Россия: города, достопримечательности
Автопутешествия: зарубежные страны

Откуда: Нижний Новгород Когда: 06/2020

По маршруту: Краснотурьинск, Советский, Ханты-Мансийск, Нефтеюганск, Сургут, Тобольск, Тюмень, Курган, Частоозерье, Ишим, Омск, Томск, Мариинск, Абакан, Черёмушки, Шушенское, Ергаки, Кызыл, Минусинск, Кемерово, Ялуторовск, Южноуральск, Фершампенуаз, Париж, Аркаим, Сибай, Оренбург, Новокуйбышевск, Пугачев, Балаково, Волгодонск, Сальск, Геленджик, Новороссийск, Анапа, Феодосия, Щёлкино, Темрюк, Славянск-на-Кубани, Новочеркасск, Каменск-Шахтинский, Задонск, Елец, Касимов, Киров, Сыктывкар, Сольвычегодск, Котлас, Северодвинск, Архангельск, Холмогоры, Вельск

Рейтинг отчета: 24

Автор:

Саббатикал в 20000 км или полсотни городов за два месяца, убегая от коронавируса

Это слово обозначает длительный отпуск. Который можно себе позволить иногда, чтобы по-настоящему отдохнуть и перезагрузиться. Вот такой отпуск я решил устроить перед 50-летием. Конкретных идей как его провести не было. Но в дело вмешался коронавирус. Границы закрыты, в Тибет не поедешь. Ну и ладно, собственно я летом обычно и не езжу за границу, предпочитая автопутешествия. Значит, поедем по России. Ну и раз такое дело, можно посмотреть не самые крупные города, где еще не был и где иначе никаким боком не окажешься. Да и вирус до туда вряд ли доберется.

Так возникла идея поездки в Сибирь, в Тыву, до географического центра Азии, про которую вообще ничего не известно, кроме того, что там иногда так же перезагружается Путин. На Байкале и Алтае я уже бывал раньше, в популярные туристические места вообще на тот момент было лучше не соваться.

Путешествие продолжалось 48+10 дней, пройдено 20000 км. После скакания блохой по Сибири надо же было передохнуть, и в качестве такой смены пластинки подвернулась идея продолжить путешествие винным туром по винодельням Краснодарского края и Крыма. Ну а что, контраст в путешествии – это ранее уже опробованная мной тема https://autotravel.ru/v_report.php/2364 А потом захотелось еще и сгонять на север.

Поскольку впечатлений столько, что никто бы не смог осилить подробный отчет, попробую в телеграфном стиле. Большие города были заранее запланированы, мелкие случались спонтанно по дороге. Оценка – общее впечатление интересности города для автотуристов по традиционной для сайта шкале.

 

Нефтяные края

       

Есть такая трасса – Северный широтный коридор. Про которую мало написано, между тем она похожа на трассу «Кола» в Карелию и Мурманск – прямая, ровная, быстрая. И проложена там, где добывают нефть и газ. Ехать по ней интересно, всякие «кусты» нефтедобычи, газопроводы. Пейзаж по сторонам – тайга, но нормальная такая, не заболоченная. В общем, советую прокатиться, ХМАО не так уж далек, как кажется.

Краснотурьинск, Советский (2) – городки без достопримечательностей, вот именно что советские, но по ощущениям все же живые по причине нахождения в них больших производств

Ханты-Мансийск (5) – впечатлил знаменитым археопарком с мамонтами и прочим зверем. Сделано без экономии, из бронзы. Сам город тоже симпатичен и современен, вполне оправдал ожидания. Правда нельзя сказать, что прям суперчудеса тут и богатство на каждом шагу. Никакого гранита и мрамора, это не Москва. Все новенькое, яркое, но сделано из недорогих современных материалов. Примерно так же выглядит сейчас, например, Саранск

Нефтеюганск (4) – красивая набережная, есть новостройки, но вперемешку с потрепанными домами. Можно посмотреть здание Роснефти и памятник убитому мэру. если кто помнит дело ЮКОСа.

Сургут (3) – самый большой и самый исторический их городов ХМАО, постоянно на первых местах в рейтингах зарплат. Но этот город разочаровал. Суровый скучный промышленный, как какой-нибудь Магнитогорск, только севернее. Смотреть почти нечего.

Тобольск (5) – превзошел ожидания. Конечно он на слуху как туристический, но находится в таком удалении от мира, что многого не ждешь. В нем понравилось все: виды, богатая история,  обилие достопримечательностей, приличное количество туристов. Причем город не замер в своем прошлом – много и новостроек.

Тюмень (4)  – этот город в рейтингах чуть ли не первый во всем. Было много ожиданий увидеть чудо. Однако они не оправдались. Чуда не вышло. Да, в центре все перестроено, все новенькое как я люблю. Но все это без какого-то единого плана и стиля. Нет даже пешеходной улицы. Все гуляют по единственной набережной. Памятников и городской скульптуры не очень много.  Тюмень в этом плане напомнила Новосибирск. Там тоже вроде все новое, все перестроено, а прогуляться негде. Жаль из-за вируса были закрыты все тюменские источники горячих вод, может быть они бы изменили мое впечатление от города.


Путь на Восток

     

В этом году в Сибири случился аномально жаркий и сухой июнь. Температура все дни была под 30! По такой Сибири путешествовать одно удовольствие, сочетая осмотры городов с пляжами.

Курган (4) - на первый взгляд город кажется непримечательным, но, если не ограничиваться прогулкой по центру можно накопать интересностей. Там есть центр Илизарова, территория которого превращена в туристический маршрут. Благодаря этому город запомнился, люблю необычные места.

Частоозерье (5) – первый в стране памятник Путину. Фигуры президента там правда нет (говорят, попросили убрать), он только на рекламном плакате рядом. А сам монумент называется «Служение отечеству», представляет собой контуры России с трибуной. И еще в Частоозерье многого других интересных памятников, чудо поселочек.

Ишим (3) – стоит заезда по пути. Довольно ухоженный городок покорителей целины.

Омск (5) – вот ничего раньше не слышал про Омск и ничего особого не ожидал. Как-то он вечно в конце всех рейтингов. А оказалось – очень интересный город, насыщенный достопримечательностями, главная улица прям как Невский проспект. Ничего себе омичи, сделали себе конфетку и никому про нее не рассказывают. Омск единственный город-миллионник за все путешествие и как-бы стоит особняком по впечатлению. Свой размер он оправдал.

Томск (5) – город реально музей деревянного зодчества. И не только деревянного, каменные здания тоже очень разукрашенные. В общем, Томск не похож ни на какой другой город. Стоит особняком, неповторим и это надо увидеть. Даже если вы не фанаты старины, Томск вас удивит.

Мариинск (4) – очень прикольный памятник картошке, который вытягивает в памяти впечатление о городе выше остальных


Центр Азии

     

Природа Хакасии и Тывы – это степи и горы, картинка за бортом меняется, дороги пустые и ровные. Это уже не нудное пиление за фурами меж лесов и болот, а катание в удовольствие.

Абакан (4) – показался вполне современным городом, с большим количеством новостроек и почти без национального колорита. Даже и не скажешь, что забрался ну ооочень далеко.

Черёмушки Саяно-Шушенская ГЭС (5) – конечно круто, правда смотровая площадка расположена довольно далеко от самой плотины, нет ожидаемого эффекта гигантизма. В этом году на плотине написали огромными буквами слово «Россия», при определенном ракурсе получаются очень эффектные фото.

Шушенское (4) – прям санаторий у Ленина тут был. Солнечное, позитивное место. Приятная природа, добротный дом.

Ергаки (5) – это не город, а природный парк, где находится символ Сибири – горная гряда Спящий Саян. Все очень красиво. В Ергаках кое где еще лежал снег, высота приличная.

Кызыл (4) – конец географии, цель путешествия. Здесь, на набережной имени Шойгу (отца министра обороны, видного деятеля Тывы) находится обелиск, символизирующий центр Азии. Набережная и обелиск очень красивые, чего нельзя сказать о самом городе. Он небольшой – 120000 населения, новостроек почти нет, нет привычных брендов магазинов и ТЦ, на улицах торговля в киосках а-ля 90е, жители явно не европейского вида. В общем он во всем отличается от Абакана. Я не раз бывал в Киргизии, у меня возникло полное ощущение что я опять в этой стране, причем не в столице, а в каком-нибудь Оше. Зато природа в Тыве интересная.

Минусинск (2) – городок уныл, заехал туда только ради Ленина в шапке. Люблю знаете ли, эксклюзив) Моя коллекция интересных Лениных за эту поездку сильно пополнилась.

 

Возвращение на запад

     

Изначально планировалось и очень хотелось вернуться другой дорогой, через Казахстан. Посмотреть их столицу, покупаться в озере Боровое и вынырнуть к Оренбургу. Но увы, границу так и не открыли. Поэтому обратно пришлось возвращаться уже катанным путем.

Кемерово (5) – думалось, что этот город столь же промышленный и суровый как Сургут, но нет, Кемерово превзошел ожидания. Достопримечательностей много, все достаточно ухожено. А «Парк ангелов» на месте сгоревшей «Зимней вишни» одно из самых больших впечатлений поездки.

Ялуторовск (4) – можно заехать посмотреть, пытаются в нем развивать туризм, построен в нем деревянный «острог» - на самом деле город мастеров-музей

Шадринск, Южноуральск (2) – скучные городки, случайно оказавшиеся на пути. Кроме пары церквей в них ничего нет. Первый показалось совсем умирает.

 

Южный Урал

     

Фершампенуаз, Париж (4) – эти забавные села посещаются туристами прикола ради, фотки с эйфелевой башней в Париже конечно огонь) Дороги только не радуют там.

Аркаим (4) – присоединяюсь к отзывам что ничего особенного из себя не представляет. Предлагается посмотреть вид с двух холмов, прикупить сувениров, а сами раскопки ну очень невелики и примитивны. Для археологии может имеют значение, но для туристов такое себе. Учитывая, как далеко на отшибе все это находится.

Сибай (3) – в нем самый глубокий в Европе карьер. Но на него нет официального заезда. Тем не менее пару фоток удалось сделать пока не шугнула охрана.

Оренбург (4) – от него ожидал большего. Был наслышан что это достаточно богатый город газовиков. Но город показался довольно сонным и не затронутым современностью.

 

Путь на юг

     

Новокуйбышевск (3) – город, где люди работают. Не до туристов им. Несколько памятников неулыбчивым людям труда – уже улов.

Пугачев (2) – навигатор иногда такое проложит   никогда, никогда не ездите по левому берегу Волги. Дороги просто ужас, нет ничего живого. А этот городок просто в эпицентре дорожного безобразия. И смотреть в нем можно только памятник-вертолет. Уж не знаю, чего вертолетный полк делал в этом захолустье.

Балаково (3) – думал, что хоть атомщики могут организовать себе кусочек процветания. Но нет, город не слишком ухожен и скучен. Опять же чисто про работу.

Волгодонск (3) – та же история, тоже город атомщиков. Информационный центр АЭС был закрыт, а что еще смотреть, церкви? Правда порадовал памятник мирному атому. В Волгодонске его представляют себе увитым виноградной лозой. Юг, вино) Началась жара под 40, что аномально даже для этих мест. 

Сальск (3) – с него началась казачья тематика. Несколько памятников мужикам на конях и один белому генералу.

 

Винный туризм

     

Вино на юге делали всегда, но сейчас явно наступил новый этап. На большие заводы пришли  большие инвестиции и новые технологии. Иметь свою винодельню стало модным среди богатых людей. Одновременно выросли частные усадьбы энтузиастов виноделия. Реконструируются старые заводы, строятся новые шато, сажается виноград. Несколько лет назад принят новый очень строгий закон о вине, производители не имеют права ни покупать виноград или виноматериал, ни добавлять в вино что-либо. Если на бутылке написано «защищенное географическое наименование», то это точно полностью натуральный продукт, виноград для которого выращен на собственных или арендованных виноградниках. Все это долгий бизнес, но уже сейчас можно проехаться по очень модным и современным винодельческим усадьбам, посетить экскурсии, дегустации. Что мы и сделали. Все как в Италии и Франции теперь.

Посещены «Шато Пино», «Мысхако», «Семигорье», «Кантина», «Гай-Кодзор», винодельня Бердяева, «Шато Тамань», «Фанагория», «Темрюк» Больше всего понравились вина «Мысхако». Это завод с большой историей, ныне полностью реконструированный. Для виноделия видимо важна школа и традиции. То, что строят богатые люди с нуля, выглядит красиво, но вино все же простоватое пока у них получается. Видимо нужно время. Мелкие «гаражные» винодельни – кто-то специализируется на молодом вине без претензий, кто-то наоборот пытается делать эксклюзив буквально по 1000 бутылок. На крупнейших заводах ассортимент такой, что глаза разбегаются и всякие хайтеки типа белого вина из красного винограда. В общем тема для автопутешествий! Только будьте осторожнее с ГИБДД, в краснодарском крае они любят разводить на микродозы алкоголя, расслабляться нельзя.

Новороссийск (5) – удивил. Население 300000, еще несколько лет назад выглядел городом малоэтажным и спокойным. Сейчас же – ощущение как будто район Москвы. Высотки, кучи народа, движуха.

Геленджик (5) – тоже очень много новостроек, традиционно самый ухоженный город побережья, есть и новые достопримечательности. В общем, бурно развивается и выглядит все лучше.

Анапа (4) – отстает от соседей, воспринимается попроще.

Тамань (5) – понравилась станица. И климатом и достопримечательностями. Вообще виноделие в основном развито на таманском полуострове, как раз хотелось тут все посмотреть, так как в этой части краснодарского края раньше не доводилось бывать.

Феодосия (5) – съездили и в Крым. Мост, новая трасса Таврида – все супер, все новенькое, летишь а не едешь. Но город сам пока не изменился, в нем все по-прежнему. Зато очень понравился Золотой пляж Феодосии. Раньше казалось, что из-за порта в этом городе не стоит купаться. А нет, именно здесь в основном и купались.

Щелкино (3) - это где заброшенная крымская АЭС. Собственно, только по АЭС там и стоит полазить, поселок и пляж ужасны.

 

Возвращение с юга

       

Темрюк (4) – большой музей «Военная горка» и зачетные грязевые вулканы в окрестностях. «Гефест» прикольнее раскрученного «Тиздара». А вот пляж и курортная жизнь в соседней станице Голубицкая совсем не понравилась.

Славянск на Кубани (3) – в этом городе единственная достопримечательность, но любопытная - Сад Гигант, самый большой в Европе.

Новочеркасск (5) – исторический город казачества, достойная архитектура, много памятников, роскошный собор. Интересный город.

Каменск-Шахтинский (5) – неожиданное открытие парк «Лога». Частный тематический парк круче Зарядья, Сочи парка и парка Галицкого. Нет слов передать, но это обязательное место для заезда при путешествии по м4. Плюс лучший музей СССР и парк «Патриот» - все в одном городе, который я раньше почему-то проскакивал не останавливаясь.

Задонск (5) – красивый монастырь и парк «Кудыкина гора». Тоже большой частный прикольный, но с «Логой» не сравнится.

Елец (4) – много слышал хорошего про этот город. И действительно количество старой каменной застройки намного превосходит другие места и ее пытаются поддерживать.

Касимов (3) – тоже прилично старины, но без шансов на реставрацию, впечатление печальнее Ельца.


Upd вторая часть балета. Север.

     

Проведя макушку лета дома, захотелось продолжения) И на этот раз направлением был выбран север, где оставались еще не посещенные ранее регионы.

Киров (4) – город, знаменитый тем, что в него никто не ездит) Ни правители страны, ни путешественники. Между тем оказался довольно приятным и интересным. Конечно уровень жизни невысокий, новостроек очень мало, цены удивляют (непривычно низкие). Но что касается содержания улиц, достопримечательностей, арт объектов, указателей, туристических маршрутов. Здесь кировчане видно что постарались. Пример другим нетуристическим городам.

Сыктывкар (3) – здесь уже как-то все посуровее, без этих глупостей. Но есть несколько интересных памятников, мемориал памяти жертв репрессий с очень запоминающимися барельефами, первая «Додо-пицца», дом где жил Абрамович и вкусные настойки местного завода.

Сольвычегодск (4) – городок конечно одно название, больше похоже на деревню. Тем не менее с историей, запоминается соляным источником и местом ссылки Сталина. Место не столь козырное как у Ленина в Шушенском, тем не менее тоже санаторно-курортное, и дом добротный на главной улице.

Котлас (3) – город-железнодорожный узел. Без ярких достопримечательностей, но погулять все равно можно.

Северодвинск (3) – город чисто про работу, туристического в нем минимум, но для меня было важно там побывать, так как на «Севмаш» ездил часто в командировки мой отец. Берег Белого моря здесь песчаный, плоский. Вода мутная. Не так красиво как со стороны Карелии или на Соловках.

Архангельск (5) – итоговая цель этой части путешествия. Широченное устье Северной Двины, прекрасная набережная с кучей памятников, не похожая на другие пешеходная улица, отличный музей деревянного зодчества. Город даже превзошел ожидания.

Холмогоры (2) – хотя название громкое (вся трасса до Архангельска называется М8 «Холмогоры») тут все оказалось очень скромно. Кроме небольшой неинтересной набережной и памятника холмогорской корове, больше похожего на могилку, смотреть нечего.

Вельск (4) – этот городок оказался весьма милым, с прекрасной, украшенной набережной и памятником Ломоносову. То, что ожидалось в Холмогорах, оказалось найдено в Вельске 


Ну кажется все. Дочитали?) Поздравляю. Моя карта автопутешествий на autotravel.ruсущественно закрасилась. Одна эта поездка по «улову» осмотренных достопримечательностей равна нескольким предыдущим годам.   

 

Подводя итог

     


*** Саббатикал – тема. Рекомендуется для борьбы с профессиональным и эмоциональным выгоранием. Никакие недельные-двухнедельные поездки не сравнятся по эффекту. Только в таком длительном путешествии происходит полное отключение от суеты, перестаешь постоянно заглядывать в корпоративную 1С, рабочие чаты. Поток сообщений в мессенджерах и звонков снижается до нуля. Начинаешь рано ложиться спать от усталости и рано вставать. Другая жизнь.

*** Если у вас ограниченное время, обычный отпуск, поездка кольцом ХМАО - Восточный и Южный Юрал вполне тянет на полноценное путешествие по обилию впечатлений, советую.

*** Из-за коронавируса проблемы возникли только в одном месте – в Кызыле. Город небольшой, гостиниц мало, часть перепрофилирована под жилье для медиков и коронагоспитали, оставшиеся места размещения закрыты или переполнены. Понятно, во всех городах кафе и музеи были закрыты, на АЗС и в магазинах требовали надевать маски. Вот и все неудобства. Но никто нигде не обращал внимания на туристов. ГИБДД на границах областей несколько раз останавливали, но ограничивались устной лекцией, записывали куда-то данные и пропускали. Не видел, чтобы кого-то развернули.

*** Путешествие в коронакризис вдобавок оказалось относительно бюджетным, обычно тратится 5000 в день, а тут все жилье на максимальных скидках, музеи и кафе закрыты, уходило 3000 в день.

*** Машина за всю поездку ни разу не чихнула, хоть и французская. Но вот про дороги отдельный разговор. Раньше дороги в Сибири были пустынны, камер было мало, перемещаться можно было быстро и помню огромные расстояния давались легко. Сейчас трафик резко возрос, дороги шире не стали, камер полно.  В результате средняя скорость передвижения упала, став даже меньше чем в европейской части России. В основном пилишь и пилишь за бесконечными фурами, утомляет. В день удавалось ехать километров по 400 всего. Конечно гнать и не было цели, но помню раньше разменивал по 600 в день легко, совмещая с осмотром городов. То ли я стал хуже, то ли дороги По покрытию печально запомнились следующие регионы.  Курганская область – худшая. Здесь вообще нет ровных дорог, никаких. Кемеровская, Саратовская, Рязанская, Челябинская, Волгоградская, Архангельская области, республика Коми – есть по одной хорошей федеральной дороге, чуть вбок – все убито( Остальные регионы оставили нормальное впечатление, но эти прям вытрясли душу.

*** Касательно сил и самочувствия в столь длинных поездках. Первые три недели дались легко. Но потом случилось странное. Почувствовал, что заболеваю. Симптомы как при простуде. Ну все думаю, приехали, не иначе коронавирус. Заезжаю в аптеку, покупаю жаропонижающее и градусник. Меряю температуру - 36.2! У меня никогда в жизни такой не бывало! Накопившаяся усталость оказывается дает такой эффект. Пришлось пару дней отлеживаться, отъедаться и все дальнейшие перемещения уже шли в режиме экономии сил, пришлось сократить дневные пробеги, рано ложиться и поздно вставать. Перегрузки информационной при этом не было, по-прежнему хотелось ехать дальше и смотреть новые места. Организм как бы вошел в режим непрерывного странствия. Усталость чисто физическая.

.

Можно разместить этот отчет в социальных сетях. Таким образом Вы помогаете популяризации сайта.

Яндекс.Метрика
По вопросам сотрудничества и размещения рекламы пишите plo@autotravel.ru