Откуда: Санкт-Петербург Когда: 11/2020
По маршруту: Лемболовская твердыня, КаУР, Пятиречье, Памятник финским крестьянам, Петяярви, Лосево, Громово, Приозерск, Сестрорецк, Грибное
Рейтинг отчета:
Автор: Участник форума: Master
Карельский перешеек
Отчёт пополняемый, как вклад в банке. Состоит из нескольких однодневных поездок. Объединяет их Карельский перешеек и финское наследство.
День первый 22.08.2020
Поездка выходного дня началась в 09:00. Маршрут на сегодня:
Первый отрезок пути очень короткий, всего 36 км от дома.
1. Лемболовская твердыня. 60.330972, 30.278831
Здесь 8 сентября 1941 года части 23-й армии остановили наступление финских войск. И началась блокада Ленинграда.
У нас всё начинается с парковки.
Мемориал входит в Зелёный пояс Славы.
Сооружён в 1967 году трудящимися Василеостровского района Ленинграда близ бывшей деревни Лемболово.
Маленький лемболовский Стоунхендж с рептилией.
Кстати, принято считать, что благородные финны дошли только до своих границ 1939 года. Якобы Маннергейм остановил войска, как только те вышли на старые границы. На самом деле это не так, финские войска на широком фронте и на большую глубину пересекли довоенную границу, но их продвижение было остановлено КаУРом.
2. КаУР. 60.319513, 30.279585
Карельский укреплённый район строился до Зимней войны 1939 - 40 года и поэтому, как не трудно догадаться, повторял довоенные границы. Через 4 км
мы осматриваем то, что осталось от Лемболовского участка КаУРа
ДОТ номер 687 от 1929 года
Командно-наблюдательный пункт номер 630 от 1932 года
Таких сооружений много вокруг Питера, есть они и в самом городе. Вообщем не редкость, но каждый раз поражают. Маленький нюанс: на имеющуюся парковку
заехать невозможно. Она закрыта отбойником.
Мы вставали рядом на аварийке.
Я это не приветствую, но других вариантов нет. Дальше у нас очень интересный объект под названием Банный мол.
3. Банный мол. 60.571177, 30.685497
63 км пути и он перед нами.
Мол Банный расположен на небольшом полуострове Далёкий (по-фински — Saunaniemi), недалеко от деревни Пятиречье Приозерского района Ленобласти. В народе его именуют финским молом или просто дамбой. Мол выложен здоровенными гранитными валунами и имеет длину 550 метров.
Был построен в начале 30-х годов, как средство защиты рыболовецких судов на Ладожском озере во время шторма. На конце волнолома установили маяк.
Он работает и поныне. Одновременно с возведением волнолома проводились дноуглубительные работы.
На эти цели было выделено около 5.5 миллионов марок. Это грандиозное сооружение до сих пор сохранилось в приличном виде.
Около финского наследия имеется необорудованная парковка.
Вокруг красивые виды.
Людей мало, учитывая, что сегодня суббота.
Яркие эмоции мы получили поднявшись на маяк.
Было очень страшно, но любопытство победило. Надо признать, что не все на это решаются.
4. Памятник финским крестьянам. 60.563319, 30.521115
Двинулись обратно
и через 11 км паркуемся "диким" способом и смотрим на финский монумент.
Его в планах не было, просто приметили на пути к молу. Уже дома разобрался, что это Памятник финским крестьянам. Он был открыт 25 ноября 1936 года по проекту Аарно Каримо и посвящён мужеству финских крестьян, "подаренных" русским помещикам после отхода этих земель под власть России. Проще говоря крепостным ингерманладцам. Это самостоятельный финно-угорский этнос, сформировавшийся на территории Ингерманландии.
По вероисповеданию ингерманландцы относились к лютеранской церкви. Ингерманландский язык - это диалект финского языка. А их национальный флаг отдалённо напоминает финский:
Прочитал автобиографический роман Юхани Конкка «Огни Петербурга» об этих местах и людях живших здесь. Он писал про Токсово и окрестности. Проникся уважением к исчезнувшим ингерманландцам. Прошло всего 100 лет и от них осталась только память. Сейчас в Токсово можно найти людей с ингерманладскими фамилиями, но финский язык там уже не услышать. Памятник пережил две войны, в 2002 году был отреставрирован при активном участии финской стороны.
Такие оригинальные объекты можно увидеть, проехав совсем чуть-чуть на север от Санкт-Петербурга.
Домой приехали в 15:00. Затраты минимальные: бензин на 200 км, у каждого автомобиля свой расход и что-то перекусить на Ладоге.
На следующий день зарядили дожди и стало ещё приятнее, что совершили такую лёгкую и приятную развлекательно-познавательную поездку.
День второй 03.10.2020
У меня в запасе всегда имеются несколько интересных непосещённых мест. Выходные совпали, погода хорошая - надо ехать. Что на сегодня? По плану: плотина в Петяярви, Лосевский порог, посёлок Громово (Sakkola) и маяк "Вуохенсало".
Люблю выезжать из дома пораньше, на этот раз получилось иначе. Накануне встречался с бывшими коллегами. У нас сохранились дружеские отношения, но видимся крайне редко, у всех разная работа. Разговоры сопровождались некоторыми дегустациями. Как следствие, лёгкая утренняя слабость. Именно она позволила домашним расслабиться и сделать всё по-своему. Понятно, что из водителей я был разжалован, благо есть кем заменить. Выехали на пару часов позже, чем хотелось бы.
Еду пассажиром по прекрасной трассе "Сортавала". Через 74 км от дома оставляем автомобиль на обочине и идём в лес.
Выходим на экологическую тропу проложенную в заказнике «Гряда Вярямянселькя».
Тропа имеет чёткую и крупную маркировку.
А также отмечена специальными столбиками с надписью «Экологический маршрут», стрелками по линии движения и значками на деревьях.
Общая площадь природного заказника «Гряда Вярямянселькя» составляет 7279 гектаров. Заказник протягивается вдоль южной территории Привуоксинской низины по направлению с запада на восток. Длина всей гряды составляет более 50-ти км, а её ширина составляет примерно 2,5 км. Тропа расположена в восточной части заказника. В лесу сухо, удобно и приятно идти.
Каждый фотографирует то, что ему нравится.
Выходим к реке Волчья, слышится шум воды.
Виднеется плотина старой финской ГЭС.
5. Плотина в Петяярви. 60.628463, 30.067945
Плотина в Петяярви была построена в 1928 году. На тот момент это был крупнейший (по некоторым данным самый крупный) гидротехнический объект, построенный за счёт частных инвестиций. В комплекс входила гидроэлектростанция, мельница, пилорама. Хозяином данного комплекса был заводчик Леонард Сяяксярви. После финской и Великой отечественной войны эти земли вошли в состав СССР. Плотина больше никогда не использовалась по назначению. Вот что от неё осталось.
Вид сверху.
В 60-70-е года в этих местах была открыта база отдыха. Сейчас она продолжает функционировать.
Нагулявшись вдоволь и насладившись видами прощаемся с плотиной.
И по осеннему лесу идём к машине.
6. Лосевский порог. 60.679809, 30.004921
Проголодались, но решаем проехать 7 км до Лосево и там пообедать домашними припасами. Парковки я приметил заранее.
Останавливаемся перед мостом через Вуоксу. Под мостом проложен настил.
По нему мы проходим на другую сторону моста, любуемся водой и порогом.
Забираемся на мост и наблюдаем за спортсменами.
На другой стороне реки нас ждёт нечто приятное. Мы заметили беседки для принятия пищи.
Нашлась даже свободная.
Мы в приятной атмосфе сытно пообедалии.
Осмотрелись на местности.
Немного юмора с историческим кирпичом.
Капля ужаса.
Прошлись по магазинам. Но разную рыбу, домашние заготовки и дары осени, что были в продаже, не купили. Цены излишне высоки, да и налички не было.
Через 11 км следующее место - сельская "агломерация" Громово.
7. Громово (Саккола/Sakkola). 60.722025, 30.067975
Почтили память погибших советских воинов. Эти земли ранее принадлежали финнам и достались нам большой кровью.
Ещё через 11 км заезжаем в Громово (Саккола/Sakkola) посёлок и пристанционный поселок. До 1939 г. село Sakkola входило в состав одноименной волости Выборгской губернии (Финляндия).
Много столетий крестьяне Саккола занимались землепашеством. Участки земли у большинства из них составили всего 2-3 га пашни и немного лугов. Это заставляло искать работу на стороне и осваивать различные ремёсла. Многие становились лесорубами в государственных лесах, а также сплавщиками и перевозчиками древесины. Весной некоторые уходили из дома в поисках строительных подрядов. До закрытия границы с Россией почти все хозяйства зарабатывали на отправке продовольственных товаров на рынок Петербурга. Там можно было также найти работу мастерового или извозчика. С обретением Финляндией независимости крестьянам пришлось взяться за расширение своих пахотных земель, разрабатывая целинные участки. На полях выращивали традиционно картофель (potaatti), рожь, ячмень, овёс. В последние предвоенные годы широко использовали посадку озимой пшеницы. Животноводство также было поставлено на высокий уровень. Знаменитые на всю Финляндию саккольские поросята не случайно получили фирменное название от волости и деревни, где занимались выращиванием поросят самого высокого "саккольского" качества. А два веселых поросенка стали со временем эмблемой, гербом, визитной карточкой Саккола. Наряду с ведением сельского хозяйства, обычно кто-либо из членов семьи владел ремеслом. В Саккола, таким образом, были свои плотники, каменщики, портные, изготовители лыж и саней, даже специалисты по сбору муравьиных яиц. Некоторые собирали и сдавали в приёмные пункты мох ягель, которым очень богаты окрестные леса.
Во время советско-финской войны фронт проходил по озеру Суванто-ярви и деревня оказалась на передовой, но кроме артиллерийских обстрелов с южного берега других военных действий на этом участке не происходило. В первые же дни войны население было срочно эвакуировано вглубь Финляндии. В волости остались лишь те, кто мог воевать. И, хотя, в последний день войны фронт оставался на старом месте и финны удерживали позиции северного берега, по условиям мирного договора им пришлось оставить позиции и отойти за линию современной границы. Летом 1941 года началась новая война. В конце августа Саккола была освобождена финскими войсками. При отступлении Красной Армии здесь произошел бой, вследствие чего в Саккола были большие разрушения. Тогда сгорели кирха и колокольня, школа, обе усадьбы священников и много других построек. Вот то, что осталось от кирхи.
В 1942 году сюда вернулось гражданское население. Много разрушенных построек было восстановлено или отстроено заново. Открылась школа и магазин. Военные очень помогали, на первых порах, крестьянам в полевых и строительных работах. Два года мирной жизни на родине закончились в июне 1944 года, когда для жителей Саккола настало время новой эвакуации. Последние годы, проведенные на своей земле, были заполнены изнурительной работой, так как требовалось одновременно отстраивать жилье и возделывать поля. Недоедание, переутомление от работы подорвали здоровье многих уже не молодых людей. В новой эвакуации они быстро чахли и таяли на глазах. Местом эвакуации жителей Саккола стали районы вокруг города Тампере.
Сейчас Громово вполне приличный посёлок.
Есть герб поселения.
Осталось старое кладбище, на котором были захоронены 20 жителей волости Саккола, погибших во время гражданской войны 1918 года. В 1921 году по проекту художнике Илмари Вирккала и при содействии строительной фирмы "Гранит" был поставлен памятник из гранита в виде большого куба с надписями, над которым возвышались львы, державшие в лапах щит в виде герба Карелии. Текст на памятнике гласил: Здесь спят мужи, Богатыри наши. Они, Преданные всей душой, Отдали жизнь За прекрасную Суоми, За отчий дом. Братская могила воинов Зимней и Летней войн (1939-40 и 1941-44 годов) располагалась здесь же - рядом с кирхой. В советское время могильные памятники были утрачены, но вновь восстановлены в последнее десятилетие.
Только сохранившиеся каменные львы украшают верхушку нового памятника на могиле 1918 года.
Больше смотреть в Громово нечего. Хотя был план увидеть ДОТ. Для чего машину оставили у бани.
И отправились в путь по бездорожью.
Но потерпели фиаско. Изгвоздались в грязи, а пройти чуть более полукилометра не смогли. Ни дороги, ни тропы, возможности добраться нет.
Расстроенные и испачкавшиеся вернулись в машину. Сдаваться никто не любит, но все когда-нибудь это делают. В этот раз мы оказались слабее обстоятельств. Но поездка продолжается. Впереди у нас самое интересное.
8. Маяк «Вуохенсало». 60.9759, 30.305651
В Приозерске за мысом Мустаниеми в бухте Моторная (бывшая Вуохенсало) расположена гавань с волнорезом, которую обустроили здесь финны до Зимней войны. Мощный мол из тёсаных валунов протяжённостью 150 метров завершается 12-метровым маяком, который получил одноимённое название «Вуохенсало», что дословно переводится с финского как «козья глушь». Раньше здесь был порт и рыбоперерабатывающий завод, но времена меняются, и теперь маяк находится на территории базы отдыха.
Через 56 км навигатор привёл именно в «козью глушь».
Полтора километра прошли пешком по лесной дороге, подозрительно похожей на экологический маршрут.
И вышли к Ладожскому озеру.
Вот и добрались до волнолома и маяка, построенных в 1938 году финнами.
Пока крутились вокруг маяка, начало темнеть, значит пора домой. На сегодня хватит. Бросаем последний взгляд на маяк Вуохенсало.
137 км и за два с половиной часа мы добираемся до дома. В 21:00 в темноте уставшие, но довольные мы покидаем автомобиль.
Из этой поездки я понял, что мне нравится быть пассажиром!
Буду снова искать что-то новое и знакомить с этим посетителей сайта. Мне интересен купаж истории, географии и туризма. Купажи ведь бывают разными!
День третий 05.11.2020
Недавно продал свой автомобиль и никаких поездок, по понятным причинам, не планировал. Но мир не без добрых людей. На большой чёрной машине появился jj-15. Он привёз приз от администрации сайта, за отчёт про Васильевский остров, и предложил прокатиться, что-нибудь посмотреть за городом. "Совершенно случайно" я хотел попасть в заказник "Раковые озёра". О заказнике узнал от своего друга. Показалось интересным, власти вкладывают деньги в благоустройство экологических троп, а бывают ли там люди? Если да, то что они там видят? Понимаю, что подобные вопросы могут мучить только человека далёкого от культурного загородного отдыха. Я таким и являюсь. Даже в городских парках я не частый гость. Но всё можно исправить, мы сели в машину и отправились в путь. Маршрут как обычно простой:
9. ДОТ «Миллионер» 60.151027, 30.017501
По пути к цели часто находятся места, которые интересно увидеть дополнительно. ДОТ в Белоострове является именно таким. Он скорее заинтересует своей историей, а не тем, что из себя представляет на сегодня.
А вот и немного информации о нём, чтобы любопытным читателям не тратить своё время на поиски в интернете.
В 1938 году на северной окраине Нового Белоострова был построен двухорудийный полукапонир, ставший одним из крупнейших долговременных сооружений КаУРа. Уже во время его строительства кто-то предположил, что такой внушительный объект может стоить миллион рублей. Так ДОТ получил своё неформальное название — «Миллионер». При сооружении «Миллионера» было использовано около 700 м3 железобетона, в состав которого входил портландцемент недавно разработанной и самой прочной в то время марки 600. Стены имели толщину 2 метра, а покрытие — 1,5 метра, причём последнее имело семь сеток арматуры диаметром от 9 до 16 миллиметров. Тыльная стена ДОТа также имела толщину 1,5 метра, но содержала шесть сеток арматуры. Площадь «Миллионера» составляла около двухсот квадратных метров при длине напольной стены 22 метра и ширине сооружения около 11 метров. При этом ДОТ был двухэтажным, причем нижний этаж находился на глубине 3-х метров, а верхний возвышался почти на три с половиной метра над поверхностью земли. С тыла «Миллионер» выглядел как поросший травой холм. Данных об участии этого монстра в Зимней войне нет. Зато достоверно известно, что в сентябре 1941 года он был захвачен финскими войсками. После чего кровушки советским войскам он попил немало, но в итоге был взят в июне 1944 года, выдержав 136 попаданий гаубиц калибра 203 мм с 800 метров, стреляли прямой наводкой в тыльную часть. Отступавшие финны его добили, взорвав средний этаж. Фото из интернета:
В конце 60-х точку в истории ДОТа поставили сапёры, подорвавшие оставшийся на третьем этаже «Миллионера» боезапас. При этом у всех ближайших домов выбило стёкла, а один из домов сдвинуло с фундамента на полметра. У ДОТа обвалился правый угол с тыльной стороны, а нижние этажи с эвакуационным выходом оказались окончательно засыпаны.
В наши дни его внушительные развалины дают наглядное представление о размахе советского военного строительства на Карельском перешейке в конце 30-х годов прошлого века. В 2005 году на разрушенной стенке «миллионного» ДОТа установили памятную доску о боях 1941-1945 годов.
Имеется неприметная парковка прямо у ДОТа.
Такая история. Построили. Уничтожили. И всё сами. При взятии ДОТа народу полегло столько, что это уже трагедия. Один вопрос висит без ответа, почему его смогли занять финны?
10. Заказник «Раковые озера». Исторический маршрут 60.603056, 29.351839
До «Миллионера» мы проехали 36 км, прибавляем ещё 73 км и мы у главной цели. На месте оказалось, что в заказнике помимо Природного есть ещё один маршрут - Исторический.
Собирая предварительную информацию, я этот момент упустил, что лишний раз подтверждает правило, сколько не готовься, что-нибудь да прощёлкаешь. Не долго раздумывая мы отправились по Историческому маршруту, благо он короткий - 1900 метров.
Вокруг видны окопы:
Остатки укреплений:
"Драконьи зубы":
Информационные стенды. Они в отличном состоянии и все пронумерованы:
На всём протяжении Исторического маршрута стоят приметные столбики с направлением движения:
Сделаны мостки:
Поставлены скамейки:
И материалы использованы добротные. Они органично вписываются в окружающую среду. Взять, к примеру, ограду для муравейника:
Разрушенных укреплений в этом лесу достаточно:
Переодически шёл мелкий дождик, на высотах дул холодный ветер. Не лучшая осенняя погода. Как тут не вспомнить о красноармейцах, которые воевали зимой. Они щедро поливали эту землю своей и чужой кровью. Для сравнения и памяти цифры потерь:
Идём по удобной тропе и внизу на парковке видим наш автомобиль:
Парковка благоустроена:
И финальная точка обозначена:
Превосходный маршрут. Сделан продуманно и интересно, народные денежки потрачены не зря. А то что не встретили ни одного любителя истории или природы, так это погода и рабочий день.
11. Заказник «Раковые озера». Природный маршрут 60.608947, 29.346817
Проехав менее километра попадаем на следующую парковку.
И приступаем к запланированному Природному маршруту.
Надо сказать, что из-за ещё более ухудшившейся погоды мы прошли только четвёртую часть маршрута.
Живности не видели никакой, а вот пятерых "натуралистов" встретили. Значит не зря для нас стараются сильные мира сего, тянется народ к природе.
Забрались на орнитологическую вышку:
Полюбовались открывшимися видами:
Подошли поближе к Охотничьему озеру:
Поняли, что пора возвращаться. Но осталась какая-то недосказанность, а может незаконченность. Прошлись ещё немного и увидели стенд:
и развороченное финское укрепление:
Под усилившимся дождём вернулись к машине. Почти не промокли. Природный маршрут оказался не таким информативным, как Исторический. Мы даже пришли не туда куда хотели, не достаточно указателей. Надеюсь через какое-то время он будет благоустроен.
После обильной информации о Зимней войне нужна была ступенька для возвращения к повседневности. Что-то простое и ни к чему не обязывающее. И оно появилось через три с небольшим километра.
12. Знаки зодиака 60.595683, 29.312531
Знаки зодиака - это «финская стоянка». Раньше не было трассы "Скандинавия" и автобусы с интуристами ехали через Стрельцово. Тут была остановка между Выборгом и Питером. Были туалеты, спуск-тропинка к озеру, и для красоты знаки зодиака. Которые сейчас выглядят странновато:
В программе присутствовало ещё пару пунктов, но дождь и холод отодвинули их на неопределённое время. Хотя и в таком виде поездка удалась. В основном благодаря Историческому маршруту в заказнике "Раковые озёра".
На Карельском перешейке тьма-тьмущая разных интересных мест. Но чтобы о многих из них узнать требуется время и случай.
Можно разместить этот отчет в социальных сетях. Таким образом Вы помогаете популяризации сайта.