Россия: города, достопримечательности

Откуда: Великий Новгород, Агой Когда: 08/2020

По маршруту: Рязань, Волгоград, Элиста, Владикавказ, Алагир, Бурон, Цей, Дзивгис, Верхний Фиагдон, Даргавс, Джейрах, Эгикал, Майкоп, Каменск-Шахтинский, Брянск (часть первая)

Рейтинг отчета: 18

Автор:

На море через Осетию и Ингушетию

Летом этого года мы собирались посетить Дагестан, давно меня манил это регион и вот наконец я решил туда съездить. Еще зимой был составлен подробный маршрут, а  в начале весны забронированы все гостиницы.

Но тут начался ковид и Дагестан оказался в  пятёрке  самых неблагополучных по этому показателю регионов. Какое-то время я выжидал, надеясь, что всё наладится, но потом когда понял, что Дагестан в этом году для нас потерян, стал искать альтернативные варианты.

Первым логическим вариантом виделся соседний регион – Чечня. Да, там нет моря, но  по количеству интересных для туриста мест она ничуть не уступает Дагестану.

И вроде  как все было хорошо, но буквально за две недели до выезда Чечня  закрыла границы на въезд.

Другой бы человек плюнул и отказался от идеи поехать на Кавказ, раз такие дела. Другой – может быть, но не я.  Раз я уже настроился на горы – значит я поеду в горы.

А из тех горных районов,  в которых мы еще не были, методом исключения осталось всего два: Северная Осетия и Ингушетия.

О  них и будет рассказ в этом повествовании.

Первые  два дня  (3-4 августа)

Стартовали 3 августа в 7:00.  Пробег при выезде был – 69302 км. В целях на первый день пути стояло проехать 860 км до Рязани, где и заночевать. Ради экономии средств решили ехать по бесплатной  М10, и ничуть не пожалели ехалось спокойно и ненапряжно. Трасса в хорошем состоянии, М 11 её частично разгрузила, поэтому  из минусов можно отметить только наличие камер, остальное всё и покрытие и трафик вполне себе приятны.

В 8:55 прибыли в Валдай. В этом городе совсем недавно открыли новую набережную и мы решили заехать посмотреть на неё и  заодно размяться после двух часов за рулем.

Набережная приятная, есть много скамеек с видом на озеро и Иверский монастырь,

e23cd37ada5f.jpg

еще больше качелей и всяческих лазалок для детей, и теперь в Валдае даже есть своя Эйфелева башня.

109f362c0219.jpg

5a6993a12da8.jpg

Дальше не останавливаясь доехали до Тверской области, где и пообедали  ( за 680 руб.) в придорожном кафе «Скорость».

Кафе не плохое, туда заезжают не только залётные туристы вроде нас, но и постоянные клиенты вроде дальнобойщиков и сотрудников ГИБДД.

Шли в хорошем темпе и в Рязани должны были быть в 18 – 18:30, планировали было погулять по тем районам города, в которые не попали в свой первый приезд. Но не доезжая 70 км., до Коломны встали в пробку из-за очередного дорожного ремонта. Пробки были огромные,  на встречной полосе насчитал 200 автомобилей, дальше подсчет забросил

Понятно было, что стоять тут можно долго, решили объезжать пробку через Зарайск, но на этом направлении уперлись в закрытый на ремонт мост, пришлось объезжать его какими-то огородами. В итоге потеряли почти два часа и в Рязани были уже в 20:00.

Не доезжая  до гостиницы, по пути заскочили поужинать в Макдональдс (710 руб. за четверых), а потом заселяться и отдыхать.

Остановились  в гостинице «Приокская», она нам понравилась по соотношению цена-качество,  в предыдущее посещение Рязани, поэтому не стали искать от добра бобра.

В этот раз заплатили 1980  руб., за 4-х местный номер и еще порядка 150 рублей за закрытую парковку авто. 

Маршрут первого дня пути

7ba331d056f6.jpg


Во второй день (4 августа), позавтракали в гостинице вдвоем с сыном (женская половина не захотела) за 200 руб., и выдвинулись в путь.

Вечером мы  должны были ночевать на окраине Волгограда. Добираться до него решили по трассе «Каспий» и сразу скажу, что она понравилась гораздо больше трассы Дон (которая на обратном пути изрядно помотала мне нервы).

Трасса хоть и двухполосная, но трафик не очень большой, по крайне мере меня нечастые обгоны не напрягали совсем. Асфальт на всем протяжении хорошего качества, можно расслабленно ехать на круизе держа трассовые 107 -109 км/ч., где-то например, на подъезде к Тамбову, она вообще переходит в отличную четырехрядку. 

9ff26a519a25.jpg

А бывает даже и двухполоска с тросовым разделителем между полосами.

Правда, эти четырехрядки сплошь уставлены камерами контроля средней скорости, причем на довольно протяженных участках. Например, начинается участок контроля средней скорости протяженностью 1600м, как только он заканчивается, тут же начинается новый 2300, заканчивается этот начинается – третий и т.д.

b9345bf632ed.jpg

То есть тебе приходится километров 30-40 ехать с постоянным контролем.

Кроме этого частенько встречаются ограничения в 70 км./ч (  на пешеходных переходах и в местам примыкания второстепенных дорог) чего на загородной дороге никак не ожидаешь, опять же приходится быть на чеку.

Меня в этот  раз здорово выручало  новое комбоустройство, радар - детектор и видеорегистратор в одном флаконе. Удобно – минимум проводов и девайсов на стекле.

Единственный минус – трасса слабо обжита в плане придорожного сервиса, приличное кафе днём с огнём не сыщешь. На трассе ДОН в этом плане все гораздо лучше.

В гостиницу Спутник (н.п.Гумрак) на окраине Волгограда приехали в 21 часов вечера. На парковке было много свободных мест, выбрали самое близкое ко входу.

Заселились быстро, по номеру были кое-какие недочеты, но их оперативно устранили. Самый большой минус – практически полное отсутствие розеток.

9a85ae1df948.jpg

Поужинали в ресторане при отеле за 556 рублей, еще на 200 рублей прикупили вкусняшек и воды в магазине рядом и пошли отдыхать.

Завтра мы прибываем во Владикавказ и начинается наш отдых.

За день проехали порядка 800 км.

fc4848463695.jpg

День 3 (5 августа )

Утром позавтракали в ресторане при гостинице (завтрак был включен в стоимость)

И поехали на выезд из города в направлении Элисты.

Я специально выбрал отель на окраине, чтобы не заезжать в город, но гадский навигатор все равно повёл нас через весь город. Когда я это понял, дергаться было уже поздно.

Но не это было основным разочарованием в это утро Из-за постоянных остановок на светофорах и плотного утреннего трафика у меня стали пищать передние тормоза. Причем если вначале это было изредка, то через полтора часа такого движения, они свистели уже не переставая.

В конце-концов я не выдержал, остановился у обочины. Колодки и диски были раскалены до предела.

Что делать? Ведь у меня впереди еще горные перевалы Осетии и Ингушетии. Очень не хотелось ехать в горы с не совсем исправными тормозами.

Стал обзванивать ближайших дилеров АвтоВАЗа, на удачу оказался один свободный в 11 утра, прямо на выезде из города по маршруту нашего следования.

Приехали, все объяснил, взяли машину на диагностику. Через 15 минут приходят со счетом на 9000 руб. Господи чего они только туда не напихали: замена фильтров, чистка дроссельной заслонки, еще кучу всякой лабуды

Пришлось дать понять, что разводить нас не надо и давайте уже ограничимся диагностикой и ремонтом тормозов.

В итоге тормоза они мне разобрали – собрали, почистили, смазали. Но колодки и диски оставили старые. Взяли за все-провсе порядка1800 рублей.

Выехали мы от них уже во втором часу сильно отклоняясь от графика.

4e699712ccd0.jpg

И забегая вперед скажу, что время и деньги были потрачены зря. Уже к вечеру тормоза запищали снова.

Дальше был уже давно знакомый и ничем не примечательный перегон до Элисты, в которую мы решили заскочить специально, дабы в очередной раз отобедать полюбившейся нам калмыцкой кухней. Единственно, в этот раз было как-то слишком много груженых зерновозов, которых приходилось постоянно обгонять.

Но с утра уже было понятно, что сегодняшний день – не наш. Все знакомые кафе,  в  которых мы бывали раньше, либо были закрыты, либо работали на вынос.

Пока искали что-то в центре потеряли время, которого итак уже не оставалось. В итоге нашли одно более-менее приличное кафе (бистро «МАХАН»), но и в нём к нашему приходу, все местные аутентичные блюда уже закончились.

Плюнули, поели, что было и поехали во Владикавказ.

95231433026e.jpg

В планах на этот день было заехать в замок Шато Эркен, но из-за всех этих неурядиц, мы в него уже не успевали в любом случае, поэтому задача сводилась к минимуму – постараться доехать до гостиницы не слишком поздно.

Ехали через Благодарный-Пятигорск и далее.

На выезде из Пятигорска стемнело и последние 200 км, ехали уже в темноте. Дороги хорошие, попадались даже отличные скоростные участки.

508841609dc3.jpg

В гостиницу « Диакрис» приехали уже в 23:45. Нас ждали, заселились быстро и без проблем. Правда номер дали другой, не тот, что был на фотографиях в Букинге, но он оказался ничуть не хуже, поэтому данный вопрос даже не стали поднимать.

За три ночи заплатили мы всего 6375 руб.

Номер большой двухкомнатный ( зал + спальня), плюс кухня объеденная с прихожей, практически двухкомнатная квартира.

08782834983b.jpg

f53fd8afd618.jpg

c4243415daeb.jpg

День 4 (6 августа )

Дорога закончилась и с этого дня начинается наш отдых. В планах на этот день  стояло проехаться по Цейскому ущелью, подняться к Сказскому леднику и вечером вернувшись обратно познакомиться поближе  с городом.

Встали в 9:30, как-то быстро собрались и уже в начале 11-го выехали из гостиницы.

Тут же буквально через 600 метров, поставили машину на обочине и пошли завтракать.

Еще на этапе планирования, я искал приличное кафе, в котором мы могли бы питаться во время проживания во Владикавказе.

Самым ближайшим к нашей гостинице кафе оказалось – «Ирон Кьябиц»,

47882bfb34ed.jpg

отзывы о нём в интернете были неплохие, хозяева гостиницы, тоже отзывались положительно,  поэтому именно в него мы и пошли завтракать этим утром.

58ac75378042.jpg

Кафе с традиционной осетинской кухней.

e5bae2177097.jpg

Мы взяли на первое суп – «лывза» (довольно густой суп из говядины, что-то среднее между первым и вторым) ,

6c2b912ee1f9.jpg

на второе – гуляш  с гарниром  и пирог с сыром, который здесь называется – «уалибах».

4746be520ad5.jpg

 

Что касается уалибаха, мы ели его и горячим и  холодным и вот холодным он нам показался даже вкуснее.

В названиях пирогов разобраться достаточно легко, основной с мясом называется – «фыдджын», к остальным в начале слова добавляется наименование основы: пирог с картофелем будет соответственно – «картофджын», пирог с сахарной свеклой – «цахараджын».

Весь завтрак с едой для детей и напитками обошелся нам в 790 рублей.

После завтрака, загрузились в машину и поехали на выезд из города.

Движение на дороге абсолютно ничем не отличалось от новгородского.  Чему я был приятно удивлён, я то ожидал, что горячие осетинские водители будут каждую минуту нарушать правила, но оказалось, что они их нарушают ничуть не чаще, наших новгородских.  Даже в Питере  ( культурной столице) водители более неадекватные чем во Владикавказе.

Ехать было не далеко. Уже через пол часа мы проехали Алагир и в посёлке Верхний Бирагзанг свернули на Транскавказскую магистраль.

5e69028aa914.jpg

А через 45 минут после выезда из кафе, примерно в 12:50 остановились на обочине у памятника Уастырджи в Алагирском ущелье.

afbc212fcceb.jpg

Памятник весьма необычный, конь с всадником как бы вырываются, выскакивают из скалы.

a69b48bca1d4.jpg

 И сама скульптура очень большая и мощная. Я читал, что памятник весит 28 тонн, а к месту установки его доставляли вертолётом.

В дальнейшем имя этого осетинского святого встречалось нам бесчисленное количество раз.

Лик богатыря встречается везде с обязательным пожеланием «Уастырджи де ’мбал!». Его обязательно изображают на белоснежном коне, а также обряжают воина в шлем и широкую бурку. Расхожая фраза: «Уастырджи де ’мбал», переводится как : «Да пребудет c вами Святой Георгий!». 

Проехав немного от памятника, увидели отдыхающих у дороги осликов и остановились познакомится с ними поближе.

33a5e24f57b9.jpg

Ослики оказались очень дружелюбными и легко согласились на небольшую фотосессию с нашими детьми.

2238ebcb75cd.jpg 4533a1af97e3.jpg

Через 30 км, у поселка Бурон на въезде в Цейское ущелье остановились посмотреть на памятник Афсати.

037d68e79b19.jpg

Памятник богу Афсати (покровителю охотников) создал в 1975 году молодой тогда начинающих скульптор Михаил Дзбоев.

Афсати изображается одноглазым стариком с белой бородой.

Сейчас памятник находится в опасной ситуации, во-первых постепенно из за дождей и селей, разрушается склон, на котором он стоит, а во-вторых основание постамента дало очень крупную трещину.

Согласно легендам Нартского эпоса, величавый и суровый Афсати веками живет на местном Олимпе – горе Адай-Хох. Эта вершина несколько отличается от других, а ее название в переводе означает Адова гора. С этой горы он внимательно наблюдал за своим многочисленным диким хозяйством.

 Именно к ней обращались лицом охотники, посылая просьбы покровителю диких зверей.

Кстати, поговаривают, что особенно Афсати благоволил вепрям, косулям и оленям.

К сожалению тропинки, чтобы подойти к нему поближе не нашли. Сфотографировали с дороги.

70d4311544e3.jpg

 

В этом месте мы свернули с Транскавказской магистрали на Цей.

Следующим пунктом в нашей программе на этот день было посещение святилища «Реком», но не  доезжая его, на одном из поворотов мы увидели большой камень с изображением И.В. Сталина

bfcc363ebf15.jpg

Когда остановились и подошли поближе, увидели, что  с другой стороны изображен портрет народного Героя Северной Осетии, поэта, просветителя, скульптора — Коста Левановича Хетагурова. Получается Сталин встречает тех кто едет в Цей, а Хетагуров – провожает.

 С этим камнем связана одна невероятная история, которая рассказывается экскурсоводами:
Однажды Хрущев дал распоряжение: немедленно сбросить камень-гигант с изображением Сталина в Цейское ущелье, глубина которого составляет примерно 80-90 метров. Для исполнения распоряжения, военное руководство направило курсантов из военных училищ, которые сбросили камень с портретом в ущелье.
Но каково же было удивление руководства Северной Осетии, когда утром на другой день они увидели камень на прежнем месте...
Под покровом ночи местные жители невероятными усилиями достали камень, поставили на место и с оружием в руках несколько суток стояли вокруг И больше никто не осмелился повторить подобный трюк с камнем, не хватило смелости идти против воли народа.

Рядом с дорогой протекает стремительная река Цейдон

ed1a354340e9.jpg

На парковке, от которой начинается тропа к святилищу «Реком» были в 13:55.

31842d52cbe0.jpg

Согласно нартским преданиям, узнав о смерти Нарта Батрадза, Бог проронил три слезы, а на местах, куда они упали, появились три осетинских святилища: Мыкалгабырта, Таранджелос и Реком.

cc5c142284b6.jpg

Реком – покровитель воинов и путников (мужчин). Аланы- войны, благословленные в Рекоме, уходили в военные походы и возвращались к святилищу с честью и ратной славой.

Кстати расположено святилище на высоте 3000 метров над уровнем моря.

Подъем к святилищу начали в 14:17

13372ecef121.jpg

Идти было не сложно и довольно интересно, на тропинке прохладно, кругом буйная растительность

0b6a421500fb.jpg

К самому святилищу пришли в 14:40, то есть неспешный подъем наверх занял 23 минуты.

Женская половина нашей команды посмотрела на святилище издалека (так как женщина вход сюда воспрещён) и повернула назад. Младший сын увязался с ними, я же остался один знакомится с этим удивительным местом.

Свтилище стоит на поляне, на левом берегу Цейдона, прямо напротив мрачноватой горы Монах.

c5048fba6a72.jpg

 Место здесь в смысле силовых линий планеты явно непростое, и это чувствует всякий, кто тут оказался.

Само по себе святилище представляет собой бревенчатую хижину из толстых отполированных сосновых стволов.

d1d4d8ce5ec5.jpg

Строение сложено по старинке, без гвоздей или иных креплений. Методика «обло», по которой это проделано, была известна осетинам, славянам и прочим древним народам тысячелетия тому назад и обеспечивает отсутствие щелей меж брёвнами благодаря совпадающим выемкам в их концах. Конструкцию святилища венчает простая крыша в два ската, на краях которой можно увидеть чисто декоративные деревянные фрагменты, украшенные уникальным орнаментом.

a1c03cb71983.jpg

Это место для осетин настолько священно, что осмотреть его изнутри практически невозможно. Попасть в святилище можно лишь по главным праздникам — в мужской день Кэхцгэнэн, в июне, или в марте на Хорыбон. Поэтому о том, что находится внутри, можно составить представление только по древним описаниям. Согласно им, в Рекоме две комнаты, в одной из которых сложены сломанные стрелы, а другая представляет собой молельное помещение.

3b88027f2bf4.jpgНа обратном пути встретил поднимающуюся  к святилищу большую туристическую группу и очень обрадовался, что успел познакомиться с этим удивительным местом в тишине и спокойствии.

Спуск занял всего лишь порядка 7 минут.

От парковки у святилища до горнолыжного курорта Цей ехать всего 600 метров, причем последние метров 200-250 каменистая грунтовка.

Машину на бесплатной парковке поставили в 15:05 и пошли покупать билеты на подъемник.

a66154a68063.jpg 

Подъёмник старый, кресла открытые, по два места на каждом. За двоих взрослых и двух детей заплатили 1200 руб., деньги отдали прямо в руки какому-то парню, касса вроде как есть, но в наш приезд она не работала, соответственно ни чеков ни билетов нам никто не выдал.

 Прямо по курсу в верховьях Сказского ущелья между горами Лагау (4124 м.) слева и Адай-хох (4408 м.) справа лежит Сказский ледник, туда мы и направляемся.

e804291944e8.jpg

Подъем достаточно короткий и пролетел незаметно. Во многом благодаря потрясающим видам вокруг. По правую сторону выглядывает Цейский хребет

66368ed0a983.jpg

Расстояние в 1600 метров подъёмник неторопливо преодолевает минут за 20.

Мы за последние несколько лет  поднимались на Эльбрус, на Домбай и вот сейчас на Цей и должен вам сказать по красоте Цей ничуть не уступает разрекламированному Домбаю. По крайней мере лично мне здесь понравилось ничуть не меньше.

9c818113e31c.jpg

И вот впереди показался Зелёный холм — конечная станция канатной дороги.

ba3be927be26.jpg

Самое неприятное, то, что канатка работает только до 16:00. Имейте это ввиду!

Мы высадились на холме в 15:40, у нас оставалось только минут 15 на то, чтобы полюбоваться красотами и сделать несколько фото, поэтому подойти ближе к языку Сказского ледника мы не успели.

536998ee51c3.jpg

Обратный спуск был не менее интересен и красив.

fe5aa9975f5b.jpg

 

Слева на фото можно увидеть реку Сказдон, которая вытекает как раз из под языка Сказского ледника.

Внизу на парковке были в 16:15 и дабы немного согреться после общения с ледником решили купить горячего кофе в уличном аппарате, аппарат от подобных ему отличается тем, что только здесь можно купить такие варианты кофе как: «осетиано» и «цейский» J.

На обратном пути, не доезжая 25 км., до Владикавказа, у населённого пункта Дзуарикау остановились у придорожного памятника братьям Газдановым.

14e6e1aaf728.jpg 

Все семеро братьев погибли в разное время в сражениях ВОВ. Их мама Тассо умерла, когда пришла третья похоронка. Еще трижды потом сельский почтальон стучался в их дом с горестными вестями. Когда пришла седьмая похоронка, он отказался нести ее Газдановым. Эту трудную миссию взяли на себя старейшины. Глава семьи, Асахмат, упал замертво, когда увидел, что к нему во двор входят аксакалы, одетые во все черное
В знак траура все село тогда облачилось в черные одежды.

Не знаю, почему, ведь это далеко не первый памятник посвященный трагедии ВОВ,  который я видел, но уходил я оттуда со слезами на глазах .

99833fd98670.jpg

На въезде в город купили арбуз по цене 30 руб./кг и дыню по цене  70 руб./кг.

Приехав домой, припарковали машину, немного отдохнули и в 19 вечера вышли на прогулку по городу.

Пересекли улицу Маркова, на которой мы жили

2c375154e51c.jpg

И дворами, по улице Толстого,

90b3f127615c.jpg

 через Детский парк Жуковского,

6570a044cd7a.jpg

вышли на прогулочный пр. Мира.

4e8edc63340b.jpg

Проспект Мира во Владикавказе – это как Арбат в Москве. Здесь сосредотачивается вся ночная жизнь города: кафе, уличные музыканты и пр., кругом гуляют люди: компаниями, парочками, по одиночке.

Здесь же мы нашли отличную пиццерию, в которой ужинали два вечера подряд.

5b3136c1ae87.jpg 

После ужина прогулялись по проспекту дальше,

90c553570e0f.jpg

956c8c59673f.jpg

 вплоть до парка развлечений Тропик Лэнд,

e5406004ab80.jpg

а после уставшие, но довольные в районе 22 часов, вернулись домой и легли спать.

На обратном пути пока дети ненадолго зависли на  качелях в парке Жуковского, ко мне подошел местный житель выгуливавший собаки и завел разговор уже не помню о чём. На следующий день, я случайно встретил его на улице  и он поздоровался со мной как со старым знакомым,  на следующий день было еще одно приятное знакомство, опять же с собачником но уже в центральном парке, вообще все местные, с которыми нам приходилось общаться были открыты, дружелюбны и приветливы.

Пробег за день составил порядка 200 км.

2e02f60396e5.jpg

Продолжение во второй части...

Можно разместить этот отчет в социальных сетях. Таким образом Вы помогаете популяризации сайта.

Яндекс.Метрика
По вопросам сотрудничества и размещения рекламы пишите plo@autotravel.ru