Россия: города, достопримечательности

Откуда: Москва Когда: 01/2021

По маршруту: Новочеркасск, Севастополь, Евпатория, Новороссийск, Воронеж

Рейтинг отчета: 27

Автор:

Побег из зимы в лето

 

Примерно в середине осени, во время бурного роста числа зараженных зломерзким ковидом людей, мы озадачились вариантами празднования Нового года. Загадывать на дальний срок в сложившихся обстоятельствах было невозможно, но, тем не менее, выбор был сделан. В качестве места проведения новогодних каникул был выбран Крым.
Через Booking.com в Крыму были забронированы квартира в центре Севастополя и отель «Donna Rosa» в Евпатории. Также забронировали жилье в промежуточных точках на маршруте – отель «Династия» в Новочеркасске по пути «туда», квартиру в Новороссийске и отель «Holyday Inn» в Воронеже по пути «обратно». Срок поездки наметили себе с 29 декабря по 8 января.
Дальше оставалось только ждать и надеяться, что в преддверии новогодних праздников не будут введены новые ограничения на перемещения по стране из-за ковида, ну и что мы не заболеем, конечно.
28 декабря, видя, что все складывается более-менее нормально и поездка состоится, мы купили 300-литровый бокс на крышу нашему КIA Rio X-line, на котором мы и собирались в эту поездку. 
h-3381.jpg
Это резко увеличило «багажные» возможности нашей машины, что нам было очень нужно. Ведь мы ехали «из зимы в лето», а значит, нужно было взять и зимнюю, и летнюю одежду, а так как праздновать Новый год предполагалось не дома, а в Севастополе, то пришлось брать с собой некоторые ингредиенты для праздничного стола, а также елку. Наша дочка Аня очень хотела, чтобы на Новый год у нас была красивая елка, и я не смог устоять перед этим желанием. В результате, наша елка с полным комплектом елочных игрушек отправилась с нами в путь.  
Доделав все рабочие дела в понедельник 28 декабря, вечером собрали вещи, и ранним утром во вторник 29 декабря, загрузив машину, мы тронулись в путь.
Маршрут свой мы проложили по практически безальтернативному варианту – платной М4. Наша цель на сегодня – город Новочеркасск в Ростовской области, ехать нам до него примерно 1070 километров.
Подмосковье провожало красивым восходом.
h-3621.jpg

h-3623.jpg
Поездка по М4 не является «легкой прогулкой». Честно говоря, у меня много претензий, как к самой дороге, так и к ее «обитателям». На пунктах взимания платы (ПВП) оборудование часто настроено не лучшим образом, очень часто транспондер бывает «не обнаружен», хотя он есть и с его счетом все в порядке. Это создает нервозную обстановку. Практически на каждом ПВП по всей длине дороги можно было увидеть машины, выползающие задним ходом и переезжающие в другие ворота. Нас тоже не избежала сия участь, и на одном из ПВП мы, под осуждающие взгляды других водителей, переехали в другие ворота, где транспондер сразу сработал. Что касается «обитателей», больше всего возмущение вызывает поведение «королей дорог» (коими они, похоже, себя считают), а попросту – некоторых водителей большегрузов. Их хамские перестроения без включения поворотников, прямо перед носом машины, нелепые попытки обгонов своих более медленных сотоварищей в самых неприспособленных для этого местах, заставляют держаться от них подальше.
h-3624.jpg
Погода по дороге была неплохой до въезда в Ростовскую область. Там появился сильный туман, что не увеличило комфорт перемещения.
Так или иначе, через 11 часов, около 19.30 въехали в Новочеркасск и заселились в гостиницу «Династия». В этой гостинице мы уже неоднократно останавливались, когда раньше ездили на Черное море, а последний раз в ней были в 2016 году. Было интересно сравнить свои впечатления от пребывания тогда и сейчас.
Постояльцев в гостинице было мало. Договорившись о времени завтрака, плюхнулись спать. Завтра нас ожидает еще почти 800-километровая дорога.
Проснувшись и вкусно позавтракав в кафе отеля, выехали дальше. Сегодня наш путь лежит до города Севастополь. Погода была очень неприятной – температура воздуха около нуля и сильный промозглый ветер, странным образом сочетающийся с густым туманом.
Для начала было решено заехать к Вознесенскому кафедральному собору – главному храму Донского казачества. Припарковали машину и я пошел к собору.
h-3389.jpg
Обойдя вокруг него, я осмотрел замечательный памятник казачьему атаману и покорителю Сибири - Ермаку, установленный на площади в 1904 году,
h-3376.jpg
памятник  Примирению и согласию, посвященный страшным событиям Гражданской войны
h-3380.jpg
и немного забавный (с моей точки зрения) памятник легендарному герою Русско-турецкой, Кавказской и Крымской войн – генерал-лейтенанту Якову Петровичу Бакланову.
h-3385.jpg
Напоследок подошел к конному памятнику основателю Новочеркасска – казачьему атаману и генералу от кавалерии Матвею Ивановичу Платову, установленному в 2003 году в честь  250 годовщины с его дня рождения.
h-3384.jpg
После этого выехали из Новочеркасска и продолжили движение по М4. На подъезде к Краснодарскому краю погода начала улучшаться и, проехав пост ГИБДД в Цукеровой балке, мы въехали в лето. Светило яркое солнце, а температура воздуха начала стремительно приближаться к +10 градусам. 
h-3622.jpg

h-3625.jpg
Навигатор построил маршрут через Ленинградскую, Каневскую и Брюховецкую станицы. Было очень приятно проезжать по этим «крепким» и ухоженным хозяйствам. Объехав Тимашевск и Славянск-на-Кубани,  постепенно подъехали к строящемуся участку трассы «Таврида», ведущей к Крымскому мосту.
h-3626.jpg

h-3629.jpg
Когда же, наконец, ремонтные участки закончились, дело сразу пошло веселее и быстрее – новая дорога великолепна.
h-3628.jpg
Погода тоже очень радовала. Было +14 градусов и светило яркое солнце.
Около трех часов дня мы въехали на Крымский мост. Конечно, это - грандиозное сооружение, больше всего напоминающее по своим размерам и конструкции мост Васко Да Гамы в Лиссабоне. Общая длина автомобильного Крымского моста составляет почти 17 километров. Рядом проходит железнодорожный мост. К сожалению, полностью увидеть красоту конструкции моста, проезжая по нему, практически невозможно. Можно увидеть только дорогу, арки моста и чуть-чуть - Азовское море. Но все равно это никоим образом не умаляет достоинства этого инженерного сооружения.
h-3377.jpg

h-3387.jpg

h-3386.jpg
Проехав мост, мы въехали в Крым. Наконец-то мы сюда добрались!
Выставив круиз-контроль на 109 километров в час, двинулись дальше по трассе Таврида, в направлении Севастополя. До него оставалось еще примерно 280 километров. Дорога эта – великолепна.
h-3375.jpg

h-3388.jpg

h-3632.jpg

h-3382.jpg
В довершении всего, природа подарила нам очень красивый закат.
h-3379.jpg

  h-3393.jpg  

h-3396.jpg
     
К своему жилью в Севастополе по адресу улица Советская, дом 30, подъехали около 19.30. Следуя инструкциям хозяйки, заехали во двор и разгрузили машину.   Мы будем жить в двухкомнатной квартире на первом этаже старого двухэтажного дома. Ура! Наш новогодний отдых начался.
h-3391.jpg

h-3397.jpg

h-3403.jpg
        
Отметив приезд к месту отдыха, поставили вариться заготовки на салаты (ведь завтра Новый год!).
Хорошо выспавшись, после завтрака определились с планами на сегодняшний день.
В первую очередь нам нужно было попасть в магазин. Мы выбрали супермаркет местной сети «ПУД», расположенный в районе Артиллерийской гавани.
По дороге к магазину прошли мимо Петропавловской церкви, построенной в 1844 году. Эта церковь, построенная при участии адмирала М.П. Лазарева в классическом стиле, больше напоминает древнегреческий храм, чем православную церковь.
h-3401.jpg
Рядом с этой церковью, в сквере, установлен невзрачный памятник Кириллу и Мефодию.
h-3398.jpg
Пройдя дальше, подошли к Собору Святого Равноапостольного князя Владимира. Этот собор, построенный в византийском стиле, является местом захоронения русских адмиралов П.С. Нахимова, В.А. Корнилова и В.И. Истомина, погибших во время обороны Севастополя 1854-1855 годов в период Крымской войны.
h-3392.jpg

h-3402.jpg
Недалеко от собора посмотрели оно из старейших сооружений города, так называемую Башню ветров. Эта постройка, на самом деле, являлась вентиляционной шахтой для сгоревшей во время Крымской войны Морской библиотеки.
h-3394.jpg
Недалеко от собора находится довольно большой композиционный памятник Ленину.
h-3400.jpg
От памятника открывается неплохой вид и можно увидеть море.
h-3395.jpg
Севастополь - очень гористый город, и по дороге до магазина мы неплохо размялись.
h-3404.jpg

h-3390.jpg

h-3399.jpg
Закупившись продуктами питания и продукцией местных винодельческих заводов, пошли домой.
h-3405.jpg
Долго поднимались в гору по спуску Шестакова.
h-3408.jpg
В качестве развлечения во время подъема у нас был забор, на каждой колонне которого было мозаичное изображение кошки.
h-3406.jpg
Вернувшись домой, приготовили новогодние салаты и, не теряя времени, снова вышли на прогулку – нам очень многое хотелось увидеть в Севастополе. 
В начале этой прогулки прошли мимо Петропавловского храма и спустились к высокой набережной Южной бухты. Прошли мимо памятника комсомольцам. Это интересный памятник, имеющий свою «изюминку». Скульптуры на нем выполнены из тонированного под бронзу оргстекла.
h-3407.jpg
С высокого берега из Комсомольского сквера открывается хороший вид на бухту и стоящие в ней корабли.
h-3409.jpg

h-3413.jpg
После этого дошли и осмотрели Сквер воинов-интернационалистов с ротондой и памятным крестом, а также установленную там БМП.
h-3410.jpg

h-3411.jpg

h-3414.jpg
На улице было очень тепло.
h-3418.jpg
Осмотрев странноватый памятник-бюст полководцу А.В. Суворову,
h-3417.jpg
совершенно непонятно зачем размещенный в этом месте бюст А.С. Пушкина
h-3415.jpg
и небольшую часовню в честь благоверного князя Александра Невского,
h-3412.jpg
мы пошли по улице Ленина по направлению к Морскому Вокзалу и Графской пристани. По дороге увидели очень необычное дерево, разросшееся на весь дом.
h-3416.jpg
Вскоре дошли до очень красивого здания музея Черноморского флота, основанного ветеранами Крымской войны в 1869 году.
h-3420.jpg

h-3419.jpg
К сожалению, музей, как и многое другое в Севастополе, был закрыт из-за ковида.
Возле музея расположена небольшая церковь Михаила Архангела, построенная в 1850 году и служившая полковым храмом Белостокского пехотного полка.
h-3421.jpg
Недалеко от церкви живет множество котов.
h-3423.jpg
Пройдя немного дальше, сфотографировал через забор порта видневшийся парусник.
h-3422.jpg
Прорвавшись сквозь ряды зазывал на катерные прогулки, вышли, наконец, на Графскую пристань.
h-3425.jpg
Эта пристань, в сегодняшнем виде была спроектирована инженером Джоном Уптоном в 1844 году и возведена в 1846 году на месте старой, построенной еще для Екатерины II, шлюпочной пристани. Фактически, новая пристань, получившая название Графской являлась парадным входом в Севастополь со стороны моря.
h-3424.jpg

h-3428.jpg
На пристани рыбак ловил морского окуня (смариду), а коты, попеременно сменяющие друг друга на посту возле ловца, ожидали угощение.
h-3427.jpg

h-3429.jpg
Больше всего на Графской пристани меня поразило море. Вода была настолько прозрачной, что все, даже мелкие камешки на дне, были отлично видны. Я никогда до этого не видел Черное море настолько прозрачным.
От Графской пристани, через Морской вокзал и небольшой сквер, мы вышли к, наверное, самому известному памятнику Севастополя и его, можно сказать, «визитной карточке» - Памятнику Затопленным кораблям.
h-3426.jpg
Этот памятник, посвященный трагической странице Крымской войны, когда наши моряки были вынуждены сами затопить свои корабли у входа в Севастопольскую бухту, чтобы не допустить входа в нее англо-франко-турецкой эскадры. Сначала было затоплено 7 линейных кораблей, затем, через 2 месяца еще 2 небольших судна и, в результате, примерно через полгода весь русский Черноморский флот был затоплен в этой бухте.   
h-3432.jpg
Памятник этот был создан по проекту скульптора академика А.Г. Адамсона, архитектора В.А. Фельдмана и военного инженера Ф.О. Энберга в 1905 году.
Напротив Памятника Затопленным кораблям расположен памятник революционным матросам крейсера «Очаков», погибшим в ходе подавления Севастопольского восстания 24-28 ноября 1905 года.
h-3431.jpg
На мой взгляд, интересное исполнение.
Пройдя немного по набережной,
h-3433.jpg

h-3430.jpg

ушли в сторону площади Нахимова. Прошли мимо памятника адмиралу Д.Н. Сенявину.
h-3434.jpg
Этот неплохой, с моей точки зрения, памятник, установлен относительно недавно, в 2014 году, после известных событий. А установлен он был на месте другого памятника, посвященного 10-летию ВМС Украины.
Вскоре мы вышли на площадь Нахимова, и подошли к памятнику адмиралу.  Отличный памятник герою Крымской войны.
h-3435.jpg
На постаменте памятника с трех сторон сделаны горельефы, изображающие события обороны Севастополя 1854-1855 годов.
h-3437.jpg

h-3438.jpg

h-3436.jpg
Осмотрев памятник, прошли мимо Мемориальной стены в честь обороны Севастополя во время Великой Отечественной войны, и вышли на Аллею городов-героев. Очень достойный мемориал.
h-3441.jpg
После этого мы поднялись по лестнице на Матросский бульвар, и подошли к самому старому памятнику Севастополя – памятнику, посвященному подвигу капитана Александра Ивановича Казарского.
h-3439.jpg
Он был установлен в 1839 году по инициативе адмирала Лазарева и посвящен событиям, произошедшим во время русско-турецкой войны, 14 мая 1829 года. В этот день 18-пушечный бриг «Меркурий», под командованием А.И. Казарского был настигнут двумя турецкими линейными кораблями - «Селимие» и «Реал-беем». Турки имели 10-кратное превосходство в пушках над русским кораблем, однако «Меркурий» принял бой и, благодаря героизму матросов и капитана, этот бой выиграл, нанеся повреждения турецким кораблям, заставившие их выйти из боя. Это был уникальный в истории морских сражений случай.
h-3643.jpg
Картина взята из свободных источников в интернете.
На памятнике, выполненном в виде римской триремы, установленной на постаменте из инкерманского камня, выполнена знаменитая надпись: «Казарскому. Потомству в пример». Есть версия, что автором этой надписи является император Николай I.
Рядом с основным памятником есть памятник поменьше, изображающий момент знаменитого боя «Меркурия».
h-3440.jpg
Очень хорошее место, приятно было здесь побывать.
h-3444.jpg
Здесь же, неподалеку, есть еще один небольшой памятник – изобретателю радиосвязи Александру Степановичу Попову.
h-3442.jpg
Именно здесь, в 1905 году им была создана первая в России мощная береговая радиостанция под названием «Сигнальная мачта» для связи с кораблями Черноморского флота, находящимися в море.
На этом наша дневная прогулка закончилась, и мы пошли домой, готовиться к Новому году.
Правда, в девять часов вечера снова вышли гулять – хотелось посмотреть, как украшен город. Вечер был теплый, и гулять было очень приятно.
h-3446.jpg
Прошли по Большой Морской улице мимо очень красиво освещенного Покровского собора, построенного в 1905 году.
h-3443.jpg
Дошли до не менее красиво освещенной мечети Акъяр Джами, построенной в 1909-1914 годах.
h-3445.jpg
Прогулявшись по красиво украшенному Комсомольскому парку, вышли к Артиллерийской бухте и прошлись по ее набережной. Здесь были все атрибуты, сопутствующие празднованию Нового года – взрывы петард, толпы гуляющих людей и нелепая музыка в виде верки-сердючки, включенная одним из кафе на полную мощь. В качестве приметы времени были замечены патрули полиции в масках, проверяющие «масочный режим» в прибрежных кафе.
h-3447.jpg
Нагулявшись, пошли домой по нашему любимому спуску Шестакова – праздновать Новый год!
На следующее утро мы вышли не рано, около 11 часов утра. В связи со вчерашним отмечанием Нового года, сегодня утром у нас была намечена пешая прогулка. Погода была чуть облачнее и чуть прохладнее вчерашней – около +10 градусов.
h-3448.jpg
Пока я ходил за дополнительными куртками, чтобы не замерзнуть во время прогулки, дочка завела знакомство с местным котом.
h-3449.jpg
Вообще, надо сказать, что Севастополь – город кошек. Их здесь много, они весьма упитанны и всегда готовы пообщаться. Приятные животные.
Поймали - помяли! А как же еще!
h-3450.jpg
Основная цель нашей утренней прогулки – дойти до мола, прикрывающего вход в Севастопольскую бухту и расположенного напротив Константиновской батареи.
Пройдя мимо Артиллерийской бухты, поднялись на Хрустальный мыс, на котором расположен построенный в 1977 году монумент в честь присвоения  Севастополю звания Город-герой.
h-3451.jpg  h-3452.jpg
Эта аллегорическая композиция, называемая стела «Штык и парус», имеет высоту 60 метров и видна со многих точек города. Правда, состояние и у самого монумента, и у окружающей территории весьма плачевное. Грязь, мусор и граффити.
Обошли стройку по берегу залива
h-3453.jpg

h-3627.jpg
и вышли к еще одному военному памятнику – «Матрос и солдат». Памятник мне очень понравился.
h-3631.jpg

h-3456.jpg
Территория вокруг памятника сейчас облагораживается, поэтому к весне, как я думаю, этот мемориал и прилегающее пространство будет в отличном состоянии.
h-3455.jpg
Двигаясь дальше, прошли по Катерной улице мимо 11-й береговой батареи времен Великой Отечественной войны
h-3460.jpg
и вскоре вышли на благоустраиваемую и еще не открытую набережную с хорошим видом на  Свято-Владимирский кафедральный собор.
h-3633.jpg

h-3459.jpg

h-3458.jpg
Пройдя по набережной, мы, наконец, вышли на мол.
h-3461.jpg
Кое-где на нем нарисованы неплохие граффити и отсюда хорошо просматривается Севастопольская бухта.
h-3464.jpg

h-3463.jpg
Со стороны бухты мол защищен огромными бетонными волноломами.
h-3462.jpg
Севастополь – город кошек.
h-3465.jpg
На обед мы вернулись домой, а после обеда, несмотря на начавшийся дождь, продолжили осмотр города, но уже на машине.
Подъехали к памятнику бронепоезду «Железняков», принимавшему участие в Великой Отечественной. Памятник состоит из паровоза серии «Э»
h-3466.jpg
и железнодорожной артиллерийской установки ТМ-1-180 калибра 180 мм. Это орудие принимало участие в боевых действиях при защите города Туапсе в 1942 году.
h-3468.jpg
Под усиливающимся дождем подошел к памятнику подводникам-черноморцам.
h-3467.jpg
Хотелось бы, конечно, чтобы вокруг этого монумента провели уборку территории.
Следующим осмотренным монументом стал памятник матросу и герою Крымской войны Петру Марковичу Кошке.
h-3469.jpg
Этот герой многократно отличался в боях во время обороны Севастополя и даже запечатлен на панораме «Оборона Севастополя» Ф.А. Рубо.
Увидев здесь все, что хотели, мы поехали в сторону Инкермана. Наша следующая цель - Свято-Никольский храм и братское кладбище при нем.
Церковь эта, построенная в 1870 году, необычна по форме и выглядит как пирамида.
h-3474.jpg
Зашли внутрь, пообщались со служительницей,
h-3470.jpg  h-3471.jpg
Она рассказала нам историю замены креста на этом храме. Старый крест, выполненный из крымского камня – диорита имел вес в 22,5 тонны. В 1860 году у него обломилась поперечная часть, которая при падении повредила храм. В 1864 году строители вырубили из камня и установили новый, точно такой же крест. Он простоял до 1942 года, когда снарядом повредило верхнюю часть церкви. Крест упал и раскололся на 3 части. В 1968 году специалисты из Киева склеили этот крест, и в 1974 году он был снова установлен на храм. Однако в 2010 году часть перекладины снова упала. Тогда крест решили заменить на новый. В Екатеринбурге был изготовлен новый крест из гранита, повторяющий формы старого. Он весит 23,5 тонны, а его высота – 7,5 метров. 26 августа 2012 года новый крест установили на храм. А старый - собрали вновь и установили рядом с храмом на основании из диорита в виде андреевского флага.
h-3472.jpg
Рядом с храмом расположено огромное братское кладбище с захоронениями русских и советских воинов, оборонявших Севастополь в XIX и ХХ веках.
h-3475.jpg
Нам очень хотелось попасть на море, и так как дождь уже закончился, было решено доехать до пляжа в Учкуевке. По дороге осмотрели один из пяти сохранившихся верстовых столбов построенных для проезда Екатерины II по дорогам Крыма. Такие столбы устанавливались на ее предполагаемом маршруте через каждые 10 верст.
h-3473.jpg
На пляж мы приехали как раз вовремя. Начинался закат. Причем очень красивый. Я давно не видел таких красивых закатов.
h-3476.jpg

h-3480.jpg

h-3477.jpg
Пляж очень понравился, хороший песок, пологий вход. А сейчас, зимой, еще и народа нет. Насладившись закатом, поехали домой.
Следующим утром погода была великолепной – яркое солнце и температура воздуха +15 градусов. Краеведение этого дня было решено начать с поездки на мыс Фиолент.
Добравшись до мыса, по грунтовке поднялись на гору и свернули направо, чтобы выехать на правую оконечность мыса. Оставив машину на импровизированной стоянке, подошли к краю обрыва. Дух захватывает от высоты!
h-3478.jpg

h-3479.jpg

h-3481.jpg
Виды открываются великолепные. На обратном пути посмотрели на то, что осталось от командного пункта 623-й батареи береговой артиллерии. Печальное зрелище.
h-3482.jpg
Затем мы сели в машину и переехали на левую сторону мыса. Здесь не менее красиво.
h-3483.jpg

h-3489.jpg

h-3495.jpg

h-3484.jpg

h-3634.jpg
После посещения Фиолента решили помыть машину – уж больно грязной она смотрелась на фоне чистых машин севастопольцев.
h-3487.jpg
Заехав домой и взяв с собой обед в виде сухпайка, поехали осматривать Севастополь дальше. Приехали на одно из главных мест обороны города во время Крымской войны – Малахов курган.
Здесь, на склонах кургана, сделаны инсталляции батарей русских войск, осматривая которые можно представить, каково было нашим артиллеристам.
h-3485.jpg

h-3486.jpg

h-3494.jpg
Я подошел к памятнику, установленному на месте смертельного ранения 5 октября 1854 года адмирала В.А. Корнилова.
h-3488.jpg
Великолепный получился памятник. Он был установлен в октябре 1895 года, разрушен в годы Великой Отечественной войны и восстановлен в 1983 году, в год 200-летия образования Севастополя. Интересно, что кроме Корнилова на этом памятнике, справа от постамента, представлен небезызвестный нам матрос Кошка, заряжающий пушку.
Затем мы побывали на месте смертельного ранения самого известного адмирала Крымской войны – Павла Степановича Нахимова. Это место, слева от оборонительной башни, отмечено скромной мемориальной табличкой.
h-3492.jpg
2 января 2021 года.
h-3490.jpg
После Малахова кургана мы уехали на Северную сторону Севастополя. Подъехали к памятнику воинам 2-й Гвардейской Армии, освобождавшим город в мае 1944 года.
h-3491.jpg
Памятник расположен в очень живописном месте с хорошими видами.
h-3493.jpg
Следующая точка нашего интереса - Михайловская батарея, к сожалению, была закрыта по случаю праздничных дней (а сегодня – 2 января). Пришлось довольствоваться внешним осмотром (через забор) этого мощного оборонительного сооружения.
h-3496.jpg

h-3497.jpg
Эта П-образная крепостная батарея, рассчитанная на 77 24-фунтовых орудия, была возведена в 1846 году. Толщина стен укрепления составляет 1,8 метра. Во время Крымской войны батарея не смогла принять участие в боевых действиях. Из-за ограниченных углов обстрела орудий и недостаточной дальности их стрельбы, пушки Михайловской батареи не могли «достать» неприятеля. Интересно, что от батареи до Южной части города во время осады Севастополя был проложен наплавной мост из плотов, длиной 960 и шириной 11 метров, служивший для движения войск и эвакуации раненых.
Недалеко от стоянки машины, перед входом в Михайловскую батарею, был небольшой рыбный магазин, где я купил вкуснейшей ставридки и хамсы, которую мы с удовольствием съели вечером.
h-3513.jpg
Заехав дальше на Константиновскую батарею, с грустью обнаружили, что она тоже закрыта на праздники.
Следующим местом, куда мы поехали, стала заброшенная береговая батарея №16. 
h-3500.jpg
Она была построена перед Первой мировой войной, в 1912 году, а установлены на ней  были 4 пушки калибром в 10 дюймов (254 мм). Вес каждого орудия составлял 49 тонн. Стреляли эти пушки снарядами весом по 225 кг, максимальная дальность стрельбы составляла 20 км. Батарея принимала участие в бою один раз, в октябре 1914 года, когда к Севастополю подошел немецкий линейный крейсер «Гебен» (SMS Goeben).
h-3646.jpg
фото взято из свободных источников в интернете
В ходе короткого боя, крейсер получил повреждения дымовой трубы, а его ответным огнем было выведено из строя одно 254 мм орудие. Форт был разоружен в 1930-х годах и использовался в качестве артиллерийского склада.
Даже сейчас, без пушек, и сильно побитая снарядами во время Великой отечественной войны, батарея представляет интерес. Можно увидеть места установки пушек и побродить по казематам.
h-3498.jpg
Полазив по этой батарее, мы по грунтовке поехали в направлении пляжа. Однако здесь он нам не понравился – мало места и много волноломов.
h-3499.jpg
Было решено ехать дальше, за реку Бельбек, в Любимовку. Приехав на пляж, поняли, что это место идеально подходит для нашей вечерней прогулки.
h-3501.jpg

h-3502.jpg
Несмотря на вечер, было очень тепло.
h-3504.jpg
Через полчаса дошли до желтых скал из песчаника.
h-3503.jpg
Увидели снеговика-песковика.
h-3507.jpg
И двинулись в обратную сторону, любуясь закатом.
h-3505.jpg

h-3506.jpg

h-3508.jpg
Утром 3-го января собрали вещи, загрузили их в машину и двинулись на выезд из Севастополя. Нас ждет Евпатория. Севастополь – отличный город, нам здесь очень понравилось. За 3 дня полностью осмотреть его, конечно, невозможно, но мы попытались увидеть хоть что-то. К сожалению, в связи с коронавирусом из программы прогулок по городу были исключены и 35 батарея, и панорама «Оборона Севастополя», и кое-что еще интересное. Не беда! «Корона» не вечна и мы, я надеюсь, еще вернемся в Севастополь и увидим все, что не смогли посмотреть в этот раз.
По дороге решили заехать еще раз на Константиновскую батарею.
h-3630.jpg
Сегодня она уже была открыта для посещения. Несмотря, на то, что у этого музея есть парковка, простым смертным на нее попасть невозможно – она стоит пустая (не сильно понятно, для чего). Пройдя от входных ворот метров 600, купили билеты и, получив инструкции о порядке осмотра, прошли в крепость.
h-3511.jpg
Строительство земляных укреплений на месте батареи было инициировано еще А.В. Суворовым в 1794 году.
h-3514.jpg
Каменная крепость, по форме напоминающая подкову, была построена в 1840 году. Батарея имела толщину стен 2,5 метра и была вооружена 97 орудиями. Гарнизон крепости составлял 500 человек. Во время Крымской войны батарея вела перестрелки с англо-французской эскадрой, не позволяя вражескому флоту приблизиться к Севастополю.
h-3515.jpg

h-3516.jpg
Во время Великой Отечественной войны батарея долго удерживала натиск немецких войск и в ходе боев этих получила сильные повреждения.
h-3520.jpg
Восстановление батареи заняло долгий период, и только совсем недавно эта крепость открылась как музей.  Музей получился интересным,
h-3512.jpg
а по верхнему ярусу батареи проложили смотровую дорожку с прекрасными видами на Севастополь.
h-3517.jpg

h-3519.jpg
Выехав из города, заехали на руины береговой батареи №24, расположенной в 100 метрах от батареи №16, осмотренной нами вчера.
h-3518.jpg

h-3523.jpg

h-3522.jpg
Размер этой батареи меньше, чем у ее «соседки». Это и понятно, ведь ту были установлены пушки меньшего размера – 4 скорострельных орудия калибром 120 мм. Они были предназначены для создания помех в случае высадки десанта в устье реки Бельбек. Судьба у этой батареи схожая с батареей №16. Один раз она участвовала в бою (в 1914 году, против крейсера «Гебен», совместно с 16-й батареей), в 30-х годах ХХ века была разоружена, и использовалась в качестве укрепления во время Великой Отечественной.
Дальше заехали к очень необычной по форме церкви Новомучеников и Исповедников Российских, построенной в 2005 году.
h-3521.jpg
Рядом с этой церковью расположена еще одна береговая батарея - №30. Она вооружена 3-х пушечной башней. Однако в настоящее время осмотреть ее не получится – теперь это действующая военная часть.
h-3524.jpg
Двигаясь дальше по дороге к Евпатории, мы остановились у мемориала, посвященного еще одной странице Крымской войны – Альминскому сражению.
h-3525.jpg
Сражение это произошло 20 сентября 1854 года между англо-франко-турецкими экспедиционными войсками, высадившимися в Евпатории и двигавшимися к Севастополю, и русской армией. Целью этой битвы со стороны русской армии было замедление движения неприятеля к Севастополю – город был абсолютно незащищен от нападения с суши, и требовалось время для подготовки обороны. В ходе битвы погибло примерно по 4000 человек с каждой из противоборствующих сторон. Русская армия была вынуждена отступить, однако продвижение противника замедлилось, и время было выиграно.
Мемориал сейчас выглядит очень хорошо.
h-3526.jpg

h-3528.jpg
Около 14.00 мы въехали в город Саки. До этого я был здесь в 1987 году в возрасте 9 лет и запомнил динозавра, установленного возле грязелечебницы. Этого динозавра я и хотел найти сегодня.
По дороге осмотрели довольно красивый Свято-Ильинский храм, построенный в 1903 году.
h-3527.jpg
Оставив машину, решили прогуляться пешком. Здесь было намного холоднее, чем в Севастополе и дул сильный ветер.
Вскоре мы вышли к соленому Сакскому озеру.
h-3529.jpg
Динозавр уже был виден, но подойти к нему не получалось – вся набережная была перекопана (идет масштабное благоустройство), а сам динозавр находился на закрытой территории закрытого ресторана. Воспользовавшись советами местных жителей, мы все-таки, нашли место, откуда динозавра можно было рассмотреть хорошо.
h-3531.jpg

h-3530.jpg

h-3637.jpg

h-3378.jpg
На самом деле, этому динозавру-бронтозавру уже 88 лет, он был сильно поврежден во время войны, однако потом восстановлен.
Я был очень доволен, что смог найти этого бронтозавра из детства.
Выехав из города Саки, продолжили свое движение к Евпатории. Но по дороге заехали еще на одну местную достопримечательность – озеро Сасык-Сиваш. Это крупнейшее соленое озеро в Крыму, а знаменито оно тем, что цвет воды в нем – розовый из-за особых водорослей.
h-3532.jpg
Это очень необычно и красиво.
h-3533.jpg

h-3536.jpg

h-3534.jpg
Наша дочка Аня с удовольствием покатала по полю огромное перекати-поле.
h-3535.jpg

h-3537.jpg
Вернувшись на шоссе, вскоре въехали в Евпаторию.
h-3611.jpg
Наш отель - Donna Rosa:
h-3580.jpg
Перед заселением нам с пристрастием измерили температуру (долбаный ковид) и затребовали максимально возможное количество документов.
Но были и приятные моменты – дочка нашла себе очередного кота,
h-3538.jpg
а еще нам подарили три новогодних конфетных подарка от «деда Мороза».
Этим вечером на Евпаторию опустился туман и подул сильный ветер. Поэтому было принято решение на улицу больше не выходить.
Вид из окна у нас был такой.
h-3579.jpg
В тумане впереди – море.
Проснувшись  следующим утром, отлично позавтракали в отельном кафе и постарались выехать пораньше. Сегодня у нас большие планы по осмотру западной части Крымского полуострова.
Двигаясь по Евпатории, подъехали к Памятнику военным автомобилистам. Он представляет собой автомобиль ЗиС-5, установленный на постамент.
h-3620.jpg
Интересно, что во время установки памятника, в 1986 году, грузовик сам заехал на постамент.
Выехав из города, мы направились к первой нашей цели на сегодня – Евпаторийскому маяку, расположенному в поселке Заозерное. Непосредственно к маяку, доступа нет (как и везде в РФ), но можно подойти достаточно близко.
h-3539.jpg
Современное здание маяка, построенное в 1970 году, имеет высоту 52 метра. Рядом с современным маяком, находится более старый и низкий маяк, построенный в 1946 году. Его высота – 20 метров.
h-3544.jpg  h-3540.jpg
От маяков до шоссе Евпатория – Мирный нам пришлось ехать по совершенно убитому асфальту, я давно такого не видел. Время от времени проезжали полосы сильного тумана.
h-3639.jpg
Примерно через полчаса добрались до поселка Поповка. Там мы хотели оценить пляж. Для этого мы долго катались по поселку в поисках нормального прохода к морю. Наконец, минут через 10, нашли.
h-3541.jpg

h-3543.jpg
Пляж оказался очень неплох. Хороший, пологий вход в море и некрупный песок. Немного подурачились.
h-3542.jpg
Море, все-таки, такая стихия, от которой сложно оторваться. Проведя на пляже примерно полчаса, поехали дальше.
Объезжая озеро Донузлав, проехали через поселок Мирный. Здесь мы обнаружили очень хороший мемориал, посвященный морской авиации Черноморского флота, а конкретно 318 отдельному противолодочному  авиаполку дальнего действия. Здесь установлены стенды с информацией о морской авиации России и СССР, а также гидросамолет Бе-12
h-3545.jpg
и противолодочный вертолет Ка-27
h-3546.jpg
Очень хороший комплекс получился.
Следующим местом, куда хотелось доехать, был поселок Новоозерное. По дороге проехали мимо полей с неработающими ветрогенераторами.
h-3636.jpg
Это - ветрогенераторы Мирновской ветряной электростанции, их здесь 158 штук. А суммарная мощность всей этой армады – 18,5 МВт! Генераторы тут стоят двух типов – с диаметром лопастей 17 метров (их 155 штук) и большие, с диаметром лопастей 48 метров (3 штуки). Из всех этих генераторов работал, почему-то, только один - большой. Но и в таком виде зрелище интересное.
Заехав в Новоозерное, проехали мимо новодельной церкви Андрея Первозванного, построенной в 2015 году.
h-3547.jpg
Подъехали к небольшому памятнику затопленным во время событий 2014 года кораблям.
h-3552.jpg
Тогда на входе в озеро Донузлав, в акватории которого находились 6 кораблей ВМС Украины, российскими военными были затоплены большой противолодочный корабль «Очаков» и несколько вспомогательных судов. Эти корабли полностью заблокировали украинским кораблям выход из озера.
Одной из главных целей посещения Новоозерного было желание попробовать устриц, выращиваемых на озере Донузлав. Здесь целых 2 фермы занимаются разведением устриц. Подъехав к первой – «Устричная ферма Аква-Альянс», мы были посланы «куда-подальше»: устриц нет, мидий нет и ничего нет... Жаль. Не мне советовать, но бизнес так не делается.
Решили ехать на вторую ферму – устрично-мидийную ферму"Крымские Морепродукты". И – ура! Здесь все было. Правда, ферма работает только «навынос», ну да ничего страшного. Заказали себе 10 устриц по 200 рублей за штуку.
h-3565.jpg
Пока ждали устриц – осмотрели тот самый злосчастный корабль, который затопили в 2014 году – БПК «Очаков».
h-3638.jpg
Здоровенная махина, его длина – 173 метра. Корабль был выведен из состава Черноморского флота в 2011 году. Сейчас его оттащили с места затопления на стоянку к 12-му причалу, где он так и лежит на дне. Похоже, что его судьба – быть порезанным на металлолом.
Упаковав устриц так, чтобы они оставались в холоде, мы продолжили свой путь. Нас ждет практически самая западная точка Крыма – мыс Тарханкут. А конкретно – маяк на этом мысе.
Доехали мы туда довольно быстро, через 1 час 10 минут мы уже встали на стоянку у маяка.
Тарханкутский маяк – старейший маяк Крыма.
h-3644.jpg
Он был построен в 1816 году и имеет высоту 38 метров. На верхний этаж маяка ведет лестница из 142 ступеней. Маяк находится на территории военной части, поэтому подойти к нему невозможно.
Море возле маяка немного штормило. Было невероятно красиво и мы «зависли» надолго.
h-3641.jpg

h-3645.jpg

h-3548.jpg

h-3551.jpg
Примерно в двух километрах от маяка, в море, находятся останки  затонувшего в 2010 году турецкого сухогруза "Ибрагим-Яким".
h-3642.jpg

h-3640.jpg
Осмотрев маяк, мы помчались в гостиницу – «спасать» устриц. «Спасение» прошло успешно, устрицы оказались свежи и вкусны.
h-3549.jpg  h-3553.jpg

h-3554.jpg

Отобедав во «французском стиле» - устрицами с белым крымским вином (а дочка, конечно, без него), мы пошли гулять пешком по Евпатории.
Недалеко от отеля установлен памятник 105-летию евпаторийского трамвая.
h-3564.jpg
В качестве памятника использован вагон 1957 года выпуска, модели «Gotha T57», произведенный в ГДР на заводе «VEB». Прекрасный вагон, он мне чем-то напомнил мои любимые лиссабонские трамваи.
Сейчас, конечно, такие трамваи в Евпатории не ходят, их заменили более современные вагоны.
h-3555.jpg
Вообще, в Евпатории очень интересная, однопутная схема движения трамваев. Встречные вагоны разъезжаются на остановках, где чаще всего однопутный путь раздваивается.
Осмотр города мы начали с красивого собора Николая Чудотворца, построенного в византийском стиле в конце XIX века.
h-3558.jpg
Прямо рядом с православным собором, находится главная городская мечеть -  Джума-Джами.
h-3562.jpg
Это одна из самых старых, сохранившихся до наших дней, мечетей Крыма. Ее строительство было завершено в 1564 году.
Посмотрели расположенные рядом с мечетью памятники. Памятник крымско-татарскому поэту Ашику Омеру, установленный в 2004 году,
h-3560.jpg
памятник на месте высадки Евпаторийского десанта 5-7 января 1942 года
h-3563.jpg
Эта военная операция закончилась трагично – погибли 600 из 700 участников десанта. Но задача десантниками была выполнена. Борьба с десантом оттянула немецкие подразделения от боев в Севастополе.
Также посмотрели памятник коммунарам, расстрелянным в ходе Гражданской войны, в 1919 году.
h-3561.jpg
Получается, что этот тихий и древний, а сейчас - курортный город, еще в недавнем прошлом был ареной серьезных боевых действий.
Вернувшись в парк Караева, начали искать выход к морю. Но здесь идет благоустройство набережной, и на протяжении всего города (!) набережная отгорожена от моря вот таким прекрасным забором:
h-3557.jpg
На пирс, как оказалось, тоже пройти нельзя – там территория порта.
В общем, получился город на море, но без возможности подойти к морю.
Прошли мимо довольно мрачной Свято-Ильинской церкви, построенной в 1918 году.
h-3566.jpg
Ворота были закрыты, поэтому пришлось рассматривать ее через забор.
Наконец, по Дувановской улице, мы все-таки вышли к морю, на пляж. Этот пляж нас не впечатлил. Кстати, здесь даже зимой много народа, правда, не купающихся, а гуляющих.
h-3567.jpg

h-3568.jpg
Нагулявшись, домой решили ехать на трамвае. Пока искали трамвайную остановку прошли мимо забавного памятника дворнику с собакой
h-3571.jpg
и мимо какой-то светящейся часовни (прямо в индийском стиле, они любят иллюминацию на своих храмах).
h-3569.jpg
Вскоре мы вышли к трамвайной остановке на Театральной площади.
h-3575.jpg
Пока ждали трамвая, я обошел площадь по кругу и посмотрел памятник летчику Н.А. Токареву, герою Советского Союза. Он погиб, пилотируя торпедоносец А-20, во время атаки на конвой немецких кораблей, идущий в Евпаторию, в 1944 году.
h-3570.jpg
Взглянул на красивое здание Театра им. А.С. Пушкина, построенного в 1910 году.
h-3574.jpg
Рядом с театром оказался довольно неплохой памятник бывшему главе города – С.Э. Дувану.
h-3573.jpg
Прошел вдоль мемориальной стены, посвященной 2500-летию Евпатории.
h-3572.jpg
Тем временем, подъехал наш трамвай.
h-3576.jpg
Я примерно 100 лет не катался на трамвае – отличные впечатления!
h-3577.jpg
Евпатория оказалась интересным городом, куда стоит приезжать не только ради пляжного отдыха.
Утром мы собрали вещи и выехали в сторону Новороссийска. На выезде из Евпатории мы остановились на берегу соленого Сасык-Сиваш. Здесь, видимо на зимовку, остались несколько десятков лебедей. К ним можно подойти почти вплотную.
h-3581.jpg

h-3582.jpg
Следующую небольшую остановку мы сделали у великолепного памятника евпаторийскому десанту, установленному прямо на берегу.
h-3583.jpg
По дороге до Новороссийска мы хотели заехать еще в пару мест.
Первое место, куда мы заехали, связано с моими воспоминаниями, когда я в 1987 году был с родителями в Крыму. Мы тогда отдыхали в пансионате «Химик», недалеко от города Саки.
Мы нашли этот пансионат. Он теперь называется по-другому – санаторий «Северное сияние», у него появился другой забор, но главное здание, где мы жили, осталось то же самое.
h-3578.jpg
На территорию мы, естественно не попали, но побродили вокруг, и вышли на пляж.
h-3584.jpg
Кстати, пляж здесь очень неплох, мелкогалечный, с пологим входом.
h-3585.jpg
Погуляв по пляжу, поехали дальше. Следующая цель – Белая Скала. Объехав Симферополь, выехали на «Тавриду» и примерно через 40 минут свернули к скале.
h-3586.jpg
Сегодня был самый теплый день за все наше время пребывания в Крыму - +18 градусов.
h-3590.jpg
Белая Скала или Ак-Кая – вертикальная скала, белого цвета, имеющая высоту 325 метров над уровнем моря, а над долиной возвышающаяся более чем на 100 метров.
h-3588.jpg

h-3587.jpg
Обалденное зрелище! Нам очень понравилось. Я подошел практически вплотную к скале. Сравните наши размеры.
h-3589.jpg
После этого мы уже без остановок поехали в Новороссийск, куда и приехали примерно в 18.00.
Квартира здесь у нас была немного необычная. Она была расположена на первом этаже, имела отдельный вход, а еще, кроме двух комнат и кухни, у нас был свой подвал, что, конечно, очень понравилось нашей Ане.
h-3613.jpg
Единственный минус – машину пришлось ставить на тротуаре, что, конечно, совсем нехорошо. Но хозяйка квартиры сказала, что наоборот – это очень удобно и у них все так делают. Ну да все равно, другого варианта стоянки у этого дома нет.
Следующим утром, когда мы собрались на прогулку по Новороссийску, пошел дождь. Ждать его окончания не очень хотелось, поэтому пошли гулять, вооружившись зонтами.
Сначала мы подошли к довольно необычному памятнику – памятнику Леониду Ильичу Брежневу.
h-3593.jpg
Вызывает уважение, что этот памятник Генсеку ЦК КПСС и участнику боевых действий на Малой земле был поставлен на средства, собранные жителями Новороссийска. Значит, этот человек был любим горожанами Новороссийска.
Далее прошли мимо памятника Новороссийской республике с очень здорово выполненными чайками,
h-3594.jpg
прогулялись по скверу имени Пушкина,
h-3591.jpg

h-3592.jpg
осмотрели памятник летчику-испытателю В.К. Коккинаки,
h-3595.jpg
и памятник Освободителям Новороссийска.
h-3596.jpg
Через Площадь Героев
h-3601.jpg

наконец, вышли к морю.
h-3597.jpg

h-3599.jpg
С этого места – отличный вид на морской порт Новороссийска.
h-3598.jpg
Дальше мы продолжили свою прогулку по набережной Цемесской бухты.
h-3600.jpg
Прошли мимо памятника основателям города
h-3602.jpg
спустились на пляж. Сегодня у моря очень красивый цвет.
h-3603.jpg

h-3606.jpg
Мы провели на пляже много времени – уж очень не хотелось уходить от моря.
h-3604.jpg

h-3605.jpg

Набережная в Новороссийске длинная и очень красивая. Здесь есть много памятников:
отличный памятник неизвестному матросу,
h-3609.jpg
памятник затонувшему после атаки немецкого торпедного катера тральщику «Груз» в виде поднятой из-под воды пушки и гребных винтов этого корабля,
h-3608.jpg
памятник погибшему во время урагана в 1953 году недалеко от города Поти сейнеру «Уруп»
h-3607.jpg
а также композиция «Исход», посвященная событиям Гражданской войны и изображающая персонажа В.С. Высоцкого из фильма «Служили два товарища»
h-4092.jpg
Несколько раз нас накрывал сильный дождь.
h-4086.jpg

h-4085.jpg

h-4084.jpg
Один раз даже пошел настоящий ливень, от которого нам пришлось прятаться на крыльце храма Петра и Февроньи с очень необычно выполненным куполом.
h-4087.jpg
И наконец, мы дошли до главной цели нашего похода – очень необычного памятника, который я сильно хотел увидеть – памятника Черноморской Хамсе.
h-4090.jpg 

h-4089.jpg
Мне он очень понравился. Замечательный памятник.
h-4088.jpg
Рядом с этим памятником находится магазин «Рыбный двор», в который нам хотелось зайти. Но так как сейчас набережная в этом месте сильно перерыта в связи с благоустройством, найти вход в магазин оказалось делом нелегким. Для этого нам пришлось уйти с набережной, описать небольшой круг и зайти в него со стороны города. Но поверьте, это того стоило. Магазин оказался великолепен.
h-4091.jpg
Накупили себе вкусной черноморской (и не только) рыбы и пару небольших тортиков (казалось бы, что они здесь делают, в рыбном магазине?).
h-3612.jpg

h-3616.jpg

h-3615.jpg
Усталые, но довольные, пошли в сторону дома.
h-3610.jpg

h-3614.jpg
По дороге нашли еще немного «местного колорита». По Новороссийску разбросаны небольшие палатки-ларьки под названием «Азовская хамса». В одной такой палатке я приобрел полкило такой рыбки. Она оказалась очень вкусна.
h-3617.jpg
Вечером собрали вещи. А утром, загрузив их в машину, постарались выехать пораньше – в 8.00 утра. Путь сегодня предстоял очень неблизкий – нам предстояло проехать почти 1000 километров до Воронежа. В начале пути погода и дорожная обстановка была нормальной – ехать было комфортно, но в Ростовской области начался сильный туман, иногда сопровождавшийся дождем.
h-3618.jpg

h-3619.jpg
Около восьми часов вечера, наконец, заселились в отель Holiday Inn в Воронеже. Номер у нас был небольшой, но вполне достаточный, чтобы переночевать. У этого отеля есть проблема с парковочными местами – их не хватает на всех желающих. Так как мы приехали довольно поздно, машину нам пришлось ставить во двор гостиницы, недалеко от помойки.
Утром отлично позавтракали в отеле. Завтрак по системе «шведский стол» был здесь очень хорош.
Чтобы погрузить вещи в машину, пришлось обходить здание по кругу – это было не очень удобно. Но, тем не менее, около 8.15 удалось выехать в сторону Москвы. Ночью начался сильный снегопад, и на дороге была глубокая снежная каша, что, конечно, скорость нашего движения не увеличивало. К Липецкой области снег закончился и начался дождь. Когда въехали в Тульскую область, я случайно порылся у себя в карманах и обнаружил, что у меня нет ключей от верхнего багажного бокса. Я ИХ ПОТЕРЯЛ!!! (причем 2 сразу). В боксе лежали все наши зимние вещи, а так как на следующий день обещали резкое похолодание, то нужно было принимать меры. Позвонили в магазин, где покупали бокс, но там нам, конечно, помочь ничем не смогли. На всякий случай позвонили и в отель в Воронеж с просьбой поискать ключи в номере и на месте, где стояла наша машина.
Через полчаса нам позвонили из отеля с радостной новостью – они нашли ключи на парковке. Видимо, я их выронил, когда грузил машину. Попытка вызвать курьера из DHL успехом не увенчалась – эти ребята начинали работать только 11 января, а сегодня, напомню, было 8-е января... 
Делать нечего, было принято решение разворачиваться. До Воронежа было 240 километров... 
В результате мы вернулись в Воронеж, забрали ключи и в 13.15 снова выехали в направлении Москвы. Снег на дороге уже растаял, но поток машин стал гораздо плотнее. А перед постом ГИБДД в районе Оки собралась багровая 8-и километровая пробка. Нам удалось ее объехать через Каширу.
Домой мы приехали в 20.15.
Наша праздничная поездка закончилась. В Крыму нам очень понравилось, а погода дала возможность почувствовать себя в лете. И это было очень здорово.
h-3509.jpg

Выбрать:

Можно разместить этот отчет в социальных сетях. Таким образом Вы помогаете популяризации сайта.

Яндекс.Метрика
По вопросам сотрудничества и размещения рекламы пишите plo@autotravel.ru