Откуда: Москва Когда: 01/2021
По маршруту: Новочеркасск, Севастополь, Евпатория, Новороссийск, Воронеж
Рейтинг отчета:
Автор: Участник форума: MANUL78
Побег из зимы в лето
Через Booking.com в Крыму были забронированы квартира в центре Севастополя и отель «Donna Rosa» в Евпатории. Также забронировали жилье в промежуточных точках на маршруте – отель «Династия» в Новочеркасске по пути «туда», квартиру в Новороссийске и отель «Holyday Inn» в Воронеже по пути «обратно». Срок поездки наметили себе с 29 декабря по 8 января.
Дальше оставалось только ждать и надеяться, что в преддверии новогодних праздников не будут введены новые ограничения на перемещения по стране из-за ковида, ну и что мы не заболеем, конечно.
28 декабря, видя, что все складывается более-менее нормально и поездка состоится, мы купили 300-литровый бокс на крышу нашему КIA Rio X-line, на котором мы и собирались в эту поездку.

Доделав все рабочие дела в понедельник 28 декабря, вечером собрали вещи, и ранним утром во вторник 29 декабря, загрузив машину, мы тронулись в путь.
Маршрут свой мы проложили по практически безальтернативному варианту – платной М4. Наша цель на сегодня – город Новочеркасск в Ростовской области, ехать нам до него примерно 1070 километров.
Подмосковье провожало красивым восходом.



Так или иначе, через 11 часов, около 19.30 въехали в Новочеркасск и заселились в гостиницу «Династия». В этой гостинице мы уже неоднократно останавливались, когда раньше ездили на Черное море, а последний раз в ней были в 2016 году. Было интересно сравнить свои впечатления от пребывания тогда и сейчас.
Постояльцев в гостинице было мало. Договорившись о времени завтрака, плюхнулись спать. Завтра нас ожидает еще почти 800-километровая дорога.
Проснувшись и вкусно позавтракав в кафе отеля, выехали дальше. Сегодня наш путь лежит до города Севастополь. Погода была очень неприятной – температура воздуха около нуля и сильный промозглый ветер, странным образом сочетающийся с густым туманом.
Для начала было решено заехать к Вознесенскому кафедральному собору – главному храму Донского казачества. Припарковали машину и я пошел к собору.










Около трех часов дня мы въехали на Крымский мост. Конечно, это - грандиозное сооружение, больше всего напоминающее по своим размерам и конструкции мост Васко Да Гамы в Лиссабоне. Общая длина автомобильного Крымского моста составляет почти 17 километров. Рядом проходит железнодорожный мост. К сожалению, полностью увидеть красоту конструкции моста, проезжая по нему, практически невозможно. Можно увидеть только дорогу, арки моста и чуть-чуть - Азовское море. Но все равно это никоим образом не умаляет достоинства этого инженерного сооружения.



Выставив круиз-контроль на 109 километров в час, двинулись дальше по трассе Таврида, в направлении Севастополя. До него оставалось еще примерно 280 километров. Дорога эта – великолепна.










Отметив приезд к месту отдыха, поставили вариться заготовки на салаты (ведь завтра Новый год!).
Хорошо выспавшись, после завтрака определились с планами на сегодняшний день.
В первую очередь нам нужно было попасть в магазин. Мы выбрали супермаркет местной сети «ПУД», расположенный в районе Артиллерийской гавани.
По дороге к магазину прошли мимо Петропавловской церкви, построенной в 1844 году. Эта церковь, построенная при участии адмирала М.П. Лазарева в классическом стиле, больше напоминает древнегреческий храм, чем православную церковь.













В начале этой прогулки прошли мимо Петропавловского храма и спустились к высокой набережной Южной бухты. Прошли мимо памятника комсомольцам. Это интересный памятник, имеющий свою «изюминку». Скульптуры на нем выполнены из тонированного под бронзу оргстекла.













Возле музея расположена небольшая церковь Михаила Архангела, построенная в 1850 году и служившая полковым храмом Белостокского пехотного полка.

Недалеко от церкви живет множество котов.







От Графской пристани, через Морской вокзал и небольшой сквер, мы вышли к, наверное, самому известному памятнику Севастополя и его, можно сказать, «визитной карточке» - Памятнику Затопленным кораблям.


Напротив Памятника Затопленным кораблям расположен памятник революционным матросам крейсера «Очаков», погибшим в ходе подавления Севастопольского восстания 24-28 ноября 1905 года.

Пройдя немного по набережной,


ушли в сторону площади Нахимова. Прошли мимо памятника адмиралу Д.Н. Сенявину.

Вскоре мы вышли на площадь Нахимова, и подошли к памятнику адмиралу. Отличный памятник герою Крымской войны.







Картина взята из свободных источников в интернете.
На памятнике, выполненном в виде римской триремы, установленной на постаменте из инкерманского камня, выполнена знаменитая надпись: «Казарскому. Потомству в пример». Есть версия, что автором этой надписи является император Николай I.Рядом с основным памятником есть памятник поменьше, изображающий момент знаменитого боя «Меркурия».



На этом наша дневная прогулка закончилась, и мы пошли домой, готовиться к Новому году.
Правда, в девять часов вечера снова вышли гулять – хотелось посмотреть, как украшен город. Вечер был теплый, и гулять было очень приятно.




На следующее утро мы вышли не рано, около 11 часов утра. В связи со вчерашним отмечанием Нового года, сегодня утром у нас была намечена пешая прогулка. Погода была чуть облачнее и чуть прохладнее вчерашней – около +10 градусов.


Поймали - помяли! А как же еще!

Основная цель нашей утренней прогулки – дойти до мола, прикрывающего вход в Севастопольскую бухту и расположенного напротив Константиновской батареи.
Пройдя мимо Артиллерийской бухты, поднялись на Хрустальный мыс, на котором расположен построенный в 1977 году монумент в честь присвоения Севастополю звания Город-герой.
Эта аллегорическая композиция, называемая стела «Штык и парус», имеет высоту 60 метров и видна со многих точек города. Правда, состояние и у самого монумента, и у окружающей территории весьма плачевное. Грязь, мусор и граффити.
Обошли стройку по берегу залива

и вышли к еще одному военному памятнику – «Матрос и солдат». Памятник мне очень понравился.

Территория вокруг памятника сейчас облагораживается, поэтому к весне, как я думаю, этот мемориал и прилегающее пространство будет в отличном состоянии.
Двигаясь дальше, прошли по Катерной улице мимо 11-й береговой батареи времен Великой Отечественной войны
и вскоре вышли на благоустраиваемую и еще не открытую набережную с хорошим видом на Свято-Владимирский кафедральный собор.


Пройдя по набережной, мы, наконец, вышли на мол.
Кое-где на нем нарисованы неплохие граффити и отсюда хорошо просматривается Севастопольская бухта.

Со стороны бухты мол защищен огромными бетонными волноломами.
Севастополь – город кошек.
На обед мы вернулись домой, а после обеда, несмотря на начавшийся дождь, продолжили осмотр города, но уже на машине.
Подъехали к памятнику бронепоезду «Железняков», принимавшему участие в Великой Отечественной. Памятник состоит из паровоза серии «Э»
и железнодорожной артиллерийской установки ТМ-1-180 калибра 180 мм. Это орудие принимало участие в боевых действиях при защите города Туапсе в 1942 году.
Под усиливающимся дождем подошел к памятнику подводникам-черноморцам.
Хотелось бы, конечно, чтобы вокруг этого монумента провели уборку территории.
Следующим осмотренным монументом стал памятник матросу и герою Крымской войны Петру Марковичу Кошке.
Этот герой многократно отличался в боях во время обороны Севастополя и даже запечатлен на панораме «Оборона Севастополя» Ф.А. Рубо.
Увидев здесь все, что хотели, мы поехали в сторону Инкермана. Наша следующая цель - Свято-Никольский храм и братское кладбище при нем.
Церковь эта, построенная в 1870 году, необычна по форме и выглядит как пирамида.
Зашли внутрь, пообщались со служительницей,
Она рассказала нам историю замены креста на этом храме. Старый крест, выполненный из крымского камня – диорита имел вес в 22,5 тонны. В 1860 году у него обломилась поперечная часть, которая при падении повредила храм. В 1864 году строители вырубили из камня и установили новый, точно такой же крест. Он простоял до 1942 года, когда снарядом повредило верхнюю часть церкви. Крест упал и раскололся на 3 части. В 1968 году специалисты из Киева склеили этот крест, и в 1974 году он был снова установлен на храм. Однако в 2010 году часть перекладины снова упала. Тогда крест решили заменить на новый. В Екатеринбурге был изготовлен новый крест из гранита, повторяющий формы старого. Он весит 23,5 тонны, а его высота – 7,5 метров. 26 августа 2012 года новый крест установили на храм. А старый - собрали вновь и установили рядом с храмом на основании из диорита в виде андреевского флага.
Рядом с храмом расположено огромное братское кладбище с захоронениями русских и советских воинов, оборонявших Севастополь в XIX и ХХ веках.
Нам очень хотелось попасть на море, и так как дождь уже закончился, было решено доехать до пляжа в Учкуевке. По дороге осмотрели один из пяти сохранившихся верстовых столбов построенных для проезда Екатерины II по дорогам Крыма. Такие столбы устанавливались на ее предполагаемом маршруте через каждые 10 верст.
На пляж мы приехали как раз вовремя. Начинался закат. Причем очень красивый. Я давно не видел таких красивых закатов.


Пляж очень понравился, хороший песок, пологий вход. А сейчас, зимой, еще и народа нет. Насладившись закатом, поехали домой.
Следующим утром погода была великолепной – яркое солнце и температура воздуха +15 градусов. Краеведение этого дня было решено начать с поездки на мыс Фиолент.
Добравшись до мыса, по грунтовке поднялись на гору и свернули направо, чтобы выехать на правую оконечность мыса. Оставив машину на импровизированной стоянке, подошли к краю обрыва. Дух захватывает от высоты!


Виды открываются великолепные. На обратном пути посмотрели на то, что осталось от командного пункта 623-й батареи береговой артиллерии. Печальное зрелище.
Затем мы сели в машину и переехали на левую сторону мыса. Здесь не менее красиво.




После посещения Фиолента решили помыть машину – уж больно грязной она смотрелась на фоне чистых машин севастопольцев.
Заехав домой и взяв с собой обед в виде сухпайка, поехали осматривать Севастополь дальше. Приехали на одно из главных мест обороны города во время Крымской войны – Малахов курган.
Здесь, на склонах кургана, сделаны инсталляции батарей русских войск, осматривая которые можно представить, каково было нашим артиллеристам.


Я подошел к памятнику, установленному на месте смертельного ранения 5 октября 1854 года адмирала В.А. Корнилова.
Великолепный получился памятник. Он был установлен в октябре 1895 года, разрушен в годы Великой Отечественной войны и восстановлен в 1983 году, в год 200-летия образования Севастополя. Интересно, что кроме Корнилова на этом памятнике, справа от постамента, представлен небезызвестный нам матрос Кошка, заряжающий пушку.
Затем мы побывали на месте смертельного ранения самого известного адмирала Крымской войны – Павла Степановича Нахимова. Это место, слева от оборонительной башни, отмечено скромной мемориальной табличкой.
2 января 2021 года.
После Малахова кургана мы уехали на Северную сторону Севастополя. Подъехали к памятнику воинам 2-й Гвардейской Армии, освобождавшим город в мае 1944 года.
Памятник расположен в очень живописном месте с хорошими видами.
Следующая точка нашего интереса - Михайловская батарея, к сожалению, была закрыта по случаю праздничных дней (а сегодня – 2 января). Пришлось довольствоваться внешним осмотром (через забор) этого мощного оборонительного сооружения.

Эта П-образная крепостная батарея, рассчитанная на 77 24-фунтовых орудия, была возведена в 1846 году. Толщина стен укрепления составляет 1,8 метра. Во время Крымской войны батарея не смогла принять участие в боевых действиях. Из-за ограниченных углов обстрела орудий и недостаточной дальности их стрельбы, пушки Михайловской батареи не могли «достать» неприятеля. Интересно, что от батареи до Южной части города во время осады Севастополя был проложен наплавной мост из плотов, длиной 960 и шириной 11 метров, служивший для движения войск и эвакуации раненых.
Недалеко от стоянки машины, перед входом в Михайловскую батарею, был небольшой рыбный магазин, где я купил вкуснейшей ставридки и хамсы, которую мы с удовольствием съели вечером.
Заехав дальше на Константиновскую батарею, с грустью обнаружили, что она тоже закрыта на праздники.
Следующим местом, куда мы поехали, стала заброшенная береговая батарея №16.
Пройдя мимо Артиллерийской бухты, поднялись на Хрустальный мыс, на котором расположен построенный в 1977 году монумент в честь присвоения Севастополю звания Город-герой.


Обошли стройку по берегу залива














Подъехали к памятнику бронепоезду «Железняков», принимавшему участие в Великой Отечественной. Памятник состоит из паровоза серии «Э»



Следующим осмотренным монументом стал памятник матросу и герою Крымской войны Петру Марковичу Кошке.

Увидев здесь все, что хотели, мы поехали в сторону Инкермана. Наша следующая цель - Свято-Никольский храм и братское кладбище при нем.
Церковь эта, построенная в 1870 году, необычна по форме и выглядит как пирамида.









Следующим утром погода была великолепной – яркое солнце и температура воздуха +15 градусов. Краеведение этого дня было решено начать с поездки на мыс Фиолент.
Добравшись до мыса, по грунтовке поднялись на гору и свернули направо, чтобы выехать на правую оконечность мыса. Оставив машину на импровизированной стоянке, подошли к краю обрыва. Дух захватывает от высоты!










Здесь, на склонах кургана, сделаны инсталляции батарей русских войск, осматривая которые можно представить, каково было нашим артиллеристам.




Затем мы побывали на месте смертельного ранения самого известного адмирала Крымской войны – Павла Степановича Нахимова. Это место, слева от оборонительной башни, отмечено скромной мемориальной табличкой.






Недалеко от стоянки машины, перед входом в Михайловскую батарею, был небольшой рыбный магазин, где я купил вкуснейшей ставридки и хамсы, которую мы с удовольствием съели вечером.

Следующим местом, куда мы поехали, стала заброшенная береговая батарея №16.

Она была построена перед Первой мировой войной, в 1912 году, а установлены на ней были 4 пушки калибром в 10 дюймов (254 мм). Вес каждого орудия составлял 49 тонн. Стреляли эти пушки снарядами весом по 225 кг, максимальная дальность стрельбы составляла 20 км. Батарея принимала участие в бою один раз, в октябре 1914 года, когда к Севастополю подошел немецкий линейный крейсер «Гебен» (SMS Goeben).

Даже сейчас, без пушек, и сильно побитая снарядами во время Великой отечественной войны, батарея представляет интерес. Можно увидеть места установки пушек и побродить по казематам.
Полазив по этой батарее, мы по грунтовке поехали в направлении пляжа. Однако здесь он нам не понравился – мало места и много волноломов.
Было решено ехать дальше, за реку Бельбек, в Любимовку. Приехав на пляж, поняли, что это место идеально подходит для нашей вечерней прогулки.

Несмотря на вечер, было очень тепло.
Через полчаса дошли до желтых скал из песчаника.
Увидели снеговика-песковика.
И двинулись в обратную сторону, любуясь закатом.


Утром 3-го января собрали вещи, загрузили их в машину и двинулись на выезд из Севастополя. Нас ждет Евпатория. Севастополь – отличный город, нам здесь очень понравилось. За 3 дня полностью осмотреть его, конечно, невозможно, но мы попытались увидеть хоть что-то. К сожалению, в связи с коронавирусом из программы прогулок по городу были исключены и 35 батарея, и панорама «Оборона Севастополя», и кое-что еще интересное. Не беда! «Корона» не вечна и мы, я надеюсь, еще вернемся в Севастополь и увидим все, что не смогли посмотреть в этот раз.
По дороге решили заехать еще раз на Константиновскую батарею.
Сегодня она уже была открыта для посещения. Несмотря, на то, что у этого музея есть парковка, простым смертным на нее попасть невозможно – она стоит пустая (не сильно понятно, для чего). Пройдя от входных ворот метров 600, купили билеты и, получив инструкции о порядке осмотра, прошли в крепость.
Строительство земляных укреплений на месте батареи было инициировано еще А.В. Суворовым в 1794 году.
Каменная крепость, по форме напоминающая подкову, была построена в 1840 году. Батарея имела толщину стен 2,5 метра и была вооружена 97 орудиями. Гарнизон крепости составлял 500 человек. Во время Крымской войны батарея вела перестрелки с англо-французской эскадрой, не позволяя вражескому флоту приблизиться к Севастополю.

Во время Великой Отечественной войны батарея долго удерживала натиск немецких войск и в ходе боев этих получила сильные повреждения.
Восстановление батареи заняло долгий период, и только совсем недавно эта крепость открылась как музей. Музей получился интересным,
а по верхнему ярусу батареи проложили смотровую дорожку с прекрасными видами на Севастополь.

Выехав из города, заехали на руины береговой батареи №24, расположенной в 100 метрах от батареи №16, осмотренной нами вчера.


Размер этой батареи меньше, чем у ее «соседки». Это и понятно, ведь ту были установлены пушки меньшего размера – 4 скорострельных орудия калибром 120 мм. Они были предназначены для создания помех в случае высадки десанта в устье реки Бельбек. Судьба у этой батареи схожая с батареей №16. Один раз она участвовала в бою (в 1914 году, против крейсера «Гебен», совместно с 16-й батареей), в 30-х годах ХХ века была разоружена, и использовалась в качестве укрепления во время Великой Отечественной.
Дальше заехали к очень необычной по форме церкви Новомучеников и Исповедников Российских, построенной в 2005 году.
Рядом с этой церковью расположена еще одна береговая батарея - №30. Она вооружена 3-х пушечной башней. Однако в настоящее время осмотреть ее не получится – теперь это действующая военная часть.
Двигаясь дальше по дороге к Евпатории, мы остановились у мемориала, посвященного еще одной странице Крымской войны – Альминскому сражению.
Сражение это произошло 20 сентября 1854 года между англо-франко-турецкими экспедиционными войсками, высадившимися в Евпатории и двигавшимися к Севастополю, и русской армией. Целью этой битвы со стороны русской армии было замедление движения неприятеля к Севастополю – город был абсолютно незащищен от нападения с суши, и требовалось время для подготовки обороны. В ходе битвы погибло примерно по 4000 человек с каждой из противоборствующих сторон. Русская армия была вынуждена отступить, однако продвижение противника замедлилось, и время было выиграно.
Мемориал сейчас выглядит очень хорошо.

Около 14.00 мы въехали в город Саки. До этого я был здесь в 1987 году в возрасте 9 лет и запомнил динозавра, установленного возле грязелечебницы. Этого динозавра я и хотел найти сегодня.
По дороге осмотрели довольно красивый Свято-Ильинский храм, построенный в 1903 году.
Оставив машину, решили прогуляться пешком. Здесь было намного холоднее, чем в Севастополе и дул сильный ветер.
Вскоре мы вышли к соленому Сакскому озеру.
Динозавр уже был виден, но подойти к нему не получалось – вся набережная была перекопана (идет масштабное благоустройство), а сам динозавр находился на закрытой территории закрытого ресторана. Воспользовавшись советами местных жителей, мы все-таки, нашли место, откуда динозавра можно было рассмотреть хорошо.



На самом деле, этому динозавру-бронтозавру уже 88 лет, он был сильно поврежден во время войны, однако потом восстановлен.
Я был очень доволен, что смог найти этого бронтозавра из детства.
Выехав из города Саки, продолжили свое движение к Евпатории. Но по дороге заехали еще на одну местную достопримечательность – озеро Сасык-Сиваш. Это крупнейшее соленое озеро в Крыму, а знаменито оно тем, что цвет воды в нем – розовый из-за особых водорослей.
Это очень необычно и красиво.


Наша дочка Аня с удовольствием покатала по полю огромное перекати-поле.

Вернувшись на шоссе, вскоре въехали в Евпаторию.
Наш отель - Donna Rosa:
Перед заселением нам с пристрастием измерили температуру (долбаный ковид) и затребовали максимально возможное количество документов.
Но были и приятные моменты – дочка нашла себе очередного кота,
а еще нам подарили три новогодних конфетных подарка от «деда Мороза».
Этим вечером на Евпаторию опустился туман и подул сильный ветер. Поэтому было принято решение на улицу больше не выходить.
Вид из окна у нас был такой.
В тумане впереди – море.
Проснувшись следующим утром, отлично позавтракали в отельном кафе и постарались выехать пораньше. Сегодня у нас большие планы по осмотру западной части Крымского полуострова.
Двигаясь по Евпатории, подъехали к Памятнику военным автомобилистам. Он представляет собой автомобиль ЗиС-5, установленный на постамент.
Интересно, что во время установки памятника, в 1986 году, грузовик сам заехал на постамент.
Выехав из города, мы направились к первой нашей цели на сегодня – Евпаторийскому маяку, расположенному в поселке Заозерное. Непосредственно к маяку, доступа нет (как и везде в РФ), но можно подойти достаточно близко.
Современное здание маяка, построенное в 1970 году, имеет высоту 52 метра. Рядом с современным маяком, находится более старый и низкий маяк, построенный в 1946 году. Его высота – 20 метров.
От маяков до шоссе Евпатория – Мирный нам пришлось ехать по совершенно убитому асфальту, я давно такого не видел. Время от времени проезжали полосы сильного тумана.
Примерно через полчаса добрались до поселка Поповка. Там мы хотели оценить пляж. Для этого мы долго катались по поселку в поисках нормального прохода к морю. Наконец, минут через 10, нашли.

Пляж оказался очень неплох. Хороший, пологий вход в море и некрупный песок. Немного подурачились.
Море, все-таки, такая стихия, от которой сложно оторваться. Проведя на пляже примерно полчаса, поехали дальше.
Объезжая озеро Донузлав, проехали через поселок Мирный. Здесь мы обнаружили очень хороший мемориал, посвященный морской авиации Черноморского флота, а конкретно 318 отдельному противолодочному авиаполку дальнего действия. Здесь установлены стенды с информацией о морской авиации России и СССР, а также гидросамолет Бе-12
и противолодочный вертолет Ка-27
Очень хороший комплекс получился.
Следующим местом, куда хотелось доехать, был поселок Новоозерное. По дороге проехали мимо полей с неработающими ветрогенераторами.
Это - ветрогенераторы Мирновской ветряной электростанции, их здесь 158 штук. А суммарная мощность всей этой армады – 18,5 МВт! Генераторы тут стоят двух типов – с диаметром лопастей 17 метров (их 155 штук) и большие, с диаметром лопастей 48 метров (3 штуки). Из всех этих генераторов работал, почему-то, только один - большой. Но и в таком виде зрелище интересное.
Заехав в Новоозерное, проехали мимо новодельной церкви Андрея Первозванного, построенной в 2015 году.
Подъехали к небольшому памятнику затопленным во время событий 2014 года кораблям.
Тогда на входе в озеро Донузлав, в акватории которого находились 6 кораблей ВМС Украины, российскими военными были затоплены большой противолодочный корабль «Очаков» и несколько вспомогательных судов. Эти корабли полностью заблокировали украинским кораблям выход из озера.
Одной из главных целей посещения Новоозерного было желание попробовать устриц, выращиваемых на озере Донузлав. Здесь целых 2 фермы занимаются разведением устриц. Подъехав к первой – «Устричная ферма Аква-Альянс», мы были посланы «куда-подальше»: устриц нет, мидий нет и ничего нет... Жаль. Не мне советовать, но бизнес так не делается.
Решили ехать на вторую ферму – устрично-мидийную ферму"Крымские Морепродукты". И – ура! Здесь все было. Правда, ферма работает только «навынос», ну да ничего страшного. Заказали себе 10 устриц по 200 рублей за штуку.
Пока ждали устриц – осмотрели тот самый злосчастный корабль, который затопили в 2014 году – БПК «Очаков».
Здоровенная махина, его длина – 173 метра. Корабль был выведен из состава Черноморского флота в 2011 году. Сейчас его оттащили с места затопления на стоянку к 12-му причалу, где он так и лежит на дне. Похоже, что его судьба – быть порезанным на металлолом.
Упаковав устриц так, чтобы они оставались в холоде, мы продолжили свой путь. Нас ждет практически самая западная точка Крыма – мыс Тарханкут. А конкретно – маяк на этом мысе.
Доехали мы туда довольно быстро, через 1 час 10 минут мы уже встали на стоянку у маяка.
Тарханкутский маяк – старейший маяк Крыма.
Он был построен в 1816 году и имеет высоту 38 метров. На верхний этаж маяка ведет лестница из 142 ступеней. Маяк находится на территории военной части, поэтому подойти к нему невозможно.
Море возле маяка немного штормило. Было невероятно красиво и мы «зависли» надолго.



Примерно в двух километрах от маяка, в море, находятся останки затонувшего в 2010 году турецкого сухогруза "Ибрагим-Яким".

Осмотрев маяк, мы помчались в гостиницу – «спасать» устриц. «Спасение» прошло успешно, устрицы оказались свежи и вкусны.


Отобедав во «французском стиле» - устрицами с белым крымским вином (а дочка, конечно, без него), мы пошли гулять пешком по Евпатории.
Недалеко от отеля установлен памятник 105-летию евпаторийского трамвая.
В качестве памятника использован вагон 1957 года выпуска, модели «Gotha T57», произведенный в ГДР на заводе «VEB». Прекрасный вагон, он мне чем-то напомнил мои любимые лиссабонские трамваи.
Сейчас, конечно, такие трамваи в Евпатории не ходят, их заменили более современные вагоны.
Вообще, в Евпатории очень интересная, однопутная схема движения трамваев. Встречные вагоны разъезжаются на остановках, где чаще всего однопутный путь раздваивается.
Осмотр города мы начали с красивого собора Николая Чудотворца, построенного в византийском стиле в конце XIX века.
Прямо рядом с православным собором, находится главная городская мечеть - Джума-Джами.
Это одна из самых старых, сохранившихся до наших дней, мечетей Крыма. Ее строительство было завершено в 1564 году.
Посмотрели расположенные рядом с мечетью памятники. Памятник крымско-татарскому поэту Ашику Омеру, установленный в 2004 году,
памятник на месте высадки Евпаторийского десанта 5-7 января 1942 года
Эта военная операция закончилась трагично – погибли 600 из 700 участников десанта. Но задача десантниками была выполнена. Борьба с десантом оттянула немецкие подразделения от боев в Севастополе.
Также посмотрели памятник коммунарам, расстрелянным в ходе Гражданской войны, в 1919 году.
Получается, что этот тихий и древний, а сейчас - курортный город, еще в недавнем прошлом был ареной серьезных боевых действий.
Вернувшись в парк Караева, начали искать выход к морю. Но здесь идет благоустройство набережной, и на протяжении всего города (!) набережная отгорожена от моря вот таким прекрасным забором:
На пирс, как оказалось, тоже пройти нельзя – там территория порта.
В общем, получился город на море, но без возможности подойти к морю.
Прошли мимо довольно мрачной Свято-Ильинской церкви, построенной в 1918 году.
Ворота были закрыты, поэтому пришлось рассматривать ее через забор.
Наконец, по Дувановской улице, мы все-таки вышли к морю, на пляж. Этот пляж нас не впечатлил. Кстати, здесь даже зимой много народа, правда, не купающихся, а гуляющих.

Нагулявшись, домой решили ехать на трамвае. Пока искали трамвайную остановку прошли мимо забавного памятника дворнику с собакой
и мимо какой-то светящейся часовни (прямо в индийском стиле, они любят иллюминацию на своих храмах).
Вскоре мы вышли к трамвайной остановке на Театральной площади.
Пока ждали трамвая, я обошел площадь по кругу и посмотрел памятник летчику Н.А. Токареву, герою Советского Союза. Он погиб, пилотируя торпедоносец А-20, во время атаки на конвой немецких кораблей, идущий в Евпаторию, в 1944 году.
Взглянул на красивое здание Театра им. А.С. Пушкина, построенного в 1910 году.
Рядом с театром оказался довольно неплохой памятник бывшему главе города – С.Э. Дувану.
Прошел вдоль мемориальной стены, посвященной 2500-летию Евпатории.
Тем временем, подъехал наш трамвай.
Я примерно 100 лет не катался на трамвае – отличные впечатления!
Евпатория оказалась интересным городом, куда стоит приезжать не только ради пляжного отдыха.
Утром мы собрали вещи и выехали в сторону Новороссийска. На выезде из Евпатории мы остановились на берегу соленого Сасык-Сиваш. Здесь, видимо на зимовку, остались несколько десятков лебедей. К ним можно подойти почти вплотную.

Следующую небольшую остановку мы сделали у великолепного памятника евпаторийскому десанту, установленному прямо на берегу.
По дороге до Новороссийска мы хотели заехать еще в пару мест.
Первое место, куда мы заехали, связано с моими воспоминаниями, когда я в 1987 году был с родителями в Крыму. Мы тогда отдыхали в пансионате «Химик», недалеко от города Саки.
Мы нашли этот пансионат. Он теперь называется по-другому – санаторий «Северное сияние», у него появился другой забор, но главное здание, где мы жили, осталось то же самое.
На территорию мы, естественно не попали, но побродили вокруг, и вышли на пляж.
Кстати, пляж здесь очень неплох, мелкогалечный, с пологим входом.
Погуляв по пляжу, поехали дальше. Следующая цель – Белая Скала. Объехав Симферополь, выехали на «Тавриду» и примерно через 40 минут свернули к скале.
Сегодня был самый теплый день за все наше время пребывания в Крыму - +18 градусов.
Белая Скала или Ак-Кая – вертикальная скала, белого цвета, имеющая высоту 325 метров над уровнем моря, а над долиной возвышающаяся более чем на 100 метров.

Обалденное зрелище! Нам очень понравилось. Я подошел практически вплотную к скале. Сравните наши размеры.
После этого мы уже без остановок поехали в Новороссийск, куда и приехали примерно в 18.00.
Квартира здесь у нас была немного необычная. Она была расположена на первом этаже, имела отдельный вход, а еще, кроме двух комнат и кухни, у нас был свой подвал, что, конечно, очень понравилось нашей Ане.
Единственный минус – машину пришлось ставить на тротуаре, что, конечно, совсем нехорошо. Но хозяйка квартиры сказала, что наоборот – это очень удобно и у них все так делают. Ну да все равно, другого варианта стоянки у этого дома нет.
Следующим утром, когда мы собрались на прогулку по Новороссийску, пошел дождь. Ждать его окончания не очень хотелось, поэтому пошли гулять, вооружившись зонтами.
Сначала мы подошли к довольно необычному памятнику – памятнику Леониду Ильичу Брежневу.
Вызывает уважение, что этот памятник Генсеку ЦК КПСС и участнику боевых действий на Малой земле был поставлен на средства, собранные жителями Новороссийска. Значит, этот человек был любим горожанами Новороссийска.
Далее прошли мимо памятника Новороссийской республике с очень здорово выполненными чайками,
прогулялись по скверу имени Пушкина,

осмотрели памятник летчику-испытателю В.К. Коккинаки,
и памятник Освободителям Новороссийска.
Через Площадь Героев

наконец, вышли к морю.

С этого места – отличный вид на морской порт Новороссийска.
Дальше мы продолжили свою прогулку по набережной Цемесской бухты.


фото взято из свободных источников в интернете
В ходе короткого боя, крейсер получил повреждения дымовой трубы, а его ответным огнем было выведено из строя одно 254 мм орудие. Форт был разоружен в 1930-х годах и использовался в качестве артиллерийского склада.Даже сейчас, без пушек, и сильно побитая снарядами во время Великой отечественной войны, батарея представляет интерес. Можно увидеть места установки пушек и побродить по казематам.










По дороге решили заехать еще раз на Константиновскую батарею.












Дальше заехали к очень необычной по форме церкви Новомучеников и Исповедников Российских, построенной в 2005 году.



Мемориал сейчас выглядит очень хорошо.


По дороге осмотрели довольно красивый Свято-Ильинский храм, построенный в 1903 году.

Вскоре мы вышли к соленому Сакскому озеру.





Я был очень доволен, что смог найти этого бронтозавра из детства.
Выехав из города Саки, продолжили свое движение к Евпатории. Но по дороге заехали еще на одну местную достопримечательность – озеро Сасык-Сиваш. Это крупнейшее соленое озеро в Крыму, а знаменито оно тем, что цвет воды в нем – розовый из-за особых водорослей.








Но были и приятные моменты – дочка нашла себе очередного кота,

Этим вечером на Евпаторию опустился туман и подул сильный ветер. Поэтому было принято решение на улицу больше не выходить.
Вид из окна у нас был такой.

Проснувшись следующим утром, отлично позавтракали в отельном кафе и постарались выехать пораньше. Сегодня у нас большие планы по осмотру западной части Крымского полуострова.
Двигаясь по Евпатории, подъехали к Памятнику военным автомобилистам. Он представляет собой автомобиль ЗиС-5, установленный на постамент.

Выехав из города, мы направились к первой нашей цели на сегодня – Евпаторийскому маяку, расположенному в поселке Заозерное. Непосредственно к маяку, доступа нет (как и везде в РФ), но можно подойти достаточно близко.







Объезжая озеро Донузлав, проехали через поселок Мирный. Здесь мы обнаружили очень хороший мемориал, посвященный морской авиации Черноморского флота, а конкретно 318 отдельному противолодочному авиаполку дальнего действия. Здесь установлены стенды с информацией о морской авиации России и СССР, а также гидросамолет Бе-12


Следующим местом, куда хотелось доехать, был поселок Новоозерное. По дороге проехали мимо полей с неработающими ветрогенераторами.

Заехав в Новоозерное, проехали мимо новодельной церкви Андрея Первозванного, построенной в 2015 году.


Одной из главных целей посещения Новоозерного было желание попробовать устриц, выращиваемых на озере Донузлав. Здесь целых 2 фермы занимаются разведением устриц. Подъехав к первой – «Устричная ферма Аква-Альянс», мы были посланы «куда-подальше»: устриц нет, мидий нет и ничего нет... Жаль. Не мне советовать, но бизнес так не делается.
Решили ехать на вторую ферму – устрично-мидийную ферму"Крымские Морепродукты". И – ура! Здесь все было. Правда, ферма работает только «навынос», ну да ничего страшного. Заказали себе 10 устриц по 200 рублей за штуку.


Упаковав устриц так, чтобы они оставались в холоде, мы продолжили свой путь. Нас ждет практически самая западная точка Крыма – мыс Тарханкут. А конкретно – маяк на этом мысе.
Доехали мы туда довольно быстро, через 1 час 10 минут мы уже встали на стоянку у маяка.
Тарханкутский маяк – старейший маяк Крыма.

Море возле маяка немного штормило. Было невероятно красиво и мы «зависли» надолго.









Недалеко от отеля установлен памятник 105-летию евпаторийского трамвая.

Сейчас, конечно, такие трамваи в Евпатории не ходят, их заменили более современные вагоны.

Осмотр города мы начали с красивого собора Николая Чудотворца, построенного в византийском стиле в конце XIX века.


Посмотрели расположенные рядом с мечетью памятники. Памятник крымско-татарскому поэту Ашику Омеру, установленный в 2004 году,


Также посмотрели памятник коммунарам, расстрелянным в ходе Гражданской войны, в 1919 году.

Вернувшись в парк Караева, начали искать выход к морю. Но здесь идет благоустройство набережной, и на протяжении всего города (!) набережная отгорожена от моря вот таким прекрасным забором:

В общем, получился город на море, но без возможности подойти к морю.
Прошли мимо довольно мрачной Свято-Ильинской церкви, построенной в 1918 году.

Наконец, по Дувановской улице, мы все-таки вышли к морю, на пляж. Этот пляж нас не впечатлил. Кстати, здесь даже зимой много народа, правда, не купающихся, а гуляющих.











Утром мы собрали вещи и выехали в сторону Новороссийска. На выезде из Евпатории мы остановились на берегу соленого Сасык-Сиваш. Здесь, видимо на зимовку, остались несколько десятков лебедей. К ним можно подойти почти вплотную.



Первое место, куда мы заехали, связано с моими воспоминаниями, когда я в 1987 году был с родителями в Крыму. Мы тогда отдыхали в пансионате «Химик», недалеко от города Саки.
Мы нашли этот пансионат. Он теперь называется по-другому – санаторий «Северное сияние», у него появился другой забор, но главное здание, где мы жили, осталось то же самое.








Квартира здесь у нас была немного необычная. Она была расположена на первом этаже, имела отдельный вход, а еще, кроме двух комнат и кухни, у нас был свой подвал, что, конечно, очень понравилось нашей Ане.

Следующим утром, когда мы собрались на прогулку по Новороссийску, пошел дождь. Ждать его окончания не очень хотелось, поэтому пошли гулять, вооружившись зонтами.
Сначала мы подошли к довольно необычному памятнику – памятнику Леониду Ильичу Брежневу.

Далее прошли мимо памятника Новороссийской республике с очень здорово выполненными чайками,










Прошли мимо памятника основателям города
спустились на пляж. Сегодня у моря очень красивый цвет.

Мы провели на пляже много времени – уж очень не хотелось уходить от моря.


Набережная в Новороссийске длинная и очень красивая. Здесь есть много памятников:
отличный памятник неизвестному матросу,
памятник затонувшему после атаки немецкого торпедного катера тральщику «Груз» в виде поднятой из-под воды пушки и гребных винтов этого корабля,
памятник погибшему во время урагана в 1953 году недалеко от города Поти сейнеру «Уруп»
а также композиция «Исход», посвященная событиям Гражданской войны и изображающая персонажа В.С. Высоцкого из фильма «Служили два товарища»
Несколько раз нас накрывал сильный дождь.


Один раз даже пошел настоящий ливень, от которого нам пришлось прятаться на крыльце храма Петра и Февроньи с очень необычно выполненным куполом.
И наконец, мы дошли до главной цели нашего похода – очень необычного памятника, который я сильно хотел увидеть – памятника Черноморской Хамсе.
Мне он очень понравился. Замечательный памятник.
Рядом с этим памятником находится магазин «Рыбный двор», в который нам хотелось зайти. Но так как сейчас набережная в этом месте сильно перерыта в связи с благоустройством, найти вход в магазин оказалось делом нелегким. Для этого нам пришлось уйти с набережной, описать небольшой круг и зайти в него со стороны города. Но поверьте, это того стоило. Магазин оказался великолепен.
Накупили себе вкусной черноморской (и не только) рыбы и пару небольших тортиков (казалось бы, что они здесь делают, в рыбном магазине?).


Усталые, но довольные, пошли в сторону дома.

По дороге нашли еще немного «местного колорита». По Новороссийску разбросаны небольшие палатки-ларьки под названием «Азовская хамса». В одной такой палатке я приобрел полкило такой рыбки. Она оказалась очень вкусна.
Вечером собрали вещи. А утром, загрузив их в машину, постарались выехать пораньше – в 8.00 утра. Путь сегодня предстоял очень неблизкий – нам предстояло проехать почти 1000 километров до Воронежа. В начале пути погода и дорожная обстановка была нормальной – ехать было комфортно, но в Ростовской области начался сильный туман, иногда сопровождавшийся дождем.

Около восьми часов вечера, наконец, заселились в отель Holiday Inn в Воронеже. Номер у нас был небольшой, но вполне достаточный, чтобы переночевать. У этого отеля есть проблема с парковочными местами – их не хватает на всех желающих. Так как мы приехали довольно поздно, машину нам пришлось ставить во двор гостиницы, недалеко от помойки.
Утром отлично позавтракали в отеле. Завтрак по системе «шведский стол» был здесь очень хорош.
Чтобы погрузить вещи в машину, пришлось обходить здание по кругу – это было не очень удобно. Но, тем не менее, около 8.15 удалось выехать в сторону Москвы. Ночью начался сильный снегопад, и на дороге была глубокая снежная каша, что, конечно, скорость нашего движения не увеличивало. К Липецкой области снег закончился и начался дождь. Когда въехали в Тульскую область, я случайно порылся у себя в карманах и обнаружил, что у меня нет ключей от верхнего багажного бокса. Я ИХ ПОТЕРЯЛ!!! (причем 2 сразу). В боксе лежали все наши зимние вещи, а так как на следующий день обещали резкое похолодание, то нужно было принимать меры. Позвонили в магазин, где покупали бокс, но там нам, конечно, помочь ничем не смогли. На всякий случай позвонили и в отель в Воронеж с просьбой поискать ключи в номере и на месте, где стояла наша машина.
Через полчаса нам позвонили из отеля с радостной новостью – они нашли ключи на парковке. Видимо, я их выронил, когда грузил машину. Попытка вызвать курьера из DHL успехом не увенчалась – эти ребята начинали работать только 11 января, а сегодня, напомню, было 8-е января...
Делать нечего, было принято решение разворачиваться. До Воронежа было 240 километров...
В результате мы вернулись в Воронеж, забрали ключи и в 13.15 снова выехали в направлении Москвы. Снег на дороге уже растаял, но поток машин стал гораздо плотнее. А перед постом ГИБДД в районе Оки собралась багровая 8-и километровая пробка. Нам удалось ее объехать через Каширу.
Домой мы приехали в 20.15.
Наша праздничная поездка закончилась. В Крыму нам очень понравилось, а погода дала возможность почувствовать себя в лете. И это было очень здорово.






отличный памятник неизвестному матросу,




















Утром отлично позавтракали в отеле. Завтрак по системе «шведский стол» был здесь очень хорош.
Чтобы погрузить вещи в машину, пришлось обходить здание по кругу – это было не очень удобно. Но, тем не менее, около 8.15 удалось выехать в сторону Москвы. Ночью начался сильный снегопад, и на дороге была глубокая снежная каша, что, конечно, скорость нашего движения не увеличивало. К Липецкой области снег закончился и начался дождь. Когда въехали в Тульскую область, я случайно порылся у себя в карманах и обнаружил, что у меня нет ключей от верхнего багажного бокса. Я ИХ ПОТЕРЯЛ!!! (причем 2 сразу). В боксе лежали все наши зимние вещи, а так как на следующий день обещали резкое похолодание, то нужно было принимать меры. Позвонили в магазин, где покупали бокс, но там нам, конечно, помочь ничем не смогли. На всякий случай позвонили и в отель в Воронеж с просьбой поискать ключи в номере и на месте, где стояла наша машина.
Через полчаса нам позвонили из отеля с радостной новостью – они нашли ключи на парковке. Видимо, я их выронил, когда грузил машину. Попытка вызвать курьера из DHL успехом не увенчалась – эти ребята начинали работать только 11 января, а сегодня, напомню, было 8-е января...
Делать нечего, было принято решение разворачиваться. До Воронежа было 240 километров...
В результате мы вернулись в Воронеж, забрали ключи и в 13.15 снова выехали в направлении Москвы. Снег на дороге уже растаял, но поток машин стал гораздо плотнее. А перед постом ГИБДД в районе Оки собралась багровая 8-и километровая пробка. Нам удалось ее объехать через Каширу.
Домой мы приехали в 20.15.
Наша праздничная поездка закончилась. В Крыму нам очень понравилось, а погода дала возможность почувствовать себя в лете. И это было очень здорово.

Можно разместить этот отчет в социальных сетях. Таким образом Вы помогаете популяризации сайта.