Откуда: Москва Когда: 06/2019
По маршруту: Брест, Магдебург, Реймс, Аркашон, Рибадео, Ла Корунья, Лиссабон, Чиклана де ла Фронтера, Кадис, Кульера, Таррагона, Сен Флур, Фрайбург, Лодзь, Минск
Рейтинг отчета:
Автор: Участник форума: MANUL78
Второе
путешествие по Европе. Реванш.
Часть 1. От Москвы до Лиссабона.
Направление поездки на лето 2019 года
было выбрано давно, еще в 2017-м, после возвращения из первой поездки по ЕС.
Тогда нам не удалось выполнить все намеченные цели – мы не доехали до
Португалии. Исходя из этого, было желание все-таки доехать до этой страны, по
пути, естественно, посетив много всего интересного в Германии, Франции и
Испании.Экипаж у нас остался прежний: я (водитель), моя супруга Екатерина (штурман) и наша 7-летняя дочка Аня (главная по сувенирам).
Планирование этой поездки было гораздо более тщательным, чем в наш первый выезд. Начали, как всегда, с разработки маршрута. Его окончательная версия выглядела так: Москва – Брест – Магдебург – Реймс – Аркашон – Рибадео – Ла Корунья – Лиссабон – Кадис (Чиклана де ла Фронтера) – Кульера – Таррагона – Сен Флур – Фрайбург – Лодзь – Минск – Москва.
По всему маршруту еще осенью 2018 года были забронированы отели. В городах, где мы собирались останавливаться надолго – Лиссабоне, Кадисе и Кульере при выборе жилья мы отдали предпочтение апарт-отелям, причем в Кадисе и Кульере мы выбрали те же отели, где нам понравилось в 2017 году. Для бронирования почти всех отелей мы использовали booking.com и только в одном отеле во Франции, в местечке Гараби, недалеко от Сен-Флур, пришлось бронировать номер через сайт гостиницы – на букинге ее не было.
Как всегда, нашим штурманом был проработан список достопримечательностей с их подробным описанием во всех пунктах наших остановок.
Во избежание штрафов за въезд в экологические зоны в городах Германии, через сайт www.berlin.de была приобретена экологическая наклейка.

Для этого пришлось загрузить на сайт
сканы свидетельств о регистрации машины, а также заплатить 6 евро. Через месяц
и 6 дней долгожданная наклейка оказалась у меня в почтовом ящике. Надо сказать,
что отследить это отправление или выбрать другой способ доставки, кроме обычной
почты при заказе наклейки через berlin.de, невозможно.
Много времени заняло изучение еще одного интересного вопроса – платных дорог в Португалии. Дело в том, что там есть несколько дорог, оплата которых возможна ТОЛЬКО электронным способом. Для этого, непосредственно перед поездкой, на сайте www.tollcard.pt была приобретена виртуальная карта номиналом 40 евро, привязанная к номеру нашей машины.
Существуют и другие способы оплаты этого
вида дорог – покупка карточки оплаты на почте при въезде в Португалию,
транспондер – но все эти варианты были для нас не очень удобными.
Решив все проблемы с подготовкой маршрута, в конце апреля 2019 года, мы подали документы в Испанский визовый центр на получение шенгенских виз. В этот раз испанцы выдали всем годовую визу, несмотря на то, что это уже третья подряд испанская виза, и, честно говоря, мы рассчитывали на большую длительность. Но – ничего не поделаешь. Была куплена медицинская страховка на всех членов экипажа в СК Либерти, а также приобретена «зеленая карта».
Поездка наша была намечена с 8 июня по 10 июля. За 2 недели до выезда я провел придирчивое техническое обслуживание нашего автомобиля. Это – все тот же Ssang Yong Kyron. Недочетов по машине не было, поэтому все облуживание свелось к замене масла и фильтров.
Перед самым выездом мы укомплектовали нашу супер-аптечку. Туда вошли лекарства на все случаи жизни – дорога долгая.
Вспоминая наши проблемы с навигаторами в прошлую европейскую поездку, для этого выезда мы приобрели платную версию навигационной системы TomTom и подготовили пакет оффлайновых карт Google. Также у нас были все карты maps.me с отмеченными достопримечательностями. Все эти навигаторы и карты были установлены на 2 смартфона и планшет.
Телефонную связь и мобильный интернет в этот раз обеспечивали еще 2 телефона с сим-картами Дримсим и Orange с тарифом Mundo. На нем был куплен пакет интернет-трафика объемом 7 Гб за 10 евро.
Также взяли с собой мультиварку, чтобы была возможность готовить в гостиницах, чайник и другие вещи, которые могут пригодиться в дороге. В результате, вещей оказалось гораздо меньше, чем обычно, что, конечно, радовало.
Итак, 8 июня 2019 года, примерно в 8 часов вечера, мы выехали из дома и направились в Брест.
Потолкавшись немного на выезде из
Москвы, выехали на М1 и поехали в сторону Беларуси. Дорога по РФ не очень
радует. Множество деревень с ограничением до 50 км/ч делает езду неравномерной.
Недалеко от Гагарина увидел мирно стоящего на обочине лося. Заправившись на
Роснефти в Ярцево, границу с Беларусью проехали около часа ночи. Без остановки.
М1 в Беларуси после границы недавно пережила ремонт, поэтому качество асфальта
там хорошее. Дальше становится разбитым правый ряд, ехать там становится
некомфортно. После проезда Минска количество машин на дороге резко уменьшилось.
Зато опять появились во множестве аисты. На опорах ЛЭП, на фонарных столбах, да
и просто в полях. Приятно их было снова увидеть. В Беларуси на М1 водителей
подстерегает опасность в виде перебегающих дорогу лосей. К сожалению, этой
ночью, сразу после Минска, я видел последствия такой аварии на встречном
направлении. У Лады «Гранты» от удара крыша была промята практически до
середины сидений, рядом лежала туша лося. Что стало с водителем – не знаю, но
явно там было не все хорошо. Гаишники уже были рядом. Примерно за 100 километров
до Бреста заправились до полного бака на «Белнефтепродукте». Это оказалось не
так просто, как в РФ. В РБ достаточно сложная система заправки до полного бака
(с возвратом денег на карту при переливе), а самую большую сложность вызвал
пересчет курса российского рубля к белорусскому – сказалась бессонная ночь за
рулем.
Примерно к 7.30 утра мы въехали в Брест.
Созвонились с хозяином квартиры – Александром, и когда мы подъехали к подъезду он
уже ждал нас. В этой квартире все было знакомо - мы уже останавливались здесь в
прошлую поездку в Европу. У нее за это время, правда, сменился хозяин, но он
тоже оказался приятным человеком. Договорились с ним о времени нашего отъезда,
способе возврата ключей и расстались.
По плану мы были должны сегодня посетить Брестскую крепость, Музей железнодорожной техники и просто погулять по городу. Немного отдохнув после ночной дороги, мы приступили к выполнению плана.
Недалеко от нашего дома находился мемориал Стражам границ. После проведенной реконструкции он выглядит очень достойно.
Осмотрев его, заметили чуть дальше в
парке необычное строение – башенку. Это строение оказалось надстройкой над артезианской
скважиной, снабжавшей в прошлом город водой. Рядом установлена скамейка с
водопроводными элементами и стенд об истории Брестского водоканала. Нам
понравилось это место.


После этого дошли до Брестской крепости.
Это место, в котором должен побывать
каждый, как я считаю. Торжественное и очень грустное.


Обошли всю крепость, пройдя через
Холмские ворота, спустились к Мухавцу. В реке оказалось очень быстрое течение и
теплая вода.
Осмотрев Брестскую крепость, мы пошли в
Музей железнодорожной техники. Несмотря на свой небольшой размер, здесь есть
интересные экспонаты. Очень порадовал паровоз «в разрезе». Можно наглядно
ознакомиться с принципом работы такого вида локомотивов. Дочке очень
понравилось.

Находившись от души под палящим солнцем по
музею, зашли в расположенный неподалеку от нашего дома супермаркет "Дионис" и
закупили нужные нам продукты на обед и ужин. Выбор продуктов в этом белорусском
магазине оказался очень широким и сильно отличающимся по ассортименту от того,
что мы привыкли видеть в Москве.
Вечером мы уже никуда не выходили. Сегодня надо было лечь спать пораньше – подъем назначен на 3 утра. Границу мы решили проходить в 4 утра. Это не слишком популярное время, плюс ночь с воскресенья на понедельник давали нам надежду на быстрый переход границы. Проснувшись по будильнику и быстро собравшись, загрузили вещи в машину, закинули ключ от квартиры в почтовый ящик и выдвинулись к границе. Проходить решили через МАПП «Варшавский мост».
В 4.00 утра мы были на границе. Машин было относительно немного. Пройдя белорусских пограничников и таможенников, уперлись в хвост очереди на польскую сторону. Около 40 минут отстояли на мосту над Бугом. Польский пограничник, осмотрев машину и задав стандартные вопросы, поинтересовался количеством денег на месячный отпуск – и наличных, и на карте. Наличные показал, а так как интернета не было, то карточные приложения я открыть не смог, но поляк поверил мне на слово и пропустил. Итак, шлагбаум открыт! Мы снова в ЕС. На переход границы потребовалось ровно 2 часа.
Отъехав от границы 3 километра, мы были остановлены польскими «стражами границ». Они спросили, куда мы едем и потребовали предъявить паспорта с визами и водительское удостоверение. Забрав все это к себе в машину, проверили и вернули примерно через 3 минуты. Поинтересовались наличием жилетов, огнетушителя и знака аварийной остановки. Убедившись в их наличии, пожелали нам счастливого пути и отпустили.
Пройдя все эти пограничные процедуры, мы поехали к следующему пункту нашей остановки – городу Магдебург в Германии. А точнее, к интересному сооружению рядом с ним – водному мосту через Эльбу. Расстояние до Магдебурга было больше 900 километров, поэтому ехали мы весь день. В качестве навигатора, в этот день мы использовали TomTom. Программа неплоха и достаточно удобна. Жалко, что редки обновления.
Дорога до польской столицы представляет собой обычное двухполосное шоссе, часто проходящее сквозь населенные пункты с соответствующим ограничением в 50 км/ч. Объезд Варшавы поляки никак не достроят, поэтому пришлось постоять в утренних пробках на въезд в город. Потеряв, таким образом, около получаса, мы выехали на Autostrada Wolności – шоссе А2, ведущее в сторону Берлина со скоростным ограничением 140 км/ч – дело сразу пошло веселее.
Около 16.00 мы без остановки проехали
Польско-Германскую границу и тут же встали в вялотекущую пробку из-за ремонта
на автобане. Дальнейшее продвижение по Германии до поворота на Магдебург также
прерывалось пробками и ремонтами дороги с завидной регулярностью.
Примерно к шести часам вечера мы подъехали к первой достопримечательности в Германии, которую мы хотели осмотреть. Это была система сооружений Магдебургского водного моста - Wasserstraßenkreuz Magdeburg. Эта система сооружений и шлюзов была построена для сокращения пути, проходимого кораблями по Эльбе.
Начали мы осмотр со шлюза Нигрипп (Schleuse Niegripp). Побродив возле него, пообщались с очень приветливыми немцами, приехавшими на рыбалку.

После этого подъехали к основной
шлюзовой системе – двойному шлюзу Хохенварте (Doppelschleuse Hohenwarthe).
Оставив машину на бесплатной стоянке, мы поднялись на сам шлюз. Нам повезло – в
этот момент проходил шлюзование корабль. Очень интересно было посмотреть на
этот процесс с расстояния 5 метров.

Много времени заняло изучение еще одного интересного вопроса – платных дорог в Португалии. Дело в том, что там есть несколько дорог, оплата которых возможна ТОЛЬКО электронным способом. Для этого, непосредственно перед поездкой, на сайте www.tollcard.pt была приобретена виртуальная карта номиналом 40 евро, привязанная к номеру нашей машины.

Решив все проблемы с подготовкой маршрута, в конце апреля 2019 года, мы подали документы в Испанский визовый центр на получение шенгенских виз. В этот раз испанцы выдали всем годовую визу, несмотря на то, что это уже третья подряд испанская виза, и, честно говоря, мы рассчитывали на большую длительность. Но – ничего не поделаешь. Была куплена медицинская страховка на всех членов экипажа в СК Либерти, а также приобретена «зеленая карта».
Поездка наша была намечена с 8 июня по 10 июля. За 2 недели до выезда я провел придирчивое техническое обслуживание нашего автомобиля. Это – все тот же Ssang Yong Kyron. Недочетов по машине не было, поэтому все облуживание свелось к замене масла и фильтров.
Перед самым выездом мы укомплектовали нашу супер-аптечку. Туда вошли лекарства на все случаи жизни – дорога долгая.
Вспоминая наши проблемы с навигаторами в прошлую европейскую поездку, для этого выезда мы приобрели платную версию навигационной системы TomTom и подготовили пакет оффлайновых карт Google. Также у нас были все карты maps.me с отмеченными достопримечательностями. Все эти навигаторы и карты были установлены на 2 смартфона и планшет.
Телефонную связь и мобильный интернет в этот раз обеспечивали еще 2 телефона с сим-картами Дримсим и Orange с тарифом Mundo. На нем был куплен пакет интернет-трафика объемом 7 Гб за 10 евро.
Также взяли с собой мультиварку, чтобы была возможность готовить в гостиницах, чайник и другие вещи, которые могут пригодиться в дороге. В результате, вещей оказалось гораздо меньше, чем обычно, что, конечно, радовало.
Итак, 8 июня 2019 года, примерно в 8 часов вечера, мы выехали из дома и направились в Брест.


По плану мы были должны сегодня посетить Брестскую крепость, Музей железнодорожной техники и просто погулять по городу. Немного отдохнув после ночной дороги, мы приступили к выполнению плана.
Недалеко от нашего дома находился мемориал Стражам границ. После проведенной реконструкции он выглядит очень достойно.




После этого дошли до Брестской крепости.







Вечером мы уже никуда не выходили. Сегодня надо было лечь спать пораньше – подъем назначен на 3 утра. Границу мы решили проходить в 4 утра. Это не слишком популярное время, плюс ночь с воскресенья на понедельник давали нам надежду на быстрый переход границы. Проснувшись по будильнику и быстро собравшись, загрузили вещи в машину, закинули ключ от квартиры в почтовый ящик и выдвинулись к границе. Проходить решили через МАПП «Варшавский мост».
В 4.00 утра мы были на границе. Машин было относительно немного. Пройдя белорусских пограничников и таможенников, уперлись в хвост очереди на польскую сторону. Около 40 минут отстояли на мосту над Бугом. Польский пограничник, осмотрев машину и задав стандартные вопросы, поинтересовался количеством денег на месячный отпуск – и наличных, и на карте. Наличные показал, а так как интернета не было, то карточные приложения я открыть не смог, но поляк поверил мне на слово и пропустил. Итак, шлагбаум открыт! Мы снова в ЕС. На переход границы потребовалось ровно 2 часа.
Отъехав от границы 3 километра, мы были остановлены польскими «стражами границ». Они спросили, куда мы едем и потребовали предъявить паспорта с визами и водительское удостоверение. Забрав все это к себе в машину, проверили и вернули примерно через 3 минуты. Поинтересовались наличием жилетов, огнетушителя и знака аварийной остановки. Убедившись в их наличии, пожелали нам счастливого пути и отпустили.
Пройдя все эти пограничные процедуры, мы поехали к следующему пункту нашей остановки – городу Магдебург в Германии. А точнее, к интересному сооружению рядом с ним – водному мосту через Эльбу. Расстояние до Магдебурга было больше 900 километров, поэтому ехали мы весь день. В качестве навигатора, в этот день мы использовали TomTom. Программа неплоха и достаточно удобна. Жалко, что редки обновления.
Дорога до польской столицы представляет собой обычное двухполосное шоссе, часто проходящее сквозь населенные пункты с соответствующим ограничением в 50 км/ч. Объезд Варшавы поляки никак не достроят, поэтому пришлось постоять в утренних пробках на въезд в город. Потеряв, таким образом, около получаса, мы выехали на Autostrada Wolności – шоссе А2, ведущее в сторону Берлина со скоростным ограничением 140 км/ч – дело сразу пошло веселее.

Примерно к шести часам вечера мы подъехали к первой достопримечательности в Германии, которую мы хотели осмотреть. Это была система сооружений Магдебургского водного моста - Wasserstraßenkreuz Magdeburg. Эта система сооружений и шлюзов была построена для сокращения пути, проходимого кораблями по Эльбе.
Начали мы осмотр со шлюза Нигрипп (Schleuse Niegripp). Побродив возле него, пообщались с очень приветливыми немцами, приехавшими на рыбалку.









Проснувшись утром, позавтракали в ресторане при отеле. Завтрак оказался очень хорошим. Присутствовал большой выбор мясных и рыбных блюд, овощей и фруктов.
Магдебург – старинный немецкий город, столица земли Саксония-Анхальт, известный с 805 года. Город пережил трудный этап своей истории во время Тридцатилетней войны. Он вошел в историю, как первый город, подвергшийся тотальному уничтожению. Это случилось в 1631 году после штурма города войсками католиков под руководством маршала Иоганна фон Тилли. Также, Магдебург сильно пострадал от налетов союзной авиации в конце Второй Мировой войны. Сейчас это достаточно крупный промышленный и научный немецкий город.
Осмотр Магдебурга мы начали с Кафедрального собор Святого Себастьяна (Kathedrale St. Sebastian). Как и многие другие церкви, она была сильно повреждена войсками фон Тилли при захвате и последующем уничтожении города во время Тридцатилетней войны, в 1631 году. Во Вторую мировую войну это церковь пострадала не сильно.


Дальше прошли к жилому дому «Зеленая цитадель» (Die Gruene Zitadelle) , построенному в 2005 году по проекту австрийского архитектора Фриденсрайха Хундертвассера. Его главной «изюминкой» является максимальное использование «зеленых» технологий при строительстве и эксплуатации дома.




и через небольшой парк прошли к
величественному Магдебургскому Кафедральному собору Святого Маврикия и Святой
Катарины (Die Kathedrale von St. Mauritius und Katharina). Его строительство
началось в 1209 году, а закончилось только в 1520 году – очень долго строились
2 башни собора. Высота северной башни – 104 метра, а южной - 99 метров. Интересный факт – при уничтожении
города в 1631 году, эта церковь осталась единственной нетронутой войсками
маршала Тилли. Все люди, укрывшиеся в ней во время этих событий, выжили. В
1944-45 годах собор был сильно поврежден во время налетов авиации, был
уничтожен орган. Восстановление завершилось только в 1955 году.


















Прошли по Ратушной площади, осмотрели Старую Ратушу, построенную в 1698 году






На следующий день наш ждал почти 800-километровый переезд до города Реймс во Франции. Однако ночью нас ждал очень неприятный сюрприз. У нашей дочки Ани поднялась температура. Наутро созвонились с нашим семейным врачом и проведя консультацию, приняли решение не губить весь отпуск и ехать дальше, в Реймс, рассчитывая на то, что удастся быстро вылечить дочку. Расчет наш строился из того, что Аня весь день пролежит в машине во время перегона, да и в самом Реймсе у нас еще целых 2 дня. Тут-то и пригодилась наша могучая аптечка. Надо сказать, что у нас была хорошая медицинская страховка на эту поездку, но мы оставили этот вариант на крайний случай.
Итак, позавтракав в отеле, мы, примерно в 11 часов выехали из Магдебурга по направлению в Реймс. Температуры у дочки, в это время, к счастью, не было. Подключив раздачу wifi с Orange, мы решили попробовать использовать в качестве основного навигатора «онлайновый» Google. В Германии днем очень много пробок и нам хотелось знать о них, и о маршрутах их объезда заранее. Это оказалось очень удобным и все остальное время мы пользовались «онлайновым» Google в качестве основного навигатора.
Как и ожидалось, дорога по Германии выдалась непростой. Пробки сильно замедляли наше продвижение. Вдобавок, на подъезде к Брауншвейгу начался сильный дождь, который закончился только на границе с Бельгией. Проехав Аахен, мы въехали в Бельгию. В этот раз наш путь пролегал по деревенской местности. И если в прошлый раз у нас не осталось никаких воспоминаний об этой стране, в этот проезд она просто запала в душу. Красивейшая холмистая природа, приятные каменные домики с черепичными крышами в маленьких деревнях и коровы. Коровы были повсюду – ухоженные, толстые и чистые. Миновав границу, мы въехали во Францию. Время шло к вечеру, бензин заканчивался, а ближайшую работающую заправку навигатор показывал аж в Люксембурге. Заехав на пару закрытых по случаю вечера заправок в деревнях, мы поняли, что дело принимает не очень хороший оборот. Еще начался сильнейший ливень.


Недалеко от Реймса заметили в поле огромный памятник свинье (ну или кабану).




Когда проснулись утром, Аня чувствовала себя чуть получше, и мы решили ненадолго выйти в город. Уж очень хотелось посмотреть хотя бы Реймсский собор, благо до него было недалеко. Полный список достопримечательностей, которые мы хотели осмотреть в Реймсе, был очень велик, но тут уж ничего не поделаешь. Решили посмотреть то, что сможем.
Выйдя из отеля, направились к нашей цели. Прошли по дороге между красивейшего фонтана Субэ (La Fontaine Subé), открытого в 1906 году и символизирующего 4 притока реки Сена.















Утром Аня чувствовала себя уже хорошо и мы, позавтракав в кафе на 7 этаже отеля с прекрасным видом на Реймс, стали собираться дальше.


Не мудрствуя лукаво, мы решили ехать по платным дорогам и при этом выбрали вариант дорог максимально удаленных от Парижа. Таким образом, сначала мы доехали до Труа по А26, затем по А5 и А19 до Орлеана и уже там выехали на любимую нами А10, по которой и доехали до Бордо. Как и 2 года назад, был вечер пятницы, поэтому мы собрали все пробки из дачников и отдыхающих. Меня опять поразил цвет реки Гароны в Бордо. По-моему, он уникальный.

Около 8 часов вечера мы, наконец, доехали до нашего отеля. На этот раз это был B&В Hôtel Arcachon Gujan-Mestras в пригороде Аркашона – Гжан-Местра.

Утром, проснувшись пораньше, позавтракали в кафе отеля. Как и практически везде во Франции, завтрак был не очень обильный. Первой достопримечательностью, которую мы хотели осмотреть, был действующий маяк, расположенный на мысе Кап Ферре, напротив Аркашона. Несмотря расстояние по прямой около 12 км, до маяка надо было ехать вокруг Аркашонского залива, а это примерно 70 километров, часть из которых надо было проехать по дачам и деревням. В результате, примерно через 1 час 10 минут, мы поставили машину на стоянку возле маяка.
Маяк Кап Ферре в своей современной реинкарнации был построен в 1947 году на месте взорванного немцами в 1944 году предшественника. Он имеет высоту 57 метров.





Посетив маяк, мы решили взглянуть на часовню в мавританском стиле, расположенную на берегу залива. Проехав пару километров, оставили машину на стоянке, и подошли к часовне.
Часовня, построенная в 1865 году – это единственная постройка, сохранившаяся от виллы богатого французского промышленника Леона Леска. Выглядит очень нарядно.










На обратном пути мы решили проехать другой дорогой. Она вела по деревням, и мы с удовольствием посмотрели на то, как живется французам вдалеке от основных дорог. Неплохо, надо сказать, живется. Чисто и ухоженно. И мигрантов тут нет. Заехав в Lidl и закупившись продуктами, мы вернулись в отель.
Во второй половине дня мы решили съездить на Дюну Пила. Это самая высокая дюна Европы, имеющая высоту 107 метров. Два года назад мы уже были здесь, а сейчас захотелось обновить впечатления. Приехали в парк «Дюна Пила», оставили машину на платной парковке и полезли на дюну. Отличная тренировка, надо отметить. Красивое место.


На следующее утро, позавтракав, собрали чемоданы и выехали. Нас ждет Испания. Следующая наша остановка запланирована в испанской провинции Галисия, недалеко от города Рибадео. А по дороге мы запланировали заезд в городок Комильяс, чтобы посмотреть творение великого Гауди.
Быстро проехав остаток Франции, мы въехали в Испанию. Дорога стала более гористой, но и более красивой, появились затяжные спуски и подъемы.


Двигаясь по 634 дороге, мы проехали мимо Бильбао и Сатандера, и заехали в маленький городок на берегу океана – Комильяс. Этот городок с населением около трех тысяч человек расположен в провинции Кантабрия. Самой известной достопримечательностью этого городка является летний домик – Капричо (Capricho de Gaudí). Он был построен в 1885 году великим архитектором Антонио Гауди для Максимо Диаса де Кихано, являвшегося родственником знакомого нам по Барселоне Эусебио Гуэля.
Вблизи Капричо свободное место на парковке нам найти не удалось, поэтому машину мы оставили на удобной бесплатной стоянке недалеко от Папского университета, на улице Passeo Solatorre. Прогулявшись пешком до Капричо, полюбовались на красивый Дворец Собрельяно.







Номер был небольшой, но удобный. Мы поужинали и пошли смотреть на главную цель нашей сегодняшней остановки – Пляж Кафедральных Соборов (Playa de Las Catedrales), как раз был отлив.
Пляж Кафедральных соборов – это уникальное по своей красоте место. Под действием волн и ветра в скалах на берегу образовалось несколько огромных арок, отчасти напоминающих колоннаду какого-то собора, отсюда и пошло это название. Попасть на этот пляж можно только во время отлива. Во время прилива это пляж полностью затапливается на глубину около трех метров. Мы заранее изучили время приливов и отливов в этом месте и подстроили наше посещение по них. От нашего отеля было примерно 400 метров до лестницы на пляж. Пройдя их по досчатой тропинке,










Утром, еще до завтрака, мы сходили на пляж еще раз. Хотелось посмотреть как он выглядит во время прилива. К сожалению, пик прилива уже прошел, но мы все же получили представления о масштабах затопления пляжа.
После этого мы выехали в сторону следующей нашей остановки – город Ла Корунья. Переезд обещал быть недолгим, до Коруньи было всего около 150 километров. Дорога шла через горы и на высоте мы попали в сильный туман.

Приехав в Ла Корунью, первым делом мы решили посетить маяк Башня Геркулеса (Torre de Hércules). Этот маяк был построен еще римлянами. Впоследствии, в конце XVIII века маяк подвергся перестройке, но римская основа его была сохранена. Фактически, это единственный маяк в мире, построенный так давно и использующийся до сих пор. В настоящее время маяк имеет высоту 55 метров.
Поставив машину на большую бесплатную стоянку у маяка, мы пошли за билетами. Так как был понедельник, билеты на смотровую площадку маяка были бесплатными. В билетах указывается время посещения маяка – нам назначили на 12.30.





мы вышли к лестницам. Мы прошли через
старинные помещения внутри маяка, сделанные еще римлянами,
и поднялись на смотровую площадку. Виды
с нее открываются прекрасные.

Спустившись вниз, забрали машину со
стоянки
и поехали к следующей точке нашего
интереса – береговой батарее из двух 15-дюймовых пушек, установленных на горе в
парке Монте-де-Сан-Педро. На эту гору теоретически можно подняться на
замечательном фуникулере, сделанном в виде стеклянного шара, но он, по случаю
понедельника, не работал. Поэтому мы поднялись на гору стандартным способом –
на машине по дороге. Поставив машину на стоянку, пошли к пушкам. На подходе к
ним установлены 2 снаряда, предназначенные для этих монстров.
Пушки, выпущенные английской фирмой Vickers в 20х годах ХХ века, представляют собой
монструозные сооружения. Дальность их стрельбы составляла 38 километров.


Осмотрев этих гигантов, мы отправились
заселяться в отель. В этот раз это был четырехзвездочный отель Melia Maria Pita. Машина отправилась на
подземную стоянку, а мы в наш номер. Номер был хороший, с большой ванной
комнатой и панорамным остеклением. Пообедав и немного отдохнув, мы вышли на
прогулку по городу. Жары не было, поэтому прогулка была очень комфортной. Осмотрев церкви Святого Николая
и Святого Георгия,
мы вышли на Ратушную площадь. Само
здание ратуши, построенное в 1912 году, очень красиво.
А центральное место на площади занимает
памятник местной героине - Марии Пите, которая прославилась при защите города от
пиратов Френсиса Дрейка в 1589 году.
Выйдя на Avenida Montoto, увидели знаменитые дома со стеклянным
фасадом. Таким образом эти дома, построенные в середине XIX века, пытались защитить от холодного ветра,
сохранив солнечный свет. Стекло использовалось очень прочное.
Дойдя до крепости Святого Антония, также
закрытой из-за понедельника, мы, устав, повернули в сторону отеля. По дороге
удалось посмотреть Собор святой Марии дель Кампо, построенный в 1302 году.
После этого, зайдя в супермаркет Mercadona и пополнив запасы продуктов, мы
вернулись в отель. Ночью прошел дождь, и погода
окончательно испортилась.
Проснувшись, позавтракали в кафе
гостиницы. Завтрак по системе «шведский стол» был очень разнообразным и
насыщенным, и это было очень кстати перед долгой дорогой до Лиссабона.
Ла Корунья нам очень понравилась – тихий и спокойный город на берегу прохладного моря.
Примерно в 9 часов утра мы попрощались с Ла Коруньей и выехали в сторону Португалии.
Конечной точкой путешествия на сегодня должен был стать Лиссабон. Но до этого мы хотели заехать в несколько мест: посмотреть «дом из валунов» недалеко от городка Фафе, а также заехать в Авейру и Назаре.
По платному шоссе АР-9 до границы с Португалией было всего 180 километров, и мы проехали их меньше, чем за 2 часа.
И вот, наконец, мы доехали до цели,
которую поставили перед собой еще перед первой поездкой в Европу. Мы в
Португалии!
Перевели время еще на час назад. В
Португалии время стало отличаться от Московского уже на 2 часа.
Погода была не очень хороша – облачно и временами шел сильный дождь, но дорога была очень красивой. Гористая местность с затяжными подъемами и спусками.
Первой точкой нашего интереса в
Португалии стал «дом из валунов», расположенный недалеко от маленькой деревни в
районе городка Фафе. Дом это построил себе человек, желавший отдохнуть от
людей. В связи с этим и было выбрано место для его строительства – на горе, на
расстоянии от жилья других людей. А в качестве основного материала для
строительства дома были выбраны 2 огромных валуна, между которыми, собственно,
и было построено это сооружение.

К сожалению, для хозяина этого дома,
отдохнуть от людей у него не получилось. Его дом стал очень популярным местом,
и туда началось «паломничество» туристов.
Проехав по португальским деревням,
и преодолев серпантин с неслабым
подъемом и грунтовым покрытием, мы заехали на гору, где был расположен «дом из
валунов». На горе дул сильный ветер и установленные здесь ветрогенераторы
бешено вращали лопастями, издавая страшный шипящий звук. Мы никогда до этого не
были так близко к ветрякам.

К нашему огромному сожалению, хозяин
«дома из валунов» нашел способ уединиться и избавиться от надоедливых туристов.
Он обнес свой дом по периметру колючей проволокой. Причем так, что из-за этой
ограды дома почти не было видно. Очень жаль, этот дом мы посмотреть на смогли. Но зато насладились буйством стихии и
мощью ветрогенераторов.
Они, конечно, огромны. Обратите внимание
на размер нашей машины по сравнению с ветряком.
Вернувшись на шоссе, мы продолжили путь по направлению к Авейру. У португальцев на автобанах верхний предел скорости ограничен 120 км/ч. При этом есть также ограничение минимальной скорости движения – 50 км/ч. Качество дорог очень хорошее и здесь, также как во всей Европе, не принято занимать левый ряд за исключением моментов обгона.
Стали попадаться платные дороги с
электронной оплатой. Именно для них мы еще в Москве покупали специальную карту
оплаты.
Вообще платные дороги в Португалии очень
недешевы. По нашим прикидкам, стоимость проезда по платным дорогам примерно
одинакова в Португалии, Испании и Франции.
Тем временем, мы, объехав Гимарайнш и Порту, и преодолев примерно 150 километров, приехали в Авейру. Здесь мы хотели посмотреть на самый высокий маяк Португалии - маяк «Барра» (Farol da Barra). Поставив машину на бесплатную стоянку в 500 метрах от маяка, немного прогулялись по городу. Практически все дома здесь (да и во всей Португалии) отделаны прекрасной облицовочной плиткой – азулежу. Азулежу – это традиционная португальская облицовочная керамическая плитка. Эта плитка имеет разные формы орнамента, а иногда из нее делаются целые картины. Это очень красиво.
В Авейру тоже дул сильный ветер и стал
накрапывать дождь. Но это не помешало нам осмотреть маяк. Маяк Авейру был
построен в 1893 году и через год приступил к работе. Его главная задача –
обеспечение судоходства у берегов Португалии. Высота этого маяка нешуточная –
62 метра и это делает его самым высоким маяком Португалии. Выглядит он очень
здорово.

Осмотрев маяк, мы продолжили свой путь по Португалии. По дороге до Назаре мы проехали местность, где 2 года назад были сильные лесные пожары. Именно из-за них мы не поехали в Португалию в прошлую поездку, в 2017 году. Выглядит это все удручающе. Природа до сих пор не восстановилась, и складывалось впечатление, что мы едем зимой – листьев на деревьях очень мало.

По дороге обратили внимание, что во
многих местах на полях выращивают рис. Я не знал до этого, что он растет в
Португалии.
По дороге несколько раз начинался
сильный дождь, да и вообще было облачно и ветрено.
Но перед самым Назаре облака разошлись,
и погода кардинально поменялась. Стало тепло и солнечно.
Маленький городок Назаре на берегу Атлантического океана знаменит тем, что океан здесь имеет своеобразную форму дна и вследствие этого зимой – в январе – здесь образуются самые огромные волны. Они иногда достигают в высоту 30-35 метров. Естественно, этот городок стал настоящей «меккой» для серферов со всего мира, которые хотят попробовать свои силы в борьбе с гигантскими волнами. Мы, конечно, не рассчитывали увидеть такие волны, но побывать в этом месте очень хотелось.

Назаре очень гористый городок, и чтобы
попасть на побережье, нужно забраться довольно высоко по узким городским
улочкам. Лучший вид на волны и серферский пляж Praia do Norte
открывается от маяка Назаре, установленного на скале, на крыше Форта Святого
Михаила (Forte de São Miguel Arcanjo). Возле этого форта, построенного еще в
1577 году для защиты от пиратов, есть маленькая стоянка для автомобилей. Именно
туда мы и поставили свою машину.

Заплатив 1 евро с человека за вход, мы
осмотрели музей серфинга, расположенный на первом этаже форта, и поднялись на
крышу, к знаменитому маяку.




Океан здесь очень красив, а к тому же
нам удалось увидеть то место, где зимой появляются гигантские волны. Они и
сейчас там были, только высота их была небольшой, по сравнению с зимой.
Осмотрев это чудесное место, мы вернулись в сам город и посмотрели классическую по форме для Португалии церковь Девы Марии (Santuário de Nossa Senhora), построенную в XIV веке и перестроенную в XVII веке из-за того, что предыдущая церковь не могла вместить всех прихожан,
а также маленькую часовенку, украшенную
азулежу, построенную еще в ХIIIвеке в честь
спасения местного дворянина Фуаса Роупиньо от падения со скалы во время охоты.
После этого мы поехали в Лиссабон, до
которого оставалось всего 130 километров. К Лиссабону мы подъехали около 8
часов вечера. Движение в португальской столице весьма напряженное, дороги
гористые, часто с высокими подъемами. Однако при этом водители вежливы,
поворотники включают все, и меня, пару раз затупившего на развязках, даже никто
не «обгудел». Подъехав примерно через полчаса к своему апарт-отелю Legendary Lisboa Suites, заселились, а наша
героическая машина, довезшая нас до
Лиссабона, отправилась на просторную подземную стоянку.
Номер наш был очень хорош – 2 комнаты и
неплохо оборудованная кухня.
Здесь, впервые после выезда из Москвы, мы разгрузили машину полностью – до этого мы ни разу не доставали все вещи из багажника, довольствуясь лишь необходимым комплектом вещей.
Вечером мы отметили наше прибытие в Лиссабон. Ура! Наконец-то это у нас получилось сюда приехать. Впереди у нас было 3 полных дня на исследование столицы Португалии и окрестностей.
Проснувшись утром пораньше, мы приняли решение, что сегодняшний день посвятим пешей прогулке по Лиссабону. Погода благоприятствовала этому – было солнечно и в районе +25 градусов.
Осмотр города мы начали с площади Маркиза Помбала (Praça do Marquês de Pombal) и памятнику ему же. Маркиз Себастиан Помбал был премьер-министром Португалии с 1750 по 1777 год. А прославился он после сильнейшего землетрясения 1755 года, практически уничтожившего Лиссабон. Именно благодаря этому человеку, город избежал эпидемий и был восстановлен в кратчайшие сроки. Памятник был установлен в 1817 году. Выглядит отлично.
Далее по Avenida Da Liberdade
мы пошли по направлению к реке Тежу. Вся пешеходная часть улицы, да и не
только этой, а практически во всем Лиссабон, уложена мелкой плиткой с красивым
узором. Выглядит это все очень здорово.
Идя дальше по Avenida Da Liberdade,
осмотрели прекрасный памятник португальским солдатам, погибшим во время Первой
Мировой войны, установленный в 1931 году
И достаточно скромный монумент герою
Южной Америки Симону Боливару
Минут через 20 неспешной прогулки мы
подошли к специфическому лиссабонскому виду общественного транспорта –
фуникулеру. Дело в том, что Лиссабон очень холмистый город и бывают улицы,
подняться в гору по которым, довольно тяжело. Эту проблему начали решать еще в XIX веке путем строительства фуникулеров. В Лиссабоне
их несколько. Фуникулер, к которому мы
подошли, назывался Фуникулер Лавра (Elevador do Lavra). Это самый старый
фуникулер города. Он был построен в 1884 году на улице Кальсада ду Лавра
(Calcada do Lavra), имеющей длину всего 188 метров, но уклон на ней 23%, что
означает, что на этой длине улица поднимается почти на 30 метров.
Приобретя билеты, мы доехали до верхней
станции. Вагончик и все оборудование внутри старинное. При движении он гремит,
трясется, но упорно преодолевает уклон.
Выйдя на верхней станции, мы зашли на
смотровую площадку Miradourodo Jardim do Torel.


Вниз мы спустились на этом же
фуникулере.
Мы были единственными пассажирами.
Сказав на прощание водительнице фуникулера «obrigado!»,
мы продолжили нашу прогулку.
Прошли через Площади Рестаурадориш (Praça dos Restauradores)
и Площадь Росиу (Praça Rossio)
Больше всего меня поразил на этих площадях
прекрасный плиточный узор, которым были выложены эти площади.
Наконец, мы дошли до еще одного известного лиссабонского фуникулера - Элевадор-ди-Санта-Жушта (Elevador de Santa Justa). Он был построен в 1902 году в виде вертикально перемещающегося лифта между нижним районом Байша и верхним Шиаду. Строение очень красивое и очень популярное у туристов – чтобы покататься на нем, нужно отстоять очередь не менее получаса.
После осмотра этой красоты мы вышли на
главную туристическую улицу Лиссабона – улицу Аугушта (Rua Augusta). Тут нас
встретили толпы туристов, зазывалы в рестораны и все, остальное, что обычно
сопутствует главной пешеходной улице города.
Поскорее выскочив из этой толчеи, мы
вышли на Площадь Коммерции (Praça do Comércio). Площадь большая и красивая.

В центре площади находится отличный
памятник королю Португалии Жозе I, установленный
в 1775 году. Слоны, установленные на постаменте памятника, выглядят здорово.
Перейдя площадь, мы вышли к реке Тежу.
Отсюда просматривался мост «25 апреля» и статуя Царя-Христа в Алмаде.










и Святого Георгия,






Ла Корунья нам очень понравилась – тихий и спокойный город на берегу прохладного моря.
Примерно в 9 часов утра мы попрощались с Ла Коруньей и выехали в сторону Португалии.
Конечной точкой путешествия на сегодня должен был стать Лиссабон. Но до этого мы хотели заехать в несколько мест: посмотреть «дом из валунов» недалеко от городка Фафе, а также заехать в Авейру и Назаре.
По платному шоссе АР-9 до границы с Португалией было всего 180 километров, и мы проехали их меньше, чем за 2 часа.


Погода была не очень хороша – облачно и временами шел сильный дождь, но дорога была очень красивой. Гористая местность с затяжными подъемами и спусками.


Фото дома из валунов взято из интернета
Проехав по португальским деревням,




Вернувшись на шоссе, мы продолжили путь по направлению к Авейру. У португальцев на автобанах верхний предел скорости ограничен 120 км/ч. При этом есть также ограничение минимальной скорости движения – 50 км/ч. Качество дорог очень хорошее и здесь, также как во всей Европе, не принято занимать левый ряд за исключением моментов обгона.


Тем временем, мы, объехав Гимарайнш и Порту, и преодолев примерно 150 километров, приехали в Авейру. Здесь мы хотели посмотреть на самый высокий маяк Португалии - маяк «Барра» (Farol da Barra). Поставив машину на бесплатную стоянку в 500 метрах от маяка, немного прогулялись по городу. Практически все дома здесь (да и во всей Португалии) отделаны прекрасной облицовочной плиткой – азулежу. Азулежу – это традиционная португальская облицовочная керамическая плитка. Эта плитка имеет разные формы орнамента, а иногда из нее делаются целые картины. Это очень красиво.



Осмотрев маяк, мы продолжили свой путь по Португалии. По дороге до Назаре мы проехали местность, где 2 года назад были сильные лесные пожары. Именно из-за них мы не поехали в Португалию в прошлую поездку, в 2017 году. Выглядит это все удручающе. Природа до сих пор не восстановилась, и складывалось впечатление, что мы едем зимой – листьев на деревьях очень мало.




Маленький городок Назаре на берегу Атлантического океана знаменит тем, что океан здесь имеет своеобразную форму дна и вследствие этого зимой – в январе – здесь образуются самые огромные волны. Они иногда достигают в высоту 30-35 метров. Естественно, этот городок стал настоящей «меккой» для серферов со всего мира, которые хотят попробовать свои силы в борьбе с гигантскими волнами. Мы, конечно, не рассчитывали увидеть такие волны, но побывать в этом месте очень хотелось.

Фото из интернета







Осмотрев это чудесное место, мы вернулись в сам город и посмотрели классическую по форме для Португалии церковь Девы Марии (Santuário de Nossa Senhora), построенную в XIV веке и перестроенную в XVII веке из-за того, что предыдущая церковь не могла вместить всех прихожан,



Здесь, впервые после выезда из Москвы, мы разгрузили машину полностью – до этого мы ни разу не доставали все вещи из багажника, довольствуясь лишь необходимым комплектом вещей.
Вечером мы отметили наше прибытие в Лиссабон. Ура! Наконец-то это у нас получилось сюда приехать. Впереди у нас было 3 полных дня на исследование столицы Португалии и окрестностей.
Проснувшись утром пораньше, мы приняли решение, что сегодняшний день посвятим пешей прогулке по Лиссабону. Погода благоприятствовала этому – было солнечно и в районе +25 градусов.
Осмотр города мы начали с площади Маркиза Помбала (Praça do Marquês de Pombal) и памятнику ему же. Маркиз Себастиан Помбал был премьер-министром Португалии с 1750 по 1777 год. А прославился он после сильнейшего землетрясения 1755 года, практически уничтожившего Лиссабон. Именно благодаря этому человеку, город избежал эпидемий и был восстановлен в кратчайшие сроки. Памятник был установлен в 1817 году. Выглядит отлично.












Прошли через Площади Рестаурадориш (Praça dos Restauradores)



Наконец, мы дошли до еще одного известного лиссабонского фуникулера - Элевадор-ди-Санта-Жушта (Elevador de Santa Justa). Он был построен в 1902 году в виде вертикально перемещающегося лифта между нижним районом Байша и верхним Шиаду. Строение очень красивое и очень популярное у туристов – чтобы покататься на нем, нужно отстоять очередь не менее получаса.























На улице Eng. Duarte Pacheco мы встретили прекрасный старинный лиссабонский трамвай.

Вернувшись в отель, приготовили вкусный ужин и больше уже никуда не выходили. На завтрашний день у нас запланировано посещение Синтры и Кабо де Рока.
Проснувшись пораньше и позавтракав, мы на машине выдвинулись в сторону Синтры. Погода была хорошая – солнечно и примерно 25 градусов тепла. Ехать до Синтры всего-ничего – около 30 километров. Подъехав к горе, на которой расположены все замки, мы начали подъем. Дороги там везде узкие, с сильным уклоном. Хорошо, что движение одностороннее.


Дойдя до нашей машины, увидели, что спереди нас подпер микроавтобус Mercedes Vito, расстояние между машинами было около 2 сантиметров. Машина, остановившаяся сзади оставила просвет в 15 сантиметров. Выехать в таких условиях (парковка находится под уклоном назад) на немаленькой машине с механической КПП, не повредив окружающих, было бы сложно. К счастью, люди из задней машины еще не успели уйти и после моей просьбы подвинули свою машину назад, и я смог выехать.
С чувством большого сожаления мы уехали из Синтры. Не повезло! Но что поделать, бывает.
После этой неудачной попытки мы поехали в сторону, можно сказать, места притяжения всей этой поездки – мысу Кабо Де Рока, самой западной точке нашего континента. Дорога к мысу очень извилистая и живописная.
Примерно за 2 километра стал виден маяк, установленный на мысе.



Итак, мы, наконец, достигли «края земли». На своей машине. Это для меня было очень важным событием.





После Кабо де Рока мы продолжили нашу автопрогулку и переехав по мосту «25 апреля» реку Тежу, поехали в город Алмада, фактически являющийся пригородом Лиссабона. Там в 1959 году была установлена статуя Христа - Христос-Царь (Cristo Rei). Эта скульптура была создана в благодарность того, что Португалия не стала участвовать во Второй Мировой войне. Строительство статуи велось на пожертвования португальцев, сбор которых начался в 1940 году, и длилось 10 лет. Высота фигуры Христа – 28 метров, а вместе с постаментом – 110 метров. Статуя Христа-Царя фактически является копией статуи Христа в Рио-де-Жанейро.






Свою сегодняшнюю поездку мы решили
завершить проездом по мосту Васко Да Гама. Для этого мы, выехав из Алмады по
шоссе А-2, описали круг примерно в 30 километров по дорогам А-33 и А-12 и
въехали в Лиссабон уже по мосту Васко Да Гама.
Расскажу немного о мостах Лиссабона. Их
2, оба они через реку Тежу и оба они очень большие.Первым был построен красный мост – тот, который сейчас имеет название «Мост 25-го апреля». Его строительство было начато в 1962 году американской компанией American Bridge Company, которая построила знаменитый мост Бэй Бридж (Bay Bridge) в Сан Франциско. Висячий мост, соединяющий Лиссабон и Алмаду был построен за 3 года и 9 месяцев и запущен в эксплуатацию в 1966 году. Построенный мост получил название в честь тогдашнего премьер-министра Португалии Антониу де Оливейра Салазара. После «Революции гвоздик», происшедшей 25 апреля 1974 года мост был переименован в «Мост имени 25 апреля». Это название мост носит и сейчас. В 1998 году мост был модернизирован - были проведены работы по увеличению пропускной способности моста, так как старая конструкция уже не справлялась с потоком автотранспорта. Проезжая часть была расширена с четырех до шести полос, а в июне 1999 года было запущено движение поездов. Для этого было проведено усиление опор моста и добавлены несущие тросы. Длина моста составляет 2300 метров, при этом длина основного пролета моста - 1013 метров. Высота опор моста – 190 метров.



Пройдя по улочкам района Рато,



Фото из интернета








Следующим утром, после завтрака, мы решили посетить Белен – это район города, расположенный вдоль реки Тежу, за мостом «25 апреля». Район этот находился достаточно далеко от нашего отеля и чтобы доехать туда мы решили воспользоваться услугами туристического автобуса. Приобрели билеты на автобусы компании «Yellow Bus» на 2 маршрута – Белен и Модерн. На любой остановке этого автобуса можно выйти и зайти, что позволяет осмотреть много интересностей, расположенных далеко друг от друга. Машину нашу в этот день мы решили не брать, дабы не иметь проблем с парковкой.
Немного подождав автобус, мы разместились на верхнем этаже автобуса (автобус двухэтажный, верхний этаж открытый) и поехали по маршруту Белен. По дороге осмотрели парк Эдуарда VII с прекрасной панорамой города,


Мы вышли на остановке возле Беленского дворца. Дальше – пешком. Осмотрели красивый памятник одному из архитекторов португальского колониального могущества - Альфонсо ди Альбукерке. Красивый памятник.

Наконец, мы дошли до главной достопримечательности района Белен – монастыря Жеронимуш (Mosteiro dos Jerónimos).



Осмотрев монастырь, мы вышли на
набережную. Было очень жарко, а на набережной тени не было совсем. Идти было
тяжеловато.
На набережной мы посмотрели памятник
Первооткрывателям (Padrão dos Descobrimentos). Он установлен здесь не случайно.
Именно отсюда, с причалов Белена уходили в море португальские каравеллы, идущие
в Индию. Памятник был открыт в 1960 году.


Напротив нас, на другой стороне реки, стояли большие корабли, там был порт.

Маршрут Модерн сначала проходит по старому городу до Площади Коммерции, а затем через портовую часть города – к новым районам, недалеко от моста Васко да Гама.





Obrigado, Lisboa!

Продолжение во второй части отчета.
Можно разместить этот отчет в социальных сетях. Таким образом Вы помогаете популяризации сайта.