Россия: города, достопримечательности
Автопутешествия: зарубежные страны

Откуда: Когда: 09/2019

По маршруту: Москва-Волоколамск-Зубцов-Великие Луки-Изборск-Псков-Порхов-Выбор-Опочка-Москва День 1

Рейтинг отчета: 2

Автор:

Первая серьезная поездка с младшим радистом состоялась у нас в середине сентября 2019 года.

На этот раз мы решили не просто поехать путешествовать, а попутно поискать геокешинговые тайники.
Для справки, Геокешинг - туристическая игра, основанная на GPS ориентировании и поиске тайников. Российский вариант игры отличается от международного варианта тем, что все тайники обязаны быть привязаны к какой-либо достопримечательности на местности и иметь подробное её, этой достопримечательности, описание. На сайте имеется карта, на которой тайники отображены. Я уже много лет использовал этот ресурс при составлении маршрутов путешествий, но впервые решил поиграть сам. Целью игры является посетить достопримечательность и, по желанию, найти тайник и оставить запись о посещении в контрольном блокноте, находящемся в тайнике. Тайник обычно представляет из себя герметичный контейнер для микроволновки, где лежит блокнот, карандаш, точилка и несколько сувениров для обмена(ластики, брелки, магнитики, юбилейные монетки с городами воинской славы и тп.). Забирать из тайника предмет, ничего не положив в замен нельзя. Взял что то - нужно положить что то равноценное и отметиться в блокноте, по возможности, описав впечатления. Потом прячешь контейнер на старое место и продолжаешь свой путь к следующей достопримечательности.

Рано утром(не в 5, как я то люблю, чтоб рассвет встречать в дороге, но все же)  мы выехали с дачи. Решили, что времени у нас достаточно, а потому, мы можем себе позволить ехать неспеша, то есть, не просто перемещаться в пространстве, а получать от этого удовольствие. Я не люблю скоростные магистрали и стараюсь обходить их десятой дорогой. Так и в этот раз, мы, вместо быстрого и ровного Новорижского шоссе отдали предпочтение узкому, медленному Волоколамскому. По нему мы добрались до Волоколамска, где и ушли на трассу "Балтия". С вечера, собираясь,  я проверил давление в шинах, убедился, что означенные на шильдике 2.4 атмосферы ни куда не убежал и успокоился. Тем временем, крыша машины обросла багажником-мыльницей, куда легли две детские коляски и беговел, в багажник на пол было уложено 8 полторашек с водой, установлен 20 килограммовый чемодан с инструментами (на всякий пожарный), уложены палатка, спальник, тент(всегда вожу с собой в одиночных поездках, чтоб был аварийный вариант), Топор, лопатка, баул с вещами и много еще чего из разряда "Корзина, картина, картонка и маленькая собачонка".

SefaN_twJUo.jpg

Утренний выезд показал, что считать наш автомобиль  пустым и загруженным всего лишь двумя взрослыми и двумя детьми уже нельзя, так как количество багажа компенсировало недостаток взрослых людей. Короче, машина категорически не хотела ехать. Она плавала из стороны в сторону, не тянула, но при том рычала. В какой то момент у меня даже возникла мысль про неисправность, но проанализировав все я пришел к выводу, что дело все таки в резине. Откапывать компрессор очень не хотелось и приняли решение тянуть до заправки. Первая заправка, встреченная нами за Волоколамском, обрадовала нас отсутствием компрессора. За то он был на следующей, правда с болезненно коротким шлангом. пришлось подкачиваться\проверяться в 4 перестановки.

YSgqD17tvyU.jpg

Спереди были оставлены номинальные 2.4, а сзади 3.1, так как вес то, по моим прикидкам, получался солидным. На выезде с заправки машина показала свое истинное лицо и прыгнула вперед, будто бы доказывая, что она абсолютно исправна и готова к новым приключениям.  Женя с Лизой мирно сопели на заднем сидении, мы слушали аудиокнигу и катились вдаль. Где то часам к 9 мы приехали к монументу "Катюша, установленному над дорогой. Здесь находился геокешинговый тайник. Пошли прогуливаться, но вот незадача, на улице оказалось очень холодно и дул сильный и очень холодный ветер. Пока гуляли, Наташа успела изрядно промерзнуть, что потом привело к простуде.

H5P0Fj6ZkhQ.jpg

К Катюше ведет хорошо заасфальтированная дорожка, которая проходит мимо могилы, в которой покоятся останки мужчины и женщины, умерших, или скорее погибших, в 1942 году.

pVu_nRQB47I.jpg

Кем были эти люди - я информации не нашел. Но то, что они похоронены на обочине дороги(судя по всему, это именно могила, а не кенотаф),  рядом с мемориалом и судя по датам смерти, можно предположить, что были они либо местными жителями, либо партизанами, либо действующим участниками боев. Удивляет общая могила, не самый молодой возраст и полное отсутствие информации. Ранее, на памятнике, очевидно, была фотокарточка, утраченная с годами. Вместо нее сейчас наклеена непонятная фигура из материала, напоминающего то ли стекло, то ли янтарь.

Дошли до Катюши.

hUtrNH4i-Lw.jpg

Ее я рассматривал еще в 2015-м году. Но в этот раз я тоже нашел кое чего интересное.
Например, выяснилось, что форма и устройство решетки радиатора не случайны, а предусматривают возможность тарана препятствия.

Так радиаторная решетка не декоративная, а выполнена из довольно толстых вертикальных металлических пластин. Толщина около 5 мм, ширина около 30-40 мм. И расположены они торцом к направлению движения. То есть, при соприкосновении с препятствием, пусть  будет стволом дерева, решетка несет нагрузку, как 30 мм пластина.

dsha-l_Tp1g.jpg

Если взглянуть на передний край капота сверху, то становится заметен торчащий вперед "клюв" решетки. То есть она не плоская, а ее центральная часть выступает вперед, что опять же облегчает таранное разрушение препятствий.

bTKofmPQc_w.jpg

Позади такой могучей решетки находятся жалюзи, которые, на мой взгляд, нужны не только, да и не столько для регулировки температуры, сколько для защиты нежного радиатора в моменты прорыва через дебри.
Капот запирается классическим автомобильным "шпингалетом"

RB5FuGPTjMs.jpg

Далее, схватившись за рукоять вертикального наведения пусковой установки НУРСов я случайно провернул ее. Выяснилось, что она не заварена, и что установку можно поподнимать и поопускать в свое удовольствие, правда скрипит она при этом жутко. Механизм прост, как бутерброд! Неподвижная цилиндрическая гайка закреплена на пусковой установке. Длинный вертикальный винт приводится во вращение конической зубчатой передачей от горизонтальной ручки.

pqLr4zqFnFM.jpg

Все!  Но на ручке обнаружилась непонятная деталь, в виде откидного вертикального лепестка, ложащегося в паз на ручке. Пристальное изучение показало, что это фиксатор положения ручки вертикальной наводки. То есть установка поворачивается по кузову вправо-влево, а ручка должна удлиняться и укорачиваться. Ручка ходит вперед-назад в трубке с прорезью. На ручке имеется ряд поперечных пазов, в которые и ложится вышеозначенный лепесток.  Гениально! Просто!

RZji53-XKd8.jpg

Так же, гениален механизм вращения самой установки. Она вращается во-круг оси, а края поворотной платформы скользят по двум полукруглым полозьям. Пока особенного давления нет, скольжение идет без лишних усилий, но стоит хоть немного пригрузить платформу, как вращение мгновенно станет невозможным, ввиду того, что будут выбраны все зазоры. Для этой цели есть специальная рукоять, приводящая импровизированную гайку на оси вращения установки. Ослабил - провернул.  Навелся, повернул рукоять в другую сторону и все намертво зафиксировал.

изображение

На направляющих для ракет видны остатки складных электрических запалов.

изображение

В этом месте располагался геокешинговый тайник, но не простой, а пошаговый, то есть, исходя из некоторых объектов на местности необходимо было вычислить финальные координаты коробочки с блокнотом и призами. Сказано-сделано. Координаты вычислены, но команда все больше начинала напоминать сосульки. Именно по этому я отвел их в теплую машину, а сам отправился на поиски коробочки. Идти пришлось довольно таки далеко: преодолел метров 50 склона, несколько канав, перелесок и поле с травой мне по грудь. На поле то тут, то там виднелись относительно свежие раскопы различной площади - очевидно кто то рыл войну "на щуп", так как использовать металлоискатель по такой травище анреал.   На подходе к нужному дереву я увидел натоптанную тропинку, ведущую к стволу. Нехорошие подозрения закрались в мое сердце... И они оправдались: усеянный дырками контейнер лежал на входе в тайник, слегка прикрытый полешком. Внутри был абсолютно сухой блокнот и больше ничего. Складывалось впечатление, что кто то ткнул наугад щупом под корень дерева и пробил в коробке две аккуратные круглые дырки, потом вынул ее, распотрошил, сувениры забрал с собой, но блокнот таки оставил.

изображение

Отсюда видно, что разорял или игрок, знающий правила и то, что наивысшая ценность тайника - блокнот, а пропажа ништяков, если выяснится, проступок очень серьезный, но голову за него не открутят... Либо это действительно случайные люди нашли тайник, прочитали правила на обложке блокнота, все выгребли, но блокнот оставили. Тоже бредовенько, ведь если прочитали правила, то почему же все выгребли, не оставив ничего взамен, а если не читали, почему сохранили блокнот? Да и откуда взяться случайным людям на отшибе мира, посреди заброшенного поля, и ковырнуть под нужным корнем нужного дерева? Ну совсем маловероятно.

Поменял контейнер, привел в порядок, спрятал, убрал мусор и побежал быстрее к машине.
Быстро прикинули план действий и рванул в Зубцов. В моей памяти Зубцов хранилcя, как некий рабочий поселок, раскинувшийся по правую руку от дороги. Шоссе с двух сторон обступил рыночек дальнобойной тематики, за ним ряд серых унылых панельных домов. Постоянные грязные маленькие дети-попрошайки, выпрашивающие деньги на бутылку родителям, грязная кафешка.. Но оказалось, что это весьма крупный населенный пункт, раскинувшийся правее дороги. Мало того, что он крупный, но он еще и достаточно древний. Много домов постройки 18-19 веков, что очень удивляет, особенно вспоминая проходившие здесь бои.  Мы не заложили времени на посещения этого города, а жаль, тем не менее, мы решили съездить на еще один тайник, расположенный тут. Тайник был посвящен мемориалу защитникам, погибшим в боях за город. Дорога очень долго поднималась вверх, извиваясь причудливыми петлями.

изображение

Слева, между деревьев, виднелся обрыв, ведущий к реке. Высота, наверное, превышала 50 метров. Вдали виднелось множество русел то ли одной реки,то ли нескольких. А вдалеке высилась старинная церковь. Прозрачный воздух, прекрасный вид, даже погода явила нам жиденькое сентябрьское солнышко. На вершине холма находится мемориал, но парковки рядом не предусмотрено. Встали на авариечке на обочину и Наташа рванула с фотоаппаратом к обрыву, дабы заснять красоту. Но случился облом: деревья и направление в этом месте не позволяли сделать сколько-нибудь красивый кадр с церковью. Здесь стояло несколько информационных щитов, импровизированная эстрада и стела, напоминающая штык.

изображение

Наташа вернулась назад к проснувшейся и заскандалившей Жене, а я рванул на поиски тайника. Оказалось, что основной мемориал находится метрах в 400 левее, по другую сторону глубокого оврага.  С одной стороны жаль, что Наташа с Женей и Лизой просидели в машине, с другой стороны прогулка по кладбищу это совсем не то, что им полезно... Дорожка от "парадной" части спускается немного вниз, к  мосту через овраг. На другом же берегу терассами располагаются могильные плиты. Точнее, по правой стороне, вдоль лестницы, идет ряд плит, расположенных небольшим зиг-загом. склон же, сбоку от лестницы, пересекают ряды таких же бетонных плит, установленных точно такой же ломанной линией.

изображение

На каждой плите мелким шрифтом написаны столбики фамилий.

изображение

Тут же написано, что это памятник погибшим защитникам города, в том числе и солдатам якутам. Здесь захоронено более 10 000 человек. У некоторых плит стоят в траурных рамках фотографии, распечатанные родственниками.

изображение

У некоторых фамилий сбоку приклеены портреты скотчем.

изображение

И ни одного человека. Вообще. Поднялся на самый верх, и уперся в центральную часть мемориала, надпись на которой гласила стандартное и дежурное " Ни кто не забыт, ни что не забыто", а рядом, как опровержение, находился потушеный навсегда "вечный" огонь, оказавшийся совсем не вечным.

изображение

Память то памятью, а капитализм - капитализмом и огонь, так как не приносит дохода, а требует средств на содержание, должен быть устранен. И это повсеместное явление: Липин Бор, Лужский рубеж, да и тысячи других.. Наверное, когда-нибудь, наши дети будут приходить посмотреть в Александровский сад на "вечный огонь", как на диковинку, как я ходил когда то смотреть на сушеного Ленина. Будут пихать купюру в купюроприемник и на 20 секунд будет загораться небольшой огонек, чтобы можно было "запилить" селфи на его фоне.. Или, что еще вероятнее экономически обоснованей, будет включаться запись на антивандальном ЖК-дисплее. В городах поменьше - подешевле. В Александровском саду или на Мамаевом кургане, соответственно, подороже... Извините, но действительно отвратительно, что "национальное достояние" выражается в яхтах-гулянках-машинах, а на память о людях, пожертвовавших собой, его тратить дорого...

Помолчал в тишине у потушенного огня, и пошел осматривать далее. Заметил, что правее памятника есть тропинка вглубь елового леса. Дай, думаю, гляну, что там. Захожу за облицованную гранитом стенку и мурашки начинают ползти по моей спине: Небольшая прямоугольная полянка, низко свисающие ветви елей, полностью перекрывающие солнечный свет, зелено-коричневый сумрак, абсолютная тишина и десятки, сотни серых человеческих лиц, пристально, не моргая, смотрящие на тебя с белоснежной керамики медальонов.

изображение

Здесь располагается дополнительное кладбище. Крошечные надгробия ставили кто и как захочет. На большинстве из них эмалевые овалы с лицами пошибших.

изображение

Они расположены несколькими рядами, но обращены во все стороны, теснятся, наплывают друг на друга. Казалось, будто они выглядывают из под земли, стараясь показать потомкам, что они были, что они существовали, что они тоже БЫЛИ людьми, что они не бездушные ряды букв на камне. Меня пронять тяжело, особенно кладбищами и покойниками, но тут прям спину мурашками защипало....

По дороге назад нашел коробочку полную сувениров, взял коробок подводных спичек, оставил купленный на Авито зажим-иглодержатель, отписался в блокнот и поспешил к своим в машину.

изображение

Спускаясь с горы от мемориального комплекса сделали специальную остановку на середине высоты - сфотографировать пейзаж.

Дальше на выезд из города, благо, это было недалеко. Хочется, в то же самое время, отметить степень извращенности автора этой развязки, но плеваться ядом мне надоело еще половину страницы назад. Поедете - сами оцените.

Выкатились из города и помчали дальше. Первая моя поездка по Балтии запомнилась мне, как образец отвратительного шоссе. Наверное, дело в том, что ехал я домой, выехал из Изборска только после обеда(был неопытным водителем и не умел оценивать свои способности) и ехал 700 км, в темноте, под дождем, практически без остановок. Почти 2 часа не мог обогнать коптящий дагестанский самосвал, и полуживой, к 2 часам ночи доплелся до дачи. Нафиг такие эксперименты. Но с тех пор прошло уже порядка пяти лет, проехал я уже больше 140 000 километров различных дорог и начал ценить трассу Балтия за спокойствие, размеренность, и пустоту. Ну и хороший асфальт забывать не стоит. Короче, дети спали, а мы знай себе катились к горизонту, удерживая на грани поля видимости одинокую фуру.  На этот "доездинговый" день мной был запланирован еще один тайник, который никогда и ни кем не брался ранее и был он приурочен к братской могиле. Проехали Оленино и стали выискивать обещанный навигатором съезд. Идет хорошая дорога, приближается левый поворот, навигатор рапартует:"Через 100 метров поверните налево". Ну хорошо, готовы поворачивать, снизили скорость, включили поворотник и.. не обнаружили съезда.. Пролетели мимо, километра через 4 развернулись, поехали назад. Опять поверните в лес. Вспомнили, что за пару километров оттуда была еще одна своротка к деревням. Решили ломиться через нее. Съехали, навигатор услужливо откорректировал маршрут и повел нас в сторону деревни Мостовая, где нам предполагалось пересечь реку Береза. Но случился некоторый облом: мост через речку был давно и капитально разобран на ремонт и предлагался объезд через 70 км. Но навигатор утверждал, что переправа есть левее. Надо всего лишь проехать мимо станции Мостовая и потом повернуть к реке. Да запросто! Пропылили по грунтовке, свернули на полузаросшую дорожку с травяной колеей из которой чуть ниже показались бетонные плиты. Ну а почему бы и нет? Но в одном месте плиты были чем то разодраны и вверх торчали пучки арматуры. На Сене переехать их было невозможно.  Пошел пешком. Но метров через 20 увидел, что колеи спускаются к воде и теряются в ней..

изображение

На другом берегу виднелась широкая гать, сложенная из толстых веток и стволов деревьев - очевидно, на том берегу находится вырубка и лес оттуда тащат в брод через реку.

изображение

Толщина бревен и степень их размочаленности не оставляли даже гипотетической возможности для форсирования брода. Впрочем, глубину я тоже не мерил и думаю, что она была явно больше 15 см, которые по зубам Ситроену. Короче, было принято решение не испытывать судьбу и не лезть. Но судя по карте, дальний берег реки когда то был населен очень густо: вся карта была усеяна серыми названиями, перед которыми стояло печальное "ур.", то есть урочище. При изучении спутниковых яндекс карт стало очевидно, что многие из деревень превратились в урочища много лет назад. Возможно, виной тому война, стершая с лица земли населенный пункт, возможно, программа переселения малоперспективных деревень, но на месте тех населенных пунктов уже находился лес, посаженный ровными полосами. А это значит, что его там посадили, так как на месте человеческих жилищ потом столетиями не прорастают деревья. Сделали это, скорее всего, не позже 80-х годов.
Но вернемся к реке. Оглядевшись по сторонам я заметил слева от брода узкий пешеходный мост, ведущий на другой берег.

изображение

Справа же виднелись заросшие высокой травой деревянные быки прежнего автомобильного моста. Бревна клетки, удерживающие камни, изрядно подгнили, настил не сохранился. Вот не стало дороги на другой берег и оттуда ушли люди. Хотя, возможно, связь здесь обратная.
Делать нечего. Сейчас проезда нет. Пешком идти очень далеко, да и бросать в машине жену с двумя детьми на несколько часов - совсем не комильфо. Поехали к выезду. По пути увидел дедулю, занятого возведением нового забора. Ну я не был бы собой, если не попытался бы добыть ценные сведения путем общения с человеком. Остановился, перемахнул через канаву и пошел выяснять дорогу. Но дед пожал плечами, сказав, что дороги уже полгода, как нет, а про конкретное военное захоронение он ничего не знает. Мол много их там. Почти в каждой деревне было. Теперь деревни заброшены и ничего ни кому не нужно. Многие памятники исчезли. То ли на металл попилили, то ли просто сгнили.. На этом пришлось откланяться и поехать дальше в сторону Великих лук. Недоезжая примерно 5 км до шоссе, навигатор потребовал от нас повернуть налево на съезд. Мы помнили шутки навигатора, но все таки съехали для технической остановки. С шоссе вниз, на болотину спускалась узенькая асфальтовая полоска, которая ныряла в лес и терялась примерно метрах в 300 в завале из деревьев..

изображение

Это была та самая дорожка, на которую нас упорно заводил навигатор. Спасибо, но нет. Мы уж лучше кругом поедем. Вышли на Шоссе и поехали в сторону Великих Лук. Все население машины или спало или вывихивало челюсти в зевке. Погода начала портится, закапал дождь, который, спустя минут 40, превратился в ливень. Хлестало так, будто мы едем под душем. Кое как доползли до развязки, на которой дорога уходила на Великие Луки и остановились в хорошо нам знакомом придорожном мотеле. Покушали своих запасов и провели остаток вечера в полудреме под звуки Гарри Поттера из телевизора.

Выбрать:

Можно разместить этот отчет в социальных сетях. Таким образом Вы помогаете популяризации сайта.

Яндекс.Метрика
По вопросам сотрудничества и размещения рекламы пишите plo@autotravel.ru