Откуда: Великий Новгород Когда: 06/2020
По маршруту: Эссойла, Беломорск, Кировск, Мурманск, Териберка, Кандалакша, Умба, Медвежьегорск, Вытегра (часть 2)
Рейтинг отчета:
Автор: Участник форума: Конфуций
На край света в разгар пандемии (продолжение)
Шестой день путешествия – 26 июня.
Утро очередного дня началось с сюрприза. Сплю я себе спокойно никого не трогаю, жду когда зазвонит будильник, но вместо будильника слышу звонок в дверь. Вскакиваю, пытаюсь с просоня натянуть штаны, смотрю на часы, на часах – 8:50 утра. Открываю, там стоит уже другая "горничная" (не та что была вчера), «я говорит за ключами». Представьте моё удивление, дети и жена еще спят ,я в трусах и неумытый. Кое- как договорились, что она приедет в 10:30, потому что в 11:00 у неё уже другие на очереди. Мы в попыхах собрались и в 10:25 уже освободили квартиру. Но горничную пришлось ждать аж до 11:20. В результате мне не дали поспать, я не успел побриться ,да и собираться, завтракать постоянно глядя на часы, тоже приятного мало. В общем это заселение- выселение ,смазало все приятные впечатления от квартиры. Насколько я понял - это агентство, которое сдает большое количество квартир, а управлять этой сдачей пока еще не научилось. За те 50 минут, что я на улице ждал горничную, я бы успел и позавтракать спокойно и побриться, и проснуться от будильника, а не от внезапного звонка в дверь.
Называется эта контора - Comfort Travel Apartment.
Погрузились в машину и поехали смотреть Атомный ледокол «Ленин». Навигатор завел нас в какой-то узкий спуск (как потом оказалось это была улица Портовый проезд), сразу стало понятно, что машину тут приткнуть негде, поэтому вернулись обратно на большую улицу Челюскинцев и приткнулись там у магазина. Пошли вниз, в ту сторону, в которой согласно навигатору был ледокол. Идти порядка километра, но прошли это расстояние легко и незаметно, так как вокруг была достаточно интересная промышленно-портовая зона. Склады всякие, конторы, поезда шныряют туда-сюда, постоянная движуха и суета.
Дошли до проходной Мурманского морского торгового порта

и от неё повернули налево. Вскоре вышли непосредственно к Морскому вокзалу и Ледоколу «Ленин».
Сразу стало понятно, что ледокол закрыт для туристов, но небольшая надежда теплилась где-то в глубине души, пока не дошли до трапа и не прочитали объявление о том, что в связи с коронавирусом, доступ туристов на ледокол закрыт.
Кстати это оказалось самым большим разочарованием за всю эту поездку. Успокаивали себя мыслью о том, что все равно есть еще в планах покататься по полуострову Среднему и Рыбачьему, так что в Мурманск скорее всего еще вернемся.
Погуляли немного по пристани,
зашли в сквер Портовиков , посмотрели на установленные там памятники и пошли обратно.
Следующим пунктом обязательным к посещению в нашей программе значился Мемориал "Защитникам Советского Заполярья в годы Великой Отечественной Войны" или попросту – Алёша.
Глядя на карту, еще дома, мне казалось, что он находится где-то на окраине ( да и описание было соответствующее – сопка Зелёный мыс, район озера Семёновского) на деле же доехали всего минут за 5-6. Всё оказалось рядом.
Машину поставили на стоянку и пошли подниматься к мемориалу мимо вот такой вот симпатичной каски
«Алеша» выглядел внушительно уже со стоянки.
Проникнутся торжественностью момента и прочувствовать всю тяжесть сражений в суровых условиях Заполярья помогала и погода.

На улице было пасмурно, всего лишь +14, а наверху у памятника еще и пронизывающий ветер.
Но, несмотря на это мы пробыли тут больше получаса. Место потрясающее, хотя даже не смогу сейчас с уверенность сказать, что нас впечатлило больше, сам памятник

или открывающиеся от него вида на город и Кольский залив.

На заднем плане прекрасно была видна панорама ММТП, у которого мы только что гуляли.

Через какое-то время супруга и дети ушли в машину, я же еще долго стоял и просто любовался видами.

Но бесконечно стоять не возможно, всё-таки ветер и начинающийся дождик, прогнали и меня в машину.
Пора было уже выезжать из города в сторону Териберки, но время позволяло заехать еще к одной достопримечательности – памятнику «Ждущей».
Хотя я бы скорее назвал его памятником «Провожающей», почему-то мне показалось что она не встречает, а именно провожает кого-то и машет рукой вслед уходящему кораблю.
Кстати виды отсюда тоже весьма неплохие.

На выезде из города остановились у очень неплохой кулинарии и накупили там разного рода пирожных аж на 1000 рублей. Решили вечером устроить себе пир и ведь был повод, вечером мы наконец-то достигнем края света и цели нашего путешествия – Териберки.
Кстати дети в дороге иногда путали Край Света с Концом Света. И вопрос – «Пап, а скоро уже Конец Света?» вызывал у меня непроизвольную улыбку.
На парковке у кулинарии привлёк внимание китайский кроссовер – Haval F7. Этот китайский автопроизводитель вызывает у меня в последнее время определённый интерес, чувствуется, что пришли они к нам всерьёз и надолго, машины делают
весьма неплохие, вон даже до северных окраин уже добрались. Думаю не за горами то время, когда они на равных начнут конкурировать с корейцами.
Выезжая из города уткнулись в блок пост. Особо не переживали по этому поводу, так как накануне я провентилировал вопрос проезда в Териберку, и точно знал что проезд открыт, никаких запретов нет.
Подъезжаем к первой линии, нам мерят температуру - всё ОК, подъезжаем ко второй – просят предоставить документы – предоставляем. Проверяющий долго их изучает, смотрит внимательно на нас, а потом вдруг заявляет, что въезд в Североморск закрыт.
Да и ладно, фиг с ним с Североморском, закрыт и закрыт, нам туда не надо. «Дайте документы», - говорю «Мы в Териберку едем», « А вот не отдам», - отвечает офицер, «Это дорога в Североморск, развернитесь и на выезде с КПП получите».
Оказывается наш встроенный в автомобиль навигатор Ситигид, повел нас какой-то ему одному известной дорогой.
Пришлось возвращаться, проезжать практически через весь город и на, так называемой, Серебрянской развязке уходить налево.

Хорошо в бардачке у меня на всякий пожарный лежал навигатор с Навителом.
И вот начался самый интересный отрезок нашего пути.

Я ехал и с интересом наблюдал как меняются окружающие пейзажи по мере приближения к Териберке.
Сперва был лес, небольшой но все жё лес. Километров после 30-40 он плавно перешёл в лесотундру с берёзовым криволесьем, елями и низкорослыми соснами.
Ну и когда до места назначения оставалась примерно половина пути началась уже настоящая тундра, как и положено тундре со мхами, лишайниками стелющимися разновидностями ивы и кое-где встречающимися карликовыми березками.

Для пущей красоты сдобрено это все небольшими озерцами.

Ляпота! Я тундру видел в первые в своей жизни и был очарован этим зрелищем. Трафик был минимальный дорога ровная,

поэтому можно было ехать спокойно, не спеша, наслаждаясь видами.
Жаль только мои домочадцы, как только мы выехали на эту дорогу, сразу все поголовно уснули и не могли разделить со мной восторгов по поводу красоты окружающих пейзажей.
За 38 километров до Териберки началась грунтовая дорога,

Которую, судя по идущей реконструкции, совсем скоро превратят в асфальтовую. Качество сносное, не припомню, чтобы мы испытывали какой-то сильный дискомфорт проезжая её.
Плохо, что она довольно протяженная и через пол часа езды начинает уже потихоньку утомлять.
Когда доехали до импровизированной смотровой площадки на одном из поворотов, мне пришлось все же разбудить моих попутчиков, чтобы они хоть что-то увидели. Вышли, размялись, пофотографировались и оставили сандалю сына в качестве подношения местных духам.

В Териберку прибыли в 17 часов и сразу поехали заселяться. Жили мы в квартире на Пионерской, 7. На Букинге данный объект можно найти как Uiutnaia kvartira v Teriberke.

Из плюсов данной квартиры: удобное заселение, ключи можно взять у хозяев, которые живут двумя этажами ниже в этом же подъезде. Квартира очень просторная, при желании в ней могут разместиться 6-8 человек.

Хорошее расположение вблизи магазинов и у начала дороги ведущей к достопримечательностям. Выгодная стоимость (по сравнению с другими объектами в посёлке).
Из минусов – присутствует общая неустроенность: нет коврика в ванной, на дверцах шкафа под раковиной нет ручек (пришлось каждый раз поддевать дверцу ногтем, чтобы выбросить мусор), дырка вместо замка на двери в ванной, всего три кружки (одному из нас пришлось пить чай из стеклянного стакана) и пр.
Обошлась она нам в 4500 руб.за ночь.
После заселения, поехали в так называемую «старую Териберку», раздобыть что-нибудь к ужину.
Причем хотелось не просто перекусить, а устроить пир ведь мы так долго собирались приехать сюда и вот наконец это свершилось – мы на Краю Света, на побережье Баренцева моря, дальше только океан и льды.
В качестве объекта для пира, еще дома был выбран ресторан – «Тереберский берег», представлялось как мы будем вкушать рыбные блюда, любуясь морем.

Но пресловутый коронавирус и тут внес свои коррективы. Ресторан работал только на вынос. Но ладно хоть работал, мог бы вообще быть закрыт. Тем более, что кроме нас других туристов в округе не наблюдалось.
К сожалению в меню доступно было не все, поэтому ограничились следующим набором:
- похлёбка из оленины /350 руб.;

- УХА из сёмги, трески и креветок /350 руб.;
- треска отварная с овощами /400 руб.;

- оленина с брусничным соусом/ 600 руб.;
- плюс детям картошка фри и ещё по мелочи /300 руб.;
Всего получилось: 2000 руб.
Учитывая, что днем мы закупились пирожными на 1500 руб., весь праздничный ужин на обошёлся в 3570 руб;
Пока всё это нам готовили и упаковывали, а дети качались на шикарных качелях,


Место чудесное! Супруга всю дорогу мечтала тут искупаться, но в данный момент это сделать было сложно, так как купальник остался в номере, поэтому ограничились созерцанием пейзажей.
Тем временем ужин наш был готов и теперь предстояла задача максимально быстро (чтобы это все не остыло) доехать до дома, стараясь не расплескать по дороге первые блюда.
Приехали, поужинали и посмотрев на часы ( времени было 18:30) решили, что успеваем прогуляться по окрестностям.
Ну улице было + 12, моросил небольшой дождик, поэтому тщательно утеплившись отправились знакомиться с окрестностями.
Я уже писал выше, что наш дом находился очень удобно прямо возле дороги ведущей к основным достопримечательностям.
В принципе, можно было бы пройтись и пешком, но мы поехали на машине и уже минут через пять или даже меньше, припарковались за Лодейным озером.

На заднем плане можно рассмотреть как раз тот район, в котором мы жили.
И пошли в сторону моря.

Пейзажи вокруг были просто изумительные. Говорят, тундра особенно красива осенью, но и сейчас летом она была вполне красочна.

Дети уже давно убежали вперёд, а я все еще плёлся сзади пытаясь выбрать самый красивый ракурс из красивых.
Подойдя ближе к берегу, мы увидели какую-то рукотворную стену из камней.

Возможно, её сделали как заслон от ветра, так как в некоторых картах это место показывается как место под палатку. И в принципе её вполне удобно расположить именно здесь.
За этой стеной –оградой открывается вид на пляж с большими круглыми камнями.
Когда спустились вниз, увидели, что камни эти пестрые от лишайника, который растёт на них, не уверен, но возможно это тот самый «Драконий пляж».

В подтверждение этой теории прикладываю фото маленького «дракончика», который вылупился прямо на наших глазах J

Дети с женой гуляли по окрестностям, я же попробовал добраться до воды.
Но смог подойти только на такое расстояние,

и то пару раз чуть не навернулся, камни очень скользкие.
Как назло в этот момент сел фотоаппарат. Пока мы ужинали в номере, я успел зарядить его минут 20, но этого заряда на вечер не хватило. Дальше пришлось фотографировать на смартфон.
Времени было уже начало девятого, но мы решили проехать подальше, посмотреть что там еще интересного.
Но смогли проехать только несколько десятков метров, дальше дорога стала ухудшаться и мы оставив машину с детьми (которые уже подустали и замерзли) у Водопроводной Насосной Станции на озере Секретарском, пошли пешком на Астровертов мыс.
Слева от мыса был еще один каменный пляж,
только уже с гораздо более мелкими камнями.
Сам же каменный выступ поднимался над морем на несколько метров и с высоты было интересно смотреть как разбиваются о камни накатывающиеся на берег волны.

К сожалению больше ничего уже в этот день не смотрели. Так как на на нашей машине дальше было не проехать, а погода портилась на глазах да и дети уже набрались впечатлений и желания идти пешком дальше на холодном ветру с мелким дождиком не изъявляли.
Поэтому вернулись к автомобилю и поехали домой греться и укладываться спать.
Всю ночь шёл дождь.
Седьмой день путешествия – 27 июня.
В этот день мы должны были попрощаться с Териберкой и выехать в Кандалакшу, осуществить вторую попытку попасть в этот город. Интернет писал, что все ограничения сняты и блок посты со въездов в город убраны. Гостиницу второй раз бронировать не стали понадеялись на авось. И забегая вперёд скажу, что пресловутый авось нас не подвёл.
Проехать в этот день нам предстояло всего 350 км, поэтому спешить было некуда, решили не торопясь попрощаться с Териберкой.
Сдали ключи и медленно поехали в сторону старой части посёлка. Мимо такой вот своеобразной церкви
и какого-то полуразрушенного дома (навигатор определяет его как бывший клуб)
Конечно же остановились у знака с названием поселка. Сама табличка покрыта наклейками из разных городов и стран, так что название пока еще угадывается, но в скором времени подозреваю вообще исчезнет под яркими стикерами. Мы клеить ничего не стали, просто ограничились фото на память из разряда « я был здесь».
Навигатор показывал, что отсюда идет тропинка на очередную смотровую точку, конечно же мы пошли по ней.
И еще не доходя до берега стали открываться ошеломляющие по своей красоте виды.
На самой точке тоже весьма неплохо, если посмотреть налево открывается панорама старой Териберки с песчаным пляжем
налево – вид на губу Лодейную.

Но к сожалению долго тут оставаться было трудно, ветер был продувающий насквозь.
Из обязательных к осмотру в Териберке мест у нас оставалось только кладбище кораблей, к нему мы и направились.
Правда попали в не совсем удачное время, накануне вечером кода проезжали мимо был отлив и все остовы кораблей были хорошо видны, сейчас же было время прилива и соответственно все интересное было наполовину скрыто под водой.

Но место всё равно очень интересное!
После этого в принципе можно было бы уже и уезжать, программа минимум была выполнена, но супруге моей вздумалось искупаться. «Не прощу себе», говорит, «если не искупаюсь в Баренцевом море»!
Надо заметить, что она собиралась сделать это еще накануне, но тогда мы оставили вещи и купальник в номере, теперь же её ничего не могло остановить кроме погоды.
К слову сказать было гораздо холоднее чем вчера, если в день нашего приезда температура была +12, то в этот день всего лишь + 7. Такая температура в наших краях бывает обычно на 8 Марта, а жена у меня совсем не морж и даже в Крещенских купаниях никогда не принимала участия.
Тропинка к морю проходила мимо ресторана с большими панорамными окнами и люди, которые в это время сидели там и завтракали получили в это утро не только хлеб, но еще и зрелища.
Мне снимать было зябко, а она искупнулась, вышла, «хорошо» говорит, «пойду еще парочку раз окунусь» и действительно сделала еще два захода.
Но даже после этого мы никак не могли заставить себя уехать из этого удивительного места, дети пошли качаться на качель,



и в 19:30 были в Кандалакше.
Мотель «Гора Крестовая», в который мы не попали по пути на Север, нашли без труда, номер свободный был в наличии, мы быстренько заселились и поехали обратно в город искать кафе, дабы отужинать.
Но в Кандалакше с местами общепита оказалось совсем не густо, а те что были стояли закрытыми из-за ковида. Хорошо нашли работающий суши-шоп, закупились ролами и лапшой-вок на вынос и вернулись ужинать в номер.
Ужин был достаточно плотным и мы решили растрясти его поднявшись на гору Крестовую.

На первый взгляд в этом не было ничего сложного, но дети смогли осилить только половину пути, потом убежали вниз играть у гостиницы.

Мы же не без труда, но всё-таки взошли на гору, особенно трудными оказались последние несколько десятков метров, я регулярно занимаюсь спортом, но тут мне было тяжко, в самом конце ноги уже гудели и отказывались передвигаться, а сердце норовило выскочить из груди. Не знаю, может мы просто изначально взяли излишне высокий темп?
Но медленно идти было не с руки, так как на всем протяжении восхождения нас атаковали полчища комаров.
Весь подъём занял пол часа.
Но виды на Кандалкшский залив Белого моря открывшиеся нашему взору на вершине горы сторицей вознаградили нас за все тяготы восхождения.

Это невозможно описать словами друзья, красота просто потрясающая!!!

Разумеется подошли к кресту узнать во славу какого события он здесь воздвигнут, оказалось в честь Крещения Кандалакши.Установлен он на месте древнесаамского капища, причем это уже второй крест, первый установленный 16-м столетии Феодоритом Кольским был разрушен и снесён с горы бурей. Современный крест был установлен в 2006 году. Говорят от подножия до вершины горы несколько человек несли его на руках, представляю как им было нелегко, если даже мы поднимаясь налегке умудрились запыхаться.

Вернувшись в гостиницу, легли спать пораньше, так как на завтра планировалось совершить несовершимое и обмануть законы физики.
Пару слов о гостинице. Мотель «Гора Крестовая» - превзошел наши ожидания.
Чисто, тепло, уютно, в номере есть халаты и одноразовые тапочки, возле каждой кровати тумбочки, а над тумбочками розетки ( с зарядкой всех наших многочисленных гаджетов не было никаких проблем), на случай похолодания – радиаторы.
Чистое бельё, удобные кровати, в ванной комнате одноразовые мыла, шампуни и какие-то баночки, назначение которых я уже не помню, тишина, свежий воздух из окна перечислять достоинства можно бесконечно. Недостаток только один – нет кафе, утром не позавтракать, вечером не поужинать.
Восьмой день путешествия – 28 июня.
Встали рано в 6:30, так как планов на день было много и в 8:00 уже выехали из гостиницы.
Через несколько минут после выезда на трассе ведущей на Умбу увидели смотровую площадку на Кандалакшский залив Белого моря, но после горы Крестовой нам она уже показалась не интересной, поэтому даже не стали останавливаться.
Ехали хорошо, асфальт ровный, трафик по утреннему времени небольшой, а дорога периодически радовала нас отличными видами.
Первым пунктом в программе на этот день стоял Чёрный Падун – порог на реке Колвица.
Порог нашли, но толи мы пошли не той стороной, толи порог как-то обмелел, но издалека он не произвел абсолютного никакого впечатления и искать более близкие подходы к нему не захотелось.
После, на 52 км трассы Кандалакша – Умба, свернули на озеро Колвицкое.
Озеро очень живописное! На высоком берегу среди елей можно даже встать с палаткой, но надо учитывать, что может быть ветрено, дрова для костра вы вряд ли найдете, а соседями вашими могут быть беспокойные рыбаки.

К 10:30 мы уже были в Умбе. Прокатились по поселку, погуляли по берегу.

Впервые увидели медуз в Белом море!

Хотя это не удивительно дно у Малой Пирьей Губы Белого моря удивительно красивое.

Быстро уезжать из этого симпатичного места не хотелось и мы решили на удачу заехать в музей Поморского быта.
На удивление он оказался открыт, несмотря на все коронавирусные ограничения. И это понятно, вирус вирусом, а деньги то у бюджетного учреждения всегда на счету.
Любая копеечка заработанная на туристах ох как ценна в таких небольших музеях.
Музей действительно небольшой, мы с экскурсоводом обошли его наверное минут за 10-15. Чего-то уникального там нет, но и не пожалели что зашли. Нам интересно – детям познавательно.
Не доезжая Кузреки (в районе Вешнаволока) решили свернуть на пляж, с целью искупаться теперь уже на противоположном – восточном берегу Белого моря.
Но не получилось, толи в этом месте всегда так, толи мы попали на время отлива, но глубина воды в этом месте была буквально по щиколотку. И если отойти дальше от берега, то и через 50-100 метров она не поднималась даже до середины голени.

В Кузреку заезжать не стали, просто посмотрели на неё с дороги.

Читал, что многие любят и ценят это место для спокойного отдыха и единения с северной природой, но нас как-то не впечатлило. Еще на этапе планирования поездки, была мысль остановится тут на ночь, но по независящим от нас причинам, забронировать тут жильё не получилось и теперь стоя уже здесь на краю посёлка, я понял, что, наверное, мы не сильно много и потеряли из-за этого. Умба мне, честно говоря, приглянулась как-то больше.
Оставалось посетить два намеченных на сегодня места: маяк в Кашкаранцах и Аметистовый берег.
Но надежда искупаться нас никак не покидала и мы продолжали терять время в поисках подъезда к берегу.
И вскоре нашли еще одно симпатичное местечко.
Правда тоже мелковатое, кроме этого в лесу было много мошкары, так что из машины не выйти, а на берегу еще больше и позже мы поняли, откуда берутся эти насекомые, вдоль линии берега лежало много гниющих водорослей и вот там они копошились и размножались.
Пока переодевался в каратэги чтобы снять пару видео на берегу, успели укусить в глаз заразы. Хотя переоделся я в таких условиях меньше чем за минуту, даже пояс в спешке криво повязал.
Но красота Белого моря сглаживала даже этот неприятный аспект. Глаза разбегались от красоты и я бегал по берегу туда-сюда не зная какой лучше выбрать ракурс, чтобы наиболее удачно запечатлеть на память эту красоту.
На часах было уже 13 и по плану в это время мы должны были уже поворачивать обратно, но мы приняли решение рискнуть и если уж нам не суждено в этот раз добраться до Аметистового берега, то доехать хотя бы до маяка в Кашкаранцах.
Ехали целый час, несмотря на то, что дорога была отличная

Место очень фотогеничное, жаль какие-то шумные туристы и туристки, которые приехали за нами ничего не слышали о такте и нагло залезая в кадр своими попами не дали нам нормально запечатлеть детей на фоне маяка (хотя подождать то надо было всего лишь пару минут, до нашего отъезда).
В 14:10 выехали в обратную сторону. Обидно, что до Аметистового берега не хватило каких-то пол часа.
Ну да ладно, может еще когда вернёмся в эти места, заодно на Варзугу поглядим.
На обратном пути заправились в Кандалакше на очень подозрительной заправке Роснефти ( слава богу без последствий)

и выехали обратно на трассу Кола. И так и пилили по ней (периодически застревая из-за многочисленных ремонтов) остановившись всего один раз поужинать в каком-то безымянном (но весьма недурственном) кафе-мотеле на трассе за Пушным

и ровно в 00:00 минут прибыли в Медвежьегорск.
За день каким-то чудом умудрились проехать 970 км и еще посмотреть Терский берег.

Забронированное нами жильё нашли не сразу, так как оно находилось в Пиндушах, на улице с таким же названием, что и в самом городе, поэтому пришлось покрутиться. Пока крутились, хозяин не дождался нас и уехал домой почивать.
Но к слову сказать он всю дорогу был на связи, комната наша была свободна и готова, а дверь гостеприимно открыта. Правда немного непривычно было заселяться одним, такое в моей практике было впервые.
Девятый (крайний) день путешествия – 29 июня.
Настал крайний день нашего путешествия, сегодня ночью мы будем дома спать в своих кроватях.
Но до ночи еще целый день пути и надо постараться провести его максимально интересно.
Собрались позавтракали и написав смс хозяину выехали из гостевого дома.
Кстати завтракали мы на такой вот кухне с русской печью,

а жили в старом деревенском доме.

На момент бронирования это был самый оптимальный для нас по цене вариант, и в принципе он оправдал наши ожидания, комфортная теплая комната, с кроватями для каждого члена семьи.
Из минусов только общий туалет с душем в сенях и вероятность делить утром кухню с другими постояльцами. Ну и к тому же нам пришлось возвращаться обратно в Медвежьегорск, благо что езды там на 5-7 минут.
Припарковались мы на площади Кирова, напротив дома культуры. Дети побежали размяться на детскую площадку, я же перешел через дорогу посмотреть поближе на здание управления Беломорканала НКВД.


За 86 лет оно практически не изменилось, правда внутри теперь вместо кабинетов нквдэшников торговцы разным ширпотребом.

Тут же рядом у входа стояла палатка с копченой рыбой, надо сказать что с рыбой нам в этой поездке как не везло не встречали её нигде даже на Терском берегу. И здесь в Медвежьегорске зайдя в магазин с много обещающей надписью – «Рыба Белого моря» я увидел две обшарпанных холодильных витрины с какой-то замороженной рыбой причем ассортимент её был меньше чем в какой-нибудь Ленте раз в пять.
Поэтому за неимением другого пришлось прикупить себе копченого леща в дорогу.
Вернулся обратно к машине, позвал детей с женой и мы поехали искать кафе дабы подкрепится перед выездом, но из тех двух кафе, что я приметил еще на этапе планирования поездки одно не работало, а второго вообще не оказалось по указанному адресу.
Ладно думаем, может найдем что-нибудь по пути домой. Решили посмотреть здание ж/д станции "Медвежья гора"1916 года, посетить музей и выдвигаться в путь.
Но когда приехали к железнодорожной станции, увидели, что рядом в ТЦ есть кафе.

Кафе –так себе конечно, рекомендовать к посещению его я не буду. Но голодными не остались и то ладно.
Сама станция выглядит весьма интересно. Правда сфотографировать её без машин и автобусов можно видимо только ночью.

Ради интереса зашел внутрь, но там сделан современный ремонт, вся аутентичность осталась снаружи.
Время еще оставалось на то, чтобы посетить Медвежьегорский городской краеведческий музей.
Правда не известно было работает он или нет, решили съездить проверить. И каково было моё удивление, когда забив адрес в навигатор я узнал, что он находится в здании управления Беломорканала НКВД, пришлось возвращаться в то место, откуда мы совсем недавно уехали.
Про сам музей уже по прошествии нескольких даже не знаю что и сказать .Музей как музей, краеведческий, соответственно рассказывает об истории края.

Из всего, что мы там увидели наибольший интерес вызвала экспозиция про строительство ББК
и интересная станция связи.

То есть то, чего мы не видели раньше в других подобных музеях.
Из Медвежьегорска выехали в 13:00, до Вытегры предстояло проехать 300 км. Преодолели мы их за 3,5 часа, камер было не много, трафик предельно низкий, поэтому получилось держать довольно высокую среднюю скорость 85-90 км/ч.
В Вытегре нас интересовала подводная лодка Б-440. Собственно говоря из-за неё мы и поехали домой этим берегом, хотя удобнее было бы ехать через Петрозаводск.
Ситуацию с лодкой отслеживали с весны и буквально накануне выезда пришло долгожданное извещение, что доступ открывается c 19 июня.
Когда приехали на место, припарковались, купили билеты, надели маски и пошли в субмарину.

На лодке мы были одни, экскурсии не проводились, только самостоятельный осмотр.
Внутри подводной лодки мы были впервые, поэтому всё что нас окружало, было безумно интересно.
Начали осмотр с носового торпедного отсека.
В котором находится 6 торпед, причем к моменту нашего приезда одну судя по всему уже успели по кому-то выпустить.
Следующее помещение представляющее собой небольшой музей удивило своим размером, я всегда думал, что внутри лодки безумно тесно, везде надо чуть ли не протискиваться, а тут если убрать столы, можно вполне себе организовать небольшую дискотеку.
Если подробно описывать, все что мы тут увидели, это будет долго. Потому как это все таки боевой подводный корабль и тут есть всё: каюта командира, каюты офицеров, разные рубки, кают –компания, камбузы, гальюны и т.п.
Еще больше разных приборов, названия которых простой обыватель вроде нас раньше мог слышать только в художественных фильмах. Тем интереснее увидеть и потрогать их в живую.
Моё внимание привлек прибор для определения надводных целей. Именно такой только с мигающим на нём огоньком вражеского корабля нам обычно показывают с киноэкранов
Впечатлила инструкция по пользованию таким, казалось бы, простым устройством как гальюн.

Вы только вчитайтесь в этот текст! Откройте клапан .закройте клапан.. И весь этот квест надо проделывать каждый раз. Ужас.

Ну вот так вот постепенно мы и подошли к выходу

Где на одной из коек повстречали совсем еще молодого моряка подводника (видимо первогодку),

который после самовольно покинул расположение боевого корабля и отправился путешествовать с нами.
Немного погуляли по верхней палубе

и вернувшись к машине, продолжили путь в сторону дома.
До завершения этого путешествия нам оставалось сделать всего две вещи: проехать 490 км до дома и посмотреть Храм в деревне Родионово.
Навигатор и карты показывали, что Вытегры до Родионово всего 98 км.
Правда, на отрезке от Вытегры до Ошты стоял восклицательный красный знак, но мы не придали ему значения, а зря.
Если отложить эмоции в сторону, то скажу просто – это худшая дорога по которой я ездил за последние 14 лет. Точнее дороги там нет, это просто большая просека через лес, по которой ездят лесовозы и иногда отчаянные дальнобойщики.
Оказывается в одной из социальных сетей есть даже сообщество посвященное этому отрезку пути. Вот несколько комментариев взятых оттуда:
-«Как там вообще ездить можно, если бы знал даже на танке туда не поехал. Когда заехал в Лен область дороги готов был целовать»
- «Даже не думала, что такой треш можно встретить в 21 веке. Если есть возможность не ехать этой дорогой, то не суйтесь! Асфальт либо доисторический, либо просто его нет. Вместо него глиняная ,грязевая каша. Если попадёте в дождь сюда, то можно остаться здесь навечно. Если у вас рамный внедорожник, то для вас здесь будет очень интересно.»
-«Родственники по весне там конкретно просто чуть не утонули,по Ленинградской еще как-то можно проползти,по Вологодской страх и ужас.На прошлой неделе не рискнул.Пришлось ехать в Вытегру огромным крюком.Череповец-Кириллов-выход на А-119 и на Вытегру.Там местами тоже не айс,но хоть как-то можно ехать.Еще их сосед ездил в Питер крюком через Медвежьегорск и обратно на Лодейное Поле.Одним словом соваться туда даже из местных мало кто хочет.»
-«Дорога от ошты в вытегру даже слов не подобрать. Глина размытая, огромные лужи размером с машину, ехать не просто страшно а ужасающе страшно. Машину уносит с дороги в канаву. Если есть возможность объезжайте.»
-«Ехал и материл дорожников и власть, а потом вспомню, что Крым Наш и мост там новый и столько новых футбольных стадионов, стоит Олимпийский Сочи.. и так радостно на душе.»
Такие вот дела. Впредь буду тщательнее проверять качество дорог на маршруте. Сам не фотографировал, не до того было, боялся соскользнуть в глубокую песчаную колею и застрять там.
В качестве иллюстрации прикладываю несколько фотографий из интернета.
Но как говориться – « всё хорошо ,что хорошо кончается», и это препятствие мы осилили и уже в 20:00 на закате прибыли в Родионово.
В этом районе Подпорожья сохранилось много деревянных церквей, и я давно хотел их посмотреть, но специально ехать 400 километров было как-то не с руки.
Все хотел с чем-нибудь объединить и вот как раз настал тот момент, когда можно было заехать сюда по пути.
Изначально планировалось несколько объектов, но когда понял что все в один день будет не уместить, выбрал самый интересный – Церковь Георгия Победоносца.

Церковь эта уникальна тем, что, во-первых, это третья, по древности сохранившаяся деревянная постройка в России и единственная стоящая на своем историческом месте!
Ну как, скажите друзья, можно было проехать мимо такого чуда?
На первом месте – церковь Воскрешения Лазаря из Муромского монастыря, предположительный год постройки - 1391. Перевезена в 1959 году для сохранности в Кижский Музей-заповедник.
На втором месте – церковь Ризоположения из попавшего в зону затопления при строительстве Волго-Балтийской водной системы села Бородавы, построенная в 1485 году. Перевезена в 1958 году в Кирилло-Белозерский монастырь. Помимо перевозки 1958 года (когда ее, естественно, разобрали) была проведена реставрация методом полной переборке в 2009-2011 гг.
И вот на третьем – данная церковь 1493 года постройки!

К сожалению, была закрыта, внутрь не попали.
Церковь расположена на крутом берегу Юксовского озера, здесь же на берегу мы и приговорили копченого леща, купленного утром в Медвежьегорске и уже ни куда более не заезжая отправились домой, куда благополучно и прибыли в час ночи.
Вот такое получилось путешествие.
Итоги: за 9 дней мы увидели два моря, доехали до Края Света, посетили 4 новых города ( Мурманск, Беломорск, Кандалакша, Медвежьегорск), пересекли Полярный круг, влюбились в север ( как и все кто хоть раз побывал в тех краях ) и потратили на это всё 52 000 руб.
Общий пробег составил – 4218 км.
Спасибо всем кто прочитал этот мой рассказ и до новых встреч на форуме и на дорогах!
Можно разместить этот отчет в социальных сетях. Таким образом Вы помогаете популяризации сайта.