Россия: города, достопримечательности

Откуда: Москва, Нарьян-Мар,Москва Когда: 03/2021

По маршруту: Тотьма, Ухта, Усинск, Нарьян-Мар, Печора, Ижма, Усть-Цильма, Сыктывкар, Никольск

Рейтинг отчета: 27

Автор:

Нарьян-Мар был одной из давнишних целей, куда хотелось попасть. Но до этого момента, по разным обстоятельствам, все никак не получалось это осуществить.  И вот наконец-то в марте 2021 года эта мечта осуществилась. Маршрут поездки получился таким: Москва-Тотьма-Ухта-Усинск-Нарьян-Мар-Печора-Ижма-Усть-Цильма-Ухта-Сыктывкар-Никольск-Москва, 16 дней и грубо говоря 6500 километров на круг.

День первый (Москва-Тотьма)
Выехав из Москвы в ночь с пятого на шестое марта, а самое любимое, для меня, в начале каждой поездки, это рассвет в дороге

   
   

 по пути заехав и посмотрев несколько церквей, больше всего понравились две

Особенно в деревушке Устье церковь Покрова Пресвятой Богородицы

утром приехали в Тотьму, которая встретила отличной солнечной погодой


                                                                                           
                                                                                                                                         

Тотьма произвела очень приятное впечатление, особенно церковь Входа в Иерусалим, в котором расположен музей мореходов и Успенский храм с музеем церковной старины. Там же удалось подняться на колокольню, откуда открывается красивый вид на окрестности. 


                                                                                                            
                                                                                                                                      
                                                                                               

                                                                                                 
                                                                                                                    
                                                                                                     
                                                                                                           

День второй (Тотьма-Коряжма)
Переночевав в гостинице, расположенной на втором этаже автосервиса и посетив Тарногский Городок, который правда особо ничем не запомнился,

                                                                                                               

кроме большого количества голубей    

и симпатичного деревянного новодела        


и Нюксеницу, которая также не произвела никакого впечатления, пожалуй только газовая труба порадовала:) 



приехали к самому интересному месту второго дня. Это гейзер, расположенный на противоположном берегу реки Сухона, недалеко от деревушки Опоки. Оставив машину на небольшой парковке, где-то за час пешочком добрались до гейзера, маршрут проходит по льду реки, попутно открываются симпатичные виды. Сам гейзер зимой смотрится шикарно.

и сам гейзер

Впечатления незабываемые от него, даже с учетом того, что туда шли в ветер, который был в лицо.

Обратный путь занял чуть больше времени, но это была конечно увлекательная прогулка. Вечером уже по темноте, проехав Великий Устюг и Котлас, заселились в отличный апарт-отель в Коряжме.


День третий (Коряжма-Ухта)
Третий день включал в себя банальный "доездинг" до Ухты. Единственное, это то, что хотелось по дороге посмотреть церквушку в Слободчиково, поэтому была выбрана дорога через понтонный мост на Сольвычегодск и далее на Яренск.
Так что утром, забрав с собой Ломоносова:) 

и переехав через понтон 

выехали на дорогу Сольвычегодск - Яренск. Сейчас она была просто в идеальном состоянии под снегом и льдом, а осенью я местами больше 20км/ч по ней не ехал

                

Немного погуляв вдоль руинированной церкви и полюбовавшись видами на реку Вычегда, 

                                                                                                                     

                                                                           

                                                                                              

          

         

уже без особых остановок добрались до Ухты. Погода решила подарить два самых холодных дня за все путешествие, температура упала до минус 33, а ночью думаю было еще холоднее.

                                                                                                                             

День четвертый (Ухта-Сосногорск-Водный-Ухта)

Четвертый день был полностью посвящен Ухте и окрестностям 
Погуляв по Ухте 

    

и сходив в отличный краеведческий музей 


по пути заехав к голове Ленина, который представляет собой светящийся облик вождя, установленный в 1970 году на горе Ветлосян. Высота монумента составляет около 30 метров и первоначально образ Владимира Ильича освещался при помощи 120 лампочек. В настоящее время силуэт подсвечивается светодиодными лентами. В темное время смотрится интересно, а мы вернулись сюда еще и ближе к ночи, что бы полюбоваться на вечернюю Ухту


                                                                 
                                                                 


Попутно посетив еще Сосногорск, расположенный совсем рядом с Ухтой и поселок Водный, которые не особо впечатлили, вернулись обратно в город.









День пятый (Ухта-Усинск)

Немного еще погуляв по городу и съездив в Седьюский  каньон, который расположен в 30 километрах от Ухты. Летом тут думаю намного симпатичнее, но и сейчас он произвел приятное впечатление. Правда если бы не след от снегохода, то дойти было бы сложно до него.

             

                        
           
                                                                                                                   

И после этого, встретившись с Вадимом и Владимиром, уже двумя машинами, выдвинулись в Усинск. Дорога до поворота на Печору была хорошего качества, а вот дальше до переправы через одноименную реку, уже не позволяла держать стабильную скорость 100-110 км/ч. Вечером благополучно добрались до Усинска.

                       

                            В этот день была как раз первая ледовая переправа через Печору, вначале даже как то волнительно было, все таки река, это не суша:)

                                                                                                                      

                Вечерний Усинск встретил неплохими видами

                                                                                                                                                            

День шестой (Усинск-Нарьян-Мар)
Утром достаточно быстро осмотрев небольшой Усинск, выдвинулись к главной цели. 


                                                                                                                           
                        

                                                                                                                           

Главное украшение всего города, это конечно же комар нефтяник 



По пути конечно же сделав остановку у стелы Полярный круг

                                                                                       

До Харьягинского от Усинска, даже зимой, идет отвратительная дорога, местами плиты провалились, образуя большие провалы по дороге. Больше 80 ехать невозможно особо


                                                                                              Вот такая стела встречает при въезде в НАО, нет даже никакой надписи на ней

                                                                                                                     
                                  
                                                                                                             

                              Заправившись на Лукойле, кстати с заправками никаких проблем нет, главное заправляться, не доводя уровень топлива до минимума

                                                                                                                     
                                                                                                                     

выехали на зимник уже, хотя от него не так уже много и осталось, круглодичную дорогу строят, но в связи с начавшейся метелью, дорога стала увлекательная. Видимость упала сильно, начались переметы, а еще крутые спуски и подъемы, в общем было весело. Так получилось, что в самую сильную метель я стал ехать первым, по незнакомой дороге, да еще с нулевой видимостью, при этом нужно было следить за тем, что бы не уехать сильно вперед от остальных. Не могу сказать, что дорога была очень сложная, но конечно немного вымотала. 

                                                




к вечеру благополучно добрались до Нарьян-Мара. 

                                                                 

День седьмой (Нарьян-Мар)
Этот день был полностью посвящен городу, с посещением двух музеев и вечерним походом в ресторан Тиманъ
Забегая вперед скажу, что Нарьян-Мар произвел очень хорошее впечатление. Небольшой, аккуратный, чистый, в марте, город. Конечно какой то архитектуры тут нет и быть особо не может, но мне он понравился.

                                                                                                                                    
                    

                                                                      
                                                                     
                                                                                                                

Вечерний город произвел куда более сильное впечатление, точнее его центральная часть, за счет подсветки


                                              
                                                                                                                         

День восьмой (Пустозерск-Нарьян-Мар)
Этот день оказался на удивление долгим. Вначале было увлекательное путешествие в кибитке за снегоходом в первый русский город за Полярным кругом. В настоящее время на территории бывшего Пустозерска находятся кладбища со множеством крестов и памятные знаки, среди которых белокаменный обелиск (1964) - дань памяти исчезнувшему городу, часовня (2012) и трапезная в память пустозерских великомучеников и памятник на предполагаемом месте казни Аввакума и его сподвижников, сооруженный силами жителей Нарьян-Мара. Я не особо был в восторге от поездки в кибитке, да и сама экскурсия не особо понравилась. Но для общего развития побывать конечно стоило и тут. Так же поездка включила в себя посещение мемориальной части старинной деревни Устье, которая известна с 1574 года.


                                                                  
                             

                                   

                                       

                                     

                                                                                               

После возвращения и небольшого отдыха поехали к морпорту, по пути глянув расположенные рядом памятники


и посетили смотровую благоустроенную площадку

                                                           



После этого съездили в Тельвиску, дорога туда, на удивление, очень хорошего качества, включающая одну ледовую переправу, но в самом поселке смотреть особо нечего

                                                     
                                                                                         
                                                                                         



Ну а в завершение дня, уехав в сторону поселка Красное, полюбовались северным сиянием

                                                   
                  
                                                                                                                     
День девятый (Красное)

Девятый день путешествия особо ничем не запомнился, съездив в поселок Красное,
                            

обратно вернулись через центр Арктического туризма
                                                                          
                              
                                                                                                                                 

и досмотрели город

                                                        
                                                                     
                                                                                                                  

День десятый (Нарьян-Мар-Печора)
Обратно решили ехать раздельно, Вадим уехал раньше, а мы неспеша собрались и поехали в обратную дорогу.
В этот раз погода была солнечная и ехать было одно удовольствие. Без проблем преодолев зимник, выехали опять на убитую дорогу на Усинск.


Единственная остановка по пути, это поселок Усть-Уса, куда заехали ради симпатичного деревянного храма.

Далее в первый раз из двух, за этот день, пересекли Печору по отличной ледовой переправе и продолжили свой путь дальше.
В темное время суток участок от ледовой переправы до ледовой переправы у города Печора проезжается не очень легко, дорога достаточно коварная. 


Заселившись в гостиницу, немного прошлись по городу. К сожалению увиденное разочаровало. А утром это подтвердилось.

 

День 11 (Печора-Ижма)
С утра погуляв по городу и сходив в музей, а единственное, что произвело отличное впечатление, это был паровоз ЛВ-0478

так как остальное, к большому сожалению, находится либо в плохом, либо в среднем состоянии





и в четвертый раз за всю поездку переехав Печору, неспеша направились в Ижму, по пути посмотрев железнодорожный мост



День 12 (Ижма-Усть-Цильма-Ухта)
День оказался насыщенным, сперва посетив музей и погуляв по городу, прокатились сначала в Ласту, а позже в Мошьюгу 


по пути заехав в аэропорт, на который 7 сентября 2010 года приземлился аварийный борт с 71 пассажиром и 9 членами экипажа.

                                                                                                                      

церковь в Ласте
                                                     Но больше всего понравилась конечно колокольня, расположенная в Мошьюге. 

                                    

                
                                                                                                                   

Далее была Усть-Цильма, которая меня разочаровала



Попрощавшись с Вадимом и Володей, забегая вперед, скажу что встретились мы в Сыктывкаре ненадолго, поехали в Ухту, уже в шестой раз за всю поездку переехав Печору, столько раз одну и ту же реку за две недели я никогда не переезжал. 

Ухта встретила нулевой температурой и сильным гололедом. 

День 13 (Ухта-Сыктывкар)
 
День особо ничем не запомнился, кроме красивой дорогой, которая была на протяжении километров 50 от Ухты. 



                                                                                             К вечеру благополучно добрались до Сыктывкара

                                                                 


День 14 (Сыктывкар)

Четырнадцатый день был посвящен полностью Сыктывкару, точнее просто прогулке по городу, так как тут я оказался уже третий раз 


День 15 (Сыктывкар-Никольск)


Ближе к вечеру, а это была единственная остановка за весь день, заскочили в Кичменский городок

День 16 (Никольск-Москва)
Осмотрев с утра Никольск, выдвинулись в сторону дома, по пути заехав только в Пыщуг
Дорога, из за того, что лед стал таять уже, до Пыщуга была отвратительная


В Костромской  области уже началась во всю весна

Уже перед Ярославлем заехали к мемориалу ХК Локомотив, и с грустью обратил внимание на то, что мой шарф сняли, как и многие другие. Почистили перила от них, хотя уже висят новые.



Подводя итог, краткий, главная цель достигнута, посмотрели вроде как все, что я хотел и даже чуть больше. Сам Нарьян-Мар понравился, 
Следующая зимняя цель, это круговой маршрут Инта-Воркута-Харп-Салехард, с самым сложным маршрутом на нем, это участок Воркута - Харп


                                                                                         




Можно разместить этот отчет в социальных сетях. Таким образом Вы помогаете популяризации сайта.

Яндекс.Метрика
По вопросам сотрудничества и размещения рекламы пишите plo@autotravel.ru