Откуда: Подольск Когда: 08/2018
По маршруту: Рассыпное, (Ставрополь), Пятигорск, Владикавказ, Верхний Ларс, Степанцминда, Тбилиси, Баку, Набрань, Шеки, Кварели, Кропоткин. Часть 3.
Рейтинг отчета:
Автор: Участник форума: костя АСТ
В конце второй части мы вернулись в Грузию и остановились в гостевом доме "Раиса" в Кварели. Продолжаем.
Часть 3.
День двадцатый. 4 августа. Кварели.
Выспались мы хорошо. Несмотря на то, что в нашей комнате не было кондиционера. В общем-то, на улице по ночам не жарко, так что с открытыми окнами вполне терпимо. Я специально искал недорогой гостевой дом в шаговой доступности от центра, точнее - от завода Киндзмараули (ну хотелось мне наконец-то поучаствовать в дегустации). И гостевой дом "Раиса" полностью оправдал мои ожидания, хотя снаружи, на первый взгляд, он производил не самое хорошее впечатление. Внутри - гораздо лучше.
Это вроде и центр города, но здесь сплошной частный сектор. В доме несколько номеров разного размера. У нас целый зал - аж 6 кроватей, но при этом не тесно. Комната очень большая. Это фотография захватывает примерно треть площади. Окна выходят в сад. Гранаты, инжир и хурму, когда созреют, можно достать руками.
Хозяйка с ребёнком и пожилым отцом живёт здесь же в своих комнатах, а на этом этаже ещё два небольших номера. Дом не совсем двух-, но уж точно полутораэтажный. Внизу есть ещё номер с отдельным входом, где как раз останавливалась семья из России, и хозяйственные помещения. В общем, дом достаточно большой. Со слов хозяйки он очень старый. Сначала её дед, а потом и отец к нему что-то пристраивали. Вот и получилось два этажа и несколько входов. Во дворе стоянка на две машины. Еще есть гараж, там стоит старый Мерседес отца. Если не ошибаюсь, то это W116 примерно моего возраста. Но он не на ходу, хотя и не выглядит совсем уж запущенным. Но денег на ремонт пока нет, хотя слово "ремонт" здесь уже не вполне уместно, скорее - "реставрация".
В общем, настоящий частный сектор. Но зато какое же здесь отношение к гостям. Именно в таких местах понимаешь правильное значение словосочетания "гостевой дом". Полное ощущение, что ты приехал к родственникам или старым знакомым. Ещё с вечера, когда мы хотели подогреть свои шашлыки, хозяйка нас немного не поняла, - "Готовлю здесь я, говорите, что вы хотите - я сделаю". Но вечером мы вроде обошлись своими запасами, хотя она и помогала разогреть и накрыть на стол. Мы к такому просто не привыкли. Но я уже и забыл (с момента бронирования прошло несколько месяцев), что здесь у нас будут завтраки. С вечера договорились, что завтрак будет в 9-00.
Когда мы встали, на террасе уже было накрыто. Завтрак превзошёл все наши ожидания. Салаты, яичница, блинчики с начинкой, вкуснейший домашний сыр и местный хлеб, чей с вареньем. Учитывая невысокую стоимость номера (75 лари в сутки, примерно 2000 на наши), такой завтрак для четверых мы разумеется не ожидали. А зря. "Это Грузия, детка, здесь нужно кушать", - именно с такими словами наша хозяйка продолжала носить всё новые и новые блюда. В общем, мы еле вылезли из-за стола. После такого завтрака хотелось обратно лечь спать, но у нас очень мало времени - нужно хоть что-то посмотреть за один день в Кварели.
В первой половине дня решили покататься на машине по окрестностям, а ближе к вечеру, уже пешком, сходить на завод Киндзмараули.
В 9-30 отъезжаем от гостевого дома, пробег 3556 км.

Для начала прокатились по центру самого Кварели. Здесь тоже есть свой дворец правосудия.
И старинная крепость, очень похожая на ту, что мы видели в Шеки.
В самом центре располагается завод корпорации Киндзмараули. Но туда мы пойдём вечером, а пока отправляемся чуть восточнее. Здесь рядом друг с другом расположены заводы Гранели и знаменитый Кварельский туннель - хранилище вин, принадлежащее кампании Хареба.
Оставляем машину на стоянке, рядом с которой обнаружили такой вот небольшой прудик. На горном ручье сделали маленькую плотину и разводят рыбу. Здесь сотни совсем небольших форелей и три приличных осетра.
До входа нужно немного пройти.
Здесь устроен очень приятный парк. Разумеется, везде квеври - это такие кувшины в которых производят вино по традиционной грузинской технологии.
Вход в тоннель.
Хареба - это одна из крупных винных кампаний, у них несколько заводов и сотни гектар виноградников. Но именно здесь если что-то и делается, то совсем немного по традиционной технологии - в квеври, для туристов. Здесь вино в основном хранится. Эта система тоннелей была построена в середине прошлого века, проводились даже взрывные работы. В итоге получились два продольных тоннеля и несколько связывающих их поперечных общей длиной более семи километров. Сейчас здесь при идеальной температуре 12-14 градусов хранят какое-то нереальное количество вина. По всем тоннелям туристов конечно не водят, но небольшая часть приспособлена специально для этого. Здесь есть несколько программ посещения, от простой короткой экскурсии и до "пакета премиум", включающего в себя дегустацию всего что только можно с лепкой хинкали и приготовлением чурчхелы. Но это уже достаточно дорого и долго. Берём простую короткую экскурсию по 5 лари с человека.
Других посетителей в этот момент не было, поэтому экскурсия была только для нас. Кстати, внутри по сравнению с улицей достаточно прохладно, так что пледы, которые выдают на входе, оказались совсем не лишними.
Та часть хранилища, где проводятся экскурсии, очень неплохо отделана. Количество бутылок действительно впечатляет, и это не бутафория.
По трубам под потолком когда-то перекачивали вино, но потом от этого отказались.
Первый поперечный тоннель, где проходит основная часть экскурсии и дегустации, вообще очень порадовал. Кроме столов мимо которых мы, к сожалению, просто прошли, в дальнем конце этого тоннеля организовано что-то типа музея. Здесь рассказывают и даже показывают как делается вино по традиционной технологии. И не всё здесь просто экспонаты. Именно здесь под полом есть квеври, в которых бродит вино. Туристы, приезжающие в правильное время, могут даже поучаствовать в открытии и вычёрпывании напитка.
В целом, экскурсия понравилась, но маловато. Хотелось бы, конечно, увидеть больше, но в остальные тоннели посторонних не пускают. Помнится, экскурсия на наш Абрау-Дюрсо была гораздо более содержательной. Но, возможно, более дорогие "пакеты" будут более продолжительными и интересными.
На выходе можно прикупить их продукции. Приятно удивили цены. Понятно, что есть бутылки и по 60 и по 80, но "обычные" вина стоят от 8 до 15 лари, а самое дешёвое и вообще 5. Я конечно не гурман, да и вообще мало что понимаю в винах, но 140 рублей за бутылку точно не поддельного грузинского вина, по моему, это просто даром. Да и 250-350 рублей тоже не дорого, у нас оно как минимум в два-три раза дороже, причём никаких гарантий, что его не намешали в одном из подмосковных ангаров, нет.
Эх, взять бы пару ящиков. Но мы заранее договорились сильно не превышать установленный лимит, так что купили совсем чуть-чуть.
Над всем этим подземельем, выше по склону горы проложены дорожки.
По ним можно подняться в ресторан.
Обстановка здесь очень приятная.
Есть даже такой вот искусственный водопад.
Но главное - это, конечно, отличные виды на Алазанскую долину. Посидеть здесь вечерком, когда солнце уже не так жарит, было бы неплохо.
На выезде притормозили ещё у завода Гранели. Здесь именно производство, и, насколько я понял, экскурсий нет. Хотя, возможно я и ошибаюсь. Просто мы не особо этим интересовались.
Зашли в их магазин. Купили ещё пару бутылок и поехали дальше. Проезжаем через Кварели в западном направлении. Следующий пункт нашей короткой программы - озеро Илии.
Дорога проходит по правому берегу деки Дуруджи. Но в это время года самой реки особо и не видно.
В широком русле, откуда-то с гор, течёт маленький ручеёк.
Озеро Илии, названое в честь Ильи Чачвавадзе, на самом деле не совсем озеро. Это искусственный водоём, так что скорее это водохранилище или даже пруд. Что интересно, во всех путеводителях написано, что набирается оно водой из этой самой Дуруджи. Видимо, забор происходит где-то выше, так как уровень этого озера значительно, как минимум метров на 10, превышает уровень пересохшего русла. Но озеро полноводное.
Западный берег - это естественный склон горы, а восточный - широкая дамба. На ней организован парк. Заметно, что он совсем молодой, и многое только строится.
К северу от озера, чуть выше по склону, располагается дорогущий отель Роял Батони. Когда искал жильё в Кварели, он попался на Букинге. Стоимость номеров какая-то нереальная даже для гостиниц, и на порядок выше местных гестхаусов. Но кто-то, наверное, здесь останавливается.
Восточный берег озера выложен бетонными плитами - это же дамба. И хотя купаться здесь вроде как запрещено, является местным пляжем.
Разумеется, мы тоже здесь поплавали. Вход в воду по плитам с сильным наклоном не особо удобный, но вода отличная. Тёплая и прозрачная. Сверху кажется немного зеленоватой, но, на самом деле, она очень чистая. Почему-то вспомнилось озеро Рица, только вода здесь намного теплее.
Наверху большими буквами выложена надпись, которую видно даже из города. Что-то типа "Я люблю ...". Я так и не научился читать по грузински. Но если не ошибаюсь, это слово Кахетия.
Немного освежившись, трогаемся дальше. Озеро стоит посетить, если есть время или желание искупаться.
Недалеко от озера есть пешеходный мост через реку. По его высоте можно судить об уровне воды весной. А сейчас прямо рядом с ним накатана дорога.
Выезжаем обратно на трассу.
И совсем скоро сворачиваем к очередной достопримечательности - монастырю Некреси.
Машину оставляем на стоянке перед шлагбаумом. Сразу за ним располагается небольшой храм, но это мы осмотрим позже.
Монастырь расположен достаточно высоко, но на своём транспорте туда не пускают. Так что дальше есть два пути - пешком или на небольшом автобусе стоимостью 1,5 лари с человека. Я хотел пойти пешком - прогуляться, насладиться видами, но мои наотрез отказались от этой идеи, и мы поехали на автобусе. И это было правильно. Несколько километров по серпантину, подъём примерно на 300 метров. Для неподготовленного человека, особенно в такую жару, это настоящий поход, а не просто экскурсия. Скорее всего, в полном составе мы бы и не дошли (вспоминаю поход к Каменным Грибам на Алтае). А на автобусе - медленно, но верно - поднялись. Дорога хорошего качества, но уклон действительно приличный. "Варик" (Mercedes Vario) почти всю дорогу ползёт на первой. А она ещё и узкая, в основном в одну машину. Здесь работает три автобуса, и они ездят так, чтобы по дороге на разъезжаться. Как только на нижнюю стоянку приезжает второй автобус, первый, набрав положенный минимум в 10 человек уезжает, и второй не поедет, пока сверху не спустится третий. Так и работают - на обоих стоянках всегда стоит по автобусу, а третий едет. И наверху практически нет стоянки. Видимо, это главное, почему сюда и не пускают на своих машинах.
Первое, что поражает уже на подъёме и продолжает поражать наверху - это отличные виды.
Когда-то давно у подножия горы был достаточно большой город Некреси, но его разрушили, остался только монастырь на верху.
Алазанская долина как на ладони.
Немного переведя дух, начинаем осматривать сам монастырь. Просто поражает, как это всё построили на такой высоте. При том, что такой дороги и машин в то время точно не было.
Территория небольшая. Есть несколько храмов. Один совсем маленький, всего на несколько человек. Другой побольше. Мы уже привыкли, но всё-таки грузинские храмы внутри очень аскетичны.
Порадовало, что здесь есть надписи на русском.
Монастырь считается действующим. Но как-то удивило то, что на крошечной территории за всё время нашего пребывания мы так и не увидели никого из священнослужителей.
Отведённые полчаса пролетели очень быстро, пора возвращаться. В принципе, нигде не написано, что обратно обязательно нужно ехать на том же самом автобусе. Можно задержаться и уехать на следующем или даже через несколько часов. Место располагает к тому чтобы спокойно посидеть и насладиться тишиной и видами, тем более, что здесь, несмотря на приличное количество туристов, совсем не чувствуется суеты. Но у нас, к сожалению, нет лишнего времени.
Загружаемся в "Варик" и начинаем спускаться.
На обратном пути немного поснимал.
Внизу расположено ещё несколько построек.
Очень интересный по форме храм. И кладка тоже необычная.
Некреси очень понравился. Мне кажется, что это самое интересное место в окрестностях Кварели, по крайней мере из того что видели мы. И если времени совсем мало, и приходится выбирать что-то одно, советую съездить именно сюда.
После этого поехали в сторону замка Греми. По дороге захотелось перекусить, как раз проезжали какую-то деревню. Заметили указатель на пекарню. Здесь в печи пекут традиционный грузинский хлеб. Даже не знаю как он точно называется. У нас бы сказали - лаваш, но не уверен, что это правильно. В общем, это сильно вытянутая лепёшка. То ли рецепт какой-то особый, то ли просто продукты правильные, но получается очень вкусно. К сожалению, готовых не было, хозяин только собирался печь очередную партию. Решили немного потерпеть и заехать на обратном пути.
Здесь всё достаточно близко, до замка доехали как-то незаметно. Машину оставили перед мостом. Дальше пешком.
Речка совсем пересохла, воды нет вообще. Но под мостом отдыхает несколько баранов.
Перед замком небольшая площадка. Продают сувениры, фрукты и, разумеется, чурчхелу.
Ворота замка с противоположной от дороги стороны и немного выше, к ним вдоль стены ведёт дорожка.
Замок построен в 16 веке, и есть мнение, что это больше монастырь чем замок. Когда-то, как и в Некреси, рядом был целый город, но его тоже разрушили какие-то очередные завоеватели. А этот замок (или всё таки монастырь) остался. Честно говоря, о его назначении читал разное, но центральное и главное место здесь занимает Архангельский храм. К сожалению, там проходила свадьба, и мы не зашли внутрь. Читал, что там есть на что посмотреть, здесь сохранились фрески, что уже само по себе редкость. Но, видимо, не судьба.
А рядом уже жилое здание. На дворец не особо похоже, но цари здесь вроде жили.
Именно здесь располагается музей, и туда активно зазывает один из работников. Вход на саму территорию и в храм бесплатный, а вот чтобы попасть в это здание нужно заплатить 5 лари. Мои не захотели, так что я пошёл один.
Честно говоря, на музей как-то не особо тянет. Экспонатов маловато. Царские одежды на первом,
да кое-какие орудия труда на втором этаже.
Теперь понимаю, почему во всех отчётах есть такая вот фотография царского туалета. Пожалуй, это самый интересный экспонат. Любопытно, конечно, но мне кажется, что этого маловато чтобы называться музеем.
А вот виды с верхнего яруса башни неплохие. Наверное, это стоит 5 лари.
Напоследок прошлись вдоль стены. Замок расположен на возвышенности, но высота самой стены местами совсем несерьёзная.
А ещё здесь просто заросли гранатов.
Время уже четыре часа, пора ехать обратно, чтобы успеть на экскурсию с дегустацией. По дороге остановились у той самой пекарни. Хлеб был ещё горячий. Пока ехали к дому, съели почти весь. Очень давно не пробовал такого вкусного хлеба. Заметил, что в Грузии много подобных мини-пекарен, и в основном все берут именно такой хлеб.
Возвращаемся в гостевой дом, оставляем машину и отправляемся пешком на завод корпорации Киндзмараули. Идти всего минут 10. Экскурсии проводятся до 18-00 - успеваем. По дороге снял немного наличных лари в банкомате прямо на улице.
Народу очень много. Экскурсии бесплатные, причём, проводятся отдельно на разных языках. Русскоязычная как раз недавно началась, но нас провели отдельно и мы их догнали.
Здесь производится большое количество вина, во дворе много таких вот емкостей.
В них делается вино по так называемой европейской технологии, то есть из чистого сока. И такого вина выпускается гораздо больше. Делают здесь вино и по традиционной грузинской технологии в квеври, но гораздо меньше. Нам как раз показали зал, где под полом замурованы эти сосуды. Они бывают от пяти литров до пяти кубометров объёмом. Там куча нюансов, но если совсем по простому, то основное отличие в том, что вино в них бродит вместе со шкурками ягод, косточками и даже веточками. В определённый момент сосуд герметично запечатывают и процесс продолжается ещё несколько месяцев. Самое интересное - это достать уже готовый продукт. Когда-то его долго вычерпывали специальным черпаком из тыквы, но на заводе выкачивают насосом.
Здесь же расположена небольшая экспозиция для туристов. Такую вод "соковыжималку", представляющую собой огромное корыто из целого ствола дерева, в которой виноград давят ногами, мы уже видели и в Харебе и вчера в Столетней Лозе.
А ещё здесь работает очень интересный человек. Он вырезает из дерева огромные объёмные картины и даже целые скульптуры.
Ещё нам показали цех, где вино после брожения какое-то время выдерживается при температуре +2, ненадолго завели на линию розлива и даже в лабораторию. Ну и под конец мы спустились в огромный подвал. Сложно даже представить сколько здесь вина. То что попроще хранится в огромных металлических танках, элитные сорта в деревянных бочках. Это не естественная пещера, так что температура и влажность здесь поддерживается специальной системой. Но поддерживается очень точно. Есть даже какая интересная услуга, как хранение вин клиентов. То есть вы покупаете у них бутылку какого-то вина, но не забираете её, а оставляете на хранение, и она хранится в идеальных условиях.
Я не ждал от бесплатной экскурсии чего-то сверхъестественного, да и длилась она 20-30 минут, но нам показали практически весь процесс производства, провели по территории. Это более интересно и познавательно, чем утренняя экскурсия в Харебе. Но там, конечно, интерес представляют сами тоннели. Так что желательно посетить и то и другое.
После экскурсии нас повели в комнату для дегустации. Это мероприятие уже платное, стоит 8 лари с человека (разумеется, только с тех кто пробует, те кто не употребляют, могут посидеть бесплатно). За эти деньги дают попробовать 4 сорта вина.
Наливают, конечно, понемногу, полбокала примерно. Чтобы посетители могли оценить вкус, но не более того. При этом подробно рассказывают о каждом сорте. Два красного и два белого, приготовленные по традиционной грузинской и европейской технологиям. Повторюсь, я совершенно не разбираюсь в винах. Но кое-что понял даже я. Вина из квеври действительно более насыщенные, я бы даже сказал тяжёлые. А "европейские" - более лёгкие.
Нам рассказали, что они занимаются возрождением некоторых сортов винограда и соответственно вина. Например, нам дали попробовать вино Киси. Его делают достаточно мало и, вроде как, оно даже не экспортируется из Грузии. Но эти нюансы, опять же, для гурманов. Вообще, дегустация - штука интересная. Много рассказывают, можно задавать вопросы. Я даже понимаю людей, которые приехали на машинах. Вина не пробовали, а просто сидели и слушали.
В конце программы, как и ожидалось, всех пригласили в магазин, где продаётся местная продукция. Разброс цен, как и в Харебе, приличный. Но простые вина так же стоят не дорого. Прикупили ещё несколько бутылок. Хотелось больше, но мы и так уже везём лишнее. Ох уж эти таможенные правила.
После этого мы решили наконец-то нормально поесть. Читал в каких-то отзывах, что прямо на территории завода есть хороший и недорогой ресторан. Туда и отправились. Здесь есть столики и прямо на улице, но мы сели под крышей, где как раз располагался такой вот аппарат. Даже не знаю как правильно, я бы назвал его "чачагонный". Причём, размеры просто промышленные.
Расценки действительно оказались очень гуманными. Мы удивлялись ценам в Тбилиси, а здесь ещё дешевле. Снова набрали столько всего, что еле доели. После азербайджанской диеты из баранины очень порадовал шашлык из свинины. Видимо, соскучились.
Ну и разумеется ханкали, хачапури и так далее. Разливное вино здесь стоит как газировка. В общем-то, оно и понятно, мы же на заводе. Но всё равно, 4 лари за литр белого и 6 лари за литр красного, это примерно 110 и 160 рублей на наши. Почти даром. Точнее, оно для нас и получилось даром, так как когда мы в конце трапезы заказали ещё и мороженное, официантка сказала, что мы так много у них назаказывали, что вино будет за счёт заведения. Мелочь, причём и для нас и для них, но приятно.
Еле встав из-за стола, потихоньку побрели к дому.
С завода вышли уже не через магазин, а прямо к центральной площади.
Такие вот красивые и очень дорогие мусоровозы ездят в Кварели.
А за Домом Правосудия стоит аварийный генератор с запасом топлива от Роснефти.
Кварели - городок маленький. Все что дальше двухсот метров от центральной площади выглядит примерно так.
Вернулись домой, но сидеть в комнате совсем не хотелось. Оставили вещи и пошли гулять дальше. Прошлись по северной части городка. Посмотрели местный парк, несколько улиц, магазинов.
Главная улица, конечно же, названа в честь знаменитого земляка. И очень приятно, что здесь тоже кое-где сохранились таблички с названиями на русском.
Случайно набрели то ли на Дом Культуры, то ли даже на целый театр.
Но, в основном, как я уже писал, Кварели это сплошной частный сектор. Состояние домов самое разное - от свежих добротных построек до откровенной разрухи. И очень много сдаётся. Видно, что этот городок пользуется популярностью. Даже где-то читал, что его считают столицей винного туризма.
Не смог пройти мимо такого вот доработанного ЛУАЗика. Машина и у нас уже очень редкая, а уж здесь точно не ожидал увидеть что-то подобное.
После этого вернулись домой и остаток вечера провели в компании хозяйки. Уже стемнело, а наши соседи не выходили на связь, и она реально волновалась, даже просила нас позвонить с российского телефона. Но всё обошлось - чуть позже они вернулись.
Ещё раз поразились местному гостеприимству. Мы всего-навсего попросили поставить чайник, причём собирались сделать это сами. Она не просто вскипятила нам воды, но и накрыла целый стол. С чаем и вареньем. Вина уже больше не пили, так как утром снова в дорогу. Но вообще, сюда хочется приехать на несколько дней. Просто есть, пить и ничего не делать.
День двадцать первый. 5 августа. Кварели - Степанцминда.
Утром нас снова ждал отличный завтрак. После этого спокойно собрались, загрузили вещи, распрощались с хозяевами и в 10-10 выехали. Пробег от дома 3556 км.

Проехали через центральную улицу в поисках работающего банка. Дело в том, что у меня оставалось немного манат, и я понимал, что дальше я их уже точно нигде не поменяю. Но в воскресенье ни один банк не работал, так и повёз азербайджанские деньги домой в качестве сувениров. Сумма, конечно, не большая, не более 50-ти манат, но зачем они мне в России? Ладно, может в следующий раз пригодятся.
Покидаем Кварели. Выезжаем там же, где заезжали. Едем в Тбилиси наиболее простым и коротким путём. Была мысль проехать через Телави и тем самым совершить "круг почёта" по Алазанской долине. Но нельзя объять необъятного, оставим это на следующий раз. Как и ещё одну совсем уж интересную дорожку. Читал, что можно прямо с Военно-грузинской дороги попасть в Алазанскую долину, так сказать - "через заднее крыльцо". Есть дорога Жинвали - Ахмета. Это горный грейдер, было бы интересно, но это опять же оставим на потом. А пока едем на Мукузани. Время 10-20, пробег 3623 км.
На дорожных указателях в Кахетии почему-то частенько написаны названия вин (шутка).
С бензином проблем нет, но цены заметно, раза в полтора, выше наших и азербайджанских.
В 10-27 пересекаем реку Алазани, по которой и названа долина, пробег 3631 км. Это более крупная река, и все те ручейки в широких руслах, которые текут с гор, впадают в неё. Так что вода в ней есть.
Вдоль дороги постоянно попадаются винные заводы.
В 10-35 доехали до Мукузани, здесь повернули налево, на дорогу идущую из Телави, пробег 3640 км. Через 7 км начался Гурджаани. Небольшой городок, центр одноимённого муниципалитета, ну или райцентр по нашему.
В Телави проложена железная дорога, и шоссе идёт вдоль неё, иногда они пересекаются.
В населённом пункте Бакурцихе сворачиваем направо на Тбилиси. Это как раз и есть дорога S5, которая идёт от столицы к тому погранпереходу, где мы позавчера въехали из Азербайджана. Время 10-55, пробег 3658 км.
После поворота дорога долго идёт в гору. Мы покидаем Алазанскую долину и пересекаем Гомборский хребет, который является водоразделом рек Алазани и Иори.
Через какое-то время спускаемся на Иорское плоскогорье, хребет остаётся справа, то есть севернее.
Проезжаем какую-то крепость. Наверное, нужно было подъехать, но как-то заранее не планировали, так что просто проскочили мимо.
Местность достаточно живописна, хотя это уже не удивляет. Просто едем.
В 11-40 проезжаем Сагареджо, пробег 3710 км. Основная дорога огибает город. Тоже интересное место, но сейчас просто проезжаем мимо.
Хоть это уже давно не Алазанская долина, но всё ещё Кахетия. Так что винзаводы постоянно попадаются и здесь, пусть и в меньшем количестве.
В одном месте на глаза попалась нефтяная качалка. До этого как-то не слышал о добыче нефти в Грузии. Но по приезду домой прочитал, что нефть в Грузии есть. И добывалась с незапамятных времён. Просто это почему-то не так разрекламировано как в Азербайджане, хотя, наверное, и объёмы поскромнее.
В 11-55 пересекаем реку Иори, пробег 3727 км. Параллельно по красивому арочному мосту проходит железная дорога.
Проезжаем ещё одну дорогу в Алазанскую долину. До Тбилиси уже совсем недалеко.
Вскоре начинается достаточно длинный спуск в долину Куры.
С приличного расстояния и высоты можно оценить размеры грузинской столицы.
В 12-10 проезжаем тбилисскую объездную, местную КАД, пробег 3742 км. Изначально планировал поехать по ней, но потом всё-таки решили заехать в город. Я всё не мог себе простить, что мы не побывали в Джвари, и время позволяло исправить эту ошибку.
Сразу после объездной, справа располагается огромный рынок. Это местный аналог "черкизона" под названием Лило. Даже подумывал туда заехать, так как хозяйка говорила, что уж там-то вы точно поменяете свои манаты в любой выходной день. Но он оказался настолько огромным, что мы решили отказаться от этой идеи. Пришлось бы потратить много времени на заезд-выезд, поиски стоянки и самих обменников. В общем, я решил что эти деньги не стоят потраченного драгоценного времени. Так что поехали дальше по широкому шестиполосному Кахетинскому шоссе.
Заметно, что дорога сделана не так давно, местами работы ещё продолжаются. И вдоль дороги также везде что-то строится.
В самый центр нам было не нужно, в то же время был нужен какой-то хороший магазин. Издалека заметили большой торговый центр Ист Поинт и свернули к нему.
Здесь куча разных магазинов, но нас интересовал большой супермаркет. Хотелось прикупить с собой местных продуктов. Магазин достаточно обычный, мало чем отличается от наших. Купили сыра, воды, чего-то ещё. Очень порадовала местная выпечка.
Правда, встал я не совсем на ту стоянку, так что несколько пакетов и - главное - 6 упаковок воды пришлось тащить достаточно далеко. А потом ещё распихивать всё это по машине. В очередной раз убедился, что Дастер - машина "резиновая". Каким-то образом в загруженные под завязку багажник и салон удалось вместить ещё продукты и 36 литровых бутылок воды. Но теперь уже точно под потолок, кошмар таможенника.
В 13-30 отправляемся дальше, пробег 3754 км. Едем через окраины города в сторону Тбилисского моря. Здесь новостройки соседствуют со старыми домами ещё советской постройки. Но вид этих районов, мягко говоря, не парадный.
Проезжаем по плотине Тбилисского водохранилища.
Заметно, что уровень воды уже далёк от максимального.
На южном берегу строятся новые городские районы, а здесь пасутся коровы.
Это достаточно интересное гидротехническое сооружение созданное в 1952 году. Здесь не просто построена плотина на реке, а в систему из нескольких небольших озёр по каналу подведена вода из реки Иори. Получился большой водоём, длиной 9 км и шириной до трёх. Максимальная глубина достигает 45 метров, да и средняя более 20-ти.
Мы достаточно долго ехали вдоль него по красивой дороге.
Это место пользуется большой популярностью у местных жителей. Много подъездов к воде.
А на юго-западном берегу есть оборудованные пляжи и даже аквапарк.
Проехав вдоль водохранилища, снова попадаем в городскую застройку.
На самом выезде из города проезжаем строящийся участок новой объездной.
В 14-15 сворачиваем с трассы в сторону Джвари, пробег от дома 3780 км.
Когда проезжаешь по магистрали внизу, думаешь как же туда попасть? Но дорога достаточно спокойно поднимается на несколько сотен метров, делает большую петлю и выходит к монастырю с запада.
В 14-25 паркуемся, пробег 3785 км. Стоянка забита очень плотно, машин много, даже есть небольшие заторы на въезде. Возможно, это из-за того что мы были в воскресенье, и больше половины машин - это свадьбы. Здесь просто очередь из желающих обвенчаться именно в этом храме.
Кстати, именно здесь единственный раз за всю поездку пришлось заплатить за парковку. 2 лари. Можно было встать бесплатно метров за 100 до стоянки, но мест там совсем не было.
Ну и ладно, в общем-то мелочь. Паркуемся и идём смотреть.
Думаю, не стоит говорить, что это одна из самых известных достопримечательностей Грузии. Седьмой век, объект всемирного наследия Юнеско и так далее. Смысла переписывать Википедию не вижу. Я не знаток всех этих архитектурных терминов, и по мне это достаточно типичный для этого региона храм. Но в живую смотрится действительно хорошо. Причём, как снизу, так и вблизи. Хотя, лично мне, как я уже писал, нравится совсем другая архитектура.
Во время небольшого перерыва между свадьбами зашли внутрь. Внутри всё ожидаемо просто. Никакой роскоши, но, разумеется, очень много икон.
Кроме собственно монастыря, Джвари знаменит неповторимыми видами. Это именно то место, которое описал Лермонтов. "...Обнявшись, будто две сестры, струи Арагвы и Куры,..." Вот они. Более крупная Кура течёт с запада и поворачивает на юг, Арагви впадает в неё как раз на этом повороте.
Кстати, именно здесь расположена электростанция, о которой я писал в первой части.
Кроме слияния двух знаменитых грузинских рек, отсюда очень хорошо видно Мцхету, которую мы в этот раз так же не посетили.
Трасса по которой нам предстоит ехать тоже хорошо просматривается. Обратный вид есть в первой части.
Отличное место. И я был очень рад, что хоть на обратном пути у нас получилось сюда заехать. Но пора трогаться дальше. В 14-55 выезжаем со стоянки , пробег от дома 3785 км. Позвонил в гостевой дом в Степанцминде, предупредил что выезжаем из Тбилиси. Хозяйка сказала, что если с этой стороны, то будет ждать, а вот всех кто забронировал и сейчас едет со стороны России дождаться не может. Очередь на границе очень большая. Люди приезжают на следующий день.
Минут через пять выехали на трассу. Погода заметно портится.
По пути туда примерно здесь же нам попался указатель с расстоянием до Тегерана, а на обратном пути мы увидели расстояние до Анкары. Честно говоря, не так уж и далеко. И если Иран это очень сложно и вообще не особо реально, то Турция вполне доступна, и возможно, что когда-то мы и туда скатаемся.
И, кстати, указатели на Сухуми попадаются достаточно часто. Какой в них смысл, если туда всё равно не проехать? Политика, блин. Скорее бы уже все они помирились.
По магистрали нам ехать совсем недолго, в 15-05 сворачиваем на Военно-грузинскую дорогу, пробег 3798 км.
Начинается знакомая уже двухрядка.
Теоретически мне хватало бензина до Владикавказа, но учитывая непредсказуемые горы и предстоящий переход границы, решил залиться до полного, чтобы быть спокойным. Заправились на Галфе. Время 15-15, пробег от дома 3800 км, от предыдущей заправки 309 км. Расплачивался картой, так что чек снова получился без количества литров, а на память уже не помню. Есть только сумма 71 лари, то есть 25-30 литров. Расход от предыдущей заправки получился 7,9 при средней 46. Заправщик ещё протёр стёкла. Я пытался отказаться, но мне сказали, что так положено.
Едем дальше. Вот тот самый поворот на дорогу ведущую напрямую в Алазанскую долину.
Постепенно поднимаемся вверх.
Вскоре доехали до Жинвальского водохранилища. Остановились перекусить на одной из стоянок.
Машин немного, дорога свободная.
Как и планировалось, на обратном пути заехали в замок Ананури.
Парковка около него достаточно хаотичная, вперемежку с торговыми рядами. Получилось так, что встал прямо между палатками. Идём смотреть.
Мост, по которому только что проехали, со стороны выглядит гораздо более внушительно, чем с дороги.
Этот замок также является одной из самых известных грузинских достопримечательностей. Хотя, возможно это объясняется его расположением у большой дороги.
Кстати, мимо замка можно проехать на берег водохранилища, а внизу строится что-то очень похожее на гостиницу.
Внутри напоминает Греми. Их вообще очень часто сравнивают. Внутри стены, которая здесь достаточно высокая и, в отличие от того же Греми, вполне может называться крепостной, компактно расположены два храма и старая сторожевая башня.
В один из храмов можно зайти, он достаточно большой и просторный.
Здесь также есть таблички с надписями на русском, что радует.
Хорошие виды на Жинвальское водохранилище. Кстати, во времена Пушкина и Лермонтова, когда водохранилища ещё не было, дорога проходила ниже замка.
Внутри почти нет свободного места. Только узкие дорожки.
Можно подняться на одну из башен. Но с верхнего яруса из-за высокой стены ничего не видно,
только через бойницы можно посмотреть на стоянку.
Интересное место. Проезжая по Военно-грузинской дороге обязательно нужно остановиться, тем более, что времени много не занимает.
В 16-35 трогаемся дальше, пробег 3836 км.
Вдоль дороги постоянно красивые виды, но человек ко всему привыкает. И то, что так завораживало нас по дороге сюда, на обратном пути уже не удивляет.
Проходим первую тысячу метров высоты.
И вскоре, в том же самом месте, где по дороге туда потеряли минут десять, встаём в пробку. Движемся медленно, многие лезут по встречке. Потеряли около получаса. Удивительно, откуда на свободной дороге при малейшем заторе появляется такое количество машин. Появились первые сомнения насчёт завтрашнего проезда границы.
Пробка навстречу оказалась ещё больше.
Вскоре мысли, что на границе не всё гладко, подтвердила и очередь из грузовиков на обочине. Длинная, километра 2-3.
Читал, что их специально останавливают заранее, чтобы не создавать пробки ближе к границе. Да и ширина Военно-грузинской дороги далеко не везде позволяет спокойно стоять на обочине такими колоннами.
Переезжаем на левый берег Арагви.
и начинаем достаточно быстро подниматься вверх.
В 18-05 проезжаем Гудаури, пробег 3888 км.
Галлерея.
Ближе к перевалу кажется, что облака уже совсем близко.
На обратном пути не смог проехать мимо Арки Дружбы, тем более, что по дороге туда дети спали. Правда, погода сейчас совсем другая. Сын не просто так одел флиску, на улице всего плюс 14.
И совсем другие виды. Низкая облачность сильно меняет картинку.
Но облака не сплошные, временами проглядывает солнце, и тогда становится ещё красивее.
Снова долго разглядывал этот водоём внизу. Что же там строят?
Думал, что на перевале мы всё-таки въедем в облака, но не хватило совсем немного.
В 18-37 прошли перевальную точку (наконец-то научился делать скриншот, а не просто фотографировать планшет)
Здесь на склонах всё так же пасутся бараны.
Начинаем спускаться вниз.
Прошлогодний снег.
Уже после приезда домой узнал, что спустя всего неделю здесь выпал новый снег. А ниже, ближе к Жинвали, даже сошёл сель, перекрывший движение на несколько часов. Так что Военно-грузинсая дорога преподносит сюрпризы не только зимой. Но мы проскочили удачно.
У выхода минеральной воды так же остановились.
Здесь уже +12. Совсем другой вид, и даже людей намного меньше.
Продолжаем спуск.
В 19-00 проезжаем Коби.
Выглянуло солнце. Пейзаж стал настолько красивым, что я съехал с дороги и стал всё это фотографировать.
Горы, река, низкая облачность и проглядывающее солнце. Нереально красиво.
Но дальнейшая дорога быстро вернула нас "на землю".
Вдоль этой колонны из фур мы ехали примерно 5 километров. По дороге сюда мы ничего подобного не видели. Значит - на границе большая очередь. Да и в группе в ВК писали про 10 часов на выезд.
До границы уже совсем немного. У нас забронирован гостевой дом в Степанцминде. Но в связи с этой очередью стали приходить мысли поехать на границу без ночёвки.
Но, всё взвесив, решил ничего не менять. Мы спокойно переночуем, выспимся, и поедем на границу. А там уж будь как будет. Тем более, дальше у нас ничего не забронировано, а домой можно на денёк и опоздать.
В 19-40 приехали в гостевой дом Васо Левани в Степанцминде, пробег 3925 км. Здесь у нас забронирован четырёхместный номер. Разумеется, это частный сектор. Но в старом доме живут хозяева, а во дворе построен невысокий длинный домик на несколько номеров с отдельными входами. Площадь номера маленькая. Стоит одна двухспальная и одна двухэтажная кровать, при этом свободного места практически не остаётся. Но зато есть нормальный санузел с душем. Общая кухня расположена в отдельном помещении, можно готовить и пользоваться холодильником. Цена почти как за апартаменты в Тбилиси и намного дороже комнаты в Кварели, которая, к слову, была раза в 4 больше по площади. Степанцминда - одно из самых дорогих мест в Грузии. Но хоть номер и маленький, но вполне уютный, всё новое и всё работает. Так что, для "просто переночевать" очень даже ничего. Из двора видно Гергесткую церковь и, если повезёт, Казбек.
Никакой культурной программы здесь уже не было. Немного прогулялись, зашли в магазин, потратили последние лари. Жена всё-таки купила ещё одну, уже не знаю какую по счёту, "лишнюю" бутылку вина. Степанцминда активно застраивается. Сплошные гостевые дома.
Поужинали с местным пивом, прощаясь с Грузией. Фактически это был последний отпускной вечер. Дальше - только дорога домой.
Когда стемнело, заметил, что церковь на горе подсвечивается. Фотография мыльницей с рук конечно не очень, но уж что есть.
С мыслями о границе и раннем подъёме завалились спать.
День двадцать второй. 6 августа. Степанцминда - Кропоткин.

Выспались хорошо. Погода утром получше - облаков меньше, хотя и всего +12. А вот Казбек мы так и не увидели.
Понимая, что на границе, мягко говоря, большая ... пробка, решили встать и выехать пораньше. Но не экстремально. В начале восьмого проснулись. Собрались, позавтракали, попрощались с хозяйкой в 8-05 по местному тронулись, пробег 3935 км.
В центре посёлка стоит памятник Александру Казбеги.
Проезжаем поворот к гергетской церкви.
Последние километры по Грузии.
Дорога местами проходит по такой вот полке. Видно, что в одном месте бетонные балки обвалились, их заменили трубами.
Снова пересекаем Терек.
Вот уже Дарьяльский монастырь и грузинский КПП.
Перед КПП очереди нет. Пассажиры идут отдельно. Мы с сыном прошли контроль за какие-то 5 минут. В машину не заглядывали, поставили печати, и всё. Но вот жену с дочкой пришлось ждать очень долго. В пассажирском коридоре случился какой-то затор. Машин на выезде стояло очень много. Все ждут пассажиров, а места не так много. В итоге, те, кто без пассажиров, не могли проехать, приходилось даже помогать людям разъехаться с сантиметровыми зазорами. Мы не могли понять, что там, а связи не было. Пытались зайти со стороны выхода, даже посетили местный duty free, но своих так и не увидели. В итоге, минут через 30-40 они вышли. Что было, так и не поняли, но сказали, что очень долго просто стояли, а когда очередь начала двигаться, грузинские пограничники, чтобы ускорить процесс, ставили печати вообще не заглядывая в паспорта. Возможно, был какой-то сбой.
Только в 9-05 поехали дальше, пробег 3937 км. Прохождение грузинского КПП заняло минут 40-45. Заметно, что людей за эти три недели прибавилось, причём в обе стороны. Когда мы ехали туда, очереди перед грузинским КПП со стороны России вообще не было, а теперь навстречу стоит приличная пробка.
Самое неприятное - это стоять в тоннеле. И в первом по ходу нашего движения люди навстречу стояли. Мы спокойно проехали первый и почти проехали второй. Встали на самом выезде. Время 9-11, хотя нет - 8-11, мы уже в России, граница проходит как раз по этому тоннелю, так что у нас есть один бонусный час. Пробег 3938,6 км.
Встали уже надолго. Можно сказать, что нам даже немного повезло. Всё-таки мы стояли почти на улице, и при этом в тени. Люди через пять машин впереди от нас стояли под солнцем, ну а те кто сильно сзади коротали время в темноте и выхлопных газах. Водители грузовиков не особо любят их глушить, и делают это только по настоятельной просьбе или если стоят на месте совсем уж долго. Очередь практически не двигалась. Из под крыши со значком метростроя мы выехали часа через 2. За это время изучили окрестности.
Встречная очередь иногда пропадает, точнее она становится короче, и мы её на видим, а иногда - наоборот. Бывали и такие вот моменты. До тоннеля едет два ряда, но здесь остаётся только один. Все на нервах, так как ночь простояли на границе, вроде прошли уже наш КПП, и вот снова пробка. Лезут практически до контакта.
Потихоньку выехали на улицу, но скорость просто никакая - 100 метров за несколько часов. Ладно, хоть появилась российская связь. Некоторые "активисты" ходили вдоль очереди и просили всех посигналить вместе, вроде как это поможет кого-то там расшевелить. Я возразил, что во Владикавказе всё равно не услышат, а в Москве - тем более, но всё-таки мы это сделали. Звук сотен сигналов ушёл куда-то вверх, но, думаю, кроме местных птиц никого не напугал. По крайней мере, на скорость продвижения очереди это заметно не повлияло.
От нечего делать пробовали даже звонить по разным нужным телефонам. Но везде отвечали, что ситуация сложная, они её контролируют и ничем помочь не могут. Так проходили часы, мы вроде и двигались, но очень медленно. Просто на порядок медленнее очереди "туда" три недели назад.
За пару поворотов до КПП ещё и сужение, и там уже дежурят наши пограничники. Они хоть как-то формируют поток в один ряд, так как до этого, на небольшом широком отрезке после тоннеля, он разрастается до трёх с половиной. Легковой, грузовой с заметной примесью легковых и ещё один легковой, из тех кто объезжает всех остальных. Есть ещё автобусы и микроавтобусы, в основном с армянскими номерами, они вообще едут по встречной обочине, но у них своя очередь, и их изредка пропускают по одному. А вот из правого ряда, где едут грузовики, у которых тоже своя очередь, легковушки постоянно вклиниваются обратно в легковой ряд. Здесь уже тоже все на нервах, тоже лезут почти до контакта. Многие подъезжают по встречке и о чём-то договариваются в погранцами. Некоторых разворачивают, но многих пропускают. Это, разумеется, вызывает раздражение у тех кто стоит в этих трёх рядах практически перед ними. Иногда к ним даже отправляются очередные "активисты", но ответ обычно один - дети до года. Возможно это и так, но что-то очень уж много грудных детей, да и слухи разные нехорошие по очереди ходят.
Щит, говорящий на разных языках, что здесь запрещена остановка и высадка пассажиров, в ситуации когда люди проводят здесь по много часов, выглядит просто издевательством.
Наконец и мы, после некоторой борьбы и толкотни (уже реально никого не хочется пропускать), подъехали к пограничникам. Честно говоря, так и не понял, почему они стоят именно здесь и пропускают определённое количество машин после переговоров по рации. Одно из объяснений, вычитанное в группе в ВК, выглядит достаточно правдоподобно. Дело в том, что дорогу после следующего поворота уже захватывают камеры КПП. Изображение может видеть начальство, в том числе и высокое, и на той картинке всё более-менее нормально. То есть они не видят самого интересного, того что за поворотом, а видят не особо большую очередь, причём всегда виден её хвост, она не уходит за поворот. Вот и всё, значит ситуация контролируется и всё хорошо. Обычное дело для наших чинариков любого ранга. Неважно как на самом деле, главное - показать начальству то, что оно хочет увидеть.
Действительно, после отмашки людей в форме мы проехали сразу метров 300 (просто целое путешествие по сегодняшним меркам) и встали в хвост очереди уже видя КПП. Здесь всё ровно и красиво - никто не обгоняет и не лезет без очереди, все стоят строго в один ряд. А время уже 16 часов, мы почти весь день простояли на месте.
Но теперь уже хоть что-то более-менее ясно. Пора думать о том куда доедем и планировать ночлег. Вообще-то, изначально я собирался доехать до Ростова, но теперь было понятно, что это уже будет утро. Так что нужно искать что-то ближе. Порывшись в Интернете, остановились на Кропоткине, решив, что хотя бы 500 км надо проехать в любом случае. Интернет работал хорошо, время было, так что спокойно выбрали место ночлега. По телефону забронировал номер в гостинице Ной. Правда, как-то очень оптимистично сказал, что будем в 22-23 часа.
Здесь мы простояли ещё почти час. Люди, лазили по окрестным скалам. И не всегда ради природных красот - туалетов здесь так и не появилось.
Ожидание немного скрасили местные строители, катающиеся на стреле крана. Кстати, именно они занимаются расширением дороги и увеличением пропускной способности КПП Верхний Ларс. И, глядя на то как они "торопятся" сделать свою работу, как катаются на кране, как неуклюже возятся с арматурой, понимаешь, что до этого расширения ещё далеко.
В 16-45 въехали в коридор из бетонных блоков. За восемь с половиной часов мы проехали 1400 метров по так называемой "нейтралке". И это ещё не всё.
Последние метры перед КПП.
В 16-50 въезжаем на территорию поста, пробег 3940,2 км. Здесь очередь делят на 6 коридоров. Да, на удивление, здесь работают целых 6 коридоров, но почему же всё так медленно? Работники КПП тоже устали, ходят как сонные мухи, никуда не торопятся. В чём-то их даже можно понять - они работают почти без выходных. Другое дело, что в этом виновата очень низкая производительность их же труда, в которой, в свою очередь, виновата дурацкая организация и куча не особо нужных проверок. Но тем не менее, люди проводят на работе гораздо больше положенного, и это также не добавляет им желания работать. И постоянно что-то случается. То с документами что-то не так, то ещё какие-то проблемы. А это лишнее время. Снова удивляешься, почему грузинские пограничники работают быстрее на порядок?
Нас оформили достаточно быстро, минут 10-15. Ожидаемо долгое рассматривание паспортов (и что они хотят там увидеть?) и быстрый осмотр машины. И даже вид нашего багажника никого не смутил. Попросили вытащить несколько сумок, даже спинки, как по дороге туда, не складывал. На выезде, жена с грустью заметила, что если бы она знала, что осмотр проходит настолько поверхностно, вина взяла бы в несколько раз больше. Но тут уж не угадаешь, и, наверное, особо наглеть не нужно.
В 17-50, усталые, но довольные, мы наконец-то вернулись на Родину, пробег от дома 3940,4 км. Переход занял десять с половиной часов и показался гораздо более неорганизованным чем по дороге туда. Понятно, что три недели назад людей было меньше. Но всё-таки, за порядком в очереди из России следят гораздо лучше, и поэтому она медленно, но движется, а вот в очереди со стороны Грузии сплошной бардак.
Встречная пробка также была длиннее. Мы встали примерно здесь.
А тут ещё точно было свободно, а теперь стоят. Но выглядит всё достаточно организованно, не то что там, "на нейтралке".
Встречная пробка растянулась примерно на 4,5 км. Зато потом все куда-то делись и мы покатили по совершенно свободной дороге.
В 18-10 въехали во Владикавказ.
Зацепляем только окраину столицы Северной Осетии.
И в 18-30 выезжаем из города, пробег 3977 км. Обратно решил послушаться Навител и поехать немного другой дорогой - объехать Беслан не севера, а с юга.
Машины с номерами Южной Осетии здесь не то чтобы часто, но встречаются.
В отличие от магистрали, по которой мы подъезжали к Владикавказу по дроге туда, здесь в основном 2 ряда. Но Навител почему-то считает, что здесь короче. Хотя, там тоже есть двухрядка и больше населёнки, так что возможно это и так. Вечером очень неудобно ехать на запад. Низкое солнце сильно слепит.
На объездной Ардона случился один неприятный момент. Есть поговорка про ружьё, которое рано или поздно выстрелит. Теперь, основываясь на своём опыте, могу сказать примерно то же про коров на дороге. Сколько мы их видели за эту поездку, и вот - чуть не встретились. Впереди, по обоим сторонам дороги паслись несколько коров. Не на дороге, а именно рядом, на поле. Этого телёнка, спокойно переходящего проезжую часть, я заметил издалека, даже немного сбавил. Но он перешёл дорогу и начал спускаться в поле. Так что я спокойно поехал дальше. Ехал я не так чтобы "на все деньги", но немного быстрее разрешённого. И вот, когда до него оставалось совсем чуть-чуть, он почему-то решил рвануть обратно. Не знаю, может испугался, может мама осталась на другой стороне дороги, но он практически выпрыгнул с поля обратно на проезжую часть прямо передо мной. В общем, "лосиный тест" наш перегруженный Дастер прошёл с честью. Несколько колебаний, сопровождавшихся негромким визгом шин, и мы снова на своей полосе, хорошо, что не было встречных. Уже в зеркало увидел, как этот малолетний раздолбай спокойно спускался теперь уже на другую сторону. В общем, нового не открою, но при виде разной живности у дороги, нужно быть готовым ко всему.
Солнце, там временем быстро зашло за горизонт, ехать стало проще. В 18-55 вернулись на трассу Кавказ перед Эльхотово, пробег от дома 4010 км.
Оставшийся участок по Северной Осетии проходит в основном по новой отличной трассе.
В начале восьмого подъехали к границе республик. Я и по дороге туда отмечал, что здесь всё гораздо серьёзнее, чем в центральной России. Но тогда нас даже не остановили. А вот на обратном пути я прочувствовал что это всё-таки неспокойный регион. Змейка, обязательная остановка и взмах жезла. Останавливаюсь у обочины, хотя место ещё надо найти, так как тормозят всех. Даже не знаю, может спецоперация какая, а может просто вечер уже. Выхожу. Человек в форме ДПС, в бронежилете и при автомате, бегло проверяет документы, заглядывает в машину через окно. Вообще-то всем положено пройти на пост, но, видимо, мы не особо похожи на плохих людей, и мне разрешают пойти одному, но с документами всех пассажиров. Да ещё отправляют на пост на другой стороне, где народу меньше, так как здесь, говорят, можно и полчаса простоять. При входе на пост приходится ещё пройти через рамку металлоискателя и поясную сумку с документами пропустить через рентген. После этого подхожу к окошку, где всех регистрируют. Да, пересечение границы Кабардино-Балкарии и Северной Осетии заносится в какую-то базу. Но это ещё что, в соседнем окошке человеку едущему с чужим ребёнком объясняли, что так делать нельзя, и они вызывают какого-то инспектора по несовершеннолетним. Местный, по виду, мужик с несовершеннолетним "ребёнком" ростом выше меня пытались что-то объяснить, но им достаточно резко сказали ждать этого инспектора. Такая вот граница. Насколько я понимаю, по российским законам она ничем не отличается от границы, например, Владимирской и Ивановской областей, но здесь всё по другому. Кавказ, однако.
В 19-20 въехали в Кабардино-Балкарию, пробег 4038 км.
Больше уже не снимал, так как быстро стемнело. Дальше только путевые заметки.
Через 20 минут доехали до объездной Нальчика, пробег 4068 км. Её проскочили быстро. После поворота на Баксан снова началась двухрядка. А перед границей со Ставропольским краем, не доезжая населённого пункта Малка, снова большой пост, и снова проверка. Даже попросили открыть багажник. Понимаю, что не обязан этого делать, и что для этого есть специальная процедура с понятыми и протоколом, но общение было достаточно дружелюбным, нас было двое, так что не стал "лезть в бутылку" и открыл. После буквально секундного рассматривания содержимого, мне сказали, что всё нормально и снова попросили пройти на пост, но здесь уже документы пассажиров не понадобились. Хотя внутри всё так же - и рентген и регистрация.
В 20-50 у озера Тамбукан пересекаем границу Ставропольского края, пробег 4152 км. Пост на въезде в Ставропольский край уже не такой серьёзный, и нас здесь не остановили.
В 20-55 ушли на объездную Пятигорска, пробег 4157 км. По дороге туда мы ехали через город, а обратно снова едем немного по другому. С объездной видно некоторые подсвеченные здания в Пятигорске. Но, пожалуй, это единственное, что удалось увидеть в темноте. Именно поэтому я и не люблю ездить ночью. Я путешествую, чтобы смотреть по сторонам от дороги, а в темноте ничего не видно. Едешь и понимаешь, что где-то слева остаются красивые горы, но видишь только узкую полоску шоссе.
В 21-10 проехали Минводы, пробег 4179 км. Позвонил в гостиницу, предупредил, что приедем позднее.
В 22-15 заправились на Роснефти в районе н/п Курсавка. Пробег от дома 4243 км, от предыдущей заправки 443 км. Залил 39 литров по 45-70, расход на этом баке получился 8,2 при средней скорости 77. На границе практически не стоял с заведённым двигателем, так что средняя получилась приличной, но понятно, что это не совсем так. Кстати, заметил, что на смеси азербайджанского и грузинского бензина машина ехала веселее и расход был пониже. Здесь же поужинали. Оказывается на заправках готовят достаточно вкусные бургеры и сосиски. Дороговато, но в общем-то удобно, и лишнего времени не занимает.
Пустая четырёхполосная трасса позволяла ехать очень быстро.
В 22-45 доехали до Невинномысска, пробег 4290 км. Город проскочили без задержек и минут через 10 уже проезжали поворот на Ставрополь, откуда выезжали на трассу Кавказ по дороге туда. Обратно едем немного другим путём. Пробег 4301 км.
В 22-55 пересекли Кубань, пробег 4304 км. Сразу за ней поворот налево на Архыз и Домбай. Надеюсь когда-то посетить эти места.
В населённом пункте Заветное начинается пробка. Сначала не мог понять, откуда она взялась на свободной дороге в это время. Но оказалось, что впереди уже граница Краснодарского края и соответственно пост. Но здесь уже никого особо не останавливают. Потолкались минут 10 и в 23-25 въехали в Краснодарский край, пробег 4324 км.
Какое-то время была практически магистраль, но потом снова пошла 2+1. В 23-50 доехали до Армавира, пробег 4365 км. Дорога идёт в обход города. Начинается четырёхрядка, и новые сутки.
Достаточно большой кусок широкой дороги идёт почти до Кропоткина. Но ближе к нему снова 2+1. В 0-43 въехали в Кропоткин, пробег 4438 км. Трасса цепляет лишь окраину города, а наша гостиница расположена ближе к выезду. Примерно в 0-55 наконец-то прибыли, пробег 4443 км.
Гостиница среднего размера. Два этажа, парковка у крыльца. Расположена недалеко от трассы, но и не у дороги. Так что здесь тихо. Жилых домов по близости тоже нет, промзона. Нас ждали. Предлагали даже ужин, но мы отказались Номер оказался отличным. Две комнаты, хороший санузел. Разумеется, телевизор, чайник, холодильник, wi-fi и прочие удобства. 3000 рублей не так и дорого за такой номер. На утро ещё заказали завтрак аж за 1200 рублей (300х4). Решили напоследок шикануть.
Денёк получился длинным. Причём, если не считать проверок на постах, дорога пролетела на удивление спокойно, да и проехали мы всего 500 с небольшим километров. А вот граница, конечно, оставила плохое впечатление. Гораздо хуже, чем по дороге туда.
Улеглись только к двум часам ночи.
День двадцать третий. 7 августа. Кропоткин - Дом.
Номер был тихий, и жарко не было, лично я спал как убитый. Насчёт завтрака договорились с восьми до восьми тридцати, так что примерно к этому времени и встали. Завтрак оправдал свою цену в 300 рублей с человека. Было даже многовато. Но дорога предстоит дальняя, так что подкрепиться перед отъездом не помешает.
Гостиница оставила очень хорошее впечатление, и вполне оправдывает цену.
В 9-05 трогаемся дальше, пробег от дома 4443. Остаётся последний бросок до дома. В общем-то, в этот день уже ничего интересного не было, просто перегон длиной почти 1300 км. Так что, если кому-то это не интересно, можно смело переходить к заключению. Но я всё-таки не буду нарушать традиций.

Быстренько выбираемся из промзоны, где расположена гостиница.
Выезжаем на трассу.
Дорога быстро превращается в двухрядку.
Вокруг типичные пейзажи "всесоюзной житницы".
Надо же было так назвать населённый пункт. Хотя, возможно был какой-то особый смысл.
В 9-45 доехали до Тихорецка, пробег 4499 км. Дорога практически не цепляет город, даже знаки на синем фоне.
Здесь небольшой участок четырёхрядки.
Но вскоре снова 2 ряда.
Да ещё и ремонты начинаются. Становится понятно, почему Яндекс постоянно рисует здесь красное. Нам попалось три реверса.
Утром машин мало, и мы практически не стояли. Но немного позднее здесь собираются приличные пробки.
В 10-27 доехали до М4, пробег 4537 км. Трасса Кавказ закончилась.
Хотя фактически мы продолжаем ехать прямо. Это дорога на Краснодар уходит в сторону, но именно она является продолжением М4.
М4, как и ожидалось, в отличном состоянии. По два ряда в каждую сторону, разделительная, все пересечения на разном уровне. Но почему-то не автомагистраль.
Через пару километров проезжаем строительство очередного пункта оплаты. Понятно, что они не успокоятся, пока вся трасса не станет платной.
Проезжаем поворот на Староминскую, откуда выехали по дороге из Крыма в позапрошлом году. Если по предыдущему участку мы не ездили четыре года, то здесь уже только два.
В 10-55 въезжаем в Кущёвскую, пробег от дома 4589 км.
Всё время хочу нормально сфоткать этот памятник, но всегда что-то мешает. То сумерки, то вот знак попал.
В 11-10 проезжаем Цукерову балку со знаменитым постом, пробег 4612 км. Проезд в один ряд, но особо никого не тормозят. Читал, что в этом году там в очередной раз попытались навести порядок. Не знаю, реально взялись или только видимость сделали, но вроде стало лучше. По крайней мере, множество остановленных машин не видел. Хотя не уверен, что нормально рассмотрел встречную сторону, где они традиционно более "внимательны", так как у людей едущих на юга денег больше, чем у тех, кто оттуда возвращается. Нас и другие машины в поле зрения не тормозили.
В 11-20 въезжаем в Ростовскую область, пробег 4615 км. Прямо на границе тормознули у небольшого рынка. Надо ведь с юга каких-то фруктов привезти.
Проехали первый на обратном пути платный участок, которого два года назад ещё не было.
После "платника" был небольшой кусок четырёхрядки без разделительной, но не много.
Круговая развязка с поворотом на Ставрополь, до которой мы не доехали по дороге туда из-за затора.
В 11-50 проезжаем поворот на Волгодонск, пробег 4658 км. Именно здесь мы ушли с трассы М4 по дороге туда.
Можно сравнить две дороги. Если чисто в цифрах, то через Павловскую на 23 км короче (357 и 380) чем через Ставрополь, но почему-то получилось дольше по времени. Хотя, были остановки и ночёвки, заезды к гостиницам,так что как не старался, точное время движения посчитать не реально. Если по впечатлениям, то дорога через Ставрополь похуже качеством, к тому же почти вся двухрядная, но и машин здесь меньше. Через Павловскую гораздо больше широкой дороги и по качеству она лучше. Но машин больше, к тому же попадаются ремонты с пробками. Так что какая из дорог лучше - не скажу. Одинаково. Лучше проехать по обоим, что мы и сделали.
Подъезжаем к Ростову.
В 12-00 пересекаем Дон, пробег от дома 4672 км. И тысяча с небольшим до него.
Дорогу после реки, где остались светофоры, проехали как-то свободно.
Но вскоре всё-таки встали в пробку. Почему-то в этих местах (немного севернее Ростова) всегда так. Видимо, к и без того приличному трафику М4 добавляется много местных машин.
Минут 20 потолкались, впереди была авария. Ничего серьёзного, но одну полосу перегородили.
Едем дальше. Прямо по курсу сплошная облачность, понятно, что погода будет портиться.
За этими облаками мы ехали достаточно долго.
Казалось, что вот-вот пойдёт дождь, но он всё не начинался. Точнее, он шёл, и даже очень сильный, но либо где-то впереди, либо в стороне.
Ближе к Каменску Шахтинскому мы его всё-таки догнали. Но под дождём ехали совсем немного.
Пришло время заправиться. В 13-55 свернули на Лукойл. Пробег 4796, от предыдущей заправки 553 км. Залил почти 47 литров по 45-79. Расход на этом баке получился 8,3 при средней 79.
В 14-05 въезжаем в Каменск Шахтинский, пробег 4801 км.
Место, где останавливались перекусить в первый день. Как же давно это было.
Пересекаем Северский Донец.
Тучи продолжают ходить вокруг, но дождя нет.
На севере Ростовской области ремонт, сужение до 1+1.
Навстречу приличная пробка.
А перед этим снова потолкались в пробке из-за аварии. Но здесь уже посерьёзнее. Сильно повреждены не менее пяти машин, скорее всего есть и пострадавшие. Наверное, люди засыпают или настолько утомлены, что просто ничего не видят. Другого разумного объяснения у меня нет. Широкая трасса, не такое уж плотное движение. Да, некоторые двигаются ощутимо быстрее основного потока, но, честно говоря, особо никому не мешают. И вдруг такое. Просто сам знаю многих людей, которые ездят в тот же Крым "за один присест". Мучаются, пьют разную дрянь, но упорно продолжают ехать. А человек всё-таки не робот, отдыхать иногда нужно.
В 15-55 начинается Воронежская область, пробег 4958 км.
В 16-15 проезжаем Богучар, пробег 4995 км.
В 16-35 начинается двухрядка, пробег 5036 км.
Строительство новой дороги идёт активно. Наверное, в следующую поездку на юг уже поедем с ветерком.
Но и сейчас мы совершенно спокойно, даже без намёка на пробку, въезжаем в Павловск. Время 16-55, пробег 5063 км.
В Павловске заскочили в магазин, прикупили еды в дорогу и поехали дальше.
То ли нам снова повезло, то ли мы выбрали правильное время, но до Лосево мы доехали без остановок. В 17-25 въезжаем в этот печально знаменитый пробками населённый пункт, пробег 5090 км.
А вот навстречу, не доезжая Лосево со стороны Москвы, приличная пробка. Километров 5-7.
В 17-40 после реки Битюг начинается платная четырёхрядка, пробег 5104 км.
Эти участки постоянно озадачивают. За что платим? Ограничение 90, освещения нет. Причём, поначалу казалось, что и свет со временем сделают и скорость увеличат, но, похоже, хозяев дороги всё и так устраивает. Теперь ещё и камер понаставят.
Но это ещё не всё. Достаточно часто встречаются знаки ограничения скорости. Честно говоря, никакой неровной дороги тут нет. Так, несколько волн, и ограничения эти совсем неоправданны. Большинство наших дорог это двухрядки гораздо худшего качества, но там-то 90. Зачем 70 на платной четырёхрядке? Чтобы ещё больше заработать?
Но в основном дорога отличная, а к тому, что она платная, потихоньку привыкаешь и начинаешь воспринимать как что-то неотвратимое. Зато эти сосновые леса на подъездах к Воронежу напоминают уже другую природу. Ту, которая мне нравится больше южной, и от которой я за эти три недели отвык.
Относительно новый платный участок перед Воронежем пролетаем быстро.
В 18-45 уходим на воронежскую объездную, пробег 5222 км. Один платный участок сменяется другим. И со временем так будет на всём протяжении этой трассы.
В 18-57 снова начинается пока ещё бесплатная М4, Воронеж остаётся позади, пробег 5248 км.
До дома уже менее пятисот километров.
В 19-20 начинается Липецкая область, пробег 5276 км.
Ближе к вечеру на небе начинается очень красивое представление.
Мы выезжаем из зоны облачности, под которой ехали несколько сотен километров, и хоть мы и едем практически на север, а закат в этих широтах всё-таки на западе, именно впереди нас небо раскрашивается в необычные цвета.
В районе Задонска заправились на Роснефти. Время 19-55, пробег 5318 км, от предыдущей заправки 522 км. Залил 45 литров по 44-90. Расход на этом баке получился 9,1 при средней 96.
Через какое-то время начало темнеть.
Ещё немного полюбовались закатными красками,
и к границе Тульской области, которую прошли в 20-50 при пробеге 5411 км, практически совсем стемнело. Так что больше уже не снимал.
Да и вообще, дорога от заправки в Задонске пролетела как-то быстро и незаметно.
В 22-35 въехали в Московскую область, в 22-52 пересекли Оку, пробег 5630 км.
Я всю дорогу старался не ехать туда и обратно одним путём, так что и под конец проехали немного не так, как по дороге туда. В 23-15 сворачиваем с М4 на старую бесплатную "каширку" и далее на нашу местную дорожку в сторону села Добрыниха, пробег 5669 км. Через неё выскакиваем на родное старое Симферопольское шоссе.
В 23-52 въезжаем во двор, пробег за всю поездку составил 5713 км. За этот день проехали достаточно приличное расстояние, но получилось это как-то легко. Я очень старался приехать как было запланировано - 7-го августа, и это у меня получилось с запасом в 8 минут. Просто стараюсь не нарушать графика, ну и день рождения у меня 8-го. Хотелось встретить его дома.
Поездка закончилась, пора подводить итоги. Сказать, что она понравилась - это ничего не сказать. Понятно, что для жены это было осуществлением давней мечты и вообще главной поездкой за последнее десятилетие, но и для остальных членов экипажа это было чем-то большим, чем просто отпуск. Мы побывали в очень интересных местах, посетили две соседних, но так не похожих друг на друга страны, встретились с отличными людьми. Воспоминаний и впечатлений - море. На момент написания этих строк прошло уже более двух месяцев с того дня, как мы приехали, а впечатления всё ещё живые и яркие. Со временем, я снова хочу побывать и в Грузии и в Азербайджане, а возможно и прокатиться подальше.
А ещё стал замечать, что я практически перестал сравнивать север с югом. Приходит понимание, что это разные вещи, и их не нужно сравнивать, как не нужно сравнивать красивое со сладким или белое с холодным. В последнее время я понял, что неправильно сравнивать Хибины с Кавказом, Белое море с Чёрным, Баренцево с Каспийским, да и вообще весь наш север с югом. Эти вещи существуют параллельно, не конфликтуя друг с другом, а скорее дополняя. Да, на севере лично я получаю какой-то заряд энергии, меня постоянно туда тянет. Там чистые реки и озёра, не жарко и вообще хорошо. Но и юг может быть интересным, особенно если это не просто пляжно-алкогольный тур, а жару можно и потерпеть. Наверное, чередование севера, востока и юга последних шести лет даёт свои плоды. И, думаю, в будущем мы продолжим ездить в разные стороны.
Статистику считать не буду. Цены на топливо и жильё писал в тексте. Кому интересно, посчитает сам. Прочие траты, как обычно, статистике не поддаются.
Ну и напоследок, традиционное фото "трофеев" из этой поездки.
Можно разместить этот отчет в социальных сетях. Таким образом Вы помогаете популяризации сайта.