Откуда: Подольск Когда: 02/2021
По маршруту: Кронштадт, Лосево, Сортавала, Рускеала, Кондопога, Старая Слобода
Рейтинг отчета:
Автор: Участник форума: костя АСТ
Короткая поездка в Карелию зимой.
Эта поездка заранее не планировалась. Зима в этом году выдалась отличной, и наслаждаться природой, лыжами и прочими зимними развлечениями можно было не уезжая далеко от дома. Но получилось так, что коллектив, в котором занимается наш сын, собрался на конкурс в город Кондопогу. Набиралась большая группа - дети, руководители, родители. У них там кроме собственно конкурса намечалась большая культурно-познавательная программа. Недолго подумав, мы тоже решили поехать посмотреть конкурс, а заодно устроить себе небольшое путешествие со своей программой, кое-где встречаясь со всеми. Окончательно всё решилось недели за две.
Маршрут получился такой. Первый день - уехать за Питер, во второй встретиться с нашими в Рускеале и доехать до Кондопоги, третий - собственно конкурс, ну и четвёртый - дорога домой. По возможности по дороге посмотреть что-то интересное. Понимал, что многое придётся просто проехать. Но и сама дорога по тем местам обещала быть интересной.
Как обычно, всё жильё я забронировал заранее. Почитал про места где будем, наметил возможные остановки. Но никакой особой подготовки к этой поездке не было.
Правда, машинка подкинула сюрприз, точнее - я сам себе его подкинул. Дело в том, что на работу я езжу на другой машине, а Дастер использую для более дальних поездок. Стараюсь раз в неделю его "выгуливать" - на работу в Москву скатаюсь или с семьёй куда-нибудь в выходной, но в основном стоит в гараже, бывает и по десять дней стоит. И вот за день до отъезда решил на нём поехать на работу, а аккумулятор "сел". Быстро понял, что я забыл выключить инвертор, и он за неделю высосал уже далеко не новую батарею. В общем-то, ничего страшного, зарядил, но учитывая морозы, решил всё-таки взять с собой второй аккумулятор. А ещё, взял канистру с бензином. Опять же, морозы, М11, да и вообще - багажник пустой, пусть будет. Сразу скажу, что ничего из этого не пригодилось, и мы легко и с удовольствием нарисовали на карте такую вот фигуру.
Ну а теперь более подробно.
День 1. 20 февраля. Дом - Кронштадт - Лосево.
Сын уехал ещё вечером предыдущего дня - у них ночной поезд до Петрозаводска, ну а мы решили немного поспать после рабочего дня и выехать как обычно с утра пораньше.
В 5-32 выезжаем из двора.
Трек.
На улице около -20, дороги сухие и чистые. Сегодня суббота, но для большинства людей это рабочий день перед тремя выходными. Пока машин не много. Быстро доезжаем до Москвы, проскакиваем по МКАД, и в 6-25 уходим на М10, пробег 77 км. Навстречу уже пробки, но мы едем свободно. Я уже неоднократно писал, что принципиально не пользуюсь первым участком трассы Нева из-за непомерной жадности его владельцев. До первого пересечения с М11 перед Солнечногорском доезжаем за полчаса. Возможно, мы потратили лишних 10 минут, но 500 рублей они точно не стоят.
В 6-58 выезжаем на М11, пробег 117 км. Дальше мчим по "платке".
В 7-24 въезжаем в Тверскую область, пробег от дома 170 км.
Трасса пустая. Сухая и чистая.
Нового обхода Твери пока так и не построили, так что в 7-44 возвращаемся на старую "ленинградку", пробег 209 км. В морозном воздухе лучи восходящего солнца образуют гало.
В 7-51 уходим на тверскую объездную, пробег 220 км.
В 8-05 пересекаем Волгу, пробег 243 км. Разумеется, она покрыта льдом. А вот прошлой ненормальной зимой льда здесь не было.
После Твери ещё небольшой кусок проезжаем по М10.
Даже немного дальше первого поворота на М11. Там есть заправка Роснефть, где я обычно заправляюсь перед самым выездом на платную дорогу.
Заправились в 8-30, пробег 271 км. Залил почти 29 литров по 46-00. Расход от дома получился 9,6 , средняя 95,5 .
Примерно в это время наши уже были в Петрозаводске. У них сразу начинались экскурсии, но особо по улицам их решили не водить, так как там было -25. Здесь уже было меньше двадцати, а самое холодное место было где-то в районе Солнечногорска, там градусник показывал -23.
В 8-35 выезжаем на М11, пробег 277 км. Этот выезд всего на несколько километров дальше первого.
Дальше писать особо нечего. Телепорт. Едешь и едешь. Скажу лишь, что новых заправок так и не появилось. Наоборот - если не ошибаюсь, одну контейнерную даже убрали. Но машин очень мало. И в отличие от прошлых новогодних выходных, очередей на существующих заправках не было.
В 10-05 началась Новгородская область, пробег 452 км.
В эти края мы ездили летом для сплава по Мсте, а вот дальше по этой трассе ездили только год назад.
В 11-25 в очередной раз пересекаемся со старой трассой, пробег от дома 611 км. Здесь мы выедем на обратном пути, а пока продолжаем ехать прямо. Температура продолжает подниматься, уже -13, и видно что здесь был небольшой снег. Дорога уже не сухая, и иногда приходится пользоваться омывателем.
Дальше снега становится больше, дорога грязнее. На этом участке ещё ведутся какие-то работы. Но предупреждают об этом сильно заранее, всё хорошо огорожено и обозначено, почти как в "европах". А из-за малого количества машин нет даже намёка на пробки.
В 11-39 въезжаем в Ленинградскую область, пробег 638 км.
Дорога становится ещё грязнее. Реагентов не жалеют. И почему у нас так любят разводить грязь вместо того чтобы просто почистить снег? Видимо, это намного выгоднее.
Где-то в этом месте видели последствия аварии. В левом ряду стоял сильно битый "мерс", а метрах в двухстах впереди него - фура, которую он догнал. Пустая дорога расслабляет, и вот один летит под 200, наплевав на любой здравый смысл, а другой перестраивается в левый ряд на своих 90, то ли не глядя в зеркало, но более вероятно просто не осознавая того, что те фары, которые еле видны далеко сзади, при такой разнице скоростей через пару секунд окажутся у него под прицепом. И кто из них больше виноват?
Ближе к Питеру распогодилось, даже стало выглядывать солнце. Потеплело до -10. Но видимо перед этим здесь шёл приличный снег, так что дорога оставалась грязной.
В 12-43 заправились на Газпромнефти перед окончанием платного участка, пробег 731 км, от предыдущей заправки 460 км. Залил почти 43 литра по 48-60. Кстати, давно заметил, что бензин на этой трассе дороже. Расход поднялся до 9,8. Я ожидал даже большего (и позже эти ожидания оправдались). Но и средняя по БК аж 107.
И как же приятно было видеть свободную заправку на М11 после того что было здесь в прошлом году.
В 12-52 проехали шлагбаум, платный участок закончился, пробег 746 км. Сегодня мы заплатили Автодору 1160 рублей. Пожалуй, это справедливая цена. Выехали как обычно, и в час дня уже в Питере. Наверное оно того стоит.
В 12-56 выезжаем на КАД, пробег 752 км.
Ехать нам в Лосево, это не так далеко от северной столицы. И уже в районе Новгорода стало понятно, что у нас появляется "лишнее" время, и нужно бы куда-то заехать. В центр Питера почему-то не хотелось. Стали рассматривать варианты посетить что-то на Карельском перешейке, но на ходу так ничего и не придумали, и не "нагуглили". Была даже совсем уж шальная мысль про остров Коневец, но быстро поняли, что максимум что мы увидим, так это очертания острова вдали, и то, если позволит погода. Туда возят и зимой, но об этом нужно договариваться заранее. Маловероятно что кто-то будет сидеть и ждать нас на берегу со снегоходом. Наконец, я вспомнил про Кронштадт. На том и порешили.
Поэтому и на КАД мы повернули налево, в сторону залива. Южная часть питерской кольцевой оказалась совсем уж залитой грязной жижей. Отмытые совсем недавно, на заправке, стёкла и зеркала за несколько километров снова затянуло. Дальше дорога стала посуше. Позабавил этот указатель. Видимо, для тех кто не знает что такое Петергоф, написали просто - фонтаны.
Вскоре начинается дамба. С обоих сторон от дороги - Финский залив. Зима нормальная, лёд хороший, так что рыбаков очень много. Хотя, эти люди выходят на любой лёд.
На многих островах здесь расположены форты. Летом возят экскурсии на катерах и небольших теплоходах. И мы всё собираемся когда-то на такую попасть. А интересно - зимой по льду можно попасть в эти форты, или в холодное время года всё это не работает?
Часть дороги проходит в тоннеле, как раз под фарватером.
А выныривает уже на острове Котлин, где расположен город Кронштадт, куда мы в 13-30 и сворачиваем, пробег от дома 809 км. Всё-таки, с появлением новой дороги северо-запад стал доступнее. Честно говоря, я не помню чтобы мы так быстро добирались до Питера. 8 часов. И это даже не до Питера, а до Кронштадта. При том, что я нигде не ехал больше 130, а в основном весь платный участок держал 120-125 (по спидометру, на самом деле меньше).
Проезжаем через город
и паркуемся у Итальянского пруда.
Здесь можно достаточно близко посмотреть на настоящие военные корабли.
Переходим Петровский канал
и наискосок через парк выходим на пристань. Видно, что корабли стоят здесь не всю зиму, судя по поломанному льду, здесь регулярно что-то движется.
Долго на причале задерживаться не стали. Зима в Питере ощущается совсем по другому. Из-за влажности всегда кажется, что мороз в два-три раза сильнее. Эта влажность буквально залезает под одежду, делая длительные прогулки не комфортными, а стоять на месте совсем не хочется. Конечно, местные давно к этому привыкли и наверное уже не замечают, но нам было очень заметно, насколько наши утренние -20 мягче здешних -8. Так что сделав несколько кадров, мы побрели обратно к тёплой машине.
В центре парка расположен памятник Петру первому.
На обратном пути посмотрели ещё на Петровский док,
к которому и ведёт одноимённый канал.
Мы уже были здесь несколько раз. Но обновить впечатления было интересно, тем более, что все предыдущие посещения приходились на тёплое время года. Вообще, Кронштадт производит какое-то не очень хорошее впечатление. Дело не в самом городе, а в его состоянии. Конечно, я сейчас точно не вспомню как выглядело то или иное здание несколько лет назад, но мне почему-то показалось, что разрухи стало больше. Что-то отремонтировано, но разваливающегося очень много. Возможно, раньше я этого не замечал. Но в этот раз проваленная крыша, обвалившиеся фасады и разбитые стёкла в зданиях выходящих на центральные улицы просто бросились в глаза.
Да, в городе немало нормальных красивых домов,
но разрухи очень много, слишком много для такого известного исторического города, да ещё и расположенного не где-то на задворках империи, а прямо под боком у второй столицы.
У этого города очень интересная и своеобразная планировка. Здесь много каналов, а центр это вообще отдельный остров, со всех сторон окружённый водой. Значительную часть территории занимают военные, Кронштадт это не музей, а действующая база флота. Так что далеко не везде можно попасть. Но город интересный и во многом уникальный, ещё бы подремонтировали.
Покрутившись по улицам, паркуемся у Якорной площади.
Здесь расположена самая большая городская достопримечательность - Морской собор. Огромный храм в византийском стиле возвышается над островом. Его купол неплохо виден даже из Петергофа. Был восстановлен не так уж давно. По крайней мере, в первые наши приезды сюда мы видели, как это происходило.
Внутри очень большое свободное пространство, много воздуха, необычный каменно-мозаичный иконостас.
Мозаики вообще много. В целом выглядит всё это не только богато, но и очень красиво.
Также здесь очень красивые витражи.
Этот храм строился как памятник погибшим морякам. И по периметру расположены каменные плиты с такими вот надписями.
Начиная с конца 17 века и почти до революции.
Почитать интересно, но я никогда не мог осилить больше 3-4 плит. И дело не только в постоянном недостатке времени. Это достаточно тяжёлая информация, и в больших количествах она уже не воспринимается организмом.
Это не только храм-памятник, но и храм-музей. Здесь есть небольшая экспозиция, рассказывающая о военных кораблях и других военно-морских храмах. Также ближе к выходу стоит такая вот трёхметровая модель подлодки.
После этого обошли храм вокруг, дошли до памятника адмиралу Макарову. Мощный памятник, запоминающийся.
И через Якорную площадь вернулись к машине. Храм и вся прилегающая территория безусловно самое ухоженное место в городе. Неплохо бы и остальное подтянуть до этого уровня.
Напоследок ещё подъехали к новому парку в юго-западной части города. Называется он "Остров фортов". Гулять уже не пошли. Погода не благоприятствовала, и, насколько я понял, зимой там делать особо нечего. Но в тёплое время года, думаю, будет интересное место. Тем более, что он соединён дамбой с одним из фортов, а немного дальше строится военно-морской музей. Что здесь получится в итоге, пока неизвестно, но решил написать про это место. Кто-то немного позже здесь побывает и всё подробно опишет.
Здесь же немного перекусили, позвонили в гостиницу в Лосево и поехали дальше.
В 15-18 выезжаем из Кронштадта, пробег от дома 822 км.
Ехать по дамбе необычно - с обоих сторон вода. Хотя летом, конечно, красивее.
Возвращаемся на берег и вскоре проезжаем ЗСД. Очень узнаваемая дорога.
В 15-48 поворачиваем на трассу А-121 "Сортавала", пробег 864 км.
Эту трассу капитально отремонтировали и местами перестроили.
Крайний раз мы ездили здесь очень давно, ещё на Москвиче, и тогда это в основном была двухрядка. Теперь же - почти магистраль. И места вокруг очень красивые. В отличие от плоского юга Ленинградской области, здесь появляется рельеф. Да и вообще, Карельский перешеек не зря считается одним из самых красивых мест нашей страны.
Чем дальше отъезжаем от моря, тем заметно больше становится снега, и температура немного падает.
Наконец, в 16-39, доезжаем до Лосево, пробег 939 км. По мосту пересекаем знаменитую Лосевскую протоку.
Наша гостиница расположена на левой стороне, так что приходится проехать немного дальше и развернуться. Но в 16-36 мы уже паркуемся во дворе комплекса активного отдыха с интересным названием Угребись, пробег от дома 941 км.
Бронировал через Букинг. Номер у удобствами, телевизором и даже завтраком (правда, его мы так и не попробовали) обошёлся всего в 1800 рублей. И это с видом на реку, без него - 1600. Понятно, что никакой роскоши за эти деньги ждать не стоит. Маленькая комнатка под крышей. Но для того чтобы переночевать в дороге большего и не нужно. Вообще, Лосево очень известное место отдыха, и летом здесь скорее всего цены повыше. А зимой все эти развлечения не работают, людей намного меньше, и цены ниже.
Немного перекусили в номере и пошли гулять, пока не стемнело. Уже достаточно давно, лет 10 назад, мы были здесь проездом. Но толком ничего не видели. Теперь постараемся наверстать.
Здесь обалденная природа - озёра, леса. Но этим славится весь Карельский перешеек. А Лосево знаменито одноимённой протокой. Она соединяет два озера, являясь частью Вуоксы. А течение в ней такое, что она никогда не замерзает. По сути это один достаточно протяжённый порог. Вот и сейчас, несмотря на хороший мороз, этот бурный поток вовсю течёт. Кроме снега на берегах, об отрицательных температурах напоминает лишь наледь на торчащих из воды камнях.
И эта протока сделана людьми. Вообще вся эта гидросистема очень интересна. Постараюсь описать коротко, а интересующиеся найдут более подробную информацию сами.
Вуокса - это система рек и озёр, по которой вода из больших озёр юга Финляндии попадает в Ладогу. Объём воды протекает очень хороший. Раньше она текла через Приозёрск, и здесь река просто круто поворачивала на север. Озеро Суходольское по уровню было выше Вуоксы, а на этом месте был совсем небольшой ручей, который тёк в обратную сторону. Но это мы сейчас восторгаемся здешней природой и особенно озёрами. Финских крестьян в середине 19 века больше волновал дефицит сельскохозяйственных земель. И они старались, где возможно, эти озёра спустить, а освободившиеся плодородные земли засеять. Так произошло с озером Суходольским, которое расположено восточнее. Сейчас оно ниже уровнем, а тогда было выше. Прокопали канал в Ладогу, и вода быстренько утекла. На радовались они недолго. Поток уменьшился, и Ладога снова намыла перешеек, а уровень в озере стал расти. Люди поняли, что для того, чтобы вода постоянно текла в Ладогу, этот поток должен быть большим. Где взять воду? Так вот же она, рядом. Всего-то нужно сделать короткий канал в Кивиниеми (так тогда называлось Лосево). С этим возникли некоторые сложности - гранит оказался очень уж крепким. Но всё-таки они справились. Правда, от мыслей о судоходстве пришлось отказаться. Вместо канала получился длинный порог. Но получилось как получилось. После этого основной сток Вуоксы пошёл здесь, северная часть (через Приозёрск) сильно обмелела. Такой вот проект, не только советские учёные поворачивали реки. Сделано это очень давно, и теперь мы имеем красивую бурную реку и один из самых известных порогов у спортсменов-водников.
По берегу проложен небольшой туристический маршрут, стоят щиты с информацией.
Но мы смогли дойти только до автомобильного моста, дальше, к сожалению тропа была сильно занесена снегом.
А так маршрут продолжается до ж/д моста и дальше по берегу озера Суходольского, которое видно уже отсюда. Но, как говорится, - не сезон. По целине мы не пошли.
На заборе в нашем переулке висят большие плакаты со старыми фотографиями, в том числе и такая вот интересная карта.
Раз уж не получилось пройти до нижнего озера, решили погулять в другую сторону. Туда вдоль берега шла хорошо натоптанная тропа.
Здесь сплошные базы отдыха. Причём, совсем не дешёвые. Народ есть, но не очень много. Всё-таки, не сезон. Хотя, наверное основные массы подтянутся на следующий день, отмечать 23 февраля и большие праздники. А сейчас здесь ещё тихо. Порадовало, что заборы не уходят в воду, и вдоль берега можно спокойно идти, переходя с одной территории на другую.
За поворотом уже видно границы полыньи, то есть здесь течение достаточно для того, чтобы вода не замерзала, хотя с берега его особо не видно, ну а дальше уже просто замёрзшее озеро. Даже немного походили по льду.
Обратно вернулись примерно к семи вечера, и уже было почти темно.
Поужинать решили в кафе при нашей гостинице. Очень неплохо. Практически домашняя еда, большие порции. Обошлось рублей в 800. Узнали, что завтраки у них после девяти утра, а нам нужно уехать раньше, так что завтракать будем сами.
Вечером ещё раз вышел на берег. Мост красиво подсвечивается. А белый снег и бурлящая в - 15 река создают какую-то нереальную картину.
Очень захотелось приехать сюда летом. Попробовать пройти эту протоку. Или чтобы просто прокатили на рафте, фактически как мешок, от которого ничего не зависит. А может и на байдарке сможем?
С такими мыслями где-то к десяти вечера завалились спать.
День 2. 21 февраля. Лосево - Рускеала - Кондопога.
Сегодня нам нужно встретиться с нашими в Рускеале. У них выезд в 8, но путь не близкий. Нам поближе, да и двигаться мы должны побыстрее чем туристический автобус, но хотелось немного задержаться в Сортавале, так что выезжать решили примерно так же. Поэтому и пришлось пожертвовать "бесплатным" завтраком. Но, несмотря на то что кафе закрыто, и никого из персонала в гостинице ещё нет, внизу есть термопот и микроволновка, так что мы и позавтракали, и термоса в дорогу налили. В общем, обошлись.
Ночью неплохо подсыпало.
На машине был приличный слой снега, пришлось помахать щёткой. Заодно счистил и некоторое количество вчерашней дорожной грязи. Даже как-то неудобно перед хозяевами. Получается, что я всё это привёз им во двор.
В 8-15 выезжаем, пробег 941 км.
Трек.
В нашем переулке ещё никто не ездил, выезжали по целине глубиной сантиметров 10. Но и на трассе снега много. Нам снова немного пришлось проехать в обратную сторону до разворота.
Зато ещё два раза пересекли Лосевскую протоку. Кстати, именно в это время на мосту отключили подсветку.
В 8-21 выезжаем из Лосево, пробег от дома 945 км. "Почти магистраль" заканчивается как раз здесь. Дальше идёт двухрядка. Но очень хорошего качества. Хотя, дороги-то особо и не видно. Снега выпало много, и он продолжается.
Вскоре проезжаем указатель на остров Коневец, До этого поворота от Лосево 27 км.
Машин не много, но всё же иногда попадаются тихоходы. Приходится обгонять, и в эти моменты количество снега на дороге очень хорошо чувствуется. Кажется, что здесь или не чистили со вчерашнего дня или всё же прошли разок часов в шесть утра, но с тех пор хорошо подсыпало. Радует, что нет никаких реагентов. Хотя, возможно просто не успели.
В 8-56 въезжаем в Приозёрск., пробег 992 км.
Изначально планировали ненадолго зайти в крепость, но уже на месте передумали. Во-первых я не уверен, что она вообще работает в 9 утра, а во вторых именно в этот день подходы к ней ещё явно никто не чистил. На стоянке наша машина была единственной, а снега было по пороги. Во второй раз в жизни посмотрели издалека и поехали дальше.
В 9-20 пересекаем границу Карелии, пробег 1019 км. На въезде стояли какие-то непонятные люди в форме, некоторых останавливали, но нам махнули "проезжай". Точно не гаишники и не транспортники. Может пограничники? Так и не понял.
С первых километров Карелии стало понятно, что в Ленобласти дорогу всё-таки чистили, и возможно даже слегка посыпали. Здесь снега на трассе больше и он совсем белый. Ещё появился боковой ветер, которого раньше вроде не было. Он чувствуется на открытых местах, и кое-где на дороге образуются перемёты.
Природа меняется, скал становится намного больше.
Машин совсем мало. Поэтому все жмутся к середине, и на дороге образуется только одна хорошо прокатанная полоса. При разъездах приходится сбрасывать скорость и съезжать в более глубокий снег. Но всё же заметено не настолько, чтобы не понимать где край дороги. А вот если навстречу попадается лесовоз, который идёт свои 90, после разъезда с ним ещё несколько сотен метров едешь в плотной снежной пелене, в которой ничего не видно.
Несмотря на погоду, едем мы достаточно быстро. И мне такая дорога нравится. Ловлю себя на мысли, что испытываю какое-то особое удовольствие. Схожее с преодолением каких-то труднопроходимых участков, но всё-таки немного другое. Я очень люблю зиму. Люблю снег, мороз и такие дороги. К сожалению, не так уж часто в последние годы зима у нас бывает настоящей. Но в этом году с погодой всё сложилось как нужно. И в целом, и в этой поездке в частности.
А вот эти любители зимы вызывают особое уважение. Уж не знаю откуда и куда они идут, но судя по рюкзакам, это явно не однодневный поход. Только вот неправильно, что идут они по дороге. Хотя и понятно, что при такой глубине снега, здесь идти гораздо проще.
Ближе к Лахденпохье дорогу уже почистили.
Названия здесь сплошь финские. Кто сказал что в одном слове не бывает двух букв "й" подряд?
Лумиваара, Вялимяки, Ихала... Эти названия у любителей автоспорта ассоциируются с карельским ралли, которое проводится именно здесь. Дороги здесь соответствующие, и даже сама трасса "Сортавала" в этих местах напоминает об этом. Как же приятно ехать по такой дороге в такую погоду.
В 9-55 въезжаем в райцентр, пробег 1067 км.
Одна из местных достопримечательностей - развалины кирхи.
И указатель на музей в скале "Гора филина". Жаль, но в этот раз времени на него нет. В общем-то изначально было понятно, что очень многое придётся проехать. Надеюсь, когда-то всё это сложится в некую поездку.
А пока покидаем Лахденпохью.
Вот они знаменитые местные дороги. Закрученные и "трёхмерные". А ещё здесь иногда попадаются такие вот узкие проезды в скалах. Запомнил их когда ехал здесь в 2011. Думал расширили, но нет.
В паре мест видел как грузовики не могли заехать в подъёмы, хотя в этих местах было посыпано. Но движение очень маленькое, и разумеется никаких пробок здесь не было.
Немногочисленные деревни как будто спят.
В 10-21 начинается Сортавальский район, пробег 1091 км. Снег закончился, и иногда даже выглядывает солнце. За бортом примерно -15.
Какая же здесь красота, и как же нам повезло с погодой. Ведь в оттепель с дождём впечатления были бы совсем другими.
В 10-44 доехали до Сортавалы, пробег 1112 км.
Почти сразу после въезда заправились на Роснефти. Пробег 1113, время 10-50. Залил 32 литра по 47-30. Расход 9,6. Средняя конечно же упала, но только до 90.
Проезжаем до центра города.
Удивительно, но здесь сохранилось достаточно много финской застройки.
Город необычный, в нём ощущается финское прошлое. Он интересный и приятный.
Но нас в этой поездке, из-за недостатка времени, интересует здесь только одно - музей Кронида Гоголева.
Я давно хотел сюда попасть, очень жалел, что мы так и не побывали здесь в 2011, ведь были прямо тут, на соседней улице. Но в этот раз всё сложилось.
Можно осмотреть только первый этаж, где представлено большинство резных картин, но мы взяли билеты ещё и на второй, где выставлена графика (ведь работать по дереву художник начал не сразу, а уже в достаточно зрелом возрасте).
Так же на втором этаже представлены нехитрые в общем-то инструменты
и "сам процесс".
Но основная красота находится на первом этаже.
Это действительно поражает. Глубина резьбы, проработка мелких деталей вроде листьев или ряби на воде. Просто нереальные произведения.
Глубина такая, что много где присутствует "трёхмерность". Когда дерево или какая-то башня вырезана полностью, и за ней есть ещё что-то.
Ну а самое поразительное, на мой взгляд, - это лица. Люди просто живые. Они что-то рассказывают, смеются, грустят. Как можно этого добиться в достаточно мелких деревянных фигурках? Для этого действительно нужно быть великим художником.
В общем, я не заметил, как провёл здесь почти час. Это действительно уникальное место. Подобного я ещё никогда не видел, и в живую всё это выглядит совсем по другому. Рад, что наконец-то сюда попал.
После музея жена ещё успела забежать в несколько сувенирных магазинов и даже прикупить местных пирожков-калиток. После этого подъехали к пристани. Теперь здесь построено здание, на котором красуется совсем старое название этого города.
Летом 2011-го года отсюда мы отправлялись на Валаам. Сейчас, разумеется, никаких "Метеоров" здесь нет. Зато есть "подушки". Так в народе коротко называют СВП. Кстати, зимой на Валаам теперь возят именно на них. Да, теперь это более-менее реально.
В 11-56 трогаемся дальше, пробег 1116 км. По непроверенным данным нашей большой группе оставался где-то час езды, и мы решили не тянуть. Сортавала очень понравилась, давняя мечта посетить музей Гоголева осуществилась. А ещё распогодилось. И мы с отличным настроением покатили по улице застроенной старыми финскими домами и советскими пятиэтажками к северному выезду из города.
В 12-05 выезжаем из Сортавалы.
Уже писал выше, но всё-таки как же здесь красиво, и как же нам повезло с погодой. В голове крутится только одно - мы попали в зимнюю сказку.
В 12-16 поворачиваем на Вяртсиля, пробег 1127 км.
Дорога сразу поднимается в гору.
Особых гор здесь, конечно, нет, но и равнинной эту местность не назовёшь.
Эта дорога идёт к одному из погранпереходов. Помнится, здесь было очень много машин с финскими номерами, но сейчас встретили всего две. Теоретически граница не закрыта, но ограничений столько, что поток в обоих направлениях сократился почти до нуля. И переходы теперь работают только днём.
Заехали на Рускеальские водопады. Я по старой памяти думал, что здесь всё так же, как было 10 лет назад. Но цивилизация добралась и сюда - вход теперь платный. Но зато теперь здесь построили деревянные настилы и мостики, раньше были просто тропинки. Разумеется, вовсю идёт торговля сувенирами.
Я уже было хотел купить билеты, но тут нам позвонили, что первый автобус повернул на Вяртсиля. Мы подумали, что скоро они будут в Рускеале, и решили ехать туда. Правда, когда мы уже были там, нам снова позвонили и сказали, что заезжают на эти водопады. Делать нечего - вернулись.
Встретились с коллективом, дождались второй большой автобус с детьми. Все в сборе. Но в итоге по самой дорожке, куда вход платный, так никто и не пошёл. Пока все выгрузились, пока зашли в сувениры, пока сфоткались. В общем, экскурсоводы сказали, что уже нужно выдвигаться в Рускеалу, да и вообще зимой на этих водопадах не особо интересно. И зачем тогда завозили? Странно.
Наверное и правда, в такую погоду там почти всё замёрзшее. От входа можно бесплатно посмотреть на небольшую полынью, а летом-то здесь течёт хорошо. Наверное и остальные водопады в морозы примерно такие же.
Но в тёплое время года это место нужно посетить обязательно.
Все наши дети, родители и руководители снова долго грузились в автобусы (большой ещё и встал на дороге метрах в 100 от стоянки), и мы решили поехать в Рускеалу впереди них. Нашли место на стоянке поближе ко входу и уже там дождались всех.
Честно говоря, я думал, что раз уж детей везут по зимним дорогам за 300 км, то будет хотя бы экскурсия, надеялся даже на подземную. Но нет. Всем раздали карты, немного рассказали что здесь, как и почему. И после одного общего фото на фоне каньона отправили самостоятельно гулять небольшими группами. Это была ещё одна странность этой экскурсии, но возможно так было и задумано, а может здесь вообще не принято гулять группами по 60 человек. В итоге все разбрелись в разные стороны, пошли и мы. А может так и интереснее, постоянно где-то пересекаешься со знакомыми людьми. Но мне пришлось побегать, чтобы попытаться сфоткать их всех в разных местах.
Сам горный парк за 10 лет с прошлого нашего приезда изменился сильно. Появилось много нового. Даже заезд теперь с другой стороны. И там теперь просто огромная стоянка и домики-кассы.
Но центром этого парка по прежнему является большой мраморный каньон.
Разумеется, вода замёрзла. И везде стоят таблички, что на лёд выходить нельзя. Но откуда тогда следы? Оказывается здесь есть прорубь, и люди занимаются дайвингом.
В остальном сам каньон не изменился. Есть та же дорожка через одну из штолен, которая пересекается с вертикальным стволом. Но зимой всё это выглядит совершенно иначе.
Над каньоном теперь можно прокатиться на "тарзанке". Многие поехали, но наш сын сказал, что после того что было в Листвянке, это фигня, и 1000 рублей точно не стоит.
С западной стороны появились дорожки с деревянным настилом и хорошие площадки, нависающие над обрывом.
Так же появились площадки с видом на другую сторону. Это тоже карьер, но малый.
"Итальянский карьер". Со снегом это тоже выглядит совсем по другому.
"Рускеальский провал". По этим штольням теперь проходит маршрут "поздемная Рускеала". Стоит недёшево, и пишут, что попасть на эти экскурсии сложно, - нужно бронировать заранее, особенно в праздничные дни.
Насколько я помню, этого 10 лет назад не было. Провал и штольни конечно были, но дорожек здесь не было. Парк постоянно расширяется. И одно из самых интересных новшеств - железнодорожная станция.
Теперь сюда можно приехать на специальном экскурсионном поезде аж из самой Москвы, причём последние километры от Сортавалы он идёт на паровозной тяге. Вагоны отличаются от обычных, а работники одеты в старинную форму. К сожалению, я так и не увидел паровоз, именно в это время он уехал разворачиваться.
На станции многое сделано под старину, хотя и заметно, что особо над этим не заморачивались. Просто всё деревянное.
Но в одном месте в специальном очаге горит настоящий костёр. Пассажиры на платформе могут погреться. За ним - туалет. Не старинный, но очень цивильный.
За два часа я не успел пробежаться по всем дорожкам, но основное увидел. Нужно было возвращаться на стоянку. По пути заметил ещё одно интересное место - старые известковые печи. Пока это всё выглядит заброшенным, но через какое-то время там будет ещё один новый сектор парка.
Так что постараемся приехать через несколько лет. А зимой или летом? Это вопрос сложный. На мой взгляд, летом всё что связано с водой выглядит интереснее. С другой стороны, именно такой, настоящей зимой как сейчас здесь безумно красиво. В общем, желательно побывать и зимой и летом. А ещё мы так и не увидели одно очень интересное новшество - в темноте большой каньон красиво подсвечивается, и это, конечно, гораздо проще увидеть зимой, так как летом темнеет здесь ненадолго и вообще не всегда, а парк ночью не работает. Так что, на будущие приезды здесь ещё остались интересности.
К четырём часам все дети вернулись к автобусам, никто сильно не замёрз и не потерялся. Они ещё поедут в Сортавалу, ну а мы в 16-00 трогаемся в сторону Кондопоги, пробег 1161 км.
Возвращаемся на трассу "Сортавала" и поворачиваем налево.
Через несколько километров начинается самая красота. Дорога какое-то время идёт вдоль берега Ладоги. А северный берег этого озера сильно изрезанный. Здесь сплошные скалы, острова и заливы. Всё это называется Ладожскими шхерами.
Я запомнил эти места ещё с прошлого проезда в 2011 году, и посмотреть на них зимой было очень интересно. Хорошо, что успели по светлому.
Дальше дорога отходит от берега, и здесь уже только лес и снег.
И пейзаж за окном уже особо не меняется. Только в Ляскеля проехали интересный объект - электростанцию на реке Янисйоки. Это старая, ещё финская, ГЭС аж 1899 года постройки. К сожалению, не сфоткал.
В 17-01 проехали перекрёсток. Нелево Суоярви, направо Питкяранта и дальше дорога вдоль восточного побережья Ладоги на Олонец. Пробег 1235 км. Именно здесь мы выехали на эту дорогу в 2011 году. Получается, что дальше по этой трассе мы едем впревые.
Достаточно быстро стало темнеть.
В Пряжинском районе дорога местами стала похуже. Точнее - появились ремонты и сужения.
К шести вечера сумерки уже практически сменились темнотой, но всё же сфоткал на ходу часовню Рождества Богородицы в селе Маньга. В этой поездке деревянного зодчества мы особо не видели, да и к этой подъезжать было уже поздно, но хоть что-то.
В 18-27 в Пряже выехали на трассу "Кола", пробег 1369 км. Созвонились с хозяйкой квартиры, как она и просила - примерно за час. Здесь машин было побольше чем на А-121, но не так чтобы сильно. Петрозаводск в этот раз проехали мимо и в 19-27 уже въезжали в Кондопогу, пробег 1453 км. Мы немного переместились на северо-восток, но здесь заметно холоднее. Выезжали из Рускеалы в -15, а здесь уже -22.
Дом нашли быстро, в 19-35 припарковались у подъезда, пробег от дома 1461 км. Нас уже ждали.
Квартиру бронировал напрямую, найдя контакты на одном из сайтов. Двушка, но с одной закрытой комнатой. Очень чисто, свежий ремонт, вся необходимая техника. 1300 в сутки. Всё оказалось даже лучше чем на фото, и мы остались очень довольны жильём.
До центра и гостиницы, где жили наши, было совсем недалеко. Но в этот вечер они вернулись только в одиннадцатом часу, так что мы уже никуда не ходили. Легли спать пораньше, завтра же конкурс.
Этот день запомнился обалденными зимними дорогами и карельскими красотами. Мы попали в настоящую зимнюю сказку.
День 3. 22 февраля. Кондопога.
Подольше поспать в этой поездке не получается. Вот и в этот день встали примерно в 8 утра. Собрались и поехали к гостинице - нужно было помочь перевезти чемоданы с костюмами. Почти весь этот день провели во Дворце Искусств.
Хотя в одно место я всё же съездил. До недавнего времени это была главная достопримечательность Кондопоги. К сожалению, теперь приходится писать "была". В 2018 году знаменитая Успенская церковь сгорела. То что осталось теперь накрыто таким вот "домиком", рядом видны обгорелые брёвна.
Не могу себе простить, что проезжая по трассе совсем рядом, как минимум три раза (с 2000 до 2013), так и не нашёл времени заехать. Всё откладывал на потом. Не успел.
Всё-таки вставлю пару фотографий, чтобы понимать, что мы потеряли. Кроме того, что это был очень красивый храм, он, если я ничего не путаю, был и самым высоким - более сорока метров. Это примерно как девятиэтажка.
Фотографии не мои, просто нашёл в Яндекс-картинках.
Читал, что храм собираются восстанавливать. И это будет не просто постройка новодела, а научная реставрация с максимальным использованием уцелевшего материала. Вплоть до того, что из уже не годящихся в сруб обгорелых брёвен будут делать более мелкие детали - ничего не пропадёт. Но растянется это надолго. Надеюсь, мы ещё увидим восстановленный храм. Но пока вот так.
По дороге два раза пересекли незамерзающий канал ведущий к Кондопожской ГЭС. Течение приличное, на улице, кстати, -25.
И во всей красе разглядели местное градообразующее предприятие - Кондопожский Бумажный Комбинат. Именно благодаря ему этот город пребывает в достаточно хорошем состоянии. Особенно учитывая, что это небогатая Карелия, и то что Кондопога - моногород.
Город действительно выглядит ухоженным. Дороги нормальные, дома не разваливаются, а Дворец Искусств, где проходит наш конкурс, на порядок лучше многих московских и подмосковных домов культуры. Но фотографий города у меня почти нет, так как в основном он застроен обычными жилыми домами, и фоткать вроде как и нечего.
Вот ж/д вокзал.
Памятник-пушка, за ней вроде больница.
Дворец спорта и очень необычная вещь - карильон. Их в Кондопоге даже два - большой и малый. Даже и не знаю, где ещё есть что-то подобное. Некоторые склонны считать их чуть ли не главной достопримечательностью города. К сожалению, звона не слышали.
Торговый центр, куда же без них.
Ну и тот самый Дворец Искусств, капитально перестроенный из советского ДК. Очень красивое здание, внутри всё из мрамора. Отличные кабинеты, зимний сад, кафе. Удобные раздевалки, хорошее оборудование. А ещё здесь есть орган, даже два.
Но это фото не очень. Лучше с другой стороны, и тоже не моё.
Кроме нескольких кругов по городу (постоянно нужно кого-то отвезти в магазин, а с машиной я один), скатались ещё в Янишполе. Несколько родительниц всё же уговорили меня свозить из в рыбный магазин. Заодно заправился на трассе, так как в Кондопоге брендовых заправок нет.
Пробег 1482 км, от предвдущей заправки 370 км. Залил 35 литров по 47-60. "Бортовик" у меня во время утреннего холодного запуска сбросился (бывает такое, за все годы владения Дастером так и не понял с чем это связано), так что расход и средняя сейчас показывают несколько прогревов и короткие поездки. Цифры совсем страшные. 13,1 и 27 км/ч соответственно.
Ближе к вечеру появилось немного времени,и я решил прогуляться в сторону ГЭС.
Вид на залив красивый,
а вот саму электростанцию я так и не увидел. Тропа закончилась, а в глубокий снег в коротких ботинках я не полез. Видно только вытекающую воду и полынью в озере.
Вернулся обратно.
Вечер провели в гостинице с коллективом. В квартиру вернулись ближе к полуночи.
День 4. 23 февраля. Кондопога - Кивач - Александро-Свирский Монастырь - Дом.
Нормально выспаться снова не удалось. Кто-то услышал, что ночью будет -30. И хотя ни один из погодных сайтов не обещал больше -27, я всё же решил ночью машину прогреть. Не то что бы я сильно боялся не завестись, в это то утро завёлся нормально, но первое время слышал очень нехорошие звуки. Всё-таки -30 это уже предел для масел "5W ", и каждый такой пуск это сильный "стресс" для двигателя. Проснулся часа в 4 утра, спустился. Было -26. Машина за 4 часа полностью не остыла, завёл, дал минут 15 поработать и пошёл досыпать. В следующий раз завёл уже в 8. В общем, на таком морозе даже не полностью прогретый мотор без всяких дополнительных одеял за 4 часа не успевает остыть полностью. И наверное такая процедура оправдана. По крайней мере, мне не сильно тяжело один раз за ночь встать и выйти на улицу, чтобы облегчить машине жизнь. Хотя понятно, что существует куча "сигналок" с автозапуском, а в более свежих Дастерах это даже заводская опция, что гораздо лучше и надёжнее любых дополнительных систем.
Но что-то я отвлёкся.
В этот день у наших отъезд в 9-00, и мы договорились с хозяйкой на 8-30. Она не успела прийти, позвонила и сказала чтобы мы просто закрыли дверь. Такое доверие всегда очень приятно. Ещё раз напишу, что квартира оказалась просто отличной.
В 8-36 выехали из двора где останавливались, пробег 1516 км. Через несколько минут подъехали к гостинице. Все костюмы и прочий реквизит я загрузил ещё с вечера, и было уже под потолок, но ещё оставалось место в салоне, и нам всё-таки дали ещё несколько сумок-коробок, чтобы не тащиться с этим на поезде. В общем, если туда я ехал налегке, то на обратном пути свободными от груза оставались только передние сидения. Но нам не привыкать.
В 9-02 отъезжаем от гостиницы, пробег 1518 км
Трек.
и едем за автобусом с детьми. Курс на Кивач.
В такую погоду трасса "Кола" просто в отличном состоянии. Почищено, и в то же время совсем нет грязи.
В 9-25 повернули на Кивач, пробег 1543 км. Здесь уже дорога совсем зимняя.
И именно здесь бортовой термометр зафиксировал самую низкую температуру за всю поездку. Если в городе было -26, то в лесу на рассвете температура опустилась за -28, но до 30-ти так и не дошла.
Примерно такой дороги 8 км.
Упираемся в шлагбаум.
Помнится, раньше всех пускали на стоянку, а уже дальше по билетам. А совсем давно и билетов никаких не было. Но теперь дальше могут проезжать только экскурсионные автобусы, а частный транспорт остаётся на стоянке перед шлагбаумом. И ладно бы здесь был аншлаг, но в это время кроме нас здесь вообще никого не было, и такой порядок казался мягко говоря странным. Ну да ладно, пройти лишних 50 метров не так сложно. Купили билеты (по 200 рублей), дождались автобусы и все вместе пошли на экскурсию.
Сначала всех повели в музей природы, а по дороге рассказали про карельскую берёзу. Что интересно, в первый раз эту экскурсию на этом же месте я услышал в далёком 1999 году. С тех пор многое изменилось, и берёзы заметно выросли, но вот слова экскурсоводов практически не поменялись. А с другой стороны - что тут изменишь?
В музее природы было интересно, много рассказывали, и было заметно, что из-за сильных морозов часть того, что должны были рассказать на улице, перенесли сюда. Правда, музей маленький, и на 60 человек не рассчитан. Тесновато. Но сам по себе очень интересный. Много экспонатов, целые "живые уголки". Есть даже чучело лося. Разумеется, в натуральную величину.
Оттуда двинулись на сам водопад.
Честно говоря, я не думал что в такой мороз здесь вообще что-то будет течь. Но водопад полностью не замёрз, и его действительно можно назвать водопадом.
Разумеется, в дождливое лето этот водопад выглядит совсем иначе. Сейчас поток намного меньше. Но всё-таки он есть. И видны все ступени.
Вода течёт поверх льда. И, насколько я понимаю, этот лёд постоянно намерзает.
Я здесь в пятый раз. Все предыдущие были летом или ранней осенью. И никогда этот водопад не был одинаковым. От совсем слабого ручья в сухую погоду до мощного ревущего потока одним из дождливых лет. Теперь увидел его и таким.
Погода не сильно располагала к длительным прогулкам. Я много фотографировал и в тонких перчатках пальцы прилично замёрзли, так что еле смог нажать кнопку на ключе и застегнуть ботинки, когда переобувался в дорогу. Мороз всё-таки приличный, и влажность здесь выше чем у нас,хотя, конечно, и не сравнить с Питером. На улице мы провели примерно полчаса. После общего фото все потянулись к автобусам, и мы, попрощавшись, пошли к своей машине. У них ещё будет обед и только в 13-50 поезд из Петрозаводска, а мы уже сейчас трогаемся в обратный путь, время 10-35, пробег 1551 км.
Выезжаем на трассу, вскоре проезжаем поворот на Кондопогу.
В Янишполе ещё раз тормознули у рыбного магазина. Жена прикупили ещё чего-то и в 11-11 мы поехали дальше, пробег 1586 км. Я не большой любитель рыбы, точнее люблю далеко не всё. Но здесь есть именно то, что мне нравится, и то чего нигде больше не купить.
Суна течёт не только на водопаде Кивач. Под этим мостом, на удивление, тоже было заметно течение.
В 11-36 проезжаем поворот на Петрозаводск, пробег 1615 км. Все прошлые поездки в Карелию обязательно проходили через этот город, как правило с ночёвкой. Зато никогда не заезжали в Кондопогу. В этот раз получилось наоборот.
В 12-07 проезжаем поворот на трассу "Сортавала", откуда выехали позавчера, пробег 1661 км. Дорога остаётся сухой и практически чистой. Но температура поднимается - уже около двадцати.
Трасса "Кола", несмотря на свою двухрядность, славится высокой средней скоростью. Вот и сейчас мы движемся достаточно быстро. В районе часа дня проезжаем повороты на Олонец. Один, потом второй, пробег 1750-60 км.
В 2011 году мы поворачивали здесь и дальше ехали вдоль восточного берега Ладоги. Тоже красивая дорожка, и выездов к воде много.
В 13-05 проезжаем большой пост, пробег 1765 км. Так и не понял - работает он или нет. Никого не видно. Может закрыли?
В 13-11 начинается Ленинградская область, пробег 1775 км.
Ещё через 8 км сворачиваем в сторону Александро-Свирского монастыря.
Проезжаем несколько километров по очень красивой дороге и в 13-23 паркуемся на монастырской стоянке, пробег 1788 км.
Правильно он называется Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь. У этого монастыря чуть ли не с самого начала две обособленные территории - Троицкая и Преображенская. Что в прошлый раз, что в этот, мы так толком и не поняли - можно ли свободно попасть в Троицкую часть монастыря. Тропу мы видели, но при нас никто по ней не шёл. Зато в Преображенскую ведёт широкая дорога, и все со стоянки идут именно туда.
Вход в Преображенскую часть монастыря через надвратную Никольскую церковь.
Так выглядит Троицкая часть от входа в Преображенскую. Повторюсь, может быть туда тоже можно зайти, но никто туда не шёл, и решётка, насколько можно было разглядеть с дороги, была закрыта. Да и времени у нас особо не было.
Главная местная святыня - мощи Александра Свирского находятся в Преображенской части, в большом Преображенском соборе 17-го века.
А вот колокольня построена уже в начале 20-го.
Посетили храмы, немного прошлись по территории.
Разумеется, как и во многих подобных местах, здесь была тюрьма, психбольница, детский дом и даже техникум. Восстанавливать начали в конце прошлого века. Мы были в 2011 году. За эти 10 лет разница также заметна.
Места здесь очень красивые, комплекс расположен у большого озера Рощинского. На противоположном берегу виден один из скитов. Хотя, конечно, летом, когда озёра голубые, а лес зелёный, всё это выглядит намного интереснее.
Перед уходом зашли в лавку, где купили целый мешок вкуснейших пирогов (кстати, здесь продавались и карельские "калитки"), и побрели к машине. Хотя скорее не побрели, а пошли быстрым шагом. Погода была не особо приятной. Температура поднялась уже чуть ли не до -15, но из-за сильного ветра и - главное - влажности было холоднее чем утром на Киваче. Там было под 30, но тихо, а здесь вроде и теплее, но сильный ветер и влажность, которая буквально залезала под одежду. В общем, к машине мы вернулись быстро, немного перекусили и в 14-25 отправились дальше, пробег 1788 км. Теперь уже до дома. Всё-таки ехать ещё прилично, а завтра утром на работу.
Недалеко от монастыря, на берегу озера Долгое, заметили небольшую базу отдыха или мини-отель с отдельными домиками. На взгляд из машины очень неплохое место. А вообще здесь достаточно мест для ночёвки, видно, что люди сюда едут.
Ближе к выезду на трассу пересекаем железную дорогу. Прямо у дороги - деревянная платформа. Интересно, здесь такие везде или это для туристов, как в той же Рускеале.
Выезжаем на трассу и совсем скоро уже видим свирский мост.
В 14-42 пересекаем Свирь, пробег 1811 км. Покрытие на мосту в этот раз было достаточно ровным (раньше, помнится, здесь всегда были большие ямы), но все едут по нему достаточно медленно. Возможно, из-за стыков.
Сам мост достаточно интересен. Средняя часть у него подъёмная. Свирь - часть Волго-Балта, и в навигацию для прохода судов выше 15-ти метров часть моста поднимается, и тогда движение машин и поездов перекрывают. Но всё-таки большинство проходящих здесь судов не такие высокие, и поднимают мост не так уж часто.
Проезжаем поворот на Вытегру.
Но нам сейчас туда не надо, едем в сторону Питера. Дорога в хорошем состоянии, машин очень мало. Можно и притопить.
Но всегда надо быть внимательным - в одном месте на дорогу выскочила стая собак, пришлось оттормаживаться и объезжать. Собаки, похоже, совсем дикие, так как никакого жилья в радиусе нескольких километров точно не было. И стая была немаленькая. Наверное, встретиться с ними без машины было бы не особо приятно.
Тем временем наш коллектив уже давно выехал из Петрозаводска, но не на юг, а на запад. Сын позвонил из Суоярви. Я немного удивился. Оказывается, обратно они едут "хитрым" путём. Билетов на прямой и быстрый поезд не было, взяли что было. И этот интересный поезд Петрозаводск-Москва идёт кругом - вокруг Ладоги, через Сортавалу и даже через Выборг. Они только в час ночи будут в Питере, а в Москву приедут утром. Так что туда они ехали 10 часов, а обратно 20. Такой вот необычный маршрут у этого поезда. Есть возможность выспаться.
Ну а мы едем никуда не заезжая, по самой короткой дороге. В Паше заправились на Роснефти. Пробег 1871 км, от предыдущей заправки 389 км. Время 15-19. Залил 44 литра по 46-50. Расход немного упал до 11,8. Средняя поднялась до 52.
Пересекаем Пашу.
С юга в Ладогу впадает много больших рек.
В 16-00 проезжаем поворот на А-114, пробег 1926 км.
Сразу за ним - мост через Волхов.
А после него поворачиваем на город Волхов. Время 16-02, пробег 1927 км. Эта дорога связывает расходящиеся от Питера трассы "Кола" и М10 и позволяет прилично сократить, хотя некоторые ездят через А-120 или даже КАД, считая что покрытие здесь не очень, и сама дорога медленная.
Но я уверен, что по времени здесь точно быстрее. Хотя соглашусь, что дорога уже и покрытие здесь похуже. К тому же сейчас она не так хорошо почищена, и начинающаяся метель быстро добавляет снега.
А ещё на этой трассе расположено много интересного. Конечно же, Старая Ладога.
В этот раз проехали не останавливаясь, но заметил, что с момента нашего последнего посещения здесь что-то изменилось. Нужно будет как-нибудь съездить летом.
Дорога идёт вдоль Волхова, иногда достаточно близко к берегу.
Большой мост у города Волхов.
В 16-22 проезжаем Волховскую ГЭС, пробег 1948 км.
Её неплохо видно прямо с дороги. Конечно, по современным меркам она маленькая, особенно после того что мы видели летом в Сибири, но это одна из первых советских электростанций, проект которой был разработан ещё до революции.
Достаточно часто попадаются населённые пункты. Деревни практически пустые, особенно зимой, но камеры стоят.
Факелы Киришского НПЗ видны издалека.
А уже за несколько километров до города этот гигант виден во всей красе. Трубы, дымы. Но бензин нужен всем.
В 17-04 проезжаем по окраине Киришей, пробег 2008 км. Город в основном расположен на другом берегу. Здесь поворачиваем направо, трасса немного отходит от Волхова.
Далее до М10 дорога заметно лучше.
Вскоре пересекли границу и въехали в Новгородскую область. Время 17-17, пробег 2031 км.
В 17-31 в Зуево выезжаем на старую "ленинградку", пробег 2051 км. Ничего плохого про эту срезку сказать не могу. Нормальная дорога - 124 км за полтора часа достаточно спокойной езды. В общем-то, я всегда считал её нормальной пока в этой поездке один человек не пытался доказать мне обратное.
Старая знакомая М10. Здесь ничего нового.
Хотя попалось несколько ремонтов, которые сильно ограничивают скорость. И это на пустой трассе.
Перед "платкой" решил заправиться. Заехал после Спасской Полисти на Газпромнефть. Время 18-04, пробег 2085 км, от предыдущей заправки всего 214 км. Залил 21 литр по 47-65. Средняя поднялась до 60, но расход сильно не опустился - 11,3. Да уж, короткие поездки, прогревы и просто стоянка с работающим двигателем настолько сильно ухудшают эти показатели, что потом за 500 км нормального движения они так и не приходят в норму.
Пока заправлялся и мыл фары снова прочувствовал местную погоду. Всего -12, но ветер и влажность. И по ощущениям это намного холоднее "сухих" двадцати.
В 18-17 выезжаем на М11, пробег 2100.
Снова пустая дорога, снова телепорт. Поначалу был небольшой снег, но дальше он прекратился и трасса была совсем чистой. На обратном пути я ехал немного быстрее.
Совсем стемнело и больше уже не снимал.
В 19-32 началась Тверская область, пробег 2259 км. Я начинаю привыкать к этой трассе, и если в первые разы это казалось чем-то нереальным, то сейчас уже так не удивляешься.
В 21-03 "платка" кончилась и мы вернулись на М10, пробег 2444 км.
Перед Тверью заправился на Роснефти. Время 21-22, пробег 2452 км, от предыдущей заправки 365 км. Залил 45 литров по 46-00. Средняя 74, расход 11,9. Это ещё с первого дня в Кондопоге, от неожиданного сброса БК. А вот средняя по М11 получилась 125, но и расход больше 12-ти. Ехал 130-140 по спидометру. И если уж летом Дастер при таких скоростях вываливается за "десятку", то в морозы, да на зимних лаптях, расход выходит ещё выше.
Кстати, здесь уже было -20, но воспринимались они гораздо мягче.
В 21-33 вернулись на свой берег Волги, пробег 2467 км.
Бесплатный кусок проскочили свободно и спокойно. Даже кажется, что он как-то кстати. Здесь можно спокойно заправиться, немного сменить темп движения, отдохнуть от монотонности М11.
В 21-55 снова выехали на платный участок, пробег 2501 км.
В 22-14 вернулись в Московскую область, пробег 2540 км.
В 22-43 после Солнечногорска вернулись на бесплатную дорогу, пробег 2593 км.
Да, в этот раз нам пришлось немного потолкаться в районе поворота на Шереметьево, но в 23-20 мы уже были на МКАД, пробег 2623 км. В общем, и в этот раз мы потратили не более 15-ти лишних минут, и 500 рублей они не стоят. А за всю М11 в этот день отдали 944 рубля.
Уже перед самым домом попали в пробку не "бетонке". Я подумал, что в полночь затора не будет, но после того как руководство полностью запретило движение грузовиков по МКАД, А-107 в нашем районе стоит всегда. Они отчитались, что перевели всех на ЦКАД, только вот ЦКАД у нас пока не достроен. Пришлось разворачиваться и объезжать.
К дому подъехали в 0-20, общий пробег за поездку получился 2719 км. Учитывая заезд в монастырь, дорога от Петрозаводска уложилась в 12 часов. Очень неплохо. Родной двор встретил нас морозом за 20, но насколько же у нас комфортнее чем в Питере.
Подводя итоги, хочется сказать, что нам очень повезло с погодой. Мы попали в настоящую зимнюю сказку, проехали по чистым зимним дорогам, увидели очень красивую природу. Побывали в местах, которые когда-то давно проехали мимо. И очень хорошо, что коллектив нашего сына всё-таки поехал на этот конкурс. Наверное, без этого мы бы не собрались. А так получилась отличная поездка. И пусть мы многое проскочили, впечатлений всё-равно набрались, и на будущее кое-что приметили. Всё-таки, даже из нашей настоящей зимы очень неплохо выбираться на север. И кстати, от Кондопоги до Мурманска уже ближе чем до дома - каких-то 900 км. Ну это так, на будущее.
А вот традиционной фотографии сувениров в этот раз не будет. Забыл сфоткать. Придётся ехать ещё.
Можно разместить этот отчет в социальных сетях. Таким образом Вы помогаете популяризации сайта.