Россия: города, достопримечательности

Откуда: Москва Когда: 08/2020

По маршруту: Тольятти, Омск, Сростки, Манжерок, Чемал, Акташ, Кош-Агач, Барнаул, Новосибирск, Тюмень, Екатеринбург, Набережные Челны (часть 1)

Рейтинг отчета: 15

Автор:

День нулевой. 18.07.20. Дача в Подмосковье. Разговор с другом по телефону.
— Алло 
— Приветствую Марат!
— Привет! Как жизнь?
— Нормально. Вот хотел узнать,  куда поедешь в этот сезон? Хотел в Крым сгонять, не хочешь за компанию? Хотел еще кое-что спросить по маршруту.
— Спасибо, скоро  еду в отпуск, но думаю поехать в другое место.
— Куда?
— На Алтай
 —На самолете?
— На машине
— Погоди. Давай разберемся. Отпуск сколько у тебя? 14 дней?
— Да
— Ты хочешь проехать более  4000 км туда и свыше 4000 км обратно за две недели, еще при этом  что-то даже успеть посмотреть и отдохнуть?
—  Все верно.
—  Сто тысяч сперматозоидов, а ты самый проворный?! 

i-114.jpg

Идея поездки на Алтай давно сидела у нас в головах, но как-то не воспринималась всерьез.  Не совсем было понято, как реализовать этот заезд в двухнедельный срок,  и при этом соблюсти приемлемое соотношение цены/качества осмотра. Поэтому этот маршрут был всегда в качестве проекта из серии «только на бумаге». Тем не менее, в прошлом году после поездки на Кавказ, про Алтай начали как-то иногда вспоминать, но в основном больше в теоретическом отношении. «Бензина в огонь» подлил клиент  по работе,  который убыл туда в 2019 году, и показал на новогодней встрече интересные фото местных достопримечательностей.  Наступил 2020 год, вместе с ним к нам пришел весной китайский короновирус. Как известно, внешние  границы РФ  для простых смертных закрылись, да и регионы на время тоже.  Идея какой-либо поездки  оказалась весьма туманной. Однако в июле ограничения начали смягчать,  и мы стали спешно готовиться к этому  заезду, который все знакомые называли «просто  безумием».

Сразу стало понятно, что невозможно объять необъятное, и какие-то  точки маршрута нужно было умышленно «пустить под нож». Этим «аппендиксом»  стало  озеро Телецкое - как весьма отдаленная точка от Чуйского тракта. В тоже время она была самой близкой точкой к трассе «Байкал» на отрезке Омск-Кемерово-Красноярск при транзитном проезде ,например, во Владивосток. Т.е. всегда можно еще раз заехать отдельно – это не слишком далеко от «прямого» маршрута. Однако, в проект была включена еще гораздо более труднодоступная точка - водопад «Учар» в долине Чулышмана.  Сюда уж точно специально не поедешь потом. Именно на эту достопримечательность возлагались очень большие надежды, а «интересности» после Семинского перевала и Акташа должны были стать доминантой и «стержнем»  всего маршрута по Алтаю. Таким образом, было решено добавить несколько дней именно на эту зону нашего автопробега, т.к. спускаться в долину только ради Каменных Грибов, честно говоря, не хотелось.  Забегая вперед, скажу, что это было, пожалуй, верное решение. И если можно было бы «переиграть» весь заезд, то я бы вообще убрал все, что идет до Семинского перевала (Манжерок, Ая,  и т.п. модные «курортные»  зоны), и добавил бы в маршрут плато Укок, ЮБТО,  Ретранслятор. Но теперь уже что получилось, то получилось.

В результате было принято решение ехать на Алтай «югом» по М5 через Тольятти, Уфу, Челябинск,  а обратно «севером»- через Тюмень, Екатеринбург, Пермь по М7.   Общая протяженность маршрута должна была составить почти 9,5 тысяч км.

Т.к. до Кургана все интересующее было уже осмотрено нами в предыдущем заезде на Урал в 2015 году, выделили для себя несколько городов транзита, которые надо было «кровь из носа» посмотреть хотя бы в режиме «с колес». Это были Тюмень, Омск, Новосибирск.   Уфа была запланирована под вопросом - в режиме «выйдет/не выйдет». Забегая вперед скажу, что «не вышло».

Сборы вещей в дорогу проходили в этот раз весьма тяжело (из-за сильной загруженности на работе) и в то же время просто: скарб был полностью «скопирован» с заезда в Карелию  2018 года практически точь в точь. Должен сказать, что все вещи в той или иной степени пригодились. Особенно крупы, консервы, плитка, горелка, баллоны газа в долине р. Чулышман, т.к. электричества для готовки пищи там пока нет. Только свет.

Из новшеств этой поездки стоит отметить самое главное – не так давно сменился наш «корабль». Теперь это ToyotaRav 4 (4-е, теперь уже прошлое поколение, мотор 2,5 литра, автомат.) Машина совсем свежая, 2019 года выпуска.

Авто очень хорошо подходит для такого заезда, ибо за Уралом, в Сибири многие автомобилисты, можно сказать, практически молятся,  «стирают кожу рук до кровавых мозолей» и просто боготворят марку с тремя овалами в эмблеме.   Следовательно, если что, проблем с сервисом, запчастями,  приспособленностью к местным условиям не будет.

Перед поездкой сделали стандартное ТО-1, заменив масло и фильтры.   В пятницу, как всегда, пришел с работы очень поздно- около 22 часов вечера. Вещи еще совсем не были собраны, поэтому ранний старт в субботу провалился.

Итак, по коням.

День первый. 1.08.20 . Москва-Тольятти. «Просто Ж@ПА».

h-4717.jpg

Непечатное слово из заголовка абзаца, расположенного выше, стало практически нарицательным, и далее сопровождало нас всю поездку.

h-4172.jpg

Проснулись мы очень поздно, поели,  погрузили вещи и выехали только после 9 часов. Естественно в субботу поздним утром М5 была наглухо забита дачниками, и мы оказались в их стройных рядах. 

h-4171.jpg

Заправившись на выезде из Москвы в Островцах на АЗС Шелл в 9-55, собрав все пробки, которые только было можно собрать , примерно в 12-30 часов были в районе Коломны. Впереди нас ждала еще целая «гора» километров, а время было уже обеденное. 

h-4170.jpg

Примерно в 14-00, опять собрав все пробки в районе объездной г.Рязани, мы продолжили движение. Заехали на АЗС Татнефть на 306 км М-5 попили капучино «для рывка» и «пшикнули» до полного бака.

h-4169.jpg

Только в 19 часов вечера мы въехали в Пензенскую область.

h-4173.jpg

В 23 часа в Ульяновскую.

h-4175.jpg

Заправившись напоследок на Роснефти (961 км М5) в 2 часа ночи,  мы наконец-то въехали в Самарскую область и в 2-10 начали пересекать плотину   ГЭС Куйбышевского водохранилища.

h-4176.jpg

Вместе с фурами. На подъезде к городу идет масштабная реконструкция путепровода,  транспорт пускают в объезд. Грузовые пускают только после 22-00. 

h-4174.jpg

В нашу конечную точку маршрута- мотель «Восьмая Миля» (Тольятти, трасса М-5, 977 км, GPS: N 053° 30.730, E 49° 34.514) мы прибыли в 2 ч 30 минут ночи. Заселились в трехместный номер  с кроватями типа «нары двухъярусные» (Ценник, однако, был космические для этого номера 3500р). Бронировали исключительно из-за расположения, попили чай и легли спать в 3-00 (по местному времени). Хорошо, что предусмотрительно поужинали на АЗС «Газпромнефть» на 699 км М5 в 20-50, т.к. диетологи говорят, что на ночь есть очень вредно

День второй и третий. 2.08.20-3.08.20 . Тольятти-Курган -Омск.  «Черная «шайба»».  

h-4715.jpg

«Пришел на работу - не ной и не ахай, 

косарь не проходишь - проваливай на х..»

Именно такой фразой знакомый руководитель  одной из транспортных компаний «мотивировал» водителей – дальнобойщиков проезжать за 3 дня зимой маршрут из Алматы в Москву на фуре в «жЫрные нефтяные» годы.

 Иными словами, предлагалось проезжать более 1300 км в сутки. На грузовой. «Колеса крутятся, бабки мутятся».  Ничего хорошего,  с точки зрения БД в такой работе по «черной  шайбе»,  говоря на «слэнге» дальнобойщиков, естественно нет.  Но мы немного отвлеклись. Впрочем, к чему это я?

На сегодня по плану предстоял довольно длинный перегон. Мы встали в 8-30 часов утра, позавтракали припасами, захваченными с собой из дома, и продолжили свой путь, в  9-10 отъехав от гостиницы. По местному времени было уже 10-10. В этот день предполагалось достичь г.Курган и заночевать в отеле «Паддок» (Улица Омская 82И, Курган, GPS: N 055° 27.811, E 65° 22.114). Однако нашим планам не суждено было сбыться.

h-4182.jpg

До Октябрьского (Башкортостан) трасса М-5 значительно улучшилась в качестве дорожного покрытия, по сравнению с 2015 годом асфальт стал просто идеальным.  Мы ехали, бойко опережая караваны фур. Должен отметить, что после снятия короновирусных ограничений  грузовой трафик очень сильно вырос - фур стало действительно очень много. В районе с. Тюпкильды идет ремонт трассы, организован объезд. После объезда мы заправились на АЗС Лукойл на 1350-м км, в 16-20  перекусили, попили кофе и поехали дальше. Но уехали мы недалеко, попав в жуткую пробку в районе п. Восточное.

h-4179.jpg

Время было 17-50 вечера, в пробке мы проторчали больше 2 часов.

h-4180.jpg

В этот же момент при прохождении небольших и средних неровностей мы заприметили металлический стук (похожий на стук убитых втулок стабилизатора) в подвеске машины, который с каждым пройденным десятком километров лишь усиливался.  Решили разобраться с этим потом, по ходу «пьесы».

h-4178.jpg

В 19-50 мы вышли на «оперативный простор» в районе объездной г.Уфы, однако затем попали в еще одну пробку из-за аварии.

h-4183.jpg

Примерно в 21-30 въехали в Челябинскую область, отстояв в пробке перед мостом в районе Тикеево.

h-4181.jpg

Проехали уже знакомый нам поворот на г.Аша. Урал начали форсировать уже в 10 часов вечера.

h-4177.jpg

В 22-10 проезжаем Сим, видя огни поселения на ветвистой трассе. 

h-4186.jpg

Но есть и плюс такой вечерней езды: водители фур легли спать, и трафик сильно ослаб, гаишников тоже нет. Участок М5 от Аши до Челябинска в этом году очень понравился, возможно, из-за того, что преодолевали его  ночью.  Машин было действительно минимум. Тут отдельно хотелось бы отметить очень хорошую эластичность  тойотовского двигателя 2AR-FE в тандеме с 6-ти ступенчатым автоматом, ставившегося массовыми тиражами на Camry 50, Rav4 и ставшего самым ликвидным. Обгонять с ним одно удовольствие, машину он везет уверенно даже при полной загрузке.  В 23-50 в районе Златоуста мы заехали на заправку Лукойл (1717 км М-5 Урал) пополнить бак и одновременно перекусить. Понимая, что в Курган мы доедем уже утром - звоним в гостиницу и снимаем бронь.  Пролетаем знакомый поворот на Миасс в районе 1-30, на дороге идет ремонт. Челябинск решаем проезжать насквозь через центр. Ближе к двум ночи проходим Челябинск, делаем «круг почета» по центру города, выезжаем из него, еще немного едем  в темноте и заходим в Курганскую область.   Дорога от Челябинска до Кургана хорошего качества, трафик почти нулевой. Фур нет, все спят и лишь изредка попадаются попутные местные сонные водители легковушек.

h-4189.jpg

В 3-30 уже начинает появляться розовая полоска рассвета на горизонте.

h-4184.jpg

В 4-20 уже начинает светать.

h-4185.jpg

В 5-00 уже совсем светло. Вот так и встретили рассвет в дороге. В 5-50  остановились на заправке (Газпромнефть, Кетовский р-н 248 км трассы Р254) попить кофе и позавтракать/заправиться. Солнце уже печет, за бортом +20 градусов тепла. Поели.  Время уже почти 8 часов, и тут  при выезде с заправки мы опять вспоминаем про стук снизу. Осмотревшись в телефоне, мы решаем заехать в г. Курган, и завернуть к дилеру Тойоты, посмотреть на подъемнике, что же может  так стучать. Надежда, что нас примут без записи, хоть и маловероятная, но была. В крайнем случае, подождали бы немного. Подъезжаем в «Тойота Центр Курган» (ул. Бурова-Петрова, 102), народа никого, только сидят спокойно  пару человек персонала. Рассказываем о своей проблеме,  получаем дежурное: «ближайшая запись на 6.08.20,  вы держитесь здесь, вам всего доброго, хорошего настроения и здоровья». «ПНХ, и Вам не хворать» рапортуем мы, разворачиваемся и уезжаем. Предсказуемо. По опыту, например, официалы Мерседес и Вольво, как правило, идут навстречу и принимают транзитные машины в освободившееся «окно» с ожиданием,  но тут был явно не тот случай. Видимо, зависит от марки и клиенториентированности.  Едем дальше, понимая, что стук «на скорость  никак не влияет», поведение машины никак не изменилось  почти 1000км, и ничего серьезного там  нет, однако стучащий на каждой кочке «молоток» по металлу начинает действовать нам на нервы.  Сам же город Курган, примечательный для меня  лишь по  городскому кладбищу на котором трудился могильщиком знаменитый Александр Солоник со своими «коллегами» из Курганской ОПГ, не произвел никакого впечатления  и вообще показался полным захолустьем.  Никакого желания в нем задерживаться у нас не возникло.

Наша дальнейшая остановка была запланирована в отеле «Грезы» (  Омск, Красный переулок,6 N 054° 56.265, E 73° 23.537).Тут был забронирован полулюкс комфорт, стоимостью 2 431 руб. Едем дальше. До развилки на переход МАПП «Петухово» (граница Казахстана) от Кургана дорога нормального качества. Солнце не просто светит, оно жарит так, что кондиционер работает в полную силу, а за бортом почти 30 градусов.

h-4187.jpg

И вот мы выехали на участок разбитой дороги, которая идет  до Ишима.  Тут просто «стиральная доска», асфальт в поперечных трещинах, ехать больше 40 км /ч невозможно.  Мы решаем доехать до Ишима,  а там, как выберемся на нормальную дорогу, позвонить в Омск и записаться на сервис, чтобы понять, что там «долбит», т.к. поверхностно ничего подозрительного не обнаружили, а от стука уже начинает дергаться глаз. Ползли, однако, мы так достаточно долго. Пейзажи за окном не радуют - все плоское, унылое, даже несмотря на наличие небольших озер. Заправляемся в районе с. Бердюжье  на Газпроме. Звоним официалам в Омске, записываемся на завтра на 12 часов дня посмотреть  машину на подъемнике. Можно было, конечно, разобраться самому, но валяться под гарантийной машиной возрастом меньше года, честно говоря, не было никакого желания. "Официалы" предлагали даже подъехать сегодня по факту, но желания уже не было, т.к. понимали, что приедем в Омск довольно поздно. В районе 17 часов проезжаем Абатское и заходим в Омскую область. За окном болота и чахлые березки.

h-4188.jpg

Хоть немного изменился вид, хотя в целом достаточно уныло. Часов в 19 въезжаем в Омск, пробираемся к нашей гостинице, которая находится в центре. «С колес» Омск ничем не примечателен. Потолкавшись в пробках, переезжаем Иртыш, подъезжаем в район вокзала. Еще покрутившись, находим гостиницу, заселяемся. Отель произвел приятное впечатление. Здание немного пугает снаружи, но внутри всё хорошо.

h-4190.jpg

Вечером перекусили, перебрали вещи, и, учитывая прошлую «бодрую» ночь, легли спать пораньше.

04.08.20 День четвертый. Омск- Новосибирск. «Солнечный город Омск , Бомж-ночлег».

h-4714.jpg

Утром, хорошо выспавшись (проспали больше 10 часов), мы собрали вещи, заправились на Газпроме в 11-48 на бульваре Архитекторов и поехали в «Тойота Центр Омск».

h-4195.jpg

На улице просто пекло. Термометры показывают +35 градусов тепла.

h-4196.jpg

Приехали в салон, оформили заказ-наряд.

h-4193.jpg 

h-4192.jpg

Сделали тестовую поездку по искусственным «кочкам» на территории дружественного дилера Lexus,  зафиксировали  стук.  Т.к. машина гарантийная, ничего ковырять самому не хотелось, хотя все инструменты с собой взял. Сдали авто и пошли в ТЦ "Мега" перекусить.

h-4191.jpg

Фудкорт работает, но все едят на улице.

h-4206.jpg

Тут ограничения по COVID гораздо жестче, нежели в Москве.   Перекусили лапшой Вок, прикупили магнитики. Затем  сходили в Ашан, докупили провизии в дорогу. В общем, толково потратили время.

Тем временем позвонил дилер, и сообщил результат- нашел причину стука.  Если вкратце: от тряски на кочках отвалился блок сирен  сигнализации и застрял между скорлупой бампера, с внутренней стороны и пакетом радиаторов  и бился об защиту. Под капотом и снизу,   естественно, каких-либо отклонений от нормы не было видно. Немного помучились и вытащили.

h-4200.jpg

Замотал его скотчем, временно закрепил под капотом – потом, уже в Москве, снимали бампер и еще раз все нормально переделывали с усиленными кронштейнами.

h-4199.jpg

Кроме того машину помыли снаружи, почистили салон, помыли двигатель и все это за 600 рублей. Просто халява.  В Москве за эти деньги только кузов «обольют», разотрут потасканными тряпками, коврики выбьют,  и свободен как ветер. Забрали машину в 15-20 и поехали смотреть город.

h-4197.jpg

Омск достаточно интересный.

h-4194.jpg

Проехали мимо Успенского собора, построенного заново в 2007 году,

h-4198.jpg

остановились около Омского государственного академического театра драмы 1905 года постройки.

h-4202.jpg

Здание очень красивое.  Потом поехали в сторону набережной Иртыша..

h-4207.jpg

Должен сказать, что в нашем путешествии время на осмотр крупных городов было ограничено, и  поэтому приходилось выбирать наиболее интересующие достопримечательности. В этом заезде мы решили составить маленький «рейтинг» набережных. Т.е. в каждом из интересующих городов  (Омск, Новосибирск, Тюмень) мы обязательно планировали заехать на набережные рек, протекающих через эти города, и составить хит-парад по итогу поездки.

Набережная Иртыша в Омске напомнила  мне таковую в г.Пермь в 2015 году. Т.е. она оказалась в моем восприятии никакой - просто «совковая»  набережная с торчащей травой меж бетонных плит.

h-4205.jpg

Никаких особых красивостей там нет. Пустая, как «барабан». В общем - на «троечку».  Но в целом же город оставил очень благоприятное впечатление. В центре много зданий сталинской застройки . Должен отметить очень высокое качество дорожного покрытия в городе. Оно намного лучше, чем во многих областных центрах европейской части России. Наверное, этот «апгрейдинг» произошел после  очередного скандала. Как сказала моя знакомая из Омска, это произошло после очередной «горячей линии» с президентом. Насколько я помню, было время, когда Омск считался одним из городов с самым плохим состоянием дорожного полотна.

Была шальная идея заехать на выезде из города на Старо-Восточное кладбище, посетить могилу Егора Летова, чье творчество мне всегда импонировало.  Хотел я все-таки почтить его память. Но понимая, что времени уже и так « в обрез», решаем не ехать в этот раз. Запишем в  «задачи» на будущие заезды в этом направлении.

В 17-40 мы заправились и начали выезжать из города. Изначально у нас была запланирована остановка на ночь в г. Барнаул в гостинице Алтай (Проспект Ленина 24 , Барнаул, GPS: N 053° 20.218, E 83). Однако время было уже почти 6 часов вечера, а впереди оставалось 870 км. Стало понятно, что в гостиницу мы уже не попадаем, поэтому мы позвонили и опять отменили бронь.

Дорога до Новосибирска хорошего качества.

h-4201.jpg

Трафик фур к вечеру уже несколько ослаб, но ехать все равно было достаточно скучно - кругом болота и топи.

h-4203.jpg

Солнце уже садилось, хотя в Москве было еще всего 5 часов вечера.

h-4204.jpg

В Новосибирской области уже 21-00. В 22-46 заправились на Газпроме в районе с. Шубинское на 1142 км ФАД «Байкал».  Последний час уже едем в темноте,  луна стоит высоко над дорогой, освещая болота по обочинам. В какой – то момент на дорогу выскочила лиса, которую мы, двигаясь со скоростью прилично за стольник, благополучно сбили.  Опасно. Хорошо, что это был не лось. Хотя я  «отложил кирпичей»  и так. Должен отметить, что  LED-свет  на Rav4 идеален, ночью ехать очень комфортно, в отличие от «слепых» галогенок Форда Фокуса. Впрочем, когда он покупался, о свете особо не задумывались, т.к. предполагалась эксплуатация исключительно внутри города,  и такого света  хватало.

В 22-00 (2 часа ночи по местному времени) решили подремать  около какого-то мотеля в окрестностях Новосибирска.  Рядом охраняемая стоянка, баня, столовка, и прочие блага цивилизации для дальнобойщиков. Заселяться не стали, решили сэкономить деньги и время на погрузку /выгрузку.

5.08.20 День пятый. Новосибирск -Манжерок. «Если есть на свете рай-  это наш Алтайский край»

Проснулись в районе 6 часов утра по местному времени, от того что из отеля «вывалили» постояльцы и начали прыгать в машины хлопая дверьми.

h-4212.jpg

Ощущение после ночи в машине было достаточно «бомжеватое». Должен отметить, что подобные ночевки в «тачке» приходилось устраивать еще в студенчестве, совмещая учебу с разъездами по московским областным авиационным таможням, ожидая прибытия грузов ночными рейсами. Но тогда я был молодой и неприхотливый, мог подтирать пятую точку лопухом в поле, а сейчас уже нам,  как говорил мой любимый поэт, «имеющим ванную и теплый клозет»,  хочется комфорта, уюта и умиротворения.  Но тут опять – встречаем утро в дороге.

h-4209.jpg

h-4208.jpg

После ночевки заехали на Газпром в пригороде Новосибирска (г.Обь, Омский тракт д.8) в 6-42 чтобы заправиться и попить кофе.

h-4213.jpg

Новосибирск решили объезжать «югом», т.к. время почти 7 часов утра, и был шанс застрять в центре в пробках с народом, спешащим на работу.  Пока ехали – осмотрелись по сторонам. Должен отметить, что   окружающий трафик стал более «разношерстным»- стали появляться в большом количестве «праворульки», процент машин с  тремя овалами в эмблеме резко увеличился.  Причем  некоторые такие модели Тойоты мы даже никогда не видели, и не знаем, как они называются.

Примерно в 8-00 проехали плотину Новосибирской ГЭС в районе Краснообска.

h-4210.jpg

Проезжаем Бердск,  дорога пока хорошего качества. Погода радует, светит солнце, на улице очень жарко.  В 9-20 въезжаем в Алтайский край.

h-4217.jpg

Пейзажи кругом, словно под копирку из Краснодарского края - глазу не за что зацепиться. Всюду вспаханные поля, луга, равнины.

h-4215.jpg 

По обочинам установлены какие-то заборы. Вероятно, это ограждения для скота, чтобы не выходил на дорогу.

h-4211.jpg

Проходим поворот на Барнаул, пока не видим вообще ничего примечательного. В 11-50 проезжаем место гибели губернатора Алтайского края М. С. Евдокимова, разбившегося тут в 2005 году.

h-4221.jpg

Рядом с дорогой расположен мемориал в виде часовни, березок и памятного камня. Трагичное место. Впрочем, рядом уже идет бойкая торговля сувенирами.

Перед Бийском остановились в 11-45 на АЗС Лукойл (п.Гордеевский, М-52 273 км). Без масок тут топливо не отпускают. Проходим Бийск по объездной, при движении по которой пересекаем р. Бия. «Плоский» пейзаж за окном немного разбавил сосновый бор. Трасса Р-256 «Чуйский тракт» тут уже идет параллельно р.Катунь, но пейзаж кругом все еще скучный- равнина и степь.

В 13-00 мы въехали в ничем непримечательное на первый взгляд с. Сростки.  Но это только на первый взгляд. Сразу бросается в глаза, что на обочинах трассы идет активная торговля. Продают магнитики, мед, травы и прочие обязательные сувениры.  Не удивительно, т.к. Сростки это родина Шукшина.

h-4222.jpg

Тут же расположен музей-заповедник. Сворачиваем в поселок и едем к дому, который находится  в бывшей школе.

h-4218.jpg

Музей интересный.

h-4214.jpg

Экспозиция рассказывает про деятельность Шукшина, его приезды на родину. Представлено много хороших  экспонатов.

h-4216.jpg

Посмотрели, пошли в музей – дом матери Шукшина и дом, в котором прошли его детские годы. Тут тоже интересные объекты. Особенно понравился дом матери, который он купил, уже встав на широкий путь своего творчества.

h-4235.jpg

h-4232.jpg

h-4223.jpg

h-4226.jpg

Интерьеры достаточно типичны для своего времени, но все равно было достаточно интересно посмотреть внутреннее убранство дома.

h-4233.jpg

h-4220.jpg

h-4219.jpg

Вот как раньше знаменитые люди строили своими руками:

h-4227.jpg

Не то что сейчас- нагнал таджиков, дал "бабки" и вперед.

h-4234.jpg

Прошлись по поселку. С виду обычный, не примечательный населенный пункт.  Но все-таки знаковый, особенный. Чтобы лучше прочувствовать энергетику этого места, специально прошлись пешком на гору Пикет, где расположен памятник Шукшину.

h-4224.jpg

Памятник очень понравился, несмотря на свою простоту. Именно такой и должен быть. Народный, простой, честный.

h-4231.jpg

Рядом расположена небольшая смотровая площадка в виде сцены, где проходят ежегодные Шукшинские чтения.

h-4225.jpg

Вообще это место мне понравилось. Село напомнил Константиново под Рязанью. Впрочем, такие места всегда чем-то похожи по своей сути.

По первоначальному плану у нас была забронирована квартира в Горно-Алтайске рядом с Национальным музеем республики Алтай им.  А.В. Анохина. Но посетив перед выездом его сайт, мы обнаружили, что он закрыт из-за эпидемии короновируса. Мы подумали, что сидеть в квартире и «глядеть в потолок» это плохая идея и начали искать варианты замены ночлега. В итоге мы решили, что лучше забить номер в окрестностях г.Манжерок, чтобы по приезду вечером нормально поесть , и на следующий день уже быть в самом «эпицентре достопримечательностей».  Что мы и сделали. Единственная проблема, которая нас подстерегала- ограниченное количество свободных гостиниц и отелей, огромное количество народа на этом курорте . Тут вся Новосибирская область, Красноярский, Алтайский край, Кемеровская, Томская области, даже Приморский край. Такое впечатление, что все они поехали именно в Манжерок одномоментно.  Но мы все же решили бронировать место в самом центре этого «пчелиного улья».  Согласно условиям букинга, номер был оплачен заранее. Гостиница-  «Всесезонный курорт Манжерок» (Село Озерное,  GPS: N 051° 48.895, E 85° 48.188).  Стоимость номера - мягко говоря не очень скромные 5600 рублей за ночь (единственный плюс - билет на подъемник включен в эту цену).

На всякий случай сделали звонок в музей Анохина, убедились, что он по-прежнему закрыт из-за COVID, прикупили сувениры, продолжили  движение.

h-4240.jpg

В  16-00 мы въехали в Республику Алтай.

h-4228.jpg

На въезде остановились около одного памятного знака.

h-4230.jpg

Это знак «Алтай - сердце Евразии». Он был подарен республикой Татарстан и символизирует признание республики Алтай  родиной  тюркских народов. Проезжаем село Майма, которое мне напомнило окрестности города на трассе «Кавказ» в районе Пятигорска. Какие-то магазинчики, лотки, большое скопление народа.  В общем - не село, а целый мини-город.

Местность стала более холмистая- стали появляться горки.

h-4229.jpg

В районе Ая   решаем остановиться и сделать вылазку по платному мосту через Катунь на соседний берег.

h-4239.jpg

 Стоимость перехода -50 рублей с человека туда, и 50 рублей обратно.

h-4242.jpg

h-4241.jpg

 Если я правильно понимаю, этот мост восстановили после наводнения в 2014 году, и по нему раньше можно было ехать даже на машине. Картинки этого стихийного бедствия достаточно легко «гуглятся» в интернете. Вообще 2014 год был одним из самых неудачных для Алтая. Местные жители были уверены, что наводнение вызвал гнев прародительницы – принцессы Укока, около 2,5 тысячи лет назад похороненной в кургане на плато Укок, мумия которой была затем эксгумирована  и сейчас  хранится в упомянутом выше музее Анохина. Мнительные граждане даже требовали вернуть ее на Укок и предать земле.

В Горно-Алтайске вода дошла до Национального музея Анохина, где хранится эта мумия. Тогда же пошли слухи об экстренной эвакуации ценного экспоната, однако они не подтвердились – до  хранилища вода не дошла, а саму мумию никуда не вывозили, поскольку необходимый для ее сохранности микроклимат есть только в саркофаге, который  оснащен специальными  установками. Прямо как мавзолей.

Гневом принцессы Укока объяснили и град, поразивший Алтай через два месяца в конце июля 2014 года. Огромные градины, выбивали окна и пробивали крыши, били машины, засыпали посадки в огородах.

      Но мы немного отвлеклись. Должен отметить, что обстановка с размещением туристов рядом с берегами Катуни напомнила мне таковую в Краснодарском крае на побережьях Геленджика, Туапсе, Лоо  и т.п. Все застроено базами отдыха, домами, кемпингами. Кругом всякие многочисленные точки питания, сувениры, разные аттракционы, канатные дороги, фотографы с мартышками, попугайчиками, рафтинги  и прочие вещи, «пылесосящие» карманы туристов с колоссальной интенсивностью. В связи с ограниченным  временем, мы сразу условились, что проходим все эти места  со стальным «покерфэйсом»  и не поддаемся на уговоры местных «бизнесменов». Проходим к местной часовенке на горе, по пути видим дорогой отель «Корона Алтая». 

h-4237.jpg

h-4238.jpg

Вышли на «пляж».

h-4243.jpg

При этом берега Катуни как обычно бывает в таких случаях засраны, как говорят казахи  «от души».

h-4247.jpg

Кругом валяются кучи мусора, огрызки, арматура, бутылки и т.п.

h-4245.jpg

Посмотрев эти окрестности, возвращаемся назад к машине и едем в сторону нашего отеля. По факту похожего на барак, обшитый сайдингом. В районе 18 -00 приезжаем к нему.

h-4246.jpg

Сразу видно, что днем стоянка полностью забита, яблоку негде упасть. Ближе к вечеру же народ разъезжается, но все равно чувствуется скопление людей, толпа. Народу много, как на курортах Краснодарского края.  Оформились, пошли заселяться.

h-4244.jpg

Номер самый простецкий.  Даже кондиционеров нет. Спасибо, что «толчок» не общий.  Страшно подумать, сколько стоит навороченный вариант. Единственный плюс - канатка входит в стоимость номера.

h-4250.jpg

Положили вещи и решили сходить в местный ресторан при туристическом комплексе. Поужинав на 3000р рублей, пошли осмотреть окрестности- прогулялись к канатной дороге, и в сторону озера.

h-4249.jpg

К воде спуск не нашли – все огорожено, вода мутная даже вечером, а днем, очевидно толпы народа.

h-4254.jpg

Солнце уже садилось, делать было нечего, и мы пошли спать.

h-4248.jpg

6.08.20 День шестой. Манжерок –Чемал. "Не прячьте ваши денежки по банкам и углам"

h-4719.jpg

«Расскажи ты мне, дружок, 

Что такое Манжерок,

Может это островок,

Может это городок?»

(Из песни О. Фельцмана на стихи Н. Олева)

Итак, мы проснулись в отеле в этом курортном «оазисе», в котором будучи туристами можно с турбореактивной  скоростью  опорожнять свои «лопатники» и пластиковые карточки, при этом вещая: «Не могу говорить, перезвоню, я отдыхаю на Алтае». Хотя по факту это место ничем не отличается от курортов Краснодарского побережья, в котором так же активно «пылесосят» карманы отдыхающих местные предприимчивые кубаноиды. К чему это я пишу?  На мой взгляд – интересные места Алтая начинаются именно после Семинского перевала. Именно тут, по мнению местных знакомых сибиряков, начинается настоящий Алтай.  Самые интересные  места- дальше Акташа. Чем южнее, ближе к Монголии - тем интереснее. Максимально интересные - дикие, куда сложно добраться на машине. Тут же  достопримечательности прямо скажу, сильного восторга не вызывают. Так, что называется, поставить «галочку» типа: «я тут был». После подъема и завтрака мы поспешили в сторону канатной дороги, которая ведет на гору Малая Синюха.

h-4260.jpg

Нам повезло, и мы оказались вторые в очереди. Спустя 10 минут за нами выстроился приличный «хвост» из людей. Канатка открылась, и мы поехали.

Манжерок при подъеме виден очень хорошо.

h-4255.jpg

h-4257.jpg

Видно озеро, видна также река Катунь, вьющаяся голубой лентой.

Сама вершина горы находится на отметке 1012 метров над уровнем моря. На 633 метрах мы вышли на верхней станции подъемника.

 Стоит отметить, что раньше подъемник был открытый кресельный, недавно же запустили еще и кабинки закрытого типа. Это хорошо, т.к. кабинки оказались совсем «свежими» и комфортными.

На горе идет торговля сувенирами, и прочие развлечения. Короче говоря, опять «откачка».

h-4258.jpg

Походили, пофотографировали, и отправились назад. Спустившись, забрали вещи из номера, и поехали в сторону Чуйского тракта.

Оказавшись на дороге, делаем следующую остановку. Решаем перейти по мосту в Бирюзовую Катунь.

h-4263.jpg

Автомобиль оставили на левом берегу. Для автомобилей въезд в ОЭЗ «Бирюзовая Катунь» платный.

h-4264.jpg

Сразу за мостом расположен пункт оплаты.

h-4261.jpg

Тут тоже имеются разные «пылесосы» карманов- платные бассейны, тир, аттракционы, канатки, и пр.

h-4259.jpg

Нас же заинтересовали Тавдинские пещеры.

h-4271.jpg

Решаем пройти пешком, т.к. до входа около 0,5 километра.

h-4265.jpg

Пришли, где-то в 12-30 купили билеты,

h-4267.jpg

и объединились с группой. По этим пещерам существует 2 вида маршрутов - долгий, продолжительностью  около 4 часов, маршрут со специальным снаряжением. Мы же идем на простую экскурсию, продолжительностью около часа.   Осмотр начинается у подножья скалы, а заканчивается спуском с нее же.

h-4266.jpg

h-4269.jpg

h-4278.jpg

По пути  заходим в пещеры. Иногда приходится даже пригибаться, чтобы пробраться вперед.

h-4268.jpg

В целом же пещеры не произвели должного впечатления. Если сравнивать с Кунгурской ледяной пещерой в Пермском крае, или особенно с пещерой Кумистави в Грузии, то эта даже рядом с ними «не стояла». Осмотрев пещеры, направляемся к машине.

h-4270.jpg

 По пути увидели памятник Джону Ленону.

h-4274.jpg

Следующая остановка была в районе Барангола. Мы опять перешли через Катунь и направились по указателям в сторону Камышлинского водопада.Проход по мосту к водопаду, как и следовало ожидать- платный. 400 р за всех.

h-4272.jpg 

h-4282.jpg

До водопада преодолели быстрым шагом около 2 км.  Народа как всегда – море,  и тут тоже всякие средства для «отсоса» наличности – канатки, домики с едой и .т.п.

h-4279.jpg

Водопад совсем не впечатлил. Такие же «пИсалки» как и в Краснодарском крае.

h-4275.jpg

Похожих водопадов мы уже видели миллионы в районе Геленджика в 2014 году.  В общем «три пишем, два в уме». Опять же, зайти чисто для «галочки».

Едем дальше, в сторону Чемала.

h-4277.jpg

Уткнувшись в ремонт дороги, мы приехали в Чемал около 6 часов вечера по местному времени, и сразу отправились в сторону острова Патмос. Бросили машину в поселке и прошли с «черного входа» к проходной на остров. Тут Катунь течет мимо отвесных скал.

h-4281.jpg

Пересекаем Катунь по подвесному качающемуся мосту.

h-4273.jpg

На острове расположен маленький скит и расписной грот.

h-4276.jpg

В целом – тесно, и ходить тут особо некуда. Один шаг влево, два шага вправо. И все. Спустились вниз к реке по разрушенному мосту.

h-4280.jpg

Виды достаточно красивые.

h-4283.jpg

h-4286.jpg

В сторону Чемальской ГЭС сегодня не пошли, в голове уже и так «каша»- ее посетить спланировали завтра. После осмотра Патмоса, едем заселяться в Чемал, где у нас забронирован номер в  гостинице «Чемальское подворье» (Пчелкина ул., 37, Чемал, 649240, GPS: N 051° 24.735, E 85° 59.997.) Номер на трех человек вышел в 5400 рублей с завтраками. Но , забегая вперед , скажу, что номер был довольно качественный.

h-4284.jpg

Гостиница свежая, деревянная.

h-4285.jpg

После заселения пошли в местное кафе, поужинали.

h-4253.jpg

Я попробовал суп и второе блюдо из мяса марала.  На вкус ничего особенного не представляет - похож немного на говядину.

h-4252.jpg

Время было уже 9-30 вечера по местному, и мы пошли спать, т.к. завтра надо было опять встать рано.

7.08.20 День Седьмой. Чемал-Акташ. "Красивейшая дорога мира".

h-4718.jpg

День начался с раннего завтрака в гостинице, сбора вещей и выезда в сторону Чемальской ГЭС.  Доехали достаточно быстро, поставили машину на свободное место перед платной парковкой (на обратном пути она была уже забита машинами полностью).  Спешились и пошли к станции. По пути к ГЭС идет активная торговля сувенирами, опять предлагают рафт на лодках, тарзанки и прочие развлечения.

h-4296.jpg

Мы же проследовали к кассам на входе, и оплатили экскурсию. Вместе с нами пошла семейная пара из Новокузнецка.   Экскурсовод очень интересно рассказывала про объект.  Мы прошли через плотину, во время перехода нам поведали, как пострадала ГЭС при наводнении 2014 года, а также историю электростанции.

h-4294.jpg

h-4287.jpg

Экскурсовод сообщила, что это самая старая ГЭС в России.

h-4289.jpg

На мой  вопрос: «а как же ГЭС  в деревне Пороги, около Сатки на Урале??? Она же еще древнее?», экскурсовод ответила, что Чемальская - это самая старая ГЭС из тех, что работали без капремонта, а ГЭС в Порогах все-таки ремонтировали капитально.

h-4291.jpg

Водохранилище было спущено при наводнении. В данный момент ведутся работы по восстановлению дамбы.

На дне бывшего водохранилища около водоводов видны последствия затопления – на дне лежат бревна , доски и прочий мусор.

h-4302.jpg

Прошли в машинный зал,  на стенах которого можно видеть, насколько высоко поднималась вода во время наводнений.

h-4292.jpg

А они тут случались довольно часто . При этом все агрегаты станции выпущены еще до войны, и до последнего времени еще продолжали работать. Ведь действительно «машина времени» и  советское качество.

h-4300.jpg

Вот, например, пульт управления.

h-4298.jpg

доступ к водоводам

h-4293.jpg

Но должен сказать , что ГЭС в д. Пороги , которую мы видели в 2015 году меня впечатлила несколько больше, может потому, что она была в полной «боеготовности» и функционировала по прямому назначению.Но, тем не менее, Чемальская ГЭС тоже очень интересная.

h-4301.jpg

После этого мы вернулись на плотину, и  перешли на другой берег по мосту, где я еще пофотографировал ГЭС.

h-4297.jpg

После этого мы пошли по тропе, которая идет вдоль берега Катуни в сторону острова Патмос , и называется Козьей тропой

h-4295.jpg

Тут открываются интересные виды со смотровой площадки, видно как р.Чемал впадает в Катунь.

h-4299.jpg

Прошли по тропе, и пошли назад к машине.

После  просмотра  основных достопримечательностей Чемала наш путь лежал опять на Чуйский тракт, где, следуя в сторону Акташа , нам предстояла задача «собрать»  по пути туда основные точки осмотра.

h-4306.jpg

Заправились на Роснефти в 13-40 до полного бака. Дорога по мере приближения к Семинскому перевалу становилась все более холмистой, и собственно скоро мы достигли самого перевала. Хотя мы этого особо не почувствовали, особенно после перевалов в Армении, этот можно назвать перевалом с очень большой натяжкой. На гребне перевала стоит обелиск,  установленный тут в честь 200-летия вхождения алтайского народа в состав России.  

h-4307.jpg

На дороге куча палаток с сувенирами, справа идет своротка в горнолыжный УТЦ, на воротах которого еще висит ретро-табличка времен СССР.

h-4305.jpg

Посмотрели окрестности, я сфотографировался с маралом на память.  Вот такого милого, маленького (или уже старенького) маральчика я вчера безжалостно употребил в пищу:

h-4304.jpg

Его рога (пАнты) тоже достаточно успешно идут "в ход".  Говорят, они являются лекарством чуть ли не от всех бед: от поноса до простатита (шутка). Поэтому тут даже процветает бизнес- разведение маралов.  Двигаемся дальше.

h-4303.jpg

После д. Хабаровки начинается перевал Чике-Таман. Он находится на 665-м километре Чуйского тракта.

Тут открываются уже более интересные виды.

h-4313.jpg

h-4309.jpg

Народа наверху тоже очень много.

Начинаем спуск. 

h-4308.jpg

Окружающие виды при движении по Чуйскому тракту меняются достаточно быстро.

h-4318.jpg

h-4312.jpg

h-4316.jpg

h-4315.jpg

Проезжаем интересные места:

h-4310.jpg

h-4311.jpg

В районе Ини  трасса пересекает Катунь. Останавливаемся на «площадке», с которой видно слияние Чуи и Катуни.

h-4320.jpg

h-4314.jpg

Место очень живописное.
h-4317.jpg

Теперь дорога идет вдоль Чуи.

h-4322.jpg

h-4319.jpg

Следующее место остановки -  так называемый музей петроглифов под открытым небом.

h-4321.jpg

h-4324.jpg

Честно говоря, слушали экскурсовода в «пол-уха». 

h-4323.jpg

h-4325.jpg

Заехали  еще в одно место с древним наскальным творчеством.

h-4329.jpg

h-4326.jpg

h-4327.jpg

Не очень впечатлило.Короче говоря, все эти петроглифы уже все-таки порядком поднадоели.

h-4328.jpg

Вскоре на горизонте появляется скала Белый Бом и одноименное село. 

h-4333.jpg

Еще немного, и мы добираемся до памятника водителям,  возившим по Чуйскому тракту грузы для фронта во время Великой Отечественной войны.

h-4331.jpg

2 "веселых гуся"  : ) Путешественники возвращаясь после осмотра памятника чуть не сели нам в машину

h-4336.jpg

Место, где расположен памятник тоже очень красивое

h-4334.jpg

h-4330.jpg

Смеркается.

h-4335.jpg

Наша следующая остановка - площадка около водопада Ширлак.

h-4332.jpg

Подниматься к нему я не стал. Сфотографировал с дороги.

h-4337.jpg

В сумерках въехали в Улаганский район,

h-4338.jpg

затем добрались до Акташа, где сразу же остановились в гостинице Расул – она расположена прямо на трассе.

h-4288.jpg

Должен отметить, что между Чемалом и Акташем на трассе нет брендовых АЗС, кроме Роснефти, расположенной в начале сегодняшнего участка. Поэтому на одноименной заправке  в Акташе пришлось заливать бак под пробку. Некоторые заправляли тут еще и канистры.  На территории комплекса Расул остановились в кедровом домике с удобствами, который  стоил 3300рублей за ночь. Домик весьма неплохой. Разместились, приготовили ужин, и стали готовиться ко сну, т.к. завтра  встать надо было опять рано. В Москве еще нет 6-ти часов , а тут уже «выколи глаз».

h-4290.jpg

Продолжение следует...

Можно разместить этот отчет в социальных сетях. Таким образом Вы помогаете популяризации сайта.

Яндекс.Метрика
По вопросам сотрудничества и размещения рекламы пишите plo@autotravel.ru