Откуда: Москва Когда: 07/2019
По маршруту: Волгоград, Астрахань, Элиста, Кизляр, Махачкала, Дербент, Дубки, Аргун, Эльбрус, Пятигорск, Кисловодск, Домбай, Вёшенская
Рейтинг отчета:
Автор: Участник форума: Maratosa
Зимой этого года мы начали думать, куда бы поехать весной. Изначально в качестве точки назначения был выбран Крым, и стандартный маршрут начали прокладывать более детально. Поскольку море наших членов экипажа не интересовало, было решено ехать в апреле пораньше, чтобы осмотреть все основные «музейные» и исторические достопримечательности без огромных толп народа. Но напряженная обстановка на работе не позволила осуществить выезд, и мы перенесли его на июль. Уже всё спланировав, мы почти мысленно были на полуострове. В это время жена встретилась с родственницей, которая вернулась оттуда недавно, после чего печально рассказала мне, что нас ждет. По словам путешественницы, толпы народа толкаются в пробках, штурмуют музеи, пляжи, тело лежит на теле и «телом погоняет». Вспоминая загруженную трассу М4 «Дон», эти опасения казались не беспочвенные, и мы начали буквально на ходу «переобуваться» с маршрутом.
В этот момент я вспомнил, что сидя в компании приятелей на 23 февраля, был поднят вопрос о посещенных российских городах, и я с ужасом признался, что не был в Волгограде. «Стыд и позор! Каждый россиянин должен побывать там!» - прозвучала речь одного из них. Это утверждение твердо засело в моем мозгу.
Так же мы вспомнили, что при наших поездках в Армению и Грузию в стороне остался такой рекомендуемый к посещению туристический объект как г.Эльбрус. Мы, конечно, не альпинисты, но посмотреть на гору хотелось.
Так начали появляться основные контрольные точки маршрута, в результате которого он приобрел вид замкнутой «параболы-кляксы » длинной около 6000 км.
Чтобы соединить эти вышеназванные точки, было решено ехать через Дагестан и Чечню. Сразу скажу, что упоминание этих кавказских республик, при рассказе планов на отпуск знакомым, вызывало просто «бомбические» взрывы эмоций и причитания/напутствия в стиле: «Господи, упокой душу усопшего раба Твоего». При этом они тут же сыпали ссылками на ленты новостей, в которых сообщалось о ликвидации бандформирований на этих территориях. Чуть ли не предлагали составить завещания, переписав все ценное на них, но нам было уже как-то все равно, т.к. план был составлен и «переобуваться» (а в этом случае читаем «сливаться») в третий раз не хотелось.
Машина осталась той же - ФФ2 , 2011 г.в. Пробег 200 тысяч км. Перед поездкой сделал расширенное то с диагностикой ходовой и с превентивной заменой/ремонтом вызывающих вопросы узлов.
Вот пример типичных выходных дней на даче накануне поездки:
В итоге «после дождичка в четверг» вещи были оперативно сложены, а мы подготовились к выезду в путь.
13.07.19 Москва - Волгоград
Выспавшись ночью, проснулись в 6 утра, вальяжно покидав вещи в машину, двинулись в дорогу в районе 8 часов. В этот день предполагалось преодолеть не очень большое расстояние - около 1000 км и добраться до Волгограда.
Трасса М6 «Каспий» не представляет из себя ничего интересного и напомнила мне трассу М5 (участок Москва-Тольятти). Умеренное количество камер/заправок/гаишников. В основном дорога однополосная в каждую сторону. В размеренном темпе к 12-20 добрались до Скопина. Хотел заехать на малую родину - но не стал сбавлять темп. В 15-40 прошли Тамбов, в 19-40 попали в пробку в районе моста через реку Бузулук. В районе 23 часов въехали в Волгоград, благополучно финишировав в гостинице «Отель Хуторок» (Улица Качинцев 63 Б). Заселились, перекусили и легли спать.
14.07.19 Волгоград.
Утром проснулись, перекусили и поехали смотреть город. Рассказывать о Волгограде можно долго, город буквально пропитан трагедией войны. Вообще вся информация знакома образованным людям еще со времен учебы за школьными партами, поэтому пересказывать такие вещи просто бессмысленно. Поэтому я лишь вкратце обозначу основные достопримечательности города, которые мы осмотрели в эти два дня.
Начать осмотр решили с осмотра музея-панорамы «Сталинградская битва».
Поставили машину рядом с Домом Павлова. Очень тяжелое, но исторически значимое место. Мне оно напомнило памятник в крепости «Орешек» в Ленинградской области.
После этого мы проследовали в музей.
Экспозиция музея просто огромная. Тут сразу несколько больших залов с экспонатами всех периодов войны.
Плюс диорама Сталинградской битвы.
Также интересной показалась экспозиция частного коллекционера А.Г. Егорова- представлена форма различных армий, холодное и огнестрельное оружие, техника.
После осмотра полюбовались видами на Волгу,
и пошли в сторону вокзала.
Прошли мимо интересного памятника - столба, повидавшего войну, и добрались до волгоградского мемориально-исторического музея.
Основная тематика музея - период от Первой мировой войны и революции до Гражданской войны (1914-1922 гг.)
Так как я очень интересуюсь этим периодом истории, было весьма интересно посмотреть.
В центре музея доминанта - Недорубов Константин Иосифович.
Огромная часть экспозиции посвящена именно ему. Герой Советского союза, человек, который всю жизнь посвятил службе родной стране. Застал фактически все основные исторические этапы ее развития (годы жизни 1889-1978г.) Его памятник представлен перед входом в музей.
После осмотра мы решили сходить в еще один музей – «Память». Он находится в здании Центрального универмага.
Именно здесь был развернут штаб 6-ой армии вермахта под командованием Паулюса, тут же он был пленен.
Музей оказался очень интересным.
Воссоздана атмосфера тех страшных дней.
Интересно почитать интервью участников событий. Мне музей понравился даже больше, чем основная экспозиция «Сталинградской битвы». Все наглядно и понятно.
После этого мы пошли в сторону Площади Павших Борцов мимо пожарной каланчи.
Прошли мимо памятника защиткикам Красного Царицына
и тополя, пережившего войну.
Обедать пошли в кафе «На Аллее» (ул. Аллея Героев, 3, Волгоград, https://cafenaallee.ru). Все было очень вкусно и съедобно впоследствии. Представлены блюда грузинской кухни. Счет вышел в районе 2200р на всех.
После обеда решили посмотреть еще одну «фишку» Волгограда- скоростной трамвай.
Это еще одна уникальная достопримечательность Волгограда.
Его также называют "метротрам" - часть линии проложена под землей. В общем же линия представляют собой пути протяженностью 17,3 км (22 станции). Она была построена, чтобы связать тракторный завод с Ельшанкой.
Интересно, что билеты продает кондуктор, как в обычном троллейбусе в Московской области. Даже страшно представить , чтобы было , если бы в вагонах московского метро работал кондуктор.)
Вход в метро так и обозначен «Ст».
Сели мы на станции «Комсомольская», и поехали в сторону Мамаева кургана. На улице трамвай не очень поражает - похож на обычный. А вот в тоннеле уже чувствуются различия.
После высадки, сели на обратную ветку, опять купили билеты, вернулись на «Комсомольскую» и пошли в сторону набережной.
Прошли мимо Парка победы и центральной лестницы, памятнику мирным жителям Сталинграда
и вышли к музею Сталинградская битва.
Начало темнеть, и мы поспешили к машине, которая весь день провела на стоянке рядом с домом Павлова.
День получился очень насыщенным, вернулись в гостиницу мы, когда стало совсем темно.
15.07.19 Волгоград
На сегодня было запланировано два интересных места - музей-заповедник "Старая Сарепта" и собственно одно из мест, ради которого и стоит ехать в Волгоград-мемориальный комплекс "Героям Сталинградской битвы" на Мамаевом кургане.
Сарепта была основана немцами в 1765 г. как религиозная миссия среди калмыков. Находится она на южной окраине города, рядом с Красноармейским районом, куда мы и поехали. Погода была отличная, светило солнце.
В целом комплекс зданий в немецком стиле выглядит весьма необычно.
Этот комплекс, по сути, "немецкий" квартал посреди советской застройки.
У этих немецких сооружений нет ограды, отделяющей их от окружающих домов - за немецкими домами можно видеть жилые здания советской постройки, по улице идет интенсивный трафик. Странно видеть такие постройки в советском микрорайоне.
Мы посетили музей аптекаря, в котором воссоздана экспозиция аптеки и интерьер жилых комнат. Рядом находится музей горчицы.
В Музее горчицы представлена экспозиция про историю создания колонии. На цокольном этаже винный погреб.
В одном из строений - немецкая библиотека, она действующая.
В одном из зданий представлена экспозиция быта в Сарепте.
После осмотра выдвинулись в сторону Мамаева кургана.
Запарковав машину, пошли к подножью и начали подниматься.
Тут можно даже ничего не писать. Место просто грандиозное по своей значимости и трагичности, и тут действительно должен побывать каждый. Прошли мимо аллеи из пирамидальных тополей, скульптуры "Стоять насмерть . Очень впечатлили памятники у пруда на Площади Героев.
Вышли к вечному огню, где на стенах холла высечены имена погибших в Сталинградской битве.
Даже застали смену караула.
Родина Мать сейчас в лесах,
идет активная реставрация, поэтому фото получились можно сказать «уникальные».
Спустились вниз к мемориальному парку 1965 года в честь советских воинов, отдавших жизнь за Сталинград.
В парке много деревьев, посаженных представителями других российских регионов.
Походив около фонтанов, отправились перекусить в центр. Доехать решили на скоростном трамвае.
После этого мы проехались еще немного и решили сходить посмотреть Казанский Кафедральный Собор.
(ул. Липецкая д.10).
До него мы дошли пешком, посидели на лавочках и пошли обратно к трамваю. Часам к 7 мы добрались до машины и поехали в гостиницу.
В целом Волгоград очень порадовал. Это действительно оказался город, в котором должен побывать каждый наш гражданин РФ.
16.07.19 Волгоград-Н.Баскунчак-Астрахань
Утром проснулись пораньше, позавтракали, и выехали в сторону Астрахани. Погода была дождливая, ходили тучи.
По пути стояла задача заехать в с. Нижний Баскунчак, посмотреть одноименное соленое озеро и гору Богдо. Дорога до Ахтубинска не балует качеством покрытия. Добравшись до развилки в городе, свернули в сторону Баскунчака. Природа вокруг изменялась, чувствовалась близость казахской границы - кругом пустынные степи с одиночными кустарниками/низкорослыми деревьями.
Уже становится довольно жарко. В некоторых местах дорога пересекается с железнодорожными ветками. Отстояв на одном таком переезде минут 20 (пропускали товарняк с нефтепродуктами), мы въехали в поселок и сразу направились в сторону импровизированного «визит-центра». Вообще поселок произвел на нас крайне гнетущее впечатление и поразил своей запущенностью и нищетой. Перед нами предстало убогое состояние домов, улиц, что, впрочем, характерно для многих населенных пунктов российской глубинки. Зато сразу становится понятно, почему в регионах не любят москвичей. Пока стояли, пили чай, местные колоритные дамы просили подвести их за водкой в «Сельпо», причем, не обращая никакого внимания на отказы из-за загруженности машины. А так называемый «визит-центр» встретил нас навязчивыми предложениями по «довозингу» наших пятых точек до горы и озера. Впрочем, в этот раз это было очень актуально, ибо в Астраханской области несколько дней шли проливные дожди, и грунтовка от поселка до горы (а это около 12 км) превратилась в глиняное жидкое болото, которое можно было проехать только на ниве/уазике/дастере.
Бросили машину и с местными за 2000 р. поехали в сторону горы на ниве. Недешево конечно, а что делать? «Галочку» же надо поставить. Дорогу действительно прилично размыло и местами приходилось форсировать промоины. Гора находится на территории заповедника, поэтому въезд на территорию платный. Все официально, с чеками. Прибыли на стоянку, и пошли осматривать гору.
От стоянки идет тропа, которая разделяется - одна ветка идет на смотровую площадку (на половине высоты горы), вторая идет вверх, к вершине. Вершина была временно закрыта для посещения без экскурсовода.
Вход закрыли, вероятно, потому, что посетители начали затаптывать местную краснокнижную ящерицу, и территорию сделали заповедной. Ждать «окна» с экскурсоводом мы не стали и отправились по средней тропе.
С горы нам открылись очень красивые пейзажи.
Озеро Баскунчак было как на ладони.
Оно находится на пласте из соли, соленость его примерно равна по уровню Мертвому Морю. Стоит отметить, что соль на территории этого озера добывают до сих пор.
Осмотрев гору, приехали обратно в поселок, и выдвинулись в сторону Ахтубинска, где заправились на Лукойле и перекусили.
Дорога после Ахтубинска не изменилась – кругом степь , шоссе изредка пересекается с железнодорожными ветками.
Чем ближе к Астрахани – тем становилось теплее. По прогнозу ожидалось 35 градусов, но шел сильный дождь.
Уже в сумерках мы буквально заплыли в Астрахань, проследовав мимо кремля в гостиницу «Корвет» где у нас был забронирован номер.
Стоит отметить, что этот номер оказался самым лучшим за всю поездку.
17.07.19 Астрахань
После завтрака в гостинице утро начали с физкультуры.
Еще вчера, когда ехали по городу, я заметил «цыкающий звук» (спасибо отвратительной шумоизоляции нашего фокуса), но уже не стал разбираться что это такое, отложив до завтра.
И вот нам опять повезло: как и в 2015 году в поездке на Урал, мы опять увидели спущенное колесо прямо в подземном гараже гостиницы Корвет. По холодку в тени буквально за чашечкой чая перекинули запаску, поехали искать шиномонтаж, поставили латку – так надежнее. Хотя, честно говоря, эти колеса были уже как голова Бондарчука, и их можно было отправить полным комплектом прямо на свалку. Или на Авито, дрифтёрам на отжиг что тождественно.
Выдвинулись в центр города, где нас интересовал кремль. Поставили машину около кафедрального собора Святого князя Владимира.
Прошлись по территории.
Пока шли по набережной к кремлю мимо Лебединого озера (старое обмелевшее русло Волги),
облагороженного на средства Газпрома и Лукойла, памятник которому ( именно такой посыл я увидел в этой скульптуре) мы увидели рядом.
Отец семейства стоит в рабочей робе и каске Лукойла. Ребенок же тянется к «национальному достоянию»
Просто «прэлестно»…
Солнце припекало все сильнее. Было уже 35 градусов. Купив водички, мы подошли к стенам кремля. Территория тут облагорожена, кругом красивые фонтаны, скульптуры.
Она просто огромная.
После покупки биллетов на экспозиции (они расположены в разных башнях) мы начали осмотр.
В экспозициях представлена разная тематика - оружие, история освоения края, различные экспонаты, посвященные торговому и военному развитию Астрахани.
На кремль в общей сложности потратили 4 часа. Остались весьма довольны увиденным.
Вышли из кремля, и пошли в сторону машины через Братский сад. По пути видно, что в центре с благоустройством и строениями не все гладко.
Иногда попадаются вот такие кадры:
«Потемкинские деревни»:
Проходим мимо мечети к машине.
После этого поехали на набережную Волги, чтобы погулять и перекусить.
Поели в кафе «Пиратская пристань». Хорошее заведение, отличные отзывы о нем соответствуют действительности. Набережная чистая и ухоженная.
Иногда проскакивают странные архитектурные «формы»:
Сама набережная напомнила мне похожую в Самаре.
Посмотрели памятники, и поехали в гостиницу.
В целом Астрахань оставила приятное впечатление. Чистый (почти) и ухоженный город.
18.07.19. Астрахань-Элиста
На этот день был намечен переезд в Элисту. Город находился немного в стороне от нашего основного маршрута, но мы подумали, что лучше заехать именно в этот раз, т.к. потом специально может быть уже неудобно. Встали пораньше - часов в 7 утра, позавтракали, сдали номер и выехали.
Дорога до Элисты - это обычная двухрядка. Кругом бескрайние калмыцкие степи. Иногда на обочинах виднеются небольшие озера. И так до самого города - глазу не за что «зацепиться».
Примерно в 12 часов въехали в город. Позвонили хозяйке в гостевой дом «Турист», спросили, можно ли заселиться. Ответ был отрицательный, т.к. предыдущие постояльцы только съехали, и требовалась уборка дома.
Мы сказали, что поедем смотреть город и заселимся вечером. На том и сошлись. Развернулись и поехали к главной достопримечательности Элисты- храму «Золотая обитель Будды Шакьямуни». Это самый большой буддийский храм в России с 9-метровой статуей Будды, построенный в 2005 году.
Такой комплекс сооружений для жителя центральной части России весьма необычный, но должен сказать, что он не произвел на меня должного впечатления.
Молитву можно не запоминать. Пришел -покрутил.Очень удобно:
Снаружи ощущается какая-то незаконченность, каскад фонтанов находится в плачевном состоянии,
и в целом не покидает ощущение строящегося новодела.
Хотя для нас, повторюсь, сооружение очень необычное. Если сравнивать, например, с мечетью в Грозном рядом с Сити, то выглядит этот храм крайне скромно. Впрочем, это не удивительно.
Посмотрев его, решили прогуляться по улице Ленина в сторону парка «Дружба». По пути полюбовались архитектурой Элисты, т.к. по пути попадаются необычные строения.
Даже здания государственных организаций выполнены в определенном буддистском стиле.
Дошли до парка, зашли внутрь.
В парке представлены различные памятники.
Дошли до Аллеи Героев.
В целом парк тоже не произвел особого впечатления, и мы пошли к машине.
После посадки решили заехать в Сити-Чесс. Район представляет собой коттеджный поселок, с немногочисленными каменными фигурами на шахматную тематику на газонах.
Знакомый житель Элисты в Москве даже рассказал, как осушались пруды за поселком, чтобы дома «не уплыли». Не знаю, правда ли это или нет, но вот такая информация.
Стоит отметить, что изучение шахмат, входит в учебную программу в Элисте, и именно при подготовке к проведению всемирной шахматной олимпиады 1998 года, был построен данный коттеджный поселок.
Дошли до Дворца Шахмат, и решили зайти в музей.
В экспозиции музея представлены различные шахматы,
а также награды М.Н.Таля.
Много подарков, и стендов, рассказывающих о спортивном пути М.Таля.
Несмотря на отрицательно-сдержанные отзывы на сайте www.autotravel.ru, этот музей как раз мне очень понравился. Долго вчитывался, рассматривал экспонаты, читал воспоминания про М.Таля.
Представлены сувениры, оригинальные шахматы, фотографии чемпионов мира.
После осмотра музея, мы заехали посмотреть мемориал « Исход и Возвращение».
Памятник был открыт 29 декабря 1996 года в память о депортации калмыцкого народа в 1943 году и жертвах сталинских репрессий. Архитектором памятника является С. Курнеев, скульптором стал Эрнст Неизвестный.
Как известно в 1944 году, после депортации калмыков, республика была ликвидирована, а г. Элиста был переименован в город Степной – и стал районным городом Астраханской области.
Именно этим событиям и был посвящен мемориальный комплекс «Исход и Возвращение» с памятником работы Эрнста Неизвестного. Город начал возрождаться после реабилитации калмыцкого народа с восстановлением статуса республики в 1958 году.
Памятник показался интересным, хотя ж/д вагон был закрыт.
Докупив провизии в магазине, поехали перекусить в ресторан "Легенда" (улица Ленина, д. 11 стр. 3), где представлены блюда калмыцкой, монгольской, европейской кухни. На входе висел значок «одобрено Ревизорро», что радовало. Хорошо посидели, поели, порции были большие, переждали дождь и поехали в гостевой дом, т.к. время было уже ближе к 7 часам вечера, и хотели завтра выехать пораньше. Предварительно заправившись на АЗС «Газпром» непременно до полного бака, т.к. это, если верить отзывам, было крайне важно (дальше будет видно почему).
Гостевой дом «Турист» (улица Сян-Белгина, 11) оказался свежим, добротным строением с приятными владельцами. За 2300 рублей мы получили в распоряжение все удобства, несколько кроватей и даже кухню. Заехали, поужинали и пораньше легли спать.
19.07.19. Элиста-Кизляр-Махачкала.
«Зеленою весной
Под старою сосной
С любимою Ванюша прощается.
Кольчугою звенит
И нежно говорит:
"Не плачь, не плачь Маруся-красавица"»
Как я уже сказал, поездка в Дагестан, вызывала крайне сильное удивление и недоумение у знакомых/друзей/подруг/коллег по работе/родственников. Интересно было наблюдать, как при одном только упоминании этого слова глаза людей округлялись, и нас провожали в путь, словно на битву под Сталинградом. Некоторые, особо «эрудированные», даже спрашивали: «А это Россия?» Впрочем, где-то в интернете я и впрямь встречал такую формулировку местных: «поехать в Россию»- подразумевался выезд за пределы республики. Вот мы и решили съездить на короткую «разведку» - «галопом по Европам» посмотреть, что представляет этот регион в реальности, а заодно сравнить его с соседней республикой Чечня, в которой мы уже были в 2016 году.
Наша цель на сегодня - доехать до пригорода Махачкалы, где мы решили остановиться.
По пути было решено попробовать спонтанно завернуть в г. Кизляр, на одноименное предприятие по производству клинков - очень уж хотелось посмотреть процесс производства «воочию».
Дорога от Элисты до границы республики Дагестан не представляет из себя ничего интересного - обычная двухполоска, а кругом все те же бескрайние степи с редкими кустиками.
После Яшкуля мы уходим на г. Комсомольский, затем на г. Артезиан. Пропускаем последнюю приличную заправку, но возвращаться лениво. Топлива – ровно полбака. Проходим серьезный въездной пост, где перед знаком «Стоп» к нам подходит офицер обвешанный автоматами и бронежилетами, осмотрев салон, увидев ребенка и задав нам единственный вопрос: « Куда путь держите?”, желает счастливого пути. Забегая вперед, скажу, что больше нас в этих двух кавказских республиках вообще не останавливали.
После въезда в республику мы попали в царство АЗС.
На всех дорогах стоят в огромных количествах колонки с неизвестными, а иногда и очень даже «известными», но видоизмененными вывесками.
Например, вот такими.
Или такими. А как вам такая Роснефть?
Мозг был не в состоянии запомнить все разнообразие названий, включая «клонов». Мы просто не успевали фотографировать различные шедевры плагиата. Как потом позже рассказали местные, многие «дельцы» наладили кустарное производство бензина и стали крутиться, обслуживать клиентов. Заправки появляются как грибы. При этом качество топлива везде примерное одинаковое, т.е. плохое или среднее. Когда читал отчеты по республике, многие советовали брать с собой канистру с хорошим бензином. Но 1)мы поленились 2) место в багажнике драгоценное 3) еще прольется и будет вонять - подумали мы и поехали как есть. От местных жителей нам был дан главный совет: Заправляйтесь в проверенных местах, т.е. смотрите, где больше всего заправляется приличных машин.
Действительно местные жители заправляются в основном в проверенных местах. Если вы видите, что где-то заправляют Порш-кайен, G-класса Мерседес , Х5 или Лексус, можете смело пользоваться этой заправкой. Как мы потом и поступили.
Еще особенный момент - в Дагестане все построено на доверии. На заправках деньги берут только после заливки топлива. Могут до полного бака залить без предоплаты. У нас такое возможно не везде. И никаких чеков. С картами тоже напряга - у нас принимали их только в крупных городских супермаркетах и подобных местах. Короче говоря, кэш, онли кэш. Про чеки можно вообще забыть. Тут это непринято.
Должен сказать про автопарк республики- на 80 % это продукция АвтоВАЗа- в основном «Приоры», чуть меньше- «Калин» и «Грант». Другая крайность –Порше Кайены, ML, Х5 М, в последних кузовах. Много машин на московских номерах, особенно премиального и люкс сегмента,- но за рулем там сидят совсем не « коренные москвичи».
Сразу заметно, что деньги в регионе крутятся просто огромные. Крупных предприятий как таковых не очень много – в основном вложения владельцев капитала идут в очередной ресторан, магазин, заправку, свадебный салон и т.п.. Огромные «инвестиции» идут в так называемую сферу престижного потребления: производства огромных ворот, тротуарной плитки ,камня, лестниц и так далее. При этом в пригороде Махачкалы и далее полно огромных домов, прямо как у нас, на Рублевке.
Ворота на участок с домом – как в рыцарском замке.
По словам местных- ворота обязательно должны быть роскошные и побольше. Тут так принято.
Но мы отвлеклись. Проехали еще километров сто потихоньку, миновали несколько постов. Никакого интереса со стороны офицеров с автоматами. Даже на «страшном» посту с противотанковыми ежами на границе двух республик (Чечни и Дагестана) в районе Кизляра не остановили, при том, что мы сбились с пути и фактически выписывали зигзаги по сплошным полосам, разворачиваясь прямо перед постом.
Похоже, за долгие годы службы у этих хранителей спокойствия глаз наметан настолько, что тормозить семейный Фокус, когда рядом могут оказаться реальные боевики, просто без надобности.
Температура за бортом зашкаливает- уже в районе 37 градусов. Примерно в 14 часов мы приехали в Кизляр и направились в сторону завода. (п. Жданова, ул. Цеховая д. 5.)
Тут нас ждало первое затруднение. Производственное предприятие «Кизляр» работало, но нас никто не ждал. Мы спросили на проходной, как попасть на экскурсию, и нам сказали, что нужно договариваться предварительно. Я расстроился и пошел в фирменный магазин хотя бы прикупить подарки друзьям – пару «складников». Разговорились с сотрудницей, и она посоветовала мне попробовать обратиться к Дмитрию (фамилию уже не вспомню). Что я и сделал через охрану. Дмитрий спустился на проходную, выслушал наш рассказ о том, что мы приехали издалека и согласился все рассказать и показать. Как потом выяснилось, он работает на фирме с момента основания и знает всю «кухню» завода досконально.
Мы быстро собрались (фотоаппарат я в спешке забыл) и пошли на завод. Поэтому некоторые фотографии можно посмотреть тут: https://www.kizlyar.ru/info/o-predpriyatii/
ООО ПП "Кизляр" было основана в 1999 году, на данный момент компания уже имеет высокую известность не только на российском рынке, но и за рубежом, поставляя свою продукцию в страны ближнего и дальнего зарубежья.
Дмитрий водил нас по разным цехам, показал и рассказал про все этапы производства, начиная от обработки заготовок лезвий/ ручек и заканчивая упаковкой готовой продукции. Стоит отметить, что основными конкурентами кизлярских клинков в России являются ножи из Златоуста и Ворсмы.
Такие экскурсии очень полезны. Раньше я не сталкивался с их продукцией. В моем представлении кизлярские ножи были низкокачественные, значительно уступающие таким зарубежным фирмам как, например, Benchmade, Spyderco, Böker и т.д. Собственно их потребителем я в основном и являлся.
После посещение завода я изменил свое мнение. Похожий эффект был, после посещения завода МПК в Мытищах с форумчанами cwww.autotravel.ru, когда после визита туда я иногда стал покупать хорошее пиво Хамовники, хотя до этого я считал его просто «днищенским пойлом».
Выяснилось также, что Дмитрий так же участвует в форумах в ветке кизлярских ножей на сайте www.guns.ru.
Экскурсия очень понравилась, мы попрощались, заехали в магазин и выдвинулись в сторону места нашей дислокации у пригорода Махачкалы. Прибыли уже в районе 6 часов вечера, разложились, и пошли купаться на берег Каспийского моря, который находился сразу рядом с домом. С верхней площадки был спуск по лестнице прямо на пляж.
Вода была чистая и теплая, народу было мало.
Интересная особенность была замечена уже на пляже - местные женщины купались, как правило, в одежде не снимая ее. В сторону дам, купающихся в купальниках, однако, смотрели косо. Впрочем, ничего удивительного, таковы обычаи.
Вообще же,если сравнить это место по чистоте воды с Черным морем,допустим, в Геленджике или в Кабардинке, то могу с полной уверенностью утверждать, что Черное море в этих точках просто помойка по сравнению с Каспийским. Но так как я не любитель моря, меня это волновало мало.
На следующий день нас ждала поездка в Дербент.
20.07.19 Махачкала-Дербент.
Встав пораньше, мы перекусили, и поехали в сторону Махачкалы.
Проехали пост на въезде в город и поехали насквозь. Впервые оказавшись в Дагестане в столице, я не мог не отметить особенности местного движения. Есть несколько интересных моментов. Во-первых: стартуют местные чаще всего с пробуксовкой. Похоже, тут лишь два положения педали газа- «вкл» и «выкл» без промежуточных вариаций. Вначале это удивляет, потом привыкаешь. Во-вторых: за все время движения я не заметил ни одной женщины за рулем. С женщинами вообще интересно: пока были в доме, вся информация жене передавалась хозяевами только через меня.
В-третьих: если в европейской части России при обгоне оценивается расстояние до встречной машины, то тут местные оценивают ширину обочины. Представим ситуацию: вы едете по двухполосной дороге, навстречу едет Камаз, груженый камнем (причем обязательно выше бортов без всяких крепежей и тентов- но про это речь пойдет позже). Из-под него вылетает Приора, и вам остается только прижиматься на свою обочину. Никто не отмеряет расстояние до встречного автомобиля. Оценивается только возможность встречного уйти на свою обочину. А что вы хотели? Добро пожаловать в Дагестан! Сначала это удивляет, потом быстро привыкаешь. От себя должен сказать, что все-же в Дагестане водят НА ПОРЯДОК БЕЗОПАСНЕЕ чем в Грузии. Это факт. Грузины лезут на обгон под сплошную линию в слепых поворотах на горных дорогах. Полный беспредел. Тут такого все-таки нет. Думаю во многом из-за формальной «лишенческой» статьи КоАП на территории РФ.
При этом что характерно - аварий практически нет.
А вот так вот тут возят блоки (о чем я писал выше):
Меня, как работника транспортной отрасли, такой вид приводит в шок.
Достаточно вспомнить вот это известное видео https://youtu.be/JgCJcZW5Wts , чтобы оценить всю серьезность обстановки. И действительно ведь получается:
"Зеленою весной, Под старою сосной..."
Сам же город в плане ритма движения мне, честно говоря, даже немного понравился. Он напомнил мне старую «лужковскую» Москву периода отсутствия камер, и всяких примочек типа «вафельниц», «маршрутных», «велосипедных» полос, платных парковок и прочих фишек, опустошающих карман автомобилистов. Раньше был этакий приятный беспредел на дорогах. Теперь же всё. Совсем всё. «Рок-н –ролл умер».
На дорогах тут реально царит легкий хаос, все перестраиваются, шныряют из ряда в ряд без поворотников, не то, что сейчас в Москве, все вяло плетутся как роботы, уткнувшись в свои айфоны. Прямо ностальгировал.
В общем, в Махачкале на дорогах жизнь бурлит, кипит, как в старые добрые нулевые у нас.
Сам же город весьма перегружен, этакий конгломерат, в котором все перемешено - заправки, шиномонтажки, автосервисы, магазины, лотки , свадебные салоны соседствуют друг с другом в разных сочетаниях.
Вот, например.
При этом на улицах и впрямь иногда виднеется не убранный мусор.
Конечно, не все так печально, как описывал на своем сайте известный блогер-путешественник по фамилии на букву «В». Но в чем-то он, безусловно, прав. Действительно, видимо с мусором в Махачкале раньше было туго:
А сейчас ситуация улучшилась.
Ну а мы выехали из города и начали искать заправку. В итоге бензин был залит на приглянувшейся заправке VNK, вот тут:
Она выглядела как обычные сетевые заправки типа Лукойл, Роснефть и .т.п. На ней заправлялись приличные автомобили. Залили полный бак АИ95 , и поехали дальше. Бензин оказался нормальным, его нам хватило до заправки Роснефть в Гудермесе.
Пока ехали, поснимали еще окружающий антураж.
И вот примерно в полдень мы приехали в Дербент. Высадились и пошли искать крепость «Нарын-Кала».
Дербент — самый южный город России. Он расположен на западном побережье Каспийского моря, на реке Суходол, к северу от устья реки Рубас.
В 2003 году ЮНЕСКО признало Всемирным наследием старую часть Дербента со старой застройкой, выделив основные памятники.
Выйдя из машины, сразу видим Дербентскую стену — двойную стену времён Сасанидов, перекрывающую Каспийские ворота. Стена на протяжении 15 веков использовалась в оборонительных целях персами, арабами и монголами. Это единственный сохранившийся памятник древнеперсидского фортификационного зодчества.
Мы стали пробираться по узким улочкам к мечети.
Мечеть Джума — древнейшая мечеть в России.
Это храм, захваченный арабами и переделанный в мечеть. Храм был создан задолго до появления арабов в Дербенте. Поэтому эта мечеть имеет вход с юга, а не с севера, как должно быть у мечетей. Перед мечетью — медресе XV века.
Заходим на территорию, женщинам предлагается одеть закрытые костюмы.
Перед мечетью растут очень старые платаны, возрастом более 700 лет.
Я разулся, зашел внутрь. Внутри мечеть, учитывая возраст, выглядит довольно скромно.
После осмотра отправились по лестнице вверх, в сторону крепости.
Сама крепость площадью 4,5 га, она возвышается над Дербентом с горы. Внутри сохранились бани, резервуары для воды на случай осады и руины древних зданий.
К их числу принадлежит крестово-купольная церковь V века, позднее перестроенная под храм огнепоклонников и мечеть. Шахский дворец дошёл до нашего времени в развалинах.
Виды в сторону Каспийского моря открываются очень эффектные.
Интересно, что на стенах есть достаточно узкие участки, фактически никак не огороженные.
Можно сломать шею.
На склонах окружающих гор видны могилы.
Должен сказать, что кладбища в Дагестане выглядят очень необычно, совсем не так, как у нас- с кучей оград и тяжелых монументов. Тут просто памятники на холмах.
Тем временем жара была уже под 40 градусов, посидев в теньке, пошли в музей внутри крепости.
Экспозиция представляет собой находки, сделанные за многолетнюю историю этого края.
Обычно я не очень люблю подобные музеи - они уже немного «приелись». Но этот оставил очень приятное впечатление.
Прикупив сувениры (чай, магнитики) отправились в сторону машины. Должен сказать, что в этом городе, как и в Махачкале, местами встречаются кучки мусора.
И особые урны. Они почему-то без дна.
По дороге к машине зашли в старые бани.
Очень необычное, старинное место.
Дальнейший наш путь лежал через Махачкалу в сторону дома.
Уже часов в 5 вечера, прикупив фруктов и провизии, мы пошли купаться на наш пляж. Как известно на юге темнеет очень рано, и остаток дня мы провели на Каспии.
21.07.19 Махачкала-Дубки-Коркмаскала.
Проснулись опять очень рано, поели , и поехали в сторону д.Дубки, где нас интересовал такой туристический объект как Сулакский каньон. Опять пробираемся через город, обращая пристальное внимание на окружающую застройку.
Сворачиваем с трассы в сторону Дубков (трасса Дубки-Кизилюрт) со стороны Черюртского водохранилища, начинается гористая местность.
По пути пересекаем перевал, и спустя несколько километров въезжаем в поселок Дубки, в котором проживают в основном гидроэнергетики, работающие на Чиркейской ГЭС. У каньона две площадки. Паркуемся у первой.
Т.к. было воскресенье, народа было очень много. Cулакский каньон -каньон в долине реки Сулак (Республика Дагестан). Он поражает своей глубиной, за это его часто сравнивают со знаменитым Гранд Каньоном в Колорадо (Северная Америка) и Чарынским каньоном.
Средняя глубина Сулакского каньона составляет 1300 метров, максимальная – 1920 метров. По своей глубине он уступает только Котауси, расположенному на территории Перу. Длина каньона равняется 53 километрам, что делает его одним из самых протяженных в мире.
Каньон является одной из главных достопримечательностей Дагестана, ежегодно его посещают тысячи туристов.
Вышли из машины, и пошли любоваться. С погодой очень повезло - на небе ни облачка. Действительно захватывает дух, когда стоишь у края.
Машинки, дома кажутся просто «муравьишками». Полюбовались, поехали на вторую площадку.
После осмотра поехали в сторону Махачкалы, но уже другой дорогой – мимо Чиркейского водохранилища.
Вода в водохранилище, казавшаяся со смотровых площадок бирюзовой, на самом деле оказалось достаточно мутной.
К ГЭС не подъехали, кругом заборы, посмотрели со стороны.
Эта дорога тоже довольно живописная и даже понравилась мне несколько больше чем дорога «туда».
Выбравшись на трассу, мы тронулись в сторону с. Коркмаскала, где находится бархан Сарыкум.
Этот бархан - крупнейший в Евразии.
Он не перемещается, перемещаются только его вершины. Проехав по грунтовке от трассы, оставили машину на платной стоянке, и пошли смотреть.
Бархан достаточно высокий (250 метров над уровнем моря). Поднявшись наверх, полюбовались видами.
Впрочем, сверху было довольно ветрено, песок летел в глаза, и мы поспешили назад.
Вернувшись на базу около 18-00, остаток вечера провели на пляже.
Волна на Каспии была в этот раз достаточно сильная, но я все равно поплавал.
Интересно насколько тесен мир. Всего каких-то 250 км по прямой- и ты уже в порте Актау – уже другое государство. А там рукой подать до Туркмении и Узбекистана.
Конечно, мы посмотрели не очень много в солнечном Дагестане, здесь надо оставаться подольше. Как знать, может быть, мы еще сюда заедем. В целом Дагестан нам понравился. Приятные люди, интересные исторические места. Да, есть, некоторый «азиатский колорит», но без него было бы неинтересно.
Тем временем наше путешествие подходило к «экватору», завтра выезд как бы в сторону дома, но по пути нас ждали еще очень интересные достопримечательности нашей необъятной страны.
To be continued...
Можно разместить этот отчет в социальных сетях. Таким образом Вы помогаете популяризации сайта.