Откуда: Москва Когда: 08/2020
По маршруту: Санкт-Петербург, Волгоград
Рейтинг отчета:
Автор: Участник форума: MANUL78
Избитыми маршрутами. Комбинация «Север – Юг».
Часть 2. Санкт-Петербург и Волгоград
...Дальше мы уже без остановок поехали в Петербург, в отель.
Проехались сначала по КАДу, потом по ЗСД. Эта дорога нам понравилась. Хоть она и платная, зато удобная и быстрая.
Наш отель назывался «Де Люкс на Галерной» и был, в соответствии со своим названием расположен в самом центре Петербурга, на Галерной улице, дом 3, в старинном трехэтажном доме, являющимся продолжением Президентской библиотеки имени Б.Н. Ельцина.
Подъехав к своему отелю, заехали в арку. Как нам сказала администратор отеля, здесь можно оставить свою машину. Когда мы въехали в эту арку, то увидели, что место есть ровно на половину машины – все пространство двора уже занято другими автомобилями, а вокруг нас находится человек 10 рабочих из Средней Азии, отдыхающих во внутреннем дворике. Делать нечего, я вышел из машины и попросил рабочих чуток подвинуться, чтобы хоть как-то воткнуть нашу машинку. Один из отдыхавших рабочих поинтересовался – туристы ли мы и надолго ли мы сюда приехали? Получив на оба вопроса положительные ответы, он сказал, что сейчас выгонит свою машину, а я могу поставить свою на его место. Ура! Спасибо тебе, дружище! Проблема со стоянкой была решена. По крайней мере, на ближайшее время.
Перетаскали вещи в наш номер. Рабочие шумно восхищались обилием вещей, влезших, в общем-то, в небольшую машину.
Наш номер, расположенный на 2-м этаже был прекрасен. Двухэтажный, с ванной-джакузи, небольшой сауной и кухней.
Окна выходили на здание Конституционного суда РФ.
Вечером мы устроили небольшой гастрономический праздник, а одним из главных блюд стал великолепный морской окунь, купленный нами еще в Кандалакше.
Следующий день посвятили пешей прогулке по Петербургу. Мы хотели показать Ане основные достопримечательности этого красивого города. И я, и Катя были в Питере не по одному разу, а я, так вообще, довольно часто посещаю этот город по работе.
Свою прогулку по Петербургу мы начали с самой близкой к нашей гостинице достопримечательности – великолепному памятнику Петру I, больше известному, с легкой руки А.С. Пушкина, как Медный всадник. Открыт был этот памятник в 1782 году. И, конечно, никакой он не медный, а бронзовый.
Прошлись по Александровскому саду, вышли к памятнику великому путешественнику и исследователю Николаю Михайловичу Пржевальскому. Этот памятник был установлен здесь в 1892 году по инициативе Русского Географического общества. Главное место в композиции памятника занимает верблюд. Именно такие верблюды помогали Пржевальскому в исследовании Центральной Азии.
Верблюд великолепен.
После этого мы вышли к Исаакиевскому собору. На мой взгляд, это главная достопримечательность Санкт-Петербурга. Великое творение Огюста Монферрана, огромный собор в честь святого-покровителя Петра I – Исаакия Далматского, был построен за 40 лет – с 1818 по 1858 года. Вызывает восхищение, сколько инженерных и технических новшеств было применено при его строительстве.
Нам очень хотелось показать Ане, как выглядит собор внутри. Мы встали в очередь в первую попавшуюся кассу. Тут подошел сотрудник музея и сказал, что билеты без очереди можно купить прямо на входе в музей, в терминале, и что там есть еще и касса. Мы воспользовались его советом и купили билеты в терминале. Быстро и удобно. Прошли контроль и вошли в собор. Главная примета этого года – посещение достопримечательностей возможно только в масках.
Народа в соборе было совсем немного. И нам, и Ане здесь очень понравилось.
От собора, через Исаакиевский сквер мы дошли до памятника императору Николаю I. К огромному сожалению, он закрыт на реставрацию.
У Синего моста, являющегося самым широким мостом города (более 97 метров)
посмотрели обелиск с отметками самых сильных наводнений Петербурга. Отметка 1824 года поражает воображение.
По Вознесенскому проспекту и Казанской улице мы вышли к еще одному символу Санкт-Петербурга – Казанскому кафедральному собору.
Очень интересна история строительства храма. В конкурсе проектов на его строительство принимали участие знаменитые архитекторы того времени: П. Гонзаго, А. Д. Захаров, Ч. Камерон, Дж. Кваренги и многие другие. Победил проект Камерона. Однако, примерно через месяц, Павел I– председатель приемочной комиссии, отозвал свое решение. Ни один из проектов в итоге тогда не был утвержден. Только через год президент Императорской Академии художеств и куратор строительства собора граф Александр Сергеевич Строганов, сумел найти подход к скуповатому императору. Он, посулив Павлу большую экономию при строительстве, в том числе и за счет того, что предложил свои средства на строительство, «протолкнул» проект своего протеже, молодого архитектора Андрея Никифоровича Воронихина.
Этот талантливый архитектор, ученик В.И. Баженова – бывший крепостной графа Строганова, получивший от него вольную и учившийся вместе с сыном Александра Сергеевича в Париже и Женеве.
В результате строительство собора началось в 1801 году и продлилось 10 лет, до 1811 годах.
Собор, конечно, очень красив. Но, по сравнению с тем же Исаакиевским собором, гораздо более темный, можно сказать мрачный.
Именно здесь, в 1813 году был похоронен русский полководец М.И. Кутузов.
До этого никто из нас не был внутри этого собора. Не могу сказать, что он мне понравился, как Исаакиевский, но уж точно запомнился.
Возле собора установлены памятники командующим русских войск во время войны с Наполеоном – М.И. Кутузова и М.Б. Барклая-де-Толли.
Недалеко от храма есть интересный фонтанчик 1809 года.
После осмотра Казанского собора, перешли на другую сторону Невского проспекта и двинулись в направлении Михайловского замка.
По дороге осмотрели католическую церковь - базилику святой Екатерины Александрийской.
Строительство этой единственной в России малой базилики, возводившейся по проекту мастера барочного стиля - Пьетро Трезини, растянулось из-за различных неурядиц более чем на 30 лет - с 1751 по 1782 годы. Неплохо выглядит.
Питерская погода, наконец-то, проявила себя. Пошел мелкий моросящий дождь. Ничего страшного - продолжим осмотр города под зонтиками.
Дошли до Малой конюшенной улицы, где установлен очень мрачный памятник Н.В. Гоголю. Наверное, даже, слишком мрачный.
Подошли к довольно красивому зданию Шведской лютеранско-евангелической церкви святой Екатерины. В этой части Петербурга святой Екатерине посвящено много церквей.
А дальше дождь, все-таки, загнал нас в укрытие. Спрятавшись в одной из арок, мы устроили перекус пирожками, купленными около Казанского собора. Дождавшись окончания дождя (слава Богу, ждать пришлось недолго), осмотрели главное место религиозного притяжения немецкой общины Санкт-Петербурга - лютеранскую церковь Святых Петра и Павла. Эта строгая церковь, построенная в 1838 году, в советское время использовалась в качестве бассейна.
В настоящее время она отреставрирована и выглядит хорошо.
Вышли на Невский проспект. Прошли мимо великолепного дома с башенкой - здания компании «Зингер», мимо Большого Гостиного двора, построенного в 1785 году по проекту Растрелли и который у меня, честно говоря, не вызывает приятных эмоций. Видимо, из-за суеты перед ним, так как с архитектурой все в порядке.
Затем мы свернули с Невского на Михайловскую улицу. Пройдя через Михайловский сквер, с одним из самых, на мой взгляд, лучших памятников А.С. Пушкину скульптора М.К. Аникушина,
вышли к зданию Русского музея. Территория музея была закрыта, хотя его посещение и так не входило в наши планы. По Инженерной улице, дошли до Кленовой и подошли к конному памятнику Петру I, установленному перед Инженерным замком.
В этом памятнике, установленном в 1800 году, при Павле I, мне больше всего запомнилась надпись: «Прадеду Правнук». По-моему, очень емко и сильно.
Обойдя замок справа, вышли на Набережную Фонтанки.
Естественно, не смогли пройти мимо памятника «Чижику-Пыжику», которого Аня очень хотела увидеть. К сожалению, ее рост еще не позволял ей перегнуться через ограждение и рассмотреть птицу. Я приподнял ее, и она покидала в него несколько монет. Естественно, мимо. Больше всего мне здесь запомнился молчаливый дядька, стоявший чуть левее чижика и методично опускающий в воду здоровый круглый магнит. Именно ему достаются монетки людей, промазавших по «чижику». Интересно, много?
Ловец на фото чуть правее центра фотографии, на фоне кабины белого грузовика.
Перейдя Фонтанку, я дошел до церкви Святого Великомученика и Целителя Пантелеймона. Эта относительно небольшая красная церковь с красивым барочным куполом – одна из первых церквей Петербурга. Построена она была в 1734 году.
Пройдясь немного вдоль Мойки и перейдя Лебяжью канавку, мы вышли на Марсово поле. Огромное пустое пространство в центре Петербурга, которое Екатерина I пыталась превратить в сад с аллеями и фонтанами, впоследствии было превращено императором Павлом в плац для проведения парадов и смотров войск.
Далее мы свернули налево, и подошли к Мраморному дворцу – филиалу Русского музея. Он, как и основное здание музея, был закрыт. Даже во двор не получилось зайти. А внешне этот дворец мне не понравился, как это ни смешно звучит.
Очень жаль, но даже памятник Александру III не удалось рассмотреть вблизи. Кажется, очень неплохой памятник.
Прошли мимо памятника Александру Васильевичу Суворову, выполненному в классическом стиле и установленного в 1801 году по указу Павла I. Этот памятник был воздвигнут в честь итальянского похода Александра Васильевича. Не могу сказать, что такой образ полководца, как запечатлен в этом памятнике, мне близок, но возраст монумента вызывает уважение.
Через Троицкий мост мы перешли Неву. Этот мост, строившийся с 1897 по 1903 годы, имеет длину 582 метра.
Сойдя с моста, прошли мимо не вызвавшей эмоций Троицкой часовни,
построенной в 2003 году, в честь 300-летия Санкт-Петербурга, и по Петровской набережной двинулись в сторону «Авроры».
По дороге посмотрели прикольных китайских истуканов Ши-Цза, привезенных в 1907 году из Манчжурии.
Вскоре мы подошли к «Авроре».
Это не первый военный корабль, который мы видели вблизи, но точно – самый старинный из них. Наша Аня очень хотела его увидеть.
Бронепалубный крейсер «Аврора» водоизмещением 7130 т был спущен на воду в 1900 году, а в строй вступил летом 1903 года. Экипаж крейсера - 20 офицеров и 550 матросов, а основу вооружения составляли 8 152 мм пушек и 24 75 мм пушки. Дальность хода корабля составляла 4000 миль.
Корабль участвовал в русско-японской войне. В составе 2-й Тихоокеанской эскадры «Аврора» осуществила переход из Либавы на Дальний восток, где во время Цусимского сражения 14 мая 1905 года получила 18 попаданий японских снарядов. Во время этого боя погибли 1 офицер и 9 матросов. 26 мая 1905 года корабль был интернирован в Маниле.
После возвращения в Россию, принимал участие в Первой Мировой войне. По некоторым сведениям, выстрел из носового орудия послужил сигналом к штурму Зимнего дворца 25 октября 1917 года (по другим сведениям, «Аврора» в этот момент стаяла с разгруженным боезапасом на ремонте на Балтийском заводе, а стреляли из Петропавловской крепости). Также корабль участвовал в Гражданской войне. Во время Великой Отечественной войны орудия «Аврора» находилась в Ораниенбауме. Здесь с нее сняли орудия главного калибра, из которых сформировали батарею, установленную возле поселка Дудергоф. Батарея сражалась героически, однако была захвачена превосходящими силам немецких войск, кроме двух орудий - №8 и №9. Эти 2 орудия сражались еще 8 дней до исчерпания боезапаса. Из 165 человек в живых осталось 26. Сама же «Аврора» постоянно подвергалась обстрелам немцев, в результате чего корабль затонул и корпус сел на грунт. Флаг, поднятый даже над затонувшим крейсером, не давал немцам покоя, и обстрелы продолжались до конца блокады Ленинграда.
фото из интернета
После Войны «Аврору» подняли и отремонтировали. С 1966 года это – корабль музей. И пусть есть огромные вопросы к ремонту корабля в 1984 году, когда корабль фактически лишился своего исторического корпуса и многих других деталей, все равно – этот корабль для меня и в таком виде очень интересен. Других боевых кораблей такого возраста у нас, в России, нет.
«Аврора» стоит напротив очень красивого здания Нахимовского военно-морского училища.
Возле его входов установлены скульптура адмирала, героя Крымской войны, П. С. Нахимова
и скульптура нахимовца «Служим Родине с детства» с натертым до блеска носом.
После этого я подошел к памятнику 300-летию Российского флота.
Чушь какая-то, а не памятник.
По улице Куйбышева мы дошли до Кронверкского проспекта, и подошли к Соборной мечети.
Восхитительное здание мечети было построено в 1909-1920 годах по проекту архитектора Н.В. Васильева. Я очень давно хотел ее увидеть вблизи и вот, наконец, мне это удалось.
От мечети дошли до памятника миноносцу «Стерегущий». Этот памятник посвящен одному из трагических и одновременно героических эпизодов русско-японской войны. 26 февраля 1904 года «Стерегущий» погиб в неравном бою с отрядом японских миноносцев.
Памятник изображает двух матросов, открывающих кингстоны (отверстия для затопления корабля) миноносца, чтобы он не достался японцам. Однако уже после строительства памятника выяснилось - на «Стерегущем» кингстонов не было. Корабль затонул от пробоин. Но это не уменьшило героизма экипажа. И Николай II, открывавший памятник в 1911 году, отдал приказ не менять памятник, оставив все, как есть.
Памятник, на самом деле, очень сильный. Мне очень понравился.
Перекусив блинами в сквере и немного передохнув, пошли в Петропавловскую крепость.
Прошли мимо забавного зайца в Кронверкском проливе.
Естественно, покидали монетки и в зайца. Тоже, правда, безуспешно.
Пройдя по Кронверкскому мосту, вошли в Петропавловскую крепость. Эта крепость была построена на Заячьем острове. Начало строительства пришлось на 1703 год. Именно Петропавловская крепость положила начало строительству Санкт-Петербурга. В конце XVIII века крепость была облицована гранитом и приобрела знакомый нам вид и очертания. Главное сооружение крепости – каменный Петропавловский собор, придающий городу узнаваемый силуэт, был построен по проекту великого швейцарского архитектора Доменико Трезини в 1712-1733 годах. Он стал усыпальницей русских императоров, начиная с Петра I. Колокольня собора – самая высокая колокольня в России – ее высота 123 метра. Она делает этот собор более похожим на церкви северо-западной Европы, чем на русскую церковь. Здесь же, на территории крепости находится Санкт-Петербургский монетный двор.
Прошлись по Петропавловской крепости. Здесь теперь везде много зайцев.
Вышли к Неве. Виды отсюда великолепны.
Послушали перезвон колокольни собора.
И пошли по направлению к дому.
Прошли мимо Ростральных колонн,
мимо ремонтирующегося здания Биржи.
Перейдя Неву по Дворцовому мосту
и отбившись от атак продавцов билетов на речные прогулки и ростовых кукол, вышли на Дворцовую площадь - главную площадь Санкт-Петербурга.
Дальнейший наш путь к гостинице лежал по Адмиралтейской набережной. Здесь расположен еще один памятник с интересной историей – памятник Царю-Плотнику.
Этот памятник проливает свет на события 1697 года, когда Петр I посещал с Великим посольством Голландию, где в городе Саардам, под вымышленным именем Петр Михайлов, обучался корабельному делу.
Памятник царю-плотнику был изготовлен и установлен на Адмиралтейской набережной в 1910 году. В 1911 году с него была отлита копия, которую установили в Голландии, в Саардаме. Еще одну копию, отлитую в 1913 году, установили в Летнем саду. После Октябрьской революции, в 1919 году памятник с набережной пошел на переплавку... Про скульптуру из Летнего сада тогда забыли и вспомнили только в 1934 году. Итог, правда, был такой же.
Но сейчас-то на Адмиралтейской набережной стоит царь-плотник! Откуда же взялся этот памятник? Голландцы помогли. Они свой памятник сохранили и в 1996 году сняли с него копию. Именно она, подаренная Санкт-Петербургу в том же 1996 году, на 300-летие Российского флота, и установлена сейчас на Адмиралтейской набережной.
Наша прогулка на сегодня закончилась. Еле дошли до дома от усталости.
Вечер мы замечательно провели в отдыхе и прекрасном «ничегонеделаньи».
Пройдя в этот день пешком больше 25 километров, на следующий день мы запланировали комбинированную пешеходно-автомобильную прогулку.
Выехав из отеля около 10 часов утра, переехали Неву и поставили машину на 7-й Линии Васильевского острова, прямо напротив красивого здания с аптекой доктора Пеля. И сама аптека, и труба во внутреннем дворе этого здания (она же Башня Грифонов) некоторыми товарищами считаются мистическим полюсом Петербурга. Я же, честно говоря, далек от этого, поэтому ломиться в закрытый двор (а людям, живущим в этом доме, все эти мистики очень надоели) не стали.
Первым делом мы осмотрели очень красивый, как бы стремящийся ввысь собор Святого апостола Андрея Первозванного, построенный в 1761-1780 годах по проекту архитектора А.Ф. Виста.
Возле собора установлен бюст первого кавалера Ордена Андрея Первозванного – сподвижника и, можно сказать, защитника молодого Петра I– Федора Алексеевича Головина.
Орден Андрея Первозванного (в честь этого святого назван и собор) – это высший орден России с 1698 по 1917 годы.
Прогулявшись дальше по 6-й Линии, подошли к памятнику еще одному очень близкому соратнику Петра I – Василию Корчмину. Именно этот человек, военный-изобретатель и артиллерист, можно сказать, дал название Васильевскому острову.
Памятник получился веселым, а вот «бэкграунд» в виде серого дома мне не нравится.
Возле метро Василеостровская осмотрели памятник конке. Интересная копия вагона предшественника трамвая конца XIX века.
К сожалению, состояние у памятника не очень хорошее. Реклама каких-то касс на самом вагончике и дурацкая, наполовину разломанная, ограда очень портят вид.
Дальше мы свернули на Средний проспект ВО и вышли к лютеранской церкви Святого Михаила.
Готическая церковь с высоким шпилем колокольни, построенная в 1876 году, органично вписывается в окружающую архитектуру. В отличие от, например, той же Москвы, где «не православные» церкви выглядят слегка инородно.
Свернув на 1-ю Линию ВО, прошли мимо большой церкви Святой Екатерины у Тучкова моста, построенной в 1823 году.
И вышли к Тучкову мосту, через который и перешли Малую Неву. Виды с моста хороши.
Пройдя мимо огромного и очень приятного глазу Князь-Владимирского собора, построенного по проекту известного архитектора А. Ринальди в 1740-1789 годах,
мы дворами вышли к еще одному памятному месту Петербурга – клубу-музею «Камчатка». Здесь, в подвальной котельной жилого дома в 80-х годах работал простым кочегаром советский рок-музыкант Виктор Цой. К сожалению, сам клуб-музей был закрыт, но и весь двор рядом с ним стал очень атмосферным местом.
Осмотрев это место, мы ускорили шаг – нам было важно не опоздать к главной цели первой половины сегодняшнего дня. Мы хотели вблизи посмотреть на полуденный выстрел пушки Петропавловской крепости. Успели!
Купили билеты на крепостную стену. Пушки оттуда было видно великолепно.
Ровно в 12 часов выстрелило одно орудие. Звук при этом был достаточно громкий. Это действо нам всем очень понравилось.
Теперь настало время возвращаться к машине. Перейдя опять Малую Неву, теперь уже по Биржевому мосту, прошли мимо здания Института русской литературы с каким-то очень грустным бюстом А.С. Пушкину
(поэт здесь выглядит каким-то очень старым и мрачным человеком),
мимо какого-то странного (и не бюст, и не полноразмерная скульптура) памятника И.П. Павлову,
мимо очень страшного памятника академику и общественному деятелю Андрею Сахарову
и, наконец, пройдя вдоль забора СПбГУ в безуспешных попытках увидеть памятник лабораторной кошке, вышли к отличному памятнику М.В. Ломоносову на Университетской набережной.
Продолжив движение по набережной, мы, миновав первое каменное здание Петербурга, дворец А.Д. Меншикова,
зашли в Румянцевский сад. Здесь, в центре сада, установлен большой обелиск, посвященный победам русского полководца – генерала-фельдмаршала Петра Александровича Румянцева в сражениях русско-турецкой войны 1787-1791 годов.
В этом же сквере установлены неплохие бюсты И.Е. Репина и В.И. Сурикова.
Уже перед самой машиной мы подошли к одному из моих любимых памятников Петербурга – памятнику архитектору Доменико Трезини.
Забавный, очень ироничный памятник был установлен в 2013 году у дома, где жил архитектор.
Наконец-то, мы дошли до машины Ура! Теперь продолжим нашу экскурсию по Васильевскому острову в автомобильном формате.
Проехавшись по Большому проспекту ВО, в районе 22-й Линии осмотрели памятник пожарным, погибшим во Время Великой Отечественной войны, установленный перед 9-й Пожарной частью.
Памятник интересный и своеобразный, можно сказать, гипердинамичный. Дело в том, что автор этого памятника Л. Лазарев взял за основу древнегреческую скульптуру «Змееборец Лаокон и его сыновья». Пожарные шланги на памятнике выглядят также, как и змеи на Лаоконе.
Пожарная часть запомнилась высокой и красивой каланчой.
Затем мы подъехали к музею-подводной лодке. Это - подводная лодка Д-2 «Народоволец».
Подлодка участвовала в Великой Отечественной войне в составе Краснознаменного Балтийского флота: совершила 4 боевых похода, потопив 2 и повредив 1 корабль немцев.
Мой экипаж в музей идти не захотел, поэтому и я ограничился внешним осмотром, тем более, что на подводных лодках я уже бывал.
От лодки мы поехали на Морскую набережную. Здесь установлены в качестве памятника 2 сохранившиеся башни, а также гребные винты легкого артиллерийского крейсера «Киров», принимавшего участие в Великой отечественной войне.
Жаль, что этот корабль не удалось сохранить целиком, как «Аврору» (была такая идея). Но хоть так.
Последним памятником на Васильевском острове, который мы хотели увидеть был памятник детям блокадного Ленинграда.
Страшным моментам истории Ленинграда посвящен этот памятник.
Увидев все, что хотели, мы выехали на Приморское шоссе и поехали в сторону новой достопримечательности Петербурга – небоскребу «Лахта Центр». Это самое высокое «жилое» здание Европы – 462 метра.
Строительство вокруг башни продолжается, но сама она выглядит круто. Мне понравилось.
После осмотра небоскреба доехали до КАДа и по нему поехали в Кронштадт.
В Кронштадте мы уже были один раз, в 2016 году и многое тогда удалось увидеть. В этот раз нам хотелось обновить впечатления и осмотреть те достопримечательности, которым в прошлый раз мы не уделили внимания.
Прямо на въезде в город установили стелу «Кронштадт - город воинской славы». В общем-то, обычная для таких городов стела, но здесь в ее оформление добавлены морские мотивы. Неплохо.
Проехав дальше, остановились у мемориала морякам-подводникам Балтики. Отличный мемориал.
Следующая остановка – у памятника Малой дороги жизни, через которую доставлялось продовольствие и боеприпасы на Ораниенбаумский плацдарм. По льду Финского залива.
Вот в этом месте грузовики выходили на лед Финского залива.
Затем мы перекусили, остановившись на обочине. Обед придал нам «второе дыхание».
Проездом глянули небольшую церковь святителя Николая Чудотворца в Морском госпитале. Эта церковь своей архитектурой напоминает кронштадтский Морской собор. Это и понятно – автор-то у них один.
Оставив машину на стоянке недалеко от Якорной площади, дальше пошли пешком.
Прошли мимо отличного памятника первооткрывателю Антарктиды адмиралу Ф.Ф. Беллинсгаузену, установленному в 1870 голу.
На кронштадтских каналах знакомая тишина.
Через площадь с фонтанами подошли к не очень выразительному памятнику в честь 300-летия основания Кронштадта.
Мимо небольшой часовни Тихвинской иконы Божьей Матери
подошли к забавному памятнику котлу.
Ведь по одной из неправдивых легенд, именно брошенный отступающими шведами котел с ухой дал название острову Котлин, на котором и построен Кронштадт.
На стене дома возле котла на памятных табличках рассказана практически вся история города. Очень интересно.
В Кронштадте есть свой собиратель денег – дерево желаний с ушами. Туда, вроде как, тоже надо кидать монетки.
И здесь нам, наконец-то, удалось закинуть монетку. Но все не так просто. Еще было необходимо выполнить ритуал – 3 раза обойти дерево, погладить оленя и уж потом шептать желание в ухо дереву.
Вроде, Аня все сделала правильно.
После этого, идя вдоль канала, показали Ане памятник рыбке-колюшке, спасавшей жителей Кронштадта от голода во время войны.
Подошли к футштоку, являющемуся, фактически, эталонным измерителем уровня воды.
Пройдя мимо Итальянского пруда,
глянули на памятник великому художнику-маринисту И.К. Айвазовскому.
Дошли до пирса Купеческой гавани. Здесь теперь сделали даже некое подобие смотровой площадки.
Уже на выходе из Петровского парка подошли к скромному памятнику одной из самых трагических страниц истории российского флота – Цусимскому сражению.
Хорошо, что есть хотя бы такое скромное напоминание о том событии.
Могу сказать, что по сравнению с 2016 годом в Кронштадте постепенно начинаются перемены к лучшему. Много домов реставрируется. Есть надежда, что смогут привести этот небольшой, но очень интересный город в порядок.
Могу сказать, что по сравнению с 2016 годом в Кронштадте постепенно начинаются перемены к лучшему. Много домов реставрируется. Есть надежда, что смогут привести этот небольшой, но очень интересный город в порядок.
Пройдя по Макаровскому мосту, вышли на Якорную площадь к Морскому собору. Он великолепен.
По дороге на выезде из города заехали посмотреть Владимирский собор.
Красивая церковь.
Примерно через час, приехав к нашему отелю, поняли, что мы лишились парковки. Весь двор гостиницы был завален строительными лесами. Администратор гостиницы только развела руками. Делать нечего. Хорошо, что недалеко от отеля можно бесплатно поставить машину на Конногвардейском бульваре. Именно это мы и сделали. И сегодня, и на следующий день.
Надо сказать, что приключения наши на сегодня не закончились. Ночью у нас запланирована прогулка, чтобы посмотреть на развод мостов.
Для совместного просмотра этого процесса мы договорились о встрече в 00.30 минут с нашим софорумчанином Master’ом недалеко от Дворцового моста, у памятника Царю-плотнику.
Около 23.30 мы вышли из отеля, и пошли гулять по ночному Петербургу.
Мимо прекрасного здания Манежа
вышли к Исаакиевскому собору. Ночью он не менее красив, чем днем.
Дотопали до Дворцовой площади, где происходило одновременно несколько концертов уличных музыкантов.
Наша Аня была очень рада этой ночной прогулке.
Ночью очередей "на вход" у Эрмитажа нет.
Затем мы вышли на набережную – здесь народа было уже прилично.
В назначенное время Master с семьей подошел к нам, а вскоре, в 01.10 началось и само действо – развод моста.
Очень интересное зрелище. К своему стыду, я до этого ни разу не видел развод мостов в Петербурге.
Попрощавшись c нашими знакомыми, мы, пройдя мимо памятника Петру I,
вернулись в отель.
И этот день, плавно перешедший в ночь, получился у нас очень насыщенным и интересным.
На следующий день проснулись не очень рано. Сегодняшний день мы хотели посвятить автопрогулке, чтобы осмотреть достопримечательности, до которых не смогли добраться пешком.
Первым делом хотели осмотреть Смольный монастырь. Подъехав к нему увидели, что абсолютно все парковочные места были заняты. В поисках парковки мы уехали аж на Смольную набережную. Оставив машину там, решили попробовать новый для себя вид транспорта, который пропагандировала наша Аня – электросамокат. Дело в том, что в Питере этих электросамокатов великое множество и мы даже заранее скачали приложение для использования самоката.
На набережной как раз стоял один самокат. Принцип использования – как у каршеринга. Осмотрев его на предмет наличия повреждений, отцепили его и, потренировавшись,
вдвоем с Аней поехали по набережной. Катя медленно пошла за нами.
Ехать на электросамокате легко и приятно, и вскоре мы, проехав 3 километра подъехали к памятнику парусному кораблю «Полтава».
«Полтава» - первый российский линейный 54-пушечный корабль, в проектировании которого принимал участие Петр I.
Повернули обратно и поехали навстречу Кате. Остановились у очень страшного монумента, установленного прямо напротив следственного изолятора «Кресты». Монумента Жертвам политических репрессий авторства Михаила Шемякина.
Минут через 10 мы доехали до Кати. Вернулись на место, где взяли самокат. Теперь я остался ждать, а мои девушки уехали кататься – поехали в сторону Большеохтинского моста.
Накатавшись вволю, мы пошли к Смольному монастырю. Этот красивейший монастырь был построен по проекту Франческо Бартоломео Растрелли.
Самым главным и самым красивым строением здесь является Смольный собор.
Примечательно, что в истории этого монастыря есть интересный факт. Это – число «87». Дело в том, что монастырь строился 87 лет – c 1748 по 1835 годы, действовал 87 лет – с 1835 по 1922 годы, был закрыт 87 лет. В 2009 году монастырь снова был открыт и был проведен первый молебен.
Все остальные строения монастыря еще не прошли реставрацию и выглядят не так ярко, как Смольный собор.
Хороший памятник. Можно по-разному относиться к этому человеку и к его делам, но нельзя не признать - это был очень сильный человек и личность.
Дальше мы вернулись на набережную и продолжили осмотр города в «автоформате».
На Шпалерной улице посмотрели церковь иконы Божией матери «Всех Скорбящих Радость», построенную в классическом стиле в 1818 году.
Заехали к лютеранской церкви Святой Анны, расположенной на Кирочной улице и построенной в 1779 году.
Честно говоря, на церковь это совсем не похоже теперь. Я бы назвал это – «общественное пространство». Может, оно и хорошо.
Затем я подошел к расположенному неподалеку Преображенскому собору. Собор этот был построен в 1829 году на месте сгоревшего более старого собора, построенного на средства солдат и офицеров Гвардейского Преображенского полка в 1754 году. При Павле I, в 1800 году, этот собор стал «Собором всей гвардии». Собор никогда не закрывался, а в годы войны его подвалы использовались в качестве бомбоубежища. К сожалению, сейчас он на реконструкции и всю красоту увидеть невозможно. Также интересна ограда, сделанная из пушек и цепей.
Следующей нашей целью был собор Святой Живоначальной Троицы Измайловского полка.
До него нужно было проехать несколько километров по городу. Вот об этом «проехать» я бы и хотел сказать несколько слов. Движение в Петербурге я могу охарактеризовать двумя словами – хамство и хаос. Может, конечно, мне (в очередной раз) показалось – но езда по Питеру представляет собой квинтэссенцию из неприятных эмоций. Парковки в два ряда, подрезания, постоянные гудки, пробки, где каждый стремится влезть хоть на половину корпуса машины, езда в стиле «газ в пол – тормоз в пол». Все это не делает езду по культурной столице приятной. У меня немалый стаж езды по Москве, регионам нашей страны и другим странам. Могу констатировать факт – хуже, чем в Петербурге ездят только в Сочи и Абхазии Ну, да ладно. Вернусь к описанию.
Собор Святой Живоначальной Троицы Измайловского полка, построенный в 1835 году, был приходским храмом еще одного гвардейского полка Петра I – Измайловского.
В 1886 году, в честь победы над Турцией перед собором была воздвигнута Колонна Славы, сделанная из трофейных пушек.
На мой взгляд – это один из самых красивых соборов города.
Осмотрев Измайловский собор, мы доехали до набережной реки Екатерингофки. Пейзажи вокруг промышленные, судя по виду, начала ХХ века.
И вот, в окружении этих промышленных зданий, стоит очень красивая церковь из красного кирпича.
Богоявленская церковь, по месту своего расположения на Гутуевском острове, иногда называемая Гутуевской, была построена по проекту архитектора В. Косякова (к слову сказать, кораблик с таким названием «бегает» из Кеми на Соловки) в псевдорусском стиле в 1889-1899 годах. Ее построили в честь «чудесного» спасения будущего императора Николая II, когда во время его путешествия по Японии, он был ранен японским фанатиком в голову мечом. Николай II тогда выжил.
Затем мы доехали до Николо-Богоявленского морского собора, построенного в 1762 году. Собор в стиле барокко строился как «морская полковая церковь». Вмещает около 5000 человек. Великолепный собор.
Отдельно стоящая колокольня дополняет образ собора.
Рядом с собором установлен обелиск в честь еще одной трагической страницы истории русского флота - гибели в Цусимском сражении броненосца «Император Александр III».
Этот корабль погиб в бою с основными силами японского флота вместе со всем экипажем – 855 человек. Спастись не удалось никому.
Проехав мимо Свято-Исидоровской церкви с красивыми зелеными куполами,
мы вернулись в отель. Копилка наших впечатлений была уже переполнена. Завтра мы возвращаемся в Москву.
Утром собрались, загрузились и поехали на выезд из Петербурга. Но по дороге заехали к одной очень красивой церкви.
Это - церковь Рождества Иоанна Предтечи. Она была построена в 1777-1780 годах в стиле псевдоготики и посвящена победе русского флота над турками в Чесменском сражении в 1770 году. Церковь яркая, нарядная, выглядит как игрушка.
Выехав из города, мы не сразу поехали в Москву. Путь наш лежал через еще одно интересное место, расположенное в деревне Новое Хинколово, недалеко от Гатчины. Это место – Борницкий карьер. Здесь добывался камень для строительства зданий в Петербурге и Гатчине. Отходы производства складывались в одном и том же месте, в результате чего получилась насыпь, высотой около 15 метров и очень своеобразным рельефом поверхности.
Залезть на нее по очень резкому подъему очень непросто, а спуститься – еще сложнее. Но оно того стоит.
Хорошо набегавшись по этим холмам, мы спустились к машине и поехали по направлению к дороге М11. Выехав на скоростную дорогу, погнали домой. Куда успешно и приехали примерно через 6 часов.
Первая, северная, часть путешествия успешно закончилась. Пробыв 2 дня в Москве – субботу и воскресенье и отметив Анин день рождения, в понедельник рано утром мы начали южную часть путешествия. В качестве основной цели поездки выбрали город Волгоград.
Доехав по М4 практически до границы Московской области, мы свернули на дорогу Р-22 Тамбов – Борисоглебск – Волгоград, по которой и ехали до упора. До Волгограда от Москвы без малого тысяча километров и ехать нам пришлось практически весь день.
Дорога Р-22 весьма непроста. Очень сильно тормозят движения КаМАЗы «арбузтранса», в основном с «05»-м регионом. Двухполосная, преимущественно, дорога, за исключением 50-километрового участка «четырехполоски» в районе Тамбова, заставляет постоянно находиться в тонусе: то сам обгоняешь, то уворачиваешься от встречных обгоняльщиков. Теме не менее, дорога красива.
Бесконечные поля с подсолнухами, отработавшими и вновь засеянными полями, показывают, что не так у нас все и плохо с сельским хозяйством в стране. В Тамбовской области я не удержался и купил у придорожного торговца ведро вкуснейшей тамбовской картошки и отличных душистых яблок. Ближе к Волгограду начинаются огромные бахчевые поля. Асфальт на трассе варьируется от полностью убитого под Борисоглебском до отличного в Тамбовской и Волгоградской областях. Примерно за 50 километров до Волгограда начинается серьезный 20-километровый ремонт дороги с расширением до 4-х полос.
По дороге до Волгограда был один интересный момент, немного расширивший мой кругозор. Нам еще утром позвонили из гостиницы и спросили, во сколько мы приедем. Я ответил, что примерно в 19.00. На это последовал вопрос, поставивший меня в ступор: по московскому времени или по волгоградскому? Оказывается, в Волгограде время на час отличается от московского. И когда в Москве 19.00, в Волгограде уже 20.00. Век живи – век учись, что называется
Около 20.00 по волгоградскому времени мы подъехали к нашему отелю. Он назывался – Старый Сталинград.
Отель расположен в самом центре города, фактически являясь пристройкой к зданию ЦУМ, построенного в 1938 году, в подвалах которого во время Сталинградской битвы находился штаб немецкой 6-й армии, под командованием Фридриха Паулюса.
При заселении произошла небольшая путаница и нам сначала дали «не наш» номер. Однако все быстро исправили и помогли перенести наши вещи в нужный номер. Он был очень хорош. Огромный двухкомнатный (я еще не встречал гостиничных номеров такого размера) номер с балконом. Стоянка – прямо рядом с отелем, за шлагбаумом. В общем, отель нам сразу очень понравился, и это ощущение осталось неизменным все время, что мы там жили.
Следующим утром, после отличного завтрака в отеле, мы отправились смотреть главную достопримечательность Волгограда - историко-мемориальный комплекс «Героям Сталинградской битвы».
Доехав, поставили машину на огромной бесплатной парковке.
Дальше прошли пешком вдоль железнодорожных путей. Погода была очень жаркой, около +30 градусов, но дул сильный ветер, отчасти спасавший положение.
Мемориал по проекту Евгения Вучетича был возведен в 1967 году на Мамаевом кургане – господствующей возвышенности города. На этом месте в течение 140 дней, с сентября 1942 года по январь 1943 годы велась ожесточенная битва советских войск с немцами и их союзниками, пытающимися прорваться к Волге и захватить высоту. После войны на одном квадратном метре кургана находили от 500 до 1250 осколков.
Здесь же находится самая высокая скульптура России – «Родина-мать зовет» авторства Е. Вучетича. Ее высота – 85 метров.
Весь комплекс производит очень сильное впечатление. Здесь все – скорбь, радость, гордость
Весь комплекс производит очень сильное впечатление. Здесь все – скорбь, радость, гордость
Нам удалось увидеть смену Почетного караула.
Затем мы поднялись к статуе «Родина-мать». Грандиозное сооружение.
С самого верха кургана открываются хорошие виды.
Прошли мимо храма Всех Святых,
вышли к скульптуре «Скорбящая мать»
Может, я выскажу избитую мысль, но здесь, на Мамаевом кургане, должен побывать каждый человек. Это очень сильный мемориал. На нас он произвел неизгладимое впечатление.
Закончив с осмотром мемориала, мы поехали выполнять обещание, данное Ане в начале южной части поездки. А именно – купаться. У своих знакомых и в гостинце у администратора мы узнали, что «местные» купаются на пляже «Бобры», на противоположном берегу Волги. Правда администратор нам сказала, что вообще-то пока на улице прохладно (ага, всего +32), и вода точно будет холодной. Ну что же, проверим.
Проехав через Волгу по «Танцующему» Волгоградскому мосту, мы свернули по указателю на хутор Бобры, а затем и на платный пляж.
Заплатив 150 рублей за проезд машины, поставили ее на стоянку, и пошли за билетами на пляж. Выбрав категорию билетов «семейный», мы заплатили 1100 рублей за троих и прошли на территорию. Выбрали шезлонг и побежали к Волге.
Первое прикосновение к воде нас немного «остудило». Вода, несмотря на жару, показалась нам прохладной, хотя у входа на пляж было написано, что ее температура – 23 градуса. Тогда мы решили пойти в бассейн, вход в который нам был разрешен, согласно купленной категории билетов. Бассейн оказался отвратительным. Грязный, с мутной водой, и еще холоднее, чем Волга. Созрело решение – если приехали на Волгу – надо купаться в Волге. Пошли пробовать еще раз. Оказалось – здорово! Вода – отличная!
С удовольствием устроили многократные заплывы.
Накупавшись, мы вернулись в отель. После обеда и небольшого отдыха, отправились на вечернюю прогулку по окрестностям нашей гостиницы.
Сперва подошли к железнодорожному вокзалу станции Волгоград-I. Красивый вокзал, построенный в 1950-1953 годах.
Возле здания вокзала расположен фонтан «Бармалей», воссозданный в 2013 году. Оригинал этого фонтана, запечатленный на кадрах кинохроники после массированной бомбардировки Сталинграда 23 августа 1942 года, и ставший одним из символов разрушенного города, к сожалению, был снесен в 1951 году.
Подошли к зданию первой пожарной части города Царицына (так до 1925 года назывался Сталинград).
Это здание было построено в 1897 году. Выглядит – отлично.
По детскому парку мы дошли до памятника трамвайному вагону серии «Х».
По детскому парку мы дошли до памятника трамвайному вагону серии «Х».
Такие трамвайные вагоны (конкретно этот экземпляр был выпущен в 1932 году) использовались в Сталинграде в довоенные и первые послевоенные годы.
Выйдя на Проспект им. Ленина, мы дошли до станции скоростного трамвая «Пионерская». Скоростной трамвай или метротрам – эндемичный волгоградский вид транспорта. Это, в общем-то, обычные трамваи, линии для которых частично проложены в тоннелях, как метро. Очень интересный вид транспорта.
У охранников на входе на станцию уточнили, как оплачивается проезд – оказывается, в каждом вагоне есть кондуктор.
Спустились на станцию. Эта станция – полуоткрытая.
Дождавшись своего трамвая, мы поехали кататься.
Проехали одну станцию и вышли на станции «Комсомольская», расположенной недалеко от нашего отеля. Эта полностью подземная станция уже совсем похожа на станцию метро.
По дороге к отелю прошли мимо дерева, которое пережило Сталинградскую битву. Этот тополь, видимо, много повидал на своем веку.
Тут, недалеко, расположен еще один, довольно странный объект – нулевой километр Волгоградской области. Ну, что же, пусть будет и такой памятник.
Полюбовались немного красивым закатом,
зашли в магазин за вкусным местным арбузом, и пошли домой ужинать.
Наша плитка трудится «на славу».
Арбуз, действительно оказался очень хорош.
Кстати, арбузы здесь продаются и в довольно неожиданном для нас виде.
Мне такие арбузы понравились.
Следующий день мы посвятили осмотру достопримечательностей, расположенных далеко от отеля – на машине.
Начали с музея-панорамы «Сталинградская битва».
Приехали мы к музею немного заранее, поэтому все экспонаты, расположенные вне стен музея, осмотрели еще до его открытия.
Наибольшее впечатление, конечно, здесь оставило здание паровой мельницы Гергардта. Это здание находилось на острие боевых действий в течение 58 дней. То, что от него осталось, после войны решили не восстанавливать, а оставить как память о тех событиях.
Тяжелое впечатление оставили останки танка Т-34. Мысли о судьбе экипажа тут мрачные.
Здесь же расположена «тридцатьчетверка» ранних серий 1942 года в хорошем состоянии. Обратите внимание, здесь, из-за тотальной нехватки сырья, используются катки без обрезинивания. Это делало движение в таком танке еще более некомфортным. Да и не до комфорта тут было...
В 10 часов музей открылся и мы, надев маски, измерив температуру и купив билеты, прошли в музей.
Осмотрев все залы, поднялись наверх, к панораме. Сам подъем достаточно непрост, а уж для пожилых людей – нереален. Что-то тут, проектировщики, кажется, не додумали.
Если честно, то и от панорамы, и от самого музея я ожидал большего. Может, на эту оценку повлияли детские воспоминания о великолепной панораме Бородинской битвы, которая на порядок интереснее, на мой взгляд. А может – то, что интерактивная часть экспозиции не работала из-за коронавируса.
После музея мы подъехали к памятнику Героям обороны красного Царицына, установленному в 1961 году в честь событий Гражданской войны.
Если честно, то и от панорамы, и от самого музея я ожидал большего. Может, на эту оценку повлияли детские воспоминания о великолепной панораме Бородинской битвы, которая на порядок интереснее, на мой взгляд. А может – то, что интерактивная часть экспозиции не работала из-за коронавируса.
После музея мы подъехали к памятнику Героям обороны красного Царицына, установленному в 1961 году в честь событий Гражданской войны.
События того времени страшны, а вот памятник вышел хороший.
Затем подъехали к памятнику Михаилу Паникахе.
Этот чрезвычайно экспрессивный памятник был установлен в 1975 году в честь героического поступка, совершенного Михаилом Паникахой 2 октября 1942 года, когда он ценой своей жизни поджег немецкий танк.
Дальше мы поехали смотреть Волжскую ГЭС. Вначале пытались ее увидеть, оставив машину в районе улицы Героев Тулы.
Пройдясь по полю, я понял, что здесь я абсолютно ничего не увижу. Запомнились высоченные и нестандартные опоры ЛЭП.
В качестве следующей точки просмотра мы выбрали дачный массив на противоположном берегу Волги. Проехали по ремонтируемой плотине гидроэлектростанции.
Съехав с дороги, по карте нашли неплохую точку для просмотра ГЭС и заехали туда.
Волжская ГЭС, построенная в 1950-1958 годах, имеет мощность почти в 2,7 ГВатт. Она имеет высоту водосливной плотины - 44 метра, а ее длина – 725 метров.
Выглядит эта плотина суперски.
Осмотрев плотину, подъехали к церкви святого Иоанна Кронштадского, расположенной возле Северного рынка. Возле храма идет благоустройство территории.
Немного устав и проголодавшись, приехали в отель на обед. Прямо у нашего входа установлен вот такой лучезарный водопроводчик.
К вечеру мы снова вышли на прогулку, теперь пешую.
Мимо речного вокзала,
Мимо речного вокзала,
прошлись по парку Победы.
Здесь довольно зелено и открывается отличный вид на Волгу.
В парке мне очень понравился памятник герою Гражданской войны в Испании, Герою Советского союза, летчику-бомбардировщику Виктору Степановичу Хользунову.
Крутой памятник.
Пройдя мимо памятнику мирному населению, погибшему в дни Сталинградской битвы (в основном – 23 августа 1942 года),
мы ушли с набережной, и подошли к очень красивому зданию Планетария.
Естественно, планетарий был закрыт и мы, удовлетворившись его внешним видом, направились в сторону дома.
Последний день в Волгограде мы решили посвятить объезду достопримечательностей, которые мы еще «не охватили». А еще мы хотели заехать на рынок – купить домой вкусных местных овощей и фруктов.
Начали мы с музея «Память», расположенного в подвале сталинградского ЦУМа. Экспозиция этого музея рассказывает о пленении штаба 6-й армии немцев под командованием фельдмаршала Фридриха Паулюса.
В музее отлично показан быт и сценки из жизни как немцев, так и наших солдат. Много уникальных вещей. Все сделано и подобрано очень здорово.
Я считаю, что это лучший музей Волгограда, посвященный Сталинградской битве.
Выйдя из музея, поехали на Северный рынок Волгограда. От фруктово-овощного разнообразия здесь впадаешь в восторг, а цены, в сравнении с московскими, вызывают улыбку (например, килограмм помидоров стоит от 20 до 40 рублей).
Вот результат короткого захода на этот рынок:
Выйдя из музея, поехали на Северный рынок Волгограда. От фруктово-овощного разнообразия здесь впадаешь в восторг, а цены, в сравнении с московскими, вызывают улыбку (например, килограмм помидоров стоит от 20 до 40 рублей).
Вот результат короткого захода на этот рынок:
Следующей целью для нас стал шлюз № 1 Волго-Донского судоходного канала. Правда, ехать до него пришлось около часа. Дело в том, что Волгоград как бы «вытянут» вдоль Волги, имея при этом небольшую ширину. Большие расстояния плюс достаточно напряженный трафик делают поездку на другой конец города делом не быстрым.
Доехав до точки назначения, поставили машину на стоянку и пошли смотреть шлюз.
Начало Волго-Донского канала, кроме шлюза, отмечено очень красивой и помпезной аркой.
Нам повезло и в то время, когда мы там были, через шлюз прошел корабль.
Программа слежения за водным трафиком, показала, что рыжий корабль шел из Ростова в Самару.
Рядом со шлюзом находится небольшая приятная часовня святого праведного адмирала Федора Ушакова.
Насмотревшись на шлюзование кораблей, мы поехали дальше. Следующая достопримечательность – огромный памятник Ленину.
Именно в Волгограде установлена самая высокая статуя В.И. Ленина. Ее высота вместе с постаментом – 57 метров.
Первоначально, в 1952 году на постаменте была установлена статуя И.В. Сталина. В 1961 году ее убрали и в 1973 году место на постаменте занял Ленин авторства Е. Вучетича. Это памятник внесен в книгу рекордов Гиннеса, как самая высокая статуя реально существовавшему человеку.
От памятника – отличные виды на Волгу.
От памятника – отличные виды на Волгу.
Подивившись на этот «царь-памятник», поехали в сторону отеля.
По дороге остановились у памятника морякам североморцам. Этот памятник был возведен в 1977 году в память о подвиге бойцов 92-й отдельной стрелковой бригады Северного флота, оборонявших Сталинградский элеватор.
Сам элеватор, который обороняли моряки, находится за памятником. Махина.
Заехали к собору Казанской иконы Божией Матери. Неожиданно красивая церковь, очень старая для Волгограда - построенная в 1904 году.
Увидев все, что хотели, мы поехали купаться на пляж Бобры. А это, кстати, знаменитый "Танцующий мост". Длинный!
В этот раз мы были умнее и купили не дорогущий семейный билет, а обычный «стандарт», подразумевающий аренду зонтика и лежаков. Для нас – то, что надо.
Накупавшись вволю, поехали в отель.
Завтра мы уезжаем в домой в Москву.
Выехать хотелось пораньше, но это не очень получилось. Стартанули около 9 утра. На выезде из города заехали на овощной рынок и забили машину вкусными дарами волгоградской земли «под завязку».
Дорога Р-22 ужасна. Караваны «арбузтранса», следующие друг за другом на расстоянии двух-трех километров, превращают движение по этой дороге в очень неприятное и дерганое мероприятие. Вытерпев это безобразие до Борисоглебска, свернули на Р-298 до Воронежа, чтобы выехать там на М4. Пусть это будет дальше и дольше – но зато спокойнее и удобнее.
Кстати, на Р-298 есть замечательный городок - тезка нашей дочки. Мы не могли проехать такое чудо мимо.
Выехав возле Воронежа на М4 спокойно покатились домой. Куда и приехали около девяти часов вечера. Разгрузили и поставили машину на стоянку.
Наше путешествие закончилось. За 21 день мы проехали 8210 километров. Побывали на севере и на юге нашей страны. На избитых маршрутах (а именно так их бы назвали опытные путешественники), которыми мы ездили в этом отпуске, нашлось для нас много нового и интересного. Это не сложно – надо только захотеть.
Наша новая машина с честью прошла все испытания и провезла нас везде, где мы хотели.
Надеюсь, что следующим летом нас «отпустит» ковидная зараза, откроются все границы, и мы сможем путешествовать не только по нашей стране, но и за ее пределами.
Но я, все-таки, реалист. Поэтому, с большой вероятностью, следующее наше путешествие, при хороших раскладах, будет совершено на восток нашей страны.
А пока мы с удовольствием вспоминаем пройденные за этот отпуск километры и смакуем полученные впечатления.
А заедаем все это вкуснейшими овощами и фруктами из Волгограда.
Можно разместить этот отчет в социальных сетях. Таким образом Вы помогаете популяризации сайта.