Откуда: Великий Новгород, Агой Когда: 08/2019
По маршруту: Сарья, Идолта, Браслав, Видзы, Поставы, Лучай, Камаи, Гервяты, Солы, Лида, Мурованка, Деречин, Сынковичи, Ишкольдь, Коссово, Пинск, Орёл, Вешенская, Пятигорск, Чегем, Эльтюбю, Верхняя Балкария, Майкоп (часть 3)
Рейтинг отчета:
Автор: Участник форума: Конфуций
Предыдущая часть здесь - https://autotravel.ru/v_report.php/2495
День 6 (30 июля)
Встали рано, быстро собрались, сфотографировались на память и в 7.15 уже выехали из Вешенской.
На выезде из станицы увидели бескрайние поля подсолнухов
Из-за такой красоты пришлось сделать незапланированную остановку на фотосессию. Дальше весь день была дорога, донские просторы постепенно сменились калмыцкими степями, а мы всё ехали и ехали, изредка останавливаясь заправится и перекусить. В Волгодонске видели из окна шлюз канала, но останавливаться не стали.
Вечером заехали в Элисту поужинать, а уже в 22 часов заселялись в апартаменты, в которых мы должны провести следующие два дня. Пробег за день составил – 890 км.
По пути из Элисты в Пятигорск, познакомились с калмыцкими «гаишниками», впервые за уже третье посещение этих мест.
Едем себе спокойно калмыцкими степями, дорога ровная, трафик предельно низкий, населённых пунктов почти нет, в общем можно расслабиться и получать удовольствие от вождения. И тут выныривая из очередного поворота, видим сотрудника местного ГИБДД радостно машущего нам жезлом.
Останавливаемся, в машине все пристёгнуты, все трезвые, документы в порядке, по телефону не разговариваем, поэтому сидим спокойно, не дергаемся, единственный минус- я утром как назло поленился подключить регистратор.
Подходит инспектор, смотрим документы затем предлагает выйти из автомобиля.
Выхожу, отходим от автомобиля и начинается следующий разговор (приведен с сокращениями):
Инспектор: Вы в курсе, что где-то там на каком-то из бесконечных поворотов вы пересекли сплошную линию? И выжидательно смотрит на меня.
Я : Это вряд ли я всегда аккуратно езжу, особенно вдали от дома. (И выжидательно смотрю на него.)
Инспектор: Что будем делать? (В глазах читается затаённая надежда.)
Я: Если у вас есть подтверждение, будем оформлять нарушение. Сейчас я схожу в автомобиль, возьму видеорегистратор и будем сверять данные. (разумеется блефую)
Чувствую что инспектор начал колебаться добиваю его фразой – «Оформлять придется все тщательно, так как машина числится за организацией (это правда), а наш юрист просит, чтобы бумаги о нарушениях всегда составлялись особенно тщательно, дабы в случае чего можно было опротестовать решение, и обязательно укажем, что к протоколу прилагается запись с моего регистратора» ( опять блефую нет у нас никакого юриста в штате)
Инспектор: Ладно, езжайте. Только впредь будьте аккуратнее. Счастливого пути.
Заверив его в том, что будем предельно аккуратны, отправились дальше.
День 7 (31 июля)
Квартира в которую мы заселились накануне вечером оказалась весьма уютной, спальных мест хватило всем.
Место для парковки было всегда свободно прямо у нашего подъезда. Правда это был центр города, нам он в этот раз был ни к чему, но на окраине ничего подходящего не нашлось, поэтому на то чтобы выехать из города и приехать к дому тратили каждый день минут по 15. За три ночи заплатили всего 5600 руб.
Завтракать поехали в кафе «Смак», находится оно далеко от центра можно сказать в промышленно-торговой зоне (Черкесское шоссе, 15), но нам так понравилось, что мы не ленились ездить в него специально через весь город.
Очень просторно, чисто, вежливый персонал, а выбор блюд просто огромный!! На мой взгляд идеальное место для питания бюджетного путешественника.

На завтрак учитывая сравнительно дорогие пирожные и колу для детей уходило порядка 600 руб., на четверых. Все вкусное и свежее.

На этот день было запланировано посещение Чегемских водопадов. Начали с Малого чегемского (он же Адай-Су). После того как проехали село Нижний Чегем, сбавили скорость и стали смотреть на дорогу ища какой-нибудь указатель. Указатель был, по нему свернули с дороги и припарковались на небольшой полянке, на которой местные жители жарили шашлык. Не совсем понял, то ли у них там что-то типа кафе, то ли просто приехали отметить какое-то событие.
Дальше было чуть сложней, полянка застроена сооружениями и окружена кустами куда именно идти, на первый беглый взгляд не совсем понятно, пошли по наитию по пути спросив у этих самых отдыхающих правильно ли идем и получили утвердительный ответ.
Дорога к Адай-Су сама по себе очень живописна, тропинка пролегает вдоль отвесной стены и её постоянно пересекает небольшая журчащая река.

Шли не спеша наслаждаясь красотой природы и то и дело останавливаясь сфотографироваться.

Когда дошли до самого водопада, детей отпустили порезвиться, ожидая пока присутствующие там туристы, разойдутся чтобы снять его красиво без людей, да и самим запечатлеться на его фоне.
Водопад высотой около 30 метров, струя падающей воды достаточно мощная. Близко с камерой не подойти, так как объектив быстро покрывается взвешенной в воздухе водяной пеленой.

Когда туристы разошлись получилось не только сфотографировать его живописно, но и слегка освежиться.

С водопада выехали уже в начале третьего, время поджимало, но торопиться не хотелось, так как по обе стороны дороги открывались очень живописные виды гор.
На подъезде к Большим Чегемским Водопадам, стали появляться парковки, но решили ехать дальше, не потому что лень пройтись пешком, а просто хотелось узнать возможно ли припарковаться на самих водопадах и стоит ли это каких-нибудь денег.
Непосредственно перед самими водопадами над дорогой нависают скалы,
автобусам данное место проехать сложно, поэтому они предпочитают высаживать организованных туристов заранее и те уже пешочком идут к основной площадке.
Мы не на автобусе поэтому легко даже с интересом проехали это узкое место и нашли где припарковаться уже ближе к выезду от водопадов. Плату за парковку никто с нас не просил ,видимо она бесплатная. Но парковаться приходится прямо на дороге, лавируя между многочисленными туристами, сувенирными развалами и кафе. На большой машине то еще удовольствие, протискиваться приходится буквально сантиметрами, а разъезжаться со встречными еще сложнее. Так что если у вас проблемы с парковкой в тесных местах, лучше оставить машину где-нибудь на подъездах и пройти пару сотен метров пешком.
Внизу мы ничего особенно интересного не увидели, просто струи воды стекающие по отвесным стенам,
сразу пошли на смотровую площадку, подъем на неё платный, но цена божеская что-то в районе 50-100 руб., подниматься не тяжело, идти не долго минуты 3-5, там уже интереснее, можно посмотреть на дорогу, стоянку, реку, сам водопад с высоты
Можно наделать кучу красивых фотографий
А особенно отчаянные могут даже принять освежающий душ
По итогам осмотра Больших и Малого Чегемских водопадов, хочу сказать, что второй понравился больше, там как-то тише, спокойнее, ни машин, ни торговли, и сам водопад, действительно водопад.
Дальше была самая интересная и вкусная часть в планах на этот день – поездка в Эльтюбю.
Начну с того, что я просчитался с дорогой. На картах расстояние до Эльтюбю от водопадов – 20 км, соответственно, я решил, что мы проскочим их минут за 15-20, в реальности оказалось, что эта дорога не терпит суеты и поспешности.

Мало того, что она грунтовая, изобилует многочисленными поворотами, так еще и в паре-тройке мест довольно таки узкая, в одном месте от левого колеса моего автомобиля до обочины было всего пол метра, при том, что обочина ни то, что не огорожена, так даже не отсыпана, а внизу обрыв и бурлящая горная река.
Ехать нужно предельно осторожно, любой занос может привести к катастрофическим событиям, в чем мы сами убедились спустя час с небольшим (но об этом чуть позже).
К 16:40 были на месте. При въезде в Эльтюбю попадаешь на небольшую площадь с одной стороны которой стоит сторожевая башня рода Балкаруковых (17-й в.)
её ещё называют Башней любви. Легенда рассказывает, что построил её Ахтуган Балкаруков, чтобы обороняться от родственников украденной им в Дагестане красавицы Кериме.
С другой стороны - остановка, мост через реку и небольшой информационный щит со схемой расположения местных достопримечательностей.
Нас в Эльтюбю интересовал древний некрополь, он был обозначен на схеме, но его местоположение к местности привязать было очень сложно, точнее не совсем понятно было как до него добираться автомобилем после моста дорога расходилась на три ветви прямо вверх между домов, направо вдоль реки, и налево вниз вдоль посёлка.
Доверившись интуиции поехали по средней и не прогадали, через пару минут увидели на склоне горы наземные мавзолеи.
Не стали искать к ним более близкого подъезда, припарковали машину в первом удобном месте рядом с трактором

и пошли прогуляться пешком.
Шли неспеша, любуясь видами

и останавливаясь для того, чтобы сделать фото. Спешить и суетиться не хотелось еще и поэтому ,что это как не крути а практически кладбище, не смотря на такие красивые виды вокруг. Помимо собственно кешене, здесь можно найти еще как минимум 6 видов захоронений: например просто земляная насыпь обложенная камнями или каменный ящик с укреплёнными стенками и т. п.

Уже подходя непосредственно к кешене, я боковым зрением уловил какое-то движение и шум слева внизу на дороге, когда повернул голову, мне показалось что, что-то упало с дороги вниз в реку. Первая мысль была – автомобиль вылетел с дороги. Но я тут же отогнал её от себя как нереальную.
Но к сожалению мне не показалось, когда я уже спускался вниз, увидел что много людей собираются вдоль обрыва, а с той стороны дороги остановились три автомобиля и водители их поспешили вниз к реке.
Мне бежать было бесполезно, пока я спускался бы с
горы, переходил мост и добирался до места падения прошло бы минут 20-30.
Позже в новостях прочитал такое сообщение – «Легковой автомобиль упал в реку в Чегемском районе Кабардино-Балкарии, водитель погиб, пассажир с травмами доставлен в в больницу.
Авария произошла вечером 31 июля на автодороге Эльтюбю - Булунгу.
Водитель не справился с управлением, легковой автомобиль "упал в русло реки Чегем", - сообщило Главное управление МЧС по Кабардино-Балкарии на своем сайте. Один человек погиб, второй доставлен в Центральную районную больницу Чегема, отмечают спасатели»
Такие вот дела друзья.
Могильники (кешене) я не считал, их там 7 или 8 штук,
есть несколько полуразрушенных, делятся они на два типа: одни с двускатной крышей, другие с восьмигранной, внутри пусто стены отштукатурены и побелены. Какого-то мистического ощущения или давящего угнетающего состояния ( как например в Хатыни) я не ощутил, скорее это музей под открытым местом, среди красивых пейзажей.
Но впечатления после посещения этого места остались очень сильные, возможно потому что ничего подобного мне раньше видеть не приходилось.
В планах на этот день было доехать еще до одного красивого, но редко посещаемого туристами водопада – Абай Су, который находится примерно в 20 км, от Эльтюбю за посёлком Булунгу.
Но время было уже 18:30 и возвращаться в темноте по не самой комфортной дороге, да еще и на фоне этой нелепой трагедии, которая произошла практически на наших глазах совсем не хотелось. Поэтому как ни прискорбно, но водопад Абай Су пришлось отложить на потом.
Жена с детьми пошли все таки посмотреть что случилось с машиной упавшей в реку, поэтому слегка задержались и мне пришлось какое-то время ждать их у машины.
Ожидание моё скрасил местный пёс,
который с явным и нескрываемым удовольствием грыз меня за пальцы.На обратном пути остановились в каком-то насёленном пункте, помыли за 100 руб. автомобиль на мойке самообслуживания и купили арбуз на вечер, цены на арбузы очень приятные порядка 8 руб./кг.
Так как наша любимая столовая вечером была уже закрыта, ужинать поехали в столовую «Сытый слон» (Октябрьская 41А), тоже не плохо и весьма бюджетно (ужин на 4-х получился 645 рублей), довольно вкусная сырная пицца, но «Смак» всё-таки понравился больше.
За день проехали 260 км.
День 8 (1 августа)
В первый день августа и 8-й день нашего путешествия мы продолжили знакомиться с красотами Кабардино-Балкарии.
Первыми на повестке дня стояли Голубые озера, но еще не доезжая их мы не надолго остановились у памятника установленного в честь 70-тия восстания балкарских крестьян, он находится у дороги и выглядит весьма необычно.
По пути у бабушек торгующих вдоль дороги купили ведро огромных персиков за 350 руб.
Что касается самих Голубых озер, то они представляют собой сеть из 5 водоемов: Верхние, Нижнее, Секретное и Сухое.
Двигаясь по дороге мы увидели указатель на Верхние озера, к ним ведет вверх довольно крутой серпантин. Секретное озеро находится примерно на середине этого серпантина.

Озеро окружено лесом и ничем особенно не примечательно, пара дежурных фотографий и мы отправились дальше вверх.
Что касается верхних озер меньше из них находится в стороне в зарослях, никак не облагорожено и больше напоминает собой какую-то грязную лужу.
Со вторым Верхнем дела обстоят чуть лучше, есть кафе, мостики по которым можно пройтись и сделать фото на память,


катамаран (который видимо можно взять в прокат), в самом озере много мальков рыб.

Но и оно никак не тянет на Чудо России, озеро как озере, ничем не примечательнее любого из тех, что встречались мне в жизни. Туристов кстати тут практически нет, видимо заранее прочитали, что делать тут особенно нечего.
Чувствуя, что зря теряем время, не стали тут надолго задерживаться и отправились вниз к самому главному и таинственному Нижнему озеру.
Нижнее Голубое озеро – более оживлённое место. Куча машин у обочины, сувенирные лавки, кафе, и даже туалет.
К сожалению из-за пасмурной погоды мы не смогли увидеть всю красоту его лазурной воды.
Но даже при плохом освещении в пасмурный день хорошо видно, насколько прозрачна в нем вода.
Местные называют озеро гнилым. Виной этому запах сероводорода, который в изобилии содержится в воде, но мы никакого неприятного запаха не почувствовали, хотя довольно долго бродили вдоль его берегов.
Впечатляет осознание того, что оно бездонное, даже как то не по себе становится когда стоишь рядом, и уж тем более страшно за детей, которые снуют по берегу туда-сюда.
Насколько мне известно, дети туда еще не падали, а вот в легендах, которые ходят вокруг этого места в озеро набросали много чего: это и грузовик с элитным портвейном и останки конницы Тамерлана и Александра Македонского, причем, в полном парадном облачении, украшенном золотом и драгоценными камнями, а также немецкие танки, бронзовый бюст Сталина и много еще чего.
Исследования озера проходят давно, но точную глубину так пока никто и не выяснил. Последняя научная экспедиция РГО была здесь в 2016-м году и она установила, что глубина озера составляет 279 метров, на 21 метр глубже, чем считалось раньше. На предполагаемом дне ученые обнаружили нишу, которая уходит в сторону. Не исключено, что дно у водоема двойное, и какие тайны оно скрывает, людям, видимо, еще только предстоит узнать.
В общем, что касается Голубых озер, вывод такой – специально ради них ехать сюда не стоит, можно совместить их с еще чем-нибудь интересным, а если уж приехали то достаточно ознакомиться с Нижним, остальные абсолютно стандартные ничем не примечательные водоёмы.
Мы об этом знали заранее из отзывов, поэтому Голубые озера у нас были одним из пунктов к посещению на этот день, следующим пунктом было село Верхняя Балкария - удивительное место, вобравшее в себя первозданную красоту природы, величавость горных хребтов и суровость средневековых достопримечательностей. Считается, что именно здесь находился один из центров этнического становления балкарского народа и его культуры.Дорога до села идёт через удивительное по своей красоте Черекское ущелье

асфальтовое покрытие вначале, вскоре меняется укатанной грунтовкой,
но в отличие от дороги на Эльтюбю она довольно широкая, не проходит прямо рядом с обрывом и тебе ежеминутно не угрожают каменные осыпи, так что ехать по ней можно спокойно не напрягаясь, любуясь окружающими пейзажами.
Мы не только любовались, но еще и не однократно останавливались, чтобы насладится видами спокойно, не торопясь, не из окна автомобиля, а стоя на земле, вдыхая чистейший горный воздух.


В туннеле можно свернуть в один из карманов и попасть на старую (говорят весьма живописную) дорогу, мы по недостатку времени это делать не стали. Да и не безопасно в темном туннеле выполнять такие манёвры.
Излюбленным местом прогулок туристов в Верхней
Балкарии является когда — то самый большой в ущелье аул Кюннюм-Эль. В
переводе с тюркского «кюннюм»- солнечный склон, а «эль» — аул.
Получается, Кюннюм-Эль — аул, расположенный на солнечном склоне. Древний аул
сохранился лучше остальных поселений Балкарской котловины. На его территории
находится знаменитая сторожевая башня «Абай-Кала», принадлежавшая семье местных
князей Абаевых. Предполагается, что этой башне более 400 лет.
Мы как раз приехали сюда из-за неё, в
начале населённого пункта к ней нет никакой информации, поэтому просто ехали по
центральной улице вперед в надежде что рано или поздно будет либо указатель,
либо появится сама башня.
В итоге башню мы увидели раньше, она возвышалась справа по ходу движения на склоне горы.
Пройти к ней можно через гостиный двор «Караван»,
возле ворот которого мы и припарковали наш автомобиль.
Дальше нужно пройти по мосту через Черек
и подняться в гору собственно к достопримечательности. Сразу скажу подъем не из лёгких. Довольно сильный уклон, скользкие камни, узкие тропинки и прочее.
Мои не пошли верх, но я подъем осилил. Не за тем я ехал сюда через пол страны, чтобы остановится в 100 метрах от цели J
Внутрь башни не попасть, но предусмотрительные туристы прислонили к стене бревно, по которому можно попробовать заглянуть в одно из нижних окон.
Наверху приятно посидеть отдохнуть после подъёма любуясь открывающимся пейзажем.

На обратном пути я бросил прощальный взгляд на башню
и поспешил к своим, которые видимо заждались уже меня внизу.
Когда мы выезжали из Балкарии на часах было уже начало пятого, а в 17 часов у нас был забронирован номер в термальных источниках Гедуко.
Каким-то образом нам надо было преодолеть 100 км меньше чем за час, по не самым прямым дорогам.
Разумеется мы опоздали, навигатор повел нас через Нальчик, а там оказывается в часы пик тоже бывают пробки, да потом еще и на подъезде заблудились пришлось пробираться какими то полями, по ужасно разбитой дороге, которую не каждый автомобиль осилит. Наша к чести её создателей сдюжила.
В итоге вместо запланированных 17 часов к комплексу подъехали уже практически в 18. Вежливая девушка администратор проникшись нашей ситуацией, накинула нам от щедрот душевных сверху еще 15 минут.
В Гедуко есть общий бассейн и отдельные кабинки с личными маленькими бассейнами

стоимость этих кабинок от 400 до 1500 руб./час в зависимости от вместимости.
Мы целенаправленно поехали именно сюда а не в широко разрекламированный Аушигер, так как хотелось спокойствия и поменьше народу вокруг.
И скажу честно, Гедуко нас не разочаровал. Наша кабинка стоила 600 руб/час. Помимо собственно дворика с бассейном есть комната отдыха, в которую по меню можно заказать ужин из кафе.

К сожалению мы приехали позже и не смогли отдохнуть там все два часа, но и того времени что мы там были вполне хватило, чтобы накупаться вдоволь и восстановить силы, после такого активного дня.
Когда мы приехали в Гедуко температура понизилась и пошёл дождь. В другое время это бы нас расстроило, но только не в этот раз, купаться в горячем бассейне когда с неба капает прохладный дождик, это я вам доложу – класс!

Если надоест сидеть в номере, можно сходить поплавать в больших бассейнах,

их два, один с горкой,



Отдых удался, всем понравилось настолько, что мы решили обязательно сюда когда-нибудь вернуться.
Под конец дня была уже знакомая дорога, ужин и отдых.
Пробег за день составил 310 км.

День 9 (2 августа)
Настала пора прощаться с гостеприимным Пятигорском и двигаться дальше.
В этот день нам предстояло проехать 340 км до Майкопа,

после обеда заселиться в гостиницу, а вечером еще успеть ознакомиться с местными достопримечательностями.
До Майкопа доехали без приключений, дорога хорошая, есть даже скоростные участки с ограничением скорости в 110 км/ч., правда в Армавире пришлось простоять 25 мин, из-за ремонта дороги. Заселись в мини-гостиницу «Сияние» , гостиница неплохая, находится удобно на въезде-выезде из города, рядом торговый центр с Макдональдсом и Пиццерией, где можно перекусить. В этой гостинице мы опять с толкнулись с неприятной ситуацией, когда забронированный нами номер кто-то «продлил». Но в отличие от Орла, девушка на стойке регистрации была предельно вежлива, почти искренне извинялась, предлагала помочь донести нам вещи до номера…., в общем дела все возможное, чтобы сгладить неприятность ситуации, в качестве альтернативы предложила нам не один четырёхместный номер как мы заказывали, а два двухместных, которые находятся рядом через дверь и плюсом к тому полулюксы, то есть еще выше уровнем.
Принимая все это во внимание, решили не ругаться. Хотя сама тенденция начинает понемногу напрягать.
Перекусили и поехали в сторону Гуамского ущелья. Ехать 64 км, дорога до Гуамки: первая часть ровная двухполосная, вторая – серпантин с постоянными спусками, подъёмами и слепыми поворотами, разумеется через каждые 100 метров стоят знаки «обгон запрещен» но трафик не большой ехать легко и приятно. Вдоль дороги продают мёд, мы купили себе и всем родственникам в качестве сувениров. Цены на литровую банку в зависимости от сорта 400-550 руб., трехлитровая 1500 -1900 руб. Мед оказался качественным ничуть не хуже того, что мы в предыдущие года покупали на перевале Гумбаши.
В 18 часов приехали собственно к ущелью. Оставили машину на бесплатной стоянке

и пошли знакомиться с этим чудом Адыгеи.
Поезд, который возит туристов, ходит до 18:30, поэтому нам пришлось подождать порядка 20 минут, до открытия пеших прогулок. Скоротали время за рассматриванием сувениров в палатках, которые стоят у перрона, изучением схемы маршрута

и инструктажем детей по технике безопасности. Осмотр бесплатный, денег с нас за проход никто не запросил.
К сожалению посмотрели только малую часть этого ущелья. Учитывая что пускать пешеходов начинают в 18:30, а в 19:30 уже начинает темнеть далеко уйти не успеешь, да и не получается идти быстро останавливаешься практически каждую минуту, либо для фото, либо просто дать глазам неспеша насладиться уникальной красотой этого места.

Обочина в основном огорожена жёлтыми перилами с натянутыми тросами, но в некоторых местах таких ограждений нет, поэтому детей далеко от себя лучше не отпускать.

Пару раз спускались вниз к воде, посидеть на камнях, помедитировать, пока дети забавляются кидая камешки в речку.

Очень красивое ущелье!



Если провидение еще раз занесет нас в те края, постараемся пройти его полностью. А вообще судя по схеме, если принимать к учету все тропы в стороне от собственно железной дороги, то там надо закладывать пару дней точно.
Возвращались обратно уже в сумерках, мимо тепловоза, готовившегося к завтрашнему рабочему дню.

День 10 (3 августа)
На 10-й день нашего путешествия мы должны были наконец-то достичь моря. Но мы решили если море ждало нас целый год, то ничего страшного не случится, если подождет еще пару-тройку часов, пока мы познакомимся с другими достопримечательностями Адыгеи.
Начать было решено с Хаджохской теснины. Ехать до неё не долго, всего порядка 40 км, поэтому уже в 10 часов были на месте.

Парковка бесплатная, но цены на билеты кусаются – взрослый 400 руб., детский -200, за двоих взрослых и двух детей, надо отдать не много ни мало – 1200.
На входе расположена схема, на которой трудно что-то разглядеть на солнце, а еще труднее что-то понять с первого раза.
Пошли наобум направо. Вообще как в дальнейшем стало понятно, схема особенно не нужна, вся теснина делится на две части: правую и левую, разделённые между собой мостом. Осматривать их можно в любом порядке, затеряться и сбиться с маршрута сложно, не смотря на множество тропинок, спусков и подъемов, так как территория в принципе не большая, длинна теснины всего 500 м.
Забегая вперед, скажу, что Гуамское ущелье понравилось больше. И потому что красивее и потому что бесплатное и потому что, народу там кроме нас практически никого не было.
Тут же всюду снующие толпы туристов. Посмотреть один раз конечно можно, но желания возвращаться сюда, в отличие от Гуамского ущелья – нет.


Если поднять от моста наверх и налево, можно за вполне приемлемую цену пострелять из лука и прикупить разнообразных сувениров, часть из которых ручной работы.

Налево и вниз от моста есть несколько вольеров с животными, но выглядят они на жаре настолько замученными и неухоженными, что с детьми я бы туда ходить не советовал, дабы не травмировать их неокрепшую психику.
Хотя справедливости ради, должен отметить, что наши поиграли с волками, ребёнок бежит вдоль сетки, волк за ним, ребёнок обратно и волк обратно J

После теснины перекусив в местно кафе, поехали к водопадам Руфабго. В отличие от всех предыдущих мест, нормальной парковки тут нет, паркуются в основном вдоль дороги и на спуске к кассам и мосту ведущему к водопадам.
После того как мы узнали цену, решили что водопады не расстроятся от того, что мы их сегодня не посетим.
Опять платить 1200 как то не хотелось, особенно после того, как мне сказали, что осмотр водопадов в принципе бесплатен, платить надо только за мост по которому можно к ним пройти. Согласитесь, как то не совсем адекватно, особенно после Каргинской где мы заплатили 600 за индивидуальную почти двухчасовую экскурсию, и здесь платить 1200 за проход по мосту 5 м длинной.
Сразу вспомнились 90-е, когда предприимчивые крепкие ребята перетягивали цепями и веревками проходы ко всем популярным достопримечательностям в нашей стране и стригли на этом бабло разумеется не выдавая никаких чеков и не платя никаких налогов.
Сейчас уже трудно сказать почему, может быть сыграли роль эти ассоциации, может быть цена показалась неадекватно высокой, а может быть мы за 10 дней уже пресытились впечатлениями, но развернувшись мы поехали в сторону моря, новым нестандартным для нас маршрутом.
Нам нужно было добраться до п.Агой и в этот раз мы решили сократить путь проехав через Шаумянский перевал.
Путь и время в дороге действительно сократили, перевал оказался вполне себе проезжаем, немного напрягает только грунтовый отрезок, протяженностью порядка 10 км. Очень много пыли, настолько много, что каждую минуту приходится чистить лобовое стекло, ехать можно только с закрытыми окнами и выключенным забором воздуха снаружи, а то можно тут же попрощаться с салонным фильтром.
Помимо этого встречаются дебилы (иначе не назовешь) которые на узкой дороге, с неограждённой обочиной, на слепых поворотах умудряются совершать обгоны, лоб в лоб, втискиваясь посредине между двух рядов.
Ну и как правило в конце перевала на пересечении с трассой А-147, всегда собирается пробка, которая впрочем медленно но двигается. В целом на крепкую троечку. Если бы меня спросили – «поедешь еще?», я бы скорее всего ответил да. Больше всего меня напрягал внешний вид машины после этого перевала, мойку придется искать в обязательном порядке.
Зато мы засветло успели приехать в полюбившийся нам уже давно гостевой дом, искупаться на пляже и отметить ДР сестры, которая приехала туда неделей раньше.
Дни с 11 по 15 (4 -7 августа)
В эти дни был спокойный размеренный пляжный отдых,

с погодой нам вполне повезло, все дни светило солнце, море было ласковым и теплым,


за исключением одного дня, когда был вполне себе сильный шторм, купаться (да что купаться, близко к воде подходить) было нельзя, но зато можно было сидеть, загорать, дышать морским воздухом и любоваться зрелищем, которое абсолютно бесплатно организовал для всех отдыхающих Нептун.

Для полного счастья не хватало только красивых закатов и полного штиля на море.
Закат мы застали в предпоследний день пребывания в Агое,

а искупаться в абсолютно спокойном море удалось уже в день отъезда,
правда за это удовольствие пришлось отдать тому же Нептуну дар в виде очков дочери.
Дни с 16 по 18 (8 -10 августа)
Обратную дорогу как всегда разбили на 3 примерно равных части:
1. Агой – Лосево (850 км), на ночь останавливались в мотеле прямо на трассе;
2. Лосево – Брянск ( 600 км), ночевали в Брянске в апартаментах;
3. Брянск – Великий Новгород (830 км)
Итоги поездки – поездка удалась! Она получилась очень насыщенной впечатлениями и разнообразной по содержанию: костелы Беларуси, знакомство с творчеством Шолохова и бытом донских казаков, удалённые аулы Кабардино-Балкарии, горы и горячие источники, море, и т.д.
Всего проехали 7935 км, бюджет поездки составил – 106 000 руб., штраф получили только один в Орловской области ехали 84 км/ ч в населённом пункте.
Поедем ли опять? Разумеется. Планов на следующий год – громадьё!!! Если все удастся воплотить в жизнь, то будут и новые, надеюсь интересные, а кому-то и полезные отчеты.
Можно разместить этот отчет в социальных сетях. Таким образом Вы помогаете популяризации сайта.