское время, потом забросили, было не до него. Но не так давно отремонтировали, или лучше сказать - практически построили заново. Цена поездки - 1 манат. Правда, в выходной день пришлось минут 15-20 постоять в очереди.
Очень похож на тбилисский, но высота подъёма ниже и нет промежуточной станции (вагоны в середине просто расходятся).
Нижняя станция расположена у проспекта Нефтянников, недалеко от музея Ковра (куда мы, кстати, так и не сходили). А около верхней расположены сразу несколько достопримечательностей.
Мечеть.
Аллея шахидов. Это мемориал и кладбище, где в основном похоронены жертвы трагических событий сопровождавших распад СССР.
Пламенные башни - один из новых символов Баку.
И отличная смотровая площадка, с которой открывается действительно открыточный вид на город.
Центр города просто в идеальном состоянии. Дороги, тротуары, фасады домов - придраться не к чему. Очень много зелени и парков. Постоянно попадаются небольшие зелёные островки в застройке с красивыми дорожками и фонтанами.
Правда, не все фонтаны работали. Возможно по будним дням их не включают, может ещё какая-то причина есть. Но даже так, в жару, среди плотной каменной застройки в подобных местах очень приятно немного отдохнуть.
В парках много современных скульптур.
Деревья в основном незнакомые нам северянам. Примерно поровну платаны (или чинары) и какие-то необычные хвойные, некоторые с очень длинными и мягкими иглами. Также на городских улицах есть и пальмы, и орех, и маслины и гранаты.
Может для местных это и не в диковинку, но для нас такие деревья прямо на городских улицах выглядят необычно.
Прошлись мы и по местному "арбату". Пешеходная зона достаточно большая, это даже не одна улица, а несколько.
Но здесь, в общем-то, ничего необычного. Кроме, пожалуй, фонарей и городской скульптуры.
И ещё одно интересное наблюдение - в центре в подземных переходах установлены эскалаторы.
Отдельно хочется остановиться на Старом городе. Ичери-шехер - это самая старая часть Баку. Несколько кварталов исторической застройки окружённые крепостной стеной. После того как в 15 веке Ширваншах перенёс сюда свою резиденцию из Шемахи, именно это место стало центром Азербайджана.
Здесь очень интересно погулять, но в хитросплетении узеньких улочек нетрудно заблудиться.
Что интересно, это не какой-то музейный квартал. Здесь есть жилые дома, посольства, кафе и гостиницы. И машины здесь ездят, не все улицы совсем уж узкие.
Здесь расположен дворец Ширваншахов.
Старинные бани.
И, разумеется, ещё один символ Баку - Девичья башня.
Она, как и дворец Ширваншахов, является музеем. Но если во дворец мы как-то и не собирались, то на башню подняться хотелось, но цена просто нереальная. 12 манат с человека - почти 500 рублей нашими, а нужно ещё умножить на количество людей. Причём, как нам сказали, внутри смотреть особо нечего, да и наружу тоже особо ничего не видно. В общем, ограничились внешним осмотром, хотя может и зря. Говорят, цены сильно выросли после того, как сюда поехали туристы из стран Персидского залива. Их нетрудно отличить по одежде, особенно женщин, и их действительно немало.
А ещё Ичери-шехер знаменит тем, что здесь снимались сцены из фильма "Бриллиантовая рука". Мы нашли это место.
Как мы заметили, здесь почти все туристы пытаются повторить падение Андрея Миронова. Попробовал и я. Вроде что-то получилось.
Думаю, не скажу ничего нового, но находясь в Баку, Старый Город нужно посетить обязательно.
Ну и как в любом городе, расположенном у большого водоёма, а тем более - моря, отдельного рассказа заслуживает набережная, которая здесь называется Приморским бульваром и тянется на несколько километров.
Это особое место не только для туристов, но и для местных жителей. Здесь принято гулять. За несколько заходов мы прошли практически весь бульвар. Действительно очень приятное место.
Это не просто дорожка вдоль моря, ширина от берега до автомобильной дороги примерно 150 метров. Здесь много зелени, кафе. Хотя наверное правильнее называть их не кафе, а чайханы. В Азербайджане принято пить чай. В жару он действительно гораздо лучше утоляет жажду. Подают его с разным экзотическим вареньем и кусковым сахаром, а пьют из традиционных стаканов особой формы - армудов.
Встретили даже такую вот скульптуру.
Есть на бульваре и такое интересное место как "Венеция". Это несколько искусственных каналов, где даже плавают лодки. Много зелени, мостики и вообще очень красиво. Здесь тоже есть кафе.
Больших кораблей мы в городе не видели, но какое-то судоходство всё-таки есть.
Судно с рояльной клавиатурой на борту носит имя Муслима Магомаева.
Есть и стоянка для яхт.
И, кстати, нефтяные разводы на воде действительно присутствуют. Хотя, не уверен, что это как раньше от нефтедобычи, скорее всего от кораблей. По крайней мере, такое встречается и в других местах где судоходство есть, а вот нефти точно нет. Но сама вода чистая и прозрачная. И даже рыбу здесь ловят.
В западной части набережной расположена площадь Национального Флага. Здесь на небольшом полуострове на высоком флагштоке обычно развевается огромный, вроде даже самый большой в мире, флаг. Но нам снова немного не повезло, как раз в эти дни там что-то ремонтировали, и флага не было.
Запомнилась площадка с различными кактусами. Некоторые высотой в несколько метров, некоторые цветут. Видимо, климат им подходит, но для нас это опять же в диковинку.
А ещё здесь есть несколько напоминаний о том, что в последние годы сюда приезжает Формула-1.
Некоторые места даже узнаются.
Но никаких трибун или ограждений мы не видели - всё разобрано. Кстати, местные жители не особо жалуют это мероприятие. Многие просто не интересуются, но и для тех кому интересно билеты очень дороги, впрочем как и у нас. Конечно, можно как-то подглядеть и бесплатно, но это уже не то, и привлекает немногих. А вот то, что на несколько дней, а то и неделю, перекрывается множество улиц и полгорода встаёт в пробках не нравится очень многим.
Вот примерно так мы увидели столицу республики за эти три дня. Точнее сказать - не мы увидели, а нам показали. Рома и Саша оказались отличными экскурсоводами и знатоками своего города. Баку - большой, благоустроенный, зелёный и вообще очень приятный город. Строительство новых зданий продолжается. И это не просто коробки из стекла и бетона. Получается необычно и красиво.
Думаю, со временем здесь станет ещё лучше.
День десятый. 25 июля. Баку.
Этот день мы тоже провели в городе. Но отличался он тем, что мы уже не ездили гулять в центр и наконец-то проехались на машине.
Трек не полный.

У нас оставалось ещё одно очень важное дело - нам нужно было съездить на кладбище, и изначально мы также собирались туда на автобусе. Но все кто хотел ехать в машину влезали, так что поехали мы на собственном транспорте.
Заодно первый раз заправился на территории Азербайджана. Выбрал, как многие рекомендуют, AzPetrol. Сервис тут на высшем уровне. Местные просто не выходят из-за руля. Терминал для оплаты картой подадут прямо в машину, а если наличными, то возьмут деньги и принесут сдачу. Я сначала даже немного растерялся. Ну привык я заправлять свою машину сам, а здесь этого просто не понимают. Ладно, попросил залить до полного. После заправки подошёл человек с переносным терминалом. Без проблем оплатил российской картой. Залил 41 литр по 1-25 маната (я уже писал в первой части про цены на топливо). Пробег от дома 2586 км, от предыдущей заправки 581 км. Расход от Тбилиси получился 7,4 при средней скорости 70.
До кладбища недалеко, доехали быстро. Оно настолько огромное, что по территории можно ездить на машине. Не без труда, но всё-таки нашли могилы бабушки и деда жены. Честно говоря, уверенности не было, но всё оказалось в сохранности. Так что ещё одну из задач этой поездки мы выполнили.
Закончив с невесёлыми, но нужными делами, решили отвезти Сашу с мамой на рынок. Заодно и самим посмотреть ещё одно интересное место современного Баку. Это огромный рынок - что-то типа нашего "черкизона". Огромная территория, большая стоянка.
Находится всё это фактически за городом, так что с озеленением и благоустройством здесь не очень. Но людей много. Продают всё. Бытовую технику, товары для дома, химию, одежду, всего и не перечислить. Цены здесь ниже, а выбор больше. И всё в одном месте. Так что этот рынок пользуется популярностью у жителей города.
Мы обошли лишь малую часть этого грандиозного сооружения, но и этого хватило. Я, честно говоря, не особо жалую подобные места, но ради интереса сходил. Могу сказать, что это очень тяжёлый "шоппинг". Огромная крытая площадь, внутри жарища. Усугубляется всё это тем, что в большинстве магазинчиков установлены кондиционеры, внешние блоки которых ещё больше разогревают пространство под этой гигантской крышей. Там, наверное, за 50, и никакого намёка на движение воздуха. Народу много, проходы узкие, ещё и тележки постоянно ездят. В общем, я бы долго не выдержал. Мы прикупили ещё кое-каких сувениров. Понятно, что здесь они дешевле, чем в центре города, а делаются все эти магниты всё равно в Китае. Главное, что мы нашли то за чем ехали - большой насос для плавательных матрасов, ведь завтра на море. Но всё равно - около часа мы там протолкались. После этого +35 под солнцем на улице мне показались прохладой.
Оттуда, уже никуда не заезжая, вернулись домой. Немного прочувствовал бакинское движение. Ездят здесь не сказать чтобы грубо, но всё же некоторые нюансы заметил. Например, как-то неохотно пропускают при перестроениях. А уж выехать на оживлённую улицу из двора и вообще сложно. Никто не пропустит, пока сам не выскочишь, поймав хоть небольшой просвет между машинами. В Тбилиси, как мне показалось, с этим как-то попроще. Но в целом - вполне нормально, просто нужно быть понаглее. Ещё одна интересная особенность - мелкие светофоры. Да ещё и сделанные в виде трубы, у которой диаметр основания и верхней части, где собственно огни, одинаковый. Огоньки мелкие, и при ярком солнце издалека это выглядит просто как столб. При подъезде к перекрёсткам приходится прямо выискивать глазами эти светофоры. А в остальном, дороги отличные. Разметка, знаки - всё в полном порядке.
Вторую половину дня посвятили сборам. Если для нас завтрашний переезд и последующее пребывание в Набрани всего лишь очередная часть отпуска, то для принимающей стороны это и был весь отпуск. Они специально подгадали всё это под наш приезд. Так что этим вечером уже долго не засиживались. Утром ранний выезд.
День одиннадцатый. 26 июля. Баку - Набрань.

Выезд назначили на девять. Так что с восьми утра начали собираться. Нужно было загрузить вещи и освободить квартиру. К девяти пришёл Саша, а вскоре и хозяин. Быстренько всё посмотрел, пожелал счастливого пути, и мы поехали. В начале десятого трогаемся, пробег от дома 2611 км.
Едем мы на двух машинах. Наши знакомые для поездок в Набрань пользуются такси - так удобнее. Тем более, что если сравнивать с нашими ценами, за почти 200 км не так уж и дорого. Встречаемся у большого супермаркета Браво на выезде из города, где заодно делаются ещё какие-то покупки. Дальше уже едем вместе.
В 9-40 выезжаем из Баку, пробег 2618 км.
Дорога отличная.
Перед Сумгаитом проезжаем Джейранбатанское водохранилище. Достаточно большой водоём.
После Сумгаита трасса выходит на берег моря и долго идёт вдоль него. Апшеронский полуостров, клювом выдающийся в Каспий, остаётся позади.
Был приличный кусок ремонта магистрали. Ещё раз убедился в том, что может бетонные дороги и более долговечны, но ремонт их очень сложен. И, похоже, здесь бетонку всё-таки заменяют асфальтом.
Дальше снова пошла отличная трасса. Правда, есть у бетонного покрытия одна особенность. Это швы, которые при езде отдаются по машине постоянным тук-тук. Но здесь то ли швы очень частые, то ли ещё и насечки какие-то сделаны. Тук-тук получается такой частоты, что превращается в постоянный рокот. Честно говоря, сначала подумал даже, что что-то с колесом, или ещё чего похуже. Но на редких асфальтовых кусочках шум исчезал, так что быстро понял в чём дело. И волны с ямами пусть редко, но всё же попадаются. Видимо поэтому эту трассу начали ремонтировать, точнее переделывать в асфальтовую.
Вдоль дороги кроме нефтяных качалок (которые мы, кстати, увидели только здесь) попадаются и поля ветрогенераторов. А эта железная дорога идёт в Россию.
Горы невысокие и в основном пологие. Такие вот скалы большая редкость.
При выезде из любого населённого пункта или района обязательно пожелание счастливого пути - "яхши йол" по местному.
Из такого количества кирпича можно было построить дом, но это сооружение всего лишь обозначает начало Шабранского района. И так везде.
Мост через небольшую речку украшен очень красивыми фонарями. Хотя, судя по ширине каменистого русла, весной эта речка становится большой.
Ну и как я уже писал в первой части, везде портреты первого президента.
Это уже не столица. Автопарк постепенно становится таким, какой мы видели в глубинке по дороге от границы до Баку. На улице жарко. И если заднее стекло не открывается, его нужно просто убрать.
После Шабрана основная трасса ушла на Губу, а мы свернули правее. Началась двухполоска. Но асфальтовая, ехать стало намного тише.
Недоезжая Хачмаза остановились на рынке, прикупить овощей-фруктов. На таких провинциальных мини-рынках продаётся именно местная продукция. Да и продают её, похоже, те же кто и выращивает. Всё свежее, по нашим меркам недорого.
Такой транспорт здесь ещё достаточно часто используется по прямому назначению, а не для того чтобы катать туристов.
Мы едем на север, ближе к горам, и природа на глазах меняется. Появляется гораздо больше деревьев. А местами у дороги настоящий лес. Именно не искусственные посадки, а лес.
Начинается Хачмазский район. На севере он уже граничит с нашим Дагестаном.
Мы и раньше замечали, что в каждом городке у дороги построено что-то красивое, и почти обязательно арка. Но райцентр Хачмаз, похоже, самый-самый. Здесь этих украшений просто нереальное количество.
Видимо, здесь проводились какие-то спортивные мероприятия, вот и настроили.
Башенки, лампы, пешие и конные статуи, целые крепости. Чего здесь только нет.
И, разумеется, очень красивая арка. Правда, при строительстве никого почему-то не смутило, что под ней две полосы как-то неожиданно превращаются в полторы.
В 12-00 доехали до городка Худат, пробег 2788 км.
Если дальше поехать прямо, то через 20 км уже будет российская граница. Но мы сворачиваем направо к берегу моря. По мосту пересекаем железную дорогу, кстати единственную ведущую из России в Закавказье и даже в Иран.
Здесь дорожка уже похуже. И не скажешь что ведёт в достаточно известное курортное место.
Дорога долго идёт вдоль самого берега. Местами совсем близко.
Недоезжая самой Набрани, ведущий сворачивает, и через пару сотен метров мы подъезжаем к месту где будем отдыхать. Время 12-20, пробег от дома 2808 км, от Баку 197 км.
Разгружаемся и заселяемся. Это место искал и бронировал не я, практически как и вся остальная "программа" в Азербайджане, это заслуга принимающей стороны. Причём, мы даже не знаем сколько всё это великолепие стоило. Такое вот кавказское гостеприимство. Набрань и окрестности здесь считаются курортом. Здесь хорошие пляжи, нет никакой промышленности, совсем рядом горы и - главное - здесь есть лес, настоящий широколиственный лес. Воздух очень хороший, не так жарко. В общем, я прекрасно понимаю тех бакинцев, которые летом стараются выбраться сюда.
За последнее время здесь понастроили множество больших курортных отелей, с бассейнами и даже дискотеками по вечерам. Но цены там достаточно высокие, наверное сравнимо с подобными заведениями на нашем черноморском побережье. Есть гостиницы поменьше и попроще. Разумеется, есть и так называемый частный сектор. У нас что-то среднее между вторым и третьим. Чисто семейная гостиница, занимающая несколько соседних участков в деревне. Несколько домов, разделённых на номера разного размера и степени комфортности. Как правило, у каждого свой вход. У нас двухэтажный, двухкомнатный номер с удобствами. Достаточно просторно, на втором этаже ещё и приличная терраса. Само-собой холодильник-телевизор. В общем, вполне комфортно. Кухня на улице перед домом, можно пользоваться мангалом. До моря метров 300-400. Наши знакомые ездят сюда уже много лет, и у них очень хорошие отношения с хозяевами. Ближайшие семь дней мы проведём здесь.
Дни с двенадцатого по восемнадцатый. 27 июля - 2 августа. Набрань.
Начался следующий этап нашего отпуска - пляжный. Здесь мы просто отдыхали. Так что снова не вижу смысла описывать всё в чёткой хронологии, попробую просто зафиксировать свои воспоминания о проведённых здесь днях.
Само место где мы жили очень понравилось. Здесь три или четыре больших дома, построенных в разное время. Они, конечно, отличаются. Особенность нашего - двухэтажные номера или блоки, их даже называют коттеджами. Внизу большое крыльцо, комната и санузел, на втором этаже ещё одна комната и большая терраса.
У нас было два блока в конце - самое спокойное место, так как никто мимо не ходит, не то что у ворот. Хотя, честно говоря, спокойно здесь везде. Хозяйка достаточно строго относится к выбору отдыхающих. Да-да, сюда не пускают молодые шумные кампании и влюблённые парочки, предпочтение отдаётся семьям с детьми. Так что здесь всегда тихо и спокойно. Понятно, бывает и дети покричат, и взрослые вечером засидятся, но все стараются вести себя тихо и не мешать друг другу. Самые громкие звуки по ночам издают шакалы. В темноте они приходят из леса на окраины деревни в поисках пиши. А крик их напоминает плач ребёнка. Такая вот экзотика. Поначалу даже немного пугались, но потом привыкли.
Машин на территории нет. Для разгрузки вещей можно заехать прямо к дому, но стоять внутри нельзя. Наверное это и правильно. Наша стояла за территорией, но зато прямо под окном.
На территории много зелени, есть даже фонтанчик.
Вид с нашей террасы на втором этаже. В основном здесь не просто зелень, а плодовые деревья. Алыча, хурма и другие.
А ещё здесь очень много орешника. Фундук даже постоянно продают вдоль дороги. И в самой деревне у многих целые ореховые сады. В окрестностях попадаются заросли дикой ежевики.
А около одного магазина видел даже банан. Конечно, они здесь не вызревают, сажают их просто для красоты.
Связь работает хорошо. Только вот заметил, что гигабайты интернета уходят как-то быстро. С этим здесь что-то не так, пришлось даже класть деньги и подключать ещё один пакет.
Готовили мы сами. Для этого здесь всё есть. Если кому нужно, на берегу есть кафешки, но мы там брали только чай и пиво. Кроме обычной еды, которую готовили на плите, было очень много шашлыков, и вообще всего с мангала.
В этом деле здесь знают толк. Многое сильно отличается от того, к чему мы привыкли. Главное, конечно, это парная баранина. Здесь это как раз тот случай, когда "ещё утром бегал". Но даже курица получается как-то по другому. А ещё овощи, баранья печень, картошка с бараньим жиром. Да всего и не перечислить. Могу сказать совершенно точно, что я открыл для себя баранину. Не скажу, что до этого я её много пробовал, но как-то не очень нравилось. А здесь всё совсем по другому. Наверное дело именно в самой баранине, ну и в её свежести. Баранов держат и здесь, но более вкусными считаются те, которых привозят из Губы, с горных пастбищ. Мы ели именно таких.
У местного населения можно купить разную молочку. Очень понравился сыр. Так же прямо у дороги есть несколько точек, где пекут хлеб. Разумеется, не привычные нам батоны и буханки, а лепёшки. Пекут совсем как раньше, в каменных печах на дровах. Кроме лепёшек, делают кутабы с мясом или зеленью. Это что-то типа больших чебуреков, только не жареных, а запечённых.
В деревне есть пара небольших магазинов с самым необходимым, но мы обычно ездили до ближайшего большого, около 5-ти километров. Там есть всё что нужно. По дороге ещё заезжали на небольшой придорожный рынок. Там покупали овощи-фрукты. Один раз даже съездили в Худат. Как раз в базарный день. Прямо классический базар, как в старые времена. Люди продают своё. Такое у нас уже редко где встретишь.
В общем, могу сказать, что с продуктами здесь проблем точно нет, да и цены вроде нормальные. Хотя слышал, что местные ездят за продуктами в Дагестан. Говорят, там ещё дешевле.
Раз уж речь зашла о еде, отдельно хочу остановиться на спиртном. И в Баку, и в глубинке с этим нет никаких проблем. Я почему-то думал, что здесь с этим делом будет построже. Но всё-таки государство совершенно светское, так что продаётся всё и везде. И, кстати, никакого "комендантского часа", как в России, здесь нет. К нашему удивлению, ассортимент местной алкогольной продукции оказался очень широким. Здесь делают всё - вина, коньяки, водки. Последние, кстати, очень хорошего качества и приятные в употреблении. Есть и местная экзотика. Например, тархуновая водка или водка на фейхоа. Но самое запоминающееся, то чего больше нигде нет, это конечно же гранатовые вина. Честно говоря, не пытался вникнуть в процесс производства - то ли оно делается только из гранатов, то ли их просто добавляют к винограду - наверное есть и то и другое. Но это действительно особый, ни с чем не сравнимый вкус. Не сочтите за рекламу, но продукция фирмы AzGranata - это то что стоит привезти из Азербайджана. Причём, они делают не только гранатовые вина, но и более крепкие напитки. Цены гораздо ниже среднероссийских, даже в фирменном магазине в Старом Городе в Баку. В общем, с алкоголем в Азербайджане всё в порядке.
Но что-то я отвлёкся. Вернёмся к Набрани. Разумеется, главное ради чего сюда едут - это море. Здесь десятки километров отличного песчаного пляжа. Правда, мы как-то привыкли, что песок на пляже всегда сухой. Здесь же он почему-то всегда влажный. Так и не понял, может множество ручейков впадающих в море так пропитывают песок, а может уровень пляжа почти совпадает с уровнем воды в море. Скорее всего второе, так как ручейков хоть и много, но всё-таки они не несут столько воды, чтобы пропитать всю эту массу песка. В пользу уровня говорит и то, что если где-то попадается кучка высотой хотя бы сантиметров 20, она уже сухая. В общем, пляж здесь такой вот своеобразный.
У этого есть несколько плюсов. По такому песку даже в середине дня можно ходить босиком - он не раскаляется на солнце. А ещё здесь совершенно спокойно можно ездить на любой машине без риска закопаться. Поэтому все проезжают на машинах почти до самой воды. И хотя нам было до пляжа всего метров 300-400, мы тоже почти всегда ездили на машине. Не то чтобы совсем обленились, а просто с собой всегда нужно было таскать кучу сумок, два огромных матраса, насос, маски-ласты, фрукты-овощи и так далее. В общем, на машине с этим всем проще. У воды здесь стоят беседки, где мы обычно и сидели в теньке. Беседки относятся к ближайшей кафешке, и в общем-то они не бесплатные. Но если взять чай, пиво или ещё что-то, то беседка получается в комплекте.
Я не зря написал про тень. Солнце здесь очень сильное. Обгорают даже бакинцы, что уж говорить о нас северянах. Так что мы старались особо не злоупотреблять. Хотя, конечно же, всё равно обгорели.
Дно очень хорошее - песок, практически без ракушек. Вход в море очень плавный, а рельеф дна имеет интересную особенность, хотя при хорошей волне и песчаном дне это встречается часто. Сначала глубина нарастает плавно, и где-то метрах в 20-25 от берега уже нужно плыть. Но дальше намыта песчаная коса, и в 40-50 метрах от берега снова по пояс. Затем глубина опять нарастает, на дне появляются камни. Но всё равно здесь достаточно мелко. Я отплывал примерно метров на 200, и всё равно там было не более 5-ти метров глубины. Но дно уже совсем каменистое.
В первые дни был хороший ветер и настоящий шторм. Волны у берега были приличные, так что купались немногие. А уж на той мелкой косе, волна доходила до двух метров. Покачался я хорошо, но дальше этой косы заплыть было практически невозможно - выкидывает обратно. А ещё волна идёт немного наискосок, и в прибрежной зоне получается приличное боковое течение. То есть зашёл в одном месте, доплыл до косы, немного там побарахтался в волнах, а выходишь уже метров за 100 от того места где заходил.
Но где-то на третий день волна стала гораздо меньше. Уже все могли спокойно поплавать и наконец-то надуть многочисленные "плавсредства".
Песчаное дно это хорошо, но когда большая волна, вода у берега становится мутной - ничего не видно. И даже когда волна утихла, море очистилось не сразу. Поэтому я и плавал с маской достаточно далеко. Но ещё через пару дней и в прибрежной зоне вода стала совершенно прозрачной. Уже смогли понырять вместе с сыном. Но, честно говоря, ничего интересного на дне здесь нет. Просто песок.
Вода здесь очень тёплая. Думаю, градусов за 30. Точно могу сказать, что и в Крыму и на нашем черноморском побережье вода холоднее. Возможно сказывается, что Каспий гораздо мельче, да и погода здесь более жаркая. Но местный климат мне подходит больше - влажность низкая. Такой душиловки как в "сочах" или Абхазии здесь нет. Больше похоже на Новороссийск или Крым. Я не люблю жару, но, на удивление, чувствовал себя вполне комфортно. Местное море нам всем очень понравилось, особенно когда не штормит.
Но не только морем знаменита Набрань и окрестности. Тут очень интересная, и в чём-то даже уникальная природа. Здесь практически к самому морю подходит лес, много мелких и не очень мелких ручьёв с чистой родниковой водой. В местных лесах мы тоже побывали. А один раз даже выбрались на настоящий пикник.
Правда, именно в том месте где мы жили всё застроено, и до настоящего леса от берега несколько километров. Так что на пикник мы ездили на машине. Точнее - на машинах, так как с нами ездил ещё один человек - Сабир (у него, по местной традиции белая "семёрка"). Он их местных, подрабатывает по хозяйству в нашей мини-гостинице, и так как наши знакомые уже много лет ездят именно сюда, они его очень хорошо знают. Практически вся "кулинария" на нём. Он знает у кого купить правильное мясо (именно то, с горных пастбищ), как его правильно замариновать и приготовить. Все вопросы с местной молочкой и так понравившимся нам сыром тоже решаются через него. В общем, незаменимый человек. Правда, по-русски говорит очень плохо.
Деревенские дороги здесь выглядят примерно так.
Камни, кирпичные заборы, много пыли и живности.
Но стоит выехать их деревни и заехать в лес, как всё меняется. Здесь уже зелёная трава и деревья в обхват.
Встречаются такие вот пни диаметром больше метра.
Вот и ручей с чистой и холодной водой.
Даже и не знаю с чем сравнить. Вроде обычный лес, но из всех местных деревьев нам знаком только дуб. Кроме него, если не ошибаюсь, здесь растёт бук, граб и что-то ещё.
Кто-то из местных приехал на стареньком "газоне". Деревья здесь рубить нельзя, но они всё-таки "по-тихому" заготавливают дрова на зиму. Кстати, зимы здесь достаточно холодные и даже со снегом.
На первую партию шашлыка мы тоже насобирали экологически чистых веток. На них мясо получается вкуснее, чем на магазинном угле, который здесь тоже продаётся.
Пикник прошёл отлично, в тени деревьев было не так жарко, и всегда можно было охладиться в ручье.
На обратном пути Сабир показал нам ещё несколько интересных мест. Даже грязь нашли.
Прикольный он всё-таки человек. В молодости служил в армии аж в Удмуртии, а по-русски говорить так толком и не научился.
В последний день снова начался ветер, поднялась волна, так что монетки пришлось кидать в мутную воду.
Мы практически везде бросаем монетки, но возвращаться получается далеко не во все хорошие места. Сюда вернуться очень хочется. Надеюсь когда-то, через несколько лет, так чтобы почувствовать разницу, это получится. Прощальный вечер получился очень грустным. Уезжать как обычно не хотелось, но у нас жёсткий график, и мы всегда его придерживаемся.
День девятнадцатый. 3 августа. Набрань - Кварели.
Перегон нам предстоит приличный, да ещё граница, так что выехать решили пораньше - в 7 утра по местному. Примерно в это время загнал машину на территорию. Загрузились почти под потолок, так как кроме собственных вещей нам надарили ещё кучу подарков.
Недолгое, но очень грустное прощание. И в 7-15 мы начинаем свой обратный путь, пробег от дома 2934 км.

Выезжаем из деревни на дорогу. Последний взгляд на наш пляж. Мы долго были на одном месте, но теперь путешествие снова входит в привычный ритм. Россия очень близко, но мы не ищем коротких путей, так что пока поворачиваем в противоположную от дома сторону.
Раннее утро. Магазин, в который мы несколько раз ездили за продуктами, ещё зарыт.
Но маршрутка Набрань- Худат уже ходит.
На площади в Худате сворачиваем налево, пробег от дома 2953 км. Худат, как и любой другой уважающий себя населённый пункт в этой стране, имеет площадь с флагом.
Вскоре проезжаем Хачмаз. Снова удивляемся, сколько же всего здесь настроено вдоль дороги.
Это совсем не церковь и не колокольня, хотя издалека похоже. Судя по надписям, что-то связанное с именем первого президента.
К западу от дороги видны горы. Где-то там, за Губой есть достаточно высокие вершины. Я пытался найти какую-то дорогу, чтобы не возвращаться до самого Баку, а проехать отсюда мелкими дорожками на Шемахи или Габалу. Увидеть высокие горы и, так сказать, отдалённые от основных трасс районы. Но судя по картам таких дорог нет. Может и есть какие-то "тропы", но точной информации нигде не нашёл. И при запланированном дневном перегоне желательно было ехать проверенным путём. Так что возвращаемся той же дорогой практически до Баку.
Перед Шабраном начинается знакомая уже бетонная магистраль.
Не доезжая населённого пункта Сиазань заправились на АзПетроле. Время 8-35, пробег от дома 3018 км, от предыдущей заправки 433 км. Залил 40 литров по 1,25 маната. Точнее мне залили, так как здесь тоже не принято заправлять машины самим. Так же принесли терминал для оплаты прямо к машине. Человек достаточно хорошо говорил по-русски. Спрашивал про Россию - что да как, особенно его интересовали цены на бензин. В Набрани было множество коротких поездок, так что расход на этом баке получился 9,2 при средней скорости 40.
Заправка расположена в хорошем месте. Отсюда открывается красивый вид на море.
Попробовал сфоткать те самые дефекты бетонного покрытия. Попадаются они не часто, но бывают и трещины, и ямы, и волны. Их пытаются как-то заделывать. Но, видимо, тот капитальный ремонт с заменой бетона на асфальт, который идёт ближе к столице, рано или поздно доберётся и сюда.
Вдоль дороги попадаются нефтяные качалки. На всей территории Азербайджана мы видели их только здесь. Хотя, ничего странного в этом нет - нефть добывают далеко не по всей стране, а в основном вдоль побережья.
Рядом с нефтяными качалками, а иногда и вперемежку с ними, расположены ветрогенераторы. Такое вот "вчера и завтра" энергетики.
Доезжаем до места, где трассу ремонтируют. Сужение до 1+1. Едем, конечно, медленнее, но поток настолько слабый, что темп особо не падает. А вот объём работ впечатляет. Толщина бетона приличная, его раскалывают и убирают полностью, как и подушку под ним. Всё делается заново.
Местами очень пыльно. Но со временем здесь будет отличная асфальтовая магистраль.
Перед Сумгаитом немного тупанул. Нужно было ехать дальше по магистрали, а я ушёл на старую дорогу. В принципе, ничего страшного - просто проехали через промзону. Местные предприятия, по крайней мере то, что видно с дороги, выглядят отлично. Всё чистенько, никаких облезлых корпусов и покосившихся ржавых заборов. Но это уже совсем не удивляло. Если уж в отдалённых райцентрах находят средства на строительство разных красивых сооружений, то что уж говорить о гигантах местной нефтегазовой отрасли.
В 9-35, проехав промзону, на въезде в сам город уходим правее, пробег 3101 км.
Через три километра возвращаемся на магистраль, с которой я по ошибке свернул. Но ехать нам по ней всего метров 300, в 9-40 сворачиваем по указателю на дорогу R6.
Эта дорога является как бы продолжением береговой линии, отделяя Апшеронский полуостров от материковой части. Заодно она является неким подобием объездной Баку и соединяет основные магистрали, идущие на север, юг и запад. Магистрали эти как и у нас называются M1-M4. По M1 мы сейчас приехали с севера, по M2 мы ехали их Тбилиси, M3 идёт на юг в сторону Ирана, а по M4 нам предстоит ехать на Шемахи.
По дороге в Набрань мы проезжали достаточно крупное Джейранбатанское водохранилище. Но оно здесь не единственное, по этой дороге попадается ещё пара водоёмов поменьше. И везде ветряки. Их здесь действительно много.
В 9-50 сворачиваем на трассу M4, пробег от дома 3114 км. Апшеронский полуостров остаётся позади, начинаем путь на северо-запад. Разумеется, я специально решил ехать обратно в Грузию по другой дороге. Так гораздо интереснее, тем более, что она идёт через горы, значит - должна быть красивой. Забегая вперёд скажу, что мои ожидания оправдались полностью. Но обо всём по порядку.
Проезжаем отдалённые, но всё-таки пригороды Баку. Дорога просто отличная.
Видно насколько широкой полосой вдоль трассы высаживают деревья. Со временем здесь будет хороший лес.
Появляется рельеф. Мы потихоньку поднимаемся выше. Магистраль постоянно петляет между невысоких пока холмов.
Никогда не думал, что мне понравится такая местность. Но эта дорога выглядит очень красиво. Отличное покрытие, профилированные повороты, а вокруг какая-то первозданная пустота.
В отличие от прямой как стрела и плоской как стол магистрали, по которой мы ехали сюда, эта дорога уже не кажется такой скучной.
И конечно же радары каждые несколько километров. Но я старался ехать с разрешённой скоростью, тем более, что здесь есть на что посмотреть по сторонам.
Въезжаем в Гобустанский район.
Дорога продолжает петлять, иногда превращаясь в настоящий серпантин.
На полях видны признаки какого-то земледелия. Здесь явно что-то выращивают.
В 10-40 проезжаем Гобустан, пробег 3181 км. Сам город остаётся в стороне от трассы. На выезде заметил не только ветряки, но и солнечные батареи. Так что альтернативная энергетика в Азербайджане действительно развивается.
Местный парк развлечений Гобулэнд.
Есть даже небольшое колесо обозрения, хотя что с него видно - непонятно.
Вскоре за Гобустаном четырёхполосная магистраль заканчивается. Начинается обычная двухрядка. Мы уже поднялись на несколько сотен метров, природа начинает меняться. Вдоль дороги, пока ещё не постоянно, начинает появляется зелень.
Но в основном горы пока совершенно лысые. Трасса местами представляет собой настоящий серпантин.
В 10-55 начинается Шамахинский район.
А в 11-15 проезжаем и сам Шемахи. Это очень древний и известный город. У него богатая история, но в первую очередь почему-то приходят в голову стихи Пушкина, где он упоминает "шемаханскую царицу". Читал, что это просто вымысел великого поэта, но вот врезалось в голову.
У этого города как минимум тысячелетняя история и здесь есть на что посмотреть, но у нас ещё длинная дорога впереди, и не совсем понятно со временем, так что Шемахи просто проезжаем. Единственное, что увидели с колёс - большая современная мечеть.
Шемахи расположен на высоте 800 метров. И это чувствуется. Природа поменялась. Вдоль дороги снова продают орехи. Люди с орехами прыгают, танцуют и чуть ли не бросаются под колёса. Но количество продавцов явно превышает количество покупателей.
Вскоре после Шемахи трасса М4 уходит южнее, а мы продолжаем движение по дороге R9. Теоретически она должна быть похуже, но на самом деле это совсем незаметно, хотя это уже местная дорога между райцентрами. Все двухрядки примерно одного качества - хорошего, а в обозначениях местных дорог я разбирался уже дома.
Начинается длинный спуск к реке Агсу. Это несколько километров хорошего серпантина и спуск на несколько сотен метров.
В 11-40 пересекаем реку Агсу, пробег 3228 км.
Сейчас это неширокий мутный ручеёк, но ширина русла говорит о том, что весной это достаточно крупная река. В принципе, все кавказские реки, и с той и с нашей стороны, выглядят примерно одинаково. В середине лета это широкое каменное русло с ручейком посередине.
После моста был такой же длинный подъём. Долго тащились за автобусом, обогнать было негде, так что природных красот насмотрелись вдоволь.
В 11-55 начинается Измаиллинский район.
Очередная "каменная" река.
И современное производство то ли велосипедов, то ли даже чего-то моторизованного.
На дорогах появляется верная примета горных районов Кавказа - крупный рогатый скот на проезжей части.
В 12-15 проезжаем небольшой городок Измаиллы, пробег от дома 3263 км.
Разумеется, вы уже поняли чьё имя носит центральная улица, гордо именуемая проспектом.
Здесь вдоль дороги уже настоящий лес. Встречается много кафе или даже целых зон отдыха.
Местами деревья так охватывают дорогу, что я уже не уверен, что здесь пройдёт грузовик высотой 4 метра, как положено по нашим правилам. И их здесь действительно нет. В основном легковушки.
Дорога петляет между поросших лесом склонов гор.
Часто переезжаем уже привычные широкие каменистые русла пересохших рек.
В 13-00 проезжаем Габалу. Это достаточно крупный райцентр, но мы цепляем только его окраину. Проезжаем мимо парка. Портреты Гейдара Алиева уже воспринимаются абсолютно нормально - привыкли. Разумеется, это самый настоящий культ личности. Но, дело в том, что здесь его действительно очень уважают, причём все. И отношение людей ко всем проявлениям этого культа вполне нормальное.
В 13-05 сворачиваем направо, пробег 3310 км. Дорога прямо пойдёт на Евлах и там выйдет на трассу, по которой мы ехали из Тбилиси. Но нам нужно в Шеки и далее в Балакан.
До границы ещё более 180-ти км.
Природа уже сильно отличается от того что мы видели утром. Очень много естественной зелени.
И вокруг всегда горы.
В опасных местах установлены отбойники, но как-то странно. Такие конструкции нужно делать сплошными, а от таких прерывистых вреда может оказаться больше чем пользы.
При прокладке маршрута, ещё дома, я заприметил древний городок Шеки и задумал, если будет время, туда заехать. Время вроде позволяло, так что мы решили ненадолго в него завернуть.
В 14-10 въезжаем в Шеки, пробег 3385 км. Видимо, мы попали в город не через парадный въезд. На удивление, нет не арки, ни каких-либо других украшений. Сначала едем каким-то частным сектором.
И только в историческом центре, который на самом деле является окраиной современного Шеки, становится понятно, что мы действительно находимся в старинном городе.
В Азербайджане не так много "туристических" городов, в отличие от той же Грузии, где что не город, то сплошные достопримечательности. Но именно Шеки считается чуть ли не самым популярным у туристов городом Азербайджана после Баку. По крайней мере, информацию и даже отчёты о поездках в этот город я находил.
В старой части города сохранились целые улицы старинной застройки. Хотя, возможно это и новодел. Всё настолько вылизано, что понять ремонтировали их или строили заново невозможно.
Через город протекает небольшая речка, вдоль которой устроены настоящие набережные. Но в это время она напоминает небольшой ручеёк.
Главный местный сувенир, известный даже за пределами Азербайджана, это шекинская пахлава. Её несколько видов. Я не сильно разбираюсь в сладостях, но знающие люди говорят, что она действительно отличается от всей остальной. Это то, что отсюда увозит каждый уважающий себя турист. Как раз по дороге нам попался специальный магазин, где мы прикупили этих сладостей.
Основная достопримечательность города это старинная крепость с сохранившимся ханским дворцом. Есть здесь и ещё несколько интересных мест, таких как старые мечети и два караван-сарая. Но времени у нас немного, так что запланировал только крепость. Дорогу к ней найти несложно, на OSM-картах всё это отмечено. Но именно в это время основную дорогу ведущую туда перекрыли из-за ремонта. Пришлось разворачиваться и искать объезд. Поехал за такими же развернувшимися местными. Они знали короткий путь, но местами приходилось ехать по улочкам шириной не больше трёх метров, чуть ли не по чьим-то дворам. Причём, движение здесь двухстороннее, постоянно приходится с кем-то разъезжаться. Местные жители даже выступают в роли регулировщиков.
Наконец, мы всё-таки доехали до крепости.
Паркуемся и идём смотреть. Как я узнал позднее, внутрь можно заехать на машине, но за отдельную плату.
Внутри сохранилось несколько построек, в которых расположены музеи.
Катают на лошадях.
Территория достаточно приличная, есть где погулять.
Вот и сам дворец. На самом деле он совсем небольшой. Дома в подмосковных коттеджных посёлках обычно побольше.
Туристов не так чтобы толпы, но есть. Пришлось даже немного постоять в очереди в кассу. Просто так внутрь не пускают, только с экскурсией. Они проводятся по времени, но достаточно часто. Мы удачно пришли, до начала как раз минут 5. Время пишут на билетах. Стоит не особо дорого. Короткая экскурсия на всех что-то около 10-ти манат.
Дворец красиво украшен мозаикой, а самое необычное это отделка кусочками зеркал. Так же здесь очень красивые окна-витражи.
Пока ждали начала повнимательнее рассмотрели два огромных платана, которые растут перед дворцом. Размеры и возраст этих рекордсменов, конечно, впечатляют. Даже вдоль дороги мы встречали деревья диаметром побольше метра, но эти просто гиганты.
Экскурсия проходит очень быстро, фотографировать внутри не разрешают. Так что выложу несколько чужих фотографий, которые просто нашёл в сети. Площадь дворца небольшая. Два больших зала и несколько комнат поменьше, но отделано всё очень красиво.
Свет, проникающий с улицы через такие окна, делает внутреннее убранство ещё красивее.
В общем, внутри очень красиво, но как-то тесновато. Размаха не чувствуется. Понятно, что по сравнению с домиками простых людей того времени это настоящие хоромы, но всё-таки для дворца как-то скромно. Я имею в виду конечно же не отделку, а размеры. Хотя, ханский дворец в Бахчисарае тоже, помнится, поразил своей скромность. Кстати, есть в них что-то общее.
Рядом с дворцом есть ещё несколько построек, но это уже музеи и магазины сувениров. Здесь продаётся уже не китайский ширпотреб, а авторские работы, так что и ценники соответствующие - дворцовые.
Пора ехать дальше, в 15-20 трогаемся, пробег от дома 3391 км. Напоследок объехали крепость на машине. Сама стена показалась какой-то низкой и несерьёзной.
Видел у крепости несколько больших микроавтобусов и даже городскую маршрутку, которые точно не протиснулись бы той узенькой улочкой, значит должна быть нормальная дорога. Примерно наметил по карте и поехал другим путём.
Но по закону подлости упёрся в другой ремонт, еле развернулся на узкой улочке с большим уклоном, решил больше не экспериментировать и вернулся обратно так же, как ехал к крепости.
Обратно выезжаем через новую часть города с большими домами. Здесь уже нет ничего исторического. Просто обычный райцентр.
Конечно, из-за недостатка времени мы лишь прикоснулись к этому интересному городку. Обычно сюда приезжают на день или два. Здесь много гостиниц разного уровня. Видно, что люди сюда едут. Можно погулять по узким старинным улочкам, прочувствовать, так сказать, местную атмосферу. Не спеша осмотреть местные достопримечательности. Так что, если проезжать этой дорогой, можно и задержаться.
А пока едем дальше, нас уже ждут в Грузии. На выезде из города созвонился с хозяйкой гостевого дома в Кварели. Подтвердил что едем.
После Шеки дорога достаточно долго шла вниз, и через какое-то время мы спустились в долину, где пересекли очень широкую реку. Точнее - множество рукавов одной реки. Если не ошибаюсь, называлась она Шинчай. На протяжении полутора километров постоянные мосты. Несколько сотен метров по насыпи, потом примерно такой же мост и так много раз подряд. Сейчас там просто каменистые русла, но когда всё это течёт, зрелище должно быть интересное.
Так это место выглядит на спутниковом снимке.
Погода немного портится, появляется облачность.
В одном месте на склоне прямо у дороги стоит церковь грузинской или даже армянской архитектуры. Эти земли постоянно переходили из рук в руки, так что здесь такое встречается. Эти районы Азербайджана неширокой полосой выдаются на северо-запад и как бы зажаты между Грузией и Россией. Мы уже достаточно давно едем вдоль нашей границы, всего в 15-20 км. Но никаких дорог в Дагестан отсюда нет.
В 16-25 проезжаем город Гах.
Мемориалы посвящённые Великой Отечественной Войне на территории Азербайджана поддерживаются в отличном состоянии. Здесь к этому относятся так же как и у нас, и 9 мая здесь государственный праздник. Сфоткал уже практически на выезде из страны, но подобные памятники встречаются во всех населённых пунктах.
Перед Загаталой выезжаем на трассу М5. Она идёт от границы до города Евлах, где выходит на магистраль по которой мы ехали из Тбилиси. Но хоть она и обозначается буквой "М", это вполне обычная двухрядка, ничем не отличающаяся от простых районный дорог.
Балакан - последний райцентр перед границей.
Здесь всё-таки пошёл небольшой дождь.
В Балакане заправился. Снова на Азпетроле. Время 17-30, пробег 3491 км, от предыдущей заправки 472 км. Залили 32 литра по 1,25 маната. У нас оставались манаты, так что здесь расплатился наличными. Так же взяли прямо на месте, выдали чек. Только вот, как потом посмотрел, мне дали аж два чека, но оба не мои. Я заплатил 40 манат, а мне выдали один на 60, а второй аж на 100. Наверное, местные чеки не берут, вот они и скапливаются у кассы. В общем, если бы я перед кем-то отчитывался, получилось бы неплохо заработать. Расход на этом баке получился всего 7,3 при средней 61.
Приближаемся к границе. Начинается что-то типа погранзоны.
В 17-50 подъехали к границе, пробег 3505 км. Разумеется, здесь тоже арка. Правда, её пока не доделали до конца. Да и вообще, этот погранпереход не такой большой, как Красный мост. Видно, что не эта дорога является основной между двумя странами. Но я очень доволен, что проехал именно по этой трассе. По дороге туда мы просто "пилили" 500 километров практически по прямой, и глазу было не за что зацепиться. Дорога, по которой мы ехали сегодня, совсем другая. Можно даже сказать, что мы увидели совсем другой Азербайджан. Горы, леса, множество красивых видов. Разумеется, эта дорога гораздо медленнее. Так что, если вам нужно побыстрее - тогда через Красный Мост и по магистрали, а если поинтереснее - тогда здесь. Ну а лучше проехать и там и там. Это я к вопросу, почему мы не вернулись через Дагестан. Тогда бы мы не увидели кучу всего интересного. А через Дагестан проедем в следующий раз.
Людей здесь намного меньше. Мы были третьими в очереди перед закрытыми воротами. Минут через 10 ворота открывают и запускают 5 машин. Здесь уже не выдают цветные карточки, а просто записывают на маленькой бумажке всех, кто есть в машине. Уже учёный, я сразу попытался понять порядок дальнейших действий. И вроде, на этот раз, у меня это получилось, хотя по разным окошкам всё равно побегали. Сначала нужно предоставить все документы. Кстати, та самая маленькая бумажка со штрих-кодом, которую я берёг больше паспорта, оказалась не нужна. Попросили только бумагу А4, на которой тоже есть штрих-код. Это документ на временный ввоз машины. Вот она очень важна. После проверки документов осмотр машины. Открыв наш багажник, пограничник аж изменился в лице, но посмотрел всё достаточно бегло. Правда, сумки сказал нести на рентген. Но это касалось не только нас, на рентген здесь отправляли всех. Просто сумок, сумочек и пакетов у нас было очень много, и чтобы всё это отнести пришлось бы ходить много раз. Я переспросил, что конкретно нести. Он показал пальцем на большие сумки и почему-то на холодильник. Все вместе уложились за один рейс, да и идти недалеко - метров 20. После этого загружаем всё обратно в машину, с этим этапом закончили. Но перед паспортным контролем нужно ещё оплатить дорожный налог. Раньше его брали на въезде, теперь перенесли это на выезд. Считают фактически проведённые в стране дни, но минимум всё равно месяц. Заплатил 35 манат. Касса тоже находится не там где остальные окошки, но не очень далеко. После этого уже паспортный контроль с фотографированием. Теперь можно ехать. На выезде проверяют паспорта и ту самую невзрачную бумажку, в которую на въезде всех записывают. Всё. Обратный переход азербайджанской границы прошёл как-то проще и быстрее, минут 40. И людей гораздо меньше - очереди перед окошками совсем небольшие, и мы уже что-то знали, но и организовано здесь всё получше, как мне показалось.
После этого думали, что в Грузию въедем совсем просто. Но как ни странно, на грузинской стороне пришлось немного задержаться. Паспортный контроль проходит очень быстро (пассажиры, как и на грузино-российской границе, идут отдельно). Кстати, здесь, единственный раз за всю поездку, проверили грузинскую страховку. Но основное время уходит на осмотр машины. Мне даже пришлось отъехать в сторону, чтобы попустить тех у кого вещей мало. Большие сумки тоже пришлось нести на рентген, и в остальном немного покопались. Причём, это опять же не из-за того, что мы загружены под потолок. Смотрели и на рентген отправляли всех. Возможно, таможеннику было просто скучно, может ему хотелось поговорить. Причём, все это как-то весело, даже с шутками. Он пересмотрел и даже прочитал этикетки чуть ли не на всех бутылках, искренне удивился, что в Азербайджане выпускается такое разнообразие алкоголя, и подытожил, что вообще-то эти вещи нужно покупать в Грузии. Я спорить не стал, и сказал, что мы и в Грузии обязательно купим. Ещё его заинтересовали удочки и рыболовная сумка сына с разными прибамбасами - посмотрел, спросил что и где ловили. Хорошо, что я сразу сказал, что мы ничего не поймали, иначе этот разговор мог бы ещё затянуться. В общем, всё очень добродушно, но минут 10 мы точно потеряли. И, кстати, в отличие от азербайджанских пограничников, здесь не смотрели бардачок и дверные карманы. Да и вообще в салон заглянули лишь мельком.
На переход границы ушло чуть больше часа. Причём, в этот раз некоторое время пришлось провести и на грузинской стороне.
В 19-10 въезжаем в Грузию, пробег от дома 3506 км. Азербайджанская симка ещё работала. Так что мы смогли позвонить и знакомым в Набрань и домой, как раз использовал все деньги с неё. Правда, пара гигабайт всё-таки остались. Вставляем обратно грузинскую симку и едем дальше.
Грузия встретила нас большим стадом коров, через которое мы проезжали достаточно долго. Причём, пастуха совсем не интересует, как будут ехать машины. Я поначалу осторожничал, но потом заметил, что местные сигналят и чуть ли не толкают коров бамперами. Меня даже кто-то обогнал по встречной обочине. Уже за ним, постоянно сигналя и использую практически всю ширину проезжей части, мы всё-таки прорвались через это стадо.
После Лагодехи основная трасса на Тбилиси ушла левее, но нам туда пока не нужно. Мы продолжили двигаться прямо, по местной дорожке с сторону Кварели.
На улице уже были сумерки. Заметил ещё одну интересную особенность. Мы у себя давно привыкли постоянно ездить с фарами, но здесь такого требования нет. И местные водители не особо торопятся включать свет, даже когда темнеет.
Больше уже не фотографировал из-за темноты. Но контраст окружающей обстановки очень заметен. Может, конечно, в Азербайджане это просто показуха. Но, по крайней мере, вдоль дорог всё выглядит более ухоженным. И дорога получше, и вокруг всё почищено-покрашено. Здесь такого нет. Больше похоже на нашу глубинку.
Зато по попадающимся вдоль дороги указателям сразу понимаешь, что попал в винный регион. Алазанская долина известна как крупный центр виноделия. Небольшие винодельни и достаточно крупные предприятия постоянно попадаются прямо вдоль дороги. Но это мы оставим на завтра. Сейчас уже хочется побыстрее доехать до забронированного жилья.
В 20-00 мы въехали в Кварели, а через 5 минут уже припарковались у забронированного гостевого дома Раиса, пробег от дома 3556 км, за сегодня 622 км. Хозяйки дома не оказалось - она повезла других постояльцев в ресторан, пришлось немного подождать. Но вскоре она вернулась и мы заселились в просторную комнату с старом, типично грузинском доме.
К ужину очень хотелось прикупить местного вина. Спросил у хозяйки. Она сказала, что совсем недалеко у её знакомых есть своё вино, и она даже может нас отвезти. Мы, разумеется, согласились. Я почему-то думал, что сейчас нам вынесут на крыльцо домашнее вино в полуторалитровой бутылке, но всё оказалось совсем на другом уровне. Нас привезли в маленькую, но настоящую частную винодельню под названием Столетняя лоза. Здесь проходят даже экскурсии с дегустацией для целых групп. Нам тоже немного показали и рассказали. Вино они делают старым грузинским способом в закопанных кувшинах - квеври. Столетняя лоза действительно растёт во дворе, но это для совсем уж элитных вин, которых получается очень мало. А для остального у них есть виноградники в окрестностях. В итоге мы решили купить красного Саперави и белого Цинандали. Я до последнего думал, что это будет разливное вино. Но нам вынесли бутылки вполне фабричного вида. Пробки, этикетки - всё на месте. Я, честно говоря, не ожидал, что небольшая винодельня, с мизерным объёмом производства, фактически находящаяся на территории обычного частного дома, может себе позволить так упаковывать свою продукцию. Купить их вино можно только в нескольких магазинах, так что это настоящий эксклюзив. Правда, и цена эксклюзивная. За две бутылки пришлось отдать достаточно большие по местным меркам 50 лари (20 белое и 30 красное). Забегая вперёд скажу, что на больших заводах есть вино гораздо дешевле. Но деваться уже было некуда. Купили и поехали ужинать.
Ужин получился смешанным - в духе этого дня. Едой нас обеспечили ещё в Азербайлжане. Разогрели курицу, которую сутки назад приготовили на мангале в Набрани, и даже овощи были азербайджанскими. А вот хлеб и вино были уже грузинскими. Вино оказалось обалденным, и местный хлеб очень понравился.
Сидя за ужином я пытался подвести промежуточные итоги, как-то "подбить" в голове впечатления от Азербайджана. Страна, безусловно, понравилась. Там очень много интересного, и я считаю, что им нужно развивать туризм. Ведь россиян туда едет совсем не много. А зря. Возможно, мы были в каких-то тепличных условиях - практически всё время, за исключением первого и последнего дня, нас как малых детей разве что не водили за ручку. Но, с другой стороны, за всё время я не встретил ничего такого, что могло бы как-то отпугнуть потенциальных путешественников вроде нас. Наоборот - всё очень цивилизованно, отношение к россиянам самое радушное. И даже разные страшилки про их дорожную полицию по-моему сильно преувеличены. Какие-то шаги для развития туризма делаются. Наконец-то отменили залог для временного ввоза машин ниже Евро-4, увеличили срок пребывания без регистрации, но мне кажется, что этого мало. Нужны разрекламированные достопримечательности, туристические маршруты, обилие гостиниц и гостевых домов по всей стране, а не только в столице. И переход границы неплохо бы немного упростить. Надеюсь, со временем это появится. Я же, в следующий приезд хотел бы получше осмотреть горные районы и прокатиться вдоль побережья на юг в сторону Ирана, возможно отдохнуть на море в Ленкорани. Это пока даже не отдалённые планы, а просто желание. Но опыт этой поездки показывает, что если чего-то очень захотеть, то со временем это получится.
А пока у нас впереди ещё два дня в Грузии и дорога домой.
Продолжение следует.
Можно разместить этот отчет в социальных сетях. Таким образом Вы помогаете популяризации сайта.