Россия: города, достопримечательности

Откуда: Дорога в Лавру 2020 Когда: 07/2020

По маршруту: Москва, Мытищи, Пирогово, Пушкино, Ашукино, Мураново, Артемьево, Абрамцево, Хотьково, Радонеж, Морозово, Сергиев Посад

Рейтинг отчета: 18

Автор:

В связи с пандемией, в этом году сам по себе отменился предполагаемый поход по дороге св. Якова в расширенном составе (я + wolten97), но, как говорится в народе, свято место не бывает пусто. И было принято решение пройти по нашей, альтернативной Испании, Дороге в Лавру. Безусловно, по маршруту встречается множество интересных мест, начиная от Красной Площади и заканчивая собственно Лаврой, но для нас проблема именно в том, что мы всюду были, и в некоторых местах не по разу. 

Поэтому, вместо отчета о посещенных местах будет (в некотором роде) сравнение испанской и российской Дорог (в соображении, что может кому-нибудь пригодится).

Про испанскую (а равно выбор снаряжения) я уже писал ранее. Сразу хочу сказать, что никакая из Дорог не "лучше" и не "хуже". Как я неоднократно говорил по разным поводам, имеет значение, с чем пойти в путешествие и что с собой принести домой обратно. Не имея в виду предметы быта :), а поэтому делюсь знаниями и мнением. Основных же отличий, для отправляющихся в путь, я насчитал три.

Основное и главное отличие в том, что испанская дорога - государственный проект, направленный на развитие туризма по (в той или иной степени) отсталым в экономическом отношении регионам. Его цель - чтобы местные жители не устремлялись в промышленные центры за заработком поголовно, а имели возможность работать и жить на местах. Наша дорога - проект сугубо частный, и цель его - заинтересовать жителя мегаполиса (Москвы и примкнувших к ней ближайших пригородов) пешеходным турпоходом по интересным и значимым местам города и области. Это надо иметь в виду постоянно. И отселе вытекает три же (все совпадения случайны) важных прикладных отличия. 
Испанская дорога - "устроена". Отсыпана щебнем, подстрижена от травы и ежевики, очищена от упавших деревьев и веток, мостки и переходы чинятся регулярно. Наша -  хотя иногда и проходит по сравнительно благоустроенным существующим тротуарам городов и поселков:
     
но большей частью идёт по проселочным дорогам и пешеходным тропам с нависающей по сторонам малиной, мостки и покрытие на которых находятся в самом различном состоянии в зависимости от погоды и наличия свободного времени у волонтёров, расчищающих дорогу:
     
Поэтому, обязательны плотные штаны, непромокаемая (или сменная) обувь и моральная готовность к преодолению легких препятствий типа упавших деревьев, крутых склонов и и неглубоких луж в глине:
   
Также, важно иметь в виду, что по лесной дороге эффективное "проходимое ногами" расстояние примерно на 30-40% больше, чем "отмеренное по карте", соответственно ниже средняя скорость и больше усталость. 
Но именно лесные дороги и составляют, на мой взгляд, одну из важных частей маршрута: почувствуйте себя современником кн. Дмитрия Донского (одежда и обувь, конечно, несравненно лучше, но хотя бы отчасти): мощёной дороги в монастырь игумена Сергия тогда не было, и паломники добирались примерно такими же путями. Вдобавок, жителю большого города бывает удивительно узнать, что в 4-5 километрах от 25-этажек на городской окраине в лесу есть совершенно нехоженые места с грибами, ягодами, птицами и мелкими лесными зверями.
Иное прикладное следствие - придорожный сервис (кафе и гостиницы). Испанский, понятно, ориентирован на проходящего туриста, наш - на местного жителя, гастарбайтера и в крайнем случае, - командировочного. Это тоже надо понимать (в частности, в Пушкино нас не поселили в заранее забронированную гостиницу, - и только благодаря помощи пушкинских волонтёров Дороги мы не отправились обратно домой со второго же участка пути).
И, наконец, сигнализация. Отличие не столько в цвете; "наши" стрелки - синие:
     
В городах и поселках синие стрелки, обозначающие "Дорогу" большей частью отсутствуют, т.к. приравнены к граффити, а в лесу встречаются нерегулярно (например, на подходе к Посаду я потерял-таки тропу на очередной просеке, не сумев найти вход на противоположной стороне, и в итоге мы в город входили по тротуару, мимо 5-й психбольницы). Имейте maps.me с нанесенным kml маршрутом (попавшиеся мне в плеймаркете "маршрутизаторы для пешеходов" числом три разных, увы, выявились негодными, а яндекс карты и вообще не для этого).

Второе важное отличие, - турпоток. Конечно, на via de la plata в начале августа вряд ли случится найти хоть одного пилигрима, но по более-менее популярным дорогам Испании идут непрерывно люди со всех пяти обитаемых континентов. И вечером в приюте всегда есть с кем поговорить. У нас, - другое. Всё своё надо брать с собой: или занятие для себя в тишине и уединении, или компанию спутников; решайте сами.

В-третьих (и в-последних), наша Дорога для наших людей - проще. Страна, люди, обычаи и вообще культурный код - знакомы и понятны, климат - привычнее, расстояние - короче, и в любой точке за символическую цену билета на электричку можно вернуться; совершенно не обязательно сбивать в кровь ноги по испанским камням при жаре за 35 градусов.

Немного, о формальностях. Здесь мы (по большей части) повторяем удачный испанский опыт. Наш аналог паломнического паспорта - подорожную грамоту нужно получать в начале маршрута в часовне Иверской (он в отличие от испанского бесплатен), и отмечать печатями в точках по маршруту. В паломнической службе Лавры, по окончании, Вам выдадут удостоверение об окончании пути. Вот так это выглядит в 2020 году:
 


Ключевые и/или интересные точки по маршруту:
Иверская часовня Божьей Матери на Красной Площади (с печатью, получение подорожной грамоты)
Казанский собор на Красной Площади
Памятник Николаю II в Тайнинском
Благовещенская церковь в Тайнинском (с печатью)
Родник "Ивушка" в Пушкино
Дача В.В. Маяковского на Акуловой горе в Пушкино (с печатью)
Усадьба "Мураново", источники Сергия Радонежского и Казанской иконы Божьей Матери (с печатью)
Церкви в с. Артемово, источник сорока Севастийских мучеников (с печатью)
Сергиевский Храм на месте гибели о. Александра Меня (с печатью)
Свято-Троицкая Сергиева Лавра (с печатью, получение удостоверения)

В добрый путь!

Можно разместить этот отчет в социальных сетях. Таким образом Вы помогаете популяризации сайта.

Яндекс.Метрика
По вопросам сотрудничества и размещения рекламы пишите plo@autotravel.ru