Россия: города, достопримечательности
Автопутешествия: зарубежные страны

Откуда: Москва Когда: 08/2020

По маршруту: Тольятти, Омск, Сростки, Манжерок, Чемал, Акташ, Кош-Агач, Барнаул, Новосибирск, Тюмень, Екатеринбург, Набережные Челны (Часть 2)

Рейтинг отчета: 16

Автор:

Начало здесь:
https://autotravel.ru/v_report.php/2537

 8.08.20 День Восьмой. Акташ-Перевал Кату-Ярык- база Каменные Грибы. «Долина Чулышмана»

h-4716.jpg
Встали в 3 ночи по Московскому времени (7-00 по местному) , пошли в кафе, позавтракали, залили полный бак на АЗС "Расул"
h-4340.jpg

и в 9-20 выехали в сторону супермаркета «Мария-Ра».  В 9-50 закупили полную телегу припасов и выехали из Акташа. Асфальт длился недолго, и вот спустя несколько минут мы уже были около моста через реку Чибитка.
h-4352.jpg

h-4345.jpg

Проехали мимо Красных ворот. Тут опять сувениры, опять толпы народа, опять пыль столбом.  

h-4350.jpg

Красный оттенок скалам придаёт большое количество  руды с высоким содержанием ртути. Когда-то скала была сплошным массивом, но при прокладке Улаганского тракта, её взорвали, сделав проход.

h-4361.jpg

h-4351.jpg

Проехали озеро Чейбеккель.
Озеро Чейбеккёль (второе название-  Мертвое озеро) находится рядом с трактом и Мёртвым называется потому, что в нем нет рыбы. Сначала предполагали , что в озере большое содержание ртути, но научные изыскания  показали, что ртуть тут в пределах нормы. Еще одна версия-  рыба просто не может зайти в него по рекам,  либо в воде недостаточно  питания для ее выживания.

h-4341.jpg
По пути попадаются интересные озера. Вот,например, озеро Киделю
h-4347.jpg
Добрались до Улаганского перевала. Машин достаточно много, с перевала видны верхушки хребтов. Мы еще остановимся тут на обратном пути, так что наберемся терпения. Въезжаем в Улаган.  Здания тут уже выполнены, похоже, в монгольском стиле.
h-4362.jpg

h-4357.jpg
Дорога после Улагана  все тот же пыльный, тряский грейдер.  
Въехали в Балыктуюль. Тут уже места достаточно дикие. Население тут всего 1300 человек.
h-4727.jpg

Должен сказать, что наш «Рафик» был, наверное, самой медленной машиной на маршруте, т.к. все машины ехали на «бубликах» -шинах с высоким профилем. У нас же были интересные, но не очень практичные колеса с профилем резины, близким по толщине к «изоленте» (относительно моделей шин для SUV, естественно). 

h-4349.jpg

Кроме этого, такие пыльные тряские грейдеры – это точно не родная «стихия» Рав4 IVпоколения. Несмотря на отличные анатомические сиденья, с очень хорошо выверенной  длиной сидушки и развитой боковой поддержкой, в этом Раве довольно жесткая  подвеска, безжалостно чеканящая водилу между ремнем безопасности и сиденьем на разбитых дорогах. Какой собственно и является дорога от Акташа в Чулышманскую долину. Все-таки это больше «шоссейный» автомобиль.С дороги попадаются интересные виды. Горная дорога идет вдоль обрыва.

h-4365.jpg

Но покрытие ее, мягко говоря - дрянное... Камни, гребенка, пыль висит коромыслом.  

h-4356.jpg

Еще немного и мы встали на площадке перед долиной Чулышмана.

h-4728.jpg

h-4364.jpg

Осмотрелись .  Что касается самого каньона, то он , безусловно, очень красив. Вот прямо очень-очень!

h-4363.jpg

Можно было ожидать еще большего «вау-эффекта», если бы до поездки сюда не был осмотрен Сулакский каньон в солнечном Дагестане в прошлом году. Все-таки тот каньон очень большой и запоминающийся. Аналогов ему, пожалуй, нет. Но все равно, долина р.Чулышман выглядит довольно живописно. Глубина каньона приличная - около 500метров.

h-4358.jpg

Снизу видно, как бежит по дну каньона горный Чулышман,  а когда  подходишь к краю, захватывает дух.

h-4367.jpg

Тут же открывается вид на перевал Кату-Ярык.

Желание побывать на Алтае и спуститься по этому легендарному склону появилось после прочтения отчетов  

других путешественников . Мечты должны сбываться. Не скажу, что это было прям идеей "фикс", но вот прошло  

несколько лет и вот я тут, спустился и поднялся в этот перевал на собственном автомобиле.

Кату-Ярык представляет собой спуск в долину реки Чулышман, протяжённостью 3,8 километра, включающий 9 поворотов, проложенный по склону горы. Он является единственной автомобильной дорогой, связывающей Чулышманскую долину с остальным Алтаем, и единственный способ доехать на автомобиле до южного берега Телецкого озера (дадее-ЮБТО). Появилась эта дорога недавно — в 1989 году. До этого попасть в долину Чулышмана и на ЮБТО  можно было только либо  по озеру, либо конными тропами. Угол уклона перевала 63°, средний уклон дорожного полотна — 10°. Покрытие — грунт, камни.

h-4355.jpg

А ведь мог быть образоваться, например, какой-нибудь «лысый» лес с дохлыми деревцами, речка - «вонючка», на которую даже взгляд не упадет. А тут такая «лепота- красота»!

Когда мы планировали маршрут поездки сюда, вопросов  «ехать или нет?» ,  «спускаться или не спускаться?» , даже не стояло. Решили однозначно спускаться. А поскольку туда  и сразу обратно ехать не хотелось - на долину Чулышмана мы выделили максимум времени из всех объектов в Республике Алтай. Садимся в машину и начинаем спуск, предварительно услышав примерно схожие причитания  парня на новеньком КИА Соренто из Кемерово, что приходится «убивать» тут только что купленную новую машину.   Покрытие на перевале тоже плохое - много камней и ям. Трясет тут действительно нещадно,  даже когда едешь со скоростью пешехода. На одном из «поворотов» вся колонна, движущаяся вниз, включая нас, застряла. Ждали пока наверх заедут два Камаза.  Разъехаться со "встречным трафиком" можно только на площадках поворотов. 

h-4360.jpg

Места для разъезда было не очень много, второму экипажу пришлось сдавать назад, но все  разошлись «с миром». Нижнее «колено» перевала самое крутое. Не знаю, как наверх заезжают переднеприводные авто, по мне это практически нереально. Хотя в ю-тубе есть видео, в которых народ заезжает. Кто-то говорит, что надо приспускать колеса, заезжать задом, но, по-моему, это как пить безалкогольное пиво.  Кому что нравится, конечно. Ну, т.е.,  результат действия может и будет одинаковым, а удовольствие от процесса – так себе.

И вот спустя 15 минут «мучений» мы оказались на дне каньона. 

h-4354.jpg

Дорога внизу опять традиционно плохая. Камни, «гребенка», ямы.

h-4368.jpg

Едем вдоль берега реки. 

h-4359.jpg

 Тут уже очень красивая природа.

h-4366.jpg

h-4375.jpg

h-4369.jpg

h-4371.jpg

h-4374.jpg

h-4372.jpg

h-4376.jpg

Так, не спеша, мы доползли до базы «Каменные грибы».

По местному времени это было уже в 18-30.  Тут у нас был забронирован домик с удобствами (раковина и унитаз были в доме под крышей).

h-4348.jpg

h-4346.jpg

Электричество на базе  от солнечных батарей, дома свежие, отапливаются дровяной печкой.  Для готовки же с собой предусмотрительно взяли  горелку-плитку.  Рядом с домом стоит открытая беседка, где можно поесть сидя за столом на открытом воздухе.

h-4342.jpg

Должен сказать, что эта база все – таки на голову выше по удобству,  «свежести», комфорту, и инфраструктуре чем избушки в парке Паанаярви в Карелии.

h-4485.jpg

Там вообще никакой «цивилизации»  и пятую точку приходится образно говоря подтирать лопухом, а домики в таком состоянии, что ветер дует через все щели.  Тут же, по сравнению с Паанаярви, просто многозвездочный отель.

h-4343.jpg

Мы же, когда планировали спуск сюда, по незнанию исходили именно из условий, как в Паанаярви. Поэтому «запаслись» топорами, фонарями, крупами, закусками, и прочими прибамбасами по «полной программе», взяв с собой опять фактически все, что  можно. Для полного набора не хватало разве что пил и унитазов. Слава богу, из этого потребовались только припасы и плитка. В общем, тут  вышел явный перебор с вещами. База же эта была выбрана специально, т.к. здесь самая близкая точка переправы на Каменные грибы и довольно близкое расположение к точке высадке на маршрут к  водопаду Учар.

Перекусили и прошлись, осмотрели окрестности.

h-4373.jpg

Природа на закате тут довольно красивая. 

h-4377.jpg

Как сама река, так и окружающая степь.

h-4344.jpg

Солнце село, и мы пошли в домик. Завтра нас ждал уже действительно весьма интересный день.

9.08.20 День девятый.  База Каменные грибы-Водопад Учар. «На дальних берегах»

h-4713.jpg

В этот день обещали очень теплую погоду без осадков, и мы решили посвятить его полностью походу на водопад Учар. Чульчинский водопад (второе его название) является самым большим в регионе. Однако реально это скорее не водопад, а «водоскат» , т.к. падение воды в нем не с отвесного, а с крутого уступа. Водопад находится на территории Алтайского заповедника, в 11 километрах от места впадения реки Чульча в реку Чулышман. Водопад- одно из немногих мест, доступных к посещению туристами, т.к. заповедник - это особо охраняемая природная зона. Ну и как было не посмотреть на такое чудо? К тому же мы были уже «закаленные в боях» на тропах в Паанаярви, «Оленьих ручьях»,  прочих Чегетах и нам не казалось сложным пройти каких-то 11 км в один конец  до заветной точки. Возможно, я уже говорил, но все же повторюсь:  даже на даче мы проходим, просто гуляя,  около 18-20 км за день.

Проснулись достаточно рано, позавтракали, собрали рюкзак, одели подходящую обувь (лучше идти в кроссовках с цепкими подошвами, или в военных «берцах», т.е. плоская подошва КРАЙНЕ не желательна) и поехали в сторону турбазы «Учар» где организована переправа на соседний берег  Чулышмана, откуда начинается маршрут на Учар. Оплатили услуги лодочника, (500 рублей туда и обратно) который перебросил нас на другой берег. 500 это в оба конца. Для всех. Мы же отдали 500 в одну сторону и 500 обратно, и только потом  у местных узнали, что 500 обычно лодочник  просит за переправу сразу в обе стороны, но поскольку  тут мы впервые, лодочник решил подзаработать. Или, говоря по простому,  н....ть.

 Высадились на равнине мы в районе 9-20 утра по местному времени.

h-4469.jpg

Погода выдалась очень жаркой, в тени было градусов 25, а на солнце, наверное, и все 30.  Тут же стоит сразу отметить две ошибки: 1)выходить надо было как можно раньше, чтобы минимизировать ходьбу по солнцепеку, т.к. маршрут на 99% идет по открытой местности и солнце печет нещадно. Лучше всего выходить часов в 6 утра.  Головные уборы надо использовать обязательно. 2) Брать с собой только самое необходимое. Начитавшись отзывов сильно пугливых путешественников в интернете, мы набили рюкзак очень туго, положив туда, как говорится в крылатом, устоявшемся выражении, буквально все: «от  батонов, до г..ндонов».  Это привело к тому, что в конце маршрута нас шустро обходили на каждом повороте юные девушки, которые шли сюда налегке: без преувеличения,  в одних трусах, тапках, лифчиках, по пути делая селфи и затем заливая свежие фотки сисек  в «инстаграм».   Я же тащил на себе рюкзак, весом почти  как половина веса моей жены, который к концу этой тропы готов был просто сжечь/ вышвырнуть с обрыва в р.Чульчу  вместе со всем его содержимым. Иными словами, Учар - это не перевал Дятлова, не Эльбрус, и т.п , чтобы  тащить сюда такие тяжести.  Это просто дорога. Пусть и неровная. 3)Использовать правильную обувь.  По пути попадаются осыпи, порою весьма «засадные». Можно скатиться в речку. 

В начале маршрута у нас еще  была, как говорил один небезызвестный рок-музыкант, «бодрость духа» (с),  мы быстро дошли до входа в Алтайский заповедник, где стояла палатка смотрителей,  оплатили рекреационный сбор (около 100р с человека, если не ошибаюсь) и пошли дальше.

h-4463.jpg

Дорога начала портиться, и стала идти вдоль обрыва над речкой. 

h-4473.jpg

 Порой тропа была весьма узкая.

h-4471.jpg

h-4461.jpg

На маршруте попадались достаточно «засадные» места, где надо быть предельно внимательным.  А именно: 

1)переход через ручьи по проложенным деревьям.

h-4450.jpg

h-4465.jpg

2)Переход по узкой тропе вдоль насыпи над обрывом над Чульчей

h-4459.jpg

3) переход по металлическим скобам по скале через ручей

h-4449.jpg

h-4451.jpg

Последнее место является настоящим «пугачом-фильтром»: некоторые люди читают отзывы, и боятся идти к водопаду.

h-4456.jpg

Хотя ,честно говоря, именно оно не вызвало  у нас особых затруднений.

h-4448.jpg

h-4447.jpg

Гораздо сложнее показалось  перейти со всем нашим «пудовым» обмундированием через ручей по сброшенным жердочкам – пришлось сильно повозиться с переброской на другой берег тяжелого рюкзака  со всей избыточной  поклажей.

h-4460.jpg

Отсюда еще раз повторяю главный совет путешественникам: не берите лишнего груза с собой!

Часто приходилось пробираться через завалы камней. 

h-4446.jpg

h-4468.jpg

И вот на одном из поворотов показался водопад. 
h-4467.jpg

Но до него еще было довольно далеко.
h-4474.jpg

Привалы мы устраивали на крупных ручьях, там же можно набрать питьевой воды в бутылку. Должен сказать, что заправленные  бутылки  мы тоже изначально взяли с базы в большом количестве,  что изначально только добавляло лишнего веса.
h-4477.jpg

h-4479.jpg
И вот примерно в 3 часа дня мы его достигли. Последние десятки метров, последний "рывок".
h-4453.jpg
Получилось около 5 часов в одну сторону. Пробыли там час, и пошли назад.  Что можно сказать про водопад? Безусловно, он очень красив. Но! Самым лучшим, по соотношению «затраченные усилия/качество», из увиденных мною водопадов пока, является все-таки водопад Киваккакоски в Карелии. Он очень мощный, полноводный и шумный - его даже слышно с одноименной горы, если затаить дыхание и прислушаться.  Маршрут до него очень  простой, эффектный и понятный. При  этом не нужно штурмовать какие-то горы, отвесные осыпи, проходить десятки километров по валунам и деревьям. В общем, Киваккакоски- водопад отличный , достигается быстро и просто, а выглядит ничуть не хуже.  Учар же, он  совсем другой: идти - далековато,  поток воды - слабее, наклон - сильнее, хоть и высота больше. 
h-4475.jpg
В общем, более «замороченный», хотя тоже очень красивый. Безусловно, это была одна из ярких «жемчужин» этой поездки. Может быть,  даже самая яркая из всего увиденного.
h-4478.jpg

h-4476.jpg
Поплескались вдоволь у подножья, и пошли назад. Дорога назад была сильно проще, т.к. шла большей частью под уклон.
h-4458.jpg
Гораздо  легче дался «прижим» над ручьем со скобами,
h-4455.jpg

да и солнце уже ушло за горы. 
h-4454.jpg

h-4452.jpg
На лугу перед границей заповедника мы были в 8 часов вечера.
h-4464.jpg
Еще немного и мы вышли на равнину перед Чулышманом
h-4472.jpg

h-4466.jpg
Мы дошли до берега Чулышмана, ударили в «колокол» - лодочник приплыл и перебросил нас на наш берег. Добравшись до машины , мы  переобулись и поехали на нашу базу. На поход к Учару ушел весь день. Шагомер показал 21 км, хотя включил его я уже на входе в заповедник. Реальных же там, скорее всего, 22 километра.
Готовить сил и времени уже не было - в этот день очень выручили припасенные на "черный день" Дошираки.  Съели их и легли спать.

10.08.20 День десятый.  База Каменные Грибы-Каменные грибы- Коо и окрестности. «Каменные грибы»

h-4720.jpg

Сон был довольно тяжелым - я лежал и всю ночь крутил ногами «велосипед» : ).  Для полноты картины не хватало еще горящих спичек – было бы, наверное, как в армии. Тот, кто служил - тот поймет о чем я. Ноги просто гудели- хоть отрезай. Утром встали опять рано. Т.к. сегодня обещали не очень ясную погоду, на этот день была запланирована короткая вылазка – на Каменные Грибы. Забегая вперед скажу, что по сравнению с вылазкой на Учар- это все равно, что  легкая прогулка  до туалета в квартире по малой нужде утром. С Учаром ,я  полагаю , может сравниться разве что поход на гору Нуорунен в Карелии с ночевкой. До сих пор очень жалею, что не сходили  туда в 2018 году.

Но вот мы позавтракали, и отправились в сторону переправы.

h-4494.jpg

 Опять причалили на другом берегу, заплатив лодочнику.  Погода была пасмурная,  но без дождя. 

h-4488.jpg

В общем, то, что надо. На Грибы проложены две тропы- одна более пологая , но длинная, другая более крутая и короткая. Длинную дорогу мы сразу даже не заметили,   поэтому «поперли» прямо в гору. 

h-4493.jpg

Виды на долину отсюда весьма неплохие.

h-4487.jpg

h-4486.jpg

Сложностей с подъемом не возникло и спустя несколько минут мы были у грибов.

h-4503.jpg

Я поднялся к «шапкам» и посмотрел грибы более детально.

h-4489.jpg

h-4483.jpg

h-4498.jpg

Заключение:  это логичный по своей сути объект, образовавшийся за счет выветривания  горных пород.

h-4490.jpg

h-4496.jpg

При том, что сюда еще часто летают на вертолетах, наверное, потоки воздуха от лопастей еще вносят свой вклад в разрушение «ножек» под камнями.  Скоро это всё рухнет :)

h-4492.jpg

h-4497.jpg

Путь назад тоже не вызвал никаких затруднений.  Залог успеха – правильная обувь ( на жене и ребенке были цепкие кроссовки, на мне – военные «берцы» с  очень «суровой»,  жесткой и «зубастой» подошвой).  Спускаться решили по длинной тропе.  И вот, через  20 минут мы были уже у Чулышмана.  Весь поход «на грибы» включая переправы и осмотр занял 2 часа. Короче  говоря, «семечки».  

Вернулись на базу, перекусили, и решили прокатиться вдоль Чулышмана по долине. Доехали до Коо, осмотрелись. 

Места тут довольно «глухие», а село очень старое. Даже табличка висит с древней датой. 

h-4484.jpg
Хотя в селе даже есть церковь.
h-4510.jpg
Но видно, что живут тут очень скучно и бедно. Магазины закрыты , народа на улице почти нет.  Поехали дальше. Виды тут очень эфектные.  Решили сильно не углубляться, но все-таки доехали до моста через  р. Башкаус перед поселением Кок-Паш. 
h-4499.jpg

Тут уже совсем дикие места
h-4501.jpg
 Лишь изредка попадаются проезжающие машины туристов.  Еще пофотографировали окрестности.  
h-4504.jpg

h-4506.jpg

h-4507.jpg
Это место мне очень понравилось
h-4500.jpg

h-4502.jpg
Лепота:
h-4505.jpg

h-4509.jpg
Возможно, имело смысл попробовать заранее проработать вариант возврата по  Телецкому озеру на пароме , который ходит с южного берега  на Иогач, но мы решили, что это будет не очень «спортивно». Кроме того в Кош-Агачском районе нас интересовало еще несколько мест, которые предстояло осмотреть. Так что Телецкое озеро отложим на другой раз.  Например, если поедем в сторону Байкала. В 6 часов вечера мы вернулись  на нашу базу,  поужинали, подъели остатки продуктов, перебрали сумки и начали собираться к отъезду.  
h-4508.jpg
Напоследок еще прошлись по окрестностям базы, вышли к реке, прошли по степи.
h-4491.jpg
К вечеру пошел сильный дождь. 
h-4511.jpg
Все-таки мы все рассчитали очень правильно и грамотно, т.к. смогли посмотреть интересующие достопримечательности в хорошую погоду. Спать легли пораньше, т.к.  вставать надо опять рано.

11.08.20 День одиннадцатый. Каменные грибы-Кату-Ярык-Акташ-Кош-Агач-Акташ. «Горизонтальный предел»

h-4721.jpg

Сегодня предстоял отъезд обратно из Каменных грибов. Проснулись в этот день очень рано, примерно в час ночи по Московскому времени (т.е. в 5-00 по местному) быстро собрались, и поехали в сторону перевала. Идея была выехать из долины до основного потока машин, чтобы без проблем подняться на Кату-Ярык.   На базе еще все спали. Мы первыми открыли въездные стальные  ворота и поехали. 

h-4512.jpg

Солнце только встало.  Доехали до перевала , и без остановки начали  его «штурмовать». 

h-4514.jpg

Коробку перевел в режим “Sport”, и поехал. Первый участок до поворота достаточно крутой, периодически срабатывала система стабилизации. За нами шел Ленд Крузер 100 , и ему этот подъем был совсем как “слону дробинка».   В итоге за 20 минут мы поднялись на вершину. 

h-4522.jpg

Остановились на площадке сверху, осмотрелись еще раз напоследок.

h-4515.jpg

 Тут, кстати, к  нам подошел владелец такого же «Рафика», поинтересовался, как мы заехали, какой мотор, какая коробка. Поделились ощущениями  и поехали дальше.

h-4513.jpg

 Время 8-40. Проехали мимо знаменитых Пазырских курганных могильников. Даже не стал тратить время на остановку. С виду - просто куча щебенки как на даче при заливке плиты парковки.  

h-4516.jpg

Поехали дальше. Заехали в  Балыктуюль.

h-4517.jpg

 Сегодня погода опять пасмурная, но дождя снова нет. 

h-4518.jpg

Опять нам везет. Вообще в этой поездке очень везло с погодой: зонтиками мы в ней не воспользовались.

h-4739.jpg

В Улагане в 11-00 заехали в Мария-Ра, пополнили запасы провизии и перекусили.  Добрались до Улаганского перевала (около 2100 м над у.м). 

h-4740.jpg

h-4524.jpg

h-4736.jpg

Решили осмотреться, т.к. на пути в долину Чулышмана не останавливались тут.

h-4735.jpg

Виды здесь достаточно живописные. 

h-4742.jpg

Дорога после перевала опять портится - дыры, ямы. Грейдером покрытие не прокатывали уже давно. Тем временем топливо в баке почти закончилось. Но мы рассчитали все «тютелька в тютельку». Осматриваем еще раз Красные Ворота перед Акташем, 

h-4748.jpg

h-4745.jpg

h-4747.jpg

h-4746.jpg

и «на лампочке» почти с сухим баком вкатываемся на АЗС рядом с гостиницей «Расул». 

h-4750.jpg

В 14-00 заправляем полный бак, идем оформляться .Остановились опять в том же домике, в котором ночевали в прошлый раз.   Перекусив и сбросив сумки, не теряя времени, садимся в машину и мчим в сторону Кош-Агачского района. Время  около 3 часов дня.

Нас интересовало место, которое довольно легко находится на Гугл-Картах.  Забиваем в навигатор точку  с названием марсианские пейзажи (Чаган-Узун)  и стартуем налегке в сторону монгольской границы. Сразу же за Акташем видно заснеженные вершины северочуйского хребта, (Актру 4044 м и Куркурек 3982м.)

h-4755.jpg

Пожалуй, это самые красивые на Чуйском тракте.

h-4751.jpg

Остановились пофотографировать. На въезде в Кош-Агачский район раньше висела табличка об ограничении въезда из-за короновируса, но несколько дней назад ее сорвали. 

h-4757.jpg

Въезжаем в зону Курайской степи. 

h-4759.jpg

Пейзажи за окном прямо радуют. Еще останавливаемся.  И вот вскоре мы доехали до поворота в районе д. Чаган-Узун. Сворачиваем на мост. На горизонте видны горы, а  за ними Чуйская степь. 

h-4749.jpg

Место, в котором она находится, приравнено к районам Крайнего Севера – т.е. с засушливым летом и очень суровой зимой. Наверное, ветер тут просто пронизывает до костей. А мы едем к «марсовым пейзажам». Дорога отлично гуглится, поэтому описывать ее подробно не буду. Грунтовка накатана нормально- доедет почти любая машина, разве что кроме совсем плоских «спорткаров». 

h-4752.jpg

Есть засадные места вроде небольших луж, больше сложностей тут никаких нет.

Останавливаемся, ставим машину на платной стоянке (100 руб, еще один вид «бизнеса»  местных «парикмахеров», «стригущих» туристов). И идем смотреть. Честно говоря – ожидал большего.   Народу очень много.

h-4760.jpg

Мне это место напомнило смесь  горы Большое Богдо в Баскунчакском заповеднике
h-4753.jpg

h-4754.jpg

и видов на склоны гор от храма Гарни в окрестностях Еревана.
h-4758.jpg

h-4756.jpg

Вот наиболее точная комбинация,  описывающая этот объект. «Хитрый» цвет гор объясняется наличием примесей химических элементов в почве склонов. FE2O3 - дает красный цвет, марганец- розовые и сиреневые тона, и проч. При соединении этих всех элементов образуется цветная палитра оттенков. Больше ничего не расскажу, т.к. по химии было всегда  в районе 2-х баллов. Авансом. А так вообще почти «единица».  Мы были на месте, которое называют Марс-1. А еще есть Марс-2, но мы на него не поехали - в общем, и так все стало понятно.
h-4761.jpg

Выдвинулись в сторону Кош-Агача. На въезде в город «поймали» в объектив радугу.
h-4762.jpg

Это, определенно, к удаче. Въехали в город
h-4764.jpg

Проехали его насквозь и остановились у таблички с обозначением начала погранзоны. 
h-4765.jpg
В принципе, все ясно. Дальше ехать не стали. Таким образом , это место стало, пожалуй, так называемым «горизонтальным пределом» нашего путешествия. До границы с Монголией отсюда всего каких-то 70 км.
На въезде в город со стороны Ташанты стоят какие-то локаторы.
h-4770.jpg
Чуйская степь пустынна и удивительна. 
h-4766.jpg

h-4763.jpg
Уже начинает смеркаться, и мы спешим в сторону нашей гостиницы Расул.
h-4768.jpg
По пути еще останавливаемся в нескольких живописных местах, чтобы сделать прощальные фото. 
h-4767.jpg
Все-таки Чуйский тракт действительно очень красив.
h-4769.jpg
Наверное, не зря он вошел в список самых красивых дорог Мира:
h-4771.jpg

Уже в темноте въезжаем в Акташ и идем в гостиницу. Завтра начинается долгая дорога домой. Однако, забегая вперед скажу, что Алтай оставил смешанные чувства. Но об этом будет в конце нашей истории, а сейчас ложимся спать.

12.08. День двенадцатый. Акташ-Барнаул. «Дорога домой»
h-4725.jpg
Утром проснулись, сходили позавтракать в кафе Расул (завтрак в стоимости номера), собрали вещи и сдали домик. Погода не радовала, лил дождь. Может это и к лучшему – все-таки так морально легче уезжать. Заправились до полного бака на АЗС Расул в 9-17, и выдвинулись в сторону Барнаула.  
h-4554.jpg
Какое-то время просто ехали.  
h-4561.jpg
Решили еще раз остановиться у памятника водителям, перевозившим грузы по Чуйскому тракту в войну.
h-4563.jpg

h-4562.jpg
Поднялся на холм над трассой, через который была проложена старая дорога - Чуйский тракт именно тут проходил до реконструкции.
h-4557.jpg

h-4564.jpg
Еще раз полюбовались видами и помчали дальше.
h-4560.jpg

h-4566.jpg

h-4567.jpg

h-4565.jpg
Следующая остановка была у моста через Катунь , с которого виден Ининский Мост (Цаплинский).  Мост был спроектирован студентом   МАДИ Сергеем Афанасьевичем Цаплиным.  Его история весьма  интересна.  Приведу на нее ссылку:  
h-4568.jpg

Вот так, уважаемые студенты альма-матер,   читайте,  «мотайте на ус», как надо учиться,  а не просиживать джинсы на «парах»,
 играя в «танчики».  
Без остановок добрались до перевала Чеке-Таман. 

h-4570.jpg

h-4569.jpg

Остановились на Семинском перевале,  закупили сувениры и подарки: магнитики, мед, орехи, чай.
Едем дальше, думая, где бы поесть. Ехали, думали, и в итоге встали рядом с отелем «Алтика», в котором останавливался в прошлом году наш партнер.
h-4558.jpg

Пошли перекусить в ресторан «Орлиное гнездо», расположенный рядом и рекомендованный к посещению им же.
h-4556.jpg
Зашли внутрь, и как раз пошел дождь. Перекусили. Порции большие, все очень вкусно.
h-4772.jpg
Счет немного больше «трешки» на всех. В общем-то недорого. Пока ели, дождь кончился. 
h-4559.jpg
Опять нам везет с погодой.  
А вот и вид из окна ресторана: 
h-4555.jpg

Поехали дальше. Где-то примерно в 5 часов вечера  остановились на очередной ярмарке докупить сувениры. Дальше была заправка до полного бака на АЗС Газпром в Майме в 17-50, и мы, покинув Республику Алтай, въехали в Алтайский край. 
h-4574.jpg
Опять едем мимо полей-лугов, дорога хорошая. 
h-4573.jpg
Примерно в 21-30 добрались до Барнаула, 
h-4571.jpg
где у нас был забронирован номер в мини- отеле на Партизанской(Партизанская ,167). Номер стоил 2708 рублей. Как мы поняли, хозяин только начал заниматься раскруткой этого бизнеса - номер свежий, чистый. Завтрак утром включен в стоимость - его приносят в номер.  Поплутали по центру города, припарковали машину под камеры на доме, заселились.
h-4572.jpg

13.08. День тринадцатый. Барнаул-Новосибирск –Омск. «Новониколаевск»
Проснулись, позавтракали, сдали номер и поехали в сторону Новосибирска. Пока выбирались из города, краем глаза пытались что-то посмотреть. Чем же запомнился нам  Барнаул? Очень активной застройкой жилыми современными домами. Идет активный ввод жилого фонда, строятся высотные здания. 
h-4586.jpg

Порой такие гиганты соседствуют рядом со старыми деревянными домиками, которые, наверное, в скором времени будут снесены.
h-4587.jpg
В остальном это обычный город, каких множество на просторах России. Вообще все эти города уже начали здорово «приедаться»- всё,  в общем-то, в них одинаково: на окраинах-  промзоны, торговые центры, ж/д пути, в центре –церкви, деревянные домики, улица Ленина все как обычно. В общем, похоже, мы «насытились». Выехали из Барнаула, погода опять пасмурная, накрапывает дождь. Добрались до границы Новосибирской области.
h-4580.jpg

 Погода начала улучшаться, тучи ушли.
h-4576.jpg
Уже подъезжая к Новосибирску, думали заехать в музей ж/д техники на станции «Сеятель». Подумали и решили не заезжать, т.к. паровозы/электрички мы уже видели в достаточно большом количестве в Москве в музее около Рижского и Павелецкого вокзала. Поскольку сегодня дальше предстоял осмотр Новосибирска, и большой перегон до Омска, поэтому сильно «распыляться» не хотелось. В 11-40 въехали в город и уткнулись в пробку. Заправились на Газпроме (Бердское ш. д. 63) в 12-00. Вообще, стоит отметить,  что Новосибирск достаточно напряженный в плане трафика. Мне кажется, что это из-за того, что он не имеет полностью замкнутой окружной дороги. Т.е. если на севере весь трафик в сторону Красноярска идет в обход города, то на юг, в сторону Чуйского тракта, он идет через город/пригороды:  либо через Краснообск - Бердск, или как ехали мы сейчас - через ул. Большевистскую и Красный проспект.
h-4581.jpg
В связи с ограниченным временем было решено поехать посмотреть Михайловскую набережную и центр города. Развернулись на проспекте перед мостом, с трудом нашли свободное место на парковке перед набережной. Погода радует, солнце припекает. Идем в парк «Городское начало». 
h-4583.jpg
На входе нас встречает памятник Александру III и пролет моста конца 19века.
h-4582.jpg
Памятник царю был установлен в парке  в 2012 году.  Установили его  в честь указа 1891 года о начале строительства Транссиба.  Тут же расположен оригинальный пролет первого ж/д моста. 
h-4585.jpg

Рядом виден уже современный мост. Знаковое место.  Сама набережная показалась ухоженной – лежит плитка, все ограждения покрашены. 
h-4589.jpg
Но она немного пустоватая, если сравнивать с набережной Туры в Тюмени. Там «ввалили» очень много денег в благоустройство. Но в целом в солнечную погоду пройтись по набережной Оби приятно. 
h-4584.jpg
Прошлись пешком до метромоста и обратно.
h-4588.jpg
Сначала думал прокатиться на метро по метромосту на противоположный берег реки, но когда увидел, что он закрытый, как контейнер,  то решил не ехать.
h-4579.jpg
Хотя мост очень интересный с технической точки зрения.  Он был открыт в 1986 году и соединил станции Студенческая и Речной вокзал. Его длина 2145 метра, это самый длинный мост такого типа. Чтобы сгладить сезонную температурную деформацию конструкций – опоры снабдили роликами. Интересный инженерный объект. Вдалеке виден Бугринский мост. 
h-4590.jpg
Это уже современность. На противоположном берегу раскинулся пляж.
h-4592.jpg
Вроде бы все цивильно и достойно. Только похвалил набережную, и «опаньки». Как всегда.“Кушать подано” (c):
h-4591.jpg

h-4593.jpg
После осмотра набережной решили пешком дойти до собора Александра Невского.
h-4595.jpg
Собор построен в 1899 году и является первым каменным зданием в городе.
h-4602.jpg
На входе установлен очень необычный памятник императору. 
h-4594.jpg
Идем дальше. Приятно прогуляться по центру пешком.  Дошли до Новосибирского государственного художественного училища . На противоположной стороне расположена Аллея Покрышкина
h-4603.jpg
 и памятник ему. 
h-4600.jpg
В комментариях, я полагаю, не нуждается. 
h-4604.jpg
Посмотрели, и вернулись обратно к машине.
h-4597.jpg
Решили перекусить, заехали в Макдональдс.  По пути посмотрели основную доминанту города – Театр оперы и балета. Он строился с 1931 по 1945 год ,  имеет купол диаметром 60 метров. Открыт был уже  после войны. Символ города. 
h-4596.jpg
А вот ж/д вокзал совсем не удивил.
h-4598.jpg
Вокзал он и есть вокзал. Чем-то похож на Белорусский вокзал в Москве. 
h-4601.jpg
Покружили по городу, посмотрели еще «с колес» верстовой столб на площади Трубникова , установленный тут в 2003 году на площади руководителя Западно-Сибирской дороги И. Е. Трубникова. Заехали в Макдональдс, взяли еду с собой. 
h-4599.jpg
Пока выезжали из города – пошел дождь. Опять повезло - все успели посмотреть до ливня. 
h-4578.jpg
В 16-00 выбрались на северный обход Новосибирска и выдвинулись в сторону Омска.
h-4575.jpg
Время 16-45. Пейзаж за бортом все тот же- чахлые березки, болота. По пути «туда» рассмотреть его не удалось, т.к. ехали ночью. Заправили полный бак в 19-20 на АЗС Газпром в районе Убинского на 1232 км М-51 «Байкал». В 20-40 начало темнеть. В 22-00 уже ехали  в темноте и в  в 23-30 прибыли в Омск, нашли нашу гостиницу «Грезы», в которой останавливались по пути на Алтай, заселились. 
h-4577.jpg

14.08. День четырнадцатый. Омск-Тюмень-Екатеринбург . «Ойл-град»
h-4722.jpg

Встали опять достаточно рано, т.к. сегодня планировали доехать до Екатеринбурга и осмотреть по пути г.Тюмень. Стартанули в 9-09,  заправились, и выехали из города. Дорога на Ишим  радует качеством полотна, солнечным небом,  
h-4610.jpg
и довольно необычными чахлыми березками, торчащими из болот
h-4606.jpg
До Тюмени отсюда около 500 км, но дорога реально хорошая, позволяет ехать быстро. Примерно в час дня приезжаем знакомую развилку в районе Ишима и уходим севернее на Заводоуковск. Дорога - отличная двухполоска.   
h-4607.jpg
Времени прибавляется еще один час в нашу пользу, в отличие от дороги «туда». В 14-00 останавливаемся на АЗС (Газпромнефть, с.Омутинское, 166,5 км а/д Тюмень-Омск) .  Попили кофе, перекусили, заправились, поехали дальше. В Тюменской области дороги тоже отличные.  В 6 часов вечера были  на подходе к Тюмени.
h-4614.jpg
В городе нас, прежде всего, интересовала набережная  р. Тура, поэтому без промедлений едем в сторону центра.
h-4615.jpg
Если вкратце обрисовать впечатления от Тюмени, то можно сказать, что все похожее реально теперь увидеть в Москве в полной мере:  «выделенки» для  автобусов, знаки остановка запрещена через каждые 100 м, эвакуаторы, зеленые автобусы. 
h-4611.jpg
Чувствуется почерк, уже ставшего нашим, можно сказать горячо любимым и родным, мэра Москвы. В центре все тоже благоустроено, всюду лежит плитка, отреставрированы фасады зданий. В общем ощущается, что денег вбито сюда уйма. Остановились на ул. Республики, припарковали машину, и пошли в сторону набережной. Зашли на Мост Влюбленных 
h-4612.jpg
Действительно много свадеб  было  в этот день на мосту.  Нас же интересовал вид на набережную. 
h-4613.jpg
Правый берег уже полностью закончен, все как и у нас в столице и даже местами «жЫрнее»- толстенные парапеты из гранита,
h-4621.jpg
фонтаны,  скульптуры из бронзы ,
h-4620.jpg

h-4624.jpg
плитка , уложенная до линии горизонта. 
h-4618.jpg
Размах поражает.  Прямо как столица отдельного государства.
h-4616.jpg
Для областного центра, пожалуй, очень масштабно. Река Тура просто теряется на фоне всех этих «денежных вливаний». 
h-4617.jpg

h-4619.jpg

h-4622.jpg
Прошлись вдоль набережной, 
h-4623.jpg
пошли к машине, поехали перекусить на скорую руку в Макдоналдс. С трудом припарковали машину- кругом знаки «остановка запрещена» . Привычная история.
h-4625.jpg
В «Макдаке»  без масок не обслуживают, тут все гораздо строже, чем в Новосибирске. Взяли еду с собой в машину, перекусили и поехали из города в сторону Екатеринбурга. А вот на окраинах уже не так все «вылизано». Попадается дырявый асфальт,  старые домики - в общем всё как всегда в региональных центрах.
h-4626.jpg
Покрутились и выехали на трассу Р-351.  
h-4609.jpg
Примерно в 20-00 часов въехали в Свердловскую область. Дорога хорошего качества - однополосные участки чередуются с двухполосными.
h-4605.jpg
В 20-30 уже начало темнеть.
h-4608.jpg
В 22-00 мы заправились в г. Богданович на АЗС Газпром до полного бака и поехали дальше. В 23-20 мы уже пересекли ЕКАД и въехали в город , через 20 минут благополучно финишировав  у гостиницы Урал (ул. Мичурина, стр.57). Номер тут не дешевый для такого фонда -3149 рублей за троих,  но добротный. Гостиница была явно переделана из бывшей советской. Типа «Интурист». Люблю изредка заезжать в такие места – как будто попадаешь в машину времени. Кругом дубовый паркет, толстые ковры. Прикольно. Выгружаем сумки, ужинаем, и ложимся спать.

15.08.20 День пятнадцатый. Екатеринбург- Пермь-Ижевск- Набережные Челны.   «Да придет спаситель» (С)

h-4726.jpg

Проснулись рано.

h-4660.jpg

Утром решили забронировать  номер в пункте назначения. Думали остановиться в Елабуге, но вспомнив, что это туристический центр, и увидев на Букинге космические цены, переориентировались на Набережные челны. «Застолбили» номер в Alliance Hotel (Набережные Челны, ул. Столбовая 44). Номер обошелся нам в конечном счете 2268 рублей. 

А пока сходили на завтрак, сдали номер и поехали в сторону  Ельцин-центра

h-4694.jpg
Мы уже проезжали мимо этого места в 2015 году, но он еще строился. А сейчас все готово. Это было ключевое, единственное место к осмотру в Екатеринбурге в этой поездке. Паркуемся неподалеку и идем. В городе пасмурная погода, достаточно прохладно, дует ветер. Впрочем, таким же  «Катер» нас встречал и в прошлый раз. Привычная погода для этого города. Вообще же скажу, что это мой, пожалуй, любимый  туристический город после Питера. Когда знакомые спрашивают, куда съездить на несколько дней, если Ленинград уже «приелся», то я, однозначно, советую ехать в «Катер».
И так, президентский центр Б.Н Ельцина. 
h-4662.jpg

Принимали участие в его строительстве, как вы можете видеть, исключительно достойнейшие люди)
h-4658.jpg
Вот, друг президента тоже толкнул пламенную речь:
h-4652.jpg
Место, безусловно, очень интересное.  Описывать словами его бесполезно –это место нужно просто посетить.  Один из обязательных к осмотру объектов в городе.  
h-4656.jpg
Деревня , где собственно родился Ельцин Б.Н.
h-4653.jpg
Если вкратце – музей оснащен по европейскому уровню. Интерактивные экспозиции, аудиогиды. 
h-4657.jpg

h-4663.jpg
 В музее 7 залов, рассказывающих о пути  Ельцина Б.Н от «низов»,
h-4666.jpg

h-4665.jpg

h-4669.jpg

h-4674.jpg
до завершения его президентской карьеры. 
h-4681.jpg

h-4692.jpg

h-4690.jpg
Часть залов посвящена новой российской истории,
h-4673.jpg

h-4675.jpg

h-4677.jpg
 среди экспонатов подлинные предметы быта и ушедшей эпохи девяностых. 
h-4670.jpg

h-4678.jpg

h-4680.jpg

h-4682.jpg
Однако экспозиция, посвященная первой Чеченской войне достаточно скромная. Отдельного внимания заслуживает зал-кабинет  с воссозданной реальной обстановкой, в котором работал Ельцин.  
h-4696.jpg

h-4691.jpg

h-4689.jpg


h-4697.jpg
Очень интересно «обыграны» светлый «зал Свободы»  
h-4695.jpg

с окнами от пола до потолка и минимумом предметов интерьера, и зал, посвященный принятию конституции РФ,

h-4684.jpg

где слышно через динамики, как  разные наши  общественные деятели по статьям зачитывают основной закон государства.

h-4686.jpg

В отдельном зале представлены награды и подарки Б.Н. Ельцина.

От себя хочу сказать, что  отношение к этому политику и музею может быть разное. Это будет зависеть от положения посетителя музея в социуме в то время и сейчас, возраста, уровня образования, наконец, отношения к самой личности первого президента РФ. Но самое главное, что я хотел бы подчеркнуть:  история  любого государства никогда не может быть окрашена только в один цвет. Это касается и личностей глав государств. Тут стоит вспомнить, как яркий пример, надгробный памятник на могиле Н.С. Хрущева. 

h-4661.jpg

h-4664.jpg

h-4668.jpg

h-4667.jpg
Просто черный цвет,  или просто белый без «полутонов». Так не бывает. Так не было, и так никогда не будет.
h-4651.jpg
А вообще, "каждый народ достоин своего правителя". Это совершенно точно сказано.
h-4671.jpg
Эти моменты-  самое важное, что нужно вынести из изучения этой сложной науки.
h-4672.jpg
 Задумайтесь над этим. Соответствует ли в полной мере эта мысль  концепции построения музея, пусть каждый читатель решит для себя сам, когда посетит его. А посетить его надо обязательно!
h-4685.jpg

h-4688.jpg

Мы сели в машину, и начали выбираться из города. Проехали по центру, затем мимо стадиона
h-4687.jpg
, построенного к чемпионату Мира по футболу 2018 года,  вышли на тракт , ведущий в сторону Перми.  
h-4649.jpg
Дорога сейчас среднего качества- много ремонтов, в 2015 году она была лучше.   Не смотря на то, что в этот день предстояло проехать не очень много, уже при выезде из Екатеринбурга меня буквально «рубило» - ночью поспал только 3 часа, т.к. ребенок плохо спал и мне не давал.   Мы заехали на АЗС Газпром в Ачитском районе на 185 км, купили капучино и заправились.  Потом был безостановочный проезд  до  Пермского края. На подъезде к Перми дорога отличного качества – магистраль с соответствующим ограничением скорости. Можно и притопить. 
h-4650.jpg
После Перми –опять двухполоска. За Екатеринбургом дорога уже хорошо знакома, но усталость уже начинала настигать. В связи с этим  делаем больше остановок. В 19-50 заехали на АЗС в Нытвенском районе около д.Марчуги. Заправили полный бак, перекусили сосисками с кофе, т.к. припасы кончились.   Уже начинало темнеть, и мы въехали в Удмуртию. Весь трафик, в том числе грузовой, ушел на Воткинск, а мы поехали по старому маршруту через Игру.  Уже в темноте  в 22-34 остановились заправиться на Лукойле в с.Якшур-Бодья. Заодно протерли стекла и фары. Поехали дальше.  После Ижевска сделали еще одну остановку на перекус и дальше уже безостановочно ехали до гостиницы. 
h-4659.jpg
Выбравшись на М7, поехали в сторону Уфы , проехали плотину  р.Кама, въехали в город. Приехали мы в отель в 1-20 ночи. Заселились и легли спать. Этот день почему-то оказался очень тяжелым. Это был единственный день, в который мы реально сильно устали, даже забыли в багажнике машины фотоаппарат, что с нами обычно не бывает. 

16.08.20-17.08.20 День шестнадцатый/семнадцатый. Набережные Челны- Москва. «Последний рывок»

h-4723.jpg

В этот день просто ехали до дома. Итак, покидаем Набережные Челны.

h-4710.jpg

 Выехали из гостиницы пораньше утром и покатили по М7 никуда не заезжая. 

h-4707.jpg

h-4708.jpg

Дорога уже была очень хорошо знакома нам по многочисленным предыдущим поездкам.

h-4711.jpg

В 12-50 заправились на объездной под Казанью на Татнефти.

h-4699.jpg

В 14-00 проехали пробку  при въезде в Чувашию. 

h-4700.jpg

В 18-00 встали в пробке перед Кстово, 

h-4702.jpg

которую благополучно объехали через обход по маршруту Слободское-Чернуха-Шелокша и выехали на нижегородскую объездную на юге. 

h-4698.jpg

Примерно в 19-20 выскочили  на М7 уже за Нижним Новгородом. В 19-30 попили кофе и заправились на АЗС Газпром на 389 км М7.

h-4703.jpg

В 21-30 были на Владимирской объездной. В 23-50 въехали в Московскую область, и попали в постоянную пробку  перед Покровом. В 1-35 мы уже проезжали через Балашиху.

h-4705.jpg

И вот в 1-37 последние десятки метров перед въездом в пределы МКАД.

h-4706.jpg

h-4709.jpg

Еще полчаса- и мы финишируем у дома в  2 часа ночи. Поставили машину на стоянку, забрали ценные вещи и пошли спасть уже в свою кровать, после 16 дней скитаний по номерам гостиниц. В 8-00 я выезжал на работу. Отпуск благополучно завершился.

Итоги  поездки

Всего на заезд было затрачено  округленно 16 дней, пройдено 9398 км. Это была самая длинная по расстоянию (надеюсь пока) наша поездка. По деньгам она обошлась в 135 000 рублей , что в пересчете в человеко-дни/километры кажется довольно бюджетным. Можно было еще немного уменьшить затраты, если выбирать тщательно и бронировать места ночлега заранее, а не в последний момент. Но тут уже как есть. 

Однако сама поездка на Алтай  оставила неоднозначные впечатления.   С одной стороны в регионе сконцентрированы самые эффектные и разнообразные достопримечательности. Тут собрано как бы все в одном месте- леса и природные парки, полноводные и не очень водопады,   перевалы и степи,  горнолыжные курорты и цивильные эко-отели... Т.е. если раньше, чтобы все это посмотреть, надо было ехать в разные точки: каньоны, древние крепости - на Кавказ, леса, водопады, быстрые реки с озерами- в Карелию,  горы, перевалы - в Грузию, Армению, в Приэльбрусье, различные канатки, аттракционы –в Краснодарский край. Тут же все это собрано фактически  в одном регионе.  Но отсюда и объясняется восприятие поездки. Девиз этого заезда: “Мы где-то подобное уже видели». Но Алтай ведь он действительно такой разный! Вот и нашлось объяснение неоднозначных впечатлений. Тем же, кто не был в этих регионах, можно сказать: «добро пожаловать на Алтай!» Тут все эти яркие краски собраны в «одном тюбике!» В остальном все было очень здорово, классно, приятно.  

А еще у Алтая есть один очень серьезный "козырь".

Путешествуя раньше, мы видели немало каньонов, гор, перевалов, горных дорог через них. Но именно в этой области есть что-то свое, душевное, родное по духу. Примерно схожее чувство посещало меня в северной Карелии. 

Может это объясняется относительной простотой доступа.  Может тем, что на Алтай  добраться не сложно на чем угодно и когда угодно. Несмотря на все дефолты, кризисы, санкции, всякие «контры» (как было, например, с Грузией после 2008 года) и прочие «короновирусы». Без использования загранпаспортов, виз, огромных сумм. Просто  собрался, сел в машину,  нажал на педаль , приехал и увидел красоту. 

Но, повторюсь, не все так однозначно. 

Районы, расположенные до Семинского перевала вызывают непростые чувства. По статистике, их посещает больше миллиона туристов в год, которых привлекает  развитая инфраструктура, но абсолютное большинство путешественников  приезжают сюда в летний период. И за лето местные «воротилы турбизнеса»  стараются выжать туристов до последней капли! Как говорил один известный человек: "Бабки делать надо!" (с)

Тут с первых же дней пребывания возникает ощущение, что попал в Краснодарский край. В каждом «месте притяжения туристов»  установлено огромное количество палаток со  всяким барахлом, а прилагательное "алтайский"  на «шильдике» товара поднимает  цену в 2 раза. 

За каждый «пук и чих» тут  «срубают» с путешественника  деньги. Пройти по мосту через реку- платно. На входе сидит «контролер», обилечивающий туристов. Проехать на машине – вот прайс. Искупаться в озере –тоже своя «такса». И так далее.

Однако, все меняется когда проезжаешь Семинский перевал. Тут уже нет того туристического «ширпотреба», который можно увидеть в районах, близких к границе Алтайского края.

В этой связи отдельно следует сказать про Чуйский тракт. Попадая на эту трассу впервые, путешественника охватывает  восторг . За каждым поворотом его ждет что-то новое, неизвестное. С каждым новым поворотом Чуйский тракт показывает гостю  все новые и новые виды, буквально кадр за кадром открывая красоты Алтая. Турист щелкает кнопкой спуска фотоаппарата, ему кажется, что именно вот здесь то и ждет самое красивое. Но это только начало. Самое же интересное начинается вдалеке от трассы. Чем дальше- тем круче!

Нам же, похоже, опять  нужны  все новые и новые, резкие, эффектные,  виды.  Возможно, пора вновь выходить за границы РФ.  Или все-таки углубляться внутрь родной страны? Куда податься? Ведь, как известно, с каждым разом хочется большего, необычного, неизведанного.  Возможно, именно этим мы и займемся в следующие наши поездки. 

Если же говорить про Алтай, то он видится мне последним направлением выезда для «офисного планктона». Выездом, который можно осуществить ( если говорить об автомобильном путешествии , ограниченном  РФ) в обычный, двухнедельный, отпуск. 

В общем, Алтай - это, наверное, этакий  последний,  " горизонтальный предел", который можно откатать на машине за короткий срок при поездках по России.  Без сильного напряга. Особенно если ехать с  ребенком и «в одного пилота».

От себя я бы хотел пожелать читателям в первую очередь крепкого здоровья в этот непростой год, удачи на дороге и по жизни, ярких впечатлений и положительных эмоций! Ухожу, но не прощаюсь. До новых встреч, уважаемые господа путешественники!


Можно разместить этот отчет в социальных сетях. Таким образом Вы помогаете популяризации сайта.

Яндекс.Метрика
По вопросам сотрудничества и размещения рекламы пишите plo@autotravel.ru