Россия: города, достопримечательности

Откуда: Москва Когда: 07/2019

По маршруту: Бийск,Кош-Агач, плато Укок, Горно-Алтайск, Манжерок, Барнаул

Рейтинг отчета: 12

Автор:

              

                        

                                                                АЛТАЙ


В этом году задумал съездить на Алтай, и в первую очередь посмотреть знаменитый в кругу путешествуюших перевал Кату-Ярык и взглянуть хотя бы одним глазком на плато Укок. Широко разрекламированные и более доступные достопримечательности интересовали в меньшей степени, их можно оставить на потом. Но с компанией не сложилось, а одному ехать далековато. Да и Укока далеко не всякий автомобиль может достичь. Поэтому стал выбирать тур, и остановился вот на этом: https://shulga.su/?yclid=1508476207981944752 И программа мне подходит, да и цена устраивает.

К сожалению записей по ходу дела не вёл, поэтому пишу по памяти и прошу извинить за какие-то, надеюсь небольшие, неточности.

Выехал из дома 9.07.19 на поезде №136 Москва-Барнаул (поезд идёт 2 суток и 9 часов, получается два дня и три ночи-плацкарт 5900р). Благополучно доехал до Барнаула, где пересел на местный экспресс из 3-х сидячих вагонов (280р) под названием «Калина красная», но зелёного цвета, к которому цепляют в Барнауле ещё 3 вагона пассажирских. Приехал в Бийск за сутки до встречи с группой, чтобы немного посмотреть Бийск. От вокзала до гостиницы пошёл пешком, но оказалось не очень близко.

Поселился в гостинице «На старом месте» в историческом центре города-Советская, 24 (1785р одноместный номер).

Гостиница понравилась-тихо, чисто, центр. Правда до вокзала лучше ехать на автобусе, но с огромной сумкой на тележке не очень хотелось залезать в ПАЗик, а именно такие автобусы здесь ходят по городу. Да и когда выбирал гостиницу-показалось недалеко от вокзала.

Бросил вещи, и сразу же отправился в город.

Для начала зашёл в столовую на той же улице, что и гостиница-Советская, 27. Столовая «М52» «У моста». Похоже «М52»-сеть столовых, потом встречал ещё такие. Хорошо и недорого пообедал.

Прошёл по центральным улицам. Сохранилось много купеческих особняков, общественных зданий- целый район. Есть и деревянные, украшенные резьбой. Похоже в конце 19-го-начале 20-го века в городе был строительный бум.



Подошёл к памятнику Ленину-он стоит в пальто и зимней шапке, одна рука в кармане, а не протянута указующе вперёд-сразу видно, что сильные морозы здесь не редкость. За районом особняков расположена частная застройка. Здесь по улице автомобили почти не ездят, дороги как таковой нет-посередине улицы проложены трамвайные пути, ходят трамваи. Выглядит необычно! (И улица носит гордое имя Владимира Ленина, а не просто Ленина).

На следующий день-встреча с группой на привокзальной площади, размещение по машинам и в путь в сторону Горно-Алтайской республики. Машин две УАЗ буханки, которые здесь называют таблетками. К одной из них прицепили прицеп со скарбом.

В 13.15 (время везде московское, разница +4 часа) достигли границы Алтайского края и Республики Алтай

после чего заехали в так называемую Свободную экономическую зону, где пообедали в кафе


Несмотря на провал проекта по созданию свободной зоны, что-то всё-таки было создано и отдыхающих здесь много.

В седьмом часу вечера достигли Семинского перевала. (Высота 1717м)



На вершине перевала между 1958 и 1961 годами (точных данных нет) была установлена стела в честь двухсотлетия добровольного вхождения алтайского народа в состав Российской империи. Семинский перевал ценен, прежде всего, как природный комплекс— рубеж Северного и Центрального Алтая.

Погода начала портиться. Перевал Чике Таман из-за дождя проехали без осмотра, оставили на обратный путь.

Около 21 часа прибыли на базу отдыха «Родник», все разместились в одном двухэтажном доме. Удобства на улице.


Ужин, баня. Надо сказать, что по плану у нас было три банных дня, и два из них пришлись на эту базу. А бани здесь великолепны!



На следующий день, 14.07.19 отправились дальше. Первым делом набрали воды на роднике, который оказался рядом с базой, и проехали до Гейзерного озера, тоже неподалёку.


Гейзерное озеро находится в Улаганском районе вблизи села Акташ. Глубина озера около 2-х метров, диаметр около 30 метров. Главная его особенность— термальные источники, бьющие посередине и выносящие на дно голубовато-синий ил, образуя красочный и причудливый вид.

Затем через Акташ проехали к Красным воротам.




Свое название эта популярная достопримечательность Улаганского района приобрела из-за цвета скал. В солнечный день они приобретают яркий розовато-красный оттенок. Связано это с наличием в камне магматических пород с высоким содержанием киновари – ртутного минерала красноватого цвета.

Наш путь лежал через пос Улаган и Улаганский перевал-один из высочайших перевалов на Алтае высотой 2080м. Подъём и спуск затяжные, особо подъём не чувствуется. На вершине перевала находится беседка, а деревья вокруг повязаны ленточками. Это ещё одно место поклонения алтайцев.



Проезжали мимо Пазырыкских курганов, как было не остановиться.



В 1929 году возле села Балыктуюль Улуганского района Горного Алтая группа археологов наткнулась на усыпальницу пазырыкской племенной знати. Богатую находку из 5 курганов отнесли к культуре железного века. Найденные здесь бесценные экспонаты скифских времен передали в Санкт-Петербургский Эрмитаж, музеи Новосибирска, Горно-Алтайска и Бийска. В ходе раскопок выявилось, что захоронения неоднократно подвергались разграблениям в древности. Однако образовавшийся тысячи лет назад слой мерзлоты сохранил под собой бесценные предметы быта пазырцев. За богатство найденных объектов курганы назвали «царскими». Курганы имели гигантские размеры. Насыпи доходили до 47 метров в диаметре и почти до 4 метров в высоту. Сейчас они разрыты и выглядят заброшенными. Внешний вид одного из курганов планируют восстановить, начаты какие-то работы, но движения в настоящее время не видно.

Наконец к 16.45 подъехали к перевалу Кату-Ярык. Высота перевала от подножия — 892 м, длина около 3,5 км, 9 поворотов, средний уклон — 18% (10°), покрытие — грунт, камни. Перевал проходим для транспорта высокой проходимости.

До 1989 года автомобильной дороги, спускающейся в долину реки Чулышман, не было — жители окрестных деревень пользовались крутой конной тропой, или же водным путём через Телецкое озеро. В 1987 году началось строительство автомобильного спуска в долину Чулышмана. Открытие перевала Кату-Ярык состоялось в октябре 1989 года.

В 2011 году началось строительство нового перевала, который должен был стать безопасным альтернативным спуском,но что-то не срослось.

Обед на вершине перевала со ставшим традиционным арбузом и спуск пешком 3,5 км (Сандеро довольно резво поднимался навстречу, а вот полноприводные попутные иномарки попахивали тормозами, некоторые стояли на поворотах, где это возможно, остывали. Говорят, что виноваты коробки-автоматы, я не знаток), а затем мы опять на машине продолжили путь в сторону южного берега Телецкого оз. Дорога щебёночная, пыли наглотались!

По пути остановились на базе отдыха Учар. Надо сказать, что сейчас практически все берега рек на Алтае застраиваются базами, скоро не останется свободного клочка земли. И всё строят, строят… С одной стороны это хорошо-нигде нет проблем с ночёвкой, но чувство меры, увы, утрачено.

Здесь днёвка. Первая ночёвка запланирована в палатках, вторая после бани-в домиках, но после первой ночи в палатках никто не захотел перебираться в домики.




15.0719 Утром отправляемся по горной тропе на водопад Учар-9км в одну сторону . Тропа местами проходит по карнизу-здесь протянуты канаты, в скалы вбиты скобы.




Большой Чульчинский водопад, или Учар («летящий» или «неприступный»)— каскадный водопад на реке Чульча является самым большим в регионе, имея высоту падения около 160 метров.

Народа идёт много, встретили даже группу из Сингапура по пути. Несмотря на довольно непростую дорогу встречаются довольно упитанные дамы, родители с детьми, и большинство из них достигают цели. Часов через пять и мы дошли до конечной точки маршрута. Водопад «Учар» очень красив, но фотографии нисколько это не передают, поэтому их не размещаю.

Перебрались на островок и устроили здесь купание, развели костёр, перекусили, и отправились в обратный путь


16.07.19 Утром направляемся к каменным грибам. Данные каменные образования располагаются непосредственно в речной долине неподалёку от устья Чулышмана. Эти грибы огромны, порой достигают в высоту семи метров. Стоящие на тонкой ножке, толщиной не более полметра, эти природные сооружения громоздятся неподвижной порослью. И всё это недалеко от нашей базы, но на другой стороне реки, надо переправляться на лодке. Идти недалеко, но горка довольно крутая, к тому же местами есть каменные осыпи, скользко, особенно когда спускаешься.




Навстречу-группа китайских туристов, одна из туристок попозировала


После возвращения с грибов сворачиваем лагерь и продолжаем движение к южному берегу Телецкого оз.


Здесь у нас ночёвка на берегу реки, впадающей в озеро, ужин у костра, а на утро возвращение к перевалу Кату-Ярык и пеший подъём на него, теперь уже вверх 3,5 км.



Обед в живописном месте вблизи перевала и переезд до базы у Улаганского перевала, который мы уже преодолевали по дороге «туда». С вечера база показалась неуютной, необжитой. База действительно только строится на берегу озера вблизи перевала, никого кроме нас нет.



По пути до этого наш рыболов Олег «наловил» пару кг пеляди на базе отдыха, расположенной возле одного из озёр. Здесь хозяева только что выбрали сети. Очень вкусная рыбка оказалась, хватило и пожарить, и посолить.




Ночёвка в палатках. Утром пригрело солнце и сразу стало веселее.

Озеро, на берегу которого расположена база, недавно зарыблено. Предыдущая попытка развести здесь рыбу год назад оказалась неудачной, теперь запустили форель.

18.07.19 Около 10.50 прибыли на Марс. Много народа, довольно замусорено, пыльно, жарко.

Горы расписаны жёлтыми и оранжевыми, красными и зелёными, сиреневыми и фиолетовыми красками в плавно переходящих оттенках. Их цвет обусловлен наличием оксидов железа и наличием различных примесей. Красные цвета даёт Fe2O3 — маггемит и гематит. Примеси марганца дают розовые и сиреневые тона. Примеси хрома оставляют жёлтый оттенок. Палитру цвета задают примеси титана, потому что на Кызыл-Чине (таково название Марса) встречается минерал рутил, ТіО2, который содержит примеси железа, олова, ниобия и тантала. Благодаря физико-химическим процессам, которые происходят при соединении минералов по степени окисления, появляется та необыкновенная цветовая гамма «Марсианских пейзажей».

Но на мой взгляд на фотографиях всё выглядит значительно живописней, чем в натуре. На Марс2 мы не пошли.




В 14.20 прибыли в Кош-Агач. Заехали за мясом для плова



Покупали баранину и никто не посмотрел, что там положили в пакет. Оказалась говядина, но плов все равно получился отменный, смели мгновенно.

Затем-на вещевой рынок.

Много вязаных вещей и пр. из Монголии. Затарились в основном носками и перчатками из верблюжьей шерсти и шерсти яка. Выглядит неплохо и цены заметно ниже, чем в других местах-граница рядом.

На ночлег расположились в палатках на берегу небольшого озерца неподалёку от посёлка.



19.07 Утром на нас напали полчища мошкары-лезли везде: в глаза, в уши, в нос, в миски с едой. Не кусались, но было очень неприятно. Перенесли столы на бугор в надежде, что ветром этот гнус сдует, но не тут-то было, он последовал вслед за нами. Но ничего, пережили, хотя из-за стола он, этот гнус, нас выгнал.


После сборов выдвинулись к государственной границе-едем на Укок.

Плоскогорье Укок располагается на крайнем юге Алтайской Республики на высоте 2200-2500 метров и со всех сторон окружено горными хребтами. Это заповедная территория, входящая в перечень объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Одно из красивейших мест на Земле, которое также представляет культурную и археологическую ценность.

Местные считают Укок сакральной территорией, где находится вход в так называемый «горний мир»— мир высших существ со сверхспособностями.

Опять очень пыльно, дорога щебёночная. Хорошо что успели приобрести медицинские маски, они немного помогли.

По пути остановились у Тархатинского мегалитического комплекса-это археологический памятник, древний мегалитический комплекс, состоящий из уложенных по кругу каменных глыб, расположенный в Чуйской степи в 25 км к юго-западу от села Кош-Агач. Комплекс был открыт и обследован в 1994 году. Это ещё одно место, почитаемое алтайцами-оставляют пожертвования: бусы, игрушки, мелочь…




Вскоре достигли пограничной заставы.

Здесь нас ждала засада часа на три…Одному из участников нашей экспедиции не успели оформить пропуск в погранзону, а поскольку мы уже въехали в неё, то его задержали как нарушителя. Пока суд да дело... В общем его и его девушку вернули в Кош-Агач и разместили у знакомого нашего руководителя-Артёма. Хозяева их приютили и провели для них индивидуальную программу, в том числе посещение настоящей, а на музейной юрты и пр. Так что все остались довольны.

Пока ждали результатов разбирательства произошло ещё одно событие-два человека без паспортов решили миновать заставу в обход вдоль реки. При выходе на дорогу их засёк внештатный помощник пограничников, проезжавший на машине, была поднята тревога, «диверсантов» «схватили». Это нас немного развлекло во время ожидания. А нарушителям грозило до 72-х часов задержания.

Когда вся эта канитель закончилась, мы отправились дальше. Дорога местами размыта, но в объезд проходима.

К 13-и часам достигли Джумалинских ключей, где расположились в палатках на ночлег.

Джумалинские ключи-это редкий вид термальных источников, содержащих радон, они имеет статус памятника природы. Район, где находятся Джумалинские ключи, примыкает к восточной границе плоскогорья Укок. Сразу за Джумалинскими ключами начинается «зона покоя Укок», отнесенная ЮНЕСКО к охраняемым природным объектам.

Здесь находятся родоновые источники, оборудованы домики с купелями, всё достаточно цивилизованно. Имеются также источники с целебной водой, к ним проложены деревянные мостки. Местные жители приезжают сюда лечиться.




20.07.19 Утром в шестом часу отправляемся в сторону Укока на перевал Тёплый ключ. Подъём начинается сразу после выезда с источников.



Через 6 километров находится высшая точка перевала— 2910 метров над уровнем моря.

Идём пешком-дорога никакая, и хотя уклоны небольшие, но дорога сплошь усеяна валунами, объехать которые просто невозможно. Всё же удаётся проезжать здесь на внедорожниках, не всегда безболезненно для них. Прицеп оставили на базе. Примерно в половине восьмого достигли перевала. Здесь обед и подъём на соседнюю горку. Цветы, остатки снега, вид на снежные вершины вдали. Здесь начинается плато Укок.






Неспешно спускаемся с перевала, идём дальше, и к двум часам пересекаем по камням речку Калгутту, на берегу которой разбиваем лагерь. Это самая дальняя точка нашего путешествия.



Вечером решили прогуляться вдоль речки и нашли заброшенный рудник. Вход в шахту оказался закупорен ледяной пробкой-здесь вечна мерзлота, кругом разруха. До сравнительно недавнего времени здесь добывали вольфрамо-молибденовую руду шахтным способом, потом предприятие обанкротили и разрушили. А возле Джумалинских ключей находилась обогатительная фабрика. Участь та же. Зачем фабрика, если рудника нет.




Уже смеркается, возвращаемся. Вечером прохладно, греемся у костра из привезённых с собой дров.

21.07.19 Утром заморозок-всё покрыто инеем, но по мере того, как поднимается солнце он тает и сразу становится тепло. Завтрак, сборы-и в половине седьмого-в обратный путь, снова идём пешком. Конечно хотелось бы провести здесь ещё хотя бы 1=2 дня, пройти немного вглубь плато, но время уже поджимает…

Навстречу поднимаются два грузовых авто, гружёных дровами-разъезд с ними на грани возможного. Это на фотографиях откос покатый, на самом деле ну о-о-очень круто.




На Джумалинских ключах грузимся на авто и продолжаем путь.

В половине двенадцатого останавливаемся на привал на берегу речки Тархаты.



К 16 часам приезжаем в Кош-Агач. С ночлегом здесь не сложилось, и принимается решение ехать дальше. К семи вечера прибываем на уже знакомую нам базу «Родник» и заселяемся в домики.

Ужин, баня.

22.07.19. Собираемся и едем дальше. По пути останавливаемся, чтобы осмотреть достопримечательности, расположенные непосредственно возле Чуйского тракта: первое- у водопада Ширлак, прямо у дороги.


Ничего особенного, таких видели много. Просто поразмялись, однако многие, кто едет по Чуйскому тракту останавливаются. Здесь же продают сувениры.

Около 9-и часов остановка у памятника Кольке Снегирёву. Хотя памятник и критикуют в интернете, раньше был другой, но смотрится красиво и нестандартно-памятник всем водителям. Здесь же сохранён кусок старого Чуйского тракта.




До следующей остановки недалеко- Святилище Адар-Кайа. Начался дождь и довольно сильный, переждали пока он немного утих.

Здесь, в нескольких десятках метров от Чуйского тракта, установлена стела, изображающая скифского воина. Этот камень стал в ряд символов древней культуры Горного Алтая: его снимки наиболее часто включаются в сборники его достопримечательностей. В 70 метрах от стелы, на стенах скалы, находится около 100 петроглифов энеолита-бронзы и эпохи скифов.


Проезжаем ещё немного и останавливаемся возле петроглифического комплекса Калбак-Таш. Территория с «галереей» наскальных изображений огорожена. Возможен как самостоятельный осмотр достопримечательности, так и под руководством экскурсовода.Петроглифы относятся к различными историческим периодам: от неолита до древнетюркской эпохи. На плитах скальной возвышенности выбиты тысячи рисунков фигур животных, людей, сцен охоты. На большей части петроглифов эпохи неолита представлены крупные фигуры оленей и козлов. Самая многочисленная группа рисунков относится к эпохе энеолита-бронзы. Большинство персонажей рисунков легко узнаваемы, но некоторые оставляют простор для фантазии.

До начала XX века памятник оставался незамеченным, так как старая дорога проходила выше современной части Чуйского тракта, а скалы с петроглифами оставались ниже у отвесных скал реки Чуи. Памятник был открыт лишь в 1912 году.



Едем дальше. Следующая остановка- Чуйско-Катунская долина-место слияния рек Чуи и Катуни. Это ещё одно место «обязательное» для посещения всеми туристами и, как следствие, толпы народа.



На обед останавливаемся неподалёку на берегу Катуни у смытого наводнением моста. Сюда же на водопой приходят животные-ушли коровы-пришли лошади. Надо сказать, что домашних животных здесь на Алтае очень много. Коровы, козы, овцы пасутся без присмотра и все они почему-то любят гулять по дорогам. Иногда приходилось резко оттормаживаться, чтобы кого-нибудь из них не переехать.



К двум часам достигли перевала Чике-Таман. По пути «туда» его не удалось посмотреть из-за дождя, сегодня дождя пока что нет.

Чике-Таман - "Прямая подошва". Высота перевала 1295 м над уровнем моря. Дорога буквально вырублена в гранитном массиве, образует серпантин с многочисленными извивами и поворотами. На вершине перевала есть смотровая площадка, идёт бойкая торговля сувенирами и едой.



Но и в этот раз нас начинает догонять дождь-сзади радуга, кругом гремит. Потом и дождь начался. Ночёвка была запланирована в палатках. Наши руководители при поддержке Светы (или наоборот) решили ехать к ней на квартиру в Горно-Алтайск, это небольшой крюк, зато мы останемся сухими перед отъездом по домам.

23.07.19 На следующее утро прощание-часть группы уезжает утром в Барнаул, а другую, в том числе и меня, в качестве бонуса свозили в Манжерок. Поднялись по канатке наверх. По пути моросил дождь, наверху немного распогодилось. Сувенирные лавки, кафешки стилизованные. Строят вторую канатку с кабинами.




Возвращаемся, заезжаем за сувенирами в фитоаптеку в Горно-Алтайске, обедаем, и нас, тех, кто остался, везут в Бийск. Здесь прощаемся с Артёмом и Артуром, доставившими нас до вокзала, садимся в поезд, и в половине пятого прибываем в Барнаул. До поезда есть ещё несколько часов. Бегом осматриваем город: смог от лесных пожаров, памятник В. Цою, деревянные домики, мост через Обь.





Итак наше путешествие закончилось. Хочется поблагодарить организаторов тура: Артёма, его брата и помощника Артура и нашу кормилицу Свету, приютившую нас в трудную минуту, а также всех моих попутчиков и единомышленников-с вами было очень комфортно.

Если вы любите природу, интересуетесь историей, не боитесь ночевать в палатках и вас не пугает некоторое отсутствие комфорта-этот тур то, что надо.

Конечно при самостоятельном путешествии на автомобиле (которое быть может когда-то и состоится) можно многое посмотреть по пути, что-то можно прибавить, что-то подсократить, но не всякий сможет, да и захочет, проехать по такому бездорожью, как например дорога на Укок. В общем в любом варианте есть свои плюсы и минусы.

 И несколько слов о сотовой связи: там, где она вообще была, лучше всего вела себя МТС. Заметно хуже-Билайн и Мегафон, и на последнем месте-Теле 2-только в самых крупных населённых пунктах.








                     


Выбрать:

Можно разместить этот отчет в социальных сетях. Таким образом Вы помогаете популяризации сайта.

Яндекс.Метрика
По вопросам сотрудничества и размещения рекламы пишите plo@autotravel.ru