Россия: города, достопримечательности

Откуда: Подольск Когда: 02/2021

По маршруту: Кронштадт, Лосево, Сортавала, Рускеала, Кондопога, Старая Слобода

Рейтинг отчета: 13

Автор:

Короткая поездка в Карелию зимой.

Эта поездка заранее не планировалась. Зима в этом году выдалась отличной, и наслаждаться природой, лыжами и прочими зимними развлечениями можно было не уезжая далеко от дома. Но получилось так, что коллектив, в котором занимается наш сын, собрался на конкурс в город Кондопогу. Набиралась большая группа - дети, руководители, родители. У них там кроме собственно конкурса намечалась большая культурно-познавательная программа. Недолго подумав, мы тоже решили поехать посмотреть конкурс, а заодно устроить себе небольшое путешествие со своей программой, кое-где встречаясь со всеми. Окончательно всё решилось недели за две.
Маршрут получился такой. Первый день - уехать за Питер, во второй встретиться с нашими в Рускеале и доехать до Кондопоги, третий - собственно конкурс, ну и четвёртый - дорога домой. По возможности по дороге посмотреть что-то интересное. Понимал, что многое придётся просто проехать. Но и сама дорога по тем местам обещала быть интересной.
Как обычно,  всё жильё я забронировал заранее. Почитал про места где будем, наметил возможные остановки. Но никакой особой подготовки к этой поездке не было. 
Правда, машинка подкинула сюрприз, точнее - я сам себе его подкинул. Дело в том, что на работу я езжу на другой машине, а Дастер использую для более дальних поездок. Стараюсь раз в неделю его "выгуливать" - на работу в Москву скатаюсь или с семьёй куда-нибудь в выходной, но в основном стоит в гараже, бывает и по десять дней стоит. И вот за день до отъезда решил на нём поехать на работу, а аккумулятор "сел". Быстро понял, что я забыл выключить инвертор, и он за неделю высосал уже далеко не новую батарею. В общем-то, ничего страшного, зарядил, но учитывая морозы, решил всё-таки взять с собой второй аккумулятор. А ещё, взял канистру с бензином. Опять же, морозы, М11, да и вообще - багажник пустой, пусть будет. Сразу скажу, что ничего из этого не пригодилось, и мы легко и с удовольствием нарисовали на карте такую вот фигуру.

ACtC-3fBU3wwPglVIZhfGbTkH8j2yowzIBlWlGAD

Ну а теперь более подробно.

День 1. 20 февраля. Дом - Кронштадт - Лосево.

Сын уехал ещё вечером предыдущего дня - у них ночной поезд до Петрозаводска, ну а мы решили немного поспать после рабочего дня и выехать как обычно с утра пораньше.

В 5-32 выезжаем из двора. 

Трек. 

ACtC-3dVFUTPZ-OhVce4yKxA_OFIOFVF_3K-w9BO

На улице около -20, дороги сухие и чистые. Сегодня суббота, но для большинства людей это рабочий день перед тремя выходными. Пока машин не много. Быстро доезжаем до Москвы, проскакиваем по МКАД, и в 6-25 уходим на М10, пробег 77 км. Навстречу уже пробки, но мы едем свободно. Я уже неоднократно писал, что принципиально не пользуюсь первым участком трассы Нева из-за непомерной жадности его владельцев. До первого пересечения с М11 перед Солнечногорском доезжаем за полчаса. Возможно, мы потратили лишних 10 минут, но 500 рублей они точно не стоят.
В 6-58 выезжаем на М11, пробег 117 км. Дальше мчим по "платке".
В 7-24 въезжаем в Тверскую область, пробег от дома 170 км.
Трасса пустая. Сухая и чистая.

ACtC-3fUw_H86pp5Lx9G3TS9Nu_uQ15tVzw8vSPv

Нового обхода Твери пока так и не построили, так что в 7-44 возвращаемся на старую "ленинградку", пробег 209 км. В морозном воздухе лучи восходящего солнца образуют гало.

ACtC-3ejO2Q_-hvLk5fzXF4pF2i99D3X96878FFE

В 7-51 уходим на тверскую объездную, пробег 220 км.

ACtC-3erS-t7qbbjiO7HwWXdoGaXoVL5TjujiNGt

ACtC-3cpLSi6nV72hiwx_G5siHPcKzloALkC7axL

В 8-05 пересекаем Волгу, пробег 243 км. Разумеется, она покрыта льдом. А вот прошлой ненормальной зимой льда здесь не было.

ACtC-3eFNo1T0_eIpzo1yGzsrT3V5lE0vXyZuN7D

После Твери ещё небольшой кусок проезжаем по М10.

ACtC-3e2ALASGZYZO6t0qHE5rECCxt-xL5djeGLs

Даже немного дальше первого поворота на М11. Там есть заправка Роснефть, где я обычно заправляюсь перед самым выездом на платную дорогу.
Заправились в 8-30, пробег 271 км. Залил почти 29 литров по 46-00. Расход от дома получился 9,6 , средняя 95,5 .
Примерно в это время наши уже были в Петрозаводске. У них сразу начинались экскурсии, но особо по улицам их решили не водить, так как там было -25. Здесь уже было меньше двадцати, а самое холодное место было где-то в районе Солнечногорска, там градусник показывал -23.
В 8-35 выезжаем на М11, пробег 277 км. Этот выезд всего на несколько километров дальше первого.

ACtC-3eZxc0Y-cLwv466i3hFfI6heILkl0od9ylD

Дальше писать особо нечего. Телепорт. Едешь и едешь. Скажу лишь, что новых заправок так и не появилось. Наоборот - если не ошибаюсь, одну контейнерную даже убрали. Но машин очень мало. И в отличие от прошлых новогодних выходных, очередей на существующих заправках не было.

ACtC-3eLFOtYWohJiImr2G2oR47NF_9cxRIOarLu

В 10-05 началась Новгородская область, пробег 452 км.

ACtC-3eAZ23eIFyFh0IKfCA65aqGFB1xqdR6IiHD

В эти края мы ездили летом для сплава по Мсте, а вот дальше по этой трассе ездили только год назад.

ACtC-3erED7evsw9-wDrmkJMsepK71NSlK_GlN66

В 11-25 в очередной раз пересекаемся со старой трассой, пробег от дома 611 км. Здесь мы выедем на обратном пути, а пока продолжаем ехать прямо. Температура продолжает подниматься, уже -13, и видно что здесь был небольшой снег. Дорога уже не сухая, и иногда приходится пользоваться омывателем.

ACtC-3dLuwbseR-lgOhkgfprexM3MDA0NiFZ9aVV

Дальше снега становится больше, дорога грязнее. На этом участке ещё ведутся какие-то работы. Но предупреждают об этом сильно заранее, всё хорошо огорожено и обозначено, почти как в "европах".  А из-за малого количества машин нет даже намёка на пробки.

ACtC-3eZPEkgnOPjyG-nnTUe5JoCm4BAOWJ3B_Kp

В 11-39 въезжаем в Ленинградскую область, пробег 638 км.

ACtC-3dQjdySvtyX9Ydk0w97otKjN6jzYTWQXjXe

Дорога становится ещё грязнее. Реагентов не жалеют. И почему у нас так любят разводить грязь вместо того чтобы просто почистить снег? Видимо, это намного выгоднее.

ACtC-3dcai5l7jRelb1K5aNhfiE9faFeFEX8T_4k

Где-то в этом месте видели последствия аварии. В левом ряду стоял сильно битый "мерс", а метрах в двухстах впереди него - фура, которую он догнал. Пустая дорога расслабляет, и вот один летит под 200, наплевав на любой здравый смысл, а другой перестраивается в левый ряд на своих 90, то ли не глядя в зеркало, но более вероятно просто не осознавая того, что те фары, которые еле видны далеко сзади, при такой разнице скоростей через пару секунд окажутся у него под прицепом. И кто из них больше виноват?
Ближе к Питеру распогодилось, даже стало выглядывать солнце. Потеплело до -10. Но видимо перед этим здесь шёл приличный снег, так что дорога оставалась грязной.
В 12-43 заправились на Газпромнефти перед окончанием платного участка, пробег 731 км, от предыдущей заправки 460 км. Залил почти 43 литра по 48-60. Кстати, давно заметил, что бензин на этой трассе дороже. Расход поднялся до 9,8. Я ожидал даже большего (и позже эти ожидания оправдались). Но и средняя по БК аж 107.
И как же приятно было видеть свободную заправку на М11 после того что было здесь в прошлом году.

ACtC-3dnD6QN0-tUZZwD18XPf2P9ASwqdHtPP3Nm

В 12-52 проехали шлагбаум, платный участок закончился, пробег 746 км. Сегодня мы заплатили Автодору 1160 рублей. Пожалуй, это справедливая цена. Выехали как обычно, и в час дня уже в Питере. Наверное оно того стоит.
В 12-56 выезжаем на КАД, пробег 752 км.

ACtC-3dSaDd7j4ay3xABdDcNheDNI0NNktkde5_2

Ехать нам в Лосево, это не так далеко от северной столицы. И уже в районе Новгорода стало понятно, что у нас появляется "лишнее" время, и нужно бы куда-то заехать. В центр Питера почему-то не хотелось. Стали рассматривать варианты посетить что-то на Карельском перешейке, но на ходу так ничего и не придумали, и не "нагуглили". Была даже совсем уж шальная мысль про остров Коневец, но быстро поняли, что максимум что мы увидим, так это очертания острова вдали, и то, если позволит погода. Туда возят и зимой, но об этом нужно договариваться заранее. Маловероятно что кто-то будет сидеть и ждать нас на берегу со снегоходом. Наконец, я вспомнил про Кронштадт. На том и порешили. 
Поэтому и на КАД мы повернули налево, в сторону залива. Южная часть питерской кольцевой оказалась совсем уж залитой грязной жижей. Отмытые совсем недавно, на заправке, стёкла и зеркала за несколько километров снова затянуло. Дальше дорога стала посуше. Позабавил этот указатель. Видимо, для тех кто не знает что такое Петергоф, написали просто - фонтаны.

ACtC-3c3sbaFpmZtvQb0kgCZafHT5dNiIrWYvYx2

Вскоре начинается дамба. С обоих сторон от дороги - Финский залив. Зима нормальная, лёд хороший, так что рыбаков очень много. Хотя, эти люди выходят на любой лёд.

ACtC-3eZemlfIUdMwN-Swx_qWzM6_wpDMzQhKRvh

На многих островах здесь расположены форты. Летом возят экскурсии на катерах и небольших теплоходах. И мы всё собираемся когда-то на такую попасть. А интересно - зимой по льду можно попасть в эти форты, или в холодное время года всё это не работает?

ACtC-3e5LfdFrT79yzeMhBDUR01fA32uRc5hAqxf

Часть дороги проходит в тоннеле, как раз под фарватером.

ACtC-3d-Ybdiy5nglSsKcyfehrpnYTdnF3h-Kejd

А выныривает уже на острове Котлин, где расположен город Кронштадт, куда мы в 13-30 и сворачиваем, пробег от дома 809 км. Всё-таки, с появлением новой дороги северо-запад стал доступнее. Честно говоря, я не помню чтобы мы так быстро добирались до Питера. 8 часов. И это даже не до Питера, а до Кронштадта. При том, что я нигде не ехал больше 130, а в основном весь платный участок держал 120-125 (по спидометру, на самом деле меньше). 
Проезжаем через город 

ACtC-3cAcY9Mt8yHOFuNUiATjsae27cAax0__LfQ

ACtC-3d5wvhkis2ZYFiFMZnPDKYMtFT-hZ67wHdg

и паркуемся у Итальянского пруда.

ACtC-3cnFrsNGYBPamTNpykg9qV1jFI3Ai_umWbH

Здесь можно достаточно близко посмотреть на настоящие военные корабли.

ACtC-3dm8Mxi1To5fuVgzQ6wT5M2p-ODs9jSUTj7

Переходим Петровский канал

ACtC-3cM0FfOp271xzaHWRp4rCyzD-QbZfaGjF-W

и наискосок через парк выходим на пристань. Видно, что корабли стоят здесь не всю зиму, судя по поломанному льду, здесь регулярно что-то движется. 

ACtC-3dXMk1DC9UW1v4QGdKguL5znpFTFKd_OA-c

Долго на причале задерживаться не стали. Зима в Питере ощущается совсем по другому. Из-за влажности всегда кажется, что мороз в два-три раза сильнее. Эта влажность буквально залезает под одежду, делая длительные прогулки не комфортными, а стоять на месте совсем не хочется. Конечно, местные давно к этому привыкли и наверное уже не замечают, но нам было очень заметно, насколько наши утренние -20 мягче здешних -8. Так что сделав несколько кадров, мы побрели обратно к тёплой машине.
В центре парка расположен памятник Петру первому.

ACtC-3dd-axWhwG9epl4Nl7JLvK1OebPXpciksT8

На обратном пути посмотрели ещё на Петровский док,

ACtC-3cURcIqFt9_hXuTj87DD490iFkIoEecfpaZ

ACtC-3eIA4HLOUKeIv9tp49NXLJQ7p_14HSFS1Al

к которому и ведёт одноимённый канал. 

ACtC-3cVrpVnbWoQ_GfwJeQCJtEue88NUxcJNbyU

Мы уже были здесь несколько раз. Но обновить впечатления было интересно, тем более, что все предыдущие посещения приходились на тёплое время года. Вообще, Кронштадт производит какое-то не очень хорошее впечатление. Дело не в самом городе, а в его состоянии. Конечно, я сейчас точно не вспомню как выглядело то или иное здание несколько лет назад, но мне почему-то показалось, что разрухи стало больше. Что-то отремонтировано, но разваливающегося очень много. Возможно, раньше я этого не замечал. Но в этот раз проваленная крыша, обвалившиеся фасады и разбитые стёкла в зданиях выходящих на центральные улицы просто бросились в глаза.

ACtC-3dK_i8VItKG75KQgeAkrhD3H-vAziq_aceg

Да, в городе немало нормальных красивых домов,

ACtC-3d2Mbww5DLqAkrbj7pojRXkrkap5FuVqXuW

 но разрухи очень много, слишком много для такого известного исторического города, да ещё и расположенного не где-то на задворках империи, а прямо под боком у второй столицы.
У этого города очень интересная и своеобразная планировка. Здесь много каналов, а центр это вообще отдельный остров, со всех сторон окружённый водой. Значительную часть территории занимают военные, Кронштадт это не музей, а действующая база флота. Так что далеко не везде можно попасть. Но город интересный и во многом уникальный, ещё бы подремонтировали.

ACtC-3dD0_e-bgetHiaa63cQKFvqSo71yYtT7XdN

Покрутившись по улицам, паркуемся у Якорной площади.

ACtC-3f_mLv7PD-9SvRkVlBfPlC4Z7RFQ3dIhzGF

Здесь расположена самая большая городская достопримечательность - Морской собор. Огромный храм в византийском стиле возвышается над островом. Его купол неплохо виден даже из Петергофа.  Был восстановлен не так уж давно. По крайней мере, в первые наши приезды сюда мы видели, как это происходило.

ACtC-3eUvSllI24R8OT02W1xDtpKI5xjoL0YEnsj

Внутри очень большое свободное пространство, много воздуха, необычный каменно-мозаичный иконостас.

ACtC-3c3nP-H9QnceeSiX_pi1OKlgJq-yKc8Yw5a

Мозаики вообще много. В целом выглядит всё это не только богато, но и очень красиво.

ACtC-3f1umybto7FT7RjZ3HU_IcqIHRbIOm5HkEJ

Также здесь очень красивые витражи.

ACtC-3fWgGJtFJRVTYlnb9LBWSvBr2B4D-Is8JXW

ACtC-3fJdTRqTl4E2kbh9WAqCsUruyezY7pf9dT4

Этот храм строился как памятник погибшим морякам. И по периметру расположены каменные плиты с такими вот надписями.

ACtC-3cQ6Nkty55aWRWmviBEUFef028Enb9zRp0N

Начиная с конца 17 века и почти до революции. 

ACtC-3dWYxLMPu6dZVaGeEgTVTUMCEGkBmZASFUB

Почитать интересно, но я никогда не мог осилить больше 3-4 плит. И дело не только в постоянном недостатке времени. Это достаточно тяжёлая информация, и в больших количествах она уже не воспринимается организмом.
Это не только храм-памятник, но и храм-музей. Здесь есть небольшая экспозиция, рассказывающая о военных кораблях и других военно-морских храмах. Также ближе к выходу стоит такая вот трёхметровая модель подлодки.

ACtC-3fwHJKaGfVt4ESD1erTMo-2CLVHbIcUO7C4

После этого обошли храм вокруг, дошли до памятника адмиралу Макарову. Мощный памятник, запоминающийся.

ACtC-3d5FgPbfn2h-IynCI8RBKwkoRwBaYUTyrDi

И через Якорную площадь вернулись к машине. Храм и вся прилегающая территория безусловно самое ухоженное место в городе. Неплохо бы и остальное подтянуть до этого уровня.

ACtC-3eCbUsvHNMqbP8RCF4AddKc9mtxwgv1BWTE

Напоследок ещё подъехали к новому парку в юго-западной части города. Называется он "Остров фортов". Гулять уже не пошли. Погода не благоприятствовала, и, насколько я понял, зимой там делать особо нечего. Но в тёплое время года, думаю, будет интересное место. Тем более, что он соединён дамбой с одним из фортов, а немного дальше строится военно-морской музей. Что здесь получится в итоге, пока неизвестно, но решил написать про это место. Кто-то немного позже здесь побывает и всё подробно опишет.
Здесь же немного перекусили, позвонили в гостиницу в Лосево и поехали дальше.
В 15-18 выезжаем из Кронштадта, пробег от дома 822 км.

ACtC-3fBBPizQ6gffsr3LmDTeg2nOCwR78NrO9o0

Ехать по дамбе необычно - с обоих сторон вода. Хотя летом, конечно, красивее.

ACtC-3evES4ZIV0S3PNj4ruAb8wiIoCJgWmgTVZl

Возвращаемся на берег и вскоре проезжаем ЗСД. Очень узнаваемая дорога.

ACtC-3dPllhBggUCeeWJXvdNwJoVZIpzV4bjaKKe

В 15-48 поворачиваем на трассу А-121 "Сортавала", пробег 864 км.

ACtC-3e_oh9Q8IiiBvMmffi9lplRxRRb2VgyAkgZ

Эту трассу капитально отремонтировали и местами перестроили.

ACtC-3ewvh6Nmq6llqmRdMOIlP_bS1UpxevGkHA6

Крайний раз мы ездили здесь очень давно, ещё на Москвиче, и тогда это в основном была двухрядка. Теперь же - почти магистраль. И места вокруг очень красивые. В отличие от плоского юга Ленинградской области, здесь появляется рельеф. Да и вообще, Карельский перешеек не зря считается одним из самых красивых мест нашей страны.

ACtC-3drl39X2GML9LejsOHsPl6mL4WOKrmH2mX9

Чем дальше отъезжаем от моря, тем заметно больше становится снега, и температура немного падает.

ACtC-3cFV22HEWNhg70utvpWZ3339wxA0Qa_FRI5

Наконец, в 16-39, доезжаем до Лосево, пробег 939 км. По мосту пересекаем знаменитую Лосевскую протоку.

ACtC-3dBoSmP7FXx-CjU2KVU19sJpFKPZSlVT8Ob

Наша гостиница расположена на левой стороне, так что приходится проехать немного дальше и развернуться. Но в 16-36 мы уже паркуемся во дворе комплекса активного отдыха с интересным названием Угребись, пробег от дома 941 км.

ACtC-3faOmijCFLCWv2Fl0UUNW0mNLjoSRlsIS_h

Бронировал через Букинг. Номер у удобствами, телевизором и даже завтраком (правда, его мы так и не попробовали) обошёлся всего в 1800 рублей. И это с видом на реку, без него - 1600. Понятно, что никакой роскоши за эти деньги ждать не стоит. Маленькая комнатка под крышей. Но для того чтобы переночевать в дороге большего и не нужно. Вообще, Лосево очень известное место отдыха, и летом здесь скорее всего цены повыше. А зимой все эти развлечения не работают, людей намного меньше, и цены ниже.

ACtC-3fvVCXyjRuyFyCFH93BiXB-CFlkrLjOFYtw

Немного перекусили в номере и пошли гулять, пока не стемнело. Уже достаточно давно, лет 10 назад, мы были здесь проездом. Но толком ничего не видели. Теперь постараемся наверстать.
Здесь обалденная природа - озёра, леса. Но этим славится весь Карельский перешеек. А Лосево знаменито одноимённой протокой. Она соединяет два озера, являясь частью Вуоксы. А течение в ней такое, что она никогда не замерзает. По сути это один достаточно протяжённый порог. Вот и сейчас, несмотря на хороший мороз, этот бурный поток вовсю течёт. Кроме снега на берегах, об отрицательных температурах напоминает лишь наледь на торчащих из воды камнях.

ACtC-3f5mZB3l7Wz1cp_NqOhpaOlIcRntaAioOpX

ACtC-3ey_2OvAZRYdGuaqEkCtrOU4g4hNf38kfKU

И эта протока сделана людьми. Вообще вся эта гидросистема очень интересна. Постараюсь описать коротко, а интересующиеся найдут более подробную информацию сами.
Вуокса - это система рек и озёр, по которой вода из больших озёр юга Финляндии попадает в Ладогу. Объём воды протекает очень хороший. Раньше она текла через Приозёрск, и здесь река просто круто поворачивала на север. Озеро Суходольское по уровню было выше Вуоксы, а на этом месте был совсем небольшой ручей, который тёк в обратную сторону. Но это мы сейчас восторгаемся здешней природой и особенно озёрами. Финских крестьян в середине 19 века больше волновал дефицит сельскохозяйственных земель. И они старались, где возможно, эти озёра спустить, а освободившиеся плодородные земли засеять. Так произошло с озером Суходольским, которое расположено восточнее. Сейчас оно ниже уровнем, а тогда было выше. Прокопали канал в Ладогу, и вода быстренько утекла. На радовались они недолго. Поток уменьшился, и Ладога снова намыла перешеек, а уровень в озере стал расти. Люди поняли, что для того, чтобы вода постоянно текла в Ладогу, этот поток должен быть большим. Где взять воду? Так вот же она, рядом. Всего-то нужно сделать короткий канал в Кивиниеми (так тогда называлось Лосево). С этим возникли некоторые сложности - гранит оказался очень уж крепким. Но всё-таки они справились. Правда, от мыслей о судоходстве пришлось отказаться. Вместо канала получился длинный порог. Но получилось как получилось. После этого основной сток Вуоксы пошёл здесь, северная часть (через Приозёрск) сильно обмелела. Такой вот проект, не только советские учёные поворачивали реки. Сделано это очень давно, и теперь мы имеем красивую бурную реку и один из самых известных порогов у спортсменов-водников. 

ACtC-3dJcT8wTs_ny9I1pz5cfFxjvg2QZCCF8lW1

По берегу проложен небольшой туристический маршрут, стоят щиты с информацией.

ACtC-3ewlDoLcftcPY9PqXmhiHEWjCLMdxUP7KfW

Но мы смогли дойти только до автомобильного моста, дальше, к сожалению тропа была сильно занесена снегом.

ACtC-3ffiTNdkUjFnS4JyNhDara3XCDHxtzC0E3r

А так маршрут продолжается до ж/д моста и дальше по берегу озера Суходольского, которое видно уже отсюда. Но, как говорится, - не сезон. По целине мы не пошли.

ACtC-3cLDTJx2oX_vddP-SLF5W9d9t62xaT8SQR-

На заборе в нашем переулке висят большие плакаты со старыми фотографиями, в том числе и такая вот интересная карта.

ACtC-3dLAJtqXLByAE4OYKjaaPfAamtF8x4pEEbv

Раз уж не получилось пройти до нижнего озера, решили погулять в другую сторону. Туда вдоль берега шла хорошо натоптанная тропа.

ACtC-3fQBnxPF8jsqUL450e7NZ6NeHTTZLfyT8ld

Здесь сплошные базы отдыха. Причём, совсем не дешёвые. Народ есть, но не очень много. Всё-таки, не сезон. Хотя, наверное основные массы подтянутся на следующий день, отмечать 23 февраля и большие праздники. А сейчас здесь ещё тихо. Порадовало, что заборы не уходят в воду, и вдоль берега можно спокойно идти, переходя с одной территории на другую. 
За поворотом уже видно границы полыньи, то есть здесь течение достаточно для того, чтобы вода не замерзала, хотя с берега его особо не видно, ну а дальше уже просто замёрзшее озеро. Даже немного походили по льду.

ACtC-3f26sQmezA5A62VPdtIxzIxJek6nrlj2syi

Обратно вернулись примерно к семи вечера, и уже было почти темно.
Поужинать решили в кафе при нашей гостинице. Очень неплохо. Практически домашняя еда, большие порции. Обошлось рублей в 800. Узнали, что завтраки у них после девяти утра, а нам нужно уехать раньше, так что завтракать будем сами.
Вечером ещё раз вышел на берег. Мост красиво подсвечивается. А белый снег и бурлящая в - 15 река создают какую-то нереальную картину.

ACtC-3ciBmrg4hrebJrSZ9EoM1V6g4NTs__jigE8

Очень захотелось приехать сюда летом. Попробовать пройти эту протоку. Или чтобы просто прокатили на рафте, фактически как мешок, от которого ничего не зависит. А может и на байдарке сможем?
С такими мыслями где-то к десяти вечера завалились спать.

День 2. 21 февраля. Лосево - Рускеала - Кондопога.

Сегодня нам нужно встретиться с нашими в Рускеале. У них выезд в 8, но путь не близкий. Нам поближе, да и двигаться мы должны побыстрее чем туристический автобус, но хотелось немного задержаться в Сортавале, так что выезжать решили примерно так же. Поэтому и пришлось пожертвовать "бесплатным" завтраком. Но, несмотря на то что кафе закрыто, и никого из персонала в гостинице ещё нет, внизу есть термопот и микроволновка, так что мы и позавтракали, и термоса в дорогу налили. В общем, обошлись.
Ночью неплохо подсыпало. 

ACtC-3eVaMpI-1O1DbrDfH7xGzzl9vZIqUCmu23l

На машине был приличный слой снега, пришлось помахать щёткой. Заодно счистил и некоторое количество вчерашней дорожной грязи. Даже как-то неудобно перед хозяевами. Получается, что я всё это привёз им во двор.

ACtC-3d8t0cqnHthaMTcrz7R6eTxS-fxjIxAn80K

В 8-15 выезжаем, пробег 941 км. 

Трек.

ACtC-3fVelpws6e2BShy6zkIyG6PoC2AeQ69NMYr

В нашем переулке ещё никто не ездил, выезжали по целине глубиной сантиметров 10. Но и на трассе снега много. Нам снова немного пришлось проехать в обратную сторону до разворота.

ACtC-3caTPvBWTgxhBPbnK_sP5d8FUMpStAGkR4g

Зато ещё два раза пересекли Лосевскую протоку. Кстати, именно в это время на мосту отключили подсветку.

ACtC-3eYgGUd-CnLCc8hduSDDt4G4BrrFMDHGC80

В 8-21 выезжаем из Лосево, пробег от дома 945 км. "Почти магистраль" заканчивается как раз здесь. Дальше идёт двухрядка. Но очень хорошего качества. Хотя, дороги-то особо и не видно. Снега выпало много, и он продолжается.

ACtC-3cQatLEGkmftIgPBulVX8dFaGrwyjzZIDev

Вскоре проезжаем указатель на остров Коневец, До этого поворота от Лосево 27 км.

ACtC-3emJKpePuYinJ1ITGGHAEOfPeDS_HJq7LW6

Машин не много, но всё же иногда попадаются тихоходы. Приходится обгонять, и в эти моменты количество снега на дороге очень хорошо чувствуется. Кажется, что здесь или не чистили со вчерашнего дня или всё же прошли разок часов в шесть утра, но с тех пор хорошо подсыпало. Радует, что нет никаких реагентов. Хотя, возможно просто не успели.

ACtC-3c44jj68ylRwVoxE4NisHXdIEApz2F72TAE

В 8-56 въезжаем в Приозёрск., пробег 992 км.

ACtC-3dWjdqlCk85PORnXoz6nET7AsxbOOHwu16F

Изначально планировали ненадолго зайти в крепость, но уже на месте передумали. Во-первых я не уверен, что она вообще работает в 9 утра, а во вторых именно в этот день подходы к ней ещё явно никто не чистил. На стоянке наша машина была единственной, а снега было по пороги. Во второй раз в жизни посмотрели издалека и поехали дальше.

ACtC-3cPoHaI0-wOfgLgeO60znIz68XdG59f_hV7

ACtC-3c8LLshJDTaI-KzMnPv62KrNm6MhUBKZ2uH

В 9-20 пересекаем границу Карелии, пробег 1019 км. На въезде стояли какие-то непонятные люди в форме, некоторых останавливали, но нам махнули "проезжай". Точно не гаишники и не транспортники. Может пограничники? Так и не понял.

ACtC-3ePd7cxLh2KcW6jimFNCYNVvcJ10QAP77BO

С первых километров Карелии стало понятно, что в Ленобласти дорогу всё-таки чистили, и возможно даже слегка посыпали. Здесь снега на трассе больше и он совсем белый.  Ещё появился боковой ветер, которого раньше вроде не было. Он чувствуется на открытых местах, и кое-где на дороге образуются перемёты.

ACtC-3eO5u_30AVuLCJ9oEXiOsZL62XzMDOYliOe

Природа меняется, скал становится намного больше.

ACtC-3c3rLSo1T7Kl1f1iJpsvHJRGvWx-DlrYSMP

ACtC-3fW_zOXfl7vdLdfl6b8vLaP_W2hH0cejX7p

Машин совсем мало. Поэтому все жмутся к середине, и на дороге образуется только одна хорошо прокатанная полоса. При разъездах приходится сбрасывать скорость и съезжать в более глубокий снег. Но всё же заметено не настолько, чтобы не понимать где край дороги. А вот если навстречу попадается лесовоз, который идёт свои 90, после разъезда с ним ещё несколько сотен метров едешь в плотной снежной пелене, в которой ничего не видно.

ACtC-3d4KoyFSfNDrxQaBMBUP1aagc7S79u71jUD

Несмотря на погоду, едем мы достаточно быстро. И мне такая дорога нравится. Ловлю себя на мысли, что испытываю какое-то особое удовольствие. Схожее с преодолением каких-то труднопроходимых участков, но всё-таки немного другое. Я очень люблю зиму. Люблю снег, мороз и такие дороги. К сожалению, не так уж часто в последние годы зима у нас бывает настоящей. Но в этом году с погодой всё сложилось как нужно. И в целом, и в этой поездке в частности.
А вот эти любители зимы вызывают особое уважение. Уж не знаю откуда и куда они идут, но судя по рюкзакам, это явно не однодневный поход. Только вот неправильно, что идут они по дороге. Хотя и понятно, что при такой глубине снега, здесь идти гораздо проще.

ACtC-3dFCMhciQ6yCnIG3QlwVE98kvBsswUV5N6x

Ближе к Лахденпохье дорогу уже почистили.

ACtC-3e2-AgGIo-RQbhDAJTVQJMP0SLDwNwR6KgN

Названия здесь сплошь финские.  Кто сказал что в одном слове не бывает двух букв "й" подряд?

ACtC-3elxp_CGb6AMs1D4h_fJZfHJm2PvpXa9ZV5

Лумиваара, Вялимяки, Ихала... Эти названия у любителей автоспорта ассоциируются с карельским ралли, которое проводится именно здесь. Дороги здесь соответствующие, и даже сама трасса "Сортавала" в этих местах напоминает об этом. Как же приятно ехать по такой дороге в такую погоду.

ACtC-3fH7qRVVrNbIVjfAZFrwcpXz2wCQPc2YGG7

В 9-55 въезжаем в райцентр, пробег 1067 км.

ACtC-3c1EH2MrjtB1vPkMaDHUgCS8Y3qdKsa_RTE

Одна из местных достопримечательностей - развалины кирхи.

ACtC-3fvXAYnFE01GVZTSGwYIH16EwO8JOq-w09T

И указатель на музей в скале "Гора филина". Жаль, но в этот раз времени на него нет. В общем-то изначально было понятно, что очень многое придётся проехать. Надеюсь, когда-то всё это сложится в некую поездку.

ACtC-3ch6qhoOV9v9Pei6CmayMgCHb7_tW1HiNI9

А пока покидаем Лахденпохью.

ACtC-3c7PjgBKCKcaK4mh_6NoGe4_4cefkrl3gGI

Вот они знаменитые местные дороги. Закрученные и "трёхмерные". А ещё здесь иногда попадаются такие вот узкие проезды в скалах. Запомнил их когда ехал здесь в 2011. Думал расширили, но нет.

ACtC-3fggxLWWHAGnVCin-OFMBpe-i72Iov6C-pQ

В паре мест видел как грузовики не могли заехать в подъёмы, хотя в этих местах было посыпано. Но движение очень маленькое, и разумеется никаких пробок здесь не было.
Немногочисленные деревни как будто спят.

ACtC-3deSuAkU_CBXn0cboB2rfryU4Py2A1Xu8ZC

В 10-21 начинается Сортавальский район, пробег 1091 км. Снег закончился, и иногда даже выглядывает солнце. За бортом примерно -15.

ACtC-3fQ3jwEFuB0NNpMshJt4d99Z9PeWl5L6dHS

Какая же здесь красота, и как же нам повезло с погодой. Ведь в оттепель с дождём впечатления были бы совсем другими.

ACtC-3e74PV7yHo5pD6BXCwUIt62tcJAcKWTu9L6

В 10-44 доехали до Сортавалы, пробег 1112 км.

ACtC-3ebQkS8BQqTq28ejesEVEGaOiUurbK1ujpq

Почти сразу после въезда заправились на Роснефти. Пробег 1113, время 10-50. Залил 32 литра по 47-30. Расход 9,6. Средняя конечно же упала, но только до 90.
Проезжаем до центра города.

ACtC-3dx4MFVXy3s00FZdHC3GALVKs140BrcNXqE

Удивительно, но здесь сохранилось достаточно много финской застройки.

ACtC-3dr89IBz3SDitEHYzuSDmD4VZ7Sq-RhDEUB

Город необычный, в нём ощущается финское прошлое. Он интересный и приятный.

ACtC-3ec1rUNFVm65CO7MXch2iE-kZvI8DE3i26e

ACtC-3cuUWINN7Jz9B9kOEir-RHXIe3dsRizamqw

Но нас в этой поездке, из-за недостатка времени, интересует здесь только одно - музей Кронида Гоголева.

ACtC-3cOgcG5XJqK3LIa2Qw65kDioZQNecgeb5xS

Я давно хотел сюда попасть, очень жалел, что мы так и не побывали здесь в 2011, ведь были прямо тут, на соседней улице. Но в этот раз всё сложилось. 

ACtC-3fjN76kAuHDK4EI4hEI-zAIz7tSDEbuKe7Z

Можно осмотреть только первый этаж, где представлено большинство резных картин, но мы взяли билеты ещё и на второй, где выставлена графика (ведь работать по дереву художник начал не сразу, а уже в достаточно зрелом возрасте).

ACtC-3daC_pv-XCNK7g14O6Z1rhCJuXLMs89SfrT

Так же на втором этаже представлены нехитрые в общем-то инструменты

ACtC-3fyRNzB7fc6oUvl0d0ML0TWJAvhwoYnoD4c

и "сам процесс".

ACtC-3epyw-A2A7D1cDCD72b3TBs2B6wtmuVSh-Y

ACtC-3fYfrcbHtEUmij_OwSJ9p9xIvoEll1bzEZX

Но основная красота находится на первом этаже.

ACtC-3dPFhfzFds75S1z7TCzyCr87N7K6ArX3NSP

Это действительно поражает. Глубина резьбы, проработка мелких деталей вроде листьев или ряби на воде. Просто нереальные произведения.

ACtC-3cR_-6hrAU3zgbqEfMNkiwWmY080S0eppVY

ACtC-3d6YsAnxJ6BLBX8PAwp5PeFTsrKAURbP9Ew

Глубина такая, что много где присутствует "трёхмерность". Когда дерево или какая-то башня вырезана полностью, и за ней есть ещё что-то.

ACtC-3f0cChByYrClam3aM8Rs6Grkr8oI-VPk7Sp

Ну а самое поразительное, на мой взгляд, - это лица. Люди просто живые. Они что-то рассказывают, смеются, грустят. Как можно этого добиться в достаточно мелких деревянных фигурках? Для этого действительно нужно быть великим художником.

ACtC-3evzUzORGUJyUX_G5zmmrGXOhV1lVu9AXcR

ACtC-3e61aPida7tAlDBhRITanTFzLLSV3vbbVoY

В общем, я не заметил, как провёл здесь почти час. Это действительно уникальное место. Подобного я ещё никогда не видел, и в живую всё это выглядит совсем по другому. Рад, что наконец-то сюда попал.
После музея жена ещё успела забежать в несколько сувенирных магазинов и даже прикупить местных пирожков-калиток. После этого подъехали к пристани. Теперь здесь построено здание, на котором красуется совсем старое название этого города.

ACtC-3fBk25PGnm7oqTEC4j4GwjboBc_msHG7ydm

Летом 2011-го года отсюда мы отправлялись на Валаам. Сейчас, разумеется, никаких "Метеоров" здесь нет. Зато есть "подушки". Так в народе коротко называют СВП. Кстати, зимой на Валаам теперь возят именно на них. Да, теперь это более-менее реально. 

ACtC-3drVJRTN6BU8U9N8L6yg9rc6jEvnWMX-fhk

В 11-56 трогаемся дальше, пробег 1116 км. По непроверенным данным нашей большой группе оставался где-то час езды, и мы решили не тянуть. Сортавала очень понравилась, давняя мечта посетить музей Гоголева осуществилась. А ещё распогодилось. И мы с отличным настроением покатили по улице застроенной старыми финскими домами и советскими пятиэтажками к северному выезду из города.

ACtC-3cghRnvPSFzYjKALTJUv63XXBvLs68wAnmY

ACtC-3dS64x5g5nACdTARD29XWGyp201bldWQDTw

В 12-05 выезжаем из Сортавалы.

ACtC-3cvvs6qAreBaAN_jsrDTUcHra9AmtHAQg7z

Уже писал выше, но всё-таки как же здесь красиво, и как же нам повезло с погодой. В голове крутится только одно - мы попали в зимнюю сказку.

ACtC-3cvW_V1NJZy-pEFszVBt-Z6hkEMno1oJ_7E

В 12-16 поворачиваем на Вяртсиля, пробег 1127 км.

ACtC-3fxTRP4VWQlSYYZ9Y5SkGwEcV-7tVOiNco4

Дорога сразу поднимается в гору.

ACtC-3cup39FtSQBr5wjrv2CiDEPdPnJ9c8Ft4-i

Особых гор здесь, конечно, нет, но и равнинной эту местность не назовёшь. 

ACtC-3ch1PX_rl1SdjCQWQu9d4c3sw04bnDmDLPW

Эта дорога идёт к одному из погранпереходов. Помнится, здесь было очень много машин с финскими номерами, но сейчас встретили всего две. Теоретически граница не закрыта, но ограничений столько, что поток в обоих направлениях сократился почти до нуля. И переходы теперь работают только днём.
Заехали на Рускеальские водопады. Я по старой памяти думал, что здесь всё так же, как было 10 лет назад. Но цивилизация добралась и сюда - вход теперь платный. Но зато теперь здесь построили деревянные настилы и мостики, раньше были просто тропинки. Разумеется, вовсю идёт торговля сувенирами.

ACtC-3fE7BRxk9qlJXIJxEUyfT5CTwzHJjAKuntG

Я уже было хотел купить билеты, но тут нам позвонили, что первый автобус повернул на Вяртсиля. Мы подумали, что скоро они будут в Рускеале, и решили ехать туда. Правда, когда мы уже были там, нам снова позвонили и сказали, что заезжают на эти водопады. Делать нечего - вернулись.
Встретились с коллективом, дождались второй большой автобус с детьми. Все в сборе. Но в итоге по самой дорожке, куда вход платный, так никто и не пошёл. Пока все выгрузились, пока зашли в сувениры, пока сфоткались. В общем, экскурсоводы сказали, что уже нужно выдвигаться в Рускеалу, да и вообще зимой на этих водопадах не особо интересно. И зачем тогда завозили? Странно.
Наверное и правда, в такую погоду там почти всё замёрзшее. От входа можно бесплатно посмотреть на небольшую полынью, а летом-то здесь течёт хорошо. Наверное и остальные водопады в морозы примерно такие же. 

ACtC-3dYQc7yvwcLn6KHfKmIPxAyqEPpYeKi6ISq

Но в тёплое время года это место нужно посетить обязательно. 
Все наши дети, родители и руководители снова долго грузились в автобусы (большой ещё и встал на дороге метрах в 100 от стоянки), и мы решили поехать в Рускеалу впереди них. Нашли место на стоянке поближе ко входу и уже там дождались всех. 
Честно говоря, я думал, что раз уж детей везут по зимним дорогам за 300 км, то будет хотя бы экскурсия, надеялся даже на подземную. Но нет. Всем раздали карты, немного рассказали что здесь, как и почему. И после одного общего фото на фоне каньона отправили самостоятельно гулять небольшими группами. Это была ещё одна странность этой экскурсии, но возможно так было и задумано, а может здесь вообще не принято гулять группами по 60 человек. В итоге все разбрелись в разные стороны, пошли и мы. А может так и интереснее, постоянно где-то пересекаешься со знакомыми людьми. Но мне пришлось побегать, чтобы попытаться сфоткать их всех в разных местах.
Сам горный парк за 10 лет с прошлого нашего приезда изменился сильно. Появилось много нового. Даже заезд теперь с другой стороны. И там теперь просто огромная стоянка и домики-кассы.

ACtC-3dqHU-YRQPWkeyWN3ezFq6NaEHEYpah4VB6

Но центром этого парка по прежнему является большой мраморный каньон.

ACtC-3cB_eIRluWOnvnPJhovE8BXvg7aAy2l-En0

Разумеется, вода замёрзла. И везде стоят таблички, что на лёд выходить нельзя. Но откуда тогда следы? Оказывается здесь есть прорубь, и люди занимаются дайвингом.

ACtC-3dtz4b_eM57reP7acvcqVOT3QscyGPNcdUH

В остальном сам каньон не изменился. Есть та же дорожка через одну из штолен, которая пересекается с вертикальным стволом. Но зимой всё это выглядит совершенно иначе.

ACtC-3fDFnr8gSta8EgFkTJ7d7o_J_kvJZKUoMK5

ACtC-3d_Z22oxcGfCpbvMYzK6EufzUK2WeLA7QaJ

Над каньоном теперь можно прокатиться на "тарзанке". Многие поехали, но наш сын сказал, что после того что было в Листвянке, это фигня, и 1000 рублей точно не стоит.

ACtC-3ez3OlFEhsyAkHtEiPelKVMJaF27p4iOylH

С западной стороны появились дорожки с деревянным настилом и хорошие площадки, нависающие над обрывом.

ACtC-3eyCEKjhhP4FbmY-AYpR_qC-iezE1ixZd50

Так же появились площадки с видом на другую сторону. Это тоже карьер, но малый.

ACtC-3doJthOHI1C9yZm-m9DhZgc7_mS87VzZAI8

"Итальянский карьер". Со снегом это тоже выглядит совсем по другому.

ACtC-3fuRhtJA7IpSko5oTNLW62hKG23T3ThdhFX

ACtC-3c-4zP-tM07ldNY-Ix1skpLZe78DMPAYBkf

"Рускеальский провал". По этим штольням теперь проходит маршрут "поздемная Рускеала". Стоит недёшево, и пишут, что попасть на эти экскурсии сложно, - нужно бронировать заранее, особенно в праздничные дни.

ACtC-3fFvNwojllHVd1UuJxr80dvshkc338LP8eL

Насколько я помню, этого 10 лет назад не было. Провал и штольни конечно были, но дорожек здесь не было. Парк постоянно расширяется. И одно из самых интересных новшеств - железнодорожная станция. 

ACtC-3e2Zcwzcx4u2lV9IRCuv-j-M6x5C-i0TWQ-

Теперь сюда можно приехать на специальном экскурсионном поезде аж из самой Москвы, причём последние километры от Сортавалы он идёт на паровозной тяге. Вагоны отличаются от обычных, а работники одеты в старинную форму. К сожалению, я так и не увидел паровоз, именно в это время он уехал разворачиваться.

ACtC-3eGrziYtzF0wPhjwwfJBEZXfqe59U94wrNO

ACtC-3ehm2JjNBvvpIE1zWFsvp_Hh613xlDMw2hs

На станции многое сделано под старину, хотя и заметно, что особо над этим не заморачивались. Просто всё деревянное.

ACtC-3dh1fKeBQbguUNqlP0a79HN3VpGpfSWaMsm

ACtC-3dRpV6hs9PxOPUGvXgH4RFSLecw1GEmOdFr

ACtC-3eCm2Q-f7hGkBCtM0ziFQ50d95a84YnnnVO

Но в одном месте в специальном очаге горит настоящий костёр. Пассажиры на платформе могут погреться. За ним - туалет. Не старинный, но очень цивильный.

ACtC-3d58LDh8mQEPoNr430sAG99a-Qc-9n9QQ-9

За два часа я не успел пробежаться по всем дорожкам, но основное увидел. Нужно было возвращаться на стоянку. По пути заметил ещё одно интересное место - старые известковые печи. Пока это всё выглядит заброшенным, но через какое-то время там будет ещё один новый сектор парка. 

ACtC-3e4U3on9pPZ2YCJEvyMMlS8qtA1awYuYR42

Так что постараемся приехать через несколько лет. А зимой или летом? Это вопрос сложный. На мой взгляд, летом всё что связано с водой выглядит интереснее. С другой стороны, именно такой, настоящей зимой как сейчас здесь безумно красиво. В общем, желательно побывать и зимой и летом. А ещё мы так и не увидели одно очень интересное новшество - в темноте большой каньон красиво подсвечивается, и это, конечно, гораздо проще увидеть зимой, так как летом темнеет здесь ненадолго и вообще не всегда, а парк ночью не работает. Так что, на будущие приезды здесь ещё остались интересности.
К четырём часам все дети вернулись к автобусам, никто сильно не замёрз и не потерялся. Они ещё поедут в Сортавалу, ну а мы в 16-00 трогаемся в сторону Кондопоги, пробег 1161 км.

ACtC-3eai1cAP5Qny-kPqUGtaW7xdb9I0Ic4Cohy

Возвращаемся на трассу "Сортавала" и поворачиваем налево.

ACtC-3eUVrSsdGm9uzfWj7djNSUOj0i8y0QBFT1k

Через несколько километров начинается самая красота. Дорога какое-то время идёт вдоль берега Ладоги. А северный берег этого озера сильно изрезанный. Здесь сплошные скалы, острова и заливы. Всё это называется Ладожскими шхерами.

ACtC-3dDFJHlnCTFA1Yg3-4iTZnIED_VJYEG4vB6

ACtC-3f6WGdIIUf3khYBVSngjYdE3uWz9OWsFPHJ

Я запомнил эти места ещё с прошлого проезда в 2011 году, и посмотреть на них зимой было очень интересно. Хорошо, что успели по светлому.

ACtC-3f8xHOyes5M9CDTxHlAApATJrhOX3QaJ1Gj

Дальше дорога отходит от берега, и здесь уже только лес и снег.

ACtC-3dswH3tcWS52QtydP94qgobawboHgNHAErc

И пейзаж за окном уже особо не меняется. Только в Ляскеля проехали интересный объект - электростанцию на реке Янисйоки. Это старая, ещё финская, ГЭС аж 1899 года постройки. К сожалению, не сфоткал.
В 17-01 проехали перекрёсток. Нелево Суоярви, направо Питкяранта и дальше дорога вдоль восточного побережья Ладоги на Олонец. Пробег 1235 км. Именно здесь мы выехали на эту дорогу в 2011 году. Получается, что дальше по этой трассе мы едем впревые.

ACtC-3c38e3lMlUXO2vwrdbiSk5YNqs2ijUVMiYV

Достаточно быстро стало темнеть.

ACtC-3fhgZ1viJOfcWXx3SDCV7ROhpKoLJ7QzPwt

В Пряжинском районе дорога местами стала похуже. Точнее - появились ремонты и сужения.

ACtC-3cttqSiQsf1_6ts_ZXPS88atfc-zl5TugCY

К шести вечера сумерки уже практически сменились темнотой, но всё же сфоткал на ходу часовню Рождества Богородицы в селе Маньга. В этой поездке деревянного зодчества мы особо не видели, да и к этой подъезжать было уже поздно, но хоть что-то.

ACtC-3ekt3aOCna_cxIJ78g68iV4b1aRfzHj9a7U

В 18-27 в Пряже выехали на трассу "Кола", пробег 1369 км. Созвонились с хозяйкой квартиры, как она и просила - примерно за час. Здесь машин было побольше чем на А-121, но не так чтобы сильно. Петрозаводск в этот раз проехали мимо и в 19-27 уже въезжали в Кондопогу, пробег 1453 км. Мы немного переместились на северо-восток, но здесь заметно холоднее. Выезжали из Рускеалы в -15, а здесь уже -22. 
Дом нашли быстро, в 19-35 припарковались у подъезда, пробег от дома 1461 км. Нас уже ждали. 
Квартиру бронировал напрямую, найдя контакты на одном из сайтов. Двушка, но с одной закрытой комнатой. Очень чисто, свежий ремонт, вся необходимая техника. 1300 в сутки. Всё оказалось даже лучше чем на фото, и мы остались очень довольны жильём. 
До центра и гостиницы, где жили наши, было совсем недалеко. Но в этот вечер они вернулись только в одиннадцатом часу, так что мы уже никуда не ходили. Легли спать пораньше, завтра же конкурс. 
Этот день запомнился обалденными зимними дорогами и карельскими красотами. Мы попали в настоящую зимнюю сказку.

День 3. 22 февраля. Кондопога.

Подольше поспать в этой поездке не получается. Вот и в этот день встали примерно в 8 утра. Собрались и поехали к гостинице - нужно было помочь перевезти чемоданы с костюмами. Почти весь этот день провели во Дворце Искусств. 
Хотя в одно место я всё же съездил. До недавнего времени это была главная достопримечательность Кондопоги. К сожалению, теперь приходится писать "была". В 2018 году знаменитая Успенская церковь сгорела. То что осталось теперь накрыто таким вот "домиком", рядом видны обгорелые брёвна.

ACtC-3eycVfvxeOaQ3oG1R3HQ0o7ErPuSbhKojcl

Не могу себе простить, что проезжая по трассе совсем рядом, как минимум три раза (с 2000 до 2013), так и не нашёл времени заехать. Всё откладывал на потом. Не успел. 
Всё-таки вставлю пару фотографий, чтобы понимать, что мы потеряли. Кроме того, что это был очень красивый храм, он, если я ничего не путаю, был и самым высоким - более сорока метров. Это примерно как девятиэтажка.
Фотографии не мои, просто нашёл в Яндекс-картинках.

ACtC-3c4sh1TJvWeBgw-3dz_o6V9z-3_KX1DgoDf

ACtC-3ciZKHllR0C2KUzcskFXIuUfCoPHPm00l-Q

Читал, что храм собираются восстанавливать. И это будет не просто постройка новодела, а научная реставрация с максимальным использованием уцелевшего материала. Вплоть до того, что из уже не годящихся в сруб обгорелых брёвен будут делать более мелкие детали - ничего не пропадёт. Но растянется это надолго. Надеюсь, мы ещё увидим восстановленный храм. Но пока вот так.

ACtC-3cR-iHi29lGuvbEmfODbb4IwX12pusWNxcB

По дороге два раза пересекли незамерзающий канал ведущий к Кондопожской ГЭС. Течение приличное, на улице, кстати, -25.
 ACtC-3c4an2OVVV9XNoOMqJbSBK1PLbS75YliXl1

И во всей красе разглядели местное градообразующее предприятие - Кондопожский Бумажный Комбинат. Именно благодаря ему этот город пребывает в достаточно хорошем состоянии. Особенно учитывая, что это небогатая Карелия, и то что Кондопога - моногород.

ACtC-3cqTlc03GvbAcEo6dK_dkCHJSLYkIh_ifai

Город действительно выглядит ухоженным. Дороги нормальные, дома не разваливаются, а Дворец Искусств, где проходит наш конкурс, на порядок лучше многих московских и подмосковных домов культуры. Но фотографий города у меня почти нет, так как в основном он застроен обычными жилыми домами, и фоткать вроде как и нечего.
Вот ж/д вокзал.

ACtC-3disSHP0XN_vB5XJjugfJkUQrWSeLsxWgXy

Памятник-пушка, за ней вроде больница.

ACtC-3exbh5YTOm8XDf4H1TRlq6kVQdNPo58Rrej

Дворец спорта и очень необычная вещь - карильон. Их в Кондопоге даже два - большой и малый. Даже и не знаю, где ещё есть что-то подобное. Некоторые склонны считать их чуть ли не главной достопримечательностью города. К сожалению, звона не слышали.

ACtC-3eNVZvtkLLoSQo2AkBLUv8YElvj6Ki_OcOh

Торговый центр, куда же без них.

ACtC-3fCcEhJGZJNoyBqBXIIp8Q--mfXTYBqynnr

Ну и тот самый Дворец Искусств, капитально перестроенный из советского ДК. Очень красивое здание, внутри всё из мрамора. Отличные кабинеты, зимний сад, кафе. Удобные раздевалки, хорошее оборудование. А ещё здесь есть орган, даже два. 

ACtC-3cCwMI4aeTmvmTvAXuHnvIVWkdYoRlqIP8J

Но это фото не очень. Лучше с другой стороны, и тоже не моё.

ACtC-3dog9ij_0KXaFLp1ie8--6Y8BYOzC_Z3F06

Кроме нескольких кругов по городу (постоянно нужно кого-то отвезти в магазин, а с машиной я один), скатались ещё в Янишполе. Несколько родительниц всё же уговорили меня свозить из в рыбный магазин. Заодно заправился на трассе, так как в Кондопоге брендовых заправок нет.
Пробег 1482  км, от предвдущей заправки 370 км. Залил 35 литров по 47-60. "Бортовик" у меня во время утреннего холодного запуска сбросился (бывает такое, за все годы владения Дастером так и не понял с чем это связано), так что расход и средняя сейчас показывают несколько прогревов и короткие поездки. Цифры совсем страшные. 13,1 и 27 км/ч соответственно. 
Ближе к вечеру появилось немного времени,и я решил прогуляться в сторону ГЭС. 
Вид на залив красивый,

ACtC-3en97EFfjRlfNk21libbtYK_Y76bpvDMxwL

а вот саму электростанцию я так и не увидел. Тропа закончилась, а в глубокий снег в коротких ботинках я не полез. Видно только вытекающую воду и полынью в озере. 

ACtC-3eBnuxUjEP0cOj4vu-oolWKr_uxUWMlYZj0

Вернулся обратно.

ACtC-3fUYa73iwFa1JAnpEQ1MAzEvD_-PrgYNqKO

Вечер провели в гостинице с коллективом. В квартиру вернулись ближе к полуночи. 

День 4. 23 февраля. Кондопога - Кивач - Александро-Свирский Монастырь - Дом.

Нормально выспаться снова не удалось. Кто-то услышал, что ночью будет -30. И хотя ни один из погодных сайтов не обещал больше -27, я всё же решил ночью машину прогреть. Не то что бы я сильно боялся не завестись, в это то утро завёлся нормально, но первое время слышал очень нехорошие звуки. Всё-таки -30 это уже предел для масел "5W ", и каждый такой пуск это сильный "стресс" для двигателя. Проснулся часа в 4 утра, спустился. Было -26. Машина за 4 часа полностью не остыла, завёл, дал минут 15 поработать и пошёл досыпать. В следующий раз завёл уже в 8. В общем, на таком морозе даже не полностью прогретый мотор без всяких дополнительных одеял за 4 часа не успевает остыть полностью. И наверное такая процедура оправдана. По крайней мере, мне не сильно тяжело один раз за ночь встать и выйти на улицу, чтобы облегчить машине жизнь. Хотя понятно, что существует куча "сигналок" с автозапуском, а в более свежих Дастерах это даже заводская опция, что гораздо лучше и надёжнее любых дополнительных систем. 
Но что-то я отвлёкся. 
В этот день у наших отъезд в 9-00, и мы договорились с хозяйкой на 8-30. Она не успела прийти, позвонила и сказала чтобы мы просто закрыли дверь. Такое доверие всегда очень приятно. Ещё раз напишу, что квартира оказалась просто отличной.
В 8-36 выехали из двора где останавливались, пробег 1516 км. Через несколько минут подъехали к гостинице. Все костюмы и прочий реквизит я загрузил ещё с вечера, и было уже под потолок, но ещё оставалось место в салоне, и нам всё-таки дали ещё несколько сумок-коробок, чтобы не тащиться с этим на поезде. В общем, если туда я ехал налегке, то на обратном пути свободными от груза оставались только передние сидения. Но нам не привыкать.
В 9-02 отъезжаем от гостиницы, пробег 1518 км

Трек.

ACtC-3d5PuFbndgPlf_9HdSwtYhW98NVW8rCmWaU

и едем за автобусом с детьми. Курс на Кивач.

ACtC-3cCg9V_JQ5Ql2ho0pMceDuMOBtfaHkGhAG9

В такую погоду трасса "Кола" просто в отличном состоянии. Почищено, и в то же время совсем нет грязи.

ACtC-3eo6tzUrOsUvgg6zNQ1on08gwXr2Ni8jzUr

В 9-25 повернули на Кивач, пробег 1543 км. Здесь уже дорога совсем зимняя.

ACtC-3f7-4YhcY7P1ZjfvS_JRsXXIhw6z8-qcJhe

И именно здесь бортовой термометр зафиксировал самую низкую температуру за всю поездку. Если в городе было -26, то в лесу на рассвете температура опустилась за -28, но до 30-ти так и не дошла.

ACtC-3fue_Cdz3Zk7o3zQkCpZuwJNOlec76W0QSS

Примерно такой дороги 8 км.

ACtC-3dPEITb-O-5Id__Qm32KOIpUbxMb5uYy1WO

Упираемся в шлагбаум.

ACtC-3e5g2CCKS6v6W65XcnVvCOTS-xmNQTvkNki

Помнится, раньше всех пускали на стоянку, а уже дальше по билетам. А совсем давно и билетов никаких не было. Но теперь дальше могут проезжать только экскурсионные автобусы, а частный транспорт остаётся на стоянке перед шлагбаумом. И ладно бы здесь был аншлаг, но в это время кроме нас здесь вообще никого не было, и такой порядок казался мягко говоря странным. Ну да ладно, пройти лишних 50 метров не так сложно. Купили билеты (по 200 рублей), дождались автобусы и все вместе пошли на экскурсию.

ACtC-3dONyZJHouIX158-85Fs8fjz6Yva7GXtTlF

Сначала всех повели в музей природы, а по дороге рассказали про карельскую берёзу. Что интересно, в первый раз эту экскурсию на этом же месте я услышал в далёком 1999 году. С тех пор многое изменилось, и берёзы заметно выросли, но вот слова экскурсоводов практически не поменялись. А с другой стороны - что тут изменишь? 
В музее природы было интересно, много рассказывали, и было заметно, что из-за сильных морозов часть того, что должны были рассказать на улице, перенесли сюда. Правда, музей маленький, и на 60 человек не рассчитан. Тесновато. Но сам по себе очень интересный. Много экспонатов, целые "живые уголки". Есть даже чучело лося. Разумеется, в натуральную величину.

ACtC-3c3_OinhnXbsoBNgKxdBrI2a1QFvUCUgza3

Оттуда двинулись на сам водопад. 

ACtC-3c2roKhbC_hg8UvhIkom09hWnZ8FcRJ_xAl

Честно говоря, я не думал что в такой мороз здесь вообще что-то будет течь. Но водопад полностью не замёрз, и его действительно можно назвать водопадом.

ACtC-3fO_M6u_AZCv8lIoZ-kH3tEpnXDm02ysNvj

Разумеется, в дождливое лето этот водопад выглядит совсем иначе. Сейчас поток намного меньше. Но всё-таки он есть. И видны все ступени.

ACtC-3cDWbpZmwYeyyDqriXARUtq61Y8B_aqeEcp

ACtC-3fJ5K3oYK11dpYlL_nZQgasWpP0-d7XP9ns

Вода течёт поверх льда. И, насколько я понимаю, этот лёд постоянно намерзает.

ACtC-3fTOM1xqCt9jvD614Tv2ghk_LEGn3ykZSUs

Я здесь в пятый раз. Все предыдущие были летом или ранней осенью. И никогда этот водопад не был одинаковым. От совсем слабого ручья в сухую погоду до мощного ревущего потока одним из дождливых лет. Теперь увидел его и таким. 
Погода не сильно располагала к длительным прогулкам. Я много фотографировал и в тонких перчатках пальцы прилично замёрзли, так что еле смог нажать кнопку на ключе и застегнуть ботинки, когда переобувался в дорогу. Мороз всё-таки приличный, и влажность здесь выше чем у нас,хотя, конечно, и не сравнить с Питером. На улице мы провели примерно полчаса. После общего фото все потянулись к автобусам, и мы, попрощавшись, пошли к своей машине. У них ещё будет обед и только в 13-50 поезд из Петрозаводска, а мы уже сейчас трогаемся в обратный путь, время 10-35, пробег 1551 км. 
Выезжаем на трассу, вскоре проезжаем поворот на Кондопогу.

ACtC-3cXJF-Pr602i-3Ns8L4jcrzafVTLuEV7RDR

В Янишполе ещё раз тормознули у рыбного магазина. Жена прикупили ещё чего-то и в 11-11 мы поехали дальше, пробег 1586 км. Я не большой любитель рыбы, точнее люблю далеко не всё. Но здесь есть именно то, что мне нравится, и то чего нигде больше не купить.

ACtC-3dqO5qeCUcpag8JRl6zPt49cd2vtiD51jJJ

Суна течёт не только на водопаде Кивач. Под этим мостом, на удивление, тоже было заметно течение.

ACtC-3evpb1hiMbCcvur4xdLa1ND5V_2Zl5JumO3

В 11-36 проезжаем поворот на Петрозаводск, пробег 1615 км. Все прошлые поездки в Карелию обязательно проходили через этот город, как правило с ночёвкой. Зато никогда не заезжали в Кондопогу. В этот раз получилось наоборот.

ACtC-3dtNugxSyOwmjyLJER6ZblOpu6jhFBlWqaG

В 12-07 проезжаем поворот на  трассу "Сортавала", откуда выехали позавчера, пробег 1661 км. Дорога остаётся сухой и практически чистой. Но температура поднимается - уже около двадцати.

ACtC-3cxXGKeruqbQZzEVbdVeTir5fQFmqENQsJl

Трасса "Кола", несмотря на свою двухрядность, славится высокой средней скоростью. Вот и сейчас мы движемся достаточно быстро. В районе часа дня проезжаем повороты на Олонец. Один, потом второй, пробег 1750-60 км.

ACtC-3ezMuaLC3q0oXThq3_AWBffetRM3FOrTP_I

В 2011 году мы поворачивали здесь и дальше ехали вдоль восточного берега Ладоги. Тоже красивая дорожка, и выездов к воде много.

ACtC-3dSE9ko8xB1XEfROVido4KcMFdbRUAzrZYP

В 13-05 проезжаем большой пост, пробег 1765 км. Так и не понял - работает он или нет. Никого не видно. Может закрыли?

ACtC-3eUM9e2AiDhZFc3_g9Nlu5rmYAdITCSyDCo

В 13-11 начинается Ленинградская область, пробег 1775 км.

ACtC-3cKH_uSGtAw_zLzYC4sG5Npau8rLRcmcuth

Ещё через 8 км сворачиваем в сторону Александро-Свирского монастыря.

ACtC-3fx4OvF6Xjlr8zbmAR3x4OutA3B3qik3cqC

Проезжаем несколько километров по очень красивой дороге и в 13-23 паркуемся на монастырской стоянке, пробег 1788 км.
Правильно он называется Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь. У этого монастыря чуть ли не с самого начала две обособленные территории - Троицкая и Преображенская. Что в прошлый раз, что в этот, мы так толком и не поняли - можно ли свободно попасть в Троицкую часть монастыря. Тропу мы видели, но при нас никто по ней не шёл. Зато в Преображенскую ведёт широкая дорога, и все со стоянки идут именно туда.

ACtC-3dnfFCEgN6c773cTqZhPXAb0Z3oZ-b-YFXc

Вход в Преображенскую часть монастыря через надвратную Никольскую церковь.

ACtC-3dLpU-z51UvDh1DAtjIMN48LdbDq5Tju8ge

Так выглядит Троицкая часть от входа в Преображенскую. Повторюсь, может быть туда тоже можно зайти, но никто туда не шёл, и решётка, насколько можно было разглядеть с дороги, была закрыта. Да и времени у нас особо не было.

ACtC-3ea7UTFMu4kqnP7VkjR3F1nUOsmD7ufvgtp

Главная местная святыня - мощи Александра Свирского находятся в Преображенской части, в большом Преображенском соборе 17-го века.

ACtC-3eCEl-taqdKnx4tWTM3pVQnLGHpNKWVHZOx

А вот колокольня построена уже в начале 20-го.

ACtC-3eiA2vgSTAV9mRwq8t4t8oLcbe_cc7ts9hq

Посетили храмы, немного прошлись по территории. 
Разумеется, как и во многих подобных местах, здесь была тюрьма, психбольница, детский дом и даже техникум. Восстанавливать начали в конце прошлого века. Мы были в 2011 году. За эти 10 лет разница также заметна. 
Места здесь очень красивые, комплекс расположен у большого озера Рощинского. На противоположном берегу виден один из скитов. Хотя, конечно, летом, когда озёра голубые, а лес зелёный, всё это выглядит намного интереснее.

ACtC-3fabMDZ6QM3W0jdWD_IwRxm_h7VGdfU5oUk

Перед уходом зашли в лавку, где купили целый мешок вкуснейших пирогов (кстати, здесь продавались и карельские "калитки"), и побрели к машине. Хотя скорее не побрели, а пошли быстрым шагом. Погода была не особо приятной. Температура поднялась уже чуть ли не до -15, но из-за сильного ветра и - главное - влажности было холоднее чем утром на Киваче. Там было под 30, но тихо, а здесь вроде и теплее, но сильный ветер и влажность, которая буквально залезала под одежду. В общем, к машине мы вернулись быстро, немного перекусили и в 14-25 отправились дальше, пробег 1788 км. Теперь уже до дома. Всё-таки ехать ещё прилично, а завтра утром на работу.
Недалеко от монастыря, на берегу озера Долгое, заметили небольшую базу отдыха или мини-отель с отдельными домиками. На взгляд из машины очень неплохое место. А вообще здесь достаточно мест для ночёвки, видно, что люди сюда едут.

ACtC-3da9U-y0-LSkAA9lalomM4b1waP2909jEF-

Ближе к выезду на трассу пересекаем железную дорогу. Прямо у дороги - деревянная платформа. Интересно, здесь такие везде или это для туристов, как в той же Рускеале.

ACtC-3dKea2EDWyaRGDGCTZ5-dzq965Zu8TlgTwX

Выезжаем на трассу и совсем скоро уже видим свирский мост.

ACtC-3d2ZX2wdm5P0T1qBhn2n_7JWrewzTsNPEEt

В 14-42 пересекаем Свирь, пробег 1811 км. Покрытие на мосту в этот раз было достаточно ровным (раньше, помнится, здесь всегда были большие ямы), но все едут по нему достаточно медленно. Возможно, из-за стыков. 

ACtC-3eKuWsNB8MLEb92SVg1ak5TTmf2Xkv_KGvO

Сам мост достаточно интересен. Средняя часть у него подъёмная. Свирь - часть Волго-Балта, и в навигацию для прохода судов выше 15-ти метров часть моста поднимается, и тогда движение машин и поездов перекрывают. Но всё-таки большинство проходящих здесь судов не такие высокие, и поднимают мост не так уж часто.

ACtC-3cdTF0c8j2Rkt0-v_cQp-VO_grqsNE7sZbK

Проезжаем поворот на Вытегру.

ACtC-3cxcXhAmNV3PHERUvV9t14s2797eudm_TOs

Но нам сейчас туда не надо, едем в сторону Питера. Дорога в хорошем состоянии, машин очень мало. Можно и притопить. 

ACtC-3dCjyhay4S4Lj-liaurFV7joV_jIrhok4pP

Но всегда надо быть внимательным - в одном месте на дорогу выскочила стая собак, пришлось оттормаживаться и объезжать. Собаки, похоже, совсем дикие, так как никакого жилья в радиусе нескольких километров точно не было. И стая была немаленькая. Наверное, встретиться с ними без машины было бы не особо приятно.
Тем временем наш коллектив уже давно выехал из Петрозаводска, но не на юг, а на запад. Сын позвонил из Суоярви. Я немного удивился. Оказывается, обратно они едут "хитрым" путём. Билетов на прямой и быстрый поезд не было, взяли что было. И этот интересный поезд Петрозаводск-Москва идёт кругом - вокруг Ладоги, через Сортавалу и даже через Выборг. Они только в час ночи будут в Питере, а в Москву приедут утром. Так что туда они ехали 10 часов, а обратно 20. Такой вот необычный маршрут у этого поезда. Есть возможность выспаться.
Ну а мы едем никуда не заезжая, по самой короткой дороге. В Паше заправились на Роснефти. Пробег 1871 км, от предыдущей заправки 389 км. Время 15-19. Залил 44 литра по 46-50. Расход немного упал до 11,8. Средняя поднялась до 52.
Пересекаем Пашу.

ACtC-3fOnzkludmt94zs_AVMlZEAuOUFfEpB5NJx

С юга в Ладогу впадает много больших рек.

ACtC-3cVao-S8S-y8C29W7zNq41M5pNNXANspAnI

В 16-00 проезжаем поворот на А-114, пробег 1926 км.

ACtC-3dyPQc3fRAXGiWZ70mQGWGRwIKdeY3n4V62

Сразу за ним - мост через Волхов.

ACtC-3dmdOGxuRIabOwXEHUXsIBARnm7ZIrrh1Pz

А после него поворачиваем на город Волхов. Время 16-02, пробег 1927 км. Эта дорога связывает расходящиеся от Питера трассы "Кола" и М10 и позволяет прилично сократить, хотя некоторые ездят через А-120 или даже КАД, считая что покрытие здесь не очень, и сама дорога медленная.  

ACtC-3eh5Tu0bSbozwCdOcOBgBypyIBDXSi5pQHk

Но я уверен, что по времени здесь точно быстрее. Хотя соглашусь, что дорога уже и покрытие здесь похуже. К тому же сейчас она не так хорошо почищена, и начинающаяся метель быстро добавляет снега.

ACtC-3fLLjwN9PoKVu5Rn74JITu3XXLCa9_NBqLD

А ещё на этой трассе расположено много интересного. Конечно же, Старая Ладога.

ACtC-3e0Kx53dSO15gIzvDd2oUr-Lyg8pLrIJmsi

В этот раз проехали не останавливаясь, но заметил, что с момента нашего последнего посещения здесь что-то изменилось. Нужно будет как-нибудь съездить летом.

ACtC-3d1B6lIlgpdpM3COU6fdDuBvHM8iXOb6gUe

Дорога идёт вдоль Волхова, иногда достаточно близко к берегу.

ACtC-3dmphEd1ervGYERrLPvYONaONMwalnWaMiN

Большой мост у города Волхов.

ACtC-3ckNDkVxhg42svOcaUAflu7wf4-yueh87Mr

В 16-22 проезжаем Волховскую ГЭС, пробег 1948 км.

ACtC-3dAXe4FVapWJdR3NAdu_IaYqlF2QF5gQM7T

Её неплохо видно прямо с дороги. Конечно, по современным меркам она маленькая, особенно после того что мы видели летом в Сибири, но это одна из первых советских электростанций, проект которой был разработан ещё до революции.

ACtC-3fG2qCaTzwrxV5Sr8NqM7vQsQJcIkJRy_dz

Достаточно часто попадаются населённые пункты. Деревни практически пустые, особенно зимой, но камеры стоят.

ACtC-3en22PGeC_pzA0qfLY6mjH24jQr0nJHKXeW

Факелы Киришского НПЗ видны издалека.

ACtC-3dYFB3FCghbUMXUCEyy0hmYzhmMJ3ypjUgo

А уже за несколько километров до города этот гигант виден во всей красе. Трубы, дымы. Но бензин нужен всем.

ACtC-3e_E-JXFnoQO39tYO6zNfjUs4nL1-Xqnx-v

В 17-04 проезжаем по окраине Киришей, пробег 2008 км. Город в основном расположен на другом берегу. Здесь поворачиваем направо, трасса немного отходит от Волхова.

ACtC-3cZsKo9WAMAOeHCcnA9Ts9J_DB1OW1-mj5X

Далее до М10 дорога заметно лучше.

ACtC-3dHeHEy8zP7ebw6r1Fhs-UhfrQIVwipLuA7

Вскоре пересекли границу и въехали в Новгородскую область. Время 17-17, пробег 2031 км.
В 17-31 в Зуево выезжаем на старую "ленинградку", пробег 2051 км. Ничего плохого про эту срезку сказать не могу. Нормальная дорога - 124 км за полтора часа достаточно спокойной езды. В общем-то, я всегда считал её нормальной пока в этой поездке один человек не пытался доказать мне обратное.

ACtC-3fDFcrg54XbGhjHMFJHi42poz7z52oxUUVF

Старая знакомая М10. Здесь ничего нового.

ACtC-3dO-dEmYb7WQZqIvG0FKn5Fawrhz4cNYU8Q

Хотя попалось несколько ремонтов, которые сильно ограничивают скорость. И это на пустой трассе.

ACtC-3efr52o2k7cnO9ZkCZVNs2iMYTIyMuJJKar

Перед "платкой" решил заправиться. Заехал после Спасской Полисти на Газпромнефть. Время 18-04, пробег 2085 км, от предыдущей заправки всего 214 км. Залил 21 литр по 47-65. Средняя поднялась до 60, но расход сильно не опустился - 11,3. Да уж, короткие поездки, прогревы и просто стоянка с работающим двигателем настолько сильно ухудшают эти показатели, что потом за 500 км нормального движения они так и не приходят в норму.
Пока заправлялся и мыл фары снова прочувствовал местную погоду. Всего -12, но ветер и влажность. И по ощущениям это намного холоднее "сухих" двадцати.
В 18-17 выезжаем на М11, пробег 2100.

ACtC-3cZ_Mf8yXSVb_uYWSSiAQg77EJ8AY_2Vgp-

Снова пустая дорога, снова телепорт. Поначалу был небольшой снег, но дальше он прекратился и трасса была совсем чистой. На обратном пути я ехал немного быстрее.

ACtC-3eaE1QiuAD0wg2FWBY9Zv2qTlw2_pjYsIxb

Совсем стемнело и больше уже не снимал.
В 19-32 началась Тверская область, пробег 2259 км. Я начинаю привыкать к этой трассе, и если в первые разы это казалось чем-то нереальным, то сейчас уже так не удивляешься.
В 21-03 "платка" кончилась и мы вернулись на М10, пробег 2444 км.
Перед Тверью заправился на Роснефти. Время 21-22, пробег 2452 км, от предыдущей заправки 365 км. Залил 45 литров по 46-00. Средняя 74, расход 11,9. Это ещё с первого дня в Кондопоге, от неожиданного сброса БК. А вот средняя по М11 получилась 125, но и расход больше 12-ти. Ехал 130-140 по спидометру. И если уж летом Дастер при таких скоростях вываливается за "десятку", то в морозы, да на зимних лаптях, расход выходит ещё выше.
Кстати, здесь уже было -20, но воспринимались они гораздо мягче.
В 21-33 вернулись на свой берег Волги, пробег 2467 км. 
Бесплатный кусок проскочили свободно и спокойно. Даже кажется, что он как-то кстати. Здесь можно спокойно заправиться, немного сменить темп движения, отдохнуть от монотонности М11.
В 21-55 снова выехали на платный участок, пробег 2501 км.
В 22-14 вернулись в Московскую область, пробег 2540 км.
В 22-43 после Солнечногорска вернулись на бесплатную дорогу, пробег 2593 км.
Да, в этот раз нам пришлось немного потолкаться в районе поворота на Шереметьево, но в 23-20 мы уже были на МКАД, пробег 2623 км. В общем, и в этот раз мы потратили не более 15-ти лишних минут, и 500 рублей они не стоят. А за всю М11 в этот день отдали 944 рубля.
Уже перед самым домом попали в пробку не "бетонке". Я подумал, что в полночь затора не будет, но после того как руководство полностью запретило движение грузовиков по МКАД, А-107 в нашем районе стоит всегда. Они отчитались, что перевели всех на ЦКАД, только вот ЦКАД у нас пока не достроен. Пришлось разворачиваться и объезжать.
К дому подъехали в 0-20, общий пробег за поездку получился 2719 км. Учитывая заезд в монастырь, дорога от Петрозаводска уложилась в 12 часов. Очень неплохо. Родной двор встретил нас морозом за 20, но насколько же у нас комфортнее чем в Питере. 

Подводя итоги, хочется сказать, что нам очень повезло с погодой. Мы попали в настоящую зимнюю сказку, проехали по чистым зимним дорогам, увидели очень красивую природу. Побывали в местах, которые когда-то давно проехали мимо. И очень хорошо, что коллектив нашего сына всё-таки поехал на этот конкурс. Наверное, без этого мы бы не собрались. А так получилась отличная поездка. И пусть мы многое проскочили, впечатлений всё-равно набрались, и на будущее кое-что приметили. Всё-таки, даже из нашей настоящей зимы очень неплохо выбираться на север. И кстати, от Кондопоги до Мурманска уже ближе чем до дома - каких-то 900 км. Ну это так, на будущее. 

А вот традиционной фотографии сувениров в этот раз не будет. Забыл сфоткать. Придётся ехать ещё.

Выбрать:

Можно разместить этот отчет в социальных сетях. Таким образом Вы помогаете популяризации сайта.

Яндекс.Метрика
По вопросам сотрудничества и размещения рекламы пишите plo@autotravel.ru