Откуда: Москва Когда: 04/2021
По маршруту: Новочеркасск, Краснодар, Феодосия, Новый Свет, Судак, Бахчисарай, Севастополь, Инкерман, Евпатория, Ялта, Керчь, Майкоп, Воронеж
Рейтинг отчета:
Автор: Участник форума: Maratosa
После поездки на Алтай в 2020 году, вопрос, куда ехать в следующий сезон, практически не стоял. Обычно мы стараемся чередовать северные (восточные) и южные направления выездов. Исключением стали только 2016 и 2017 годы, когда мы два сезона подряд катались по Закавказским странам (Грузии и Армении). Однако в этот раз направление поездки было выбрано заранее довольно точно. В качестве главной цели маршрута был выбран полуостров Крым, на котором мне до этого не приходилось бывать. Жена же была там в раннем детстве и мало что помнила. Должен сказать, что я больше любитель северной природы, и не очень люблю южные приморские края (хотя до сих пор считаю поездку в Армению очень интересной и удачной, но это все-таки не курортное направление), поэтому сразу вынужден предупредить, что впечатления от этой поездки и отчет будет весьма сдержанными и даже можно сказать «суховатыми», и ,наверное, не очень похожими на предыдущие рассказы, наполненные эмоциями. Все дело в том, что обычно при поездках на «наши» юга и моря я включаю «режим стороннего наблюдателя», и потом уже спокойно взвешиваю и оцениваю увиденное. Кроме того, Крым буквально нашпигован достопримечательностями, и если рассказывать про каждую подробно - на весь рассказ уйдет вечность. Поэтому постараюсь излагать кратко.
Крым хоть и вошел в состав РФ 7 лет назад, но все равно воспринимается уже весьма близким по духу, родным. Тем более было интересно посмотреть, какие изменения произошли за это время. Однако известно, что в Крым не ездил только ленивый, и подобный отчет не представляет особого интереса для широкой аудитории читателей. Но я все же постараюсь раскрыть именно свои впечатления от увиденного в поездке, оставив «за кадром» политические и исторические аспекты, с которыми можно без проблем ознакомится в разных источниках.
Несмотря на то, что мы подготовили наш маршрут фактически еще зимой, все же оставалась некоторая неопределенность со временем выезда. Взвесив все плюсы и минусы, было решено срочно выезжать в апреле, непременно до майских праздников, чтобы избежать скоплений народа на туристических объектах. Летняя поездка в Крым вообще не рассматривалась из-за высоких цен и большого скопления людей всюду. Поскольку мы не очень любим купаться в море, нас такой вариант совсем не расстраивал. Основной упор у нас делался на пешие прогулки, осмотр музеев и дворцов, поэтому даже было комфортнее ехать в середине весны. В качестве «нагрузки» мы решили добавить к осмотру еще республику Адыгею, чтобы немного «сдобрить» Крымские достопримечательности нашим югом. В Крыму же мы старались посмотреть самые основные, ключевые достопримечательности. Конечно, не все было доступно (в основном по причине реконструкций и ремонта, как было, например, с Балаклавскоой базой подводных лодок), но самые «ходовые» точки мы зацепили. К поездке особо не готовились, даже багажник был заполнен вещами фактически наполовину.

Все-таки юг - это не север, или восток, и по сравнению с прошлой поездкой на Алтай этот заезд воспринимался нами уже как легкая, вальяжная прогулка. По сути, так оно и оказалось. Итак, выезд был намечен на 17.04.21 , гостиницы забронировали в марте. На этом заканчиваю вводную часть, и далее расскажу, что у нас из этого всего вышло.
17.04.21 Москва-Новочеркасск.

Проснулись в субботу мы не очень поздно, однако выехали только в 10 часу утра.

На сегодня была запланирована ночевка в Новочеркасске в гостинице «ВОЯЖ» (Новочеркасск, Сарматская 27). Погода радовала, на улице было больше 15 градусов тепла, дачники рванули на свои фазенды, и мы опять собрали все пробки на Варшавском шоссе и в Бирюлево.

Выехав на МКАД только в 11-40,

неспешно пробрались к М4 . Впереди было больше 1000 км, но нас этот факт особо не тревожил (в отличие от заезда в прошлом году по трассе М5 «Урал», который начинался в похожей «дорожной толкучке», но гораздо более нервно и неопределенно). Что можно сказать про М4 в это время года? Трафик есть, но практически нулевой. На пунктах оплаты нет машин совсем. Шлагбаумы, при наличии транспондера, проезжаются без остановки. Даже фур на трассе минимальное количество.

Выехав из Московской области, в 13-45 мы остановились перекусить в Тульской. В Воронежской области погода испортилась, пошли дожди.

Трасса была абсолютна пустынна.


Торопиться нам было некуда, и мы остановились поужинать и заправиться. Примерно в 0-20 мы въехали в Новочеркасск, покружив по городу, нашли гостиницу.
Номер стоил 2 325 руб., заказывали его традиционно через Букинг.

Для ночлега это оказался вполне подходящий вариант. Разложились и легли спать. Единственный нюанс- отопление включенным обогревателем.
18.04.21. Новочеркасск, парк «Краснодар».
Сегодня нам предстояла задача добраться до г. Феодосии ( 673 км) , где у нас был забронирован номер в отеле «Феодосия» (Улица Пушкина 11, Феодосия).

По пути туда планировалось осмотреть несколько достопримечательностей. Погода была неустойчивой, небо было серым, но дождя пока не ожидалось. Перед прогулкой заехали перекусить на завтрак в Макдоналдс. После перекуса пошли к Вознесенскому кафедральному собору – главному храму Донского казачества.



памятник Примирению и согласию, установленный, чтобы увековечить события Гражданской войны,

памятник герою Кавказской, Русско-турецкой и Крымской войн – генерал-лейтенанту Якову Петровичу Бакланову,

и памятник казачьему атаману и генералу кавалерии Матвею Ивановичу Платову.

Покрутившись по городу, выехали на М4 и поехали в сторону Краснодара.

Погода по-прежнему не радовала, в районе Павловской начался дождь. Опять начали закрадываться сомнения, правильно ли мы едем. Было такое ощущение, что мы едем в Крым одни, умные люди же все поедут летом. Кстати, многие знакомые опять-таки чуть ли не вращали пальцем у виска, узнав, что мы собираемся в Крым в апреле. Но, забегая вперед, скажу ,что за время всей поездки нам ни разу (!!) не пришлось открыть зонтики или достать дождевики. Дождь всегда заставал нас или в машине, или при осмотре какой-то закрытой локации. Вот такое везение. В целом с погодой нам очень и очень повезло.
Заправляемся на подъезде к городу и едем к основному объекту, осмотр которого запланирован на сегодня. Когда мы строили маршрут нашей поездки, было решено заехать в парк «Краснодар». Парк «Краснодар» (также называемый парк Галицкого) — городской парк, расположенный на северо-востоке от центра Краснодара в микрорайоне Школьный, между улицами Восточно-Кругликовская и Героя Владислава Посадского, рядом со стадионом ФК «Краснодар». Парк построен на средства предпринимателя Сергея Галицкого и открыт 28 сентября 2017 года. Нас очень интересовал этот объект, т.к. он был заявлен как лучший парк в номинации Eurasian Park Awards, и даже удостоился премии International Large Urban Parks Awards. Некоторые люди, уже побывавшие в нем , окрестили парк «Краснодарским Зарядьем». Побывав в Зарядье и не испытав восторга, тем более было интересно заехать и сюда.
Значит , едем в парк.
Что можно сказать про сам Краснодар? В 2014 году мы проезжали этот город «транзитом» по пути в Геленджик. Мне он показался городом строек, автосервисов, шиномонтажей. Может мне это показалось, и впечатление было обманчиво? Увы. Проехав насквозь весь город в этом году, мое мнение не изменилось. Простите краснодарцы, но со стороны это выглядит именно так. Кругом какие-то рынки стройматериалов, гаражи–сервисы со сваркой/шиномонтажами/ экспресс-заменой моторного масла/ сход-развалами/ ремзонами. Подъехали в район стадиона , парковать машину пришлось во дворах. Как всегда в таких случаях бывает – во дворе лужи по щиколотку, газоны раскатаны колесами машин, заборы все в объявлениях о выдаче микрозаймов, кругом разбросаны какие-то старые покрышки, мусор.

Я уже писал, что российские города, честно говоря, уже начинают надоедать? Что же, я повторюсь.
Недавно мы обсуждали с женой прошлые /настоящие маршруты и сошлись во мнении, что очень устали от типичных российских городов. Вот прямо совсем.
Попробую пояснить.
Когда ты приезжаешь в первый раз в ту же условную Грузию, то сразу удивляешься архитектуре, городам, с любопытством смотришь на храмы, церкви с повышенным интересом.
В последующие разы, проезжая, ты уже почти их не замечаешь. Даже не останавливаешься.
Так и тут. Уже очень сильно приелись российские города. Фактически все схоже: въезжаешь- видишь название города на белой табличке, далее начинаются промзоны. Обязательно переезжаешь рельсы, торчащие из разбитого асфальта. По этим рельсам перегоняют поезда между цехами. Хорошо если дальше нет ям... при этом всюду какие-то склады, станции, цементные заводы и т.п.
Далее начинается частный сектор, в виде деревянных покосившихся пыльных домиков/ кирпичных замков. Потихоньку появляются малоэтажки/ хрущевки. Иногда они разбавленные новостройками в стадии "почти готово". По сторонам автосалоны и торговые центры. Затем какой-нибудь широкий проспект, который пересекает какую- то речку. Проспект, как правило, застроен "сталинками" и носит название традиционное: " улица Ленина". Затем появляются церкви и храмы по сторонам. Уже какое-то оживление кругом - народ, яркие вывески, забегаловки, бутики, вокзалы и тп.
Потом улица упирается в кремль, рядом с которым на тротуаре стоит сердечко и надпись" я люблю ...( Омск, Тулу, Новосибирск, Вологду... и т.д. (нужное подставить)). Рядом с кремлем находится набережная . Хорошо если с берега есть интересные виды, а не просто плиты закрывающие склоны берегов (узнали Омск, Сыктывкар и раннюю Пермь, да?) Ну и как водится, рядом краеведческий музей. Это можно сказать «обязательный атрибут». Внутри музея - наконечники стрел, посуда, оружие ( если город участвовал в войнах), одежда, продукция промыслов
В основном именно так выглядит " усредненный российский город". Возможна вариация в виде красивого вида на мост через главную реку города и, если городу повезло с деньгами, высотка в виде бизнес центра.
Поэтому уже возникает желание все это проскочить «транзитом» , нажав на педаль, при необходимости посмотрев лишь " знаковые" , т.е. " якорные" достопримечательности.
Для себя же мы поняли, что нас наоборот привлекают природные достопримечательности с интересными видами, с широкой перспективой, панорамой, до которых ведут пешеходные тропы. Примерами могут служить (в т.ч и те что не видели "в живую»): Сулакский каньон, Ай Петри, плато Путорана, г. Кивакка, Акташский ретранслятор, Учар, Ленские столбы, Муксалма, Орлиная полка и т.п. Список приведен просто для примера, совершенно в произвольной форме.
От города же за зиму мы просто устаем, и хочется уже природных, нерукотворных достопримечательностей.
Но мы немного отвлеклись.
Припарковав машину во дворе недалеко от стадиона, мы отправились смотреть парк.

Парк и стадион открыл основатель сети "Магнит" Сергей Галицкий. Он построен полностью на его деньги, Краснодарский край не вложил денежных средств. После строительства стадиона стояла достаточно сложная задача- организовать пространство перед ним.

Ведь стадион-это всегда большой наплыв народа. Обычно поле перед ним просто закатывают асфальтом. Столице региона сказочно повезло, что площадку не застроили жилыми многоэтажками и не отдали под ТРЦ.

Проектом парка занималось немецкое архитектурное бюро gmp International, оно же, проектировало стадион "Краснодар".

Парк, в отличии от « Зарядья» получился очень «воздушным» и люди тут не толкаются локтями. Зарядье – очень «тесный» туристический объект.

Если про «Зарядье» я, как житель столицы, могу сказать , что это объект для туриста, а не для местного жителя, то про «Краснодар» я такого сказать уже не могу. Он реально для прогулок горожан. Гулять по нему не надоедает, в отличии от «тесного» Зарядья.

В парке много воды, фонтанов,



Амфитеатр с рыбками вообще прекрасен. Чем-то отдаленно напомнило пруды с рыбками у Рамзана Ахматовича в Аргуне.

Очень серьезная работа была проведена с рельефом парка. Это не просто плоское «поле», а различные площадки на разных уровнях.

Проходя мимо, увидели, как тренируются юные футболисты на площадке рядом со стадионом.

Есть много обзорных точек для панорамных фотографий, все сделано очень качественно.


В общем если подвести итог - парк получился отличный, европейского уровня. Таких мест в России единицы. Однозначно очень крутой объект, очень достойно.
Ну а мы проследовали дальше.
Время было уже около 17 часов, перекусив в «Додо пицце» , мы начали выезжать из города. Улицы города спроектированы как тетрадь в клеточку, поэтому пока выползешь из него, соберешь все светофоры.
Выбравшись из города, двинули в сторону Керчи Крымскому мосту через Славянск-на-Кубани и Варениковскую. Смеркалось. Мы подъезжали к строящемуся участку трассы «Таврида», скорость несколько упала. Затем заправились на последней АЗС перед мостом до полного бака, и наконец-таки в 21-30 въехали на мост.

Все-таки это действительно грандиозное инженерное сооружение. Я хоть и далек от строительства мостов и дорог и тоннелей, но понимаю, что такое строительство - это очень высокий уровень инженерных технологий. Протяженность Крымского моста около 17 километров. Рядом проходят железнодорожные пути, причем их профиль более «плавный». Увидеть всю панораму моста, проезжая по нему фактически невозможно. Забегая вперед, скажу, что мы еще увидим его в последний наш день пребывания в Крыму, из города Керчь он виден просто отлично. Сама же трасса «Таврида» великолепна. Напоминает М11 Москва-Питер. Быстро долетели до Феодосии, и примерно в 22 часа свернули с трассы в сторону города. На уровне ощущений, по толчкам и биениям на руле, я почувствовал, что дорожное покрытие изменилось, появились ямы и колдобины. И я вспомнил, что где-то «это я это уже видел» . Да, да, именно там. Вы угадали. «Подобные «тычки» в пятую точку я отчетливо запомнил во время перемещения в 2013 году по территории «Незалежной». Очень знакомые ощущения, должен вам сказать. Неспешно заехали в город в полной темноте, и только тут стала ощущаться близость моря (хотя его и не было видно) и начавшейся отпуск.
Покрутились по узким улочкам города, мы нашли гостиницу, заселились. Чтобы вместиться всем, нам пришлось брать сразу 2 номера. На разных этажах. С 18 по 21 апреля стоимость такого блока (одноместный и двухместный номера) составила 10980 рублей, т.е. с учетом включенных завтраков я считаю, что ценник более чем гуманный.
Начали прикидывать план (он уже был, но нужно было сделать небольшие корректировки с учетом погоды) на завтрашний день. Должен сказать, что во время поездки по Крыму интернет работал у нас только через Wi-Fi, а Googleзаблокировал обновления при попытке освежить карты maps. Заморачиваться с прокси , честно говоря было просто тупо некогда, забил. Использовали «импортозаместительный» патриотический Яндекс. Итак, отпуск можно сказать начался.
19.04.21 Новый Свет(Тропа Голицына, «Караул-Оба»), Судакская крепость.

Проснулись часов в 7, позавтракали (был довольно неплохой шведский стол) в гостинице и, посмотрев прогноз погоды, наметили первую достопримечательность на полуострове для осмотра.

Забегая вперед , скажу, что она оказалась в пятерке лучших локаций за всю поездку наряду с Долиной приведений, плато Лаго-Наки, мысом Фиолент, Чуфут-Кале. Наш путь лежал в Новый Свет, где нас интересовала тропа Голицына.
Ехать было не очень далеко, и мы двинулись в путь. Вообще в Крыму все расположено очень компактно. Выехав из города , заправились на АЗС «Атан». На полуострове нет привычных глазу АЗС «Лукойл», «Роснефть» и т.п. В общем-то это понятно – санкции никто не отменял. После выезда за границы Феодосии я еще раз удостоверился в своем мнении: Крым за пределами трассы «Таврида» - это все та же уже давно до боли знакомая Украина образца 2013 года. По крайней мере у меня вся местность за пределами крупных населенных пунктов вызывает воспоминания о передвижениях по центральным областям и городам Незалежной: около городов Умань, Смела, Шпола Только там были ямы больше и заплатки еще более похабного качества.

Проехали мимо виноградников недалеко от Коктебеля,

дорога шла серпантином через перевалы.

Несмотря на южное направление, природа только начинала просыпаться.
И вот мы приехали в Новый свет, проблем с парковкой не было, улицы были практически пустые, бросили машину и пошли в сторону входа на тропу.
Поселок Новый Свет считается родиной знаменитого крымского шампанского. Его производство началось тут в 1878 году, когда винодел князь Лев Голицын основал в Новом Свете свой винодельческий завод.
Спустя годы по полуострову была проложена названная в его честь тропа, ставшая в одной из самых ярких достопримечательностей Крыма.

Погода как раз очень способствовала такому трекингу. Дул прохладный ветерок, мы шли в осенних куртках. Эту Тропу прорубил в скалах Голицын к приезду Николая II в Крым в 1912 году. Маршрут не очень длинный, протяженностью около 5 км. По пути открываются интересные виды на море.



Дорога идет по нескольким бухтам через грот Голицына. Грот – это пещера, в которой было организовано хранилище для шампанского, и в свое время тут выступал Шаляпин. Концерты в нем проводятся и сейчас, в гроте даже сохранилась небольшая сцена.


Погода пока радовала, было не жарко, и на входе на тропу мы увидели еще один указатель на маршрут «Караул-Оба» из нового Света в сторону д. Веселое.

Его протяженность около 7 км в оба конца. Конечно это не трекинг на Учар (если сравнивать по сложности и расстоянию) и даже не тропа через болота к озеру в национальном парке в Паанаярви, но для первого дня после офисной работы как раз отлично подходит для разминки. Примерно в 13-00 попив водички и пожевав сухофрукты, мы налегке пошли по указателям. На маршруте были заявлены какие-то особые «точки»: “Лестница Тавров», Ущелье «Адамово Ложе», «Скамья Голицына» и т.п. Мы увидели лишь некоторые из них. При движении по тропе вдалеке виден Царский пляж. Он наперебой предлагается всякими дельцами при организации «катаний на бананах» и позиционируется ими как один из лучших пляжей Крыма. Похоже, что, это преувеличение. Возможно, что Царский пляж мог быть когда-то и впрямь очень неплохим – пока он был сравнительно «секретным». Но не сейчас. Впрочем, сейчас он был пустой.

По пути на маршруте открываются весьма интересные виды в сторону морских горизонтов.

Из всех мест самым «засадным» оказалось только «лестница Обезьян», как называли ее местные туристы. Это была некая достаточно отвесная скала с торчащими из камней корнями.






В Новый Свет мы вернулись в 16 -20. Перекусив в машине, мы поспешили в Судак, в котором нас интересовала Генуэзская крепость.

Эта крепость является форпостом присутствия в течение нескольких веков генуэзцев на Крымском полуострове. Значение Генуи и Венеции в коммерческих делах средневековой Европы было очень велико. По этой причине представители этих двух апеннинских республик обладали монополией на торговлю.
Генуэзцы строили эту крепость очень долго – с 1371 по 1469 год. За основу были взяты византийские укрепления VII века и строения хазар IX века.
Крепость стоит на горе Кыз-Кулле-Бурун и содержит две линии обороны: внешнюю (нижнюю), в основе которой лежат 14 башен, и внутреннюю (верхнюю) – ее основу представляет Цитадель или замок Святого Ильи.
Примерно в 17-00 мы прибыли на место, очереди естественно никакой не было. Вообще стоит отметить, что в этой поездке мы не стояли в очередях в кассы за билетами нигде. Вот в чем плюс поездок в середине весны. Но, сразу говорю, этот «режим» не для всех. Тем, кто не представляет свой отдых без купания и хождения на пляж, это вариант категорически противопоказан.

Посмотрев Консульский замок, поднялись на смотровую площадку. Виды с нее достаточно интересные, видно совершенно безжизненную ( в плане количества народа) береговую линию.


Походив по территории , осмотрев башни крепости возвращаемся к машине.


Примерно в 18-30 выдвинулись в сторону Феодосии, и через 40 минут были у гостиницы. Темнеет на юге все-таки рано, пока зашли с сумками в номер, уже спустились сумерки. Перекусив в номере, начали изучать достопримечательности, запланированные на осмотр завтра.
20.04.21 Феодосия, Белогорск (Парк «Тайган»)

В этот день опять проснулись рано, погода была прежней- облачно, но без осадков.


Позавтракали и прошлись к набережной , чтобы улеглась пища.
По пути подошли к закрытом музею Грина(т.к. был вторник, то он не работал)
и вышли на набережную, прошлись до музея-картинной галереи Айвазовского.
Еще во время прокладки маршрута нам было известно, что он закрыт на реконструкцию. Честно признаться, я не большой поклонник его творчества, мне больше, например, нравятся темы картин Левитана, поэтому я не особо расстроился.
Окинули взглядом пустые ж/д пути в сторону вокзала Феодосии, и направились в сторону парковки за машиной.

Т.к. ребенок не был до этого в зоопарке мы решили совместить «приятное с полезным». Как следовало из туристических путеводителей, в Белогорске находился сафари-парк «Тайган», который позиционировался чуть ли не как «8-е чудо света» для туристов, ну или хотя бы как «топовая» достопримечательность Крыма.
Выезжаем из Феодосии , покрутившись по «чисто украинским» дорогам,

выезжаем на «Тавриду».

По пути, чтобы не тратить на это время в наш следующий «прогон», решили завернуть в сторону скалы Ак-Кая. Это отвесная скала, образовавшаяся в результате эрозии и выветривания меловых и палеогеновых известняков и песчаников, имеющая высоту 325 метров над уровнем моря, а над долиной возвышающаяся на 100 метров.

Пока подъезжали к скале, проскочили свалку забытых покрышек, и кладбище домашних животных. Если присмотреться, то вверху горы отчетливо видна «полка».

Забегая вперед, скажу, что похожую полку мы посетим уже непосредственно «ногами» в Краснодарском крае в конце нашей поездки.
Ну а мы вернулись на «Тавриду» и в 12-20 прибыли к парку «Тайган». По плотности машин на дороге на стоянке сегодня, 20 апреля, не сложно вообразить, какой «ад и огонь преисподней» тут творится летом во время наплыва туристов. Территория парка большая, нужно обслуживать все эти вольеры и клетки , кормить лечить животных. Этим можно объяснить и понять огромный ценник, который просят за его посещение. На входе сразу попали к «зазывале» на электрокаре, который за 600 рублей провез нас вдоль всех клеток. Его железный аргумент, что территория парка огромна, в итоге оказался не так страшен. Все проходится ногами, что мы и сделали потом повторно, чтобы сфотографировать животных и птиц детально.
Неопасные животные огорожены небольшим забором, так что даже дети могут их погладить и покормить с рук.

Тут есть жирафы,

различные копытные, верблюды и т.д.
Опасные животные живут в закрытых вольерах.

Тут есть львы, тигры и кабаны.

Конечно, основной доминантой парка все же являются львы.

Тут же продают корм для них. Можно сфотографировать со львенком, можно «заказать» его в номер на ночь в гостиницу. На территории парка так же есть гостиница и кафе.
Честно говоря, я не любитель подобных объектов, поэтому отнесся к посещению этого места весьма «прохладно» . Ребенку же было довольно интересно.
В целом, если подводить итог, это место мне напомнило парк «Воробьи» - первый в России парк птиц, расположенный в Жуковском районе Калужской области рядом с селом Воробьи.
Только масштабы, конечно, совсем разные и в Тайгане много опасных животных.
После осмотра парка в 13-20 трогаемся в обратный путь в сторону Феодосии. Через час приехали в город и поехали по направлению к генуэзской крепости.
Приехав, увидели, что масштаб развалин, конечно, не такой как в Судаке, скорее остатки былого величия. Недалеко от крепости расположен памятник Афанасию Никитину, который посещал этот город в XV веке, когда он назывался Кафа.
Сама крепость требует реставрации, но она вряд ли возможна, т.к. крепость плотно окружена современной застройкой. Неподалеку находится воинская часть и православный храм достаточно необычной архитектуры.
С берега в Феодосийском заливе виден интересный объект - Турецкий сухогруз Berg, который затонул тут в 2018году.
Необычно. Может быть стоило поднять и распилить ? (заодно распилив не только егоJ)
Прошелся в сторону ретранслятора, стоящего на противоположной стороне от крепости.

Оттуда открываются неплохие виды на залив и порт.
Следующей точкой осмотра был маяк на мысе Святого Ильи. Он построен в 1955 г. В 2006 г был реконструирован. Внутрь маяка не попасть, он действующий.

С мыса открываются неплохие виды на море, снизу видны какие-то недостроенные помещения.
В целом место довольно интересное.
Примерно в 17-00 вернулись в гостиницу, выложили вещи, поставили машину на стоянку и пошли прогуляться пешком по городу.

Поужинали в кафе «Аркадия».
Хорошее место, порции большие, ценник гуманный.

Прошлись по набережной, народа почти не было.

Все-таки видно, что туристический сезон еще не начался и город еще «спит».
Основные достопримечательности сосредоточены именно вдоль набережной: Фонтан Айвазовского, Памятник феодосийскому десанту и защитникам Феодосии ,
и пр.Конечной точкой нашего сегодняшнего похождения была могила Айвазовского, расположенная на территории средневековой армянской церкви Сурб Саркис. Мы дошли туда уже в темноте, фоткать не стал, и потом отправились в сторону гостиницы по уже знакомому пути.

21.04.21 Бахчисарай, Ай-Петри – Ялта –Севастополь.
В этот день предстоял дальний перегон в Севастополь, с попутным осмотром достопримечательностей.

Рано утром мы встали, и в 9-00 поехали в сторону Старого Крыма. Дорога- обычная двухрядка.

Она была основной дорогой до Севастополя , по которой следовал весь трафик, который проходил через полуостров. Раньше, пока не появилась «Таврида», эта трасса была сильно перегружена, иногда даже случались сильные заторы.
В районе Белогорска вышли на новую трассу «Таврида». В 10-45 сворачиваем в сторону Бахчисарая. Тут уже достаточно тесные улицы, на платных парковках стоят зазывалы «южной наружности».

Проезжаем эти парковки и становимся около ресторана на бесплатной парковке.
Если включить воображение, то нетрудно представить, что здесь творится летом в разгар туристического сезона.
Бахчисарай, являлся столицей Крымского ханства с 1532 по 1783г. Основной доминантой города является Ханский дворец, который выглядит как уменьшенная копия дворца Топкапы в Стамбуле. Такое сходство легко объяснимо, если учесть, что почти всю свою историю Крымское ханство было в вассальной зависимости от Османской империи.

Стройка дворца началась при хане Сахиб-Гирее в 1532 году и потом он неоднократно перестраивался. После завоевания Крыма русской армией дворец посещали императоры. А в 1820 году дворец вместе с генералом Раевским посещал Пушкин А.С.
И вот мы на входе во дворец, купили билеты, ждем экскурсовода. Во дворец пускают только группами. Дворец представляет собой интересный образец крымско-татарской архитектуры.
Сначала мы проходим в Посольский сад, потом в Летнюю беседку для отдыха.
А вот тот самый фонтан, который описывал в своем произведении Пушкин.

Затем перешли в гаремный корпус, в котором представлены интерьеры.

Потом пошли во внутренний двор, где пофотографировали окружающие виды.

После осмотра дворца вышли к машине и поехали в сторону Чуфут-Кале.
Улицы узкие, чувствуется восточный колорит. Остановились на бесплатной парковке, и пошли по дороге в гору к Успенскому монастырю.

Часть территории находится внутри скалы. На другой стороне ущелья расположен отреставрированный храм. На очень крутом склоне выстроена стена, и стройка эта продолжается.
Через километр движения вверх по ущелью виден Чуфут-Кале.
Чуфут-Кале представляет собой плато, возвышающийся почти на 550 метров над уровнем моря, окружённое с трёх сторон отвесными скалами.

Поднимаемся к воротам. Пещеры эти очень древние, насколько известно , последние живущие люди покинули этот город в 19 веке.

В этой крепости обитали малочисленные народы — аланы, кыпчаки, караимы.
В 1421-ом году Чуфут-Кале становится столицей крымского Юрта и резиденцией крымского хана Хаджи I Герая, и через семь лет город получает независимость от Золотой Орды. Наибольший расцвет крепости приходится на этот период.
Поднялись наверх.
Дальше начинаются уже более современные постройки –Караимские Кенасы и Мечеть.
Не совсем понял как появилась эта «колея». Кто ее сделал и зачем?
В итоге мы оказываемся около площадки, с которой открываются обалденные виды.

Дошли до противоположных ворот крепости (похоже, в зимне-весенний сезон они закрыты) и начинаем спускаться в обратном направлении.

Подводя итог под личными впечатлениями, можно отметить следующее.
Я пытался вспомнить из увиденного мною ранее, пытался понять, что мне напоминает Чуфут-Кале. В итоге пришел к выводу, что это этакий «симбиоз» пещерного города Уплисцихе и монастыря Вардзия в Грузии. Это если проводить параллель с ранее увиденными местами. В целом же, «объект» определенно заслуживает внимания, и очень понравился.
В 14-30 мы выехали с парковки и поехали по направлению к Ялте. Идея была такая- мы выезжаем по старой заброшенной дороге (Бахчисарайское шоссе) через Танковое-Голубинку –Соколиное- Охотничье в район Ай-Петри, смотрим там все, выезжаем в район Гаспры , поверхностно смотрим Ласточкино Гнездо , и перекусив уже едем в Севастополь в наши заказанные апартаменты. Вот таким был план на оставшийся день.
При въезде на Бахчисарайское шоссе в Танковом стоит плакат, который говорит, что шоссе, якобы, закрыто. Но мы уже знаем, что это не так, после изучения отчетов отдыхающих. Поэтому едем спокойно.
Проехали еще какие-то населенные пункты,
и в 15-20 въехали на разбитый серпантин.

Дорога петляла достаточно долго, пересекая главный каньон Крыма. Спустя какое-то время лес кончился, и мы выехали на плато. В 16-20 повернули перед селом Охотьничье в сторону канатной дороги. Эта канатка тоже является достопримечательностью Крыма: между ее средней и верхней станциями расположен самый протяженный в Европе безопорный пролет длиной 1670 метров. Он внесен в Книгу рекордов Гиннесса. Но нас все же интересуют именно виды от площадки и «зубцы».
Ай-Петри имеет греческое происхождение и означает «Святой Петр» – до XV века на горе располагался храм Святого Петра.
По сторонам в расщелинах еще лежит снег.
Вот тут уже ранняя весна действительно чувствуется. Забегая вперед скажу, что это было самое ветреное место за всю поездку, ветер пробирал до костей.

Даже в Долине приведений не было такого холодного, пронизывающего ветра.



Дорога вниз оказалась несколько лучше, чем на северном склоне.
Выехали на Южнобережное шоссе, по навигатору добрались до парковки, от которой начинается тропа к «гнезду» Само Гнездо уже было закрыто, ограничились поверхностным осмотром.

Дорога от стоянки идет «в никуда» . Нужно пройти метров 100 вдоль автомобильной дороги и потом свернуть направо около санатория Парус. Мы решили, что обязательно заедем сюда в рабочее время, чтобы осмотреть это «восьмое чудо света» детально. Но рассказ об этом будет потом.
А пока мы зашли в ресторан "Елена" (г. Ялта, Алупкинское шоссе, 5а) и поели жареной барабульки с супом. В 19-53 уже в сумерках мы выдвинулись в сторону Севастополя, где нам предстояло провести следующие несколько дней.
Уже в 10 часу вечера мы добрались до наших апартаментов на ул. Адмирала Фадеева ( GuestRoomsinPark-Hotel , ул. Фадеева, 48). Номер находится в новостройке рядом с парком Победы и обошелся нам в 14400 рублей (с 21.04 по 25.04.21) По сути это студия, с хорошим ремонтом сдающаяся через компанию. В этом доме снизу также находятся магазин Меркурий (аналог нашей «Азбуки Вкуса», ресторан «Мимино» (грузинская кухня) и «Мияги Hall» (суши-бар). Такое соседство очень удобно, да и в целом эти апартаменты нам понравились. Рекомендую. Перекусив, легли спать пораньше.

22.04.21. Севастополь, Инкерман, Евпатория.

День начали с завтрака в номере и прозвона нескольких интересующих достопримечательностей, которые были у нас в заранее сформированных списках, но мы решили перестраховаться и перепроверить, чтобы не сгонять «порожняка».
Для начала был сделан звонок в Подземелье холодной войны (Объект 825 ГТС) https://autotravel.ru/otklik.php/8809 - бывшая секретная база подводных лодок. Звонок сделали не зря, т.к. объект был на реконструкции, которая закончилась только во второй половине мая. https://autotravel.ru/news.php?id=10808
Если бы поехали без звонка , то получился бы «порожняк».
Не попали, пришлось вычеркнуть. Очень жаль.
Следующий объект – Михайловская батарея ( https://muzey-sevastopol.ru/mihail) тоже находилась на реконструкции. Что ж, ограничимся лишь внешним осмотром. Вычеркиваем.
После этого был сформирован план на этот день: 1. Едем через Инкерман на противоположный берег Севастопольской бухты посмотреть изнутри Константиновскую батарею и снаружи Михайловскую. Затем едем в сторону Евпатории, по пути смотрим розовое озеро Сасык-Сиваш, после этого возвращаемся в город. В общих чертах был такой план, и мы поехали.
Севастополь при движении по нему на машине произвел на меня необычное впечатление обилием круговых перекрестков. Их тут действительно очень много, сначала это кажется странным после Москвы, но потом постепенно привыкаешь. В остальном ничего сверхъестественного. Некоторые говорили, что привыкнуть очень тяжело, но на деле это не так. Так когда-то говорили и про Махачкалу, которая мне очень понравилась своим трафиком, напоминающим Москву в период «нулевых» , отсутствия камер и безумной разметки .
Проезжая через Инкерман в 10-30 заехали в Свято-Климентовский пещерный монастырь (VIII - IX вв). Монастырь действующий, после Успенского монастыря воспринимается скромно. Территория монастыря небольшая.
Монастырь назван в честь Святого Климента – римского священника, сосланного в 92 г. Н.э. за христианские проповеди императором Траяном в каменоломни на задворки Римской империи. В итоге после прибытия в Херсонес Климента убили, а его мощи хранились в подземном гроте около Херсонеса. Доступ к мощам открывался в годовщину смерти.
Осмотревшись, поднялись дальше на стоянку перед Византийской крепостью Каламита (VI в.).

Сама крепость уже превратилась в руины, но вот виды со стороны крепости на город открываются интересные.

Даже завод ЖБИ не сильно их портит.
Прогулялись, и поехали смотреть Константиновскую батарею. Поставили машину на парковку, и пошли к входу.
Батарея была построена в 1840 году. Толщина стен 2,5 мета. 97 орудий . Гарнизон 500 человек.
Во время Крымской войны батарея сдерживала англо-французскую эскадру со стороны моря. В Великую отечественную отражала натиск немецких войск.
В батарее также представлена экспозиция, посвященная ее реставрации, а также деятельности Русского географического общества.

Со стен батареи открываются хорошие виды на Севастопольскую бухту и военные корабли, стоящие на рейде.

После осмотра одной батареи мы проехали посмотреть другую- Михайловскую, которая была закрыта, поэтому ограничились внешним осмотром.

Действительно, видно, что объект не функционирует и законсервирован.

После осмотра мы отправились в сторону Евпатории.
Дорога до Евпатории ничем примечательным не запомнилась, по пути снимать не стал.
На подъезде к городу заехали посмотреть еще на одну достопримечательность – озеро Сасык-Сиваш. Это озеро в Крыму хорошо известно всем инстаграмщикам и инстаграмщицам. На самом деле, оно интересно тем, что цвет воды в нем – розовый из-за бактерий, вырабатываемых водорослью Дуналиелла. Их активность способна менять цвет воды от сиреневого до красного. Вроде бы так.

В реальности же был единственный турист, наверное, за всю историю Крыма, кого оно не впечатлило, сильных восторгов не вызвало, оставив на уровне подсознания какие-то ассоциации с рекой Сак-Элга и прудами – отстойниками около завода «Карабашмедь». И этот турист - я. Это если говорить честно. Без прикрас.

Поехали дальше. Посещение Евпатории изначально не входило в наши планы, поэтому мы доехали до памятника евпаторийскому десанту, развернувшись за железнодорожным переездом при въезде в город.
Осмотрелся вокруг, вода была какая-то мутная.
Поехали назад в Севастополь, по пути в гостиницу была идея заехать посмотреть Свято-Никольский храм и братское кладбище, которое находится рядом.

Храм необычен своей формой в виде пирамиды. Рядом с храмом увидели старый крест, который падал несколько раз частями , а затем вновь и вновь водружался на храм.
И потом все-таки был заменен на современный.
В 18-50 мы выдвинулись в наши апартаменты, предварительно заехав в «Миминоши» (Фадеева 48) и поев хинкали.
23.04.21 Севастополь.
Этот день решили полностью посвятить осмотру Севастополя.

После завтрака в номере выдвинулись в сторону Херсонеса Таврического.

Херсонес основан греческими колонистами в 422 году до н. э. и около долго являлся богатейшим городом Северного Причерноморья. В середине XV века он пал от набегов тюркских кочевников (в последствие ставших крымскими татарами).

Припарковали машину, и пошли смотреть. Место достаточно необычное. От берега открываются виды на Севастопольскую бухту и корабли.

Сами музеи на территории заповедника напомнили мне чем-то музей Эребуни в Ереване.

Тут тоже можно увидеть разные артефакты, найденные во время раскопок.

После осмотра Херсонеса, поехали смотреть Панораму обороны Севастополя. Осмотр панорамы идет с экскурсией. Пока стояли и ждали начала экскурсии, осмотрелись вокруг. Путешествуя по Крыму и Севастополю, мы обратили внимание, что многие музеи еще находятся в запущенном состоянии, и идет их масштабная реконструкция.
Мы полагаем, что после включения полуострова в состав РФ идет активная работа в этом направлении, которая до этого не велась. Что ж, будем надеяться, что скоро все исправят.
Про саму панораму сложно что-либо рассказывать. Это история. Панорама представляет собой полотно работы художника Франца Рубо, на котором он отразил решающий момент штурма русских укреплений англо-франко-турецкими войсками 06.06.1855г. В этот день 75-тысячная русская армия отразила атаку 173 тысяч войск противника.

Внимание художника к деталям безупречно.

На полотне отображены в том числе командующий русскими войсками адмирал Павел Нахимов, хирург Николай Пирогов, матрос Кошка и первая русская сестра милосердия – Даша Севастопольская.
Экскурсию проводил опытный экскурсовод, который работает тут уже много лет, очень профессионально рассказывал, и подключив минимальное воображение, несложно представить события, которые развивались тут в 1854-1855 гг.
После осмотра панорамы мы приехали на одно из ключевых мест обороны Севастополя во время Крымской войны – Малахов курган. Именно тут шли ожесточенные бои, про которые нам рассказывали при осмотре панорамы.На вершине кургана можно увидеть реплики батарей русских войск, которые дают понять, как сражались русские артиллеристы.
Так же на горе представлен памятник, стоящий на месте смертельного ранения адмирала В.А. Корнилова 5.10.1854 г.
Памятник был разрушен в годы Великой Отечественной войны и восстановлен в 1983 году. Памятник- «двойной». Он необычен тем, что кроме Корнилова, на постаменте еще стоит матрос Кошка, приготовившийся заряжать пушку. О нем нам тоже рассказывали при осмотре панорамы.

Зашел посмотреть музей в оборонительной башне, посвященный этим же событиям.

После осмотра кургана, поехали посмотреть центр города.

Бросив машину, пошли в сторону Графской пристани.

Пристань названа в честь командующего Черноморским флотом графа М.И. Войновича – тут он спускался к берегу, подъезжая к месту своей службы из дома. Колоннада, которая видна со ступеней была построена в 1846 году англичанином Джоном Уоптоном, дополнена львами из мрамора. Это работа рук скульптора Фердинандо Пелличио.
По пути посмотрели стройные ряды тюльпанов.

На пристани было много рыбаков.

Перед Графской пристанью и Морским вокзалом мы свернули к самому знаменитому памятнику Севастополя, его «визитной карточке» - Памятнику Затопленным кораблям.

Во время Крымской войны в 1854 году, во время Первой обороны Севастополя русские моряки сами затопили свои корабли у входа в Севастопольскую бухту, для того , чтобы не дать войти в нее англо-франко-турецкой эскадре.
Затем мы подошли к памятнику Нахимову. Интересный памятник с фигурными горельефами.

Потом мы поднялись по лестнице, и вышли на Матросский бульвар, осмотрели самый старый памятник Севастополя – памятник подвигу капитана А.И. Казарского.
Памятник был установлен в 1839 году , инициатором его установки выступил адмирал Лазарев.
Очень интересный памятник посвящен событиям, произошедшим во время русско-турецкой войны. 14 мая 1829 года 18-пушечный бриг «Меркурий», под командованием А.И. Казарского был окружен двумя турецкими линейными кораблями «Реал-беем» и «Селимие». Турецкая флотилия имела 10-кратное превосходство в пушках над нашим бригом. «Меркурий» принял бой и выиграл его, нанеся критические повреждения турецким кораблям, при которых они не могли продолжить бой. Действительно героический подвиг.
На памятнике сделана надпись: «Казарскому. Потомству в пример». Говорят, что, авторство этой надписи принадлежит Николаю I.
Рядом памятником стоит бронзовый памятник- «макет» , изображающий маневры «Меркурия» в этом бою.

Недалеко стоит памятник изобретателю радио А.С. Попову. Именно тут была создана первая береговая радиостанция для связи с кораблями.
Прошли к Собору Святого Равноапостольного князя Владимира. В этом соборе захоронены русские адмиралы П.С. Нахимов, В.И. Истомин, В.А. Корнилов, погибшие при обороне Севастополя 1854-1855 годов во время Крымской войны.
Прошли по улице Марата ) в сторону Большой Морской улицы мимо Покровского собора к машине. Находившись, поехали в сторону гостиницы. В 20-00 перекусили в номере и стали готовиться ко сну, т.к. завтра опять надо было вставать рано.

24.05.21 Севастополь.
Погода опять радует, продолжаем осматривать Севастополь.

Перекусив, выдвинулись в сторону южной части города, где нас интересовала музей-диорама «Штурм Сапун-Горы» (7мая 1944г). Прибыли на место, поставили машину на стоянке и на гору.

На входе представлена экспозиция бронетехники времен ВОВ.

После осмотра мы проследовали к панораме.

Вход, как и на панораму периода Крымской войны, осуществляется с экскурсией. На первом этаже расположен музей, в котором экспонируются предметы, личные вещи, образцы оружия участников этих героических событий.

Не буду утомлять читателей пересказом деталей этой военной операции, скажу лишь, что экскурсовод рассказывал опять-таки очень профессионально и интересно.

После осмотра этого исторически значимого места мы выдвинулись в сторону мыса, с которого видны руины генуэзкой крепости Чембало.
По аналогии с Судакской крепостью, Чембало была одним из генуэзских фортов на полуострове. Хоть крепость и сохранилась в виде руин, с холма открываются радующие глаз виды. Осмотрев, поехали заправиться и выдвинулись в направлении мыса Фиолент.
Виды с двух сторон мыса открываются великолепные.

После посещения мыса поехали в сторону центра, перекусить и посмотреть музей Черноморского Флота (г. Севастополь, ул. Ленина, д.11).Здание музея выглядит очень круто! Это очень старое строение- основано в 1869 году. Прямо шедевр архитектуры.

Купили билеты, и пошли смотреть внутри.
Экспозиция представлена макетами кораблей, личными вещами, оружием, формой офицеров и пр. предметами с кораблей различных периодов развития флота в этом регионе.

Сам по себе музей отличный, но очень старый, можно даже сказать «нафталиновый».

В добром, уютном смысле этого слова.
Осмотрев, пошли перекусить в столовую «O’key”.

Обычная столовая, где все набирают «первое, второе, третье, компот» подносами. Перекусили на скорую руку. Быстро, сытно и бюджетно. После этого еще немного прогулялись по центру

и поехали в сторону гостиницы.
Припарковавшись, пошли погулять в парк Победы, расположенный рядом с апартаментами.

Видно, что парк недавно реконструировали, но работы еще ведутся.

Полюбовавшись закатом и видом на море, пошли в номер.

Легли спать пораньше, т.к. завтра опять предстоял ранний подъем.
Отпуск подходил к «экватору» и нам нужно было уже начинать движение в обратном направлении, т.е. в сторону дома.
Продолжение следует...
Можно разместить этот отчет в социальных сетях. Таким образом Вы помогаете популяризации сайта.