Откуда: Москва,Рыбачий Когда: 08/2018
По маршруту: Медвежьегорск, Терский берег, Териберка, Рыбачий (часть 3, Рыбачий)
Рейтинг отчета:
Автор: Участник форума: Товарисч Таня
Из Териберки мы отправились на полуостров Рыбачий. Программой - максимум было достичь мыса Немецкий (это самая северная точка Кольского п-ва) своим ходом. Программой минимум - хотя бы просто доехать до Рыбачьего, коснуться его земли своими колесами. Вышло серединка на половинку. Но давайте по порядку.
Доехав до Мурманска и очередной раз подивившись силе грибного прессинга мурманчан на окружающую природу, мы прокатились по великолепной Восточной Объездной дороге вокруг города до гостиницы "Мельница", подготовили пути отступления, т.е. договорились о ночевке на обратной дороге, пересекли новый мост, отличающийся простотой архитектуры и небывалой функциональностью, через Кольский залив и снова помчались по просторам трассы "Кола".
Не доезжая 100 км до норвежской границы показали паспорта на пограничном кордоне и свернули направо, на дорогу, обозначенную на всех картах как "Дорога на Рыбачий". Дорога не понравилась нам с первого взгляда, мы решили, что это плохая дорога. Ехать по ней надо было всего 50 км до турбазы "Озерко". Нас заранее предупредили, что норматив прохождения этого расстояния составляет 5 часов. С первого взгляда мы поняли, что это - чистая правда. Проехав около 10 км, мы поняли, что поначалу-то дорога была хорошая, а вот теперь началась настоящая жопа. Еще через 10 км стало ясно, что та жопа - не настоящая, а поддельная, а настоящая - вот она, перед нами, а начинали мы путь просто в роскошных условиях. Особенно тяжело пришлось на перевале Musta Tunturi (Чёрная Тундра), отделяющего материк от п-ва Средний.
Приходилось преодолевать довольно крутые подъёмы и спуски. Я так поняла, что проходимость дороги очень зависит от времени года и погодных условий. Размывается она после каждого дождя по-разному, и поскольку никто за дорогой не ухаживает, надеяться можно только на авось.
Бухта Озерко. Мы еще на Среднем полуострове, на той стороне уже полуостров Рыбачий. Домики вроде как буровиков.
Добравшись-таки до перешейка, отделяющего п-в Средний от Рыбачьего, мы оказались на развилке. Домики, как оказалось не турбаза "Озерко", как мы сначала было обрадовались, а до "Озерка" пилить еше 25 км вдоль южного берега полуострова Рыбачий.
Мотовский залив. На языке суши напротив видна дорога к турбазе.
Поэтому честно проковыляв свои 3 часа, уже на подъезде к базе мы подпризаблудились и попали в мёртвый ПГТ Большое Озерко. Вид его живо напомнил "Пикник на обочине" незабвенных А. и Б. Стругацких.
Мёртвые 5-этажки Большого Озерка.
Уже буквально в 2-х шагах от базы дорогу нам преградили несколько подозрительного вида луж. Мы чуть не повернули назад, но перспектива ехать обратно эти ужасные 50 км подвигла нас отважно двигаться только вперед.
Из кабины всё выглядит куда страшнее, чем со стороны.
База "Озерко" оказалась самым спартанским и самым дорогим жильем на всем нашем пути.
Кто угадает, что за предмет в руках? Подсказка - здесь он служит табуреткой.
А это межпозвоночные хрящи кита, служащие подставками для ног.
Беломорского гребешка навалом, но он очень мелкий.
Пройдясь по окрестностям базы, мы вдоволь налюбовались видами, надышались крепким соленым воздухом и зарядились мощной энергией крайнего Севера. Поглядели на грибочки, а вот бруснику с черникой буквально задавила несладкая парочка - вороника с дерёном канадским.
Дальше законный вопрос - куда дальше? На мыс Немецкий или домой? Поспрошав местных, пришли к выводу, что дорога для нашей машины в этот период вполне проезжая. Поколебавшись, прикинув время, решили-таки ехать обратно. Время поджимало не по-детски. Все-таки для Рыбачьего нужно закладывать времени побольше, я для себя определила минимум три дня. И ехать с палатками, не привязываясь к турбазе.
Чудесные, неповторимые пейзажи Musta Tunturi.
Встречаются серьезные ребята на серьезной технике. Вот на такой бы поколесить по здешним местам!
Поклонный крест на перевале Musta Tunturi.
Под крестом лежат осколки снаряда... и несколько окислившиеся, но вполне пригодные нестреляные патроны к АК-74
Крошечные озерки, перетекая друг в друга, несут свою воду в океан
Короткий роздых перед очередным испытанием.
А дорога ведёт дальше...
К роскошному водопаду.
На безымянном (имя не найдено ни на ТОПО-картах Гармина, ни на советских военных картах) притоке реки Титовки расположен самый красивый водопад, из всех, виденных не только за эту поездку, но, пожалуй из всех северных, виденных прежде, включая широко разрекламированный Кивач.
Мощный поток разделяется скальным выступом на три части. Две из них сливаются внизу, третья течет самостоятельно, вдадая в речку далеко внизу.
Право, ради такого зрелища стоило приехать в эти места!
На обратном пути в Мурманск, остановившись... э-э-э... протереть фары, мы заодно набрали 2-х литровую банку волнушек на засолку.
Вечер в гостинице был посвящен печали по так и не достигнутой 70-й широте (69.7о СШ - оказалась самой северной точкой нашей поездки.)
Весь следующий день в Мурманске шел проливной дождь, так что осмотр достопримечательностей этого необычно гористого города был несколько скомкан.
Это памятник Ждущей. На пьедестале замечательные стихи:
"Пусть всех, кто в море надолго уходит,
Рыбацкие суда и корабли -
Пусть их домой в родимый порт приводит
Вот эта Ждущая, как образ всей земли."
Так что это не женщина, а символ родного берега.
На плече не змея, как мы было подумали, а шарфик.
Потом мы одели пионерские галстуки, нацепили пионерские значки и с благоговением отправились навестить ледокол "Ленин". Но, как оказалось, благоговели мы напрасно - у дедушки "Ленина" как раз было 2 выходных.
Пошли посмотреть памятник Треске...
... и тут облом! Треска ушла на реставрацию!
Стояла Треска в очень симпатичном скверике, где каждый всегда мог узнать, по каким именно направлениям следует эвакуироваться в случае пожара, наводнения, ядерной войны и других стихийных бедствиях.
Если вы всегда знали, что бежать надо на все 4 стороны - вы были абсолютно правы!
Там же находится динамичный фонтан с памятником якорю Холла в центре.
В общем, если бы не идиотские пластмассовые гномики работы дедушки Лю Чжао-Дзы, распиханные под каждым кустом, сквер был бы просто замечательным.
Тем более, что гномики стоят аккурат на путях эвакуации в случае нашествия своих изготовителей.
Осмотрели также памятную стелу, около управления Тралового флота, установленную в память погибших на войне траулерах.
Там же стоит скульптура "Морской Волк", замаскированный так, что никому из тех, по чьим следам и рассказам мы шли, не удалось его найти. Скульптура с подтекстом.
... бывалый моряк шагает на верхушке мачты, которая называется клотиком. У моряков иногда подшучивают над новичками, приглашая их пить чай на клотике, да не просто чай, а чай с мусингами (мусинги - утолщения на тросах, попросту узлы).
Еще мы посетили памятник морякам-подводникам, погибшим в мирное время. Светлая память!
При изготовлении памятника использован обтекатель рубки пла "Курск". Там же доска с перечислением аварий, произошедших на пл в мирное время.
Рядом маяк-музей, закрытый по случаю понедельника и ещё один памятник якорю Холла.
Городская доминанта - памятник защитникам Заполярья - Алеша.
Честно говоря, мемориал по силе эмоционального воздействия сильно проигрывает тому, что мы видели в Волгограде. Мурманский мемориал какой-то... казённый, что ли... По-моему те, кто погиб на этой земле заслужили более сердечного отношения. Издалека, особенно в темное время, когда работает подсветка, смотрится неплохо.
В Мурманске ходит легенда о коте Семёне. Якобы некто переехал в Мурманск из Питера, а кота по имени Семён бросил. И вот, будто бы спустя какое-то время кот Семён вдруг объявился в Мурманске у дома прежнего хозяина. При всей невероятности этой истории, мурманчане неожиданно прониклись умилением настолько, что, вы не поверите, поставили памятник коту Семёну! Вот он, бедолага, прошу любить и жаловать! На берегу озера Семеновского.
Больше уже в Мурманске смотреть было решительно не на что!
На другой день мы с лёгким сердцем повернули оглобли в сторону дома. Первый этап был полутехническим - мы свернули в сторону Апатит - Кировска, чтобы посетить музей Апатитового комбината. У входа в музей установлена забавная скульптура горняка.
Минерал, на который опирается этот мечтатель, называется "Кровь лопаря", или по научному Эвдиалит - как видите, посещение не прошло зря!
К примеру, мы только сейчас узнали, что апатиты и нефелины, о которых сложена шуточная песенка ("... аппатит твою хибины, перфораты, нефелины ...") - ценнейшее сырьё для производства минеральных удобрений. Недаром в символике и Апатит, и Кировска использованы колосья пшеницы. Мировой спрос на апатиты необычайно высок, так что комбинат, являющийся градообразующим предприятием, не только живет и здравствует. И даже может позволить себе содержание шикарного бесплатного музея, лишь немного уступающего музею им. Ферсмана в Москве! Так что будете в тех местах - не упустите случая посетить музей - узнаете много нового и полезного.
Посмотрели мы и на обновленный горнолыжный центр Кировска. На плане выглядит вполне солидно.
Есть даже невиданный мною ранее транспортер для подъёма на учебную горку малышей и совсем уж неспортивных барышень.
Но по-настоящему оценить горнолыжный центр можно только при наличии снега, так что мы, тяжело вздохнув и облизнувшись на склон, отправились восвояси.
Пересекая Полярный Круг, остановились запечатлеть новую памятную стелу. Старая была совсем неприглядная.
В принципе, на этом наши приключения закончились, по плану нас ждали только технические этапы. Конечно, по дороге полно интересных объектов, но все они уже просмотрены нами насквозь и описаны в других отчетах. Включая сгоревшую в Кондопоге церковь Успения, которую жаль до безумия, мы любили её и никогда не упускали случая свернуть с дороги, проезжая по М-18, чтобы еще и еще раз её посетить... Восстановить-то можно, но тех морщинистых бревен с многовековой историей уже не вернешь. Макет-то в натуральную величину построить можно, хоть на Пречистенской набережной, хоть на берегу Онеги, но дух пережитого времени в них уже не вдохнешь.
В общем, предстояло просто крутить баранку, но мы добавили изюминки в технические этапы поездки.
1. Под Сопохой свернули в густой лес, и изрядно поплутав по его дорожкам выехали на старую взлетно-посадочную полосу. Здесь каждый желающий может разогнаться во всю свою удалую прыть, и, если повезет, взяв руль на себя взмыть над верхушками сосен.
Ключ на старт!
2. В родном Питере, нашли, наконец (до этого были безуспешные попытки) Мозаичный дворик созданный ныне покойным Владимиром Васильевичем Лубенко, светлая ему память. Канал RTG упоминает этот дворик в одном ряду с мозаиками Храма Спаса на крови. В одной из квартир дома во дворике разместили выставку работ Лубенко.
Каждая фигурка с одной стороны ангел, с другой - дьявол.
4. Опробовали новый скоростной участок на М-11. Знаете, свернуть с М-10 под Новгородом и очутиться пару раз моргнув глазом под Тверью - это впечатляет и вполне компенсирует потерю 640 руб. Конечно, уже не поклонишься могиле Анны Петровны Керн, не позвонишь в Валдайские колокола, не полюбуешься дворцом в Райке, на попялишься на торжокское золотое шитье... В общем, никакой духовной составляющей, зато быстро и шея не затекает.
Все. Мы приехали. Садимся за подготовку новых планов. До Нордкапа мы сей раз не добрались, а были совсем рядом...
Да, вот еще. Вся поездка от порога до порога составила 5481 км.
Некотрые заметочки, не вошедшие в общий рассказ о поездке на Южные Берега.
1. Питер-таки тяготеет к монументальности. Даже обычные объявления иногда оформлены как мемориальные доски.
3. Случится побывать в Мурманске, мы рекомендуем столовую "Тарелка". Мы её выбрали по аналогии с тверской сетью столовых того же названия. Кормят там неплохо, недорого и быстро. Чистенько, современный интерьер, вежливый персонал, бесплатный wifi. Расположена она на углу улиц Комсомольской и Самойловой. А если уж совсем оголодаете и денег не будет, загляните под памятник Морскому Волку - там растут вполне приличные опята.
Но по-любому, это была одна из самых интересных и ярких наших поездок по матушке - России!
Можно разместить этот отчет в социальных сетях. Таким образом Вы помогаете популяризации сайта.